«Турецкий гамбит»
Упрощённый сценарий
НАТУРА.: ПОЛЕ ПОДСОЛНУХОВ
ТУРКИ
Партизанен! Партизанен! Пуф-пуф!
(очередь из шмайсеров)
Партизанеееен?
ЕГОР БЕРОЕВ
Черт! Засекли!
ТУРКИ
Ха-ха! Зер гут! Шашкой его! Шашкой!
(бросают динамитную шашку)
ЕГОР БЕРОЕВ пытается спастись, но не успевает и ВЗРЫВАЕТСЯ!
Ну, ладно — НЕ взрывается.
После чего попадает в плен.
После чего бежит из плена.
ИНТ.: ОСОБНЯК КАКОГО-ТО ТУРКА
Пробегая из плена, БЕРОЕВ почти видит АНВАРА, который выбалтывает КАКОМУ-ТО ТУРКУ свои зловещие планы так громко, что БЕРОЕВ все слышит даже с улицы.
АНВАР
..И НЕ ДАЙ БОГ, РУССКИЕ ЗАХВАТЯТ ПЛЕВНУ! И НЕ ДАЙ БОГ, ЭТО СЕЙЧАС
КТО-НИБУДЬ СЛЫШИТ!
ЕГОР БЕРОЕВ
(про себя)
Проклятый угол съемки! Я тебя не знаю, но мне надо тебя разглядеть,
загадочный стратег! Кто знает, может, позже ты проникнешь в наши
ряды, а я не смогу тебя вычислить… Ага, вот еще чуть-чуть и
я тебя увижу… Черт, начальные титры!
ИНТ.: ТУРЕЦКИЙ ТРАКТИР
ЕГОР БЕРОЕВ
Нет, ну это ж надо! В то время как Джеймс Бонд в шикарных смокингах по ресторанам ходит и в казино картишки раскидывает, я вынужден в чужих обносках в этой дыре играть в кости.
(усилиями команды по спецэффектам выбрасывает две шестерки)
Я выиграл. Давайте осла.
2.
ТУРОК
Еще неизвестно, кто выиграл. Вместе с ослом тебе придется забрать
Ольгу Красько.
НАТУРА.: ПОСРЕДИ ШИРОКОГО ПОЛЯ.
ЕГОР БЕРОЕВ и ОЛЬГА КРАСЬКО встречают несколько ЗЛЫХ ТУРОК.
ЕГОР БЕРОЕВ
(шепотом)
Ольга, только, пожалуйста, молчите, я вас очень прошу. Иначе
турки догадаются, что мы…
ОЛЬГА КРАСЬКО
А КАКОГО, СОБСТВЕННО, ХУЯ Я БУДУ МОЛЧАТЬ! НЕ СМЕЙ ГОВОРИТЬ МНЕ
«ЗАТКНИСЬ»! Я — БАРЫШНЯ!!! ИМЕЙ ЧЕСТЬ, ТЫ, МУДАК ХУЕВ, ДЕРЖАТЬ
СЕБЯ В РАМКАХ ПРИЛИЧАЯ, СУКАБЛЯ!
ЕГОР БЕРОЕВ
Извините.
ОЛЬГА КРАСЬКО
ТО-ТО ЖЕ, ПЕДРИЛА! А АЩЕ Я ТРЕБУЮ ПОЛОВИНУ ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ!!!
(моргая глазками)
Ну, разве я не обаяшка?
ЗЛОЙ ТУРОК №1
По-моему, я что-то слышал…
ЗЛОЙ ТУРОК №2
Да, нет. Показалось, наверное.
ОЛЬГА КРАСЬКО
НИ ХУЯ СЕ, ПОКАЗАЛОСЬ! ДАВАЙ, ПОПРОБУЙ ЧТО-НИБУДЬ СДЕЛАТЬ, ТУРЕЦКАЯ
ТВАРЬ! БЕРОЕВ ТЕБЕ ТУТ ЖЕ ВСТАВИТ ПО САМЫЕ ПОМИДОРЫ!
ЕГОР БЕРОЕВ
Мое ружье не заряжено.
3.
ОЛЬГА КРАСЬКО
Бля-а-а… Что, сразу не мог сказать?
Внезапно приходит СПАСЕНИЕ в лице казаков, АЛЕКСАНДРА БАЛУЕВА, ЧЕТЫРЕХ ИНОСТРАНЦЕВ и ЕЩЕ ТОЛПЫ НАРОДА.
ЕГОР БЕРОЕВ
Вы очень кстати. У меня есть совершенно секретная информация.
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
Какая?
ЕГОР БЕРОЕВ
О, очень важная! Настолько важная и секретная, что ее полагается
говорить очень громко.
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
Шпарь. Сейчас как раз полно народу.
ЕГОР БЕРОЕВ
Так вот, надо немедленно захватить Плевну!
ТОЛПА НАРОДА ВОКРУГ
Погромче, пожалуйста, а то не слышно!
ЕГОР БЕРОЕВ
НАДО НЕМЕДЛЕННО ЗАХВАТИТЬ ПЛЕВНУ!
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
(сдавливая смех)
Он сказал «плеву»…
ВЕЧЕР. ИНТ.: ПАЛАТКА – ЖУРНАЛИСТСКИЙ КЛУБ
Входит ОЛЬГА КРАСЬКО.
ОЛЬГА КРАСЬКО
Оправданием моему появлению в платье, не в меру роскошном для
лагеря, в котором даже помыться негде, является то, что здесь
весьма неплохо шьет санитарка.
4.
СТАДО КОБЕЛЕЙ
(слюна по полу)
Да-да. Как скажешь, единственный женский персонаж.
ОЛЬГА КРАСЬКО
Вообще-то у меня есть жених.
СТАДО КОБЕЛЕЙ
Да-да. Очень хорошее платье.
Входит английский журналист МАКЛАФЛИН.
МАКЛАФЛИН
Господа, только что русские взяли Никополь.
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
(продолжая разговор)
Скажите, Ольга, а санитарка и нижнее белье вам сшила?
ЕГОР БЕРОЕВ
Как Никополь?! А как же Плевна?
ОЛЬГА КРАСЬКО
(Балуеву)
Нет. На мне сейчас нет нижнего белья.
МАКЛАФЛИН
Кто-то заменил в шифрограмме слово «Плевна» на слово «Плева».
А потом на слово «Никополь». Ну, русские, не будь дураками, пошли
и взяли Никополь. Ну и несколько плев. Надо бы допросить шифровальщика.
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
Жениха Ольги Красько под трибунал! Немедленно!
МАКЛАФЛИН
Правильно. Он отсылал эту шифрограмму.
ШИФРОВАЛЬЩИКА-ЖЕНИХА уводят.
5.
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ
Извините, я прослушал. Так что вы там говорили про шифрограмму?
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ.
ЕГОР БЕРОЕВ решает заняться опросом свидетелей.
ЕГОР БЕРОЕВ
Скажи, солдатик, ты случайно не видел, как Анвар набивал лживую
шифрограмму?
СОЛДАТИК
Да, видел.
ЕГОР БЕРОЕВ
И кто это был?
СОЛДАТИК
Это был АУЭЭЭА!!!
(умирает)
ЕГОР БЕРОЕВ
Вот пидор!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. ОЛЬГА КРАСЬКО и ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ берут интервью у ГОШИ КУЦЕНКО.
ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ
Скажите, Гоша, какие у вас творческие планы?
ГОША КУЦЕНКО
Ыгырга хабарда!
ОЛЬГА КРАСЬКО
Да, теперь понятно, почему вас везде снимают. Нас очень интересует
еще один вопрос. А в каком следующем отечественном фильме вы
НЕ планируете сняться?
ГОША КУЦЕНКО
Барлавыр харбет быхтыр-мухтыр!
6.
ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ
Гм. Пожалуй стоит сходить на «Барлавыр харбет быхтыр-мухтыр».
ВЕЧЕР. ИНТ.: ПАЛАТКА – ЖУРНАЛИСТСКИЙ КЛУБ.
ЕГОР БЕРОЕВ при помощи ОГЛУШИТЕЛЬНЫХ ДЕДУКТИВНЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ пытается вычислить АНВАРА.
ЕГОР БЕРОЕВ
(рисуя на бумажке)
Так, про Плевну слышали все, так что Анваром может быть кто угодно.
Может быть, это испанец или итальянец? Нет. Они слишком второстепенные
персонажи… Гм. Осталось еще куча народу. Ну что ж, придется
использовать самый действенный кинематографический детективный
метод — ждать, пока все они не умрут, а тот, кто останется жив
— и есть Анвар.
ОЛЬГА КРАСЬКО
Бероев, вашу матушку. Больше никогда не думайте! Мы тут от ваших
спецэффектов уже оглохли все!
ЕГОР БЕРОЕВ больше и не думает.
ПОЗЖЕ.
По ночному небу летит РУССКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАР. С него на веревках свешиваются ОЛЬГА КРАСЬКО и ЕГОР БЕРОЕВ. ВОКРУГ ТУРЕЦКИЙ ФЕЙЕРВЕРК.
ОЛЬГА КРАСЬКО
(перекрикивая взрывы)
А ЧТО МЫ ТУТ ДЕЛАЕМ?
ЕГОР БЕРОЕВ
(перекрикивая ОЛЬГУ КРАСЬКО)
НЕ ЗНАЮ.
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ.
БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА. ТУРКИ закидывают РУССКИЕ ВОЙСКА снарядами со ШРАПНЕЛЬЮ и КИНОКАМЕРАМИ ВНУТРИ.
7.
КОМПЬЮТЕРНАЯ МАССОВКА
Нам не заплатили!
ОСТАЛЬНЫЕ ТРИ ЧЕЛОВЕКА
Нам тоже!
РЕЖИССЕР ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ
Больше камер в бомбы! Никто не должен выжить!
Наконец, в ход идет ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ — КОЛЕСО ОТ ТЕЛЕГИ. Все умирают.
ПОЗЖЕ.
ОЛЬГА КРАЬСКО
Надо же. Все погибли. Как и предсказывал полковник Лукан.
ЕГОР БЕРОЕВ
Значит, он и есть Анвар!
ПОЛКОВНИК ЛУКАН погибает на дуэли.
ЕГОР БЕРОЕВ
Гм… Значит, он не Анвар. Анвар не мог погибнуть на какой-нибудь
там дуэли. Причем не со мной. Значит, Анвар – Гуськов.
ГУСЬКОВ погибает. На всякий случай также погибает и ПЕВЦОВ.
ЕГОР БЕРОЕВ
Значит, они тоже не Анвар. Надо же, мой метод действует!
НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ ФИЛЬМА, НЕВЛЯЮЩИХ НА СЮЖЕТ, СПУСТЯ.
ОЛЬГА КРАЬСКО
Так кто же Анвар? Фильм скоро заканчивается и сейчас все собрались
в одной комнате. Самое время показать несколько ключевых сцен
фильма еще раз, но на этот раз показать лицо настоящего Анвара.
ЕГОР БЕРОЕВ
Я знаю! Это Маклафлин!
8.
ОЛЬГА КРАЬСКО
Но его сейчас нет в комнате!
ЕГОР БЕРОЕВ
Да? Э-э-э… Ну, тогда это…
(тыкает наугад)
Это – ты!
АНВАР
Как?! КАК ТЫ ДОГАДАЛСЯ?
ЕГОР БЕРОЕВ
(гордо)
Я блефовал.
АНВАР
А может быть, ты вспомнил, как звучит мой голос? Ты же слышал его в начале фильма.
ЕГОР БЕРОЕВ
Нет. Увы, закадровый переводчик с турецкого говорил слишком громко.
ЕГОР БЕРОЕВ лезет в драку с АНВАРОМ. АНВАР случайно заезжает по роже ОЛЬГЕ КРАСЬКО.
ЗРИТЕЛИ В ЗАЛЕ
НАКОНЕЦ-ТО!!! ДА! О, ДА-А-А-А!!!
АНВАР
Нет! Я же случайно!
ОЛЬГА КРАСЬКО
Ну что ж. Сейчас я засуну тебе тяжелейший металл прямо в ..
ЧТО ОНА И ДЕЛАЕТ.
КОНЕЦ
ТИТРЫ.
Турецкий Гамбит (фильм)
- Турецкий Гамбит (фильм)
-
Турецкий гамбит Жанр Детектив
Режиссёр Джаник Файзиев
Продюсер Леонид Верещагин
Анатолий Максимов
Константин ЭрнстАвтор
сценарияБорис Акунин
Джаник ФайзиевВ главных
роляхЕгор Бероев
Ольга Красько
Александр ЛыковОператор Андрей Жегалов
Композитор Всеволод Саксофонов
Андрей ФеофановКинокомпания Студия «ТриТэ»
Длительность 132 мин.
Бюджет 3,5 млн. $
Страна Россия
БолгарияГод 2005
IMDb ID 0374298
«Туре́цкий гамби́т» — художественный фильм 2005 года, экранизация одноимённой книги Бориса Акунина.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Съёмочная группа
- 4 Музыкальные композиции
- 5 Технические данные (DVD)
- 6 Ляпы
- 7 Интересные факты
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
- 9.1 Рецензии
Сюжет
1877 год, русско-турецкая война. Принимавший участие в военных действиях в качестве сербского волонтёра титулярный советник Эраст Фандорин попадает в плен к туркам. Бежав из плена, Фандорин пробирается к русским войскам, чтобы передать командованию важные сведения, обладателем которых он стал случайно во время побега. По пути он знакомится с очаровательной барышней, Варварой Андреевной Суворовой, направляющейся в расположение русских войск, чтобы повидаться с женихом Петей Яблоковым — шифровальщиком Генерального штаба.
Добравшись до «своих», Фандорин сообщает генералу Скобелеву о хитром фланговом маневре, задуманном турками. Из него следует, что русским надо срочно занять Плевну, ибо туда движется корпус Османа-паши. У генерал-адъютанта Мизинова, бывшего шефа Фандорина, уже заготовлен на этот счёт приказ главнокомандующего, который Пётр Яблоков срочно шифрует и отправляет. К тому же у Мизинова есть для Фандорина ещё одна задачка не из простых. Речь идёт об Анваре, секретаре султана Абдул-Хамида II-го. Сей интересный турок — господин отчаянный, с авантюрной жилкой. Он вполне может сам появиться в русской ставке и сойти за «своего» благодаря европейской внешности и безупречному владению несколькими языками. Вечером того же дня становится известно, что русские войска заняли Никополь. А чуть позже арестовывают Петю Яблокова: в отправленной им шифровке вместо слова «Плевна» появилось слово «Никополь». Результатом этой дезинформации явилось взятие турецкими войсками незащищённой Плевны.
Потрясенная Варя умоляет Фандорина помочь жениху. Эраст Петрович уверен: вызволить Петю можно, лишь найдя истинного виновника случившегося. Похоже, это дело рук Анвара, беспрепятственно действующего в русской ставке. Необходимо срочно вычислить турка. Но как? Ведь подозреваются все…
В ролях
- Егор Бероев — Эраст Петрович Фандорин
- Ольга Красько — Варвара Суворова
- Александр Балуев — генерал Скобелев
- Александр Лыков — капитан Перепёлкин, Анвар
- Дмитрий Певцов — граф Зуров
- Дидье Бьенемэ — журналист Шарль д’Эвре
- Виктор Вержбицкий — румынский полковник Лукан
- Даниэль Ольбрыхский — журналист Шеймас Маклафлин
- Гоша Куценко — турецкий полковник Измаил-Бей
- Владимир Ильин — генерал Мизинов
- Алексей Гуськов — подполковник Казанзаки
- Александр Олешко — Пётр Яблоков
- Марат Башаров — Митя Гриднев
- Евгений Лазарев — Император Александр II
- Андрей Краско — Унтер-офицер
- Анатолий Кузнецов — генерал Конецкий
- Андрей Руденский — Лествицкий
- Сергей Газаров — видинский губернатор
- Станислав Дужников — Буфетчик
- Леонид Куравлёв — Майор
- Виктор Бычков — Хорунжий
- Валдис Пельш — Данченко
Съёмочная группа
- Режиссёр — Джаник Файзиев
- Продюсеры:
- Леонид Верещагин
- Анатолий Максимов
- Константин Эрнст
- Сценарий:
- Борис Акунин
- Джаник Файзиев
- Музыка:
- Всеволод Саксонов
- Андрей Феофанов
- Оператор — Андрей Жегалов
- Художник — Владимир Светозаров
- Художник по костюмам — Сергей Стручев
- Художник по гриму — Галина Королева
- Монтаж — Энцо Монникони
- Звукорежиссер — Михаил Буянов
Музыкальные композиции
- «Идём на Восток» (музыка и слова Максима Покровского, исполнение «Ногу свело!»)
- «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы, исполнение Ольги Красько)
- — Песня также исполнялась в к/фильме «Капитан Фракасс» (1984)[1]
Технические данные (DVD)
- Издатель: Первая видеокомпания
- Формат: 16:9
- Треки: Dolby Digital 2.0, Dolby Digital 5.1,
- Язык: русский
- Субтитры: отсутствуют (обычное издание) / Русские (только подарочное издание)
- Продолжительность: 125 мин.
- Дополнения (обычное издание): Фильм о фильме, Клип группы «Ногу свело» на песню «Идем на Восток»
- Дополнения (подарочное издание):
- «На площадке Турецкого гамбита» — фильм + режим интерактивного просмотра
- комментарии режиссёра
- «Турецкий гамбит. Правила игры» — как снимался фильм
- «Турецкий гамбит. Рисунок игры» — путь создания изобразительного решения фильма
- «Турецкий гамбит. На месте событий» — фильм Леонида Парфёнова и Бориса Акунина
- «Турецкий гамбит. Рождение кадра»
- «Турецкий гамбит. Жертвуя фигуры»
- Сцены, не вошедшие в фильм
- Сцена войны — альтернативный вариант
- Спецэффекты
- Клип группы «Ногу свело» на песню «Идём на Восток»
- Пресса о фильме
Ляпы
Знатоки исторических реалий нашли в фильме массу анахронизмов и просто несоответствий во внешнем виде, одежде, манере поведения героев, используемом оружии и так далее. Достаточно объёмные списки киноляпов можно найти в статьях, приведённых в разделе Ссылки. Вот некоторые характерные примеры:
- Сотник (герой Виктора Бычкова) рассуждает о городе Мурманске. Но сам город был основан только в 1916 году как Романов-на-Мурмане, а нынешнее название он получил только после революции. Этот ляп напрямую скопирован из книги.
- В начальной сцене фильма — «поле с подсолнухами», Фандорин убегает от турок с винтовкой Бердана (берданкой), в следующем кадре она чудесным образом превращается в винчестер. Это происходит из-за того, что из режиссёрской версии вырезан момент, когда Фандорин отбрасывает свою винтовку и подхватывает с поля боя винчестер, лежащий рядом с убитым солдатом. В этой же сцене — головки подсолнухов сбиваются пулями слишком часто, для такого эффекта по Фандорину должны были стрелять из автоматического оружия и, безусловно, при такой плотности огня он не мог бы остаться невредимым.
- Нашивки на руках у иностранных журналистов, освещающих ход войны со стороны Российской империи, сделаны неправильно. В 1877 году были введены бело-сине-красные повязки с чёрным двуглавым орлом и буквами «В.» и «К.» справа и слева. В фильме на нашивке жёлтый орёл и надпись по кругу.
- В кадрах фильма, где показывают карту с обозначенной на ней Плевной, название написано как «Plevna». В действительности, правильное написание: «Pleven». В русских надписях на картах и документах, показанных в фильме, смешана старая и новая орфография — почти везде есть твёрдый знак на конце слов, но нет букв «ять» и «i»).
- В начале фильма д’Эвре играет на хроматической губной гармошке. Подобный тип гармошки появился только в 1924 году.
- В фильме много оружия и одежды, реально появившихся на несколько лет, а то и десятилетий позже русско-турецкой войны.
- Много ляпов в военной форме героев; иногда форма не соответствует времени или обстоятельствам, иногда же герои одеты в форму, которой вовсе никогда не было.
- Основной сюжетно-значимый ляп, как книги, так и фильма — в русской армии описываемого периода не использовались никакие шифровальные машины. Особо важные депеши пересылались с курьером, текущие сообщения передавались по электрическому телеграфу открытым текстом, так как не существовало средств перехвата. И в любые времена, в любой армии совершенно невозможным было нахождение средств связи и шифрования в палатке без дополнительной охраны, с возможностью свободного доступа. То есть отправка «подложной» телеграммы была в реальности невозможна.
- Ряд ляпов явно вызван изменением сюжета книги для фильма — заменой «главного злодея» с д’Эвре на Перепёлкина. Например, когда Варя и д’Эвре бегут от раненого «фальшивого» Анвара, Исмаил-бей (знающий Анвара в лицо) кричит преследующим их туркам: «Не стреляйте! Вы попадёте в Анвара-эфенди!». Между тем Перепёлкина в данной сцене нет, зато присутствует д’Эвре. Есть и другие сцены, в которых, как в книге, присутствует д’Эвре, хотя по логике сюжета должен присутствовать Анвар, то есть, в случае фильма, Перепёлкин. В других случаях замена д’Эвре на Перепёлкина произведена, но в результате сюжет потерял реалистичность. Например, д’Эвре мог драться на дуэли без каких-либо последствий для себя, а вот Перепёлкин после дуэли в реальности неизбежно пошёл бы под трибунал — он не только нарушил официальные законы, запрещающие дуэли, но и убил офицера союзной армии во время боевых действий.
Интересные факты
- Сценарий фильма написал Борис Акунин, автор сам внёс изменения в финал картины.
- Все трюки, кроме одного (прыжка с пятого этажа на карниз четвёртого), Егор Бероев выполнял сам.
- В титрах фильма, где снималось огромное количество животных, авторы не поставили необходимую ремарку «При съёмках фильма ни одно животное не пострадало». Потому что пострадали. Во время батальной сцены Гошу Куценко (Исмаил-бей) на деревянной повозке должны были везти 40 гусей. Гоша эту сцену тщательно репетировал, но по ошибке пиротехников все гуси погибли. Гоша сильно переживал. Сцена в фильм не вошла, в кадре остался только взрыв.
- В другой раз по ошибке, также связанной с пиротехникой, сильно пострадал Егор Бероев: на съёмках первой сцены фильма четыре подсолнуха были заряжены пиротехническими устройствами, имитировавшими разрывы пуль. Сцена была рассчитана по шагам актёра (чтобы он не подставлялся лицом под разрывы), но Егор сбился с шага — и фрагменты подсолнухов полетели ему в лицо, по счастливой случайности не задев глаз.
- В сцене, где Фандорин, замаскировавшись под мужика (в фальшивой бороде и шляпе), встречает Варю из госпиталя, Эраста Петровича озвучивает… Леонид Парфенов. Так человек, который не любит беллетристику и не увлекается детективами, передал привет зрителям.
- Александру Балуеву (Соболев) досталась танцующая лошадь. От долгого стояния лошадка начинала ритмично качать головой и перебирать ногами.
- Александр Олешко (Петя Яблоков), в жизни имеющий вполне нормальное зрение, провёл все съёмки в жутких очках с толстенными стёклами в шесть диоптрий, чтобы обеспечить своему герою нужный взгляд и выражение лица. На вопрос «Как вам съёмки „Турецкого гамбита“?» актёр отвечает: «В полном невИдении».
- Музыку к фильму написал Горан Брегович, работавший вместе с Эмиром Кустурицей над «Временем цыган». А мелодия «Времени цыган» балканскими позывными звучит в прологе «Гамбита».
- Французский актер Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме французского журналиста Д’Эвре, умер от сердечного приступа в 42 года, не дожив до премьеры фильма совсем немного. Дидье Бьенэмэ не успел озвучить свою роль, и режиссер фильма Джаник Файзиев решил сохранить голос актера, записанный в процессе съемок[2].
- Егор Бероев пробовался на роль Эраста Фандорина еще для экранизации «Азазеля», но так как выглядел старше, чем требовалось по книге, ему было отказано.
- Что касается поисков турецкого шпиона. Все решалось гораздо проще. Анвар-эфенди занимал довольно высокий пост, что для немусульманина в Османской империи, равно как и выполнение ответственных поручений подобного уровня было невозможно. Следовательно, Анвар должен был быть обрезан, согласно мусульманским канонам. Фандорину достаточно было потребовать спустить штаны у всех, кто был в журналистском клубе. Хотя это и было бы моветон.
Примечания
- ↑ Песни из кинофильма «Турецкий гамбит». — 20.10.2008.
- ↑ http://www.rokf.ru/oddities/3172-5.html Интересные факты о фильме.
Ссылки
- Официальный сайт фильма
- «Турецкий гамбит» на сайте «Кино России»
- «Турецкий гамбит»(англ.) на сайте Internet Movie Database
- 145 ляпов фильма «Турецкий гамбит»
Рецензии
- Рецензия Алекса Экслера
- Рецензия Эллоны Морозовой
- Рецензия Романа Кореева
- Рецензия Ирины Штефановой
- Рецензия Анастасии Кривошановой
Wikimedia Foundation.
2010.
Полезное
Смотреть что такое «Турецкий Гамбит (фильм)» в других словарях:
-
Турецкий гамбит (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турецкий гамбит (значения). Турецкий гамбит … Википедия
-
Турецкий гамбит (книга) — Турецкий гамбит Автор: Борис Акунин Жанр … Википедия
-
Турецкий гамбит — Автор: Борис Акунин Жанр … Википедия
-
Турецкий гамбит (значения) — Турецкий гамбит: Турецкий гамбит книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина». Турецкий гамбит художественный фильм 2005 года, экранизация по мотивам книги Бориса Акунина … Википедия
-
Гамбит (значения) — Гамбит: Гамбит название некоторых дебютов в шахматах Швейцарский гамбит. Парадоксы разных лет. книга Владимира Кузнецова Турецкий гамбит детектив Бориса Акунина Турецкий гамбит экранизация одноименного романа Московский гамбит… … Википедия
-
Фильм о войне — Военный фильм или батальный фильм исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции батального фильма обычно… … Википедия
-
Шпион (фильм, 2012) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шпион (значения). Шпион … Википедия
-
Статский советник (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Статский советник (значения). Статский советник … Википедия
-
Пелагия и белый бульдог (фильм) — Пелагия и белый бульдог Жанр детективный фильм … Википедия
-
Шпион (фильм, 2011) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шпион (значения). Шпион … Википедия
10 августа замечательный российский актер Андрей Краско должен был отмечать свой 63-ий день рождения. Однако его жизнь трагически оборвалась еще 14 лет назад. И хотя его карьера была не самой простой, у актера есть много заметных и запоминающихся ролей. Одной из таких стала роль унтер-офицера в фильме «Турецкий гамбит», премьера которого состоялась 15 лет назад. Только недавно стали известны многие секреты съемок, которые оставались за кадром.
Сценарий
За основу сюжета был взят роман Бориса Акунина. В книге рассказывается о Русско-турецкой войне. Главным героем стал Эраст Фандорин, который появлялся в целой серии исторических детективов Акунина. Режиссером картины выступил Джаник Файзиев. За его плечами уже была работа над проектами «Пятый угол», «Остановка по требованию» и «Старые песни о главном-2».
«Турецкий гамбит» был не первой экранизацией серии детективов Акунина. Тремя годами ранее вышел фильм «Азазель». Продюсером картины был Файзиев, а роль Эраста исполнял Илья Носков. Егор Бероев, который сыграл этот образ в «Турецком гамбите», также пробовался на роль, но его не утвердили. В 2005 году был экранизирован еще один фильм о Фандорине – «Статский советник». Главная роль в этот раз досталась Олегу Меньшикову.
Главный персонаж
То, что в трех фильмах одного и того же персонажа играли разные актеры, вносило некоторую путаницу. Однако своя логика в этом была: Илья Носков сыграл молодого Фандорина – 26 лет, Егор Бероев изобразил его в уже более зрелом возрасте – 28 лет, а персонажу Меньшикова по книге уже 43 года. Согласно мнению режиссера Джаника Файзиева, логика в таком выборе актеров все же была. Юный актер смог бы сыграть этого же героя только через 10 и 20 лет. Кроме того, на долю Фандорина выпадает слишком много испытаний, в результате которых человек мог очень сильно меняться. Чего только стоит пережить гибель невесты в конце картины «Азазель».
Сотрудничество с автором
Во время работы над картиной «Турецкий гамбит» режиссер очень тесно сотрудничал с Борисом Акуниным. Автор не возражал против того, что фильм не будет точной экранизацией книги. Хотя он непосредственно не принимал решения относительно подбора актеров, утвердили на роль всех только после его одобрения. Кроме того, Акунин выбирал и декорации к съемкам. Так получилось, что когда-то давно Акунин снял на камеру старинные города в Болгарии, где разворачивались события романа. Приступая к съемкам, Джаник Файзиев попросил у писателя этот материал. В результате получилось так, что место съемок картины выбрал сам автор романа.
Главная роль
Не секрет, что Егор Бероев долгое время мечтал сыграть Эраста Фандорина. Он был очень рад тому, что его желание исполнилось. Его кинокарьера на тот момент длилась всего 4 года, но он успел сыграть в большом количестве фильмов и стать успешным актером. Громкую популярность Бероев получил именно после премьеры «Турецкого гамбита».
Актер на съемках старался все трюки выполнять самостоятельно. Позже в своих воспоминаниях о съемочном процессе актер говорил, что у них был очень напряженный рабочий график. Перед съемками Бероев даже специально прошел учебный курс в конном полку милиции. Он учился ездить без седла. Поэтому во всех сценах верховой езды зрители могут видеть самого Бероева. Снимали фильм в горах на высоте 250 метров над уровнем моря. Чтобы почувствовать на себе всю атмосферу места, Егор специально оставался ночевать в лагере, хотя всю съемочную группу разместили в отеле.
Были на съемочной площадке и ситуации, когда Егор всерьез боялся за свою жизнь. Например, был случай, когда пиротехники неправильно рассчитали количество взрывчатки. В результате поле, по которому Бероеву пришлось бежать, спасаясь от врагов, неожиданно начало взрываться. После этого у актера остались ссадины на лице, которые гримерам пришлось тщательно закрашивать.
Главная женская роль в фильме досталась Ольге Красько. Эта работа стала одной из первых ее ярких ролей, благодаря которой она стала известна широкой публике. Сама Ольга признавалась, что процесс съемок был для нее настоящим удовольствием. Она даже не чувствовала себя на работе. Данная роль для актрисы стала судьбоносной.
Изначально ходили слухи, что у Ольги закрутился роман с режиссером, но точных подтверждений не было. Спустя время актриса дала интервью и рассказала, что у них действительно были отношения с Джаником, но до свадьбы так и не дошло. Но они до сих пор остаются родными людьми, так как воспитывают совместную дочь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
К.А. Жуков.
С некоторым, примерно пятилетним, опозданием сумел освоить фильм «Турецкий гамбит», снятый по мотивам одноименного романа Г. Чхартишвили. Фильм поразил чудовищным шквалом исторических неточностей, ляпов, ошибок и просто вранья. На фоне более чем приличной картинки, которой современное российское кино балует редко, исторический базис разочаровал. Это еще мягко сказано. Кино-то, все-таки, про историю, так уж хотелось бы, ну вы пониматете.
Речь кинокартины идет о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., что, конечно, всем известно. Не буду касаться многочисленных несуразностей кинематографического плана (их хватает), остановлюсь исключительно на любимом: шмотках и железках. Хотя я не великий эксперт в реалиях той эпохи, но явные косяки явны настолько, что великим экспертом быть не надо — все лежит на поверхности.
Итак, приступим к работе над ошибками с последующим разоблачением. Начнем со всякого наступательного. О сюжете — без подробностей сюжета трогать не буду, т.к. кино все, кроме меня, уже смотрели.
Вооружение.
В начале картины под чудесные напевы вокально-инструментального ансамбля Горана Бреговича среди подсолнухов, жестоко рубаемых пулями и турецкой саблей, является нам главный герой — Эраст П. Фандорин, герой половины домохозяек РФ. И немедля принимается стрелять. Стреляют и по нему, турки, само собой. Эти заявочные кадры заявили отношение всего фильма к матчасти. Оружие показывают быстро, дергано, так что конкретные формы его определить удается не всегда. Но уж когда удается…
Фандорин бежит, бабхнув раза, выкидывает винтовку и тут же подбирает другую, из рук убитого добровольца. Винтовкой оказывается ни что иное, как Винчестер Джона Браунинга 1894 года. (Рис.1, 1а).
Рис. 1. Фандорин с Винчестером.
Рис. 2. Винчестер Мк. 94.
Мало того, что 1894 год несколько позже 1877, так и разрабатывался как охотничья винтовка, в кач-ве каковой выпускался до 2006 года U.S. Repeating Arms. Откуда такая штука у русского добровольца? Этакие маневры сознания будут сопровождать нас всю дорогу.
Тема Винчестера в фильма раскрыта с особым пристрастием, видимо, тренеру съемочной группы Дж. Файзиеву нравится харизма этой выдающейся семьи винтовок. Например, сцена со спасением Варвары Суворовой от башибузуков. Помнится, Фандорин обул турецкого иррегуляра по голове флягой, присвоив его табельное оружие. Им опять оказался Винчестер! Правда, на этот раз, не анахронизм, а натурально знаменитый Yellow boy, Винчестер образца 1866 года. УЗнаваем элементарно — по накладкам желтого металла (латуни). (Рис. 2, 2а.).
Рис 2. Фандорин с «Йелоу боем».
Рис. 2а. Винчестер Мк. 66.
Это уникальная пушка системы Бенджамина Тайлера Генри, основные «фишки» которой (трубчатый подствольный магазин и качающийся рычажная скоба затвора) он благородно позаимствовал у Горацио Смита и Данилы Вессона с их пистолета «Вулканик» (рис. 3).
Рис. 3. Пистолет Volcanic 1854 г.
Мало кто знает, что первые Винчестеры Генри были не слишком удобны, т.к. все 15 патронов приходилось набивать в магазин спереди через отверстие с крыжечкой. Инженер Нельсон Кинг придумал боковое окно с пружинной защелкой, превратив винтовку в того самого «Желтого парня», покорившего дикий Запад и режиссера Файзиева.
Так вот, о Винчестере 1866. Он вполне современник руско-турецкой войны, и даже состоял на вооружении турецкой регулярной кавалерии. Регулярной. Башибузуки никогда не получали амуницию с государственных складов, т.е., шанс получить сию винтовку для них стремился к нулю. Или купить, или украсть. Красть у своих военных себе дороже, а покупать — еще дороже. Винчестер стоил вполне весомых денег, тем более, в Турции. То есть, то, что Фандорину достались сразу два Винчестера за первые четверть часа кино — статистический нонсенс.
И вот, Фандорин попадает в плен… ах нет! Не просто так! Его контузило взрывом динамитной шашки! Это, друзья, полная чушь. Динамит на вооружении пехоты не состоял, точка. Но, в сторону — скрутили нашего героя! И принялись тиранить, пристегнув ногой к ноге другого русского дворянина, который собрался пожаловаться турецкому генералу в карете, а генерал его возьми и шлепни из револьвера. Револьвер выглянул из окна во всей красе, это было табельное оружие офицеров английской армии, принятое на вооружение в 1887 году — Вебли Мк 6. (Рис. 4).
Рис. 4. Webley Mk 6.Рис. 4а. Анвар-Перепелкин с револьвером Веблей.Рис. 4б. Даже надпись видна MARK VI.
Револьверы фирмы Веблей и Скотт нравятся тренеру почти так же сильно, как Винчестер. Они еще не раз нас порадуют. Например, в позорной для русской армии сцене, где генерал Скобелев (Соболев) соревнуется с подчиненными за право вдуть Варваре Суворовой, кандидаты на… руку и сердце яростно палят по мишеням. Там вообще целая выставка и, в частности, лихой гусар граф Зуров выступает с Веблей № 5 Арми Экспресс. (Рис. 5, 5а-б).
Рис. 5. Зуров с Веблей № 5.
Рис. 5. Веблей №5 Арми Экспресс.Рис. 5б. Реклама пятого Веблея.
Все бы хорошо, но: Веблей №5 выпускался с 1878 года, т.е., на год позже описываемых событий (честная компания скучает под Плевной, т.е., точно в 1877-м). Кроме того, ни в 1878 г. ни в каком другом фирме Веблей не светило отхватить такой лакомый кусок, как тендер на вооружение русских офицеров. Тендер выиграли Смит и Вессон. До самого появления на сцене Нагана командиры у нас вооружались Смит Вессонами русской модели. В частности, сохранился Смит Вессон, принадлежавший генералу Скобелеву. Кстати, Смит Вессоны в фильме очень даже засветились (как водится — не к месту), так отчего бы их к месту не применить? Не применили. Ну полно. Сцена отвратительная, и жеребячьи бои с участием генерала описывать не стану. Пока взглянем на русский Смит Вессон образца 1869 года (принят на вооружение в 1871 году). (рис 6).
Рис. 6. Смит Вессон.
Сам «Белый генерал» вооружен револьвером Раст-Гассер, австрийского производства, образца 1898 года. Опять анахронизм! (Рис. 7).
Рис. 7. Револьвер Раст-Гассер 1898 г.Рис. 7а. Генерал Соболев (Скобелев) с Раст-Гассером.
Тема револьверовпистолетов в кино поистине неисчерпаема! Например, французский воен-кор д`Эвре вооружен чем-то странным, что более всего походит на Раст-Гассер Монтенегрино (Черногорский) с удлинненным стволом. Выглядит настоящей гаубицей, точному опознанию не поддается, зато со всей ясностью показывает краянюю степень раздолбайства француза. Экстрактор у него никогда не работает! Оружие надо чистить! (Рис. 8).
Рис. 8. Раст-гассер в руках Вареньки.Рис. 8. Так не надо.Рис. 8. Надо так.
С экстракторами в «Гамбите» вообще беда. Например, на барабане Смит-Вессона 1871 г. полковника Лукана его просто нет. Кроме того, гнезда перегильзованы под какую-то мелкашку — категорически непонятно зачем… (Рис. 9).
Рис. 9. Загадочный барабан Смит-Вессона.
Завершая рассуждения о личном оружии, взглянем на пистолетик Вареньки Суворовой. Актриса Ольга Красько весьма талантливо сыграла тупую истеричную дуру, которая безостановочно косячит и жжот, как электродуговая сварка на протяжении всего кино. Но у нее оказался пистолетик. Что-то вроде диринджера с длинным стволом, что именно подразумевалось — не знаю. На первый взгляд… 22 калибр. Из этого чуда с роду не стрелявшая дура ухитрилась попасть во всадника с полусотни метров и выбить того из седла. Я аж подпрыгнул. Надо ли говорить, что для подобных игрушек и двадцать-то метров много, не говоря о пятидесяти, да под движущейся мишени. (Рис. 10).
Рис. 10. Стреляющая авторучка Вареньки.
Господь с ними, с револьверами. Там залежи авгиевы — не разгрести! Обратим наш взор, о зритель, еще раз на винтовки. Хитрый шпион Анвар эфенди вооружен хитро. Кстати, эфенди для такого полета птицы — маловато. Эфенди в Османской Империи примерно соответствовало лейтенанту. Матёрой разведовательной волчине, который накоротке чуть не с самим султаном и возраста не юношеского, быть бы беем. Или, даже, пашой. Но речь о хитростях оружейных. Вот, целится Анвар-Перепелкин в Фандорина, который гоняет по пещерке вольноопределяющихся гомосеков. Целится: рис. 11.
Рис. 11. Снайперская винтовка шпиона.
А потом заряжает патрон: рис 12.
Рис. 12. тылье загадочной винтовки.
Спереди — опять Винчестер Мк 66. Сзади — Маузер 98к, т.е., 1898 года. Вот он:
Рис. 13. Маузер 98к.
Подозрительная труба над винтовкой Винчестера-Маузера символизирует оптический прицел, что не вполне фантастика. Подобные приспособления использовались (страшно редко) со времен Крымской войны и Гражданской войны в США. В Эрмитаже лежит английская винтовка того периода с оптической трубой. Это далеко не ПСО-1 от СВД, но работает. А вот прицельная разметка, которая ловит оппонентов — это даже не прикол. Это я не знаю, как назвать. Даже не смеялся — не смешно.
Маузер засветился еще раз — в руках Куценко-бея. Видимо, единственная приличная винтовка, помимо Винчестеров. (Рис. 14).
Рис. 14. Куценко-бей с турецким Маузером.
Турецкая пехота вооружалась более чем прилично, но, все-таки, до Маузера 98-го года им было далеко. Двадцать один год. А к 1877-му на вооружении состояли винтовки: системы Венделя и Верндля, а так же Ремингтон и Пибоди-Мартини (последняя — самая распространенная). (Рис. 15).
Рис. 15. Винтовка Венцеля.Рис. 15а. Винтовка ВерндляРис. 15б. Винтовка Ремингтон.Рис. 15в. Винтовка Пибоди-Мартини.
Рассмотреть в кино подробности турецкого оружия не удалось — оператор и монтажер знают свое дело — все так замазано, что ни черта не разобрать. Зато русская пехота, как водится в кино, вместо Крнка и Берданов ходит с винтовками Мосина, что, впрочем, не бросается в глаза.
Куценко-бей, сыгравший настоящего нинзя (Плевну оборонял, за линию фронта в диверсионные рейды ходил, даже набросился на русского генерала прямо в штабе), при строевой форме ходит с бельгийской кавалерийской саблей. (Рис. 16а-б).
Рис. 16.
Анвара эфенди в виде интенданта Перепелкина подбросили лично генералу Соболеву (Скобелеву). И он, хоть и полный разгвоздяй по фильму, но человек военный — всю жизнь в армии, должен был немедленно брать интенданта за задницу. За полное незнание униформы противника и полный же кретинизм. (Рис. 17).
Рис. 17. Странная форма интенданта.
Обратите внимание на аксельбант, никак не положенный интенданту, ведь он не из гвардии. Воротник должен быть со скошенными краями. а не скругленными. Петлицы должны быть шитыми, а не галунными. Зеленая выпушка по краю ворота отсутствует. Красный просвет на погонах имеется, а темнозеленой выпушки — нет.
Во что одеты вольноопределяющиеся… (Рис. 18).
Рис 18. Вольнопер Петенька.
Пехотный погон должен быть с бело-черно-желтой окантовкой. Все-таки, польноопределяющийся — не простой солдат. Кстати, фельдфебель обращается к ним уж как-то совсем не по уставу: «Вольноопределяющийся Лунц!» Тогда как положено: «Господин вольноопределяющийся». Видимо, фельдфебель не любил гомосексуалистов (ведь лунц из этих, да-да!).
Сцена обыска палатки пропавшего контрразведчика Казанзаки происходит при факелах. При факелах в 1877 году! Не 1377, а 1877! (Рис. 19).
Рис. 19.
Это, видимо, для накала пожарной бдительности.
Сцена побудки вызвала у меня приступ дикого хохота. Выползают из палаток солдаты в исподнем. Выползает одинокий пехотинец в пехотной же форме. В руках у него труба, видимо, уведенная по большой пьянке у полковых музыкантов. И он принимается отчаянно дудеть кавалерийскую атаку! И на все это смотрят офицеры. Наверное, так охренели от борзоты личного состава, что даже не прописали козлу в ухо. А стоило бы и — на гауптвахту. Побудка производилась штатными музыкантами полка, всем оркестром. В специальной униформе. А тут… эхххх…
Граф Зуров является в пресс-клуб. Кстати, напялив солдатский кушак. И что он отмочил? он проходит мимо генерала (!), как мимо мебели! Повернулся жопой и принялся представляться всем подряд, а на Соболева (Скобелева) ноль внимания. После этого генерал хвалит его лихим молодцом и приглашает служить. Это вместо порядочного пистона от земли до неба и губы на всю жизнь. (Рис. 20).
Рис. 20. Генерал Скобелев грустно смотрит в задницу охамевшему Зурову.
Можно сей список длить и длить, но устал — больше не могу.
Отсюда вопрос: какого же черта(!) нельзя сделать все по уму, при том, что лишних денег не потребуется. Вот те же самые денежки и правильная реконструкция! Неужто сложно? Почему так наплевать на историю? А на нее именно наплевать. Неужто формула «пипл схавает» так здорово завладела мозгами?
Фильм ИСТОРИЧЕСКИЙ! И, вроде как, патриотический. Что показали вместо этого? Дикую кашу в форме красивой картинки. Например, взятие Никополя вперед Плевны подают как катастрофу. Тогда как штурм Плевны до падения Никополя в реальной истории был попросту невозможен. Насчет материальной культуры — смотрите выше.
Ради чего это все?
В заключение хочу сказать несколько вещей. Во-первых, нож кукри не метают — это очень неудобно. Во-вторых, кукри, воткнутое в лобную кость на сантиметр, не сможет убить даже пассивного гомосека! (Рис 21).
Рис. 21. Ликвидация вольноопределяющегося гомосека.
В кинотеатре «Пушкинский» под брызги фейерверка, звуки живого оркестра и цокот копыт по заледеневшему асфальту режиссер Джаник Файзиев и продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов представили фильм по одноименному роману Бориса Акунина «Турецкий гамбит».
Перед походом в кинотеатр перечитывать роман Акунина не стоит. Во-первых, писатель, выступивший на съемках «Турецкого гамбита» в качестве сценариста, в тех местах, где это было возможно, оставил диалоги в неприкосновенности. А во-вторых, создатели фильма изменили финал. То есть титулярный советник Эраст Фандорин (Егор Бероев) и юная красавица Варвара Суворова (Ольга Красько), как и в книге, будут пытаться найти загадочного Анвара-эфенди — турка, чуть было не испортившего императорской армии всю балканскую кампанию 1877-1878 годов. Круг подозреваемых будет тот же, но дабы зрители, знакомые с творчеством Акунина, не зазнавались перед своими менее начитанными соседями по кинозалу, преступником окажется другой.
Столь хитрый маневр, правда, несколько нарушает безупречную логику фандоринско-акунинских рассуждений, и догадка главного героя скорее напоминает откровение свыше, нежели плод мучительных раздумий. Но создатели «Гамбита» сразу оговорились, что они снимали не детектив и не военно-историческое полотно (иначе пришлось бы объяснять, зачем Россия всю вторую половину XIX века воевала с Турцией и при чем тут Болгария), а приключенческий фильм с классическими погонями, драками, карточными играми, безрассудно-героическими поступками и ухаживаниями за хорошенькой женщиной. Только стремление максимально точно перенести на экран текст Акунина не дало создателям «Турецкого гамбита» возможность порадовать зрителей романтическим финалом, в котором нежные, как фиалки, персонажи Егора Бероева и Ольги Красько (уже игравших влюбленных в фильме Владимира Машкова «Папа») в классических традициях Голливуда вместе удалялись бы навстречу закату.
Но создатели «Турецкого гамбита» иначе отдали дань «фабрике грез». На пресс-конференции, состоявшейся сразу после премьеры, Джаник Файзиев с гордостью объявил, что из 135 минут экранного времени 38 занимают кадры, созданные при помощи компьютерной графики: «Больше, чем в средней голливудской картине». «Турецкий гамбит» еще раз подтвердил, что создавать спецэффекты в России могут не хуже, чем в Америке. Другой вопрос, насколько кадры, возвращающие нас к «Властелину колец» или кинокомиксам о путешествиях по человеческому организму, уместны в экранизации романа о ХIХ веке, который создан мастером исторической стилизации Борисом Акуниным.
Создатели «Турецкого гамбита» провели отличный кастинг, собрав практически всех еще довольно молодых, но уже прославившихся российских актеров: Дмитрия Певцова, Александра Балуева, Егора Бероева, Марата Башарова, Гошу Куценко. Такое количество знакомых лиц, по крайней мере, снимает проблему быстрого запоминания всех акунинских персонажей. Но звезд оказалось так много, что на долю каждого выпало всего по нескольку минут экранного времени. За столь короткий промежуток трудно создать выпуклый образ. Тем не менее Ольга Красько (Варвара) неотразимо привлекательна, Дмитрий Певцов (Зуров) — по-гусарски брав и задорен, Дидье Бьенэм (д’Эвре) — галантен, как истинный француз, Даниэль Ольбрыхский (Маклафлин) — по-медвежьи неуклюж и спокоен, и особенно очарователен Владимир Ильин, с неизменным успехом играющий пыхтящих начальников, при необходимости становящихся очень даже грозными. Хорош Александр Лыков, в одно мгновение превративший размазню Перепелкина в грозного титана.
Перед премьерой «Турецкого гамбита» Константин Эрнст сказал: «Мы не бросаем рискованную затею снимать мейнстримовское кино в стране победившего арт-хауса». Что ж, отбивать зрителя у Голливуда — дело неплохое, а в умелых руках — даже прибыльное. 22 февраля «Турецкий гамбит» выйдет на экраны 364 российских кинотеатров (так широко в России не выходила еще ни одна картина) и, без сомнения, многократно окупит свой $3,5-миллионный бюджет.
Анна ФЕДИНА
Борис Акунин: «Мини-огрехи заметили только исторические маньяки вроде меня»
Сразу после премьеры «Турецкого гамбита» с Борисом Акуниным побеседовала корреспондент «Известий» Наталья Кочеткова.
известия: Ваши впечатления от фильма?
Борис Акунин: Лучше, чем я ожидал. Джаник Файзиев и его команда явно знают свое дело. Хотя главными фигурами в этом продукте, пожалуй, являются продюсеры. На афише фильма не случайно написано самыми большими буквами «От продюсеров «Ночного дозора». Точнее не скажешь. Тем более что и Джаник, насколько мне известно, является в этом смысле полным единомышленником Эрнста и Максимова. После премьеры многие из знакомых поделились со мной впечатлениями, и тут любопытно вот что: кому понравился фильм «Ночной дозор», тому понравился и фильм «Турецкий гамбит». И наоборот. Главное видовое отличие — зрелищность, темп, подчеркнутая современность видеоприемов и саундтрека.
известия: Дедуктивные размышления Фандорина в фильме оформлены в виде компьютерной графики в духе «Ночного дозора». Как вы к этому относитесь?
Акунин: Тем не менее «костюмная» составляющая картины показалась мне вполне убедительной (за исключением нескольких мини-огрехов по мундирной части, но этого никто не заметил, кроме нескольких исторических маньяков вроде меня).
известия: В фильме не слишком-то много развернутых батальных сцен. Все больше крупные планы. С чем это связано?
Акунин: Ну как же? А масштабный эпизод с артиллерийской засадой? Мы с Джаником в самом начале, еще на сценарной стадии, договорились: батальных сцен будет немного, потому что нашу главную героиню интересует не пиф-паф, а любовь. Но те, которые мы покажем, будут страшными и натуралистичными, чтобы глубже обозначить пропасть между милым, человечным миром женщины и жестокими играми, которые затевают мужчины.
известия: Вас все устраивало в кастинге? Был ли актер, на котором вы настаивали, чтобы он сыграл кого-то из персонажей?
Акунин: Да. Мне очень хотелось, чтобы Варю сыграла другая актриса. Но Ольгой Красько в результате я доволен. Ей удалось органично и убедительно, совсем не в стиле «Бедной Насти», сыграть русскую барышню XIX века. Она правильно двигается, правильно разговаривает, правильно смеется и плачет.
известия: Фандорин в «Турецком гамбите», с одной стороны, все еще краснеющий юноша из «Азазеля», с другой — человек с жизненным опытом, переживший гибель возлюбленной, с третьей — уже опытный сыщик. Насколько все это удалось, по вашему мнению, Егору Бероеву?
Акунин: По-моему, вполне удалось. Мне жаль лишь, что в большинстве эпизодов Егор ходит оборванцем. В парадном мундире титулярного советника он чудо как хорош.
известия: Почему вы решили переписать финал?
Акунин: Да скучно было варить те же щи, но пожиже. Решил: сварю-ка я лучше из тех же ингредиентов борщ. Заодно преподнесу тем, кто читал роман, пару сюрпризов. Вообще-то моя идея состояла в том, чтобы в киноварианте концовка была одна, а в телесериале другая. Для этого всего лишь пришлось бы дважды снять два эпизода. Но продюсеров моя затея не увлекла.
известия: Если уж менять финал, может, следовало развести Варю с Петей и оставить ее с Фандориным? Зрители были бы счастливы.
Акунин: А как быть с медальоном? С памятью, верностью и прочими подобными штуками, которые для человека фандоринского склада не пустой звук? Ведь со времен «Азазеля» прошел всего год, ну, полтора.
известия: На какую аудиторию рассчитан фильм?
Акунин: На ту же, что ходила на «Ночной дозор». Плюс на любителей костюмного кино. Плюс на часть «некиноходящих» из тех, кто прочел «Турецкий гамбит», — ведь с 1998 года продано под миллион экземпляров романа, а считается, что одну книжку в среднем прочитывает три человека.
известия: Вы наверняка уже видели отснятый материал сериала «Статский советник», который тоже вскоре должен выйти на экран. Если сравнивать Егора Бероева и Олега Меньшикова, кто, по-вашему, точнее соответствует образу Эраста Фандорина?
Акунин: Фандорин у меня с возрастом сильно меняется. В «Статском советнике» ему уже 35, полностью сформированный, зрелый мужчина — он, так сказать, стопроцентный Фандорин. Для такой роли Егор Бероев, конечно, был бы слишком молод, а вот Олег Меньшиков в самый раз.
известия: Насколько фильм строго следовал сценарию?
Акунин: Довольно строго, за исключением центрального эпизода с «секретным оружием». Это идея Джаника, я в ней выполнял роль консультанта по репликам. Потому и в титрах написано «При участии Джаника Файзиева». Вообще же я писал сценарий четырехсерийного телефильма, а не кинофильма, поэтому в киноварианте фабула — самое хромающее место. Надеюсь лишь на то, что зрители увлекутся зрелищем, актерской игрой, режиссерскими находками и простят сценарной линии некоторую галопность.
Наталья КОЧЕТКОВА
У этого термина существуют и другие значения, см. Турецкий гамбит.
«Туре́цкий гамби́т» — российский художественный фильм 2005 года, экранизация одноимённой книги Бориса Акунина, повествующей о ходе Русско-турецкой войны (1877—1878) и участии в ней главного героя Эраста Фандорина.
В российский прокат фильм вышел 22 февраля 2005 года.
Телевизионный премьерный показ 4-серийной версии фильма прошёл на Первом канале с 25 по 28 декабря 2006 года.
Сюжет
1876 год. Разбитые сербы спасаются бегством от преследующей их турецкой пехоты. Русский доброволец, титулярный советник Эраст Петрович Фандорин замечает спрятавшуюся в зарослях семью беженцев и уводит турок за собой. Оглушённый взрывом динамитной шашки, он попадает в плен.
Проходит 8 месяцев. Военнопленные, вместе с местными, ремонтируют мост под надзором турецких солдат. Офицер Лествицкий, скованный цепью с Фандориным, не выдерживает тяжёлых условий пребывания в плену и бросается к проезжающей через мост карете. Однако пассажир кареты хладнокровно пристреливает Лествицкого. Тело Лествицкого увлекает Фандорина в пропасть. Кучер кареты расковывает Фандорина, болгарские крестьяне отвлекают внимание турок, и Фандорин прицепляется ко дну кареты. Карета привозит его в Видин, где местный губернатор, Юсуф-паша, встречает пассажира — Анвара-эфенди, приехавшего с важной миссией из Стамбула. Фотограф губернатора делает снимок гостя, но тот приказывает немедля уничтожить снимок. Фандорин проникает в губернаторский дом, но замечает только перчатки и очки таинственного гостя. Прибывает полковник Измаил-бей, личный адъютант маршала Османа-паши, чьему корпусу поручено захватить небольшой город Плевну, нависающий над коммуникациями русских войск, из-за чего наступление будет сорвано. Анвар выигрывает шахматную партию с губернатором, объясняя на примере гамбита, что разыграет с русскими «гамбит», («отдать малое, чтобы выиграть инициативу»).
Пробираясь к своим, Фандорин встречает в болгарской харчевне переодетую столичную барышню Варвару Андреевну Суворову, едущую к жениху — шифровальщику штаба, Петру Яблокову, который, по её убеждению, без неё пропадёт. Сначала девушка пыталась добраться до фронта в костюме сестры милосердия, но её едва не раскрывают, и сбежав с поезда, не без помощи симпатизирующего ей лейтенанта, и, по совместительству, инженера-изобретателя, Дмитрия Гриднева, Суворова продолжила свой путь на ногах, однако теперь сидит в харчевне, потому что её проводник сбежал, прихватив её вещи и деньги. Эраст выигрывает осла у постояльца харчевни и забирает с собой Варвару.
В пути герои едва не становятся жертвами банды башибузуков, но их спасает казачий разъезд под командой генерал-майора Михаила Соболева[2], однако Эраст заподозривает неладное, ведь ружьё, которое он забрал у одного из башибузуков, не было заряжено. Бандиты уезжают, бросив пленного офицера Еремея Перепёлкина. Перепёлкин настойчиво упрашивает генерала оставить его при себе, и тот соглашается. Фандорин сообщает Соболеву, что нужно немедленно занять Плевну, потому что туда идёт корпус Османа-паши. Генерал не верит Фандорину и отправляет его в особый отдел для допроса. Тем не менее, он посылает в Плевну казачью полусотню.
Прибывший в русский лагерь жандармский генерал Лаврентий Аркадьевич Мизинов освобождает Фандорина, которого вместе с Варей допрашивал ретивый подполковник Казанзаки, и передаёт приказ генералу Криденеру немедленно занять Плевну. Мизинов решает отправить Суворову в карантин до конца войны, но Фандорин уговаривает начальника оставить Варю при нём. Вечером, встретившись с женихом и добыв элегантное платье, производит сенсацию на вечеринке в пресс-клубе, где за ней одновременно ухаживают генерал Соболев, французский корреспондент Шарль д’Эвре и Лукан, полковник Румынской армии и представитель принца Кароля в штабе русской армии. Британский журналист Шеймус Маклафлин прерывает вечеринку известием: Криденер занял крепость Никополь. Жандармы тут же арестовывают Яблокова, поскольку в его шифровке слово Плевна было заменено на Никополь. Тем временем отряд Измаил-бея уничтожает казачью полусотню. Передовые части корпуса Османа входят в Плевну.
Фандорин и Варя начинают расследование. Фандорин узнаёт, что Яблокова выманил из палатки запиской о прибытии Вари вольноопределяющийся Лунц. Фандорин выслеживает Лунца, который, будучи гомосексуалистом, устраивает свидание в пещере с другим солдатом. Перепуганный Лунц не успевает назвать имя передавшего ему записку, Анвар пускает ему пулю в горло, а потом бросает динамитную шашку, вызывая обвал. Мизинов заявляет Фандорину, что «Смерть с косой» — не лучшая замена умершей невесты.
Варя и Шарль отправляются в Плевну, где встречаются с полковником Измаил-беем. Он сообщает, что в городе находится только небольшой отряд ополченцев, а Осман-паша прибудет только вечером. На самом же деле солдаты корпуса спрятаны по дворам. Шарль указывает на бравых охранников, на что Измаил-бей отвечает, что это телохранители Анвара. Варя бросается в погоню и ранит предполагаемого Анвара, но не может его добить. Солдаты Измаил-бея подбирают лже-Анвара и отходят перед подоспевшими казаками Соболева.
Приехавший ротмистр Зуров, старый знакомый Фандорина, немедленно начинает игру в карты, обыгрывая Лукана.
Русские предпринимают штурм Плевны. Костромской 19-й пехотный полк, идущий в обход, попадает в артиллерийскую засаду. Фандорин подозревает в измене румынского полковника Лукана, который в приватной беседе с Варей предсказал поражение русских. Кроме того, Лукан незадолго до этого сначала проигрывал Зурову в карты, а потом стал разбрасываться деньгами. Герои едут в Бухарест, чтобы развеяться. Жандармы Мизинова находят в палатке Лукана компрометирующие его бумаги. Варя копается в бумагах Лукана, полковник считает, что она специально ушла из зала, и пытается ею овладеть. Журналист Шарль д’Эвре и ротмистр Зуров вызывают его на дуэль. Лукан неожиданно вызывает капитана Перепёлкина, худшего стрелка из их компании, но на дуэли получает от трясущегося от страха капитана пулю прямо в лоб.
Русские предпринимают общий штурм Плевны. Зуров приносит весть: Соболеву удалось ворваться в город. Анвар нагоняет Зурова и Казанзаки и пристреливает обоих. Осман выбивает Соболева из Плевны. Александр II заявляет Соболеву, что гонец генерала пропал. Поисковая партия находит тела Зурова и Казанзаки. Варя случайно находит в кустах именную флягу. Фандорин вместе с ней спешит туда, но пули неизвестного снайпера разбивают ось их повозки и приводят к её крушению.
Выписавшаяся из госпиталя Варя встречает Маклафлина. Тот проговаривается, что к генералу Конецкому приедут парламентёры от Османа-паши с предложением о сдаче. Фандорину это кажется подозрительным — отряд Конецкого занимает самый край обороны. Он уверен, что турки пойдут на прорыв, и отправляет Варю к Соболеву, а сам направляется к Конецкому. Прибывшие парламентёры во главе с Измаил-беем внезапно атакуют русских. Фандорин препятствует Измаил-бею подать сигнал из ракетницы, Осман не получает сигнал на прорыв. Осман-паша капитулирует. Государь отправляет Фандорина в Лондон, с целью вбить клин между Турцией и Англией, он должен заявить, что Маклафлин, которого Фандорин считает турецким шпионом, занимался недостойными делами. Русские войска выходят на подступы к Стамбулу. Отряд Соболева на поезде турецкой делегации приезжает в городок Султан-Капусэ, находящийся близ турецкой столицы, и занимает здание банка.
Приехавший в последний момент Фандорин заявляет, что Соболев попал в ловушку: если русские солдаты войдут в Стамбул, стоящая в проливе Босфор английская эскадра немедленно откроет огонь, и Англия вступит в войну на стороне Турции. Фандорин утверждает, что Анвар-эфенди с самого начала находился при штабе русских, а потом заявляет, что губернатор Видина якобы сохранил тот снимок, ловя шпиона на блеф. Разоблачённый Анвар (Перепёлкин) захватывает Варю в заложницы и запирается с ней в бронированном банковском хранилище.
Анвар рассказывает, что скоро в город войдёт полк султанской гвардии и захватит Соболева «как мышонка». Варе не удаётся предупредить соотечественников. Гвардия вступает в бой с отрядом Соболева. Анвар, «ненавидящий бездействие», убивает из окна двоих офицеров, ранит Соболева, но в это момент Фандорин, вскарабкавшись по карнизу, прыгает и повисает на Анваре. В схватке Анвар почти побеждает Фандорина, но Варя обрушивает ему на голову золотой слиток, убив шпиона на месте. Русские на улицах городка одерживают верх над противником.
После заключения мира Фандорин уезжает в Японию, похоронив начавшийся роман с Варей.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Егор Бероев | титулярный советник Эраст Петрович Фандорин протагонист |
Ольга Красько | Варвара Андреевна Суворова помощница Фандорина |
Александр Лыков | капитан Перепёлкин |
Александр Балуев | генерал Михаил Соболев |
Владимир Ильин | генерал Лаврентий Аркадьевич Мизинов бывший шеф Эраста Фандорина |
Дидье Бьенэме | французский корреспондент при русской ставке Шарль д’Эвре |
Виктор Вержбицкий | румынский полковник Лукан |
Дмитрий Певцов | ротмистр Гродненского гусарского полка граф Ипполит Зуров |
Даниэль Ольбрыхский | английский корреспондент при русской ставке Шеймус Маклафлин |
Марат Башаров | прапорщик Митя Гриднев |
Алексей Гуськов | подполковник Казанзаки |
Александр Олешко | шифровальщик Пётр Яблоков жених Варвары |
Андрей Краско | унтер-офицер |
Леонид Куравлёв | майор |
Евгений Лазарев | император Александр II |
Виктор Бычков | хорунжий |
Гоша Куценко | турецкий полковник Измаил-Бей |
Сергей Газаров | видинский губернатор Юсуф-паша |
Валдис Пельш | Данченко |
Андрей Руденский | Лествицкий |
Анатолий Кузнецов | генерал Конецкий |
Олег Макаров | вольноопределяющийся Лунц |
Станислав Дужников | буфетчик Семён Алексеев |
Съёмочная группа
- Режиссёр — Джаник Файзиев
- Продюсеры: Леонид Верещагин, Анатолий Максимов, Константин Эрнст
- Сценарий: Борис Акунин, Джаник Файзиев
- Музыка: Всеволод Саксонов, Андрей Феофанов, Руслан Муратов
- Оператор — Андрей Жегалов
- Художник — Владимир Светозаров
- Художник по костюмам — Сергей Стручев
- Художник по гриму — Галина Королева
- Монтаж — Энцо Монникони
- Звукорежиссёр — Михаил Буянов
- Постановщик трюков — Валерий Деркач
Отличия от книги
- В фильме показан побег Фандорина из плена; в книге он рассказывает, что выиграл свою свободу.
- В романе Фандорин более непроницаемый и менее стеснительный, в том числе с Варварой.
- Лукан в романе погибает на дуэли на саблях от руки д’Эвре, в фильме — на пистолетах от выстрела Перепёлкина. В отличие от фильма, где Лукан нарочно выбирает худшего стрелка и настаивает на одной дуэли, в романе Лукан дуэли не боится и готов сразиться со всеми.
- В фильме добавлено большое количество боевых сцен с участием Вари и Фандорина, которых нет в романе: воздушная разведка турецких позиций Варей и Фандориным, покушение Анвара на Фандорина в пещере, попытка захвата Анвара Варей и д’Эвре (в романе д’Эвре едет в Плевну один и лишь берёт у турок интервью), расстрел Анваром повозки, на которой едут Варя и Фандорин, финальная схватка Фандорина и Вари с Анваром (в романе Анвар, продержав Варю в плену, отпускает её после неудачи наступления турок).
- В романе Варя попадает в госпиталь, заболев тифом, в фильме — после расстрела повозки.
- Анвар-Эфенди в фильме — Перепёлкин, а в книге — д’Эвре.
Факты
- Прообраз Михаила Соболева — Михаил Дмитриевич Скобелев, участник войны, имевший прозвище «Белый генерал»[3].
- Роль д’Эвре стала для Дидье Бьенэме последней — он умер за день до начала озвучивания. В результате в фильме речь актёра была оставлена на французском[4].
Музыкальные композиции
- «Идём на Восток» (музыка и слова Максима Покровского, исполнение группы «Ногу свело!»)
- «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы, исполнение Ольги Красько)
- Песня была написана к кинофильму «Капитан Фракасс» (1984)[5], также исполнялась в сериале «С новым счастьем!» (1999)
- «Эдерлези» (аранжировка Горана Бреговича)
Награды и номинации
Награды и номинации | |||
---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат |
MTV Russia Movie Awards | «Лучший саундтрек» | «Идём на восток!» — «Ногу свело!» | Победа |
«Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая мужская роль» | Егор Бероев | Номинация | |
«Лучшая женская роль» | Ольга Красько | Номинация | |
«Лучшая комедийная роль» | Марат Башаров | Номинация | |
«Лучшая кинокоманда» | Номинация | ||
«Лучший кинозлодей» | Александр Лыков | Номинация | |
«Лучшая драка или сражение» | Эраст Фандорин против Перепёлкина, развязка в Стамбуле | Номинация | |
«Самая зрелищная сцена» | Эраст Фандорин и Варя Суворова летят на воздушном шаре | Номинация | |
«Золотой орёл» | «Лучшая работа художника-постановщика» | Владимир Светозаров | Победа |
«Лучшая работа художника по костюмам» | Сергей Стручев | Победа | |
«Лучший монтаж фильма» | Энцо Мениконе | Победа | |
«Лучший игровой фильм» | Номинация | ||
«Лучшая работа звукорежиссёра» | Михаил Буянов | Номинация | |
«Жорж» | «Лучшее кино России и СНГ» | Номинация |
Примечания
- ↑ Отечественные фильмы себя показали
- ↑ Настоящая фамилия реального генерала, послужившего прототипом этого персонажа — Скобелев.
- ↑ Данилов, . § 28. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. // История России. XIX век. 8 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Данилов, Косулина. — 11‑е изд. — М. : Просвещение, 2010. — С. 200—201. — 287 с., [16] л. ил. ; карт. : ил. ; карт. — ISBN 978-5-09-022747-6.
- ↑ Фандорин провёл ночь в болгарской кутузке. // Комсомольская правда (23 февраля 2005). — Что осталось за кадром «Турецкого гамбита»?. Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 29 января 2019 года.
- ↑ Песни из кинофильма «Турецкий гамбит» Архивная копия от 1 декабря 2008 на Wayback Machine
Ссылки
- Страница мини-сериала в онлайн-кинотеатре Кино1ТВ
- Страница фильма на сайте Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова
Эта страница в последний раз была отредактирована 8 января 2023 в 04:21.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.