Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»
Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о русском фольклоре; пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа .
Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.
До начала праздника звучат русские народные песни.
Фонограмма: деревенской жизни.
Выход ведущей
Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.
Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.
Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.
Ребенок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посидели
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом ,явно без конфет
Как и нынче мы общались.
Без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хорошие
Словом эти посиделки
Были праздником души.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.
На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.
Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.
Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.
Ребенок: Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Отдых- это не безделки,
Время игр, новостей.
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Ведущая: В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;
в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.
ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ
1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей
Это просто враки! Поросенок рылся
Куры съели петуха, — И нечаянно хвостом
Говорят собаки. К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега,
Новая рубашечка, Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка. Надевает сапоги.
5. Утром рано на заре,
В полдень на рассвете
Баба ехала верхом
В расписной карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает — то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.
ИГРА
Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.
Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются
Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки
Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.
Плывут по небу облака Вам понравились загадки.
Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.
ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.
состязание первыми начинают сами участники.
СКОРОГОВОРКИ.
На дворе трава. На траве дрова.
Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры
Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры
Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.
ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.
Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.
ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ»
Ведущая: Девушек на Руси называли, красны девицы, а парней — добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев.
ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК
Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.
Загадки ребята загадывают для зрителей.
Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.
ЗАГАДКИ
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Сама не ест, а всех кормит (ложка )
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).
Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).
Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).
Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).
Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?
Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.
Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.
ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…
Ведущая: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!
Сценарий фольклорного праздника «Русские традиции».
Цель: Способствовать приобщению учащихся к культурному наследию нашей страны.
Задачи: — расширить кругозор учащихся, обогатить знаниями о русских, народных традициях.
— развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.
— воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.
Сцена украшена в виде горницы (русская печь, стол, самовар, в середине горницы новогодняя ёлка).
Звучит мелодия русской народной песни (по выбору).
Ведущий: В быту русского народа значительное место занимали народные праздники. И мы сегодня собрались на праздник « Раз в крещенский вечерок…», который всегда проводился в русских деревнях.
( Открываются ставни и в окне появляется Сказительница ).
Сказительница: Хорошо зимой в деревне…. Собрались мы с вами в тёплой деревенской избе. А на улице – вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…
А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…
Вот такие длинные, зимние вечера и становились праздниками гадания, загадок, шуток и прибауток. А иначе этот праздник называется «Святки».
( Ставни закрываются).
На сцене появляются Хозяйка и гости в славянских костюмах.
Хозяйка: Всех зовём на наши святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех. Шуток хватит здесь на всех.
(Зажигает свечи, ёлка тоже в огнях).
Ну вот, гости мои дорогие, старые и молодые собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда- то наши прадедушки и прабабушки приходили на весёлые святки, на песни пироги да ладки.
Гости: А что такое Святки? Кто нам расскажет?
Сказительница: (открывая окно) Святки?
Это праздник самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели.
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
( Стук в дверь).
Хозяйка: Ну вот, ещё гости пожаловали. Пора и стол накрывать.
(Входят колядовщики).
Колядова: Добрый вечер тому, кто в этом дому!
Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.
Коляда пришла, нам забавы принесла!
Кто даст пирога, тому рожь густа: с колоска полмешка,
С зёрнышка-пирог, с полузёрнышка — блинок!
Наша хозяюшка-то в дому, что оладышек в меду.
А её деточки, что конфеточки.
А сорить тут у вас можно?
Хозяйка: Можно! Сорите сколько хотите. Приберёмся!
Колядова: ( Рассыпают зерно и приговаривают)
Сеем, сеем, посеваем. Мы пшеницей посыпаем.
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда — ни велика, ни мала.
Она в дверь не идёт, через тын подаёт!
Уж, ты, Тётушка, подай!
Ты лебёдушка, подай!
Подай, не ломай и начинку не теряй!
Хозяйка: Будет вам и угощение, только отгадайте загадки!
А откуда взялись загадки? Об этом расскажет бабушка — сказительница.
(Открывается окно).
Сказительница: Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная — все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи, особый «тайный» язык. Медведицу, например, называли коровой, а корову – рыкушей, молнию – турицей, гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда – то загадки. (Окно закрывается).
Хозяйка: Поняли? А теперь отгадайте.
- Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)
- В воде родится, а воды боится. (Соль)
(Раздаётся стук в дверь, входят медведь и коза).
Хозяйка: Повеселите гостей моих!
Коза: Выходи плясать медведь. Я частушки буду петь.
Мы частушки пропоём, а потом плясать пойдём.
Медведь: Ты, когда поёшь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь. Не поёшь, а блеешь.
Коза: А ты, Мишенька – медведь! Сам ты не умеешь петь.
Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругалась я с тобой.
Мы с тобой шутили, народ мы веселили.
Медведь: Веселей Коза пляши, твои ножки хороши.
Коза: И твои кривые тоже неплохие.
Вместе: Мы с тобой колядовали, дружно пели и плясали. Очень утомилися.
Медведь: А ну, Коза, всем гостям поклонимся. (Уходят).
Ведущий: А ещё любили. Да и сейчас любят на Руси гадания.
Давайте-ка послушаем нашу сказительницу.
Сказительница: В Святки церковь воспрещает пост, бракосочетание. Не одобряет она и гадания. Но нет на Руси другого праздника, который сопровождает таким богатым выборов, гуляний, примет. Давно стало традиционным и гадание.
Лучшее время для этого – вечер или раннее утро, до восхода солнца и обязательно при зажжённых свечах.
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи под окном. Слушали; кормили
Счётным курицу зерном. Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой.
И над чашей пели в лад песенки подблюдны. ( Окно закрывается на сцене гаснет свет).
Гадание: Сценка.
Хозяйка: А теперь дорогие гости прошу всех за стол. Что есть на столе откушать. С пряником, да с вареньем для хорошего настроения.
На столе у нас чаёк, пряники, ватрушки.
И ещё в запасе есть весёлые частушки.
Звучат частушки.
Ряженные: (обращаясь к хозяйке) Счастья будет тебе горой, урожая воз большой.
Спасибо тебе за угощение. А мы пошли дальше.
Хозяйка: И вам спасибо, что не обошли наш дом. А теперь ещё мы будем песни петь и хороводы водить.
Сказительница: Вот и вы посмотрели, как встречают в Святки гостей.
- Первоклассники споют русскую народную песню «Вдоль по улице молодчик идёт».
- В исполнении оркестра народных инструментов звучит поппури на мелодии русских народных песен.
- Вокальная группа малышей споёт русскую народную песню «Жил у бабушки козёл».
- Хороводная пляска.
- «Семечки для Сенечки». (Русская народная песня).
Сказительница: Ну, вот, дорогие друзья, пришла пора прощаться. Не забывайте наши русские традиции. Мы ещё не раз услышим на этой сцене русские народные песни, загадки, сказания. А сейчас для всех сказка «Морозко».
До свидания! До новых встреч!
МКУ ДОД «Новодугинская ДШИ»
Сценарий проведения фольклорного фестиваля
«РУСЬ ТРАДИЦИЯМИ СЛАВИТЬСЯ»
Составитель преподаватель
Фольклорного отд.
Кислова Т.В.
2014г.
Цели: Расширять знания детей о русских традициях, о чаепитие,
об устройстве самовара, о музеях самоваров.
Активизировать внимание, память детей при разгадывании
загадок, кроссворда.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время игр.
Создать радостную, комфортную атмосферу для детей.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, сценок, поделки из бумаги птиц, зверей техникой «оригами», постановка танца: «Веселый самовар и чашки», знакомство со стихотворением Д. Хармса И. И. Самовар.
Разучивание частушек, изучение устройства самовара.
Задачи:
Обучающие:
-
Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
-
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры посредством тематических игр;
Развивающие:
-
Развивать желание детей участвовать в подобных мероприятиях посредством участия родителей;
-
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
-
Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции с помощью экспромт – постановки сказки;
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;
-
Воспитание творческой, гармонично развитой личности.
Предварительная работа: изготовление оформления для зала, атрибутики к играм, пригласительных для семей – участников, закупка подарков для детей, сервировка столов.
Сцена украшена
Колокольный звон
Ведущий
Россия, Россия…
У нее глаза,
Как небо, синие,
Добрые и ясные глаза,
У нее – судьбы моей –
России,
Брови, как над Волгою леса.
У нее душа – степей раздолье,
Чуткий, словно песня, слух.
Выйдешь
В пору жатвы в поле –
И захватит дух.
Над ней
Шумят такие ливни,
В сполохах
Слепящих грез,
Что навек
Становишься счастливым
От ее черемух и берез.
Ведущий .
У нее, родной,
Такие выси,
Родниковой свежести вода,
Что она тебя,
Как мать, возвысит
И в обиду никому не даст.
У нее
Такой звенящий ветер,
Что на цыпочки встают хлеба.
Вся она –
Былинкой каждой светит,
Славой своего герба!
С ней дано
любую даль осилить –
Пусть, как Млечный путь,
И далека…
Вот такой была
И есть Россия
На века!
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль «Русь традициями славиться». Россия – многонациональная страна. В нашей стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
Ведущий
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.
Песня «Мы вместе»
Ведущий
Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Ведущий
Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу едва ли.
Звучит песня «Русские традиции»
Ведущий
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Кадриль – задорный игровой танец. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.
Для вас народный танец «Кадриль» исполняют уч-ся фольклорного отд..
Ведущий
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
Ведущий 2 Слайд ( избы, терема)
Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо- распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.
Ведущий 1 Слайд (русская печь)
Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.
Ведущий Слайд (убранство избы)
В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».
В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца. В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.
Песня «Русская изба»
Ведущий Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод
Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Русское застолье чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара. В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя. На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.
песня «Россия милая моя»
Ведущий: Слайд (матрешки, игрушки)
Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным. Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.
Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».
В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни
В середине 19 века зародилось филимоновское искусство. Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново. Особенность данного промысла, не только наличие свистульки, а ещё и специфическая яркая жёлтая, малиновая, алая и зелёная роспись, в которой, как правило, используется чередование цветных полосок.
Гжель
Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.
В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние. Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Ещё один популярный мотив – это птицы. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы. Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.
Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
песня «Россия» (Хохлома)
Ведущий
Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.
История
Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. С этой игрушкой люди связывают особенную историю. В прошлом был обычай приносить в жертву языческим божествам женщин. Но кто-то однажды решил совершить подмену. Перед обрядом взяли полено и нарядили его в сарафан, цветастый платок. Его-то и отдали божествам вместо живой женщины. С того времени такую куклу стали делать перед Новым годом и отдавать в дар Морозу. В то время люди хорошо знали, как сурова может быть зима и опасны заморозки по весне. Чтобы задобрить во время праздника Мороза, «одетое» березовое полено сжигали на костре, приговаривая при этом: Мороз, Мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной пшеницу, жито Всякую пашницу.Как полено горело, так, считалось, и пройдет год. Этот обряд пошел из западноевропейской культуры. Славяне своих кукол не сжигали. Считалось, что игрушка олицетворяла покровительницу рода, мать. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.
Значение Создавались игрушки не только для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.
Традиции сегодня В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? Мастер-класс, который будет приведен чуть ниже, проиллюстрирует последовательность, с которой проходил этот процесс. В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности.
Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие: зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;
Крупеничка – оберег на сытость и достаток;
Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;
Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;
Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;
Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.
Песня «Золотые купола»
Ведущий.
На Руси всегда славилась сила и удаль богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд. С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные игры. Выбирается водящий, он будет «гореть». Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а «горит» тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
«Вьюнок».
В игре участвуют несколько команд по 4-5 человек. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360 ° , затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360 ° , далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять. Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее (во время поворотов отпускать
Ведущий.
Мир — солнышку и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!
Звучит песня «Россия, мы дети твои»
10
Цель:
- Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
- Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
- Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.
Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.
Ход праздника
I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира
Презентация. Слайд 1.
Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.
Слайд 2.
В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»
Слайд 3.
Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».
Слайд 4.
Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.
Дети читают стихотворение
(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
Слайд 5.
Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»
Слайд 6.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой —
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Слайд 7.
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слез —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…
Слайд 8.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Слайд 9.
Русская культура — это вязь кириллицы
На святых писаниях, азбуке славян.
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан.
Слайды 10-12.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Слайд 13.
Русская культура — это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»
Слайд 14.
Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.
Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».
Слайд 15.
В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.
Слайд 16.
Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.
Слайд 17.
Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).
По широкой Руси — нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…Выходцами из Солуни Русь была восхвалена
Почитали, как родную, излагая письмена,
Прародители Софии воцарились на Земле
И от мая к маю славим ваши имена везде.Простые их буквы — не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.В любой старинной книжице ты можешь прочитать
Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется, и жизнь уже не та,
Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?Родная речь — Отечеству основа,
Не замути Божественный родник —
Храни себя — душа рождает слово —
Великий святорусский наш язык.Кирилл и Мефодий — два брата единых,
Прошедших свой доблестный путь,
Нашедших, в славянах, духовную силу
и православья приют!
IV. Народные художественные промыслы России
Слайд 18-19.
Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.
Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.
Дети читают стихи о народных промыслах.
Ещё чем славится Россия?
Людьми Россия хороша.
У них и руки золотые
И необьятная душа.
И замирает восхищённо
Надменный иноземный взор,
Увидев русскую матрёшку
И Гжели кружевной узор.
Слайд 20.
Матрёшка.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка… иль…Гармошка?
Это — русская матрёшка!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Слайд 21.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка — мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Слайд 22.
Гжель.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Слайд 23.
Дымково.
Вьется голубой дымок.
Мягко падает снежок,
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Слайд 24.
Богородская игрушка.
В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Слайд 25.
Вологодские кружева.
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье —
Стала кружево плести.
Вологодское кружево
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Слайд 26.
Песня «У моей России длинные косички…»
Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)
V. Потешки и небылицы
Слайд 27.
Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.
Гром по горам прокатился —
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи —
Две крохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки — подсолнушки.Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из- под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.Как у вас поживают?
На босу ногу топор надевают?
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами?
Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?
Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»
Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).
Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.
Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.
Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.
(переворачивается)
Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.
Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.
Матрёшка: Антошенька, иди молотить.
Скоморох: Не могу, живот болит.
Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!
Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)
Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»
Скоморох:
А сейчас вы не зевайте,
Мою загадку отгадайте:
Сама не ест, а всех кормит?
Дети: Ложка!
Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!
Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).
VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»
Слайд 28.
Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?
Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!
Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».
— Бояре, а мы к вам пришли?
Молодые, а мы к вам пришли.
— Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
— Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
— Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
— Бояре, нам вот эта мила.
Молодые, нам вот эта мила.
— Бояре, она дурочка у нас.
Молодые, она дурочка у нас.
— бояре, а мы плёточкой её.
Молодые, а мы плеточкой её.
— Бояре, она плёточки боится.
Молодые она плёточки боится.
— Бояре, а мы пряничка дадим.
Молодые, а мы пряничка дадим.
— Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
— Бояре, а мы к доктору сведём.
Молодые, а мы к доктору сведём.
— Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
— Бояре не валяйте дурака.
Отдавайте нам невесту навсегда.
VII. Заключительная часть праздника
Ведущий:
Берегите Россию, без неё нам не жить,
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию — нет России другой!
Слайд 29.
В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).
Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это — наша земля, это — наш отчий дом.Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, тут, в России живут.
Припев:
Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет, под небом синим!
Это — Родина моя!Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.
Наш высокий порыв никому не сломить.
А иначе, зачем на земле этой жить.Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.
Нам с тобою хранить надо эти края.
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
Пусть на нашей земле наши дети растут.
Список использованной литературы
- Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
- Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
- Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
- Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
- http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
- http://pandia.ru/text/78/355/1194.php