Сценарий фильма расписание на послезавтра

В этой школе нет порядка: здесь ученики совершенно легально взрывают лаборатории, спорят с учителями, поучают их, пишут сочинения стенографическими каракулями... здесь директор школы - доктор наук; очень несерьезный доктор - позволяет ученикам чёрт знает что, играет с ними в водное…

Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова) приходит преподавать литературу в к чистым технарям, которые данный предмет воспринимают свысока и полны презрения к «фантазиям» писателей. Перед «литераторшей» стоит сложнейшая задача — показать очень умным ребятам, зацикленным на физике-математике, красоту слова, научить их любить искусство, понимать литературу.

расписание2
Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Начинает она первый урок с потрясающего чтения стихов. Вот этих:

Сад ты мой, больной и белый,
Свет ты мой – на склоне дня.
Жест по-детски неумелый…
Вспоминай меня…

Читает так проникновенно, что восьмиклассники, неожиданно для себя, прислушиваются… что-то начинают понимать неуловимое… Признаться, я и сам был настолько под впечатлением, что первую строфу запомнил уже на премьерном просмотре, и потом искал это стихотворение. Нашел, кстати. Его автор — Леонид Латынин (отец Юлии Латыниной), и он есть в ЖЖ. А стихотворение было посвящено Маргарите Тереховой.

Конечно же Антонина Сергеевна знакомится не только с учениками, но и со школой в целом, с учителями. Учителя тут тоже не такие, к каким привыкло глобальное большинство. Во-первых, они все (кроме физкультурницы) — мужчины. Во-вторых, сплошняком доктора и кандидаты, работающие в НИИ, а не только в школе. И они не из тех, кто просиживает в научных учреждениях штаны, а наоборот — из тех, у кого «понедельник начинается в субботу».

Такие преподаватели просто не могут не заражать учеников своим энтузиазмом и взглядом на жизнь, на научное творчество. От того и школьники — свободные, в чём-то либеральные; они учатся выдвигать идеи и защищать свои взгляды, дискутируя, в том числе, с преподавателями. Это — школа будущего в самом лучшем варианте. Да, конечно, не все школы специализированные, и да, конечно, если дети — сплошь гении и таланты, то и учить таких проще, чем обычных. Но к этому надо стремиться.

расписание3
Володя Овечкин (Юрий Воротницкий), Катя Шумейко (Ирина Метлицкая), Саша Багратион (Володя Солодовников), Андрей Андреевич (Олег Даль), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Тем более, что ученики тоже разные. Например, Катя Шумейко (Ирина Метлицкая; кстати, она уроженка моего родного города — Северодвинска) не собирается двигать науку — она ищет среди мальчиков того, кто подает надежды и кто обеспечит ей будущее (как это сделал её отец (Владимир Басов)  для её матери). Катя колеблется между двумя одноклассниками — Вовой Овечкиным (Юрий Воротницкий) и Сашей Багратионом (Володя Солодовников), влюбленных в неё.

Овечкин — сын простого сантехника. Семья многодетная, Вова — единственный одаренный ребенок; его способности несказанно удивляют отца (Владимир Носик). Саша Багратион живет с дедушкой и бабушкой, он — сирота.

расписание4
Витя Ковалёв (Вячеслав Баранов) с бабушкой (Валентина Владимирова), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Не назовешь благополучной и семью Вити Ковалёва (Вячеслав Баранов), очень талантливого и нервного десятиклассника. Его родители развелись, отец уехал, а мама выходит замуж и переезжает к новому мужу. Ковалёв остается с любимой бабушкой. Признаюсь как на духу — в эпизоде, когда когда к бабушке Вити пришли пионеры, я так расчувствовался, что пустил слезу и был вынужден поставить фильм на паузу и пойти на балкон покурить. Очень душещипательная сцена…

Расписание на послезавтра
Постер фильма
Жанр

драма

Режиссёр

Игорь Добролюбов

В главных
ролях

Маргарита Терехова
Олег Даль
Тамара Дегтярева

Кинокомпания

Беларусьфильм

Страна

СССР

Год

1978

IMDb

ID 0156939

«Расписание на послезавтра» — советский цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1978 году режиссёром Игорем Добролюбовым.

Киноповесть об одарённых учащихся и увлечённых преподавателях физико-математической школы, в которой появилась новая учительница литературы, не менее увлечённая, чем её коллеги.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В главных ролях
  • 3 В фильме снимались
  • 4 В эпизодах
  • 5 Съёмочная группа
  • 6 Интересные факты
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Сюжет

Сюжет фильма строится вокруг широко известного во время создания фильма «спора физиков и лириков».
В физико-математическую школу имени Льва Ландау при институте физики Академии Наук СССР из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна. С удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям.
Вскоре у неё начинается роман с молодым директором школы — талантливым физиком, доктором наук. Но эйфория первых месяцев общения с учениками сменяется разочарованием — её питомцы оказываются холодными, рациональными людьми, практически равнодушными к прекрасному…
Также, особенностью сюжета является то, что в нём нет моральной развязки в конце — фильм является как бы «отрывком» из жизни персонажей.

