Сценарий к фильму под названием «Мы одержимые» написали начинающие драматурги Сергей Тарасов и Николай Рашеев. В основе был рассказ про альпиниста, который выполнял в горах самую трудную работу, чтобы доказать свою невиновность в трагедии, которая случилась на одном из восхождений. Работа получилась слабой, и к съёмкам никак не могли приступить. У Одесской киностудии «горел» план и спасти фильм поручили двум студентам ВГИКа — Станиславу Говорухину и Борису Дурову, которые приехали в Одессу снимать дипломные короткометражки.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Новоиспечённые режиссёры решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Им потребовались песни и поющий главный герой. Сначала режиссёры предложили роль Юрию Визбору, который к тому же занимался горным туризмом. Певец долго думал и в конце концов отказался. Тогда Станислав Говорухин обратился к актёру Владимиру Высоцкому, известному по ролям в театре и кино, но ещё больше по своим песням. Высоцкий писал жене: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссёры, но приятные ребята, фамилии режиссёров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…»
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
На съёмочную площадку в Приэльбрусье были приглашены опытные альпинисты. Не только для того, чтобы работать дублёрами, но и для того, чтобы научить артистов ходить в горы. Специально для пробного восхождения киногруппы приезжал конструктор первого советского альпинистского снаряжения. Владимир Высоцкий, Лариса Лужина, Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев и директор съёмочной группы Степан Пучинян ходили по горам в связке, учились пользоваться ледорубом, жили в палатках, поднимались на высоту 3 000 метров, а потом сдавали нормативы. После съёмок все участники восхождения получили значок «Альпинист СССР».
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
Съёмки в «Вертикали» дали основу альпинистскому циклу песен Владимира Высоцкого. Для того, чтобы глубже прочувствовать тему, он расспрашивал консультантов фильма, в том числе известного мастера спорта по альпинизму Леонида Елисеева. На вопрос «Зачем вы ходите в горы?» — Елисеев дал ему тот ответ, который Высоцкий и искал: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?»
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
Добиться появления в фильме песен Высоцкого режиссёрам удалось через сопротивление киностудии — они и утвердили-то его кандидатуру с трудом, так как Высоцкий тогда был в опале. Впервые его песни зазвучали с экрана в фильме «Я родом из детства», но после этого в Госкино регулярно пытались их запретить под любыми предлогами. Здесь же придраться оказалось не к чему, и в фильме зазвучали «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Баллада об альпийских стрелках», «Вершина» и «Прощание с горами». Для съёмок была написана и знаменитая «Скалолазка», но в фильм не вошла, так как не стали снимать сцену, для которой она предполагалась. За звание героини этой песни потом сражалось сразу несколько женщин…
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
Почти все песни были написаны Владимиром Высоцким по рассказам альпинистов. «Песня о друге» — это рассказ Леонида Елисеева как он с друзьями поднимался по Кавказскому хребту и из-за ошибки одного альпиниста четверо восходящих сорвались со склона. Все получили травмы, но выжили.
«Вершина» была написана под впечатлением жуткой история о том, как трое альпинистов в связке поднимались по отвесной стене. Один сорвался и никак не мог закрепить крюк. Тогда, чтобы не утянуть с собой двух товарищей, он просто отрезал трос и упал в пропасть…
«Баллада об альпийских стрелках» — это рассказ о базе горнострелковой немецкой дивизии «Эдельвейс» 1942 года. В неё входили альпинисты, которые ещё несколько лет назад совершали совместные восхождения с альпинистами из СССР. И в перерывах между стрельбой солдаты перекрикивались в поисках тех, с кем вместе ходили в горы.
«Вертикаль», Одесская к/с, 1967, реж. С. Говорухин
«Вертикаль» стала не только успешным дебютом для режиссёров, но и прорывом для Владимира Высоцкого. Он впервые спел свои песни на киноэкране! Зрители ходили на фильм с блокнотами, куда записывали слова песен и каждое исполнение встречали аплодисментами. В том же году вышла первая пластинка Владимира Высоцкого, а самому актёру поступило сразу несколько предложений новых ролей с исполнением песен. В том же 1967 году вышел фильм «Короткие встречи», где актёр сыграл похожий типаж — геолога Максима. И пусть у этого фильма не было успеха «Вертикали», он подарил зрителям четыре новых песни Владимира Высоцкого.
Фильм «Вертикаль» снимался в 1966 г. в Баксанской долине и ущелье Адыл-су.
Сценарий фильма, как вспоминает альпинист и писатель Александр Кузнецов, был написан одним из руководящих чиновников министерства кинематографии, который подхалтуривал тем, что сочинял никудышные сценарии, и, пользуясь своим положением, продавал их киностудиям. Такие сценарии, где было полно всяких нелепиц, приходилось дорабатывать более сведущим людям. Для корректировки сценария об альпинистах и был приглашен Кузнецов, практически написавший его заново.
Это видно с самого начала: фильм «Одержимые» – а именно такое название первоначально имела картина – начинается с эпизодов, где летящий над портовым городом самолет, набирая высоту, пролетает над лесами-полями и, наконец, оказывается над величественными, грозными вершинами Безенгийской стены…
Кто изменил название фильма на ныне всем известное – то ли режиссеры, то ли сценарист – теперь уж толком Кузнецов не помнит.
Да и сама история написания знаменитых песен рассказывается по-разному.
Друг и соратник Высоцкого, Иван Дыховичный, например, в канун дня рождения Высоцкого в 2003 г., выступая в программе Диброва на ОРТ, рассказывал, что Высоцкий на съемках «Вертикали» начал злоупотреблять спиртным и был в наказание заперт Говорухиным на сутки в номере гостиницы. Чтобы поскорее вырваться из «плена», запертый Высоцкий, желая получить прощение Говорухина, и написал песни. Мол, не запри режиссер поэта, все могло сложиться по-другому…
Но мне, почему-то, больше верится воспоминаниям мастера спорта по альпинизму Леонида Елисеева, который участвовал в съемках фильма в качестве ответственного за безопасность.
Примечателен описанный на страницах литературного альманаха «Лед и пламень» (Москва, 2002), диалог Елисеева и Высоцкого во время первого организационного собрания киногруппы, когда радист гостиницы включил запись с песнями В.В.
– Ну, надо же! И здесь мои песни! – сказал Володя.
– Как так? – спрашиваю.
– Это мои песни. Я их написал.
– Во-первых, это не твои, а народные. А во-вторых, кто поет?
– Я пою, – говорит он.
– Нет, это не ты. Это Рыбников поет.
– Это не Рыбников, это я пою. И песни эти мои.
Вот таким было их знакомство.
Еще большое впечатление на Елисеева произвел скандальный эпизод в начале работы киногруппы, жившей в гостинице «Иткол». К Говорохину, игравшему на биллиарде в баре гостиницы, стал придираться кто-то из местных. То ли независимый вид Станислава тому был причиной, то ли его мастерская игра… Сначала Говорухин делал вид, что это к нему не относится, но когда оскорбления вышли за рамки допустимого, резко предложил хаму выйти. В холле его ожидали уже четверо, тут же завязалась драка. Высоцкий, увидев из бара происходящее, мгновенно бросился на помощь товарищу. И хотя ему тоже крепко досталось, нападавшие, видя решимость творческих работников, разбежались…
В режиссерском тандеме Говорухин-Дуров на натурных съемках главенствовал первый – у Станислава был в молодости получен III разряд по альпинизму. Он не соглашался на упрощения, и съемки шли на больших высотах в реальных условиях. Чтобы артисты пропитались жизнью своих героев, был проведен курс занятий по скалолазанию, снежной и ледовой технике, закончившийся восхождением на пик Кавказ 2 к.сл. В этом восхождении участвовали Рита Кошелева, Александр Фадеев и Высоцкий. Так что, не по наслышке ощутил он хмель вершин.
Жизнь киногруппы шла в спортивном режиме. Подолгу жили в палатках под Ушбинским ледопадом, на «немецких» ночевках под пиком Щуровского. В этих условиях в гулянки не ударишься, а В.В. показался Елисееву вообще трезвеником. Поэтому и выглядит рассказ Дыховичного неправдоподобным…
О песнях фильма: одна из из них была написана Владимиром под впечатлением рассказа Елисеева о несчастном случае, произошедшем с ним на траверсе вершин Доппах-Нахажбита. Тогда, падением первого, со стены были сорваны 5 из 6 человек: люди, пролетев по скалам и льду более 150 метров, получили травмы, а Елисеев, раненый, на одной воле вынужден был лезть сложный скальный участок, чтобы наладить связь с оставшимся участником и вызвать спасателей…
Уже следующим утром В.В. пригласил Леонида к себе в номер и впервые спел переложенную в поэтические образы историю, начинавшуюся словами «Если друг оказался вдруг…».
С «Вертикалью» у меня есть своя ниточка: когда-то в мою горную библиотеку случайно попала одна из 60 книжечек тиража сценария фильма. Кто работал именно с этим экземпляром, не известно; но пометки, сделанные на страницах книжки, и крайняя потрепанность этих страниц говорят о том, что она не валялась в столе чиновника или в архиве киностудии, а была именно рабочим инструментом одного из членов киногруппы.
Теперь в тех «мемориальных» местах, в Тегенекли, открыт музей. Называется он замысловато – Музей охоты и альпинизма им. В. Высоцкого. Инициатором создания музея выступил тогдашний председатель Федерации альпинизма КБР Хусейн Залиханов. В середине 60-х он работал на посту Главного лесничего республики. Высоцкий останавливался в доме Залихановых, ходил с Хусейном на охоту.
А песни из «Вертикали» стали классикой…
Содержание фильма «Вертикаль». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Драма от режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова.
Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа — пика Ор-Тау. Решительно настроенные романтики образуют сплоченную команду, в которой, естественно, присутствуют врач и радист. Они-то и остаются в палатке на леднике, ожидая возвращения четверых товарищей, начавших восхождение.
Вскоре радист получает сообщение с «большой земли» о том, что в их районе ожидается грозовой циклон, о чем он сразу докладывает одному из членов группы. Связист группы получает сигнал только после того, как пройдены самые опасные места, и скрывает от остальных это сообщение… Альпинисты оказываются в критической ситуации. Одного из альпинистов ранит молния, другой обмораживает руки. Покорителей ожидает трудный путь назад, в базовый лагерь. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов…
В создании фильма принимали участие альпинисты, мастера спорта СССР: Л. Елисеев, Д. Кахиани, Ш. Маргиани, Л. Неведомская, Е. Персианов, Г. Прокошин, С. Якимов, Э. Багдасаров, Д. Черешкин, М. Шурдумов и др.
В фильме звучат авторские песни Владимира Высоцкого: «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…»); «Свои обиды каждый человек…»; «Военная песня» («Мерцал закат, как блеск клинка…»); «Вершина» («Здесь вам не равнина…»); «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…»). Четыре песни из фильма («Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня») вышли в октябре 1967 года на гибкой грампластинке «Песни из кинофильма Вертикаль» (фирма «Мелодия»). Тексты песен были напечатаны там же на конверте пластинки.
Песня «Скалолазка» («Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы?»») в фильм не вошла — как и сцена, в которой её предполагалось использовать.
В фильме «Вертикаль» есть один сильный фрагмент: после того как раздаётся грохот лавины, похожий на артиллерийскую канонаду, начинает звучать военная песня Высоцкого под названием «Баллада об альпийских стрелках». С этой песней Владимира Семёновича связан тонкий розыгрыш Станислава Говорухина.
Однажды Говорухин несколько дней отсутствовал на съёмочной площадке, а когда вернулся, то первым делом зашёл в гостиничный номер к Высоцкому и никого там не обнаружил. Зато он увидел на кровати свеже-исписанные бумажные листочки со стихами. Заглянул в них, и был сильно впечатлён словами только что написанной песни:
Мерцал закат, как блеск клинка,
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока,
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу…
Станислав Говорухин обладал феноменальной памятью, и, перечитав строки песни пару раз, выучил все её слова наизусть. Потом он спустился в холл гостиницы и увидел Высоцкого, который сидел в буфете с гитарой, в окружении нескольких актёров и местных поклонников. Не успев даже поздороваться, Высоцкий похвастался, что написал великолепную песню для фильма и готов её исполнить.
– Ну, давай, – согласился Говорухин, который тут же задумал розыгрыш.
Владимир Высоцкий ударил по струнам и запел: «Мерцал закат, как блеск клинка…»… Но не успел он пропеть ещё и первый куплет, как Говорухин прервал его: – Да ты что, Володя! Ты шутишь… Это же известная песня, её все альпинисты знают…
– Да не может такого быть! – не поверил Высоцкий.
И тут Говорухин выдал: – Как не может быть? Там дальше ещё припев такой будет:
Отставить разговоры,
Вперёд и вверх, а там,
Ведь это наши горы,
Они помогут нам…
Ошарашенный Высоцкий растерянно сказал: – Точно… Ничего не понимаю… Слушай, может быть, я в детстве где-нибудь слышал эту песню, и она у меня в подсознании осталась… Эх, какая жалость!..
– Да-да-да! – подхватил Говорухин. – Такое довольно часто бывает…
Но, увидев ужасно расстроенного Высоцкого, взял и во всём признался.
Лариса Лужина о фильме «Вертикаль»: «В «Вертикали» мне, как актрисе, нечего было делать. Главным там были песни Высоцкого, а мы все были иллюстрациями к этим песням. Он написал 5 песен для этой картины, поэтому она популярна. Я благодарна этому фильму за то, что познакомилась с Высоцким. Мы с ним дружили. Потом разошлись наши пути, потому что я разошлась с мужем, а мой муж остался дружить с Володей – мужская дружба сильнее, чем женская. Мы снимали эту картину 5 месяцев в горах, и я никогда бы не увидела этой красоты, если бы не фильм «Вертикаль». Мы жили на леднике, поднимались к вершинам. Мы были молодыми. Я попадала под камнепад, зарубала ледокол в ногу вместо того, чтобы воткнуть его в лед».
кадры из фильма «Вертикаль»
Актеры и роли:
Георгий Кульбуш — Ломов;
Владимир Высоцкий — Володя;
Лариса Лужина — Лариса;
Геннадий Воропаев — Геннадий;
Александр Фадеев — Александр Никитин;
Маргарита Кошелева — Рита;
Бухути Закариадзе — Виссарион;
Расми Джабраилов — Юртайкин (нет в титрах);
Светлана Живанкова — подруга Геннадия (нет в титрах)
Режиссеры: Станислав Говорухин, Борис Дуров;
Сценаристы: Сергей Тарасов, Николай Рашеев;
Оператор: Альберт Осипов;
Композитор: София Губайдулина;
Художник: Михаил Заяц;
Страна: СССР;
Производство: Одесская киностудия;
Год: 1966;
Премьера: 19 июня 1967
Песни из фильма «Вертикаль» (тексты)
Вершина
(муз и сл. В.Высоцкого)
Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной —
Идут лавины одна за одной
И здесь за камнепадом ревет камнепад, —
И можно свернуть, обрыв обогнуть, —
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал —
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:
Внизу не встретишь, как не тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил, —
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом —
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но — нет, никто не гибнет зря!
Так лучше — чем от водки и простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, —
Пройдут тобой не пройденый маршрут.
Отвесные стены… А ну — не зевай!
Ты здесь на везение не уповай —
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала, —
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк —
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени… Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим — у которих вершина еще впереди.
Прощание с горами
(авт. В. Высоцкий)
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться! —
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Припев:
Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
На которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, —
Что же делать — и боги спускались на землю.
Припев.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас — и зовут нас остаться! —
Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем, —
Потому что всегда,
Потому что всегда мы должны возвращаться.
Припев:
Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал!
Песня о друге
авт. В. Высоцкий)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис и — вниз,
Шаг ступил на ледник и — сник,
Оступился — и в крик, —
Значит, рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой как в бой,
На вершине стоял — хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
Баллада об альпийских стрелках
(авт. В. Высоцкий)
Мерцал закат, как сталь клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
Припев:
Отставить разговоры —
Вперед и вверх, а там…
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
Они помогут нам!
А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.
Припев.
Взвод лезет вверх, а у реки —
Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
Мы ждем атаки до тоски,
А вот альпийские стрелки
Сегодня что-то не в ударе.
Припев.
Ты снова здесь, ты собран весь,
Ты ждешь заветного сигнала.
А парень тот, он тоже здесь.
Среди стрелков из «Эдельвейс».
Их надо сбросить с перевала!
Припев.
Скалолазка
(авт. В. Высоцкий)
Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
— Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! —
Рассмеялась ты и взяла с собой.
И с тех пор ты стала близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Первый раз меня из трещины вытаскивая,
Улыбалась ты, скалолазка моя.
А потом, за эти проклятые трещины,
Когда ужин твой я нахваливал,
Получил я две короткие затрещины —
Но не обиделся, а приговаривал:
— Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Каждый раз меня по трещинам выискивая,
Ты бранила меня, альпинистка моя.
А потом на каждом нашем восхождении —
Ну почему ты ко мне недоверчивая?! —
Страховала ты меня с наслаждением,
Альпинистка моя гуттаперчевая.
Ох, какая ты неблизкая, неласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Каждый раз меня из пропасти вытаскивая,
Ты ругала меня, скалолазка моя.
За тобой тянулся из последней силы я,-
До тебя уже мне рукой подать.
Вот долезу и скажу: — Довольно, милая!..-
Тут сорвался вниз, но успел сказать:
— Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Мы теперь одной веревкой связаны —
Стали оба мы скалолазами.
Свои обиды каждый человек…
(авт. В. Высоцкий)
Свои обиды каждый человек —
Проходит время — и забывает,
А моя печаль — как вечный снег,-
Не тает, не тает.
Не тает она и летом
В полуденный зной,-
И знаю я: печаль-тоску мне эту
Век носить с собой.
Вертикаль | |
Жанр |
киноповесть |
---|---|
Режиссёр |
Станислав Говорухин |
Автор сценария |
Сергей Тарасов |
В главных ролях |
Владимир Высоцкий |
Оператор |
Альберт Осипов |
Композитор |
Софья Губайдулина |
Кинокомпания |
Одесская киностудия |
Длительность |
73 мин |
Страна |
СССР |
Год |
1967 |
IMDb |
ID 0182512 |
«Вертика́ль» (1967) — художественный фильм Станислава Говорухина и Бориса Дурова.
Сюжет
Группа альпинистов под руководством опытного Виталия Ломова отправляется в Сванетию для покорения горы Ор-Тау[1]. Четверо идут на вершину, а внизу, в лагере остаются радист Володя и врач Лариса. Володя получает сообщение, что надвигается циклон и передаёт его группе, однако один из альпинистов скрывает эту информацию от спутников. Альпинисты достигают вершины, а на спуске их настигает снегопад и гроза. Покорителей ожидает трудный путь назад.
В ролях
- Владимир Высоцкий — Володя
- Геннадий Воропаев — Геннадий
- Лариса Лужина — Лариса
- Георгий Кульбуш — Ломов
- Маргарита Кошелева — Рита
- Александр Фадеев — Никитин
- Бухути Закариадзе — Виссарион
- Расми Джабраилов — Юртайкин, нет в титрах
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Сергей Тарасов, Николай Рашеев
- Режиссёры: Станислав Говорухин, Борис Дуров
- Оператор: Альберт Осипов (укр.)
- Художник: Михаил Заяц
- Звукооператоры: Анатолий Нетребенко (укр.), Геннадий Коненкин
- Композитор: Софья Губайдулина
- Автор и исполнитель песен: Владимир Высоцкий
Песни
В фильме звучат следующие песни:
- Песня о друге
- «Свои обиды каждый человек…»
- Вершина («Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»)
- Баллада об альпийских стрелках («Мерцал закат, как блеск клинка…»)
- Прощание с горами
Также для фильма была написана песня «Скалолазка», но она в фильм не вошла.
Примечания
- ↑ Вымышленная вершина. Из разговора Геннадия с врачом Ларисой следует, что группа Ломова впервые в истории осуществила восхождение на неё («Но там еще никто не был» — говорит Лариса. — «На этот раз ей придется покориться» — отвечает Геннадий), что выглядит неубедительно, учитывая, что все значимые вершины Кавказа были покорены еще в XIX в. Например, Эльбрус — в 1874 г., Дыхтау — в 1888 г., Коштантау — в 1889 г., Казбек — в 1868 г., Шхара — в 1888 г. и т. д.
Ссылки
- «Вертикаль» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Вертикаль» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Песни из фильма
Фильмы Станислава Говорухина |
---|
Вертикаль • День ангела • Белый взрыв • Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо • Контрабанда • Ветер «Надежды» • Место встречи изменить нельзя • Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна • В поисках капитана Гранта • Десять негритят • Брызги шампанского • Так жить нельзя • Россия, которую мы потеряли • Александр Солженицын • Час негодяев • Великая криминальная революция • Ворошиловский стрелок • Благословите женщину • Не хлебом единым • Артистка • Пассажирка • В стиле Jazz |