Внеклассное мероприятие « Осенние посиделки»
Подготовила учитель начальных классов МБОУСОШ №23 Бондаренко Г.В.
Сценарий осенних посиделок для учащихся младших классов. (С играми, конкурсами и загадками).
Ведущий 1:
Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму.
У порога Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела.
Спешит зима в наряде белом.
Ноябрь — ворота зимы. Сентябрев внук. Октябрев сын. Зиме родной батюшка.
Приметы ноября:
Еж на опушке устроил нору —
Будет зима очень теплой в бору.
Если же в чаще нора, в глубине,
Будут морозы трещать по весне.
Если стаи синиц Вьются возле домов,
Знай: прилет этих птиц
Значит—- жди холодов.
Коль на мокрую землю
Первый снег упадет,
То лежать остается.
На сухую — сойдет.
Холоден октябрь, а ноябрь и его перехолодит. Ноябрь ни колеса, ни полоза не любит.
4 ноября в народе празднуют Казанскую. Это день расчета с работниками.
14 ноября — Кузьминки, по осени поминки. Кузьма и Демьян — ремесленники. С этого дня все работы переносились под крышу дома. Девушки собирались в одной из изб, приносили рукоделие, а после работы устраивали ссыпчину (приносили что-то съестное), Главным блюдом была каша.
Проведем конкурс «Грибное лукошко». Угадайте, что за гриб?
1. «Я самый красивый гриб, меня любят и лоси, и белки. А мухи просто в обморок падают от моей красоты. Кто я?» (Мухомор)
1. У этого гриба шляпка скользкая, словно маслом намазана. А под шляпкой белая пленочка. Растет гриб в еловых лесах. Как называется? (Масленок)
3. Этот гриб можно спутать с бледной поганкой, но он съедобный. Он любит расти на торфяных разработках. А еще его разводят в специальных питомниках, а потом продают в магазинах. (Шампиньоны)
4. У этого гриба нет пятачка, и он вовсе не хрюкает, но носит ласковое название одного домашнего животного. Хорош этот гриб под маринадом и просто соленый. (Свинушка).
5. Среди поганых грибов этот гриб самый поганистый, самый ядовитый, самый главный. Прямо предводитель всех поганых грибов. Узнать его нетрудно. На ножке воротни чок. Похож на мухомор, только шляпка бледная-бледная.
Что это за гриб? (Бледная поганка)
Играли в игры, например «Яблочные фанты».
Игра «Яблочные фанты».
Дети становятся в круг и под музыку передают друг другу яблоко. Как только музыка прекратится, тот, у кого яблоко, должен выполнить определенное задание.
1. Отгадай загадку: «В сенокос горька, а в мороз сладка». (Рябина)
2. Три раза подряд повтори: «Клюют глухари сухари».
3. Как называются цветы, Когда в руке их держишь ты? (Букет)
4. Нужно вам изобразить Человека, что зимой Ждет автобуса порой.
5. Угадай: кто дважды родился, В Школе не учился, А время знает? (Петух)
Игра «Подушечка».
Дети образуют круг. Внутри стоит водящий с завязанными глазами. В руках у него небольшая вышитая подушечка. Дети идут по кругу и приговаривают:
«Подушечка, подушечка, даты пуховая,
Молодушка, молодушка, да ты молодая.
Кого люблю, с кем дружу,
Пуховую подушечку тому подарю».
Хоровод останавливается, водящий дарит кому-нибудь подушечку, теперь тот будет водящим.
Ведущий 1:
Принимать вас не забота,
Нетяжелая работа.
Ведущий 2:
Принимать мы вас готовы.
Будьте счастливы, здоровы.
В наш уютный уголок
Заходите на часок.
Конкурс «Накорми соседа»
Вызываются два участника. Обоим игрокам вручают блюдце с вареньем, ложку, надевают на них фартуки, косынки и… завязывают глаза. Игроки должны накормить вареньем своего соседа. Кто первым «очистит» свое блюдце, тот и победил.
Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами да замерзшей землёй. Не зря в народе называли этот месяц грудень, листогной, студеный. Ноябрь – последний месяц осени, предвестник студёной зимы. Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Ноябрьские ночи до снегу – темны.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
1-й ребенок.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2-й ребенок
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3-й ребенок
Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались —
Без общенья жизни нет.
4-й ребенок
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
2. В шубе летом, а зимой раздеты (Деревья)
3.Без рук, без ног, а в подворотню лезет. (Ветер).
4. Стоит Матрешка
На одной ножке
Закутана, запутана (Капуста)
5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей. (Огурец)
6. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
7. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (Лук)
8. Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали (Морковь)
9. Посреди двора золотая голова (Подсолнух)
10. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко (Слива)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (Крапива)
12. Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
13. Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви. (Гриб)
14. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
15. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман).
16. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. (Ветер)
17. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
18. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставки заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос).
19. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птицу к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).
Осень: Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»
Я буду называть грибы.
Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте
Теперь будьте внимательны.
-
Масленок
-
Поганка
-
Боровик
-
Дождевик
-
Волнушка
-
Хлопушка.
-
Шампиньон
-
Лисичка
-
Подберезовик
-
Сыроежка
-
Груздь
-
Рыжик
-
Чижик
-
Опёнок
-
Слоненок.
-
Игра «Круги».
-
Играющие становятся в круг, держась за руки и ходят вокруг стоящего посередине водящего, с завязанными глазами при этом приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей ручкой коснись,
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Затем играющие останавливаются, а водящий ощупывает их головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
(Игра повторяется несколько раз).
Тема: Посиделки на Кузьму – Демьяна
Пояснительная записка
Цель: Обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание нравственно здоровой личности, наследника традиций.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
- Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
- Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей разного школьного возраста.
- Ранее познакомить с историей праздника «Кузьминки».
Условия и особенности реализации:
Праздник лучше проводить в актовом зале или там, где позволяет площадь и оборудование. Помещение должно быть оборудовано под русскую избу, вдоль стен необходимо поставить лавочки, а центральное место в зале освободить для игр и хороводов. Заранее ребятам нужно рассказать историю и особенности праздника и настроить на активное участие.
Главное – это правильно выбрать сценарий и тогда веселый, красивый, яркий праздник гарантирован! Этот сценарий отличается своей оригинальностью.
Он прост в реализации и требует только систематических репетиций. Подготовка костюмов тоже не вызовет особых затруднений.
Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, самовар, блюда русской народной кухни (на усмотрение организаторов), живой петух, инвентарь для игр (игры можно проводить на выбор организаторов).
Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы, костюмы скоморохов.
Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.
Действующие лица: хозяин, хозяйка, гости – девушки и юноши, скоморохи, Василиса.
Место проведения: актовый зал Суворовской СОШ.
Аудитория: школьники среднего школьного возраста.
Список литературы, использованной для написания сценария:
1.Алексеев Е.С. Классные часы в средней школе. , Москва «Пресс» 2008г.
2. Говриленко О.Н. Школьные праздники . Саратов 2005 год.
3. letnij…folklornyj—prazdnik…kuzminki
4. festival.1september.ru›articles/628531/
5. prodlenka.org›…rabota…narodnyi—prazdnik—kuzminki
6. publ…narodnyj_folklor/kuzminki…117
7. moimstudentam.ucoz.ru›load…folklornogo…kuzminki…30
8. nsportal.ru›Школа›Сценарии праздников›…-prazdnik—kuzminki
9. womanadvice.ru›prazdnik—kuzminki
10. 50ds.ru›music…folklornogo-prazdnika-kuzminki.html
Ход праздника:
Сцена представлена празднично украшенной русской избой. На лавках сидят хозяин и хозяйка в русских народных костюмах.
Хозяйка: Что, хозяин, приуныл, голову повесил?
Хозяин: Вот уж месяц над трубою, а гостей все нет. Кузьма –Демьян обидется, что мы его встречаем не по-людски, накажет нас.
Хозяйка: 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма-Демьян.
Хозяин: А еще в народе этот день называли Кузьминки. Кузьминки — мол, об осени поминки, Кузьминки — встреча зимы…
Хозяйка: В этот день и молодежь, и дети — все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днем.
Хозяин: Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Хозяйка: Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.
Хозяин: Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Очень просто: Кузьма да Демьян куют лед на земле и на водах.
Хозяйка: Закует Кузьма-Демьян так, что до весны не расковать!
Хозяин: Кузьма и Демьян — большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»…
Хозяйка: Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем и рукоделием. Все пели, плясали.
Хозяин: Вот как бы наш дом не обошли гости дорогие?
Хозяйка: А ты выгляни в окошко, да и покличь гостей дорогих.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.
Хозяин: Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
Под русскую народную музыку входят нарядные девушки
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
1 девушка: Не беспокойся, Хозяюшка.
Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2 девушка: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяин: Праздник этот ремесла, домашнего очага,
Праздник не безделья, праздник рукоделья.
А как шили-вышивали, так и песню напевали,
Пели, правда, от души, но и песни хороши…
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Девочки исполняют частушки:
1. Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,
Я не буду сильно топать, только буду припевать.
2. Ой, девчата, пойте, пойте, веселитесь от души.
Хороши Кузьминки наши, и мы тоже хороши!
3. Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися.
А Кузьма заиграл, мы не удержалися!
1. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут!
2. Самовар, самовар – золотая ножка.
Я посеяла горох – выросла картошка!
3. Гармонисту за игру, за игру кипучую,
Два соленых огурца, картошку рассыпучую!
Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?
Хозяин: Скоро, скоро будут!
Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!
1 девушка: Прялка не Бог, а рубаху дает!
2 девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!
Девушки исполняют народную песню “На горе-то калина”
На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
А кому какое дело, малина!
Там девицы гуляли,
Там красавицы гуляли,
Ну что ж, кому дело, гуляли!
А кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали,
А кому какое дело, ломали.
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали,
Ну что ж, кому дело, вязали!
А кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
А кому какое дело, бросали!
Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете.
Раздается стук в дверь, заходят еще гости — ряженые парни
Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!
1 юноша: Туда голуби не летают,
Где их привечают.
Хозяйка: Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.
2 юноша: Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.
Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
3 юноша: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяин: Праздник сегодня Кузьминки — по осени поминки’
Будем Кузьму и Демьяна величать, да в игры играть
Игра «Рушник»
(Хозяйка берет рушник, запевает песню, фольклорный коллектив подхватывает и все вместе заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, расстилает на полу рушник, встает на него коленями. Избранный тоже спускается на рушник. Обнимаются, трижды целуются, встают, кланяются друг другу, и хозяйка передает рушник избранному, тот идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д. из рук в руки рушник переходит к новым играющим под льющуюся песню «В саду гуляла». Постепенно в игру вовлекается и зал).
Хозяйка: Люди добрые, люди честные.
Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками, да поцелуями.
Пришли Кузьминки – оберег принесли:
Для души, для дома, для здоровья, для счастья,
Чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.
Оберег у меня один, а вас много,
С кем сторгуюсь, тому и оберег отдам.
Вот товар, а где купцы?
(Идет торг. Продается курица).
Хозяйка: Чья сноровка неплоха, получает Петуха. (Выигравшему этот конкурс вручается приз «курица»).
2 девушка: Баранками да сушками.
3 девушка: Да веселыми подружками.
Хозяйка: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Угощайтесь, гости дорогие, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.
1 девушка: Тут и каша, и лепешки!
2 девушка: И пироги, и яички!
3 девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.
Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.
1 девушка: Не красна изба углами, а горячими пирогами.
(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, баранки, яблоки. Хозяйка берет ухват и достает из печи чугунок с кашей, ставит на стол).
Хозяйка: Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?
(Приглашает игроков и проводит конкурс «Кашеедов». Кто быстрее съест тарелку каши).
Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз).
Хозяин: Что-то молодежь засиделась, надо ножки поразмять.
Парни и девушки поют песню «А бояре» (стенка на стенку)
1. А бояре, а бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, молодые, а мы к вам пришли.
2. А бояре, а бояре, вы зачем пришли?
Молодые, молодые, вы зачем пришли?
3. А бояре, а бояре, за невестою.
Молодые, молодые, за невестою.
4. А бояре, а бояре, вам которую?
Молодые, молодые, вам которую?
5. А бояре, а бояре, нам вот эту.
Молодые, молодые, нам вот эту.
6. А бояре, а бояре, она дурочка.
Молодые, молодые, она дурочка.
7. А бояре, а бояре, а мы выучим,
Молодые, молодые, а мы выучим.
8. А бояре, а бояре, чем учить будете?
Молодые, молодые, чем учить будете?
9. А бояре, а бояре, а мы плеточкой.
Молодые, молодые, а мы плеточкой.
10. А бояре, а бояре, она будет плакати.
Молодые, молодые, она будет плакати.
11. А бояре, а бояре, мы конфеткою.
Молодые, молодые, мы конфеткою.
12. А бояре, а бояре, ну возьмите же ее.
Молодые, молодые, ну возьмите же ее.
После этой сценки все садятся лавки и шутливо переговариваются.
1 девушка: Играть — не устать, не ушло бы дело!
2 девушка: Аи, нет, весело поется — весело прядется.
3 девушка: С шуткой и смехом делать дело с успехом.
Девушки опять берутся за пряжу. Наперебой сыплют поговорками.
1 девушка: Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
1 юноша: Куй железо, пока горячо.
2 девушка: Поговорка цветочек, пословица — ягодка.
2 юноша: Слово — серебро, молчание — золото.
3 девушка: Золотое слово — вовремя сказанное.
3 юноша: Смелость города берет.
Хозяйка: Один в поле не воин.
Хозяин: Любишь кататься — люби и саночки возить.
Хозяйка: Ну, ладно, хватит, вы просто молодцы!
Так ведь это, как говорится, — шила в мешке не утаишь.
Хозяин: К нам идет Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!
Хозяйка: Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
Народные гадания (Каждая девушка кладёт в шапку колечко, а хозяйка показывает колечко и называет отличительную черту девушки, а парни стараются угадать) Каждый находит себе пару.
Игра «Ручеек»
Стук в дверь.
Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!
1 скоморох. Эй, девчоночки – подружки, веселушки, хохотушки,
Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,
Веселее попляшите, всех гостей повеселите!
2 скоморох. Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.
Развеселая гулянья, всех зовет за ворота!
Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!
Это верно совершенно, что картошка без костей!
Плетень
Все берутся за руки и поют:
Заплетися плетень, заплетися;
Ты завейся труба, золотая;
Завернися, камка кружчатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
Тига, утушка, домой,
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом,
Сама сереньким.
Ой свет, сера утица!
Потопила малых детушек
И в меду, и в патоке,
И во явстве сахарном.
Я старым старикам –
Киселя с молоком;
Молодым молодкам –
Шелковую плетку,
А красным девицам –
Белил да румян.
Расплетися плетень, расплетися;
Ты развейся, труба золотая;
Развернися, камка кружчатая!
Из-за гор девица утей выгоняла,
Тига, утушка, домой,
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом,
Сама сереньким.
Ой, свет, сера утица!
Вынимала малых детушек
Из меду, из патоки,
Из явств сахарных.
При пении делают самые разнообразные фигуры. Например:
1. При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих.
2. Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом.
3. Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.
1скоморох. Это только присказка, а сказка будет впереди,
Приготовься и гляди!
2 скоморох. Вдоль улицы во конец шёл удалый молодец,
Не товар продавать, себя людям показать!
1 скоморох. Что за славный денёк! Собирайся куманёк,
Будем шутки шутить, да гостей веселить
2 скоморох. Погоди честной народ, отдохни немножко,
Василиса к нам идёт, поразвлечь немножко!
В избу входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках под русскую народную песню « Калинка».
Василиса. Я весною на завалинке посиживаю,
А зимою в горнице полеживаю,
Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю,
Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу!
Василиса садится на скамейку, достает из корзиночки карточки с загадками, загадывает ребятам.
1. В избе – изба, на избе – труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)
2. Стоит бычок, подбоченевши бочок, шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
3. В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Василиса: Девицы – красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок?
Девушки поочередно называют пословицы и поговорки.
Девицы: « Долог день до вечера, коли делать нечего»; « Труд человека кормит, а лень портит»; « Умелые руки не знают скуки»; « Землю красит солнце, а человека труд».
Василиса: Молодцы девицы – рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли вы, кто и когда в ноябре именник?
Девицы: « Коль на Якова 5 ноября мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия 8 ноября оттеплеет, то всей матушке – зиме быть с теплинами»; «С Ераста 23 ноября жди ледяного наста».
Василиса: Спасибо вам, девицы – красавицы! Потешили вы меня.
Хозяйка: Да и сами натешились!
1 девушка: Ну, друзья и подружки, все хорошо, поплясали, немного пошутили, пора и по домам!
1 юноша: Гармонь проводит, а гармонист скучать не даст
Девушки исполняют прощальные частушки:
Начинай — запевай. Пойдемте, девочки, домой,
Каждому известно — Я уж насиделася,
Нам работать веселей Моего милого нет —
С пляскою и песней! На ваших нагляделася.
Пойдемте, девочки, домой,
Пойдемте, ягодиночки,
Дадим хозяевам покой,
Закончим вечериночку.
Анкета – заявка
на участие в областном конкурсе методической продукции
«Устное народное творчество в детских досуговых мероприятиях – современный взгляд»
- Территория: Оренбургская область, Тоцкий район, поселок Суворовский, переулок Школьный, дом 11.
- Учреждение: МАОУ Суворовская СОШ
- Ф.И.О. автора сценария: Павельева Юлия Николаевна
- Должность: учитель, I категория.
- Название сценария, заявленная номинация: “Посиделки на Кузьму – Демьяна” — сценарий народного праздника.
Директор школы ________________Е.Н. Ковешникова
Областной конкурс методической продукции
«Устное народное творчество в детских досуговых мероприятиях –
современный взгляд»
Сценарий фольклорного праздника
“Посиделки на Кузьму – Демьяна”
Номинация: сценарий народного праздника
Возрастной адресат программы: для детей среднего школьного возраста
(5-8 классы)
Автор: Павельева Юлия Николаевна,
учитель первой категории
МАОУ Суворовская СОШ
поселок Суворовский – 2014 год
Народный календарь.
14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
музыкального фольклорного наследия. - Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
фольклора, развивать творческое мышление. - Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
и детей дошкольного возраста.
Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.
Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.
Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.
Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.
Ход праздника
Ведущая:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.
Хозяин:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.
Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.
1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!
2-я девушка: И пироги, и яички!
3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.
Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.
4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.
& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.
Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.
Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?
Хозяин: Скоро, скоро будут!
Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!
1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!
2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!
& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.
Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?
& Дети исполняют танец “Прялица”.
Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.
Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!
3-я гостья:
Туда голуби не летают,
Где их привечают.
Хозяйка:
Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.
4-я гостья:
Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.
Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяин:
Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!
Хозяйка:
Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!
& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”
Стук в дверь.
Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!
& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”
Заходят мальчики с Дедом Трифоном.
Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.
Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.
Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.
1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.
2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!
3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!
4-й мальчик:
Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!
5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!
Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.
& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.
Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?
Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?
& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”
Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.
& Исполняется “Парная пляска”.
Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!
Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.
& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”
Хозяйка: Венчать их пора, венчать!
& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.
В конце песни чучело падает.
Невеста: Ох, упал, родимый!
3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.
4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!
& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)
5-я гостья:
Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?
Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.
& Исполняется общий танец на соломе.
Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»
Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о русском фольклоре; пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа .
Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.
До начала праздника звучат русские народные песни.
Фонограмма: деревенской жизни.
Выход ведущей
Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.
Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.
Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.
Ребенок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посидели
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом ,явно без конфет
Как и нынче мы общались.
Без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хорошие
Словом эти посиделки
Были праздником души.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.
На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.
Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.
Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.
Ребенок: Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Отдых- это не безделки,
Время игр, новостей.
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Ведущая: В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;
в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.
ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ
1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей
Это просто враки! Поросенок рылся
Куры съели петуха, — И нечаянно хвостом
Говорят собаки. К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега,
Новая рубашечка, Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка. Надевает сапоги.
5. Утром рано на заре,
В полдень на рассвете
Баба ехала верхом
В расписной карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает — то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.
ИГРА
Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.
Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются
Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки
Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.
Плывут по небу облака Вам понравились загадки.
Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.
ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.
состязание первыми начинают сами участники.
СКОРОГОВОРКИ.
На дворе трава. На траве дрова.
Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры
Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры
Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.
ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.
Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.
ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ»
Ведущая: Девушек на Руси называли, красны девицы, а парней — добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев.
ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК
Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.
Загадки ребята загадывают для зрителей.
Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.
ЗАГАДКИ
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Сама не ест, а всех кормит (ложка )
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).
Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).
Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).
Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).
Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?
Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.
Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.
ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…
Ведущая: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»
Елясова Наталья Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «ДСКВ №86» МО г. Братска
Цель:
- Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, русские народные музыкальные инструменты, кухонная утварь. До начала праздника звучат русские народные песни.
Ведущая: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были, когда люди собирались на посиделки.
1 ребенок: На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели, да водили хоровод.
2 ребенок: Добрым чаем угощались с медом, явно без конфет!
Как и нынче мы общались. Без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки, были праздником души!
3 ребенок: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.
Отдых — это не безделки, время игр, новостей.
Начинаем посиделки для друзей и для гостей!
Ведущая: Сей избы хозяйка — я, всех приветствую, друзья!
Как изба наша тепла, и уютна, и светла!
Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!
В ней хозяевам не тесно и гостям здесь хватит места.
4 ребенок: Наша изба ровно тепла. Где тепло, тут и добро!
На дворе-то метель, а у нас-то тепель!
5 ребенок: Зимний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу, то немного попряду.
Позовем — ка мы девчат на посиделки!
6 ребенок: Эй, девчонки – девчушки, веселушки – хохотушки!
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!
(Звучит музыка, входят дети с подарками: каравай, пирожки, крендельки, петушки на подносах; платки)
7 ребенок: Вечер добрый, хозяюшка! В избу твою жаркую мы пришли с подарками!
8 ребенок: Как на наши посиделки, на расписной тарелке,
несем вам хлеб и соль, угоститься все изволь!
9 ребенок: И пирожки горячие! С пылу, с жару! Пряники печатные, ароматные!
10 ребенок: Баранки, крендельки, карамельки, петушки!
11 ребенок: А вот платки цветные, с каймою по краям,
На них цветы большие растут на диво нам.
Ведущая: Ой, девчата, молодцы! Как подарки хороши! Проходите, гости дорогие! Наша изба – полна тепла! Давно Вас ждем – поджидаем, без Вас песен не запеваем! Дружно весь честной народ песню русскую поет!
Песня «Русская песня — русская душа»
Ведущая: Делу время – потехе час. Ну-ка, девочки, скорее выходите,
По ведерку вы возьмите, хоровод вы заводите!
Танец «С ведерками» (исп. Ю.Сильверстова)
Ведущая: Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже. Пословицу сказал – что ягодку сорвал. Я начну, а вы продолжайте, родители тоже нам помогайте!
«Доскажи пословицу»
- Волков бояться…
- Шило в мешке…
- Сделал дело…
- Без труда…
- Лес рубят…
- При солнышке – тепло..
- Хочешь, есть калачи…
Ведущая: Но в старину на посиделках не только пели, да плясали, но еще и трудились, и в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Ведущая: Ай да молодцы, славно у вас получается. Девчата, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Верно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает. Песню для нее споем!
Песня «Русская печка»
(муз. и сл. И. Ростовцевой)
Ведущая: Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?
Созывайте всех гостей, да вставайте в круг скорей.
Вы кружок не разбивайте, веничек передавайте.
На ком веник остановится, тот и загадку отгадывает.
Игра «Веник»
(Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.
Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку).
Загадки:
1. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок добрый русский наш —Рожок
2. Деревянные пластинки, стучат, звенят – плясать велят! —Трещотки
3. Три струны, ее узнай-ка, заиграла — Балалайка.
4. Без нее деревни скучно, вместе с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка под веселую — Гармошку.
5. Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем — Ложка!
Ведущая: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
Оркестр «Я на горку шла»
Ведущая: Очень наш народ на таких посиделках любил петь частушки. Эй, девчонки – хохотушки и, запевайте-ка частушки, запевайте по-быстрей, чтобы было веселей!
12 ребенок: Мы частушки запоем, запоем мы громко,
Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.
Частушки
Ведущая: Весело спели! Молодцы! А гости наши дорогие знают частушки?
Родительские частушки
1. Разрешите в этом доме,
Разрешите поплясать,
Мы не буду сильно топать,
Только будем припевать.
2. Самовар, ты самовар –
Золотая ножка.
Я посеяла горох –
Выросла картошка!
3. Поленился утром Вова,
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
4. Пошла курица в аптеку,
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи,
Чтоб любили петухи!»
5. Ой, подружки, мы наденем
Платьице с горошками.
Будем мальчиков любить,
Которые с гармошками.
Ведущая: Наши мамы молодцы! Мы от них не отстаем, платочки в руки все возьмем!
13 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в этом доме половицы лопнут?
Танец «Матрешки»
Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: до новых встреч!
Ведущая: А на прощанье желаем тому, кто в этом дому,
Чтобы все здоровы были,
Чтобы праздники любили,
Да обряды не забыли.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Автор: Яишницина Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад №28″Огонёк»
Населённый пункт: г.Бердск
Наименование материала: Сценарий
Тема: Ноябрьские посиделки
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Яишницина Н.П
.
НОЯБРЬСКИЕ
ПОСИДЕЛКИ
НОЯБРЬ
ПРИШЕЛ
–
ЗИМУ
НА
РУСЬ
ПРИВËЛ
!
»
Зал украшен под деревенскую избу
: печка, возле печки ухват, дрова, стол
с самоваром и баранками, скамейки, дорожки тканые.
Действующие лица
: хозяюшка, соседушка, гости, девицы – рукодельницы,
молодцы, дочка хозяюшки.
Музыкальное оформление
: балалаечные наигрыши.
ПРОЛОГ
Хозяюшка с дочкой готовятся к встрече гостей, прихорашивают свою избу.
Появляются первые гости (дети подготовительной группы)
1
Здравствуй хозяюшка, можно в твоей избе погреться?
2
На улице холодно, ручки, ножки озябли.
Хозяюшка
Здравствуйте милые детушки! Проходите в избу, к печке поближе
садитесь,
грейтесь,
всем
места
хватит!
Вот
ведь
Бог
послал
голубочков! А доченька моя тоже подружек поджидает, рукоделием себя
занимает, а с подружками – то веселей работается!
Обращается к дочке:
Садись, доченька, у окошка, гляди на дорожку, подружек дожидайся, да
от работы не уклоняйся, а я гостей наших – детушек согревать буду.
Обращается к детям — гостям
:
Детушки мои дорогие, голубчики сизокрыленькие, согрелись ваши
ножки?
А
чтоб
еще
теплее
вам
стало,
давайте
поиграем
в
игру
«Растяпа».
(Хозяйка объясняет правила игры, поет песню «Ясен сокол по небушку
летал».
В
разгар
игры
раздается
стук
в
дверь.
Хозяйка
садит
детей
на
скамейку и идет открывать. На пороге соседушка)
Соседушка
Мир твоему дому, Натальюшка!
Хозяйка
С миром принимаем, Марьюшка
!
Соседушка
Иду мимо дома вашего, слышу смех., да веселье, детские голоса
разливаются,
что колокольчики, а я – то своих детушек погостить
отправила, соскучилась уже по ним, можно мне с вами остаться?
Хозяюшка
Конечно, Марьюшка, проходи, гостем дорогим будешь. А у меня нонче
много детушек, замерзли пташки, погреться зашли, да вот доченька еще
своих подружек поджидает, весело нам сегодня будет!
I
действие
Дочка
Мама, мама, подруженьки идут!
(слышится стук в дверь, входят подружки с рукоделием в лукошке)
Все
Здравствуйте, тетушка Наташа! Гостей не ждали?
Хозяюшка
А с чем гости пожаловали?
1
С рукоделием, да с песнями!
2
С шутками, да прибаутками!
Хозяюшка
Ну тогда милости просим, гости дорогие, проходите, да по лавочкам
рассаживайтесь. Давно мы вас ждем -поджидаем!
Соседушка
Ноябрь за окном – холодно, никак зима на Русь пожаловала? Вечера
стали длинными, да зябкими. А чтобы время скоротать, давайте-ка
друг друга позабавим: «Посидим рядком, да поговорим ладком». А
руки наших умелиц пусть рукодельничают. Кто знает загадки о том
что в избе имеется?
Девочки загадывают загадки
1р Кто в избе рогат?(У хват)
2р Кривая собака в печку глядит? (Кочерга)
3р Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит?
(Самовар)
4р Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)
5р Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча? (Печь)
6р Накормишь – живет, напоишь — умрет? (Печь)
7р Четыре братца под одним шатром стоят? ( Стол)
(Раздается стук в дверь. Хозяюшка идет открывать.)
Хозяюшка
Ой, кто это еще к нам в гости пожаловал?
Пойду посмотрю.
II действие
(В избу входит мальчик)
Все
Здравствуйте, тетушка Наташа!
1
Шли мы с помочей от дяди Ильи, дрова помогали ему раскладывать.
2
Он ведь старенький, ножки у него больные.
3
Увидели в твоем окне огонек. Да услышали голоса девичьи.
4
Захотели девчат развеселить.
Хозяюшка
(обращается к подружкам – рукодельницам)
Девочки, это хлопцы к вам!
5
Девочки девчоночки, пустите на вечерочки!
Дочка
Ну что, девочки, пустим ребят на посиделки?
Девочки
Пусть заходят, веселее будет!
( мальчики рассаживаются на скамеечки)
Соседушка
Девочки нам интересные загадки загадывали, а вы знаете какие-
нибудь?
Мальчик
Я знаю! Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку!
Хозяюшка
А вы, ребята, знаете игру про зайца?
( дети играют в игру «Заинька — горностаинька».
Соседушка
А вот интересно, когда началась осенняя охота на зайца — русака? В
каком месяце, то ли в сентябре, то ли в октябре, а может в ноябре? А
вы ребята не подскажите? (в сентябре)
Хозяюшка
А кто знает поговорки про сентябрь?
Поговорки про сентябрь
1
Холоден сентябрь, да сыт.
2
Сентябрь без плодов не бывает.
3
Сентябрь птиц в дорогу торопит.
4
В сентябре главный праздник — Осенины- встреча осени.
5
В сентябре синица просит осень в гости
Хозяюшка
А вы, ребята, умеете звать осень в гости? А для этого надо знать особые
песни – заклички.
Соседушка
А как вы это делаете?
(дети встают в круг и водят хоровод против солнца, а затем по солнцу,
2 раза пропевают закличку)
Закличка Осени
Осень, осень.
В гости тебя просим.
С богатыми дарами,
Ржаными пирогами
.
Хозяюшка
Ай, молодцы, детушки! Коль вы так славно умеете осень звать, она
неприменно придет.
Соседушка
(подхватывает) и гостей с собой приведет, осенние месяцы:
сентябрь, октябрь, ноябрь.
Хозяюшка
А ну, ребятишки , про октябрь и ноябрь вы поговорки знаете?
III действие
Поговорки про октябрь
1
Плачет октябрь холодными слезами.
2
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
3
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Хозяюшка
Ах, молодцы, детушки, а капусту завивать тугую. Да крепкую
хороводами умеете?
(дети становятся в хоровод)
Хоровод орнаментальный
«Вью, вью я капусту».
Вью, вью, вью, я капусточку, да
Вью, вью, вью, я капусточку.
Завивайся виллой кочешок,
Завивайся виллой кочешок.
Вью, вью, вью, я капусточку, да
Вью, вью, вью, я капусточку
Развивайся гнилой кочешок,
Развивайся гнилой кочешок,
Соседушка
Ну вот, кочанов навили хороших, крепких, всю гнилую капусту развили,
хватит и на зиму заготовить. Заготовили ребятки капусту на зиму?
(дети отвечают, садятся на скамеечки и выполняют пальчиковую
гимнастику)
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, 2р
Мы капусту режем, 2р
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, 2р
Мы морковку трем.
Соседушка
Ой, молодцы ребятки, много капусты насолили, на всю долгую зиму
хватит.
Хозяюшка
Славно вы рассказали про второй месяц осени октябрь. А чем же
ноябрь, последний месяц осени знаменит?
Поговорки про ноябрь
1
Ноябрь — месяц прилета зимних птиц.
2
В ноябре зима с осенью борются.
3
Не сковать реку зиме, без ноября – кузнеца.
4
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Хозяюшка
Действительно, ребятки, ноябрь самый холодный из осенних месяцев,
еще не зима, но уже предзимье.
Давайте поиграем в игру «Заморожу ручки».
«Заморожу ручки».
Два – три длинных кушака связываются по краям в круг. Дети держат
двумя
руками
кушак
и
продвигают
его,
перебирая
руками
против
солнца.
Ведущий (хозяюшка)находится внутри круга и старается задеть детей
своей рукой. Дети должны вовремя убирать руки, но при этом кушак не
должен упасть. Кого ведущий заденет, тот «заморозился». И садится
на свое место «отогреваться», т.е. выбывает из игры.
Хозяюшка
Уж устал мороз морозить ручки ребят, пора ему и отдохнуть, зима еще
не
набрала силу, нет еще ее верных помощников – зимних месяцев.
(обращается к соседушке) Марьюшка, потешь нас своими загадками,
знаем мы какая ты затейница.
Соседушка Загадки
1
На тонце, на деревце животы наши качаются ?(хлебный колос)
2
Маленький, горбатенький, все поле обежал и весь хлеб повалял?
(серп)
3
Лежит мужичек в золотом кафтане, подпоясан, да не поясом, не
поднимешь, не встанет ? (сноп)
Хозяюшка
Жнем молодые,
Серпы золотые.
Уж, вы, жните, жните,
Жните, не ленитесь.
А обжавши нивку, пойте, веселитесь.
Жнем, звали себе в помощницы
Главную жницу — Богородицу:
«Ты Пречистая мать,
Ходи бороду полоть
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом».
Борода – это
последние несжатые и украшенные колосья на
обжатой ниве. Раньше считали, что в них живет дух хлебного поля,
хозяин урожая. Сквозь эту бороду пропускали маленьких детей, чтоб
они росли сильными, да здоровенькими, чтоб зимой их никакая хворь
не взяла.
(обращается к детям)
Хотите и вы быть здоровыми и сильными? Мы с Марьюшкой будем
держать украшенную жнивную бороду, а вы под ней пробегайте.
( дети по очереди пробегают под украшенными хлебными колосьями и
садятся на свои места. Хозяюшка соседушкой держат колосья и поют
песню:
«А я, молоденька, рожь топчу».
Уж мы вьем, вьем бороду,
У Василия на поле.
Завиваем бороду,
У Иваныча нашего.
На ниве великой,
На полосе широкой.
Хозяюшка
Песни звонкие летят
Пляски весело дробят.
Хозяину хлебного поля
Душу веселят.
Танец «Во саду ли, в огороде».
( дети танцуют бытовой танец «Во саду ли, в огороде», записанный в
Новосибирской области)
Соседушка
Ох, засиделась я с вами, хорошо у вас, весело, да пора мне уж домой
собираться
.
Дети
1
Да и нам пора, тетушка Наташа!
2
Время быстро полетело, погляди, солнце село!
3
Спасибо, тетушка Наташа, за за приют, за ласку.
Хозяюшка
Спасибо и вам детушки, что не забываете дочку мою, дом наш стороной
не обходите, веселье в дом приносите.
Спасибо и тебе Марьюшка, что разделила с нами веселье наше.
Спасибо и вам гости дорогие! Надеемся согрелись ваши озябшие ручки
да ножки! Не обходите наш дом стороной, приходите еще в гости!
( все гости расходятся, хозяйка с дочкой провожают гостей)