Сценарий фильма три тополя на плющихе

Доронина и Евремов в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе", мещанское счастье против настоящей любви, потерянная навсегда нежность.

В 1966 году был напечатан рассказ советского писателя А. Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и уже через год режиссер Татьяна Лиознова выпускает свой, ставший легендарным, фильм.

В главных ролях – «тяжеловесы», титаны советского кино, Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот светлый, лиричный, настоящий «шестидесятнический» фильм бесспорно входит в список лучших советских лент. Время не властно над ним, он повествует о вечном — о жизни человеческого сердца.

Сюжет фильма Три тополя на Плющихе

Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.

Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.

Основным лейтмотивом проходит мелодия песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Героиня силится вспомнить ее название, напевает отрывки. На наших глазах из озабоченной деревенской клуши Нюра превращается в женщину – удивительно поэтичную, почти неземную.

Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…

Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.

Конечно, логика характера да и нравственный запал советского кинематографа не дают ей повторить «подвиг Анны Карениной» — это невозможно. Нюра возвращается в деревню к мужу, детям. Она с блеском справилась со всеми делами – мясо продано, дети и муж получают подарки.

Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе

И вот мы видим финальную сцену… Героиня вернулась, она готова окунутся в прежнюю, упорядоченную жизнь. Послушно отдает супругу, как главе семьи, все вырученные рубли. В умилении смотрит на детей, примеряющих обновки. Но тут… Тут по радио вдруг объявляют песню Пахмутовой «Нежность» и героиня, удивленная, прозревшая, вслушивается в слова, истинного смысла которых она до сих пор не понимала. Она не может ответить на вопрос мужа: «А себе чего ты привезла?».

Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.

Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.

Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.

Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.

На чтение 9 мин. Просмотров 6.4k. Опубликовано 27.01.2022

Страна: СССР

Жанр: мелодрама

Год производства: 1968

Режиссер: Татьяна Лиознова

Актеры: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич

В картине Татьяны Лиозновой рассказывается история женщины-девочки, которая переживает острую неудовлетворенность своей супружеской жизнью. Можно сказать, что это история любви, которой не было…

Однако смысл фильма “Три тополя на Плющихе” заключается не только в этом. Это трогательное и грустное кино – гимн любви к обычному, простому человеку.

Содержание

  1. Сюжет
  2. Объяснение концовки
  3. Смысл фильма

Сюжет

Краткое описание содержания фильма “Три тополя на Плющихе”. Молодая женщина Анна (Нюра), живущая в деревне с мужем-егерем и воспитывающая вместе с ним двоих детей, однажды едет в Москву продавать домашнюю ветчину.

Взяв с собой чемодан мяса, она отправляется в столицу. На вокзале она пытается взять такси до Плющихи, но денег у нее немного, и столичные водители относятся к ней равнодушно. Наконец, один из таксистов обращает на Нюру внимание и соглашается довезти ее.

Татьяна доронина

Главную роль Нюры сыграла Татьяна Доронина. Кадр из фильма.

Наслышанная о корысти москвичей, Нюра поначалу относится к Саше настороженно, но он ведет себя с ней исключительно порядочно. Простая, искренняя деревенская женщина западает ему в душу, да и Нюра вдруг проникается к спокойному и доброму Саше симпатией.

Сидя в такси, глядя на непрекращающийся ливень, главная героиня вдруг понимает, что ее супруг, Гриша – совсем даже не “каменная стена”, а давно опостылевшая опора, что их с Гришей дети уже скоро вырастут и начнут строить свою жизнь, и что за  каждодневным ее деревенским бытом час за часом ускользает что-то действительно важное.

Внезапно Нюра понимает и то, что наступил тот миг, которого многие ждут всю жизнь. Это именно миг, это – приоткрывшаяся на несколько секунд дверь в новую жизнь. Нужно только шагнуть – протянуть руку и познать настоящее чувство, вверить свою чистую душу человеку со сложной судьбой, который, несмотря ни на что, все еще способен говорить добрые слова и дарить ласковые взгляды…

Объяснение концовки

Ближе к концу Саша приглашает Нюру на свидание и говорит ей, что будет ее ждать. Стыдливая Нюра долго не решается на это, но, увидев в окно, что он действительно ждет ее, начинает собираться.

Собравшись, она идет к двери… и обнаруживает, что дверь заперта, и ключа в замке нет. Нюра отчаянно пытается найти ключ, но это ей не удается. И она понимает, что, кажется, сама судьба не дает ей выйти к Саше…

Олег Ефремов

в роли таксиста Саши – Олег Ефремов. Кадр из фильма.

Прождав Нюру несколько часов, Саша уезжает, а главная героиня в финале возвращается к семье. Самое интересное заключается в том, что ключ все это время лежал на самом видном месте – на чемодане.

Смысл концовки фильма “Три тополя на Плющихе” двоякий. Финал фильма строится на трех символах: дверь (символ перехода из одного мира в другой), часы (в искусстве это символ аллегорического воздержания, сдержанности и спокойствия) и ключ (мощный символ власти, выбора и освобождения).

Смысл в том, что Нюра не смогла найти ключ – то есть она не смогла (или не захотела) освободиться от прошлой жизни и шагнуть в будущее – с другим человеком.

Нюра в хорошем смысле слова – архаическая женщина. Ее ценности, смыслы, нравственные ориентиры целиком зиждутся на деревенской жизни и ее горизонтах. Подсознательно она понимала, что замужней женщине не пристало идти на свидание – и с этой установкой ничего нельзя было поделать: Нюра “не нашла бы” ключ, даже если бы он лежал у нее в кармане.

