Сценарий фильма утомленные солнцем

Читать текст фильма Утомлённые солнцем (1994): фразы, сюжет, описание, краткое содержание кино онлайн

Утомлённые солнцем

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

(говорит по-французки) Это, по-вашему, рано?
Шесть утра!(фр.)
Самое время, чтобы прийти домой!(фр.)
Как ребенок!(фр.)
Выключи свет.
Какой свет? Ах, свет.
Держи.
Филипп, я же просил тебя говорить по-русски.
Ваш батюшка нанЯл меня в 1901.
«НАнял», Филипп, «нАнял».
Нанял.
Филипп!
Да?
Радио включи.
Радио.
Руководителей, вождей рабочего класса…
Это радио.
Вдохновителя, организатора нашей славной…
Когда вы были ребенком, он просил, чтобы я с вами только по-французски говорил.
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
Часто звонили?
Да.
Вы прослушали заявление генерального прокурора СССР товарища Вышинского.
Вот, нашел. Это нечто совершенно изумительное, как говорила ваша маман.
Московское время – 6 часов 15 минут.
«Непрошеные гости». «За последние две недели в Подмосковье зарегистрировано нескОлько случаев».
«НЕсколько».
Несколько.
«Случаев внезапнава».
«Внезапного».
«появления шаровых молний».
«Непрошенные гости исчезают так же внезапно, как и появлюются.»
Появляются.
«появляются, нанося большой ущерб народному хозяйству, здоровью и даже жизни трудящИхся».
ТрудЯщихся.
«Направление движения огненных шаров находится в прямой зависимости…
От активности расположения вблИзи прЕдметов».
ВблизИ.
ВблизИ.
ПредмЕтов.
ПредмЕтов.
«Существует мнение что явление это ничто иное как част хорошо…»
ЧастЬ.
«Часть хорошо продуманного диверсионного подготовлено…»
Передаем концерт по заявкам тружеников села.
Это я. Я согласен.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Мне немного взгрустнулось без тоски, без печали.
В этот час прозвучали слова твои.
Расстаемся, я не стану злиться,
Виноваты в этом ты и я.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Расстаемся, я не в силах злиться,
Виноваты в этом ты и я.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Мама! Бабушка!
Танки!
Танки идут, мама! Танки! Мама! Бабушка!
Вот! Вот! Вот так тебе!
Давай, давай, давай.
Маруся!
Всё, ухожу на перерыв.
Дай, дай утконоса.
Утконоса?
Дай.
Держи.
Маруся.
Ну что?
Танки! Танки! Илюшка, идем танки смотреть!
Езжай обратно! Урожай погубите!
Ты чего, лейтенант, очумел?
Валите отсюда!
Ах ты!
Стой, стой! Где тут у вас Загоренка или Загорянка?
Нет тут вообще такого.
Чего?
Нет тут вообще такого. Езжай в обратную сторону.
Как в обратную?
Семь…
Семь утра, а ему некогда уже.
«Я замочу, я замочу, я замочу. Что это у тебя?»
Это рубашка. Мали ли, что там у мужика в рубашке может быть.
«Не, я замочу, я замочу».
А там, может, три рубля в рубашке. Или там, я не знаю, документы какие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Другие фильмы

Атлантида (2007)

Анархия в трусах (Anâkî in Japansuke: Mirarete iku onna, 1999)

Анатомия страсти (Grey’s Anatomy, 2009)

Антураж (Entourage, 2004)

Американский пирог: Книга Любви (American Pie Presents: The Book of Love, 2009)

May 5 2011, 15:42

Category:

  • Кино
  • Cancel

Сценарий «Утомленных солнцем»

Высказаться о нем я собиралась какое-то время назад, да то ли забыла, то ли почему-то не решилась. Когда я читала обсуждения фильма на Меньшиков.ру, и там зашел разговор о сценарии, мне показалось, люди относятся к нему негативно. (Может, я неправа, и мне только показалось, было это довольно давно.) А мне он слабым не казался. 

Мне нравилось, как написан в сценарии образ Котова — точнее и историчнее, даже, пожалуй, естественнее, чем вышло в фильме. И Маруся в нем другая женщина, яркая, более темпераментная, чем она получилась у Дапкунайте. Ей вообще в сценарии отведено больше внимания, а в фильме она ушла в тень. Надя в сценарии хотя и интересна, но кажется слишком взрослой для своих шести лет, так что здесь Михалков правильно адаптировал портрет девочки под возраст маленькой актрисы. Митя написан с несколько иной интонацией, чем показан в фильме, хотя суть, в целом, та же.  

У Ибрагимбекова везде были очень правильные выражения для того, что он хочет сказать: «в другой жизни», «прожил долгую интересную жизнь» и т. д. А все «красивые жизни», «ангелы», «Андерсоны», «гуси с яблоками и куры с потрохами» — уже изобретения Михалкова, не везде уместные. Видоизменять образы героев — право режиссера, но иногда можно бы и послушать своего сценариста, тот филолог и знает, как правильно говорятся по-русски те или иные вещи. 

Но есть у сценария свои странности. Эпизод с шаровой молнией был там описан чуть ли не как мистика. Смысл сексуальных заморочек супругов Котовых а ля Педру и Синтия (:)) в контексте этого сюжета я тоже не поняла. И еще сценарий очень длинный, как будто роман собирались писать.:)

Ссылочку в «Избранном» храню по сей день, так, на всякий случай.

А пост написала, наверное, потому, что талант киносценариста Ибрагимбекова мне показался недооцененным на м.ру поклонниками Меньшикова и Михалкова.:)

Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.

Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков

Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.

www.spectaclesalondres.fr

История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков

Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на выдвижении на конкурс драмы Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.

К 75-летию народного артиста РСФСР Никиты Михалкова «Газета.Ru» обсудила со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, композитором Эдуардом Артемьевым и актрисой Светланой Крючковой историю создания фильма «Утомленные солнцем», его борьбу с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино за главный приз в Каннах, а также изменение зрительского восприятия картины.

Никита Михалков за свою 60-летнюю карьеру снял множество фильмов, которые вошли в историю отечественного кинематографа, однако одно из важнейших мест в его биографии занимает картина «Утомленные солнцем», посвященная эпохе «Большого террора» — ей удалось стать единственным русскоязычным проектом, одновременно удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар» и гран-при Каннского кинофестиваля.

Сегодня может показаться странным, но в начале 90-х Михалков и его соавтор сценария, заслуженный деятель искусств России, писатель и режиссер Рустам Ибрагимбеков планировали сначала выпустить в прокат фильм «Сибирский цирюльник», где действие разворачивается во времена царской России, и только потом взяться за историю о сталинских репрессиях. Но задуманную хронологию нарушило внезапно предложение из-за границы.

«Предполагался «Сибирский цирюльник» — мы над ним очень долго работали, года полтора. А потом уже предполагалось, что сделаем «Утомленных солнцем». Но тут возникло предложение с французской стороны сделать документальную картину о кочевых монгольских племенах в Китае. И когда мы ознакомились с реальным положением дел, выяснилось, что никаких кочевых монгольских племен там нет — они ведут достаточно оседлый образ жизни. И постепенно этот документальный замысел перерос в фильм «Урга. Территория любви», который оказался неожиданным проектом». Этот проект вклинился между двумя последовательно задуманными картинами», — рассказал «Газете.Ru» Ибрагимбеков.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» (1994)

Мосфильм

Говоря об изменении зрительского понимания картины, которая в год выхода виделась многим едва ли не манифестом, а со временем стала восприниматься как произведение ностальгического характера, он пояснил, что при ее создании не стоял вопрос о необходимости политического высказывания на тему советской истории.

«Это вещи труднообъяснимые — общественное настроение, общественное восприятие искусства. Когда мы делали картину, принцип был такой — не пользуясь никакими новыми свободами, снять картину, которую можно было бы снять в советское время. Мы снимали картину не обличающую, а наполненную тем драматизмом, в котором существовал Советский Союз», — пояснил Ибрагимбеков.

Он напомнил, что главной идеей фильма было рассказать страшную историю соперничества двух наделенных властью мужчин глазами маленькой девочки, проживающей один день лета 1936 года.

«Это лучший день в жизни этой девочки (Нади Котовой в исполнении Надежды Михалковой, — прим. «Газеты.Ru»). И она воспринимает его как праздник. Вот так же существовал советский народ. Он жил в ощущении достаточно праздничного существования, а в глубине этого праздника совершались трагические процессы. Эта двойственность советского существования нас интересовала больше всего», — уточнил он.

По словам Ибрагимбекова, во время работы над фильмом создателей также интересовал вопрос непрерывности культуры и духовных традиций.

«Их дом, где все происходит, это некое эхо дореволюционной жизни русской интеллигенции. Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений. С точки зрения политической там ничего нового не было. К этому времени Сталин уже был тысячи раз изобличен — и в политических трудах, и в искусстве», — добавил сценарист.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» (1994)

Госкино

Ибрагимбеков также дал оценку главному конкуренту «Утомленных солнцем» в конкурсе Каннского кинофестиваля — фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», удостоенному Золотой пальмовой ветви.

«Дело в том, что Тарантино существенно расширил киноязык. Он совершенно неожиданно нарушил традиции драматургии, устроил несколько перескоков во времени, когда начиналась какая-то история, потом мы от нее уходили, потом через какое-то время снова возвращались — это было достаточно свежо и интересно с точки зрения развития киноязыка», — сказал он.

Главным же достижением Тарантино Рустем Ибрагимбеков назвал не показанную на экране историю, а его открытия в сфере кинодраматургии.

«Что касается самой истории — она просто лихо сделана. Главное достижение [Тарантино] — это драматургия. Он очень свободно стал передвигаться во времени и пространстве по сравнению с традиционным кино. Это является его главным достижением. И как только он это открыл — он начал повторяться. Все то, что он делал потом, ни в какое сравнение с этим фильмом не идет. До этого была его лучшая картина «Бешеные псы» — вот там он заложил основы этой эстетики. Она мне даже больше нравится», — признался соавтор «Утомленных солнцем».

Народный артист России композитор Эдуард Артемьев, говоря о своем опыте работы с Михалковым, к фильмам которого он писал музыку с 1967 года, назвал главными требованиями со стороны режиссера наличие яркой и эмоциональной музыкальной темы. Он рассказал, что тот обычно подолгу беседует с ним во время работы, чтобы добиться соответствия результата своим целям.

«В «Утомленных Солнцем» была же главная тема, знаменитая тема Ежи Петерсбурского «Утомленное солнце». Так мелодия и встала. От нее и плясали. Она была лейтмотивом всей картины. В фильме есть два героя: один — интеллигент, другой — из народа. Соответствующая музыка должна быть. Должны быть где-то отголоски Скрябина, Метнера, Рахманинова — Серебряный век. Здесь требуется угадать характер фильма. Бывает, что кадр не требует музыки — сначала требовал, казалось, а потом кадр оказался самодостаточным, и чтобы не перегружать его музыкальным комментарием, от музыки отказываются. Такие вещи бывают», — заключил Артемьев.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» (1994)

Госкино

Народная артистка России Светлана Крючкова выразила сожаление из-за того, что болезнь помешала ей лично поздравить Михалкова с юбилеем.

«Я не могу сама приехать, его поздравить в связи с тем, что я приболела. Это не ковид, но я приболела. Поэтому я просто счастлива, что могу хотя бы через вас поздравить своего друга и любимого режиссера моего, выдающегося артиста Никиту с его 75-летием и пожелать ему долгих-долгих лет творческих и крепкого-крепкого здоровья и Божьей помощи во всем», — сказала она.

Крючкова поделилась деталями о работе над фильмом и своим образом домработницы Кати Моховой.

«Он мне позвонил однажды и говорит: «Приезжай на грим-костюм, новый сценарий: будешь играть девственницу». Я говорю: «Никита, я уже третий раз замужем!», он говорит: «Нет, в тебе столько наива, у тебя все получится хорошо». Я приехала, мне сразу говорят: «К Михалкову не обязательно, вас ждет уже художник. Я говорю: «Нет-нет, я без Никиты Сергеевича ни шагу не сделаю»… Я заехала к нему и спрашиваю, как должно быть понятно, что [героиня] девственница? Он говорит: «Ну, коса, фартук». Потом мы придумали, что будет такой парик, который будет надвинут на мой лоб, и он будет вдвое уже, чем мой собственный. И, конечно, белые реснички, и так далее», — раскрыла она историю создания образа Моховой.

По словам Крючковой, одной из главных проблем на съемках было сохранение единства времени происходящего. Работа над фильмом длилась долго и летние дни заканчивались, в то время как по сюжету все действие должно было разворачиваться в течение одних суток и в солнечную погоду.

«Там очень много зелени вокруг — эта зелень была привезена откуда-то, и чуть ли не каждый листик приделывали к кустику, чтобы создать иллюзию лета. И один за другим все попростужались. Но первая была я, к сожалению. И без меня снимали сказку, которую рассказывает главный герой в исполнении Олега Меньшикова. Я могла бы в этой сцене участвовать — обязательно я бы там присутствовала», — сообщила актриса.

Однако самым большим огорчением стал для нее пропуск сцены игры в футбол из-за простуды.

«А больше всего мне обидно — я представляю, как бы мы могли с Никитой нафантазировать и смешно сделать, если бы я стояла на воротах на футболе со своим подносом! Вот это было бы классно! Но, к сожалению, производственная необходимость была такова, что надо было снять эту сцену, именно когда я болела, вся простуженная. А потом уже заболели все по очереди — последняя, по-моему, Наденька заболела», — вспомнила артистка.

close


<b>На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в&nbsp;фильме Георгия Данелии «Я шагаю по&nbsp;Москве».</b>
<br>
Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с&nbsp;Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову &mdash; по&nbsp;18. Правда, Стеблов к&nbsp;моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в&nbsp;кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в&nbsp;ту же «Щуку», а уже оттуда &mdash; во ВГИК), имел за&nbsp;плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в&nbsp;«Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в&nbsp;«Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У&nbsp;Михалкова в&nbsp;общей сложности более сорока ролей, из&nbsp;которых существенная часть &ndash; в&nbsp;его собственных картинах. Кстати, с&nbsp;Локтевым и Польских он с&nbsp;тех пор так больше и не работал.
<b>На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в&nbsp;фильме Георгия Данелии «Я шагаю по&nbsp;Москве».</b>
<br>
Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с&nbsp;Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову &mdash; по&nbsp;18. Правда, Стеблов к&nbsp;моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в&nbsp;кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в&nbsp;ту же «Щуку», а уже оттуда &mdash; во ВГИК), имел за&nbsp;плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в&nbsp;«Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в&nbsp;«Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У&nbsp;Михалкова в&nbsp;общей сложности более сорока ролей, из&nbsp;которых существенная часть &ndash; в&nbsp;его собственных картинах. Кстати, с&nbsp;Локтевым и Польских он с&nbsp;тех пор так больше и не работал.
На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову — по 18. Правда, Стеблов к моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в ту же «Щуку», а уже оттуда — во ВГИК), имел за плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в «Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в «Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У Михалкова в общей сложности более сорока ролей, из которых существенная часть – в его собственных картинах. Кстати, с Локтевым и Польских он с тех пор так больше и не работал.
<b>«Я шагаю по&nbsp;Москве»</b>
<br>
В&nbsp;этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на&nbsp;поезд, следующий в&nbsp;тупик. Вернее, по&nbsp;сюжету фильма герои просто разъезжаются в&nbsp;разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на&nbsp;то, что станция «Университет» в&nbsp;тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с&nbsp;перрона и направится к&nbsp;эскалатору, а по&nbsp;пути споет свою знаменитую песню, в&nbsp;кадре будут хорошо заметны несколько табличек с&nbsp;надписью «Посадки нет».
<b>«Я шагаю по&nbsp;Москве»</b>
<br>
В&nbsp;этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на&nbsp;поезд, следующий в&nbsp;тупик. Вернее, по&nbsp;сюжету фильма герои просто разъезжаются в&nbsp;разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на&nbsp;то, что станция «Университет» в&nbsp;тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с&nbsp;перрона и направится к&nbsp;эскалатору, а по&nbsp;пути споет свою знаменитую песню, в&nbsp;кадре будут хорошо заметны несколько табличек с&nbsp;надписью «Посадки нет».
«Я шагаю по Москве»

В этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на поезд, следующий в тупик. Вернее, по сюжету фильма герои просто разъезжаются в разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на то, что станция «Университет» в тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с перрона и направится к эскалатору, а по пути споет свою знаменитую песню, в кадре будут хорошо заметны несколько табличек с надписью «Посадки нет».
<b>«Я шагаю по&nbsp;Москве»</b>
<br>
Один из&nbsp;лучших кадров в&nbsp;фильме: маска лисы на&nbsp;стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в&nbsp;таком ракурсе, словно они &ndash; двойники. В&nbsp;этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до&nbsp;почти гоголевского гротеска: в&nbsp;следующем кадре мы увидим Михалкова уже в&nbsp;этой маске. Между&nbsp;тем, реальный Михалков тоже решил пойти на&nbsp;хитрость на&nbsp;съемках. Отснявшись в&nbsp;нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за&nbsp;день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на&nbsp;принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на&nbsp;милость &mdash; но зарплату все равно не поднял.
<b>«Я шагаю по&nbsp;Москве»</b>
<br>
Один из&nbsp;лучших кадров в&nbsp;фильме: маска лисы на&nbsp;стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в&nbsp;таком ракурсе, словно они &ndash; двойники. В&nbsp;этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до&nbsp;почти гоголевского гротеска: в&nbsp;следующем кадре мы увидим Михалкова уже в&nbsp;этой маске. Между&nbsp;тем, реальный Михалков тоже решил пойти на&nbsp;хитрость на&nbsp;съемках. Отснявшись в&nbsp;нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за&nbsp;день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на&nbsp;принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на&nbsp;милость &mdash; но зарплату все равно не поднял.
«Я шагаю по Москве»

Один из лучших кадров в фильме: маска лисы на стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в таком ракурсе, словно они – двойники. В этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до почти гоголевского гротеска: в следующем кадре мы увидим Михалкова уже в этой маске. Между тем, реальный Михалков тоже решил пойти на хитрость на съемках. Отснявшись в нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на милость — но зарплату все равно не поднял.
<b>Никита Михалков с&nbsp;Юрием Богатыревым на&nbsp;съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих». </b>
<br>
Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за&nbsp;полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в&nbsp;27 лет пошел служить в&nbsp;армию. Причем &mdash; по&nbsp;личной инициативе, да еще когда к&nbsp;съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из&nbsp;этих артистов потом не раз снимались у&nbsp;Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у&nbsp;Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов &mdash; Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.
<b>Никита Михалков с&nbsp;Юрием Богатыревым на&nbsp;съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих». </b>
<br>
Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за&nbsp;полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в&nbsp;27 лет пошел служить в&nbsp;армию. Причем &mdash; по&nbsp;личной инициативе, да еще когда к&nbsp;съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из&nbsp;этих артистов потом не раз снимались у&nbsp;Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у&nbsp;Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов &mdash; Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.
Никита Михалков с Юрием Богатыревым на съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в 27 лет пошел служить в армию. Причем — по личной инициативе, да еще когда к съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из этих артистов потом не раз снимались у Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов — Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

Смотреть фото

Еще одной яркой импровизацией, которая вошла в фильм, стал маленький стишок, который Крючкова «подарила» детям в одной из сцен фильма:

«Помните, дети там залезают на обрыв, когда появляется отряд гражданской обороны? И они должны какой-то текст говорить. Я сказала: «Ой, Никита! Никита! А у нас в садике говорили: «Я на вишенке сижу, не могу накушаться / Дядя Сталин говорит — надо маму слушаться!» И он это взял!»

В заключение Крючкова призналась, что Михалков оставил большой след в ее жизни и многому научил ее как актрису благодаря своей творческой смелости.

«Он, между прочим, человек, который научил меня не бояться быть глупой, бездарной, смешной. Он говорит: «Давайте побредим. Из этого бреда что-нибудь вдруг вырисуется». Он очень творческий, безумно талантливый человек. Космос целый. И, конечно, с ним работать в удовольствие — начинаешь работать над сценой и никогда не знаешь, во что это выльется! Потому что тут же фантазия работает, играет, актеры подхватывают и так далее», — резюмировала артистка.

«УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ»

Производство «ТриТэ», 1994 г. Сценарий Н. Михалкова и Р. Ибрагимбекова. Режиссер Н. Михалков. Оператор В. Калюта. Художник В. Аровин. Композитор Э. Артемьев. В ролях: О. Меньшиков, И. Дапкунайте, Н. Михалков, Н. Михалкова, А. Уманский, В. Тихонов и др.

…Жаркое лето 1936 года. Легендарный комдив Сергей Котов (Н. Михалков), знаменитый военачальник и любимец товарища Сталина, отдыхает с семьей на подмосковной даче. Пока здесь все спокойно, привычно ритуально — последнее пришло от семьи жены комдива, Маруси Головиной (И. Дапкунайте), принадлежавшей когда-то к московской художественной элите.

Идиллию дома с мезонином нарушает внезапный приезд молодого сотрудника НКВД Дмитрия Андреевича (О. Меньшиков). Когда-то красивый, обаятельный, музыкальный, одаренный мальчик Митя подростком был взят в дом Бориса Головина, известного музыканта. Митя с Марусей были вместе, строили планы на будущее… А потом — война, революция. На дачу Дмитрий приезжает для того, чтобы арестовать Котова.

«Эта история выдуманная, — говорит режиссер фильма Никита Михалков. — И, должен сказать, одним из самых больших комплиментов для нас стал звонок очень известного историка, который попросил представить ему документы по Котову, чью фамилию он, мол, слышал. Но мы преднамеренно не обращались к реальным судьбам, чтобы избежать каких-либо столкновений с конкретной семьей, конкретными родственниками. Это всегда рискованно, а для кого-то, может быть, даже оскорбительно. Однако финальные титры с предположением, что такая история могла быть, мы ввели в картину».

Многие пытались угадать, кто стоит за тем или иным персонажем. Драматурга Рустама Ибрагимбекова просто потряс продюсер фильма «Список Шиндлера», который полюбопытствовал: «Это правда, что прообразом героя, которого играет Олег Меньшиков, является отец режиссера — Сергей Михалков?»

Поначалу сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии». Что такое шаровая молния? Это революция. Недаром в начале картины француз читает вслух газетную заметку о том, что шаровая молния поражает тех, кто начинает двигаться. Молния влетает во время обеда, пролетает через дом и останавливается на террасе…

Потом появилась идея назвать картину «Утомленное солнце 36-го года» — имелось в виду знаменитое танго Оскара Строка. Однажды Михалкову позвонила знакомая и спросила: «Когда будут готовы ваши «Утомленные солнцем»?» В это время еще шла работа над сценарием. Никите Сергеевичу «Утомленные солнцем» настолько понравились, что он предложил своему соавтору по сценарию Рустаму Ибрагимбекову назвать так картину.

Фильм снимали в ураганном темпе. 24 мая Михалков с Рустамом Ибрагимбековым уехали писать сценарий. 15 июня уже привезли его. А 19 июля начались съемки. Примерно месяц, чтобы отобрать исполнителей, сшить костюмы — это крайне сжатый срок.

Одна из причин такой спешки — маленькая дочь Михалкова. Вскоре после премьеры «Утомленных солнцем» режиссер говорил: «Сегодня Надя бы уже не снималась в этом фильме, она выросла, она другой человек. И сцена в бане уже приобрела бы эротический оттенок. Мне же очень хотелось ее снять, потому что я чувствовал в ней ту степень детской раскованности и обаяния, которые было бы очень жалко упустить. Из-за нее и я взялся сниматься».

Роль комдива Котова Михалков сразу примерял на себя, посчитав, что в кадре он будет более полезен Наде, нежели за камерой. Правда, Никита Сергеевич подумывал о Гостюхине, но в исполнении этого актера Котов стал бы социально ясным с первого шага, и конфликт мгновенно был бы определен и огрублен.

Время показало, что выбор был сделан правильный: Надя в кадре рядом с папой ведет себя очень естественно.

Роль Дмитрия изначально писалась для Олега Меньшикова. Иных кандидатур не предполагалось. Между тем, когда сценарий был написан, Никита Сергеевич не мог отыскать любимого артиста. В результате родилась легенда о том, что Меньшиков скрывался от Михалкова.

Ингеборга Дапкунайте в «Утомленных солнцем» появилась совершенно случайно. Во время первой встречи она потрясла Михалкова улыбкой. Ингеборга улыбнулась — и режиссер воскликнул: «Ой!» Сделали фотопробу, а потом уже не было времени искать других актрис.

Михалков начал снимать «Утомленных солнцем» летом 1993 года в Москве, на Николиной горе. Осенью киногруппа переехала в Кстово, небольшой городок близ Нижнего Новгорода. С первого дня условия работы для актеров были идеальными. Дача, где снимался фильм, находится в местечке Зеленый город и принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. Рядом со съемочной площадкой для исполнителей главных ролей стояли трейлеры — «мерседесовские» вагончики, оборудованные как небольшая жилая комната с туалетом, душем, теплой водой. В специальном вагончике можно было гримировать актеров в тепле. Горячая еда бесплатно каждый день.

В самом Кстове группа жила в пансионате, где всем была обеспечена достаточно комфортная жизнь. В свободное время, как всегда на съемках у Михалкова, играли в футбол. Два часа. Это серьезная психотерапия. Кстати, выступая в Сочи перед участниками кинофестиваля «Кинотавр», Михалков рассказал о том, почему бытовая сторона жизни его группы на съемках столь для него существенна: «Атмосфера внутри кадра является продолжением атмосферы за кадром. Артист, который, условно говоря, плохо поселен, поругался утром с директором картины, который хочет тишины в свободное время, а рядом шум и грохот, которому не дали машины… словом, вы ничего не сможете от него требовать. Он обманет зрителя. Он не сможет обмануть вас, а вы не сможете обмануть его, потому что это перетекающий процесс из кадра в кадр».

Киногруппа Михалкова, как правило, работает с полной отдачей. В том числе невзирая ни на какие погодные условия. Лето 1993 года было в Центральной России сырым и холодным. В сентябре в Кстове температура и вовсе упала до минусовой отметки. В то время как на экране должен был ожить жаркий, пронизанный горячим солнцем, летний июльский день в Подмосковье.

Во время съемок за окном веранды, где происходит основное действие жаркого солнечного дня, было шесть градусов мороза. Более 150 тысяч искусственных листьев должны были скрыть унылый пейзаж стремительной осени на дворе. Артисты полоскали рот ледяной водой, дабы не было видно пара…

В ледяную воду заходила шестилетняя Надя Михалкова, игравшая дочь комдива Сергея Котова. Отважно бросались в воду и глубоко ныряли, как положено по роли, Ингеборга Дапкунайте и Олег Меньшиков. На холодной земле лежали люди в купальных костюмах. Кто сегодня догадается, глядя «Утомленных солнцем», какой ценой далась ее создателям эта точно воссозданная атмосфера ясного, почти знойного дня…

Кинокритики обратили внимание на сюжетную линию с заблудившимся водителем, которого замечательно играет Авангард Леонтьев. По словам Михалкова, «водитель — это метафора России, которая ищет свою дорогу, а все встречные показывают в разные стороны. И непременно кроют матом». Образ этот имеет вполне конкретную проекцию в жизни. Однажды Михалков возвращался со съемок «Обломова» из деревушки, где снимали Обломовку. Водитель «рафика» не знал дороги и пошел выяснять, как проехать. Минуты через три он вернулся с огромным фингалом: стал спрашивать у местных дорогу, слово за слово, не успел оглянуться, как его матом обложили и подбили глаз. Михалкову это происшествие так запало, что он записал себе в записную книжку.

Фильм с первых кадров движется к прямой дуэли комдива и энкавэдиста; собственно, с той минуты, когда Митя дает согласие на поездку за Котовым. Поединок заканчивается поражением обоих дуэлянтов. «Лицо Мити спокойно, даже кажется умиротворенным», — написано в сценарии «Утомленные солнцем» о покончившем самоубийством герое. Искупление должно быть соразмерным греху. Дмитрий умирает красиво — в ванне, перерезав вены.

Картина обошлась ее создателям в 3,6 миллиона долларов, не считая щедрой помощи, которую оказал нижегородский бизнесмен Владимир Седов. Он дал лес, транспорт, обеспечивал едой… Деньги за это взять отказался. На радостях Михалков произнес: «Поедем в Канн». Вырвалась фраза случайно, но в конце концов произошло именно так.

Жюри кинофестиваля в Канне под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денев из двух фаворитов фестиваля (фильмов Михалкова и Тарантино) должно было выбрать одного достойного «Золотой пальмовой ветви». Победил Тарантино с «Криминальным чтивом».

Михалков обиделся и публично зарекся представлять свои фильмы на фестивали, где вершат суд случайные люди. При этом Никита Сергеевич заметил, что дело не в том, что «Утомленные солнцем» не получили главную награду, а в том, что был проигнорирован прекрасный фильм Кесьлевского «Красный».

Спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм года». И вновь мир заговорил о картине Михалкова.

Когда ехали на церемонию вручения «Оскаров», Рустам Ибрагимбеков в шутку посоветовал Наде Михалковой: «Проси у папы все, что хочешь, если…» И когда это «если» произошло, на пресс-конференции у Нади поинтересовались: «Вот ты получила «Оскара», что думаешь по этому поводу?», она ответила: «Наверно, теперь мне велосипед хороший купят».

В это время представитель «Ассошиэйтед Пресс интернэшнл» спрашивал у москвичей, как они относятся к победе «Утомленных солнцем», и девять из десяти отвечали: «Это наш «Оскар», наш!» Понятие «наш» — очень важное понятие. К сожалению, утерянное в последнее время.

«Неразделенная радость — на Руси не радость… — утверждал окрыленный успехом Никита Михалков. — И мы очень хотим, чтобы этот «Оскар» был не столько наградой результата, сколько надеждой для всей нашей кинематографии. И с полной искренностью кладем его к ногам Отечества».

Оскароносная драма об одной из самых печальных страниц в истории нашей страны входит в пантеон классики русского кино.

Середина 1990-х годов была непростым временем для отечественного кино: после распада СССР рухнула и советская студийная система. Кинематограф, как и вся страна, вынужден был выживать в новых условиях. Уже списали в расход прежнюю идеологию, не стало финансирования, кинотеатры по всей стране превращались в барахолки, мэтры отечественного кино остались не у дел…

Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» стал уникальным явлением для того времени. Он был снят в сотрудничестве с французским продюсером Мишелем Сейду в рекордно короткий срок для картины такого масштаба. В мае 1993 года режиссер и его соавтор Рустам Ибрагимбеков приступили к сценарию, а спустя год, в мае 1994-го, фильм уже участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Такого результата можно было добиться только небывалой концентрацией сил, ресурсов, режиссерской воли и, конечно, сопутствующей удачи.

У Михалкова-режиссера была репутация тонкого мастера камерной чеховской драмы, он лучше всех живописал особый мир дворянской усадьбы – ее негу, тревогу и чаепития на веранде с разговорами ни о чем на краю рушащегося мира. Казалось, революция спалила этот мир дотла, но русская интеллигенция возродилась на своих заросших бурьяном дачах, снова варила варенье и судачила о прошлом и будущем. В прошлом остался кромешный ужас бунта, в будущем маячил новый террор.

Сюжет фильма

Утомленные солнцем

Ускользающая красота русского мира в преддверии краха стала темой драмы, действие которой Михалков поместил в один солнечный июльский день 1936 года. Бравый герой Гражданской войны, комдив Котов, приезжает провести выходной на подмосковную дачу, где живет семья его жены Маруси. Дача – осколок старого мира, населенного милыми старушками «из бывших» и лишенными всякого героизма мужчинами. Томную идиллию нарушает появление Мити, бывшего жениха Маруси. Подававший надежды музыкант, потом белый офицер и эмигрант, теперь он сотрудник НКВД и приехал арестовать Котова.

В постперестроечные годы персонажей, подобных Мите, было принято романтизировать в пику красным командирам вроде Котова – грубого плебея с шашкой наголо, каких прославляла советская мифология. Но у Михалкова человеком твердых устоев и офицерской чести оказывается как раз Котов. Он не имел реального прототипа – отсылки к чьей-то конкретной биографии исказили бы замысел картины, хотя похожая судьба в годы большого сталинского террора постигла многих больших военачальников.

Сознательным историческим допущением стало и звучащее в кадре танго «Последнее воскресенье» польского композитора Ежи Петерсбурского (его еще называли «Танго самоубийц» – газеты писали, что несчастные влюбленные часто сводили счеты с жизнью под аккомпанемент этой песни). Она была впервые исполнена на русском языке джазовым оркестром Александра Цфасмана и его постоянным солистом Павлом Михайловым и записана на пластинку не в 1936-м, а годом позже. Но эта песня как нельзя лучше отвечала замыслу фильма и в конечном счете дала ему название.

Вначале сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», но в какой-то момент Михалков его забраковал. Название «Утомленные солнцем», перефразирующее песню, пришло будто по наитию – как рифма классической голливудской саги «Унесенные ветром», где историческое полотно тоже было фоном камерной, частной драмы.

