35 лет назад — 1 ноября 1986 года — состоялась премьера художественного фильма «Прости».
По сценарию Виктора Мережко.
История о том, как один день разделил жизнь героини на то, что было «до» и то, что будет «после».
Еще утром тридцатилетняя Маша (Наталья Андрейченко) была вполне счастливым человеком. У неё прекрасная семья — любимый муж-красавец (Игорь Костолевский), десятилетняя дочь. Правда, муж частенько задерживается по вечерам — у него постоянные совещания и много работы. Но сегодня предпраздничный день и они собираются в гости к лучшей подруге Маши, поэтому муж обещал прийти домой пораньше.
Всё меняет телефонный звонок. Незнакомая женщина — «доброжелатель» сообщает Маше, что муж давно ей изменяет и она сама может в этом убедиться, приехав днём по указанному адресу.
Конечно, Маша, поймав попутную машину, едет. Больше для того, чтобы убедиться, что ей сказали неправду. Но, к своему изумлению, видит мужа, встречающего с цветами юную и красивую девушку и уезжающего с ней в неизвестном направлении.
А дальше события одного дня начинают нарастать для Маши как снежный ком, превращающийся в лавину. Это и ссора с коллегами по работе в «дружном» женском «серпентарии», и разочарование от встречи со своей первой школьной любовью (Алексей Жарков), заявившемся, чтобы занять денег на бутылку.
И Маша в сердцах срывает зло на дочери, а после едет на день рождения к своей лучшей подруге. Но лучше бы она этого не делала — любимый мужчина подруги (Владимир Меньшов) начинает оказывать красавице Маше знаки внимания, и лучшая подруга стремительно становится бывшей подругой.
От отчаяния Маша принимает сомнительное приглашение водителя попутной машины поехать к нему в гости на окраину города. Но дома у нового знакомого его ждёт неожиданно вернувшаяся с дачи жена. И Маша вынуждена ретироваться, выбегая в ночь на улицу.
На этом день не заканчивается, впереди её ждёт самое страшное событие безумного дня…
И хотя у фильма открытый финал — отчётливо понимаешь, что жизнь Маши уже никогда не будет прежней…
Фильм вошёл в список лидеров кинопроката 1987 года.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», Наталья Андрейченко была признана лучшей актрисой 1987 года.
========
Фильм можно посмотреть тут:
https://youtu.be/K2dbhoaZ7PI
=========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
==========
Ушел из жизни замечательный кинодраматург Виктор Мережко. Мы соболезнуем всем, кто знал его и любил. В память о классике нашего кино публикуем небольшой текст, предварявший сборник его сценариев, выпушенный «Сеансом» в 2007 году. О первой ленфильмовской картине Виктора Мережко рассказывает режиссер Виталий Мельников.
-
Виктор Мережко
Что такое «киносценарий» никто толком не знает, а читают эти сценарии только специалисты, по долгу службы. Неведомо также, почему здоровый, нормальный человек вдруг начинает что-то придумывать и записывать, не очень надеясь на то, что придуманное и записанное станет когда-либо фильмом. Слишком уж длинная череда случайностей и граничащих с чудом совпадений должна свершиться, чтобы задуманное материализовалось. Во-первых, желательно, чтобы отправленные в «инстанцию» авторские киногрезы попали по нужному адресу и в нужные руки. Во-вторых, в-третьих и в-четвертых, грёзы эти должны привлечь внимание, заинтересовать и убедить многих «узких специалистов» — редакторов, деловых людей, режиссеров, операторов, художников, артистов — всех, кто потом коллективно будет «делать фильм». А это все люди разные. Словом, киносценарий — это, прежде всего, призыв автора-одиночки: «Всем, всем, всем»! Призыв к еще неведомым единомышленникам. А найдутся ли такие единомышленники — ещё вопрос! Чаще всего побеждает маниакальное упорство, неодолимая потребность автора высказаться с экрана во что бы то ни стало. А для этого нужно немалое мужество и самоотверженное терпение. И ещё желательно везение, и ещё, простите, талант.