Забытый на видном месте ключ – не прихоть сценариста, а яркий знак, символ оберегающей Нюру судьбы. Ей теперь будет о чем подумать, что вспомнить и заново пережить в своей душе. Она теперь видит себе со стороны и понимает, что она – не “баба”, а женщина. Она осознает, что достойна большего и имеет право на нежность.

С другой стороны, объяснение концовки может быть и таким: в финале фильма “Три тополя на Плющихе” показано начало духовного перерождения героини. У внимательного зрителя возникает ощущение, что он видит, как слабый нежный росток пускает семя после первого весеннего дождя. Чуткий зритель верит, что этот росток окрепнет, и у Нюры хватил сил и мужества потребовать от мужа другого отношения к себе. А если она не получит от Гриши то, что ей нужно, у нее хватит мужества от него уйти.

Смысл фильма

У фильма “Три тополя на Плющихе” парная рифмовка: где одна судьба, там с ней непременно сплетается и другая, ведь “негоже человеку быть одному” – ни в деревне, ни в городе.

В душе главной героини в течение многих лет зреет конфликт, который в конце концов падает на землю сладким райским яблоком – искусом.

В кои-то веки Нюра вырвалась в другой мир, оставив позади сурового мужа и бесконечные домашние хлопоты, и встретила человека, так похожего на нее – отзывчивого, ласкового, в сердце которого еще так много нерастраченной любви… Но счастье смыло теплым летним дождем, и на дне трепетного Нюриного сердца остался только ил.

В фильме “Три тополя на Плющихе” нет скрытого смысла, нет сложного сюжета, предполагающего несколько трактовок, и нет сложных загадок, требующих наличия разгадок. Но одновременно это кино наполнено тонкими деталями, делающими его нетипичным советским фильмом – не лубочным, а умным и глубоким.

Основными идеями картины можно назвать свободу выбора без права выбора как такового, вечные поиски “своего” счастья, и иллюзии, которые часто принимаются нами за чистую монету.

Нюра и Саша – образы собирательные. В Нюре воплотились и крестьянки Некрасова, и Ассоль Грина. Это женщина чистая, самоотверженная, любящая и вечно ждущая, это олицетворение своей эпохи.

Вячеслав Шалевич

Муж Нюры Григорий. Роль сыграл Вячеслав Шалевич.

Образ Саши – это народная память о пережитых трагедиях и страданиях. Оба они – тоскующие и грустящие, но сравнить их с рефлексирующими “интеллигентами-шестидесятниками” нельзя: те страдают пассивно и пусто, а живая, светлая человеческая тоска Нюры и Саши пахнет землей и кровью.

За метаниями героев фильма “Три тополя на Плющихе” наблюдает Москва – теплая, шумящая. Она встречает Нюру легко и как будто говорит ей: “вот она я, а ты здесь своя”.

В реалистичной ленте Лиозновой тонкими нитями вплетен Серебряный век: в виде часов, отсчитывающих равномерно-холодные удары, в канву повествования вплетен символизм. Это отсылка к будущей работы Лиозновой – к фильму “Семнадцать мгновений весны”.

Суть фильма “Три тополя на Плющихе” можно понять, если разложить его на несколько составляющих.

Первая составляющая – классическое противостояние города и деревни. Впрочем, оно очень условно: деревня в этой картине не выглядит по-простецки неуклюжей, а город не кажется манящим, но холодным и отчужденным. Смысл в подчеркивании разницы между этими двумя мирами – парадоксально маленьким, хоть и просторным, миром деревни и миром большой (высокой) Москвы.

встреча героев в Москве

Кадр из фильма.

Еще одна составляющая – эпоха. Тонко пересекаясь с урбанизмом, эпоха в большей степени проявляется в мелочах – в бытовых деталях, в блокадном прошлом, и в песне “Нежность”.

История Нюры пересекается с историей Пушкинской Татьяны – разумеется, в смысле выбора между любовью и долгом. При этом здесь присутствует не столько сознательный выбор, сколько глупый случай… Настолько глупый, что Татьяну Доронину за эту мизансцену долгие годы ругали все советские женщины. Доставалось и матери актрисы, которая увидела картину в деревенском клубе.

Некоторые зрители в своих рецензиях и разборах обращают внимание на то, что фильм “Три тополя на Плющихе” пропитан Гриновской романтикой, в которой особое место уделено культу несбывшегося… Хотя, с другой стороны, если Нюра – однозначно “замужняя Ассоль”, то точно ли Грей Саша? А может быть, у этих тоскующих по чему-то людей было бы только одно это невинное свидание, после чего Москва все равно взяла бы свое, и они разошлись бы навсегда?..

Наверное, фильм Лиозновой в большей степени все же больше о ней – о Москве – иллюзорной, манящей, обещающей. И о человеческой душе, на которой лежит, точно на крыльях бабочки, последняя пыльца, которой не может коснуться никто, кроме Бога.

Правильно. Этот роман был обречен на провал. Нюра могла бы разрушить всю свою налаженную жизнь, навредить детям.

19.09%

Да — по меркам того времени, по требованиям деревенской морали. Сейчас такое решение было бы странным.

20.28%

Нет. Экстремально жаль, что она не сумела, не нашла сил выбраться из опостылевшего брака, изменить свою жизнь к лучшему.

35.04%

Типичная история семейного абьюза. Муж-тиран и жена-зависимая жертва. Сейчас тоже много таких браков, и это ужасно.

22.64%

Другое (напишу в комментариях).

2.95%

Проголосовало: 508

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Есть люди, которые сами строят свою судьбу, есть те, кто ждет, что эту судьбу им кто-то устроит. А бывает так, что люди принимают ту судьбу, что им дана и просто проживают ее до последнего дня, не ропща и не уклоняясь, не пытаясь выяснить, нет ли чего получше. Они не вступают в борьбу, не протестуют и не отвергают, но назвать их слабыми было бы ошибкой.

К таким людям я могу в полной мере отнести героиню фильма Три тополя на Плющихе, Нюру. Зовут ее Анна Григорьевна, но по собственному ее признанию, больше чем на Нюрку от своих соплеменников она рассчитывать не может. Почему? В наше время это называется заниженной самооценкой. Любую грубость, резкость, небрежность в обращении к ней она игнорирует, обращает в шутку, либо оправдывает. Во всяком случае, ударом на удар она никогда не отвечает. Одно слово: блаженная!

Теперь мне трудно это представить, но я точно знаю, что совсем недавно Татьяну Доронину я не то чтобы не любила — на дух не переносила. Ее тупая покорность раздражала меня безмерно. Ну разве можно быть такой размазней? — негодовала я. Причем в КАЖДОМ фильме ее роль заключалась в этой предельной уязвимости и покорности обстоятельствам и людям. И вот в какой-то момент мое мнение изменилось. Произошло это не постепенно, а как озарение. Я разглядела в ней ее главное достоинство — именно то, что не могла принять до тех пор — ее бесконечную, абсолютную женственность. Женственность, конечно, трудно применять как оружие, но зато можно обернуться в нее, как в сверкающие одежды.

И что, спросите вы, сильно помогает Нюре ее плащик? Нне очень… Но

Нюра живет сразу в двух системах координат. И поэтому оценивать ее «счастливость» надо с разных точек зрения. Для большинства ее односельчан Нюрка женщина «сытая», благополучная: удачный брак, муж Гриша не пьет и даже не бьет ее (не любит что ли?), дети, дом — полная чаша. В счастье она просто купается, по словам невестки, которой жизнь не улыбалась вовсе («только-только синяки сошли» от тяжелых кулаков мужа, угодившего в тюрьму, боюсь, за что-то похуже, чем жестокое обращение с кошками и женщинами). Соседи тоже откровенно завидуют Нюрке, были бы подруги, и они бы добавили ядовитых комплиментов. Гриша хваткий: он работает (бакенщиком), держит хозяйство, продает излишки сельскохозяйственного производства на рынке, и, если верить осторожному предупреждению дяди Егора (дальний родственник?), еще и браконьерствует. Ну кому же не браконьерствовать, как не егерю, которого поставили наблюдать, чтобы «не шалили на реке». Это внешняя сторона.

А каково будет одеть Нюркины туфли и постоять в них? Муж, любимый, обожаемый (и есть за что!) груб, холоден и жаден. Даже пастух, случайно зацепившийся с Нюркой языками, роняет замечание о том, что жадность для мужа — это грех, простить который трудно, даже тому, кто «рассвет увидел». Кроме того, Гриша в полной мере выполняет для нее роль судьи в последней инстанции, не только инструктируя ее по мелочи, но и водружая вокруг нее стены своих «принципов» и предрассудков, диктуя ей мнения, которых она обязана придерживаться. Идеальность жены, в соответствии с его же правилами, он принимает как должное, чуть ли не с презрением. Безвыходная ситуация: либо жена строптивая, либо дура.

Дети, явно принимают сторону отца, во всяком случае, дочь говорит его словами и реагирует на мать в его манере, наступая на горло ее песне в буквальном смысле слова. Жена дяди Егора, Федосья, беспричинно ревнует ее к своему мужу, который единственный, кажется, понимает Нюрку, да и просто выслушивает ее. Дядя Егор «старый и однорукий», Нюрка не воспринимает всерьез предположения, что она просто ему нравится. Но дело именно так и обстоит. А Федосья исходит желчью. Все, что говорит на это Нюра с мягкой досадой: Вот не любит она нас!

Но не вздумайте утешать Нюру. Она счастлива, по-дурацки счастлива тем, что нужна своему мужу, детям, тем, что когда-то же муж любил ее без памяти и выделил ее одну среди множества красивых подружек. И не теряет надежды, что его любовь вернется. Верит вопреки его небрежению и отстраненности. Нюра просто честно исполняет долг: проживает ту жизнь, что ей дана.

Есть у Нюры и тайная жизнь. Ее сны и грезы наяву. В них она безоблачно счастлива, да у нее, кажется, даже прическа другая. А муж жарко целует ее, крепко обнимает и говорит с гордостью… об обладании самой красивой женщиной. В ее снах появляются и свекры, которых она, скорее всего, и не видела никогда. Поэтому они всегда предстают в той же позе, что и на фотографии, что висит на стене комнаты. Что же они олицетворяют? Семейные устои ее мужа?

Помимо продажи ветчины на рынке в Москве в качестве побочного командировочного задания Нюра получает приказ приструнить невестку, сестру Гриши, которая надумала развестись с мужем (тот, что в тюрьме), и к тому же завела отношения с другим мужчиной и даже «не таится». Слушая отвратительные нотации Гриши мы воображаем себе чуть ли не падшую женщину, гуляющую направо и налево. Вердикт брата строже того, что получил Нинкин муж: развод не разрешаю, всех хахалей отбрить, потому что «она уж свое отжила».

И вот эта воплощенная деревенская простота появляется в Москве, не в первый раз, но после значительного перерыва. И привлекает внимание таксиста, который только что потратил много душевных сил и две копейки, чтобы по телефону убедить узбекского собеседника, что ему надлежит встретить дедушку, который не решился предупредить о приезде свою осевшую в Москве родню. За показной суровостью таксиста прячется неудержимое желание помогать людям. Не верите? А вон, смотрите, на заднем сиденье такси едет дедушка Садык, который в противном случае так и скитался бы неприкаянно по Москве.

Нюру разбирает желание поговорить, есть в ней и мягкий юмор и озорство, но, наученная горьким опытом, она сдерживает себя, пока мягкое обращение Саши не растапливает лед ее недоверия. Вот она уже смеется шутке, шутит сама, рассказывает о себе. А Саша целиком подпал под ее обаяние, их поездка до Плющихи затягивается до бесконечности. Они оба ведут себя так, как два друга, встретившиеся после долгой разлуки. И вдруг происходит нечто, мощным электрическим разрядом пробивающее последнюю преграду, отделяющую их души от совершенного родства. Песня, которую тщетно ищет на радио Саша, и которую Нюра не узнает по названию, вдруг звучит в кабине такси. Нюра поет ее в своей собственной манере, с отступлениями и объяснениями, с придыханием и оханьем. Таксист застывает, шокированный совпадением.

Строжайшая скупость мужа накладывает отпечаток на поведение Нюры. Она бы и рада отблагодарить дядю Егора за то, что он подвез ее до поезда, но дочь останавливает ее: «Не балуй его, мама! Еще и обидится. Ведь родня он нам» — а что, отличный предлог поприжать щедрость! В такси она не намерена потратить больше, чем рубль и двенадцать копеек, зажатые в кулачке, и гордится своим невинным трюком. Чтобы счетчик не мешал разговору, Саша обнуляет его (ой, вырвалось).

Невинное предложение Саши посмотреть вечером кино встречает невинное же согласие Нюры. А почему нет? Она же в «плаще»? Ее неиспорченность и верность мужу служит ей самой надежной защитой.

И вот она в доме невестки. Неожиданная отповедь Нинки, которая попрекает Нюру счастливой жизнью с Гришей, в то время как она не видела ничего хорошего от мужа (каким же извергом он должен быть, если Нина противопоставляет ему Гришу!), который и отцом был никудышным, вызывает у Нюры слезы. И мы опять ошибаемся, предполагая, что она плачет о себе. Нет, она жалеет Нинку. Миссия провалена, Гриша Нине не указ, и свое счастье в лице влюбленного в нее молодого человека она не упустит. Молодец, Нинка! Так держать!

Загадочная цепь событий препятствует свиданию Нюры и Саши. Упущенная возможность или отведенная беда? Нюра воспринимает неудачу философски. И все же нам обидно за нее. Не судьба этим двоим быть вместе, но почему же они обречены на такой скомканный конец их знакомства?

Нюра обделена любовью и пониманием. То, что она принимает это стоически и благодушно — только вопрос времени. Как и небитие мужем. Ведь не зря же в ее радужные сны вторгается образ мужа злого, который пересчитывает деньги и, недовольный, бросает их ей в лицо. Не зря он корит ее, что не привезла обнов свекрам. Они «требуют свое», хоть и мертвые. Требуют из могилы при посредничестве своего сына.
Нет, не купается Нюра в счастье, не правы ни Саша, ни Нина, предполагая это. Это случается с ней так же редко, как и купание в Оке, которая прямо за домом. Цельная натура Нюры будет сопротивляться до последнего, отстаивая иллюзию любви и понимания. Сила ее характера будет бороться за семью, за Гришу и детей, стремясь заместить то, что не может и не хочет дать ее муж. Но наступит ли день, когда ее душа будет истрачена до последней капли на бесплодные усилия, не получая никакой подпитки, никакой поддержки? Когда он наступит? Уйдет ли свет, который принесла она с собой, навсегда?

Жизнь прожить — не поле перейти. И если ты принял свой дар, свою судьбу, то и несешь его, как бы он ни был тяжел. Только как быть, когда она досталась тебе по ошибке? Понять это можно, только если вам на секунду приоткрылась окошко в другую реальность. Это невозможно, вы знаете это, но все же нечаянно проникаетесь уверенностью: вот то, что сделало бы меня счастливым! Почему же я… здесь?

Так и наша героиня с грустью смотрит, как уезжает на белой «Волге» не ее судьба, встретиться с которой больше не доведется. Она вернется к мужу и детям, впряжется в привычную рутину и потянет свой возок без жалоб и сомнений. И все же в душе ее заронилось зерно неуверенности в непоколебимости ее картины мира. И вместо того, чтобы ловить каждое слово мужа и с готовностью отвечать на любой вопрос, стараясь угадать «правильный» ответ, она замирает при звуках песни, как будто окно в альтернативный мир осталось приоткрытым, и в эту узкую щель просачивается тонкой струйкой нежность упущенной судьбы.

Фильм «Три тополя на плющихе»: почему Нюра не вышла к Саше?

Фильм родился из песни, поразившей режиссёра Татьяну Лиознову. В ней не было ничего о случайной встрече деревенской женщины и московского таксиста. Но была такая нежность, от которой сердце сжимается и сейчас, пятьдесят лет спустя.

Фильм «Три тополя на плющихе»: почему Нюра не вышла к Саше?

РИА Новости

Фильм вырос из песни. Татьяна Лиознова услышала ее однажды, и все, «песня меня захватила».

Опустела без тебя Земля

Женщина поет, а как будто рассказывает про своего любимого, космонавта. Вот он мчится в этом своем корабле в холодной бездне, смотрит сверху на нашу голубую планету. Женщина волнуется, ждет. Миллионы людей вокруг, а ей кажется —  пусто, нет никого. Такси спешат, листья падают, но это все не по-настоящему как будто; в ее настоящем  только мужчина, который летит где-то там, так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко. Ее голос  тоже был каким-то космосом…  

Тополя на Шаболвке

Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой  эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщагов­ского «Три тополя на Шаболовке»:
«—  Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
—  Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. —  Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь… Но как раньше уже не будет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Актёры и роли

Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
— Меня слушай, — ворчит Гриша, и мы слышим Вячеслава Шалевича. — Нинке отдашь ветчину, которая в тряпке, и не больше, а то станет нашей ветчиной кобелей приваживать! Остальную продать. Ехай на Даниловский: туда ближе, и цена там хорошая.
— А если не дадут цены? — тревожится Нюра мягким голосом Татьяны Дорониной.

Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу!  Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авоська, полная коробков

«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было. Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали… Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.

Александра Николаевна надменно сказала, что нет, песню берите, конечно, а специально писать она ничего не будет.

Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

 Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее… Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две королевы

Съемки иногда бывали напряженными: на одну съемочную площадку двух королев было, пожалуй, многовато. Очевидцы рассказывали, что у обеих Татьян был сложный характер, обе были лидерами. Но каждая уважала в другой профессионализм… Когда Нюра приехала в Москву, она, по сценарию, должна была съесть мороженое. Доронина сказала, что мороженое терпеть не может, и есть его не будет ни за что. Все удивились, когда режиссерка согласилась. Но в следующий раз на уступки пошла актриса…

«Перепишите финал»

Когда фильм «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны, зрительницы ходили на него по нескольку раз, в тайной надежде, что в следующий раз все кончится хорошо, что Нюра выйдет к Саше. Лиознова получала мешки писем с просьбой переделать финал. Но жизнь такова, какова она есть и больше никакова, конечно, Нюра не могла не вернуться к мужу. Она с блеском справилась с его заданием, выгодно продала мясо, привезла всем подарочки.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она вернулась в жизнь, в которой все как у людей и даже гораздо лучше, в которой, как ей кажется, она вполне счастлива, и вдруг слышит по радио песню «Нежность». На глаза Нюры набегают слезы, она все понимает, а вместе с ней все понимают и зрители. Господи, да какое там счастье, это же ад! Холодная, ледяная пустыня! Просто раньше она этого не видела. А теперь не может развидеть. Нюра, не плачь. Твоему сердцу больно, зато теперь оно живо.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Three Poplars in Plyushchikha
Three Poplars in Plyushcikha.jpg
Directed by Tatyana Lioznova
Written by Alexander Borschagovsky
Starring Tatiana Doronina
Oleg Efremov
Vyacheslav Shalevich
Alevtina Rumyantseva
Cinematography Pyotr Kataev
Edited by Kseniya Blinova
Music by Aleksandra Pakhmutova

Production
company

Gorky Film Studio

Release date

  • 1968

Running time

79 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Three Poplars in Plyushchikha (Russian: Три тополя на Плющихе, romanized: Tri topolya na Plyushchikhe) is a 1968 romantic drama feature film directed by Tatyana Lioznova based on the story by Alexander Borschagovsky «Three Poplars in Shabolovka».[1] The film was a box-office success, it was seen by 26 million people in the USSR.[2]

Plot[edit]

From a village to Moscow comes a married woman and mother of two children Nyura to sell home-made ham. And the first person she meets is an intelligent taxi driver Sasha, who must pick her up to her in-law; her husband’s sister, who lives near the cafe «Three Poplars» at Plyushchikha. This random meeting brings the strangers together and forces them to take a fresh look at their lives. But unfortunately, due to external circumstances continuation of this connection does not develop.

Cast[edit]

  • Tatiana Doronina as Nyura
  • Oleg Yefremov as Sasha, taxi driver
  • Hikmat Latypov as grandfather Sadyk
  • Vyacheslav Shalevich as Grisha, Nyura’s husband
  • Valentina Telegina as Fedosiya Ivanovna
  • Nikolay Smirnov as uncle Egor
  • Alevtina Rumyantseva as Nina, Nyura’s sister-in-law
  • Viktor Sergachyov as Nina’s fiancé
  • Georgy Svetlani as shepherd
  • Galya Belykh as Galya, daughter Nyura (credited as Valya Belykh)
  • Sergei Morozov as Sergei, Nyura’s
  • Yugenia Poplavskaja as girl in a taxi
  • Yakov Lenz as old man in the queue

Production[edit]

The story by Alexander Borschagovsky was called «Three Poplars at Shabolovka», and initially this was what the film was to be called. However Shabolovka had already become associated with television, and the motion picture was not about the TV industry. Therefore, director Tatyana Lioznova decided to change the name of the movie and the author gave his consent.[3][4]

Field shooting of «Three Poplars at Plyuschikha» took place in the capital’s streets and in the village Smedovo, Ozyory, Moscow Oblast.[4]

Scenes in Nina’s apartment were filmed not far from Plyuschikha in the apartment which has the address Rostov embankment, №5. At the request of the filmmakers, the tenants of the apartment left for their dacha, leaving it at full disposal of the crew.[4]

Rustic interiors were filmed in Mosfilm pavilions and the «road» episodes — in a specially reserved diesel locomotive passenger car.[4]

The car in which Sasha drives Nyura is GAZ M21 Volga which belongs to Mosfilm and was used for many of the studio’s pictures. It is currently on display at the Mosfilm museum.[4]

Interesting Facts[edit]

  • Nikolai Rybnikov auditioned for the role of Sasha
  • In 2011 Channel One Russia aired a colorized version of the film.[4]
  • The song Tenderness composed by Aleksandra Pakhmutova for the film became very popular and has been covered by many artists.[5][2]

Awards[edit]

  • The film received an award from the International Catholic Organization for Cinema at the Mar del Plata International Film Festival.[6]
  • The actress Tatiana Doronina received an award for Best Actress at the All-Union Film Festival.[7]
  • For her acting in the film Tatiana Doronina was voted as best actress of 1968 by the readers of «Soviet Screen».[4]

References in other films[edit]

In the film Gentlemen of Fortune a man nicknamed as Sad Sack says: «We are sitting here like three poplars in Plyushcikha!» – when the three prison escapees are sitting in an empty sports stadium. After this film, the phrase «Like three poplars in Plyushcikha» became a famous quote.

References[edit]

  1. ^ «Три тополя на Плющихе. Х/ф». Russia-K.
  2. ^ a b ««Три тополя на Плющихе». Ради кого Пахмутова написала «Нежность»«. Ria Novosti.
  3. ^ «10 фактов о фильме «Три тополя на Плющихе»«. Argumenty i Fakty.
  4. ^ a b c d e f g «Три тополя на Плющихе». VokrugTV.
  5. ^ Сергей Грачёв. «Тополиная нежность. История фильма, родившегося из песни». Argymenty i Fakty.
  6. ^ «10º Festival». Mar del Plata International Film Festival.
  7. ^ «ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)» (in Russian). Archived from the original on 2011-01-07.

External links[edit]

Three Poplars in Plyushchikha at IMDb

From Wikipedia, the free encyclopedia

Three Poplars in Plyushchikha
Three Poplars in Plyushcikha.jpg
Directed by Tatyana Lioznova
Written by Alexander Borschagovsky
Starring Tatiana Doronina
Oleg Efremov
Vyacheslav Shalevich
Alevtina Rumyantseva
Cinematography Pyotr Kataev
Edited by Kseniya Blinova
Music by Aleksandra Pakhmutova

Production
company

Gorky Film Studio

Release date

  • 1968

Running time

79 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Three Poplars in Plyushchikha (Russian: Три тополя на Плющихе, romanized: Tri topolya na Plyushchikhe) is a 1968 romantic drama feature film directed by Tatyana Lioznova based on the story by Alexander Borschagovsky «Three Poplars in Shabolovka».[1] The film was a box-office success, it was seen by 26 million people in the USSR.[2]

Plot[edit]

From a village to Moscow comes a married woman and mother of two children Nyura to sell home-made ham. And the first person she meets is an intelligent taxi driver Sasha, who must pick her up to her in-law; her husband’s sister, who lives near the cafe «Three Poplars» at Plyushchikha. This random meeting brings the strangers together and forces them to take a fresh look at their lives. But unfortunately, due to external circumstances continuation of this connection does not develop.

Cast[edit]

  • Tatiana Doronina as Nyura
  • Oleg Yefremov as Sasha, taxi driver
  • Hikmat Latypov as grandfather Sadyk
  • Vyacheslav Shalevich as Grisha, Nyura’s husband
  • Valentina Telegina as Fedosiya Ivanovna
  • Nikolay Smirnov as uncle Egor
  • Alevtina Rumyantseva as Nina, Nyura’s sister-in-law
  • Viktor Sergachyov as Nina’s fiancé
  • Georgy Svetlani as shepherd
  • Galya Belykh as Galya, daughter Nyura (credited as Valya Belykh)
  • Sergei Morozov as Sergei, Nyura’s
  • Yugenia Poplavskaja as girl in a taxi
  • Yakov Lenz as old man in the queue

Production[edit]

The story by Alexander Borschagovsky was called «Three Poplars at Shabolovka», and initially this was what the film was to be called. However Shabolovka had already become associated with television, and the motion picture was not about the TV industry. Therefore, director Tatyana Lioznova decided to change the name of the movie and the author gave his consent.[3][4]

Field shooting of «Three Poplars at Plyuschikha» took place in the capital’s streets and in the village Smedovo, Ozyory, Moscow Oblast.[4]

Scenes in Nina’s apartment were filmed not far from Plyuschikha in the apartment which has the address Rostov embankment, №5. At the request of the filmmakers, the tenants of the apartment left for their dacha, leaving it at full disposal of the crew.[4]

Rustic interiors were filmed in Mosfilm pavilions and the «road» episodes — in a specially reserved diesel locomotive passenger car.[4]

The car in which Sasha drives Nyura is GAZ M21 Volga which belongs to Mosfilm and was used for many of the studio’s pictures. It is currently on display at the Mosfilm museum.[4]

Interesting Facts[edit]

  • Nikolai Rybnikov auditioned for the role of Sasha
  • In 2011 Channel One Russia aired a colorized version of the film.[4]
  • The song Tenderness composed by Aleksandra Pakhmutova for the film became very popular and has been covered by many artists.[5][2]

Awards[edit]

  • The film received an award from the International Catholic Organization for Cinema at the Mar del Plata International Film Festival.[6]
  • The actress Tatiana Doronina received an award for Best Actress at the All-Union Film Festival.[7]
  • For her acting in the film Tatiana Doronina was voted as best actress of 1968 by the readers of «Soviet Screen».[4]

References in other films[edit]

In the film Gentlemen of Fortune a man nicknamed as Sad Sack says: «We are sitting here like three poplars in Plyushcikha!» – when the three prison escapees are sitting in an empty sports stadium. After this film, the phrase «Like three poplars in Plyushcikha» became a famous quote.

References[edit]

  1. ^ «Три тополя на Плющихе. Х/ф». Russia-K.
  2. ^ a b ««Три тополя на Плющихе». Ради кого Пахмутова написала «Нежность»«. Ria Novosti.
  3. ^ «10 фактов о фильме «Три тополя на Плющихе»«. Argumenty i Fakty.
  4. ^ a b c d e f g «Три тополя на Плющихе». VokrugTV.
  5. ^ Сергей Грачёв. «Тополиная нежность. История фильма, родившегося из песни». Argymenty i Fakty.
  6. ^ «10º Festival». Mar del Plata International Film Festival.
  7. ^ «ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)» (in Russian). Archived from the original on 2011-01-07.

External links[edit]

Three Poplars in Plyushchikha at IMDb

За что больше всего переживали зрители и что так и не простили героине Татьяны Дорониной

«Три тополя на Шаболовке». Такое было первое, рабочее название фильма, поскольку именно так и называется рассказа Александра Борщаговского, который и лег в основу сценария картины.

Но в конце 60- х годов Шаболовка у советских людей вовсю уже ассоциировалась с телевидением, это могло увести зрителя от главной темы. Поэтому режиссер картины Татьяна Лиознова и выбрала вместо Шаболовки Плющиху. А съемки действительно проходили рядом с Плющихой. Таксист Саша мучительно ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке и этот самый переулок как раз и выходит на Плющиху. В этом самом переулке специально для фильма была выстроена декорация кафе «Три тополя».

… Вроде банальная история о деревенской женщине, которая едет в город продавать домашнюю ветчину, стала культовой в нашем кино. Режиссура гениальной Татьяны Лиозновой, игра Татьяны Дорониной, Олега Ефремовв, Вячеслава Шалевича, да и песня «Опустела без тебя земля…», которая стала народной.

Простая житейская история, никаких тебе спецэффектов и закрученного сюжета, но рассказанная и показанная так, что когда каждый раз смотришь и сердце сжимается и улыбаешься, и жалко всех, и переживаешь… Сцена, когда Доронина в конце так и не выходит к Ефремову — это просто испытание для нервной системы…


Одни зрители переживали за героев, а другие- за ветчину, которая испортится летом в закрытом — то чемодане. И сколько там той самой ветчины? Что за торговля? Ехать с чемоданом ветчины в столицу? Кто помнит, сколько она тогда на рынке стоила?

Интересно, что идею снять такой щемящий сердце и «простой» фильм Татьяна Лиознова решила после того, как услышала песню Пахмутовой «Нежность». Она ее покорила. Она стала придумывать разные сюжеты
для своего будущего фильма, но все было не то… А потом случайно прочитала рассказа «Три тополя на Шаболовке» и поняла, что вот она — история. Сценаристом фильма был сам автор рассказа.


На съёмках фильма.

Удивительно, но в этом фильме могли сыграть совсем другие актеры, если бы не настойчивость Татьяны Михайловны.

Вячеслав Шалевич сразу категорично отказался от роли Гриши, мужа Нюры. Не хотел он играть отрицательного персонажа, но потом Лиознова его все-таки уговорила.

Да и Доронина дала окончательное решение только после того, как увидела фотопробы, они ей очень понравилось.

Из воспоминаний Татьяны Дорониной: «Я увидела фотографии – они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза… А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина».»

Хотя потом внимательные зрительницы припомнили Дорониной и аккуратный маникюр Нюры ( пусть и без лака)и колечко на пальце, и идеальный почти невидимый макияж — брови выщипаны, реснички подкрашены, помада на губах. Многие с ними не соглашались: раз из деревни, то ногти черные должны быть у Нюры? Прошло уже больше пятидесяти лет, но народ так и спорит — хороша Доронина в этой роли или нет…

Роль таксиста Саши режиссер сначала хотела отдать Николаю Рыбникову, которого уже до этого снимала в своем фильме «Им покоряется небо», но ей не очень понравилось как Рыбников с Дорониной смотрятся в кадре. Потому и предложила сыграть Олегу Ефремову.

Снимали фильм непросто. Что у Дорониной, что у Лиозновой характер жесткий. Они часто спорили даже по самым разным пустякам. Татьяна Михайловна часто уступала актрисе, хотя на нее это было совсем не похоже.

Вот что об этом пишет кинокритик Вячеслав Шмыров:

«Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила.
В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал… Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься.
Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены».


Татьяна Лиознова командует процессом.

Во время съемок было много разных казусов. Например, еще такой. Александра Пахмутова долгое время не давала своего согласия, чтобы ее песню использовали в фильме. Она вкратце знала о чем фильм, но ее эта история не впечатлила. У нее такая возвышенная песня, а тут какая — то Нюра с домашней ветчиной. Но в итоге Пахмутова согласилась и только после того, как увидела несколько кадров рабочего материала картины.
Ее покорили крупные планы Олега Ефремова, когда он сидит в машине. После этого она даже музыку к фильму написала.

Кстати, именно эта «Волга» ГАЗ-21, на которой разъезжает Олег Ефремов, позже еще снимали в фильмах «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука».


Сколько нервов и сил отдала эта хрупкая на вид женщина, чтобы снять для нас столько хороших фильмов.

Из воспоминаний Татьяны Лиозновой: «Как часто некоторые проживают жизнь, так и не раскрыв тех душевных богатств, которые в них таятся! И жизнь проходит… В картине нам и хотелось поразмышлять о мудрости и доброте, о способности человека видеть, что центр мироздания не только в его доме, ибо лишь понимание этого делает нашу жизнь интересной и неинтересной».

Фильм вышел на экраны в 1968 году, только за один год его посмотрели почти 27 миллионов зрителей. Татьяна Доронина получила на кинофестивале в Минске приз «За лучшую женскую роль». Оценили фильм и в далекой Аргентине, там он даже получил специальный приз -«За реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность». Во как! Где Нюра с ветчиной и где Аргентина?! Забавна и формулировка про супружескую верность…

Прошли годы. В 2011 году вышла цветная версия этого фильма. Одним это понравилось, другим — нет…

Еще давно Вячеслав Шалевич рассказывал, что на одной из встреч со зрителями, одна из женщин ему призналась, что смотрела » Три тополя на Плющихе » девять иди десять раз. Каждый раз она надеялась, что конец фильма наконец — то пересняли, и Нюра в итоге все — таки выходит к ждущему её таксисту Саше.

