Сценарий фольклорного мероприятия заветы доброй старины

«Бабушкин сундук»На высоком чердаке,В пыльном, темном уголкеВерно стережет паукСтарый бабушкин сундук.Попрошу я паука:- Погуляй пойди пока!Затаив дыханье,Открываю тайну …

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

«Секреты бабушкиного сундука»

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.

• Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.

• Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

• Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.

Содержание:

Ребенок:

«Бабушкин сундук»

На высоком чердаке,

В пыльном, темном уголке

Верно стережет паук

Старый бабушкин сундук.

Попрошу я паука:

— Погуляй пойди пока!

Затаив дыханье,

Открываю тайну …

 (В. Шипунова)

 Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают. Погрузимся же в тайны, настоянные временем.

Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?

Дети: — Да, готовы.

Бабушка :

Милости прошу! Хлебом, солью привечаем, самовар на стол несем!

Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!

Дети рассаживаются на стульчики.

Бабушка : Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Много гостей – Много новостей»

ВоспитательБабушка, какой у вас чудесный сундук! Сколько же загадок таит он в себе? Мы ведь знаем, какой рукодельницей Вы слывёте в нашем посёлке.

Бабушка: Ну, что ж, так и быть. (Открывает сундук.) Посмотрим, что тут у меня сохранилось…

(достает веретено, спицы, пяльцы).

Что это за инструменты и для чего они нужны?

Ответы детей.

Бабушка : Молодцы, что знаете. Раньше, чтобы выйти за муж, девицы должны были у меть многое, в том числе и вышивать, шить, вязать. Вот и меня с раннего детства мама учила этим ремеслам.

«Колокольцы-бубенцы»

Игpающие образуют круг. Hа сеpедину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.

Бабушка : И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?

Достает из сундука куклу (тряпичную или из соломы)

Дети: Кукла

Бабушка : Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит народная поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия. 

Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.

Девочки подготовительной группы исполняют танец с куклами «Дочки-матери»

Бабушка достает из сундука свистульку.

Бабушка: А свистулька это не просто игрушка – это еще и музыкальный инструмент. А какие еще музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, гусли, балалайки.

Бабушка: А самой знаменитой игрушкой в России называют игрушку, какую узнаете, когда загадку отгадаете.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)

Бабушка: А вот колечко из моего сундука. Раньше, в молодости, мы с подружками играли в игру «Колечко». А хотите и с вами сейчас поиграем? (Да)

Проводится игра «Колечко»

Играющие образуют большой круг и складывают руки лодочкой. Бабушка прячет колечко в ладонях, сложенных тоже лодочкой. Поочереди обходит каждого игрока, проговаривая«Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», вкладывая свои ладони в их ладони. Задача водящего вложить незаметно колечко в ладони одного из игроков. После того, как водящий всех обошел, он встает в центр круга, произносит«Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, у кого колечко в руках, должен выбежать из круга и подбежать к водящему. Остальные должны его задержать. Если не смогли, то игрок с колечком становится водящим

Игра проводится 2-3 раза.

Бабушка : Вот и повеселили вы меня, ребята. Да и молодость я свами свою вспомнила. Спасибо вам.

Цель праздника: гармоничное развитие
личности ребенка средствами эстетического
образования; развитие его
художественно-творческих умений.

Задачи праздника:


  • научить учащихся понимать и знать историю
    своего народа;
  • развивать знания учащихся об устном народном
    творчестве русского народа;
  • развивать индивидуальные творческие
    способности учащихся.

Оборудование: записи русских
народных песен, баранки с бечевками, игровое поле
и дротики, “Цветик-семицветик”.

Ведущая.

Здравствуйте, люди добрые, разудалые
молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные,
милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас
вспомнить сегодня заветную старину наших
дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда
после трудового дня они собирались на околице,
чтобы отдохнуть от забот.

С того заветного времени по сей день
живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки,
песни, пословицы и поговорки, частушки, игры
которые и в настоящее время не потеряли своей
первозданной прелести. Все это называется устным
народным творчеством. А чтобы понимать и знать
историю своего народа, надо знать и фольклор.

“Широко ты, Русь, по лицу земли в красе
царственной развернулася. У тебя ли нет
богатырских сил, старины святой, громких
подвигов?”

Сегодня мы с вами собрались на
завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята,
сидящие на завалинках, будут соревноваться в
знании устного народного творчества.

(Представление команд.)

Правила игры:

Начинаем игру! “Завалинки”
поочередно “стреляют” в игровое поле и
выполняют соответствующие задание. На игровом
поле есть сюрпризы (“черные дыры”), попав в эти
отверстия, команда теряет очки. “Отыгравшее”
отверстие убирается, кроме цветика-семицветика,
который “работает”, пока не закончатся
лепестки.

1 задание “Цветик-семицветик”.

“Завалинка”, попавшая в это отверстие
открывает любой лепесток, выполняет желание,
написанное на обратной стороне.

– хочу баранку;
– хочу загадать загадку;
– хочу спеть частушку;
– хочу 2 баранки;
– хочу сказать скороговорку;
– хочу вспомнить считалку;
– хочу спеть народную песню.

2 задание “Черная дыра”.

У “Завалинки”, попавшей в это
отверстие отнять 1 баранку, отверстие работает 1
раз.

3 задание “Ромашка-загадка”.

Ведущая.

А загадать ли вам
Судари – да красны девицы,
Красны напевки
Да загадки?
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

(Хлеб.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь.)

Горит столбом,
А дыму нет.

(Свеча.)

Четыре брата бегут –
Друг друга не догонят.

(Колеса.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь)

Уж как что это выше леса
(Выше леса светит месяц)
В воде родится, а воды боится.

(Соль)

4 задание “Театр”.

С попавшей в это отверстие
“завалинкой” ведущий ставит сказку по ролям.

А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.

(Ребятам раздаются роли на листочках,
кто какую вытащит. Затем ведущий читает сказку, а
ребята стараются с ходу ее инсценировать.)

