Сценарий фольклорного праздника осенние посиделки подготовительная группа

Цель:- Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.- Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.- Вызвать интерес к русской народной культуре, вос

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

в подготовительной группе

Цель:

— Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

— Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.

— Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

— Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.

— Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки.

— Знакомство с особенностями русского народного костюма.

— Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты:  декорации деревенской избы, ворот; плетень  русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок

Ход праздника

Появляются  в русских сарафанах   Петровна и Михайловна,  беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие  моря.

Стало всё вокруг  уныло, снова осень наступила.

Огород  пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт,  на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт?  Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

 Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок:  Отдых –  это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и  для гостей.

2 ребёнок:  Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем  осенние песни петь, стихи  рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

1-й ребёнок.Быстро лето улетело

Перелётной птице вдаль

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребёнок.Одарила гостья – осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовков лесных грибов.

3-й ребёнок.Только лето проводила

И немного загрустила.

И не ест и не пьёт,

Только горько слёзы льёт

4-й ребёнок.Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостные встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Ах, какая осень» З. Роот

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной  вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают).  В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна,  сядем рядышком на лавке

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают  в сундучок).

-Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Игра с коромыслами

 Михайловна:  А вот ещё загадка из нашего сундучка.

-Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Ребёнок:

Сыплется под ноги дар удивительный

Гроздья, как бусы осенней порой

Нет на Руси ничего удивительней

Ягоды поздней, калины лесной.

Хоровод «У калинушки»

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка —

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай —

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!
Петровна:Да….Красива природа осенью, нарядна и щедра земля осенней порой, вот уж и не слышно птичьего пения….

 Михайловна:     Слышь, Петровна, в ухе гудит что-то?

 Петровна:          Да полно те, это комары звенят!

 Михайловна:     Слышь, Петровна, а теперь тарахтит что-то?

 Петровна:        И правда… Это ж у наши трактористы с поля возвращаются!

Заходите гости дорогие!

Танец трактористов

(рассаживаются)

Михайловна:     Тара, тара, тара,ра

Идут гости со двора

Песни петь и плясать, всех вокруг забавлять!

Мальчик:

Проходи, честной народ не пыли дорожка

Добры молодцы идут погулять немножко!

Мальчик:

Девочки, беляночки, где вы набелилися?

Девочка:

Мы вчера коров доили, молоком умылися!

Мальчик:

Вы послушайте, ребята, нескладуху будем петь

На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!

Девочка:

А я умница, я разумница, про то знает вся улица

Петух, да курица, кот, да кошка
Мой друг Тимошка и я немножко

Мальчик:

Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас

Повезу свою подружку всем ребятам на показ

Девочка:

У меня на сарафане косолапы петухи

Я сама не косолапа- косолапы женихи!

Все: Вот дали!

Песня «Вот дали!»

Петровна(заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко,  выглянет на свет … (картошка).

Разве в огороде пусто,  если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку,  можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг,  слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы,  и  зовут их… (огурцы).

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное.

 Петровна:          Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

 Пугало:     Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

 Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

 Пугало:     Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй.  Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

 Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

 Пугало:     Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна:     Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

 Пугало:     Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

 Михайловна:     Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети:          Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало:     Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню!  А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи  от фруктов».

Пугало:     Вот здорово!

-Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости  через год (уходит).

Петровна:          Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

-Что  же это за тряпочки?

Михайловна: да это уже какие-то ветошки у нас в сундучке!

Петровна: Михаловна, да это же мои ленты, я их в молодости бывалоча носила!

Михайловна: так что ж ты, Петровна, какие старые ленты в молодости носила?

Петровна: Да это они сейчас старые, а тогда они были, новы да красивы! Как щас помню, так бы и пустилась в пляс!

Михайловна: Нет, с таким тряпьём ты всех гостей распугашь!

Петровна: Ой, а что ж делать-то? Ребятки подскажите!

Дети: новые купить!

Петровна и Михайловна: А где?!

Дети: (подсказывают)

Стук в дверь. Под музыку заходят купцы с ярмарки.

Песня Ярмарка

Купец 1: Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Петровна: Вы на ярмарку ходили, что же там вы накупили?
Купец 2:

Матрёшки деревянные — разноцветные, да румяные!

Ложки деревянные, 
расписные, разные,
Сами пляшут и играют и народ потешают!
Щечки алые, платочек, по подолу цветики,
Весело кружатся, как яркие букетики.

Купец 3:
Петровне — серёжки!
Михайловне – лукошко!
А Ванюшка-Ванюшка
Купил всем по подушке!
А сестрёнке ленту по самые коленки.
ребёнок:

Что вы гости туту сидите?

Аль играть вы не хотите?

Друг за другом становитесь

и за ленточки беритесь!

игра с лентами

Все встали в круг. Выбрали «Ваню».

Поют: Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать (2 р)

Кому ленточку отдать

 (выбрал девочку, под смену музыки девочка догоняет «Ваню», танцуют, далее девочка выбирает мальчика, игра продолжается)

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок:    Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна:  Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

Ребёнок:    Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А  теперь, ай-да , ребята, с пирогами     чай   попьём! 
(звучит музыка, дети уходят)

Песня «Русский чай»

музыка и слова А. Фроловой
1. Если вдруг у друга праздник, 
Среди угощений разных
Непременно за столом
Вас побалуют чайком. 
Припев:
Чай с вареньем, 
Чай с печеньем, 
Чай с хорошим настроеньем, 
Чай с малиновым листом 
Соберет всех за столом. 
2. Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!

Сценарий фольклорного досуга в подготовительной к школе группе «Осенние посиделки»

Все дети и воспитатели одеты в народные костюмы, либо элементы костюмов.

Ведущая — воспитатель, Хозяюшка — воспитатель, Хозяин — ребенок, гости — дети.

Ведущая:

На завалинках, в светелке Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки Пожилых и молодых,

При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели И водили хоровод.

Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

Вход. Песня «К нам гости пришли!»

Хозяюшка:

Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник радостный!

По обычаю старинному посиделками называется.

На крыльце мы вас встречаем С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном С белоснежным рушником!

Хозяин:

А еще мы соль подносим, Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг, Принимай-ка хлеб из рук!

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяюшка:

Здравствуйте, проходите. Будьте как дома.

Гость:

Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяин:

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Гость:

Гости — люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Гость:

Дома сидеть, ничего не высидеть.

Вот и решили мы на людей посмотреть, да себя показать.

Гость:

Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяюшка:

Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник Осенних посиделок без вас не начинаем.

Ребенок:Осень! Осень! Сноп последний носим.
Приходи с ливнем, С хлебом обильным,
Со льном высоким, С корнем глубоким,
С толком, обмолокой, Золотым венцом!

Песня «Ласковая осень»

Хозяюшка:

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Гость: Эх, вы, сени, мои сени, Комары в щелях засели!

Дети: Их не видать! Их не видать!

Гость: Прусаки то тараканы Вдоль по печке поскакали!

Дети: Стали танцевать! Стали танцевать!

Гость: Дед да баба увидали, Всей деревне рассказали!

Дети: Смеху было – страсть! Смеху было – страсть!

Хозяюшка:Эй, удальцы — добрые молодцы, покажитеся, порядитеся, выходите танцевать да народ радовать!

Танец мальчиков «ОЙ, Варенька!»

Ведущая:Молодцы,ребята, славно танцевали!  Знаете, ребята, в старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. А еще , очень любили петь, да в игры играть! Вот весело было! Гость: Тень-тень, по-те-тень, выходите за плетень!

Игра «Тень — тень»

Тень, тень, потетень, Выше города плетень.
Сели звери под плетень, Похвалялись целый день
(На последнее слово все останавливаются).
Похвалялася лиса: Всему лесу я краса.
Похвалялся зайка: — Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи: У нас шубки хороши!

Похвалялись блохи: и у нас неплохи!

Похвалялся медведь: могу песни я петь!

Похвалялася коза: всем вам выколю глаза (ловит зверят.)

Хозяюшка: Хорошая игра, а звери какие красивые, да знатные! В игру поиграли, продолжаем посиделки устраивать да веселиться, пора бы и песню спеть.

Гость: Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Чайные частушки:

Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно,

Мы частушки вам споем И привет горячий шлем!

На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк Чайные частушки.

В магазине я купила Свежие лимончики.
Мы попьем чайку с лимоном, Сидя на балкончике.

Самовар поёт, гудит, Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар  Наш красавец самовар.

Говорят, что нынче вроде Самоварчики не в моде:

Начинаем пить с утра, К ночи выпьем три ведра.

Чашка синяя в горошек, Блюдце с позолотою.
Будем чай с вареньем пить Мы с большой охотою.

Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли, а теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали, ух!

Вед.  Ай, какие певуны голосистые. А ведь раньше на Руси какие музыканты – виртуозы были. Они на всем могли играть: и на балалайках, и на гуслях, и на ложках, и на колокольчиках… А уж какие плясуны были….

Выходят мальчики – ложкари.
1-й мальчик: Как у нашего соседа,
                    Весела была беседа!
2-й мальчик: Гуси – в гуси, утки – в дудки.
3-й мальчик: Чечетки – в трещотки
4-й мальчик: Чайки – в балалайки
5-й мальчик: Две синицы – крошки,
                    Заиграли в ложки.
6-й мальчик: А веселые скворцы
                    Заиграли в бубенцы!
Все: Играют, играют, всех потешают!

Ложкари «Барыня»

Хозяюшка:Ай — да славные ребята, ну какие молодцы! От души похлопайте им! Гости дорогие, хорошо поет, танцуете, играете, а загадки урожайные отгадывать умеете? Что значит урожайные, как думаете? (про урожай)

1. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая, На вкус, как сахар сладкая. (морковь).

2. Неказиста, шишковата, А придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

3. Расселась барыня на грядке, Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки И крупной соли пол мешка (капуста)

4.Белый и зеленоватый,Толстый и продолговатый,
На грядке он не новичок:Ведь очень вкусен… (кабачок)

5. Локоны зеленые у зеленой дамы,Деточек-горошинок полные карманы.
Дама романтична, как девушка Ассоль,Очень музыкальна. А имя как? (фасоль)

6.Это кто такой зелёный? Вкусный свежий и солёный?
Очень крепкий молодец,Догадались? (огурец)

7. Бывает он продолговатый,Зеленый, красный, желтоватый.
И сладкий, острый, иль душистый,Сухой бывает иль мясистый,
И мексиканец, и кореецЕго едят – ведь это… (перец)

8. Поле осенью промокло, Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садахМного яблок на ветвях. .
Что к зиме мы собираем?Как его мы называем? (урожай)

Хозяюшка:Скажите, девочки, какой подарок для вас сейчас самый любимый? (варианты ответов детей). А в старые времена красные девицы радовались, когда им дарили ленточки, которые они вплетали в косы или расписной платок, который бережно ложился на плечи красавицам. В таком платке красные девицы прогуливались по улице и пели душевные песни.

Песня «Осенний букет»

Вед.:Ах, какая красивая осенняя песня, молодцы!

А сейчас, собирайся, народ, Воевода играть зовет!

Игра «Воевода!»

Катилось яблоко В круг хоровода. Кто его поднял Тот воевода.

-Воевода, воевода Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

Гость:

Посидели, повеселились. Пора и честь знать.

Гость: В гостях хорошо, а дома лучше!

Ведущий:

Праздник закончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят.

Как быть? Проводить гостей – тоже традиция русского гостеприимства.

На прощанье им раздавали пироги, а назывались они – «разгоняи».

Правда, хорош обычай, когда с пирогом провожают? Вежливо и не обидно!

Гость: На новое вам лето, На красное вам лето,
Куда конь хвостом, Туда и жито кустом.

Гость: Куда коза рогом, Там и сено стогом.

Гость: Всех не спеть нам славных песен, Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесен, Как и вся Россия – мать.

Танец » От Волги до Енисея!»

Ведущий:

Всем спасибо от хозяев за улыбку и за смех.

За частушки, пляски, байки, благодарствуем мы всех.

Детей угощают конфетами.

5

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1.  Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1.  Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот расстался.

-Фома. Что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идет!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок. Иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит – надо идти!

-Что ваши девчата делают?

-Шьют, да поют.

-А матушки?

-Порют, да плачут.

-Фома. У тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба — вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1.  (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1.  Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» — «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» — «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика»  Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» — — музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение

автор: Конькова Марина Владимировна

Музыкальный руководитель МДОУ “ДСКВ №59”

Сценарий “Осенние посиделки” подготовительная группа

            ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ (подготовительная группа) )

Ведущий1: Милости просим на осенние посиделки!

Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!

Гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Ведущий2: Гости в сборе, пора праздник  начинать,

                         Музыкальный вход “Осень золотинушка»

Дети: Клин курлычет журавлиный.
            В поле чисто – хоть пляши.
          Осенины, ПОСИДЕЛКИ,  

           Светлый праздник для души.

Всюду яркие картины,
Сочным маслом их пиши.
Осенины, посиделки,
Светлый праздник для души

                     Песня про осень

Ведущая1;   В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было,то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

 Ведущая2: И мы сегодня с вами  собрались на посиделки.   У нас для каждого найдется и местечко и словечко!   

 (Звучит музыка, любая русская народная )  

Ведущая 2: А вот и еще   гости пожаловали .  

Появляются Забава .

Забава: Здравствуйте! Пришла я к вам на осенние посиделки. А зовут меня Забава.   Пришла у вас погулять на ребят посмотреть,да  себя показать.

               Припасла я   для вас забавушек  на всякий вкус –                          

               Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,                

               Щёлкают орешки,       да говорят потешки.

 Сценки детей.

1.

– Федул, что губы надул?

– Кафтан прожёг.

– Можно зашить?

– Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Да один ворот остался!

2.

– Сын, сходи за водой.

– Да живот болит.

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

3.

– Фома, что из лесу не идёшь?

– Да медведя поймал.

– Так веди его сюда.

– Да он не идёт.

– Ну, так сам иди.

  • Так он и меня не пускает.

4.

-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Петру помогаю.

-А что Пётр делает?

-Да на печи лежит.

5.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка : Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяйка: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Забава;  А ну хватит вам болтать,  Время пляску начинать.                         

Ребёнок.      Шире круг, шире круг!

                     Каблучков раздался стук,

                     Подбодри танцоров наших

                     Пусть они нам здесь попляшут.

                           Общий танец  «В роще калина»

Забавушка:   Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. 

                            Игра с родителями.

Скороговорки:  1.У осы не усы, не усищи, а усики.

  1. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  2. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Забава:     Ой, красны девицы , да добры молодцы!

                 На печи не сидите – на круг выходите.

                 Гостям честь окажем: на народ поглядите да себя покажите!

                                  Частушки.

Забава: Вот здорово! Какие веселые частушки! Хорошо у нас на посиделках, весело.

Ведущая:  Внимание! Внимание!  Всем Денисам и Катюшкам!

               Всем Антонам и Танюшкам!

               Приглашаем всех сейчас:  веселиться, петь, плясать,

               В игры разные играть!

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

Дети:  Сиди, сиди, Яша, ты забава наша.                               

                              Игра; «ЯША»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

Дети:  Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша.

Погрызи орехи Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Дети:  Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Забава: Ребята, а сейчкас загадки для вас.

Загадки 1.Есть спина, а не лежит,

                  Четыре ноги, а не ходит,

                  Но всегда стоит и всем сидеть, лежать велит. (Лавка.)

  1.       Бабушка седа – бела, зимой всем мила,

          А как лето наступает  про бабушку забывают. (Печь.)

  1.       Из липы свито  дырявое корыто.

          По дороге идет, клетки кладет. (Лапти.)

4 .      Рогат – да не бык, хватает – да не сыт,

         Людям отдаёт, сам на отдых идёт. (Ухват.)

                                Игра с коромыслами.

Забава: Праздник наш сегодня весел, так давайте поскорей             
              Дружно все  споем мы песню и порадуем гостей.                              

                              Песня «Осенью»

Ведущая:  Ото всех дверей, ото всех ворот

               Выходи скорей, торопись, народ!

               Будет музыка играть, а  вы вместе танцевать.

 Дети:    Мы танцуем с настроеньем, 

               Как кадриль ты хороша! 
              Засверкала вдохновеньем 
              Наша русская душа. 
              Нет прекраснее кадрили – 
              Русский танец озорной!
              Наши бабушки любили,
              Потанцуем мы с тобой.       

                                Кадриль.

Забава:  Но ведь посиделки – не только безделье, но и рукоделье.

               Расскажите нам, девицы, все ли здесь вы мастерицы?

1девочка:      Я платочек вышивала розами-мимозами,

                      Алу ленту повязала под русыми косами.

2 девочка:     А мы с подружкой – пряхи, у каждой по рубахе.

                       К зиме ниток напрядём, полушубочек сошьём!

3девочка:     Я для маленькой сестрички навязала рукавички,

                     А для старой бабушки навязала варежки!

Забава:         Ай да затейницы! Посмотрим, какие вы трудолюбивые,

    да и мальчиков приглашаю поиграть и девочкам помочь клубочки смотать

Игра-аттракцион «Чья пара быстрее клубок смотает»

Ведущая:  А сейчас игра зовет, становитель в хоровод.

Народная игра «Никанориха»

(Дети идут хороводом вокруг Емели)

Дети:  Никонориха гусей пасла,

           Да пустила в огород козла,

           Никонориха ругается,

            А козёл-то улыбается

(Дети топающими шагами идут врассыпную по залу, а с окончанием музыки останавливаются, находят пару и берутся за руки. Оставшемуся без пары, все хором говорят: 1-2-3-козлик ты!  Игра повторяется ещё раз)

Забава: Мы веселье продолжаем гостей  на пляску приглашаем!

Игра «Опаньки»

Забава:  А сейчас чтоб всех потешить к нам оркестр сюда идет.

Эх , оркестр народный!  Раздольно-хороводный!

То он плачет, то хохочет с нами делает , что хочет.

                      ОРКЕСТР

Дети:  Мы делились новостями,

            Мы старались вас развлечь.

            Мы прощаемся с гостями,

           Говоря: до новых встреч!

 Ведущая:    И всем вам на прощание 
                  Я от всей души желаю:
                  Пусть будет у вас весёлым досуг.
                  Пусть к вам не приходит недуг.
                  И жить  вам  – не тужить!

Забава:  Праздник наш мы завершаем вкусным, пышным караваем.

              Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Ведущая: Приглашаю всех на чай, чтоб веселье продолжать, посиделки  вспоминать!

Забава: До свидания! Всем вам жить, да не тужить, до ста лет дожить!

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.

Цель: проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской традицией — осенними посиделками — и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации: 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно):

— Отошла пора работ —
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

— Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета —
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

— Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

— Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

— Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

— Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

— Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

— Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

— Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

— Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

— Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

— Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

— Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

— Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

— Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица:

— Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

— С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

— С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

— Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

— Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

— Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

— Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

— Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

— Милости просим!

Матвеевна:

— Мир вам, гости дорогие, 
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

— Встречу теплую такую 
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

— Хлебосольством да радушием 
Знаменит родной наш край. 

Еремеевна:

— Здесь для вас обряды русские 
Да медовый каравай. 

Матвеевна:

— Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

— А вы, молодцы-удальцы, — на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

Ведущий (Голос за кадром):

— На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

 При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

— Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

— А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

— Хорошие!

1-й гость:

— Колос от колоса не слышно голоса.

2-й гость:

— Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

— Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

— А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

— Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

— А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

— Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

— Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

— Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

— Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

— Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна.

— Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

— А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

— Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

— Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

— Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

— Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

— Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

— Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

— Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

— У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

— Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

— Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

— Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

— Репа — овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой —
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

— Главный все же
Мой здесь голос!
Это я – пшеничный колос!
Налит солнцем и теплом,
Хлеб принес я в каждый дом.

Все:

— Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

— А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму — труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

— Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

— Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

— Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

— Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

— А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

— А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

— Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

— А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

— В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

— А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

— А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

— Не знаем! А какие?

Матвеевна:

— Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

— Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

— А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

— А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

— Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

— Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

— Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

— В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

— И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

— У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

— Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

— Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

— А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

— Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

— Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

— 27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется — тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

— Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

— Хороший урожай собрали!

Вместе:

— Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

— Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

— Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

— Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил — откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

— Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

— Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

— Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

— За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». — М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий форд боярд на день рождения
  • Сценарий фольклорного праздника осенины на руси
  • Сценарий царевич несмеян
  • Сценарий фольклорных посиделок яблочный спас
  • Сценарий фольклорного праздника ноябрьские посиделки