Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ленинская основная школа»
Детский фольклорный праздник «Рождественские посиделки»
д.Городище
2017 год
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
(К.Д. Ушинский).
Пояснительная записка
Дети должны знать, понимать и уважать основы той культуры, в которой они живут. Христианская вера столетиями формировала облик русского народа и национальную культуру. Знакомство с фольклорными произведениями и произведениями декоративно-прикладного искусства дают детям представление о том, каким был образ жизни русского человека в прошлом; как трудились и отдыхали, чему радовались и отчего огорчались люди; каковы истоки духовного мира и нравственности современного человека. Народная культура укрепляет связь между поколениями, способствует формированию у детей лучших человеческих качеств.
Тема фольклорного праздника — «Рождественские посиделки».
Цель: знакомство с обычаями и традициями празднования Рождества.
В ходе реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
— формирование уважения к народным традициям;
— воспитание интереса к истокам и истории русского народа;
— воспитание нравственных качеств личности;
— развитие творческих способностей детей;
— обучение коллективному взаимодействию.
Фольклорный праздник – мероприятие, в которой принимает участие вся малокомплектная школа ,и который является итогом большой работы по изучению устного народного творчества и традиций празднования Рождества. Составляется план работы по теме, каждая группа получает задание. Ребята самостоятельно находят прибаутки, потешки, загадки, колядки. Разучивают народные песни, игры, хороводы. Знакомятся с традициями празднования Рождества. Составляется, обсуждается и утверждается сценарий праздника.
Подготовка занимает 1- 1,5 месяца. Фольклорный праздник проводится в конце II четверти.
Ход мероприятия
(На сцене деревенская изба. Старик дремлет на лавке. )
Ведущий:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
(Появляется старуха).
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба: Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое! В самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь)!
Баба: Нету дома никого!
Дед: Ты, пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!
Дед: Пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да уймись, ты! Не кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось!
Всё куда-то подевалось!
Дед: Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили
И работать как всегда.
Баба: И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Только то видать надежно,
Что дается нам трудом!
Открывай старуха дверь,
Что нам прятаться теперь.
Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след,
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенье, и соленье!
Хором: Заходите без стесненья!
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья да радости!
Хозяйка: Давно вас ждем, поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку!
(Дети проходят в избу, усаживаются на скамейки).
Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде.
1ведущий:
Наступило Рождество –
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
Ночки темные стоят
Звёзды ясные горят!
В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы — сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Песни русские попеть,
Погадать, судьбу узнать.
2 ведущий: Все на святки, все на святки!
Приходите-ка, ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами! Да?
Гость: Это что такое святки?
1 ведущий: Вы не знаете, ребятки?
Что ж придется рассказать
И, конечно, показать.
Святки двухнедельные рождественские праздненства. Рождество во все времена и для всех народов значило обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости.
Хозяин: В святки дня прибыло на куриную ногу.
Хозяйка: Зима за морозы, а мужик за праздник.
2 ведущий: С 7 по 19 января святки. Не было на Руси более весёлого праздника, чем святки. Все 12 святочных дней заполнялись выдумками и проказами. В некоторых местах святки называли колядами. А у нас как говорят: святки или коляды? У святок три обычая: ряженье, баловство и гадание. К святкам начинали готовиться задолго. Придумывали шутки, проказы, делали святочные костюмы и маски. Любили изображать медведя. Им наряжался парень. Он хоть и был медведем, но изображал разных людей (как баба идёт за водой, как девушка глядится в зеркало). По всем домам проходила толпа ряженых. Они колядовали, пели колядки. Ряженые приплясывали, играли на гармошках, смешили людей шутками. Колядовщиков встречали с радостью. С шумом и весельем молодёжь обходила все дома. За пение поздравительных песен было принято одаривать колядующих. Потом они собирались в избе и устраивали пир — съедали всё, что насобирали по домам. Девушки в святочные вечера гадали. Молодёжь устраивала посиделки в избах: пели, плясали, играли, водили хороводы.
Первая группа колядовщиков :
Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
На телят ,на жеребят и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток!
С Новым годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Хозяйка: Милости просим! Красному гостю — красное место!
Хозяин: Откуда пришли, гости дорогие?
Колядовщики:
-А мы к вам из деревни Потешкино!
-У нас всё задом наперед!
-Пойдёшь налево, придёшь направо!
-А живем мы под горой, на берёзе на большой!
-Когда надо умываться, мы на луг идём купаться!
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки. А знаете ли вы потешки?
Колядовщики: Как не знать? Знаем, конечно.
(Инсценирование потешек)
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно.
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.
— Фома, что из леса нейдёшь?
— Медведя поймал.
— Так веди его сюда.
— Да он меня не пускает.
Выход второй группы колядовщиков.
Смех потешки услыхали,
Сразу все тут набежали.
Где потешки поют,
Там и весело живут.
(Поют колядку «Воробушек летит»)
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, горница у нас большая, светлая, всем места хватит.
Хозяин: Откуда вы пришли? Долог ли был ваш путь?
Колядовщики:
— А мы живем в деревне Загадкино:
— У нас все избы полны загадками,
— А отгадки так и скачут по улицам.
— А живем мы и на горке, и под горкой,
— И у речки, и у моря,
— Чтобы не было никакого горя.
Хозяйка: С чем вы к нам прищли?
Колядовщики: С загадками.
Загадывают загадки.
Вырос куст из четырёх мест; на том кусту двенадцать гнёзд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких да семь чёрненьких. (Год)
Тонкий, высокий упал в осоку. Сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и ручей)
Один говорит: «Полежим, полежим». Другой говорит: «Побежим, побежим». Третий говорит: «Покачаемся, покачаемся». ( Берег, река, трава)
Хозяин: Да… Есть загадки в нашем крае
До чего ж мудреные!
Кто загадки отгадает, попадет в ученые.
Хозяйка: А что вы нам споёте, гости дорогие?
Исполняется русская народная песня «Дома ли воробей».
— Дома ли воробей?
— Дома кумушка.
— Что ж он делает?
— Болен лежит. («Воробей» жалуется, хор дает советы)
— Болят, болят пяточки.
— Поди, кум, ты в огород, сорви травки мяточки, попарь себе пяточки.
— Болят, болят плечики.
— Поди кум ты в огород, сорви травки гречки, попарь себе плечки.
— Болит, болит животок.
— Поди кум ты в огород, сорви травку репеёк, попарь себе животок.
Выход 3 группы колядовщиков:
Авсень, авсень! Завтра новый день!
Не дадите пирога, мы корову за рога!
Не дадите пышку —
Свинью за лодыжку.
Не дадите хлеба,
Стащим с печи деда.
Не дадите лапку,
Стащим с печи бабку.
Ой, мороз, мороз, мороз!
Не вели долго стоять,
Вели денег подавать.
Открывай, сундучок,
Подавай пятачок.
Пятачок мало,
Давай кусок сала.
Кусок сала мало,
Открывай банку,
Доставай баранку.
Хозяйка: Мимо не проходит, в дом заходите!
Колядовщики:
Здравствуйте, хозяин и хозяюшка!
Хозяйка: Откуда вы пришли к нам, гости дорогие?
Колядовщики:
— Мы пришли из деревни Веселухино,
— Где никогда не смолкает веселье.
— Где песни и пляски круглый год.
— А стоит наша деревня на перекрестке трёх дорог.
— Кто не пройдёт, всяк рассмеётся,
— Кто не проедет, всяк спляшет.
— Мы пришли к вам с хороводом, прямо к святным пирогам.
— С Рождеством вас поздравляем,
Низко кланяемся вам.
— Сеем, веем посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
— А теперь мы в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем.
Исполняется русская народная песня «Бояре».
(Хоровод стенка на стенку).
Бояре, а зачем же вы к нам,
Молодые, а зачем же вы к нам.
Княгини, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.
Княгини, а мы выучим её.
Молодые, а мы выучим её
Бояре, а чем будете учить?
Молодые, а чем будете учить?
Княгини, а мы плеточкой её!
Молодые, а мы плеточкой её!
Бояре, она плёточки боится,
Молодые, она плёточки боится.
Княгини, мы конфетку дадим.
Молодые, мы конфетку дадим.
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Княгини, а мы к доктору сведём.
Молодые, а мы к доктору сведём.
Бояре, она доктора боится,
Молодые, она доктора боится.
Княгини, открывайте ворота,
Подавайте нам невесту навсегда.
Хозяин: Лодырь да бездельник, им праздник и понедельник.
Хозяйка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки находишься и без рубашки.
Девочка: Вот работница, так работница!
Проснулась Ульяна не поздно не рано:
Люди косить, она голову мочить.
Люди сено грести, а она косу плести,
Люди жать, она на месте лежать.
Люди молотить, она пыль ворошить.
А обедать пойдут, и она тут как тут.
2 ведущий: Вы пришли к нам веселиться,
Погулять и порезвиться!
Приглашаем весь народ и в игру, и в хоровод!
Игра «Волк и свинка»
Выбирается волк. Считалочка.
Тики-таки, тики-таки
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить,
Выходи, тебе водить!
«Волк» садится на пенек, остальные отходят в сторонку и поют:
«Вкруг пенечка, вкруг кусточка, ох, видны, ох, видны волчий зуб, лисий хвост, медвежья лапа, заячий хвост».
Ребята перекликаются с «волком»:
— Эй, ты, волчиенька, эй ,ты, серенький,
Что ты в лесу живешь?
Детям честь не отдаёшь
Волк. А за что я буду давать, негде мне ночевать: нету избыньки, нету тёпленькой.
«Волк» прячется за куст, а к пеньку подбегает «свинка», садится на волчье место. «Волк» подаёт голос из укрытия:
— За кусточком сижу, на свинку гляжу. Хотел свинку хватать да вы начали кричать.
Дети предупреждают «свинку»:
— Свинка-черноспинка, лыкова щетинка, дубовый носок, соломенный хвосток, не ходи за кусток, там сидит серый волчок.
«Свинка» убегает, а дети, взявшись за руки, окружают волка и не пускают. «Волк, смотри, охотники идут, ружья несут». «Волк» пытается вырваться из круга. Если это ему удаётся, он догоняет «свинку» и перестаёт быть «волком».
Хозяин: А не померяться ли нам силой и ловкость, сударыни и добры молодцы?
Мальчик: Отчего ж не померяться?
Девочка: Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели, мы их подняли.
Получилась красота, получились непростые — золотые ворота.
Встала горка крута. Проходите, кто хотите в золотые ворота.
Игра «Золотые ворота».
Золотые ворота, проходите, господа!
Первый раз — прощается, второй раз — запрещается,
А на третий раз — не пропустим вас.
Дети проходят под поднятыми руками ведущих, которые по окончании слов , опускают руки и ловят их. Те, кого поймали становятся за одним из ведущих, получается две команды. Команды соревнуются в перетягивании каната.
Хоровод «Ой вы девки-молодки».
Ой. вы, девки-молодки, полно горе горевати,
Ох, и лёли, полёли,полно горе горевати.
Полно горе горевати, йдём по улице гуляти,
Ох, и лёли, полёли, йдём по улице гуляти.
Йдём по улице гуляти, музыкантов выкликати.
Ох, и лёли, полёли, музыкантов выкликати.
Ох, и лёли, полёли, музыкантов выкликати.
Музыканты разыгрались, девки лихо расплясались,
Ох, и лёли, полёли, девки лихо расплясались.
Ой, вы ,девки-молодки, полно горе горевати,
Ох, и лёли, полёли, полно горе горевати.
Хозяин: Спасибо за песни, за поздравления!
За это вам наше угощение.
А ну-ка, скажи хозяюшка,
Чем гостей будем потчевать?
Хозяйка: Бубликами с маком, орехами с таком, яблоком моченым да всяким добром печёным!
Девочка: (выносит на полотенце блюдо с блинами).
А вот колядные, блины ладные!
Ах, блины хороши, угощайтесь от души!
С пылу с жару, гривенник за пару!
Нажарила, напекла Акулина для Петра!
Все исполняют русскую народную песню «Блины».
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
Кадки новы растворили, полчаса блины ходили!
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
Растворили на дрожжах, не удержишь на вожжах!
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
Моя родная сестрица печь блины-то мастерица!
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
Напекла она поесть, сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
На поднос блины кладёт и сама к столу несёт.
Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои!
Гости будьте же здоровы, вот блины мои готовы!
Колядник: Чай попили, поплясали.
Что ж, хозяева устали, надобно домой идти, там гаданье провести.
За привет, за угощенье вы примите поздравления.
С Рождеством Христовым, хозяин и хозяюшка!
Все: Жить нам вместе лет до двести!
На новое лето, на красное лето,
Куда конь хвостом, туда и жито кустом!
Куда коза рогом, там и сено стогом!
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
Где труд, там и счастье!
Список литературы
1. Д.И. Латышина «Живая Русь». М., Центр гуманитарного образования,1995.
2. И.И. Даль «Пословицы русского народа». М.,Художественная литература, 1957.
3. М.А. Рыбникова «Загадки». М., Академия, 1932.
4. М.Н. Мельникова «Тридцать три пирога». Игры, считалки, скороговорки. М., Детская литература, 1973
5. Народное поэтическое творчество Смоленской области. Из Смоленского этнографического сборника В.Н. Добровольского. Смоленск, книжное издательство, 1954.
- 7 января 2021
На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. С 8 января начинались Святые дни – Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья.
По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. На взгляд самих поющих, напев «коляды» принято «тянуть в одно», петь в унисон. Ходили небольшими группами, причем группы формировались с учетом пола и возраста детей: мальчики ходили колядовать отдельно от девочек.
В зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение.
Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся».
Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав.
В условиях школы невозможно проводить все зимние праздники: Новый год, Васильев день, Рождество, Святки, Крещение. Рекомендую объединить их в одно представление, соблюдая лишь очередность в исполнении песен – Рождественских, Святочных, колядок… Между ними игры, хороводы и пляски.
