Сценарий фольклорная карусель

Укрепление здоровья и развитие двигательной активности дошкольников, воспитание любви к родине и ее истории. 

Фольклорный досуг для детей

старшей группы

«Карусель народных подвижных игр»

Воспитатели: Дорохова И.Н.

                                                                                         Жукова А.В.

Фольклорный досуг для детей

старшей группы

«Карусель народных подвижных игр»

Цель: укрепление здоровья и развитие двигательной активности дошкольников, воспитание любви к родине и ее истории.

Задачи: обогащение игровых навыков у детей дошкольного возраста; сохранение и развитие народных традиций; развитие интереса к народным играм, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: Карусели с лентами, костюмы скоморохов, музыкальные инструменты, костюмы разных народов, канат, шарф.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Под музыку «Светит месяц» дети входят в зал.
Рассаживаются на места. Выходят скоморохи.
1-й скоморох. Здравствуйте, ребята, дорогие
Маленькие и большие.
Здравствуйте, гости!
Милости просим.
2-й скоморох. К нам на праздник поспешите,
С нами пойте и пляшите.
Только галок не ловите.
Веселей на нас смотрите!
1-й скоморох. Познакомьтесь с нами, дети,
Веселей нас – нет на свете!
Мы- ребята скоморохи
Мы не любим охи, вздохи.
2-й скоморох. На балалайках мы играем.
Всех на праздник зазываем.
Горевать с тобой не будем.

А плясать сейчас мы будем!
Исполняется танец с музыкальными инструментами «Полянка» (р.н.м. обработка Н. Метлова)
1-й скоморох. Не хотите поиграть?
2-й скоморох. Свою удаль показать?
1-й скоморох. А наградой будет смех,
Дружный и веселый!
2-й скоморох. Как у наших у ворот
Собирается народ!
Поиграем мы в игру русскую народную
Называется она
«Золотые ворота»
Ход игры: В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Правила игры: После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
1-й скоморох. Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу.
Руки крепче зажимайте,
Да следите, не зевайте.
Проводится игра «Колечко»
Ход игры: Играющие стоят по кругу, держат руки перед собой «лодочкой». Выбирается один ведущий. В руках у него колечко. Ведущая идёт по кругу и каждому будто кладёт колечко в руки. При этом говорит:
Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу.
Руки крепче зажимайте,
Да следите, не зевайте.
Одному из детей она незаметно кладёт колечко, а потом говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Тот, у кого колечко в ладошках, выбегает, а остальные должны постараться задержать его, не выпустить из круга.
Правила игры: после слов «колечко, колечко…» все играющие должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком из круга, играть 2-3 раза .
2-й скоморох. У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся детвора,
Ждет нас русская игра.
Проводится игра «Заря-заряница»
Дети становятся в широкий круг, руки у каждого за спиной. Водящий — «Заря» ходит с лентой в руках вокруг хоровода и поет.
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
За водой пошла!
Как только пропеты последние слова песенки водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится «Зарей».
1-й скоморох. Так играть умеет всяк,
А умеет ли вот так!
 Надо прыгать в круг из круга,
Не подталкивать друг друга,
А ловишке – не зевать
И кого-нибудь поймать!
Проводится игра «Жмурки»
Игра начинается по считалке

Играют в Жмурки несколько человек. С помощью
считалки или по жребию выбирается водящий . Игроки завязывают водящему плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и «рассыпаются» в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал — пойманный игрок становится водящим.

Когда дети раскручивают на месте жмурящегося, то вместе говорят приговорку:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На крыльце (на квашне).
-Что пьешь?
— Квас!
— Лови, дурень (мышей), а не нас.

Вот еще один вариант приговорки:

— Где стоишь?
— На мосту.
— Что пьешь?
— Квас.
— Ищи три года нас!

2-й скоморох. Эй, ребята, молодцы,
Озорные удальцы.
Приходите поиграть,
Свою удаль показать.
Перетягивание каната
Скоморохи.
Инцы-брынцы, балалайка,
Инцы-брынцы, поиграй-ка,
Инцы-брынцы, не хочу,
Инцы-брынцы, в круг пойду!
Звучит русская народная мелодия, все водят хоровод, держась за разноцветные ленты (карусель)

Ход игры: Скоморох держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, Скоморох двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.

1-й скоморох. Молодцы у нас ребята!
Сильные, умные, дружные и смелые!
Скоморохи. Расставаться нам пора,
Вспоминайте нас всегда!
Уходят под звуки веселой музыки. Дети идут в группу на чаепитие.

ruNxlkA6KF4

zoHhAmJeXcg

PKfP4UQlapg

NLsZGZHMUOE

автор: Паламарчук Юлия Валентиновна

Музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 41 “Золотой петушок”

Сценарий совместного развлечения с родителями “Карусель народных игр”

«Карусель народных игр»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе

Подготовила:

Музыкальный руководитель 

МДОУ дс 41 «Золотой петушок» 

Г.о. Подольск

Паламарчук Ю.В.

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Задачи:

    • Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;
    • Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
    • Создание благоприятного микроклимата. Доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;
    • Приобщение детей и родителей к национальному фольклору.

Предварительная работа:

  • Велась работа по формированию понятий Родина, Отечество;
    • Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины; 
  • Ознакомили детей с русскими народными играми и играми народов Коми- Пермяцкого округа, Северного Кавказа, Кубани, Удмуртской республики;
    • Проведены беседы о народных играх, костюмах. Разучили считалки, народные игры;
    • Велась работа по изготовлению атрибутов к народным играм.

Действующие лица:

  • Музыкальный руководитель, дети, родители.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Муз.руководитель:

Здравствуйте родители!

Проходите без стесненья!

Предъявите только нам

Весёлое настроение!

(Родители занимают места в зале.)

Заходите, девчонки и мальчишки. 

Проходите, не стесняйтесь,

Удобнее располагайтесь!

Звучит музыка «Карусель» В. Шаинского,

дети в русских народных костюмах заходят в зал, встают полукругом

Пусть зал наш музыкальный сегодня парком развлечений станет.

Здесь любой себе игру по душе найдет!

Да здравствует радость,

Да будет веселье!

Пусть счастье закружится каруселью.

Ребенок:

Мчат по кругу: самолет,
Зебра, пони, бегемот,
Кенгуру, машина, шмель…
Что же это? 

Дети хором:   Карусель.               (Димакова О.)

Муз.руководитель:

Приглашаю всех ребят,
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок скорей,
Берись за ленточки дружней! 

/Дети начинают танец, затем в центр круга выходит ребенок с Каруселью в руках. Все становятся по кругу, держась за ленточки карусели. На другом конце ленты размещены фигуры животных, являются культовым для того или иного народа России. 

Танец «Карусель» 

с использованием дет. муз. инструментов (бубенцы)

Дети вернулись в полукруг и декламируют:

Дети:

  1. Закружилась карусель,
    Замелькали сосны, ель.
    2. Закружилось всё вокруг,
    Звёзды в небе встали в круг.
    3. Карусель кружит сильней,
    И кружусь я вместе с ней.            Мохорев А.

Муз.руководитель:

Вы ребята молодцы!

Карусель раскачали от души,

На карусель внимательно поглядите!

Ведь она состоит из пестрых фигур животных, а вот откуда они и гордость какого народа мы с вами сегодня узнаем.

На территории России живут разные народы и представители 170 национальностей. 

Так в стране у нас живут

Русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

И колмык, и осетин,

И тувинец, и бурят-

Все они дружить хотят!

У каждого народа есть свои национальные герои-животные, песни, обычаи, и игры. 

Сегодня вам представится возможность узнать, в какие игры играют ребята других национальностей.

 «Российская семья»  Вл.Степанова

Дети:

  1. Живут в России разные 

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – рубаху носит,

Другой – надел халат.

  1. Один- рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Один играет в «салки»

Другой бросает «кости»

Якуты и чуваши играются в юрту,

Русскому народу мила игра «лапта»

  1. Одним милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

Муз.руководитель:

Родители, и вы на карусель проходите

Себе местечко подберите!

Родитель:

Пожалуй, я выберу Петушка.

Муз.руководитель:

Наш красивый петушок,
Носит красный гребешок!
Утром, рано на заре,
Песни дарит детворе!             (Автор Евгения Зих)

Считалкой выбираем Водящего

Русская игра «Заря-Заряница»

Дети  встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой. С последними словами песенки  водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится зарей. Игра повторяется. 

 Поют:

Заря-заряница,  

Солнцева сестрица,  

По небу ходила,  

Лучи обронила,  

Лучи золотые,  

Ленты голубые 

Говорком:

Раз, два не воронь  

Беги как огонь!

После игры, дети стоят в кругу, в цент выходит мальчик

Ребенок:

Ой, распарился я на солнышке, попить захотелось…

Муз.руководитель:

Тогда добро пожаловать в богатую реками Удмуртию. 

Дети хором: (идут по кругу и проговаривают)

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, покатились,
У удмуртов очутись.

Муз.руководитель:

Хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртских детей:  «Ручеек»! 

Эта игра очень похожа на русские горелки.

Удмуртская игра – «Удмуртский ручеек»

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Правила:

Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.

Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.

Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.

Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

Муз.руководитель:

Звенит веселый хоровод,

Кружит нас каруселью.

Другой игры настал черед,

И рады все веселью!

Удмуртская игра – «Сеяли, сеяли лён»

(Участники делятся на две линии и стают друг напротив друга) 

 1.А мы сеяли, сеяли лен, 

А мы сея, приговаривали, да, 

(Участники имитируют  сеяние льна, разбрасывали его поочередно левой и правой рукой) 

Чубатами приколачивали,  

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая) 

 Припев: 

Ты удайся, удайся, ленок, 

Ты удайся, мой белый кужалёк. 

Лен, мой лен, белый лен, 

Справа на горе, 

Слева на крутой, лен зеленой. 

(Участники одной линии делают воротца, а участники второй линии берутся за руки и проходят  в данные воротца, возвращаясь затем на свои места) 

2.Мы пололи, мы пололи белый лен, 

Мы пололи, приговаривали,  

(Участники хоровода”дергают” траву руками, пригибаясь каждый раз больше и больше) 

Чубатами приколачивали,  

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая) 

3.А мы рвали, мы рвали белый леи, 

А мы рвали, приговаривали, да, 

(Каждый участник  имитирует захват двумя руками лен и выдергивает  его, бросая за себя, делая поворот и выдвигая правую ногу вперед.)  

Чубатами приколачивали. 

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая) 

4.А мы чесали, чесали белый лен, 

Чесали, приговаривали, да, 

(Имитируем  работу, при которой ленты треплют, при этом руки двигаются  в стороны.) 

Чубатами приколачивали. 

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая) 

5.А мы пряли, пряли белый лен, 

Пряли, приговаривали, да, 

(Участники  имитируют движение левой  рукой сверху вниз и правой рукой в правую сторону, как бы тянем  нитки и отправляли их от кудельки на шпулю.) Чубатами приколачивали

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая) 

6.А мы ткали, ткали белый лен, 

Ткали, приговаривали, да, 

 (Участники делают движение  руками к себе, а кисти их рук проделывают   хватательные движения.) 

Чубатами приколачивали. 

(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)

Муз.руководитель:

Мама Тимофея, не пора ли выбрать другое местечко на карусели?!

Родитель:  Пожалуй, я выберу оленя.

Дети хором: (идут по кругу и проговаривают)

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, покатились,
И в Сибири очутись.

Ребенок:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Оленятами мы обратимся

В игры народов севера порезвимся.

Муз.руководитель:

На далёком севере живут ненцы, ханты, манси, буряты, эвенки, коми.

Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, 

чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе и ловкость в играх.  

Выберем считалкой Волка, он Водящий.

Народы севера – Танец – игра «Важенка и оленята»

Слова и музыка неизвестного автора 

На полу разложено несколько обручей, в каждом из них находится «Важенка» и несколько «Оленят»  В одном из углов зала – спит «Волк» 

Бродит в тундре важенка,  

С нею — оленята, 

Объясняет каждому  

Все, что непонятно… 

(Вокруг обруча, подняв ручки вверх – сделав «оленьи рожки»  «Оленята» высоким бегом бегут за «Важенкой») 

Топают по лужам Оленята малые.   

Терпеливо слушая Наставления мамины. 

(Важенка в кругу грозит пальчиков деткам, а они машут головками, и выполняют бег на месте, высоко подымая ножки)  

Проигрыш 1 

(Дети «Оленята» выбегают из своих домиков и бегают по «тундре» – рвут травку, пьют водичку, играются) 

Проигрыш 2 

(На слова – «волк идет» Дети должны убежать в свои домики, а «Волк» пытается догнать и поймать «Оленят» Пойманных «оленят» – волк уводит в свой домик.) 

Ребенок:

Много игр в парке нашем –

Играем, шутим, поем и пляшем.

В играх рот не разевай – 

Кавказскую смелость и ловкость проявляй!

Муз.руководитель: 

В лесах Северного Кавказа, где живут адыгейцы, черкесы, кабардинцы, осетины, обитают Ястребы, друзья.

Сейчас начнем в интересную игру играть.

Где силу нашу силушку

Будем укреплять.

Кавказская танцевальная игра – «Цыплята и ястреб»

Слова и музыка неизвестного автора 

 1.По дорожке курочка ходила, 

За собой цыпляток водила. 

По дорожке курочка ходила 

Маленьких цыпляток учила. 

(Дети идут за «курочкой – педагогом») 

2.Поднимите крылышки, улыбнитесь 

Солнышку ясному улыбнитесь. 

(Подымают ручки вверх,  и тянутся к «солнышку») 

Не ссорьтесь, помиритесь, (Грозят пальчиком) 

Попрыгайте весело и покружитесь. (Прыгают и кружатся) 

 3.Мои детки дорогие, 

Играйте, разбегайтесь. 

А как будет ястреб близко, 

Ко мне все слетайтесь. 

(Дети бегают по залу и машут «крылышками») 

Проигрыш 

(Дети бегут к педагогу «курочке», а «ястреб ловит» пытается поймать детей. Следить за тем, чтобы дети бежали спокойно, не наталкивались друг на друга. Учить детей прислушиваться к словам взрослого и выполнять  движения соответственно тексту песенки.) 

Муз.руководитель:

А сейчас 1,2,3,4,5,

В Казачью народную игру идем играть

В былые времена Кубанские Казаки были весёлые, потешные. 

Много у них игр на ловкость, силу и быстроту. 

С ними поближе познакомимся, взрослые и дети. 

Выберем считалкой водящего.

Казачья игра «Чижик» с участием родителей

(Игроков должно быть нечетное количество. Чижика выбирают по считалке. Игроки идут по кругу, исполняя игровую припевку. Чижик изображает то, о чём поётся в припевке. Игроки могут повторять за ним: ) 

По дубочку постучишь  

Вылетает сизый чиж.  

У чижа у чижика  

Хохолочек рыженький.  

Чижик по саду летал,  

Одной ножкой всё махал.  

Чиж, чиж, не зевай,  

Себе пару выбирай! 

 (Вместе с чижиком каждый игрок быстро выбирает себе пару. Тот, кому не досталось пары, становится следующим чижиком.)

Ребенок: 

Как у наших у ворот собирается народ.

Муз.руководитель:

Давайте вместе с ними поиграем в мордовскую народную игру-хоровод «Раю-раю».  Она посвящена Солнцу, его заходу и восходу.  

Мордовская  игра «Раю-Раю» с участием родителей

В игре «Раю-раю» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики»  

Раю-раю пропускаю,

А последних оставляю

Сама мать пройдет

И детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

(После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».)

Муз.руководитель:

Ой, хорошо играли!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте у них спросим, в какие игры в детстве играли ваши родители? 

Родитель:   

«У медведя во бору»

Муз.руководитель:

Медведь – Он хозяин леса строгий,
Кабинет его в берлоге.
Он Топтыгин, он и Мишка
На страницах в детских книжках,
Грозным рыком наделён,
Символ русской мощи он.

Ну, тогда в русскую народную игру нам пора поиграть.

Русская Игра – «У медведя во бору» с участием родителей

У медведя во бору  

Грибы, ягоды я рву.  

А медведь не спит,  

Всё на нас глядит,  

(Дети стают в круг, середина круга – это лес, там сидит медведь, а также  на середину круга, кладут ягоды и грибы. Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у одного из ребят в руках корзинка. Все идут по кругу взявшись за руки и подпевают песенку) 

Проигрыш 

Ребята передавая друг другу корзинку, «забегают в лес»  и бросают в корзинку ягоды и грибы. Также они могут дразнить и будить «медведя». 

У медведя во бору  

Грибы, ягоды я рву 

А потом как зарычит  

И за нами побежит. 

(Дети вновь, берутся за руки и идут по кругу подпевая песенку) 

Проигрыш 

(Медведь просыпается и начинает бегать за детьми, пытаясь отобрать корзинку с ягодами и грибами, дети передают корзинку друг другу. Если «Медведь» до конца проигрыша сумел поймать и забрать корзинку себе, то он забирает корзинку, высыпает с нее ягоды и грибы и игра начинается заново. Если не поймал, то выбирается новый «Медведь» и игра продолжается. 

Муз.руководитель:

Дружно с вами мы играли,

На каруселях не скучали,

Вот такие игры у разных народов. Но все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь в них играют дети. 

А дети всех народов одинаковы: озорны, любознательны, подвижны и хотят жить дружно.

Ребенок:

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир

Все за счастье, все за мир!

Танец с родителями

Дети выстраиваются полукругом

1 Ребенок:

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

Муз.руководитель:

Вражде и ссорам места нет,

Кругом лишь радость и веселье.

И жизнь в стране кипит, летит.

Большой и пестрой каруселью.

Ребята, в нашем детском саду тоже воспитываются дети разных национальностей. 

Мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за совместное времяпровождение. Мира, добра, радости вам!

Звучит песня В.Шаинского «Карусель», дети выходят из зала.

ЧТО УДАЛОСЬ?

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей интереса, уважения к другим национальным культурам нашей страны. 

Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Достигнута.

Желаемые результаты:

Познакомить детей и их родителей с разновидностью игр:

игры подражательные «Лен»;

игры с преследованием (догонялки)  «У Медведя во бору»;

игры с выбором  «Чижик», «Заря-Заряница»;

хороводные «Раю-раю» и 

танец-игра «Важенка и оленята», «Цыплята и ястреб»;

Реализованы

Это было познавательно и увлекательно для всех участников: детей, родителей, воспитателей.  

Считаю, что игровое путешествие по нашей стране состоялось.

«Карусель народных игр» 

Предварительная работа:

    • Беседа на тему «Россия – народов дружная семья», благодаря которой определились с понятием «наше Отечество», «наша Родина», «Россия-матушка». Проговорили пословицы о Родине, разучили стихотворение Вл.Степанова «Российская семья», рассмотрели иллюстрацию карты Российской Федерации.
  • Беседа на тему «Мы играем в игры разных народов»:

1 часть – знакомились с русским народным костюмом (иллюстрации), его отличительными чертами от костюмов других народов и с чем связаны эти отличия (иллюстрации).  Рисование разновидностей русского костюма: курский, южный, северный и др.

Знакомство с играми: «Заря-заряница, «Горелки», «Ручеек», к какому виду игр они относятся.

