Сценарий фольклорной программы вот она какая старина родная

Цели мероприятия: познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям других народов. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурной самобытности народов, на воссоздание культурных образцов жизни, на формирование уважения к другим культурам.

Необычная экскурсия в этнографический
уголок

Цели мероприятия: познакомить с
предметами быта старины, рассказать о народных
традициях, воспитывать любовь к Родине, уважение
к традициям и обычаям других народов.

Мероприятие нацелено на воспитание
патриотизма, чувства гордости за свой родной
край, на сохранение культурной самобытности
народов, на воссоздание культурных образцов
жизни, на формирование уважения к другим
культурам.

Содержание мероприятия отличает
эмоциональность и активность детей. При
подготовке мероприятия были использованы такие
педагогические методы, как поощрение, совет,
одобрение. Во время подготовки мероприятия
преобладал доброжелательный характер отношений.
Данное мероприятие является продолжением цикла
толерантного воспитания учащихся.

Россия – это белая береза
И девушка, румяная с мороза,
И в жаркий день веселый звон ручья…
Россия – это ты и я!
Идем навстречу зноям и метелям,
Беду и радость поровну мы делим.
Мы все одна великая семья.
Россия – это ты и я!

У каждого человека есть место, которое
ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой
огромной планете. Место это называется “малой
родиной”.

У кого-то малая родина – большой
индустриальный город, крупный промышленный
центр, а у кого-то – маленькая деревушка,
затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки.
И где бы ни жил человек потом, его все время тянет
в родные места. Здесь живут его родители, друзья,
родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились о Родине:

Всякому мила родная сторона.
Дома и стены помогают.
Своя земля и в горсти мила.
Сторона – мать, чужая – мачеха.

А все ли знают, как называется наша с вами малая
родина?

Я люблю тебя, мой древний город,
С колыбелью нови на руках,
За твои простые разговоры
На различных самых языках. (Н.Томилин)

Наш город всех сплотил навек.
Здесь каждый – настоящий человек.
Тут армянин, татарин и грузин,
Здесь дагестанец и казах, чеченец, осетин.
Не сосчитать всех наций в городе родном,
В котором вместе мы живем. (О. Гуртовская)

Два языка

Судьбы моей заветная река.
Течет меж двух родимых берегов.
Два берега – два чудных языка,
За них отдать всего себя готов.
Когда моя кружится голова,
И звонким счастьем полнится душа,
Шепчу по-русски нежные слова
Любимой, ненаглядной, чуть дыша.
Но припадет пустынный суховей
К ночной прохлады сладкому ручью,
И на казахском – языке степей –
Я сыну колыбельную спою.
Так и живу на солнечной земле,
Где прорастают дружбы семена,
Где нераздельны достархан и хлеб…
Два языка, а Родина – одна! (Перевод. Юрий
Щербаков)

Родина детства

Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
Родина нас обнимает, любя,
(Ласковый взгляд, материнская речь)
И бережет неустанно тебя.
Вырастешь – ты ее станешь беречь. (Майму
Линнамяги)

Какого цвета дом родной

Мой дом цвета родного:
Цвета красных рябин,
Цвета белых берез,
Незабудок нежного цвета.
Мой дом цвета родного:
Цвета желтеющей нивы,
Цвета спелой малины,
Цвета снежных полей.
Мой дом цвета родного:
Цвета веселых глаз –
Серых и черных, синих и карих.
Моих друзей и подруг. (Оливия Саар)

Моя земля! Отечество, начало!
Прародина, основа из основ!
Давно ль в твоих просторах отзвучала
Мелодия казахских табунов?
Но не сотрет упрямство родовое
Забвения ковыльная волна.
Прислушайся – и ты услышишь снова:
Гудит могучим гулом глубина!
Как будто в сердцевине сокровенной
Великой силой воедино слит
На луговине огненной подземной
Победный ход бесчисленных копыт!
О, мать – земля! От края и до края
Седая степь о будущем поет,
О том, что мощь с Россией набирая,
Ты возродишь величие свое!

Многие из нас живут в многоэтажных
домах. Такие дома стали строить недавно,
каких-нибудь сто лет назад. Большинство людей
жили в одноэтажных домах. Эти дома у русского
народа назывались “избами”, а у казахов были
переносные жилища – “юрты”.

Изба

В богатой лесами России все постройки
издавна были деревянные. В селе жилище
называлось изба. Считается, что название это
происходит от древней печи: топка со временем
преобразовалась в истопку, затем в истьбу,
потом в избу.

Весь строительный материал для избы –
длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту,
дранку – выбирали и заготавливали заранее.
Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались,
только топором – он будто закупоривал ствол и
сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на
концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить
бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами
в прямоугольник, называют венец. Для удобства
все венцы пригоняли друг к другу на земле и
только потом ставили сруб. Щели затыкали
мхом. Крыши крыли тесом, иногда дранками
длинными пластинами, снятыми с соснового бревна.

Окна и двери прорубали в уже готовом
срубе. Первые окошки появились лишь в 10 веке. Они
задвигались дощечками “волоками”.

В избе ставили печь. Она играла
главную роль в пространстве избы. Печь
обогревала всех долгими зимами. Наверху спали
старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко,
сушили грибы.

Напротив печного угла находился
красный угол, самое светлое и нарядное место в
избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка,
проходили за столом трапезы семьи, сюда во время
уборки урожая ставили первый и последний сноп,
желая благополучия дому.

Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Ты родная – старина!

Крестьянскую избу трудно было
представить без многочисленной утвари. “Утварь
– это совокупность предметов, необходимых
человеку в его обиходе”. (В.И.Даль “Толковый
словарь великорусского живого языка”)

По старинному все чину –
С блюдечком на пятерне! –
Пьют, не ведая кручины,
От сомнений в стороне.
То степенны, то вальяжны,
То болтливее сорок.
Самовар – как свекор важный!
Шикает на них парок.
Пьют вприглядку и вприкуску
Чай, мол, пить – не тяжкий труд!
Так степенно, так по-русски
Речи плавные ведут. (В.Шапошников)

Ни один праздник русского народа не
обходится без них. Известный русский писатель
Куприн А.И. так говорит об этом блюде: “круги, как
настоящее щедрое солнце, красен и горяч. Символ
солнца, красных дней, хороших урожаев…”

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины. (А.Пушкин “Евгений
Онегин”)

Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем. (В.Берестов)

Исстари русский народ считался хлебосольным.
Самыми ценными продуктами для простого человека
всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с хотою,
А сама безротая. (Ложка)

Заготовки для деревянных ложек называли
“баклушами”, отсюда и выражение “бить
баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши
считалось работой очень простой.

После каждого зачерпывания ложку облизывали и
клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали
ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за
столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Будний день начинался с работы.

Раньше все предметы каждодневной
необходимости изготавливали своими руками.
Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним
работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою
первую нить. Это событие было очень важным. Мать
прятала первую нить. А когда девушка выходила
замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой
нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.

Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)

Веретено – это элемент прялки –
“вертящаяся палочка”.

Из нитей ткали полотно. Людям был
необходим утюг. Раньше утюг представлял собой
“жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь
закладывали горящие угли и начинали гладить.

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)

Еще был способ – сухое белье
наматывали на ровную палку и начинали катать по
столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой.
На палке были поперечные рубцы. Назывался такой
“утюг” рубель.

Ухват — устройство для передвигания
горшков и чугунов в печи.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)

Какое интересное слово – чугунок. Это
сосуд из чугуна. В чугунке готовили пищу в
русской печи.

Юрта

Юрту изобрели в середине I столетия
нашей эры тюркские народы. В поисках пастбищ
кочевникам приходилось постоянно ставить дом на
новом месте и юрта прекрасно приспособлена для
этого: она легко и быстро – за 2-4 часа разбирается
и собирается. В разобранном виде юрту можно
разместить на пяти верблюдах. Выбрав место,
сначала располагают камни под будущий очаг, а
потом устанавливают юрту.

Летом ее ставят на землю, а зимой – на
деревянную платформу. Стенами служат
специальные решетки из деревянных планок. При
помощи специальных ремешков из сыромятной кожи к
стенам привязывают остов конусообразной крыши.
Изнутри решетки стен обтягивают тканью. Пол
застилают войлоком или шкурами животных. Наверху
оставляют круглое дымовое отверстие. Через него
же в юрту проникает свет; окон в ней нет.

Остов юрты снаружи покрывают войлоком
и поверх обматывают веревками и ремнями. Сверху
войлок покрывают белой плотной тканью. В средние
века из войлока делали и дверь.

Юрта у монголов и бурят обычно
повернута входом на юг, а у тюркских народов Азии
и Европы – на восток. Там, где постоянно дуют
сильные ветры, вход расположен с подветренной
стороны.

Юрта прекрасно приспособлена к
степному климату с сильными ветрами и перепадами
температур. В жару приподнимают и подвязывают
нижние края войлока, и юрта продувается изнутри.
Зимой войлок защищает от холода и ветра.

В центре юрты находится очаг, в котором
поддерживается огонь. Топливом служит хворост
или сухой верблюжий навоз. Возле очага стоит
опорный столб. Верхним концом он упирается в обод
дымового отверстия. За очагом, напротив входа,
находится домашний алтарь с изображением богов и
священной книги. Между алтарем и очагом
усаживают самых почетных гостей. Справа от входа
мужская сторона юрты. Здесь хранятся мужские
предметы: седло, оружие, бурдюк с кумысом. На
женской стороне стоит кровать хозяйки, шкафчик с
посудой, ящик с запасами топлива и ящики для
одежды.

Юрта

Ставит дом моя семья –
Будет юрта новая.
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела – не люблю,
Есть кустарник – нарублю.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей! (В.Ледков)

Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки! (В.Берестов)

“БЕСИК” (“Колыбель”)

Казахская колыбель необыкновенно
простая в использовании и удобная при кочевом
образе жизни. Колыбель изготовлялась из ивы.
Боковые части (изголовье и изножье) иногда делали
из березы. Основание колыбели имеет отверстие,
предназначенное для естественных нужд ребенка.
На поперечную перекладину подвешивались
бусинки, амулеты, талисманы, укреплялись перья
филина для того, чтобы не было сглаза, чтобы
болезни обошли ребенка

“БЕСИК ТОЙЫ” (праздник укладывания
ребенка в колыбель)

На этот праздник приглашались в
основном женщины. Самая уважаемая, обладающая
положительными качествами характера женщина
укладывала ребенка в колыбель. При том
онаприговаривала, например “Голанын бесиги—кон
дуниенин есиги” (“Колыбель ребенка — дверь во
Вселенную”) и т.д. Говорились различные
пожелания, типа: “Не будь только сыном отца; будь
сыном народа”, “Будь защитником”, “Расти
смелым и отважным, здоровым и счастливым” и т .д.
После того, как ребенок уложен в бесик ,женщина
(по рассказу Мурзахановой Батес, жительницы
Алматы) просят принести вещи того родственника,
сон которого крепок и здоров. Его вещи кладутся
на поперечную перекладину, для того чтобы сон
малыша был спокоен.

После обряда женщинам, участвовавшим в
нем, дарят кольца, браслеты, разбрасывают шашу,
женщине, которая положила ребенка в колыбель,
дарят платье.

Однажды сказал со слезами в глазах
Отец мой – опора земная:
“Запомни, наследник, я русский – казах,
Хоть грамоты русской не знаю”
Косматые тучи в степи табуня,
Хозяйничал ливень на крыше.
“А, может, сынок, это ты за меня
Когда-нибудь в книге напишешь!”
Ата, я мечту выполняю твою.
Узнай же на тверди небесной,
Что славу России сегодня пою,
И нету вранья в этой песне!
За Родину жизнь отдам – видит Аллах –
За малую и за большую.
И гордую фразу: “Я – русский казах!”
На двух языках напишу я! (Ю.Щербаков)

Ковроткачество у казахов имеет
глубокие корни. Им занимались в основном женщины.
Секреты ткачества передавались из поколения в
поколение. Безворсовое ковроткачество связано с
кочевым образом жизни населения степей.
Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из
отдельных полос ковры. В казахских коврах,
присутствует довольно несложная кайма с
разделительными полосами, обрамляющими
центральное поле ковра. В центральной части
ковра обычно один и тот же геометрический или
растительный рисунок со сложным сочетанием
завитков и других знаков.

В гостях

Цветастые подушки,
Раскинут достархан.
Все навострили ушки:
Читается Коран.
Как будто бы в кавычки
Затиснут я в углу,
И ноги с непривычки
Сложить все не могу.
А старых лет и средних
Все гости в один лад
Скрутили ноги в крендель,
И ничего! – сидят.
Лишь я один, отчаясь,
Не примощусь никак,
Кручусь, верчусь, качаюсь.
Какой тут бешбармак!
Измученный, усталый,
Молю я об одном:
Когда тут самый старый
Благословит подъем?
Куда там! – друг за другом
Дают сурпу и чай,
А там – домбра по кругу.
Аллах мой, выручай!
Вот прокатился снова
От чьей-то шутки смех.
Я, хоть не понял слов тех,
Смеялся громче всех.
Смеялся, чтоб казаться,
Мол, тоже в доску свой!
Как мне потом сказали,
Смеялись надо мной. (Замир Дакенов)

С незапамятных времен люди лепили из
глины разнообразные сосуды. Они научились
обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические
изделия покрывали минеральными красками и
украшали линейным орнаментом. Это были кувшины
разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

Беляши

Рано утром беляши
Зашипели: “Ши – ши –ши”
Это значит – не пиши,
Это значит – поспеши,
Брось свои карандаши,
Посмотри, мы хороши.
Ну и что ж, что хороши?
У меня карандаши
Тоже очень хороши.
Дорисую камыши
И примусь за беляши. (В.Кудрявцева)

В степи

Хорошо, что теплый дождик
Опрокинул полный ковшик
На уставших косарей, —
Ну-ка в юрту поскорей!
Таганок заносят в юрту,
Пахнет жаром и жильем.
Как тепло и как уютно
Под отцовским чекменем.
Для того-то
Хворост печке нужен,
Чтобы плов
Приготовить на ужин. (Т.Адашбаев)

Загадка

А вот коса – лучше всех!
Растет коса не вниз, а вверх!
А на кончике косы
Белый бисер висит. (Рис)

Наш Камызяк

В час вечерний добрым знаком,
Не спеша, сойдя с крыльца,
Поплыла над Камызяком
Песня, трогая сердца.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты даришь ты.
Песня славит нашу землю,
Радость лучших светлых дней.
И с волненьем песне внемля
Подпевают люди ей.
И влюблено шепчут ивы
Над рекою Таболой:
— Милый город, будь счастливым,
Будь счастливым, край родной.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты даришь ты.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты это – ты. (В.Ерофеев)

Я друзей соберу за столом
И накрою для них достархан
Будут лица светиться добром,
Разговор заведут по душам.
На столе куурдак, беспармак,
Крепкий чай с молоком, табанан.
Ты попробуй, мой гость, баурсак,
Оцени их достоинство сам.
Я прошу у гостей, посмотрите
Принесла я основу основ.
Хлеб со мною вы разделите
И отведайте священных даров. (Шаушиева)

Лишь добрым верит мой народ приметам
Его глаза узки, но глубоки.
Он имена дает такие детям,
Что сами так и просятся в стихи.
Поэзия рождается в народе,
Она богатство золотых сердец.
Народ казахский по своей природе
И труженик извечный и певец.

За многие века был создан огромный мир
вещей. Мы вам рассказали лишь о некоторых. Ведь у
каждой привычной вещи есть своя история. И лучше
нам их знать.

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о русском фольклоре; пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа .

Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей  и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом ,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы  себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

На посиделки приходили  после трудового  дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребенок: Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущая: В старину люди не расставались  с песней – и в горе, и в радости;

в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ

1.  Чепуха, чепуха,                     2.  Между небом и землей
Это просто враки!                          Поросенок рылся
Куры съели петуха, —                         И нечаянно хвостом
Говорят собаки.                         К небу прицепился.

3.  Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега,
Новая рубашечка,                       Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.                       Надевает сапоги.

5. Утром рано на заре,

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает — то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.

ИГРА

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются

Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака Вам понравились загадки.

Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая:
 Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

состязание первыми начинают сами участники.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.

ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ» 

Ведущая: Девушек на Руси называли, красны девицы, а парней — добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев.

ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.  

ЗАГАДКИ                                    

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло). 

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем.   (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим.

  И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!

 «Посиделки в русской избе»

( Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром)

   Муз. 1.           СЛ.1

 (звучит русская народная мелодия, в зал  входят дети )

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, да  по-старинному посиделками называется.

Праздник так и называется — посиделки в русской избе! Пригласила я гостей со всех волостей.

Сегодня на занятии мы попробуем представить, как на Руси проводили свободное время, обучали молодых, соревновались в остроумии, смекалке, сообразительности, красноязычии.

Всему этому способствовали произведения устного народного творчества, с некоторыми из них мы уже знакомы.

Слайд 2. (Фото избы.)

Когда работа в поле и по хозяйству была окончена, собирались наши предки: мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети в большой избе, которую и строили специально для того, чтобы в ней могла собираться вся деревня, все кому хочется.

Слайд 3. (Фото печи).

Так вот, собирался и стар, и млад в избе, центром которой была… (Дети хором: — Печка!) Да, русская, теплая, и уютная печка.

Слайд 4. (Фото печи).

И…

Ой, погодите! Никогда на Руси не было невеж. Давайте и мы последуем примеру наших предков. Ведь русские славятся своей приветливостью, гостеприимством. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашей «горнице».

Слайд 5. (Фото горницы).

Хозяйка: А сейчас посте, как в стразли гости и ха. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Учитель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят                          

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю — почёт, хозяину — честь!

Учитель 2: Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяйка: Давно вас поджидаем,  праздник без вас не начинаем!

Учитель 3: Дома сидеть — ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! А мы вас уже заждались!

Учитель 4 : Благодарствуем за приглашение!

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, давайте  с другом поздороваемся!

                                  (дети здороваются)

Хозяйка:  Ещё раз здравствуйте, люди добрые, гости званные  да желанные!

В старину, и сейчас  гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем!

Хозяйка: Вот какой знатный каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба — соли, гости дорогие!

( звучит музыка  2,

девочки 8 «Б» кл.  в русских костюмах вносят каравай и угощают им присутствующих)

( исполнение песни «Каравай»)

Каравай, каравай

Выпекай, выпекай!

Каравай, каравай

Всех гостей угощай!

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба — соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник русский продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Небылицы.- сл. 6

Ну а дальше начинались забавы.  «Небылицы в лицах, сидят в теремах светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки!» О каком жанре пойдет речь? (Ответы детей: небылицы).

И сейчас мы вам небылицы расскажем!

Егор:                 Здорово, кума!

Никодим:         Здорово, кума! Откуда идешь?

Егор:                 С Кудыкиных гор.

Никодим:         А как у вас, кума, поживают?

Егор:                 На босу ногу топор надевают.

                А лошади наши с усами,

                Бегают в подполье за мышами.

Никодим:       Да это же кошки!

Егор:               Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор: «Как! Кар!»

        Никодим:         Да ведь это же вороны!

        Егор:                 Мухомор тебе вареный!

                        Наша-то ворона ушаста,

                        В огороды шастает часто.

                        Скок да скок через мосток,

                        Белым пятнышком хвосток!

        Никодим:         Да ведь это же зайчишка!

        Егор:                 В нос тебе еловая шишка!

                        Наш зайчишка под корягу ушел,

                        Хвостом шевелит,

                        Ставить сети не велит!

        Никодим:        Да ведь это налим!

        Егор:                Нет, не налим!

                        Мы про налима так говорим:

Хозяйка: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                — Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!          

 Скоморохи –сл.7

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

« Калинку-малинку!»

«Муз.3» — русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов + балалайка)

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                 Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

                 Поиграем на гармошке.

                                (  муз. 4,  дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

                                (муз.5, дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её    ТРЕЩОТКА!

                                (муз. 6, дети имитируют игру на трещотке)

Хозяйка: Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

                                (муз. 7,   дети имитируют игру на бубенцах)

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

( в зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

                 Вы, соседки, отдохните,

                 Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

                   Загорелася вода.

                   Всем селом пожар тушили,

                   А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

                     Расседая борода,

                     Он народ погнал в овин,

                     Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

                     Он об этом не сказал.

                     Только слышно стороной,

                     Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните. Ребята, а такие вот стишки в старину назывались нескладушками! – сл.8

         «Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Хозяйка: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Хи-хи-хи! Ха-хаха1

Чепуха, чепуха!

 — На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: 

 — На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо!

Дети: 

 — На горе верблюд пасется

    В белых вышитых штанах.

    А за ним блоха несется

    На высоких каблуках!

Дети: 

Соседки: Нескладушки дружно пропели
                 Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь себе мы все

                 Дружненько похлопаем!

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные! А теперь ещё загадку послушайте!

 — Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

Хозяйка: Встречайте новых гостей праздника – ансамбль ложкарей «Горошина»

( ансамбль исполняет композицию «Вишня»)

ИГРЫ С Лукошком – сл.9

Частушки – сл.10.

ЗАГАДКИ – сл11

СКАЗКИ – сл.16

Хозяйка: Где песня льется,

                 Там легче живется!

Самое время сеть нам весёлую русскую народную песню!    Сл17

( дети исполняют свои песни)

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но ещё и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

                        ( игра «Намотай нитку в клубок») – муз.

Хозяйка: Девочки поработали!  А мальчики нам сейчас покажут русскую народную игру «Петушки»!

( игра «Петушки») – муз.

 Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

                Дудки-самогудки !

                            (дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка:(достает дудочку)

                 Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

                 Потерял пастух дуду.

                 А я дудочку нашла,

                 Пастушку отдала! (отдает дудочку ребенку).

                  Как без дудки, вот беда,

                   Ходят ноги не туда,

                   А как дудочку почуют-

                   Сами ноженьки танцуют!

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

                 Аль плясать вы не хотите?

                 В круг скорее становитесь,

                 Крепче за руки беритесь!    Сл. 18 -Змейка

( ставлю детей в 4 хоровода – змейку)

              («На зеленом лугу»- русская народная песня) – играет Н.В.

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, попели! Старину свою родную русскую вспомнили!

  На этом наши русские посиделки подошли к концу! У русского народа свои традиции, своя культура, где многогранно раскрывается характер и быт людей. Давайте подведем итог всему сказанному. Какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили? (Ответы детей: небылицы, пословицы, потешки, игры, считалки, загадки, частушки, сказки). Вот какими умельцами-мастерами были наши предки! И постарайтесь, как говаривали на Руси, «Славу ее множить!», чтобы все, что прозвучало сегодня на занятии, не забылось, а узнали бы об этом и дети ваши, и внуки, и правнуки…

Хозяйка:  Ведь не красна изба углами, а красна — пирогами! Видите,

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»        сл.19

Дети: Любим чай мы с пирогами,

           С сахарными  кренделями!

Хозяйка: Самое время почаевать! Но сначала скажем друг другу  «До свидания!» Понравилось вам на празднике? Ещё придёте?  

Теперь проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят  в класс на чаепитие.)

( муз.   Дети уходят красиво из змейки в класс)

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом;

2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

3. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.

Словарная работа: названия русского народного костюма (рубаха, косоворотка, картуз, кокошник, сарафан, сорочка, пояс).

Материал и оборудование:

— Декорации:русская изба и печь, столы, скамейки, полотенца, салфетки, коврики;

— Русские народные костюмы, деревянные ложки, бубен, платочки, клубочки ниток, музыкальное сопровождение;

— Для чаепития: самовар, чайная посуда, каравай, пироги, баранки, чай.

Предварительная работа:

-Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.

-Знакомство с семантикой народного орнамента.

Ход мероприятия

Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны рушники, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети. Выходит Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: На завалинках, в светелках

                    Иль на бревнышках каких,

                    Собирались посиделки

                    Пожилых и молодых.

                    Говорили, песни пели

                     И водили хоровод.

                     А играли как детишки.

                     Ах, как игры хороши!

                     Словом эти посиделки

                     Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

   1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!

                      Маленькие и большие!

                      Мы пригласили вас сегодня

                      На посиделки русские.

   2 ребенок: Жива традиция, жива!

                     От поколенья старшего

                     Пришли обряды и слова

                     Из прошлого из нашего.

   3 ребенок: Что за славный денек,

                       Собирается народ.

                      Будем петь и шутить,

                      Будем всех веселить.

    4 ребенок: Мы по улице гуляли,

                      Хороводы выбирали.

                      Где веселый народ —

                     Тут и будет хоровод!

Русский народный танец

Хозяюшка: Посмотрите на русский народный костюм. Во что они одеты?

Рассматривание русского народного костюма на детях

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку (рубаха с косым воротом). Воротник — крохотная стойка. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды (показ).

— Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка)

— Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком.

Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан.

Это праздничный сарафан (показ.) Сарафан — длинное платье на бретелях считается русским женским костюмом. Сарафаны были приталенные и широкие. Он украшен красивой тесьмой.

На голове старинный русский головной убор — кокошник (показ). Это гребень в виде округлого щита вокруг головы разной формы, который украшали лентами, бисером, бусами, жемчугом. Он считался праздничным и даже свадебным головным убором.

А мы с вами сейчас так одеваемся? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше.

Хозяюшка: У меня есть старинный сундук, послушайте загадку и узнаете отгадку:

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Ниточка)

Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки.

Игра «Смотай нитки в клубок»

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек.

                                Будет музыка играть

                                Надо ниточку в клубок смотать.

                                А кончит играть,

                                Значит хватит вам мотать.

                                Понятно ли такое задание?

                                Начинаем соревнование!

Ребенок: Золотая хохлома!

Лучше нет подарка.

Хохломские ложечки

Звонкие да яркие!

Хозяюшка: А что добры – молодцы призадумались? И для вас есть игра – забава!

Игра ложкарей под русскую народную песню (мальчики)

Хозяюшка: А теперь ребятки, другая загадка:

                       В этой молодице прячутся девицы.

                       Красные щечки, пестрые платочки,

                       Хлопают в ладошки веселые… (куклы — неваляшки).

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Получай, дружочек,

От меня платочек.

Танец «Куклы неваляшки» девочки в косынках и с платочками

Всем известно, в старину любили петь частушки:

                    Как известно всем подружки

                    Мастерицы петь частушки.

                    Песни петь да плясать,

                     Всех вокруг забавлять.

Девочки встают с одной стороны зала.

                    И вы, парни, не зевайте,

                    А девчатам помогайте.

                    Проходи честной народ,

                  Не пыли дорожка!

                  Добры молодцы идут

                    Погулять немножко!

Мальчики встают с другой стороны зала.

   Дети исполняют частушки:

Мальчики:

Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки:

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные.

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы хорошие ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки:

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки — хохотушки

Пели вам со всей душой.

Мальчики:

Мы ребята удалые

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам.

Так похлопайте вы нам!

Хозяюшка: А сейчас вам для разрядки

                     Загадаю я загадку:

                    Он с бубенчиком в руке,

                      В сине — красном колпаке.

                     Он веселая игрушка,

                     А зовут его… (петрушка).

Выбегает под русскую народную мелодию петрушка и танцует.

Петрушка:  Мы и пели и плясали,

                   А играть мы не играли.

                   У кого там хмурый вид?

                   Снова музыка звучит.

                   Собирайся детвора,

                   Ждет вас русская игра!

Отгадайте мою загадку:

                            Как тарелка круглый он.

                            Встряхнешь его и слышен звон.

                            Что это?   (бубен).

Игра с бубном:

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»

Хозяюшка: Посидели, повеселились, пора и честь знать! За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей.

Хозяюшка вносит каравай:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Мы вас к чаю приглашаем, караваем угощаем.

Звучит русская народная песня, все садятся за сервированные столы.

Чаепитие.

МОУ «Пустотинская средняя школа»

Сценарий открытого мероприятия

на тему

«Как бывало в старину».

Посиделки по обычаям и традициям русского народа.

Выполнила: учитель первой

квалификационной категории

Селезнева Любовь Анатольевна

с. Пустотино

2018г

Цели:

— воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народным играм;

Познавательная цель:

— расширить представление детей о культуре и обычаях, познакомить детей с частушками, народными песнями, танцами, загадками.

Воспитательная цель:

— воспитывать любовь к своей Родине, своему краю, его истории и культуре.

Развивающая цель:

— развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи:

— расширить представления о традициях и обычаях народов России;

— знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки;

— воспитывать уважение к культуре других народов;

— развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность;

— развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Оборудование: предметы старины, костюмы русские народные.

Место проведения: музей

Посиделки по обычаям, традициям, русского народа.

Звучит песня «В горлице моей», входят две хозяйки праздника

Хозяйка: 1 Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей                    горнице. Деревенский народ веселый, любит песни петь да в игры                    играть, хороводы водить.

Хозяйка: 2 Поудобнее садитесь, не спешите, соберитесь

                    В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Хозяйка1: Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи

Народ посмотреть

И себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки, прибаутки сказывать

Хозяйка2: На завалинах, в светелке,

Иль на бревнышках каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели да водили хоровод.

Добрый чае угощались с медом, явно без конфет

Как и нынче мы, общались

Без общенья жизни нет.

Хозяйка1: А играли кА? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир

Нынче все мы по сусекам, личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить, скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в «своей тарелке» и пришли к нам не на чай

Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас

(слышится смех, звон бубенцов, входят дети, хозяйка открывает двери)

Ребята: Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

Хозяйка:1 А чем платить будите?

Ребята: А чего надо?

Хозяйка: 1 Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок.

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра.

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок

Ребята: Вот так немножко.

Хозяйка: 2 Да пошутили мы. Зачем пожаловали?

Ребята: Посмеяться, поплясать себя показать.

Хозяйка: 1 Мир вам гости дорогие, вы явились в добрый час.

Пляской русской да народной начнем посиделки сейчас.

(песня у нас нынче субботея, дети танцуют)

Девочки: Мы девчушки –веселушки, петь, плясать умеем. И сейчас споем                                       частушки.

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

2. Не глядите на меня,

Глазки поломаете.

Я не вашего села,

Вы меня не знаете.

3. Эх, топни нога,

Топни правенькая

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

4. Пойду плясать

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке.

5. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре

6. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

7. У нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печки босиком,

Думала подружки.

8. По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

9. На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках.

10. На весёлое гулянье

Я пришла без ремешка

90 песен знаю,

Еще дома два мешка.

11. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

12 . Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

13. Ах, щечки горят,

На морозе щиплют.

Не меня ли молодую

В хороводе ищут?

14 . Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

15. Ту куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес.

А Ванюша отвечает:

-Заготавливать овес!

16 . Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

17 . Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

18. Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хохяйка:1 Молодцы. А вы знаете, что такое загадки? (ответы детей)

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах,                    посиделках нашего села. Люди любили складывать и отгадывать    их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них.

1 загадка И колковато, и ноздревато , и мягко

И ломко и всех милей (хлеб)

2 загадка самая смешная овца в корове (носок в сапоге)

3 загадка В брюхе баня

В носу решето, на голове пуговица

Всего одна рука, да и та на спине. (чайник)

4 загадка: В печь несут-жидко,

Из печи несут твердо (каша)

5 загадка: Маленький, кругленький, за хвост не поднимешь (клубок)

6 загадка: Пять чуланов, одна дверь (перчатка)

7загадка: Новая посудина, а вся в дырах (решето)

8. загадка: Все прячет, а сам на виду (сундук)

9. Маленький, горбатенький все поле перерыл (плуг)

Хозяйка: 2 А теперь загадки для взрослых

Кто из вас не любит блинов-пышных, румяных , круглых. А кто                     скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу, по подобию солнца

— Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны

— Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пением петухов.

— Далеко за пределами России были известны наши умельцы.                     Тульские мастера даже блоху подковали.

Кто помнит в каком произведении это написано:

Ответ: Левша Лескова

-А еще Тула славится своими тульскими пряниками и самоварами.

— Многие из вас может быть имеют дома палехские шкатулки.

Почему они так называются?

Ответ: ее делали мастера их Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьем стеклянных изделий.

-Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города это посуда?

Ответ: Это хохломская роспись г Семенов Нижегородской области

-Знаменитые гжельские мастера делали различные гончарные изделия: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Эти изделия очень любили покупать по всей Руси. Мастера делали не только посуду, и фигурки сказочных героев, но и игрушки: коней, петухов, котов, собачек. 

— Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и Городецкая роспись, жостовские подносы, вологодское кружево, филимоновские игрушки-свистульки. Изделия русских мастеров всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них всю свою любовь, творчество и умение.

(выходят девочки и танцуют танец)

Хозяйка:1 А сейчас вам еще одну загадку загадаем

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Это русская ….(матрешка)

в 19 веке жил-был один русский художник. Путешеству по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам и спросил: « Можно ли вытачить вот такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по- своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Давайте с вами поиграем «Наряди матрешку»

Разделимся на две команды. Получают силуэт вырезанной матрешки из картона. Ваша задача –нарядить матрешку. 1-й-держит матрешку, просунув лицо в вырез, 2-й прикрепляет рукава и т.д. Сарафан, фартук и т.д.

Хозяйка:2 Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица –душа и ум народа.

В ней к Родине любовь

В ней мудрый опыт многих поколений

Хвала к труду в ней и презренье лени

Пословица к слову молвится

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Поиграем в игру «Отгадай пословицу»

-Я буду назвать 2 слова из пословицы ,а вы называете всю пословицу

Правильно назови, конфету получи.

Труд-пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)

Слово-воробей (Слово не воробей, вылетит не поймаешь)

Журавль-синица ( Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Волк-лес (Сколько волка не корми , а он все равно в лес смотрит)

Красавица-умница (Дом держится не красавицей, а умницей)

Не храним-плачем (Что имеем не храним, а потеряем –плачем)

7. Снову-смолоду( Береги платье снову, а честь –смолоду)

8. Роток-платок (На чужой роток не накинешь платок)

Хозяйка:1 Есть много зарубежных пословиц, очень схожи с нашими по смыслу. Я буду говорить вам зарубежную, а вы мне в ответ – русскую.

Вьетнамская «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

(Семь раз отмерь, один отрежь)

Афганская «Укушенный змеей , боится пестрой луны»

(Кто обжегся на молоке – дует воду)

Финская: «Шуму много а шерсти мало, сказал черт остригая кошку»

(Много шуму из ничего)

Африканская «Сын леопарда, тоже леопард»

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Молодцы, все правильно ответили

Хозяйка: 1 А как на Руси любили потешки. И сейчас мы вам некоторые покажем.

Машка, а Машка, в гости пора.
— На чем ехать-то?
— На рогоже.
— На рогоже не гоже.
— А ты на лукошке.
— Вдруг свалюсь по дорожке.
— Привяжись ремешком.
— Нет уж, лучше пойду пешком!

— Федул, что губы надул? 
— Кафтан прожег. 
— А велика дыра-то? 
— Один ворот остался!

— Маша, что из леса не идешь?
— Да медведя поймала!
-Так веди его сюда!
— Да он не идет.
— Ну, тогда сама иди.
— Так ведь он не пускает!

— Сынок, сходи за водицей.
— Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?

Хозяйка:2 Жива традиция!

Жива! От поколенья старшего важны обряды и слова

Из прошлого из нашего

О многом ещё можно говорить – судить.

            Но мы решили остановиться именно на этих

страницах жизни нашего народа.

Ученик:1 В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке

Где пришлось нам отдохнуть

Ученик:2 Дни общенья, счастья вехи

Посиделкам каждый рад

Делу время, делу время

А потехе час

Ученик:3 Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

Мы прощаемся с гостями

Говоря: До новых встреч

Ученик: 4 Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух

Самый светлый, самый светлый

Посиделок русский дух.

Ученик: 5 Посиделки, вечеринки.

Звезды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик: 6 Жизнь такая –не иная

Не заморская чужая-

Это наша сторона,

Все, что было вспоминая,

Пусть живет страна родная.

Очень русская , земная

Вместе все: В мире лучшая страна.

Ученик:7 Где песня льется,

Там легче живется!

Ученик:8 Есть таланты на Руси, говорю уверенно!

Раз народ еще поет- знать не всё потеряно.

(исполняют вместе с гостями)

«Вдоль по улице метелица метет» подпевают все
Слова: Д. Глебова
Музыка: А. Варламова

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дороги заметет:
Ой, жги, жги, жги, говори

Скоро все она дороги заметет.

Запряжем мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей

Ой, жги, жги, жги, говори

В лес поедем за дровами поскорей

Рысью, рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ой, жги, жги, жги, говори

И скорехонько до леса докатим

Топорами мы ударим дружно в лад

Только щепочки по лесу полетят

Ой, жги, жги, жги, говори

Только щепочки по лесу полетят

А из леса мы тихонечко пойдем

А руками-то прихлопывать начнем

Ой жги, жги, жги, говори

А руками – то прихлопывать начнем.

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дороги заметет:
Ой, жги, жги, жги, говори

Скоро все она дороги заметет.

Хозяйка:1 Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною

Мы за вечер утомились,

Танцевали, веселились

Хозяйка: 2 Что ж вы , гости? Не сидите

К самовару подходите!

Угощайтесь, не стесняйтесь,

С нами попрощайтесь!

Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. — Веселья вам и радости!

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Ведущая. — Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Тщательно начищенный, он красовался на самом

видном и почетном месте в комнате.Появление этого «медного чуда» связано с широким распространением в России заморского напитка — чая.

Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,»Выпей чайку — позабудешь тоску».

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

Ведущая. -Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани…

Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа — как заканчивали полевые работы — собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали — коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Ведущий 3. Прядение — работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

.ПЕСНЯ

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда — на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок — символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

ПЕСНЯ

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Все было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари — корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна — неизменная прялка. На стенах — расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето».

Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

1 вед. Веселится русский народ,

           Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

           Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

           Только с некоторыми отличиями в обрядах.

           Жених и невеста часто не знают друг друга,

           Но женятся по воле и расчетам родителей.

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

ТАНЕЦ

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

Сова близ дома кричит – к новорождённому.

Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Не играй ножом – ссора будет.

Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

ИСТОРИЯ СЕЛА

Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фрагмента урока
  • Сценарий хлебная ярмарка
  • Сценарий цвет настроения танец
  • Сценарий цифровые технологии
  • Сценарий фольклорной концертной программы