Сценарий фольклорного праздника на завалинке

Сценарий фольклорного празника для подготовительной группы к 8 марта

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели:

1)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

2)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка, самовар, платки.

Дети в русских народных костюмах заходят в зал под музыку и танцуют танец «Любит не любит»

Садятся на завалинку.

(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

 Милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ — танец «ЗАВАЛИНКА»

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

-Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

-Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

— Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

-Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходят мальчики  песня – танец «ВО КУЗНИЦЕ»)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)(мальчишки  убегают на стульчики)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, и вижу  мимо  нашего дома идут  Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

Все . Оххххх (вздыхают)

2д.Ой девочки Сенька с Танькой идут, ой как смотрит на нее, влюбился что ли?!!!!

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит (все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети по кругу передают шапку с изображением животных, музыка заказчивается у кого шапка тот вытягивает и показывает животного, кто не задействован – хлопают, играть 3 раза, петух,кошка, пожать всем руку)садяться

Ведущая :Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы задорные частушки громким голосом поём

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

 (на сцену под музыку выходит девочка  с ребенком на руках) Тсссс!… малыш засыпает..

Ведущий (за кадромНа посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговаривать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»(ложки,трещетки, бубен)

Девочка: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Под музыку выходит домовой

ДОМОВОЙ: Ой,что за грохот!!Вы чего расшумелись!!Хата ходуном ходит!Бревна рассыпаются!

(подметает) Ох и семечек налузгали, не порядок. Ух я сейчас у вас этот мешок заберу!

Ведущая: Домовой, ну не ругайся иди к нам.

Домовой: Да ладно…

Ведущая: ну иди , не обижайся

Домовой: Да ладно…

               Ведущая: пойдем с нами играть.

Домовой: хорошо, и я хочу поиграть. И очень интересную игру знаю.

Игра «Золотые ворота»


Ведущая: наши девушки – красавицы, встают ранешенько. Следят за хозяйством. А вечером на завалинках хороводы водят.

Песня- танец «Ой вставала я ранешенько» (садятся)

Домовой: Девушки красавицы как дивно хороводы заводят да песни поют.

Ведущий: Домовой а мы тоже игру знаем ,становись с нами,  ну ка ребята заплетаем плетен.  

Игра «Плетень»

(дети садяться)

Домовой : спрашивает: Ребята

— Не проходил, ли тут мальчик?

Все:— Маленький?

Домовой:— Маленький

Все:— Рыженький?

Домовой:— Рыженький.

Все:— В красной рубашке?

Домовой:— В красной рубашке.

Все:— Босоногий?

Домовой:— Босоногий.

Все:— Нет, не проходил.

Домовой: эх пойду ка его поищу, а вы сильно не шумите и семечки не сорите, а то заругаюсь.

Ведущий: хорошо домовой,  

Все:  досвидания

Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

И хотим поздравить наших женщин с этим чудесным весенним праздником, дорогие наши бабушки,  мамы , хотим вам пожелать чтобы души ваши были добрыми,

 берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

ПЕСНЯ «МАМА»дети  дарят подарки

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!
Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!
Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, да вашим детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём и бытьём и здоровьицем!
И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…
(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.
Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?
А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,
ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица, высокий терем, завалинка, посиделки…
К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.
Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю — летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.
Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….
На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.
А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.
Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На
завалинке» и милости просим на наши посиделки…
ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА»
(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)
-Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.

-Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.

— Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!

-Открываю ворота
Выходи, кому охота!
(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.
Входят 2 мальчика в русских костюмах.
Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!
2. Ого! Народищу – у!
1.Ты куда?
2. А ты куда?
1. Я – сюда.
2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все. Чего?
1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2д. Как это не знаешь?
3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?
1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.
4д. Никак, свадьба скоро будет.
. (воодушевленно рассказывать)
1 д. А мне маменька рассказывала,. что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного
пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…
(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)
2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?.
1д. Завидуешь что ли?
2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный.
3 д. (с иронией) это точно…завидный…
(парочка садится)
ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…
2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?
3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?
1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…
тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.
Все: ха-ха-ха
2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.
3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.
1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.
2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.
3Сова близ дома кричит – к новорождённому.
4.Заяц по селу бежит – к пожару.
1 дев. Ага, вот-вот…
5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.
7.Мыло за пазухой спасает от порчи.
8.Не играй ножом – ссора будет.
9.Ключи на столе – к ссоре.
2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.
Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»
(все вместе смеются)
1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)
1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован — хлопают)
1. Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
2. Чтобы не попасть впросак,
Пришлось смотреть во все глаза.
3. А теперь закрой-ка глаз,
Кукарекни пару раз.
4. Вежливостью удиви:
Руку всем вокруг пожми.
(все вместе)
Ставьте ушки на макушку:
Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
ЧАСТУШКИ

1. Мы частушки-прибаутки собирали всем селом
Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,
Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.
Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы задорные частушки громким голосом поём
Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.
Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

(Выходят мальчик).
1.Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
2.Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Выходят все участники.
Все: Фольклорные перевёртышки.
1.Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из-под воротни лают ворота.
2.Крыши полетели, сели на ворон,
Лошадь понукает ямщика кнутом.
3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,
Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.-Фома, что из леса нейдёшь?
-Медведя поймал.
-Так веди сюда.
-Да он не идёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает.
3.- Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. В шубе на печи согреться можно.
4.-Сынок, сходи за водицей на реку.
-Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть.
-Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки.
1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)
2.Стоят два кола, на кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек.)
3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)
4.У двух матерей по пяти сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы).
5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб.)
6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.
1.Дуня-пышка на улицу вышла.
На кочку села, комарика съела.
2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги брёвнышком.
3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится.
4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня живот болит»
(на сцену выходит женщина с ребенком на руках) Тсссс!. малыш засыпает.

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.
Девочка с куклой поёт колыбельную песню.
Баю, баю, баю, бай!
Спи, малютка, засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать.
(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).
Потягунюшки, подрастунюшки,
А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам. на сцену выходят шумовой оркестр…)
Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…
ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»
Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.
На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…
Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…
ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых
Выходят девочки с венками, подходят к берёзке, окружают её и по очереди расхваливают.
1.Ай да красавица!
2.Ай да кудрявая!
3.Ай да стройная!
Дети:.Завьём берёзоньку! Да желанья загадаем!
1.Вью-вью колечко на батюшку,
Другое колечко на брата,
Третье колечко на себя.
2.Вью колечко на сестру,
Другое колечко на брата,
А третье колечко на себя,
Чтобы все наши желания исполнились.
Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».
3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.
4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.
5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду
бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.
Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и
прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.
Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили
землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.
Дом, земля наша, любовью богата и трудом.
А песнями, играми счастье копится и полнится.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
Берегите Россию…
ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ»
(на проигыше)
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»

СЦЕНАРИЙ « ЗАВАЛИНКА»

(Звучит мелодия песни «Завалинка»).

Цель: Знакомство со старинными обрядами и песнями, возрождение народных традиций.

Оформление помещения.
Часть зала, в котором пройдёт мероприятие, оформлена как деревенская изба XIX века.
Маленькие окошки с ситцевыми занавесками, на окнах цветы «огонёк», ге-рань. В углу иконостас с иконами, застланный расшитым полотенцем. Русская печь, у печи дрова, ухваты, горшки, полка с посудой (глиняные горшки, миски, тарелки, деревянные ложки и т.д.). У двери висит хомут, корзина из ивовых прутьев, сундук, деревянный диванчик, на нём домотканое покрывало, палати у печи тоже с расшитыми подушками, с домотканым покрывалом. На стенках вязаные и вышитые коврики, семейные (старинные) фотографии в рамках. В углу под иконами стоит стол, на столе старинный медный самовар, баранки, кусковой сахар.
Действующие лица:

Хозяйка Наталья( Магиярова)
Хозяин( Крыжевич)

Дочка: Сугакова,Сын лет 10-ти, Федя ( Лопунова Настя)

Группа девушек( Дедион, Н.Данина, Иванова)

Девочки: Лычева, Щемелева.

Мальчики: Асмоловский О, Асмоловский А.

1Вед:«Душа народа , жизнь и быт, его культура и обряды.

Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.

В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,

Все это отголоском отзовется и близким станет и родным.»

2Вед:

На завалинках , в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод

1А играли как ! В горелки !Ах , горелки хороши !

Словно эти посиделки были праздником души

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

2Нынче все мы по сусекам, личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок ,Иль чего там говорить !

Скучно жить без посиделок .Их бы надо возродить !

1Ведущая: Много у нас чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь — таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них — это деревенские посиделки!
2Ведущий: В старые добрые времена собирались вместе девчата да хлопцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
1Ведущая: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами  увидеть? Ну, тогда смотрите.

2Ведущий: Оказались мы с вами в деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести — не головой трясти,
               Все надо припасти.
               Ганна, Ганна, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, маточка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь — людей насмешишь.
Дочка: Знаю, знаю. Семь раз отмерь — один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить — обо всем надо тужить. ( выстругивает, учит сына ).
1Сын: Татачка, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое — рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего бацьку Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего бацьку за бороду брать будешь?
Сын: Ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твойго деда звали?
Хозяин: Моего деда звали Иваном.
Сын: Твой дед Иван
          Посадил кошку в карман.
          Кошка плачет и рыдает —
          Деда твоего ругает.
Хозяин: Это зачем мой дед будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
              На медведя полезай, а с моей лавки слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться, лучше загадку отгадайте.

(Загадки белорусские)
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка: И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)

( Раздается стук, шум за дверью.)
Хозяйка: Добрые гости всегда в пору!
Дочка: (выглядывает за дверь).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
(ДевушкиИ.Д,О.Б, уч-ся 4 кл девочки) заходят, кланяются и хором:)
О.Б.Дев: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Добро в вашу хату!!
Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

И.Д. дев: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка: Девкам молодушкам дам вышивать белый ленок.
Раздает пяльцы, звучит песня.
Ведущая: Сидят девки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица — трудится, не ленится.
Недаром говорят люди добрые: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Ведущий: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры хлопцы идут — погулять немножко.
Шутят, рассаживаются.
Ман: Мороз не велик, а стоять не велит.
Авдеев: Молодо — зелено — погулять велено.
3 мальчик: Эй, девчоночки — беляночки, где вы набелилися?
О.Б.: Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Хозяйка: Ну что ж, пришла пора — отложи дела.
Делу время — потехе час!
Н.Ман : Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает, белорусская старина. ( песня )

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие ?Всем ли видно ?Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Максим: Гостям – то , известное дело , хватило места . Да не тесновато ли хозяевам ?

Хозяин: В тесноте – не в обиде !

(Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает.)

И.Д.: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

О.Б.: Сення гуляшки, завтра гуляшки – будешь ходить без рубашки.

Хозяйка: А вы, мастерицы, не ворчите. Работу отложите, в нашу пляску идите.

Сугакова: Нашей встрече быть угодно, отложите все дела,

Вас «Завалинка» сегодня на свиданье позвала!

Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,

Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!

Крыжевич:Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,

Никому не будет тесно на «Завалинке» у нас!

 Выходите в круг смелее, чтобы был огромный круг,

Выходите в нашей пляске, за собой ведя подруг!( Хоровод « Карагод»).

Хозяин.

Мужики здесь — мастера, Ловко правят все дела.
Да и женщины под стать, Им не станут уступать. А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться?

Игра- забава “Обуй лапти” на фоне бел.музыки.

Хозяйка: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Куфэрок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.(Гости говорят по очереди говорят скороговорки, их угощают конфетами и сушками).

Скороговорки.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.

( вых.дев. и мал. И поют частушки)

Мальчик.Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка.Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик.Заготавливать овес.

Все.Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка.Уж я топну ногой,

Да притопну другой

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик.Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану полечку плясать,

А потом вприсядку!

( заходят девчата).

О.В: Добрый вечер хозяева. Добрый вечер всем гостям. Если можно и мы побудем у вас на посиделках.

Хозяйка: А будет ли интересно вам с нами, у вас нынче свои песни, танцы?

А.К: А хотите мы вам расскажем как сейчас мы отдыхаем в свободное время?

Хозяйка: Конечно. Мы с удовольствием послушаем вас.

1д:Нам начинать досталась роль.

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки белорусские.

2 Ведущий: Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого для нашего.

1 Ведущий: Раньше как? Играли в горелки.

Ах, горелки были хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

2 Ведущий: Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче мы по одиночке

По квартирам все сидим.

1-я Ведущая.Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая.деревня, деревня- края дорогие,

Здесь белорусы испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют. ( песня « Свет земли моей») .