Предлагаю вниманию вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Рождественский лужок», текст которого написан мною с сохранением некоторых фонетических особенностей Нижегородского диалекта.
Это вызывает особый интерес у детей, привлекает внимание взрослых и дает возможность всем участникам и гостям праздника почувствовать русский характер, насладиться яркой и сочной русской речью, живо ощутить связь с давними традициями нашего народа, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Россия. Главные роли в сценарии исполняют мальчики 7-10 лет.
Подготовка и участие мальчишек в фольклорном празднике, расширит детское представление о традиционной культуре и несметных песенных богатствах нашей Родины.
Движущей силой сценария станут подлинные образцы русского музыкального фольклора, которые будут подобраны организаторами мероприятия. Лучше, если ребята исполнят песни и пляски своего города, села… Это придаст празднику самобытность и особый колорит.
В целях познавательной паузы (обобщения и уточнения знаний участников праздника о традициях Рождества) мной была создана игра-презентация «Рождественский лужок». На мой взгляд, применение мультимедийных средств на фольклорном празднике повышают мотивацию, дают возможность активного участия в происходящих событиях, украшают и придают празднику особый колорит.
Красочное оформление презентации-игры «С Рождеством!» оставляет у присутствующих на празднике приятное эстетическое впечатление, а содержание (о традициях языком современного мира), раскрывая связь традиций и современности, увлекает в мир культурных поисков и самосовершенствования.
Цель: Приобщение школьников к русской традиционной культуре.
Задачи
- знакомство с обрядом колядования на Руси.
- совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью,
- развитие творческих способностей,
- формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в детском коллективе.
Предварительная работа
- познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;
- разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы (приложение №1);
- объяснить значение слов: «коляда», от латинского «выкликать». «Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера. «Колядовщики» – исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес», «сеять» – песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;
- вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки – сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;
- родители не забывают захватить гостинцы для колядующих.
Атрибуты и декорации
В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу.
Действующие лица
«Колядовщики» – мальчики в русских народных костюмах, «ряженые» – коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.
Ход праздника
За дверью слышатся шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проеме появляется козья голова, блеяньем она приветствует собравшихся. С пением в зал входит процессия детей и ряженых, впереди шествия — коза, Баба-яга несет мешок для угощения, вереницу участников замыкает медведь. Ребята становятся в полукруг, один обращается к гостям — зрителям, произнося стихи нараспев:
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Дети кланяются, запевают «Частушки».
Мальчик (призывно).
Ой, ребята, нонче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Мальчик (мечтательно).
Там блины, козули *
И кисель в кастрюле!
Ребята берут заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:
Звезда — моя!
А мой — месяц!
Вертеп — Мотьке,*
А коза — Володьке!
Все смеются, Володька (один из мальчиков) берет козу за поясок, коза «бодается». Володька гладит козу, приговаривает:
Володька.
Козушка моя серая
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка.
Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!
На слово «съел» коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:
Мальчик.
Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала…
Все (хором). Чтоб коза встала!!!
Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:
Коза.
По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!
С пением ребята идут по кругу, с окончанием песни встают в полукруг.
Ведущий. В старину на Руси был такой обряд. Назывался…
Все (хором). Коляда!
Ведущий. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой…
Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!
Ведущий. Медведем…
Медведь (мотает головой). Р-р-р!
Ведущий. Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.
Мотька (с озорством).
С праздником, господа!
А кричать ли коляда?
Ведущий. Кричитя!
Все поют колядку, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых.
Мальчик.
Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то… (огорченно) забыли.
Володька.
А вот и дом Федотьи (показывает на декорации русской избы, обращаясь к товарищу.) Моть, стучи в окно-ти.
Матвей (в сокр. Мотя) стучит в окно со словами:
Мотя.
Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик.
Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.
Мальчик (выставляя ногу вперед на пятку). У нас чеботы худые.
Все (жалобно, с притворством). У нас ножки-ти зябнут.
Мальчик (показывая руки в рукавицах). У нас рукавички дырявы.
Все (взявшись за кончик платка). У нас ручки-ти зябнут.
Баба Яга. У нас платочки то-о-оненьки.
Все. У нас ушки-ти зябнут.
Мальчик (ударяя себя в грудь). И тулуп-то короток.
Все (обнимая себя двумя руками, «замерзая»). Колядовщик передрог!!!
Медведь (нараспев). Зимой шубка не шутка. (Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.) Зимой тулуп всякому люб.
Ведущий.
Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.
Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.
Ведущий.
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!
Ребята играют в русскую народную игру «Вишня», здесь же можно завести пляску.
Мальчик (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).
Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!
Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.
Мотя (насмешливо). Неси, неси, не тряси.
Все (обращаясь к тетке). Половину-ти не скуси!
Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.
Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки отведайтя,
А потом и лепешкой обедайтя.
Тетка Федотья проводит игру «Рождественский лужок» с использованием презентации.
Тетка Федотья.
Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)
Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)
Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)
Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом.)
Не бриллиант, а светится. (Лед.)
Далее тетка Федотья проводит аттракцион «Найди пару». На пол в беспорядке раскладывают варежки, по команде ребята должны найти среди них две одинаковые, кто из участников останется без пары варежек, тот выполняет задание тетки Федотьи: рассказывает стихотворение, поет или пляшет.
После аттракциона Баба-яга с мешком подходит к тетке Федотье с песней «Коляда-маляда», «выпрашивая» угощение. Один из мальчиков, перебивая пение, обращается к Бабе-яге со словами:
Мальчик. Тпру, тпру, подожди… (обращаясь к тетке Федотье). Подавай-ка пирожки!
Другой мальчик. С лучком, с мачком.
Оба. С горьким перечком!
Володька (расталкивая мальчиков, вставая между ними).
Постой, ребят,
Щас я скажу.
Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала!
Все начинают петь сначала. Баба-яга с мешком подсаживается то к одному, то к другому гостю, собирая в мешок угощение. В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение.
Ведущий (обращаясь к гостям праздника).
С Рождеством всех поздравляем
И подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай,
Непростой да длиннай!
Делали сами…
Все (показывая ладошки зрителям). Вот этими руками!
Под музыку колядовщики дарят подарки гостям и с пением покидают сцену. Далее устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника — Святок.
Список литературы
- Бордюг Н. «Святочные обряды Нижегородской земли»; г. Нижний Новгород, 1986 г.
- Гилярова Н. Н. « Хрестоматия по русскому народному творчеству»; Москва ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1996 г.
- Камаева Т. Ю. «Детские музыкальные праздники»; Москва издательство «Лайда», 1994 г.
- Краснопевцева Е. А. «Поют дети»; издательство «Советская Россия», 1989 г.
- Сорокин П. «Песенные узоры»; Москва «Музыка», 1990 г.
- *Козули – рождественское печенье, для угощения колядовщиков.
- *Мотя – имя в сокращении, от полного Матвей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Частушки
Все. Девки-матки, скоро Святки, мы святошничать пойдем. В ту дяревнюшку зайдем, да игрока с собой возьмем.
Один. Купи, тятенька, калоши — святёнки, потопаю. Неужели тебе, тятя, я не заработаю?
Место записи: Нижегородская область.
Колядка
Ой, Колядка, Коляда!
Золотая голова!
Приходила Коляда, всем добра вам принесла!
Чтоб хозяину жилося, богателося,
Чтоб хозяюшка была, как лебедушка бела!
Чтобы деточки в дому, словно пчелочки в меду!
Мы пришли Христа прославить, вас всех с праздником поздравить!
(Говорком.) Хозяева, не томите, поскорее подарите!
Место записи: Нижегородская область.
Вишня
Вишенку я брала, брала зеленую.
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, Маша,
Пристань, дорогая.
Семеюшка мала,
Семеюшка мала, и т.д.
Дети образуют круговой хоровод, в центре которого ходит водящий — «вишня» — с палкой в руке, постукивая ею об пол. При перечислении имен детей тот, чье имя назвали, выходит в центр, к «вишне», и берется рукой за палку. Постепенно образуется малый хоровод вокруг «вишни» (подобие ствола и веток).
Место записи: Смоленская область.
Коляда-маляда
Все. Коляда-маляда! Пошто пришла?
Один. Косы просить.
Все. Пошто косы?
— Сено косить!
— Пошто сено?
— Коров кормить!
— Пошто коров?
— Молочко доить!
— Пошто молочко?
— Ребят кормить!
— Пошто ребят?
— Свиней пасти!
— Пошто свиней?
— Бугры ровнять!
— Пошто бугры?
— Красным девушкам гулять!
Троим, двоим, давно стоим.
Под окошечком,
С лукошечком. Место записи: Нижегородская область.
Автор: Светлана Александровна Лапина, преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» города Павлово Нижегородской области, стаж работы 18 лет. О себе: Живу и работаю в городе Павлово. Имею публикации в журнале «Музыкальный руководитель», «ПедСовет», «Начальная школа». Руковожу фольклорным ансамблем, интересуюсь народным творчеством.
Презентация «Рождественский лужок» (со звуком и анимацией)
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Для наших читателей мы подготовили авторские материалы к новому году. Сценарии праздника от учителей с многолетним опытом работы с детьми.
Цель: помощь в духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании детей через приобщение к основам духовной культуры.
Задачи:
§ познакомить учащихся с рождественскими праздниками;
§ помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
§ развивать познавательную мотивацию, стремление узнать как можно больше о традициях празднования народных праздников;
§ формировать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;
§ развитие творческих способностей учащихся путем их привлечения к различным видам творческой деятельности.
Формы организации деятельности учащихся:
§ участие в сценарии (чтение стихов и колядок);
§ конкурсы;
§ викторина.
Материалы:
- Презентация «Вокруг Рождества» (см. Приложение №1)
- Музыкальное сопровождение (см. Приложение №2)
- Тексты колядок (см. Приложение)
- Текст для конкурса «Забавный перевертыш» (см. приложение)
- Реквизит для конкурса «Вслепую»: толстые рукавицы, платок или шарф, непрозрачный мешок или пакет, небольшие по размеру предметы для отгадывания: карандаш, маркер, ластик, елочная игрушка, конфета и пр.
- Текст для конкурса «Объяснялки» (см. Приложение)
- Реквизит для конкурса «Парилочка» (веники, сделанные из полосок газетной бумаги, 4-6 шт.)
- Бумажные жетоны для конкурсов
- Подарки для детей, которые в ходе конкурсов наберут 3 жетона и более (книги, ручки, блокноты и пр.)
План:
1. Рождество: стихи, история праздника.
2. Святки: колядки, загадки.
3. Это интересно: про пуанцеттию.
4. Новый год: традиции разных стран, приметы, конкурсы, игры.
#ADVERTISING_INSERT#
Ход мероприятия
(Перед началом мероприятия звучит песня «Елка в Рождество»)
1-ый ведущий: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня собрались все вместе, чтобы поговорить о самых долгожданных и любимых наших праздниках: о Рождестве Христовом и Новогоднем празднике. Мы решили разделить наши посиделки на четыре части и посвятить каждую из них теме, которая связана с праздниками.
Итак.
Часть 1. Рождество Христово
Начать свой рассказ об этом празднике мне хочется словами поэта 19 века Льва Мея:
2-ой ведущий:
То были времена чудес.
Сбывалися слова пророка,
Сходили Ангелы с небес!
Звезда катилась от востока.
Мир искупленья ожидал
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную Эдема
Младенец дивный воссиял.
1-ый ведущий: 7 января (25 декабря по ст. ст.). В этот день уже более 2000 лет христианами всего мира празднуется Рождество Господа Бога и Спасителя мира Иисуса Христа.
(Звучит Тропарь Рождества Христова)
Далее ведущий читает под музыку (А. Вивальди «Времена года» №12)
По христианской легенде, люди ждали этого события 5 тысяч лет. Все это время Господь готовил людей к рождению Спасителя. Перед Его пришествием иудеи находились под властью Римской империи. По повелению императора Августа в то время проходила всеобщая перепись населения. Иосиф с Марией находились тогда в Назарете, поэтому отправились в Вифлеем, откуда они были родом. Не найдя места в гостинице, они заночевали в пещере за городом. Здесь и родился Иисус Христос, Которого положили в ясли. Первыми узнали об этом событии пастухи. Потом на поклонение Спасителю пришли восточные волхвы ( мудрецы ) – Мельхиор, Гаспар и Балтазар. Они узнали об этом величайшем событии по появлению на небе яркой звезды (Вифлеемской). Придя на поклонение Божественному младенцу, они принесли Ему дары: ладан – как Богу, золото – как царю и смирну( душистую мазь ) – как смертному человеку. Это означало единство Бога, Царя и Человека. Рождество Христово празднуется три дня. В подражание ангелам, восхваляющим Христа, священнослужители ходят по домам со святым крестом. По их примеру славят Христа и простолюдины, особенно дети.
Дети читают стихи о Рождестве
2-ой ведущий:
Часть 2. Святки
Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село.
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят,
На огонь бежит сугробом
«Со звездой» толпа ребят…
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы, Христославы! –
Раздается там и тут…
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа.
1-ый ведущий: Начинаются Святки – рождественские праздники, которые продолжаются до Крещения 19 января. Во все это время справляются святочные обряды, гаданья, увеселенья, по дворам и улицам ходят ряженые. Дети ходили по селу с бумажной звездой и славили Христа. Вот вам история про то, как один космонавт на Рождество ходил славить Христа.
2-ой ведущий:
Идут по улице мальчишки. Несут самодельную рождественскую звезду. Стучат в окошко. Выглянула хозяйка, улыбнулась и впустила в дом. « Разрешите, хозяюшка, Христа прославить!» — нестройным хором говорят ребята. « Славьте, родные, славьте!»
НОВА РАДОСТЬ НАСТАЛА!
КАКОЙ НЕ БЫВАЛО!
НАД ВЕРТЕПОМ ЗВЕЗДА ЯСНА
ВО ВЕСЬ СВЕТ ВОССИЯЛА!
И теплее становится в холодном доме, и разглаживаются морщинки на уставшем лице хозяйки.
ОЙ, БОЖЕ, НАШ БОЖЕ,
ПРЕДВЕЧНЫЙ НАШ ЦАРЮ,
ПОШЛИ, БОЖЕ, ДОБРО ЛЕТО
СЕГО ДОМА ГОСПОДАРЮ!
Где-то он господин-хозяин этого дома? Далеко – на страшной мировой войне, вернется ли в свой дом? Помоги ему, Боже.
ЧТОБЫ ХЛЕБ РОДИЛСЯ,
ЧТОБЫ СКОТ ПЛОДИЛСЯ,
ЧТОБ НАШ ЦАРЬ-ГОСПОДАРЬ
НИ О ЧЕМ НЕ ЖУРИЛСЯ!
БУДЬТЕ С ПРАЗДНИЧКОМ ЗДОРОВЫ!!!
Ласково улыбается хозяйка. Разруха, холод, голод. Но она кладет в мешок славильщикам вареную кукурузу. А мальчишки бегут к другому дому, несут звезду, и радость, и надежду. А один из этих озорных мальчишек Георгий так разогнался со своей детской звездой, что подняла она его к настоящим звездам. И трижды летал в космос космонавт-христослав Георгий Михайлович Гречко. Такая вот звездная история.
1-ый ведущий: Одной из замечательных традиций святочных вечеров являются колядки. И теперь давайте послушаем колядку «Син Божий народився» в исполнении хора им. Григория Веревки. (Можно любую другую)
Звучит колядка
А вот эти колядки я предлагаю прочитать вам.
Конкурс колядок. (Детям раздают тексты колядок, которые они должны прочитать. Лучшим исполнителям дают жетон. Если дети подготовили колядки заранее, предложить прочесть тоже.)
По-моему, получилось неплохо. А теперь предлагаю вам несколько загадок.
Один из ведущих читает загадки, а другой раздает жетоны ответившим правильно.
- Белая морковка зимой растет (Сосулька)
- Всю зиму смирно лежит, а весной убежит (Снег)
- Шуба в избе, а рукав на улице (Печка)
- Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит, и стоять не велит (Мороз)
- Летом спит, зимой ест, тело тепло, а крови нет. (Печка)
- Таять может, а не лед, не фонарь, а свет дает. (Свечка)
- Сам вода, да по воде плавает (Лед)
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
- Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)
- Побегушки – бегут, поползушки — ползут (Кони, Сани)
(Всем, кто угадал, дают жетон)
2-ой ведущий:
Часть 3. Это интересно
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» №11
Сейчас я хочу рассказать вам о необычном цветке, он называется пуансеттия или Рождественская звезда.
«Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так сказал в одном из своих стихотворений поэт Владимир Маяковский.
Звезда пуансеттии взошла над миром более ста лет назад.
Случилось это в Лос-Анжелесе в канун рождественских праздников 1906 года. Садовнику Паулю Экке пришла идея продавать срезанные ветви выращенных им пуансеттий. Понятно, что купить красивые экзотические цветы могла лишь особая публика, поэтому Экке и выставил их на продажу не где-нибудь, а в витринах бульвара Сансет, в Голливуде. Оригинальные растения вызвали большой интерес у состоятельных жителей города. Именно оттуда и разнеслось по миру новое название кустарника — «Рождественская звезда».
Вообще-то этому необычному растению особенно повезло с именами и преданиями. В Центральной Америке – на его родине, где кустарник вырастает до трех метров в высоту, аборигены называли его куэтлохочитлэ, и он был любимым растением вождя Монтесумы. По преданию ацтеков, несчастная любовь разбила сердце их богини. И из упавшей на землю капли крови вырос куст, у которого в середине декабря вдруг, как звезды, распускаются пурпурные листья на вершине.
1-ый ведущий: С приходом на континент европейцев растение стало символом другой веры. Уже в 17 веке монахи-францисканцы, обосновавшиеся на территории современной Мексики, стали украшать пурпурными листьями пуансеттии храмы под Рождество, и вскоре эта традиция распространилась по всей стране.
Набожные испанские колонисты сложили свою рождественскую историю о происхождении пуансеттии.
2-ой ведущий:
Одной бедной девочке и ее кузену нечего было принести в храм для украшения алтаря. Тогда дети решили нарвать хотя бы ветви придорожного кустарника. Это был невзрачный скромный букет, но когда девочка с любовью положила его у ног младенца Христа, он неожиданно расцвел. С тех пор растение стали называть « Цветы святой ночи».
1-ый ведущий:
Часть 4. Новый год
А теперь поговорим о празднике, который соседствует с Рождеством. Это, конечно, Новогодний праздник.
И снова, как природа всем велит,
Прошедший год планету покидает.
Ему на смену Новый год спешит
И праздник новогодний открывает!
2-ой ведущий:
Веселый зал блестит сегодня
Сверкая множеством огней.
На шумный Праздник Новогодний
Зовет приветливо гостей.
1-ый ведущий: Пожалуй, Новый год — самый долгожданный, самый дружный, самый веселый праздник.
Этот праздник отмечают жители всей нашей планеты, не зависимо от того в каком полушарии, на каком континенте они живут. Интересно узнать, какие традиции встречи Нового года существуют в разных странах мира.
(Рассказ о традициях разных стран)
Ведущие по очереди зачитывают короткие рассказы о новогодних традициях разных стран. Это можно предложить сделать детям, заранее подготовившим рассказы.
1-ый ведущий: А как встречают Новый год в России? Как встретили его Вы? Надеюсь, что неплохо.
А чтобы и сегодня настроение у всех было хорошим, предлагаю вам послушать несколько народных примет и выбрать, какая их них подходит к сегодняшнему дню.
Ведущие по очереди зачитывают приметы под музыку (Г. Свиридов «Вальс» к драме А. С. Пушкина «Метель»)
- Ярко блестят звезды зимой — к морозу
- Багряные зори — к ветру
- Длинные сосульки — к затяжной весне
- Если ночью был иней — снега не будет
- Зимой туман — будет оттепель
- Зима снежная — лето дождливое
- Зимой собаки валяются или кошка стены скребет — к метели, будет вьюга
- Птица хохлится — к непогоде
- Воробьи дружно чирикают — к теплу
- Зимой месяц кверху рожками — к морозу
- Снег прилипает к деревьям — к теплу
1-ый ведущий: А теперь предлагаю всем немного поиграть
Конкурс первый «Забавный перевертыш»
Давайте разделимся на команды и попробуем дописать шестую и седьмую строчки перевертыша. Кто быстрее закончит, тот и победил.
Строчки составляем из следующих слов: поджала, убежала, собака, дом, хвост, да, в. Начинаем шестую строку со слова « собака».
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки ворота лают.
Ворота пестрые, собака новая.
Схватил мужик собаку
И давай бить палку.
………………………
………………………
Ответ: ( Собака дом поджала, да в хвост убежала)
(Все члены команды, которая дала правильный ответ, получают жетон)
(Второй ведущий раздает жетоны)
1-ый ведущий: Следующий конкурс называется «Объяснялки»
Вам предстоит объяснить значение устаревших слов. Вы видите, что на слайде написано слово и три варианта ответа. Найдите правильный ответ.
- Виклина — ботва, плетень, грязнуля
- Долонь — дятел, ладонь, дупло
- Кокурка — кобыла, пенек, булочка
- Кукомая — неряха, дуреха, полотенце
- Обабок — обрубок, гриб, муж
- Супостатка — соперница, подружка, теща
- Опока — телега, иней, квас
- Сумет — стог, Сугроб, бобыль
- Тябло — полка, дубинка, труба
- Убрус — нары, фуфайка, фата
- Чуйка — бочка, сарафан, лапоть
(Всем участникам, давшим правильный ответ, дают жетон.)
(Второй ведущий раздает жетоны)
1-ый ведущий: Следующий конкурс называется «Вслепую»
(Проходит под музыку «Лявониха»)
С закрытыми глазами, надев толстые варежки, надо определить на ощупь, что за предмет вам дали. (Победителю дают жетон)
(Второй ведущий раздает жетоны, завязывает платком глаза, помогает с предметами.)
1-ый ведущий: Следующий конкурс называется « Парилочка»
(Конкурс проходит под музыку «Валенки». Второй ведущий раздает и собирает веники.)
Участвуют два человека. Задание: как можно быстрее исхлестать друг об друга веники, сделанные из полосок газеты. ( Победителю дают жетон)
Очень хорошо. Думаю, что повеселились мы на славу.
Теперь пришло время наградить победителей конкурсов.
Давайте подсчитаем, сколько вы набрали жетонов.
(за каждый правильный ответ и выполненное задание участники получали бумажный жетон) Второй ведущий ведет подсчет жетонов.
Три человека, которые набрали больше всех жетонов, получают призы.
Остальные ребята угощаются конфетами. Можно наградить самый активный класс.
1-ый ведущий: На этом наши «Рождественские посиделки» заканчиваются.
Всего вам доброго, отдыхайте, набирайтесь сил.
До встречи.
Звучит песня «Поздравляя с Рождеством»
Список использованной литературы:
1.Педсовет.-1998.-№10.-с.14-16
2.Царевна.-2009.-№10.-с.20,32-33
3.Васильева Л.Н. Встречи на все времена: Пособие для старшеклассников-М.: Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида-21 век»,2007.-с.20-25
4. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И.Решетников.-М.:»ОЛМА-ПРЕСС»,2005.-с.456-458.
5. Ресурсы Интернета
Цель – способствовать привитию веры в
Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с
традициями и обычаями народной культуры.
(звучит песня А.Малинина “Рождественская
Русь”)
Выходит 1 и 2 ведущий:
1 — С праздником! С Рождеством!
Этот праздник отмечают миллионы людей во всем
мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса
Христа. Рождество стало событием для
человечества. Теперь мы ведем летосчисление от
рождения Спасителя.
2 – На нашем празднике мы расскажем вам
историю Рождества, познакомим с культурой наших
предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое.
Но все равно надо чтить и уважать традиции и
обычаи нашего народа, понимая, что человека того
времени воспитывали обстановка и тот уклад, в
котором он находился. У наших предков была жива
рождественская традиция ожидания и свершения
чуда. И чудеса действительно случались.
(уходят; выходит чтец)
Чтец:
Вот и праздник рождества, —
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.
2-й ведущий:
В старину подготовка к празднику начиналась в
последнюю предрождественскую неделю. Вечером
вся семья клеила игрушки, красила в серебро и
золото орехи на елку.
Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы
наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком.
А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад
елку украшали овощем с огорода, который
предварительно разукрашивали.
(маленькую искусственную елочку нарядить,
показать детям, как наряжали елку наши предки).
Какой овощ вешали на елку?
Картофель. Сначала это были посеребрянные и
позолоченные картофелины. Затем научились
выдувать стеклянные шары, а искусство их
изготовления хранилось в строжайшей тайне и
передавалось мастерами по наследству. Эти шары
стоили дорого, были многим не по карману.
Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать
сладости на рождественскую елку, а ведь это куда
вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки
сладости и съесть, чем получить их со стола.
Какой сладостью украшали на Руси елку?
Пряником.
Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не
ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а
получали их на праздник, в кулечке. Иногда
сладости развешивали на елке, и затем дети
получали их как приз.
Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом
мандарины, потом золоченые и серебряные орехи,
хлопушки и, конечно же, пряники.
А какая главная игрушка Рождества? Или его
называют еще добрый вестник Рождества?
Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине
тогда было очень дорого, поэтому его делали сами.
В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага,
пух, перья.
Новогодние и рождественские открытки тоже
имеют свою историю. Впервые в России открытка
появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от
проданных открыток шли на благотворительные
цели. Художники старались сделать их не просто
красивыми, а порой настоящими произведениями
искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а
снег готовился из борной кислоты и был
удивительно похож на настоящий. Тематика
рисунков была разной: это веселые детишки,
катающиеся с гор на санках, это колядующая
молодежь с Вифлеемской звездой, забавные
зверушки, ангелы, свечи на елках.
Было время, когда советская власть запретила
изготовление рождественской открытки. Она не
признавала праздник Рождества, и только совсем
недавно появились открытки с радостной надписью:
“С новым годом!”, “С Рождеством!”.
А вы знаете первое елочное библейское
украшение? Назовите его.
Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было
изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна
была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит:
“Когда родился Божественный младенец, все
возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в
пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева:
пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести
свои дары Христу.
Пальма положила к ногам младенца роскошный
лист, маслина наполнила душистым ароматом
пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения
склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг
тысяча разноцветных звездочек опустилась на
ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой,
что когда младенец проснулся, его глаза
остановились на прекрасной сияющей елке. Он
улыбнулся и протянул к ней свои ручки.
Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть
будет тебе это наградой за твое смирение. Ты
будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый
год будешь прославлять Рождество блестящими
звездами, которые будут украшать твои ветви”.
Под елку вместе с подарками помещали и
проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и
щедрого урожая.
1-й ведущий: (на фоне народной музыки)
День перед Рождеством назывался Сочельник (6
января). К 6 января, то есть к Рождественскому
Сочельнику, в избах делали большую уборку,
натирали полы можжевельником, а столы застилали
чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост,
вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь
вечером, с появлением первой звездочки
заканчивался пост. Люди замешивали пироги,
ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили
праздничный стол. Чтобы младенец Христос
заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные
игрушки.
В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме
играла главную роль. Появилась даже поговорка :
“плясать от печки”, то есть начать с главного.
Печь использовали для отопления помещения,
приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи,
сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали
птицу и молодых животных. По народному поверью,
под печью или за нею живет Домовой – душа избы,
покровитель домашнего очага, добрый и
услужливый, если в доме лад да любовь. В старину
его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А
представляли его в облике маленького мужичка с
седой бородой. Главная обязанность домового –
смотреть за хозяйством, помогать в работе по
дому.
По диагонали от печи в избе находится красный
угол. Это было святое место – в нем помещали
иконы. Поэтому называлось место “святым”. В
красном углу совершались ежедневные моления, с
которых начиналось любое важное дело.
Красный угол старались держать в чистоте и
нарядно украсить. Название “красный” означает
красивый, хороший и светлый.
В красном углу находился и стол. Все значимые
события семейной жизни отмечались в красном
углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это
празднично убиралось к Рождеству елочными
ветками.
Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта
звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет
всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос.
Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в
своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за
нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)
Звездочка: (танцует под музыку)
Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)
Ангел:
В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и
сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными
полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды
и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в
небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на
поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и
чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное
дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем
благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)
Звездочка:
В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и
смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному
скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом
пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево
сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое
чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в
бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и
сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)
Странник: (на фоне музыки)
Я расскажу вам историю, которая случилась более
2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле
родился сын божий Иисус Христос. Его матерью
стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители
Марии дали обет посвятить девочку служению богу.
Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции
впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до
девичества Марии следовало жить при храме. Там
она воспитывалась 12 лет. Достигнув
совершеннолетия, девушка должна была оставить
храм. Священник, как это полагается, избрал для
нее “обручника” — пожилого вдовца, в доме
которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее
хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После
обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где
произошло событие, которое церковь почитает как
один из самых больших праздников – Благовещение.
Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она
родит Сына Всевышнего.
Иисус родился простым человеком и рос в обычной
семье. Христос родился для того, чтобы искупить
грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет.
Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые
начинали видеть, глухие – слышать, а хромые –
ходить.
Иисус хотел, чтобы люди становились лучше,
чтобы мы стали подобными богу.
(песня “Христос родился”)
Странник:
Все православные христиане отмечают самый
большой праздник на земле – святое Рождество.
В чем же божественный смысл этого праздника?
Первые люди были бессмертны и чисты, пока не
совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир
погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская
звезда на небосклоне. Господь послал для нашего
спасения Сына своего. Люди снова стали сынами
божьими. Иисус Христос своей смертью искупил
наши грехи. Этот праздник называют матерью всех
праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает
наше сердце, чтобы научились прощать,
сочувствовать, понимать друг друга, терпимо
относиться к недостаткам других – одним слово,
чтобы мы научились любить окружающих людей. К
вере каждый человек обязательно придет, но у
каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин
человеческого естества. Человек не может жить
без веры, без опоры. Его мир обязательно должен
включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в
счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе
происходит надлом. Человек ожесточается,
становится злым, циничным.
Испокон века наш народ отличался крепкой верой.
Он был близок к Богу.
2 ведущий:
12 дней от Рождества до Крещения называются
Святками – святыми днями. Первая неделя, от
Рождества до Нового года по старому стилю,
проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили
колядовать. Наши предки верили, что в студеном
декабре солнце умирает, а потом снова
возвращается.
Празднеством возрождающегося солнца и была
Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по
домам с песнями – колядками, а хозяева угощали
гостей. По обычаю колядующих надо встретить
угощением и щедро одарить. Есть такая примета:
чем лучше угощение, тем удачнее год.
(уходит)
(на сцене русская изба, хозяин за столом.
Входят колядовщики со звездой)
Колядовщики:
— Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!
— Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да
пшеничненького!
(угощаются и уходят)
Хозяин:
Все, что в домах давали, дети складывали в мешок,
а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14
января по новому стилю.
Ребятишки нарядятся, кто во что горазд:
попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут
по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев
славить.
(заходят колядующие)
1 колядующий:
Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!
2 колядующий:
Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, — в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)
Хозяин:
Наши предки верили, что слова имеют особую
таинственную силу. Если придти в дом и спеть
хозяину песню с призывами счастья и урожая, то
эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что
хозяин жадничал или ничего не давал, тогда
колядовщики пели озорные колядки с шуточными
угрозами:
1 колядующий:
Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со
сцены)
1 ведущий:
Нет ни одного другого праздника на Руси,
который сопровождался таким богатым набором
обычаев, обрядов и примет, как Рождественский
праздник.
Святки – это смесь языческих и христианских
обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду –
бога пиршеств и мира. В святки принято было
наряжаться в различные костюмы и надевать маски.
До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по
домам и петь колядки. Подобные обряды в течение
святок проводились трижды: в Рождественский
Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.
Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный
Новый год. Этот праздник принято отмечать
варениками, но не простыми, а с сюрпризами.
“Сюрприз” — это предсказание будущего. Важно
было осторожно жевать вареник, чтобы не
проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова,
то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная
любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога,
зерно – богатство; цветок — счастье; пуговица –
обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые
ощущения; соль – ссора.
Ну, конечно, кому не хочется узнать свое
будущее? И хоть это не поощряется христианской
религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.
Гадания исстари были неотъемлемой частью
культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной
культуры. Самыми пригодными днями для гаданий
были понедельник и пятница, четверг слыл днем
шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг
бесовский совет решил погубить Иисуса Христа.
Древнейшие славяне гадали на кружках. Они
раскрашивали деревянные кружки в черный и белый
цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом
будет кружок.
Была и такая примета: кто в Новый год чихнет –
тот здорово год проживет. В этот день старались
не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как
проведешь новогодний день, таким и будет весь
год.
2 ведущий:
А вот еще одно гадание. В этот день приносили в
избу решето со снегом и клали на него столько
меченых ложек, сколько человек в семье. Потом
наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей
ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В
Новый год не принято было ни брать, ни давать
взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом –
если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому
урожаю.
Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать,
что их ждет в будущем году, брали большое блюдо.
Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором,
а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо
кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало
хозяина кольца. После гадания на блюде девушки
выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда
он покажет, в той стороне дом будущего мужа.
Да, гаданий на свете много. Вот самое простое:
выйти за ворота, да спросить у первого встречного
имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха.
Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка
перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика:
один со своим именем, другие – с именами женихов.
Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.
А в полночь начиналось самое страшное гадание.
Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи
горят. И сидит, не шевелится, внимательно
вглядывается в темноту. Не отразится ли
чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро
накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то
сильно ударит тебя.
(сценка с гаданиями)
1 ведущий:
В деревнях существовало такое гадание: девушка
перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в
виде 4-х угольника. Это называлось “класть
колодец под голову”. При этом она говорит
обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои
коня!”.
Нередко гадали в банях. Это единственное место,
где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали
свечи, замирали от страха, вглядываясь до
обморока в таинственную тьму. Еще гадали так:
приносили курицу, клали перед ней зеркало,
кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить
воду, то это означало, что муж будет пьяница, если
смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если
курица клевала кусок хлеба, то это означало, что
муж будет хорошим хозяином.
(сценка)
Ведущие 1 и 2.
1: Но всему, как говорится, наступает конец. С
приходом праздника Крещения веселье с ряжеными,
гаданием заканчивается у ледяной проруби,
называемой Иорданью. Прорубь остужает
разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома,
постройки, огороды окропляли святой водой,
отгоняя от них всякую нечисть.
По преданию Иисус Христос принял крещение в
30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке
Иордан. Обряд Крещения – омовения водой
символизировал начало подвига Иисуса Христа во
имя спасения человечества.
2: Во время Крещения, как свидетельствует
Евангелие, Спаситель молился своему Небесному
Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на
Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и
послышался голос: “Се есть сын мой
возлюбленный”. Так произошло явление Небесного
отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и
второе название праздника – Богоявление.
Считается, если в праздник Крещения окрестить
человека, то он будет счастливым и его будет
хранить Божья матерь.
1 ведущий:
Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!
2 ведущий:
Любви, терпенья, мира!
(выходит участники и кланяются).
Сценарий праздника в подготовительной группе «Рождественские посиделки»
Действующие лица:
Ведущий – взрослый
Колядующие – трое детей и трое взрослых
Зал празднично украшен. В середине – новогодняя елка.
Перед елкой полукругом стоят столы, за которыми сидят родители.
На них свечи (не зажженные), самовары, сладости, чайные принадлежности.
Дети сидят по обе стороны от елки на стульчиках.
Ведущий: С давних времен у многих народов были веселые праздники, которые они отмечали зимой. Например, древние римляне в декабре отмечали праздник Сатурналии, а наши предки в это время торжественно встречали день зимнего солнцеворота. Веселые, шумные праздники должны были вернуть людям тепло, свет, весну. В христианскую эпоху древние обычаи сохранились и приобрели новый смысл. Христос родился в самое трудное и темное время года, принес людям свет и надежду. Именно от этого события мы ведем свое летоисчисление, ведь годы нашей эры – это годы от Рождества Христова.
♫ Звучит тихая музыка.
Ведущий: Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении. Рассказ этот я хорошо помню:
Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере, на соломе,
Ангелы, над ним склонившись, пели.
♫ Дети поют песню «В ночном саду», сл. и муз. В. Шишкарева.
♫ Звучит тихая музыка.
Ведущий: Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.
♫ Дети поют рождественскую колядку «Эта ночь святая», сл. и муз. народные.
1-й ребенок: В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
2-й ребенок: Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
3-й ребенок: Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Стихотворение Саши Черного «Рождественское».
Ведущий: Слово «Рождество» обычно ассоциируется со словами «елка», «подарки», «гуляния», «игры», «гадания». Рождество в России празднуется в январе, когда новогодняя елка стоит еще в доме. Почему под Новый год и Рождество наряжают именно елку, а не другое дерево?
♫ Гаснет свет, на столах зажигаются свечи, тихо звучит любое произведение И.С. Баха по выбору музыкального руководителя.
Ведущий: На этот счет есть легенда. Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в Вифлееме родился Спаситель мира. Не только людям, всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты протягивают ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь хлева, превратившегося теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа: им хорошо видны ясли и младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостнее, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
– Пойдем и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесем ему наши дары, – говорила, обращаясь к маслине, пальма.
– Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
– Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
– И какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу, – прибавила маслина, – что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в хлев, сиявший небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки. Жаль стало ему ель, и он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над младенцем и распростерла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.
– Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день, – сказала она. А маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и хлев наполнился благоуханием.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они правы, – думала она, – где мне с ними равняться!». Но ангел сказал ей:
– Не печалься, милая елка, я украшу тебя лучше твоих сестер!
И он взглянул на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться вниз, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками (на елке зажигаются огни). И когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание маслины и не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул он и улыбнулся, и протянул к ней ручки. Обрадовалась елка, но не загордилась и сиянием своим старалась осветить пристыженных маслину и пальму.
Ангел видел это и сказал:
–Ты – доброе деревце, милая елка, и за это будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, станешь символом веселого рождественского праздника.
♫ Включается свет и заводится хоровод под песню «В лесу родилась елочка», сл. Р.А. Кудашевой, муз. Л.К. Бекмана.
Дети читают несколько любых стихов на рождественскую тематику.
♫ Звучит песня «Рождество Христово», авторы сл. и муз. неизвестны.
Ведущий: В старые времена накануне Рождества, в праздничный Сочельник, рано утром дети и взрослые ходили по домам и пели веселые песни, в которых славили Бога, желали счастья и удачи хозяевам. Они носили большую самодельную звезду и вертеп (деревянный ящик, на котором изображены младенец Христос, Мария, Иосиф, пастухи, ангел и волхвы). Возглавлял шествие «мешконоса» мальчик или девочка с мешком для подарков. Детей везде принимали радостно и одаривали подарками.
Свет гаснет, горят только свечи и елка.
Ребенок читает стихотворение Л.Ф. Черского «Христославы».
♫ Под веселую музыку в зал входят колядующие. Дети несут звезду, вертеп и мешок. Взрослые поют рождественский тропарь. «Рождество Твое, Христе Боже наш». Затем дети читают любое рождественское стихотворение.
Родители угощают «колядовщиков». Те складывают подарки в мешок и уходят.
Ведущий предлагает родителям рассказать «колядки» и получить в подарок «ангелов», сделанных руками детей.
Ведущий: В городах и деревнях коляду справляли очень шумно. Веселье длилось две недели: уличные гулянья с песнями, играми, маскарадами, гаданьями на вечерних посиделках. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Кто быстрее»
Суть игры состоит в том, чтобы как можно скорее обойти вокруг елки в валенках большого размера. Соревноваться могут:
• дети;
• родители в валенках, связанных между собой;
• пары (родитель и ребенок + родитель и ребенок).
Проводится игра «Жмурки».
Дети читают любые рождественские стихи.
Ведущий: На Рождество, в святки устраивали различные гадания – на воске, кофейной гуще, колодезной воде и т. д. К гаданиям люди относятся по- разному, но в большинстве своем их принимают за игру. Главное – сохранить атмосферу праздника и радостного веселья. Попробуем и мы поиграть и немного погадать.
Гадание на луковице
Большая луковица разрезается на 12 долек, каждую дольку посыпают солью. Дольки луковицы оставляют на ночь. По ним определяется погода года. На той дольке, где появляется вода, – этот месяц будет сырым, дождливым. На дольках, где воды нет, – в эти месяцы погода будет сухой.
Гадание на кофейных зернах «Что ждет нас в новом году?»
Это шуточное гадание-игра. Ребенок берет в руку несколько кофейных зерен и начинает их выкладывать в ряд по одному. Рядом стоит воспитатель и по мере выкладывания ребенком зерен произносит заклинание-гадание:
Раз – пломбир, кукла – два,
Три – бананы, пять – сова,
Шесть – русалка, семь – дельфин,
Восемь, девять – Алладин,
Десять, двадцать – друг в пути,
Тридцать, сорок – в дом войти.
Если зернышки заканчиваются, к примеру, на слове «русалка», то взрослый придумывает для дошкольника «предсказание», в котором обязательно будут русалки.
Ведущий благодарит детей и родителей и приглашает всех
за праздничный стол.
Н.И. Русанова,
старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка»» г. Щигры Курской области
Дата размещения: 08.11.2010
Источник: Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 9, 2009 года
5