Золотая мина | |
Жанр |
детективный фильм |
---|---|
Режиссёр |
Евгений Татарский |
В главных ролях |
Михаил Глузский |
Оператор |
Константин Рыжов |
Композитор |
Исаак Шварц |
Кинокомпания |
Киностудия «Ленфильм». Творческое объединение телевизионных фильмов |
Длительность |
139 мин. |
Страна |
СССР |
Язык |
русский |
Год |
1977 |
IMDb |
ID 0076958 |
«Золотая мина» — советский цветной двухсерийный художественный фильм-детектив, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1977 году режиссёром Евгением Татарским.
Фильм создан по заказу Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Телевизионная премьера фильма состоялась 24 июня 1978 года.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 В эпизодах
- 4 Съёмочная группа
- 5 Музыкальная дорожка
- 6 Награды
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Сюжет
3 апреля 1976 года из колонии строгого режима бежит особо опасный преступник Борис Брунов. А через год, 16 августа 1977 на шоссе под Ленинградом найден тяжело раненный молодой человек по фамилии Торчинский, который был сбит машиной. В тот же день в милицию обращаются архитектор Дроздовский и его жена с заявлением, что кто-то следит за их дачей. Причём план дачи найден при сбитом машиной Торчинском.
В процессе расследования работники милиции обнаруживают, что в деле замешан Борис Брунов, но сам он остаётся неуловимым. В поле зрения оперативников попадает фотограф Николай Косов, однако ему удаётся скрыться. Рассчитывая выйти на неуловимого преступника, работники милиции пытаются найти подход к крупному специалисту в области пластической хирургии Яну Ка́рловичу По́дниексу, который в своё время оказал большое влияние на Брунова. В результате расследования выясняется, что Борис Брунов и Николай Косов — один и тот же человек.
В ролях
- Михаил Глузский — полковник Константин Иванович Зарубин
- Евгений Киндинов — капитан Сергей Корнеевич Крошин
- Олег Даль — Николай Григорьевич Косов, он же Борис Леонидович Брунов
- Лариса Удовиченко — лейтенант Татьяна Семёновна Лебедева, следователь-практикант
- Любовь Полищук — Лариса Ивановна Ковалёва, подруга Косова
- Жанна Прохоренко — Лидия Леонидовна Брунова, сестра Брунова и бывшая жена Торчинского
- Игорь Ефимов — Николай Ильич Литвиненко, оперативник-бородач
- Игорь Янковский — заведующий отделом женской обуви универмага Олег Николаевич Торчинский, сбитый машиной кладоискатель
- Олег Ефремов — заведущий отделом тканей универмага Игорь Анатольевич Карпов, друг Торчинского, кладоискатель
- Елена Фомченко — Тамара Ефимова, подруга Ларисы
- Лев Лемке — Илья Аркадьевич Дроздовский, владелец дачи конфискованной у Бруновых
- Татьяна Ткач — его жена Ирина Дроздовская
- Игорь Добряков — оперативник Игорёк Лохов
- Игорь Дмитриев — хирург-косметолог Ян Карлович Подниекс
- Геворг Чепчан — зубной техник Мирван Акопович Меликтесян, он же разыскиваемый рецидивист Каспарян Гурген Артемьевич
В эпизодах
- Дмитрий Барков — врач «скорой помощи», увозивший сбитого Торчинского
- Александр Богданов — водитель мусоровоза в колонии
- Адольф Ильин — Гришанин, бородатый подельник Косова, убит им в машине при побеге из дачного посёлка
- Людмила Ксенофонтова — Ксения Николаевна, пациентка хирурга-косметолога Подниекса
- Л. Красильщиков — эпизод
- Герман Орлов — бармен ресторана «Кронверк»
- Аркадий Пышняк — милиционер в засаде, который хорошо умеет мяукать котом
- Елена Ставрогина — Екатерина Викторовна Карпова, супруга потерпевшего кладоискателя
- Владимир Студенников — эпизод
- С. Суслин — эпизод
- Дмитрий Светозаров — посетитель бара «Кронверк», со спутницей брюнеткой Зоей
- М. Тупицина — эпизод
- Любовь Тищенко — продавщица обувного отдела универмага
- Олег Хроменков — Куливенко, случайный посетитель ресторана «Кронверк», заговоривший с Ларисой Ковалёвой
- Адольф Шестаков — генерал милиции, начальник Зарубина
- Марина Юрасова — Петрова, главный врач больницы
- В съёмках принимали участие сотрудники УВД Ленинграда и Ялты
- В титрах не указаны:
- Мария Белкина — Маша, продавщица обувного отдела универмага
- Светлана Киреева — работница магазина
- Владимир Литвинов — эксперт майор Карагодов
- Иван Рыжов — пассажир в эпизоде ареста Подниекса
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Павел Грахов, Артур Макаров
- Режиссёр-постановщик — Евгений Татарский
- Главный оператор — Константин Рыжов
- Главный художник — Исаак Каплан
- Композитор — Исаак Шварц, Дмитрий Кижаев
- Звукооператор — Игорь Вигдорчик
- Режиссёр — Аркадий Тигай
- Оператор — В. Шадров
- Редактор — Константин Палечек
- Монтажёр — Тамара Гусева
- Художник по костюмам — Наталия Кочергина
- Художники-декораторы — В. Слоневский, Юрий Смирнов
- Художник-гример — Вадим Халаимов
- Ассистенты:
режиссёра — Н. Баркова, В. Кравченко
опратора — А. Грошев
звукооператора — М. Викторов
по монтажу — Л. Тихомирова - Главные консультанты — Б. Т. Шумилин[1], В. И. Кокушкин
- Постановщики трюковых съёмок — Александр Массарский, Дмитрий Шулькин
- Симфонический оркестр Ленинградской Государственной Филармонии
Дирижёр — Эмин Хачатурян - Административная группа — В. Гришин, И. Визгин, М. Вортман
- Директор картины — Анатолий Шехтман
- Фильм снят на плёнке производственного объединения «Свема»
Музыкальная дорожка
- Автором основной музыки к фильму является Исаак Шварц. Но наиболее запоминающейся оказалась инструментальная тема, которая сопровождала сцену, когда капитан Крошин (Евгений Киндинов) в баре ищет девушек, замешанных в деле, и финальную сцену задержания Косова/Брунова (которого играл Олег Даль). Эту композицию написал Дмитрий Кижаев. У неё два названия — «Гадалка» и «Монисто».
- В начале фильма — когда сбежавший из тюрьмы Косов убивает водителя мусоровоза, и в середине — когда капитан Крошин под видом сантехника приходит к Косову домой, фоном звучат программы радиостанции «Юность». После объявления диктора «Вы слушали программу радиостанции „Юность“» Косов переключает транзистор на другую волну, и звучит джазовая тема, появлявшаяся ранее в сцене, когда Подниекс и Меликтесян сидят на стадионе и смотрят выступления польских автогонщиков.
- Музыкальная тема из «Золотой мины» использована композитором И. Шварцем также и в фильме «Каникулы Кроша».
|
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Награды
- Первая премия сценарию (Павел Грахов) на Всесоюзном конкурсе сценариев о советской милиции, проведённом Госкино и МВД СССР (1976).
Примечания
- ↑ Шумилин Борис Тихонович (рус.). Международный Объединенный Биографический Центр. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 11 июля 2011.
Ссылки
- «Золотая мина» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Золотая мина». Аннотированный каталог фильмов киностудии «Ленфильм» 1918—2003. Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
- «Золотая мина» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Фильмы Евгения Татарского |
---|
Пожар во флигеле • Семьдесят два градуса ниже нуля • Золотая мина • Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы • Лялька-Руслан и его друг Санька • Без видимых причин • Колье Шарлотты • Джек Восьмёркин — «американец» • Презумпция невиновности • Пьющие кровь • Тюремный романс |
Фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Из колонии бежит опасный преступник Косов. За ним шлейф грабежей и убийств. Долгое время оперативникам не удается выйти на его след. Им в голову не может прийти, что рецидивист изменил внешность с помощью пластического хирурга.
В стиле репортажа
Среди советских фильмов о милиции немало тех, которые не имели никакого отношения к реальной жизни. Но случалось, напротив, в кино создавалась еще более острая, насыщенная действительность, чем это бывало в серых советских милицейских буднях. «Золотая мина» — из таких.
Евгений Татарский
А началось все с того, что в 1976 году молодой режиссер Евгений Татарский, снявший лишь дипломную работу и в соавторстве приключенческую картину «Семьдесят два градуса ниже нуля», пришел на студию телевизионных фильмов при Ленинградской киностудии. Редактор предложил ему сценарий, пылившийся на полке более 10 лет. Автором был не профессиональный литератор, а милиционер в отставке Павел Грахов. Он весьма реалистично описывал милицейскую рутину исходя из личного опыта, но, судя по тексту, явно не знал кинематографических законов. Отставник позволил Татарскому и его другу молодому писателю Артуру Макарову вольно переделать материал на их усмотрение с использованием старого текста. Соавторы ввели в сюжет модно одетых милиционеров, пластического хирурга — афериста, зубного техника — преступника и прочие детали, от которых веяло новизной и необычностью.
Уже утвердив новую версию сценария, Татарский продолжал сомневаться. Не хотел, чтобы получился очередной кабинетный фильм о милиции с массовкой и ненатуральными оперативниками, у которых на лицах отпечатано актерское образование. И в одну из ночей режиссеру пришла в голову идея снять кино не со штатива, а репортажно, в движении, с плеча, как снимали горячие новости. Также он решил в сценах задержания преступников в людных местах задействовать настоящих сотрудников милиции. Он понимал, что такие «аресты» средь бела дня изумят прохожих, все будет выглядеть натурально. Этот прием позже использовал в советских детективах автор ленты «Петровка, 38» Борис Григорьев: настоящие прохожие, погони и трюки в реальных условиях. У зрителей «Золотой мины» должно было создаться впечатление документальности происходящего на экране.
Цепь случайностей
Капитан Крошин был прописан в сценарии как привлекательный и галантный. Самый импозантный в те годы молодой актер в Ленинграде — Михаил Боярский. Он прошел кинопробы, но утвердили Евгения Киндинова. Михаил еще не сыграл своих звездных ролей, а Евгения после фильма «Романс о влюбленных» узнавали на улице.
Поскольку Татарский пытался уйти от стереотипов, роль рецидивиста Косова предложил интеллигенту со взрывным характером Олегу Далю. Режиссер стремился к тому, чтобы преступник не выглядел узколобым недоумком в лучших советских традициях. Хотел, чтобы он вызывал некоторую симпатию своей утонченностью. И действительно, в кадре персонаж Даля никого не убивает, не грабит и не насилует, похож на приличного человека. О его преступлениях мы слышим из сводок. Зато он встречается в открытом кафе возле пирса с красавицей подругой Ларисой. Эту роль никому тогда не известная Любовь Полищук получила случайно. Она вспоминала:
— Я работала еще в Московском мюзик-холле. Приезжает помощник режиссера, говорит, что меня пригласили на съемки с Олегом Далем. Приезжаем мы в Питер… Я чувствую — какая-то ерунда. Выясняется, режиссер Татарский сказал ассистентке: «Привези манекенщицу, миниатюрную блондинку с карими глазами». Привозят меня, темноволосую дылду. Представьте себе состояние режиссера. Причем для съемок уже был взят в аренду кораблик, съемочный день должен был в любом случае состояться. Это одна из самых трудных сцен. И тут еще приходит Даль. Я на подкошенных ножках, глазки в кучку. Он все сразу понял. Снял очки, взял мою руку в свои ладони, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушел вот этот холод, я выпрямила спину, почувствовала себя артисткой и его партнершей. Мы пошли и сыграли все с одного дубля.
Игорь Янковский
Таким же случайным образом роль лейтенанта милиции Лебедевой досталась Ларисе Удовиченко. В 1974 году она и Светлана Смехнова сыграли сестер в ленте Сергея Герасимова «Дочки-матери». Татарский помнил фильм, попросил пригласить Светлану, но на пробы доставили Ларису, которой подошла милицейская форма. Позже, увидев ее в роли милиционера, Станислав Говорухин, действуя от обратного, позвал Удовиченко сыграть Маньку-Облигацию в кинохите «Место встречи изменить нельзя». Тут же, в «Золотой мине», он заметил актрису Татьяну Ткач в образе жены архитектора Дроздовского и пригласил сыграть подружку Фокса Анну.
Есть в картине и белорусский след! Расхитителя социалистической собственности Торчинского сыграл Игорь Янковский, сын легенды белорусского театра Ростислава Янковского.
Выражение чувств
Фильм снимали в Ленинграде и Ялте. Соответственно, пластического хирурга в исполнении Игоря Дмитриева на привокзальной площади задерживали настоящие оперативники Ленинградского ГУВД. Актер устроил такой спектакль, что прохожие перешептывались: матерого арестовывают. Олега Даля в роли уголовника брали ялтинские милиционеры. Конечно, они знали, что снимаются в кино. Однако задача стояла проводить задержание натурально, с болевыми приемами. В ленте финальный арест в кафе выглядит убедительно. Даль без предупреждения пытался перескочить через барную стойку, но ему заломили руки.
Игорь Дмитриев
В картине есть сцена, где оперативник Игорь Лохов в исполнении Игоря Добрякова с мотоцикла на ходу перебирается в кузов грузовика. Поскольку шли по пути, как сейчас бы сказали, life-съемки, о натуральных трюках предупреждали не всех сотрудников МВД. Несущий службу сержант ГАИ увидел подозрительную эквилибристику мотоциклиста, устроил погоню, задержал. Съемочная группа потеряла время, пока разбирались.
Политическое управление МВД СССР выдало авторам список из 64 замечаний по фильму. Но в 1977 году одним из заместителей министра милицейского ведомства стал Юрий Чурбанов, зять Брежнева. Лента ему понравилась, ее допустили в прокат без исправлений. Даже нецензурное слово «с**а», которое Даль сквозь зубы произносит в финальной сцене ареста, не стали вырезать.
Когда у Татарского спросили, кто за фильм достоин премии от МВД, режиссер назвал фамилию милиционера Грахова, написавшего первую версию сценария. На всесоюзном конкурсе сценариев о советской милиции, проведенном Госкино и МВД СССР, отставник получил пухлый конверт.
А режиссер уже готовился к следующей работе, где снова блистали Олег Даль, Любовь Полищук, Игорь Дмитриев, Евгений Киндинов… Конечно, это был фильм «Приключения принца Флоризеля».
Еще материалы рубрики:
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»
Смотрите также:
-
August 5 2009, 18:22
- Кино
- Cancel
фильм мастера приключенческого жанра Татарского, один из самых знаменитых советских кинодетективов. мощнейший коллектив суперзвезд советского кино — Даль, Полищук, Киндинов, Глузский, Удовиченко, Дмитриев. пусть сценарий туповат и примитивна режиссура, но до сих пор «Золотая мина» вызывает бурные восторги кинозрителей. завязка типична для того времени: рядовое дтп выводит милицию на след валютчиков, спекулянтов, находящихся в розыске преступников, морально неустойчивых работников советской торговли.
но если бы не милицейские корочки и «Волги» — можно подумать, что перед нами экранизация романа Александра Дюма. фильм поражает обилием ходов подчернутых из дефицитных в 80-е годы авантюрных романов: поиски клада, беглый уголовник Брунов, изменивший внешность с помощью пластической операции, злодей хирург Подниекс, страшное лицо в отблесках грозы. всю эту увлекательную ерунду снабжают типичными милицейскими погонями по шоссе, ночной перестрелкой, внедрением переодетых водопроводчиками и продавщицами универмага сотрудников милиции.
на деле получилась натуральная клюква не хуже «Красной жары». один единственный раз показав портрет Ленина, весь остальной фильм Татарский заполняет видами центровых ленинградских ресторанов на пришвартованных к набережной парусных судах и расслабленной суетой летних улиц в исторических районах города (в полудокументальной манере, есть сцены снятные с невольными статистами ). заканчивается же фильм панорамами Ялты сезона отпусков и захватом преступника в шикарном кафе с кофеварочным аппаратом и рядами бутылок шампанского.
конечно, съемка на натуре предполагает, что в фильм проникнут то обшарпанные дворы, то протертый линолеум в больнице. но схваченный, прессующей ненужные детали длиннофокусной оптикой Ленинград весь вполне мог пойти в фотоальбом о спокойной и беспечной жизни горожан.
и совершенно понятно, почему Татарский избегает особо снимать Ленинград туристический, всего пару раз показав Неву, но заостряя внимание на Невском проспекте, аэропорте, вокзале, отдельных квартирах в старом фонде, крупных магазинах. в общесоюзный прокат выпускалась картина о благополучном мещанском Ленинграде, втором по значению городе СССР. отсюда и простодушные милиционеры, готовые к различным эффектным трюкам, но совершенно не обладающие сыскной хваткой и сообразительностью.
зато сотрудники милиции и преступники словно модели на подиуме демонстрируют джинсы, расстегнутые на груди рубашки, элегантные платья, банлоны, дорогие украшения и замшевые пиджаки. камера пристально вглядывается в шикарную дачу, блоки сигарет («25 рублей за блок Винстона»!) и импортные бутылки на подоконнике. все это сопровождается лаунжевой музыкой, ресторанными виа с подтанцовкой, неумело копирующими западную эстраду пляшущими отдыхающими. пролетариат из фильма почти изгнан, его главные герои это архитектор с красавицей женой (словно в фильме Линча кто-то следит за их дачей), заведующие отделами в универмаге, хирург клиники пластической хирургии (вполне гиллиамовской кстати), девушки сомнительного поведения, официанты, врачи, даже главный бандит обозначен как фотограф.
но роль милицейского начальника исполнил какой-то видимо сильно поддающий актер, приписанный к «Ленфильму». и вот только он, грязная проходная зоны и роскошная свалка, с легионами чаек, где преступник словно в «Побеге» (1972) Пекинпа вываливается из мусоровоза — свидетельства того, что весь фильм «Золотая мина» большая фикция, выстроенная на обаянии лета, движухе красивого европейского мегаполиса и разворотах журналов мод из Восточной Европы.
сами создатели фильма думаю нехило оттянулись на его съемках. интеллектуальный Даль роскошно опасен и элегантен, прячет взгляд за черными очками и кричит «Сука!» при задержании. но вдруг мы видим как он едет на велосипеде в тренировочных штанах и пузатой летней кепке с пластиковым козырьком. Полищук романтично смолит сигарету, попивая с утра крепленое вино на паруснике. Удовиченко демонстрирует голые ножки и изображает на спецзадании наивность чьей-то обеспеченной дочки. аристократичный и томный Дмитриев вообще смешон в роли коварного хирурга, хватающего за грудки напарника-кавказца, когда тот кричит ему: «Да эти драгоценности взяты при обыске у Шенгеладзе!». хоть Глузский и пообещает вычесть у сотрудников в случае потери драгоценностей в десятикратном размере из зарплаты — ответом ему будет веселый смех подчиненных.
Фильм Золотая мина
Среди изобилия современных крутых зарубежных и отечественных триллеров иногда хочется заглянуть в прошлое и посмотреть онлайн старый советский детектив. Именно таким является фильм режиссера Евгения Татарского «Золотая мина».
Действие разворачивается в начале 70-х годов. Из колонии строгого режима бежит опасный рецидивист по имени Борис Брунов. А спустя почти год на ленинградском шоссе находят сбитого машиной человека по фамилии Торчинский. Ниточка расследования выводит милицию на Бориса Брунова. Следователи почти уверены, что это его рук дело, но поймать преступника практически невозможно, он неуловим. Другая нить выводит следствие на некоего фотографа Николая Косова – вполне приличного молодого человека, но тоже явно замешенного в преступлении. Чтобы распутать узел, оперативники обращаются за помощью к Яну Карловичу Подниексу – знаменитому столичному хирургу, и узнают, что Борис Брунов и Николай Косов – это один и тот же человек, изменивший свое лицо с помощью пластики до неузнаваемости.
Приглашаем посмотреть фильм «Золотая мина» нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Cмотреть «Золотая мина» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства