Счастливые дни. Реж. Алексей Балабанов, 1991
В первые восемь минут «Счастливых дней» героя гонят четырежды. Выписывают из больницы, где он не прочь остаться («Я мог приносить пользу» — «Если бы вам поверили, что вы способны приносить пользу, вас бы непременно оставили»), шугают из больничной подсобки. Тут же дважды без комментариев не пускают в квартиры, где он пытается снять «комнату для одинокого мужчины».
Четыре случая за восемь минут — это вроде четырех голов в одни ворота в дебюте футбольного матча, которому «Счастливые дни» примерно равны по хронометражу. Исход сразу понятен, но отбыть придется весь номер. Раньше положенного судья не свистнет, а идея самоубийства, преждевременного выхода из игры, в балабановском творчестве возникнет, но позже.
В следующих эпизодах анонимный герой Сухорукова обретет было комнату и имя, хозяйка-татарка наречет его Сергеем Сергеевичем в честь предыдущего жильца, но с чужим именем жить негоже, тем более что вскоре явится подлинный Сергей Сергеевич и укажет протагонисту на порог. Потом последует сцена с таинственным действием внутри очередной квартиры: зритель не узнает, что там сотворили там за пару секунд с потенциальным арендатором жизнерадостные хозяева, отчего он так ошпаренно метнулся по лестнице вниз. И т. д., и т. п., если героя не гонят, то он сам уединяется, внутри образовавшегося пространства выгораживает себе сегмент сегмента, фрагмент фрагмента (диван лицом к стене, спиной к остальной квартире), слова ласкового никому не скажет, крыситься будет на протягивающих дружескую руку.
Тема задана с некоторым даже и перебором.
Ослика герой уведет у слепого товарища, а потом этого ослика кинет в сложной ситуации. Сосредоточится на любви к ежу, который как никто умеет отыголиваться от мира, уходить в автохтонный шар. «Уйду я от вас» — самая запоминающаяся фраза.
Отчуждение, невозможность контакта, бесприютность, разорва
нность человеческих связей, «вы мне не даете спокойно протянуть ноги», дружба — так с калекой или животным, любовь — так с проституткой.
И сквозные образы: яркие, тугие, но все в одну примерно копилку. Музыкальная шкатулка за пазухой, а там балерина, обреченная на вечное одинокое вращение. Темя, которое почему-то нужно показать врачам. Пустой громыхающий трамвай за номером 6666. Музыка в чужом тепле, за которым герой в окно подглядывает из непогоды. Коллекция часов, тикающих вразнобой.
Смущает этот перебор? Настаивание на мысли отчасти сермяжной, кургузой, не без пафоса. Смущает, наверное. Но не слишком сильно. Оно, наверное, если роман Пруста-Музиля сочиняешь, тогда нужно мысль истончать, филигранить, а кино может, а то и должно быть погрубей.
Плюс (то есть «минус») некоторая недокрученность истории. Сам Балабанов говорил о «Счастливых днях», что пересматривать их скучно. Что будто бы длинно. В истории — да — не хватает развития, то есть фабульные штырьки клацают исправно, но пыхтит на месте пафос-про-отчуждение, смыслы как заданы, так особо не прирастают.
Но, несмотря на статичную эту мораль и на недопропеченный сюжет, фильм держится, мерно покачивается, идет ровно и гулко. Это мнение я подкрепляю мемуаром: сочиняя эту статью, трижды пересмотрел кино от начала до конца (не считая вылазок за отдельными кадрами), всякий раз с новыми товарищами-соглядатаями: порядок, работает.
Уже в первом фильме пойман (на двадцать лет вперед) завораживающий ритм, гармоничное чередование улиц, лестничных клеток, музыки и речи; собираясь в жгуты диалогов, история расслабляет суставы на оказавшихся позже фирменными проездах-проходах, бытовые детали вроде галош и супа с петрушкой и клецками нашинкованы вместе с пунктиками метафизическими, какой-нибудь песней в небеса, взглядами в пустоту, фантасмагорическими погонями все за тем же трамваем… Это как прыгать по камушкам, преодолевая залитую грязью улицу, — вроде и не сложная задача, а расслабиться нельзя, упадешь.
Счастливые дни. Реж. Алексей Балабанов, 1991
Образы-мотивы, заклейменные выше примерно однообразными, шустро пропекаются при этом с разных сторон, подпрыгивают на сковородке сюжета. Безымянность героя вдруг рифмуется с неопределенностью статуса квартирной хозяйки («Она не татарка»). Ноты, случайно оказавшиеся в руках больного, «это не вам», оказываются «не вам» в двух смыслах: не только бумажка случайно в руки, но и стоящая за нотами музыка адресована кому-то другому. Дверь, за которой ничего нет (она встречается герою в разных квартирах), в какой-то момент откроется, обнаружив огромный провал: но ведь это не совсем «ничего», это целое огромное пустое помещение. У балерины отломана рука. У трамвая всегда — и в движении, и зимой — открыты двери… То есть смыслы, может, так и не разрослись, но зато вот как щедро аукаются.
Балабанов ловко пользуется условностями кинематографического языка, мелкими дискурсивными фокусами. Техническая темнота экрана в первых кадрах оказывается выключенным зрением героя и исчезает, когда врач щелкает светом в палате. Или — я сказал, что герой вылетел из квартиры, в которой не ясно, что происходило, через пару секунд; но это ведь экранное время, а «в реальности» он мог там пробыть даже и сутки. В одном из поздних фильмов подобный нехитрый, но изящный прием будет доведен до естественного предела: титр «Конец», принадлежащий вставному фильму, который смотрят внутри сюжета персонажи балабановской ленты, одновременно сыграет и роль финального титра в его картине.
Отдельные сцены, напротив, хочется провести по разряду фокусов крупных. Ошарашивающий проход героя по площади перед Царскосельским дворцом (ее еще и не опознаешь, эту площадь, хотя вот что, казалось бы, трудно «остранить») — доктор, исходящий на эмоции под Вагнера из граммофона, — бочки в подворотне, выписанной из немецкого экспрессионизма, — затопленный город с погружающимся в воду трамваем — радикально отвлеченные от реального хронотопа кладбищенские пейзажи: кадры в учебник, в историю, в пыльную вечность музеев.
Счастливые дни. Реж. Алексей Балабанов, 1991
Первое свое большое кино уроженец Свердловска Балабанов снял в Ленинграде (примерно вокруг даты съемок города стали Екатеринбургом и Петербургом), и тут же сам переехал туда жить, и неоднократно в дальнейшем выводил его в своих фильмах: есть, кажется, несомненная связь между городом, подчеркнуто элементарная планировка которого допускает в себя ядовитые фантасмагории, кипит в пропилах каналов и проспектов, сочится кинематографом.
Но пустой, словно киношники приехали на натуру в покинутый населением мегаполис, Петербург — и в синхронных, начала девяностых, откликах, и в позднейших — воспринимался наблюдателями еще и как символ эпохи. Символ большого разлада, случившегося с Россией, предвестие лихой эпохи с ее тотальной атомизацией — смыслов, общества, среднестатистической отечественной личности. Я помню, однако, премьеру «Счастливых дней» в свердловском Доме кино и совершенно иное ощущение времени — среда, в которой вращался я, гульбанила, не горевала и с оптимизмом смотрела в наступающее капиталистическое будущее. Девяностые, видимо, показали, какое настроение было адекватнее: мое личное время и впрямь оказалось веселым, но общественное — скорее, трагичным, а цайтгайст, дух времени, конечно, производное от состояния массы, а не отдельного наблюдателя; именно совпадение с ним дает творцу — нет, не признание массы, которое много от чего зависит, а художественную мощь. Но здесь что важно: насосавшись соками эпохи, вспоив ими фильм, режиссер не пустил календарь в сюжет. Энергии конкретного времени питают фильм, очень искусно прикидывающийся снятым прямо в вечности (в следующем фильме, в «Замке», Балабанов пытался повторить этот фокус про абстрактное время, но неудачно, а для всех последующих его работ эпоха — важная часть космоса фильма).
Вообще, прямо уж таки в вечность пускают один раз, чаще — в конце пути, но вот Балабанову разрешили сразу.
Читайте также
-
Глухая балерина — Из книги Бориса Тулинцева «Нестертые следы»
-
Одинокий голос переводчика — О феномене «авторского» киноперевода
-
Читаем Элинор Копполу — «Заметки о создании фильма „Апокалипсис сегодня“»
-
И-Ти и смотри — «Инопланетянин» 40 лет спустя
-
«Компульсивная красота» — От Бретона к Бунюэлю
-
Ты мне еще Ницше начни цитировать — «Конан-варвар» в России
Когда говорят о Балабанове, чаще всего вспоминают дилогию «Брат» и «Брат 2», «Груз 200», «Про уродов и людей», «Жмурки». На этот раз мы обратимся к первому полнометражному фильму российского режиссёра — «Счастливые дни», с которого и началась его творческая карьера.
Алексей Балабанов начал снимать фильмы в Свердловске в конце 1980‑х годов. Это были полудокументальные ленты о его друзьях рок-музыкантах, актёрами выступали ребята из «Наутилус Помпилиус» и «Настя». В первые годы после переезда в Ленинград начался новый виток творчества: Балабанов пошёл учиться у Алексея Германа. Плодом этого союза стал фильм «Счастливые дни» (1991 год).
Повествование начинается в психиатрической лечебнице. Неназванный главный герой в исполнении Виктора Сухорукова представлен на осмотр двум врачам. Он (именно так протагонист обозначен в сценарии) показывает своё перебинтованное темя докторам, которые после недолгого совещания решают выдворить пациента. Аргументом становится фраза о «бесполезности дальнейшего лечения». Он бежит в больничный подвал, надеясь там укрыться от изгнания. Ответ на все вопросы — захлопнутая дверь. Главный герой лишился всего, что так долго давало ему смысл существования.
На дворе холодная погода. Календарный год событий фильма установить трудно, но машин ещё нет — перед нами середина или конец XIX века. Знакомство зрителя с опустевшим городом начинается с грохочущего трамвая, проезжающего мимо персонажей. Пугающие улицы, которые стали новым пристанищем главного героя, наводняют пугающие люди. Каждый готов толкнуть, наехать, сбить с ног. С каждым кадром живых людей в городе становится всё меньше. Дважды в «квартире для одинокого мужчины» отказывают арендаторы, к которым Он робко стучится. Когда же героя приютит женщина, зовущая его «Борей», самой частой репликой Сухорукова станет «…уйду я от вас!». Очень Ему не нравится мир, в который его выбросили.
Нежная улыбка появляется на устах главного героя в минуты спокойствия. Его посещает умиротворение, когда он разглядывает свою музыкальную шкатулку — то немногое, что ему удалось оставить от прежней жизни. Добром и лаской Он одаривает лишь животных — с украденным ослом путешествует, а с ёжиком играется. Интересно, как трансформируется улыбка Виктора Сухорукова в следующих фильмах Балабанова — звериный оскал Виктора в фильме «Брат» (1997 год) и гипнотизирующая ухмылка Виктора Ивановича из «Про уродов и людей» (1998 год).
Безымянный главный герой не стремится к обладанию индивидуальностью. Он лишний в мире лишних. «Сергей Сергеичем» он снимает разбитую комнатушку. Примерно в такой же поселится герой Сергея Бодрова в Петербурге уже в 1990‑е годы. «Петром» он проводит время с бездомными в подвале и на кладбище. «Борей» селится в квартире проститутки, отгородившись от огромной комнаты спинкой антикварного дивана. Главный герой, при появлении очередного клиента хозяйки, таится в соседней комнате. Подобный эпизод Балабанов включит в сценарий мелодрамы «Мне не больно» (2010 год), когда Миша (Александр Яценко) застрянет в квартире Таты (Рената Литвинова).
Цикличность истории у Балабанова отражается в музыкальном фоне фильма. В «Счастливых днях» тема главного героя — отрывок из оперы Вагнера «Летучий голландец», которую заедает на одном и том же месте. Он — сорвавшаяся с грампластинки игла, которая не может закончить мелодию. Лишний человек.
Кроме музыки назойливо повторяются некоторые эпизоды и ситуации: человека без имени постоянно просят показать темя. Просят так, что зрителю становится неловко. Будто речь идёт если не о чём-то постыдном и аморальном, то, как минимум, о непринятом в порядочном обществе. На это предложение Он всегда отвечает отказом. С готовностью Он показал темя лишь однажды — врачам в больнице, с этого и начались его скитания. Во всех местах своего временного проживания Он наталкивается на заколоченную дверь, к которой его тянет. Всюду, где появляется главный герой, он произносит одну и ту же фразу, которая упоминалась выше. Отовсюду изгнанный, в финале фильма Он найдёт приют в лодке, которую как альтернативу гробу припас себе один из бездомных. Перед титрами на безлюдной улице начинается наводнение, которое затапливает рельсы и трамвай из начала фильма. Апокалипсис пришёл удивительно тихо для умирающего чёрно-белого города. И никому нет до этого дела.
«Счастливые дни» — фильм, наполненный меланхоличным абсурдом безвременья, вышел в 1991 году. Очевидным может показаться сравнение сюжета с историческими событиями, актуальными на момент выхода кинокартины. Над головой главного героя долго «работали», что-то резали внутри, что-то вкладывали. Безызвестный эксперимент, к которому за внушительный срок привык испытуемый, провалился. «Больной» перестал быть полезен, его выкинули на улицу. Протагонист фильма обретает свободу, но, распоряжаясь ею, постоянно попадает в узкие тоннели петербургских проулков и до безмолвного ужаса глухие дворы-колодцы. Сомнамбулические жители Петербурга без тени надежды, без стремлений и веры пытаются задержать, приземлить Его, напомнить о плоти, оторвав от духа. Рождается одна из главных тем творчества Алексея Балабанова — поиск смысла и морали в обществе разложения.
Интересен момент из начала фильма. Перед осмотром в кабинете, когда затемнение сменяется резким светом, зритель понимает, что главный герой мгновение назад спал, но хирургический светильник, который неожиданно включили, вернул его к бодрствованию. Этим приёмом Балабанов сводит воедино опыт персонажа фильма и зрителя у экрана. То, что чувствует Он, чувствуем и мы. Нам тоже не показывают затылок главного героя, это над нами нависли хирурги с ножами.
На Каннском кинофестивале дебютный полный метр Балабанова приняли тепло. О новой фигуре европейского кино заговорили, напрямую связывая его с влиянием Алексея Германа. Чёрно-белое изображение, где грязное отчётливо тёмно, а невинное ярко бело — действительно почерк Германа. Сам сценарий же Балабанов писал, запершись в своей квартире. Он с самого начала работал в своём стиле — запирался с литературой для вдохновения. Клаустрофобия в «Счастливых днях» от Кафки, абсурд от Беккета, Петербург, будто бы времён блокады, от Хармса. Пьеса Сэмюеля Беккета «Happy Days» дала название ленте, а следующий (и последний в стилистике Германа) фильм будет поставлен по роману «Замок» Франца Кафки.
В «Счастливых днях» была попытка создать язык нового русского авторского кинематографа — план был составлен. Выполнение поставленной задачи легло на фильмы «Про уродов и людей» и «Брат». Перевыполнение плана и установка новой вершины артхаусного кино — «Груз 200».
Читайте также «„Имею право“: как советский кинематограф 1970‑х стал феминистским».
Поделиться
Призрак в нелепом пальто
Ты — Человек без имени, нагой человек без поклажи
Илья Кормильцев
“Счастливые дни” – первый полнометражный фильм самого интересного, неоднозначного и, к сожалению, уже покойного российского режиссёра. Дебют, в котором спрятан (или из которого вышел) весь последующий Балабанов. Почти все его «фирменные» приёмы, прибамбасы и прибабахи здесь уже имеются, кроме, пожалуй, нарочитой жестокости, отточенного до скальпельной остроты цинизма и вербализированной политической эпатажности. Это придёт позже, пока же достаточно и того главного, что по-настоящему отличает балабановский гений от других режиссёров – отстранённый холодный и трезвый взгляд, без брезгливости, но и без сопереживания, без злобы, но и без сентиментальности. Взгляд режиссёра-патологоанатома, производящего вскрытие скончавшихся ещё до начала фильма персонажей. Только персонажи эти ещё не догадываются, что умерли: двигаются, разговаривают, дышат, убегают, догоняют, падают, едят, совокупляются, стонут, смеются. Но ведь и вскрытие осуществляется не физическое, а экзистенциальное. Вивисекция бытия.
Начинается фильм в больнице – главного героя перед выпиской осматривают медики, уделяя внимание исключительно его темени. Признав пациента бесполезным (не выздоровевшим, а именно не приносящим пользу), его выталкивают на улицу, в лишённую красок и тепла, черно-белую (как и весь фильм) осень. Полноценно здоровым назвать персонажа Виктора Сухорукого на самом деле нельзя – с глупой наивно заискивающей улыбочкой, всегда готовый к худшему: быстро ретироваться, если прогоняют; спрятаться, если ищут; замереть при громком шуме; притвориться, что его нет при прочих неудобных обстоятельствах. Но это всё – болезни души, а не тела, они не лечатся в больнице, потому его здесь и не держат.
Но как бы ни был болен этот человек – он абсолютно свободен. От общества, потому что не знает, какое место в нём занимает (судя по дальнейшим событиям, нет уверенности, что это место вообще имеется), от памяти (не помнит ни своего имени, ни кто он такой, ни откуда взялся), от морали (готов снять калоши с упавшего на улице человека и украсть осла у слепого), но от процесса существования его никто не освобождал. Потому Человек без имени отчаянно ищет угол, где он мог бы приютиться, и за этот самый приют готов отзываться на любое имя, которое дадут ему встречные. Будучи “Сергей Сергеичем” он снимает разбитую комнатушку (почти такую же, в которой поселится через несколько лет Данила Багров), “Петром” проводит время с бездомными в подвале (а также и на кладбище), “Борей” обитает в полной антиквариата квартире проститутки, отгородившись от её притязаний старинным диваном и отказом раздеваться. При появлении очередного клиента в алькове хозяйки «Боря» таится, снедаемый неприятными и не совсем понятными ему чувствами, в соседней комнате (так же застрянет однажды в квартире содержанки Таты из «Мне не больно» её возлюблённый Миша, когда к ней внезапно нагрянет пьяный вдрызг Никита Сергеевич).
Возвращаясь к «фирменному» Балабанову: дебютная его картина, в отличие от последней, просто переполнена “автоцитатами” и “самоповторами”. В первую очередь, конечно, это балабановский Город (не важно Питер, Москва, Нью-Йорк или провинциальный Череповец), тоскливый, пустующий (даже с переполненными людьми улицами), продуваемый ветрами, пронизанный безвременьем. Конец XIX века, революционная эпоха, брежневский застой, лихие 90-е, разухабистые 2000-е – это лишь условный темпоральный декор, на самом деле времени “по Балабанову” не существует. Есть только циклы, повторы случившегося однажды, и случающегося раз за разом. Вечное движение по обозначенному маршруту (трамвай в “Счастливых днях” и “Брате”, пароход в “Про уродов и людей”, сменяющие друг друга автомобили на бесконечных дорогах “Брата 2”, сама дорога в “Я тоже хочу”, сами люди, заведённо бредущие по заснеженным улицам в “Кочегаре”).
Тошнотворность циклов передаётся и бесконечным повтором музыкальных номеров – это фламенко Дидюли, которого после “Кочегара” просто невозможно слушать, та же история с “Плотом” Юрия Лозы после “Груза 200”. В “Счастливых днях” такой заезженной пластинкой (в буквальном смысле – с соскакивающей в процессе воспроизведения звука иглой) являются опера Вагнера и фокстрот Гарри Уоррена – два совершенно разных по духу (но абсолютно идентичных по избыточному присутствию в картине) музыкальных произведения. Кроме музыки назойливо повторяются некоторые эпизоды и ситуации: Человека без имени (во всех его ипостасях) неизменно просят показать темя, просят так, что становится понятно – речь идёт, если и не о чём-то постыдном и аморальном, то, как минимум, не принятом в порядочном обществе. На это предложение он всегда отвечает неизменным отказом. С готовностью он показал темя лишь однажды – врачам в больнице, с чего и начались его скитания. Во всех местах своего временного проживания он наталкивается на заколоченную дверь, за которой – “ничего”. Всем, с кем делит очередное своё обиталище, он обещает “Уйду я от вас”, что и происходит. В итоге отовсюду изгнанным, в финале герой фильма найдёт приют в лодке, которую в качестве альтернативы гробу припас себе один из бездомных. Благодаря этому, наводнение безымянный персонаж встретит на воде, а не под водой…
Обычно режиссёры нарабатывают свои приёмы и образы, набирая их в течение всей своей творческой жизни, и сваливают в кучу в поздних работах или этапных вещах (“Кризисная” трилогия Китано, “Внутренняя империя” Линча, “Чемоданы Тульса Люпера” Гринуэя), с Балабановым случилось всё с точностью до наоборот. Он пришёл в кино со своим набором инструментов, которыми и работал до самого последнего дня. Менялся лишь градус отношения режиссёра к своим героям, и если в “Счастливых днях” его ещё можно заподозрить в какой-то человечности, то в следующих картинах он всё дальше будет уходить в холодность, бессострадательность и даже жестокость. Жестокость, в том числе, и к самому себе тоже, как к одному из обитателей (пусть и в качестве демиурга) собственноручно созданного мира. Кто другой, кроме создателя, смог бы так же едко посмеяться над собой, как это сделал Балабанов в “Я тоже хочу”? В последнем эпизоде своего последнего фильма.
Это время стучит нам в темя костяшками домино
Вячеслав Бутусов
ПС: Друзья, если не трудно, выберите свой любимый фильм Алексея Балабанова. Если такого нет — голосуйте против всех.
Призрак в нелепом пальто
Ты — Человек без имени, нагой человек без поклажи
Илья Кормильцев
“Счастливые дни” – первый полнометражный фильм самого интересного, неоднозначного и, к сожалению, уже покойного российского режиссёра. Дебют, в котором спрятан (или из которого вышел) весь последующий Балабанов. Почти все его «фирменные» приёмы, прибамбасы и прибабахи здесь уже имеются, кроме, пожалуй, нарочитой жестокости, отточенного до скальпельной остроты цинизма и вербализированной политической эпатажности. Это придёт позже, пока же достаточно и того главного, что по-настоящему отличает балабановский гений от других режиссёров – отстранённый холодный и трезвый взгляд, без брезгливости, но и без сопереживания, без злобы, но и без сентиментальности. Взгляд режиссёра-патологоанатома, производящего вскрытие скончавшихся ещё до начала фильма персонажей. Только персонажи эти ещё не догадываются, что умерли: двигаются, разговаривают, дышат, убегают, догоняют, падают, едят, совокупляются, стонут, смеются. Но ведь и вскрытие осуществляется не физическое, а экзистенциальное. Вивисекция бытия.
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4235… » title=»Счастливые дни» />
Начинается фильм в больнице – главного героя перед выпиской осматривают медики, уделяя внимание исключительно его темени. Признав пациента бесполезным (не выздоровевшим, а именно не приносящим пользу), его выталкивают на улицу, в лишённую красок и тепла, черно-белую (как и весь фильм) осень. Полноценно здоровым назвать персонажа Виктора Сухорукова на самом деле нельзя – с глупой наивно заискивающей улыбочкой, всегда готовый к худшему: быстро ретироваться, если прогоняют; спрятаться, если ищут; замереть при громком шуме; притвориться, что его нет при прочих неудобных обстоятельствах. Но это всё – болезни души, а не тела, они не лечатся в больнице, потому его здесь и не держат.
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4247… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-0-02-41-591» />
Но как бы ни был болен этот человек – он абсолютно свободен. От общества, потому что не знает, какое место в нём занимает (судя по дальнейшим событиям, нет уверенности, что это место вообще имеется), от памяти (не помнит ни своего имени, ни кто он такой, ни откуда взялся), от морали (готов снять калоши с упавшего на улице человека и украсть осла у слепого), но от процесса существования его никто не освобождал. Потому Человек без имени отчаянно ищет угол, где он мог бы приютиться, и за этот самый приют готов отзываться на любое имя, которое дадут ему встречные. Будучи “Сергей Сергеичем” он снимает разбитую комнатушку (почти такую же, в которой поселится через несколько лет Данила Багров), “Петром” проводит время с бездомными в подвале (а также и на кладбище), “Борей” обитает в полной антиквариата квартире проститутки, отгородившись от её притязаний старинным диваном и отказом раздеваться. При появлении очередного клиента в алькове хозяйки «Боря» таится, снедаемый неприятными и не совсем понятными ему чувствами, в соседней комнате (так же застрянет однажды в квартире содержанки Таты из «Мне не больно» её возлюблённый Миша, когда к ней внезапно нагрянет пьяный вдрызг Никита Сергеевич).
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4245… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-1-02-16-839» />
Возвращаясь к «фирменному» Балабанову: дебютная его картина, в отличие от последней, просто переполнена “автоцитатами” и “самоповторами”. В первую очередь, конечно, это балабановский Город (не важно Питер, Москва, Нью-Йорк или провинциальный Череповец), тоскливый, пустующий (даже с переполненными людьми улицами), продуваемый ветрами, пронизанный безвременьем. Конец XIX века, революционная эпоха, брежневский застой, лихие 90-е, разухабистые 2000-е – это лишь условный темпоральный декор, на самом деле времени “по Балабанову” не существует. Есть только циклы, повторы случившегося однажды, и случающегося раз за разом. Вечное движение по обозначенному маршруту (трамвай в “Счастливых днях” и “Брате”, пароход в “Про уродов и людей”, сменяющие друг друга автомобили на бесконечных дорогах “Брата 2”, сама дорога в “Я тоже хочу”, сами люди, заведённо бредущие по заснеженным улицам в “Кочегаре”).
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4243… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-0-36-32-600» />
Тошнотворность циклов передаётся и бесконечным повтором музыкальных номеров – это фламенко Дидюли, которого после “Кочегара” просто невозможно слушать, та же история с “Плотом” Юрия Лозы после “Груза 200”. В “Счастливых днях” такой заезженной пластинкой (в буквальном смысле – с соскакивающей в процессе воспроизведения звука иглой) являются опера Вагнера и фокстрот Гарри Уоррена – два совершенно разных по духу (но абсолютно идентичных по избыточному присутствию в картине) музыкальных произведения. Кроме музыки назойливо повторяются некоторые эпизоды и ситуации: Человека без имени (во всех его ипостасях) неизменно просят показать темя, просят так, что становится понятно – речь идёт, если и не о чём-то постыдном и аморальном, то, как минимум, не принятом в порядочном обществе. На это предложение он всегда отвечает неизменным отказом. С готовностью он показал темя лишь однажды – врачам в больнице, с чего и начались его скитания. Во всех местах своего временного проживания он наталкивается на заколоченную дверь, за которой – “ничего”. Всем, с кем делит очередное своё обиталище, он обещает “Уйду я от вас”, что и происходит. В итоге отовсюду изгнанным, в финале герой фильма найдёт приют в лодке, которую в качестве альтернативы гробу припас себе один из бездомных. Благодаря этому, наводнение безымянный персонаж встретит на воде, а не под водой…
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4239… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-1-19-47-910» />
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4239… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-1-19-54-945» />
Обычно режиссёры нарабатывают свои приёмы и образы, набирая их в течение всей своей творческой жизни, и сваливают в кучу в поздних работах или этапных вещах (“Кризисная” трилогия Китано, “Внутренняя империя” Линча, “http://e-bath.livejournal.com/tag/%D0%A7%D0%B5%D0%B… »>Чемоданы Тульса Люпера” Гринуэя), с Балабановым случилось всё с точностью до наоборот. Он пришёл в кино со своим набором инструментов, которыми и работал до самого последнего дня. Менялся лишь градус отношения режиссёра к своим героям, и если в “Счастливых днях” его ещё можно заподозрить в какой-то человечности, то в следующих картинах он всё дальше будет уходить в холодность, бессострадательность и даже жестокость. Жестокость, в том числе, и к самому себе тоже, как к одному из обитателей (пусть и в качестве демиурга) собственноручно созданного мира. Кто другой, кроме создателя, смог бы так же едко посмеяться над собой, как это сделал Балабанов в “Я тоже хочу”? В последнем эпизоде своего последнего фильма.
Это время стучит нам в темя костяшками домино
Вячеслав Бутусов
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4252… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-1-02-32-800» />
http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/12007536/4252… » title=»Счастливые дни_1991_DVDRip_XviD_AC3-1-15-04-360» />
ПС: Друзья, если не трудно, http://e-bath.livejournal.com/418064.html»>проголосуйте за свой любимый фильм Алексея Балабанова.