2 часть – знакомство с Удмуртской республикой, ее природными особенностями, бытом и трудом людей, народным костюмом (иллюстрации).

Знакомство с игрой «Удмурсткий ручеек», «А мы сеяли, сеяли лен» – их историей возникновения, смыслом этих игр (иллюстрации). 

3 часть – знакомство с игрой народов Севера «Важенка и оленята», костюмом, расположением на карте, бытом людей, понятиями «чум», «яранга», «важенка», «оленевод», «каюр» (иллюстрации).

4 часть – знакомство с играми народов Кубани «Чижик» и Кавказа «Цыплята и ястреб».

5 часть – знакомство с игрушками народов России (выставка);

  • Изготовление, совместно с родителями атрибутов к народным играм (маски, шапочки персонажей);
  • Ознакомление детей и родителей с русскими народными играми, играми народов Коми- Пермяцкого округа, Северного Кавказа, Кубани, Удмуртской республики и их видами:

– игра с выбором  («Чижик», «Заря-Зареница»), 

– игра с преследованием (догонялки)  «У Медведя во бору»), 

– подражательная игра («Лен»),

– хороводные игры («Раю-раю»), игра-танец  («Важенка и оленята», «Цыплята и ястреб»),

– сидячие игры.

Методы: 

  • Наглядный:
  • слуховая наглядность (Исполнение  музыкальных произведений, народных песен педагогом);
  • зрительная наглядность – показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях, показ игрушек, картинок, костюмов.
  • Словесный метод:
  • объяснение – четкое, образное;
  • пояснение –связано с показом движений игр, плясок, упр., певческих приемов;
  • указания – давались во время выполнения детьми игр, плясок, упр., помогали понять как надо выполнять движения, уточняли способ выполнения действий;
  • поэтическое слово – чтение стихотворения Вл.Степанова «Российская семья перед исполнением песни, поэтические сравнения с картинами природы;
  • беседа – после слушания музыки, чтобы дать оценку, поделиться впечатлениями. Беседы лаконичные, конкретные;
  • Метод практической деятельности:
  • оркестровка песен, музыкальных произведений;
  • показ педагогом исполнительских приемов в пении, игре на музыкальных инструментах для осознанного восприятия музыкального материала.

Приемы:

  • Наглядно – зрительный прием:
  • зрительная наглядность (иллюстрации), чтобы конкретизировать сказанное  педагогом, проиллюстрировать образы, познакомить с народными особенностями. 
  • Прием подражания при освоении игре на музыкальных инструментах
  • Игровой прием
  • Прием индивидуально-дифференцированного подхода:
  • задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей), учитывая интересы, склонности к тем или иным видам музыкальной деятельности и музыкальное развитие детей).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА

СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)

346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская ул. Трудовая,6 «а»

Тел 8 (86364)31-4-62, тел/факс 8 (86364)31-4-62

Email: ski_kazanskaya@rostobr.ru 1222112@mail.ru

Фольклорное развлечение на тему:

«Солнечная карусель».

Воспитатель: Рекункова Л.Н.

2014 уч. год.

Цель: создание атмосферы развлечения, позволяющего раскрыть творческие способности детей, развитие чувства восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы.

Задачи:

Образовательные: 1.Формировать у детей художественно-поэтические представления о весне как доброй волшебнице оживляющей природу.

2.Развивать творческие способности детей в фольклорно-игровой деятельности.

3.Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

Воспитательные: 1.Воспитывать потребность бережного отношения к объектам живой природы.

2.Воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к душевному состоянию детей и взрослых.

Коррекционные: 1.Коррекция мыслительной деятельности, речи.

2.Коррекция воображения, внимания.

3.Коррекция движений, раскованности.

Предварительная работа: наблюдение за красотой весенней природы, разучивание произведений малого детского фольклора, игр, хороводов.

Материалы и оборудование: костюмы: «Весна», «Солнышко», обруч, ленты по количеству детей-1,5м, магнитофон, диски, подарки.

Этапы занятия

Время

Деятельность воспитателя

Фольклорно-игровая деятельность

Результаты

Начало.

1.Вхождение в тему.

3

По всей Руси в конце апреля готовились к земледельческим работам. На оттаявших полях устраивали состязания, представления, водили хороводы.

Слушают воспитателя, пополняют свой кругозор.

Готовность к занятию.

2.Погружение в тему.

2

Здравствуйте «Весна»!

Здравствуйте «Солнышко»!

Закличка: Весна, весна, на чем пришла?-2р

Весна: Здравствуйте!(ведет диалог)

Солнышко: Здравствуйте, детушки — малолетушки!

На сошечке, на бороночке, на овсяном стопочку, на ржаном колосочку. На жордочке на тоненькой, на досточке на славненькой с хлебами обильными, со льном высоким.

Имеют представление о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу. Корректируют мыслительную деятельность, речь, память, воображение, внимание

Работа над темой.

3.Рассказ воспитателя

4.Раскрытие темы.

5

8

Весной дни становятся длиннее.

Ярче светит солнышко, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы.

Загадка: оживились ручьи, прилетели грачи, в свой дом-улей-пчела сладкий мед принесла. Кто знает, когда это бывает? (весной)

Слушают воспитателя, отгадывают и загадывают загадки.

Весна: Я раскрою почки, зеленые листочки, деревья поливаю, движения полна, зовут меня ….(весна).

Дети: В каждом дворе есть на радость детворе, птичка, ты ее не бей. Это птичка…(воробей).

По весне к нам мчится, черная как ворон птица, для деревьев наших врач насекомых ест всех….(грач).

На месте дворец, во дворце певец, а зовут его…(скворец).

Воспитывают любовь и бережное отношение к объектам живой природы.

Развивают речь, память, активизируют словарь.

Корректирует мыслительную деятельность, речь.

5.Проработка, закрепление результатов.

6.Завершение занятия.

Подведение итогов.Рефлексия.

20

2

Игра «Карусель».

Цель: воспитывать устойчивый интерес к фольклорно-игровой деятельности.

Оборудование: обруч и ленты.

«Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз, два, раз, два вот и кончилась игра. (Е. Тихеева)

Хоровод «Весна – весняночка».

Цель: развитие творческих способностей детей в фольклорно-игровой деятельности.

-Весна-весняночка, чем ты село дарила?

-Весна-весняночка, чем ты красна?

Игра с солнцем.

Цель: развивать координацию движений, поощрять игровые импровизации детей.

Гори, солнце, ярче-летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее (на слово «горю» — солнце догоняет детей).

Хоровод «Подарки».

Цель: воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к душевному состоянию детей и взрослых.

Материалы и оборудование: кукла, конь, волчонок, самолет.

Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет.

Подвожу итог развлечения. Нацеливаю на дальнейшую встречу.

Солнышко: По земле шагает славный месяц апрель. Мы сегодня открываем солнечную карусель:

Движения выполняют в соответствии со словами.

Весна: Я, весна — красна, вам в подарок принесла листья на дубочек, шелковый платочек много-много вешних вод да весенний хоровод.

Весна: Я дарила, подарила огородами зелеными, хороводами веселыми.

Весна: Зима красна белыми снегами. Лето-ягодой, грибами. Осень-житом и снопами. А я Весняночка-весна теплым солнышком красна!

Солнце: Что вы пригорюнились, что вы призадумались?

Становитесь в круг, будем веселиться.

Весна: Смотрите, верба распустилась! Верба распустилась, вся распустилась. Без вербы не весна! Становитесь-ка ребята в весенний хоровод.

«Весна» и «Солнце» прощаются с детьми, благодарят за радостную встречу, веселые игры. Вручают подарки детям. Слушают воспитателя, делают выводы.

Смена вида деятельности.

Развивают творческие способности в фольклорно-игровой деятельности.

Развивают чувства восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы.

Корректируют движение, раскованность. Развивают желание активно участвовать в праздниках и развлечениях.

Воспитывают отзывчивость, внимательное отношение к душевному состоянию детей и взрослых.

Проявляют творческие способности в фольклорно-игровой деятельности. Знают произведения малого детского фольклора о природе.

Программное содержание:

  • Приобщать детей к русской культуре.
  • Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
  • Развивать музыкальность детей.
  • Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
  • Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
  • Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон.
  • Диск с русской народной музыкой.
  • Платок для игры «Жмурки».
  • Маски зверей (Мышки, Лягушки, Лисички, Зайки, Медведя) для игры
    «Теремок».
  • Гимнастические палки для игры «Мед и Сахар».
  • Деревянные ложки для игры «Где работа – там еда».
  • Обруч с ленточками и бубен для игры «Карусель».
  • Лента для игры «Заря-зарница».
  • Канат для игры «Перетягивание каната».

Ход праздника

Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.

Скоморох:

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.

Песня «Русская душа».

(Муз. Е.Кошелевой)

Скоморох:

А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!

Танец-игра «Веселый хоровод»

(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие
двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют:

Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все
дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки,
приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

Скоморох:

Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!

Игра «Жмурки».

Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга,
поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он
поймал, становится «жмуркой».

Скоморох:

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Загадки

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа)

Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)

Скоморох:

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!

Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят
в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)


Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка:
Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит
Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь
их ловит).

Скоморох:

Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.

Игра «Мед и Сахар».

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой
стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на
чьей стороне больше силы.

Скоморох:

А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!

Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка).

Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!

Игра «Где работа – там еда».

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев.
Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со
стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

Скоморох:

Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.

Песня «Расписная ложка».

(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)

Скоморох:

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными
к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец
ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу,
произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием
музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без
ленты, становится «музыкантом».

Скоморох:

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Игра «Заря-зарница».

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с
лентой. Дети поют:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные
стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места,
становится «зарей».

Скоморох:

Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к
другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох
Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети
приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей
опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в
разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Скоморох:

Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох:

Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.

Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!

(Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала.)

Сценарий фольклорно-игровой программы “По страницам Русского фольклора”

15.02.2022

Руководитель кружка Назарова Ольга Александровна

МБУК “МСКО”

Скачать материал: Фольклорно-игровая программа «По страницам Русского фольклора»

___________________________________

Ведущая: Здравствуйте ребята. Возможно вы уже слышали что 2022 год в нашей стране объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Поэтому наша сегодняшняя программа посвящена Русскому фольклору. Ребята, а вы знаете, что означает слово фольклор?

      (дети дают ответы)

Ведущая: Правильно, молодцы. Дословно фольклор переводится – «народная мудрость» – это  песни, танцы, пословицы, поговорки, загадки, обряды, а так же декоративно прикладное  искусство. Притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

       С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах- скоморохи. А вы знаете кто такие скоморохи? Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками – обычно они водили с собой дрессированного медведя. Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и со временем исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. Вот такой Петрушка будет мне сегодня помогать (Достает тряпичную куклу «Петрушку»).

Скоморох: – Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение!

 – В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

 – Скуку да хандру разгоняющих,

 – Острое слово любящих,

 – На дудках играющих.

 Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот победу себе непременно принесет.

-Сшила Саша Сашке шляпу;

-Пекарь Петр пек пироги;

-Хвала халве;

-Варвара варила, варила, да не выварила;

-Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Ведущая: А теперь ребятки, загадаю вам загадки,

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(Петух)

  1. Зелененький,
    Маленький,
    По полу елозит,
    Себя не занозит.
    Обежал весь теремок
    И опять встал в уголок. (Веник)
  1. Серебряные нити

Сшивают землю и небо. (Дождь)

  1. Стоит Антошка

На одной ножке;

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб)

  1. Выгляну в окошко:
    Лежит долгий Антошка.
    Кабы он встал —
    До неба достал;
    Сам не ходит,
    А других водит. (Дорога)
  1. В брюхе баня,
    В носу решето,
    На голове пупок,
    Всего одна рука,
    И та на спине. (Чайник)
  1. Черненька собачка,

свернувшись лежит;

Не лает, не кусает.

А в дом не пускает.

(Замок)

  1. Птичка-невеличка:

Носик стальной,

А хвостик льняной.

(Иголка с ниткой)

Ведущая:

В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

Поиграем раз, два, три, в петушиные бои.

Проводится игра «Петушиные бои». Участвует пара детей. Они встают в круг (обруч), поднимают правую ногу назад и, держа её рукой, стараются вытолкнуть противника за круг. Участвуют все желающие.

Скоморох: Сегодня не может быть скуки.

Каждый, кто хочет

Поет и хохочет.

Веселится, как в старь.

Не ради денег, не ради славы,

А для потехи и для забавы

Так давайте посмотрим

Кто сильнее в «Перетяжки».

Дети играют в игру «Перетяжки». На пол кладут длинную ленту. Дети делятся на две команды и встают вряд этой ленты напротив соперника, так что бы образовались пары с соперниками, и берутся за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «Стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовать новые пары или держаться сзади друг за друга вдвоем (втроем и т. д.) перетягивая соперников на свою сторону. Победившей командой становится та сторона, на которой к моменту окончания игры оказалось больше игроков или же в команде противников не осталось ни одного игрока.

Ведущая:

А сейчас мы поиграем в интересную игру

Русскую народную, очень пригодную.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которое актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Скоморох:

Спешите видеть! Спешите попасть!

Веселитесь от чистого сердца и всласть!

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники проходят через них двигаясь по кругу. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.

Ведущая:

Добрый люд! Честной народ!
Приглашаем в хоровод.
Он сроднит нас и сплотит
И единством вдохновит,
Все ненастья разведет
Развеселый хоровод

          Танец «Хоровод»

Ведущая:

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена.

Скоморох:

Песни, пляски и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Развеселый вышел пляс

Здесь на празднике у нас!

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наше мероприятие завершилось!

Скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Познавательно-игровая
программа

«Народные игры, забавы»

Цель:

— приобщение к истокам народной культуры в процессе
разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми,
забавами, обычаями;

—   развитие потребности творчески проводить свободное
время, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными подвижными
играми, забавами;

—   развитие ловкости, выносливости, чувства
дружбы и взаимопомощи;

—  воспитание чувства сопричастности к народным
торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к
народному творчеству.

Инвентарь: мячи (2 шт.)

Музыкальный центр

Ход мероприятия

На уличной площадке на протяжении всего мероприятия
играют весёлые наигрыши народных плясовых. Игровые площадки обозначены
названиями, украшенные лентами.

Звучит музыка «Весёлой карусели», ребята создают
вокруг тумбы с колесом карусель держа ленты в руках ведущие исполняют песню

Ведущие оба поют:

Карусель, карусель начинает рассказ

Всё о русских играх и веселье

Карусель, карусель — это радость для нас

Прокатись на нашей карусели

Иван
поклоном): Здравствуйте, гости дорогие, многие лета!

Егор (с поклоном):
Мир вашему дому!

Иван: Гостили
мы у вас в «Забава граде» целую неделю, всё с

 играми да забавами народными знакомились. Многое
узнали мы

 про них, а вот хотелось бы и у вас спросить: «Кто ж
эти игры все

для нас придумал и откуда мы про них узнали?» (Звучат
ответы)

Егор: Верно
глаголите, русские народные игры
 имеют

 многовековую историю, они сохранились и дошли до
наших дней

из глубокой старины, и передавались из поколения в
поколение,

 вбирая в себя лучшие традиции.

Иван: В
давние то времена чтобы в игры играть собирались на

 улице и стар, и млад. Дети хоть и были разного
возраста, а всё

 равно вместе играли.

Егор:
Старшие малых учили, правила соблюдать, считаться с

 интересами и мнением товарищей, да споры справедливо

 разрешать.

Иван: А
в большие праздники особенно много играли даже

 взрослые.  И были те игры разного характера: игры-песниигры-

пляскиигры-хороводыигры-сценки.  Игра создавала в

 русском празднике
атмосферу радости и веселья.

Егор: Ну,
да… В детстве мы все играли, друг за другом бегали,

 прятались, а теперь-то выросли! Для чего нам те
игры-то сейчас?

 Может лучше в компьютерные игрушки поиграть или со

 смартфоном повисеть?

Иван:
Вот же ж опять двадцать пять! Да ты знаешь, как в игре -то

 ум развивается? И характер, и сила воли, честность,

 опять — таки.  (сам себе утвердительно) Да!

А ещё физически укрепляют!  Все малые играют. Я вот
наблюдал

 за малышами животных.  Так и они же ж ой, как
играют.  То

 гоняются друг за дружкой, то кувыркаются, а то мамку
начинают

 за хвост или за ухи теребить, пока она их не
успокоит.

Егор: Ааа…
Я понял. В игре мы все свои потребности: и

физические и духовные удовлетворяем, а ещё и
удовольствие от

этого получаем. Главное не переборщить с этим. А то
можно и

зависимым стать.

Иван: Зависимым
стать можно от современных гаджетов, а от

 народной игры не станешь.  Только удовольствие
большое

 получишь. В этих играх народ веками нормы
нравственные

 передавал да улучшал. 

Егор: Как
это? И где они эти нормы?

Иван: Где,
где? Да в правилах самих игр -то и обозначены.  А вот

тот, кто нарушит енти правила, мало того из игры
выйдет, так ему

ещё долго потом о непорядочности напоминать будут
через те же

дразнилки. 

Егор: Прям
всегда что ли? На всю жизнь? Ну нет, я так не играю!

Иван:
Всю – не всю жизнь, но пока не докажешь, что ты всё понял

и готов исправить. Вот, к примеру, голящий выбирает
одного и

бегают за ним в игре, а потом тот за ним, так и играют
друг с

дружкой в присутствии многих. Так дети сами быстро им

неправильную игру укажут. 

Егор: Выгонят?

Иван: Нет,
сначала подзадорят дразнилкой «За одним не гонка,

 поймаешь поросёнка». Ну а если кто не понял, то и
прогнать могут

 совсем.

Егор:
Ой, Иван, научи-ка ты меня ентим правилам. Я не хочу,

 чтобы меня дразнили неумехой, воображалой, да ещё и
прогнали.

Иван: А чего их учить. Все ребята их с
детства знают! Вот

послушай
сам. Ну что, ребята, вспомним правила любой игры?

 Итак,
самое первое и главное, какое? (Ответы ребят)

1.   Не мухлевать! Быть
честным и справедливым!

2.   Уважать других
игроков и не быть задавакой.

3.   Не обижаться, если
проиграл.

4.   Стремиться к
победе, но не за счёт слабых.

5.   Помогать младшим,
им это будет приятно.

6.   Не быть подлизой
или врединой

7.   Быть внимательным
в игре, проявлять сообразительность и ловкость.

8.   Считаться с
мнением коллектива

Егор: Ай какие
молодцы! А поиграть хотите? (ДА)

Тогда
мы открываем нашу весёлую карусель. Здесь для вас

подготовлены
игровые площадки, где каждый из вас может

 поиграть,
свои сноровку да удаль показать!

Иван: На площадках
работают наши помощники. Большие

 потешники
в этом деле. Главное вы не зевайте, все площадки

 обойдите,
да море удовольствия от игры получите!

  
Егор:

Ну что, готовы вы с нами играть?  (ДА)

  
Хорошо! А нам остаётся всем вам здоровья пожелать. Сейчас я

  
вас разделю на три команды. (делит) вот вы –первая команда и

  
по моему сигналу должны кричать изо всех сил слово «Ящик»,

  
вы – вторая команда и ваше слово «Хрящик», а вы, как

  
понимаете, команда номер три и ваше слово «Спички».  Давайте

  
для начала я проведу с вами репетицию.  (по очереди говорит

  
прокричать командам свои слова).  Молодцы! А теперь все

 
 вместе по моей команде на слово три, дружно все своё слово

  
кричим: Раз, два, три! (слышится дружное «Апчи»)

  
Егор:

Ой, что -то вы распчихались! Будьте здоровы!

 
 Или как говорят в народе: «Будь здоров на сто годов!»

Иван: Вот же ж, ты,
Егорка, проказник! Всех разыграл!

Егор: Так я же не со
зла, а для настроения! А кстати, как ваше

 настроение,
ребята? Отличное? (Да) 

 Замечательно! 
А теперь мы открываем состязанье, начинаем

 весёлое
игровое гулянье!

 Игры
весёлых припасли вам всем на потеху,

 Чтоб
радость была и много смеха!

Иван: Проходите! Не
стесняйтесь! В играх состязайтесь.

          
Ловкими будьте и справедливыми,

          
Малых не обижайте, не будьте ленивыми!

Егор:
Других
уважайте, но и себя не забывайте!

         
Правила в игре соблюдайте,

         
Проигрыши достойно принимайте!

Иван:
Помощники
наши уж вас заждались,

         
 Идите, играйте, а мы с вами не прощаемся,

         
 К вашему коллективу присоединяемся!

Поют
начальную песню «Карусель»

Блок 2

«Игровая площадка»

Игры
проходят одновременно в разных площадках. На территории

 игровой
площадки есть указатель с названием игры. Ведущий в

 русской
рубахе. Подростки, поиграв на одной площадке,

 переходят
в другую. Ведущие завлекают новых игроков озорными

 зазывалками.

Площадка 1    

Игра «Слон»

Вед. Площадки Иван: Эй, ребята, подходи!

Место свободно для игры!

Подходи играть в слона

Сильным будешь ты сполна!

Великан на свете слон.
Весит несколько он тонн.
Даже уши у слонов
 Описать не хватит слов:
Опахалами махают,
Равных на Земле не знают!

                                             
Игра «СЛОН»

Эта
игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят
мальчишки. Смысл игра заключается в том,

что
участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон»,
а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды нагибается,
упираясь в колени руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию
руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон».
Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким
образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся
команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, команда должна, подобно
слону, медленно пройти до заранее условленного места (5-10 метров). После этого
команды меняются ролями.

Однако
смена ролей происходит и при касании одним из прыгающих земли. Если же «слон»
не сумеет удержаться на ногах или игроки разъединят руки, то им, предстоит
выполнять все сначала — им нужно отводить! 

Игра
продолжается до тех пор, пока не возникнет желания сформировать новые команды
или пока участники игры не устанут.

Площадка
2

Игра «Цепи» 

Вед. Площадки Егор: Подходи, не зевай!

                                   В игру «Цепи» поиграй!

                             Силу, ловкость, разбег покажи!

                          Команду свою новым звеном укрепи!

Играющие встают в два ряда, лицом друг к другу, взявшись за
руки.

«Цепи,
цепи кованные, раскуйте нас!» — просит одна команда другую, а в ответ слышит
вопрос команды: «Кем из нас?»

Команда
противника, быстро посовещавшись, дружно выкрикивают имя одного из
спрашивающих.

После
вызова игрока происходит важнейший момент игры, когда вызванный игрок,
разбегаясь с некоторого расстояния, старается грудью прорвать цепь команды,
взявшейся за руки. Если это удается, то он уводит в свою команду одного из двух
игроков, между которыми прорвался. А если нет, то сам остается в этой команде.
Игра продолжается до тех пор, пока не выявится более сильная команда, в которой
будет больше игроков.

Площадка 3

Игра «Золотые
ворота»

Ведущий
площадки:
   Золотые
ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается!                                                Подходи
играть, пока место вакантно Выглядеть будешь экстравагантно!

Если играющих меньше 20 человек,
то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся
за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются
4 человека, которые встают в круг, берутся за руки
и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом
и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки
или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
   
А на третий
раз
Не пропустим вас!

На последних словах «ворота» резко
опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные встают,
образуя большие «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Площадка 4

Игра «Пятнашки»

Ведущий площадки:    Народ подходи! Нет проще
игры!

Кто пятнашкой обозначается,                                                 Вмиг
все от него разбегаются!

Зевакам тут не место

                                         Не ровен
час прозовут тилитестом!

                                         Игра
весёлая, не скучная!

                                         Подходи,
ребята, скорей, не робей!

                                        Да играй пободрей!


В пятнашках есть совсем простой способ выбрать
водящего. Я предлагаю: «Сыграем в пятнашки?» Каждый выкрикивает: «Чур не я!»
Чей голос был слышен последним, тому и водить. Только не зевайте — как
крикнули, сразу надо отбежать от кучки ребят.

Все разбегаются от пятнашки подальше, а он
старается кого-нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой.

Как только он кого-то запятнал и тем самым
передал ему свою роль пятнашки, он называет его имя, чтобы все сразу узнали, от
кого им теперь убегать.

Площадка 5

Игра  «Перетяжки стенка-на-стенку» 

Ведущий площадки: Эй,
ребята, подходи!

Здесь нужны богатыри!

Монеты на билеты не
меняем

А настроенье мигом
поднимаем!

Силу предлагаю свою
испытать

В соревнованьи стенка
на стенку себя показать!

Все
участвующие в перетягивании делятся на две примерно равные по силам команды.
Далее все играющие становятся в одну линию таким образом, чтобы представляющие
разные команды участники оказывались через одного, а все члены одной команды
лицом смотрели в одну сторону, а противоположной команды- в другую. Все
перетягивающиеся сцепляют свои руки, согнутые в локтях, с локтями
соседей-противников. В результате и образуется своеобразная стенка, где каждая
из команд старается перетянуть команду соперников в свою сторону, то есть туда,
куда обращены лицом игроки этой команды.

Проигравшими
будут названы те, которые оказались оттесненными от исходной линии или те, кто
допустили разрыв общей цепочки перетягивающихся.

Площадка
6

Игра «Чехарда»

Ведущий площадки:   Ребята, ну где же вы там?

                                      У меня на площадке
супер –игра:

Увлекательная чехарда!

                         
Эта старая игра много нам несёт
 добра:
Ловкость и силу развивает,
Смелым быть совсем не мешает,

                     Да к тому же, например, развивает
глазомер.

                    И ещё, в короткий срок развивает силу
ног.

                 Подходи
играть свою силу и сноровку развивать!

Все участники игры
должны выстроиться в линию, так, чтобы расстояние между ними составляло около
1,5 метров. Все игроки, кроме замыкающего цепочку, становятся в полусогнутом
положении, опираясь на колено, или же садятся на корточки. Положение участников
игры зависит от возраста, их физической подготовки и, собственно, желания.

Игрок, стоящий в конце цепочки начинает
перепрыгивать через всех участников по очереди. После того, как он перепрыгнул
через игрока, стоящего первым, он также становится на расстоянии от него и
принимает нужную позу, а в это время перепрыгивать через участников начинает
игрок, оказавшийся в конце цепочки.

Площадка 7

Игра «Круговая
лапта»

    Ведущий площадки:  О радость жизни, детская игра!
                                 Век не уйти вам с моего двора.
                                За мною порой являлась мама.                                                                                                                                
                                     Но даже ей случалось заиграться с нами.
                                            Кто с мячом обращаться
умеет подходи играть
поскорее!                                                                                   
Лапту старинную вам афиширую,                             

   Радостное настроение
всем гарантирую!

                                      Игра
«Лапта»

На земле чертят круг — это город. Дети делятся на две
равные группы: игроки одной идут в город, а другой — остаются в поле. Полевые
игроки — водящие. Они с мячом отходят от города, и один из них его прячет.
Затем они возвращаются к городу, держа руки кто за спиной, кто в карманах, кто
под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг
города и приговаривают: «Я кого-то ударю, я кого-то ожгу!» Тот, у кого мяч,
ждёт удобного момента, чтобы осалить одного из играющих города. Если он бросил
мяч и промахнулся, играющие города кричат: «Сгорел, сгорел!» — и он выходит из
игры.
Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берёт мяч и
бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых
игроков, чтобы игроки города остались на месте. Если он не отыгрывается,
играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не потеряет всех игроков.
Правила.
1. Игрок города бросает мяч в убегающих, не выходя из круга.
2. Играющие не должны заходить за границу города; тот, кто переступил черту,
выходит из игры.
3. Игроки водящей команды не должны задерживать мяч.

ФИНАЛ

Все вновь собираются на главной площадке. Выходят Егор
и Иван.

Иван: В
игры дружно поиграли

           Настроенье всем подняли.

           Настаёт пора прощаться

           В путь – дорогу собираться!

Егор: Мы ссорились, мирились

          И спорили порой,

          Но очень подружились

          За нашею игрой.

Иван: Игра игрой сменяется,

           Кончается игра,

          А дружба не кончается,

ВМЕСТЕ: Ура! Ура! Ура!

Егор: Ждут нас новые познанья

          Из глубокой старины.

          В Песенград переезжаем 

          Как душа в народных песнях живёт
узнаем!

Иван: Чем
дальше в будущее смотрим,

           Тем больше прошлым дорожим,

           И в старом красоту находим.

           Хоть новому принадлежим.

Егор: Времена
теперь другие,

          Как и мысли и дела –

          Далеко ушла Россия

          От страны, какой была.

Иван: Умный,
сильный наш народ

           Далеко глядит вперед.

           Но приданья старины

           Забывать мы не должны.

Егор: Мы грустим, очень жаль расставаться

          Было радостно с вами играть!

          Но пора наступила прощаться,

          Всем «спасибо» хотим
мы сказать!

Иван: До свидания!

Егор: До новых встреч!

Скачано с www.znanio.ru

Русские народные игры «Карусель», «Растяпа».

Цель Вызвать у детей радостные эмоции, развивать творческую активность детей.
Задачи
1. Развивать у детей интерес играть дома и на улице в русские народные игры.
2. Приобщить детей к русским народным играм.
3. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 комбинированного вида»

Русские народные игры:

«Карусель», «Растяпа».

Воспитатель: Зеленина Н.В.

г.Далматово.

«Русские, народные игры»
Цель: Вызвать у детей радостные эмоции, развивать творческую активность детей.

Задачи:
1. Развивать у детей интерес играть дома и на улице в русские народные игры.
2. Приобщить детей к русским народным играм.
3. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! »

1 ребёнок:
Пожалуйте, гости дорогие!
Давно мы вас ждём – поджидаем
Праздник без вас не начинаем.
2 ребёнок:
У нас для каждого найдётся
и местечко, и словечко
3 ребёнок:
Сегодня будут игры, танцы, смех
Радости хватит для всех.

Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади.
Вы любите играть, веселиться?
Значит, не против на нашей карусели прокатиться!
Карусель, карусель.Всех катает целый день:
Барышень, зверюшек,
Матрёшек и Петрушек.
Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на ярмарку.
Игра малой подвижности «Карусель».
(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой) .

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота,
Проходите, господа!
Глядите, не зевайте,
Рты не разевайте!
Не хотите ль поиграть?
Свою удаль показать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа» .
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»
Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки). Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа — ты! » Игра повторяется.

Воспитатель: Дети в какие же игры вы сегодня играли (ответы детей), устали ребята, давайте отдохнём.
Массаж

«Ай тари, тари, тари… .» (растирают ладони)
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари. (нажимают на каждый палец)
Останутся деньги — (показывают «денежки»)
Куплю Маше серьги. (нажимают на мочки ушей)
Останутся пятаки -(показывают «денежки»)
Куплю Маше башмаки. (гладят по ногам)
Останутся грошки – (показывают «денежки»)
Куплю Маше ложки. (постукивают кулачками)
Останутся полушки – (показывают «денежки»)
Куплю Маше подушки. (разводят руками в воздухе)
Воспитатель: Дети вам понравилось играть в народные игры?

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Расставаться нам пора!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Закончилась наша праздничная ярмарка, пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.
(Дети «садятся на карусель», держась за ленты)
Воспитатель: Раз, два, подхватили!
Три, четыре, раскрутили!
Пять, шесть, семь, восемь,
С карусели слезть просим!
Молодцы у нас ребята!
Сильные, умелые, дружные и смелые!

Воспитатель: Отдохнули мы на славу,

Порезвились, наигрались!

Много новых с вами сил набрались.

Нагуляли аппетит

Вот теперь и подкрепиться,

Нам совсем не повредит.

(самовар, бублики, сок. Предлагает воспитатель пойти в группу на русское чаепитиею дети строяться парами.)

Воспитатель:Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Воспитатель:Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

ВСЕМ СПАСИБО!!!!!!!

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фокусированного интервью
  • Сценарий фокус группы это
  • Сценарий фокус группы пример социология
  • Сценарий фокус группы пример психология
  • Сценарий фокус группы пример маркетинг