Я прекрасно помню какое впечатление на меня произвели романы Владимира Афанасьевича Обручева «Плутония» и «Земля Санникова». Книга стала у меня настольной и зачитанной до дыр. Кто знает, может быть и благодаря именно этим романам я в итоге стал геологом. Научно-фантастическая составляющая в этих книгах была на первом месте
История «Земли Санникова» тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный, на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.
На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе — онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.
Легенда о Земле Санникова очень понравилась ученому и популяризатору науки, по совместительству писателю, академику Владимиру Обручеву. В 1922 году он начал писать роман «Земля Санникова». Исходя из содержания романа, в Арктике все же существует некий большой остров, населенный двумя враждующими народами – онкилонами (те самые, переселившиеся с Камчатки или Восточной Сибири) и вампу (изначальные аборигены острова). Остров позволяет своему населению существовать в нормальных условиях благодаря геологической активности недр и «изолятора» от окружающей Арктики в виде кольца высоких гор по периметру острова. Описание острова очень схоже с Долиной Гейзеров на Камчатке. Кроме того, на острове обитает масса доисторических, вымерших на материке, животных. Основное место в этой книге занимает детальное описание окружающей природы, строения почвы и животного мира открытой земли, быта и обычаев онкилонов. На этом острове путешественники обнаружили «живых ископаемых» существ: первобытных быков и лошадей, гигантских оленей (но измельчавшей породы), пещерных медведей, шерстистых носорогов и, конечно, «богов вампу» — мамонтов.
Карта вымышленной Земли Санникова
Сказать что книга меня захватила — ничего не сказать. И какой же восторг у меня был, когда я узнал, что по этой книге есть художественный фильм. И какое же было разочарование, когда я его посмотрел. Где дикий мир Ледникового периода — мамонты, носороги, пещерные медведи, дикие лошади и быки? Где смертельные враги онкилонов — неандертальцы-вампу? Их просто не было… Вообще…
Я не говорю что фильм получился плохой. Нет. Но ожидал я увидеть совсем другое. От книги в итоге практически осталась лишь идея: поиски вечно теплой земли за суровым Полярным кругом. Из научно-фантастического произведения сделали неплохой приключенческий фильм в стиле немецких вестернов про индейцев с Гойко Митичем. Но оказывается всё могло бы быть по другому…
В начале 70-х киностудия Мосфильм решила экранизировать знаменитый роман. Поскольку к тому времени самого автора книги уже не было в живых, сценарий взялся написать кинодраматург Владислав Федосеев. В феврале 71-го он принес готовый сценарий в объединение. Но там его забраковали, посчитав, что «интрига в нем примитивная, диалоги вульгарные». Сценарист засел за переделку. Он корпел целое лето, но так ничего путного и не вымучил. Тем не менее сценарий был принят в производство, но именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и других диковинных зверей не хотели — компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала «ощущения правды жизни», а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим.
И тут появился режиссёр, который тоже «заболел» идеей фильма после прочтения романа. Его звали Леонид Попов. Был один негативный момент — до этого Попов снимал только документальное кино. Посему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. По легендам «Мосфильма», рассматривались даже кандидатуры Гайдая и Турова, но оба режиссера были заняты своими проектами. Поэтому напарником Попова практически случайно стал Альберт Мкртчян, до сего момента снявший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек для «Фитиля»
Прочитав сценарий, Мкртчян тут же решил, что снимать это все — мартышкин труд, и предложил Попову кардинально переиначить сценарий. Мкртчян привлек к сотрудничеству своего знакомого — театрального режиссера Марка Захарова, который в те годы совмещал работу в театре с деятельностью на ниве сценарного творчества. Например, именно его режиссер Владимир Мотыль пригласил написать тексты писем, которые Федор Сухов мысленно произносит в знаменитом «Белом солнце пустыни»
Захаров книги Обручева не читал. Когда Мкртчян посоветовал ему прочесть роман, тот ответил: «А зачем? Ты мне объясни, что надо делать, я сделаю». И ведь сделал: за какой-то месяц привел «скверный» сценарий в «божеский вид». Вот как вспоминает это Мкртчян: «Так мы и работали: я схематично обрисовывал, что должно происходить, Марк уходил домой и наутро приносил написанное. Великолепно написанное. Я спрашивал Марка: «ты что, не можешь здесь с нами работать?» А он отвечал: «Нет, гориллы в неволе не размножаются». И уходил писать домой»
После редактуры Захарова из сценария были исключены все упоминания о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна. Собственно, по признанию Мкртчяна, от сценария Федосеева практически ничего не осталось, хотя он и упомянут в титрах фильма как второй сценарист. Ну а от романа Обручева, как я уже сказал, осталась только сама идея поиска неизвестного вулканического острова в Арктике и некоторые шрихи. Даже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные
[Источники…]Источники
www.filmets.ru/zemlya-sannikova.html
www.paradjanovfilm.ru/page/Zemly_sannikova_est_tolko.html
www.tunnel.ru/view/post:619344
www.vokrug.tv/product/show/Zemlya_Sannikova/
www.prime-movies.ru/filmy-70-x-godov/zemlya-sannikova-1973-god.html
www.elderscrolls.net/skyrim/province/#!webGallery
Смотрите также:
Фотопробы Владимира Высоцкого в фильм «Земля Санникова» |
Олег Даль в фильме «Земля Санникова» |
Почему Олег Даль отказывался от ролей? |
«Белое солнце пустыни» Первоначальный сценарий легендарного фильма |
«Гостья из будущего» и «Сто лет тому вперёд» Сравнение фильма и книги |
Земля Санникова — мифический теплый остров в Ледовитом океане, об обнаружении которого ещё в 1810 году писал купец и исследователь Яков Санников. Позже на поиски острова отправлялись исследователь Эдуард Толль и Фритьоф Нансен, но никаких следов загадочной земли обнаружено не было. Поисками заинтересовался геолог и географ Владимир Обручев — по его просьбе таинственный остров пытались обнаружить ледокол «Садко» и арктическая авиация, но после очередной неудачи было решено, что острова не существует. Владимир Обручев написал научно-фантастический роман «Земля Санникова», в котором экспедиция всё-таки нашла теплый обитаемый остров посреди арктических льдов…
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Роман прочитал начинающий режиссёр Леонид Попов и загорелся идеей снять фильм по его мотивам. На киностудии «Мосфильм» тоже об этом думали, поэтому режиссёра приняли с радостью. Вторым режиссёром назначили дебютанта Альберта Мкртчяна. Они взяли сценарий, который уже давно лежал на студии, и отнесли его Марку Захарову с просьбой переписать историю. Режиссёры не хотели браться за описанных мамонтов, единорогов и прочих невиданных зверей — создавать их было трудно и дорого… Захаров роман не читал, но выслушал режиссёров и создал новый сюжет. От первоисточника осталась только главная идея — поиски легендарной Земли Санникова, а научно-фантастический роман превратился в приключенческий фильм.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Марк Захаров активно принимал участие в съёмочном процессе. Он настаивал, чтобы главные роли сыграли Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Игорь Ледогоров и Владимир Высоцкий, но интерес к фильму проявил только Высоцкий, которого утвердили на роль Крестовского. Главная роль предлагалась Муслиму Магомаеву, но певец воспринял предложение как желание использовать его популярность и отказался. В результате на роль Ильина был утверждён Владислав Дворжецкий. В актёрский состав так же вошли Георгий Вицин, Сергей Шакуров и Николай Гриценко…
В крошечном эпизоде в массовке снялся студент Борис Грызлов — будущий видный политик, министр внутренних дел и председатель Госдумы. Он сыграл одного из посетителей кафе, где встречались главные герои.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Когда список актёров передали руководству «Мосфильма» — начались проблемы. Директор киностудии сказал, что ни Высоцкого, ни его песен в фильме быть не должно! Высоцкого заменили Олегом Далем, который сниматься у малоизвестных режиссёров не хотел, но на съёмки всё-таки поехал…
Работать с Далем было тяжело — он сильно пил и часто скандалил на съёмочной площадке. Однажды он назвал режиссёров дилетантами, которые не умеют снимать кино, и его активно поддержали Сергей Шакуров и Владислав Дворжецкий. Среди актёров произошёл раскол, и часть просто отказалась выходить на съёмочную площадку. Скандал дошёл до того, что актёры дали на «Мосфильм» телеграмму с требованием заменить режиссёров.
Актёрский состав вызвали в Москву и сообщили, что режиссёров менять не будут, но обещают с ними поговорить. Дворжецкий, Даль и Вицин пошли на компромисс, а Шакуров счёл их предателями и написал заявление об отстранении от съёмок. Его заменили на Юрия Назарова, но уже отснятые кадры менять не стали и в некоторых сценах у беглого каторжанина Губина лицо Сергея Шакурова… Взаимопонимания на съёмочной площадке больше не стало, но все старались сдерживать эмоции и все вопросы решать через «Мосфильм». Роль Олега Даля режиссёры значительно сократили, чтобы поменьше встречаться с ним на площадке.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
На роль онкилонов пригласили профессиональных танцоров из национальных танцевальных коллективов. Режиссёры хотели подчеркнуть колорит необычного племени неславянской внешностью, а усилили эффект темной кожей и светлыми париками. В роли шамана снялся знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, который и ставил «онкилонам» всю хореографию. Ему очень нравился образ и он любил в костюме шамана прогуляться по магазинам и посидеть в кафе, вызывая ажиотаж у прохожих.
Песни для фильма записал Олег Даль, но на сдаче картины директор «Мосфильма» потребовал переозвучить актёра — на запись он пришел в нетрезвом состоянии и в некоторых местах заметно не попадал в такт. Для новой записи пригласили Олега Анофриева, который сказал, что сначала спросит разрешения у Даля. Актёр сказал: «Записывайся!» — и зрители услышали уже голос Анофриева.
Музыку к самой известной песне «Есть только миг…» написал Александр Зацепин, но не специально к фильму, а к оперетте «Золотые ключи» про будни колхоза. Мелодия режиссёрам очень понравилась, а новый текст написал Леонид Дербенёв. После выхода фильма душевная песня вызвала дебаты в прессе — считалось, что она о слабых эгоистичных людях и прививает неправильные представления о жизни.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Землёй Санникова стала Долина Гейзеров на Камчатке — там снимали основные пейзажи таинственного острова. Часть натурных съёмок проходила на Финском заливе, в парке Монрепо и Выборге. Несколько сцен было снято в Крыму, Кабардино-Балкарии и в павильонах «Ленфильма».
Земля Санникова — остров-призрак в Северном Ледовитом океане. По легенде, он находится к северу от Новосибирских островов, некоторые исследователи даже видели его, но найти этот загадочный остров так и не удалось.
Герой фильма, созданного по мотивам одноименного романа Владимира Обручева, политический ссыльный Ильин, отправляется в экспедицию. Именно ему предстоит открыть остров, который целый век будоражил воображение исследователей Русского Севера. Он и его команда обнаруживают среди ледяного безмолвия цветущий оазис, но выясняется, что во время землетрясения чудесный остров должен исчезнуть. Ильин с товарищами стремится снова достичь материка в попытке предотвратить катастрофу…
Съемки фильма были поручены режиссерам-дебютантам — Альберту Мкртчяну и Леониду Попову, сценарий, созданный на киностудии «Мосфильм» переписывал Марк Захаров, после чего в «Земле Санникова» осталось очень мало общего с литературным оригиналом. Критики холодно восприняли появление картины, зато рядовым зрителям фильм понравился: в 1974 году «Землю Санникова» посмотрели более 41 миллиона человек.
Натурные съемки картины проходили сразу в нескольких местах: ледовый поход снимали на Финском заливе, а Землю Санникова — в Долине гейзеров (Кроноцкий заповедник на Камчатке). Сцену подъема Крестовского на колокольню снимали в Выборге, на Часовой башне.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Land of Sannikov | |
---|---|
Original film poster |
|
Directed by | Albert Mkrtchyan Leonid Popov |
Written by |
|
Starring |
|
Cinematography | Mikhail Koroptsov |
Edited by | Lyudmila Feiginova |
Music by | Aleksandr Zatsepin |
Distributed by | Mosfilm |
Release date |
1974 |
Running time |
92 min.[1] |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
The Land of Sannikov (Russian: Земля Санникова, romanized: Zemlya Sannikova) is a Soviet 1974 adventure film about the fictional Sannikov Land loosely based on the 1924 novel of the same name by Vladimir Obruchev.
Plot[edit]
The exiled settler Alexander Ilyin persuades the gold mine owner Trifon Perfilyev to sponsor the expedition dedicated to the search for «Sannikov Land», a legendary warm land behind the polar circle. Hoping that this land could be filled with gold, Perfilyev agrees. A few more daredevils volunteer for the mission. The finally gathered crew consists of Ilyin himself, officer Evgeniy Krestovskiy, Perfilyev’s servant Ignatiy, who is given a task of killing every other crew member in case they really find any gold, and Gubin, a Katorga runaway and a former doctor.
After a long journey, they reach the volcanic land and meet the natives – a tribe of «Onkilon». However they soon find out that the volcano is cooling down quickly, and the legendary land is about to start to freeze so that its unique ecosystem is doomed. Gubin chooses to stay with the Onkilons so as to share his knowledge and help them through the disaster, Ignatiy is killed, Krestovskiy falls from a cliff, and Ilyin has to return alone. Exhausted, he is picked up in the wilderness by Yakut hunters. As they carry him to safety, he watches the migrating birds overhead flying to the Sannikov Land, still unaware of its demise.
Cast[edit]
- Vladislav Dvorzhetsky as Ilyin
- Oleg Dahl as Evgeniy Krestovskiy
- Yuriy Nazarov as Gubin
- Georgy Vitsin as Ignatiy
- Makhmud Esambayev as Shaman
- Nikolai Gritsenko as Trifon Stepanovich Perfilyev
- Alyona Chukhray
- Gevork Chepchyan
- Pyotr Abasheyev
- Tursun Kuralyev
- Yekaterina Sambuyeva
- Nasira Mambetova
- Sergei Polezhayev
- Aleksandr Susnin
- Nikolai Kryukov as naval officer
Soundtracks[edit]
Film featured two highly popular songs, written by Aleksandr Zatsepin and Leonid Derbenyov and performed by Oleg Anofriyev. The first of them achieved near-cult status:
- «There’s just a moment…» («Est’ tol’ko mig»)
- «All has been» («Vsyo bylo»)
References[edit]
- ^ Technical Specifications
External links[edit]
- The Sannikov Land at IMDb
- The Sannikov Land at AllMovie
- Est tolko mig… (performed by Anatoliy Grabezhov, shanson singer, mp3, 4196k) in Maksim Moshkow’s Music Library
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Land of Sannikov | |
---|---|
Original film poster |
|
Directed by | Albert Mkrtchyan Leonid Popov |
Written by |
|
Starring |
|
Cinematography | Mikhail Koroptsov |
Edited by | Lyudmila Feiginova |
Music by | Aleksandr Zatsepin |
Distributed by | Mosfilm |
Release date |
1974 |
Running time |
92 min.[1] |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
The Land of Sannikov (Russian: Земля Санникова, romanized: Zemlya Sannikova) is a Soviet 1974 adventure film about the fictional Sannikov Land loosely based on the 1924 novel of the same name by Vladimir Obruchev.
Plot[edit]
The exiled settler Alexander Ilyin persuades the gold mine owner Trifon Perfilyev to sponsor the expedition dedicated to the search for «Sannikov Land», a legendary warm land behind the polar circle. Hoping that this land could be filled with gold, Perfilyev agrees. A few more daredevils volunteer for the mission. The finally gathered crew consists of Ilyin himself, officer Evgeniy Krestovskiy, Perfilyev’s servant Ignatiy, who is given a task of killing every other crew member in case they really find any gold, and Gubin, a Katorga runaway and a former doctor.
After a long journey, they reach the volcanic land and meet the natives – a tribe of «Onkilon». However they soon find out that the volcano is cooling down quickly, and the legendary land is about to start to freeze so that its unique ecosystem is doomed. Gubin chooses to stay with the Onkilons so as to share his knowledge and help them through the disaster, Ignatiy is killed, Krestovskiy falls from a cliff, and Ilyin has to return alone. Exhausted, he is picked up in the wilderness by Yakut hunters. As they carry him to safety, he watches the migrating birds overhead flying to the Sannikov Land, still unaware of its demise.
Cast[edit]
- Vladislav Dvorzhetsky as Ilyin
- Oleg Dahl as Evgeniy Krestovskiy
- Yuriy Nazarov as Gubin
- Georgy Vitsin as Ignatiy
- Makhmud Esambayev as Shaman
- Nikolai Gritsenko as Trifon Stepanovich Perfilyev
- Alyona Chukhray
- Gevork Chepchyan
- Pyotr Abasheyev
- Tursun Kuralyev
- Yekaterina Sambuyeva
- Nasira Mambetova
- Sergei Polezhayev
- Aleksandr Susnin
- Nikolai Kryukov as naval officer
Soundtracks[edit]
Film featured two highly popular songs, written by Aleksandr Zatsepin and Leonid Derbenyov and performed by Oleg Anofriyev. The first of them achieved near-cult status:
- «There’s just a moment…» («Est’ tol’ko mig»)
- «All has been» («Vsyo bylo»)
References[edit]
- ^ Technical Specifications
External links[edit]
- The Sannikov Land at IMDb
- The Sannikov Land at AllMovie
- Est tolko mig… (performed by Anatoliy Grabezhov, shanson singer, mp3, 4196k) in Maksim Moshkow’s Music Library
История «Земли Санникова» тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный, на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.
На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе — онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.
Легенда о Земле Санникова очень понравилась ученому и популяризатору науки, по совместительству писателю, академику Владимиру Обручеву. В 1922 году он начал писать роман «Земля Санникова». Исходя из содержания романа, в Арктике все же существует некий большой остров, населенный двумя враждующими народами – онкилонами (те самые, переселившиеся с Камчатки или Восточной Сибири) и вампу (изначальные аборигены острова).
Остров позволяет своему населению существовать в нормальных условиях благодаря геологической активности недр и «изолятора» от окружающей Арктики в виде кольца высоких гор по периметру острова. Описание острова очень схоже с Долиной Гейзеров на Камчатке. Кроме того, на острове обитает масса доисторических, вымерших на материке, животных. Основное место в этой книге занимает детальное описание окружающей природы, строения почвы и животного мира открытой земли, быта и обычаев онкилонов. На этом острове путешественники обнаружили «живых ископаемых» существ: первобытных быков и лошадей, гигантских оленей (но измельчавшей породы), пещерных медведей, шерстистых носорогов и, конечно, «богов вампу» — мамонтов.
Карта вымышленной Земли Санникова
Сказать что книга меня захватила — ничего не сказать. И какой же восторг у меня был, когда я узнал, что по этой книге есть художественный фильм. И какое же было разочарование, когда я его посмотрел. Где дикий мир Ледникового периода — мамонты, носороги, пещерные медведи, дикие лошади и быки? Где смертельные враги онкилонов — неандертальцы-вампу? Их просто не было… Вообще…
Я не говорю что фильм получился плохой. Нет. Но ожидал я увидеть совсем другое. От книги в итоге практически осталась лишь идея: поиски вечно теплой земли за суровым Полярным кругом. Из научно-фантастического произведения сделали неплохой приключенческий фильм в стиле немецких вестернов про индейцев с Гойко Митичем. Но, оказывается, всё могло бы быть по-другому…
В начале 70-х киностудия Мосфильм решила экранизировать знаменитый роман. Поскольку к тому времени самого автора книги уже не было в живых, сценарий взялся написать кинодраматург Владислав Федосеев. В феврале 71-го он принес готовый сценарий в объединение. Но там его забраковали, посчитав, что «интрига в нем примитивная, диалоги вульгарные». Сценарист засел за переделку. Он корпел целое лето, но так ничего путного и не вымучил. Тем не менее сценарий был принят в производство, но именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и других диковинных зверей не хотели — компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала «ощущения правды жизни», а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим.
И тут появился режиссёр, который тоже «заболел» идеей фильма после прочтения романа. Его звали Леонид Попов. Был один негативный момент — до этого Попов снимал только документальное кино. Посему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. По легендам «Мосфильма», рассматривались даже кандидатуры Гайдая и Турова, но оба режиссера были заняты своими проектами. Поэтому напарником Попова практически случайно стал Альберт Мкртчян, до сего момента снявший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек для «Фитиля».
Прочитав сценарий, Мкртчян тут же решил, что снимать это все — мартышкин труд, и предложил Попову кардинально переиначить сценарий. Мкртчян привлек к сотрудничеству своего знакомого — театрального режиссера Марка Захарова, который в те годы совмещал работу в театре с деятельностью на ниве сценарного творчества. Например, именно его режиссер Владимир Мотыль пригласил написать тексты писем, которые Федор Сухов мысленно произносит в знаменитом «Белом солнце пустыни».
Захаров книги Обручева не читал. Когда Мкртчян посоветовал ему прочесть роман, тот ответил: «А зачем? Ты мне объясни, что надо делать, я сделаю». И ведь сделал: за какой-то месяц привел «скверный» сценарий в «божеский вид». Вот как вспоминает это Мкртчян: «Так мы и работали: я схематично обрисовывал, что должно происходить, Марк уходил домой и наутро приносил написанное. Великолепно написанное. Я спрашивал Марка: «ты что, не можешь здесь с нами работать?» А он отвечал: «Нет, гориллы в неволе не размножаются». И уходил писать домой».
После редактуры Захарова из сценария были исключены все упоминания о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна. Собственно, по признанию Мкртчяна, от сценария Федосеева практически ничего не осталось, хотя он и упомянут в титрах фильма как второй сценарист. Ну а от романа Обручева, как я уже сказал, осталась только сама идея поиска неизвестного вулканического острова в Арктике и некоторые шрихи. Даже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные.
Источники
www.filmets.ru/zemlya-sannikova.html
www.paradjanovfilm.ru/page/Zemly_sannikova_est_tolko.html
www.tunnel.ru/view/post:619344
www.vokrug.tv/product/show/Zemlya_Sannikova/
www.prime-movies.ru/filmy-70-x-godov/zemlya-sannikova-1973-god.html
www.elderscrolls.net/skyrim/province/#!webGallery
х/ф
«Земля Санникова»: как снимали самый скандальный фильм в СССР
Фильм «Земля Санникова», вышедший в 1973 году, считается классикой советского приключенческого кино. Однако в историю отечественного кинематографа он вошел еще и как самый скандальный. В решение конфликта между режиссерами и актерами пришлось вмешаться чиновникам «Мосфильма», которые отстраняли от съемок провинившихся артистов.
Отказ известных актеров
Мосфильм доверил съемки «Земли Санникова» молодым режиссерам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову, а они пригласили на главные роли «звезд» тогдашнего кино. Руководителя экспедиции, Ильина, должен был играть Армен Джигарханян, роль Губина — Игорь Ледогоров, а Игнатия — Евгений Леонов. Но изюминкой фильма планировалось сделать Владимира Высоцкого в роли певца Крестовского и его супругу, Марину Влади, которая должна была сыграть невесту Ильина.
Однако первая тройка артистов не захотела работать с молодыми режиссерами и сниматься отказалась. Вместо Джигарханяна и Ледогорова пришли Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров. Привлечь удалось только одну «звезду» — Георгия Вицина, который согласился сниматься вместо Леонова. Певец Муслим Магомаев утверждал, что роль Ильина предлагали и ему, но он отказался, понимая, что его хотят привлечь не из-за актерских способностей, а как популярную личность.
Немецкое радио
Роль импульсивного и яркого певца Крестовского очень нравилась Высоцкому. По сценарию, персонаж должен был спеть в фильме несколько песен и специально для него Владимир Семенович написал две песни «Белое безмолвие» и «Кони привередливые», однако съемке помешала политика. Почти перед началом работы над «Землей Санников» на волне Западногерманского радио «Немецкая волна» прошла передача, на которой играли песни Высоцкого. В самом эфире певца представили как борца с советским режимом и бунтарем.
По воспоминания режиссера Мкртчяна, генеральный директор «Мосфильма», Николай Сизов, сообщил ему, что Высоцкий и Влади не подходят. Оказалось, что руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, Василий Шауро, посчитал радиопередачу протестной акцией и решил отстранить Владимира Семеновича от всех проектов.
Все против всех
На роль Крестовского взяли Олега Даля, который очень обиделся, что стал заменой Высоцкому. Во время самих съемок режиссеры не могли найти общего языка с актерами, которые считали их дилетантами. Свою роль сыграло и пристрастие Даля к алкоголю. Иногда съемки начинались в 5 утра, и актер приходил на них, не протрезвев. Режиссеры Мкртчян и Попов ссорились и не находили общего языка.
Главные артисты отказывались участвовать в нелепых, по их мнению, сценах с плясками, глупой стрельбой и песнями. Особенно сильным конфликт был между вспыльчивым Мктрчяном и Сергеем Шакуровым, который с первого дня работы встал в оппозицию к режиссеру. Позднее к нему присоединились Даль с Дворжецким, которые игнорировали режиссерский взгляд на съемочный процесс.
Вицин старался быть нейтральным, но через время сдался. В конце марта 1972 года актерская группа послала в «Мосфильм» телеграмму с требованием поменять режиссеров, а заканчивался текст словами: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Непримиримый Шакуров
После окончании первого этапа съемок актеров-бунтовщиков вызвало руководство киностудии. Им сказали, что режиссеров менять не будут, и они должны сработаться. Неконфликтный Вицин сразу согласился, Дворжецкий испугался, что его могут убрать из очереди на получения квартиры в Москве, пошел на попятную и Даль.
Костюмер фильма Алина Будникова вспоминала, что Шакуров поставил ультиматум — или он или режиссеры. Руководство решило уволить артиста, утвердив на его роль молодого Юрия Назарова. Отснятые с Шакуровым сцены оставили, но его фамилию в титрах не указали. Впоследствии актер считал, что Даль и Дворжецкий предали его, поэтому перестал с ними общаться.
Продолжение съемок
С уходом Шакурова конфликты не прекратились, присоединился к ним и Юрий Назаров. Актер воспоминал, как во время съемок на Кавказе стояла сильная жара и подростки, играющие туземцев, падали в обморок. «Детей мучили на площадке по 12 часов, в то время как по КЗОТу они могли быть заняты только 4 часа. Я заступился за 12-летних девчонок. Съемки остановили на неделю, чтобы создать навесы и приемлемые условия. Это не понравилось Мкртчяну». Режиссер позвонил в «Мосфильм» и под надуманным предлогом потребовал убрать Назарова, но руководство не поддержало это предложение.
Обвиняли Мкртчяна и в безграмотной переделке текста сценария. Юрий Назаров утверждал, что режиссер требовал, чтобы в одном из эпизодов его персонаж сказал: «Кто-то ведь должен был остаться. Я научу их перезимовать».
Однако главным бунтарем оставался Олег Даль. Альберт Мкртчян вспоминал: «Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…». Сам актер в своем дневнике писал о режиссерах, что «они клинические недоноски», лечить которых бесполезно. Конфликтовал Мкртчян и с костюмером Алиной Будниковой, которую, по ее воспоминаниям, мог специально забыть забрать на съемки. В один из таких случаев актеры отказались переодеваться, и режиссер был вынужден послать за ней машину.
Из-за того, что художественный совет Госкино присудил фильму низшую 3-ю категорию, актеры получили небольшие гонорары. В прокате «Землю Санникова» посмотрело более 40 млн человек и картину подняли до 2-й категории.