Эту историю рассказывают по-разному, но у меня преимущество: я незаинтересованный очевидец. Зимой 1972 года на «Ленфильм» поступил заказной пакет с киносценарием. Сначала его, как положено, зарегистрировали. Поскольку сценария, поступившего под названием «Здравствуй и прощай» никто не заказывал и в министерских планах он тоже не числился, приблудный пакет направили в «подотдел самотека». Есть такой на каждой студии. Здесь специалисты просматривают всякую макулатуру и вежливо отфутболивают графоманов. Сценарий был написан вовсе не графоманом, а выпускником ВГИКа, неизвестным В. Мережко. Прислал он его по молодости «просто так», «от себя», т. е. без всяких рекомендаций и предисловий. Сценарий вполне мог оправдать свое название «Здравствуй и прощай» — сгинуть в дебрях студийного «самотека».
Тогда считалось, что ношение бороды непременно ведет к диссидентству.
Однажды я зашел в комнату редакторов и обнаружил за столом сотрудника по фамилии Бессмертный. Он сидел, уткнувшись в бумаги, и улыбался. Это было странно. Редакторы вообще никогда не улыбаются, такая у них работа — быть бесстрастными и беспристрастными.
«Вот, подкинули мне, — пояснил Бессмертный, — вроде смешно, может, почитаешь?»
Кончилось тем, что я почему-то решился поставить фильм по сценарию этого малознакомого бородача.
У всех редакторов тогда была еще одна особенность: они ловко уклонялись от ответственности. Сценарий «Здравствуй и прощай» был про бойкую, независимую колхозницу Шурку, обремененную тремя детьми и непутевым мужем Митькой. Бессмертный спихнул мне этот сценарий неспроста. В нем, в этом сценарии все было не так. Все было не по правилам. Напрочь отсутствовала тема «соцсоревнования на селе», а также тема «становления личности в коллективе». Зато выпирали и настораживали предосудительные отношения замужней многодетной Шурки и приезжего милиционера. Герои объяснялись на странной смеси русского и украинского т. е. на «суржике», грубовато шутили, занимались всякими пустяками: доили по вечерам коров, копали картошку, а в финале героиня, готовясь к зиме, обмазывала глиной и, простите, навозом свою хатёнку. Такой вот финал! Прямо скажем, сомнительный финал! Но по прочтении было почему-то и смешно, и грустно, а наивные рассуждения героев вдруг даже казались возвышенными, значительными и глубокими. «Может быть, вызовем этого В. Мережко? — рассуждали в Первом творческом объединении, — поглядим, что за человек».
Наутро секретарша с тревогой сообщила: «Товарищи! Он же с бородой!». Тогда считалось, что ношение бороды непременно ведет к диссидентству. За секретаршей вошел и сам В. Мережко. Это был вполне небунтарского вида молодой человек. С легким южно-русским акцентом он рассказал про себя и про ростовское издательство «Молот», в котором работал до ВГИКа. Даже не рассказал, а показал, точно и очень смешно изображая коллег и соучеников, вгиковцев. Беседа шла в непринужденной обстановке. Под конец В. Мережко запел. Это было странновато, но понятно, потому что его сценарий редакторы, в конце концов, расхвалили и утвердили. Утвержденный Мережко с чувством исполнил романс про пару гнедых под невесть откуда взявшуюся гитару. Он перебирал струны, лихо отставив култышку пальца, обрубленного «на сельхозработах». Кончилось тем, что я почему-то решился поставить фильм по сценарию этого малознакомого бородача.
Тут, как говорят итальянцы, комплимент автору сценария!
Главные неприятности поджидают сценариста, да и режиссера, когда после утверждения сценария, начинается выбор натуры. Выдуманных героев, хитросплетенный сюжет предстоит внедрить в реально текущую жизнь. На фоне неуправляемой и неотредактированной жизни герои и события вдруг обнаруживают свою кричащую, наглую фальшь, как и чистенькие костюмы, специально для героев сшитые. Нередко приходится переписывать сценарий, менять актеров и производить другие разрушительные действия. Но в случае со сценарием Виктора Мережко случилось нечто обратное. Увидев в Приморске под Ростовом беленые хатки и кривые переулочки, услышав певучий «суржик» из уст местных жителей, я еле сдержался, чтобы не закричать немедленно: «Мотор!». Только в таком месте и могла жить наша героиня Шурка, только там и могли происходить сценарные события. Более того, мы стали приглашать на вторые роли местных жителей, и они блистательно справлялись. Для них сюжет не был выдумкой, они поверили в него сразу — безоглядно и чистосердечно. Тут, как говорят итальянцы, комплимент автору сценария! И только ему! После выхода картины на Мережко обрушились предложения и приглашения от известных режиссеров, а они в свою очередь стали приглашать известных артистов. Так начался успешный творческий путь Виктора Ивановича Мережко. Достаточно перечислить некоторые его картины: «Здравствуй и прощай», «Одиножды один», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Трын-трава», «Трясина», «Родня», «Полеты во сне и наяву». Пьесы его перечислять не буду — их у него пятнадцать. Нельзя сказать, что творческий путь этот был совершенно триумфальным. Случались и неудачи. Но это только вызывает уважение. Былые неудачи — это рубцы от старых ран, полученных в честной битве.