И напоследок лишь несколько цитат из любимой картины.

Своих рук не оборвешь — счастья не будет.

***

— Ты в счастье-то купаешься?
— Купаюсь… я на Оке живу и в ней-то редкий год купаюсь.

***

— Серьги у тебя красивые. Муж подарил?
— Нет, отец баловал. Как 8 классов повесил, так и ношу, привыкла, не думаю о них.

***

Год прожить с мужем так, как ты с Гришей жизнь живешь — и помереть не жаль.

***

На мужчине всегда грех висит, особливо на жадном.

***

Такой день сегодня, а я не брит.

***

— А чего ж мне бояться? Не в лесу живём и не в Америке.
— А что ж, в Америке страшно, что ли?
— Страшно. О том в газетах писали.

Три тополя на Плющихе
Постер фильма
Жанр

Мелодрама

Режиссёр

Татьяна Лиознова

Автор
сценария

Александр Борщаговский

В главных
ролях

Татьяна Доронина
Олег Ефремов

Оператор

Пётр Катаев

Композитор

Александра Пахмутова

Кинокомпания

Киностудия им. М. Горького

Длительность

75 мин.

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Год

1967

IMDb

ID 0062393

Просмотр онлайн  


Только на территории России:

  • Смотреть на TVzavr

«Три тополя на Плющихе» — художественный фильм Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Награды
  • 3 В ролях
  • 4 Съёмочная группа
  • 5 Интересные факты
  • 6 Технические данные
  • 7 Колоризированная версия
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Сюжет

В Москву из далёкой рязанской деревни приезжает простоватая русская женщина (Татьяна Доронина). И первым, кто ей встречается — неожиданно интеллигентный водитель такси (Олег Ефремов). Их встреча случайна, она даже не придёт на свидание (не по своей воле — она просто не смогла открыть дверь в чужой квартире, где гостит), но даже часа, проведённого вместе, ей достаточно, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, прочувствовать, как не хватает ей простого понимания и тепла…

В фильме героиня Татьяны Дорониной напевает песню Александры Пахмутовой «Нежность» («Опустела без тебя земля…», сл. Сергея Гребенникова и Николая Добронравова) — очень популярную в те годы. В финале фильма эта песня, ставшая его главной музыкальной темой, звучит по радио в исполнении Майи Кристалинской.

Награды

Фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969) и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970).

Польский плакат

В ролях

  • Татьяна Доронина — Нюра
  • Олег Ефремов — Саша, водитель такси
  • Хикмат Латыпов — Дедушка Садык
  • Вячеслав Шалевич — Гриша, муж Нюры
  • Валентина Телегина — Федосия Ивановна
  • Николай Смирнов — Дядя Егор
  • Алевтина Румянцева — Нина
  • Виктор Сергачёв — жених Нины
  • Георгий Светлани — пастух

Съёмочная группа

  • Художник: Быховская, Мариам Александровна.
  • Оператор: Петр Катаев.
  • Композитор: Александра Пахмутова.

Интересные факты

  • Изначально фильм должен был называться, как и рассказ, «Три тополя на Шаболовке». Однако в конце 60-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло помешать восприятию фильма зрителем. Ведь в картине про телевидение — ни слова.
  • Вот как описывает «переименование» сам Александр Борщаговский:

— Фильм ставила очень талантливый и сильный кинорежиссёр Татьяна Лиознова. Как все (или почти все) киношники, она хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя. С удивительной настойчивостью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счётом не имело никакого значения — и Шаболовка, и Плющиха — московские уголки. В принципе не будучи слишком покорным, тут — я согласился: «Пожалуйста, Танечка!». Она была счастлива этой малостью. А потом это кино стало чем-то, от меня не зависящим…[1]

  • Фильм действительно снимался недалеко от Плющихи, в доме № 5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили её съёмочной группе, съехав на дачу. Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Деревенские сцены — д. Смедово.
  • В момент съёмки эпизода, в котором Нюра переодевается, выяснилось, что Доронина забыла бюстгальтер, что привело к скандальному эпизоду с режиссёром Татьяной Лиозновой: «пусть будет видно на весь белый свет, какая она, захотела — и получит, я от этого ничего не потеряю». В итоге Доронина снялась без бюстгальтера.[1]
  • Машина «Волга» ГАЗ-21, на которой в фильме ездили по Москве Т. Доронина и О. Ефремов, принадлежала киностудии «Мосфильм». Этот же автомобиль под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту машину можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
  • В самом начале фильма Саша едет с Комсомольского проспекта, проезжая станцию метро «Парк культуры». Следующий эпизод — «Волга» Ефремова мчится снова по Комсомольскому проспекту, то есть обратно.
  • После остановки такси для высадки дедушки из Ташкента Саша выходит из машины и ставит щётки стеклоочистителя, потому, что начинается дождь, однако в следующем кадре Саша и Нюра едут на машине уже без щёток.

Технические данные

  • Чёрно-белый, художественный фильм
  • Производство: «Мосфильм»
  • Формат съёмки: 35-мм, широкоэкранный

Колоризированная версия

17 марта 2011 года на DVD и Blu-Ray вышла цветная версия фильма. Она должна была быть показана по Первому каналу 23 апреля, но из-за смерти Михаила Козакова показ был перенесён на 12 июня 2011 года в 15:30.

Примечания

  1. Кино 80-летней выдержки

Ссылки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий фильма корабль
  • Сценарий фильма омерзительная восьмерка
  • Сценарий фильма моя прекрасная няня
  • Сценарий фильма трансформеры
  • Сценарий фильма синяя птица

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии