Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Зигзаг удачи
27 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ
Самая важная профессия на земле — фотограф! Потому что люди умирают, а их фотографии остаются. У родственников.
Если бы человечество было подальновиднее, оно бы выдумало фотографию еще в первобытный период. Тогда сохранились бы доказательства, как труд довел обезьяну до человеческого существования.
Отсутствие фотодокументов подрывает веру в историю, как в науку.
Никто бы сейчас не спорил, человек Христос или миф? Если этот бог был человеком, значит, ничто человеческое не было ему чуждо. Значит, Иисус Христос поддался бы искушению, зашел в ателье и оставил бы нам на память свое бессмертное изображение.
Не могла бы возникнуть дискуссия, кто открыл Америку. И Христофор Колумб, и викинги, и древние японцы не могли бы ни на что претендовать. Потому что фотолюбитель седьмого века, который затесался бы в экспедицию, снял бы великого землепроходца, оставшегося неизвестным, в тот исторический момент, когда, конечно, он, наш соотечественник, а никто другой, открывал Америку на нашу голову!
Предки даже не подозревали, как скверно жить без фотографии.
Рыцари, ускакивая в крестовые походы, были начисто лишены возможности спрятать под латы изображения прекрасных дам. А теперь для командировочных это не проблема.
Современники Ивана Грозного, например, не могли держать на письменном столе фотографию любимого царя. Ее просто не существовало. И сегодня скульптор вынужден был раскопать могилу, вынуть оттуда череп и воссоздать по нему остро необходимый портрет Ивана Васильевича. Причем современники скульптора утверждают, что портрет похож.
А была бы при Грозном фотография! Царь вызвал бы к себе на дачу фотографа, тот бы его снял, заплатив за это жизнью, зато подлинный снимок самодержца украшал бы школьные учебники.
До появления фотографии жить было дорого. Насколько дороже было платить за портрет какому-нибудь там Рафаэлю, Рембрандту или Кипренскому, чем сегодня заказать свое родное лицо размером 18 на 24.
Из фотографии возникли кино, телевидение и наша современная живопись. Однако художники тщательно скрывают, что они фотографы, тогда как фотографы открыто заявляют, что они — художники…
Фотоателье «Твой портрет» разместилось на главной улице главного города второстепенной области. Сотрудники «Твоего портрета» любили свое дело, но в данный момент слабо применяли его на практике. Сниматься никто не хотел! Был конец декабря, что значило в переводе на современный язык — конец месяца, конец квартала и, что хуже всего, конец года, когда положено рапортовать, а рапортовать было не о чем.
Руководитель «Твоего портрета» Кирилл Иванович Полотенцев директорствовал двадцать лет и привык находиться в безвыходном положении. Оно стало нормой его жизни. Если вдуматься, то каждый директор — это человек, который не руководит, а ищет выход. Все двадцать лет Полотенцев мужественно воевал с планом и в некоторых сражениях даже одерживал победу. Кирилл Иванович знал, что люди охотнее всего приобретают фотографии, снятые в переломные моменты жизни. Именно поэтому он посылал своих мастеров-разбойников к загсам, родильным домам, па аэродромы, вокзалы, похороны и новоселья. Но сегодня, в конце года, все эти испытанные средства не спасали, и нужно было придумать что-нибудь новенькое, свеженькое. Железный Полотенцев не хотел, чтобы его преждевременно списывали на металлолом. Он знал: чем хуже положение, тем сплоченнее коллектив.
— Доброе имя нашей фотографии находится под угрозой! — сообщил Полотенцев доступно и взволнованно. — Я жду ваших предложений!
На совещание собралось одиннадцать человек, — двенадцатый был в отпуске, а тринадцатый, Владимир Антонович Орешников, задерживался, точнее опаздывал, потому что не был начальником.
Владимир Антонович стоял у витрины магазина «Культтовары», где красовались любительские кинокамеры, кинопроекторы, увеличители, длиннофокусные объективы и многое другое, столь же соблазнительное.
Орешников не сводил взгляда с новой, лучшей в мире фотокамеры «Зенит-112», которую компрометировал ярлык с недоступной для Владимира Антоновича ценой. Эта камера была ежедневной мечтой молодого фотографа. Он был убежден, что, когда эта красавица камера окажется в его талантливых руках, он завоюет даже обложку «Огонька». Орешников устал снимать для паспортов, пропусков и сезонных билетов, он хотел снимать поток жизни для тонких журналов и толстых газет. Он хотел прославиться, и в этом нет ничего плохого.
Орешникова отвлекла от витрины расклейщица афиш, которая только что прилепила плакат:
30 декабря 1968 года на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Это сейчас кино стало одним из обязательных к просмотру в новогодние праздники, но в год выхода на экраны фильм не сразу полюбился советскому зрителю. Это забавная история о незадачливом фотографе Володе Орешникове, который выиграл крупную сумму денег в лотерею, купив билет на деньги из общей кассы взаимопомощи фотоателье. Главные роли в фильме исполнили Евгений Леонов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев и Ирина Скобцева. В материале MIR24.TV рассказываем, как снимали культовую комедию и почему зрители поначалу не одобрили сюжет картины.
Смотрите фильм «Зигзаг удачи» в понедельник, 2 января в 8:30 на телеканале «МИР».
Соавторы сценария Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сработались еще во время создания фильма «Берегись автомобиля». Фильм стал культовым. Вот и на этот раз от творческого дуэта ждали очередного шедевра. Удивительным образом фильм одобрили одновременно и зрители, и критики, и даже начальство. Поэтому в этот раз творцам дали полную свободу действий. Будущей киноленте дали рабочее название «Кривая счастья».
В то время, для того, чтобы получить разрешение на экранизацию, нужно было сильно постараться. Как правило, начальство охотнее одобряло уже проверенные сюжеты – те, которые существовали в виде литературных произведений. А вот снимать по неизвестному сценарию могли и не разрешить. У Рязанова и Брагинского такого произведения не было, зато была реальная история из жизни одного профсоюзного служащего, который покупал облигации на деньги из общей кассы. И тогда творцы решили пойти на хитрость. Они написали сценарий на основе услышанной ими истории и опубликовали ее в журнале под видом повести, а потом подали заявку на экранизацию. И ведь получилось же! Начальство дало добро на съемку, и вот уже в январе 1968 года были сняты первые сцены.
кадр из фильма «Зигзаг удачи», 1968г., Режиссеры Э. Рязанов, Ф. Хитрук, Производство Мосфильм.Фото:
Фотоателье в фильме не зря носит название «Современник». Дело в том, что Рязанов просто не мог пройти мимо главного театрального конфликта того времени. Речь идет о разделе московского театра «Современник». Склоки внутри творческого трудового коллектива легли в основу рязановской сатирической кинокомедии.
Уже на этапе написания сценария Рязанов представлял, кого хочет видеть на месте главных героев фильма. И прописывал образы под определенных актеров. Рязанов не скрывал, что очень хотел посотрудничать с Алисой Фрейндлих – режиссер планировал дать ей новую необычную роль у себя в картине. Но план было достаточно сложно реализовать из-за большой загруженности актрисы. Но Фрейндлих отказалась играть Шурочку в «Гусарской балладе». Казалось бы, вот он шанс привлечь ее к съемкам. Рязанов немедленно приступил к созданию персонажа – Алисе Фрейндлих предполагалось сыграть председателя месткома Алевтину Васильевну. Но оказалось, что Фрейндлих никак не могла принять участие в съемках из-за беременности. Режиссер пошел на отчаянный шаг, заменив ее малоизвестной на тот момент актрисой Валентиной Талызиной. После выхода фильма к Талызиной наконец пришла популярность, но роли ей предлагали однообразные – как правило, ей приходилось играть некрасивых, но умных женщин.
Евгений Леонов тоже оказался в фильме практически случайно. Изначально на месте главного героя Рязанов представлял Иннокентия Смоктуновского. Актер уже играл главного героя в фильме «Берегись автомобиля», вот и на этот раз режиссер не хотел ничего менять. Однако у Иннокентия Михайловича внезапно начались серьезные проблемы со здоровьем, и ему пришлось отказаться от роли, которая уже была написала под него. Тогда пришлось устраивать кинопробы. В них принимали участие Сергей Шакуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Но внезапно Рязанову приглянулся именно Евгений Леонов.
кадр из фильма «Зигзаг удачи», 1968г., Режиссеры Э. Рязанов, Ф. Хитрук, Производство Мосфильм.
Его внешность и манера игры показались режиссеру идеальным сочетанием для Володи Орешникова. А вот художественный совет напротив им не впечатлился. Они отказались утверждать Леонова, сославшись на его неэффектность. Рязанов, однако, был непреклонен и вновь решил пойти на хитрость. Он намеренно тянул время с утверждением другого актера на главную роль, что к началу съемок начальству уже ничего не оставалось, кроме как одобрить кандидатуру Леонова.
Были и другие неожиданные кадровые решения. Например, главным претендентом на роль директора овощебазы был Юрий Визбор, но режиссеру больше приглянулся Евгений Евстигнеев. А на роль Пети и вовсе позвали ранее неизвестного Георгия Буркова. Рязанов аргументировал свой выбор тем, что у Буркова «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Их сотрудничество продолжилось и после выхода «Зигзага удачи». Режиссер периодически звал Буркова на эпизодические роли в других своих фильмах.
Актеры рассказывали, что съемки фильма проходили в тяжелых условиях. Дело в том, что снимать ленту пришлось в разгар зимних морозов – в январе и феврале 1968 года. Иногда температура опускалась на 20 градусов ниже нуля, а сцен на улице было достаточно много, да и длились они по 12 часов в сутки. Актеры не выдерживали и пытались согреться алкоголем. Говорят, Рязанов за это на них сильно ругался. Повезло, что съемочный процесс удалось уместить в эти два месяца.
кадр из фильма «Зигзаг удачи», 1968г., Режиссеры Э. Рязанов, Ф. Хитрук, Производство Мосфильм.
Итоговый вариант понравился художественному совету, здесь проблем не возникло. Но вот профсоюз никак не хотел одобрять картину. Они раскритиковали комедийное отношение автора к работе фотоателье. Что самое страшное, по их мнению, режиссер зря так иронично и несерьезно отнесся к деньгам кассы взаимопомощи. В итоге новой ленте присвоили вторую категорию и ограничили в прокате. Тем временем премьера фильма состоялась по расписанию – 30 декабря того же года.
Что примечательно, зрители и критики скорее разделили точку зрению профсоюза. Конкретных претензий ни к актерам, ни к режиссеру не было, но все же что-то было не так. То ли кино было снято не ко времени, то ли зрители не поняли героев фильма. Психологические портреты слишком хорошо были прорисованы, довольно четко было высмеяно их стремление к обогащению. Как бы то ни было, в первый год проката «Зигзаг удачи» собрал у экранов 24 миллиона зрителей.
Чуть позже стало понятнее, что могло смутить зрителей в ныне культовом фильме. Кто-то писал, что концовка была банальной, кто-то жаловался на «провисающий сценарий», а кому-то и вовсе показалось, что второстепенные актеры сыграли лучше главных, что привело к дисбалансу внутри картины. Однако дело было совсем в другом. Современные критики уверены, что Рязанов и Брагинский и правда в каком-то смысле опередили свое время – они слишком точно и достоверно описали реальные настроения той эпохи. Люди много работали, получали стабильную зарплату и заботились о всеобщем благе. При этом у среднестатистического гражданина никогда в жизни не было возможности осуществить свою настоящую мечту. Такая безысходность как раз и была очень точно и явно передана в фильме.
Как вы думаете, могли Брагинский с Рязановым прочитать «Мастера и Маргариту» без купюр до того, как приступили к написанию сценария для фильма «Зигзаг удачи», то есть в первой половине 1967-го года? Мне кажется, что могли… Помните, что сказал Воланд о москвичах? «… люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Орешников (Евгений Леонов) выиграл, кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Но ведь это — основа сюжетной канвы фильма «Зигзаг удачи»…. Причем — очень необычной для советского кино в те времена, когда отрицательный герой, разумеется, должен был быть в наличии, но вот так, чтобы сразу все работники отдельно взятого фотоателье оказались алчными и легкомысленными? А работники фотоателье попали в ситуацию, прямо скажем, сложную.
Накануне Нового года оказывается, что все могут оказаться без премии, так как план катастрофически не выполнен. Чтобы обеспечить план, герои решают фотографировать сами себя и своих близких. Одновременно с этим креативного Володю Орешникова, предложившего такое гениальное решение, выбирают ответственным за КВП (кассу взаимопомощи). Володя отказывается, заявляя, в числе прочего, что он — человек безответственный и всенепременно кассу растратит. Но все только смеются.
Вечером, когда сотрудники расходятся, Володя изымает деньги из кассы и приобретает облигацию трехпроцентного выигрышного займа. Операция эта незамысловата и совершенно не затратна: если при послезавтрашнем розыгрыше фортуна не улыбнется, то Орешников продаст облигацию и положит деньги обратно. Так бы все и случилось, если бы на следующий день фото-дамы не затребовали общественные дензнаки для организации традиционного новогоднего сабантуйчика.
Володя честно сообщил о том, что оформил ссуду себе, продемонстрировал расписку и уверил, что в любом случае завтра всё вернет. Тут начинается самое интересное — герой выигрывает крупную сумму. Десять тысяч рублей! Орешникова переполняет счастье, он несколько сходит с ума и едва не срывает дальнейший розыгрыш.
Коллеги, впрочем, воспринимают известие… ошарашенно… Конечно, за счастливчика бы порадовались, не будь история столь щекотливой — взносы в КВП Орешников накануне вышибал с боем… никто не жаждал расстаться со своими кровными. И, когда выясняется, что «растратчик» на их кровные сказочно обогатился… — согласитесь, сложно устоять и не предложить поделиться.
Основные персонажи
Оля (Валентина Теличкина) и Орешников (Евгений Леонов), кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Володя Орешников (Евгений Леонов) — обаятельный добрый парень. Мечтает купить дорогой качественный фотоаппарат (за 400 рублей) и стать классным фотографом. Собственно, из-за этой мечты и разыгрался весь сыр-бор с облигациями. Оля (Валентина Теличкина), невеста Орешникова, работает в сберкассе — именно у нее герой покупает облигацию, и она оказывается невольно втянута в историю с деньгами.
Орешников (Евгений Леонов), Лидия Сергеевна (Ирина Скобцева) и её муж (Готлиб Ронинсон), кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Лидия Сергеевна (Ирина Скобцева) — фотограф, очень красивая женщина. Единственная, чей, так сказать, моральный облик действительно неприятен. Её муж (Готлиб Ронинсон) чрезвычайно ревнив, жене не верит (и, в общем-то, интуитивно прав в этом), постоянно устраивает скандалы на почве ревности.
Алевтина (Валентина Талызина) и Калачёв (Евгений Евстигнеев), кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Алевтина (Валентина Талызина) — приёмщица, председатель месткома. Алевтина некрасива и не молода. Она мечтает купить красивую одежду и выйти замуж.
Иван Сергеевич Калачёв (Евгений Евстигнеев) — директор автобазы, жених Алевтины. Калачёв также некрасив и не молод. Алевтина не задела его сердце при знакомстве, но он человек рациональный и понимает, что молодая-красивая на него не позарится.
Петя (Георгий Бурков), кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Петя (Георгий Бурков) — ретушер. Петя — единственный, кто к деньгам относится наплевательски; он предлагает не мучиться, а накрыть поляну и гульнуть от души.
Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценарий написан Рязановым совместно с Эмилем Брагинским, композитор — Андрей Петров.
Сам Рязанов впоследствии отмечал, что не считает фильм «Зигзаг удачи» значительной вехой в своей карьере и относится к нему, скорее, отрицательно. Это и понятно — работа над картиной далась трудно, было много придирок, а после выхода комедии — «вторая категория» с ограниченным прокатом. Не самая умная критика дала свой результат — отвернула режиссёра от сатиры на целых десять лет.
Тот самый фотоаппарат — мечта Орешникова, кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968)
Но… лично я считаю «Зигзаг удачи» — удачей. На мой взгляд, это лучший фильм раннего Рязанова — я его ценю выше, чем «Карнавальную ночь» и «Берегись автомобиля». Потому что он гораздо глубже, чем кажется. Потому что это тот редкий случай, когда в комедии условных допущений — минимум. Все ситуации — реальны, любая из них вполне могла произойти в жизни, более того — если бы в любом отдельно взятом учреждении вот такой Орешкин вот так выиграл бы крупную сумму, то события разворачивались бы именно так. Я в этом уверен абсолютно.
Потому что «Люди как люди… Любят деньги, но это всегда так было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди..«
Фильм на все времена. Он не устарел и не устареет — что чрезвычайная редкость для сатиры.
Моя оценка — 5
Марафон 92 дня лета, задание 54: Напишите пост про ваши отношения или ваше отношение к фотографии, фотографам, фототехнике… ко всему, что начинается со слова «фото», ок?
#92днялета
«Зигзаг удачи»: как снимали культовую комедию и почему зрители долго не принимали фильм Рязанова?
2 года назад · 4567 просмотров
Ровно 52 года назад, 30 декабря 1968 года, на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Это сейчас кино стало одним из обязательных к просмотру в новогодние праздники, но в год выхода на экраны фильм не сразу полюбился советскому зрителю. Это забавная история о незадачливом фотографе Володе Орешникове, который выиграл крупную сумму денег в лотерею, купив билет на деньги из общей кассы взаимопомощи фотоателье.
Главные роли в фильме исполнили Евгений Леонов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев и Ирина Скобцева. В материале рассказываем, как снимали культовую комедию и почему зрители поначалу не одобрили сюжет картины.
Соавторы сценария Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сработались еще во время создания фильма «Берегись автомобиля». Фильм стал культовым, вот и на этот раз от творческого дуэта ждали очередного шедевра. Удивительным образом фильм одобрили одновременно и зрители, и критики, и даже начальство. Поэтому в этот раз творцам дали полную свободу действий. Будущей киноленте дали рабочее название «Кривая счастья».
В то время, для того, чтобы получить разрешение на экранизацию, нужно было сильно постараться. Как правило, начальство охотнее одобряло уже проверенные сюжеты – те, которые существовали в виде литературных произведений. А вот снимать по неизвестному сценарию могли и не разрешить. У Рязанова и Брагинского такого произведения не было, зато была реальная история из жизни одного профсоюзного служащего, который покупал облигации на деньги из общей кассы. И тогда творцы решили пойти на хитрость. Они написали сценарий на основе услышанной ими истории и опубликовали ее в журнале под видом повести, а потом подали заявку на экранизацию. И ведь получилось же! Начальство дало добро на съемку, и вот уже в январе 1968 года были сняты первые сцены.
Фотоателье в фильме не зря носит название «Современник». Дело в том, что Рязанов просто не мог пройти мимо главного театрального конфликта того времени. Речь идет о разделе московского театра «Современник». Склоки внутри творческого трудового коллектива легли в основу Рязановской сатирической кинокомедии.
Уже на этапе написания сценария Рязанов представлял, кого хочет видеть на месте главных героев фильма. И прописывал образы под определенных актеров. Рязанов не скрывал, что очень хотел посотрудничать с Алисой Фрейндлих – режиссер планировал дать ей новую необычную роль у себя в картине. Но план было достаточно сложно реализовать из-за большой загруженности актрисы. Но Фрейндлих отказалась играть Шурочку в «Гусарской балладе». Казалось бы, вот он шанс привлечь ее к съемкам. Рязанов немедленно приступил к созданию персонажа – Алисе Фрейндлих предполагалось сыграть председателя месткома Алевтину Васильевну. Но оказалось, что Фрейндлих никак не могла принять участие в съемках из-за беременности. Режиссер пошел на отчаянный шаг, заменив ее малоизвестной на тот момент актрисой Валентиной Талызиной. После выхода фильма к Талызиной наконец пришла популярность, но роли ей предлагали однообразные – как правило, ей приходилось играть некрасивых, но умных женщин.
Евгений Леонов тоже оказался в фильме практически случайно. Изначально на месте главного героя Рязанов представлял Иннокентия Смоктуновского. Актер уже играл главного героя в фильме «Берегись автомобиля», вот и на этот раз режиссер не хотел ничего менять. Однако у Иннокентия Михайловича внезапно начались серьезные проблемы со здоровьем, и ему пришлось отказаться от роли, которая уже была написала под него. Тогда пришлось устраивать кинопробы. В них принимали участие Сергей Шакуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Но внезапно Рязанову приглянулся именно Евгений Леонов.
Его внешность и манера игры показались режиссеру идеальным сочетанием для Володи Орешникова. А вот художественный совет напротив им не впечатлился. Они отказались утверждать Леонова, сославшись на его не эффектность. Рязанов, однако, был непреклонен и вновь решил пойти на хитрость. Он намеренно тянул время с утверждением другого актера на главную роль, что к началу съемок начальству уже ничего не оставалось, кроме как одобрить кандидатуру Леонова.
Были и другие неожиданные кадровые решения. Например, главным претендентом на роль директора овощебазы был Юрий Визбор, но режиссеру больше приглянулся Евгений Евстигнеев. А на роль Пети и вовсе позвали ранее неизвестного Георгия Буркова. Рязанов аргументировал свой выбор тем, что у Буркова «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Их сотрудничество продолжилось и после выхода «Зигзага удачи». Режиссер периодически звал Буркова на эпизодические роли в других своих фильмах.
Актеры рассказывали, что съемки фильма проходили в тяжелых условиях. Дело в том, что снимать ленту пришлось в разгар зимних морозов – в январе и феврале 1968 года. Иногда температура опускалась на 20 градусов ниже нуля, а сцен на улице было достаточно много, да и длились они по 12 часов в сутки. Актеры не выдерживали и пытались согреться алкоголем. Говорят, Рязанов за это на них сильно ругался. Повезло, что съемочный процесс удалось уместить в эти два месяца.
Итоговый вариант понравился художественному совету, здесь проблем не возникло. Но вот профсоюз никак не хотел одобрять картину. Они раскритиковали комедийное отношение автора к работе фотоателье. Что самое страшное, по их мнению, режиссер зря так иронично и несерьезно отнесся к деньгам кассы взаимопомощи. В итоге новой ленте присвоили вторую категорию и ограничили в прокате. Тем временем премьера фильма состоялась по расписанию – 30 декабря того же года.
Что примечательно, зрители и критики скорее разделили точку зрению профсоюза. Конкретных претензий ни к актерам, ни к режиссеру не было, но все же что-то было не так. То ли кино было снято не ко времени, то ли зрители не поняли героев фильма. Психологические портреты слишком хорошо были прорисованы, довольно четко было высмеяно их стремление к обогащению. Как бы то ни было, в первый год проката «Зигзаг удачи» собрал у экранов 24 миллиона зрителей.
Чуть позже стало понятнее, что могло смутить зрителей в ныне культовом фильме. Кто-то писал, что концовка была банальной, кто-то жаловался на «провисающий сценарий», а кому-то и вовсе показалось, что второстепенные актеры сыграли лучше главных, что привело к дисбалансу внутри картины. Однако дело было совсем в другом. Современные критики уверены, что Рязанов и Брагинский и правда в каком-то смысле опередили свое время – они слишком точно и достоверно описали реальные настроения той эпохи. Люди много работали, получали стабильную зарплату и заботились о всеобщем благе. При этом у среднестатистического гражданина никогда в жизни не было возможности осуществить свою настоящую мечту. Такая безысходность как раз и была очень точно и явно передана в фильме.
Источник:
«Зигзаг удачи» — советская комедия с Евгением Леоновым в главной роли, вышедшая в 1968 году и снятая Эльдаром Рязановым на базе киностудии «Мосфильм».
Сценарий написали вместе Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Картине быстро дали зелёный свет, потому что предыдущая их совместная работа «Берегись автомобиля» 1966 года полюбилась советским зрителям, а также получила международное признание. Поэтому от творческого тандема с нетерпением ждали новых работ.
Рабочее название фильма «Кривая счастья».
Из-за того, что главная роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» должна была достаться Алисе Фрейндлих, но в последний момент её заменили на Ларису Голубкину — Эльдар Рязанов давно хотел дать Фрейндлих новую, интересную роль у себя в картине. Поэтому героиню Алевтину Васильевну председателя месткома писали сразу под актрису. Но оказалось, что Алиса Фрейндлих на тот момент была беременна. Её заменила малоизвестная актриса Валентина Талызина, к которой после выхода фильма пришла популярность, но в кино зачастую ей предлагали подобные роли некрасивых, но умных женщин.
На роль директора автобазы претендовал Юрий Визбор, но Евгений Евстигнеев больше понравился режиссёру.
На роль Пети Эльдар Рязанов позвал неизвестного актёра Георгия Буркова со словами, что у него «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Актёр после премьеры «проснулся знаменитым». В свои последующие фильмы Рязанов также звал Буркова на эпизодические роли.
Главным героем планировали сделать, также как и в «Берегись автомобиля», Иннокентия Смоктуновского, поэтому роль писали прям под него. Но у актёра в тот момент были сильные проблемы со здоровьем, поэтому пришлось проводить пробы, в которых принимали участие: Сергей Шакуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Но Рязанову неожиданно приглянулся Евгений Леонов. И хотя художественный совет отклонил кандидатуру из-за не эффектной внешности — Рязанов начал тянуть с принятием решения о другом кандидате, а срок начала съёмок был близок, и киностудия дала «добро» на Леонова.
«Зигзаг удачи» снимали в январе, феврале 1968 года в Москве. Очень трудно давались уличные съёмки — на улице был мороз -20 градусов, а съёмки длились по 12 часов. В какой-то момент актёры начали употреблять алкогольные напитки для согревания, хотя режиссёр очень ругался.
Художественный совет без проблем принял картину. Но с неожиданной критикой обрушился профсоюз. Представителям профсоюза не понравилось несерьёзное отношение к деньгам кассы взаимопомощи и слишком комедийное изображение работы фотоателье.
Картине присвоили вторую категорию и ограничили в прокате.
В первый год проката картину посмотрело почти 24 млн. советских граждан.
Содержание фильма «Зигзаг удачи». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Новогодняя комедия от режиссера Эльдара Рязанова.
Молодой фотограф Володя Орешников выигрывает 10000 рублей. Товарищи по работе, не долго думая, организуют общественный суд. Дело в том, что 20 рублей на покупку облигации Орешников тайком взял из кассы взаимопомощи, председателем которой он был… В итоге все насмерть перессорились. Только празднование Нового года примирило сослуживцев…
Фильм снимался в Москве в январе-феврале 1968 года и вышел на экраны 30 декабря 1968 года. Первые значительные роли в карьере Валентины Талызиной и Георгия Буркова.
Фильм повествует о работниках местного фотоателье под названием «Современник», чья репутация находится под угрозой. Ведь за последнее время у них было очень мало посетителей. Находчивый молодой фотограф Владимир Антонович Орешников делает предложение снимать самих себя. Коллектив с радостью поддерживает его и в ответ назначает Володю председателем кассы взаимопомощи. Орешников, который давно мечтал стать фотохудожником и приобрести определенный фотоаппарат, решает воспользоваться этим и занимает 40 рублей — единственные в кассе деньги, заблаговременно написав расписку о выдаче. На эти деньги он покупает в сберкассе, где работает кассиром его невеста Оля, облигацию трехпроцентного займа, решив, таким образом, испытать судьбу.
Параллельно в фильме рассказывается история сослуживицы Володи Лидии Сергеевны. Она часто возвращается домой поздно, что очень не нравится ее мужу, рентгенологу, и, в результате, у него начинаются приступы ревности. Кончается это тем, что муж уходит из дома, оставив Лидию Сергеевну без мебели.
Еще одна сюжетная линия — это история председателя месткома фотоателье Алевтины Васильевны. Она малопривлекательная женщина, мечтающая о замужестве. Однажды ее мать нашла для нее потенциального жениха — директора автобазы Ивана Степановича Калачева. Он — человек средних лет, состоятельный, но простодушный и хамоватый тип, что Алевтине не понравилось. Невзлюбил его, также, и ее отец, военный в отставке, который выгнал «жениха». После мучительных раздумий Иван Степанович понял, что Алевтина для него самый лучший вариант. На следующий день он пришел к ней на работу под предлогом фотографироваться. Недолгий разговор ни к чему не приводит: Алевтине Иван Степанович не симпатичен, но фото тот, все-таки, делает у Орешникова.
Наступил день тиража, в котором Володя выигрывает небывалую сумму — 10000 рублей. Орешников счастлив, что удача ему улыбнулась. От радости он чуть не срывает мероприятие, в связи с чем на работу он возвращается в сопровождении милиционера. На работе он делится со всеми своей удачей. Лидия Сергеевна предлагает ему отметить это событие у него дома, мотивируя это тем, что она, якобы, выгнала мужа. Однако радость длилась недолго: Орешников начинает высокомерно вести себя по отношению к Оле, в итоге они поссорились. В подавленном настроении Володя идет в ресторан и оказывается за одним столиком с ушедшим мужем Лидии Сергеевны. Оба делятся своими невзгодами. Затем Орешников предлагает ему за компанию пойти к Лидии Сергеевне, не зная, что перед ним ее муж. Тот, не зная, что перед ним коллега его жены, соглашается, и они идут к нему домой. Дома муж снова устраивает сцену ревности и упрекает Лидию Сергеевну за вранье, когда она сказала Володе, что выгнала мужа. Обиженная Лидия Сергеевна уходит, а мужчины остаются и выпивают в одиночестве.
Лидия Сергеевна решила отомстить Орешникову за сплетню и организовывает собрание, в котором обвиняют Володю в том, что он выиграл крупную сумму, воспользовавшись общими деньгами, а не своими. Следовательно выигрыш надо поделить. Собрание чуть было не срывает пришедший за фотографиями Иван Степанович и недовольный тем, что ателье закрылось на учет. Желая произвести впечатление на Алевтину (что ему впоследствии удалось), он участвует в собрании. Поначалу он защищает Орешникова, а затем принимает сторону большинства. Коллектив исключает Володю из кассы взаимопомощи, у него отбирают облигацию, и тот уходит, оставшись ни с чем. Из кассы, также, исключают Лидию Сергеевну за то, что она не платила членские взносы. Внезапно Лидия Сергеевна влюбляется в Володю, который единственный за нее заступился. Она приходит к нему домой, извиняется и признается в своих чувствах. Володя в мягкой форме ей отказывает, но Лидия Сергеевна соблазняет его.
Тем временем коллектив и Иван Степанович приходит в сберкассу получать выигрыш. Оля узнает облигацию, которую купил Володя, и подозревает, что Володю ограбили. Но, встретив на улице своего жениха с Лидией Сергеевной, она с охотой отдает деньги работникам ателье. За несколько часов до нового года сотрудники думают, что делать с выигрышем. Коллектив решает простить Володю и Лидию Сергеевну и тоже с ними поделить деньги. Ничего об этом не знавшие Орешников и Лидия Сергеевна, решаются на план мести. Володя приходит к сослуживцам под видом деда Мороза, и, пока он их отвлекает, Лидия Сергеевна крадет портфель с деньгами. Коллектив бросается за ними в погоню, однако Орешников возвращает им его, заблаговременно забрав свою долю и долю Лидии. Володя просит прощения у сослуживцев. Наступает новый год. Лидия Сергеевна снова предлагает Орешникову быть ее мужем, но Володя вновь отказывается.
Спустя некоторое время, Володя решает ненадолго оставить мечту о карьере фотохудожника, и на полученную от выигрыша 1000 рублей покупает Оле шубу. Алевтина идет в салон красоты и полностью преображается. Также, она выходит за Ивана Степановича замуж. Сотрудники вновь обращаются к Володе за финансовой помощью. Но тот говорит, что денег нет. Он снова покупает облигацию, надеясь на то, что удача, все же сделает свой зигзаг.
кадры из фильма «Зигзаг удачи»
Актеры и роли:
Евгений Леонов — фотограф Владимир Антонович Орешников;
Ирина Скобцева — фотограф Лидия Сергеевна;
Валентина Талызина — председатель месткома Алевтина Васильевна;
Евгений Евстигнеев — директор автобазы Иван Степанович Калачёв;
Алексей Грибов — директор фотоателье Кирилл Иванович Полотенцев;
Готлиб Ронинсон — рентгенолог муж Лидии Сергеевны;
Георгий Бурков — художник-ретушёр Петя;
Валентина Теличкина — невеста Орешникова, кассир в сберкассе Оля;
Нина Сазонова — мать Алевтины Марья Петровна;
Виктор Шульгин — отец Алевтины Василий Александрович;
Зиновий Гердт — текст от автора;
Светлана Старикова — сотрудница фотоателье Ира;
Борис Суслов — фотограф Юра;
Антонина Дмитриева — ведущая розыгрыша лотереи;
Феликс Яворский — председатель тиражной комиссии;
Герман Качин — молодой грузчик
Режиссеры: Эльдар Рязанов, Фёдор Хитрук;
Сценаристы: Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов;
Оператор: Владимир Нахабцев;
Композитор: Андрей Петров;
Художники: Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин, Владимир Зуйков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1968;
Премьера: 29 декабря 1968.
Интересные факты о фильме «Зигзаг удачи»
Творческий тандем Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского состоялся во время работы над картиной «Берегись автомобиля», вышедшей на экраны в 1966 году. Комедия получила всесоюзное и международное признание, и от соавторов ждали продолжения. В основу сюжета очередного фильма легла реальная история о нечистом на руку профсоюзном сотруднике, который заимствовал деньги из кассы взаимопомощи, покупая на них облигации. Использовался тот же подход, что и в предыдущей совместной работе. Сценарий был сначала опубликован как повесть в журнале «Наш современник», и затем была подана заявка на фильм. Экранизации, как уже опробованный и одобренный материал, быстрее проходили идеологические барьеры. Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была достаточно легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», получив благожелательные оценки Юрия Нагибина.
Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили — он явно не подходил по типажу. Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Однако и здесь желанию не суждено было сбыться — оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка.
На роль Алевтины взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова. По его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента».
Главного героя соавторы также писали «под» Иннокентия Смоктуновского — однако у актера тогда обострилась болезнь. На роль пробовались Миронов, Ширвиндт, Шакуров. Рязанов предложил несколько неожиданную кандидатуру Евгения Леонова. Первоначально Леонова видели в образе директора фотоателье. Актёра долго не утверждал худсовет студии, полагая, что здесь необходима более эффектная и киногеничная внешность. Тогда Рязанов использовал испытанный приём. Он начал тянуть время и готовиться к съёмкам. «Уходила» натура, зима кончалась, и студия подтвердила выбор режиссёра.
Съёмки картины состоялись в январе-феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице. В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины.
Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык. Трудно давались уличные сцены. В Москве тогда температура опускалась ниже 20 градусов, но зима подходила к концу, и съёмки продолжались по 12 часов в день. Актёрских трейлеров, где можно было бы погреться, в то время ещё не существовало. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, которые негласно проносили на площадку. После напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. Он рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы. Впоследствии режиссёр недолюбливал картину и посвятил ей минимум места в своих воспоминаниях.
Худсовет студии «Мосфильм» принял работу без особых замечаний. Однако неожиданную критику высказали профсоюзные органы. Безалаберное отношение к деньгам из кассы взаимопомощи (сфера ответственности профкома) и явно сатирическое изображение работы фотоателье раздражали представителей профсоюзов. Центральный орган «Советские профсоюзы» ответил на выход комедии на экраны письмом-рецензией от рядового читателя (популярный в те времена приём). Картину обвиняли в примитивизме, «водевильности» сюжета, уходе от реальности под прикрытием комедии положений.
На экраны картина вышла 30 декабря 1968 года, получив вторую категорию и ограничения по прокату.
см. также:
Лучшие новогодние комедии >>>
В 1966 году на экраны нашей страны вышел фильм «Берегись автомобиля». Он имела невероятный успех. Окрыленные Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, которые вместе работали над его сценарием, взялись за вторую картину.
Идея сделать фильм о человеке, который в коллективе собирал деньги для профсоюза и одновременно приобретал на них облигации возникла после того, как Брагинский услышал такую байку от знакомого. Написав сценарий «Зигзага удачи», Рязанов отнес его на «Мосфильм». К удивлению режиссера, сценарий приняли быстро и закипела работа.
В роли Ивана Калачева, директора автобазы, Рязанов сразу видел Евгения Евстигнеева, которого приметил еще после выхода фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен». Тогда он снял его в «Берегись автомобиля», а затем пригласил и в следующую картину — «Зигзаг удачи».
На роль невесты Калачева, Алевтины, Рязанов утвердил начинающую актрису Валентину Талызину. Она очень нервничала на площадке, а перед встречей с тогда уже популярным Евстигнеевым у нее даже голос дрожал. Но актер быстро расположил к себе девушку и все ее напряжение ушло
На роль художника Пети был приглашен Георгий Бурков. Это была первая его работа в кино, если не считать фильм «Зося», где актер просто мелькнул в кадре. Когда режиссер увидел Буркова на пробах он сразу заявил, что у того «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». А после выхода новогодней классики «История судьбы, или С легким паром!», этот образ намертво приклеился к актеру
За съемочный период Евстигнеев, Талызина и Бурков очень сдружились, травили анекдоты и весело проводили время. А Рязанов за работой очень нервничал, постоянно кричал на актеров. Неприятности преследовали его одна за другой. Сначала от съемок в картине отказались актеры, под которых писался сценарий, затем он рассорился почти со всей съемочной группой. Особенно доставалось юной Талызиной
Изначально на роль Алевтины Рязанов приглашал Алису Фрейндлих. Он ее хотел снимать еще в «Гусарской балладе», но тогда не получилось и вот режиссер сделал вторую попытку. Однако перед самым началом работы стало известно, что Алиса Бруновна ждет ребенка. Съемочная группа бросилась срочно искать актрисе замену и в результате на съемочной площадке появилась Валентина Талызина.
По словам актрисы, встреча с Рязановым подарила ей путевку в профессию, ведь в Театре имени Моссовета, где она работала после окончания ГИТИСа Талызину считали некрасивой и неинтересной, поэтому хороших ролей ей ждать не приходилось
Рязанову казалось, что Валентину Илларионовну сделали недостаточно уродливой для Алевтины, поэтому на роль фотографа Лидии Сергеевны он утвердил красавицу Ирину Скобцеву, для пущего контраста.
Сложнее было заставить Талызину сыграть несчастную женщину, мечтающую выйти замуж. В то время актриса уже была замужем за художником Леонидом Непомнящим, и вся светилась от счастья. Как она ни старалась, а сыграть несчастную женщину у нее не получалось. Талызина нервничала, а Рязанов злился. Например, актриса не могла выразить смущение на лице и тогда перед съемкой очередного дубля Рязанов сказал: «Ребята, а вы заметили какая у Талызиной аппетитная попочка?». Нужная реакция актрисы не заставила себя ждать, и сцена была снята
После выхода фильма на экраны Валентину Илларионовну стали узнавать на улицах, а предложения сниматься посыпались как из рога изобилия. И хотя в фильмографии актрисы около ста ролей, все они второго плана.
Интересно, что после последней отснятой сцены в «Зигзаге удачи» Эльдар Рязанов подошел к Талызиной и сказал, что ему грустно, потому что после этого фильма ее будут приглашать только на роли некрасивых героинь. Так и получилось
Роль фотографа Владимира Орешникова писалась для Иннокентия Смоктуновского. Также как и Алиса Фрейндлих, перед началом съемок актер отказался от роли. В это время у него обострилась болезнь – туберкулез глаз и тогда Рязанову пришлось пробовать других актеров-красавцев – Александра Ширвиндта, Андрея Миронова, Сергея Шокурова. Но никто из них не подошел. И вдруг на съемочной площадке неожиданно появился Евгений Леонов. Что? Маленький, полненький с круглым лицом? Но сочетание в актере комичного и драматичного было для Рязанова настоящей находкой
Когда худсовет посмотрел предварительный вариант фильма на его создателей обрушился шквал критики. Например, Евгений Леонов в роли Орешникова абсолютно никому не понравился. Кстати, это мнение поддержал и Леонид Гайдай, а игру Валентины Теличкиной в роли кассира в сберкассе он вообще не понял. Рязанов обиделся на чиновников и своего коллегу
Режиссер пошел на хитрость, он тянул с выпуском картины прекрасно понимая, что с наступлением весны никто не сможет его заставить переснимать новогоднюю картину. Таким образом режиссер отстоял Леонова. В 1969 году лента «Зигзаг удачи» вышла на широкий экран. Зрителям понравилась история, а Гайдай извинился перед Рязановым необычным способом. В фильме «Бриллиантовая рука» мы видим афишу «Зигзага удачи».
Сам Рязанов предпочитал не вспоминать ни о съемках этого фильма, ни о нем самом. И даже в своей объемной книге «Неподведенные итоги» лента «Зигзаг удачи» упоминается вскользь лишь два или три раза