Сценарий праздника «Деревенские посиделки»
на тему «Завалинка»
Участники:
дети и родители
старшей группы №10.
Воспитатели:
Степанова Е. А.
Зиновьева Е.А.
Муз. Руководитель: Вагина Т.Н.
Тутаев
2014г.
Цель: Способствовать объединению и сплочению семей, созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместной деятельности.
Задачи:Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении родитель – ребенок — педагог;
Развивать творческое воображение детей и родителей, способность в умение передавать образ через разные виды деятельности (музыкальной, театрализованной и изобразительной)
Закреплять умение ритмично располагать узор на объемной фигуре матрешки.
Материал:
1 Русская изба, стол, лавочки.
2 Взрослые и дети в русских народных костюмах.
3 Бубен, ложки, гармонь, трещотки.
4 Матрёшка- игрушка.
5 Заготовки матрёшек.
6 Мелки, фломастеры, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
- Загадывание загадок.
- Чтение сказок: «Крылатый, мохнатый да масленый», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Бабушка, внучка да курочка», «Заяц – хваста», «Лиса и кувшин «Каша из топора».
- Слушание: «Во поле береза стояла», «Во кузнеце», «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранешенько», «Пойду ль, я выйду ль я», «Скок — поскок», «Коровушка», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», «Ах вы сени, мои сени».
- Инсценирование песен: «Семечки», «Во поле береза стояла».
- Разучивание игр с песнями.
- Разучивание частушек.
- Музыкальная Викторина.
- Разучивание танцевальных русских движений.
- Игра на детских музыкальных инструментах.
- Разыгрывание этюдов.
- Познавательное занятие. «Народная культура и традиции»
- Рисование иллюстраций к потешкам.
- Совместная деятельность с родителями
- Пополнение музыкального уголка шумовыми инструментами.
- Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению «Завалинка»
- Разучивание песен, прибауток, скороговорок, чистоговорок, шуток, перевертышей.
Информация для родителей по темам:
— Фольклор в познавательном развитии детей;
— Жанры детского фольклора;
— Музыкальное развитие ребенка в семье;
— Рекомендации по созданию шумовых инструментов;
— Анкета «Народная музыка в вашей семье».
ЗавалинкА
Входят ведущие в русских костюмах.
Ведущая I Петрова О.В.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Ребенок: Петров Максим.
А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.
Ведущая II: Степанова Е.А.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
(Под аплодисменты в зал входят родители с детьми поют под фонограмму русской песни «Деревня» в исполнении ансамбля Н. Бабкиной)
Взрослый
Здравствуйте, гости дорогие!
Маленькие и большие!
Мы посиделки начинаем,
И вас в гости приглашаем
Ребёнок
Жива традиция, жива!
От поколенья старшего
Пришли обряды и слова
Из прошлого из вашего.
Взрослый
Что за славный денек,
Собирается народ.
Будем петь и шутить,
Будем всех мы веселить.
(Совместное исполнение детей и взрослых песни «Завалинка»)
Взрослые и дети садятся на скамейки.
(Из-за дома выглядывает домовенок Кузя)
Ведущая 1:
Домовой за печкой жил
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой
Самый лучший в мире домовой.
- Родители
-Кузя!
- Домовой:
-Аюшки!
- Родители
— Где ты был?
- Домовой:
-У бабушки!
- — Родители
Что принес?
- Домовой:
-Оладушки.
- — Родители
Где ж они? —
- Домовой:
-Под лавкой.
- Родители
-Экий, ты, Кузя чудак.
- Домовой:
-А вы бы как?
- — Родители
А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
- Домовой:
— Ладно, в другой раз так и сделаю.
- Родители
— Кузя!
- Домовой:
-Аюшки!
- — Родители
Где ты был?
- Домовой:
-У бабушки!
- — Родители
Что принес?
- Домовой:
-Сапожки.
- Родители
-Где же они.?
- Домовой:
-А я сделал как вы велели.
На стол поставил и съел.
(Домовой выходит из-за печки)
- Родители
-Эх, Кузя, ничего ты не понял. Ладно. Проходи к нам на вечерку, посиди с нами.
- Домовой:
-Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
Все в корзиночку свою,
Что лежит, в ней вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
Отгадайте мою загадку:
Как тарелка круглый он
Встряхнешь его и слышен звон.
Что это? (Бубен).
Совместная игра с бубном детей и взрослых:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пускай и спляшет нам.
Домовой:
Отгадайте-ка, ребятки
Вы теперь мою загадку:
За обедом суп едят,
К вечеру « заговорят».
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких… (Ложках).
Ребенок:
-Эй, ребята-ложкари, ложки деревянные
Ложками стучи — бренчи,
Музыку скорей веди.
Ложки, что ни говори, примечательные.
А ребята-ложкари — замечательные.
Совместная игра на музыкальных инструментах детей и родителей
«Я под горку шла».
Домовой:
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит (Гармонь)
Ведущая 2:
А какие же посиделки без частушек?
Ну и удаль, ну и стать,
Молодою снова б стать,
Как певали мы частушки.
Вы их знаете, подружки?
Домовой:
Говорят у нас в Тутаеве
Просто ужас, а не жисть!
Говорят у нас частушки
Все давно перевелись!
Ведущий 1:
Да неправда, Домовой!
Запевай, народ, частушки,
Пофасонистей давай.
Позадористей, картинистей,
Наяривай
Совместное исполнение частушек детьми и родителями.
Взрослый.
Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки.
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки.
Ребёнок.
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Ребёнок.
Ах, гармошечка — гудок
Свое дело знает
Она у дедушки в руках
Хорошо играет.
Взрослый.
На печи сидит Серёжка,
Ковыряется в носу,
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!
Ребёнок.
Я качалась на качели,
Потеряла брошку.
Не ругай меня ты, мама,
Я люблю Алёшку.
. Взрослый.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят,
Что я как картинка.
Ребёнок.
Я надену бело платье,
Буду я красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.
. Взрослый.
Мой дружочек, ох хороший,
Да росточком очень мал.
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал.
Ребёнок.
На весёлое гулянье
Я пришёл без ремешка.
Девяносто песен знаю,
Ещё дома два мешка.
Ребёнок.
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
Вместе.
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали.
Домовой.
А как вы думаете, какое угощение было самым любимым на посиделках? Конечно, семечки! Кавалеры щедро угощали своих избранниц, а девчата кокетливо лузгали, как говорили в деревнях, семечки.
Мы лузгать не будем, а посмотрим и послушаем песню об этом.
Исполняется песня «Семечки».
(Дети инсценировка см. приложение)
Ребёнок.
— Шире круг, шире круг!
Каблучков раздался стук,
Подбодри танцоров наших Пусть они нам здесь попляшут.
Танец «Кадриль»
(совместное исполнение детьми и родителями)
Домовой:
Небылицы в лицах,
Сидят в темницах
Щёлкают орешки да говорят потешки.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами.
— Да ведь это кошки!
Взрослый
— Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
«Кар, кар!»
— Да ведь это ворона!
Ребёнок.
— Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком — хвосток.
— Да ведь это зайчишка!
Взрослый
— В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес
-Да ведь это волк!
Ребёнок.
— По лбу тебя щелк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
— Да ведь это козлище!
Взрослый
— Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
— Да ведь это налим!
Домовой:
— Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
— А вы не НАЛИМЫ-НИКОДИМЫ шутки понимаете?
Под фонограмму русской народной мелодии ведущий обращает внимание детей на звуки плача за домом.
Ведущий 1:
— Ой, ребята, послушайте, там кто-то плачет. (Раздаётся плач ребёнка под фонограмму)
Загадка про матрёшку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская
Дети:
Матрёшка.
(Ведущий достает матрешку и раскрывает ее. Она оказывается пустой.):
Домовой:
Вот почему она плакала. Она осталась дома одна, без своей семьи и ей стало скучно. Когда нет семьи, так и дома нет. Давайте поможем матрёшке найти свою семью. Мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек. Для этого уже все готово. Проходите с родителями в горницу, садитесь поудобнее, посоветуйтесь какой наряд будет у вашей матрешки.
(Дети с родителями усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления матрёшек — 1 на семью. Звучит в записи песня «У моей России» Георгий Сруве )
Ведущий 2
— Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные у нас получились, они все разные и красивые. Теперь матрёшка не одна, она вместе со своей семьёй. Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит
Ребёнок.
Друг другу надежда, друг другу опора.
И если мы вместе, по плечи нам горы!
Семьёй мы любую проблему решаем
И вместе победу свою отмечаем!
Нет крепче, дороже, добрее тех уз,
Чем наш нерушимый семейный союз!
Ведущий 1
Девчонки наши тоже захотели быть похожими на матрёшек, подходите к мамам надевайте платки.
Девочки танцуют танец матрёшек.
Домовой
Ребята, мне с вами очень понравилось! Но я умею делать чудеса, хотите я маленькую матрёшку превращу в большую, закрывайте глаза.
(входит папа одетый в длинный сарафан на его плечах сидит девочка-матрёшка)
Матрёшка. (Танцует под гармошку)
Я надела сарафан,
Всем хочу понравиться.
Посмотрите на меня,
Разве не красавица?
Я теперь большая стала
Рада видеть вас в саду
На прощание, ребята
Всем вам бублики дарю. (Дарит бублики и уходит)
Домовой.
Ребята мне тоже пора уходить, спасибо вам за веселье, праздник. Примите от меня в подарок сладости к чаю.
Ведущая 1:
На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей русской старины.
Ведущая 2
Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
И прощаясь, мы с гостями,
Говорим: ВМЕСТЕ: до новых встреч! Чаепитие в группе.
Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)
Ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!
Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!
Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.
Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, да вашим детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём и бытьём и здоровьицем!
И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…
(медленный поклон)
Гость в дом – хозяину радость.
Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?
А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней
Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,
ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица, высокий терем, завалинка, посиделки…
К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.
Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.
В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю — летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.
Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….
На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.
А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.
Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.
И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На
завалинке» и милости просим на наши посиделки…
ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА»
(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)
-Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
-Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
— Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!
-Открываю ворота
Выходи, кому охота!
(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»)
Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)
Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.
Входят 2 мальчика в русских костюмах.
Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.
1. О! Наро – оду!
2. Ого! Народищу – у!
1.Ты куда?
2. А ты куда?
1. Я – сюда.
2.И я сюда.
Мальчики садятся на скамейку.
1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все. Чего?
1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2д. Как это не знаешь?
3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?
1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.
4д. Никак, свадьба скоро будет.
. (воодушевленно рассказывать)
1 д. А мне маменька рассказывала,. что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного
пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…
(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)
2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?.
1д. Завидуешь что ли?
2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный.
3 д. (с иронией) это точно…завидный…
(парочка садится)
ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)
3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…
2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?
3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?
1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…
тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.
Все: ха-ха-ха
2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.
3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.
1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.
2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.
3Сова близ дома кричит – к новорождённому.
4.Заяц по селу бежит – к пожару.
1 дев. Ага, вот-вот…
5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.
7.Мыло за пазухой спасает от порчи.
8.Не играй ножом – ссора будет.
9.Ключи на столе – к ссоре.
2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.
Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»
(все вместе смеются)
1д. Ой, что-то скучно стало!
(выходят мальчики)
1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован — хлопают)
1. Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
2. Чтобы не попасть впросак,
Пришлось смотреть во все глаза.
3. А теперь закрой-ка глаз,
Кукарекни пару раз.
4. Вежливостью удиви:
Руку всем вокруг пожми.
(все вместе)
Ставьте ушки на макушку:
Мы споём для всех частушки.
Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
ЧАСТУШКИ
1. Мы частушки-прибаутки собирали всем селом
Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.
Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Обернулася назад – каблуки мои лежат.
Не смотрите на меня, глазки не ломайте,
Я не с вашего села, вы меня не знаете.
А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком, думала, подружки.
Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.
Она в Сашиных руках хорошо играет.
Мы задорные частушки громким голосом поём
Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!
Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.
Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)
(Выходят мальчик).
1.Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
2.Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Выходят все участники.
Все: Фольклорные перевёртышки.
1.Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из-под воротни лают ворота.
2.Крыши полетели, сели на ворон,
Лошадь понукает ямщика кнутом.
3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,
Лошадь села в сани, а ямщик повёз.
Все: Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)
1.-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.-Фома, что из леса нейдёшь?
-Медведя поймал.
-Так веди сюда.
-Да он не идёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает.
3.- Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. В шубе на печи согреться можно.
4.-Сынок, сходи за водицей на реку.
-Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть.
-Ну, раз мать велит, надо идти.
Все: Фольклорные загадки.
1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)
2.Стоят два кола, на кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек.)
3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)
4.У двух матерей по пяти сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы).
5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб.)
6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Все: Фольклорные дразнилки.
1.Дуня-пышка на улицу вышла.
На кочку села, комарика съела.
2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги брёвнышком.
3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится.
4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня живот болит»
(на сцену выходит женщина с ребенком на руках) Тсссс!. малыш засыпает.
Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.
Девочка с куклой поёт колыбельную песню.
Баю, баю, баю, бай!
Спи, малютка, засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать.
(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).
Потягунюшки, подрастунюшки,
А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…
(шум и гам. на сцену выходят шумовой оркестр…)
Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…
ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»
Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)
Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.
На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…
Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…
ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.
Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых
Выходят девочки с венками, подходят к берёзке, окружают её и по очереди расхваливают.
1.Ай да красавица!
2.Ай да кудрявая!
3.Ай да стройная!
Дети:.Завьём берёзоньку! Да желанья загадаем!
1.Вью-вью колечко на батюшку,
Другое колечко на брата,
Третье колечко на себя.
2.Вью колечко на сестру,
Другое колечко на брата,
А третье колечко на себя,
Чтобы все наши желания исполнились.
Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».
3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.
4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.
5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду
бросать, на женихов гадать.
Все участники уходят….
Девочка: А вот и конец, всему делу венец.
Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и
прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.
Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили
землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.
Дом, земля наша, любовью богата и трудом.
А песнями, играми счастье копится и полнится.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
Берегите Россию…
ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ»
(на проигыше)
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»
СЦЕНАРИЙ « ЗАВАЛИНКА»
(Звучит мелодия песни «Завалинка»).
Цель: Знакомство со старинными обрядами и песнями, возрождение народных традиций.
Оформление помещения.
Часть зала, в котором пройдёт мероприятие, оформлена как деревенская изба XIX века.
Маленькие окошки с ситцевыми занавесками, на окнах цветы «огонёк», ге-рань. В углу иконостас с иконами, застланный расшитым полотенцем. Русская печь, у печи дрова, ухваты, горшки, полка с посудой (глиняные горшки, миски, тарелки, деревянные ложки и т.д.). У двери висит хомут, корзина из ивовых прутьев, сундук, деревянный диванчик, на нём домотканое покрывало, палати у печи тоже с расшитыми подушками, с домотканым покрывалом. На стенках вязаные и вышитые коврики, семейные (старинные) фотографии в рамках. В углу под иконами стоит стол, на столе старинный медный самовар, баранки, кусковой сахар.
Действующие лица:
Хозяйка Наталья( Магиярова)
Хозяин( Крыжевич)
Дочка: Сугакова,Сын лет 10-ти, Федя ( Лопунова Настя)
Группа девушек( Дедион, Н.Данина, Иванова)
Девочки: Лычева, Щемелева.
Мальчики: Асмоловский О, Асмоловский А.
1Вед:«Душа народа , жизнь и быт, его культура и обряды.
Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.
В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,
Все это отголоском отзовется и близким станет и родным.»
2Вед:
На завалинках , в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод
1А играли как ! В горелки !Ах , горелки хороши !
Словно эти посиделки были праздником души
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
2Нынче все мы по сусекам, личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок ,Иль чего там говорить !
Скучно жить без посиделок .Их бы надо возродить !
1Ведущая: Много у нас чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь — таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них — это деревенские посиделки!
2Ведущий: В старые добрые времена собирались вместе девчата да хлопцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
1Ведущая: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда смотрите.
2Ведущий: Оказались мы с вами в деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести — не головой трясти,
Все надо припасти.
Ганна, Ганна, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, маточка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь — людей насмешишь.
Дочка: Знаю, знаю. Семь раз отмерь — один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить — обо всем надо тужить. ( выстругивает, учит сына ).
1Сын: Татачка, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое — рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего бацьку Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего бацьку за бороду брать будешь?
Сын: Ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твойго деда звали?
Хозяин: Моего деда звали Иваном.
Сын: Твой дед Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает —
Деда твоего ругает.
Хозяин: Это зачем мой дед будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей лавки слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться, лучше загадку отгадайте.
(Загадки белорусские)
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка: И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)
( Раздается стук, шум за дверью.)
Хозяйка: Добрые гости всегда в пору!
Дочка: (выглядывает за дверь).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
(ДевушкиИ.Д,О.Б, уч-ся 4 кл девочки) заходят, кланяются и хором:)
О.Б.Дев: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Добро в вашу хату!!
Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.
И.Д. дев: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка: Девкам молодушкам дам вышивать белый ленок.
Раздает пяльцы, звучит песня.
Ведущая: Сидят девки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица — трудится, не ленится.
Недаром говорят люди добрые: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Ведущий: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры хлопцы идут — погулять немножко.
Шутят, рассаживаются.
Ман: Мороз не велик, а стоять не велит.
Авдеев: Молодо — зелено — погулять велено.
3 мальчик: Эй, девчоночки — беляночки, где вы набелилися?
О.Б.: Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Хозяйка: Ну что ж, пришла пора — отложи дела.
Делу время — потехе час!
Н.Ман : Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает, белорусская старина. ( песня )
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие ?Всем ли видно ?Всем ли слышно ?
Всем ли места хватило ?
Максим: Гостям – то , известное дело , хватило места . Да не тесновато ли хозяевам ?
Хозяин: В тесноте – не в обиде !
(Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает.)
И.Д.: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
О.Б.: Сення гуляшки, завтра гуляшки – будешь ходить без рубашки.
Хозяйка: А вы, мастерицы, не ворчите. Работу отложите, в нашу пляску идите.
Сугакова: Нашей встрече быть угодно, отложите все дела,
Вас «Завалинка» сегодня на свиданье позвала!
Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,
Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!
Крыжевич:Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,
Никому не будет тесно на «Завалинке» у нас!
Выходите в круг смелее, чтобы был огромный круг,
Выходите в нашей пляске, за собой ведя подруг!( Хоровод « Карагод»).
Хозяин.
Мужики здесь — мастера, Ловко правят все дела.
Да и женщины под стать, Им не станут уступать. А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться?
Игра- забава “Обуй лапти” на фоне бел.музыки.
Хозяйка: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Куфэрок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.(Гости говорят по очереди говорят скороговорки, их угощают конфетами и сушками).
Скороговорки.
-
У осы не усы, не усищи, а усики.
-
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
-
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
( вых.дев. и мал. И поют частушки)
Мальчик.Вы послушайте, девчата,
Нескладушку будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Мальчик. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги!
Девочка.Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!
А Ванюша отвечает…
Мальчик.Заготавливать овес.
Все.Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Девочка.Уж я топну ногой,
Да притопну другой
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
Мальчик.Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану полечку плясать,
А потом вприсядку!
( заходят девчата).
О.В: Добрый вечер хозяева. Добрый вечер всем гостям. Если можно и мы побудем у вас на посиделках.
Хозяйка: А будет ли интересно вам с нами, у вас нынче свои песни, танцы?
А.К: А хотите мы вам расскажем как сейчас мы отдыхаем в свободное время?
Хозяйка: Конечно. Мы с удовольствием послушаем вас.
1д:Нам начинать досталась роль.
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки белорусские.
2 Ведущий: Жива традиция, жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого для нашего.
1 Ведущий: Раньше как? Играли в горелки.
Ах, горелки были хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
2 Ведущий: Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче мы по одиночке
По квартирам все сидим.
1-я Ведущая.Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
2-я Ведущая.деревня, деревня- края дорогие,
Здесь белорусы испокон века живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют. ( песня « Свет земли моей») .
О.Иванова:Не стареют песни вроде,Всюду песни узнаем!
Так давайте всем народомПро сторонушку споем!
Хозяин: Эх! Без песни скучновато! Запевайте – ка, девчата!
Песня « Вёсачка мая »
1вед:Много ездила по свету, но скажу я не тая,
Нету края милее на свете, чем сторонка родная моя!
2 вед:Я горжусь земляками своими, что живут по соседству со мной,
Для людей, что делами красивы, пой, гармонь, заливайся, гармонь! ( песня « Развитанне»)
1вед: Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Хозяйка: Обойди хоть всю планету,
Лучше белорусской пляски нету.
И цимбалы и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Исполняется пляска « Полька Белорусская» ( приглашаем танцевать из зала гостей).
2-я Ведущая.Ночь пришла, темноту привела.
Замолчал петушок, затрещал сверчок.
Вышла маменька, закрыла ставеньки.
Все ребята спят-поспят,
Всему миру спать велят.
О.Я: Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
О.И: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
А.К: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
1вед:Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не найдете вы праздника краше.
Всем спасибо за внимание ,
2Вед: Вот и шуткам, прибауткам конец. А кто здесь был, да нас слушал — молодец!
(песня « Бывайце здаровы»),
Ведущие в русских костюмах встречают гостей.
1-й вед.: Здравствуйте гости дорогие!
2-й вед.: Здравствуйте маленькие и большие!
1-й вед.: На завалинке сегодня
Собрался честной народ,
Чтоб на русских посиделках
Петь, водить всем хоровод.
Жива традиция, жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
2-й вед.: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
1-й вед.: Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет
Как нынче мы – общались,
Без общенья жизни нет.
Отдых – это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей!
2-й вед.: На завалинке сегодня
Праздник радостный вас ждет,
Вижу, чтобы вас потешить,
К нам оркестр сюда идет.
Игра «Шумовой оркестр».
Ребятам раздаются различные предметы домашнего обихода (стиральная доска, крынки и т.д.) и они исполняют мелодию песни «Во кузнице».
1-й вед.: Как когда-то в век старинный,
В те далекие года,
Проводились викторины
Типа «Что? Где? Когда?»
Как тогда, друзья, для вас
Проведем ее сейчас.
Участники делятся на две команды: 1- «Рябинушки», 2- «Березки».
Викторина «Что? Где? Когда».
1. Назовите праздники русского народа, пришедшие к нам из глубины веков? (Рождество, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы, Ильин день и т.д.)
2. Какой по очереди крестилась Русь из всех славянских народов? (последней)
3. Самый знаменитый путешественник из русской сказки, которого знают все, от мала до велика. (Колобок)
4. На чем в русских сказках передвигаются по воздуху? (На летучем корабле, на ковре-самолете, в ступе, на метле, в сапогах-скороходах)
5. Какие слова приговаривают в русских сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее)
6. Как звали древнего сказочного русского царя? (Царь Горох)
7. Как называется колыбель на гибком шесте? (зыбка)
8. Как называлась старинная монета в 3 копейки? (алтын)
9. Как называлась старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна? (зипун)
10. Что такое кудель? (льняное волокно для пряжи)
11. Есть такая поговорка: «Типун тебе на язык». Что такое типун? (птичья болезнь, хрящевидный нарост на кончике языка)
12. Что такое шесток? (площадка перед устьем русской печи)
2-й вед.: На завалинке народ
Песни русские поет.
Эй, ребята, не зевай,
С нами вместе подпевай.
Конкурс «Русская песня».
Команды должны вспомнить как можно больше русских народных песен и пропеть один куплет каждой из них. Какая команда больше и дружнее споет, та и победила.
1-й вед.: Выходи на сцену, пряхи,
Нить спрядите для рубахи
Лишь того подарок ждет,
Кто скорее нить спрядет.
Игра «Пряхи».
Выходят два человека от команды. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее, то команда и победила.
Игра «Иголка».
Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до кегли, огибают ее и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.
2-й вед.: Труд всегда у нас в почете,
Все в делах мы и заботе.
Все починит, смастерит
Русский мастер работящий
Он умелец настоящий.
Кто сейчас, честной народ,
О труде пословиц больше назовет?
( Аукцион пословиц о труде.)
А какие русские промыслы вы знаете?
Аукцион русских промыслов.
Гончарное, катали, ткачи, кузнецы, вышивальщицы и т.д.
1-й вед.: У кого душа не узкая,
Всех кто любит пляску русскую
Пляски, а не танцы бальные,
Не интернациональные,
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов.
Конкурс «Танцевальный».
Конкурс на лучшее исполнение русского танца или танцевальный марафон.
2-й вед.: А сейчас объявляем конкурс знатоков русских пословиц и поговорок.
Конкурс «Знатоки поговорок и пословиц».
Каждой команде ведущий зачитывает начало пословицы и дает четыре варианта продолжения. Команды должны выбрать один правильный.
1. Где ум, там и
а) мозгов много
б) богатство
в) глупость
г) толк
2. Всяк Еремей
а) не имей сто рублей
б) про себя разумей
в) имей сто друзей
г) пей поскорей
3. Глупого бранят, а он говорит
а) к обедне звонят
б) бабы верещат
в) заткнуться вам велят
г) мыши пищат
4. У ленивой пряхи
а) не бывает свахи
б) все, как у неряхи
в) охи, да ахи
г) и для себя нет рубахи
5. В одиночку
а) не родишь и дочку
б) не одолеешь и кочку
в) не выпьешь и бочку
г) не поставишь и точку
6. Где два дурака дерутся, там третий
а) смотрит
б) помогает
в) убегает
г) добивает
7. Курица по зернышку клюет, да
а) на всех плюет
б) яйца несет
в) ко-ко-ко орет
г) сыта живет
8. Свиная рожа
а) на всех похожа
б) везде вхожа
в) всего дороже
г) у него тоже
9. Душой кривить
а) хорошим быть
б) черту служить
в) себя винить
г) лясы точить
10. Что беднее, то
а) косее
б) умнее
в) вреднее
г) щедрее
11. Хлеб – соль кушай, а
а) никого не слушай
б) не затыкай уши
в) хозяина слушай
г) не бей баклуши
12. Без труда
а) хорошо всегда
б) не надорвешься никогда
в) ни туда ни сюда
г) не вытянешь и рыбку из пруда
1-й вед.: Верно все вы называли,
Только себя не испытали.
Состязания мы начинаем
Всех на рыбалку да в лес приглашаем.
Игра «Передача рыб по залу».
Игроки должны «выловить» всех рыб и сложить их в корзину. Команда, которая справиться с заданием быстрее, выигрывает.
Игра «Собери грибы».
На полянке растут грибы в количестве меньшем чем участников на один гриб. Участники под музыку ходят вокруг полянки. Когда музыка прекращается, участники должны схватить по одному грибу. Тот участник, которому гриба не хватило, выбывает из игры. Один гриб с полянки убирают и продолжают игру. В конце остается один участник, он и становится победителем.
2-й вед.: Какие же посиделки без чая. Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)
Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.
Поговорки:
1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.
2. Чайку покушать, да органчика послушать.
3. Выпей чайку – забудешь тоску.
Игра «Сложи пословицу».
Команды получают разрезанную на отдельные слова пословицу о чае и складывают ее на скорость.
1. От чая лиха не бывает.
2. Чай пить – не дрова рубить.
1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай? (Ответы детей). Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.
Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.
2-й вед.: И конечно к чаю подавались различные угощения. Давайте сейчас отгадаем загадки, которые так или иначе относятся к чаю.
Конкурс «Загадочный».
1. Был листок зеленым – 2. Стоит толстячок,
Черным стал, томленым, Подбоченивши бочок,
Был листочек зубчатым- Шипит и кипит,
Стал листочек трубчатым. Всем чай пить велит.
Был он на лозине- (самовар)
Стал он в магазине.
(чай)
3. Кольцо не простое, 4. В брюхе баня,
Кольцо золотое, В носу решето,
Блестящее, хрустящее. На голове пуговица,
Всем на загляденье… Одна рука,
Ну и объеденье. Да и та на спине.
(бублик) ( чайник)
5. Возьму пышно, 6. Четыре ноги,
Сделаю гладко, Два уха,
Брошу в пламень, Один нос
Будет как камень. Да брюхо.
(пирог) (самовар)
7. Бел, как снег, 8. Что на сковородку наливают
В чести у всех, да вчетверо сгибают?
В рот попал – (блин)
Там и пропал . (сахар)
9. Черненько, 10. На железном мосту
Горяченько, а все любят. головешки растут.
(чай) (оладьи)
11. Меня бьют, колотят, режут, 12. Бежали овцы по калинову мосту,
А я все терплю, людям служу. Увидели зарю, покидались в воду.
(хлеб) (пельмени)
1-й вед.: На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей русской старины.
Чаепитие.
2-й вед.: Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
И прощаясь, мы с гостями,
Говорим: до новых встреч!
Содержание
- Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»
- Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»
- Фольклорная программа Русско-Народного праздника.
- Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»
Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»
Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»
Взрослая ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и пришла зима! Начался её первый месяц. А кажется, совсем недавно мы с вами встречали осень, устраивали «Праздник урожая». А вот уже и зима – декабрь.
(исполняется песня «А у нас зима»)
2 Ведущая: Декабрь год кончает, зиму начинает. 7 декабря – Екатерина, Катерина-Санница. С этого дня считалось, что пришла зима. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались катания с горки и гонки на санках – санницы. И в этом году зима нас не балует снежком. Но раньше в это время были уже снежные заносы.
1 Ведущая: И в этот день, 7 декабря объезжали и прокладывали санные пути. Из маленьких деревень на лошадях везли сельские жители свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное количество народу; здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки.
2 Ведущая: На ярмарки приходили не только за тем, чтобы купить-продать, но и повеселиться. На Катерину-Санницу устраивались народные гулянья. Заглянем и мы с вами на ярмарку, посмотрим на веселье.
(звучитмузыка, выбегают скоморохи)
Скоморох 1: Эге-ге, народ честной! Заходи смелей, не стой! На улице мороз – Береги свой нос!
Скоморох 2: Эге-ге, ребята, Вы послушайте меня! Я скажу вам по секрету, А вы дальше всему свету, Что сегодня здесь, у нас Для веселия – раздолье:
Скоморох 1: Будут музыка и пенье, Танцы, игры, развлеченья очень интересные, Просто расчудесные!
Скоморох 2: Сегодня здесь закон простой: «Пой и танцуй, танцуй и пой!» Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки.
(Инсценировка песни «Где был Иванушка».)
1 Ведущая: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
Недаром у русского народа родились такие стихи.
2 Ведущая: А еще зиму в народе называли: Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька. Если зима была хилая, то – Зимушка, если строгая и долгая – Зимица, Седая Чародейка.
1 Ведущая: Зима включает 3 календарных месяца. Вы, ребята, их, конечно, знаете.
Скоморох 1: Какие это месяцы? (Ответы детей)
Скоморох 2: А какие приметы зимы вы можете назвать? По каким явлениям природы мы можем определить, что на дворе зима? (Ответы детей)
2 Ведущая: «Зимой день тёмен, да ночь светла». А самая главная примета зимы – снег. С давних пор крестьяне ждут зимой снега, радуются ему. А знаете почему? Издавна приметили: зима снежная – быть урожаю. Недаром в народе говорят: «Много снега — много хлеба». «Как снег пойдет, да как ляжет, так и лето мужику про жниво скажет».
1 Ведущая: И действительно, чем больше снега выпадет, согреет зимою, потом увлажнит, тем богаче будет урожай. И ребятам снег в радость. Выбегали ребята со дворов попрыгать, поиграть, снежки покатать.
Взрослая ведущая: Давайте и мы с вами поиграем.
1. Игра «Снежки» ( участвуют 2 команды по 6 человек; задача: чья команда больше набросает снежков в обруч, лежащий на полу)
2.Игра «Сугробы».( Все участники встают в хоровод и двигаются по кругу под музыку. Как водящий скажет: «Сугроб 3», например, то все участники должны собраться в кучки по з человека (в сугроб) и т.д. кто сделал ошибки, тот выбывает из игры.)
3. Игра «Снежинки» ( играют все желающие. Из ваты делают снежинки. По команде участники начинают снизу дуть на снежинку, не давая этим самым упасть ей на пол. Побеждает тот, чья снежинка дольше всех осталась в воздухе)
( дети за победу в играх получают снежинки, вырезанные из бумаги)
Взрослая ведущая: Много песен посвятил русский народ матушке-зиме. Одну из них мы с вами сейчас споем.
(исполняется песня «Русская зима» )
Взрослая ведущая: Летела сова – веселая голова. Вот она летала – летала и села. Да хвостиком повертела, Да по сторонам поглядела и опять полетела, да перышки обронила, А перышки не простые на каждом загадка написана. Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
(Отгадывание загадок)
Взрослая ведущая: Продолжается праздник, и мы продолжаем веселиться. Сейчас поиграем в народную музыкальную игру «Шёл козёл по лесу». Приглашаем с нами поиграть и родителей.
(игра)
Взрослая ведущая: А сколько о зиме придумано народомпословиц ипоговорок. Давайте их вспомним. (Ответы детей)
Пословицы о зиме :
1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
2. Снега надует, хлеба прибудет.
3. Зима без снега — лето без хлеба.
4. Хороший снежок урожай сбережёт.
5. Спасибо мороз, что снегу нанёс.
6. Солнце на лето, зима на мороз.
7. Два друга: мороз да вьюга.
8. Первая пороша на санный путь.
9. Декабрь глаз снегами тешет, да ухо морозом рвёт.
10. Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.
11. В декабре год кончается, а зима начинается.
1 Ведущая: На праздниках и гуляниях всегда плясали, водили хороводы. Сейчас мы споём песню «А у нас гармошка» и посмотрим хоровод в исполнении наших девочек.
Скоморох 1: Эх, частушка, мелодии кружево, Ты давно на Руси рождена! В зимний день ты в деревне завьюженной молодёжь на гулянку звала.
(исполняются зимние частушки)
2 Ведущая: Вот так встречали в народе, весело встретили и мы приход зимы. Вы услышали много пословиц, загадок, песен, созданных русским народом. Над одними из них вы весело посмеялись, над другими — задумаетесь.
1 Ведущая: Некоторые песни, пословицы и загадки вы запомните, а потом споёте, загадаете своим родителям, бабушкам и дедушкам. Таким образом, дошли до нас из глубины веков эти русские традиции.
2 Ведущая: Ну что же, теперь самое время подсчитать ваши снежиночки и узнать, кто заработал сладкие призы.
( подсчёт, награждение – карамель на палочке «Снеговики»)
1 Ведущая: Дорогие ребята! Зимний праздник «Катерина –Санница» подходит к концу. Но не стоит огорчаться, ведь зима только начинается!
2 Ведущая: Пусть с наступлением зимы исполнятся все ваши мечты.
Вместе: Хорошего вам настроения!
Взрослая ведущая: А чтобы еще лучше стало ваше настроение,
Для вас — сладкое угощение!
( звучит музыка, девочки-ведущие угощают ребят карамелью «Снежок»)
Фольклорная программа Русско-Народного праздника.
Звучит песня «В горнице моей…
Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
1 ведущий
Хозяйка
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки -прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)
Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. -А чем платить будете?
Реб. -А чего надобно?
Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить,хозяйку повеселить.
—Рассказать,послушать,пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.
(младшая группа)
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а — ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе — муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе — баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.
Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.
Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д
(выходят девочки —)
две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
Наташа
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий
А сейчас вам загадаем загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил — был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.
СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»
Ведушая
А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й — прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Ведущий
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица – к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»
Источники
- https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/stsienarii-fol-klornogho-prazdnika-na-zavalinkie
- https://www.art-talant.org/publikacii/35954-folyklornaya-igrovaya-programma-katerina-sannica
- https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-meroprijatija-kak-byvalo-v-starinu-posidelki-po-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html
- https://multiurok.ru/files/stsienarii-dietskogho-fol-klornogho-prazdnika-naro.html
Цель: гармоничное развитие
личности ребенка средствами эстетического
образования; развитие его
художественно-творческих умений; нравственное
становление.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственных качеств
личности. - Формирование мировоззрения, внутренней
культуры личности. - Сообщение и закрепление знаний по традиционной
народной культуре, декоративно-прикладному
искусству. - Развитие индивидуальные творческие
особенности детей.
Оборудование: магнитофон,
записи русских народных песен.
Оформление: классная комната
оформлена в стиле русской избы, в центре 4 стола –
за которыми будут сидеть учащиеся; на стене –
разделочные доски, полотенца, русские
разноцветные платки.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
- Знакомство с участниками
- Деление учащихся на группы.
Звучит музыка «Коробейники», учащиеся
заходят в класс.
Учитель:
У меня полным-полна коробушка,
В коробейниках хожу.
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовила для вас.
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату я беру умеренно –
Всё улыбками людей!
– Здравствуйте, добры молодцы! (поклон)
– Здравствуйте, красны девицы! (поклон)
– Рада видеть вас на весёлом празднике. Лица –
открытые, глаза – блестящие, улыбки в наличии!
Значит, не залежится сегодня мой товарищ.
Эх, полным-полна моя коробушка,
И спою, и расскажу…
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары покажу!
Учащиеся подходят к расписному коробу и
берут каждый «свой» товар, садятся за столы, на
которых лежит такой же товар: рисунки
матрёшки, группа, которая будет раскрашивать
матрёшек; рисунки народных инструментов,
группа, которая будет сочинять и исполнять
частушки; рисунки домашней утвари, группа,
которая будет работать с пластилином; рисунки
изделий русской народной одежды, рушники, группа,
которая будет расписывать рушник.
Пока учащиеся рассаживаются, учитель снимает
колпак коробейника и набрасывает платок на
плечи.
II.Основная часть
Учитель:
Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий,
С добрым словом, и с любовью,
И с хлебом – солью.
– Сегодня мы с вами собрались на завалинках на
веселую игру – посиделки. Ребята, сидящие на
завалинках, будут соревноваться в знании устного
народного творчества. Гости должны внимательно
слушать, быть активными участниками, ведь их
помощь может в любой момент понадобиться нашим
игрокам.
А сейчас немного истории…
Волшебное царство народного творчества
необъятно. Оно создавалось столетиями. Устная
народная поэзия называется фольклором. В
переводе с английского – «это «народная
мудрость». Фольклор отражает в себе многое: и
историю, и народную фантазию, и размышление о том,
каким должен быть человек, какие черты характера
нужно поощрять, а какие высмеивать.
Разновидности (или жанры) фольклора
многочисленны – это былины, и сказки, песни и
загадки, скороговорки и пословицы, считалки. Всё
это переходило из уст в уста, из поколения в
поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Нередко рассказчики вносили в полюбившийся
текст, что-то своё, и постепенно песни и сказки
совершенствовались.
Целыми веками жили эти произведения в народной
памяти не записанными. Только в конце 18 века
ученые начали понимать ценность фольклора и
стали его записывать.
Человек, собирающий фольклор, называется
фольклорист-собиратель. В фольклоре отражается
какая-либо сторона народного ума, души,
жизненного опыта. Поэтому, чтобы понимать и знать
историю своего народа, надо знать и фольклор.
– А теперь приступим к игре.
Приходили молодцы –
Обрубили все концы,
Нужно предложением
Сделать продолжение.
Хорошенько подумать,
И конец придумать!
Конкурс «Продолжи пословицу»
Каждой группе – по 3 пословицы
- Один пирог два раза не … (съешь)
- Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
- Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай)
- С кем хлеб-соль водишь, на того и … (походишь)
- Кашу маслом не… (испортишь)
- Ученье свет, а неученье … (тьма)
- Готовь сани летом, а телегу… (зимой)
- Не красна изба углами, а красна … (пирогами)
- Маленькое дело лучше большого … (безделья)
- Чем дальше в лес, тем больше … (дров)
- Не сиди сложа руки, не будет … (скуки)
- Труд человека кормит, а лень … (портит).
Учитель: Ребята, посмотрите, в нашем
классе выросла большая ромашка. Она не простая, а
ромашка-скороговорка. Сейчас каждая группа
возьмет по одному лепестку. На лепестке записана
скороговорка. Нужно хором произнести эту
скороговорку три раза подряд.
1-2 минуты учащиеся готовятся, а затем
показывают, как сумели выполнить задание.
Скороговорки:
- Прокоп украл укроп.
- От топота копыт, пыль по полю летит.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи киту кик.
Веселил нас много раз
Русский танец – перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи скорее, друг,
Плясуны, вставайте в круг!
Желающие поплясать,
Выходите, не стесняйтесь!
Талант иметь не так уж важно,
Важно действовать отважно!
– Была на Руси традиция: по весне, к празднику
Пасхи, дарить людям яйца расписные. Можно было
просто сварить с луковой шелухой. А можно было
расписать яркими красками. А мы будем играть с
вами.
Игра «Пляска в кругу»
Звучит музыка, играющие танцуют и
передают по кругу яйцо. Музыка обрывается, игрок,
у которого яйцо осталось в руках, загадывает
загадку. Игра проводится 2-3 раза.
– Говорят, у девочек руки не простые.
– Говорят у мальчиков руки золотые.
Поглядим внимательно, поглядим поближе.
Может быть, и к празднику что-нибудь увидим.
– Пришла пора убедиться, что девицы и молодцы
умеют не только веселиться и наряжаться, но и
замечательно трудиться. Каждой группе
приготовили задание, сейчас вы побудите в
качестве народных умельцев.
1 группа – народные умельцы из
старинного русского города Загорска, сейчас это
город Сергиев Посад, что там изготавливали, вы
догадаетесь.
Как две радуги-брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.
– Ну что, узнали? Да, это наша матрёшка.
Первую матрешку выточил Василий Звездочкин, а
расписал Сергей Малютин. Игрушка изображала
женщину в сарафане, с петухом в руках, и в ней
фигурки девочек и мальчиков, последним же был
спеленутый малыш. Потом пошла Семеновская, её
можно было узнать по большому яркому букету
цветов, который занимал почти весь фартук, а за
ней Полхов – Майданская. Вам предстоит сейчас
раскрасить свою матрёшку.
2 группа – ценил русский народ песни. В
поле ли работали, посуду ли резали, или какую
другую работу делали, всегда песни пели.
Мастерили на Руси и дудочки, и балалайки. А на пир
к князю гусляра звали, который сопровождал свои
рассказы игрой на музыкальном инструменте –
гуслях.
Вам предстоит закончить частушки и
исполнить их, сопровождая игрой на музыкальных
инструментах:
1. Велика Россия наша,
И талантлив наш (народ)
О Руси родной умельцах
На весь мир молва (идет!)2. Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не (забыть).3. Наша русская матрешка
Не стареет сотню (лет),
В красоте, в таланте русском
Весь находится (секрет).4. Ты играй, моя (гармошка,)
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос (прославляй)!
3 группа – ценились на Руси и
мастера, что умели посуду своими руками делать.
Материала кругом – сколько угодно, только
поспевай посуду из дерева резать. Тут талант
нужен! Ложки маленькие для ребятишек, для хозяек
– большие половники, но все обязательно с ярким
узором, чтобы красиво было.
Вот и вы сейчас будете мастерить посуду не из
дерева, а из пластилина.
4 группа –
Под дубравою лён, лён,
Под зеленою лен, лен,
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала
Чеботами приколачивала.
– Как вы думаете, что изготавливали из льна?
Правильно, ткали рушники, одежду – рубахи,
сарафаны, а потом украшали прошвой, вышивкой,
каждый элемент – символ, имел своё значение (показ
узоров). Вот и вы сейчас с помощью красок
нанесёте полярные знаки, символы земли, ростки,
воды, птиц попытаетесь расшить каждый свой
рушник.
(Дети работают, звучит музыка).
– Вот и закончили мы свой рассказ о народных
умельцах. Смотрю на ваши работы – налюбоваться
не могу! Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да и
выбирать не буду – все ремесла хороши! Народная
мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот
вы и покажите всем присутствующим, что
изготовили. Но у нас ещё есть группа ребят,
которые приготовили частушки.
Хохотушки, задиры, болтушки,
Сколько раз я вас слыхал,
Сколько раз сам напевал –
Русские частушки!
(Учащиеся запевают частушки)
– Другая русская пословица гласит: «Делу время
– потехе час!» Наш час подошёл к концу. Я надеюсь,
что праздничное тепло еще не раз согреет нас.
Пусть будет настроение всегда у нас как
разноцветье нашего представления. Всего вам
доброго, друзья!
Отдохнули все по праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем,
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем!