«Святки-колядки».
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
• Познакомить детей с обрядом колядования, рассказать, как весело люди проводили время в старину между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
• Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».
Ход развлечения:
. Дети входят в зал под русскую народную музыку, где их встречает ведущая )
Ведущая
Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать в нашу деревеньку «Веселушки!»
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Хорошо зимой – работы никакой.
Сидишь себе в избе, чаек попиваешь,
Да, про былое вспоминаешь.
Эх, помню, в молодости весело было зимой!
С Рождества Христова начинались Святки — веселились ребятки.
Ходили они по избам, пели песни-колядки,
Желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
А вы колядки знаете? Расскажем, как это было!
(Дети стоят полукругом на ковре и читают колядки)
Веселая колядка
Коляда, коляда…
А у бабы борода.
А у деда вырос хвост.
В саду бегает, прохвост.
Коляда, коляда…
Нам и горе не беда.
Бог здоровья даст сполна.
Будут полны закрома.
Коляда, коляда…
Мы танцуем все года.
А еще на четвереньках
Смело лазим по ступенькам.
Коляда, коляда…
Ничего, что холода.
Я здоров, в мороз пойду,
Искупаюся в пруду.
Коляда, коляда…
Веселись, народ, всегда!
Ведь грустить нам не пристало,
Наслаждаясь в жизни малым.
Коляда, коляда…
На столе – свеча, еда.
Мило елочка сияет.
Всех Господь благословляет
Танец Коляда
(Дети садятся на стулья, а ведущая продолжает свой рассказ.)
Ведущая — Ну, а, теперь! Садитесь рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам сказочку, да не простую, а зимнюю, волшебную. А, вы мне поможете? Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке у нас говорится…
Жили-были дед Матвей да бабушка Настасья.
(Выходят из дома под музыку)
И всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, да горевали.
Бабушка Настасья: Посмотри, дед, как много выпало снегу белого, прям замело все полюшко. Ребятишки соседские на санках катаются, снежками бросаются, крепости строят, да баб снежных лепят.
Ведущая Выходите, ребята, да покажите, как вы зимой на улице забавляетесь!
Танец девочек
Дед Матвей: — Что, Настасья, пригорюнилась сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдем-ка и мы, прогуляемся, стариной тряхнем, слепим мы себе снежную девочку, внученьку Снегурочку!
Ведущая : Пошли старики в огород, и давай снежную внучку лепить.
(Дед с бабкой, по очереди катают снежный ком, закатывают его за ширму, и появляется Снегурочка (ребенок, молчит и не двигается).
Бабушка Настасья: Дед, вылепили мы с тобой внученьку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щечках две ямочки, из алой ленточки — ротик. Ах, как хороша Снегурочка! Ой, да она моргает… глазки открыла!
Снегурочка: Здравствуй, бабушка и дедушка! Это я, ваша внученька!
Бабушка Настасья: Будет теперь у нас с тобой, дед, помощница, любимица! Будет кому похлебку, кашу сварить, да в избе прибрать! (Бабка с дедом обнимают и целуют Снегурочку, раздаются голоса детей)
Дети хором: Идем с нами, Снегурочка, гулять, колядовать, песни петь, да плясать.
Дед и бабушка: Иди, внученька, погуляй, повеселись с подружками!
Бабушка Настасья: — Ребята, самая веселая игра на Руси, хороводная! Веселись, народ! Заведем хоровод!
Игра _____________________________________
.
Игра «Палки — Моталки»
Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу воспитателя наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети читают колядки
Дед и бабушка:
— Не плясали и не пели, угощенья захотели?
Дети исполняют Ансамбль девочек
Бабушка Настасья: А что, смышленые вы, ребята? Посмотрим-посмотрим…. Отгадаете мои загадки?.
Загадки.
1. «Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку по дорожке катят.» (Санки)
2. «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.» (Рука в рукавичке)
3. «Глянули в оконце – лежит белое суконце.» (Снег)
4. «Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.» (Мороз)
5. «Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост —как синее стекло: скользко, весело, светло.» (Лед)
6. «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.» (Метель, вьюга)
7. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут.» (Месяц)
Бабушка Настасья: Молодцы, справились с моим заданием, отгадали все загадки! А вы знаете, что всегда, в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок. Вот и мой дед Матвей такой. Послушайте-ка его.
Дед Матвей: А теперь следующее задание! Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте!
Пословицы.
1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»;
2. «Делу время… — потехе час»;
3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»;
4. «Рукам работа…- душе праздник»;
5. «Труд человека кормит, а лень портит»;
6. «Терпенье и труд… все перетрут»;
7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»;
9. «Играть играй, да дело… знай»;
11. «Конец…- делу венец»;
Песня
Игра «Пирог»(под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
В середине – водящий «пирог».
Ведущий : Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Ведущая: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!
Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Она от сглазу спасает, из нутра нашего всю гниль выводит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе тарелочку.
(Под чашками лежат карточки с изображением мышки, саночек, лопаты, нитки, петушка, капусты).
(водит руками над тарелочками и приговаривает)
Суженый, ряженный, приди меня разувать.
Умой меня, причеши меня.
(Хозяйка вытаскивает картинку из этой чашки и говорит, показывая её, что ждёт обладательницу этого гадания).
Мышь. Мышь пищит,
100 рублей тащит
Кому спели, тому добро. (К богатству)
Нитки. На лавочке сижу,
Длинные нитки вожу,
Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)
Петушок. Рылся кочеток на завалинке,
Вырыл кочеток да жемчужинку.
Кому мы спели, тому добро. (К счастью)
Саночки. Саночки – самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.
Кому спели, тому дорога. (К дороге)
Лопата: За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото, да всё лопатою.
Кому песню поём, тому добро,
Тому сбудется, не минуется. (К богатству)
Капуста. Секи, мать, капусту,
Пеки пироги,
Тебе будут гости.
Ко мне женихи. (К замужеству)
Ведущая А сейчас мы мальчишкам погадаем. Погадаем- под горшочки мы заглянем!
(На середину выставляется стол с горшочком , желающие погадать берутся за руки и водят хоровод вокруг стола, приговаривая)
-Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек,
Что сбудется-станется? Плохое пусть останется!
(Гадающие по-одному вынимают из выбранного горшочка предмет, показывают ведущему, а тот произносит соответствующее предсказание.)
Полотенце-
Полотенце далеко расстилается…
Ждёт тебя дорога, путешествие!
(Гадающие снова продолжают хоровод и повторяют слова гадания. И так до конца игры.)
Булка-
Мышь в горницу бежит, каравай в дом тащит…
В доме твоём достаток будет и благополучие!
Лента—
Через поле шли, русую косу заплели,
Шёлком переплетали, золотом перевивали…
Лента- к богатству, прибыли!
Пуговица- Жить тебе в большой семье, счастливой жизнью!
Прутик — это к веселью, к новой игре.
Ведущая : Ребята, а давайте весело все спляшем
Исполняется танец «Шёл козёл по лесу».
Ведущая : Ух, столько лет так не плясала! А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре- «Апчхи!!!!!!!!!»
Все чихают
Ведущая : Дай Вам Бог здоровья!!!
Бабушка Настасья:
— Ах, спасибо вам, ребятки!
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра и хорошего родства!
Приходила коляда,
С колядой была звезда,
— Ты куда пошла опять, коляда?
Все дети хором:
— Колядовать!
Впереди у нас дорожки,
Нам опять колядовать,
Да хозяев поздравлять!
Ведущая : А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь…
И желание загадаешь… То оно непременно исполнится!
Загадывайте все желания!
Ведущий лопает воздушные шары из которых вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Звучит колокольный звон в аудииозаписи. На подносе выносят угощения и угощают всех участников праздника.
Сейчас давайте—ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним
старинным русским народным способом!
Рождественское гадание
Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном,
ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже
становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть
главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным
гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя—Петушок, гадание очень простое, хотя и
довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз
повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он
направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в
избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех
присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с
зерном — то сытным и урожайным, если к монетам — то прибыльным и успешным, если к
корзине, то — к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти
замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А «Петушок» получает приз за свою
работу — леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать,
то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы,
друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? Проводились игры во время
которых молодёжь присматривалась друг к другу. Предлагаю и нам поиграть, свою
ловкость показать!
Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6
длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды
берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды — заплести из своих
лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15
см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Игра 3. «Повяжу я Любушке платочек» (6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры «Повяжу я Любушке платочек» я прошу Вас встать в 2 колонны. По—моему
сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек,
Игра 4. «Конек—горбунок»
Два взрослых игрока на плечи сажают себе ребят и наперегонки бегут до указанного
места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.
Ведущая: Ай да молодцы! Теперь Коза зовёт всех скорее в хоровод, будем весело играть,
чтоб весь год хлопот не знать!
«Святки — колядки»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
-Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
-Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
— Побуждать у детей интерес к театрально — игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
-Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
-Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
-Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
-Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Предварительная работа:
-Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».
-Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.
-Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.
-Разучить с детьми святочные колядки, игры.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАвКА: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.
Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.
Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем. В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.
В последний день святок, на Крещение, собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь, считается что все это обладает чудесной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется. А еще на Крещение бывают самые лютые морозы. Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
УЧАСТНИКИ:
-дети старшей группы
-дети подготовительной к школе группы
ГЕРОИ:
Хозяйка –
Хозяин —
Коза –
Цыганка –
Медведь –
Баба Яга –
Леший —
АТРИБУТЫ:
-12 мячей, 4 корзинки;
-2 метелки;
-горшочек с фасолью;
-предметы для гадания;
-«Карусель»;
ХОД ПРАЗДНИКА:
***Дети заходят в зал, их встречают Хозяйка и Хозяин.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас у себя в гостях.
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.
Хозяин: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.
Хозяйка: Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!
Хозяин: По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Хозяйка: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.
Хозяин: В Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
Хозяйка: Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем. В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.
Хозяин: Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
Хозяйка: Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось «окручивание» или «ряженье». Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки.
Хозяин: Сейчас посмотрим, как вы умеете веселиться.
Хозяйка: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.
****Игра «Вот так!»
— Как живёшь? -Вот так!
— Как идёшь? -Вот так!
— А бежишь? -Вот так!
— Ночью спишь? -Вот так!
— Как берёшь? -Вот так!
— Как даёшь? -Вот так!
— Как шалишь? -Вот так!
— А грозишь? -Вот так!
-Ну, а дразнишь как? -Вот так!
— А смеёшься как? -Вот так!
Хозяин: Молодцы!!!
***СТУК в двери
Хозяин: А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!
***с песнями заходят колядовщики
Коза: Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Али хлеба ломтину,
Али денег с полтину!
Аль пшенички-сроднички.
Цыганка: Вот вам и пшеничка, (сыпет зернышки)
Осыпаем, добра желаем!
Счастье вольная пташка,
Где захотела, там и села!
Медведь: Вот вам и горох, чтоб везенья ворох,
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Леший: Коляда, коляда
Открывайте ворота
Открывайте сундуки
Подавайте пироги
У кого нету пирогов
Подавайте пятаков,
А кто не даст лепешки
Завалим окошки (бросают пшено)
Поют: Пошла коляда
Отворяй ворота
Коляда, коляда
Подавай пирога
Или денег полтину
Или хлеба ломтину
Или курочку с хохолком
Петушка с гребешком
Сеем, сеем посеваем
С колядой вас поздравляем
Баба Яга: Мы славить не умеем, просить, много не смеем!
Коза: Хозяйка, хозяин!
Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Цыганка: Подайте конфеток, порадуйте деток!
(Хозяйка дарит колядовщикам конфеты)
Коза: Ай, спасибо, хозяюшка,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.
Ну, а вам, детки, хорошо учиться,
В жизни всё пригодится
Медведь: Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись. Давайте и мы поиграем.
Цыганка: Нам необходимо выбрать 2 команды одну команду мальчиков и команду девочек по 6 человек.
*Итак, у нас здесь две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. А зрители будьте внимательны. Вы и есть жюри для команд.
****1 Игра «Передай апельсин» — по 6 мячей для каждой команды
Каждая команда выстраивается в шеренгу. Суть игры заключается в том, чтобы передать по цепочки апельсин. В случае если апельсин падает на пол, то игра начинается заново. Чья команда быстрее, та и победила.
…………………………Цыганка и Медведь
2 игра ЗАГАДКИ ПРО ЗИМУ…. Леший и Баба Яга
5 детей встают в шеренгу, кто отгадал загадку, делает шаг вперед. Кто победит.
1.«В гору деревяшка, под гору – коняшка» (Сани)
2.«Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте» (Рука в рукавичке)
3. «Идет Егорка – бела шубенка» (Снег)
4.Залезла Варвара выше амбара,
Не ест, не пьет, все в небо глядит. (Труба на крыше.)
5. «Я вода, да по воде же и плаваю» (Лед)
6.«Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица» (Метель, вьюга)
7.По сеням ходит,
А в избу не идет. (Дверь.)
8. «Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)
Баба Яга: Есть у меня веселая игра, ну что подвигаемся.
*** «Хвост Бабы Яги»
Хозяин: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Сейчас мы узнаем кто лучше и быстро выговорит скороговорки.
***3 ИГРА «ДЕДКИНЫ ПОТЕШКИ»
1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»
2. «У Сережки в сапожки попали сережки»
3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»
Хозяйка: Молодцы, очень старались. А я знаю одну русскую игру «Золотые ворота». Медведь и Баба Яга построят свои воротики, Цыганка и Хозяин вторые воротики. Козочка под музыку будет водит ребят через воротики. Как музыка закончится, воротики закроются, кто попался — тот остался.
*** ИГРА «Золотые ворота»
…………………………………
Хозяин: А сейчас, немного посидим и пословицы послушаем. Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте
ПОСЛОВИЦЫ…………………….Хозяин и Хозяйка
1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»
2. «Делу время… — потехе час»
3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»
4. «Рукам работа…- душе праздник»
5. «Труд человека кормит…, а лень портит»
6. «Терпенье и труд… все перетрут»
Хозяйка: А как же девочки старились и наряжались, плели красивые косы. Сейчас проверим как вы умеете плести косы.
***ИГРА «Заплети косу»
Из больших лент дети (по 3 человека) плетут косы.
……………………
Цыганка: На Святки самым интересным было гадание. После игры положено погадать, судьбу друг другу предсказать…
1 Гадание: Итак, Гадание на фасоли. Сейчас желающие из команд должны загадать желание.……..Затем Взять из горшочка в кулачок фасоли немножко………..
У кого пара, т.е. чётное число, у того желание и сбудется, а у кого нечётное число, тому подождать немного придётся.
…………………………………………….
Баба Яга…… 2 Гадание: По очереди каждому игроку необходимо достать из мешка предметы гадания. После чего я прочитанию их толкование.
Лента — длинная дорога
Щепка — к крепкому здоровью
Зеркальце — к красоте
Пуговица — счастье в семье
Конфета — к сладкой жизни
Бублик — к богатству
Собака – к другу
Монета- к богатству,
Картошка – большое счастье,
Гвоздь – на пороге гость,
Сердечко – любовь,
Колечко – быть свадьбе,
Ключик – новоселье,
Пуговка – обновка в одежде,
Колёсико – купите или выиграете машину,
Цветочек — быть красивым.
***ИГРА «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА» ……… Баба Яга
А сейчас обе команды, становятся в колонну. Нужно облететь вокруг ёлки. Чья команда быстрей.
………………………………………..
Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!
Хозяин: Славно мы колядовали,
Танцевали и играли.
А теперь пора,
Угощаться, детвора!!!
Приглашаю всех на праздничный ужин.
Хозяин: Наш праздник окончен, спасибо за внимание.
Конспект развлечения «Святки-колядки».
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие. Зима самое богатое праздниками время года. Один из праздников – Новогодние святки. Они длятся от Рождества до Крещенья. Люди праздник ждали и любили в святки по дворам ходили, шутили, песни пели да плясали. Людей с праздником поздравляли да колядки распевали. А хозяева их за это щедро одаривали угощеньем. Вот и мы сегодня с вами будем встречать этот праздник.
Пойдёмте колядовать к деду Ивану и бабке Варваре.
Подходят к бутафорскому дому деда Николая стучат в окно.
Поют колядку «Коляда, маляда, прикатила молода»
Дед Иван. Варвара, стучат, слышишь кто–то пришёл?
Иди, открывай — колядовщики пришли.
Варвара. Заходите гости дорогие, дом наш просторный, щи у меня жирные.
Дети. 1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой с праздником. С новым годом! С новым родом!
2. Открывайте сундучки, доставайте пяточки маленьким ребяткам -колядовщикам.
3. Коляда, коляда, я у мамки одна,
А у папки двое казаки обои.
4. Я маленький казачок,
Дай хозяйка пятачок.
5.А я маленький мальчик на балалайке играю,
Колядки распеваю.
А вы люди знайте,
Конфеток дайте.
6. Коляд, коляд, колядин
Ходит Ваня один.
У него маленький сундучок,
А в нем один пятачок.
7. Мы девчонки раскрасавицы
Колядки распеваем,
На дудочке играем,
Да хозяев прославляем.
8. А ты, дедушка Иван,
Пирожок нам дай.
А ты, бабушка Варя,
Пряник к чаю.
(Хозяева одаривают колядовщиков угощеньем).
Бабка Варвара. Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тёпленький пирог,
Да маслица, творог,
Да денежку копьём,
Да рубль серебром!
Спасибо вам, дедушка Иван да бабушка Варвара. Дай бог тому, кто в этом дому. Пойдём дальше колядовать.
Ведущий. Колядки, колядки собрались ребятки.
По поселку пошли,
Да коляду нашли.
Ребенок. Не браните коляду, не журите коляду,
Мы не сами идем, мы козу ведем!
Ведущий. Где ты, Козочка, ходила?
Коза: Ходила я по темным лесам, по широким борам.
Ведущий. Как тебя, Козочка, волки не съели, охотники не вбили?
Коза. Не боюсь я ни волков, ни охотников. А боюсь я деда старого.
У того деда, борода седа, он меня исколе сквозь полотенце,
в ретивое сердце (коза падает) .
Ведущий. Коза пропала, на ноги упала!
Коза, не ярись-ка ты, поклонись-ка ты,
Малым детушкам и соседушкам (коза кланяется) .
Тут Коза наша встала,
Весело поскакала.
Стала ребят к себе звать,
С ними весело играть.
Игра «Шел козел по лесу»
Ведущий. Пошла коляда,
Да улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Да зашла коляда к хозяевам Михаилу и Наталье.
Колядовщики. 1. Хозяева, пустите погреться маленьких ребяток колядовщиков.
Наталья. Заходи ребятки в наш просторный дом, проходите, проходите поближе к печи, мы вам рады от души.
Колядовщики. Бросают в разные стороны зерно, исполняют песню.
Сеем, веем посеваем, мы пшеницу посыпаем
С новым годом поздравляем! Счастья, радости желаем!
Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли.
Сеем, веем посеваем, с Новым годом поздравляем!
Ребенок. Жить вам вместе лет до двести.
Михаил. Спасибо за пожелание, Наталья неси петуха, погадаем сейчас, узнаем, какой нас ждет год. (На полу Михаил раскладывает хлеб — к сытой жизни и богатой, воду в блюдце –дождливый будет год или нет, пшеничку – к урожайному году. Вносят петуха и наблюдают за его поведением.).
— Петух поклевал пшеничку, хлеба и водички попил. Вот ребятки, всего будет вдоволь, урожайный год и сытый, и дождика будет в меру.
Ведущий. А наши девицы хотят на суженого погадать.
Наталья. Гадай, девица, гадай! Да судьбу свою узнай.
С кем петь, с кем плясать, с кем в игры играть.
Проводится игра «Гадание со свечей».
Образуют два круга. Один – мальчики, другой – девочки. Под музыку начинают передавать свечу. Мальчик и девочка, у которых останется свеча, когда музыка закончится, выходят плясать.
поют: Суженый, ряженный,
Ты ко мне повернись,
Ты со мной подружись.
Я свечу передаю,
И с тобой плясать пойду (пляшут) .
говорят: А теперь не ленитесь
И покрепче обнимитесь.
А теперь не тоскуй,
А друг друга поцелуй.
После игры входит вторая группа колядников,поют:
Авсень, авсень ты гуляй по всем
По проулочкам, по заулочкам.
Кому песни поем, тому сбудется.
Кому сбудется, не минуется.
Колядовщики 2: 1. С Рождеством! С Новым годом! Со всем родом!
Чтоб здоровы были. Много лет прожили!
2. Чем родимые нас одарите,
Что любимые нам подарите?
3. Кувшин молока или каши горшок,
4. Кусок пирога или денег мешок?
5. Кто не даст лепешки, завалим снегом окошки.
Наталья. Заходите, дети, заходите, будем играть, метлу гонять.
Игра «Баба Яга»
Михаил. Ну-ка ребята, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».
Игра «Перевези девицу»
Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 5 девочек и одному мальчику. Два мальчика садятся на «коней» (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочки с одного края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды.
Игра «Силачи»
Две команды по 4 мальчика. Два обруча, в каждом обруче находится мальчик. По сигналу «Раз, два, три, тяни» мальчики берут соперника за руки и стараются перетянуть в свой обруч. Побеждает та команда, которая перетянула на свою сторону больше соперников.
Ведущий. Спасибо вам хозяева, погрелись мы у вас, поиграли и попели.
Не пора ли вам, колядовщиков одарить?!
Не скупись, поделись,
Щедро всем распорядись!
Хозяева. Коли вы так к нам добры,
Дарим вам подарки мы! (Раздают угощения колядовщикам.)
Ведущий. Спасибо, хозяева, за угощение. Всем добрым людям желаем добра, злата, серебра.
Колядовщик. Пышных пирогов, мягоньких блинов,
Доброго здоровья, маслица коровья.
Все. С Новым годом!
Ведущий. Наш праздник подошёл к концу.
Желаю вам в новом году здоровья, счастья!
Новый год пришёл, Старый год проводил, себя показал.
автор: Сухоросова Юлия Игоревна
Музыкальный руководитель г.Верхняя Салда
Сценарий развлечения “Святки и колядки”
«Святки и Колядки».
Сценарий фольклорного развлечения для старших групп.
Сценарий разработан: музыкальный руководитель
МАДОУ №26 «Дюймовочка» – Сухоросова Юлия Игоревна
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
– познакомить с понятием Святки, Коляда и Васильев день, народными обычаями;
– познакомить с обрядом колядования, гадания на Святки.;
– приобщать детей к русским народным играм, песням, колядкам, пляскам;
– развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Атрибуты: 2 метлы, конфетти, колокольчики, мешок, звезда, костюмы или маски Козла и Медведя, шумовые инструменты, валенок, обруч, мелкие предметы в горшочек, 2 или 3 верёвки с рыбками (конфетами) на конце, печенье – козули.
(Зал красочно оформлен в русском народном стиле. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, хохломская посуда, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.)
Звучит народная музыка, (М.Ф.№1)дети заходят в зал и садятся на стулья. Детей встречает Хозяюшка, которая одета в русский костюм, дети одеты в народные костюмы и колядующих.
Хозяюшка: Ребята, в наше время мы празднуем Новый год 1 января, а раньше Новый год наступал 14 января, этот день еще называли Васильев день и ему придавали большое значение. Люди верили в то, что как встретишь год, так его и проведёшь. Так давайте же еще раз встретим Новый год по старому стилю – весело, с народными играми, прибаутками да песнями! Так мы с вами проводим еще раз старый год, встретим Новый.
И так, в этот щедрый Васильев день обязательно старались, чтобы на столе было много еды, чтобы все были сытыми и весёлыми. Все желали друг другу добра, счастья и удачи. Давайте обнимемся и пожелаем друг другу счастья. (Дети обнимаются, желают удачи.)
Хозяюшка: А еще в этот день обязательно «посевали зерно на новый урожай». Рано утром посевальщики с полными лукошками зёрен пшеницы, семечек или гороха обходили крестьянские дворы и разбрасывали («посевали») зёрна и припевали: «Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем! На телят, на жеребят и на маленьких ребят». Люди считали, что зёрна, посеянные в первый день нового года, обладают особой силой. Их собирали и хранили до начала весенних работ. Зерно это строго запрещалось выметать до заката, чтобы не вымести удачу и счастье. Сейчас мы тоже с вами посеем зёрна для будущего урожая. (Хозяюшка с детьми под музыку идут по кругу и поют слова песни : «Сеем, сеем … », и бросают в круг «зёрна» (конфетти). М.Ф.№2. Хозяюшка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это — Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли эти 12 праздничных дней, от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси. А что такое Святки? Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели! На Святки устраивали молодые люди посиделки. Посиделки от слова «посидеть», сидели на лавках, отдыхали, пели песни, рассказывали потешки, загадывали загадки, выдумывали небылицы, и обязательно играли в русские народные игры. А какой же русский народный праздник без игр? Вот и мы сейчас поиграем.
Игра «Ведьмина метелка». Дети встают в круг, и передают две метелки на встречу друг другу. У кого после окончания музыки осталась в руках метла, тот входит в круг. Звучит повтор. Когда в кругу накопится 6 человек – они танцуют. М.Ф. №3 – нарез быстрых народных мелодий.
Игра «Пирог»: Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий – «пирог». Все поют (пританцовывая на месте): «Да экий он высоконький, да экий он широконький, режь его, да ешь». После слов «Режь его, да ешь» – к «пирогу» бегут по одному крайнему участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». М.Ф. №4 минус «Ой вы сени, мои сени».
Хозяюшка: Ребята, Святки, особые праздники зимы. Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа. Святки знаменательны своими народными традициями и обычаями. Люди старались провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катались на санках и коньках, посещали праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу. Эта звезда символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую путь волхвам к младенцу Христу. На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадется монетка, тому и быть богатым. Неотъемлемая часть святочных обрядов — Колядки — время, когда по селам ходит ряженая молодежь. Молодые люди собирались в группы, в каждой из которых был свой звездарь (нес Вифлеемскую звезду), звонарь (звенел колокольчиками) и мехоноша (носил мешки с подарками). Восьмиконечную Вифлеемскую звезду делали из плотной бумаги, раскрашивали красками и крепили к шесту. Хождение со звездой — общепринятая традиция на Руси. Колядующие заходили только в тот дом, где на окне горела свеча. Это был знак, что их ждут и приготовили угощение. Угощение было в виде домашних животных: коровок, лошадок, барашков. Называлось это печенье – козули. Колядующие ходили из дома в дом, из двора во двор и устраивали маленькие представления. За это им давали сладости, деньги и пироги. Звучит музыка «Пришла коляда» М.Ф.№5, входят колядующие с колокольчиками, мешком с подарками, звездой. Один одет в костюм козла, другой – в костюм медведя.
1 Коляда: Пришла коляда после рождества, Дайте коровку – маслену головку. Подайте блинка – будет печь гладка, Блин да лепешку в заднее окошко. 2 Коляда: Кто не даст пирога – мы корову за рога, Кто не даст хлеба – уведём деда, Кто не даст ватрушки – расстукаем кадушки! 1 коляда: Дай бог господам, господиновым жёнам, Вы нас пригласите, подарки подарите, А кто нас одарит – богаче станет! 2 коляда: Кто не даст пирога – разобьем ворота. Кто не даст лепёшки – разобьем окошки.
Хозяюшка: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома! Козули разбирайте, да словом худым не поминайте! (Хозяюшка одаривает колядующих сладостями. Все встают в хоровод под песню «Ой, спасибо хозяюшке» М.Ф.№6.(Исп. детская фолькл. группа «Потеха). Можно – по показу.
Ай, спасибо, хозяюшка, за мягкия пирожки. (Идут в хороводе по кругу на вступление)
Ой ли, ой люли за мягкия пирожки, (Остановились, «лепят» пирожки руками)
Ой ли, ой люли за мягкия пирожки. (Руки вверх, прокружились 1 раз на месте)
ПРОИГРЫШ: (Идут по кругу в хороводе.)
Ай, спасибо тому, кто хозяин во дому. (остановились, кланяются в пояс во внутрь круга)
На поле – копнами, на столе – блинами.(«Копнами» – руки вверх, «блинами» -руки в стороны)
Чтобы свинки поросились, чтобы тёлочки водились, ( «свинки» – трем рукой нос («пятачок»), «тёлочки» – показываем рожки на голове).
Чтоб добра был полон дом, и гостей невпроворот. (Прокружились на месте.)
Ах, спасибо, хозяюшка, за мягкия пирожки. (Кланяются в пояс во внутрь круга.)
Коляда – Козел: Не один я к вам на праздник пришел, а самим Михайло Иванычем! Не простой он медведь, а учёный, что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит. А ну-ка, Михайло Иваныч, родом боярыч, не гнись дугой, словно мешок тугой. Потешь народ честной, попляши-ка, дорогой! (Медведь отрицательно качает головой.) Коляда- Козел: Мы же про музыку забыли! Не может без музыки мишка плясать! Хозяюшка: Эй, музыканты, сыграйте Михайло Иванычу русскую плясовую! Да повеселее! (Детям быстро раздают шумовые инструменты, с которыми они свободно импровизируют под русскую народную плясовую. Медведь исполняет пляску. М.Ф. №7.)
Коляда-Козел: А вы знаете, что с Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии. А еще, в Святки категорически нельзя ссориться и ругаться! Хозяюшка: В день накануне Крещения было принято гадать. С помощью гаданий старались узнать будущее. Девушки желали знать, когда им суждено выйти замуж, беден или богат будет жених, и в какой стороне он живет. Для этого бросали валенок за ворота – куда носок валенка будет повернут, оттуда и жених придет. А давайте, тоже погадаем по валенку – где живет будущий жених у наших девочек! (Под минус песни «Валенки» М.Ф. №8. девочки бросают валенок через плечо.) Коляда-медведь: А теперь и удальцы-молодцы пусть по валенку погадают. Кто попадёт валенком в кадушку – тому год удачный будет!
Игра «Кадушка»: Дети с 2-3 метров кидают валенок в обруч. Кто попадет – тому год удачный будет. Музыка – минус песни «Во кузнице» М.Ф. №9.
Хозяюшка: Также гадали на перстеньках, сережках, колечках да ленточках: всё складывали на блюдо или в горшочек с зерном, накрывали его и под пение доставали по одному предмету. Сейчас и мы погадаем на горшочке. (Хозяюшка несёт глиняный горшочек (или чугунок)с крупой, накрытый салфеткой, и садится с ним в центре зала. Дети в горшочек кладут свои мелкие предметы.) Хозяюшка говорит: «Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется, плохое пусть останется!»
(Вызывает детей по очереди, они достают один предмет.) М.Ф. №10.
**************************************************
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз.инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина – водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Коляда-Козел: На Крещение – 19 января существовал обычай купаться в проруби, чтобы очиститься от всех грехов за плохие проступки за весь год. Кто из вас купался в проруби? Ну ладно, мы сейчас не купаться будем, а рыбку из проруби выловим.
Игра « Моталки». Хозяюшка: На концах верёвок палки, называются «моталки». Ты мотай верёвку шибко. Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает, рыбку не простую, рыбку золотую. Это рыбка в Новый год – много счастья принесёт! (К концу веревки привязана рыбка. Кто первый намотает веревку с рыбкой, тот в подарок рыбку получает. М.Ф. №11.)
Коляда-Козел и Коляда-Медведь: Ну что ж , девчушки-веселушки и молодцы-удальцы, пора нам дальше идти колядовать. Старому году оставьте печали, забудьте тревоги, обиды, беду. Только здоровья, успехов и счастья мы вам желаем в Новом году! (Звучит фонограмма песни «Ой, заинька, ой серенький». М.Ф. №12. Колядующие уходят, а дети встают в прощальный хоровод. Хозяюшка угощает всех печеньем – козулями.)
Сценарий общешкольного
мероприятия «Святки-колядки»
Автор: Максютенко Татьяна Викторовна
Организация: КОУ ОО «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»
Населенный пункт: Омская область, р.п.Нововаршавка
Цель: 1. Знакомство с русским фольклором, приобщение детей к традициям своего народа.
2. Развитие творческих способностей у детей.
3. Создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям (колядки, гадания, загадки, песни, игры).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздников Рождество, Крещение и значением понятий сочельник, коливо, святки, колядование, крещение.
2. Создать творческую атмосферу во время проведения мероприятия.
3. Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
4. Коррегировать и развивать эмоционально-волевую сферу.
Подготовительная работа:
- Оформление сцены в народном стиле с указанием названия мероприятия.
- Составление композиции — Рождественский вертеп.
- Проведение конкурса детских рисунков. Оформление выставки детских рисунков «Святки глазами детей».
- Разучивание колядок младшими школьниками в ходе репетиции сценки «Колядование».
- Изготовление предметов гаданий с использованием конфет, валенка.
- Приглашение гостей из представителей администрации муниципального района, поселковой администрации, редактора местной газеты, родителей.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация «Святки-колядки» (Прилжение 1)
2. Костюмы для ряженых, для цыганок, для инсценирования «Колядование».
3. Атрибуты для игр, гаданий (валенок, ленты, перекладина, конфета с пожеланием).
4. Предметы интерьера стилизованной русской избы (искусственная елка, прялка, лавки, самотканые коврики, стол, скатерть, рушники, самовар с баранками, пироги, деревянная и глиняная посуда, свеча).
5. Музыкальное сопровождение (мелодии «Золотые ворота», «Барыня», «Цыганочка», «Коляда», «На рождественские Святки», «Кабы не было зимы», «Звон колоколов», музыка для колядок).
Ход мероприятия
Музыка «Звон колоколов»
Ведущий 1. Здравствуйте, гости дорогие!
В этот зимний вечерок
Вьётся из трубы дымок,
Месяц светится над ней,
А у нас полно гостей.
Ведущий 2. Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Ведущий 1. Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник, который называется Святки-колядки. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир традиций и обрядов России. Каждый человек обязательно должен знать зимние обрядовые праздники страны, в которой живёт.
Ведущий 2. Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.
Ведущий 1. Кто знает, какие праздники мы отмечаем в январе? (дети высказываются). Конечно, самый замечательный праздник это Новый год,
Рождество, Старый новый год и Крещение.
Ведущий 2. Да, именно эти праздники на Руси праздновались издавна нашими предками. А давайте заглянем вглубь веков.
Ведущий 1. Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.
Ведущий 2. Вечер 6 января называется Сочельник. Происходит это слово от названия обыкновенной каши.
Ведущий 1. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной. В Сочельник было принято на стол подавать кашу из пшеницы с медом, с фруктами, ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник
Ведущий 2. Так и мы в настоящее время варим кашу из пшеницы, риса на воде, добавляем в нее изюм, мед, курагу.
Ведущий 1. Рождество отмечали радостными песнями. Парни, девушки, да и малые ребята собирались на улице весёлой толпой, поднимали на высоком шесте разукрашенную звезду, ходили и славили по дворам Иисуса Христа.
Ведущий 2. Следующий христианский праздник — Крещение Господне -посвященный Крещению Иисуса Христа в водах реки Иордана. Празднуется 19 января.
Ведущий 1. Главное событие дня — освещение воды в проруби – Иордани. Считается, что освящённая вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. Несмотря на сильные крещенские морозы, смелые люди окунаются в проруби, а в домах все набирают, запасаются Святой крещенской водой. Чтобы в течение года умываться, пить ее, чтобы для укрепления своего здоровья. В Ваших семьях тоже так делают? А кто-нибудь из вас купался в проруби? (Ответы детей).
Ведущий 2. Рождество и Крещение являются одними из самых значительных христианских праздников. А период с 6 января по 19 января называется Святки-святые вечера.
Ведущий 1.До рождения Иисуса Христа на Руси, люди тоже праздновали святки, только в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита . В эти праздники наши предки считали, что 25 декабря зима поворачивает на лето, рождается новое солнце — начинает прибавляться световой день.
Ведущий 2. Считалось, что во время Святок закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было много обычаев и обрядов. В святочную неделю было принято на Руси проводить праздничные гуляния.
Ведущий 1. Едва наступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые — это люди переодетые в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных. Ребята, посмотрите на экран, и скажите, в каких животных раньше рядились ряженные?
Ведущий 2. Эти ряженые были одеты в шубы и тулупы наизнанку, на лицах были маски животных, стучались в каждый дом и зазывали хозяев колядовальными песнями – колядками.
Ведущий 1. Ребята, вам знакомо слово коляда, что значит колядовать? (Ответы детей)
Ведущий 2. Слово Коляда произошло от латинского слова – выкликать.
Ведущий 1. Коляда — короткая святочная песня, прославляя Христа. Желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. Колядовщики — исполнители колядок. Колядовать- ходить по домам с пением колядок.
Ведущий 2. Хозяева, по обычаю, должны были дать что-то со своего праздничного стола – конфеты, пиоги, мелкие деньги. Заженная свечав избе, извещалаотом,чтов этойизбе ждут колядовщиков.
Ведущий 1. А не засиделись ли наши ребята? Предлагаю подвигаться под музыку, поиграть в игру «Золотые ворота».
Музыкальная игра «Золотые ворота».
Ведущий 2. Колядование начиналось с того, что парни и девушки переодевались так, чтобы их не узнали. Потом ряженые (колядующие) выбирали: звездаря, несущего звезду, мехоношу, несущего мешок для угощений, звонаря, несущего колокольчик, возвещающий о приходе колядовщиков.
Ведущий 1. А вы, ребята, хотите посмотреть, как правильно колядовать? Ну, тогда смотрите…
Ведущий 2. Посмотрите-ка, ребята, свеча горит. Видать нас ждут. Давайте послушаем, о чем говорят хозяева.
(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают.)
Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.
Дед: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?
Бабка: Ой, дед! А песни-то какие пели!
Звучит музыка для колядки, дед и бабка поют
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.
Бабка: А я уж и пирогов напекла, вдруг заглянут гости.
Дед: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна — пирогами.
Ведущий 1. Ну, что, ребята, заглянем на огонек?
(Ряженые ребята — звездарь, мехоноша, звонарь и ряженые в животных под звон колокольчика идут через зал, поют колядки и посевают пшеницей).
Колядующие: Мы ходили, мы ходили
По святой да по Руси.
Поздравляли, величали,
Добра, счастья всем желали. (Поднимаются на сцену)
Ученик 1. Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!
Дед: Марьюшка, встречай гостей со всех волостей!
Бабка: Милости просим в избу!
Колядующие: Здравствуйте, люди добрые! Позволь, хозяюшка, коляду спеть.
Бабка: Милости просим! Окажите честь.
Музыка для колядок, дети исполняют колядки
- На пороге мы стоим.
«Здравствуйте» не говорим.
Скажем по-другому:
«Мир вашему дому!»
- Коляда идёт к вам в дом.
И мешки несёт с добром.
Кто даст нам больше всех,
Ждёт того большой успех!
- Ой коляда, коляда
У нас нынче беда
Маленький мальчик
Упал на стаканчик.
А стаканчик на бочок.
Дай, хозяйка, пятачок!
- Чем, хозяева, нас одарите?
Что, хозяева, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
- Тётушка добренька, Дай кусочек сдобненький.
Не режь, не ломай,
Лучше весь подавай.
Бабка: Молодцы ребятки,
Хорошо читаете колядки.
Получайте от нас подарки,
Пироги вкусны и ярки. (Дед с бабкой одаривают детей деньгами и угощением.)
Колядующие: Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Спасибо этому дому! Пойдем к другому!
Бабка: И вам спасибо, что не обошли наш дом.
Колядующие уходят.
Ведущий 1. Вот так колядовали раньше, да впрочем и сейчас так же рядятся и ходят по домам поздравляя с рождественскими праздниками, колядуют.
Ведущий 2. Вечерами во время Святок молодёжь собиралась на посиделки, чтобы отдохнуть, повеселиться, присмотреть жениха или невесту. На посиделках играли в игры, водили хороводы, пели и плясали.
Ведущий 1. Коляда пришла,
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте,
В хоровод скорей вставайте!
Хоровод под музыку «Коляда» Иван Купала.
Ведущий 2. Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная новый год, человек хотел узнать, что его ждет в будущем. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов, люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.
Ведущий 1. Без гаданья, что за святки?
Погадаем – ка, ребятки!
Ведущий 3. Самое известное гадание это Гадание с валенком — девушки узнавали в какой стороне суженый живет. Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
Звучит музыка «Барыня». (Девочки (мальчики) выходят к сцене, отворачиваются и поочередно кидают валенок через плечо. Смотрим – в какую сторону указывает носок валенка, в ту сторону и выйдут замуж, женятся).
Звучит музыка «Цыганочка». Переодетые девочки в цыганок, с бубнами, идут через весь зал.
Цыганка 1. -Ой, слава, слава, ладо моё!
Цыганка 2. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!
Цыганка 1. — Не стесняемся, узнаем свое будущее. На добрые пожелания мы не поскупились
Цыганка 2. — Какое желание достанете, то и сбудется.
(Проходят в зал, между рядами с коробками –дети из коробок достают конфеты, читают пожелания).
Ведущий 1. Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Ведущий 2.А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки.
Ведущий 1.Их бабуля с сахарком
Выпекала сладкие.
Первый вышел – словно ком,
А другие – гладкие. (блины)
Ведущий 2. Кто не в жару, не в стужу
Не снимает шубу.(овца, баран)
Ведущий 1. Я в стаканчике, в рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще – белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.(мороженое)
Ведущий 2. Спереди пяточек,
Сзади крючок, посередине спинка,
На спине щетинка. (свинья)
Ведущий 1. На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нем.(собака)
Ну, а какой святочный праздник без весёлых игр
Ведущий 3. Игра «Заплети косу». На деревянной перекладине (длиной 50 см), привязаны 3 длинные атласные ленты. Соревнуются 5 команд из 5 человек. 2 человека держат за оба края перекладину, а остальные берут в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу. Кто быстрее. (Под музыку «Кабы не было зимы»).
Все вместе: раз, два, три, плети!!!
Ведущий 4. Следующие 5 команд из 5 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу». (Под музыку «Кабы не было зимы»).
Все вместе: раз, два, три, плети!!!
Ведущий 1. У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.
Музыка «На рождественские Святки».
Ведущий 2. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам зимние обрядовые праздники России: Новый год, Рождество и Крещение, Святки. Это самые волшебные дни года.
Ведущий 1. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Ведущий 2. Хорошо нам с вами было вместе? И нам приятно, и вашим воспитателям, педагогам! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья поиграли, поколядовали.
Ведущий 1. Заканчивается наше мероприятие, и слово для поздравления со Святками предоставляется директору школы. (Слова поздравления директора школы).
Ведущий 2. Ребята, у нас сегодня гости присутствовали на нашем празднике, предоставляем слово им. (Слова поздравления от гостей).
Ведущий 1. Славно мы колядовали,
Танцевали и играли.
А теперь пора,
Угощаться, детвора!!!
(Раздаем рождественские подарки всем школьникам).
Используемая литература:
- Л.П.Ляховская «Календарь славянской жизни и трапезы», Москва, Издательский Дом МСП, 2014
- http://pandia.ru/text/78/184/66306.php
- http://top-bal.ru/astromoiya/25026/index.html
- http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1661371.html
- https://infourok.ru/klassniy-chas-tradicionnie-yanvarskie-prazdniki- 2269222.
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/02/02/svyatki
Приложения:
- file0.doc.. 87,5 КБ
- file1.ppt.zip.. 7,8 МБ
Опубликовано: 02.12.2019
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Дошкольное образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Данный сценарий посвящён празднованию Рождественских святочных гуляний в России. В нём отражены основные традиции и обряды колядования русского народа. Дети, получив представления об этом празднике, становятся активными участниками данного действа, которое охватывает все возрастные группы и весь взрослый коллектив ДОУ. Адресован сценарий музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.
Задачи:
- Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Действующие лица:
- 1 колядовщик — взрослый
- 2 колядовщик — взрослый
- Хозяйка — взрослый
- Баба Яга — взрослый
- Медведь — ребёнок
- Коза — ребёнок
- Ряженые — дети подготовительной группы
Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.
Ход мероприятия
У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.
Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.
Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)
В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:
Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)
Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)
Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).
А что вы знаете о святках?
Дети читают стихи.
☺:
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
☺:
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
☺:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.
1 колядов:
Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!
2 колядов:
Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
1 колядов:
По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!
Колядка:
Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!
2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…
Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!
1 колядов: С медведем…
Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!
2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.
Кодядовщики подходят к избе.
1колядов:
Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!
2 колядов:
Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.
1 колядов:
Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей
Вместе:
У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)
Выходит Хозяйка.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.
2 колядов:
Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.
Все поют колядку.
Хозяйка:
Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)
Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.
Появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!
Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.
Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?
Баба Яга:
Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.
Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.
Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.
Хозяйка:
Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!
Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.
Баба Яга:
Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.
(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)
- Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
- Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
- Пуговичка – предстоит красивая обновка.
- Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
- Монетка – богатая жизнь
- Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
- Конфета – сладкая жизнь.
После она улетает.
Хозяйка:
С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами…
Дети: Вот этими руками!
(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)
Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!
Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!
(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».