Сценарий фильма восток запад

В ЦДК состоялась самая респектабельная и звездная премьера сезона. Режис Варнье, Катрин Денев и Олег Меньшиков представили публике историческую мелодраму "Восток – Запад", ранее показанную на нескольких крупных фестивалях и удостоенную оскаровской номинации по категории не-англоязычных фильмов

Восток-запад

Но не менее, чем переплетения судеб героев, интригуют обстоятельства появления на свет самого этого кинопроекта. С одной стороны, он наследует модель «Индокитая» – эталонного фильма Варнье, не только принесшего ему «Оскара», но и воплотившего идею «французского Голливуда». Освоив жанр колониального киноромана, Варнье уже тогда отвоевал кусочек традиционно англоязычной территории. С другой стороны, перенеся действие в Россию, отважный француз вступил во владения «русского Голливуда». Который пока что представлен в единственном числе Никитой Михалковым (если говорить о режиссерах – апологетах эпических форм) и единственной студией НТВ-ПРОФИТ (если говорить о продюсерских устремлениях).

В отличие от Жан-Жака Анно, снимающего «Сталинград» в Польше, и Люка Бессона, заставившего говорить на языке Шекспира даже ярую ненавистницу англичан Жанну д’Арк, Варнье любит подлинные места событий и не забывает привлекать местные кадры. Сценарий ему (по мотивам историй репатриантов) расписали Рустам Ибрагимбеков и Сергей Бодров-старший, русских героев-любовников сыграли Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший. Меньшиков в роли романтика-эмигранта на глазах превращается в человека, задавленного кошмарными обстоятельствами и отчаянно пытающегося не деградировать. При этом внешне он мимикрирует под циника советского образца – что стало коньком актера со времен «Утомленных солнцем». Зато в финале его роль (лучшая за последнее время) оборачиватся просто героической. Бодров демонстрирует отменную мускулатуру и эффектно переплывает Черное море, чтобы спастись самому и спасти любимую женщину.

Россией, впрочем, «Восток» не ограничивается. Украинцев в фильме изображают украинцы (и самый «щирый» из них – Богдан Ступка), болгар – болгары, а атмосферу киевской коммуналки любовно реконструирует выписанный из Питера художник Владимир Светозаров, набивший руку на этом деле под руководством самого Германа.

Не обижена и западная сторона: от нее делегированы две знаменитые француженки. Сандрин Боннэр профессионально обаятельна и элегантна. Ее нежная героиня вынуждена мыться в общем душе, выносить допросы в КГБ, пройти через лагерь, измену и возвращение мужа, через новый роман. Так что Боннэр есть что играть, хотя говорят, эта актриса способна сыграть и телефонную книгу. Катрин Денев как нигде величава: ведь она играет по сути саму себя – статусную парижскую актрису, которая, как Богиня из машины, появляется в нужный момент и направляет судьбы героев. Варнье еще раз подтвердил свою репутацию патрона французских актрис – роль, которую он принял на себя после смерти Трюффо.

Варнье удалось то, что подводит порой его оскаровского соперника Михалкова: избежать этнографической «клюквы», а также несовпадения принципов актерских школ. Или, говоря простыми словами, бытового и психологического вранья. Излишне инфернален разве что ретивый следователь из Одесского КГБ, хотя он, быть может, исторически наиболее достоверен. Но законы жизни и мелодрамы часто расходятся. Кинематографическая материя Михалкова по-русски поэтична и по-русски же хаотична. Экранная красота Варнье по-французски холодновата, зато пропорционально выстроена, «держит спину» и не дает расслабиться в тихом кайфе.

Что не есть абсолютно хорошо даже для вкуса голливудских академиков. На последнем «Оскаре» они предпочли профессиональным статям Варнье эротические безумства Педро Альмодовара. Да и в России «Восток – Запад» скорее всего произведет двойственный эффект. Такой же двойственный, какой вызывает сегодня «их» Запад на нашем Востоке. Вроде едут к нам благородные белые люди-миссионеры во главе с Катрин Денев, движимые лучшими правозащитными и гуманными побуждениями. А получается, словно их цивилизованными глазами мы видим не себя, а жизнь на Марсе.

“ВОСТОК-ЗАПАД” (Est-Ouest)
Франция-Россия-Украина-Болгария-Испания. 1999. 120 минут.
Режиссёр Режис Варнье (Regis Wargnier)

Авторы сценария Сергей Бодров, Луис Гардель (Louis Gardel), Рустам Ибрагимбеков, Режис Варнье (Regis Wargnier) 
Оператор Лоран Дайян (Laurent Dailland)
Художники Алексей Левченко, Владимир Светозаров
Композитор Пэтрик Дойл (Patrick Doyle)
В ролях: Сандрин Боннэр (Sandrine Bonnaire), Олег Меньшиков, Сергей Бодров-младший, Катрин Денёв (Catherine Deneuve), Татьяна Догилева, Богдан Ступка, Рубен Тапьеро (Ruben Tapiero), Эрван Байно (Erwan Baynaud), Григорий Мануков, Меглена Караламбова, Атанас Атанасов, Таня Массалитинова, Валентин Ганев, Николай Бинев, Рене Фере (Rene Feret)
Посещаемость — 0,5 млн. зрителей во Франции
Кассовые сборы — $5,8 млн. в мире
Оценка — 7,5 (из 10)

Социально-политическая ретро-мелодрама

Поверив сталинской пропаганде, в первый послевоенный год начинают приезжать в СССР из заграницы русские эмигранты и их потомки, желающие жить на своей исторической родине. В их числе — и семья Алексея Головина, который женат на француженке Мари и имеет семилетнего сына Сергея. Вряд ли они предполагали, что попадут в своеобразный капкан, из которого можно будет вырваться только спустя много лет, пройдя через унижения и потери.
Сюжет этого фильма, возможно, чересчур привычен для нас, немало повидавших на экране историй про страшные сталинские времена — так что ещё одна из них не поразит своей безысходностью, а, скорее всего, растрогает повышенной эмоциональностью. И это вполне типично для западных представлений о канувшей эпохе непременно в беллетризированном, именно мелодраматическом стиле, когда действительно можно и даже нужно расчувствоваться, искренне сопереживая героям, оказавшимся заложниками диктаторского режима.
Данная лента французского режиссёра Режиса Варнье возникла вместо несостоявшегося среднеазиатского проекта. И, тем не менее, “Восток-Запад” образует с его предыдущими работами “Индокитай” (1992) и “Французская женщина” (1995) своеобразную трилогию, занимая в ней (несмотря на свою замыкающую позицию по хронологии создания) именно срединное положение между Востоком и Западом, на пространстве бывшей советской империи. Да и тематика этой картины вкупе с её жанром позволяет рассматривать все три фильма Варнье как имперско-любовный триптих, повествование о частных судьбах отдельных людей с их горестями и радостями на фоне исторических катаклизмов преимущественно послевоенного времени, на рубеже 40-50-х годов. Крушение французской колониальной системы в Индокитае; послевоенный передел Европы и, в частности, Берлина, рассечённого на четыре зоны, которые контролировали прежние союзники, ставшие противниками в эпоху “холодной войны”; наконец, период накануне агонии сталинского режима, — все эти события большой политики оказывали неизбежное влияние на то, что творилось в личной жизни обычных людей.
Причём главными персонажами в трёх историях, поведанных Режисом Варнье, всё-таки следует считать женщин — как наиболее тонко и обострённо чувствующих существ, которые испытывают на себе разной степени давление общественных обстоятельств и глобальных мировых потрясений. Но в “Индокитае” образ француженки Элен, владелицы каучуковых плантаций во Вьетнаме в момент распада империи, не был лишён несколько прямолинейного сопоставления с участью самой Франции, теряющей свое богатство и влияние в Юго-Восточной Азии. А во “Французской женщине” даже поклонники ленты не могли отрицать наличие явного эмоционального крена в трактовке поведения ещё одной француженки — Жанны, которая изнывала от любовного томления всё же далеко в стороне от бурных событий ХХ века, в то время как её муж был занят исполнением своего воинского долга на благо родины — то в Европе, то в Азии.
Как раз в картине “Восток-Запад” постановщику удалось примирить собственную тягу к историческим обобщениям и неиссякаемый интерес к интимным переживаниям тех, кто “унесён ветром” эпохи. А в героине по имени Мари были уравновешены её вынужденная включённость в то, что происходит в чужой стране, и испытываемые женщиною смешанные чувства любви и отчаяния, желание во что бы то ни стало сохранить личное, женское (и национальное!) достоинство в любых ситуациях. Она — французская женщина, но не у себя на родине и не в отдалённой колонии, где могла бы быть властной хозяйкой, а напротив, оказавшаяся в положении униженной и оскорблённой. Мари стала жертвой обмана властей и разуверилась на какое-то время даже в муже, пока он сам не доказал спустя годы, что вовсе не предал её и не продался режиму, постоянно думал лишь о спасении своей семьи — за пределами территории, которая поистине превратилась для всех в “социалистический лагерь”.
Вот тут и обнаруживается принципиальная разница между фильмом “Восток-Запад” и другими частями условной трилогии. Женщины и мужчины, подобно личному и историческому в экранных работах Варнье, никак не могли найти счастливый союз друг с другом. У Элен в “Индокитае” после смерти воспитанницы-вьетнамки хотя бы остался приёмный внук — плод красивой, но обречённой любви Камиллы и военного моряка Жан-Батиста. Во “Французской женщине” героиня не могла удовлетвориться ни ролью матери, ни тем более — в качестве вечно одинокой жены: ей оставалось только умереть от любви, так до конца и не реализованной, как хотелось бы. И лишь в “Востоке-Западе” Мари, сохранившая верность себе и собственным нравственным правилам даже в случае любовного романа с молодым соседом Сашей, который пытался ей помочь вырваться из СССР, получает в финале самый дорогой подарок от мужчины, какой только и может быть, наверно, в жизни женщины. Её муж Алексей готов пожертвовать собой и своей карьерой не в порыве мальчишеской влюблённости, а по велению семейного долга перед женой и сыном. В его лице французская женщина наконец-то получила “мужчину своей жизни” (кстати, вспомним, что дебют Режиса Варнье назывался “Женщина моей жизни”). И не так уж важно, соединятся ли оба когда-нибудь через десятилетия за пределами рассказанной истории. Закадровое послесловие здесь явно излишне.

«Восток-Запад» (фр. Est-Ouest) — художественный фильм режиссёра Режиса Варнье совместного производства Франции, Болгарии, Украины, России и Испании 1999 года. Премьера на телевидении состоялась 10 сентября 2000 года в 20:30 на НТВ-Плюс Наше кино.

Фильм снят по мотивам автобиографической книги Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни».

Сюжет

…Июнь 1946 года. На адреса посольств СССР во Франции, Болгарии, Югославии приходит сообщение…

«Всем бывшим подданным Российской империи, покинувшим Россию после Революции 1917 года, всем, кто того желает, будет выдан советский паспорт. Новые граждане СССР могут просить о репатриации на Родину».

Тысячи из них вернулись домой, — последние путники мрачного лихолетья, которое оставило на дорогах Европы более тридцати миллионов мужчин, женщин и детей.

Фильм описывает события конца 1940-х годов, когда на волне послевоенного патриотизма многие русские эмигранты репатриировались в СССР. Русский — Алексей Головин с женой (француженкой Мари) и сыном Сергеем, приехав в СССР, воочию столкнулись с жуткими реалиями сталинского тоталитаризма. Почти всех прибывших с ними на пароходе отправили в лагеря или расстреляли.

Алексея, его жену и сына поселяют в коммунальной квартире в Киеве. Новые соседи относятся к иностранцам подозрительно. Мари не может привыкнуть к этой жизни, она хочет вернуться во Францию, но Алексей объясняет, что попроситься назад — значит косвенно осудить советский строй и попасть под подозрение, что означает арест для них и детский дом для их сына. Лишь старшая по квартире, Анастасия Александровна, дворянка по происхождению, бывшая хозяйка квартиры, знающая французский язык старается утешить Мари. Но это оборачивается бедой — на неё доносят, её забирают на глазах у внука. Не выдержав пыток на допросах, она умирает. Её внук Саша вначале обвиняет новых соседей во всех бедах своей семьи, но потом постепенно начинает сближаться с этой семьёй. Он играет с сыном Головиных Серёжей, и всё больше интересуется Мари. На Алексея имеет виды соседка Ольга, осведомительница МГБ, но тот отвергает её симпатии и наживает в её лице ещё одного врага.

Мари, находящаяся в постоянном страхе в незнакомой для себя стране, влюбляется в Сашу. Саша — талантливый спортсмен-пловец, однако из-за репрессированной бабушки он не может построить полноценную спортивную карьеру. Даже выезд на соревнования в Вену Саше запрещают.

Мари устраивается работать костюмершей в хор Киевского военного округа под руководством полковника Бойко. Она всё дальше отдаляется от Алексея и погружается в головокружительный роман с Сашей. Понимая, что карьеру в СССР Саше будет построить проблематично, они разрабатывают план побега из СССР. Вначале предполагается, что их спрячет на своем судне капитан турецкого торгового судна, отбывающего из Одессы. Но этот план ломается и тогда Саша решает самостоятельно вплавь добраться до нейтральных вод, где его подберёт турецкий рыболовецкий траулер. Саше удаётся этот план и он сбегает из СССР. Ему оказывает покровительство французская оперная певица Габриэль Девелье, знакомая Мари, приезжавшая на гастроли в СССР. Саша требует от неё, чтобы та помогла выехать из СССР и Мари с сыном. Но та объясняет, что это невозможно и что во Франции Саше, как беженцу, находиться нет возможности — его примет Канада.

Мари обвиняют в организации побега Саши и арестовывают. Алексею рассказывают о любовной связи Мари и Саши и предлагают отречься от жены. Он категорически отказывается. Мари отправляют в лагерь.

Проходит шесть лет. 1954 год. Начало хрущёвской оттепели. Мари амнистируют и выпускают. У ворот лагеря её встречают Алексей и повзрослевший Серёжа. Теперь им приходится заново строить семью — Мари считает, что после лагеря недостойна Алексея. Но тот готов всё простить и начать сначала. За это время Алексей продвинулся по службе, из коммуналки они переехали в отдельную квартиру. Мари вновь возвращается на работу в хор, под начало полковника Бойко.

Прошло два года. Хору предстоят гастроли в Болгарии. Узнав об этом, свою поездку в Софию планирует и Габриэль Девелье. Алексей разрабатывает план, чтобы во время гастролей Мари и Серёжа скрылись во французском посольстве в Болгарии и перебрались на родину. В этом им должна помочь Габриэль. Мари узнаёт о плане мужа в последнюю минуту и просит Алексея ехать вместе с ними. Но тот объясняет, что это невозможно — он советский гражданин и его выдадут обратно. А другой возможности вернуться во Францию у Мари не будет. Несмотря на большую опасность, план срабатывает. Сбежав из гостиницы, Мари и Серёжа в сопровождении Габриэль, преодолев полицейский пост, скрываются во французском посольстве.

Узнав о случившемся, коллеги Алексея спрашивают у него: был ли он в курсе планов жены. Алексей отвечает отрицательно и говорит, что до последнего верил, что они вернутся. Алексей и военный хор возвращаются в СССР, Мари с Серёжей пересекают болгарско-греческую границу и оказываются на Западе. В финальном титре сообщается, что Алексею было разрешено уехать во Францию только в годы перестройки, в 1987 году.

В ролях

В главных ролях

  • Сандрин Боннэр — Мари Головина, француженка, жена Алексея
  • Олег Меньшиков — Алексей Головин, врач, русский эмигрант, муж Мари
  • Катрин Денёв — Габриэль Девеле, актриса
  • Сергей Бодров-мл. — Саша Васильев, спортсмен, любовник Мари
  • Татьяна Догилева — Ольга, соседка Головиных по коммунальной квартире, любовница Алексея, информатор МГБ.

В ролях

  • Богдан Ступка — Бойко, полковник, дирижёр военного хора
  • Лариса Ступка — супруга полковника Бойко
  • Рубен Тапьеро — Серёжа (7 лет)
  • Эрван Байно — Серёжа (14 лет) (в титрах — Эруан Байно)
  • Григорий Мануков — Пирогов (озвучивал Никита Семёнов-Прозоровский)
  • Меглена Караламбова — Нина Фёдоровна (озвучивала Ольга Сирина)
  • Атанас Атанасов — Виктор Сергеевич (в титрах — Атанас Атанассов) (озвучивал Александр Рахленко)
  • Таня Массалитинова — Анастасия Александровна (озвучивала Светлана Старикова)
  • Валентин Ганев — Володя Петров (озвучивал Юрий Маляров)
  • Николай Бинёв — Сергей Васильевич Козлов (озвучивал Борис Быстров)
  • Рене Фере — посол Франции
  • Даниель Мартин — турецкий капитан
  • Юбер Сен Макари — советник посольства
  • Жорис Казанова — Фабиани
  • Жоэль Шапрон — переводчик в театре
  • Франсуа Карон — полицейский в Париже
  • Мария Верди — костюмерша
  • Иван Савов — средний Петров
  • Александр Столярчук — младший Петров
  • Таня Люцканова — жена инвалида
  • Юрий Яковлев — старик в коммуналке
  • Малин Крастев — пьяница
  • Иван Петров — инвалид
  • Дети в коммуналке
    • Стефан Младенов
    • Евгения Ангелова
    • Мак Маринов
  • Виара Табакова — жена пьяницы
  • Дмитрий Николов — водитель грузовика
  • Алексей Вертинский — сотрудник МГБ
  • Пётр Панчук — отец Георгий
  • Калин Яворов — Леонид Сергеевич Козлов, сын Сергея Козлова
  • Михаил Ганев — Дмитрий
  • Банко Банков — следователь
  • Робин Кофалиев — 1-й офицер
  • Пламен Манассиев — 2-й офицер
  • Максим Генчев — первый секретарь Киевского горкома КПСС
  • Крассимир Ранков — Андрон
  • Эмиль Марков — кавказец
  • Неонила Белецкая — Ирина
  • Игорь Караленко — опоздавший танцор
  • Олег Лисогор — Анатолий
  • Тамара Александрова — отборщица
  • Иордан Господинов — таксист
  • Валентин Танев — полицейский
  • Александр Стоянов — офицер КГБ
  • Цветана Мирчева — работница завода

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Сергей Бодров-ст.
    • Рустам Ибрагимбеков
    • Луи Гардель
    • Режис Варнье
  • Режиссёр-постановщик: Режис Варнье
  • Композитор: Патрик Дойл
  • Оператор-постановщик: Лоран Дайан (A.F.C.)
  • Художники-постановщики:
    • Владимир Светозаров
    • Алексей Левченко
  • Режиссёр монтажа: Эрве Шнейд (A.C.E.)
  • Болгарский симфонический оркестр, SIF 309, Болгарское национальное радио
    • Дирижёр: Джеймс Ширмэн
  • Соло на фортепиано: Эмануэль Акс
  • Ансамбль песни и пляски украинской армии
    • Художественный руководитель: Виталий Холовчук
  • Продюсеры:
    • Ив Мармион (UGC YM)
    • Игорь Толстунов (НТВ-Профит)
  • Копродюсер: Александр Роднянский (Студия 1+1)

Награды и номинации

Премия Категория Лауреаты и номинанты Результаты
«Золотой глобус-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Оскар-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Сезар-2000» Премия «Сезар» за лучший фильм Номинация
Премия «Сезар» за лучшую женскую роль Сандрин Боннер Номинация
Премия «Сезар» за лучшую режиссуру Режис Варнье Номинация
Премия «Сезар» за лучшую музыку к фильму Патрик Дойл Номинация
МФ фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва) Приз «Сталкер» Александр Роднянский Победа

Факты

  • Основное действие фильма разворачивается в послевоенном Киеве: героев поселили в знаменитый двор с аистами, что на улице Лютеранской. Натурные съемки фильма проводились в Киеве, Одессе и Софии.
  • Одна из сцен фильма Брайана Де Пальма «Роковая женщина» (2002) по сюжету происходит на Каннском фестивале во время премьеры фильма «Восток-Запад».
  • Олег Меньшиков играл свою роль, не зная французского языка, — он разучивал свою роль полностью на слух. После каждого съёмочного дня он учил французский текст, записанный ему ассистентом русскими буквами, для съёмок следующего эпизода.

Киноляпы

  • Действие фильма происходит в 1946 году, при этом в ответ на просьбу героини Сандрин Боннер о встрече с французским консулом агент МГБ перед тем, как её ударить, отвечает: «А с английской королевой не хочешь?» Тем не менее монархом Великобритании на тот момент был король Георг VI.
  • В одной из сцен, где действие происходит в Киеве, герои Меньшикова и Боннер стоят напротив здания с надписью «Министерство на отбраната», что означает «Министерство обороны» по-болгарски. И это при том, что героиня Боннер пришла по сценарию в Министерство внутренних дел.

Ссылки

  • «Восток-Запад» на сайте RussianCinema
  • «Восток-Запад» на сайте РусКино.Ру
  • «Восток-Запад» (англ.) на сайте Internet Movie Database


Эта страница в последний раз была отредактирована 27 января 2023 в 13:15.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Восток-Запад

Восток-Запад
фр. Est-Ouest
Постер фильма
Жанр драма
исторический фильм
мелодрама
Режиссёр Режис Варнье
Продюсер Ив Мармион (UGC YM)
Игорь Толстунов (НТВ-Профит)
Автор
сценария
Сергей Бодров-старший
Рустам Ибрагимбеков
Луи Гардель
Режис Варнье
В главных
ролях
Сандрин Боннер
Олег Меньшиков
Сергей Бодров-мл.
Татьяна Догилева
Катрин Денёв
Оператор Лоран Дайан
Композитор Патрик Дойл
Кинокомпания UGC YM — France 3 Cinema (Франция)
НТВ-Профит (Россия)
Гала Фильм (Болгария)
Mate Productions (Испания)
Длительность 121 минута
Страна Flag of France.svg Франция
Flag of Russia.svg Россия
Flag of Ukraine.svg Украина
Flag of Bulgaria.svg Болгария
Flag of Spain.svg Испания
Язык французский
русский
Год 1999
IMDb ID 0181530

«Восток-Запад» (фр. Est-Ouest) — художественный фильм режиссёра Режиса Варнье, совместного производства Франции, Болгарии, Украины, России и Испании 1999 года.

Фильм снят по мотивам автобиографической книги Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни».

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
    • 2.1 В главных ролях
    • 2.2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Награды и номинации
  • 5 Факты
  • 6 Ссылки

Сюжет

…Июнь 1946 года. На адреса посольств СССР во Франции, Болгарии, Югославии приходит сообщение…

«Всем бывшим подданным Российской Империи, покинувшим Россию после Революции 1917 года, всем, кто того желает, будет выдан советский паспорт. Новые граждане СССР могут просить о репатриации на Родину».

Тысячи из них вернулись домой, — последние путники мрачного лихолетья, которое оставило на дорогах Европы более тридцати миллионов мужчин, женщин и детей.

Фильм описывает события конца 1940-х годов, когда на волне послевоенного патриотизма многие русские эмигранты репатриировались в СССР. Русский — Алексей Головин с женой (француженкой Мари), приехав в СССР, воочию столкнулись с жуткими реалиями сталинского тоталитаризма. Почти всех прибывших с ними на пароходе отправили в лагеря или расстреляли.

С судьбами главных героев переплетены и жизни соседей по коммунальной квартире: Ольги — осведомительницы НКВД, Анастасии Александровны, вынужденной почти забыть о своём благородном происхождении, и её внука Саши, талантливого спортсмена…

В ролях

В главных ролях

  • Сандрин Боннер — Мари Головина
  • Олег Меньшиков — Алексей Головин, врач, русский эмигрант
  • Катрин Денёв — Габриэль Девеле
  • Сергей Бодров-мл. — Саша Васильев
  • Татьяна Догилева — Ольга, хамоватая стукачка

В ролях

  • Богдан Ступка — Бойко, полковник
  • Рубен Тапьеро — Серёжа (7 лет)
  • Эруан Байно — Серёжа (14 лет)
  • Григорий Мануков — Пирогов (озвучивал Никита Семёнов-Прозоровский)
  • Меглена Караламбова — Нина Фёдоровна (озвучивала Ольга Сирина)
  • Атанас Атанасов — Виктор (в титрах — Атанас Атанассов) (Александр Рахленко)
  • Таня Массалитинова — Анастасия Александровна (озвучивала Светлана Старикова)
  • Валентин Ганев — Володя Петров (озвучивал Юрий Маляров)
  • Николай Бинев — Сергей Васильевич Козлов ( озвучивал Борис Быстров)
  • Рене Фере — посол Франции
  • Даниель Мартин — турецкий капитан
  • Юбер Сен Макари — советник посольства
  • Жорис Казанова — Фабиани
  • Жоэль Шапрон — переводчик в театре
  • Франсуа Карон — полицейский в Париже
  • Мария Верди — костюмерша
  • Иван Савов — средний Петров
  • Александр Столярчук — младший Петров
  • Таня Люцканова — жена инвалида
  • Юрий Яковлев — старик в коммуналке
  • Малин Крастев — пьяница
  • Иван Петров — инвалид
  • Дети в коммуналке
    • Стефан Младенов
    • Евгения Ангелова
    • Мак Маринов
  • Виара Табакова — жена пьяницы
  • Дмитрий Николов — водитель грузовика
  • Алексей Вертинский — 1-й полицейский
  • Пётр Панчук — отец Георгий
  • Калин Яворов — Леонид Сергеевич Козлов, сын Сергея Козлова
  • Михаил Ганев — Дмитрий
  • Банко Банков — следователь
  • Робин Кофалиев — 1-й офицер
  • Пламен Манассиев — 2-й офицер
  • Максим Генчев — мэр Киева
  • Крассимир Ранков — Андрон
  • Эмиль Марков — кавказец
  • Неонила Белецкая — Ирина
  • Игорь Караленко — опоздавший танцор
  • Олег Лисогор — Анатолий
  • Тамара Александрова — отборщица
  • Иордан Господинов — таксист
  • Валентин Танев — полицейский
  • Александр Стоянов — офицер КГБ
  • Цветана Мирчева — работница завода

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Сергей Бодров-ст.
    • Рустам Ибрагимбеков
    • Луи Гардель
    • Режис Варнье
  • Режиссёр-постановщик: Режис Варнье
  • Композитор: Патрик Дойл
  • Оператор-постановщик: Лоран Дайан (A.F.C.)
  • Художники-постановщики:
    • Владимир Светозаров
    • Алексей Левченко
  • Режиссёр монтажа: Эрве Шнейд (A.C.E.)
  • Болгарский симфонический оркестр, SIF 309, Болгарское национальное радио
    • Дирижёр: Джеймс Ширмэн
  • Соло на фортепиано: Эмануэль Акс
  • Ансамбль песни и пляски украинской армии
    • Художественный руководитель: Виталий Холовчук
  • Продюсеры:
    • Ив Мармион (UGC YM)
    • Игорь Толстунов (НТВ-Профит)
  • Копродюсер: Александр Роднянский (Студия 1+1)

Награды и номинации

Премия Категория Лауреаты и номинанты Результаты
«Золотой глобус-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Оскар-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Сезар-2000» Премия «Сезар» за лучший фильм Номинация
Премия «Сезар» за лучшую женскую роль Сандрин Боннер Номинация
Премия «Сезар» за лучшую режиссуру Режис Варнье Номинация
Премия «Сезар» за лучшую музыку к фильму Патрик Дойл Номинация
МФ фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва) Приз «Сталкер» Александр Роднянский Победа

Факты

  • Основное действие фильма разворачивается в послевоенном Киеве: героев поселили в знаменитый двор с пеликанами, что на Большой Васильковской.
  • Одна из сцен фильма Брайана Де Пальма «Роковая женщина» (2002) по сюжету происходит на Каннском фестивале во время премьеры фильма «Восток — Запад».
  • Олег Меньшиков играл свою роль, не зная французского языка, — он разучивал свою роль полностью на слух. После каждого съемочного дня он учил французский текст, записанный ему ассистентом русскими буквами, для съемок следующего эпизода.

Ссылки

q: Восток-Запад в Викицитатнике
  • «Восток — Запад» на Russiancinema
  • «Восток — Запад» на Рускино.ру
  • «Восток-Запад» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Уроки геометрии. «Восток ‒ Запад», режиссер Режис Варнье

«Восток — Запад»

Авторы сценария С.Бодров, Р.Ибрагимбеков,
Луи Гардель, Режис Варнье
Режиссер Режис Варнье
Оператор Лоран Дайан
Художники В.Светозаров, А.Левченко
Композитор Патрик Дойль
Звукорежиссер В.Тарасов
В ролях: О.Меньшиков, Сандрин Боннер, С.Бодров-мл., Т.Догилева, Б.Ступка, Катрин Денев и другие
UGC-YM, France 3 Cinйma, НТВ-ПРОФИТ, «Гала Фильм»,
Matй Productions
Франция — Россия — Болгария — Испания
1999

Название художественного произведения зачастую говорит о нем даже больше, чем того желали бы его создатели. При известной романтической настроенности Восток и Запад в названии картины Режиса Варнье можно было б счесть именами главных персонажей — как Тристана и Изольду, как Ромео и Джульетту. Но между двумя сторонами света, подчиняющимися тем же законам, что и любовь, Режис Варнье ставит не соединительный союз «и», а сухое решительное тире.

Тире — это прямая линия, соединяющая пункты А и Б, кратчайшее расстояние между двумя точками. Тире-то, как мне представляется, и становится основным элементом фильма. Проведя в титрах свою первую прямую, далее Режис Варнье в течение 121 минуты экранного времени со старательностью, достойной похвалы Евклида, вычерчивает параллели к ней.

Попробуем изобразить все это на листе бумаги. Слева — Запад, справа — Восток. Первая стрелочка идет слева направо: кончилась вторая мировая война, и тысячи русских эмигрантов, не в силах противиться тому компасу, что есть внутри каждого из нас, почему-то верят Сталину, позвавшему их домой, и едут в Россию. На Восток. Пароход достигнет Одессы, блудные сыновья сойдут на берег, и Родина-мать тут же пристрелит одного из них за излишнюю резвость. От этого вы-стрела компас вздрогнет, стрелка скакнет в обратную сторону и даже самых патриотичных потянет с Востока на Запад.

От общего Варнье ведет к частному. В толпе репатриантов камера указывает на супружескую пару с ребенком: врач Алексей Головин (Олег Меньшиков) — функция Востока и его верная Мари (Сандрин Боннер), последовавшая за мужем, — функция Запада. Ради спасения семьи Алексей, ставший жертвой собственной ностальгии, тут же в порту вербуется в сексоты (героям Меньшикова со времен «Утомленных солнцем» это, впрочем, не впервой).

Дальше в правой, восточной части своего ватмана Режис Варнье в содружестве со сценаристами С.Бодровым и Р.Ибрагимбековым, приглашенными в качестве знатоков Востока, несколькими линиями вычерчивает дом для своих героев. Но это не домик с трубой, как его обычно рисуют дети, а дом по-советски, по-восточному — kommunalka в городе Киеве. Один из художников, получивших заказ нарисовать (в буквальном смысле слова) такую коммуналку, — Владимир Светозаров, работавший у Алексея Германа на фильме «Хрусталев, машину!». Но у Германа каждый кадр послевоенной жизни был заполнен безумными и одновременно обыденными вещами, а Варнье в своем фильме строит просто типическую коммунальную квартиру, которую каждый советский человек может, едва прикрыв глаза, воссоздать в своем воображении. Вот по такому черному, висящему на стене телефону говорил герой Меньшикова в «Покровских воротах» лет двадцать назад и на таких же вспученных и выцветших обоях тетя записывала номера его поклонниц.
Четыре стены коммуналки становятся метафорой «тюрьмы Советов». В это замкнутое пространство Варнье с ловкостью геометра вписывает еще и два треугольника: в большом любовном треугольнике супружеская пара Головиных дополнена юным соседским пловцом Сашей (Сергей Бодров-мл.), а в треугольнике менее важном третьей стороной ненадолго становится безмужняя соседка Ольга (Татьяна Догилева), берущаяся утешить Алексея.

Из безвыходного советского ужаса первым выбирается Саша (заточенным карандашиком ведем стрелочку влево, по направлению на запад). Подобно одному известному соотечественнику Режиса Варнье, он сбегает из этого мрачного, занимающего шестую часть Земли замка Иф вплавь, а Мари, помогавшая нарушителю государственной границы, оказывается в натуральной кутузке, то есть в еще более замкнутом пространстве.

Потом умирает Сталин, Мари выходит из лагеря, едет с мужем-передовиком в Болгарию. И тут на нашей схемке нежданная стрелочка сверху: для того чтоб спасти Мари, ex machina спускается deus с лицом Катрин Денев. Она известная актриса, поклявшаяся помочь соотечественнице много лет назад во время своих гастролей в Киеве, а Головин все эти годы, оказывается, переписывался с ней, сговариваясь в письмах о побеге. Катрин Денев пихает Мари с сыном in machinam, дает французский паспорт и везет в посольство — Восток позади. И, наконец, заключительные титры сообщают: тридцать лет спустя, уже при Горбачеве, свой путь с Востока на Запад совершил последний герой — Алексей Головин.

Итак, чертеж завершен, все прямые линии проведены, а кривые Режис Варнье в своей картине и не жалует. Карта и картина мира представлены у него, в сущности, в абсолютно манихейском духе: добро есть добро, зло есть зло, и вместе им не сойтись. Действуют в фильме типические герои в типических обстоятельствах — не люди, а винтики, закрученные эпохой. Вот очкастый чекист, в глазах которого светится садистский огонек, когда он избивает женщину, вот засушенная селедка-директорша, изъясняющаяся только скрипучими партийными лозунгами, а вот карамельный комсомолец Саша, произносящий сладкое слово «свобода» так сладко, что аж зубы сводит.

У меня не хватит духу упрекнуть Сергея Бодрова-младшего в беспомощной игре, поскольку в сценарии для его персонажа не создано ничего, кроме плоского трафарета, и психологические мотивировки Сашиных поступков не очень понятны. К примеру, совершенно неубедительной выглядит предпринятая парнем попытка самоубийства после успешного побега на Запад.
Характеры в фильме именно что прочерчены, а не прорисованы, и только двоим — Сандрин Боннер и Олегу Меньшикову — удается сделать свои роли более объемными. Меньшиков и Боннер — в сущности, актеры близкого склада, и в лицах обоих читается скрытая печаль и утонченная нервность. И еще: и тот и другая умеют длить паузу на экране, что свойственно только большим артистам. (Один из последних фильмов, где снялась Сандрин Боннер, — «Секретная защита» Жака Риветта. Около двадцати минут экранного времени она не произносит ни слова — выходит из дома, едет в метро, покупает билеты на вокзале, долго-долго едет в поезде, а зритель не отрывает глаз от ее печального лица. Один из последних фильмов, где снялся Олег Меньшиков, — фальшивейшая «Мама» Дениса Евстигнеева. И, пожалуй, только одна по-настоящему сильная сцена есть в этой картине: когда Мордюкова и Меньшиков долго и пристально смотрят друг на друга не отрывая глаз.

Но Меньшиков и Боннер — все же исключения, и иногда кажется, что фильм «Восток — Запад» сродни средневековому моралите, чуравшемуся психологии. Коллективного героя по имени Восток играют в основном злые, жестокие люди с рабской душой, а коллективного героя по имени Запад — в основном свободолюбивые французы и те русские, что хорошо говорят по-французски.
Что и говорить? У француза есть основания назвать советскую Россию страной рабов, и обижаться нам на него по меньшей мере неразумно. Точно так же следует задним числом признать и правоту Рональда Рейгана: СССР был самой настоящей империей зла, без всяких там метафор и преувеличений. За дверьми нашей коммунальной квартиры по имени «семья народов», откуда никогда не выносился сор, почти все лгали, многие доносили и позволяли жестоким правителям убивать себя и издеваться над собой. Все это — несомненное зло, и понятен ужас француженки, наблюдающей в нашей обычной коммунальной квартире, что такое либерте-эгалите-фратерните по-советски. Кажется, что урожай всех революций XIX — начала XX века мы с французами поделили, как медведь с мужиком в русской сказке: хитрый французский крестьянин забрал себе вершки — то есть свободу, а на долю неуклюжего русского медведя остались корешки — то бишь равенство. Плюс в качестве утешения еще коммунальное братство в придачу.

«Свобода против равенства» — так можно было бы вкратце выразить один из главных аспектов ленты Режиса Варнье. Слово «свобода» звучит с экрана часто, но после фильма кажется, что его за все время ни разу не произнесли по-русски, а только по-французски. Слово «равенство» не произносится, но это понятие представлено прежде всего визуально: одинаково безлико одетые
люди, одинаковые кабинеты руководящих работников с портретом тирана на стене, одинаково угрюмое выражение лиц.

Зло в СССР действительно было возведено в правило, и Режис Варнье, вычерчивающий устройство своей антиутопии, формально прав. Но жизнь редко подчиняется законам Евклида, а уж в России и подавно. Как известно, строгость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения, и, что ни говори, все-таки неспроста именно в России родился Лобачевский, впервые столкнувший одну с другой параллельные прямые.

Впрочем, страна, которую показывает Варнье, вообще вряд ли может быть названа Россией или Советским Союзом. Это просто абстрактный Восток, столь же плоский, сколь и населяющие его персонажи, и не зря в фильме Киев путается с Софией (в кадр случайно влезает болгарская надпись на здании, которое предложено считать украинским Министерством внутренних дел, — «Министерство на отбраната»).

Государство, которое снимает Варнье, так же не похоже на Россию, как и мифическая страна, снятая в «Сибирском цирюльнике». Режиссер Михалков поместил актера Меньшикова в «Россiю, которую мы не находили», в страну-деву, которой некогда правили великий царь Александр III и великий композитор Моцарт. Варнье при работе над своим фильмом сотрудничал с тем же сценаристом, что и Михалков в «Сибирском цирюльнике», — с Рустамом Ибрагимбековым. Но согласно географическим представлениям француза, устройство общества на нашей обширной территории ближе к Оруэллу, нежели к Мору. Наверное, Михалков с Варнье просто рассматривали мое отечество в разных аксонометрических проекциях.

В 2016 году на телеканале «Домашний» вышел первый сезон сериала «Восток-Запад». Сериал очень понравился зрителям, поэтому было решено снять второй сезон. В 2018 году состоялась премьера второго сезона. Теперь телеканал частенько повторяет сериал для своих зрителей, которые хотят пересмотреть. В данной статье вы сможете прочитать краткое содержание всех серий сериала.

1 сезон

1 серия

Семейную жизнь Татьяны и Игоря Мельниковых омрачает одно досадное обстоятельство — отсутствие детей. Неожиданно у Игоря намечается командировка в Турцию, и Татьяна решает составить ему компанию в поездке. В Стамбуле пара отправляется на консультацию в клинику репродуктивной медицины. По пути происходит непредвиденная ситуация — Игорь спасает мужчину от попадания под колеса машины, который в итоге оказывается разыскиваемым ими врачом. После посещения клиники Игорь улетает на съезд инвесторов, а Татьяна решает остаться в Стамбуле. Во время прогулки у нее крадут кошелек, а единственным человеком, кто может ее выручить, оказывается репродуктолог Кемаль.

2 серия

Невеста Кемаля устраивает жениху истерику и грозит увольнением из отцовской клиники. Селим рассказывает семье, что когда с помощью инвестиций Игоря они построят отель, у них наконец-то появятся деньги на операцию дочери-инвалиду Нергиз. В бутик Айлин приходит новый помощник Картал, и предлагает ей бизнес-план для улучшения финансового положения компании. Татьяна выселяется из гостиницы и отправляется в аэропорт, где неожиданно встречает Кемаля.

3 серия

Потеряв сознание в зале суда, Татьяна попадает в больницу и там узнает, что она беременна. Тем временем в Турции Кемаль занимается подготовкой к помолвке и безуспешно пытается дозвониться до Мельниковой. Ассистентка Кемаля отправляет на почту Игоря результаты их медицинских анализов.

4 серия

Игорь не говорит жене о письме, полученном из клиники. Кемаль рассказывает о своих чувствах к Татьяне младшей сестре Нергиз, и она уговаривает его отправиться в Россию и побороться за свои чувства. В аэропорту Кемаля встречает Игорь.

5 серия

Кемаль возвращается в Стамбул. По совету мамы Татьяны, Игорь отвозит девушку в санаторий на время ремонта в их квартире. Пока жена далеко, он решает воспользоваться ситуацией и изменяет ей с коллегой из турецкой делегации. Татьяна случайно обнаруживает в почте Игоря письмо из клиники.

6 серия

Кемаль говорит Айлин, что собирается расторгнуть помолвку. Это приводит девушку в ярость, и она разрушает витрину своего магазина. Срабатывает сигнализация, но Картал успевает приехать раньше полиции и заминает инцидент со стражами правопорядка. Кемаль ищет Татьяну по всему городу, но его поиски оказываются безрезультатными.

7 серия

Кемаль рассказывает своим родителям о Татьяне, однако они отказываются принимать ее в свою семью. Айлин врет отцу, что Кемаль склонил ее к интимным отношениям. Тот, в свою очередь, клянется, что отомстит бывшему жениху дочери. Тем временем Игорь выясняет, что именно Селим строит отель, в который собиралась инвестировать его фирма.

8 серия

Нергиз назначают операцию в Германии. Селим никому не признается, что за операцию нечем платить. Татьяна и Кемаль прилетают в Москву, но его не пропускает пограничная служба: из-за давней драки с Игорем въезд в страну для него закрыт. Кемаль уверяет девушку, что для ребенка будет лучше, если она останется с ним в России.

9 серия

Айлин в бешенстве из-за того, что ее отец выслал Кемаля из Турции, и просит вернуть его на родину. Элмас понимает, что счастливая жизнь ее близких под угрозой: сын связался с русской девушкой, дочь проводит дни в инвалидном кресле, а муж готов покончить с собой из-за долгов семьи. Элмас едет к Эрдему, отцу Айлин. Во время пешей прогулки Татьяна чувствует сильную тянущую боль в животе, и Кемаль решает отвезти ее в больницу.

10 серия

Кемаль вместе с Татьяной отправляются в небольшое путешествие с целью посетить места, где он часто бывал в детстве. Во время поездки пара застревает в горах и ночует у странного старца, который оказывается местным имамом. Кемаль просит у него совета, как ему следует поступить в сложившейся ситуации. В это время в России мать Татьяны попадает в больницу.

11 серия

Имам помогает Татьяне и Кемалю выбраться из горной деревушки. Они попадают в прекрасный отель, где Кемаль наконец-то рассказывает Татьяне о предстоящей свадьбе и просит ее стать второй женой. Айлин открывает кондитерскую, и в этот же день Картал признается ей в любви.

12 серия

Прошло время. Татьяна уже на восьмом месяце беременности. Она работает в компании Ибрагима юристом, куда по знакомству ее устроил Кемаль. В Турцию в качестве «группы поддержки» приезжает Светлана: сегодня день свадьбы Кемаля, и Татьяне как никогда нужна помощь подруги. Тем временем суд наконец-то оформляет развод Мельниковых.

13 серия

В первую же брачную ночь Кемаль серьезно ссорится с Айлин и уезжает от нее. Татьяны нет дома, и мужчина начинает подозревать, что она его бросила. Светлана приводит Кемаля в чувство и решает помочь в поисках подруги. Спустя пару часов они находят девушку в больнице.

14 серия

Все свое свободное время Кемаль проводит с сыном и Татьяной, а домой приходит только ночевать. Айлин узнает, что у Кемаля родился сын, и делает хитрый ход: предлагает мужу почаще бывать у них в доме с сыном. Их отношения налаживаются, а вот с Татьяной у Кемаля назревает серьезный конфликт.

15 серия

В России отмечают Новый год, и Татьяна грустит, что в Турции нет подобной традиции. На этой почве у нее возникает недопонимание с Кемалем: он не видит смысла в этом празднике. В свою очередь, девушка ставит перед ним условие: никакой близости, пока он женат. Хлопнув дверью, Кемаль уходит.

16 серия

У Игоря начинается роман с юристом Натальей, которая вела его бракоразводный процесс. Татьяна сообщает Кемалю, что выходит на работу. Данное известие приводит его в бешенство, и после серьезной ссоры Татьяна предлагает ему сделать паузу в отношениях. На эмоциях Кемаль едет в кондитерскую Айлин.

17 серия

В заброшенном гараже полиция находит машину Татьяны со следами вмятин и крови. Татьяна говорит Кемалю, что больше не может терпеть эту ситуацию, в которой она и сын выполняют функцию запасного аэродрома. Ольга Павловна получает уведомление из УГРО, адресованное Татьяне, с требованием явиться на допрос в качестве свидетеля. Ольга Павловна, не вникая в ситуацию, пересылает письмо дочери и рассказывает Игорю о скором приезде Татьяны с ребенком.

