Телеграмма | |
Режиссёр |
Ролан Быков |
---|---|
Автор сценария |
Семён Лунгин |
В главных ролях |
Серёжа Воинов |
Оператор |
Анатолий Мукасей |
Композитор |
Михаил Меерович |
Кинокомпания |
Мосфильм «ТО Юность» |
Длительность |
90 мин |
Страна |
СССР |
Год |
1971 |
IMDb |
ID 006783 |
«Телеграмма» — детский фильм режиссёра Ролана Быкова, снятый им на киностудии «Мосфильм», в 1971 году.
Сюжет
Начало 1970-х годов, предновогодняя сутолока большого города. Московские шестиклассники Костя и Тоша, стараются найти Катю Иноземцеву, чтобы передать важную телеграмму. В ходе поисков они узнают подробности её жизни. Вчерашняя школьница, после начала войны, пошла работать в госпиталь. Затем фронт и служба в разведывательно-диверсионной группе. Её любили два друга — Антон и Серёжа. Она вышла замуж за Антона, погибшего вскоре от ран. Сергей продолжал писать ей письма, надеясь на встречу. Его телеграмма двадцатипятилетней давности, выпавшая из библиотечной книги, по ошибке и попала в руки Кости. Ребята, после долгих поисков, нашли Катю и Сергея, к их удивлению, оказавшимися родителями Тоши.
В ролях
- Таня Гришина — Тоша Пятипал
- Серёжа Воинов — Костя Карпов
- Егор Коган — Руслан, младший брат Кости
- Павел Коган — Вова
- Сергей Шустицкий — Лёша Шафоростов
- Нина Архипова — Екатерина Пятипал, она же Катя Иноземцева, мама Тоши
- Валентина Телегина — Марья Ивановна, жена резчика
- Любовь Соколова — Аграфена Владимировна, школьная техничка
- Михаил Яншин — Николай Афанасьевич Пятипал, Тошин дедушка
- Николай Крючков — Иван Яковлевич, генерал-полковник в отставке
- Юрий Никулин — Фёдор Фёдорович, резчик-любитель
- Иветта Киселёва — Зина Шаломытьева, фронтовая подруга Кати Иноземцевой
- Рина Зелёная — детская писательница
- Николай Бурляев — Глеб, сын Зины Шаломытьевой
- Геннадий Карнович-Валуа — Сергей Пятипал, отец Тоши
- Георгий Элбакян — Мкртыч Аванесович, хирург
Остальные актёры указаны как исполнители эпизодических ролей
- Леонид Бердичевский — худрук
- Валентина Березуцкая — продавщица пирожков
- Ролан Быков — поющий новосёл
- Елена Вольская — приёмщица в химчистке
- Зоя Исаева
- Наталия Кугель — невеста
- Б. Кочан
- Элла Некрасова — экскурсовод
- Нина Нехлопоченко
- Валерий Рыжаков — друг Глеба
- Станислав Садальский — жених, друг Руслана из химчистки (озвучивает Роман Филиппов)
- Георгий Тусузов
- Роман Филиппов
- Станислав Хитров — мужчина, спешащий за продуктовым набором
- Людмила Черепанова
- Борис Юрченко — продавец ёлок
отсутствуют в титрах:
- Яков Беленький — пассажир такси
- Елена Козелькова
- Илья Баскин — учитель
- Александра Денисова — бабушка Вари
- Светлана Жгун — мать Вовы
Съёмочная группа
- Сценаристы: Семён Лунгин, Илья Нусинов
- Режиссёр: Ролан Быков
- Оператор-постановщик: Анатолий Мукасей
- Художник: Александр Кузнецов
- Режиссёр: Игорь Петров
- Композитор: Михаил Меерович
- Звукооператор: Юрий Рабинович
- Дирижёр: Марк Эрмлер
- Костюмы: М. Филиппова
- Грим: Л. Епишина
- Редактор: Н. Лозинская
- Монтаж: Людмила Елян
- Режиссёр: М. Волович
- Оператор: Дмитрий Смидович
- Декоратор: Ю. Усанов
- Комбинированные съёмки: оператор В. Рылач, художник С. Зябликов
- Директор: Георгий Пастушков
Ссылки
- «Телеграмма» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- О фильме на сайте телеканала «Россия К»
Фильмы Ролана Быкова |
---|
Семь нянек • Пропало лето • Айболит-66 • Внимание, черепаха! • Телеграмма • Автомобиль, скрипка и собака Клякса • Нос • Чучело |
Toggle sidebar
Search
Toggle the table of contents
9 languages
- Чӑвашла
- Dansk
- Français
- Հայերեն
- Italiano
- Norsk bokmål
- Русский
- Simple English
- Українська
Edit links
From Wikipedia, the free encyclopedia
Telegram | |
---|---|
Russian poster |
|
Russian: Телеграмма | |
Directed by | Rolan Bykov |
Written by |
|
Starring |
|
Cinematography | Anatoly Mukasei |
Edited by | Lyudmila Yelyan |
Music by | Mikhail Meerovich |
Production |
Mosfilm |
Release date |
1971 |
Running time |
90 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Telegram (Russian: Телеграмма, romanized: Telegramma) is a 1971 Soviet adventure film directed by Rolan Bykov.[1][2][3]