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут
Стасик, конь Буцефал, дуб, кот, цепь,
Соловей-разбойник.

Сказка.

“В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь со свое царицей. И была у
них дочка Марфенька. Очень родители любили свою
дочь. То мама по головке погладит, то папа
пряничком угостит. Жил в том царстве шут Стасик.
Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в
ладушки.

Вдруг раздался шум и свист. Очень
испугались царь с царицей, под троны завалились.
Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил
дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с
царицей.

Стал их шут Стасик успокаивать,
обещать, что спасет царевну. Свистнул тут шут
Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик
на коня, поскакал царевну спасать.

Долго ли они скакали, коротко ль, уж и
конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб
большой, развесистый. На дубе цепь висит, по цепи
кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти
Соловья-разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал
шут дальше. А вот и владения Соловья-разбойника.
Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он
царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и
поскакали домой.

Обрадовались царь с царицей,
благодарят шута Стасика. А шут обернулся вокруг
себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в
него царевна. А тут и свадьбу сыграли веселую”.

5 задание “Скороговорки”.

Ведущая. Пословицы нашу речь украшают,
загадки ум развивают, а скороговорки? А они учат
ребят говорить четко и ясно, чтобы было всем
понятно.

Ваша задача: “Кто лучше произнесет
скороговорку”.

Вставай, Архип, петух охрип!
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Прокоп украл укроп.

6 задание “Угадайка”.

Ведущая. О каком сказочном герое идет
речь?

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.

(Бычок-смоляной бочок.)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом ее на курьих ножках.

(Баба-Яга.)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

7 задание “Пословицей – правда
молвится”.

Ведущая. Говорят, “живое слово дороже
мертвой буквы”, а потому пословицы и поговорки –
самый распространенный, самый живой жанр устного
народного творчества. Я объявляю конкурс
“Пословицей – правда молвится”.

Я буду называть пословицы и поговорки
той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в
русской речи, подберите русскую пословицу,
аналогичную по смыслу.

  1. Арабская пословица: “Бежал от дождя, попал под
    ливень” (“Из огня да в полымя”).
  2. Финская пословица: “Тот не заблудится, кто
    спрашивает” (“Язык до Киева доведет”).
  3. Иранская пословица: “Где нет фруктовых
    деревьев, свекла сойдет за апельсин” (“На
    безрыбье и рак – рыба”).
  4. Английская пословица: “Все хорошо в свое
    время” (“Делу время – потехе час”).
  5. Польская пословица: “Пика не кладется в мешок”
    (“Шило в мешке не утаишь”).
  6. Немецкая пословица: “Молчаливый рот – золотой
    рот” (“Слово – серебро, молчание – золото”).
  7. Итальянская пословица: “В закрытый рот муха не
    залетит” (“Слово – не воробей, вылетит – не
    поймаешь”).
  8. Китайская пословица: “Разговорами риса не
    сваришь” (“Гостя баснями не кормят”).

8 задание “Считалки”

Ведущий. Люди добрые!
Помогите, ведущего поддержите, считалку
расскажите.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый – хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

9 задание “Частушки”.

Ведущая.

А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.

(Проводится кольцовка частушек, очки
добавляются победившей команде.)

Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.

Я плясала ночи три,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.

Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Ведущий. Молодцы! Сегодня вы
действительно показали свои знания в области
устного народного творчества. Как приятно
осознавать, что культура русского народа жива,
что мудрые изречения наших предков не забыты, они
дошли до наших времен, и, благодаря им, русский
язык стал более выразительным и образным.

Ведущая.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов.

Подведение итогов и награждение
победителей грамотами и вязанками баранок.

Чаепитие.

Используемая литература:


  1. Т. Ершова “Ступеньки мудрости”. / Воспитание
    школьников, № 4 – 2001.
  2. Т. Макарова “Счастливый случай”. / Воспитание
    школьников, № 1 – 2002
  3. Организация внешкольного досуга: сценарии,
    программы игр и представления. Ростов-на-Дону, 2002.

Фольклорный час «Заветы доброй старины»- информационный пост

Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

“Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов?”

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах,  посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы загадать своим  детям старинные  загадки.

1 загадка

 И колковато, и ноздревато, и мягко

И ломко и всех милей (хлеб)

2 загадка

Самая смешная овца в корове (носок в сапоге)

3 загадка

 В брюхе баня

В носу решето, на голове пуговица

Всего одна рука, да и та на спине. (чайник)

4 загадка:

 В печь несут-жидко,

Из печи несут твердо (каша)

5 загадка:

 Маленький, кругленький, за хвост не поднимешь (клубок)

6 загадка: Пять чуланов, одна дверь (перчатка)

7загадка: Новая посудина, а вся в дырах (решето)

8. загадка: Все прячет, а сам на виду (сундук)

9. Маленький, горбатенький все поле перерыл (плуг)

 А теперь загадки для взрослых

Кто из вас не любит блинов-пышных, румяных , круглых.  А кто  скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу, по подобию солнца

— Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны

— Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пением петухов.

— Далеко за пределами России были известны наши умельцы.  Тульские мастера даже блоху подковали.

Кто,  помнит в каком произведении это написано:

Ответ: Левша Лескова

-А еще Тула славится своими тульскими пряниками и самоварами.

— Многие из вас может быть имеют дома палехские шкатулки.

Почему они так называются?

Ответ: ее делали мастера их Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьем стеклянных изделий.

-Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города это посуда?

Ответ: Это хохломская роспись г. Семенов Нижегородской области

-Знаменитые гжельские мастера делали различные гончарные изделия: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Эти изделия очень любили покупать по всей Руси. Мастера делали не только посуду, и фигурки сказочных героев, но и игрушки: коней, петухов, котов, собачек. 

— Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и Городецкая роспись, жостовские подносы, вологодское кружево, филимоновские игрушки-свистульки. Изделия русских мастеров всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них всю свою любовь, творчество и умение, в 19 веке жил-был один русский художник. Путешествуя  по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам и спросил: « Можно ли вытачить вот такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по- своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае. Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь

В ней мудрый опыт многих поколений

Хвала к труду в ней и презренье лени

Пословица к слову молвится

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

А как на Руси любили потешки.  Прочитайте:

Машка, а Машка, в гости пора.
— На чем ехать-то?
— На рогоже.
— На рогоже не гоже.
— А ты на лукошке.
— Вдруг свалюсь по дорожке.
— Привяжись ремешком.
— Нет уж, лучше пойду пешком!

— Федул, что губы надул? 
— Кафтан прожег. 
— А велика дыра-то? 
— Один ворот остался!

— Маша, что из леса не идешь?
— Да медведя поймала!
-Так веди его сюда!
— Да он не идет.
— Ну, тогда сама иди.
— Так ведь он не пускает!

— Сынок, сходи за водицей.
— Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?

Жива традиция!

Жива! От поколенья старшего важны обряды и слова

Из прошлого из нашего

О многом ещё можно говорить – судить.

Но я  решила остановиться именно на этих

страницах жизни нашего народа.

https://www.culture.ru/storage/images/069969c1aada57eaf2803664bceae200/b9f55898ebf39be67d1fac0b64aa44e8.jpeg

Подготовила информацию             Музыченко О.С.

Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. — Веселья вам и радости!

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Ведущая. — Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Тщательно начищенный, он красовался на самом

видном и почетном месте в комнате.Появление этого «медного чуда» связано с широким распространением в России заморского напитка — чая.

Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,»Выпей чайку — позабудешь тоску».

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

Ведущая. -Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани…

Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа — как заканчивали полевые работы — собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали — коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Ведущий 3. Прядение — работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

.ПЕСНЯ

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда — на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок — символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

ПЕСНЯ

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Все было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари — корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна — неизменная прялка. На стенах — расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето».

Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

1 вед. Веселится русский народ,

           Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

           Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

           Только с некоторыми отличиями в обрядах.

           Жених и невеста часто не знают друг друга,

           Но женятся по воле и расчетам родителей.

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

ТАНЕЦ

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

Сова близ дома кричит – к новорождённому.

Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Не играй ножом – ссора будет.

Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

ИСТОРИЯ СЕЛА

Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!

Живая
старина Фольклорный праздник
                               Подготовили:                                                                
                                                                     Трофименко Е.М., учитель
русского
                языка
                                                        Тищенко В.В., библиотекарь
2 Цель мероприятия:
познакомить   учащихся   со   старинным   русским   бытом,   предметами
обихода,   обычаями,   песнями,   пословицами,   поговорками   и   культурой
русского   народа;   воспитывать   у   учащихся   уважения   к   русской
культуре;
через   знание   и   понимание   истории   культуры   России   пробуждать   в
сердцах детей чувство любви к народному Отечеству.
Предварительная подготовка:
*подготовить материал: загадки, поговорки, пословицы, сказки­небылицы,
русские народные песни, стихи;
*   оформить   зал:   стенд   с   заголовком   названия   мероприятия   «Живая
старина», рисунки ребят с изображением
интерьера   русской   избы,   различная   бытовая   утварь,   сундук,   стол
покрытый скатертью, скамья, соломенная,
тряпичная   куклы,   куклы­мартинички,   матрёшка,   мешочки   с   разной
крупой;
*меню блюд: праздничной, повседневной и постной кухни;
*костюмы для участников мероприятия.
Оборудование:
*русские костюмы (сарафаны, рубашки, пояса),
*посуда, скатерти, салфетки,
*блюда постной кухни (фрукты, салаты, орехи, рыба, мёд, выпечка, чай, 
соки и т.д.),
*рекламные буклеты по рецептам постной кухни,
*мультимедийный проектор
*матрёшки
3 Василиса Премудрая:
Добрый вечер гости званые и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Милости просим на посиделки!
Лебёдки и молодки!
Ребята­молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые!
Пожалуйте в мою горницу посиделочную, в торговые ряды знатные.
Я всегда  рада гостям, как добрым вестям!
Будем сегодня чай пить, рассказ слушать да  хлеб­соль кушать
4 Ведущая:
­Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   мы   с   вами   совершим   сказочное
путешествие в прошлое, перенесёмся в те далёкие времена, когда люди
жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в
одной   русской   семье,   познакомимся   с   её   бытом.   Вы   узнаете,   что
обозначает слово «быт»? (ребята отвечают) Слово «быт» происходит
от   слова   «бытие»,   то   есть   «жизнь».   Быт­это   повседневная   жизнь
людей, которая включает всё: то, как люди жили, что ели и пили, во
что одевались да как развлекались. Всё, что непонятно, ново для вас, я
объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но
и   знания   свои   показывать.   Итак,   начнём   наше   путешествие.   Вот,
видите   (указывает   на   макет   избы)­русская   изба.   А   знаете,   как   её
строили? (ребята отвечают)
Сначала закладывали основу дома ­ фундамент. На фундамент ставили
сруб ­ это основная часть дома, название
которой происходит от слова «рубить». Делался сруб из дубовых цельных
брусьев. Их складывали с большим
умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные
один на другой, посредством зубцов
в нижнем и выемок в верхнем брусьях, так, что зубцы вставлялись в эти
выемки. Для теплоты между брёвен
клали ещё и мох. Говорили что «у каждого бревна своя постеля». Потом
покрывали крышу, отделывали дом
внутри и, конечно, украшали дом резьбой. Строили дом два месяца ­ за
лето должны были управиться.
А теперь попробуйте отгадать загадки о доме и его частях.
Загадки
­Стоит копна,
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идёт?
Изба
­Поля стеклянны, 
Межи­ деревянны.
Окно
5 ­Два братца глядятся, 
Ввек не сойдутся. 
Пол и потолок
­Набита пухом, 
Лежит под ухом?
Подушка
­Четыре братца
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной крышей стоят?
Стол
(ребята отгадывают загадки) 
Звучит песня «Изба» 
Ведущая
­ А сейчас ребята давайте попробуем представить дом в древности.
Раньше   не   говорили   дом,   а   говорили   изба­   тёплая   половина   дома   с
печью, название происходит от слова «истопить», «истобка». Как вы
6 считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего
начать? Для того чтобы вам было легче ответить на этот вопрос,
отгадайте загадку.
­ Стоит в углу Арина, 
Долгий рот разиня, 
Пасть открывает, 
Что дают­глотает.
Печь
Правильно!   Самой   главной   и   необходимой   в   жилище   была   печь.   В
старину даже поговорка была: «Плясать от печки» (т. е. сначала).
Зимой   обойтись   без   печки   было   невозможно.   В   ней   готовили   еду   и
пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети,
в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в
избе, относились к ней с уважением.
Теперь давайте посмотрим, а какой утварью пользовались раньше, т. е.
предметами, принадлежностями, Которые нужны были в хозяйстве
(ведущий   показывает   представленные   предметы).Здесь   ребята,   вы
видите разную утварь. Ухват­железная дужка в виде рогов коровы по
диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти. А какое интересное
название «чугунок»?  Чугунок­это чугунный горшок, делался из чугуна­
разновидность   металла.  Кочерга­«палка   с   сучком   на   одном
конце».Повседневная   жизнь   начиналась   с   работы.   Женщинам   надо
было постирать, погладить бельё. А как же это делалось? У нас здесь
представлены предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель,
скалка.  Скалка­образовано   от   скать   «тонко   раскатывать,
вытягивать».  Одежду   носили   домотканую­льняную   или   шерстяную,
которую   ткали   на   домашних   станках,   но   для   этого   нитки   сначала
нужно   было   напрясть   на   прялке.   Девочки   уже   с   5   лет   начинали
прясть   пряжу   и   становились   искусными   мастерицами.   Прозвища
«непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать
раньше   умели   все   девушки,
  даже   из   царских   семей.
Веретено­«вертящаяся   палочка».   По   диагонали   от   печи   в   доме
находился   Красный   угол.   Это   было   самое   святое   место­здесь
помещались иконы. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли
7 лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы.
На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было
передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях­деревянном настиле.
Они находились под потолком между печкой и стеной. Под лавками
стояли  сундуки  и  рундуки.   Рундук­приделанный   к   стене   шкаф   с
полками без дверей и стёкол. В них хранили разное добро. Вот и вся
мебель. Василиса Премудрая:
Ребята,   как   вы   думаете,   что   же   ели   наши   предки,   какие   напитки
любили?   (ребята   отвечают)   Каша   была   ежедневным   блюдом
деревенских   жителей.   Чаще   гречневая,   овсяная,   реже­пшённая.
Кушанье   это   немудрёное,   его   всякий   сварит:   была   бы   крупица   да
водица. Кашу варили в горшке. Любимая каша была гречневая. Кашу
сдабривали   маслом.   Богатые­маковым   или   ореховым,   а   бедные­
льняным,   конопляным,   горчичным.   Еду   ставили   на   стол   в   общем
горшке или миске на всю семью. Черпали ложками по очереди, только
после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками.
Тот, кто нарушал порядок за столом, получал ложкой по лбу. А пили
квас, кисель, молоко. Говорили: «Киселём брюхо не испортишь».
Конкурс «Угадай крупу»  (ребятам предлагаются мешочки с различной
крупой, дети отгадывают, из какой
крупы, какая каша варится)
Ведущая:
­А сейчас мы посмотрим сказку об особенностях питания в будни, посты
и праздники «Хороша кухня русская!»
(звучит русская народная музыка)
Рассказчик:
В русском царстве,
В нашем государстве
Жил­был царь,
Стороны сей государь.
(появляется Царь, шаркая ногами и кряхтя)
Стар был царь:
То в боку кольнёт,
То в ноге стрельнёт.
И решил он, что беда­
Неразумная еда.
8 Вот велел узнать правитель, Стороны сей повелитель, Что же ест его
народ, Что кладёт себе он в рот.  Царь  (встаёт и кричит за кулисы
слугам): 
Эй, министры, 
Эй, гонцы!
Подь сюда вы, молодцы!
(вбегают Министр и гонцы(2), кланяются Царю)
Посылаю вас в народ.
Чем набит его живот?
Они косят, они жнут,
Не болеют и не мрут.
Я же старый,
Я же слабый,
Организм мой очень дряблый. 
Чтоб здоровьице направить, 
Рацион надо поправить. И велю на двор царёв
Прислать лучших поваров. 
Гонцы (вместе) 
Царь наш батюшка, для вас 
Всё исполним, сей же час. 
Чем питается народ. 
Разузнаешь ты вот­вот.
(Царь многозначительно кивает. Гонцы кланяются и убегают)
Рассказчик:
Царь остался ожидать,
Сел на трон ногой болтать.
О своём здоровье хлипком
Он пытался рассуждать.
Царь:
Годы мчаться, стар я стал, 
Не на шутку захворал, 
Ломит всё, во лбу трезвон… 
Еле я сажусь на трон. 
Так не хоцца помирать­ 
Мне ж страною управлять! 
Что же съесть бы мне такого, 
Чтобы сразу быть здоровым? 
9 Ох, замучил лекарь этот: 
(передразнивает лекаря)
«Нужно сесть вам на диету!» 
Надоело мне до слёз 
Есть пророщенный овёс. 
Что мне делать? Как мне быть? 
Как питанье на­ла­дить?» 
Рассказчик: Время шло… 
И вот е светлицу 
Пришли красные девицы.
(появляются   Будничная   кухня,   Праздничная   кухня   и   Постная   кухня.
Девушки кланяются Царю) 
Министр (Царю):
Хватит, Царь, тебе хворать, 
Поваров давай встречать. 
Говорят, от их обедов 
Можешь на ноги ты встать. 
Царь:
Ну, и как же быть, девицы? 
Кого взять к себе трудиться? 
Кто из вас готовит вкусно, 
Да полезно и искусно? 
Ну­ка, каждая из вас 
О себе поведай щас.
Министр 
(широким   жестом   приглашает
Будничную кухню на середину сцены): Будничная
кухня!
(Будничная   кухня   с   поклоном   выходит   на
середину сцены) 
Будничная кухня:
На Руси из века в век 
Трудиться любит человек, 
Землю любит, потому 
Ест он хлеб, грибы, крупу, 
Щи хлебает, 
Репу варит,
Мясо квасом запивает. 
10 На столе стоит уха, 
Колбаса и потроха. 
Приготовлено с любовью 
Образом естественным, 
Потому вся та еда 
Очень уж полезна.
Будничная   кухня   кланяется   Царю.   Гонцы   выносят   и   ставят   перед
Царём на стол обычные, простые блюда, а затем уходят)
Министр (широким жестом приглашает Праздничную кухню): 
Праздничная кухня!
(Праздничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)
Праздничная кухня:
Праздник любит человек,
Да такой, чтобы с душой,
Чтобы пир, Так пир горой!
Рябчики верченые,
Рёбрышки копчёные,
Поросёнок заливной,
Чай душистый разливной.
Ну, а пира царь­пирог,
В нём и ливер, и творог.
И все эти угощенья
Поднимают настроенье.
Раз ты весел ­ знать здоров,
И без всяких докторов.
(Праздничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед
Царём на стол праздничные блюда, а затем уходят)
Министр (широким жестом приглашает Постную кухню):
Постная кухня:                                      
На Руси из века в век                            На столе совсем 
Пост соблюдает человек,                   не пусто!
Если будешь пост держать,              Главное запомни в
пост
То не будешь голодать.                      Уж не так уж
Как такие вам продукты?                 Стол и прост!
11 Орехи, овощи да фрукты,                  Очищение полезное
Грибочки монастырские,                   И душевное,
Огурчики душистые,                          И телесное!
Клюква в сахаре, калина, 
И брусника, и малина,
Винегрет и каша. 
Вкусна пища наша!
А картофель! 
А капуста! 
(Постная   кухня   кланяется   Царю.Гонцы   выносят   и   ставят   перед
Царём на стол постные блюда, а за ним уходят)
Царь  (почёсывая   затылок,   рассматривает   накрытый   девушками   стол.
Пробует блюда)
Что за вкусная еда!
12 Это вам не ерунда!
Всё по­лез­но! Очень сытно!
И здоров я буду, видно.
(обращается к Министру)
Ну­ка, милый, подь сюды.
Сними пробу­то с еды.
(Министр   пробует   еду,   изображает   изумление.   Царь   наклоняется   к
Министру и заглядывает ему в глаза) Как тебе?
Министр: Вот это да!
Не ел такого никогда!
Царь (обращается к девушкам):
Я подумал и решил:
Чтоб я правил, долго жил,
13 Всех троих беру служить­
Будете меня кормить.
И усвоил я урок:
Каждой кухне­
свой ка­лен­дар­ный срок!
Кухня русская прекрасная, полезная, разнообразная!
Рассказчик:
На Руси из века в век
Мудрость знает человек:
Если трудная работа,
Если в полюшке страда, 
На столе или в котомке 
Очень сытная еда. 
Если праздник, если радость, 
Разносол тогда и сладость.
14 Ну, а если время­пост, 
Стол тогда и строг и прост. 
На Руси из века в век 
Знает русский человек: 
Даст Бог силы и здоровья, 
Если делать всё с любовью! 

Василиса Премудрая:
В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли 
Дед­Всевед: кто может быть мудрее
деда, кто знает ответы почти на все вопросы?
Был бы дедуся,
Никого не боюся,
Дед шиток,
Кулак, молоток.
А бабушку называли Забавушкой, потому что она внукам колыбельные 
песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала. Бабушка, 
бабушка, Золотая сударушка. Бога молишь, Хлебцем кормишь, Дом 
бережёшь, Добро стережёшь. Звучит песня о бабушке.
15 (на сцене появляются Вова и Даша.Даша на цыпочках подходит к Вове и 
шепчет ему на ухо) Даша:
Представляешь, наша бабушка до сих пор играет в игрушки…
Вова:
Да ну?
Даша:
Честное слово я сама видела. 
Вова:
И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли? 
Даша:
Да нет, как играет, не видела. Я просто игрушки у неё видела. 
Вова:
Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не 
выдержала, залезла и подсмотрела. Разве это хорошо?
Даша:
Эти игрушки у неё в сундучке лежат, уже давно.
Вова:
А чего ты шепчешь­то так таинственно? 
Даша:
Чтобы бабушка случайно не услышала. 
Вова:
Так она в магазин ушла! 
Даша:
Тогда пойдём скорее к ней в комнату. Сам увидишь.(уходят в бабушкину 
комнату и заглядывают в сундучок). 
Даша:
Вот это да! Послушай, они же у бабушки давно в сундучке, а мы и не 
знали. До чего они не обычные! 
Вова:
Мне тоже нравятся. Наверное, бабушка в них играла, когда маленькой 
была, и потом сохранила на память.
(Неожиданно на сцену выходит бабушка.Внуки 
виновато опускают глаза) 
Бабушка:
Ой, Даша, Вова, вы уже вернулись из школы. А что случилось? Почему
такие грустные?
16 Вова:
Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.
Даша:
Прости!
Бабушка:
Да ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его
содержимом. А поговорим мы с вами об обрядовых и игровых куклах,
которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян.
Вам,   конечно,   не   терпится   поскорее   узнать   о   куклах,   которые
хранятся   у   меня   в   сундучке.   Итак,   я   открываю   свой   волшебный
сундучок…А вы слушайте, удивляйтесь, запоминайте.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
Игровые   куклы   не   подходили   для   обрядов,   ведь   обрядовые   куклы
делали   без   использования   ножниц   и   иголок.   Кукол   делали   без   лица,
чтобы   те   не   стали   похожими   на   людей.   Игру   в   куклы   не   считали
пустой   забавой.   Наоборот,   она   всячески   поощрялась.   Крестьяне
верили, что чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток и
благополучие в семье. Будущему ребёнку сооружали куклу­пеленашку,
которую укладывали в пустую детскую колыбельку, чтобы обжить,
обогреть колыбель А после рождения кукла висела над колыбелькой и
охраняла малыша. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл.
Делали куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно
скручивали   в   скатку,
  перетягивали   посередине   специально
изготовленным пояском, который свит из двух нитей. Потом делали
голову, повязывали платочек, плотно пеленали и кукла готова.
Другая кукла, охранявшая детей, называласькувадка. Ее делали, чтобы
охранять только что рожденного младенца. Эти куклы делались из
лоскутков.
Еще   проще   делались  куклы­мартинички.  Весенне­летние   праздники
начинались   обрядом  «заклинания»   весны.   Обязательным   атрибутом
были   маленькие   нитяные   куколки.   Они   были   похожи   на   кисточки,
которые приделывают к шапочкам, только отделяют две пряди для
рук,   белую   и   красную.   Их   вязали   для   проводов   зимы.   Такие   пары
куколок   развешивали   на  ветках   деревьев,   где   их   раскачивал  весенний
ветер.
Были   в   русских   деревнях   куклы­сестрички:крупеничка,   зернушка,
горошинка.  Этих кукол делали из крупы. Насыпали в мешочек гречку
17 или горох. На мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек.
Такая кукла должна способствовать хорошему урожаю.
Очень много было обрядовых кукол ­ кукла­костромушка от 
одиночества, кукла­кумоха с сестрами­ лихоманками, бабушкина 
кукла и другие. А вот кукла­столбушка не обрядовая, а игровая. Тело 
куклы делали из столбика свернутой бересты, поверх которого 
наворачивали лоскутки наряда.
Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: от
огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок. И они
умели плясать, хотя у них не было моторчика. Но если их поставить
на стол и постукивать пальцами по столу, то они пустятся в пляс.
Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы,
из резины и пластмассы. Разные у них
имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте
сами.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Матрешка
(на сцену выбегают Матрешки) 
Матрешка (1): Подарили мне матрешку, 
Допустила я оплошку: 
Разломила пополам –
Интересно, что же там? 
Можно сказать, что Матрешка ­ главная кукла у нас в стране. Хотя на 
самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет. Первая 
матрешка была выточена токарем В.П. Звездочкиным по эскизам 
художника С.В. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и 
изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. В 
музеях народного творчества можно увидеть матрешек, самых разных 
по величине и оформлению. 
Матрешка (1):
Дуйте в 
дудки, бейте
в ложки! 
18 В гости к 
вам пришли 
Матрешки. 
Ложки 
деревянные, 
Матрёшечки
румяные! 
Матрешка 
(2):
Очень любим мы, матрешки, 
Разноцветные одежки. 
Сами ткем и прядем. 
Сами в гости к вам идем! 
Матрешка (3): Мы ­ Матрешки. 
Мы ­ подружки, 
Утром рано мы встаем. 
Вшестером поем частушки
Звучит музыка. Выход коробейников.
Коробейник 1: Вот пряники русские, бублики пухлые, чай сладкий да 
крепкий!
Хозяйка:  Сколько стоит ваш товар?
Коробейник 2: А мы ничего не продаём, мы задаром раздаём!Коробейник 
3: Просим, гости дорогие, отведать чаю русского крепкого!
Коробейник 1: Чай с плюшками да сушками! 
Ведущая:  ­Подходит к концу наша встреча со стариной. Это только 
маленький эпизод из быта обыкновенной русской семьи. Попробуйте 
поспрашивать ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек: 
может, у них еще сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать
об их прежней жизни.
Общее чаепитие.
Литература:
Крюкова Н.С. Живая старина: «конкурсные программы. 5 кл.» ­ Читаем, 
учимся, играем. – 2007. ­№4. – с. 83­86. 
19 Кудерова О.А. Куклы из бабушкиного сундука: Фольклорный праздник о 
русской народной кукле. – Читаем, учимся, играем. – 2009. ­ №8. – с. 104­
107. 
Пех А.А., Полосухина О.В. Хороша кухня русская! Сценарий театральной 
.постановки. – Читаем, учимся, играем. – 2009. ­№11. –        с. 107­109.
20

27.01.2017

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в царство старины»

Козлова  Ольга Михайловна

Познавательная игра по краеведению, которая позволяет в занимательной форме проверить у детей знания по истории родного края, сельского быта. Одна из форм организации совместной деятельности детей и родителей.

Оценить




3118

Содержимое разработки

МБУ ДО Лежневский ЦВР

Интеллектуально – познавательная игра

« ПУТЕШЕСТВИЕ

В ЦАРСТВО СТАРИНЫ»

КОЗЛОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

МЕТОДИСТ

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

п. Лежнево

Интеллектуально – познавательная игра

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО СТАРИНЫ».

« Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину»

Идея разработки этой игры появилась в ходе обобщения опыта работы педагогов дополнительного образования краеведческой направленности МБОУ ДОД Лежневского ЦВР Ивановской области.

Краеведческая работа имеет одну очень важную особенность – она проходит в тесном сотрудничестве ребят и педагогов с родителями , бабушками, дедушками, местными жителями и различными организациями. Но не всегда дети находят поддержку и понимание у взрослых. И здесь встает задача перед педагогом – заинтересовать , увлечь , объединить всех одним общим делом. И одной из форм организации совместной деятельности детей и родителей является игра. Мы пошли чуть дальше и решили привлечь к игре и третье поколение — бабушек и дедушек.

Данная игра носит познавательный характер для всех. Она позволяет в занимательной форме проверить у детей знания по краеведению , у родителей и бабушек , дедушек « всколыхнуть жизненный опыт и знания» и возможность узнать для себя что-то новое и интересное.

Познавательные игры по краеведению способствуют воспитанию патриотизма и уважения к традициям своего народа , формируют взгляды и убеждения , снимают психологические барьеры между педагогом и детьми , детьми и родителями , педагогом и родителями.

Игра может быть использована педагогами дополнительного образования , руководителями и сотрудниками школьных музеев, классными руководителями.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

« ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО СТАРИНЫ»

ЦЕЛЬ: формирование чувства патриотизма , уважения к родной культуре, наследию предков.

ЗАДАЧИ: — развивать интерес к истории крестьянского быта, обычаям , русскому народному фольклору;

— способствовать развитию навыков позитивного общения детей , родителей , бабушек и дедушек через организацию совместного досуга;

— воспитание чувства здорового соперничества и солидарности между детьми и взрослыми.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ : команда детей ( 13-16 лет)

команда родителей.

ЖЮРИ: бабушки и дедушки ; педагог – краевед или учитель истории.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

Участники , согласно Положения об игре , заранее знакомятся с исторической и краеведческой литературой.

Подготовка материалов для жюри ( вопросы – ответы ) , протоколы игры , грамоты и сувениры для команд и лучшего игрока.

Оформление помещения для игры с использованием экспонатов музеев школ.

Музыкальные заставки ( русские народные песни и наигрыши ).

Развернутый сценарий игры для ведущего.

Возможно проведение игры со зрителями.

1 ТУР.

« Русская изба».

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи , но и так организовать жилое пространство , чтобы оно было наполнено жизненными благами , теплом , любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить , по мнению , крестьян , лишь следуя традициям предков. Отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

Мы проживаем в сельской местности , многие из вас проживают в частных домах где сохранились элементы крестьянского быта. Поэтому ,я считаю, для вас не составит особого труда ответить на вопросы 1 тура.

Условия 1 тура: Ведущий , по очереди , задает вопросы командам. Посовещавшись команда пишет ответ на вопрос на листочке и передает в жюри. Время на ответ 30 секунд. За верный полный ответ команда получает 1 балл , за неполный ответ – 0,5 балла , за неправильный – 0 .

ВОПРОСЫ 1 ТУРА:

Как назывался дом у славянских народов ? ( ИЗБА)

Какие места считались неудачными для строительства дома? ( места захоронений людей и животных , старые дороги , места где ранее стояла баня ).

Какое дерево было главным строительным материалом для дома? ( сосна).

Дом — крыша над головой. А из чего делали крыши домов наши предки? ( пучки соломы , дранка (дощечки из осины) , тес ( доски) ).

Кто первым должен был войти в новую избу ? ( кошка. Кошку приносили для домового , приговаривая « Вот тебе , хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».)

А где живет в избе хозяин дома — домовой? ( Он живет под или за печкой ).

Какое место в русской избе считается главным и где оно располагается? ( Это « красный угол» , который располагался в дальнем , самом светлом углу избы , с восточной стороны , по диагонали от печки.)

Назовите обязательные атрибуты красного угла . ( Божница с иконами , стол и большая лавка ).

Кто , кроме хозяина , имел право сидеть на « большом месте» в красном углу? ( Священнослужители , молодожены).

Какое место в избе считалось вторым по святости? ( Печь)

Итоги первого тура.

2 ТУР

« Тайны старого сундука»

Сундук — своеобразный хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну а если их было несколько , семья считалась зажиточной. Хотя В.И.Даль и писал в своем « Толковом словаре живого великорусского языка» . что « сундуки и коробьи – коренная русская утварь» , но пришли они к нам вместе с монголо – татарами в 13 веке. И само слово « сундук» имеет тюркское происхождение. Удивительно , что сундук не потерял своей актуальности и сейчас. В отличии от прялки ,которую можно увидеть только в музее , сундук используется во многих наших домах и сейчас.

Ну что ж , заглянем и мы в наш сундук.

Условия 2 тура:

В сундуке собраны различные старинные вещи . Чтобы получить вещь из сундука команда должна отгадать загадку , связанную с этой вещью. Загадки напечатаны на листочках . Капитаны команд , по очереди , выбирают наугад листочек с загадкой и 30 секунд совещаются с командой. Если ответ верный , то команда получает эту вещь , если неверный – нет. Побеждает команда собравшая больше всего старинных вещей. Ведущий , совместно с жюри , дает ответы на все неразгаданные загадки и оставляет эти вещи в сундуке.

Рыба в море , хвост на заборе. ( Ковш)

Стоит столбом горит огнем,

Ни жару , ни пару , ни угольев. ( Свеча)

Бегал бегунок , да шмыг в уголок. ( Веник)

Четыре ноги , два уха , один нос да брюхо. ( Самовар)

Привяжешь — пойдут , отвяжешь – останутся. ( Лапти)

Всех кормлю с охотою , а сама безротая. ( Ложка)

Зубов много , а ничего не ест. ( Гребень)

На одной яме – сто ям. ( Наперсток)

Чернец – молодец , в красно золото залез

До смеху хохочет , выскочить хочет. ( чугунок)

Речка льняная , лодка стальная.

Проплывет она – пропадет волна. ( Утюг и полотно)

Сам дубовый , пояс вязовый , а нос липовый. ( Бочонок)

Был я копан , был я топтан

Был на кружале , был на пожаре, был на базаре

Сколько было сил , всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.( Глиняный горшок)

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь , то поймешь.

Для чего они нужны

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Итоги 2 тура.

3 тур

«Архаизмы в составе пословиц и поговорок».

Архаизмы — это устаревшие названия предметов и явлений.

Условия 3 тура:

Капитан команды , наугад, выбирает карточку с какой – либо пословицей или поговоркой , содержащей устаревшие названия предметов или явлений. Задача команды – за 3 минуты кратко и доступно объяснить суть этой пословицы или поговорки , т.е. другими словами перевести ее на современный русский язык. Если команда затрудняется ответить , то другие команды получают право получить дополнительное очко за ответ на чужой вопрос. Жюри оценивает полноту и правильность ответа , их право передать ответ на вопрос другой команде , если они посчитают ответ недостаточно полным или неверным. За верный ответ команда получает 1 балл.

« Бить баклуши» — разрезать полено вдоль на несколько частей – плах , закруглять снаружи и выдалбливать изнутри. Из плах делали ложки и другую посуду. Заготовка баклуш , считалась легким простым делом не требующим особого умения. Бить баклуши — ничего не делать , бездельничать , праздно проводить время.

« Лаптем щи хлебать» — лапти – единственная доступная обувь бедных крестьян , а щи самая простая и любимая их еда. Про человека , который не мог заработать себе на сапоги и хорошую еду , говорили что он « лаптем щи хлебает» т.е. живет в нищете и невежестве.

« У черта на куличках» — В глубокой древности кулигами называли поляны в дремучих лесах. Некоторые семьи отыскивали эти кулиги в глубине леса и поселялись там. Отсюда и выражение « у черта на куличках» т.е. очень далеко.

« Попасть впросак» — Просак – это барабан с зубьями в машине , при помощи которого чесали шерсть. Попасть в просак – значило искалечиться , лишиться руки . * Попасть в беду , в неловкое положение.

« Бить челом» — * почтительно просить о чем либо;

Приветствовать кого либо , почтительно раскланиваться;

Благодарить за что либо;

Жаловаться на кого либо.

« Ходить гоголем» — ходить с важным , самодовольным видом. Это выражение возникло из наблюдений человека за птицами. Гоголь – разновидность утки , которая ходит медленно и важно.

« Гроша ломаного не стоит»— * очень дешевая вещь;

О ком либо , о чем либо , не имеющем никакого значения;

Грош – самая мелкая монета. ( 2 коп.) Иногда чтобы получить монету меньшего номинала , ее ломали. Грош – монета , которую ломать было бессмысленно.

« Быльем поросло» — говорят о том , что безвозвратно ушло , прошло, забыто, стерлось в памяти. Былье – злак , трава , имеющая стебель в виде соломинки.

«Мелкая сошка»- В русских северных землях – это крестьянская община от 3- 60 дворов . мелкой сошкой называли очень бедную общину , а затем ее бедных обитателей. Позже мелкой сошкой стали называть и чиновников , занимающих низкое положение в государственных структурах .

«Сбить с панталыку»- привести в замешательство, запутать. Панталык- искаженное Пантелик (гора в Греции) со Сталактитовой пещерой и гротами, в которых легко можно было заблудиться.

Итоги 3 тура.

4 тур

« ЧТО ТАКОЕ , КТО ТАКОЙ»

Условия 4 тура:

Каждая команда получает список древнерусских слов и топонимов. Ваша задача – « сделать перевод» этих слов на наш современный русский язык. Каждый правильный ответ добавит 1 балл в копилку вашей команды. Время на выполнение задания — 5 минут.

Навет – клевета , наговор

Торг – базар , рынок

Выя — шея

Катанки – валенки

Стезя – путь , дорога

Тын — высокий забор из заостренных кольев

Мошна – мешок для хранения денег , кошелек

Орало — соха

Мыльня — баня

Пожитки — вещи , мелкое имущество

Голик — веник без листьев

Корчага — чугун , большой глиняный горшок

Буерак — сухой овраг

Длань — ладонь

Лепота — красота , великолепие

Батог — палка , посох

Рушник — полотенце

Туес — ведерко из бересты с крышкой

Тюря — кушанье , хлеб крошеный в квас , воду ,молоко

Кушак — пояс.

Лучина – щепка идущая на растопку , освещение

Неделя – воскресенье

Ярило – солнце

Свара – ссора

Полон — плен

Доха – шуба

Бечева – прочная веревка , канат

Короб – сундук с замком

Вирши – стихи

Чело — лоб.

Итоги 4 тура.

5 тур

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Условия 5 тура :

Необходимо выполнить небольшое творческое задание. Капитан команды наугад выбирает карточку с набором старорусских слов. Ваша задача — за 3 минуты, сочинить небольшой связный рассказ используя все слова с карточки. Задание будет оценено по 3-бальной системе. Возможно , для некоторых команд это задание будет решающим в борьбе за призовые места. Всем удачи!

Изба , горница , бобыль , полати , опорки , мошна ,тюря.

Торг , коробейник , кушак , грош , мошна , скорняк , опорки.

Изба , ставни , наличники , сени , клеть , горница , рушник.

Стезя , буерак , длань , батог , бобыль , пожитки , пустынь.

Грош , монисто , кокошник, короб , выя , лепота , девица.

Коробейник , тать , свара , доха , изба , чело , батог.

Слобода . скорняк , опорки , лепота , ярило ,вирши , короб.

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/241468-intellektualno-poznavatelnaja-igra-puteshestv

Также вас может заинтересовать

  • Занятиев игровой форме Зоологические пазлы
  • Открытое занятие по Основам православной культуры «Чудодейственная сила иконы Казанской Божией Матери»
  • Конспект занятия по физической культуре в 5 классе по теме: «Спортивная олимпиада»
  • Праздник На Юбилее бабы Яги
  • Осенний праздник для детей младшего возраста

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о русском фольклоре; пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа .

Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей  и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом ,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы  себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

На посиделки приходили  после трудового  дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребенок: Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущая: В старину люди не расставались  с песней – и в горе, и в радости;

в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ

1.  Чепуха, чепуха,                     2.  Между небом и землей
Это просто враки!                          Поросенок рылся
Куры съели петуха, —                         И нечаянно хвостом
Говорят собаки.                         К небу прицепился.

3.  Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега,
Новая рубашечка,                       Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.                       Надевает сапоги.

5. Утром рано на заре,

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает — то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.

ИГРА

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются

Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака Вам понравились загадки.

Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая:
 Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

состязание первыми начинают сами участники.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.

ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ» 

Ведущая: Девушек на Руси называли, красны девицы, а парней — добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев.

ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.  

ЗАГАДКИ                                    

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло). 

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем.   (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим.

  И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фольклорной театрализованной программы
  • Сценарий фольклорной программы на покров
  • Сценарий фольклорного концерта песнь русской души
  • Сценарий фольклорного концерта ко дню россии
  • Сценарий фольклорного конкурса фестиваля