18 серия

Игорь и Наталья обсуждают риски положения Татьяны. Картал ставит Айлин ультиматум: либо она уходит от мужа, либо их отношения закончены. Игорь просит Дмитрия обеспечить ему алиби и уверяет брата, что Татьяне ничего не угрожает.

19 серия

Айлин принимает окончательное решение — сохранить семью и остаться с мужем и маленьким Османом-Александром. Татьяна проводит ночь в КПЗ. Вместе с матерью Татьяна решает вывезти сына из Турции. Ольга Павловна настроена воинственно и готова ехать в Стамбул спасать внука. Татьяна находит себе нового адвоката. Наталья проводит собственное расследование и приходит к неожиданному выводу.

20 серия

В доме Кемаля и Айлин собрались две семьи, чтобы отметить день рождения Османа-Александра. В самый торжественный момент появляются Татьяна и Ольга Павловна, которые требуют отдать ребенка. Но Кемаль отказывает им. Наталья сообщает Игорю, что Татьяну оправдали, и она уехала в Турцию, а на истинного преступника выписан ордер на арест. Картал приезжает к матери и заявляет ей, что женится на первой попавшейся девушке, если она окажется порядочной.

21 серия

Попытка похищения Османа-Александра заканчивается крахом: Татьяну с ребенком на руках останавливают Нергиз и Орхан. Кемаль грозит Татьяне судом и лишением родительских прав. Татьяна обращается к Ибрагиму с просьбой выступить в роли ее адвоката и подать встречный иск.

22 серия

На судебном процессе адвокат Кемаля подтасовывает факты и лжет, выставляя Татьяну в непристойном свете. Также он представляет суду заключение невропатолога о плачевном состоянии здоровья Осман-Александра. Кемаль в приступе ревности бросается на Ибрагима с кулаками, и слушание откладывается.

23 серия

Решение суда оказывается жестоким и несправедливым. Право воспитывать ребенка остается за Кемалем и Айлин, а Татьяне разрешено видеть сына не больше шести часов в день, и лишь под наблюдением органов опеки. Однако Кемаль не рад победе, ведь единственное, чего он хочет — воссоединиться с Татьяной.

24 серия

Кемаль собирается оспорить решение суда и просит у Татьяны дать ему еще один шанс. Ибрагим признается девушке в любви и предлагает стать его женой. А у Игоря появляется хитрый план, как вернуть свою бывшую жену. Кого все-таки выберет Татьяна? И как отец Кемаля отреагирует на новость о том, что именно его сын виноват в заморозке строительства отеля, на который семья возлагала большие надежды?

2 сезон

1 серия

Две девушки – Настя и Вика – приезжают в Турцию работать аниматорами. У них забирают паспорта, привозят в загородную гостиницу. Игорь выдвигает Тане свои условия касательно сына, дает время подумать и сообщить Кемалю. Таня пытается рассказать об анализах ДНК Кемалю, но тот занят открытием своей больницы. Игорь возвращается домой, Наташа говорит ему что беременна. Игорь делает предложение Наташе и отказывается от своих претензий на сына Османа. Таня рассказывает Кмеалю, что Осман не его сын. Гюлер, Айлин и Армаан выбираются к побережью покутить. Гюлер встречает русского парня и уходит с ним. Из-за этого Айлин не может расплатиться за ужин в ресторане. Константин Николаевич и Ольга Павловна женятся. Света и Паша узнают, что для оформления ипотеки необходима постоянная работа. Света пытается на нее устроится…

2 серия

Настя и Вика узнают, что их похитили, он их выкупил Кадир, и им необходимо отработать эти деньги. За Гюлер ухаживает русский парень Андрей, Армаан уходит от Эрдема и начинает жить у Гюлер. Таня и Кемаль пытаются жить как раньше, но у них не получается. Кемаль тяжело переживает новость о том, что Осман не его ребенок. Кемаль приходит к Гюлер, просит проверить данные, но Гюлер говорит, что анализы точны. Светлану штрафуют на работе. Ольга Павловна и Константин Николаевич прилетают к Тане в Турцию. После падения с лестницы Нергиз, Кемаль хочет нанять сиделку, несмотря на ее возражения. Кемаль и Таня вместе со своими родителями открывают клинику Кемаля. Игорь и Наташа узнают, что их будущий ребенок мертв…

3 серия

Кадир предлагает Насте и Вике работать в ресторане, раскручивать богатых клиентов на дорогую выпивку. Девушки знакомятся с хозяйкой ресторана Еленой и ее помощницей Бьянкой. Из-за проблем с деньгами, Айлин обращается к Эрдему, но тот денег не дает. Айлин закладывает кольцо и раздает долги. Эрдем присылает машину за Армаан, но та вместе с шофером присылает газеты… Таня и Кемаль не могут прийти к соглашению относительно обряда обрезания Османа. Игорь делает Наташе предложение. Ольга Павловна ссорится с Константином Николаевичем и в ходе этой ссоры ломает картину, которую им подарили Селим и Элмас. В картине обнаруживается старинная военная медаль.

4 серия

На семейном обеде Кемаля, Тани и родителей, вскрываются все секреты, что приводит к ссоре. Айлин и Армаан идут в парикмахерскую, в это время Эрдем приезжает мириться, говорит в закрытую дверь, и уезжает разозленный, считая, что Армаан была дома, но не впустила его и набивает себе цену. Армаан приходит домой, но Эрдем выгоняет ее. Айлин понимает, что беременна. Нергиз отказывает сиделкам, пока не приходит Лейла, которая не сиделка, а швея и ошиблась адресом. Нергиз нанимает ее и как сиделку, и чтобы шить свадебное платье. В свой первый выход «на работу» Вика и Настя мило общаются с племянником шейха, но ехать с ним в отель отказываются. Игорь покупает для Наташи щенка и говорит ей, что улетает по делам в Берлин.

5 серия

Игорь с Кемалем дерутся. Игорь выдвигает свои условия – ребенок живет в России, время они делят 50 на 50. Кемаль принимает решение оставить Турцию и поехать в другую страну за любимой женщиной и чужим ребенком. Армаан не хочет возвращаться к Эрдему. Гюлер пытается помирить отца с мамой. Настя и Вика пишут записку, в которой просят о помощи и прячут ее возле магазина. Ольга Павловна заходит в антикварный магазин, чтобы оценить медаль, найденную в картине и знакомится с владельцем магазина – Волканом. Гюлер встречается с Андреем, но они постоянно ссорятся. Айлин рассказывает Гюлер, что беременна от Кемаля. Свете смертельно надоела ее работа, но они с Пашей очень хотят свою квартиру. Айлин говорит Кемалю, что ждет от него ребенка.

6 серия

Лейла считает, что Нергиз притворяется инвалидом, потому что болезнь у неё наследственная, но ни у кого из родственников такой болезни нет. Ольга Павловна в России встречается с Надей, чья дочь пропала в Турции, поехав туда работать аниматором. Ольга Павловна обещает обратиться к Тане, которая постарается ей помочь. Вика не приносит доход и хозяйка ресторана собирается отправить ее Кадиру. Настя говорит Хозяйке, что Вика девственница, поэтому у нее не получается кокетничать с мужчинами. Кемаль покупает землю под дом. Кемаль считает, что у Айлин ребенок от Картала. Игорь говорит Наташе, что Таня с Османом приезжают в Россию и Осман-Саша будет половину времени проводить у них дома. Армаан возвращается домой, но считает, что Эрдем ее не любит. У Гюлер начинается роман с Андреем.

7 серия

Кемаль никак не может привыкнуть к новой для него реальности и периодически попадает в мелкие неприятности. Тане приходится вызволять Кемаля из психиатрической клиники, в которую тот приходит зa справкой. Игорь ссорится с Кемалем, обвиняя его и Таню в том, что они не дают ему встречаться с ребёнком. В честь рубиновой свадьбы Константин Николаевич дарит Ольге Павловне путёвку в санаторий. Тем временем у Ольги Павловны и Волкана развивается роман. Настя «разводит» пьяного клиента на крупную сумму, но вызывает недовольство хозяйки заведения. На первый раз Настю с Викой прощают, но теперь девочки понимают, что вырваться из этого места у них не получится. Айлин узнаёт, что Картал на самом деле обручён с какой-то женщиной из Германии. Она пытается продать его бриллиантовое ожерелье, но даже оно оказывается поддельным.

8 серия

Таня, Кемаль, Игорь и Наташа идут к психологу, где вновь ссорятся. Психолог акцентирует внимание всех на ребенке и предлагает постепенный подход. Кемаль и Таня привозят Сашу к Игорю. К Кемалю в России очередь из пациентов, а вот у Мурата, который стал начальником клиники в Турции, увольняются сотрудники. Мурату предлагают заняться суррогатным материнством, что в Турции запрещено. Настя предлагает Вике бежать, Вика соглашается. Об этом предложении слышит Бьянка. Кадир говорит Хозяйке, что у него есть клиент, который готов заплатить крупную сумму за ночь с девственницей. Хозяйка обещает подумать.

9 серия

Ольга Павловна едет в Турцию, чтобы сказать Волкану твердое «нет», но оказывается неспособна устоять против его очарования. Осман-Саша остается наедине со щенком, которыйво время игры царапает мальчику лицо. Игорь отвозит Сашу-Османа в больницу, а Снежка в гневе убивает. Кемаль развлекается на вечеринке у коллег, и так увлекается, что забывает про сына. Хозяйка клуба предлагает Насте провести ночь с племянником шейха. Он может оплатить долг Кадиру, и тогда девочки станут свободны… Какое решение примет Настя?

10 серия

Кемаль обнаруживает труп щенка и в ужасе пытается увести Османа-Сашу. Между Игорем и Кемалем происходит очередная ссора, в результате которой Игорь получает травму ноги.Бьянка плетёт собственную паутину интриг, настраивая Вику против Насти. Настя напивается и рассказывает всю правду ухажёру Вики. Ольга Павловна разрывается между чувствами к Волкану и желанием вернуться домой. Волкан требует, чтобы она разошлась с Константином Николаевичем. Айлин отправляет Армаан к Эрдему, выполняя свою часть сделки.

11 серия

Ольга Павловна мечется меж двух огней: с одной стороны у неё есть страстный Волкан, а с другой — спокойный и миролюбивый Константин. Айлин едва не становится жертвой преступника, решившего ограбить ломбард. Кемаль хочет попробовать себя в роли Деда Мороза и вызывается заменить Игоря на детском утреннике. В клинике Лейла знакомится с мужчиной, который предлагает ей стать суррогатной матерью. Ухажёр Вики рассказывает о возможном плане спасения, вот только его предложение не распространяется на Настю…

12 серия

Армаан решает навестить Гюлер и случайно прерывает её свидание с Андреем на самом интересном моменте. В ходе откровенного разговора Таня признается, что навещала Игоря вбольнице, а Кемаль рассказывает о ребенке Айлин. Айлин придумывает способ опознать преступника среди кандидатов в полицейском участке. Ольга Павловна и Константин Николаевич вместе вспоминают трогательные моменты из совместной жизни, но Волкан не даёт о себе забыть. Вика отправляется с клиентом в гостиницу, уверенная, что едет навстречу своей свободе…

13 серия

Армаан выигрывает суд и становится владелицей огромного состояния. После этого Эрдему не остаётся ничего другого, кроме как переехать в дом к Гюлер. Айлин слишком обиженана Кемаля, чтобы вот так просто воссоединиться с ним. Она хочет заставить его испытать те же горькие чувства, что пережила сама. На торжественном приёме в честь открытия выставки Волкан объявляет о своей помолвке с Ольгой Павловной, но впереди её ждёт ещё один сюрприз. Света предлагает Тане сходить на концерт, а Сашу оставить с Игорем. Подруги уходят в отрыв…

14 серия

Паша находит работу своей мечты на яхте, но эта новость совсем не радует Свету. Таня изо всех сил старается сохранить в тайне свой роман с Игорем. Настя устраивает пожарв клубе и сбегает вместе с Викой, пользуясь моментом. На семейном ужине с Гюлер, Орханом, Айлин и Джиханом Армаан объявляет о своём желании как можно скорее стать бабушкой, чем сильно смущает притворщиков. Контракт Андрея заканчивается досрочно, и теперь его отношения с Гюлер под вопросом. Селим и Элмас очень ждут Кемаля и Нергиз в гости. Дождётся ли Селим встречи с детьми?

15 серия

Кемаль совсем подавлен, он тяжело переживает смерть отца и винит себя в случившемся. После отпуска Мурата на работе ждет неприятный сюрприз в лице сотрудников полиции. Таня готова возобновить отношения с бывшим мужем, но поведение Игоря вызывает у неё подозрения, и она решает проследить за ним. Экспертиза картины даёт неожиданный результат: под верхним слоем краски обнаруживается портрет неизвестного мужчины в военной форме. Ольга Павловна вызывается лично отвезти картину Кемалю. Запертая в номере с клиентом, Настя пытается освободиться. Неужели ей удастся бежать?

16 серия

Таня и Игорь отправляются в церковь, чтобы крестить Сашу. Настя покидает своё временное убежище и пытается выйти на связь с родными, однако никто не хочет ей помочь.
Волкан устраивает для Ольги Павловны настоящее романтическое путешествие: сначала прогулка на яхте, затем знакомство с местными достопримечательностями и ночь в уединённом отеле в горах. К Свете неожиданно приезжает Паша, но на свидание у влюблённых есть всего час. Клинику закрывают из-за суррогатного бизнеса Мурата. Эрдем помогает Элмас разобрать бумаги Селима и находит среди них договор о страховании жизни на крупную сумму. Насмешка судьбы или надежда на новую жизнь?

17 серия

Насте попадаются на глаза объявления о пропавшей девушке, которые расклеивала Ольга Павловна. Настя приходит к дому, адрес которого указан в объявлении. В Турцию приезжают Таня с семьей и Константин Николаевич. Они находят в квартире Настю. Таня берется помочь ей – они идут в полицию. Данные Насти с адресом Тани попадают в руки Кадиру. Константин Николаевич узнает, что Ольга Павловна не работает в газете, находит любовные записки Волкана и сталкивается с Ольгой Павловной и Волканом. Айлин вспоминает, кто та суррогатная мать, которая была на фотографии у Кемаля – это жена грабителя ломбарда. Айлин берет ее на денежное обеспечение. Андрей улетает, Гюлер остается одна. Клинику Кемалю снова разрешают открыть, а Мурата отпускают с электронным браслетом домой. Эрдем получает деньги Селима по страховке и ставит их на бирже. Света выигрывает соревнование на работе, но увольняется, окончательно поняв, что это не ее. На накопленные деньги она покупает жеребца.

18 серия

Эрдему удается сорвать на бирже куш на деньги по страховке Селима. С клиникой Кемаля не хотят связываться из-за скандала. Эрдем предлагает купить клинику у Кемаля, а самому Кемалю стать в новой клинике ведущим репродуктологом. Ольга Павловна встречается с семьей Кемаля и возвращает им картину. Кемаль и Нергиз интересуются картиной, а вот Элмас она явно неприятна. Нергиз и Лейла пытаются установить личность человека на картине. Нергиз давит на мать, и та рассказывает, что это ее прадедушка по линии отца. Кемаль, узнавший от Ольги Павловны, что Таня в Турции, встречается с ней. Ольга Павловна встречается с Константином Николаевичем возле дома Тани, просит прощения. В квартире Тани они замечают, что дверь вскрыта, а все вещи раскиданы.

19 серия

Саша пропадает на площадке и его не могут найти. Нергиз проводит расследование по поводу своего прадеда. Орхан приходит к Нергиз, говорит, что знает про вранье насчет Мерта. Нергиз не признается, что видела Орхана вместе с Гюлер, и говорит, что не хочет быть вместе с Орханом. В доме Кемаля проходит обыск: Элмас, Нергиз, Лейла и Орхан узнают о пропаже Саши. Света открывает курсы терапии, где люди должны кататься на купленном ей коне. Первым она приглашает покататься своего подчиненного с работы, но он падает. Настя в это время, не дождавшись Таню в гостинице, уходит из нее…

20 серия

Игорь получает записку от похитителей и рассказывает об условии семье. Кемаль и Таня настаивают, что нужно обратиться в полицию но Игорь против. В гостинице Игорь с Таней обнаруживают, что Настя ушла. Армаан пытается играть на бирже и проигрывает сто тысяч лир. Айлин узнает, что никогда не сможет иметь детей. Теперь суррогатное материнство для нее единственный шанс. Паша приезжает к Свете и узнает, что та ушла из колл-центра и купила коня. Мурат звонит в клинику и узнает, что Кемаль продает клинику Эрдему. Он нарушает режим домашнего ареста и идет искать Кемаля, чтобы отговорить его от продажи.

21 серия

Таня практически сходит с ума от горя, ей повсюду мерещиться Саша. Гюлер приезжает к Андрею в Россию и знакомится с его семьей, которая тепло её принимает. Настя даёт важные показания в полицейском участке. Волкан предлагает организовать благотворительную выставку, чтобы собрать средства на поиски мальчика. Света, узнав о похищении, пытается вылететь в Турцию, но её не выпускают из-за задолженности по кредиту. Елена пытается выяснить, погиб ли Кадир на самом деле…

22 серия

Таня страдает из-за побочного эффекта от антидепрессантов. Ольга Павловна в отчаянии предлагает обратиться к похитителям напрямую. Игорь запрещает Кемалю участвовать в расследовании. Света решает продать любимого коня Грома, чтобы погасить кредит. Просмотрев записи брачной книги, Нергиз узнает, что у нее был дедушка из России. Кадир делает Вике и Саше фальшивые паспорта и отправляет в путешествие на корабле…

23 серия

Полиция находит место, где держали в заточении Настю и Вику, и планирует операцию по захвату притона. Эрдем и Армаан отправляются в Россию, чтобы забрать нерадивую дочь. Орхан решает расставить все точки над «i» и представляет Нергиз своему отцу. Айлин признаётся Джихану, что избавилась от ребёнка и больше не может иметь детей. После звонка Елены Игорь отправляется на корабль, чтобы самостоятельно спасти Сашу, но всё идёт не по плану. Кемаль спешит ему на помощь… Успеет ли он?