О.Иванова:Не стареют песни вроде,Всюду песни узнаем!

Так давайте всем народомПро сторонушку споем!

Хозяин: Эх! Без песни скучновато! Запевайте – ка, девчата!

Песня « Вёсачка мая »

1вед:Много ездила по свету, но скажу я не тая,

Нету края милее на свете, чем сторонка родная моя!

2 вед:Я горжусь земляками своими, что живут по соседству со мной,

Для людей, что делами красивы, пой, гармонь, заливайся, гармонь! ( песня « Развитанне»)

1вед: Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Хозяйка: Обойди хоть всю планету,

Лучше белорусской пляски нету.

И цимбалы и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска « Полька Белорусская» ( приглашаем танцевать из зала гостей).

2-я Ведущая.Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

О.Я: Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

О.И: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
А.К: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.

1вед:Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше.

Всем спасибо за внимание ,

2Вед: Вот и шуткам, прибауткам конец. А кто здесь был, да нас слушал — молодец!

(песня « Бывайце здаровы»),

Автор: Непостаева Любовь Фёдоровна
Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МАДОУ № 51
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская область.
Наименование материала: Фольклорный праздник «На завалинке»
Тема: Сценарий праздника

Раздел: дошкольное образование

Фольклорный праздник «На завалинке»

1-й вед.: Здравствуйте гости дорогие!

2-й вед.: Здравствуйте маленькие и большие!

1-й вед.: На завалинке сегодня

Собрался честной народ,

Петь, водить всем хоровод,

Чтоб на русских посиделках

Петь, водить всем хоровод.

Жива традиция, жива-

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

2-й вед.: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

1-й вед.: Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

2-й вед.: Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Вам ли сегодня по домам сидеть

Да в окно глядеть?

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Вход (Русская песня)

2-й вед.: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

Ребенок 1-й. Не беспокойся, хозяюшка. Мы и дома не лежим, и в гостях не

стоим.

1-й вед.: Рады видеть у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас, гостей

дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по

старинному-посиделками называется.

Ребенок 2-й. Гости- люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Ребенок 3-й. Дома сидеть- ничего не высидеть. Вот мы и решили людей

посмотреть да себя показать.

2-й вед.: Ну, что ж, доброе начало, как говорится, полдела откачало! Удобно

ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места

хватило?

Ребенок 4-й. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли

хозяевам?

1-й вед.: В тесноте, да не в обиде! Ну, рассказывайте, где были, что видели?

Ребенок 5-й. Были мы на ярмарке, накупили товару всякого, но самое

главное семечки купили.

Номер «Семечки»

Ребенок 1-й. А я вот что хочу сказать- Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Ребенок 2-й. Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

Номер «Кадриль»

2-й вед.: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать,

да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, сумеете?

Ребёнок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про барыню споем

Номер «Шумовой оркестр»

Девочка 1. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все девочки. Чего?

Девочка 1. Да не знаю, уж, сказывать ли вам?

Девочка 2. Как это не знаешь?

Девочка 3. Коли заикнулась, так сказывай давай?

Девочка 1. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице

хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он

платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё

заглядывает.

Девочка 2. Завидуешь что ли?

Девочка 3. А что ж, не завидовать, он жених завидный…

1-й вед.: Девочки, а зачем вам нужен платок?

Девочка 1. Ясное дело, чтобы им махать!

1-й вед.: А зачем махать?

Девочка 2. Мальчишек созывать!

2-й вед.: В старину платки не только носили как украшение- с ними еще

танцевали! Вашему вниманию танец наших красавиц.

Номер «Танец с платками» «Сударушка»

1-й вед.: На завалинке народ.

Песни русские поет.

Эй, ребята, не зевай,

С нами вместе подпевай.

Номер «Песня метелица»

Девочка. Ой, ребята, а я вам скажу, что мамы и бабушки деткам сказок

больше не рассказывают. И воспитываются они тем, что телевизор им

показывают. Дети игры народные знают, но редко в них они играют.

2-й вед.: Не грусти ребята. Наши посиделки продолжаются,

Скучать сегодня запрещается!

Будем шутить, смеяться, танцевать,

В русские народные игры играть!

Игра «Гори, гори ясно»

Девочка. Сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Ну-ка, кто пословицы да скороговорки

Мастак рассказывать:

1-й вед.: Ой, вы гости наши дорогие,

Предложу я вам сыграть в игру интересную.

Кто скороговорку скажет и не ошибётся,

Тому подарочек от меня зачтётся.

Игра с родителями (Скажи скороговорку)

2-й вед.: Хорошо сидим, даже уходить не хочется с наших посиделок!

1-й вед.: Веселил нас много раз

Русский танец-перепляс.

Столько удали, задора,

Столько радости во взоре!

Мальчик. Живёт в народе слово,

Оно во мне сейчас,

Душа рвануть готова

В безумный русский пляс

Номер «Топни ножка моя»

1-й вед.: А вот и конец, всему делу венец.

Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

2-й вед.: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте,

живите без бед много-много лет.

Песня «Живи наша Русь и душа»

(на проигрыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Программные задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Продолжать учить играть на 2-х ложках.
  • Закреплять умение передавать веселый, шуточный, задорный, лирический характер песни.
  • Закреплять умения согласовывать движения с ритмом и характером музыки.

Развивающие:

  • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка.
  • Развивать умение играть в ансамбле дружно, согласованно.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к русской народной песне.
  • Развивать дружеские взаимоотношения.

Методы:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический (самостоятельное исполнение).

Приемы:

  • Игровая мотивация;
  • Художественное слово;
  • Сюрпризный момент.

Речевое развитие: Лавка, туточки, брюхо, худо, потеха, короб, веретёшко, закручинился.

Материал:

  • Ложки;
  • Народные инструменты (кокошник, трещотки, ксилофон, жалейка);
  • Атрибуты к народным песням;
  • Аудиокассеты.

Ход праздника

Ото всех дверей, ото всех ворот,
Приходи скорей, веселить народ

1 реб.:

Открываются ворота,
выходи – кому не лень!

2 реб.:

И кому неохота – тоже выходи!
Стоит Фома посреди двора,
супротив терема широкого,
супротив крыльца широкого!
Не писан терем, не писан,
только хорошо изукрашен!
Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка звонко.
Дома ль Марья, дома ль Дарья,
дома ль душенька – Катюшенька?

Девочки: Мы туточки!

Фома: Красны девицы гулять просятся

1 девочка:

Мы пойдем гулять на улицу,
на улицу, да на широкую!

Ансамбль «Ложкари»

Танец «Ах, улица широкая» русская народная мелодия.

2 девочка:

Уж я сяду молоденька, на Клепову лавку,
на кленову лавку, да на высокое окно.

3 девочка:

У Максима на дворе стоит двор – то костер.
Стоит двор – то костер, топор – остер.

4 девочка: Кому дров-то колоть?

Фома: Все Максиму-то, все Максиму-то!

Инсценировка «Я на камушке сижу» русская народная мелодия

На лошадке въезжает Максим 

Фома: Куда Максим едешь, куда погоняешь?

Максим: Сено косить!

Фома: На что тебе сено?

Максим: Коров кормить!

Фома: А на что тебе коровы?

Максим: Молоко доить!

Фома: А на что тебе молоко?

Максим: Малых детушек кормить!

Дети:

Ах, Максим, ты простоша, купил лошадь
без хвоста, сел задом наперед и поехал в огород!

Фома:

Шла собака через мост, четыре лапы,
пятый хвост, а шестое брюхо …
Батюшки, Ванюха!

Инсценировка «Где был Иванушка» русская народная мелодия

Тюха:

Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, молодушки!
Здравствуйте, гости и гостьюшки!

Матюха:

Вот мы и пришли к вам на завалинку сюда!
На вас посмотреть, да себя показать.
Извините нас в том, что мы в платье худом.

Тюха:

Подходите ближе, подходите
И глаза свои протрите.

Матюха:

Мы развеселые потешники, известные
скоморохи и насмешники.
За медный пятак, покажем все эдак и так.

Тюха:

Довольны будете здорово, улыбок будет с три короба.
Подходите ближе, подходите,
насмешки наши посмотрите.

Сценка с медведем

Поводырь-Тюха:

Расступись народ честной,
идет медведюшка со мной.
Много знает он потех, будет шутка, будет смех.

Фома: Медведюшка, ты петь умеешь?

(кивает, дают гармонь – играет и поет беззвучно)

Поводырь:

Больно тихо ты поешь. Вам слышно?
Попросите медведюшку петь громче

(ревет, поводырь затыкает уши, медведь на него наступает, тот отмахивается, забирает гармонь, медведь кланяется) 

Покажи всем, как Дуняша в круг выходит,

(медведь повязывает платок, берется за концы)

Звучит русская народная мелодия «Из под дуба»

(медведь пляшет и садится на пол)

(медведь ложится)

Дети по приглашению поводыря подходят ближе, медведь гонится за ними.

Поводырь забирает медведя, кланяются, уходят за ширму.

На ширме появляется Петрушка-Матюха. 

Петрушка:

Тра-ля-ля! А вот и я! Здравствуйте мои друзья!
Надел шапку на макушку! Знаете кто я? Угадали молодцы!

(Оглядывается. Дудочку себе возьму, очень музыку люблю!)

Не знает, как играть, просит детей научить.

Ансамбль «Ложкари»

«Несет Галя воду» украинская народная мелодия

(Петрушка приплясывает)

Петрушка:

Как скажу я хлоп, хлоп, хлоп –
вы ногами: топ, топ, топ!
А скажу я – топ, топ, топ –
вы руками хлоп, хлоп, хлоп!

Прощается, уходит.

Тюха:

Делу время – а потехе час!
Кто играть с нами будет сейчас?

Игра «Горелки» 

Фома:

Вдоль улицы во конец, шел удалы молодец.
Не товар продавать, а себя людям показать.

Демьян:

Красна Аннушка – девица,
ты куда, куда ходила?

Аннушка: Я на ярмарку ходила себе ведерки купила

Демьян: Что дала?

Аннушка: Рубль дала, коромысло – полтора!

Демьян: Девица, девица, сходи по водицу!

Аннушка: Я волка боюсь, я медведя боюсь, я лисы боюсь.

Демьян: Волк на работе, лиса на болоте.

Дети: Девица, девица, сходи за водой!

Фома:

Посылали молодицу под горушку по водицу.
А водица далеко, а ведерко велико.

Хоровод «Аннушка»русская народная мелодия

Ансамбль «Ложкари» Частушки русская народная мелодия 

Дети по очереди:

Сел сверчок в уголок,
Тараканы на шесток
Сели посидели, песенку запели
Услыхали ложки – вытянули ножки,
Услыхали калачи – как попрыгали с печи
Да давай танцевать,
да давай подпевать.

1 девочка:

Прялку продам, веретешко продам,
Гармонь куплю, плясать пойду!

2 девочка:

Ой топни нога, не жалей сапога,
Тятька новые сошьет или эти подошьет.

3 девочка:

Гуляй Матвей, не жалей лаптей,
Тятька лычки надерет, лапти новые сплетет.

4 девочка:

Я не тятькина, я не мамкина
я на улице росла, меня курица снесла.

Фома:

Раздайся народ – меня пляска берет.
Пойду попляшу, на народ погляжу.

(пляшет, выходит хозяйка)

Хозяйка:

А вы что же детушки призадумалися?
Призадумались, закручинились?
Что повесили свои головушки?
Что потупили свои ясны оченьки?
Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось.

Игра «Ручеёк»

Хозяйка:

Как Марфуша для ребят наварила, напекла 92 блина,
Два корыта киселя, 50 пирожков – не найти едоков

(все участники выносят угощение, ставят на столы) 

Фома: Щи да каша – пища наша!

Ребенок: Хозяйку потешь – пироги поешь!

Ребенок:

«Не красна изба углами,
а красна пирогами»
«Чай пить – не дрова рубить».
Чаепитие с угощением.

Используемая литература:

  1. Посевина Г.Д. Праздники в детском саду. – Ростов Н/Д: издательство «Феникс», 2001.
  2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.
  3. Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

автор: Жманкова Елена Андреевна

Музыкальный руководитель МАДОУ “Детский сад №2 “Аленький цветочек” г. Корсаков

Семейный фольклорно-обрядовый праздник “Завалинка”

СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОРНО – ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК 

«ЗАВАЛИНКА»

(старшая группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Приобщать детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Прививать любовь к русской народной песне. Закреплять умение передавать веселый, шуточный, задорный, лирический характер песни.

Продолжать учить детей и взрослых играть на 2-х ложках. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка. Играть в ансамбле дружно, согласованно. 

Закреплять умения согласовывать движения с ритмом и характером музыки.

Развивать коммуникативные отношения.

МЕТОДЫ:

Наглядный

Словесный

Практический (самостоятельное исполнение)

ПРИЕМЫ:

Игровая мотивация

Художественное слово

Сюрпризный момент

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Горенка, светлица, туточки, кузнецы, коваль, потеха, короб, веретешко, наковаленка.

МАТЕРИАЛ:

Деревянные ложки

Народные инструменты (треугольники, трещотки, коробочка, рубель)

Атрибуты к народным песням

Аудиодиски

Репертуар:

Песня «К нам гости пришли»;

Русская народная игра «Скалочка»;

Песня-пляска «Ах, какие ложечки!»;

Русская народная песня «Во кузнице!»;

Хореографическая постановка с пением «На горе-то калина»;

Театральная постановка с русской народной куклой Петрушкой;

Частушки,

Русская народная игра: «Растяпа ты!»

Инсценировка «Где был Иванушка?» русская народная песня

Игра «Колпачок» 

Песня «Блины»

Ведущая в народном костюме. На стульях лежат ложки.

Двое мальчиков входят в зал в русских народных костюмах: 

Скоморох: Что за славный денек!

Собирайся, куманек!

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить. 

Скоморох:       Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток 

и веселых прибауток! 

Под музыку, под народную мелодию (змейкой) входят дети.

Ведущая: Здравствуйте, гости! (низкий поклон)

Дети: Здравствуй, хозяюшка! (низкий поклон)

1Девица: Вот мы и пришли к вам на завалинку!

На вас посмотреть, да себя показать.

Ведущая: Извините меня в том, что я в платье худом.

2Девица: Не красна изба углами, а красна- горячими пирогами.

3Девица: Баранками, сушками, да самоварами блестящими.

Ведущая: Щи да каша – пища наша!

     Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу..

Песня «К нам гости пришли».

Ведущая: Чтобы день скоротать

Будем, мы сейчас играть! 

Русская народная игра «Скалочка»:

Жила-была Наталочка,

А у Наталки скалочка.

Надоело Нате стряпать,

Стала скалка громко плакать!

Ребенок: Я пойду, пойду, пойду им хозяина найду

На кого я покажу, быть хозяином прошу!

Вместе: Ты катай меня дружок, будет вкусным пирожок,

Ты катай меня, катай и другому передай!

Ведущая:      Раздайся, народ!

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

                   Ложкарей приглашу! 

Звонкие, резные – ложки расписные.

От зари, до зари веселятся ложкари.

Подходите, разбирайте

Дружно пляску начинайте!

Песня-пляска «Ах, какие ложечки!» 

(исполнение с родителями)

Вед: Слышу лошадь где-то ржет

 Кого лошадь то везет? 

Звучит музыка, едут на лошадях:

Фома: Куда Иван едешь, куда погоняешь?

Иван: Сено косить!

Фома: На что тебе сено?

Иван: Коров кормить!

Фома: А на что тебе коровы?

Иван: Молоко доить!

Фома: А на что тебе молоко?

Иван: Малых детушек кормить!

Фома: А, понятно! (На стулья)

Ведущая: Пошла Дуня из ворот,

Где гуляет весь народ. 

(Музыка, выход Дуни)

А на Дуне сарафан

И наряден и неткан. 

Дуня: Коваль в кузнице кует,

В наковаленку он бьет,

Молоточками гремит, 

Песней звонкой веселит.

Ведущая: Эй, кузнецы-молодцы выбегайте

Громко песню распевайте!

Песня «Во кузнице»

Ведущая: Проел Дуни сарафан

Где он взялся таракан?

Ведущая: Красны девицы, да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь

На гулянье отправляйтесь! 

Звучит балалайка, идут

Мальчики:

  1. Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка звонко. Дома Марья?
  2. А дома  Дарья?
  3. Дома ли душенька – Катюшенька?

Девочки: Мы туточки!

2 Мальчик: Красны девицы гулять просятся?

Девочка: Мы пойдем гулять на улицу,

на улицу, да на широкую! 

Хореографическая постановка с пением «На горе-то калина»

Вед: Собирайся, народ!

Вас игра новая ждет!

Игра «Колпачок»

Колпачок, колпачок, шел по кругу чок, да чок.

А когда шагать устал возле (Имя) он встал

А потом прыг, скок, спрятал (Имя) и молчок.

Мы тихонько отойдем и ловить нас позовем.,

1,2,3, лови!

На ширме появляется игрушка-Петрушка (родитель)

Петрушка: Тра-ля-ля! А вот и я! Здравствуйте мои друзья!

Надел шапку на макушку! Знаете, кто я?

Дети: Петрушка! 

Петрушка: Угадали, молодцы!

 Я в костюме расписном

Ярко – красном озорном. 

А сейчас я для разрядки

Загадаю вам загадки. 

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, 

Лыко дерет, а лапти не плетет». (козел)

«Сероватый, грубоватый. По полю рыщет,

Телят, ягнят  он ищет.» (волк)

Молодцы, угадали!

Петрушка: Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Подходи честной народ

Вас Петрушка зовет.

Ведущая: Петрушка, повесели нас! (Он зевает)

Петрушка, не зевай, а лучше частушки запевай!

Петрушка: Ладно, спою, только сначала посплю!

Где тут моя подружка, любимая подушка? (Храпит)

Ведущая: Петрушка, Петрушка!

Петрушка: А, что? (Поднимает голову)

Ведущая: Пой частушки!

Петрушка: Не-а, Не хочу! (храпит) 

Ведущая: Петрушка, Петрушка!

Петрушка: А, что? (Поднимает голову)

Ведущая: Спой частушки,

Дадим тебе ватрушки! 

Петрушка: Ватрушки? Не-а, Не хочу! (храпит) 

Ведущая: Петрушка, Петрушка!

Петрушка: А, что? (Поднимает голову)

Ведущая: Вот тебе леденец!

Петрушка: Где? Где леденец?

Ведущая: Ой, пропал!

Петрушка: Как пропал?

Петрушка: А, вот так, пропал! Остался только мед липовый!

Петрушка: Ладно, давайте ваш медок! (Ест)

Ой, так наелся, что обьелся! 

Ведущая: Ну так что, частушки споешь?

Петрушка: Спою! Только вы мне помогайте.

Вместе подпевайте! 

Частушки (исполняют дети и родители)

Мальчик: Прялку продал, веретешко продал,

Эх, гармонь куплю, плясать пойду! (уходят на стулья)

Ведущая: А вот вдоль улицы в конец, шел удалый молодец.

Не товар продавать, а себя людям показать.

Звучит музыка мини-сценки:

Демьян: Красна Аннушка – девица,

ты куда, куда ходила?

Аннушка: Я на ярмарку ходила себе ведерки купила

Демьян: Что дала?

Аннушка: Рубль дала, а коромысло – полтора!

Демьян: Хороша покупка! (Кланяются, расходятся)

(Звучит музыка)

Ведущая: А вот купцы московские!

Пряники ростовские! (С баранками на шее)

Продавец: Пряники сахарные, на меду!

Кому хочешь накладу!

Девочка: Ой, что бы мне-то купить?

Селедочки!

Продавец: Так уже продали!

– Огурчиков!

– Так уже съели!

– Ну, тогда яблочек!

– Так разобрали.

Реб. Так что же осталось?

Продавец: Песни, пляски, шутки, смех!

Хватит радости на всех!

 Инсценировка «Где был Иванушка?» русская народная песня

Петрушка: Вот и солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась! 

Делу время – а потехе час! 

Кто играть с нами будет сейчас?

Русская народная игра: «Растяпа ты!»

Ведущая: Смотри-ка, народ,

к нам Марфушенька идет.

Марфуша-девочка: (под музыку выносит угощение)

Марфуша: Наварила, напекла 92 блина,

Два корыта киселя, 

50 пирожков-

Ой, не найти мне едоков!

Ведущая: Хозяйку потешь – пироги поешь!

Блиночки отведай, скорей пообедай!

Песня «Блины»

Марфуша: Чай горячий на столе,

Пышки и варенье

Приглашаем вас отведать

Наше угощение!

Дети идут в группу на чаепитие у самовара.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фольклорного праздника масленица
  • Сценарий фольклорный праздник ярмарка
  • Сценарий хылбык байырлалы
  • Сценарий фольклорного праздника ко дню матери
  • Сценарий фольклорный праздник русские посиделки