Там тоже присутствовал любовный треугольник, а рассказ о гибели старого мира южных усадеб и векового уклада в кошмаре междоусобной войны преломлялся в любовной истории. Но американская картина была прежде всего крепко сколоченной мелодрамой, в то время как русский фильм, не жертвуя жанровой составляющей, по природе своей был явлением искусства, где пойманная в кадр атмосфера времени играла не меньшую роль, чем сюжет.

Шаровая молния осталась в фильме как символ внезапной перемены участи – о ней читает в газетной заметке французский камердинер Мити в первой же сцене. А в финале эта молния, будто галлюцинация, замыкает сюжет, проносясь перед глазами слабеющего главного героя, лежащего в ванной с перерезанными венами подобно утратившему смысл жизни римскому патрицию.

Актеры и роли

Как фильм обрел название в процессе работы, так и кастинг сложился не сразу. На роль Котова режиссер думал пригласить Владимира Гостюхина, с которым работал на «Урге». Но его актерский типаж значительно упростил бы образ Котова, лишив двойственности и полутонов.

Кроме того, сюжет был в значительной мере построен вокруг образа семилетней дочери красного командира, а в этой роли Михалков видел только собственную дочь Надю и торопился со съемками, чтобы запечатлеть девочку в нужном возрасте. Потому логично его решение сыграть главную роль самому. Жену Марусю должна была сыграть популярная на тот момент Елена Яковлева, но и тут судьба распорядилась по-своему: на пробы пришла Ингеборга Дапкунайте, и ее хрупкий, нездешний образ вдохновил режиссера.

Зато роль Мити изначально была написана для Олега Меньшикова. Это было главным кастинговым решением, на нем в большой степени сложился весь художественный строй фильма. Романтический красавец и дрянь, изломанный русский интеллигент, продавший душу ради возвращения домой, Митя паясничает, скрывая внутренний надлом перед лицом прямодушного Котова, силу которого питает вера в справедливое устройство новой жизни.

Съемки фильма проходили под Нижним Новгородом, где Михалкову благодаря дружеским связям удалось отыскать «идеальную подмосковную дачу». Вот только жаркий июльский день пришлось снимать глубокой промозглой осенью. На сбросившие листву деревья прикрепили полторы тысячи искусственных зеленых листьев. И вряд ли кто-то заподозрит, что купающиеся в знойный полдень герои на самом деле лежали в купальных костюмах на промерзлой земле и входили в холодную воду.

Награды и признание

Фильм успел в конкурс Каннского кинофестиваля 1994 года, но попал в водоворот околокиношной политики. Михалков не впервые участвовал в каннском конкурсе – в 1987 году его картина «Очи черные», фаворит фестивальной публики, пала жертвой патриотической повестки смотра. На тот момент французское кино уже 20 лет не получало главного приза собственного фестиваля, и награда юбилейного, 40-го фестиваля автоматически отошла ленте француза Мориса Пиала, занимавшей последнее место в рейтингах.

Казалось, «Утомленным солнцем» уготована другая судьба. Но в дело снова вмешались подводные течения, а именно напряженные отношения фестиваля с американской киноиндустрией. Устроители киносмотра отказались пойти навстречу американским производственным компаниям и перенести его сроки, притом что Miramax занималась прокатом в Америке европейских фильмов.

Студия дала в конкурс совершенно необычную для того времени картину «Криминальное чтиво», оригинальный постмодернистский опус, сделанный наперекор всем правилам классического Голливуда, – и призовую карту вытянул Тарантино. При этом жюри под руководством Клинта Иствуда и Катрин Денев самым досадным образом проигнорировало не только русского фаворита публики, но и фаворита критики – фильм Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: Красный».

Тогда Никита Михалков увез в Россию Гран-при, второй по значению фестивальный приз. Но менее чем через год он привез домой уже «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Для лежащего в руинах российского кино это было событие исключительной важности: оно вновь обретало потерянный в смутные годы престиж. Но важнее призов и наград стало признание зрителей.

Фильм срезонировал в общественном сознании как культурное явление, вызвавшее всеобщий интерес. Критики ломали копья вокруг картины, но она уже зажила своей уникальной жизнью, обросла собственной мифологией и стала одним из первых российских блокбастеров. Появление сиквелов в подобных случаях становится лишь делом времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История создания

Фильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.

С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.

Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».

Актерский состав

Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.

Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.

Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.

Интересные факты

Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.

Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.

В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.

Награды

Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри кинофестиваля под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Утомленные солнцем»

Лекторы: режиссер Николай Лебедев, режиссер Сергей Урсуляк.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма кремень
  • Сценарий фильма особенности национальной рыбалки
  • Сценарий фильма на 10 секунд
  • Сценарий фильма снегурочка
  • Сценарий фильма умница уилл хантинг