24 серия

Врачи борются за жизнь Игоря. Ему срочно требуется кровь для переливания, и Кемаль становится донором. Нергиз встречается со своим дедушкой, страдающим от того же заболевания. Оказывается, он уже трижды был женат, у него большая семья и 16 внуков. Настя встречается с Викой в полицейском участке. Находясь в предсмертном состоянии, Игорь видит сцены из прошлой жизни, из которых становится понятно, кто же на самом деле является отцом Саши…

(перенаправлено с «Восток-Запад (фильм)»)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2020;
проверки требуют 5 правок.

Восток-Запад
фр. Est-Ouest
Постер фильма
Жанр драма
исторический фильм
мелодрама
Режиссёр Режис Варнье
Продюсер Ив Мармион (UGC YM)
Игорь Толстунов (НТВ-Профит)
Автор
сценария
Сергей Бодров-старший
Рустам Ибрагимбеков
Луи Гардель
Режис Варнье
В главных
ролях
Сандрин Боннер
Олег Меньшиков
Сергей Бодров-мл.
Татьяна Догилева
Катрин Денёв
Оператор Лоран Дайан
Композитор Патрик Дойл
Кинокомпания UGC YM — France 3 Cinema (Франция)
НТВ-Профит (Россия)
Гала Фильм (Болгария)
Mate Productions (Испания)
Длительность 121 минута
Страна  Франция
 Россия
 Украина
 Болгария
 Испания
Язык французский
русский
Год 1999
IMDb ID 0181530

«Восто́к-За́пад» (фр. Est-Ouest) — художественный фильм режиссёра Режиса Варнье совместного производства Франции, Болгарии, Украины, России и Испании 1999 года.

Фильм снят по мотивам автобиографической книги Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни».

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
    • 2.1 В главных ролях
    • 2.2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Награды и номинации
  • 5 Факты
  • 6 Киноляпы
  • 7 Ссылки

Сюжет[править | править код]

…Июнь 1946 года. На адреса посольств СССР во Франции, Болгарии, Югославии приходит сообщение…

«Всем бывшим подданным Российской Империи, покинувшим Россию после Революции 1917 года, всем, кто того желает, будет выдан советский паспорт. Новые граждане СССР могут просить о репатриации на Родину».

Тысячи из них вернулись домой, — последние путники мрачного лихолетья, которое оставило на дорогах Европы более тридцати миллионов мужчин, женщин и детей.

Фильм описывает события конца 1940-х годов, когда на волне послевоенного патриотизма многие русские эмигранты репатриировались в СССР. Русский — Алексей Головин с женой (француженкой Мари), приехав в СССР, воочию столкнулись с жуткими реалиями сталинского тоталитаризма. Почти всех прибывших с ними на пароходе отправили в лагеря или расстреляли.

С судьбами главных героев переплетёны и жизни соседей по коммунальной квартире: Ольги — осведомительницы НКВД, Анастасии Александровны, вынужденной почти забыть о своём благородном происхождении, и её внука Саши, талантливого спортсмена…

В ролях[править | править код]

В главных ролях[править | править код]

  • Сандрин Боннэр — Мари Головина, француженка, жена Алексея
  • Олег Меньшиков — Алексей Головин, врач, русский эмигрант, муж Мари
  • Катрин Денёв — Габриэль Девеле, актриса
  • Сергей Бодров-мл. — Саша Васильев, спортсмен, любовник Мари
  • Татьяна Догилева — Ольга, соседка Головиных по коммунальной квартире, любовница Алексея, информатор НКВД

В ролях[править | править код]

  • Богдан Ступка — Бойко, полковник
  • Рубен Тапьеро — Серёжа (7 лет)
  • Эрван Байно — Серёжа (14 лет) (в титрах — Эруан Байно)
  • Григорий Мануков — Пирогов (озвучивал Никита Семёнов-Прозоровский)
  • Меглена Караламбова — Нина Фёдоровна (озвучивала Ольга Сирина)
  • Атанас Атанасов — Виктор (в титрах — Атанас Атанассов) (озвучивал Александр Рахленко)
  • Таня Массалитинова — Анастасия Александровна (озвучивала Светлана Старикова)
  • Валентин Ганев — Володя Петров (озвучивал Юрий Маляров)
  • Николай Бинёв — Сергей Васильевич Козлов (озвучивал Борис Быстров)
  • Рене Фере — посол Франции
  • Даниель Мартин — турецкий капитан
  • Юбер Сен Макари — советник посольства
  • Жорис Казанова — Фабиани
  • Жоэль Шапрон — переводчик в театре
  • Франсуа Карон — полицейский в Париже
  • Мария Верди — костюмерша
  • Иван Савов — средний Петров
  • Александр Столярчук — младший Петров
  • Таня Люцканова — жена инвалида
  • Юрий Яковлев — старик в коммуналке
  • Малин Крастев — пьяница
  • Иван Петров — инвалид
  • Дети в коммуналке
    • Стефан Младенов
    • Евгения Ангелова
    • Мак Маринов
  • Виара Табакова — жена пьяницы
  • Дмитрий Николов — водитель грузовика
  • Алексей Вертинский — 1-й полицейский
  • Пётр Панчук — отец Георгий
  • Калин Яворов — Леонид Сергеевич Козлов, сын Сергея Козлова
  • Михаил Ганев — Дмитрий
  • Банко Банков — следователь
  • Робин Кофалиев — 1-й офицер
  • Пламен Манассиев — 2-й офицер
  • Максим Генчев — мэр Киева
  • Крассимир Ранков — Андрон
  • Эмиль Марков — кавказец
  • Неонила Белецкая — Ирина
  • Игорь Караленко — опоздавший танцор
  • Олег Лисогор — Анатолий
  • Тамара Александрова — отборщица
  • Иордан Господинов — таксист
  • Валентин Танев — полицейский
  • Александр Стоянов — офицер КГБ
  • Цветана Мирчева — работница завода

Съёмочная группа[править | править код]

  • Авторы сценария:
    • Сергей Бодров-ст.
    • Рустам Ибрагимбеков
    • Луи Гардель
    • Режис Варнье
  • Режиссёр-постановщик: Режис Варнье
  • Композитор: Патрик Дойл
  • Оператор-постановщик: Лоран Дайан (A.F.C.)
  • Художники-постановщики:
    • Владимир Светозаров
    • Алексей Левченко
  • Режиссёр монтажа: Эрве Шнейд (A.C.E.)
  • Болгарский симфонический оркестр, SIF 309, Болгарское национальное радио
    • Дирижёр: Джеймс Ширмэн
  • Соло на фортепиано: Эмануэль Акс
  • Ансамбль песни и пляски украинской армии
    • Художественный руководитель: Виталий Холовчук
  • Продюсеры:
    • Ив Мармион (UGC YM)
    • Игорь Толстунов (НТВ-Профит)
  • Копродюсер: Александр Роднянский (Студия 1+1)

Награды и номинации[править | править код]

Премия Категория Лауреаты и номинанты Результаты
«Золотой глобус-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Оскар-2000» Лучший фильм на иностранном языке Режис Варнье Номинация
«Сезар-2000» Премия «Сезар» за лучший фильм Номинация
Премия «Сезар» за лучшую женскую роль Сандрин Боннер Номинация
Премия «Сезар» за лучшую режиссуру Режис Варнье Номинация
Премия «Сезар» за лучшую музыку к фильму Патрик Дойл Номинация
МФ фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва) Приз «Сталкер» Александр Роднянский Победа

Факты[править | править код]

  • Основное действие фильма разворачивается в послевоенном Киеве: героев поселили в знаменитый двор с аистами, что на улице Лютеранской.
  • Одна из сцен фильма Брайана Де Пальма «Роковая женщина» (2002) по сюжету происходит на Каннском фестивале во время премьеры фильма «Восток-Запад».
  • Олег Меньшиков играл свою роль, не зная французского языка, — он разучивал свою роль полностью на слух. После каждого съёмочного дня он учил французский текст, записанный ему ассистентом русскими буквами, для съёмок следующего эпизода.

Киноляпы[править | править код]

  • Действие фильма происходит в 1946 году, при этом в ответ на просьбу героини Сандрин Боннер о встрече с французским консулом агент МГБ ей отвечает: «А с английской королевой не хочешь?». На тот момент монархом Великобритании был король Георг VI.
  • В одной из сцен, где действие происходит в Киеве, герои Меньшикова и Боннер стоят напротив здания с надписью «Министерство на отбраната», что означает «Министерство обороны» по-болгарски. И это при том, что героиня Боннер пришла по сценарию в Министерство внутренних дел.

Ссылки[править | править код]

  • «Восток-Запад» на Russiancinema
  • «Восток-Запад» на Рускино.ру
  • «Восток-Запад» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма блокпост
  • Сценарий фестиваля хоровод дружбы
  • Сценарий фильма ворошиловский стрелок
  • Сценарий фильма битлджус
  • Сценарий фестиваля хорового пения