Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петровская начальная школа –
детский сад Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
«Задушевные посиделки»
Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери»
2017 год
Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери».
Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к матери, русской национальной культуре, быту.
Задачи:
— повышать уровень развития детей
— формировать интерес к русской культуре и быту
— закрепить знания о русских фольклорных традициях
— развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание
— активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки,
рукоделие, колыбелька
— воспитывать нравственные и духовные качества детей
— прививать любовь к традициям русского народа
— воспитывать любовь и уважение к матери
— развивать способности детей игры на детских музыкальных шумовых
инструментах
— формировать музыкальную культуру на основе народной музыки
— продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных
играх
Зал: музыкальный зал оформлен в стиле «Русской избы»
Ход развлечения (Звучит русская народная мелодия.)
Ведущая 1: На завалинках, в светёлке, иль на брёвнышках каких, собирали посиделки пожилых и молодых.
Ведущая 2: Говорили, песни пели и водили хоровод. Словом, эти посиделки были праздником души!
Ведущая 1: Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить! (подходит и стучится)
— Эй, хозяева, а не в этой избе на посиделки собираются?
Хозяйка : Да в этой избе!
Ведущая 2: Эй, выходите, встречайте гостей!
Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Хозяин : Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице!
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный!
По обычаю по-старинному посиделками называется!
(Гости стучатся в дверь. Под песню «Горница — Узорница» (Исполнитель: детский ансамбль «Колокольчик») дети заходят в зал.)
Мальчик: Дома ли хозяин, хозяюшка?
Девочка: Можно ли войти?
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Гость:
Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
(2 входят мальчик и девочка)
Хозяйка: У нас для каждого есть местечко и доброе словечко.
Гость : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
(3 входят мальчик и девочка)
Хозяин: Проходите, гости дорогие, пожалуйте! Занимайте места, где кому нравится.
(4 входят дети)
Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость,
Проходите поскорей, да не стойте у дверей!
Гость : Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать. (5 входят дети)
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим!
(6 входят дети)
Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем.
1 ребенок
Что такое посиделки?
Это вовсе не безделки:
Это творчество и труд,
Это дружба и уют,
Это песня, это смех,
Это радость для нас всех!
2 ребенок
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час —
Встречу теплую желанную
Мы готовили для вас!
3 ребенок
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш сад
4 ребенок
И места гостям приметные-
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Песня «К нам гости пришли» (сл. М. Ивенсен, муз. Ан. Александрова)
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
С морковью пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
Наш детский сад
Дружбой славится,
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.
Ведущая 1: Сегодняшние посиделки мы посвящаем вам, дорогие мамы. Самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым.
Ведущая 2: Посиделки начинаем,
Мамы, вас мы поздравляем! Гости)
Поздравляем! Поздравляем!
Счастья, радости желаем.
На свете добрых слов живёт немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово (все вместе) Ма-ма,
И нет на свете слов дороже, чем оно!
От чистого сердца, простыми словами
Сегодня, друзья, мы расскажем о маме.
Дети:
Мама — это небо!
Мама — это свет!
Мама — это счастье!
Мамы лучше нет!
Мама — это сказка!
Мама — это смех!
Мама — это ласка!
Мамы любят всех!
Мама улыбнется,
Мама погрустит,
Мама пожалеет,
Мама и простит.
Мама — осень золотая,
Мама — самая родная,
Мама — это доброта,
Мама выручит всегда!
Мама, нет тебя дороже,
Мама все на свете может,
Мам сегодня поздравляем,
Мамам счастья мы желаем.
— Мы мамам любовь свою отдаем,
Для них мы сегодня песню споем.
Песня «ДЕРЕВЦА НЕ ШУМЯТ»
- Деревца не шумят, тихо во дворе,
Вот иду в садик я с мамой на заре.
ПРИПЕВ:
Маму я люблю милую мою
И про это песенку для неё спою. – 2 раза
- Мы ведём разговор обо всём подряд,
Про полёт на луну, про зелёный сад.
ПРИПЕВ: тот же.-2 раза
- Знает вся детвора, знает целый свет,
Никого для ребят лучше мамы нет!
ПРИПЕВ: тот же – 2 раза
Ведущая: О маме сложено много пословиц и поговорок. Давайте с вами вспомним некоторые из них (дети встают в «ручеёк», по очереди проходят и говорят по пословице, пары уходят на свои места)
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МАМУ
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Мать кормит детей, как земля — людей.
- Материнская ласка конца не знает.
- У матери на всё слёз хватит.
- Материнская молитва со дна моря вынимает.
- Куда матушка, туда и дитятко.
- Ребенок без матери — что стол без скатерти.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Нет такого дружка, как родимая матушка.
- У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.
× Матери все дети равны — одинаково сердцу больны
× Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
× Матушка родимая – свеча неугасимая.
× Родных много, а матушка роднее всех.
Хозяин: Сядем рядком, поговорим ладком. Сядем теснее, будет веселее.
Хозяюшка: Ну, гости дорогие, с чем пожаловали?
Дети: — У нас много всего песни, сказки, игры да пляски.
— Собрались мы позабавиться,
Да потешиться! Пошутить!
Поиграть! Посмеяться!
Хозяин: Эй! Вставай, народ!
Заводи хоровод!
Заводи поскорей,
Чтобы стало веселей!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Хозяйка: Хорошо сидим, песни поём,
Хороводы ведём,
А сейчас ещё раз
Позабавим мы вас.
Мальчики.
Красны девицы, вставайте,
Да частушки запевайте.
Девочки.
Добры молодцы, не отставайте
С нами тоже подпевайте.
Частушки
Девочка (и): Ой, частушка – топотушка,
Выходи со мной плясать!
Я девчушка – хохотушка
Вышла праздник открывать!
Мальчик (и): Эй, девчонки, хохотушки,
Затевайте-ка частушки!
Запевайте по быстрей,
Чтобы было веселей
Мамин праздник — вот причина,
Почему мы здесь поем?
Разрешите нам, всем дружно,
Вас поздравить с этим днем!
Чтобы маму на работу,
Злой будильник не будил.
Я ему сегодня на ночь,
Три детальки отвинтил!
Помогал я дома маме,
От души старался.
Чашки, ложки перемыл,
Чайник поломался!
Ой, спасибо, тебе мама
Что такую родила.
Озорную, боевую,
Лизаветой назвала.
С мамой я хожу за руку,
Крепко я ее держу.
Чтоб она не потерялась,
Я ее не отпущу.
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
Хозяин: А ну, ребята, инструменты все берите,
Плясовую заводите!
Дети играют на русских народных инструментах песню «Ах вы, сени»
Хозяйка: Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра!
ХОРОВОДНАЯ ИГРА С ЛЕНТОЙ
Девочка: Туфли новые! Крашеные пятки!
Как же с вами не сплясать, милые ребятки?
Мальчик: Мы согласны, сейчас придём, только стульчики возьмём!
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ СО СТУЛЬЯМИ
Хозяйка: Нарезвились, детвора? Успокоиться пора!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень,
Шея не ворочается (стоят, не двигаясь, руки прижаты к телу)
А посмеяться хочется! (смеются)
Хозяйка обращается к мальчику: Всем весело, а вот Василию что-то не до веселья,
что случилось?
СЦЕНКА «Ой, Василию горе!»
Выходит Василий.
Василий: Люди женятся, гляжу. Не женат лишь я хожу!
Хозяюшка: Сидя на печи, никогда не найдёшь ни хорошей невесты, ни приветливой тёщи!
Василий: Пойду искать!
Хозяйка: И мы будем искать тоже, мы Василию поможем!
Все поют: Ой, Василию горе, Василию большое!
У Василя нет невесты, приветливой тёщи (Василий обходит круг, останавливается возле первой соседки) (Рушана)
Василий: Здорова ль, соседка?
1 соседка: Здорова, здорова!
Василий: Слышь? Будь мне тёщей, а дочка твоя мне невестой.
1 соседка (разочарованно) : Тёщей? Да какая я тебе тёща? Ты ж на меня глянь! (поворачивается) Я сама ещё как невеста! Иди с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается возле соседа.
Василий: Здорово, сосед! (Егор)
Сосед: Здорово! Здорово!
Василий: Слышь? Будь мне тестем, а дочка твоя мне невестой!
Сосед: Э-э-э! (чешет в затылке). Самого бы кто женил! Сколько дворов обошёл, никто не берёт! Иди с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается возле второй соседки.
(Таня, Виолетта)
Василий: Здорово, соседка!
2 соседка: Здорово! Здорово!
Василий: Слышь? Будь мне тёщей, а дочка твоя мне невестой!
2 соседка: Да моя Наташка тебе не пара!
Василий: А кто ж мне пара!
2 соседка: А вон в огороде свинья полосатая. Вот с такими поросятами! Иди
с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается лицом к зрителям.
Василий: Лю-ди-и! Кому зять-то нужен?
3 соседка: (подходит к Василию) (Виолетта)
Нам нужен! Буду я тебе приветливой тёщей, а дочка моя Настенька тебе невестой!
Все поют: Ой, Василию радость, Василю большая, У Василя есть невеста и приветливая тёща!
Василий вместе с тёщей и невестой прохаживаются по кругу.
Хозяин: Небылицы в лицах сидят в теремах, светлицах,
Щёлкают орешки, да творят насмешки!
Небылицы
1.Под музыку выходят девочка и мальчик.
Девочка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожёг.
Девочка: Можно зашить?
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Один ворот остался.
2.Под музыку садятся на места, выходят другие мальчик и девочка.
Девочка: Фома, что из леса не идёшь?
Мальчик: Да медведя поймал!
Девочка: Так веди сюда!
Мальчик: Да он не идёт!
Девочка: Так сам иди!
Мальчик: Да он меня не пускает!
3.Под музыку садятся на места, выходят другие мальчик и девочка.
Девочка: Сынок сходи за водицей на речку!
Мальчик: Живот болит.
Девочка: Сынок, иди кашу есть!
Мальчик: Что же, раз мать велит – надо идти!
Хозяюшка: Расскажу я вам сказку старинную, да не шибко короткую, да не шибко длинную. (Лиза, Рушана, Веня)
А такую как раз, как от меня до вас! Давненько это было.
Жили-были Дед да Баба. Да была у них Курочка-Ряба.
И снесла курочка яичко не простое, а золотое.
(Дед спит на лавке). Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед переворачивается на другой бок.
Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да посмотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструха под кустом яйцо снесла.
Дед (встаёт, свешивает ноги):
Ну, снесла, какое дело! Что ты, бабка, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое, а, гляди-ка, золотое!
Дед (вскакивает): Золотое, в самом деле, мы с тобой разбогатели.
Баба: Я в сундук запру его… (идёт)
Раздаётся стук в дверь (прячет яйцо за спину)
Нету дома никого!
Ить, соседей, как назло, ненароком принесло!
Дед: Ты пойди, запри засов, да спустить бы надо псов.
Баба: В среду в город я поеду, там базар бывает в среду.
Богатеев много там. Им яичко я продам.
Вот обновок накуплю я – разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочек голубую, до краёв набью сундук!
Дед: Что ты мелешь небылицы? Ишь, сыскалась молодица!
Я построю вместо хаты трёхэтажные палаты.
Баба: Наказанье с глупым мужем! Мы живём других не хуже.
Ни к чему нам этажи,
Засмеют тебя соседки за такие вот проделки!
Дед: Пусть смеются, мне не жаль!
Баба: Да уймись ты, не кричи! Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось!
Дед: Да чего мы затужили – от чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили, и работать, как всегда.
Баба: Что нам прятаться теперь.
Дед: Открывай, старуха, дверь!
Баба: Эй, соседка!
Дед: Эй, сосед!
Оба: Забывать друзей не след!
Баба: Заходите на часок! У меня хорош квасок, и варенья, и соленья.
Оба: Заходите без стесненья!
Хозяйка: Праздник наш к концу подходит, расставаться нам пора.
Ведущая: Спасибо, хозяюшка, за весёлые посиделки, за уют и тепло.
Ведущая: А сейчас, давайте, ребята, подарим подарки нашим мамам (гостям) сделанные своими руками!
Хозяин: Снизу пар, сверху пар, опять пыхтит наш самовар
коль пришёл для мамы праздник,
среди угощений разных
непременно за столом вас побалуют чайком!
дети: Чай с вареньем,
Чай с печеньем
Чай с хорошим настроеньем
Чай с малиновым листом
Соберёт всех за столом!!
Ведущие: — А ну-ка, гости дорогие,
В группу проходите,
— Будем веселье продолжать
Будем вас, дорогие мамы (гости), чаем подчевать!
Хозяин: Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты!
Звучит русская народная песня «Будьте здоровы, живите богато»
Вот и закончились наши душевные посиделки. Мы хотим еще раз поздравить вас с добрым светлым праздником — Днем Матери. Пусть в ваших семьях царит покой, благополучие, взаимопонимание. И пусть ваши дети приносят вам радость, счастье и любовь.
автор:
Семизарова Евгения Олеговна
Воспитатель МБДОУ №41
Ахмедзянова Нина Павловна
Воспитатель МБДОУ №41
Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери» для старшей группы.
Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери» для старшей группы.
Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к матери, русской национальной культуре, быту.
Задачи: повышать уровень развития детей; формировать интерес к русской культуре и быту. Закрепить знания о русских фольклорных традициях. развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание. Активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки, рукоделие. Воспитывать нравственные и духовные качества детей. Прививать любовь к традициям русского народа. Воспитывать любовь и уважение к матери. Формировать музыкальную культуру на основе народной музыки. Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных играх.
Зал ( декораций русской избы: стол, самовар, чашки, блюдца, баранки на шпагате, лавка, печка и т.д.)
Хозяйка(1) Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые,
заходите, заходите!
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать!
А сказка моя такая. Про маму. Самое дорогое на свете для нас слово- мама! «Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем». Эти точные строчки лишний раз доказывают, что жизнь каждого из нас начинается на руках матери. Для вас, наши дорогие мамы, мы и подготовили праздничные посиделки.
Дети входят в зал под «Ах, мамочка…» Песня А.Г. Флярковского на сл. Л.П. Дербенёва (минус)
1 ребенок
Что такое посиделки?
Это вовсе не безделки:
Это творчество и труд,
Это дружба и уют,
Это песня, это смех,
Это радость для нас всех!
2 ребенок
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас!
3 ребенок
И места гостям приметные-
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Дети поют песню «К нам гости пришли» слова. М. Ивенсен, музыка. Ан. Александрова
Хозяйка(2): Собрались мы позабавиться, Да потешиться! Пошутить! Поиграть! Посмеяться!
Хозяйка(1): Народ в старину был всё больше не грамотный, да всё подмечал, да меткие изречения сочинял. До сих пор пословицы и поговорки из уст в уста передаются, да в книгах издаются.
Пословицы о маме:
Кто матери не послушает, в беду попадёт.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Возле матери и без хлеба не умрёшь.
Материнская молитва со дна моря достанет.
Стихи для мам:
1ребенок
Мамочка любимая родная,
Солнышко, ромашка, василек,
Что нам пожелать тебе – не знаем
В этот замечательный денек!
2ребенок
Ничего милее нет
Маминой улыбки –
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий!
Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка –
Радость сердцу принесет
Мамина улыбка!
3ребенок
Мы мамам любовь свою отдаем,
Для них мы сегодня песню споем.
Дети поют песню « Праздник мамы в ноябре» слова И.Чернецкая, музыка Т.Бокач.
Хозяйка(2):А сейчас уважаемые зрители предлагаем сыграть с детками в русскую народную игру.
Горелки.
Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в конце зала рисуется линия.
Участники напевают следующую песню:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».
Хозяйка(1): Какая веселая игра, поблагодарим ребята наших родителей за участие, спасибо!
Хозяйка(2):В старину народ не только пел, но и плясал. Встречаем наших девочек, красавиц.
(Девочки с платками исполняют русский народный хороводный танец под музыку Ансамбль «Новогородская Мозайка» Полька.)
Хозяйка(1): Такой заводной танец девочки исполнили, аж самой хочется пуститься в пляс и всех пригласить. (приглашаем родителей сыграть в игру)
«Плетень»
Дети с родителями, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона шеренга возвращается на прежнее место. С началом веселой плясовой все выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети и родители быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Хозяйка(2):
Все мамы – замечательные хозяйки.
Любят чистоту, уют.
Там помоют, тут протрут.
И гостей к себе зовут.
Вот и к нам гости пожаловали.
(Выходят 3 мальчика с балалайками, 3 девочки исполняют частушки)
Частушки.
Ребенок 1: Эй девчонки, хохотушки,
Затевайте-ка частушки!
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей
Ребенок 2: Начинаю петь частушку,
Первую, начальную.
Я хочу развеселить,
Публику печальную!
Ребенок 3: Чтобы маму на работу,
Злой будильник не будил.
Я ему сегодня на ночь,
Три детальки отвинтил!
Ребенок 4: Помогал я дома маме,
От души старался.
Чашки, ложки перемыл,
Чайник поломался!
Ребенок 5: Ой, спасибо, тебе мама
Что такую родила.
Озорную, боевую,
И Миленой назвала.
Ребенок 6: С мамой я хожу за руку,
Крепко я ее держу.
Чтоб она не потерялась,
Я ее не отпущу.
Все вместе: Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
Хозяйка(1): Этот праздник необходим, чтобы показать значимость, истинное предназначение женщины. Они хранят уют и тепло в доме, заботятся о своем чаде, нося его под сердцем, поддерживают, оберегают на протяжении всей жизни. И сегодня мы поздравляем всех мам с Днем Матери. Желаем им счастья, здоровья, успехов в воспитании детей!
Дети приглашают мам на танец.(Выполняют движение под слова песни)
( Танец с мамой Ю. Селиверстова, текст И. Холодная, муз. Вишенка)
Автор: Рыбченко Екатерина Александровна
Предмет: Музыкальный фольклор
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери»
Краткое описание работы: Зал украшен в стиле русской избы. Дети одеты в русские народные костюмы. В избе их встречает хозяйка. они играют, танцуют, поют. Позже изготавливают вместе с мамами куклу-оберег.
Старшая группа.
Задачи: — Формировать интерес к русской культуре,
— закрепить знания о русских фольклорных традициях.
— развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.
— активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки, рукоделие, колыбелька.
— воспитывать нравственные и духовные качества детей.
— прививать любовь к традициям русского народа.
— воспитывать любовь и уважение к матери.
— формировать музыкальную культуру на основе народной музыки.
— продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных
играх
Зал: декораций русской избы, стол, самовар, колыбелька, лавки, печка.
ХОД
Зал украшен в стиле русской избы. На лавке сидит Хозяйка возле неё несколько детей (2 мальчика и 2 девочки), она вяжет дети вокруг неё сидят. Звучит фонограмма первого куплета песни «В горнице моей светло».
Хозяйка: Тихая белая горница, тихой лампады лучи!
Мать, как святая затворница спицами тихо стучит.
То по себя вдруг помолится, то снова возьмется вязать.
Родная моя Богомолица, женщина русская — Мать!
Встаёт, кладёт вязание в корзину и встаёт с детьми в середину зала.
Хозяйка: Здравствуйте, наши гости уважаемые, Матушки почитаемые.
Рады видеть вас в нашей горнице!
Собрались мы с вами сегодня на праздник. Этот праздник отмечает каждый человек, который любит и уважает свою матушку. Потому как знает, что именно матушка хранит уют и тепло в доме, заботится о своих детях, нося их под сердцем, поддерживают и оберегают на протяжении всей жизни. И сегодня мы поздравляем всех мам с Днем Матери! Желаем им, здоровья, успехов и счастья! Для вас, наши дорогие мамы, мы и подготовили праздничные посиделки.
1 Ребёнок: Сегодня у нас посиделки, да не простые, а с мамочками дорогими.
2 ребенок: Что такое посиделки? Это вовсе не безделки:
Это творчество и труд, это дружба и уют,
3 ребенок: Это песня, это смех, это радость для нас всех!
4 ребенок: Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час —
Встречу теплую такую мы готовили для вас!
В зал входят остальные дети с песней «К нам гости пришли», встают полукругом.
ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»
Хозяйка: Народ в старину все больше был не грамотный, да все подмечал, да меткие изречения сочинял. До сих пор пословицы и поговорки из уст в уста передаются, да в книгах издаются. В старину дети маму свою звали- величали «матушка». В народе говорят: «Нет такого дружка, как родная матушка». А вы, ребята, знаете пословицы, поговорки про маму?
Дети:
При солнышке – тепло, а при матушке – добро.
Родных много, а матушка роднее всех.
Матушка родимая- свеча неугасимая.
Кто матушку почитает, тот вовек не погибает.
Мать кормит детей, как земля людей.
Материнская ласка конца не знает.
Хозяйка: А, что же такое мама в сознании наших детей? Сейчас мы это и узнаем.
Ребенок 1: Что такое мама? Это яркий свет,
Это много знаний, ужин и обед!
Ребенок 2: Что такое мама? Веселье, радость, смех!
Мама как сердечко, ведь сердце есть у всех!
Ребенок 3: Что такое мама? Это как стена,
Защитит от драмы папу и меня!
Ребенок 4: Что такое мама? Это гордость, честь!
Но это не реклама, это то, что есть!
Ребенок 5: Что такое мама? Это все на свете!
Мам мы поздравляем, с любовью, ваши дети!
Ребёнок 6: «День матери» — праздник особый, отметим его в ноябре:
Зимы ожидает природа, и слякоть ещё на дворе.
Но мы дорогим нашим мамам подарим веселье сердец!
Тепла и улыбок желаем, огромный вам детский Привет!
Ребенок 7: Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.
Наверно, за то, что живу, и мечтаю,
И радуюсь солнцу и светлому дню,
За это, родная, тебя я люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг!
Люблю тебя, мама,
Ты — лучший мой друг!
ПЕСНЯ «САМАЯ ХОРОШАЯ» (дети садятся на стулья)
Хозяйка: Сейчас, ребята, мы проверим помнят ли ваши мамы сказки. Отвечать можно хором.
Вопросы: 1. Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (мышка)
2. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)
3. Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)
4. Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (скатерть — самобранка)
5. Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем, и светло вокруг, как днем. (Жар-птица)
6. Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таиться.
Что же это за предмет? Дай дружок скорей ответ. (Игла)
7. Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (ступа)
8. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федора)
9. И зайчонок, и волчица – Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
10. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Хозяйка: Молодцы мамы! Сразу видно, что много сказок знаете, читаете своим малышам.
А, вы с мамами часто обнимаетесь? Давайте мы сейчас пообнимаемся! Дети, вставайте в круг, а теперь мамы тоже вставайте в круг.
Игра «Игралочка — обнималочка» (Дети и мамы образуют два круга: мамы – большой круг, а дети внутри – маленький. Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают.)
Хозяйка: Эй девчонки, хохотушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте побыстрей, чтобы было веселей.
Девочки: 1. Начинаю петь частушку, первую, начальную.
Я хочу развеселить, публику печальную!
2. После вкусного обеда маме сразу помогу.
А подняться вот с дивана почему-то не могу.
3. Чтобы в садик не проспать нужно постараться,
Маму надо попросить в 5 часов подняться!
4. Ой, спасибо, тебе мама, что такую родила.
Озорную, боевую, и ……………назвала.
5. С мамой я хожу за руку, крепко я ее держу.
Чтоб она не потерялась, я ее не отпущу.
6. Маму милую люблю ей конфетку подарю.
Принесу её домой — Мама поделись со мной?
7. Чтобы мама не грустила ночью я не буду спать!
Буду прыгать на кровати и частушки распевать.
Вместе: Мы частушки вам пропели,
Как мы сильно любим Вас!
И теперь мы Вас попросим,
Чтоб похлопали сейчас.
Хозяйка: Вот такие у нас порой, бывают помощники! Очень весёлые! И так повеселиться захотелось! А давайте потанцуем, да все вместе! Ребятки, приглашайте мамочек!
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Хозяйка: Выходите добрый молодец (имя ребёнка) и красна девица (имя ребёнка)!
Мальчик: Ой, девчата дорогие, разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье, чтобы с вами поплясать!
Девочка: Туфли новые у нас, крашеные пятки.
Как же с вами не сплясать, милые ребятки!
ТАНЕЦ «ПРИГЛАШЕНИЕ»
Выходят мальчики с ложками:
1 мальчик: Из деревни Ложкарево
К вам на праздник мы пришли.
Бежали по дорожке
Собирали ложки.
2 мальчик: Ложки не простые,
Ложки хохломские.
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские.
ПЕСНЯ «ЛОЖКИ ДЕРЕВЕНСКИЕ» (мальчики)
Хозяйка: А знаете ли вы, дорогие наши мамочки, и вы милые ребята, что раньше в колыбельку, к маленьким деткам, куколку – оберег клали! И называлась она – «Бессонница». Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу-оберег и клала её в колыбель, приговаривая:
«Сонница — бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».
Куклы Бессонницу создавали из квадратных кусков ткани, набивая ее успокаивающей травой. Я предлагаю мамам и детям вместе сделать такую куклу (воспитатель показывает мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Кувадка среднерусская»).
Под спокойную русскую народную музыку делают куклу-оберег.
Хозяйка: Ребятишки, скажите пожалуйста, а ваши мамы поют вам колыбельную? Давайте сейчас мы попросим наших мам спеть вам колыбельную. (каждая мама берёт своего ребёнка на руки и поёт колыбельную песню под караоке на экране 1 куплет)
ПЕСНЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ»
Ведущий: Как красиво поют ваши мамы! А, теперь всем загадка, отгадаете загадку, увидите отгадку.
Это что за паренек, в золотой рубашке
Разливает кипяток, в голубые чашки:
Разливает кипяток, приглашает на чаёк. (самовар)
ТАНЕЦ: «ПЫХ-ПЫХ-САМОВАР»
Ведущий: Вот так танец, загляденье, а теперь всем угощенье,
Мы своих гостей встречаем, вкусным чаем угощаем.
К чаю есть пирог у нас, угостить хотим мы вас.
Выносят пирог.
Ведущий: Пусть праздник подошел к концу, веселье не кончается.
Я верю, что еще не раз. Мы с вами повстречаемся!
Фольклорный праздник, посвященный Дню Матери в средней группе
«Посиделки с мамами»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности. Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
(Звучит рнм, гости входят в зал и усаживаются за столы)
1 Хозяйка:
Добрый вечер, гости, дорогие! Добро пожаловать на наши посиделки!
(Выходят дети в русских костюмах исполняют
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»
2 Хозяйка:
В последние дни осени в России отмечают замечательный, теплый и сердечный праздник — День Матери. Этот праздник необходим, чтобы показать значимость, истинное предназначение женщины.
1 Хозяйка:
Они хранят уют и тепло в доме, заботятся о своем чаде, нося его под сердцем, поддерживают, оберегают на протяжении всей жизни.
2 Хозяйка:
Мамы и бабушки получают цветы, подарки, поздравления от всех близких и родных. Во многих семьях стало доброй традицией готовить праздничный стол, устраивать вечерние посиделки.
1 Хозяйка:
И мы собрались на наши посиделки попеть да поплясать, поиграть да позабавиться, как это бывало раньше на Руси.
2 Хозяйка:
Народ в старину все больше был не грамотный, да все подмечал, да меткие изречения сочинял. До сих пор пословицы и поговорки из уст в уста передаются, да в книгах издаются.
А вы знаете пословицы и поговорки? Раньше на гулянье молодежь любила в игру «Ручеек» играть, но мы ее немного изменим.
(Проводится игра «РУЧЕЕК»: дети встают парами, берутся за руки, поднимая их, образуя «воротики». Под спокойную русскую народную мелодию пары поочередно проходят под «воротиками», начиная с последней пары. Пройдя под ними, каждая пара говорит пословицу или поговорку и дети расходятся в разные стороны, встают полукругом):
— При солнышке тепло, а при матушке добро.
— Маменька родимая – свеча неугасимая.
— Птица радуется весне, а младенец матери.
— Мать кормит детей, как земля людей.
— Нет такого дружка, как родная матушка.
— Всякой матери свое дитя мило.
— Куда мать, туда и дитя.
— Материнская молитва со дна моря достанет.
— Материнская ласка конца не знает.
— Родных много, а матушка роднее всех.
-У ребенка заболит пальчик, а у матушки сердце.
— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
1 Хозяйка:
Мы мамам любовь свою отдаём
Для них мы сегодня песню споём.
2 Хозяйка:
В старину их воспевали,
Матушками величали.
Дети исполняют песню «Милая добрая мама»
- Хозяйка.
Мама жизнь свою посвящает своим детям
Мама главный учитель и образец для своих детей,
вот послушайте песню
Родители (или Хозяйки) поют песню «Было у матушки 12 дочерей»
Мальчик: (выходит вперед, обращаясь к девочкам):
Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье
Вместе с вами поплясать!
Все девочки:
Туфли новые у нас,
Крашеные пятки.
Как же с вами не сплясать,
Милые ребятки!
Танец «РУССКАЯ КАДРИЛЬ»
1 Хозяйка:
На посиделках не только веселились, пели да плясали, но и рукоделием занимались. Кто прядет, кто вышивает, кто рукавички и носочки вяжет. И мы с вами на наших посиделках тоже займемся рукоделием.
2 Хозяйка:
А знаете ли вы, дорогие наши гости, что раньше в колыбельку к маленьким деткам куколку – оберег клали! И называлась она «Бессонница». Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
«Сонница — бессонница,
Не играй с моим дитятком,
А играй с этой куколкой».
И Бессонница охотно соглашалась. Пока Сонница – Бессонница забавлялась с куклой, малыш спокойно и крепко спал.
Куклу создавали из небольших кусков ткани. Я предлагаю вам с вашими детками сделать такую куклу!
«Мастер – класс»
(Дети с мамами изготавливают куклу-оберег)
- Прямоугольный лоскут ткани (10х15)с двух длинных сторон сворачиваем к середине. Получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, отступив примерно 2 см от места сгиба несколькими плотными витками нитью, выделяя голову (нить не обрезаем, с её помощью делаем крест на груди и пояс)
- Чтобы сделать руки, таким же образом сворачиваем другой яркий лоскут из квадратного кусочка ткани размером поменьше (6х6 см, перевязываем края, отступив по 1 см от края – получаются ладошки.
- Вставляем 2 скрутку — руки между передним и задним лоскутами тела куклы до упора в завязанную нить, плотно прижав к узлу. Вторую скрутку закрепляем этой же нитью, делаем крест на груди и несколькими плотными витками под второй скруткой перевязываем на поясе. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляем в пышное платье. К голове куклы можно привязать нити, чтобы за них куклу можно было подвесить к кроватке. Вот куколка и готова!
1 Хозяйка:
Мамы деток очень любят и споют и приголубят.
Прибауток много знают, деток пестуют, качают.
Ну как же не назвать маму ласково – маменькой! Это самый родной, близкий и ласковый человек. Покажем, как пестуют своих детушек маменьки.
(Девочки берут кукол на руки и поочерёдно произносят потешки):
- Кто у нас плачет — не получит калачик.
- Кто у нас ревёт – не получит сухарёк.
- Не плачь, не плачь, несёт котик калач.
Недалеко на мостике несёт его на хвостике.
- Тихо, доченька, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать,
Куплю худой лапоть.
- Ой ты, сынок, медовый сахарок,
Румяный пирожок, берёзовый душок.
- Байки-побайки, прискакали зайки,
Стали люльку качать, сладку дрёму навевать,
Стали в дудки играть, стала Катя засыпать.
- Спи, сыночек, почивай, свои глазки закрывай.
Стану петь я, распевать, колыбель твою качать.
2 Хозяйка: Детки, покажем мамам, как мы умеем колыбельную петь!
(Дети исполняют «Колыбельную» ):
1 Хозяйка:
Посиделки продолжаются,
Игры начинаются!
Собирайтесь мамы, детвора,
Ждет вас русская игра!
Поиграем в «Стульчики»!
(Проводится русская народная игра «СТУЛЬЧИКИ»:
Играющие стоят в кругу. В середине ставятся два стульчика, спинками друг к другу. По считалке выбирается мальчик и девочка, они садятся на стульчики. Все ведут хоровод и поют:
Я сижу на стульчике,
Я сижу на крашеном.
Кто меня здесь любит,
Тот и поцелует!
Раз, два, три! Смотри!
Сидящие на стульях должны повернуться в одну сторону. Если они повернулись в одну сторону, то целуются, а если в разные -то расходятся. Игра продолжается с новыми участниками. Затем приглашают мам играть со своими детьми)
2 Хозяйка:
А сейчас, мамы, детвора,
Заплетать «Плетень» пора!
(Игра «ПЛЕТЕНЬ»рнм: дети и мамы берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Поочередно шеренги подходят к противоположной шеренге, кланяются и отходят назад. Так выполняют движения все четыре шеренги. На веселую часть музыки все расходятся по залу, ищут себе пару и танцуют. Игра повторяется. Задача- быстро встать в свою шеренгу и заплести «плетень»)
1 Хозяйка:
Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
2 Хозяйка: (выносит самовар):
Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сем.
(Приглашает мам за столы. 4 мальчика остаются в центре, говорят):
- Коль чаем угощают, значит, уважают.
- Мы за чаем не скучаем, по семь чашек выпиваем.
- Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара.
С бубликами вкусными,
Пирогами русскими.
- На Руси один зарок: кроме всякой пищи,
Утром – чай, в обед – чаёк, вечером – чаище.
(Девочки, исполняют рнп «А Я ЧАЙНИЧАЛА»):
- А я чайничала, самоварничала,
Всю посуду перебила, накухарничала.
- Не ругай меня, маманя, что сметану пролила,
Мимо окошка шёл Алёшка, я без памяти была.
- Меня сватать приезжали на серой кобыле,
Всё приданое забрали, а меня забыли.
- Меня сватать приезжали с позолоченной дугой,
Пока пудрилась, румянилась уехали к другой.
- На стене висит пальто, меня не сватает никто,
Выйду в поле закричу: «Караул замуж хочу»
1 Хозяйка:
С чая лиха не бывает! –
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд!
Угощайтесь на здоровье!
(Чаепитие)
2 Хозяйка:
Дорогие мамы! Пусть дети дарят вам доброту, внимание, любовь! Радуют вас успехами!
1 Хозяйка:
Пусть каждый ваш день будет наполнен мужской заботой и поддержкой, теплом семейного очага. Здоровья вам, счастья, любви и понимания!
2 Хозяйка:
А вы, детки, не огорчайте, берегите своих мам!
Ведь мама на свете одна и ею надо дорожить.
С лаской, с маминой заботой легче нам на свете жить!
Звучит русская народная песня «Пела мама мне песню русскую» на экране клип. По окончанию общее фото на память.
КОНЕЦ
Фольклорный праздник, посвященный
Дню матери
Любовь к своему Отечеству складывается из многих составляющих: любви к родителям, семье, дому, городу, в котором ты родился и вырос. Быть патриотом своей Родины значит не только любить, но и знать и уважать ее историю, обычаи, традиции, сохранять и преумножать их.
Фольклорный праздник является завершающим этапом реализации школьного проекта «Традиции и обычаи родного края». К празднику помимо концертных номеров дети выполняли проектные задания:
1-5 классы — «Энциклопедия народных игр в картинках».
Детям предлагалось познакомиться с народными играми и составить «Энциклопедию» (справочник игр), проиллюстрировав описание каждой игры собственными фотографиями.
6-7 классы — «Готовим по рецептам наших бабушек»;
Дети искали старинные рецепты, пробовали приготовить по ним блюда и оформляли рецепты для «Книги рецептов», иллюстрируя собственными фотографиями.
8-11 классы – «Обычаи и обряды родного края».
Ученики снимали видеоролики, рассказывающие о традициях одного праздника или о старинном обряде.
Итоги конкурса проектов были подведены в середине ноября, а лучшие проекты представлены на фольклорном празднике, посвященном Дню матери.
Цель мероприятия: воспитание любви и уважения к маме, Родине, ее обычаям и традициям.
Оформление. Зал оформлен в фольклорном стиле.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, чай, чашки, блюдца, лотки с угощением.
Ведущие: парень, девушка Татьяна, ее матушка.
Музыка «Наигрыш» ( фоном)
Парень:
Это что за тарарам?!
Прибаутки, шутки, гам.
Тут и там народ гудит —
Точно ярмарка шумит!
Девушка:
Разве ж ты не знаешь, Влад,
Мамы в гости к нам спешат!
Мамин праздник отмечаем,
Мам сегодня привечаем!
Мамочки, родные наши,
На всем свете нет вас краше
И роднее, и добрей
Любим вас мы все сильней!
Парень:
Да? Ну, раз такое дело,
Не сидеть же мне без дела.
К вам с любовью и почтеньем
Начинаем представленье!
«Веселый наигрыш»( фоном)
Выходит мать, уводит Танюшу.
Захотелось мне жениться,
Страсть, как нравится девица.
Но загвоздка есть одна…
Маманя у нее строга!
Ни на шаг не отпускает,
Глаз не сводит,
И меня, ну никак не привечает
Как бы не старался я.
В Ольховке случай был похожий
Парнишка из 6А
От любви страдал там тоже
Вот взгляните-ка, друзья!
Номер «Во деревне–то было в Ольховке» , 6А
Выходят парень и девушка
Пар: «Слезами горю не поможешь» —
Так в народе говорят,
Выходит, врут?…Но мне не гоже
Слезы лить. Я буду рад
Строгой матушке твоей
По-другому угодить.
Не пойти ли мне на рынок
Да корову ей купить.
Калинин – Русский плясовой наигрыш
Номер «Как старик корову продавал» , 5А
Парень:
Да с коровою не вышло!
Девушка : Плохо постарался ты.
Может я тебе не люба,
Дак к другой тогда пойди…
В деревне нашей девок много…
Скатертью тебе дорога.
Даже спляшут для тебя
5Б, девчат, сюда!
Танец 5Б «Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява»
Парень: Что ж ты, милая Танюша.
Обойди хоть целый свет,
Краше нет тебя девицы,
И милее тоже нет!
Девушка:
Помнишь, летом как гуляли…
На березку я тогда
Алу ленту повязала,
(игриво) Загадала жениха.
Ролик «Троица»
Autumn leaf (до начала номера)
Дев.: Мне пора, а то маманя потеряет (убегает).
Пар.: Эх, душа! Эх душа моя, Танюша,
До чего ж ты хороша!
Сердце выскочить готово,
И ликует, и поет.
Парни, други, право слово,
В ложки вдарь, честной народ!
Шумовой оркестр 10А (Камаринская)
Звучит балалайка)
Выходят Мать и девушка
М.: Ты куда опять собралась?
Дев.: Дак, с подружками гулять…
Милая моя маманя,
Гостинцев к Братчине собрать.
М.: К Братчине, ну коли так,
Вон котомку там возьми.
К тетке Дарье забегите
От нас хоть рыбу унеси.
Ролик «Братчина», 8Б
B.Feoktistov (balalajka
Дев: Наготовили с лихвой.
Пир горой,
И мы гурьбой.
Ну- ка, Санька Судаков,
Скорей неси свою гармонь.
Пар: Растяни меха гармони,
Да по кнопкам пробегись.
Пусть душа поет и стонет,
И несется песня ввысь!
Выступление Судакова А.
— Влад, идем колядовать,
Гостинцы добры собирать.
— Я с тобой хоть на край света.(подмигивает)
Ведь не работать, а гулять!
Ролик «Коляда», 9А
Дев: Вот веселье, вот гулянка,
Кадриль играть пошла тальянка!
Кадриль, 9 кл.
Парень: Всё, Татьяна
Ждать не стану
больше я,
Зашлю сватов.
Дев.: Ой, боюсь, я Влад! Упрямый!
Дай, погадаю наперед!
Уж, что выпадет, то будет
Может, и сваты прибудут…
Ролик «Гадание», 8А
Девушка:
Маменька, уже стучат
Сваты в дом войти хотят.
Ролик «Сватовство», 9Б
М.: Что же, гости дорогие,
Заходите, коль пришли,
Эй, Танюша, что ж ты, дочка,
Самовар скорей неси!
Веселый наигрыш
Приглашаются на сцену мамы, усаживаются за стол.
М: Чай из чашки наливайте,
Да из блюдца выпивайте,
Проливать никак нельзя,
Чай же выпивай до дна!
Кто быстрей?
А как все выпьешь,
Чашку вмиг переверни,
Мол, напился, мол, спасибо!
И добавки не нужны!
Конкурс для мам «Чаепитие»
«Сударыня»
Что ж, одних мы напоили,
А других не угостили
Угощаем всех на славу,
Угощайтесь, что вы, право!
Корабейники заходят в зал, угощают гостей праздника -мам, раздают рецепты.
Веселый наигрыш
А у нас рецептов тьма,
Такие, что сведут с ума.
Презентация рецептов, 6А дарит рецепты.
Звучит балалайка
Пар:
Счастье близко, Будем вместе.
Мы теперь жених с невестой!
Дев:
Песни русской сердце просит.
И гостей мы спеть попросим!
Мам:
Перепевку мы устроим,
Песни русские споем,
По куплету, аль припеву.
Кто кого перепоет?
Конкурс русской песни для мам
Где же Юленька-подружка?
Петь настал ее черед!
Пусть гостям пригожим нашим
Песней радость принесет!
«Малиновка» Юля Новикова.
М.: Что ж, раз дочке парень любый, свадьбе быть!
Вот пост пройдет,
И весной сыграем свадьбу,
Веселится пусть народ!
Ролик «Масленица»
Танец «Экспромт»
На сцене парень, девушка, матушка. М: Ох уж эта молодежь,
К ночи не уложишь, утром не найдешь.
Ты ж их холишь и лелеешь,
Милых детушек своих
Матери ж одна забота:
Чтоб ладно было все у них!
Матушка берет за руки парня и девушку и соединяет их руки.
Пар:
Мамы, милые, родные,
Что не так, простите нас!
Нет дороже вас на свете!
Вместе:
Очень-очень любим вас!
8
Дети и мамы, одетые в русские народные костюмы, входят парами в музыкальный зал под русскую народную мелодию. Их встречают двое ведущих, педагоги, которые на протяжении всего праздника эмоционально и артистично, потешками и приговорками, передают образ народности, создают тёплую дружескую атмосферу посиделок.
С удовольствием дети демонстрируют знание пословиц о маме, трогательно поют русские народные колыбельные песенки куклам, убаюкивая их. Мамы тоже с интересом показывают свои умения в пении. Стойкий и неугомонный характер русской народной игрушки Ваньки-Встаньки передают в задорной песне мальчики, сопровождая её русскими народными танцевальными движениями. Отрывки из русских народных сказок, в исполнении родителей и детей, сделали праздник ещё более ярким и запоминающимся.
Девочки игриво и выразительно исполняют полюбившуюся песню «Было у матушки 12 дочерей», инсценируя её.
Выставка рукодельных работ, которые представили воспитанники и их родители, порадовала детей и гостей праздника.
Кульминацией праздника стала совместная с мамами игра «Ручеёк» и танец с платочками. Заплести красивую косу – это искусство. Наши девочки успешно справились и с этим заданием. Ласково и нежно дети поют для своей мамы песню «Песенка для мамы» слова и музыка М. Еремеевой. Завершает праздник совместное изготовление поделки – «ангелочка» из ткани и ниток. Всё развлечение заканчивается просмотром выставки рукоделий и чаепитием.
Программные задачи:
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках.
- Прививать интерес детей к народному творчеству, быту.
- Воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению, матери, бабушке, почитать и уважать мудрость родителей.
- Развивать художественно-творческие способности, музыкальный и поэтический слух, чувство ритма.
- Доставить детям радость, интерес от праздника.
Предварительная работа:
- Разучивание с детьми песен, танцев, стихов и потешек.
- Разучивание частушек, хороводов и игр с родителями.
- Подготовка русских народных костюмов для детей и родителей.
- Художественное оформление музыкального зала.
Материал: «Песенка для мамы» муз. М. Еремеевой, «Ваньки-встаньки», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Вариации на тему русских народных песен» аудио записи в исполнении народных оркестров, пословицы о семье и доме, русские народные колыбельные, частушки, русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», русская народная игра «Ручеёк», выставка работ по рукоделию.
Ход развлечения
Центральная часть музыкального зала оформлена в русском народном стиле: бутафорская печка, скамеечки, прялки, сказочный домик для драматизации сказок, в напольных вазах яркие подсолнухи.
Украшают и придают атмосферу народности, погружают в быт старины, мастерски сшитые подушечки, связанные крючком и спицами изделия, необычные картины из атласных ленточек, из дерева и соломки, выполненные мамами: участниками фольклорного развлечения.
Дети и мамы, одетые в русские народные костюмы, взявшись за руки, входят парами, под русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку». Дети проводят мам по кругу и провожают на стулья, расположенные полукругом напротив детей.
Звучит русская народная мелодия: «Пойду ль, выйду ль я». Пританцовывая, заходят две ведущие в русских народных костюмах и с поклоном останавливаются в центре зала.
Ведущая 1:
Здравствуйте, наши гости уважаемые,
Матушки почитаемые.
Рады видеть вас на наших посиделках.
Ведущая 2:
Здравствуйте, разлюбезные милые детушки.
Добры молодцы, да красны девицы.
Ведущая 1: На улице холод, а в доме тепло да уютно. Ребята, а сколько стен у дома?
Дети: Четыре.
Ведущая 2: А где четыре стены – там и все беды никому не страшны.
Ведущая 1: Ну, а где любовь, да совет – там и горя, представьте, нет.
Ведущая 2: Гости наши дорогие, скажите-ка нам, а кто в доме главный?
Мамы: Хозяин и хозяюшка.
Ведущая 1: А хозяюшка – это матушка.
Ведущая 2: Правильно, хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Под русскую народную мелодию: «Как у наших у ворот» выходят четыре девочки, кланяются русским народным поклоном.
Девочки:
- Сама прибирает.
- Сама угощает.
- Одна за всё отвечает.
- При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Ведущая 1:
И то правда: доброты материнской прекрасней
Ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет.
Ведущая 2:
Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви,
С чем сравнить её? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи.
Все дети встают напротив гостей и исполняют песню: «Моя песенка» слова В. Гудимова, музыка О. Девочкиной.
Ведущая 1: Дети, подойдите, пожалуйста, к своей мамочке, скажите её на ушко самые добрые, самые нежные ласковые слова (Мамочка-солнышко, мамочка-звёздочка и т.п.), поцелуйте и обнимите её.
(Дети садятся на свои места)
Ведущая 2: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это одно из первых слов, которое произносит человек, и звучит оно одинаково ласково и нежно, протяжно и мягко на всех языках мира. У мамочки самый тёплый и светлый взгляд,
Ведущая 1: Самое трепетное, верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь к с семье и детям. У мамочки беспокойная душа. И сколько бы ни было вам лет, 5 или 45, нам всегда нужна мама, нам всегда её не хватает.
Ведущая 2:
Озарил нашу горницу, маминого взгляда, тёплый свет.
А давайте-ка, вспомним, давно ушедших, прошлых лет.
Под русскую народную мелодию «Байновская кадриль» выходят хороводным шагом мальчик с девочкой, делают русский народный поклон.
Дети:
Умывает ясно солнышко
Лучи тёплые в росе.
Нынче Русь представим народную
Мы во всей красе, да во всей красе.
Ведущая 1: А слыхали вы, люди добрые? (Фонограмма плача младенца)
Нынче-то великое чудо, да счастье несказанное в дому.
Родилось на свет дитятко малое, дитятко желанное.
Ведущая 2:
Плачет, ой, не унимается!
Нужно Котеньку звать,
Колыбельку качать.
Звучит русская народная колыбельная: «Танечка, баю-бай-бай». Идут три девочки, укачивая кукол, и каждая (по очереди) поёт колыбельную.
Девочка 1:
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи,
Нашу Катю не буди.
Девочка 2:
Баю, баю, баю, бай!
Пойди, Котик, на сарай,
Пойди, Котик, на сарай
Нашу Манечку, качай.
Девочка 3:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край,
Придёт серенький волчок,
Схватит Таню за бочок.
Баю, баю, баю, баю
Усни, Таня, засыпай.
Дети баюкают кукол, а ведущая 1, нараспев приговаривает:
Ой, лю-лю, моё дитятко,
Спи-тко, усни, дитя матушкино,
Ласточки спят, все по гнёздышкам,
Касаточки спят все, все по кусточкам,
Куницы спят, все по норочкам,
Соколы спят, все по гнёздышкам,
Соболи спят, где им вздумалось,
Маленькие детки в колыбельках спят.
Спи-тко, Танюша,
Спи-тко, дитятко родное!
По окончании девочки укладывают кукол в кроватки (тихо, чтобы не разбудить).
Ведущая 2: А как нынче пестают своих деток их маменьки?
Под русскую народную песню: «Дрёма» выходят несколько мам со своими детьми, садятся парами в центре зала и каждая, прижимая к себе сына или дочку напевает:
Мама 1:
Кто у нас плачет –
Не получит калачик,
Кто у нас ревёт –
Не получит сухарёк.
Мама 2:
Не плачь, не плачь,
Несёт котик калач.
Недалёко на мостике,
Несёт калач на хвостике.
Мама 3:
Спи, мой сынок,
Медовый сахарок.
Люли, люли, люли бай,
Спи, сыночек, засыпай.
Мама 4:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали люленьку качать,
Стали Настю усыплять.
Ведущая 1:
Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась,
Не уйти теперь от сна.
Ведущая 2:Тсс…
Ходит сон по сеничкам,
Дрёма под окошечком.
Спит у мамы деточка,
Спит у мамы крошка.
Мамы провожают своих детей на места.
Ведущая 1:
А мой Иван, ну не ложится прям,
Только Ваню на кровать,
Глянь, уже встаёт опять.
Выходят все мальчики и исполняют песню: «Ваньки-Встаньки» слова З. Петровой, музыка Ю. Слонова, сопровождая танцевальными движениями по тексту песни.
Ведущая 2: Какие упрямые?! Чем же их угомонить?
Ведущая 1: Знаю, надо сказку рассказать, или лучше показать. Много разных сказок народ напридумывал да из уст в уста передал, до наших дней дошли.
Ведущая 2: Сегодня мы увидим отрывки из нескольких русских народных сказок в исполнении замечательных артистов: матери и дитя. Вам надо узнать и назвать сказку.
Несколько семей разыгрывают отрывки из русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса», используя шапочки-маски, костюмы и декорации.
Ведущая 1: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Ведущая 2: А дел у матушки видимо-невидимо. Издавна мастеровитые и деловитые были и есть наши матушки. Умели и холсты ткать, умели шить и прясть.
Выходят под русскую народную мелодию: «Ах, вы сени» с поклоном несколько детей и читают пословицы.
Дети:
- Домом жить – не лукошко вить.
- Домом жить – не развеся уши ходить.
- Домом жить – обо всём тужить.
- Дом вести – не лапти плести.
Ведущая 1: Хотя лапти сплести и не всякий сможет. А вот у нашей матушки было 12 дочерей и каждую она чему только не научила.
Мальчик:
У матушки Матрёши
Дом большой, хороший.
В этом доме двенадцать дочерей,
Двенадцать светлиц для дочерей.
В каждой светлице сидит по девице.
Ведущая 2: И стала их матушка работе учить.
Все девочки исполняют песню: «Было у матушки двенадцать дочерей», сопровождая танцевальными движениями.
Ведущая 1: Исстари рукоделие и добрые традиции в доме передавались детям от бабушки к матери, от матери к дочери. Полюбуйтесь все: какие ваши мамы и бабушки рукодельницы.
Показ работ с выставки и небольшой рассказ о их создании.
Ведущая 2:
Да, мастерицы мамы, право-слово.
Какие корешки – такие и ветки,
Какие родители – такие и детки
Учитесь, дети, у своих мам,
Есть хороший пример вам.
Ведущая 1:
А после долгой работы и отдохнуть пора.
Приглашайте своих мам поиграть в «Ручеёк», детвора.
Русская народная игра: «Ручеёк» Игра проходит под фонограмму песни «Течёт ручей» в исп. Н. Кадышевой.
Ведущая 2:
Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить страна.
Дети:
Как у наших у ворот, в зелен садик поворот,
Кто работы не боялся, тот и пел.
«Частушки» исполняют мамы.
Мамы:
-
Выйдет доченька плясать,
В новеньких ботиночках,
Все ребята говорят:
Катя, как картиночка. -
У сыночка моего
Ноги так и носятся,
Не стоят они на месте.
В пляску так и просятся -
Всю неделю не спалось,
Не спалось, не елось,
Поплясать в нарядном зале
Очень захотелось.
Ведущая 1: Тара-ра, тара-ра! Всех на танец звать пора.
Дети:
Приглашают вас сыночки,
Приглашают дочки.
Этот танец не простой,
Будет он с платочком.
Общий хороводный танец «С разноцветными платочками» под песню «Калинка».
Танец заканчивается игрой: «Найди свою пару».
Ведущая 2: Раз, два, три, мама, дитятко, найди. (Дети обнимают своих мам и провожают на места)
Ведущая 1: Ой, так девчата наплясались, что косички растрепались. Косы на Руси с детства учились плести. Сначала матушка заплетала свою дочку, да приговаривала:
Девочки:
-
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки-то в ряд. -
Ты расти, расти, коса
Всему городу краса.
Ведущая 2: Как же бережно и ласково заплетала косу дочка. Сразу видна вся доброта. А откуда она?
Мальчик:
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы?
Я отвечу прямо:
Все дети: Это мама, мама, мама!
Ведущая 1: Мама – это добрый ангел, который всегда старается спасти, уберечь и сохранить счастливую семью, чтобы дом был – полная чаша, чтобы здоровы все были, чтобы мир был в доме и благополучие.
Песня: «Песенка для мамы» Слова и музыка М. Еремеевой
Ведущая 2: Издавна на счастье мастерили люди на Руси обереги для своего дома и его домочадцев. Сегодня на память о нашем добром празднике мы сделаем один из таких оберегов – ангелочка. И оставим его себе, как знак доброты и чистоты отношений между мамой и ребёнком.
Дети в паре с мамой из кусочка белой ткани и ниточек делают «ангелочка», выходят на середину зала, встают полукругом.
Ведущая 1: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы благодарны вам, дорогие мамы, за то, что вы несёте свет, тепло и радость своим детям. За то, что храните огонь семейного очага!
Ведущая 2:
Дети! Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.
Развлечение заканчивается просмотром выставки изделий семейного творчества и чаепитием.