Plot[edit]
The film tells about the boys who are looking for Katya Inozemtseva to give her an important telegram and they learn about her exploits.[4]
Cast[edit]
- Nina Arkhipova as Katya Inozemtseva
- Elya Baskin as school teacher
- Yuri Nikulin as Fedor Fedorovich
- Valentina Berezutskaya as pies seller
- Nikolay Burlyaev as Gleb, Zina’s son
- Rolan Bykov as singing newcomer
- Lyudmila Cherepanova as guitar player’s girlfriend
- Aleksandra Denisova as Varya’s grandmother
- Rina Zelyonaya[5] as children’s writer
- Mikhail Yanshin as Nikolay Afanasevich Pyatipal
- Valentina Telegina as Marya Ivanovna, Fedor Fedorovich’s wife
- Sergey Shustitsky as Lyosha Shaforostov
- Valery Ryzhakov as Gleb’s friend
- Roman Filippov as episode
References[edit]
- ^ Как менялась новогодняя елка в советских фильмах
- ^ «Ламбада-маркет», сказкотерапия и фильмы Ролана Быкова: как провести этот уик-энд
- ^ В семи кинотеатрах Москвы бесплатно покажут фильмы Ролана Быкова
- ^ Вам телеграмма
- ^ Telegram (1972) Full Cast / Crew
External links[edit]
- Telegram at IMDb
Films by Rolan Bykov |
---|
|
Retrieved from «https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Telegram_(film)&oldid=1109783310»
Categories:
- 1971 films
- 1970s Russian-language films
- Soviet adventure films
- 1970s adventure films
- Mosfilm films
- Films directed by Rolan Bykov
- Russian children’s adventure films
- Soviet children’s films
Hidden categories:
- Articles with short description
- Short description is different from Wikidata
- Articles containing Russian-language text
- IMDb ID same as Wikidata
Toggle sidebar
Search
Toggle the table of contents
9 languages
- Чӑвашла
- Dansk
- Français
- Հայերեն
- Italiano
- Norsk bokmål
- Русский
- Simple English
- Українська
Edit links
From Wikipedia, the free encyclopedia
Telegram | |
---|---|
Russian poster |
|
Russian: Телеграмма | |
Directed by | Rolan Bykov |
Written by |
|
Starring |
|
Cinematography | Anatoly Mukasei |
Edited by | Lyudmila Yelyan |
Music by | Mikhail Meerovich |
Production |
Mosfilm |
Release date |
1971 |
Running time |
90 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Telegram (Russian: Телеграмма, romanized: Telegramma) is a 1971 Soviet adventure film directed by Rolan Bykov.[1][2][3]
Plot[edit]
The film tells about the boys who are looking for Katya Inozemtseva to give her an important telegram and they learn about her exploits.[4]
Cast[edit]
- Nina Arkhipova as Katya Inozemtseva
- Elya Baskin as school teacher
- Yuri Nikulin as Fedor Fedorovich
- Valentina Berezutskaya as pies seller
- Nikolay Burlyaev as Gleb, Zina’s son
- Rolan Bykov as singing newcomer
- Lyudmila Cherepanova as guitar player’s girlfriend
- Aleksandra Denisova as Varya’s grandmother
- Rina Zelyonaya[5] as children’s writer
- Mikhail Yanshin as Nikolay Afanasevich Pyatipal
- Valentina Telegina as Marya Ivanovna, Fedor Fedorovich’s wife
- Sergey Shustitsky as Lyosha Shaforostov
- Valery Ryzhakov as Gleb’s friend
- Roman Filippov as episode
References[edit]
- ^ Как менялась новогодняя елка в советских фильмах
- ^ «Ламбада-маркет», сказкотерапия и фильмы Ролана Быкова: как провести этот уик-энд
- ^ В семи кинотеатрах Москвы бесплатно покажут фильмы Ролана Быкова
- ^ Вам телеграмма
- ^ Telegram (1972) Full Cast / Crew
External links[edit]
- Telegram at IMDb
Films by Rolan Bykov |
---|
|
Retrieved from «https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Telegram_(film)&oldid=1109783310»
Categories:
- 1971 films
- 1970s Russian-language films
- Soviet adventure films
- 1970s adventure films
- Mosfilm films
- Films directed by Rolan Bykov
- Russian children’s adventure films
- Soviet children’s films
Hidden categories:
- Articles with short description
- Short description is different from Wikidata
- Articles containing Russian-language text
- IMDb ID same as Wikidata
«Телегра́мма» — фильм режиссёра Ролана Быкова, снятый Творческим объединением «Юность» на киностудии «Мосфильм» в 1971 году.
Сюжет
Начало 1970-х годов, предновогодняя московская сутолока. Шестиклассники Костя и Тоша и четырёхлетний брат Кости Руслан стараются найти Катю Иноземцеву, чтобы передать ей случайно найденную важную телеграмму. В ходе поисков они узнают подробности её жизни. Вчерашняя школьница, с началом Великой Отечественной войны пошла работать в госпиталь. Затем на фронт и службу в разведывательно-диверсионной группе. Её любили два друга — Антон и Серёжа. Она вышла замуж за Антона, который вскоре погиб от ран. Сергей продолжал писать ей письма, надеясь на встречу. Его телеграмма двадцатипятилетней давности, выпавшая из библиотечной книги, по ошибке и попала в руки Кости. Ребята после долгих поисков нашли Катю и Сергея, которые, к их удивлению, оказались родителями Тоши.
Актёры
В главных ролях
- Таня Гришина — Тоша Пятипал
- Серёжа Воинов — Костя Карпов (дебют в кино)
- Егор и Павел Коганы — Руслан, младший брат Кости / Вова, мальчик в больнице
В ролях
- Михаил Яншин — Николай Афанасьевич Пятипал, дедушка Тоши
- Николай Крючков — Иван Яковлевич, больной генерал-полковник
- Юрий Никулин — Фёдор Фёдорович, резчик-любитель
- Нина Архипова — Екатерина Пятипал (она же Катя Иноземцева), мама Тоши
- Валентина Телегина — Марья Ивановна, жена резчика
- Любовь Соколова — Аграфена Владимировна, школьная уборщица
- Иветта Киселёва — Зина Шаломытова, фронтовая подруга Кати Иноземцевой
- Рина Зелёная — детская писательница
- Николай Бурляев — Глеб, сын Зины Шаломытовой
- Геннадий Карнович-Валуа — Сергей Пятипал, отец Тоши
- Георгий Элбакян — Мкртыч Аванесович, хирург
- Серёжа Шустицкий — Лёша Шафоростов (дебют в кино)
В эпизодах
- Леонид Бердичевский — худрук
- Наталия Кугель — невеста
- Валентина Березуцкая — продавщица пирожков
- Владимир Качан — парень с гитарой (в титрах указан как Б. Кочан)
- Ролан Быков — поющий новосёл
- Элла Некрасова — экскурсовод
- Елена Вольская — приёмщица в химчистке
- Нина Нехлопоченко — работница химчистки
- Зоя Исаева — посетительница химчистки
- Валерий Рыжаков — друг Глеба
- Станислав Садальский — жених (в титрах указан как В. Садальский, озвучил Роман Филиппов)
- Георгий Тусузов
- Роман Филиппов
- Станислав Хитров — мужчина с продуктовым набором
- Людмила Черепанова — подруга гитариста
- Борис Юрченко — продавец ёлок
Нет в титрах
- Люсьена Овчинникова — жена новосёла, играющая на баяне
- Яков Беленький — мужчина на остановке, ожидающий такси
- Елена Козелькова
- Илья Баскин — Андрей Михайлович, учитель (дебют в кино)
- Александра Денисова — бабушка Вари
- Светлана Жгун — мама Вовы
- Валерий Лысенков — сосед Марьи Ивановны
- Виктор Волков — прохожий с красной лошадкой
- Пантелеймон Крымов — клоун
Съёмочная группа
- сценарий — Семёна Лунгина, Ильи Нусинова
- постановка — Ролан Быков
- главный оператор — Анатолий Мукасей
- главный художник — Александр Кузнецов
- режиссёр — Игорь Петров
- композитор — Михаил Меерович
- звукооператор — Юрий Рабинович
- дирижёр — Марк Эрмлер
- костюмы — М. Филипповой
- грим — Л. Епишиной
- редактор — Н. Лозинская
- монтаж — Людмила Елян
- режиссёр — М. Волович
- оператор — Дмитрий Смидович
- художник-декоратор — Ю. Усанов
- комбинированные съёмки:
- оператор — Ванда Рылач
- художник — С. Зябликов
- ассистенты:
- режиссёра — Е. Ожогова, Е. Комарова
- оператора — Г. Потапов, В. Логунов
- директор картины — Георгий Пастушков
Ссылки
- «Телеграмма» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- О фильме на сайте телеканала «Россия К»
- Станислав Садальский. У всех фильмов Быкова трудная судьба, у всех, без исключения.
Эта страница в последний раз была отредактирована 26 июля 2022 в 14:30.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Телеграмма | |
---|---|
Жанр (b) | трагикомедия (b) |
Режиссёр | Ролан Быков (b) |
Автор сценария |
Семён Лунгин (b) , Илья Нусинов (b) |
В главных ролях |
Серёжа Воинов, Таня Гришина, Егор и Павел Коганы |
Оператор | Анатолий Мукасей (b) |
Композитор | Михаил Меерович (b) |
Художник-постановщик | Александр Кузнецов |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм» (b) . Творческое объединение «Юность» |
Длительность | 90 минут |
Страна | СССР (b) |
Язык | русский (b) |
Год | 1971 (b) |
IMDb (b) | ID 0067838 |
«Телегра́мма» — фильм режиссёра Ролана Быкова (b) , снятый Творческим объединением «Юность» на киностудии «Мосфильм (b) » в 1971 году (b) .
Сюжет
Начало 1970-х годов (b) , предновогодняя (b) московская (b) сутолока. Шестиклассники Костя и Тоша и четырёхлетний брат Кости Руслан стараются найти Катю Иноземцеву, чтобы передать ей случайно найденную важную телеграмму (b) . В ходе поисков они узнают подробности её жизни. Вчерашняя школьница, с началом Великой Отечественной войны (b) пошла работать в госпиталь (b) . Затем на фронт (b) и службу в разведывательно-диверсионной группе (b) . Её любили два друга — Антон и Серёжа. Она вышла замуж за Антона, который вскоре погиб от ран. Сергей продолжал писать ей письма, надеясь на встречу. Его телеграмма двадцатипятилетней давности, выпавшая из библиотечной (b) книги (b) , по ошибке и попала в руки Кости. Ребята после долгих поисков нашли Катю и Сергея, которые, к их удивлению, оказались родителями Тоши.
Актёры
В главных ролях
- Таня Гришина — Тоша Пятипал
- Серёжа Воинов — Костя Карпов(дебют в кино)
- Егор и Павел Коганы — Руслан, младший брат Кости / Вова, мальчик в больнице
В ролях
- Михаил Яншин (b) — Николай Афанасьевич Пятипал, дедушка Тоши
- Николай Крючков (b) — Иван Яковлевич, больной генерал-полковник
- Юрий Никулин (b) — Фёдор Фёдорович, резчик-любитель
- Нина Архипова (b) — Екатерина Пятипал (она же Катя Иноземцева), мама Тоши
- Валентина Телегина (b) — Марья Ивановна, жена резчика
- Любовь Соколова (b) — Аграфена Владимировна, школьная уборщица
- Иветта Киселёва (b) — Зина Шаломытова, фронтовая подруга Кати Иноземцевой
- Рина Зелёная (b) — детская писательница
- Николай Бурляев (b) — Глеб, сын Зины Шаломытовой
- Геннадий Карнович-Валуа (b) — Сергей Пятипал, отец Тоши
- Георгий Элбакян (b) — Мкртыч Аванесович, хирург
- Серёжа Шустицкий (b) — Лёша Шафоростов(дебют в кино)
В эпизодах
- Леонид Бердичевский (b) — худрук
- Наталия Кугель (b) — невеста
- Валентина Березуцкая (b) — продавщица пирожков
- Владимир Качан (b) — парень с гитарой(в титрах указан как Б. Кочан)
- Ролан Быков (b) — поющий новосёл
- Элла Некрасова (b) — экскурсовод
- Елена Вольская (b) — приёмщица в химчистке
- Нина Нехлопоченко (b) — работница химчистки
- Зоя Исаева — посетительница химчистки
- Валерий Рыжаков (b) — друг Глеба
- Станислав Садальский (b) — жених(в титрах указан как В. Садальский, озвучил Роман Филиппов (b) )
- Георгий Тусузов (b)
- Роман Филиппов (b)
- Станислав Хитров (b) — мужчина с продуктовым набором
- Людмила Черепанова (b) — подруга гитариста
- Борис Юрченко (b) — продавец ёлок
Нет в титрах
- Люсьена Овчинникова (b) — жена новосёла, играющая на баяне
- Яков Беленький (b) — мужчина на остановке, ожидающий такси
- Елена Козелькова (b)
- Илья Баскин (b) — Андрей Михайлович, учитель(дебют в кино)
- Александра Денисова (b) — бабушка Вари
- Светлана Жгун (b) — мама Вовы
- Валерий Лысенков (b) — сосед Марьи Ивановны
- Виктор Волков (b) — прохожий с красной лошадкой
- Пантелеймон Крымов (b) — клоун
Съёмочная группа
- сценарий — Семёна Лунгина (b) , Ильи Нусинова (b)
- постановка — Ролан Быков (b)
- главный оператор — Анатолий Мукасей (b)
- главный художник — Александр Кузнецов (b)
- режиссёр — Игорь Петров
- композитор — Михаил Меерович (b)
- звукооператор — Юрий Рабинович (b)
- дирижёр — Марк Эрмлер (b)
- костюмы — М. Филипповой
- грим — Л. Епишиной
- редактор — Н. Лозинская
- монтаж — Людмила Елян
- режиссёр — М. Волович
- оператор — Дмитрий Смидович
- художник-декоратор — Ю. Усанов
- комбинированные съёмки:
- оператор — Ванда Рылач
- художник — С. Зябликов
- ассистенты:
- режиссёра — Е. Ожогова, Е. Комарова
- оператора — Г. Потапов, В. Логунов
- директор картины — Георгий Пастушков
Ссылки
- «Телеграмма» (англ.) на сайте Internet Movie Database (b)
- О фильме на сайте телеканала «Россия К» (b)
- Станислав Садальский. У всех фильмов Быкова трудная судьба, у всех, без исключения.
Полным ходом идут съемки короткометражного фильма по рассказу выдающегося русского прозаика. «Телеграмма» станет второй в альманахе фильмов, снятых режиссером и сценаристом Юлией Горбачёвской по произведениям классической литературы. Первым на экраны вышел фильм «Прости нас, Юшка!» по повести А.П. Платонова, ставший лауреатом множества российских и зарубежных кинофестивалей. Несмотря на успех первого фильма, режиссер признается, что к экранизации К.Г. Паустовского готовилась с особым волнением.
– Ты, конечно, знаешь историю о том, что Марлен Дитрих, приехав в СССР мечтала о встрече с Паустовским, потому что «Телеграмма» потрясла ее. Что с этом коротком рассказе может так глубоко затронуть?
– Почему нам становится близким то или иное литературное произведение? Какую-то книгу прочитаешь и забудешь, а какая-то останется на долгие годы на прикроватной тумбочке и станет отдушиной в минуты грусти и сомнений. Все дело в том, как это произведение отзовется внутри нас и что затронет. У исполнительницы роли Насти Ирины Крутик с «Телеграммой» пересекается трагическая история потери близкого человека, у меня тоже. Это такие моменты, которые трансформируют и остаются навсегда с человеком, как и сомнения: «А, может, стоило поступить иначе?» Через боль и чувство вины приходит очень четкое понимание того, что каждая минута, проведенная рядом с близким человеком, дороже всех других возможностей.
– Видимо, Марлен Дитрих тоже проецировала этот сюжет на какую-то историю из своей жизни…
– Когда я готовилась с экранизации, то, конечно, обратилась к ее биографии. Судя по воспоминаниям актрисы, мать оказала на ее жизнь огромное влияние. Прежде всего, заслуга матери в том, что Марлен Дитрих стала выдающейся актрисой. Она формировала стиль будущей звезды и помогала работать с тембром голоса. Актриса понимала, что ее сделала мать. Поэтому, я думаю, тема взаимоотношений с матерью, которая раскрывается к «Телеграмме», была очень ей близка. Не забывай, что Марлен Дитрих была связана с выдающимися писателями эпохи Э.М. Ремарком и Э. Хемингуэем, но встала на колени перед К.Г. Паустовским. Ему она сказала: «Я вас поздно встретила». Насколько она прониклась этой историей!
– После прочтения рассказа остается привкус печали, замешанный на неприятии поступка Насти по отношению к матери и чувства, что она прошла какую-то ключевую точку невозврата. Или для тебя это о чем-то другом?
– Для меня это история о перерождении, о том, что часто люди не могут измениться без столкновения лицом к лицу с горем. Измениться кардинально очень сложно, но мы можем задуматься и задать себе важные вопросы: «Тем ли путем я иду?» и «Все ли правильно я делаю на этом пути?» Для главной героини потеря матери – это конец одного периода и начало процесса осмысления.
– Долго ли ты искала исполнительницу на роль Екатерины Петровны (мать – прим)?
– После того, как был закончен сценарий, я сразу отправила его директору Ирины Петровны Купченко, рассказала, что это – некоммерческий проект, направленный на популяризацию русской классики, съемочный период – 6 смен. Получила стандартный ответ, что у Ирины Петровны очень плотный график и вряд ли получится включить в него съемки в фильме. Тем не менее, ей был направлен сценарий и мое письмо. После прочтения Ирина Петровна сама позвонила мне и сказала: «Не рассматривайте никого на эту роль. Она моя». Съемочные дни мы согласовывали за восемь месяцев до начала процесса.
– Как выстраивались ваши отношения на площадке? Ты каким-то образом влияла на выстраивание образа?
– Мы профессионально растем на тех людях, которые уже состоялись. Поэтому, конечно, я следовала за Ириной Петровной и с удовольствием смотрела, как она выстаивает линию своей героини. С чем возникали «сложности», так это с тем, что темпо-ритмически она – девочка, а нужно было сыграть женщину, которая угасает. Непростая задача. Конечно, запал и жажда жизни прорывались, при том, что Ирина Петровна – потрясающая актриса (смеется). Очень важно, что она по своей сути является человеком действия. Ей пришла в голову мысль, как это может быть, и сразу появляется желание предложить мне новый вариант. Есть артисты, которые разговаривают, а Ирина Петровна делает. Я решила, что не буду мешать творческому поиску, а ей иногда очень хотелось получить от меня обратную связь. Были моменты, когда Ирина Петровна какими-то действиями провоцировала и очень удивлялась моей реакции: «Ну, почему ты меня не поправляешь?» Отвечала: «У меня будут разные варианты. Это же здорово, когда есть возможность выбора». Великая актриса! Каждый раз, сталкиваясь с такими людьми, забываешь, в каком пространстве ты находишься, потому что они своим талантом преображают реальность.
– Для съемок первой части фильма ты выбрала места, которые были связаны с биографией К.Г. Паустовского. Расскажи об этом.
– Мы снимали в Тарусе, в доме, который расположен недалеко от музея К.Г. Паустовского. Самое удивительное, что в нем жили люди, которые следили за домом писателя, когда он еще был жив. Это старейший из сохранившихся в Тарусе домов. Закладка фундамента относится, как нам сказали, к XVII веку. Существовать в таком наполненном смыслами пространстве было удивительно. Кстати, К.Г. Паустовский длительное время жил в доме Александры Ивановны Пожалостиной — дочери художника И.П. Пожалостина в Солотче. Именно атмосфера этого дома, в частности висящий на стене этюд И.Н. Крамского к «Незнакомке», описана в рассказе. Он знал истории сестер, которые покинули этот дом, оставив мать в одиночестве. Существует версия, что они уехали в 1920-х годах, чтобы сохранить в смутное время жизнь себе и ей. Если принимать в расчет эту версию, то сюжетная линия «Телеграммы» обретает новый смысл.
– Чувствовала незримое присутствие К.Г. Паустовского рядом?
– Чувствовала связь времен, неразрывность какого-то Вселенского круговорота. С другой стороны, есть конечно такой момент, как давление гения. Есть определённый страх того, что ты не будешь соответствовать тому материалу, который берешь. Можно сказать, что каждый раз бросаешь вызов самой себе, но без него невозможен творческий процесс в принципе.
– Альманах будет продолжаться. Кто следующий?
– В последнее время много думаю о пьесе «Бег». Это не значит, что она станет следующей частью альманаха, но она абсолютно созвучна сегодняшнему дню. Особенно аспект внутренней миграции.
– Я знаю, что у тебя была мысль о том, чтобы перенести действие рассказа в наше время. Почему в итоге ты от этого отказалась?
– При адаптации уходит очень много «вкусных» бытовых моментов. Но даже не это главное. К.Г. Паустовский писал вне времени. Конечно, мы понимаем, что речь идет от 1920-х годах, но все темы, связанные с государственным устройством или ситуацией в стране, очень сглажены и отнесены на второй план. На первом плане – моральные и этические понятия, которые с революцией не претерпели изменений для самого писателя. И, конечно, великолепный язык, умение, казалось бы, простыми словами донести тонкости в мировоззрении героев. Он уникально ощущает и передает среду и характеры людей. В его прозе есть поэтическая воздушность. Я думаю, что сегодня К.Г. Паустовский незаслуженно забыт. Попробуй провести опрос среди школьников: когда жил писатель, и что он написал. Думаю, что не многие знают.
– Своим фильмом ты помогаешь не забыть и обратиться к моральным основам. В этом его задача?
– В какой-то степени… На самом деле, я думаю, что все не так просто. Есть катализаторы, которые способны помогать осмыслению нами жизни. К ним может относиться и фильм. Но первостепенен запрос самого человека, его стремление что-то изменить. Без этого стремления работа не будет идти. Хотя по-настоящему наполненное смыслами кино действительно способно проникать в нас и оставлять след. Приведу пример. Недавно в очередной раз посмотрела фильм Ф. Феллини «Ночи Кабирии» о падшей женщине, которая верит в любовь, и эта вера помогает ей переродиться. Один из гениальных фильмов, наполненный идеей христианства.
– Человек перерождается только через страдания?
– Думаю, что все индивидуально.
– Вернемся к образу главной героини «Телеграммы». Она перерождается через потерю, но сначала переживает отрыв от своих корней. Ты тоже когда-то оставила город, где родилась, и переехала в Москву. Возвращаешься ли ты мысленно или физически в родные меcта?
– Для меня переезд в Москву не был бегством за лучшей жизнью. В городе, где я родилась, был потрясающий микроклимат. Меня окружали прекрасные интеллигентные люди, ученые, многие из которых имели отношение к разработкам в области ядерной физики. Поэтому, мои воспоминания о детстве очень солнечные и наполненные теплом. Обстановка в Москве в тот период значительно отличалась. Меня часто просят написать сценарий и снять кино о том, как герой уезжает в столицу в поисках места под солнцем и обретает там то, что давно искал. Но это – не моя тема, поэтому проникнуться ей я не могу.
– Был в процессе съемок такой момент, когда ты понимала, что, да, фильм сложится?
– О том, что фильм состоялся, можно сказать только в конце, когда он становится единым целым. Не раньше. То, что я прониклась или даже прослезилась в процессе съемки – это не показатель успеха, а только моя реакция. Но я, как режиссер, стараюсь углубить каждый кадр. Например, вчера мы снимали момент, как секретарь передает Насте телеграмму, из которой она узнает о том, что мать умирает. Так вот архитектура кадра выстроилась таким образом, что он напоминает знаменитую фреску Микеланджело «Сотворение Адама», когда Бог вдыхает в Адама душу соприкосновением пальцев. Осмысленный кадр. Кстати, на этом проекте мы работаем без художника, так получилось. Вся команда осталась, а с художником не сложилось. Надеюсь, что моя встреча с художником, который любит историческое кино и имеет в нем опыт, ждем меня впереди. Я по сути своей такой человек, который врастает корнями в свое дело, ценит свою команду и легко прощает.
– Как ты думаешь, Екатерина Петровна тоже легко простила свою дочь, которая не успела приехать, чтобы проститься?
– Я не думаю, что она вообще держала обиду. Если я, как мать, знаю, что мой ребенок хороший, то до конца жизни буду верить в него. И даже если он сейчас поступил неправильно, это не меняет сути. Ведь почему она хотела увидеть дочь? Не чтобы укорить ее, а потому что дочь – свет ее жизни.
Продолжение следует…
Бесдовала Мария ОМЕЛЬЧЕНКО,
Фото – Виктор ГЕТМАН
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.