Содержание/сюжет
Фильм начинается с рейда на пушнину в 1823 году группы военных-охотников в нейтральной местности Луизианы под командованием своего капитана, Эндрю Генри. Враждебные индейцы из племени Ариакар устраивают на них засаду. Только около одной четверти из охотников удается вырваться на одном из своих плотов, прихватив столько меха, сколько они могли под огнем от атакующих Арикар.
Генри возглавляет остатки убегающей группы, зная, что они по-прежнему преследуемы Ариакарами. Передвижение замедляется, когда Хью Гласс, один из опытных охотников, отделившись от основной части людей натыкается на медведицу гризли и ее детенышей. Разъяренная медведица атакует и серьезно ранит его. Хотя в конечном итоге Хью убивает медведя ножом, он почти мертв сам, и охотники могут обеспечить только минимальную медицинскую помощь. Группа берет раненого Хью с ними, а так как они несут того на импровизированных носилках, то их скорость движения замедляется. В конечном итоге один из них, Джон Фицджеральд, предлагает убить Гласса, чтоб двигаться быстрее. Генри изначально пытается заставить себя пристрелить Хью, но не может сделать это. Вместо этого, он предлагает деньги нескольким людям, чтоб те остались с Хью. Когда два юноши (Хавк, сын Хью, и молодой Джим Бриджер) вызываются сделать это, Фицджеральд указывает на вероятность того, что эти парни и Хью будут убиты, принуждая Генри поднять награду настолько, что сам Фицджеральд тоже вызывается добровольцем. Генри заставляет Фицджеральда дать обещание, что он остается с Хью, пока тот не умрет и обеспечит тому надлежащие похороны. После отделения от основного охотничьего отряда и оставшись наедине с Хью, Фицджеральд пытается убить Гласса (который так ослаб, что он не может даже говорить), душа его. Хавк замечает эту попытку убийства. В результате борьбы Фицджеральд убивает Хавка, а Хью беспомощно наблюдает. Когда Бриджер возвращается, Фицджеральд говорит, что он не знает, где Хоук. Позже он придумывает историю, что видел индейцев ниже по реке и уговаривает Бриджера, что они должны оставить Хью чтоб не умереть самим. Бриджер колеблется, но в итоге бежит с Фитцджеральдом, оставляя Гласса в импровизированном убежище.
Хью в конечном итоге начинает передвигаться ползком и изо всех сил пытается восстановиться, передвигаясь по лесу в течение нескольких дней и выживая, питаясь корнями. Его отслеживают Ариакары, которые напали ранее, и чей вождь ищет свою похищенную дочь Поваку. Гласс уклоняется от близкого столкновения с ними уплывая в бурлящие опасные воды. Между тем, Генри и остатки охотников возвращаются к их почти полуразрушенному казарменному форпосту. В то время как Фицджеральд и Бриджер подходят к заставе, Бриджер понимает, что Фицджеральд лгал о индейцах, чтобы они бросили Гласса, но боится Фицджеральда и молчит. Когда они приходят к заставе, Фицджеральд убеждает Генри, что Хью скончался от ран и что они потеряли Хавка, который, скорее всего, убит Ариакарами. Генри выплачивает Фицджеральду награду, но Бриджер отказывается от его денег.
Джо сталкивается с Хикуком, дружественным индейцем из племени пауни, который его кормит сырым бизоньим мясом и говорит, что его семья была убита, и он хочет отомстить. Оба путешествуют вместе на лошадях, а Хикук строит для Хью приют на одну ночь во время пурги. Гласс просыпается, чтобы найти его друга повешенным группой французских охотников расположенных неподалеку. Хью спасает индийскую девочку, которую насилуют, и которая оказывается Повакой. Также он забирает обратно лошадь, которую французы забрали у убитого товарища Хью. Далее он сталкивается с все еще враждебными индейцами Ариакар. Во время побега Хью падает с обрыва, угробив лошадь и покалечившись еще больше. Чтобы не замерзнуть, в течение ночи Хью лежит внутри туши мертвой лошади. Один из охотников находит флягу. Многие думают ,что это фляга Хавка и идут искать его. Фицджеральд не присоединиться к поисковой группе и остается на заставе. Вместо того чтобы найти Хавка, группа Генри в конце концов обнаруживает Хью и везут его на заставу.
Генри в ярости ищет Фицджеральда, однако обнаруживает, что Фицджеральд украл все деньги из сейфа заработной платы и сбежал. Он хочет упечь Бриджера в тюрьму по обвинению в измене, но Хью уверяет его, что Фицджеральд лгал Бриджеру, и что Бриджер не присутствовал при убийстве Хавка. Генри говорит Хью, что он намерен найти Фицджеральда живым или мертвым, и Хью настаивает на своем участии в преследовании. Генри и Хью разделяются, чтоб окружить Фицджеральда, однако Фитцджеральд убивает Генри из засады. Услышав выстрел, Хью возвращается, чтобы найти умершего Генри. Он устанавливает ловушку, усаживая Генри прямо на своего коня, одновременно прячась с заряженным пистолетом под одеялами на лошади Генри. Фицджеральд стреляет в труп, раскрывая себя и Хью ответкой попадает Фицджеральду в плечо.
Фицджеральд бежит, и Хью догоняет того на берегу реки. Он почти убивает Фицджеральда, но, вспомнив, что сказал ему его друг индеец, он вместо этого толкает тяжело раненого Фицджеральда вниз — в руки приближающихся Ариакар. Вождь, теперь в сопровождении Поваки, скальпирует и убивает Фицджеральда, но щадит Хью за то, что тот помог его дочери. Полностью отомстив, Хью отходит от реки, падает, получат видение, в котором его покойная жена улыбается ему, прежде чем исчезнуть в лесу.
На чтение 12 мин. Просмотров 6.8k. Опубликовано 30.12.2021
Страна: США
Жанр: драма, триллер, исторический, остросюжетный вестерн
Год производства: 2015
Режиссер: Алехандро Г. Иньярриту
Актеры: Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Уилл Поултер, Донал Глисон, Форрест Гудлак
В фильме «Выживший» герой Ди Каприо показал невероятную схватку человека с природой, из которой он выходит победителем. Суть фильма «Выживший» (The Revenant) – в том, что нужно бороться за жизнь до последнего вздоха. А также в ценности таких человеческих качеств, как честь и достоинство, любовь и вера в справедливость.
Содержание
- История создания
- Сюжет
- Смысл концовки
- Идеи фильма
- Геноцид коренных племен
- Отношение к природе
- Род и семья
- Деньги
История создания
Фильм основан на реальной истории охотника и следопыта Хью Гласса, который после схватки с медведем-гризли не только выжил, но и преодолел ползком более 300 км до спасительного охотничьего лагеря.
Сценарий картины был готов еще в 2001 году, его написал Акива Голдсман (сценарист фильмов «Хэнкок» и «Я — легенда»). Но съемки по разным причинам были отложены на 10 лет. Сценарий несколько раз переписывали с нуля, менялись продюссеры и режиссеры.
Лишь в 2011 году к работе над фильмом приступил Алехандро Гонсалес Иньярриту. Он сразу пригласил на главные роли Леонардо Ди Каприо и Шона Пенна. Но начало съемок снова отложили, в итоге Пенна заменил Том Харди.
Режиссер изначально сделал ставку на реалистичность, масштабность, в итоге съемки проходили в трех странах на двух континентах. Бюджет картины по окончании работы превысил запланированную сумму в три раза, но результат того определенно стоил.
Специально для фильма декораторы возвели несколько деревень индейцев, форт, лагерь охотников, настоящие руины церкви. Художник-постановщик Джек Фиск работал по рисункам и чертежам начала XIX века. Декорации даже специально состаривали, что занимало больше времени, чем само строительство. Декорация разрушенной церкви была сделана в том же стиле, что и в фильме «Андрей Рублев» Тарковского.
Изначально Алехандро Гонсалес Иньярриту хотел обойтись только натуральными съемками, но отдельные сцены были невозможны без компьютерной графики. Главная из них — нападение медведицы на героя. Авторы отсмотрели десятки видео сражений медведей, консультировались с зоологами. В итоге было решено снимать сцену единым кадром для большей реалистичности.
Несколько месяцев каскадеры и сам Ди Каприо изучали и отрабатывали движения. На площадке были натянуты тросы, на которых перемещались актер и каскадеры.
Они хватали Ди Каприо так, как это делала бы реальная медведица. После специалисты студии ILM заменили каскадеров анимированным зверем и подчистили тросы. Также на компьютере было создано стадо несущихся бизонов, пролетающая комета и сцена падения с обрыва героя и лошади.
Самой трудной режиссер назвал сцену схода лавины за спиной Ди Каприо. Она была полностью реальной и создавалась с применением взрывчатки, сброшенной с вертолета на гору. Проделать все это можно было только однажды, все понимали, что в их распоряжении один дубль. Режиссеру, между тем, удалось добиться синхронности действий группы людей, находившихся друг от друга на большом расстоянии.
Сюжет
Реальный прототип героя Ди Каприо — охотник по имени Хью Гласс в 1823 году стал членом экспедиции в Северную Дакоту за ценным мехом. Там на берегу Миссури его атаковала и сильно ранила медведица. Оставленный своей командой в лесу, охотник шесть недель добирался до лагеря. Именно эта история легла в основу сюжета фильма «Выживший», но была дополнена и «усилена» сценаристом и режиссером картины.
Фильм показывает описание событий в Америке первой трети XIX века. Группа военных-охотников развернула рейд на пушнину в 1823 году под командованием Эндрю Генри (Донал Глисон). Индейцы из племени Ариакар в попытке защитить свои земли устроили на них засаду.
Вырваться удалось лишь четверти из охотников, погрузивших остатки добытого меха на плоты и спустившихся вниз по течению Миссури. Там на одного из членов группы Хью Гласса (Леонардо Ди Каприо) и нападала медведица. Мужчина выжил, но получил много серьезных ран.
Группа разделилась. Часть людей двинулась дальше, а часть осталась с умирающим Глассом. Это были два охотника — Джон Фицджеральд (Том Харди) и Джим Бриджер (Уилл Поултер), а также сын Хью по имени Хоук (Форрест Гудлак).
Они должны были дождаться смерти Гласса и похоронить его, но Фицджеральд убивает Хоука на глазах раненого Хью и вынуждает Бриджера идти дальше. Они кладут охотника в вырытую могилу и присыпают землей.
Хью Гласс, вопреки всему, выживает. Так начинается его долгое путешествие наедине с первобытной природой и множеством опасностей. По пути он много раз избегает смерти, спасаясь от враждебного индейского племени.
Индейцы ищут дочь вождя, украденную «бледнолицыми» и считают, что это дело рук группы охотников и самого Гласса. Только позже выяснилось, что девушка оказалась плененной французами. Хью случайно нашел ее и спас. За это в финале фильма вождь индейцев даровал ему жизнь.
Чтобы выжить в суровом климате, Хью Гласс идет на жертвы, забыв о боли, брезгливости, страхе. В итоге он добирается до лагеря, где были Фицджеральд и Бриджер.
Узнав о том, что охотник выжил, Фицджеральд ворует нажитое группой добро и бежит из лагеря. На берегу реки Хью настигает его. В порыве ярости он почти убивает бандита, но потом решает поступить с ним иначе. Он толкает его с обрыва в реку, где его уже поджидают индейцы из племени Ариакар.
Вождь вершит справедливость, скальпируя и убивая Фицджеральда. Самого Хью он оставляет в живых в благодарность за спасение своей дочери. Гласс, видя, что его миссия выполнена, отходит от реки. В конце он видит свою погибшую жену, которая улыбается ему и исчезает в чаще.
Смысл концовки
Главная идея картины – стойкое стремление человека к цели. Их у Гласса было две — остаться в живых и отомстить за смерть сына. И в финале, когда наступает его решающий бой, он выпускает Фицджеральда из рук, не добив его. Объяснение концовки будет понятно тем, кто внимательно смотрел фильм до самой решающей сцены.
В этот момент Хью Гласс вспомнил слова встреченного на пути индейца о том, что справедливость должен вершить только Создатель.
Смысл концовки фильма «Выживший» в том, что даже в самых сложных, несовместимых с жизнью обстоятельствах нужно уметь остаться человеком, отбросив ненужное ради главного.
Идеи фильма
Фильм «Выживший» пронизан символизмом. В сцене убийства Хоука резко меняется погода, сгущаются тучи, начинается сильный ветер. Перед смертью индейца, с которым подружился Хью, разражается настоящая буря. Снежная лавина сопровождает смерть капитана. Скрытый смысл есть и в сцене, когда Гласс вылезает из туши лошади — так он метафорически перерождается.
Вот какие глобальные идеи затронули создатели фильма.
Геноцид коренных племен
Действия фильма происходят в период экспансии запада «британскими» американцами. Это время, когда на территории США государства не было, существовали лишь английские и французские колонии.
В погоне за ресурсами они вытесняли коренных индейцев с их территории, вступая с ними в постоянные стычки. В итоге племена исчезали десятками, оставшиеся в живых разбредались по лесам и мстили «бледнолицым» из укрытий.
Это было суровое время, когда «белые» люди убивали друг друга из-за контроля над ресурсами, ради обогащения, отбирая у коренных народов земли и превращая их в своих рабов.
И все это ради иллюзии власти. Режиссеру удалось показать коренных американцев не стереотипными безжалостными дикарями, убивающими «белых». Он дал четкое объяснение их действиям, передал их особое мироощущение, силу духа, с которой они сражались за право жить свободно на своей земле.
Отношение к природе
Взаимоотношения человека и природы — главная идея в «Выжившем». Коренные индейцы оказываются к ней ближе всех. Они живут в гармонии со своей землей веками, разумно используя богатства природы, с мудростью подходя к искусству охоты, рыбалки, к разведению лошадей. Пришлые «бледнолицые» внесли хаос в эту размеренную жизнь. Под угрозой уничтожения они вступают в борьбу с ними.
Огромная гора из бизоньих черепов имеет особую трактовку. Это символ не только искоренения древних культур Америки, но и уничтожения самой природы человеком. Авторы картины хотели показать, насколько важно ценить все живое, а не только получать ресурсы.
Несмотря на обилие жестоких кадров с животными, ни одно из них во время съемок не пострадало. Все мертвые звери были искусственными — и съеденный бизон, и погибшая лошадь, в которой укрывался от мороза главный герой.
Фильм «Выживший» можно назвать «визуальным шедевром». Невероятно красивые пейзажи дополняют сюжет, восхищают и заставляют признать всю мощь окружающей нас природы. Животный мир показан скрупулезно и документально.
Отдельное «браво» режиссеру за кадр, снятый глазами лошади и сцену борьбы буйвола со стаей волков. Единение человека с природой в фильме абсолютно, Хью Гласс остается один на один с ней, выживая по ее правилам.
Род и семья
Гласс был счастлив, живя в племени коренных индейцев. Его жена и сын были единственными дорогими ему людьми. Охотник выучил их язык, впитал мудрость их притч, научился жить в гармонии с природой и с собой.
Его сын Хок стал его главной ценностью, стимулом жить. Гласс всегда понимал, что ему ближе по духу индейцы, чем американцы — жесткие, жадные до наживы, такие как Джон Фицджеральд или француз Туссен.
Потеряв любимую, Гласс тут же застрелил ее убийцу, хотя тот был офицером. Но со смертью сына его накрыло настоящее отчаяние и боль. Он понял, что не сможет покинуть мир, не отомстив Фицджеральду. Это стало его главной целью выжить. На стене пещеры Хью Гласс нацарапал то главное, что болело у него внутри: «Фицджеральд убил моего сына». Семья была его единственной ценностью, и с ее уходом он потерял все.
Параллельно был показан и второй персонаж, для которого важнее всего на свете была судьба его семьи и рода.
Вождь индейского племени, потерявший дочь и ищущий ее повсюду, без устали скитается по лесам. Он видит врага в любом европейце, и его боль утраты дочери полностью оправдывает жестокость. Месть не является его смыслом жизни. Он просто хочет найти дочку живой и невредимой, сохранить свой род, получить шанс на его продолжение.
Деньги
Во все времена люди сражались за природные ресурсы и власть. В фильме «Выживший» идея денег и обогащения прослеживается особенно ярко.
Американцы ради ресурсов идут на разбои и грабежи, индейцам приходится иной раз уподобляться им. Например, представители племени эрикари воруют мясо и пушнину у отряда капитана Генри, чтобы потом обменять у французов на лошадей.
Есть в фильме также герои, показывающие пример бескорыстия. Капитан Генри обещает 100 долларов тому, кто побудет с умирающим Глассом и потом достойно похоронит его.
Тогда Хок и Джим Бриджер отказываются от вознаграждения, говоря, что для них дело чести быть с Глассом до конца. Но Джон Фицджеральд ведет себя совсем иначе. Он сначала забирает тройную награду, а в концовке фильма разоряет сейф команды.
Французы тоже мелочны и алчны. Они постоянно вступают в сделки с индейцами, не боясь даже угроз вождя. Для них главное — обогатиться и набить карманы. У капитана Генри, напротив, совсем другие ценности. Он, не раздумывая, оставляет пушнину в лесу, чтобы спасти жизни членов экспедиции.
И в этом еще один смысл фильма — оставаться достойным человеком даже перед лицом опасности. Не забывать, что мы все в этом мире ненадолго и должны заботиться о том, что останется после нас потомкам.
Великолепный фильм. Потряс до глубины души.
90.03%
Слишком пафосно и надуманно. Разве что Ди Каприо спас фильм.
4.67%
Тяжелый, грустный, лучше бы не смотрел.
5.3%
Проголосовало: 321
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр — фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.
В наши дни жанр вестерна считается одним из наиболее рискованных в Голливуде – коммерческие успешные вестерны последних лет можно пересчитать по пальцам и потому, чтобы запустить подобный проект в производство требуются годы, а порой и десятилетия. Фильм «Выживший» (в оригинале — Revenant), который выйдет на экраны в конце декабря не является исключением. Его первый сценарий был написан в далеком 2001 году на основе на тот момент еще неизданного одноименного романа. Режиссером проекта в те времена был Пак Чхан Ук, а на главную роль примерялся Сэмюэл Л. Джексон.
Но с таким составом фильм так и не сдвинулся с мертвой точки. Помариновавшись в производственном аду с десяток лет и поменяв нескольких режиссеров и исполнителей ролей (одно время главного героя мог сыграть Кристиан Бэйл) проект ожил лишь тогда, когда им занялся Алехандро Гонсалес Иньярриту. Но и ему потребовалось несколько лет чтобы наконец начать съемки – за это время Иньярриту успел снять «Бердмэна», который принес в этом году аж три Оскара, а также основательно переписать сценарий картины.
Итак, действие датированного февралем 2014 года 97-страничного сценария Инярриту разворачивается в начале 1820-х годов в Скалистых горах. Сюжет рассказывает об отряде заготовителей пушнины, на лагерь которых нападают индейцы племени арикара. В живых остается лишь несколько человек, которым удается спастись на лодке, В числе них находится и наш главный герой – следопыт Хью Гласс, а также его приемный индейский сын Хоук. Также среди выживших находятся командующий отрядом молодой капитан Генри и охотник Джон Фицджеральд. Фицджеральд предлагает попытаться добраться на лодке до форта Юнион, что позволит выиграть время и сберечь добытые ими меха, однако капитан Генри принимает решение последовать совету Гласса, бросить лодку, избавиться от добычи и отправиться к форту пешком по обходной тропе, чтобы избежать встречи с арикара. Это решение усиливает давнюю неприязнь Фицджеральда к Глассу и между ними происходит стычка.
И вот, в пути на Гласса нападает медведица-гризли. Каким-то непостижимым образом Глассу удается убить гризли, но зверь практически растерзывает героя – на нем не остается живого места, и его скорая смерть просто неминуема. Капитан Генри сталкивается с выбором: надо идти дальше, но он не может просто оставить товарища умирать – и тогда он предлагает деньги тому, кто останется с ним, будет ухаживать до конца и затем похоронит. Помимо приемного сына Гласса, на это вызывается еще два человека включая Фицджеральда. Однако Гласс не собирается просто так умирать – шутка ли, этот человек убил ножом гризли. И чем больше проходит времени, тем больше усиливается паранойя Фицджеральда, который боится что их вот-вот выследят арикара. И вот, в тот момент когда он решает ускорить кончину Гласса, это видит его приемный сын – в результате Фицджеральд убивает его, затем говорит компаньону что на них напали индейцы, после чего подбивает его убежать. Что же касается Гласса, то Фицджеральд сталкивает его в заранее выкопанную могилу, забирая все оружие и припасы.
Ненависть и жажда мести буквально возвращают жизнь в Гласса. Гниющий заживо, со сломанной ногой, истерзанной спиной, дырой в горле из-за которой он не может ни говорить ни есть, Гласс во что бы то ни стало найдет и отомстит Фицджеральду — и на этом пути его не остановит никто и ничто.
С драматургической точки зрения, сценарий «Выжившего» не может похвастаться особыми наворотами. Это классическая история про героя, который вопреки всему выжил и теперь хочет поквитаться с человеком, который лишил его всего. Но просто это не значит плохо. Мы видим, что случилось с героем, в каком состоянии он пребывает и что поддерживает в нем жизнь, и хотим, чтобы у него все получилось. А на протяжении истории Гласс совершает массу отчаянных вещей, чтобы выжить – например прижигает горло порохом, достает внутренности и затем забирается внутрь мертвой лошади, чтобы пережить мороз и т.д. Эта роль в первую очередь предполагает, чтобы актер показывал свое состояние действиями, а не рассказывал про него — большую часть сценария Гласс не может говорить из-за травмы горла, да и в остальных сценах он мягко говоря не красноречив. В любом случае, в талантах и возможности Леонардо ДиКаприо убедительно сыграть такую роль сомневаться не приходится.
Вообще сценарий отличается весьма изрядной долей натуралистичности и предполагает массу весьма жестких сцен с отрезаниями различных частей тела и гениталий, снимая скальпов, операций в полевых условиях и прочих подобных вещей. Хотя конечно в сюжете имеется несколько достаточно очевидных роялей, но мне почему-то кажется что исходя из общей брутальности, актерского состава и операторской работы, на них скорее всего не обратят внимание. Иньярриту снова работает с Эммануэлем Любецки (надеюсь, не нужно рассказывать кто это), и пускай в отличии от «Бердмана» снять «Выжившего» без видимых монтажных склеек не получится, ибо нам параллельно показывают две сюжетные линии Гласса и Фицджеральда, тизер-трейлер ясно дает понять что мы вправе рассчитывать на его фирменный полудокументальный стиль с длинными сценами, создающими великолепный эффект присутствия.
Фильм кстати снимали почти в хронологическом порядке и при использовании лишь естественного освещения.
Так что исходя из сценария у меня практически нет сомнений, что картина получится. Это простая и суровая история и в ней все ингридиенты для того, чтобы все сработало как надо. Пожалуй, стоит поставить себе на календаре кинопремьер отметку.
Правда во всем этой бочке меда есть и ложка дегтя — судя по рассказам, на производственной площадке фильма творится настоящий ад: съемки должны были завершиться еще в марте, однако концовка до сих пор (!) не отснята. Сообщается что ее доснимут лишь в августе, что кстати очень странно, ибо в тизере есть кусок финальной сцены, и мне не совсем понятно почему вместе с ней не было снято все остальное — разве что финал решили полностью переиграть.
Проблемы главным образом связаны с желанием Иньярриту снимать все вживую — съемки изначально проходили в Канаде, однако меняющаяся погода неоднократно вносила в них коррективы. Когда нужен был снег, его не было, а когда нужно было снимать эпизод разворачивающийся осенью, грянули сильные морозы, которые весьма осложнили жизнь киношникам. Некоторые члены съемочный группы и даже один из продюсеров Джеймс Скотчдопоул не вытерпев производственных тягот вообще ушли из проекта. Сейчас например съмочная группа отправилась в Аргентину, чтобы доснимать эпизоды в которых будет необходим снег.
Помимо того, что фильм еще не снят, вызывает вопрос его бюджет — изначально он составлял 60 миллионов долларов, что исходя из сценария выглядело вполне разумной суммой. Сейчас из-за всех этих досъемок и увольнений он вырос до 95 миллионов долларов. Говорят, что Иньярриту весьма сильно поднял размах батальных сцен: в сценарии в начальной битве 20 добытчиков сражались с 30 индейцами, во время съемок же количество индейцев увеличилось до 200, так что сцену снимали две недели, что сразу поломало весь съемочный график. Так что поговаривают, что итоговый бюджет картины может составить 135 миллионов долларов, что мягко говоря не очень хорошо, ибо это явно не та история, на которую нужны такие большие деньги. Конечно, большой бюджет не ухудшит фильм (если только студия не настоит на том, чтобы вырезать из него всю жесть) — но тогда у него возникнут очень и очень большие проблемы с окупаемостью. А мне не хотелось бы, чтобы «Выживший» провалился.
В завершение ко всему вышесказанному, добавлю еще пару слов про раннюю версию сценария «Выжившего» Марка Смита и Акивы Голдсмана датированную 2007 годом и ее ключевые отличия от версии Иньярриту.
1). Главный герой в ранней версии сценария был черным, что конечно очень забавно. Если кто не знает, то Хью Гласс это реальная историческая фигура, как и факт его невероятного выживания. Правда в той же реальности до мести и перестрелок дело не дошло, ибо Фицджеральд к моменту возвращения Гласса из мертвых успел записаться в американскую армию – и разбираться с ним было чревато, так что Гласс просто забрал у него свою винтовку. Как бы то ни было, исторический Гласс разумеется был белым. И мне конечно интересно, если в Голливуде сейчас кто-то захочет снять фильм про исторического черного деятеля, но решит отдать его роль белому актеру – сколько раз режиссера и сценариста назовут расистами?
Да, может ДиКаприо и не брат-близнец реального Гласса, но просто представьте что на этом месте мог быть Сэмюэл Л. Джексон
2) Вариант 2007 года был куда менее жестким и не таким динамичным. Обычно по мере работы над сценарием он наоборот, становится более дружелюбным для зрителя – а тут вот такое неожиданное исключение.
3) В версии 2007 года у Гласса не было приемного сына. Конечно, в реальности его тоже не было – но с точки зрения построения истории Иньяритту правильно поступил, добавив его в сюжет. Одно дело, если умирающего героя бросили по сути незнакомые ему люди (уж точно не друзья), и другое дело когда они бросили его и еще убили близкого ему человека. А чем более понятна и близка зрителю мотивация персонажа, тем скорее он проникнется его состоянием, и тем лучше будет воспринят им фильм.
4) Ну и наконец, персонаж Фицджеральда в этой ранней версии был более схематично прописан. Хотя и в версии Иньярриту он честно говоря тоже так и не приобрел какой-то неоднозначности – в нем нет ни одной положительной черты, так что и возможности посопереживать сразу двум персонажам у нас нет: это единоличная история мести Гласса. Разве что Том Харди привнес в этот образ какие-то дополнительные черты от себя – хотя данная история в общем-то вполне спокойно может обойтись и без этого.