В главных ролях

  • Олег Даль — Андрей Андреевич, директор специализированной физико-математической школы им. академика Ландау
  • Маргарита Терехова — Антонина Сергеевна, учительница русского языка и литературы

В фильме снимались

  • Тамара Дегтярёва — Зинаида Ивановна, учительница физкультуры
  • Александр Леньков — Игорь Николаевич, учитель физики
  • Александр Денисов — Олег Павлович, учитель математики
  • Валентин Никулин — Семён Семёнович, учитель химии
  • Вячеслав Баранов — Виктор Ковалёв, десятиклассник — председатель школьного НТО (научно-технического общества)
  • Юра Воротницкий — Вова Овечкин
  • Володя Солодовников — Саша Багратион
  • Ирина Метлицкая — Катя Шумейко
  • Полина Медведева — Клава, десятикласница обычной школы, нештатный корреспондент молодёжной газеты «Алые паруса»
  • Евгений Стеблов — профессор Куликов
  • Валентина Титова — Зоя Ивакина, спецкор столичной газеты
  • Борис Новиков — Степан Фёдорович, завхоз
  • Регина Корохова — мама Кати Шумейко
  • Владимир Басов — отец Кати Шумейко
  • Баадур Цуладзе — Баадур Парменович
  • Леонид Рахленко — профессор Калмыков, «Баобаб»
  • Александра Климова — жена генерала
  • Валентина Владимирова — Прасковья Павловна Игнатова, бабушка Виктора Ковалёва
  • Любовь Румянцева — мать Виктора Ковалёва
  • Николай Ерёменко-старший — дедушка Багратион
  • Валерий Носик — отец Володи Овечкина, инженер жилконторы
  • Тамара Муженко — мать Вовы Овечкина

В эпизодах

  • Эдуард Горячий — сосед
  • Владимир Грицевский — сотрудник лаборатории
  • Нинель Жуковская — эпизод
  • Александра Зимина — тетя Маша, уборщица
  • Лидия Мордачёва — сотрудница лаборатории
  • Галина Рогачева — эпизод
  • Владимир Сичкарь — сотрудник лаборатории
  • Пётр Юрченков (старший) — начальник НИ лаборатории
  • И. Богданов — эпизод
  • Саша Козинина — эпизод
  • В титрах не указаны:
  • Валентин Белохвостик — отчим Виктора
  • Алёша Сазонов — красный следопыт

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Нина Фомина
  • Постановка — Игоря Добролюбова
  • Оператор-постановщик — Григорий Масальский
  • Художник-постановщик — Валерий Назаров
  • Композитор — Владимир Шаинский
  • Стихи — Михаила Танича
  • Звукооператор — Василий Дёмкин
  • Режиссёры — Г. Глебко, И. Яницкая
  • Оператор — Л. Аксёненко
  • Декоратор — Леонид Забавский
  • Грим — С. Спиридоновой
  • Костюмы — Элеоноры Семёновой
  • Фотограф — Е. Деев
  • Монтаж — Л. Микуло
  • Редактор — Р. Тармола
  • Ассистенты:
    • режиссёра — О. Бирюкова, А. Марачевская
    • оператора — Е. Делун
    • художника — В. Шнаревич
  • Мастера по свету — В. Шаблинский, В. Савицкий
  • Научный консультант — Л. Томильчик
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР
    • Дирижёр — Владимир Васильев
  • Директор картины — Любовь Баталова

Интересные факты

Юрий Воротницкий, игравший вундеркинда из рабочей семьи Володю Овечкина, в настоящее время — директор центра информационных технологий Белорусского государственного университета, кандидат наук, заведующий кафедрой кибернетики на факультете радиофизики и электроники университета.[1] По его свидетельству, «сложилось так, что в фильме я сыграл самого себя, поэтому не считаю себя актёром». Он также сказал:

В картине показана физико-математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с её едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнёрские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя. К примеру, лицей БГУ.

Маргарита Терехова, сыгравшая роль Антонины Сергеевны, читает в картине стихи, которые написал Леонид Латынин и которые посвящены ей самой[2]. Фильм снят в районе Вильнюса Лаздинай, спроектированном и построенном как образец для будущих новых районов городов Советского Союза.[источник не указан 739 дней]

Примечания

  1. Физику я полюбил раньше, чем кино, «Советская Белоруссия», 22.02.2007. — Интервью с Юрием Воротницким — исполнителем роли Володи Овечкина.
  2. Латынин Леонид Александрович. Сад ты мой, больной и белый

Ссылки

  • «Расписание на послезавтра». Фильмы. Энциклопедия отечественного кино.(недоступная ссылка — история) Проверено 28 ноября 2012.
  • «Расписание на послезавтра». Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 28 ноября 2012.
  • «Расписание на послезавтра». RUSKINO.RU. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 28 ноября 2012.
  • «Расписание на послезавтра». Первый канал. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 28 ноября 2012.
  • «Физику я полюбил раньше, чем кино» Юрий Воротницкий о фильме
  • «Расписание на послезавтра» (англ.) на сайте Internet Movie Database
 Просмотр этого шаблона Фильмы Игоря Добролюбова
1960-е Мост • Иду искать • Иван Макарович • Шаги по земле
1970-е Счастливый человек • Улица без конца • Потому что люблю • Братушка • По секрету всему свету • Расписание на послезавтра Удивительные приключения Дениса Кораблёва
1980-е Третьего не дано • Белые росы • Мама, я жив • Осенние сны
1990-е Плач перепёлки • Эпилог

Содержание фильма «Расписание на послезавтра». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Расписание на послезавтра

В мае 1979 года состоялась премьера фильма «Расписание на послезавтра».

Киноповесть от режиссера Игоря Добролюбова.

Сюжет фильма строится вокруг широко известного во время создания фильма спора «физиков» и «лириков». В физико-математическую школу имени Льва Ландау при Институте физики Академии наук СССР из обычной школы переходит работать учительница русской литературы Антонина Сергеевна. Она с удивлением замечает, насколько уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям…

Кинокритики называли фильм диспутом о школе будущего, где увлекает уже сама постановка проблемы, а проблемный узел фильма завязывается интереснее, чем порой воплощается в драматургическом развитии, в психологической разработке. В разработке взаимоотношений и характеров гениев фильм скользит по поверхности, не пытаясь создать глубокие образы.

Юрий Воротницкий, сыгравший роль вундеркинда из рабочей семьи Володю Овечкина, в настоящее время — кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного университета, директор центра информационных технологий этого вуза. По его свидетельству, «сложилось так, что в фильме я сыграл самого себя, поэтому не считаю себя актёром». Он также сказал: «В картине показана физико-математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с её едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнёрские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя».

В СССР школы, подобные показанной в фильме, к тому времени существовали 15 лет. Их появление было связано с Космической гонкой и являлось инициативой ведущих академиков страны. ФМШ 18 имени А. Н. Колмогорова при МГУ (где массово учились и белорусы), ФМШ 165 имени М. А. Лаврентьева при НГУ, ФМШ 45 имени Д. К. Фаддеева при ЛГУ и Киевская ФМШ при КГУ, открыты в 1963 году.

Маргарита Терехова, сыгравшая роль Антонины Сергеевны, читает в картине стихи, которые написал Леонид Латынин и которые посвящены ей самой.

Фильм снят в районе Вильнюса Лаздинай, в 1974 году группа архитекторов и строителей за возведение этого района получила Ленинскую премию.

В фильме звучит фрагмент популярной песни «Nie spoczniemy» («Не успокоимся») польской группы Czerwone gitary.

кадры из фильма «Расписание на послезавтра»

кадр Расписание на послезавтра 2

кадр Расписание на послезавтра 3

кадр Расписание на послезавтра 4

кадр Расписание на послезавтра 5

кадр Расписание на послезавтра 6

кадр Расписание на послезавтра 7

кадр Расписание на послезавтра 8

кадр Расписание на послезавтра 9

кадр Расписание на послезавтра 10

кадр Расписание на послезавтра 11

Актеры и роли:

Олег Даль — Андрей Андреевич («Кварк»), директор физико-математической школы, доктор наук;
Маргарита Терехова — Антонина Сергеевна, учительница русской литературы;
Тамара Дегтярёва — Зинаида Ивановна, учительница физкультуры;
Александр Леньков — Игорь Николаевич, учитель физики;
Александр Денисов — Олег Павлович, учитель математики;
Валентин Никулин — Семён Семёнович, учитель химии;
Вячеслав Баранов — Виктор Ковалёв, десятиклассник, президент школьного научно-технического общества (НТО);
Юра Воротницкий — Владимир Афанасьевич (Вова) Овечкин, восьмиклассник;
Володя Солодовников — Саша Багратион, восьмиклассник;
Ира Метлицкая — Катя Шумейко, ученица восьмого класса;
Полина Медведева — Клава, десятиклассница обычной школы, внештатный корреспондент молодёжной газеты «Алые паруса»;
Евгений Стеблов — Куликов, профессор, заведующий научной лабораторией;
Валентина Титова — Зоя Ивакина, спецкор столичной газеты;
Борис Новиков — Степан Фёдорович, завхоз школы;
Регина Корохова — мать Кати Шумейко;
Владимир Басов — отец Кати Шумейко;
Баадур Цуладзе — Баадур Парменович;
Леонид Рахленко — Евгений Анисимович Калмыков («Баобаб»), профессор;
Александра Климова — жена генерала;
Валентина Владимирова — Прасковья Павловна Игнатова, бабушка Виктора Ковалёва;
Любовь Румянцева — мать Виктора Ковалёва;
Николай Ерёменко-старший — дедушка Саши Багратиона;
Валерий Носик — отец Володи Овечкина, слесарь-сантехник в домоуправлении;
Тамара Муженко — мать Вовы Овечкина;
Эдуард Горячий — сосед;
Владимир Грицевский — сотрудник лаборатории;
Нинель Жуковская — эпизод;
Александра Зимина — тётя Маша, уборщица;
Лидия Мордачёва — сотрудница лаборатории;
Галина Рогачёва — эпизод;
Владимир Сичкарь — сотрудник лаборатории;
Пётр Юрченков (старший) — начальник научно-исследовательской лаборатории;
И. Богданов — эпизод;
С. Козинина — эпизод;
Валентин Белохвостик — отчим Виктора;
Алёша Сазонов — «красный следопыт»

Режиссер: Игорь Добролюбов;
Сценарист: Нина Фомина;
Оператор: Григорий Масальский;
Композитор: Владимир Шаинский;
Художник: Валерий Назаров;
Страна: СССР;
Производство: Беларусьфильм;
Год: 1978;
Премьера: май 1979

Ассистенты:

  • режиссёра — О. Бирюкова, А. Марачевская
  • оператора — Е. Делун
  • художника — В. Шнаревич
  • Дирижёр — Владимир Васильев

Интересные факты

В картине показана физико-математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с её едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнёрские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя. К примеру, лицей БГУ.

Маргарита Терехова, сыгравшая роль Антонины Сергеевны, читает в картине стихи, которые написал Леонид Латынин и которые посвящены ей самой [2] . Фильм снят в районе Вильнюса Лаздинай, спроектированном и построенном как образец для будущих новых районов городов Советского Союза. [источник не указан 739 дней]

«Природа создаёт ребёнка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым… Развитие одного не только неразрывно связано с развитием другого; природа развивает каждый из этих задатков посредством других и через них: развитие чувств становится средством развития ума, развитие ума влечёт за собой развитие тела, и наоборот…»
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог-гуманист

Большинство фильмов про школу говорят о том, кого и как в школе воспитывать, каким должна быть личность учителя. Самыми выдающимися из этой серии я бы назвал: «Мимо окон идут поезда», «Хористы», «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи», «Розыгрыш», «Учитель на замену». Для этих фильмов я уже делал психологический анализ. Или, как я называю это, — «драманализ» (термин, введённый Сергеем Николаевичем Лазаревым).

И вот фильм, который пытается нарисовать школу будущего с точки зрения не столько воспитания, сколько самого процесса образования. «Расписание на послезавтра». Можно сказать, что все вышеперечисленные фильмы подготовили почву для этой картины. Но не хронологически, а по смыслу.

В общем-то, понятно, что традиционная школа пыталась и пытается сейчас сформировать человека по образу и подобию. И именно так рассматривает значение слова ОБРАЗование. Есть ОБРАЗец. С него и лепить. Меняется только модель для лепки. В эпоху социализма подавляется у ребёнка его собственное индивидуальное начало в пользу коллективного. Всё должно быть подчинено интересам советского общества. В эпоху постсоветской России образцом служит идеал человека-потребителя (вспомните слова бывшего министра образования Фурсенко). Профессиональный потребитель — это человек, занятый собой, своей карьерой, своим успехом, своими желаниями.

Но есть и другая стратегия. Это развитие творческой личности, человека-творца, ориентированного на максимальную реализацию своих задатков, талантов, но на благо всего общества. К этому подводят нас все перечисленные фильмы и фильм «Расписание на послезавтра».

В рассматриваемой киноленте перед нами экспериментальная специализированная школа будущего. Там, где личность не подавляется, а даётся полная свобода для творчества. Здесь нет традиционных учителей, вышедших из педагогического ВУЗа. Во главе с директором с детьми работают не профессиональные педагоги, а научные сотрудники института. Классы — это научные лаборатории. Любой ученик может сформулировать любую научную гипотезу от вечного двигателя до металлического водорода, экспериментально проверить её, обосновать и защитить перед всем классом. Или, наоборот, опровергнуть существующую теорию. К учащимся отношение как к научным работникам. Конечно, здесь собраны не простые дети, а одарённые. Ведь это физ.-мат. школа им. Ландау.

«Педагогика — это вечный поиск, — говорит её директор Андрей Андреевич «Кварк» (как его окрестили ученики). — И система передачи готовеньких знаний изжила себя. Я в этом убеждён.»

Чем же он хочет заменить эту традиционную систему, которая существует, по крайней мере, лет 200-300.

«Исследовательский метод. Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивание её истины. И, наконец, защита своего решения перед коллективом всего класса.»

И этот метод сами ученики врубают в школе на полную катушку. Даже лабораторию умудряются взорвать. Но никто не в обиде. Главное для их наставников, чтобы ученики смогли обосновать свои действия.

— Овечкин, ну неужели тебе неизвестно, что французская академия с 1775 года не рассматривает эту галиматью, связанную с изобретением вечного двигателя?
— А в 1965 году Ландау сказал, что не так страшна ошибка, как опасны последующие заблуждения. Вот я и думаю, что с 1775 года французская академия пребывает в опасном заблуждении.
— Ну тогда рисуй.

В школу приходит учитель литературы Антонина Сергеевна. Из обычной школы. Но очень вовремя. Здесь господствует мнение, поддерживаемое директором, что технарям «изящная словесность» не нужна.

Но приняв с ходу основную концепцию образования (уважение к личности ученика, общение на равных, использование исследовательского метода), Антонина Сергеевна на примерах показывает, в чём важность и нужность литературы именно для формирования личности успешного учёного. И похоже, убеждает не только ребят, но и директора. И он начинает проникаться к ней уважением. Если не сказать больше. Вот фрагмент из её урока литературы. Антонина Сергеевна читает стихи:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

— А розовый конь на самом деле существует?
— А Вы как думаете?
— Фантазии всё это. Изящная литература.
— Да, но почему таким тоном? По-моему, фантазия — это не привилегия искусства. В науке тоже существует фантазия.
— Фантазия в науке — это совсем другое. Это. это.
— Я вижу, это довольно сложный вопрос. Может быть, вы подумаете о нём дома? И напишите мне ваши мысли.
— Опять сочинение?
— Можете назвать это не сочинением, а размышлением. Размышление по поводу фантазии в науке. Я буду считать это знакомством с вами.

Как действуют традиционные учителя в школе? Любое мнение учащегося, отличное от мнения авторитетов, воспринимается в штыки. В фильме «Розыгрыш» завхоз школы говорит девятиклассникам: «А мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны».

«Я рада, что Вы пишете стихи. Но они мне не понравились как стихи. Довольно слабые, эпигонские («Эпигон» — последователь какого-нибудь направления в искусстве или науке, лишённый творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи). Мысль, которую Вы там хотели выразить, гораздо интереснее формы. Поэзия — это не зарифмованные мысли. Это особое состояние души.»

И директору школы она говорит, что любая школа должна воспитывать гармоничных личностей.

Удача сопутствует Антонине Сергеевне, потому что она выбирает диалектический метод решения спора физиков и лириков. Она пытается не противопоставить точки зрения, не столкнуть лбами поэтов и учёных, а соединить, найти то общее, что их объединяет.

— Антонина Сергеевна, Вы прочитайте теорию двухкомпонентного нейтрино Ландау. Вот где совершенство композиции и драма идей. Разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам, физикам, писатели ничего не дают.
— Ну это вам, может быть, ничего не дают. А Эйнштейн говорил: «Достоевский даёт мне гораздо больше, чем любой учёный. Он вызывает во мне этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает только от истинного произведения искусства.» Кстати, он любил и Толстого, и Сервантеса, и Моцарта. Вы сделаете мне к следующему понедельнику сравнительный анализ «Белых ночей» Достоевского и теории двухкомпонентного нейтрино Ландау.

Извечный спор физиков и лириков заканчивается здесь примирением и плодотворным сотрудничеством. Возможно, именно это и нужно для развития гармоничной личности.
Для составления нового школьного «расписания на послезавтра». А, может быть, уже и на завтра. Но составлять его необходимо уже сегодня.

В этой школе нет порядка: здесь ученики совершенно легально взрывают лаборатории, спорят с учителями, поучают их, пишут сочинения стенографическими «каракулями». здесь директор школы — доктор наук; очень несерьезный доктор — позволяет ученикам чёрт знает что, играет с ними в водное поло. здесь. всё не так, как везде.

расписание1

Андрей Андреевич (Олег Даль), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Это — специализированная физмат школа для особо одаренных детей. Директора школы играет Олег Даль. Учителя литературы — Маргарита Терехова.

Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова) приходит преподавать литературу в к чистым технарям, которые данный предмет воспринимают свысока и полны презрения к «фантазиям» писателей. Перед «литераторшей» стоит сложнейшая задача — показать очень умным ребятам, зацикленным на физике-математике, красоту слова, научить их любить искусство, понимать литературу.

расписание2

Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Начинает она первый урок с потрясающего чтения стихов. Вот этих:

Сад ты мой, больной и белый,
Свет ты мой – на склоне дня.
Жест по-детски неумелый.
Вспоминай меня.

Читает так проникновенно, что восьмиклассники, неожиданно для себя, прислушиваются. что-то начинают понимать неуловимое. Признаться, я и сам был настолько под впечатлением, что первую строфу запомнил уже на премьерном просмотре, и потом искал это стихотворение. Нашел, кстати. Его автор — Леонид Латынин (отец Юлии Латыниной), и он есть в ЖЖ. А стихотворение было посвящено Маргарите Тереховой.

Конечно же Антонина Сергеевна знакомится не только с учениками, но и со школой в целом, с учителями. Учителя тут тоже не такие, к каким привыкло глобальное большинство. Во-первых, они все (кроме физкультурницы) — мужчины. Во-вторых, сплошняком доктора и кандидаты, работающие в НИИ, а не только в школе. И они не из тех, кто просиживает в научных учреждениях штаны, а наоборот — из тех, у кого «понедельник начинается в субботу».

Такие преподаватели просто не могут не заражать учеников своим энтузиазмом и взглядом на жизнь, на научное творчество. От того и школьники — свободные, в чём-то либеральные; они учатся выдвигать идеи и защищать свои взгляды, дискутируя, в том числе, с преподавателями. Это — школа будущего в самом лучшем варианте. Да, конечно, не все школы специализированные, и да, конечно, если дети — сплошь гении и таланты, то и учить таких проще, чем обычных. Но к этому надо стремиться.

расписание3

Володя Овечкин (Юрий Воротницкий), Катя Шумейко (Ирина Метлицкая), Саша Багратион (Володя Солодовников), Андрей Андреевич (Олег Даль), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Тем более, что ученики тоже разные. Например, Катя Шумейко (Ирина Метлицкая; кстати, она уроженка моего родного города — Северодвинска) не собирается двигать науку — она ищет среди мальчиков того, кто подает надежды и кто обеспечит ей будущее (как это сделал её отец (Владимир Басов) для её матери). Катя колеблется между двумя одноклассниками — Вовой Овечкиным (Юрий Воротницкий) и Сашей Багратионом (Володя Солодовников), влюбленных в неё.

Овечкин — сын простого сантехника. Семья многодетная, Вова — единственный одаренный ребенок; его способности несказанно удивляют отца (Владимир Носик). Саша Багратион живет с дедушкой и бабушкой, он — сирота.

расписание4

Витя Ковалёв (Вячеслав Баранов) с бабушкой (Валентина Владимирова), кадр из фильма «Расписание на послезавтра» (1978)

Не назовешь благополучной и семью Вити Ковалёва (Вячеслав Баранов), очень талантливого и нервного десятиклассника. Его родители развелись, отец уехал, а мама выходит замуж и переезжает к новому мужу. Ковалёв остается с любимой бабушкой. Признаюсь как на духу — в эпизоде, когда когда к бабушке Вити пришли пионеры, я так расчувствовался, что пустил слезу и был вынужден поставить фильм на паузу и пойти на балкон покурить. Очень душещипательная сцена.

Пару слов о Вячеславе Баранове, исполнителе роли Ковалёва. годом ранее он сыграл Мишку Квакина в фильме «Тимур и его команда».

То есть, дети — разные. И ведут они себя по-разному, порой весьма вызывающе — таких в обычных школах не терпят. А в этой, как мы помним, нет порядка. Точнее — он есть, но он — особенный. Исключение из правил. Очень хорошее исключение. Быть может, послезавтра оно, все-таки, станет реальностью.

Читайте также:

      

  • Школа 20 пенза кружки
  •   

  • Опоздавшие к лету краткое содержание
  •   

  • Структура спортивной школы олимпийского резерва
  •   

  • Тень и кость краткое содержание книги
  •   

  • Скребицкий снеговик краткое содержание

  • Архив
  • 2019
  • Чудо

Спор «физиков» и «лириков».

В этом эссе я хочу поделиться своими впечатлениями от просмотра фильма «Расписание на послезавтра». Почти все действия проходят в физико-математических школе имени Ландау. Там мы и знакомимся с нашими героями этого замечательного фильма.

В фильме рассматривается спор «физиков» и «лириков». Пройдемся немного по сюжету. Итак, в физико-математическую школу имени Ландау из другой школы приходит работать учительница русской литературы Антонина Сергеевна. Она заметила, что в этой школе уважают своих

Подробнее…

Назад в будущее (эссе о фильме «Расписание на послезавтра»)

 «Природа создаёт ребёнка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым… Развитие одного не только неразрывно связано с развитием другого; природа развивает каждый из этих задатков посредством других и через них: развитие чувств становится средством развития ума, развитие ума влечёт за собой развитие тела, и

Подробнее…

Противостояние мечты и реальности

     Кинофильм «Расписание на послезавтра» режиссёра Игоря Добролюбова был выпущен в далеком 1978 году киностудией «Беларусьфильм». Уже по названию я поняла, что в фильме речь пойдёт о школе. Может быть, многие хмыкнут, пожмут плечами и скажут, что в наше время столько интереснейших боевиков, приключенческих, фантастических фильмов, а школы хватает и в настоящей жизни. А я вот с интересом смотрю фильмы о школьниках. Не так давно мы с одноклассниками побывали в кинотеатре на

Подробнее…

Чтобы не разрушить мечту

     Я хочу поделиться впечатлениями от просмотра фильма Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра». Само название фильма говорит о себе. Очень дальновидно слово «послезавтра», которое несет в себе смысл взгляда в будущее, предсказание нового, неизведанного, попытка предугадать момент открытия для создания лучшей жизни.

     «Расписание на послезавтра» — школьная драма, со своей спецификой, поскольку повествует о внутреннем укладе физико-математической

Подробнее…

Человеку нужен и розовый конь и металлический водород

     Фильм как взгляд в будущее.

     Фильм «Расписание на послезавтра» вышел в 1978 году, когда моя бабушка окончила школу. Прошло сорок лет. Такое впечатление, что режиссёр предвидел будущее школьного образования.

     Ведь действительно, в настоящее время для одарённых детей созданы гимназии, лицеи, классы с повышенным уровнем изучения предметов, частные физико-математические школы.  Даже в обычной школе количество часов на изучение физики

Подробнее…

Чувства и человеческие отношения среди формул и законов

     Основные действия фильма «Расписание на послезавтра» происходят в физико-математической школе имени Ландау. Где показаны отношения между коллегами, начальством и подчиненными, учителями и учениками. На то время противоречащие единой системе образования в Советском Союзе. Из самого названия «Расписание на послезавтра» можно сделать вывод, что так автор видит школу светлого будущего (которых существует немалое количество в наше время).

     В ней не

Подробнее…

О математике и литературе, о школе и чувствах

     В самом начале фильма «Расписание на послезавтра» мы видим женщину, которая направляется в физико-математическую школу имени академика Ландау, дабы устроиться туда на работу учителем литературы. По приходу в школу ее встречает Степан Федорович, который работает в этой школе завхозом. Женщина представляется, ее зовут Антонина Сергеевна, после недолгого разговора, завхоз приглашает будущего учителя в бассейн, что бы представить ее директору. Антонина Сергеевна была удивлена

Подробнее…

Русское название Расписание на послезавтра
Режиссёр Игорь Добролюбов
Актёры Маргарита Терехова
Олег Даль
Тамара Дегтярева
Жанр драма
Страна СССР
Год 1978
Компания Беларусьфильм
imdb_id 0156939

«Расписание на послезавтра» — советский цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1978 году режиссёром Игорем Добролюбовым.

Киноповесть об одарённых учащихся и увлечённых преподавателях физико-математической школы, в которой появилась новая учительница литературы, не менее увлечённая, чем её коллеги.

Сюжет

Сюжет фильма строится вокруг широко известного во время создания фильма «спора физиков и лириков». В физико-математическую школу имени Льва Ландау при институте физики Академии Наук СССР из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна. С удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям. Вскоре у неё начинается роман с молодым директором школы — талантливым физиком, доктором наук. Но эйфория первых месяцев общения с учениками сменяется разочарованием — её питомцы оказываются холодными, рациональными людьми, практически равнодушными к прекрасному… Особенностью сюжета является отсутствие моральной развязки в конце — фильм является как бы «отрывком» из жизни персонажей.

Киноповесть об одаренных учащихся и увлеченных преподавателях физико-математической школы, в которой появилась новая учительница литературы, не менее увлечен…

Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Нина Фомина
  • Постановка — Игоря Добролюбова
  • Оператор-постановщик — Григорий Масальский
  • Художник-постановщик — Валерий Назаров
  • Композитор — Владимир Шаинский
  • Стихи — Михаила Танича
  • Звукооператор — Василий Дёмкин
  • Режиссёры — Г. Глебко, И. Яницкая
  • Оператор — Л. Аксёненко
  • Декоратор — Леонид Забавский
  • Грим — С. Спиридоновой
  • Костюмы — Элеоноры Семёновой
  • Фотограф — Е. Деев
  • Монтаж — Л. Микуло
  • Редактор — Р. Тармола
  • Ассистенты:
    • режиссёра — О. Бирюкова, А. Марачевская
    • оператора — Е. Делун
    • художника — В. Шнаревич
  • Мастера по свету — В. Шаблинский, В. Савицкий
  • Научный консультант — Л. Томильчик
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР
    • Дирижёр — Владимир Васильев
  • Директор картины — Любовь Баталова

Интересные факты

Юрий Воротницкий, игравший вундеркинда из рабочей семьи Володю Овечкина, в настоящее время — директор центра информационных технологий Белорусского государственного университета, кандидат наук, заведующий кафедрой кибернетики на факультете радиофизики и электроники университета. — Интервью с Юрием Воротницким — исполнителем роли Володи Овечкина. По его свидетельству, «сложилось так, что в фильме я сыграл самого себя, поэтому не считаю себя актёром». Он также сказал:

В картине показана физико-математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с её едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнёрские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя. К примеру, лицей БГУ.

Маргарита Терехова, сыгравшая роль Антонины Сергеевны, читает в картине стихи, которые написал Леонид Латынин и которые посвящены ей самой. Фильм снят в районе Вильнюса Лаздинай, спроектированном и построенном как образец для будущих новых районов городов Советского Союза.

В главных ролях

  • Олег Даль — Андрей Андреевич, директор специализированной физико-математической школы им. академика Ландау
  • Маргарита Терехова — Антонина Сергеевна, учительница русского языка и литературы

В эпизодах

  • Эдуард Горячий — сосед
  • Владимир Грицевский — сотрудник лаборатории
  • Нинель Жуковская — эпизод
  • Александра Зимина — тетя Маша, уборщица
  • Лидия Мордачёва — сотрудница лаборатории
  • Галина Рогачева — эпизод
  • Владимир Сичкарь — сотрудник лаборатории
  • Пётр Юрченков (старший) — начальник НИ лаборатории
  • И. Богданов — эпизод
  • Саша Козинина — эпизод
  • В титрах не указаны:
  • Валентин Белохвостик — отчим Виктора
  • Алёша Сазонов — красный следопыт

В фильме снимались

  • Тамара Дегтярёва — Зинаида Ивановна, учительница физкультуры
  • Александр Леньков — Игорь Николаевич, учитель физики
  • Александр Денисов — Олег Павлович, учитель математики
  • Валентин Никулин — Семён Семёнович, учитель химии
  • Вячеслав Баранов — Виктор Ковалёв, десятиклассник — председатель школьного НТО (научно-технического общества)
  • Юра Воротницкий — Вова Овечкин
  • Володя Солодовников — Саша Багратион
  • Ирина Метлицкая — Катя Шумейко
  • Полина Медведева — Клава, десятикласница обычной школы, нештатный корреспондент молодёжной газеты «Алые паруса»
  • Евгений Стеблов — профессор Куликов
  • Валентина Титова — Зоя Ивакина, спецкор столичной газеты
  • Борис Новиков — Степан Фёдорович, завхоз
  • Регина Корохова — мама Кати Шумейко
  • Владимир Басов — отец Кати Шумейко
  • Баадур Цуладзе — Баадур Парменович
  • Леонид Рахленко — профессор Калмыков, «Баобаб»
  • Александра Климова — жена генерала
  • Валентина Владимирова — Прасковья Павловна Игнатова, бабушка Виктора Ковалёва
  • Любовь Румянцева — мать Виктора Ковалёва
  • Николай Ерёменко-старший — дедушка Багратион
  • Валерий Носик — отец Володи Овечкина, инженер жилконторы
  • Тамара Муженко — мать Вовы Овечкина

Оригинал взят у galina_guzhvina в О королятниках. «Расписание на послезавтра» Игоря Добролюбова.

Кинопоиск

Жанров, полностью соответствующих максиме «советское значит отличное», было в нашем кино пожалуй что только два — фильмы о советском юношестве и фильмы о советских же ученых (главным образом, физиках). Действительно, даром что бесспорных, общепризнанных, эталонных шедевров в народной памяти осталось по одному на каждый жанр («Доживем до понедельника» Ростоцкого и «Девять дней одного года» Ромма), проходных работ в их рамках практически не выпускалось,а общая планка и вообще держалась на столь приличной высоте, что какой опус ни достань с пыльной полки работ третьего-четвертого ряда, окажется неименно — загляденье. Вероятно, да даже точно так оно и есть — определенный стандарт качества задавался высокой пробой изображаемого человеческого материала, потому что тот тогда и был — первоклассен, а все мелкие огрехи его, выверты и червоточины в кино более чем покрывались ахмадуллинским «Да будем мы к друзьям своим пристрастны! Да будем думать, что они — прекрасны!» Любопытно, но утрата культурного ГОСТа в «юношеском» жанре и началась, собственно, с утраты этого по-доброму пристрастного взгляда: школота заменила школьников сперва в кино, в целой обойме перестроечных «откровений», и лишь затем ворвалась в жизнь, чтобы ещё позже, опосредованно, выродиться в Германику. С учеными вышло куда грустнее (ибо они — не молодежь, не задушишь-не убьешь). В новейшей семантике ученые практически вымерли, точнее выродились до неузнаваемости либо в географов, пропивших глобус, либо в агрессивное жлобьё из романов Илличевского. И вектор вырождения, как это ни странно, задан был в далеком 78 году, в детском фильме производства республиканской киностудии, очень скромно прошедшем по союзным экранам, фильме, носящем прямо-таки зловещее, пророческое название «Расписание на послезавтра».

Сегодня этот фильм кажется осколком Атлантиды, хотя школы, подобные описанной в нем, существуют и по сей день, и, что самое удивительное, существуют в очень похожем на описанный формате. Так «королятники» — резервации, по идее, для будущих Королевых (а по факту для будущих королей — сколько в высшем чиновничестве и топ-менеджменте экс-физматов!) оказались куда жизнеспособнее в условиях лихолетья, чем породившая их система. Определяющую роль здесь сыграли, конечно, прочно усваиваемые по молодости принципы лицейского братства, превратившиеся, когда стало нужно, в корпоративность, солидарность на основании собственной (а на самом деле самим королятником и индуцированной) исключительности. Сценарист Нина Фомина изумительно, несколькими точнейшими штрихами обрисовала эти скрепы: и откровенно неэтичное, откровенно популистское поведение учителей, и откровенно болезненную связь поколений (из всего класса там, кажется, только многодетный Овечкин — самородок, остальные были приведены в школу Ландау родителями, бывшими выпускниками), и откровенно неприличные (в пятнадцать-то лет!) уже конкретные, уже матримональные планы девочек на перспективненьких мальчиков. Вообще проблематика раннего — во всех смыслах — созревания, поощряемого спецшколами, пусть и идущая в фильме вторым планом, куда интереснее основной, Борисом Слуцким описанной, всех этих физиков vs. лириков. Затронута там и уродующая психику (и, в конечном итоге, когнитивные способности тоже) ранняя специализация, и пусть и наполовину, но серьезно воспринимаемые припевки в стиле «только физика — соль, остальное всё — ноль, а патлатый филолог — дубина!», и формирование чуть ли не в девятом классе семейно-научных тандемов («мы с Юриком поженимся и вместе будем искать металлический водород»), и — шире — выстраивание уже на школьной скамье такой схемы собственной жизни, чтобы она по возможности вся и прошла в королятнике, причем борьба ведется уже за материальные блага и ярлык избранности, а вовсе не «за честный, благородный термояд». Эпизод со старым псом, которого две high-school queens — мать и дочь — не моргнув красивым глазом, выгоняют из дома во двор умирать, в этом контексте особенно показателен: в описываемой среде по крайней мере женщины уже (и сызмальства) осознали свое право на беспроблемный, хорошо прибарахленный, аплодисментами всего общества сопровождаемый паразитизм. И условия для этого осознания создал, увы, все тот же королятник.

Технарские упрощение и подмена смыслов, о которых много писал Солженицын (и которые Горенштейн ничтоже сумняшеся обвинил в гибели нашей литературы), странным образом отражена и в подборе актеров «Расписания на послезавтра». Вообще актерский состав фильма — Даль! Терехова! Никулин! Басов! Стеблов! — какой-то прямо-таки беспрецедентный по силе, но все звезды кажутся в предложенных им ролях не вполне на своих местах. Почему, например, именно Далю, типичному (и тем гениальному) «лишнему человеку» семидесятых, предложили сыграть любимчика системы — директора королятника и доктора физмат наук по совместительству? Неужели режиссер Игорь Добролюбов не видел, что в плавках Даль не может не быть нелепым? Допустим, в бассейн ходил и сам Ландау, а Колмогоров и вовсе, случалось, удирал с учениками купаться на Сетунь, но в персонаже Олега Ивановича нет ни аутизма первого, ни врожденного демократизма второго: он элегантен, саркастичен, едок, неуловим, в нем чувствуется фирменное далевское молчаливое фрондерство. К чему оно в детском фильме? К чему тоска бабули, героини Владимировой, типажом колхозницы или партизанки, по Парижу, да ещё и под «Падам, падам»? Похабные ухмылки героя Стеблова, профессора («училки хорошенькие у вас есть?»)? Стихи, посвященные актрисе Тереховой, в устах актрисы Тереховой? Персонаж Титовой? Завхоз? «Баобаб»? Вопросов много, и, кажется, задумкой режиссера и было их появление. Создавая кинореальность в некоей обратной перспективе, Добролюбов тем самым и писал свое расписание на послезавтра. Вписав, например, легкой своей рукой в анналы кино новую актрису, которой суждено было стать самой интеллигентной, самой загадочной, самой утонченной красавицей пореформенного времени — Ирину Метлицкую. В этой девочке, тогда ученице такого же минского королятника, смешной, пухленькой, безбровой, никогда в реальной жизни не бывшей самой красивой в классе, Добролюбов разглядел потенциал не просто femme fatale, а «атома солнца», озарившего то безрадостное время. Не в этом ли, в конечном счете, и цель королятников — давать «талон на место у колонн», но только тем, кто сумеет таки вырваться из их тесных и уютных объятий и полететь самостоятельно?

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало мая.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий фильма непристойное предложение
  • Сценарий фильма марья искусница
  • Сценарий фильма пятница 13
  • Сценарий фильма калигула
  • Сценарий фильма неподдающиеся