Чтобы написанное выше выглядело солиднее (ведь речь идет о маститом художнике), привожу цитаты из первоисточников. Вот что, например, писал о Мережко и о сборнике его первых сценариев замечательный кинодраматург и комедиограф Эмиль Брагинский: «Мережко с первой картины уже состоялся как писатель, как личность со своими симпатиями и своей манерой. Именно своей манерой, когда сразу не поймешь, что перед тобой: вроде комедия, так нет же — есть по-настоящему драматические сцены, а сразу после серьезных эпизодов есть эпизоды совсем смешные, и из всего этого переплетения рождается произведение живое, жизненное, основа которого правда! А женские характеры? Самоотверженные и решительные они у Мережко поразительны и прекрасны!» Брагинскому вторит и режиссер Лев Арнштам: «В сценариях кинодраматурга Мережко свой странный мир! Он многогранен и многосложен». А Брагинский продолжает: «Странный мир Мережко — это бескорыстные и неодолимые в своих симпатиях и антипатиях люди, для которых нет таких понятий, как приспособленчество, подхалимство, карьеризм. Его герои — максималисты». Пожалуй, точнее не скажешь. Написано это было еще в восьмидесятые годы. С тех пор Виктор Иванович Мережко не изменил своих пристрастий.
Читайте также
-
Глухая балерина — Из книги Бориса Тулинцева «Нестертые следы»
-
Одинокий голос переводчика — О феномене «авторского» киноперевода
-
Читаем Элинор Копполу — «Заметки о создании фильма „Апокалипсис сегодня“»
-
И-Ти и смотри — «Инопланетянин» 40 лет спустя
-
«Компульсивная красота» — От Бретона к Бунюэлю
-
Ты мне еще Ницше начни цитировать — «Конан-варвар» в России
Прости
Горькая и тягостная драма о том, как страшно разочароваться в самом дорогом и как не стоит вести себя в этой ситуации. Фильм снят по сценарию крупного автора Виктора Мережко, известного глубоким взглядом на проблему личной и общественной нравственности («Полеты во сне и наяву», «Здравствуй и прощай», «Одинокая женщина желает познакомиться»). Он же исполнил видную роль, неоднозначную, как и все в этой истории. Измученную героиню сыграла Наталья Андрейченко, заслужившая признание благодаря фильмам «Мэри Поппинс, до свидания», «Сибириада», «Военно-полевой роман». За роль в драме «Прости» она была названа актрисой года читателями «Советского экрана». Картина произвела серьезное впечатление на современников, собрав в кинотеатрах почти 38 миллионов зрителей и став одним из лидеров советского проката. Трогающий и предельно эмоциональный фильм «Прости», вы можете посмотреть онлайн в нашем интернет-кинотеатре.
Мария Сергеевна, не слишком юная, не слишком цветущая, выясняет, что ее муж обзавелся молодой и красивой любовницей. Это предательство выбивает у нее почву из-под ног. Не находя утешения ни в старом друге, ни в одиннадцатилетней дочке, героиня задыхается от чувства одиночества. Поддаваясь злому порыву, Мария хочет ответить супругу той же монетой. Бесполезная месть выливается в еще большую трагедию и унижение.
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Марии тридцать лет, есть работа и дружная семья, она счастлива. Муж Кирилл — весьма привлекательный мужчина и хороший отец, с ним женщине ничего не страшно.
Но в один день всё рушится. Маша узнаёт от телефонного анонима, что супруг обзавёлся любовницей, а также адрес, где можно поймать парочку. Когда она видит любимого мужа, идущего под руку с молодой красоткой, она готова буквально вцепиться в соперницу. Но, следуя совету случайного знакомого Владимира, решает поговорить с Кириллом дома, а напоследок просит Володю её поцеловать. Как оказалось, коллега женщины знает разлучницу и даёт Марии адрес этой девушки.
Вечером Маша говорит супругу, что обо всём знает. Возмущённый слежкой изменщик уходит из дома. Неожиданно в ее жизнь врывается Саша, в которого она была влюблена еще в школе. Он приходит к ней домой, и в ходе общения Мария понимает, что он алкоголик и пришёл за деньгами. Вечером девушка уходит к подруге Наташе.
Женщины ссорятся из-за кавалера Натальи, которому понравилась Маша, и она сбегает. Появляется Владимир, который по просьбе героини отвозит её к любовнице мужа, а потом везёт к себе. Но дома его ждёт жена.
Пытаясь добраться домой поздней ночью, бедная девушка становится жертвой подростков, которые её насилуют…Трагичная история заканчивается возвращением Марии домой, где её ждут муж и дочь.
Cмотреть «Прости» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
О фильме
«Человек должен быть счастлив. Быть, а не казаться», — говорит любовница мужа его жене, когда та пришла не нее посмотреть. Как сложилась такая ситуация? Жене (Наталья Андрейченко) некая доброхотка сообщает, что муж изменяет ей, и сообщает место свидания. Маша бросается в первые попавшиеся «жигули» и вскоре видит, как ее благоверный (интеллегентный Костолевский) мило чирикает с молоденькой девушкой. Водитель (Мережко) удерживает Машу от уличной сцены. Вечером она выгнала мужа из дома, услышав от него пару горьких слов. Скорее всего, по делу — уж больно крута и сурова она и на работе, и дома. Что делать? Ответить изменой на измену? За одни сутки, пережив многое и еще больше узнав о другой стороне жизни, полной горя и одиночества, она возвращается в семью. Прожитые вместе годы, ответственность перед 10-летней дочерью дороже уязвленного самолюбия. Мережко очень точно подметил, что каждую женщину рано или поздно ждет измена мужа, так уж лучше подойти к этому спокойней. Нет только виноватых и только безвинных. Я знал людей, что расставались, не простив измены. Жалели они потом об этом, став старше, да поздно было.
Сценарий В.Мережко и актерская работа Н.Андрейченко.
Незначительные операторские погрешности.
Решение опубликовать отзыв на фильм «Прости», режиссера Э. Ясана, меня побудило необычно большое число отзывов на этот фильм на специализированных сайтах. Причем, отзывы в значительной степени отрицательные по отношению к героям фильма. На этом сайте я нашел всего лишь один, причем крайне поляризованный.
О чем же этот фильм, вызвавший так много страстей у зрителей? Фильм о супругах, о супружеской верности, о морали и чести. Вызвала у меня интерес и работа уважаемого мной сценариста Виктора Мережко, одновременно снимавшегося здесь в небольшой, но очень интересной и важной для сюжета фильма роли.
Главная героиня фильма Мария, в исполнении яркой Натальи Андрейченко, вокруг которой кипят страсти так активировавшие зрителей, особенно зрительниц, в части того, насколько неправа Мария в своих действиях и помыслах и каковы же мужчины вокруг нее… Я не буду в таком ключе представлять вам этот фильм, вспоминая одну из заповедей, о которой часто забываем: «Не суди, да не судим будешь».
А что касается самого фильма, то он мне очень понравился, в первую очередь, серьезностью нешуточного сюжета, искренностью и высоким профессионализмом исполнения своих ролей актерами, среди которых целый букет звезд: А. Фрейндлих, И. Косталевский, В. Меньшов, А. Яковлева, О. Волкова …. Здесь нет строгого ранжирования персонажей на положительных и отрицательных. В этом фильме люди представлены со всеми их достоинствами и недостатками, очень узнаваемыми и потому интересными для зрителя.
Финальные кадры этого фильма достойно завершают рассказ о жизни этой городской, интеллигентной семьи Маши и ее мужа Кирилла, роль которого исполнил И. Косталевский. Возвращаясь к прочитанным мной отзывам полным, — негодования, презрения, жалости и прочих сильных чувств, и в меньшей степени оправдания главной героини со стороны зрителей, мне хочется обратить внимание читателей моего отзыва на название фильма, — «Прости». Возможно, все дело в умении людей прощать друг друга?
Вне зависимости от ответа на этот вопрос рекомендую вам посмотреть этот интересный фильм.