Одна из актуальных проблем современности — воспитание детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества.
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. У детей младшего школьного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру.
К сожалению, наше национальное наследие незаслуженно забывается. Забывать мы стали наши русские традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви русского народа.
И наша задача вернуть детей к народным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству. Поэтому я решила внести свою маленькую лепту в приобщение школьников к устному народному творчеству.
Мне как руководителю кружка «Домисолька» было предложено принять участие в районном фольклорном фестивале «Мы родом из Сибири». Для этого выступления я разработала сценарий на стихов русских композиторов о русской песне . В сценарий вошли такие формы фольклора как русские народные песни, пословицы.
Цель данного сценария воспитывать детей на народных традициях, развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу.
Задачи: 1. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и загадки, небылицы, игры.
2. Развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
3.Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.
Фестиваль проходил в Центре детского творчества г. Татарска.
В ходе сценария звучат русские народные песни такие как «Я посеял ленку», « Ай, да девица», «В роще пел соловушка», «Подушечка», «Перееду я», Заболела Дунькина головка , частушки «Пироги». Кроме того выполняя в сценарии используются пословицы о песне. В результате выступления мои воспитанники стали дипломантами II степени. К работе прилагаются фотографии
Возраст участников: 10-15 лет
Количество участников: 19 человек
Участники: воспитанники творческого фольклорного объединения «Домисолька»
Форма проведения: фестиваль фольклорной песни
Методы реализации: концерт
Материально-техническое оснащение: актовый зал ЦДТ, музыкальная и видеоаппаратура.
Цель: воспитывать детей на народных традициях, развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу.
Задачи:
1.Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и пословицы.
2. Развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
3.Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.
Планируемые результаты:
Формирование УУД
Предметные
Учащиеся научатся:.
Передавать настроение музыки в пении.
Осмысленно владеть способами певческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
Познавательные
Учащиеся научатся:
Участвовать в коллективно-творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Создавать собственные интерпритации, исполнять знакомые песни.
Учащиеся получат возможность научиться:
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выражать свое мнение.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
Передавать настроение музыки в пластическом движении
Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности в исполнительской деятельности.
Сценарий концерта детского фольклорного коллектива «Домисолька»
«Песня – русская душа, до чего ж ты хороша»
Вед 1 :
Добро пожаловать на праздник песни народной!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом и с любовью,
И с хлебом-солью.
Вед 2: Добрый день, судари и сударыни!
Мы снова рады видеть вас.
В этот день и в этот час.
Вед 1 :
Вновь сегодня нас собрал,
Ставший традиционным фестиваль.
Вед 2:
К вам мы дружно собирались,
Очень долго наряжались.
И подарочком для вас
Будет наш концерт сейчас.
Вед 1 :
А хотим мы вам, как встарь,
про песню русскую повести рассказ.
Ведущий 1:
На широких крыльях песни унесу вас в край преданий, пусть слова мои, как зёрна, в вашем сердце прорастают. Есть запев у древних песен. Есть начало у народа. Дремлет ель над сонной речкой, как седой сутулый старец. Шелестя, качнутся ветки, ствол гудит неслышным гудом. И мне кажется, что слышу песни милые мотивы.
Песня «Заболела Дунькина головка» исполняет вокальная группа
Ведущий 2:
Во времена давнишние, по рекам чистым, девственным, жил на Руси народ честной, живя охотой-ловлею, не враждуя с соседями, и горя он не знал.
Солнце им тепло дарило, птицы вести приносили, и костёр горячей пляской
диких духов отгонял. Как велел обычай предков, так и жили-поживали.
Песня душу согревала. Там всегда в тепло и стужу песня жить им помогала
И у злого человека сердце лаской согревала. И вражду она тушила озорным весёлым словом, и дарила радость, в праздник песня — другом им была.
Песня «Перееду я» (Лопин Олег, Петрюк Полина, Логинова Виктория, Кириченко Татьяна) а-kapella
Вед 1:
Напевы наших русских песен…
В них шепот звезд,
В них шелест трав.
Весенним гимном поднебесья
В них бродят рокоты дубрав…
Поют речные камыши.
Все, что даровано им свыше,
Что жизнь не может сокрушить,
Мы в песнях продолжаем слышать.
О, песня русская, ты – Все!
Ты наше вечное безбрежье!
И не заглушит воронье
Напевов ласковых и нежных!
Песня Ай, да Девица» Старшая вокальная группа «Сударушки»
Вед 2:
Вед: Сколько звезд голубых,
Сколько синих
Сколько ливней прошло
Сколько гроз
Соловьиное горло-Россия
Белокурые пущи берёз…
Да широкая русская песня
Вдруг с каких-то берёзок и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По родному, по-русски, взахлёб!
Песня «Подушечка» Младшая вокальная группа «Родничок»
Вед 1: Уважаемые зрители, а знаете ли вы народные песни? Предлагаем вам викторину на знание народных песен.
(Викторина)
Угадать о какой песни идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов .
1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
4. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
5. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
6. Песня — обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
7. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара.
8. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
Вед 2:
Что ж, покажем наших прадедов задор
Птицу песню выпуская на простор.
С нашей песней как по нотам,
Веселей идет работа.
В каждый дом заходит песня
Дружит с нами с давних пор…»
Песня «Я посеяла ленку» Шпет Ольга
Ведущий 1:
О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами и в радости,
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
Вед 2:
А вот удалые, раздольные,
Как ветер безудержный вольные,
Такие, что сразу – и в пляс!
Вас Русь родила благодатная
И силой своей неохватною
До края наполнила вас.
Песня « В роще пел Соловушка» Старшая вокальная группа «Сударушки»
Песня – правда, коль подумаешь умом, — гласит народная мудрость.
А сколько пословиц придумано в народе о песне!
Конкурсы на знание пословиц
1. Потерянные слова
2. Из песни слова не выкинешь.
3. Как живется, так и поется.
4. С песней и труд спорится.
5. Хорошему делу — хорошая и песня.
6. Жить — с песней дружить.
7. Кто поет, того горе не берет.
Вед 1:
Известно повсеместно:
Пройди весь белый свет,
Россия-это песня,
Конца которой нет!
Частушки «Пироги» Шпейдт Юлия, Феськова Алина
Вед 2:
Весёлые и грустные, —
Что хочешь, то споём;
Родные наши — русские;
Мы с ними вновь живём.
Вед 1:
Остались нам в наследство;
Ты их не забывай;
Культуру наших предков
Крепи и развивай…
Вед 2:
Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет…
Разве за песни кто нас осудит?
Раз нету песен – и жизни нет.
Вед 1:
Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час!».
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Используемая литература:
1. «Русский фольклор», том 1
Интернет ресурсы:
http://www.stihi.ru/
http://soznanie.spb.su/
http://www.irinaskorik.ru/index/author_work/stihi__rasskazy__stati/120
http://www.chitalnya.ru/
http://s01018.edu35.ru/
К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/песня -русская душа, до чего ж ты хороша.doc
Ирина Степанова
Стилизованный фольклорный концерт-театрализация «Песнь русской души»
Я работаю в Доме Культуры небольшого поселка под названием Озёрный, и концерты у нас обычно проходили по отработанной схеме — монтаж с номерами. И вот пришла идея провести театрализованный концерт, причем связанный с русским фольклором. толчком для разработки сценария послужил материал «Богатыри русские» из журнала «Чем развлечь гостей» — СПАСИБО АВТОРУ!
Готовились к Первомаю в прошлом году, который пришелся на Пасху, поэтому часть сценария посвящена этому прекрасному православному празднику, а остальное — нашей прекрасной русской земле, нашей Родине — малой и большой!
Предлагаю вашему вниманию сценарий:
«Песнь русской души»
(стилизованный фольклорный концерт-театрализация)
Действующие лица: Глафира Ивановна, Митька –младший сын, Катерина –девушка, влюбленная в старшего сына Прохора; девушки — ведущие, дети.
Муз. фон.Текст за кулисами:
-Колыбель моя –край берез и рек:
Лики светлые в отраженье вод,
Солнце ясное в кронах гнезда вьет.
Как живешь ты, край, как ведешь свой век?
Был бы князем ты – был бы с проседью.
Умудрен и щедр, как и весь твой род.
Величава Русь! Горделив народ!
В песнях слышится, в сказки просится…
Муз. Фон. Клип «Печора. Природа». Песня «Красно солнышко» Дарья
Фон – «деревня». Выходят девушки –ведущие,здороваются со зрителями:
-Доброго здоровья вам всем, уважаемая публика!
Дев. — Судари и сударыни! Дамы и господа!
Всем добро пожаловать в гости к нам, сюда!
Дев. -Мы поведаем вам сказ в несколько десятков фраз
О деревеньке малой, поселком что зовут,
О том, какие славные люди в ней живут.
Дев. -Какие думы думают и песни здесь поют,
Дев. -Как праздники справляют и чем гордятся тут!
Дев— Но для начала желаем поздравить вас с самым светлым и радостным христианским праздником – Пасхой!
Птицы радостно запели,
Вновь весна-красна идёт!
Перед Пасхой, за неделю,
Первой вербушка цетёт.
Мир заполнился весельем,
Греет солнышко, тепло.
Праздник Пасхи в воскресенье,
Как на улице светло!
-А у бабушки Наташи
Куличей красивых – ряд
Да поднос яиц накрашен
Для детей и для внучат.
Пасха нежная с изюмом
И тарелка пирогов!
Тихо ели мы, без шума,
Вкусно было нам без слов.
Дев.— Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным.
Дев. — Пасха была очень большим праздником, длилась неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Это была неделя веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, и напоминала святочное колядование.Нередко ее так и называли: зеленые святки…
Дети: — Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладошки не жалейте!
Поиграйте на гармошке,
Постучите нам на ложках,
Поиграйте от души,
Чтобы ноги в пляс пошли.
Ложки, что ни говори,
А девчата – ложкари –
Танец «Ложкари»
Дев. — На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Похристосуемся сегодня и мы с вами!
Дети : -Уважаемая публика! В честь праздника для вас
Мы приготовили яиц большой запас!
На один вкус, да на разный цвет!Каких только нет:
Зеленые, желтые, красные, Такие все распрекрасные!
— Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо,но не простое:
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
— Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Дети раздают яйца-крашенки зрителям.
Дев. -Веселил нас много раз
Русский танец «перепляс»!
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны, вступайте в круг!
Танец «Перепляс»
Фон – «деревня» Выходит Глафира
Гл. –Доброго здоровьичка, люди добрые! Ох, и хорошо у нас тут, в деревне! Свежий воздух, лес, река – кормильцы…Красота.
Выходят девочки: Дев. -Здравствуйте, тетя Глаша!
— Доброго дня и вам, девчата! Ну-ка, скажите, хорошо ли вам в деревне нашей живется?
1д. – Мухи, мошка, паутина, 2д. – сено, скамья у плетня, 3д. – Тропка, крылечко, рябина – Вместе. – Это деревня моя! песня «Деревня» 1 кл.
1д. – Наш поселок, хоть и мал, 2д. – Да в Ютуб уже попал!
3д. – Пожалуйста! показывает на экран. Уходят.
Клип «Полет над Озерным», муз. фон
Танец «Московская кадриль»
Выходит Глаф. : — Танцы, гармошка, гулянье, Поле и трель соловья,
Ревность, любовь и страданья — Это деревня моя!
Из-за кулис: — Мамань! Мамань!
Гл. — О! Это сынок мой младшенький — Митька…
Гл. – Ну чего орешь, как оголтелый?
Мит. — Мамань, а обо мне песни в народе слагать будут?
Гл. – Тьфу! Ты бы, Митька, в тень зашел, а то напекло голову садовую.
Гл. – А не чёй-та! Делом займись! Какой из тебя толк выйдет, ума не приложу…
Мит. — Так вышел уже! Чай,не маленький!
Гл. – Чай, не маленький! … А всё «А чёй-та?»
Мит. – Делом, делом… Я хочу так прожить, чтоб в песнях люди обо мне пели, а здесь кур придется гонять до старости… Я, может, богатырем стать хочу, как брат мой старший Прохор… машет мечом, как будто сражается А ну, выходи, супостат.
Выходит Катерина. : — Мить. А, Мить…
Мит. – Ой! Катерина …напугала… чего тебе?
Кат. – Мить, а чего Проша не кажется, на гулянье не выходит?
Мит. – Какое гулянье! А ты знаешь, Катерина, что Прохор мой — богатырь? И не до гуляний ему…он на подвиги в чужие земли отправился. Вот!
Кат. – Так Прошка — богатырь!
Пр. – А то! Никому только…
Кат. – Ого! Катерина кричит в кулису: — Настя! Слыхала!
Из-за кулисы: -Чего?
Кат. – Прошка – богатырь!
Из кулисы выходит Настя:– А?
Кат. – Прошка, говорю, бо-га-ты-ы-ырь! Только никому не говори-и!уходит
Настя: — Ладно! Не скажу! в др. кулису: — Маруська!
Мар. -выглядывает Чего тебе?
Настя: — Слыхала! Наш Прошка стырил чего-то. Только никому не говори! уходит
Мар. – Это ж надо! Дашка!
Даша. -из др. кулисы — Чего?
Мар. – Беги сюды! Прошку нашего в кутузку забрали! Он вор карманный!
Дашка. – Дуська!выбегает еще одна девушка
Выходит Глафира. — Ну что вы растренькались, точно балалайки!
Мар. – А что, тетка Глафира! Балалайка – наш любимый инструмент! танец «Балалайка»
После танца остаются 2 девушки:
1. – Видно, зря тебя когда-то Я подругою звала!
2. – Я ни в чем не виновата!
1. – Ты же парня увела!
2. -Сам он, сам пошел за мною, Не звала его совсем!
1. – Больше не дружу с тобою, Расскажу об этом всем!
2-я уходит, 1-я садится на скамейку. Выходит 3-я.
3.– Что, подружка, слезы льешь? На гулянье не идешь?
Изменил опять милой? Погулять ушел с другой?
1.- О большой любви мечтаю, по любимому страдаю.
А Маруська, как всегда, из –под носа увела…
3.- Ну а ты не унывай! Со скамеечки вставай!
Песню заводи скорей! Сердцу станет веселей!
песня «Крапива-лебеда» Виолетта, Анжела
танец «Ой, как ты мне нравишься»
Песня «Лизавета» Настя
За кулисами. — Наши девки-молодицы На все руки мастерицы.
А как станут веселиться — никто с ними не сравнится!
Песня «Русские красавицы» 4 кл.
Танец «Валенки» Панова Е.
Выходят Глафира и Митька.
М. –Мамань, а раз Прошка наш – богатырь, значит, я тоже богатырь!
Гл. – Какой ты богатырь? Мал еще…
М. – А вот и богатырь! Сейчас докажу! Эй, ребята!
танец «Матрешечки»
М. – Ну уж эти девчонки! Вечно носы свои суют, куда не просят…
композиция «Богатырская сила»
песня «Матушка река»Дарья
песня «Облака» Елена, Замир
Выходят Глафира и Митька, смотрят вдаль
М. – Матушка, а куда облака плывут?
Гл. – Далеко, Митька! В дальние страны.
М. – Вот бы мне за ними, в дальние страны… На подвиги, как Проша наш…
Гл. – Эх, Митька! Проша –то наш в дальние страны невесту себе искать подался…царевну… А счастье-то, вот оно, в своем дому … жаль Катерину.
Песня «Царевна» Замир
Голоса за кулисами:
Кат. – Глафира Ивановна, а Прохор где же запропастился?
Гл. – Ох, Катерина! Твой Прохор в чужие края подался, невесту себе искать…
Кат. – Невесту! Как же так?
Песня «Ноченька» Елена
Танец «Улетай на крыльях ветра»
Выходит Митька: — Прошка наш по свету рыщет, Всё царевну себе ищет…
Невдомек ему сейчас, что всё лучшее — у нас!
Песня «Хороши весной в саду цветочки» Виолетта, Елизавета
Танец «Варенька»
Песня «Травушка» Анжелика
песня «Широка река» Дарья, Замир
Выходят Глафира, Митька, 2 девушки
Мит. -Люблю я свой край, где родился и рос,
Где до самых костей пробирает мороз,
Где рябина стоит, прислонясь у плетня,
И родник по утрам тихо манит меня.
Дев. -Где береза шумит, о любви говоря,
Где вечерней зарей слышна трель соловья,
Где мне долгую жизнь надо с честью прожить,
Где любить все, что мило, Где детей мне растить.
Гл. -Нет милее и краше той пяди земли,
За которую деды наши в вечность ушли.
Пусть наш край расцветает и живет в нем народ.
И земля пусть дает каждый год нам приплод.
Дев. -Молодежь ей поможет и дальше цвести.
Хоть зовут их в дорогу иные пути,
Но они остаются в краю лишь родном,
Неся счастье и веру в каждый свой дом.
Гл. – Нам пришла пора
Сказать с поклоном «До свидания!»
говорят по очереди — Здоровья! Счастья вам! Добра! Любви!
Вместе — И Процветания!
Если кому-то интересно, видео, фотоотчеты есть в нашей группе «Озерный ДК (Печорский район РК)» В Контакте.
Фотоотчет «Театрализация сказки «Кто сказал «Мяу»?» Начав заниматься театрализацией сказок в средней группе, мы продолжили эту работу и в старшей. Театральная деятельность присутствовала и.
Конспект интегрированного занятия в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет Тема: «Песнь жаворонка» Тема: «Песнь жаворонка» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: Образовательные: Совершенствовать знания о весне, выделять.
Песнь о саде (к юбилею ДС) Гой — еси вы, свет, люди добрые, Вы послушайте наш да правдивый сказ, Наш правдивый сказ о житье-бытье, Да о том как все начиналося Как.
Театрализация стихотворения Е. Серовой «Три мамы» Видео При подготовке к школе ребёнок заучивает, как можно больше стихов. Это очень важный воспитательный и обучающий момент для малыша. Ребенок.
Стилизованный выпускной утренник «Первоклассные стиляги покидают детский сад» Цели и задачи: Создание положительного эмоционального настроя детей; Совершенствование знаний о школе; Закреплять умение выступать на сцене,.
Театрализация русской народной сказки «Теремок» Итоговое занятие театральной студии в старшей группе — постановка русской народной сказки «ТЕРЕМОК» Дети входят в зал под хоровод «Веснянка».
Театрализация сказки Д. Биссета «Волшебник и дракон» Видео Мы с детьми обожаем сказки Дональда Биссета! Сказки этого замечательного писателя, как будто написаны детским языком! И если, что-то нам.
Театрализация сказки «Коза-дереза» Велико значение театрализованных игр для развития ребят. У детей совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй. Кроме этого.
Театрализация сказки «Любопытный Колобок» Театрализация сказки «Любопытный Колобок» 1 Жили-были Дед да Баба, Худо жили — вот беда: В огороде ни картошки, Все крапива-лебеда. Как-то.
Театрализация «Тараканище» Театрализация «Тараканище» Действующие лица:Рассказчик,Обезьяна,Медведи,Кот,Лягушки,Зайцы,Таракан,Воробей,Комарики, Волки. Звучит музыка.
автор: Скатулова Ирина Валерьевна
педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №18 г. Муром
“Русская песня – душа народа”
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №18
Скатулова И.В.
Русская песня – душа народа.
(сценарий праздничного концерта)
Цель:
патриотическое и эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
расширение кругозора и изучение русских обычаев;
приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;
привлечение к коллективному творчеству.
Ход мероприятия:
Зал оформлен в народном стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, на скамье лежат балалайка, гармонь, деревянные расписные ложки, звучит народная песня.
На протяжении всего мероприятия звучат (номер) русские народные песни в исполнении участников школьного фольклорного ансамбля. солистов-вокалистов, ансамбля ложкарей.
ВЕДУЩИЙ 1:
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка-Дон у Ростова,
Это матушка-Волга в пути.
ВЕДУЩИЙ 2:
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай –
Ты заслушаешься, дружок.
ВЕДУЩИЙ 3:
Песня русская – не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть,
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
ВЕДУЩИЙ 4 :
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать, и тысяча лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет.
В. Боков «Песня русская»
номер
ЧТЕЦ 1:
В русской песне – народная жизнь,
Песня звонкая сердцем поется,
Пусть веселый иль грустный мотив,
Благодарно в душе отзовется!
ЧТЕЦ : Какая бы тень не набежала на вашу жизнь –посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам мысли чёрные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется несносной –вспомните о русской песне и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу. И не думайте, что песня есть детская забава, несерьёзное дело для умного человека. Ведь русская народная песня как цветочек, и не тот, который растёт на клумбе, а как полевой цветок, который сам обсеется, укоренится, сам листочки выгонит, Божьим солнышком согреется, Божьей птичкой опоётся, Божьей пчёлке свой нектар отдаст. Вот она какая, наша русская народная песня.
ЧТЕЦ 3:
Жизнь плескалась речною волною,
Хлеб рожала русская земля,
Складывались песни о героях
И летели с ветром за моря.
Буднично, потрескивая сухо,
Ладанка дымилась так ужо…
И шептала бабка-повитуха:
«Даст господь – всё будет хорошо!».
Так рождалась жизнь! а с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе –
Любовь, жизнь, песня – так народ привык!
И вдо пят рубахе домотканой
Тополиной поступью легки
Топали, под песни вырастая,
Русичи, родные земляки.
номер
ВЕДУЩИЙ 1:
Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».
ВЕДУЩИЙ 2:
Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях.
ВЕДУЩИЙ 3:
«Песня матери, -писал поэт Расул Гамзатов. –главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.
ВЕДУЩИЙ 4:
У многих народов существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную. Которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.
ВЕДУЩИЙ 1:
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. Как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять. Качать, баюкать) правильно.
ВЕДУЩИЙ 2:
Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
номер
ВЕДУЩИЙ 3:
Единичные записи лирических песен начались ещё в 17 веке и дошли до нас в рукописных сборниках. Настоящая история собирания песен относится к 18 веку, а серьёзное изучение народной лирики –к первым десятилетиям 19 века.
ВЕДУЩИЙ 4:
Русская народная песня –произведение прежде всего коллективное. В доме, на улице, в лесу; во время работы и отдыха; в радости и горе,- песня могла петься для себя и про себя.
ВЕДУЩИЙ 1:
Чаще всего песня исполнялась хором. Чтобы петь песню хором, надо было обладать каким-то особым талантом. Собирался хор либо по очереди у каждого из его участников, либо там, где дом был попросторней; пели для самих себя, занимаясь одновременно какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьём, вышиванием).
номер
ЧТЕЦ 4 :
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
ЧТЕЦ 5:
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России –
Столько во поле цветов.
ЧТЕЦ 6:
Кто сложил её – не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
ЧТЕЦ 7:
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России –
Столько в рощицах берёз.
ЧТЕЦ 8:
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
номер
ВЕДУЩИЙ 1:
Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые связаны с каким-то обрядом, с очень древним, дохристианским представлением о том, что с помощью определённых действий, просьб, заклинаний можно воздействовать на силы природы.
номер
ВЕДУЩИЙ 2:
Самая совершенная форма обрядовой поэзии –русская свадьба, где у каждого из действующих лиц –невесты, жениха, свахи, дружки –свои «роли», создававшиеся народом веками.
ЧТЕЦ 9:
Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
ЧТЕЦ 10:
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
номер
ВЕДУЩИЙ 3:
В песнях бытовых всё обыкновенно. Эти песни имеет в виду пословица: «Сказка –сладка, песня –быль». Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой.
ВЕДУЩИЙ 4:
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.
номер
ЧТЕЦ 11:
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
ЧТЕЦ 12:
Запоет про тёмну ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
ЧТЕЦ 13:
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и про горе,
Про сердечную тоску.
ВЕДУЩИЙ 2:
Человек вырастал. И песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Ни один из праздников не обходился без пения. Пением же облегчали тяжелый каждодневный труд.
номер
ЧТЕЦ 14:
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
ВЕДУЩИЙ 3:
На Руси любили петь хором. Вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили парни и девушки.
ВЕДУЩИЙ 4:
Сами по себе хороводы –зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии. Они проводились, как правило, на открытых больших луговинах. На местах возвышенных. Так что вся деревня могла любоваться этим красочным действом.
номер
ВЕДУЩИЙ 3:
А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать.
ВЕДУЩИЙ 4:
До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.
номер
СКОМОРОХ 1:
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
СКОМОРОХ 2 :
Ай-да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
СКОМОРОХ 1:
Подходи , честной народ!
Песня к нам сейчас придёт!
СКОМОРОХ 2:
Вы ведущих принимайте
И все песни отгадайте!
Ведущие дают определение русской народной песни, а зрители, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни).
ВЕДУЩИЙ 1:
- Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
ВЕДУЩИЙ 2:
- Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
ВЕДУЩИЙ 3:
- Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка )
ВЕДУЩИЙ 4:
4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
ВЕДУЩИЙ 2:
- Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
ВЕДУЩИЙ 3:
7.) Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)
ВЕДУЩИЙ 4:
- Песня – обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
ВЕДУЩИЙ 1:
- Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
ВЕДУЩИЙ 2:
- Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
ВЕДУЩИЙ 3 :
- Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
ВЕДУЩИЙ 2:
- Песня. В которой упоминается шум болотного дудчатого коленчатого растения. (Шумел камыш)
ВЕДУЩИЙ 1:
- Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
номер
ЧТЕЦ 15
О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами, и в радости.
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
ЧТЕЦ 16
О песни томительно-нежные,
Сокрыты в вас дали безбрежные.
И плачет вселенская грусть…
И словно инОкиня-старица.
Вас слыша, хочу я покаяться,
И светом полна моя грудь.
ЧТЕЦ 17
А вот удалые, раздольные,
Как ветер безудержный вольные.
Такие. Что сразу –и в пляс!
Вас Русь родила благодатная
И силой своей неохватною
До края наполнила вас.
ВЕДУЩИЙ 3:
Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать.
ВЕДУЩИЙ 4:
Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песнейпонимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас один общий дом – Россия.
Песня «Цвети Россия» (все участники)
- Библиографические ссылки.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. : в 10 т. – М.,1993. – Т. 1. – С.202.
- Там же. С. 203.
- См.: Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры// Ильин И.А. Собр.соч.: в 10 т. М.,1996. Т.6, кн. II. С.389.
- Там же. С. 395.
- Там же. С.222-223.
- Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании // Духовные основы русского национального воспитания : хрестоматия. Екатеринбург, 1994. С.67.
- Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре. Пермь, 1965. С.242-243.
- Ильин И.А. Художественное призвание Шаляпина // Ильин И.А. Собр.соч.: в 10 т. М., 1998. Т.7. С.430.
- Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М.,1984.
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.,2001.
Сценарий отчётного концерта «Пой, играй и веселись, русская душа!».
Составила:
преподаватель ДШИ Балуева Л.А.
Ход мероприятия: зал украшен декорациями в русском народом стиле.
1. Песня «Русские традиции»
2. Песня «Умывает красно солнышко»
Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!
Ведущий 2: Рады вас видеть у себя в гостях.
Здесь для вас, будет концерт большой, да радостный!
Ведущий 1: Давно мы вас ждали – поджидали.
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы для вас припасли
Ведущий 2: Вижу, чтобы вас потешить, к нам народ сюда идёт
Ведущий 1: Ставьте ушки на макушки:
Сейчас споют для всех частушки
Ведущий 2: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Ведущий 1: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
3. «Частушки» — ансамбль баянистов
4. РНТ «Топотушки»
Ведущий 2: А ты знаешь, что раньше на Руси в лаптях ходили?
Обойди пол Руси,
И у каждого спроси,
Ведущий 1: Лапти лучшая обувка,
Ведущий 1 и Ведущий 2: Хоть пляши, а хоть коси!
5. РНП «Лапти»
6. РНП «Куманёк»
7. РНП «На горе то калина»
8. РНП «Возле речки, возле моста» — соло на баяне
Ведущий 1: Какая песня хорошая, я бы ещё спела
Ведущий 2: Да от твоего пения у всех уши завянут!
Ведущий 1: Ах, тебе не нравится, как я пою?!
Ей не нравится, как я пою (с другой интонацией), а я буду петь ещё громче!
9. РНП «Селезень»
Ведущий 1: И куда это вы пошли? Милый Ваня, где ты был?
Мальчик: Я на ярмарку ходил
10. РНП «Милый, Ваня, где ты был?»
11. РНП «Гуляю я»
12. РНП «Ах, улица» — ансамбль баянистов
Ведущий 1: Славно погуляли! А тебя отпускают родители на вечёрки?
Прогулки под большой луной…
Считайте вместе звёзды вы!
Смотрите, ведь у вас над головой
Плывёт, как сердце, облако (Мечтательно)
Ведущий 2: Ля ля ля
— Да, отпускают, а вот дедушка…
13. Фольклорная песня «Дедушка седая бородушка»
Ведущий 1: Аууу!!! Где же ты?! У меня для тебя история есть! Ну, вот куда она подевалась, неужели от деда удалось сбежать?
14. РНТ «Полянка»
15. РНП «Гармонист Тимошка»
16. РНТ «Барыня» — соло на баяне
Ведущий 2: Что-то я немного устала…
Ведущий 1: Отдохни. Хочешь, я угощу тебя?
Ведущий 2: Кто же откажется от угощения?!
Ведущий 1: Хочешь… «Чёрный кофе»?
Ведущий 2: Нет, спасибо! Сердчишко пошаливает…
Ведущий 1: Ну, тогда «Апельсин»?
Ведущий 2: Мне бы чего попроще.… Не заморское
Ведущий 1: Может чай из самовара?
Ведущий 2: Вот от такого угощенья отказаться я не смею!
17. РНП «Самовар»
18. РНТ «Кумушки»
19. Песня «Лизавета»
Ведущий 1: Браво! А сейчас…
Хочу, чтоб музыка вновь зазвенела.
А ну, беритесь все за дело!
Ведущий 2: Эй, ударьте, ложки, в звонкие ладошки!
Не хотелось вам молчать? Начинайте выступать!
20. РНП «Ложки деревенские» — ансамбль ложкарей
21. РНТ «Четыре двора»
22. РНП «Верба»
Ведущий 1: Я же тебе хотела историю одну поведать
Ведущий 2: Как же я обожаю истории! Ну, давай, рассказывай!
Ведущий 1: На днях была я у гадалки. Поведала ей о том, что влюбились в меня 2 человека: Петя и Вася и спросила, кому из них повезёт. Знаешь, что она мне ответила?
Ведущий 2: Ну и что же??
Ведущий 1: Сказала, что повезёт Пете, а выйду я замуж за Васю!
23. РНТ «Ой, как ты мне нравишься»
24. РНП «Ягода»
25. РНП «Сапожки русские»
Ведущий 1: О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
Ведущий 2: И в горе вы с нами и в радости,
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
26. КНП «Россия, матушка»
Сценарий отчетного концерта
«ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПЕСНИ».
Пролог
На сцене хореографический ансамбль «Апельсин» с композицией
«У моей России длинные косички».
На экране видеоряд «Калужский край»
Ведущая (за кадром): Край ты мой Калужский,
Где мечта живет,
Кто в тебя не влюбится,
Кто не воспоет.
И поля, и реченьки – все ласкает взор,
За лесами чистыми голубой простор.
Славится, как славилась
Прежде, издавна,
Песнями красивыми наша сторона.
ЭпизодI «Песни,песни, о чем вы кричите?»
(На сцене появляются дети)
1-я: Эй, ты весь честной народ, на веселье поднимайся,
2-я: К нам на праздник песни русской поскорее собирайся!
3-я:Рассаживайтесь по одному, мы расскажем, что к чему.
4-я:Сегодня представление всем на удивление.
5-я:С песнями, с прибаутками, с самыми весёлыми шутками.
6-я:С песнями самыми модными, русскими народными.
Ведущая: Полноправной хозяйкой нашего праздника станет — песня. Так давайте же встретим тепло и дружно хозяйку праздника — русскую народную
песню.
7-я:Развернись гармонь пошире,
Расступися хоровод
Полновластною хозяйкой
Песня русская идет.
АНС. (ст.гр.) «Ой, улица, улица» зап. Бибикова Оля
«Уж, ты , комар» зап. Фомина Аня
2-я: Россия, Россия, края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
4-я : Они прославляют просторы родные
Раздольные песни поют.
Ведущая: Петь на Руси умели всегда, самозабвенно, голосисто, с припевами да прибаутками. Пели в одиночку и хором. В радости и горе. Пели сердцем, припевали, выговаривали.
АНС. (ст.гр.) «Пошла Дуня жито жать» зап. Привезенцева Арина
(уходят со сцены)
ЭпизодII «В песне русская душа».
Хореографическая композиция «Деревенька».
Ведущая (за кадром): Песня русская в березках,
Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах….
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов,
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Ведущая: Весёлые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождали человека всю жизнь, от рождения до смерти. Ещё в колыбели дитя засыпает под байканье («баить» — говорить), поёт мама, сестра, бабушка. Как называются такие песни? (колыбельные)
АНС. (ср.гр.) Колыбельная песня. исп. Адуева Полина. (уходит со сцены)
Ведущая: Человек вырастал, и песня следовала за ним в его взрослые заботы и веселье. Ребята, а вы знаете, как называют у русского народа весёлые, смешные, шутливые песенки и стишки? (потешки, прибаутки) А как называются смешные песенки, в которых всё поставлено с ног на голову, то чего не может быть? (небылицы) Давайте, послушаем.
Ахимонова Ю. и Колесникова К. — докучные сказки.
АНСАМБЛЬ (ср.гр) «Из-за леса, из-за гор» зап. Егорова Н. (остаются на сцене)
Ведущая: В старину у русского народа была традиция: вечерами после работы или в праздник люди шли за околицу, за деревню на гулянье: попеть, поиграть, хоровод поводить. Без хоровода не проходил ни один праздник на Руси.
(выходит 1-й класс)
АНСАМБЛЬ(ср.гр и 1-й кл.) «Царь за городом гуляет» зап. Кузьмина Катя
«Вскочил козел в огород» зап. Курдюкова Катя.
Ведущая: Наши хороводы — душа увеселений девушек. Все девушки старались показать здесь свою игривость, непринужденность, ловкость. Поют, бывало, резвятся, вертятся, раскланиваются, хотят кавалерам понравиться.
АНСАМБЛЬ(ст.гр.) «Как за речкой за рекой» зап. Жук Софья
» Ох, ты Таня» зап. Бибикова Таня
Ведущая: Но бытовала такая пословица: «Ищи невесту не в хороводе, а в огороде».
А какие пословицы и поговорки о русской народной песни знаете вы?
— Беседа дорогу коротает, а песня — работу.
— Без песен мир тесен.
— Где песня льётся, там легче живется.
— И кот песни поет, когда хорошо живет.
— Каково живется, таково и поется.
— Красна сказка складом, а песня складом.
— С песней и труд спорится.
ЭпизодIII «Ждет вас русская игра!»
Игра «Со вьюном я хожу».
Ведущая: У русского народа песня неотделима от жизни, как душа от тела. В песнях пели и о домашних неурядицах, несчастьях, редко — о счастье. Как, однако, не была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка. В песнях смеялись над незадачливыми людьми, над неумелыми работниками.
АНСАМБЛЬ (ср.гр.) «Жил у бабушки коток» зап. Горбачева К.
«Как на печке, на припечке» зап. Адуева П.
1-я:Закончили работу — отдохнуть охота.
2-я: Выходите из ворот да вставайте в хоровод.
(приглашают поплясать ребят из зала песней «Бубен»)
АНСАМБЛЬ (ср.гр.) «Со вьюном» зап. Агафонова С.
«Жил я у пана» зап. Шкодина М.
Ведущая. Ни один праздник не обходился без песни. Ни одно гулянье не обходилось без пляски. Пляска — это народное хореографическое искусство, средство развлечения и общения людей на праздниках.
АНСАМБЛЬ (ср.гр.) «Чижики — чижик» зап. Егорова Н. (уходят со сцены)
АНСАМБЛЬ (ст.гр.) «Земляничка — ягодка.» зап. Малиновская Ксения
Ведущая: Игра «Что я знаю о русской песне»
1) Отгадайте загадку: Не играет фортепьяно,
Нет ни скрипки, ни баяна,
Потому что песню пела
Наша группа ….(анданте, аллегро, а капелла)
2) Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой? (балалайка, баян, голос)
3) Как называется русский танец в кругу? («Яблочко», «барыня», хоровод)
4) Закончите стихотворение;
Собирается народ, он и пляшет, и поёт.
Песни бодрые, живые. Эти песни….(плясовые, заводные, озорные)
Какой из перечисленных писателей был одним из первых собирателей русских песен? (Тургенев, Пушкин, Лермонтов)
ИГРЫ: «Капуста» (ср.гр. и 1кл.) (приглашают тех, кто ответил на вопросы)
Ведущая: Звучат родные песни о красоте окружающего мира, о радостных и печальных событиях, о труде и отдыхе, обо всем, что волнует людей, которые их сочиняют и поют.
АНСАМБЛЬ (ст.гр.) «Симоня» зап. Тибилова Камила
(выходит ср.гр)
«Черненький — маленький» зап. Колесникова Ксюша
Финал
1-я: Песни, песни, о чём вы кричите?
2-я: Иль вам нечего больше дать?
3-я: Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.
4-я: Я хочу быть тихой и строгой.
5-я: Я молчанью у звёзд учусь.
6-я: Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
Ведущая: Русь и в песнях-то могуча, широка и глубока,
И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни, не менее талантливы и ребята, которые сегодня исполнили для вас эти песни.
( выходит 1-й класс)
Перед вами выступал лауреат городских и областных конкурсов и фестивалей образцовый коллектив детский фольклорный ансамбль «ТОЛОКА»
АНСАМБЛЬ (все) «Как на горке, на пригорке» (уходят со сцены)