Фильм «Выживший» режиссёра А. Иньярриту – эпическая историческая драма, один из самых ожидаемых и обсуждаемых проектов 2015 года. Основанная на реальной истории американского колониста Хью Гласса, который сумел перенести тяжелое ранение и выжить в условиях дикой природы в одиночестве, эта история принесла своим создателям двенадцать номинаций на кинопремию «Оскар». Исполнитель же главной роли, американский актёр Леонардо Ди Каприо, за свою работу над образом Хью Гласса был удостоен первого в своей карьере «Оскара» в номинации «Главная мужская роль». Также главная роль в «Выжившем» принесла актёру уже третью статуэтку «Золотой глобус».
Съёмки этой эпической оды силе человеческого духа проходили преимущественно в Британской Колумбии, в Канаде. Полностью лишенный компьютерных эффектов, «Выживший» снимался исключительно на натуре и при естественном освещении, поэтому съёмки картины заняли около 90 дней. Величественные пейзажи североамериканской природы и почти первобытные Скалистые горы стали масштабной декорацией для захватывающей истории о человеке, чья воля достойна искреннего восхищения.
Краткое содержание фильма Выживший 2015
Отряд охотников возвращается домой через дикие леса северо-запада Америки. Их вылазка была успешной: охотники пересчитывают и связывают вместе большие охапки добытых шкурок пушных зверей, которые в ХІХ веке представляли собой большую ценность. Пушной промысел выгоден, но опасен, ведь путь охотников часто проходит по территориям индейцев, поэтому в этот раз они взяли с собой бывалого проводника по имени Хью Гласс, который некогда жил среди индейцев и даже прижил сына от индианки.
Герои собираются добыть мяса для еды, но во время охоты на них нападает отряд индейского племени Ри. Индейцы убивают многих белых, а уцелевшие бросают драгоценные шкурки и спасаются бегством. Один из охотников, Джон Фицджеральд, обвиняет Гласса и сопровождающего его сына в предательстве, ведь считает, что они заодно с индейцами. Гласс не обращает внимания на обвинения и идёт в разведку, где натыкается на медведицу, которая, защищая медвежат, нападает на человека и наносит ему чудовищные увечья. Чуть живой герой умудряется убить зверя, а позже его находит сын.
Гласс почти полностью парализован и не говорит. Товарищи несут его на носилках. Дорога слишком тяжела, а на пятки охотникам наступают индейцы, поэтому капитан отряда Эндрю Генри принимает решение оставить раненого и спасать тех, у кого ещё есть надежда. Он предлагает солидное вознаграждение тем охотникам, кто согласится остаться с Глассом до его смертного часа. Раз охота прошла напрасно, то на это предложение соглашаются двое: Фицджеральд и юный Джим Бриджер, который остаётся с умирающим скорее из христианского сострадания, чем ради наживы. Само собой, рядом с отцом остаётся и его индейский сын Хоук.
Все ждут, когда Гласс умрёт, но смерть всё не приходит. Фицджеральд начинает нервничать, ведь боится встречи с индейцами и желает поскорее убраться домой. Он роет умирающему могилу и, когда юный Джим отлучается, затягивает его в яму и готовится задушить, но Хоук вступается за отца. Фицджеральд убивает мальчика на глазах у беспомощного Гласса, прячет тело, а Джиму говорит, что Хоук струсил и сбежал, ведь индейцы уже близко. Он начинает уговаривать парня оставить обречённого Хью и немедленно спасаться, и хотя Бриджер сострадает Глассу, страх оказывается сильнее. Фицджеральд и Джим оставляют умирающему фляжку с водой и уходят, чтобы после добраться домой и сообщить капитану Генри о том, что герой скончался.
Убитый горем Гласс находит в себе силы выбраться могилы и начать двигаться. Ценой огромных усилий он ползёт через лес, заснеженные равнины и добирается к реке, где ему приходится прятаться от настигших его индейцев. Те стреляют в него, поэтому герою доводится плыть в ледяной воде, а после снова полти по снегу. Его раны ужасны и болят, но герой упрямо продолжает двигаться, ведь им движет жажда мести убийце сына. Так он ползёт несколько дней, пока однажды не встречает одинокого индейца, который тоже потерял своих родных из-за чужого коварства. Индеец говорит, что оставил месть Создателю, но сострадает израненному Глассу, поэтому делится с ним пищей и лечит его раны, а в исцеляющем трансе герою является мёртвый сын. Гласс не исцелился полностью, но теперь может ходить, поэтому скоро индеец покидает его.
В лесу герой находит лагерь французов, которые за несколько дней до этого похитили дочь индейского вождя и поглумились над ней. Гласс убивает нескольких негодяев, освобождает девушку, а сам крадёт коня и дальше скачет верхом, пока его не замечают индейцы, которые преследуют беглеца до высокого обрыва. Хью приходится прыгать. Его лошадь погибает, но сам он ещё жив. Чтобы согреться холодной ночью, герой разрезает живот мёртвого животного и прячется там до утра, а потом снова отправляется в путь.
Тем временем к поселению, куда направляется Гласс, приходит один из выживших в драке французов. Фицджеральд видит у него фляжку, которую Джим оставил умирающему Хью, пугается, обчищает сейф капитана и сбегает, ведь понимает, что Гласс жив и идёт по его душу. Чуть позже в поселении появляется сам герой. Вместе с шокированным Эндрю Генри он бросается в погоню за Фицджеральдом, который в перестрелке убивает капитана, а потом сходится с Глассом в решающем бою. Фицджеральд заметно уступает и почти повержен, но Хью вспоминает слова вылечившего его индейца о том, что месть принадлежит Создателю и решает не убивать врага. Он выпускает израненного Фицджеральда из рук, а тот падает в ледяную реку.
В последней сцене мы видим стоящих ниже по течению индейцев.
Я вот еще не успел даже посмотреть это кино. Все собираюсь вот вот и все никак. Вижу, что стоит.
В основу приключенческого фильма «Выживший», который в настоящее время бьёт рекорды в российском прокате, положена реальная история американца Хью Гласса – первопроходца и охотника на пушных зверей. Он известен тем, что после полученных в схватке с медведем ранений, смог практически ползком преодолеть более 300 километров по дикой, заснеженной местности, без еды и без какого-либо снаряжения. Идея снять фильм на основе этих событий появилась у Акивы Голдсмана ещё в 2001 году. Поставить фильм планировал корейский режиссёр Пак Чхан Ук, который видел в главной роли Сэмюэла Л. Джексона.
Когда режиссёр покинул проект, рабочий процесс остановился до 2010 года. После того, как сценарист Марк Смит написал новую версию сценария, история снова закрутилась.
Давайте посмотрим как это было.
>
Создание: 10 лет запуска
Экранизацию романа Майкла Панке об охотнике, пережившем нападение гризли, ещё в 2001 году задумал сценарист и продюсер Акива Голдсман (в его фильмографии – «Я — легенда» и «Хэнкок»). В силу разных причин производство картины затягивалось больше десяти лет. За это время сценарий был полностью переписан несколько раз, пришли новые продюсеры Стив Голин («Вечное сияние чистого разума») и Арнон Милчен («Бойцовский клуб»), ушли режиссеры Пак Чхан Ук и Джон Хилкоут, а также актеры Сэмюэл Л. Джексон и Кристиан Бэйл.
2. Лишь в 2011 году к фильму были прикреплены Алехандро Гонсалес Иньярриту, Леонардо ДиКаприо и Шон Пенн. Тогда же начался и препродакшн. Однако из-за других проектов (в том числе«Бёрдмэна» и поисков финансирования запуск картины откладывался. В результате Пенн работы не дождался, а его место занял Том Харди.
3. Стартовавшие в сентябре 2014 года съемки планировалось завершить за 7 месяцев. Но не тут-то было. Экранизация истории испытаний одного человека стала едва ли не столь же суровым испытанием для всей группы. На скорости рабочего процесса прежде всего сказывался выбранный авторами метод съемок в хронологическом порядке (это к тому же автоматически прибавляло $7 млн к смете).
Подход, по мнению Иньярриту, должен был соответствовать плавному переходу природы от осени к зиме, а кроме того, помочь актерам передать эволюцию пограничного психического состояния своих героев. Однако погодные условия оказались непредсказуемыми: там, где авторы ожидали застать осень, их встречали снежные бури с лютыми морозами, но когда нужна была зима, повсюду появлялись бабочки и распускались цветы. Из-за этого команде несколько раз приходилось сворачивать съемки и искать другие локации.
4. Кстати, в интервью авторы часто называют самой большой проблемой перемещение группы и оборудования на место съемок. Подходящие локации находились в глуши, и только на доставку вертолетами ежедневно тратилось не менее 40% времени. С учетом отказа от использования осветительных приборов и короткого светового дня непосредственно на съемки оставалось не более 5-6 часов. А когда требовался режимный свет, то и вовсе снимали час-полтора («магический час», как называет это время Любецки).
Впрочем, остальное время Иньярриту даром не терял, уделяя большое внимание подготовке и репетициям. При этом режиссер-перфекционист не ограничивал себя количеством дублей, а некоторые сцены, например, сражение охотников и индейцев, снимал по две недели.
Драматургия: анти-вестерн и немое кино
5. Сценарий «Выжившего», который многие считают слабым звеном, начал разрабатываться Марком Смитом в 2007 году. Текст был закончен лишь в 2012 году в соавторстве с Иньярриту, претерпев, по меньшей мере, дюжину драфтов от 105 до 110 страниц. Авторы создавали историю на стыке нескольких жанров.
6. Прежде всего, это survival film, поджанр приключенческого кино с историей в духе Джека Лондона об испытаниях героя-одиночки в суровых условиях дикой природы. Вместе с тем это ещё и анти-вестерн, то есть картина, в которой перевернуты каноны классического вестерна: хотя действие и происходит на американском Западе, первопроходцы оказываются вовсе не носителями цивилизации, индейцы не обязательно отрицательные персонажи, нет таких характерных типажей, как шериф или роковая женщина и так далее.
7. По словам Смита, ключевая сложность в разработке драматургии состояла в том, что создавался «практически немой фильм» — автор намеренно избегал реплик и диалогов, вместо слов использовал действие и старался «писать очень визуально». По этой причине некоторые сцены, например, стычка с индейцами или нападение медведя, хоть и не требовали особого количества диалогов, занимали в сценарии по 5-6 страниц.
8. Другая сложность состояла в том, что при большом количестве событий, экшна и действующих лиц, автор стремился сохранить концентрацию на одной сюжетной линии. Причем, по мнению Смита, это не столько линия мести, сколько линия любви отца к сыну, являющейся ключевым побудительным мотивом для главного героя. Чтобы сократить и без того обширную фабулу, Смит и Иньярриту использовали флэшбеки и сны, с помощью которых можно было в сжатой и поэтической форме передать предысторию. Другой важный момент — Смит писал, периодически обращаясь к Панке. Тот подсказывал, какие животные или природные явления уместны, какие были отношения между индейцами и охотниками, и другие детали, необходимые для достоверного воссоздания эпохи.
Актерский подвиг: сплав по реке, печень бизона и борода
9. Главная интрига нынешней премии «Оскар» — принесет ли «Выживший» долгожданную награду Леонарду ДиКаприо. Не будем углубляться в вопрос, заслуживает ли именно эта роль статуэтки, — пусть решают академики. Тем не менее, очевидно, что иначе как актерским подвигом работу ДиКаприо в картине не назовешь. Собственно, этим лента его и привлекла: «Возможностью исследования пределов человеческой выносливости». Иньярриту хотел от исполнителей максимальной достоверности, реального проживания, а ДиКаприо был только рад испытать всё то же самое, что и его герой.
10. В итоге актера разве что не драл медведь, да внутри лошади спать не пришлось (об этом скажем чуть позже). Всё остальное он проделывал на самом деле: прогуливался в мокром тряпье при -25°, привыкал к гипотермии, ездил верхом, ел сырую рыбу и печень бизона, разжигал огонь без спичек, стрелял из оружия двухсотлетней давности, заучивал реплики на языке индейцев. Также ДиКаприо настоял на том, чтобы сниматься в одной из самых опасных сцен фильма — сплаве по ледяной горной реке. Пять дублеров подменяли актера только в моменты прохождения порогов.
Впрочем, по словам ДиКаприо, самым большим испытанием для него стал внешний вид — на пластический грим, передающий ранения, ежедневно уходило по 4-5 часов. А борода, которую пришлось отращивать полгода, ужасно мешала при плохой погоде и требовала тщательного ухода. Ещё одним вызовом для себя ДиКаприо называет малое количество диалогов. Если обычно актеру достаются образы довольно болтливых персонажей, то тут он произносит лишь полтора десятка фраз. Интересно, что изначально их было больше, но, прочитав текст, ДиКаприо сам попросил сократить его слова — это подчеркивало характер героя и усложняло передачу его эмоционального состояния.
География и антураж: два континента, гора черепов и древнерусская живопись
11. Съемки «Выжившего» было решено проводить исключительно на реальных локациях без павильонов и использования хромакея. Только так, в экстремальных условиях, близких к тем, в которых находились герои истории, по мнению Иньярриту, можно добиться достоверности. Съемки проходили на двенадцати основных площадках в трех странах на двух континентах. Обширная география оказалась вынужденной.
12. Кадр из фильма «Выживший»: скалистые горы Канады.
13. Кадр из фильма «Выживший»: река Мунтеней, Кутара, США.
14. Изначально снимать планировалось целиком в Канаде — в высокогорных провинциях Альберта и Британская Колумбия. Однако случилась аномально теплая погода. Там, где авторы ожидали увидеть бескрайние снега, всё таяло. Даже искусственный снег не всегда спасал положение.
Тем не менее, большую часть сцен удалось отснять в Канаде, а в кадр благополучно попали Скалистые горы, гора Фортресс (там, кстати, ДиКаприо уже снимался в фильме «Начало»), вулкан Касл Рок, река Боуэ, долина Скуамиш с дождевыми лесами и канадские пустоши. Для экстремальных речных съемок группа переместилась в США, штат Монтана, на реку Кутеней. Течение у нее не такое опасное, как было в канадских реках, а вода теплее.
Поскольку время шло к лету, и в Северной Америке негде было найти необходимые зимние условия, группа переместилась в Южную Америку — на Огненную землю на самом юге Аргентины. Там снимались финальные сцены с поединком главных героев.
Специально для фильма было построено несколько декораций: форт, лагерь охотников, несколько индейских деревень и разрушенная церковь. Создавая их, художник-постановщик Джек Фиск («Новый Свет» и «Нефть») отталкивался от чертежей, рисунков и описаний начала XIX века. При строительстве даже использовались аутентичные материалы и технологии той эпохи.
15. Декорации форма для фильма «Выживший».
Съемка дальним планом в непредсказуемых природных условиях стала для всех новым опытом. Сразу же возникло множество проблем. Поскольку съемочная группа работала в продуваемом ветрами канадском городе Калгари, где световой день очень короткий, окно для съемок было небольшим. Никогда не было уверенности, что получится сделать еще один дубль этого кадра. «Нам приходилось все очень тщательно сводить вместе, находить правильное время дня, а затем молиться, чтобы погода не подвела, – рассказывает режиссер. – Это было трудно и интересно, но подготовка отнимала много времени, сил и требовала репетиций. Мы хотели сохранить определенное ощущение и атмосферу. Мы создали такие специфические условия, что приходилось быть очень терпеливыми, провоцировать события или создавать их самим. Я думаю, мы тоже стали своеобразными охотниками – охотниками за нужными обстоятельствами».
Чтобы передать атмосферу 1823 года, Алехандро Иньярриту обратился к номинанту на премию «Оскар» художнику-постановщику Джеку Фиску, который уже работал над такими эпическими картинами как НЕФТЬ Пола Томаса Андерсона и ДРЕВО ЖИЗНИ Терренса Малика, но с этим историческим периодом художник еще не сталкивался. Ранее Алехандро отправил Джеку Фиску фильм Андрея Тарковского АНДРЕЙ РУБЛЕВ, чтобы тот получил представление о том, какое художественное решение необходимо. «Я сразу понял, какой фильм он хочет снять», – вспоминает Джек Фиск. Художнику также сразу сообщили, что во время съемки будет использоваться только естественное освещение, что означало постоянный поиск места, обеспечивающего правильное освещение в нужный момент дня. «Нам приходилось непрерывно решать проблемы, которые подкидывала нам природа, – говорит Фиск, – но это стало важной частью творческого процесса».
Отдельной задачей было состаривание декораций, на что, по словам Фиска, ушло столько же времени и сил, сколько и на их возведение. Кроме того, надо было учитывать, что съемки пойдут при естественном свете, — авторы наперед продумывали, каким будет освещение в разное время суток. Фиску в этом плане помогало приложение Sun Seeker, позволяющее определять и прогнозировать световые условия.
16. Декорации форма для фильма «Выживший».
Одним из центральных элементов оформления, разработанного Фиском, стала декорация обширного форта Киова, построенного вручную в заброшенном карьере в парке Спрэй-Валли недалеко от города Канмор (провинция Альберта). Команда Фиска хотела сохранить историческую точность, и форт был построен по чертежам, сохранившимся с 1820 года, с использованием таких же материалов (и только из собранной древесины).
На съемках ВЫЖИВШЕГО состаривание декораций стало своеобразным искусством. «Нам пришлось сильно состарить форт. Одно здание было очень правильной формы, и нам пришлось его несколько раз приподнять погрузчиком и резко опустить на землю, чтобы оно немного разъехалось, словно от времени, – вспоминает Джек Фиск. – Мы тратили на состаривание зданий столько же времени, сколько на их постройку». Чтобы удовлетворить потребность в естественном освещении, Джек Фиск даже построил в форте два одинаковых здания в зеркальном отражении – одно смотрело на восток для утренней съемки, а другое – на запад, чтобы снимать при дневном освещении. Деревню индейцев пауни создали в павильоне студии в Лос-Анджелесе, используя традиционные аутентичные материалы и технологии. «Мы упростили некоторые этапы строительства зимней деревни, но малые дома были сделаны из дерева, земли и соломы, как в реальности», – рассказывает Фиск.
Также, по просьбе Любецки, Фиск сделал окна в зданиях несколько больше, чем они были обычно в фортах XIX века, и использовал освинцованное стекло, обладающее повышенной прозрачностью.
17. Декорации форма для фильма «Выживший».
Шлюпка охотников тоже создавалась с прицелом на максимальную достоверность. Тем не менее, под аутентичной оболочкой судно имело алюминиевый каркас и современный мотор.
18. Шлюпка из фильма.
Декорация разрушенной церкви в сценах сна была сделана на территории склада под Калгари. Она была вдохновлена романским стилем и церквями из «Андрея Рублева» Тарковского. С учетом ограниченного времени постройку возвели из больших блоков пенополистирола. Из этого же материала был сделан колокол.
19. Декорации церкви для фильма «Выживший».
20. Стиль фресок базируется на древнерусской живописи и перемешан с сюжетами эпохи конкисты.
21. Отдельно стоит сказать об одном из самых необычных объектов, созданных для «Выжившего», — это гора из бизоньих черепов.
Хотя большинство декораций соответствуют историческому периоду, Джек Фиск также построил несколько фантастических конструкций, включая гору из черепов бизонов и руины европейского храма. Сильное впечатление производят декорации лагеря охотников, подвергшегося нападению индейцев арикара в начале фильма. Сначала мы видим лагерь с самодельными палатками, навесами, кострищами, где трапперы деловито обдирают бобров и пакуют шкуры. Фиск даже построил историческую лодку килбот, ставшую основной частью боевой сцены. «Мне нравится, что эта лодка полностью аутентичная, – говорит художник, – правда, там внутри спрятан мотор в 450 лошадиных сил, чтобы можно было подниматься против течения».
Джек Фиск известен умением создавать декорации, в которых можно снимать с любого угла, и фильм ВЫЖИВШИЙ не стал исключением. Художник говорит: «Я хочу, чтобы в декорациях можно было снимать с любого угла, и такие режиссеры, как Алехандро, успешно пользуются этим. Если ему дать такую возможность, он всегда находит самые интересные ракурсы».
22. Этот символ уничтожения коренных культур Америки и шире — гибели природы под давлением человека, возник лишь на поздних этапах подготовки. Причем Иньярриту хотел сделать гору человеческих черепов, но Фиск показал ему фотографию с черепами бизонов, и режиссер счел, что это не менее жуткий образ.
Правда, из-за сжатых сроков пришлось отказаться от идеи о горе из 10 тысяч реальных черепов и ограничиться деревянным каркасом, обложенным 150 муляжами из пенополистирола.
23. Фото XIX века.
Вот тут мы с вами обсуждали Истребление бизонов в Америке
24. Кстати, на всякий случай успокоим зоозащитников: при съемках ни одно животное не пострадало, а все мертвые звери в кадре ненастоящие и были сделаны вручную. Это касается и съеденного бизона, и пятнистой лошади, внутри которой спал ДиКаприо. Последнюю в действительности «играли» две «лошади»: на одной герой уходит от преследующих его индейцев, в другую укладывается на ночлег. Животное и его внутренности были сделаны из латекса.
25. Костюмы, создававшиеся художницей Жаклин Уэст («Новый Свет»), также разрабатывались в полном соответствии эпохе. Каждый элемент – от мокасин и шапок до мундиров и шуб – был пошит и зафактурен по историческим рисункам и описаниям. При этом из-за сильного износа в тяжелых условиях большинству актеров делалось по шесть копий каждого костюма, а у ДиКаприо было и вовсе по двадцать, в том числе несколько вариантов промокших шуб, которые в принципе не высыхали.
Во время натурных съемок в Канаде и Аргентине, проходивших часто в условиях высокогорья, в снежную и ветреную погоду, актеры и съемочная группа фильма смогли почувствовать те опасности и сложные погодные условия, с которыми сталкивались жители Южной Дакоты в 1823 году. Это было сделано преднамеренно, чтобы обеспечить аутентичность повествования и перенести зрителей в обстановку дикой природы. Но это – не национальный парк, а зона смертельной опасности, где никто не гарантирует ваше выживание.
Обычный поиск нетронутых природных ландшафтов и климатических условий, способных воспроизвести обстановку Дикого Запада в 1823 году, оказался непростым. «Понадобилось пять лет, чтобы выбрать правильное место съемок, – объясняет режиссер. – Я очень хотел показать в фильме нетронутую природу, и мы искали такие девственные места. Там ощущалась какая-то особенная чистота и поэтичность». Но там также было что-то пугающее, и это помогало актерам и съемочной группе понять, что чувствовали люди, для которых жизнь, смерть и природа неразрывно переплелись. «Было здорово, что мы, как актеры, действительно реагировали на воздействие внешней среды, – говорит актер Уилл Поултер. – Когда взбираешься на гору в двадцатиградусный мороз, с точки зрения актера, самое главное – это добраться до места живьем».
Визуальное решение: естественный свет, сверхкрупные планы и дух Тарковского
26. «Выживший» стал вторым опытом совместной работы Иньярриту и дважды оскароносного оператора Эммануэля Любецки. Последний признается, что съемки фильма изменили его жизнь, став «самым суровым и тяжелым испытанием, с которым когда-либо приходилось сталкиваться». Впрочем, сложности во многом были следствием максимализма авторов. Видимо, следуя примеру «Барри Линдона» Стэнли Кубрика, Иньярриту и Любецки решили снимать картину о жизни в доэлектрическую эпоху, ограничившись только естественным светом: солнце, костры, свечи.
Кроме того, хронологический порядок работы не позволял снимать одну сцену при разных световых условиях — кадры просто не смонтировались бы. Впрочем, Любецки считает, что отказ от прожекторов отчасти упростил жизнь команде, поскольку избавил от необходимости таскать соответствующее оборудование, что, учитывая отдаленность локаций, было бы действительно непросто.
27. На съемках фильма «Выживший».
Изначально «Выжившего» планировалось снимать как на «цифру», так и на пленку. Любецки хотел сделать некую комбинацию 35-мм и 65-мм форматов. Но по ходу работы из-за логистических проблем от пленки отказались. Оператор в основном использовал три камеры ARRI: Alexa XT, Alexa XT M и Alexa 65. Первая модель применялась с телескопическим краном и стедикамом. XT M была основной при съемках с рук. Широкоформатную Alexa 65, вышедшую как раз в разгар съемок, думали использовать лишь для общих панорамных планов, но в итоге ею отработана примерно десятая часть картины.
28. Кадры из фильмов «Сталкер» и «Выживший».
29. Кадры из фильмов «Иваново детство» и «Выживший».
30. Кадры из фильмов «Иваново детство» и «Выживший».
31. Кадры из фильмов «Ностальгия» и «Выживший».
Референсами для Иньярриту и Любецки служили эпические полотна, тоже сделанные в диких условиях, такие как «Фицкарральдо» Вернера Херцога, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы и «Андрей Рублев» Тарковского. Творчество последнего, очевидно, было в целом важным ориентиром для Иньярриту, что ощущается и в плавном ритме повествования, и в созерцательности камеры, и в поэтизации природы, и в обилии христианской символики, и в ряде буквальных цитат.
32. На съемках фильма «Выживший».
33. Визуальное решение картины выполнено в характерном для Любецки стиле, хорошо знакомом любому, кто видел «Бёрдмэна» или его совместные работы с Альфонсо Куароном («Дитя человеческое», «Гравитация») и Терренсом Маликом («Древо жизни», «Рыцарь кубков»). Оператор часто делает длинные панорамирующие кадры, снятые широкоугольной оптикой (обычно 14 мм, реже — 12 мм и 16 мм с Alexa XT и Alexa XT M; 24 мм и 28 мм — с Alexa 65), что придает изображению реалистичность и одновременно масштабность.
34. При этом камера постоянно балансирует между объективной и субъективной. Например, в сцене нападения индейцев на лагерь охотников зритель попеременно оказывается то бесстрастным сторонним наблюдателем, то невольным участником.
35. Визуальные рефрены фильма, подчеркивающие один из ключевых конфликтов, — общие планы природы и сверхкрупные планы актеров. Порой общий и крупный план нарочито сталкиваются. Особенно примечателен один из таких переходов, получившийся отчасти случайно. Камера оказалась настолько близко к лицу ДиКаприо, что оптика запотела от его дыхания. На монтаже за этим планом поставлен видовой кадр с облаками. Также интересны переходы от крупных планов к общим и наоборот в рамках одного кадра. Яркий пример — сцена бегства героя ДиКаприо от индейцев по реке.
36. Случайным образом получились самые крупные планы, в которых камера приближается к актеру на сверхблизкое расстояние в 10 см. Любецки в качестве эксперимента использовал 14-мм оптику с двумя диоптрами, исказившими изображение по краям. Эффект настолько понравился оператору, что его в итоге повторили в фильме трижды, когда было нужно показать пограничные состояния героя: когда он обнаруживает погибшего сына, когда вылезает из лошади (метафорически перерождается), и в финале, когда ДиКаприо, нарушая «четвертую стену», обращается к зрителю.
Эффекты: борьба с медведем, падение с обрыва и сход лавины
37. Хотя Иньярриту принципиально декларировал отказ от использования хромакея и визуальных эффектов, некоторые сцены были бы просто невозможны без графики. Прежде всего, это касается эпизода с нападением медведя-гризли. Для её создания авторы пообщались с зоологами и отсмотрели десятки жутких видео сражений медведей и людей. Остановились на ролике, в котором животное в зоопарке нападает на угодившего к нему в вольер бедолагу. Эта документальная съемка лишний раз убедила авторов, что сцена должна быть снята как бы единым кадром (имитированным как в «Бёрдмэне»). Во-первых, это обеспечивает реалистичность. По мнению Эммануэля Любецки, подобные эпизоды в других фильмах создаются с использованием аниматроники и склеек, показывающих лишь фрагменты реальных животных, что снижает степень убедительности. Во-вторых, единый кадр, создающий ощущение непрерывности, усиливает напряжение.
38. На изучение, постановку и отработку хореографии хищника и жертвы у каскадеров ушло несколько месяцев. На площадке сцена делалась с помощью тросов, которыми перемещали ДиКаприо, и каскадеров, которые хватали актера там, где предполагались ранения лапами и укусы. Деревья, в которые с размаху влетает актер, были сделаны из резины и зафактурены. На постпродакшне специалисты студии ILM убрали тросы и заменили каскадера анимированным зверем.
Здесь пригодились разработки компании в области фактур, а именно изображение меха, использовавшиеся в «Варкрафте» Дункана Джонса. При этом следовало учесть, как меняется на свету мокрая шерсть. Если говорить о программном обеспечении, то ILM работали с Zeno для моделирования, Maya для анимации и RenderMan Pixar для рендеринга. Помимо медведя, с помощью графики были созданы стадо несущихся бизонов, падение героя и лошади с обрыва и пролетающая комета.
39. Наконец, ещё один эпизод, мимо которого нельзя пройти, — сход лавины за спиной ДиКаприо. Здесь не использовалась графика, как можно было бы подумать. Чтобы вызвать лавину, на склон с вертолета была сброшена взрывчатка. Разумеется, проделать это можно было лишь раз, то есть в распоряжении группы был только один дубль. Сложность состояла в том, чтобы добиться синхронности действий большого количества людей, удаленных друг от друга: съемочной группы, актера в кадре и команды в вертолете.
Режиссёр «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту хотел сделать свой фильм как можно более аутентичным, для чего, к примеру, заставил актёров испытать на себе все трудности, которые приходилось преодолевать охотникам за пушниной 1800-х годов. Однако магия этого киношедевра сложилась не из одной только достоверности.
Художник Джек Фиск раскрыл некоторые дизайнерские секреты работы над «Выжившим», включая и то, как создавалась уже ставшая легендарной сцена сражения с гризли.
Эпизод нападения медведицы на Хью Гласса – персонажа Леонардо ДиКаприо, стал одним из самых впечатляющих в этой картине. Он целиком и полностью сделан при помощи каскадёров и компьютерной графики.
Никаких медведей на съёмках не было, даже дрессированных.
«Мы искали медведей, но они оказались слишком откормленными. Эти дрессированные медведи, которых содержат в неволе и показывают в различных телешоу совсем не похожи на реальных гризли, ходивших по лесам в 1800-х годах», сказал Фиск.
По словам Фиска, эту сцену репетировали с каскадёрами на протяжении нескольких месяцев, прежде чем приступили непосредственно к съёмкам в Сквамише (Британская Колумбия, Канада). Выбрав подходящее место, они установили несколько восьмиметровых деревьев, чтобы ДиКаприо, которого в процессе съёмок на них бросали, не получил травм. Затем на актёра надели ремни, которые пристегнули к системе тросов и кабелей. При помощи этой конструкции ДиКаприо и швыряли с места на место. И только после этого при помощи компьютерной графики добавили гризли.
Помимо сцены с гризли, в «Выжившем» есть и другие впечатляющие эпизоды. Взять, к примеру, сцену, когда Гласс вынужден спасаться от разъярённых индейцев верхом на лошади. Заканчивается она головокружительным прыжком со скалы. Затем Гласс распарывает брюхо мёртвого животного, вынимает все внутренности и влезает внутрь, чтобы переждать бурю.
«Мёртвая лошадь была искусственной, а внутренности сделаны из латекса и ворса, – рассказал Фиск. – Лошадей было изготовлено две – в одной ДиКаприо прятался, а на другой прыгал со скалы.
«Мы установили 15 больших сосен, некоторые из которых достигали в высоту 15 метров. Затем мы покрыли окрестности искусственным снегом. Как и в сцене с гризли, снег вокруг лошади после каждого дубля оказывался затоптанным, так что нам приходилось каждый раз запускать снежную пушку».
По словам Фиска, главной сложностью во время создания фильма было найти подходящие места для съёмок. Это было сложно главным образом потому, что фильм снимался с применением только естественного света – Фиску необходимо было найти место натурных съёмок с южной или юго-западной перспективой.
В одной из таких сцен Гласс видит стадо бизонов и встречает индейца, поедающего печень одного из этих животных. По словам Фиска, это место было найдено совершенно случайно.
«Мы плыли по реке и в каком-то месте пристали к берегу, вышли из лодок и решили подняться на вершину холма. И тут нам открылся этот великолепный вид. Солнце садилось – идеальное время дня для того, чтобы оценить эту красоту. И мы все поняли – это именно то, что мы искали».
Затем Фиск и его команда использовала компьютерную графику, чтобы создать стадо бизонов. Только один бутафорский бизон был использован для сцены с поеданием печени.
Фиск вспоминает, как ДиКаприо ел настоящую печень бизона: «Я думал, Лео вегетарианец, но он сделал это ради фильма.
Съемочный процесс завершился. В последний день съемок Алехандро Иньярриту собрал актеров и членов съемочной группы, как он это сделал в начале. Он обратился ко всем с такими словами: «Снять такой фильм – это прожить целую жизнь. Это был удивительный путь, полный трудностей, опасностей и прекрасных моментов. Я испытываю одновременно гордость, благодарность, робость, счастье и грусть от того, чего нам удалось достичь. А результат нашего труда потрясающий. Каждый день работы над фильмом был полон трудностей, но я считаю, что это было самое большое удовлетворение от творчества в жизни».
[источники]
источники
http://www.filmpro.ru/materials/43617
http://www.kinometro.ru/technology/show/name/Revenant_shooting_9832
http://www.businessinsider.com/the-revenant-filming-secrets-2015-12
И еще что нибудь интересное про КИНО: давайте вспомним что нибудь про Про советские мультики, а так же почему «… после Федора Бондарчука меня на хорошие проекты никто брать не будет». Вот вам Сериал «Викинги» в реальности и еще 10 неожиданных актеров, которые могли исполнить культовые роли. А вот Несостоявшиеся роли советских кинозвезд и Актёры, отказавшиеся от культовых ролей
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=87388
Полная версия сценария фильма «Выживший» появилась в сети
В сети появился полный сценарий к фильму «Выживший».
14 января 2016, 18:10, ИА Амител
Полная версия сценария, написанного Марком Смитом к фильму «Выживший», появилась в сети. Прочитать текст может любой желающий, знающий английский язык.
Кадр из фильма Выживший
Фото с cavelier.ru
По признанию сценариста, реплик в тексте немного, зрителей должны поразить эмоции и действие. Напомним, что постановщиком ленты стал создатель «Бердмэна» Алехандро Гонсалес Иньярриту. На церемонии вручения наград «Золотой глобус» кино одержало победу в категории «Лучший фильм», также по статуэтке получили режиссер и исполнитель главной роли Леонардо Ди Каприо.
Читайте также: Фильм «Выживший» стал триумфатором церемонии «Золотой глобус»
Скачать
Купить
Как снимали фильм «Выживший»
В 2015 году на большие экраны вышел фильм режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший». Эту картину нельзя назвать самым ожидаемым голливудским проектом XXI века, но она является, как минимум, одним из самых длительных и трудно реализуемых проектов. Работа принесла Иньярриту второй режиссерский Оскар вслед за «Бёрдмэном» 2014 года. Также заветную статуэтку за главную мужскую роль получил Леонардо ДиКаприо. В данной статье мы расскажем про создание фильма, трудности процесса съемок и рассмотрим локации, где снимали фильм «Выживший».
Постер фильма
Содержание
Создание сценария и сюжет фильма
Актерский состав и съемочная команда
Локации «Выжившего»
Особенности процесса съемок
Создание собственного фильма
Создание сценария и сюжет фильма
Основой сценария фильма стало произведение американского писателя Майкла Панке – «Выживший: роман о мести», написанное в 2002 году. Оно было основано на реальных событиях, произошедших с проводником и охотником Хью Глассом в 1823 году во время экспедиции генерала Уильяма Эшли на Диком Западе. Еще за год до написания книги права на ее экранизацию были куплены продюсером Акивой Голдсманом («Игры разума», «Нокдаун», «Я – легенда»). Изначально сценарий написал Дэвид Рейб, однако производство картины начало затягиваться, что привело к смене сценариста и утверждению нового – Марка Л. Смита, который до этого не имел в своей карьере особенно успешных проектов. Конечный вариант сценария был написан Смитом лишь к 2012 году уже в соавторстве с Иньярриту.
Алехандро Иньярриту и Леонардо ДиКаприо
По сюжету картины группа охотников и торговцев мехов, находясь в экспедиции в устье Миссисипи, подвергается нападению индейцев. Вынужденные спасаться от преследователей трапперы бросают лодку и следуют за маунтименом Хью Глассом. Опытный проводник и охотник уверенно ведет группу, но сам становится жертвой разъяренной медведицы гризли. Эта схватка человека и зверя стала одной из визитных карточек фильма «Выживший».
Гласс тяжело ранен. Какое-то время группа несет его, однако спустя время командир принимает решение оставить проводника, так как не верит в его выздоровление. С ним остаются трое компаньонов: его сын полукровка Хоук и два охотника — Джон Фицджеральд и Джим Бриджер, чтобы обеспечить Глассу достойную смерть. Как ясно из названия фильма, он не умирает. По сути, все остальные события в фильме демонстрируют волю человека к жизни, у которого есть всего один мотив. Вдаваться в подробности мы не будем, чтобы не испортить впечатление от просмотра тем, кто еще не видел картину.
Актерский состав и съемочная команда
В процессе длительного утверждения окончательного состава съемочной группы происходила настоящая чехарда продюсеров, режиссеров и актеров. Изначально режиссером картины должен был быть Пак Чхан-ук («Объединенная зона безопасности», «Олдбой»), который предполагал исполнителем главной роли Сэмюэла Л. Джексона. Однако он ушел из проекта, как и Джексон.
Со временем появились новые продюсеры Стив Голин («Вечное сияние чистого разума») и Арнон Милчен («Бойцовский клуб»). До Иньярриту сменился еще один режиссер – Джон Хиллкоут, а главную роль не исполнил Кристиан Бэйл. Только в 2011 году сформировался основной состав: Иньярриту как режиссер, ДиКаприо и Шон Пенн в главных ролях. Но, в конце концов, и Пенн покинул команду из-за затянутой подготовки к съемкам. Его место занял Том Харди. Интересно, что его к процессу привлек ДиКаприо, убедив почитать сценарий фильма, чего Харди, как сам говорил, обычно не делает.
Для Леонардо «Выживший» стал не только оскароносным, но и одним из самых трудных фильмов в карьере. Хью Гласс – роль с минимальным количеством диалогов, так что все состояния и переживания персонажа ДиКаприо пришлось отыгрывать в основном с помощью мимики, эмоций и жестов, что нехарактерно для актера. Притом он сам настоял на сокращении количества реплик своего героя, чтобы усилить его образ и подчеркнуть внутренние переживания героя.
Отыгрыш в непривычном амплуа не единственная заслуга актера. ДиКаприо в процессе съемок прошел через множество испытаний: ходил в мокрой одежде при температуре -25°, ел сырую рыбу, печень бизона и даже сплавлялся по ледяной горной реке (правда, на порогах его подменяли дублеры, но программы для обработки видео помогают скрывать такие моменты). Актер даже учился говорить на индейском. Разве что с медведем не дрался и в мертвой лошади не спал.
Актер продемонстрировал в картине впечатляющую драматургию
Том Харди, исполнивший роль Джона Фицджеральда, напротив отказывался сам исполнять трюки, что также затягивало съемочный процесс. В целом, актер был подобран удачно. Его герой – расчетливый, эгоистичный авантюрист со своей рациональностью и логикой. Ситуация, когда личная выгода персонажа стоит над моральными принципами, знакома для Харди. Таков, например, его персонаж Альфи Соломонс в сериале «Острые козырьки».
Том Харди в роли траппера
Также стоит отметить Уилла Поултера, сыгравшего молодого охотника Джима Бриджера. С одной стороны, он снова исполнил роль персонажа, который меньше всех понимает, что происходит вокруг. Но с другой, его герой – нравственно-ценностный компас, стрелка которого мечется между долгом, преданностью и собственным благополучием. За его поведением смотреть не менее интересно, чем за персонажами ДиКаприо и Харди, особенно учитывая, что Поултер играл в основном в комедиях.
Локации «Выжившего»
Если избегать клише «природа – самостоятельный персонаж», то наверняка можно сказать, что она играет ключевую роль в формировании фабулы фильма. Экстремальные природные условия становятся рамкой, дополняющей духовные испытания, которые приходится преодолевать героям, усиливают и дополняют их. При этом трудно не восхищаться суровыми пейзажами, которыми изобилует картина. Встает закономерный вопрос, где снят фильм «Выживший».
Основным местом съемок стали канадские провинции Альберта и Британская Колумбия. В первой активно использовался национальный парк Банф, в состав которого входят знаменитые Скалистые горы. Именно они стали основным фоном картины. Также парк знаменит ледяными полями и ледниками, просторы которых стали отличной метафорой одиночества персонажа ДиКаприо. Некоторые сцены были сняты в долине реки Боуэ. Также площадками для фильма стали окрестности вулкана Касл Рок и гора Фортресс. Сцена нападения индейцев на экспедицию снималась недалеко от индейской резервации Морли на юге Альберты. Дождевой лес Дерринджер долины Скуамиш в Британской Колумбии стал сценой схватки Хью Гласса с медведем.
Ледяные просторы парка Банф и Скалистые Горы
Эпизод с экстремальным сплавлением ДиКаприо снимался уже в американском штате Монтана на реке Кутенай. Финальные сцены фильма были отсняты в аргентинской провинции Огненная Земля. Так получилось потому, что съемочный процесс по настоянию Иньярриту шел в хронологическом порядке, чтобы достоверно передать соотношение изменений природных условий и состояния персонажей, а в предыдущих локациях погода сменилась на более теплую. В создании фильма по замыслу режиссера не было использовано искусственных павильонов, что значительно усложнило работу команды.
Река Кутенай
Особенности процесса съемок
Как снимали фильм «Выживший»? Одним из ключевых факторов создания фильма стала принципиальная позиция Иньярриту снимать только при естественном освещении без использования осветительных приборов, чтобы добиться максимальной реалистичности изображения. Учитывая, что значительная часть времени каждый день уходила на то, чтобы вертолетами доставить команду и оборудование к месту съемок, на сам съемочный процесс оставалось всего несколько часов.
Попеременная съемка общих планов природы и приближенных планов актеров, передающая основной мотив противостояния фильма, тоже интересна. Запоминающимся получился один из эпизодов, когда камеру настолько близко приблизили к лицу ДиКаприо, что линза запотела от его дыхания. Эту сцену оставили, а с помощью программы для монтажа видео вставили вслед за ней общий кадр с облаками. Вообще отражение состояния главного героя за счет демонстрации окружающей природы – часто используемый в фильме прием. Например, в один из крайне драматичных моментов кадр с крупным планом лица ДиКаприо сменяется горной панорамой, а единственный слышимый звук – сдавленное дыхание актера.
Отдельно стоит отметить созданные для картины декорации. Это индейские деревни, лагерь охотников, форт колонистов, разрушенная церковь. Все объекты были максимально приближены к историческим аналогам, так как художник-постановщик Джек Фиск при их проектировании использовал чертежи начала XIX века. А возведение велось с помощью материалов и по технологиям, характерным для той эпохи. Разрушенная церковь, послужившая метафорой отсутствия христианской морали, которую должны были нести колонисты, создавалась в романском стиле. Историческая точность также достигалась в создании художницей Жаклин Уэст костюмов героев, использовавшей старые рисунки и описания.
Разрушенная церковь в видениях главного героя
Примечателен символичный объект картины – гора бизоньих черепов, послужившая метафорой уничтожения коренных американских народов и их культуры. Хотя изначально Иньярриту думал об использовании тысяч настоящих черепов, в итоге они был сделан деревянный каркас, обложенный муляжами. Заметим, что все мертвые животные фильме, само собой, ненастоящие. Так, например, пятнистая лошадь, в которую залезает ДиКаприо, и ее внутренности были сделаны из латекса.
Гора бизоньих черепов — метафора апофеоза жестокости колонистов
Создание собственного фильма
«Выживший» — безусловно выдающаяся картина, создание которой стало возможно благодаря невероятной самоотдаче съемочной группы, использованию самой современной техники (впервые была задействована камера 6.5k ARRI 65) и наличию впечатляющего бюджета в 135 миллионов долларов. Однако самое главное — детально проработанный сценарий, оригинальные приемы и задумки режиссера и оператора, талантливая игра актеров. И эти моменты являются основными, которые стоит учитывать любому, кто хочет попробовать себя в роли начинающего кинодела. В техническом плане сейчас, по большому счету, достаточно хорошего смартфона. Тем более что формат мобильного кино набирает популярность все больше.
Так что вам достаточно разработать идею, найти тех, кто поможет ее реализовать, вооружиться камерой и браться за дело. А с этапом постобработки может существенно помочь хороший видеоредактор. Например, такой как ВидеоМОНТАЖ. С его помощью вы сможете обрезать и склеивать фрагменты видео, использовать эффект хромакея, добавлять различные визуальные эффекты и многое другое. Программа не требует серьезных характеристик от ПК и имеет понятный интерфейс, что делает ее доступной для начинающих монтажеров. Скачивайте программу с нашего сайта и создавайте оригинальные фильмы или клипы!
Cохраните себе статью, чтобы не потерять: