Сценарий фольклорного праздника
(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)
«Рождественские колядки»
(название)
3 — 4 класс
Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,
учитель музыки
(название учебного предмета)
МБОУ г. Мурманска СОШ № 34
(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)
Мурманск
2020
Содержание:
- Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
- Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
- Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
- Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,
«К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.
- Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.
Пояснительная записка.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Знакомство учащихся с обрядом колядования на Руси;
- Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
- Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
- Формирование эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
- Формирование: гражданского самосознания, любви к Родине;
- Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
- Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.
Материалы и оборудование:
- Предметы русского быта и прикладного искусства.
- Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
- Костюм для ведущей
- Костюмы детские (Коза, цыгане)
- Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
- Фонограммы русских народных мелодий
Действующие лица:
- Ведущая (учитель или старшеклассница)
- Две Хозяйки
- Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые — участники ансамбля народной песни
Форма проведения мероприятия: фольклорный праздник.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Звучит народная музыка, входит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.
Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.
В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал самый светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Давайте с вами посмотрим, как проходил этот праздник.
С песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.
Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота
Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!
Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!
Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Ребенок 7: Здравствуйте, Хозяюшка! (кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!
Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: — Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Исполнение песни «Рождество Христово»
Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…
Приходила Коляда, обходила все дома,
Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..
А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…
Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества.»
Исполнение песни «Как пойдем мы колядовать»
Хозяйка: Все на святки, все на святки
Заходите – ка ребятки,
И авсень и коляда
Отворяю ворота.
Ребенок 6: А что такое святки?
Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Ребенок 1: Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок 2: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Ребенок 3: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.
Двор просторный, щи мои жирны,
Сдобные лепешки не лезут в окошки,
А горячие блины на печи пылают!
Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?
Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?
Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?
Ребенок 1: Будете нас дарить – будем вас хвалить,
Ребенок 2: А не будете нас дарить – будем вас корить.
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки
Отгадайте – ка загадки.
- Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
- Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
- Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воде – да не птица. (метель)
- Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)
Песенка — колядка: Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша-то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
Ребенок 4: (говорком).
Кто даст пирога — тому рожь густа,
С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.
Ребенок 5: (выкрикивает).
Кто даст пирога, — тому двор живота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Ребенок 6: Кто не даст пирога —
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Ряженые 1+2: Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!
Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!
Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!
Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается
Хозяйка: А что случилось? Почему Коза остановилась?
Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.
Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.
Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет, затем раскланивается.
Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.
Проводится игра «Шла коза по лесу…» Приложение №1
Ребенок 3: Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!
Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!
Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.
Ребенок 4: Коляда – маляда, золотая борода
Позолоченный усок, по рублю за волосок.
Ребенок 5: У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, а соломой пуста,
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском пуста, а соломой густа.
Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,
Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!
Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?
Все: Это мы, колядовщики!
Голос из дома: И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!
Поют песенку: У Федула жена очень жадная была.
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.
Голос из дома: Расходитесь по домам! Ничего я вам не дам!
Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.
Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.
Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —
Открывайте ворота, выносите пирога.
Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!
Раздаются голоса: Ряженых пускаете?
Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !
Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.
Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,
Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !
Все смеются. Коза бегает, всех бодает.
Хозяйка: Вот коза нас насмешила!
Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!
Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!
Ряженый 1: Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!
Игра “ К нам коза пришла…”.
Ребенок 3: Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
Подавай, не ломай, Неси целый каравай.
Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)
Исполнение песни «Добрый тебе вечер»
Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)
Исполнение песни «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»
Все : «Сеем-веем, посеваем» С Рождеством вас поздравляем!
Ребенок 3:С Новым годом!
Ребенок 4: Со всем родом!
Ребенок 5: Чтоб здоровы бы
Ребенок 6: Много лет жили!
Ребенок 7: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят.
Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали — то сколько, ели унесли.
Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали загадки, поиграли, повеселились.
Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить замечательный праздник.
В ваших силах положить начало этой славной традиции.
Наш праздник подошел к концу.
Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.
Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!
Звучит народная музыка.
Список литературы.
- Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
- Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
- Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
- Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
- Науменко Г. М Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
- Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: ЭКСМО, 2007.
Приложение №1
Игра «Шла коза по лесу»
Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
И ручками помашем, помашем, помашем!
И весело попляшем, попляшем, попляшем!
При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.
Игра «К нам коза пришла»
Двое детей образуют ворота. Через которые проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.
К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Приложение№2
Информация о проведении праздника.
Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.
Предварительная работа:
Этапы |
Дата |
Задачи |
Содержание |
1 |
16.11.19-13.01.20 |
— Определить тему мероприятия; — изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике; — разработать сценарий мероприятия; — подобрать музыкальное сопровождение; — распределить роли и обязанности; — разработать и изготовить атрибуты, костюмы; — проведение репетиций по сценарию. |
Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой. |
2 |
13.01.20 |
— Проведение праздника в соответствии с планом. |
Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом. |
3 |
14.01.20 |
— Просмотр видео-материала с проведенного мероприятия; — анализ проведённого мероприятия; |
Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса. Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию. |
Сценарий
фольклорного праздника
«Рождественские
колядки»
Цели и
задачи:
1. Поддерживать
интерес детей к истокам русской национальной культуры;
2. Знакомить
детей с обрядовыми праздниками;
3. Разучить
музыкальный фольклорный материал;
4. Прививать
любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство
патриотизма.
Оборудование: компьютер , проектор, экран ( для презентации); на сцене
украшенный стол с угощениями, самоваром, расписной посудой; вертеп; Звезда на
палке, как символ звезды, указавшей путь волхвам к родившемуся Иисусу; маски
животных; лукошки; различные трещотки, бубны.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Ведущий
1: Он приходит зимнею порою,
Закружив
снежинок хоровод,
Красотой
таинственной и строгой,
Наполняет
сердце Старый Новый год!
Ведущий
2: Есть любимый всеми праздник-
Старый
Новый год!
Он
подарками нас дразнит,
Счастье
в дом несет
Ведущий
3: Как много в этот зимний день
Здесь собралось народа
Мы рады всех поздравить вас…
Все: Со
Старым Новым годом!
Ведущий
4: Как красиво в нашем зале
Словно в сказку мы попали
Всё сверкает и поёт-
ВМЕСТЕ_Здравствуй, Старый Новый год!
Скоморох 1 Как
когда-то наши прадедушки,
Ну
а с ними прабабушки.
Скоморох 2 Приходили на веселые святки,
На
песни всем миром да загадки.
Скоморох 1 А что такое святки?
Скоморох 2 Праздник этот самый длинный.
Он
веселый и старинный.
Наши
предки пили, ели,
Веселились
две недели.
Скоморох 1 От Рождества и до Крещения,
Приготовив
угощенье,
Пели
разные колядки,
По
дворам ходили в святки.
Скоморох 2 Наряжались и шутили,
Праздник
ждали и любили.
Так
давайте же сейчас
Встретим
мы его у вас.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Зима
не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них
— Новогодние святки.
Хозяйка.
В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы – сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Хозяйка. Ох, любят же у нас Новый год
праздновать. А на Старый Новый год наряжаются и ходят Колядовать.
Ребята, кто – то к нам идет.
Слышится веселая песенка колядовщиков.
Хозяйка. Слышите, к нам идут ряженые, давайте
встретим их.
Входят ряженые и поют:
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Здравствуйте, ребята!
Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
(рассыпают зерно)
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да всем поклон шлёт!
ВМЕСТЕ Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка.
Святки празднует народ, становитесь в
хоровод.
Все дети водят хоровод
Исполняется хоровод ряженых на мотив р.
н. песни “Как у наших у ворот… ”
(Движения в соответствии с текстом)
1. Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками – побасками.
2. Бородой козёл трясет,
Так и рвется в хоровод!
Его рожки завиты,
Только валенки худы!
3. Вот помчался во весь дух
Расфуфыренный петух:
Душегрейка на меху –
Знай кричит: “Кукареку! ”
4. Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймет никак со сна —
То ль зима, то ли весна?
ХОЗЯЙКА: Напелись , нашумелись, хороводы поводили , а теперь давайте поиграем в
весёлые игры.
Угадай предмет
Ребята
надевают на руки теплые перчатки и опускают руки в мешок Деда Мороза. С
закрытыми глазами нужно на ощупь угадать, какая игрушка им попалась в мешке.
Если угадали, то забирают приз себе, если нет, опускают обратно в мешок, и игра
продолжается дальше.
Игра на перегонки «Рыбка»
Ведущий формирует две равные
команды. Каждой группе выдается удочка с небольшим крючком на леске. Перед
каждой командой кладут обруч, играющий роль пруда. В водоеме расположены
бумажные рыбки. Их количество приравнивается к числу участников игры. От каждой
команды под музыкальное сопровождение один человек отправляется к водоему
вытаскивать свою золотую рыбку. Та команда, которая первая переловила рыбу в
собственном пруду, считается победившей.
Игра «Построй замок»
Одновременно
участвуют несколько игроков. Каждому
дается определенное количество пластиковых стаканчиков. дети воспроизводят
замок Самый быстрый выигрывает соревнование.
Наряди елочку
Разделите
детей на две команды. Рядом с каждой командой поставьте коробку с елочными
игрушками(МАГНИТЫ). В распоряжение каждой
команды игроков предоставляются две елочки. Игроки каждой команды должны
пробежать от старта до елки и повесить игрушку, взятую из коробки. Игра
продолжается до тех пор, пока не закончатся украшения. Кто быстрее из команд
нарядит свое дерево, тот и победил
Колпачок
Ребята
становятся в круг и передают друг другу новогодний колпак. Все это время звучит
музыка. Как только звуки стихают, смотрим, у кого в руках оказался головной
убор. Кто попался, тот рассказывает Деду Морозу стихотворение о зиме или поет
песенку.
Портрет снеговика
Дети
с закрытыми глазами должны прИкрепить морковку
снеговику.
Схватил — победил
На
пол выкладываются всевозможные игрушки: мячи, куклы, паровозики, плюшевые
медведи. Участники танцуют вокруг кучи предметов. Затем, когда музыка заканчивается
и ведущий произносит: «Стоп!», каждый ребенок должен успеть схватить две
игрушки. Кому досталась одна, выбывает из игры.
Поаплодируй зиме
Ведущий
произносит набор слов, а дети должны распознать определения, относящиеся к зиме
и Новому году. Когда они слышат подходящее слово, то дружно хлопают в ладоши.
Ряд слов может быть таким: ваза, снежинка, магазин, палка, сосулька, сугроб,
кресло, обезьяна, Дед Мороз, кит, Снегурочка, автомобиль, елка, листья.
Освободи елку от иголок
Играют
два участника. На их одежду крепятся по десять прищепок, каждому. Когда
начинается музыка, они должны помочь друг другу снять их. Самый быстрый
получает от Деда Мороза и Снегурочки сладкий приз.
ХОЗЯЙКА: кто – то снова к
нам стучится
Входит БЯ
БЯ: Тай,
тай, налетай,
В
игру со мною поиграй!
Я
– Бабка Ежка,
Костяная
ножка!
Буду
вас развлекать,
Буду
с вами играть!
Дети встают в круг. В центре –БЯ. В руках у нее помело. Под текст песни дети
ходят вокругБЯ.
Бабка
Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
-У меня нога болит.
БЯ помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется,
ребенка он застывает в любой позе.
Если
ребёнок исполнит номер худ сам , БЯ его расколдовывает
БЯ А за это я ВАС научу рассказывать
колядки, ведь сегодня такой день, что без колядок и щедровок не обойтись
— Двери шире открывайте
Коляда пришла, встречайте!
Я здоровья ВАМ желаю,
С новогодьем поздравляю,
Собирайтесь все сюда:
Ждёт конфеты детвора!
(раздаёт конфеты)
ПРОЩАЕТСЯ
БЯ: за приветы, угощенье Вы примите
поздравленье
Жить Вам лет до 200
Счастья Вам да крепкого здравия!
УХОДИТ
ХОЗЯЙКА
Ох и наигрались мы у вас, наплясались.
Славно встретили Старый Новый год.
А теперь пора нам в путь.
Вот и славно поиграли.
А где хлебно и тепло, там и жить добро.
Хозяйка выносит каравай.
Хозяйка.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу.
В Святки любо поиграть.
Всем спасибо от хозяйки,
За улыбки и за смех,
И за игры и за пляски,
Благодарствуем мы всех.
РЕБ
: Наш праздник подошёл к
концу,
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
РЕБ
Пусть ангелы желанья исполняют,
А
трудности все будут по плечу.
РЕБ:—
Всем, кто нас видел,
Всем,
кто нас слышал
Доброго
здоровья!
Сейчас давайте—ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним
старинным русским народным способом!
Рождественское гадание
Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном,
ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже
становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть
главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным
гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя—Петушок, гадание очень простое, хотя и
довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз
повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он
направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в
избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех
присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с
зерном — то сытным и урожайным, если к монетам — то прибыльным и успешным, если к
корзине, то — к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти
замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А «Петушок» получает приз за свою
работу — леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать,
то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы,
друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? Проводились игры во время
которых молодёжь присматривалась друг к другу. Предлагаю и нам поиграть, свою
ловкость показать!
Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6
длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды
берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды — заплести из своих
лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15
см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Игра 3. «Повяжу я Любушке платочек» (6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры «Повяжу я Любушке платочек» я прошу Вас встать в 2 колонны. По—моему
сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек,
Игра 4. «Конек—горбунок»
Два взрослых игрока на плечи сажают себе ребят и наперегонки бегут до указанного
места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.
Ведущая: Ай да молодцы! Теперь Коза зовёт всех скорее в хоровод, будем весело играть,
чтоб весь год хлопот не знать!
Веселые калядки
Развлечение для детей старших и подготовительных групп
«СВЯТКИ»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи: закрепить представление детей о народных праздниках. О традициях и обычаях русского народа; познакомить детей с зимними праздниками и одним из главных зимних праздников – рождественские Святки; воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм; развивать интонационную выразительность речи; побуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; развивать эмоциональную отзывчивость, внимание; развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа: Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование: магнитофон, флешка, канат, мешки для прыжков – 2 шт.; маленький мешочек, рождественская звезда, костюмы колядовщиков, звездочки по количеству детей, корзинка, лента, деревянная щепка, пуговица, денежка карандаш, звоночек, зеркальце, конфета, погремушка, две сцепленные скрепки, гвоздь, колесико, цветочек, денежка, книга, рыбка, ножницы, колокольчик, хлеб, вата, ниточка, платок, фрукт, угощение.
Предварительная работа: беседы: «Рождество Христово», «Святки», «Коляда». Разучивание святочных колядок, стихов, разучивание русских народных игр. Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи мимики, жестов, движений.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые да желанные.
Рассаживайтесь, кому куда залюбуется,
Всем места хватит.
День сегодня не простой.
Праздник к нам пришел святой.
Наступило Рождество
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ
Веселится и поёт.
А что это такое – Святки?
Ведущий:
Вы не знаете, ребятки?
Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
А рассказать нам помогут-колядовщики!
Колядовщики заходили только в ту избу, где горела свеча. Давайте и мы свечу зажжём, да подождём, может и к нам кто-нибудь в гости зайдёт. (заходят колядовщики под р.н. песню «Коляда» )
Ведущий:
А вот и гости!
Колядовщики проходите и про Святки расскажите.
Колядовщики:
Здравствуйте дети ,здравствуйте взрослые!
1.Мы пришли колядовать,
Вас величать, да себя прославлять,
Да гостинцы получать.
2. Тетенька, добренька, пирожка дай сдобненька.
Не режь, не ломай, целиком подавай
Двоим, троим, мы давно стоим.
Печка-то как топится, пирожка-то хочется.
Открывайте сундучок, подавайте пятачок.
3.Ты, хозяйка, открывай-ка, сундучок,
Подавай-ка, пятачок. Хоть блин, хоть сала клин!
Не дашь пирога – мы корову за рога!
Свинку за щетинку, быка за хребтинку!
4.Коляда, коляда,
Подавай еду сюда,
Конфет коробок,
Иль получишь вилы в бок!
5.Сеем, веем, посеваем,
Мы пшеницей посыпаем,
Чтобы было много сил,
Чтоб достаток в доме был!
6.Всем здоровья и добра,
И согласия и богатства
В новом нынешнем году!
Колядовщик 1:
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Колядовщик 2:
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Ведущий:
А наши дети знают колядки ?
Ребенок: (держит в руке колокольчик)
Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
Ребенок:
Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить
Ведущий:
С Рождеством вас поздравляем и от всей души желаем
Мира всем и счастья круглый год!
Песня » Рождественская»
Ведущий:
В старину в Святочные вечера люди мастерили костюмы да
маски, рядились в них и ходили друг к другу в гости, поздравляли с Рождеством, с Новым годом, плясали, пели хозяевам колядки – маленькие весёлые песенки. Колядовщиков принято
угощать , вот и вы примите от нас угощения
Колядовщики:
1. Спасибо, хозяйка, добрая и ласковая
2. Чтоб жилось вам и богатилось
3. Чтобы все было, что хотелось.
Колядовщик 2: А теперь ребята. поиграем с вами, будте внимательны и отвечайте на вопросы:
ИГРА «НОВОГОДНИЕ ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Колядовщик говорит фразы, а дети должны хором ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.
Вы, друзья, пришли сюда, Чтоб повеселиться?..
Мне раскройте-ка секрет: Ждали Дедушку вы?..
Вас морозы, холода Напугать сумеют?..
Вы у ёлки иногда Танцевать готовы?..
Праздник — это ерунда, Поскучаем лучше?..
Дед Мороз принёс конфет, Кушали вы их?..
Со Снегуркой вы всегда Поиграть готовы?..
Растолкаем без труда Всех вокруг? Конечно…
Никогда не тает Дед — В это верите вы?..
Спеть у ёлочки куплет В хороводе нужно?..
Хоровод вокруг елки
Колядовщик 1: А теперь детишки, за руки быстрей беритесь и все вместе на карусели прокатитесь!
Игра «КАРУСЕЛЬ» /под русскую народную мелодию/ крепко держать друг друга за руки, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. С окончанием слов темп движения замедляется, все останавливаются и кланяются.
Завертелись карусели и помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле, а потом бегом-бегом!
/дети идут на места, колядовщики остаются/
Ведущий: Ой, а что это у вас за корзиночка?!
Колядовщик 1: А корзинка не простая, в ней будущее Ваше.
Ведущий заглядывает в корзину.
Ведущий: Я поняла! Дети, гости дорогие, а вы знаете, что во время Святок, от Рождества Христово до Крещения, долгими зимними вечерами, нельзя было заниматься ни шитьём, ни вязанием. Вот, чтобы время скоротать, да своё будущее узнать, люди занимались гаданием. Гаданий было великое множество.
Много разных гаданий есть,
Всех их нам не перечесть.
Гадали люди на ромашке,
И на веснушках на лице,
Сожженной скомканной бумажке,
На воске, олове, свинце…
— Хотите мы с вами тоже погадаем, да судьбу свою узнаем? В этой маленькой корзинке что угодно для души: ленты, щепочки, звоночки, даже есть карандаши.
Ведущий с колядовщиком, у которого корзинка идут к детям. Каждый ребёнок вынимает из корзинки один предмет, который определяет, что ждёт его. Перед каждым гаданием повторяются слова:
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Лента – к богатству и прибыли!
Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.
Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
Денежка – к богатству, прибыли.
Карандаши — к хорошим успехам в школе.
Жар-птица – к хорошим новостям.
Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.
Конфета – тебя ждёт сладкая и красивая жизнь.
Погремушка – означает весёлую жизнь.
Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.
Гвоздь – на пороге будет гость.
Машинка – к покупке машины,
Цветочек — к подарку,
Книга – у вас год пройдет под девизом: «учиться, учиться и учиться».
Рыбка – исполнение желания,
Ножницы – поход к парикмахеру.
Колокольчик — весь год будет веселым, много праздничных дней вас
ожидает.
Булочка – будет в вашем доме жит достаток и благополучие.
Вата — кому станется, мягкая жизнь достанется.
Катушка ниток – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
Платок — ждет вас дорога дальняя, пусть она будет такая же гладкая, как этот платок.
Фрукт — будет у вас достаток, будете сладко пить и есть.
Ведущий: Вот мы с вами и погадали, и судьбу свою узнали. На Святки, как и на Новый год, желают друг другу самого хорошего, всего самого доброго, достатка в Новом году, счастья и радости всем вам!
Ведущий: Спасибо вам, уважаемые Колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с гаданиями.А сейчас, друзья, предлагаю поиграть!
Проводятся игры
1. Игра «Снежная каша» (2 командами)
2.ИГРА «ПОЙМАЙ СНЕЖОК»
Участвуют 2 команды. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 2 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у других по 2 снежка. По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает команда, которая наберет большее количество “снежков”.
Ведущий:
А сейчас я приглашаю всех
В круг смелее выходить
И хоровод свой заводить
Игра « Елочки, пенечки»
Ведущий:
А ну, народ, не расходись,
в золотые ворота – становись!
Игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (р. н. м.)
Ход игры: двое игроков (2-3 пары) встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами«Ворота» произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда!
Первый раз прощается, второй запрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас!
Ведущий: Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.
/ведущий берёт мешочек, внутри мешочка лежат разноцветные звёздочки, разбрасывает звёздочки
Ведущий: Загадали желание? Тогда ловите!Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник.
Вот каким веселым получился у нас праздник . Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье.
Все встают в круг и передают зажженную свечу из рук в руки по кругу под Рождественскую песню, как напоминание о первой звезде появившейся при рождении Иисуса Христа
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Дошкольное образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Данный сценарий посвящён празднованию Рождественских святочных гуляний в России. В нём отражены основные традиции и обряды колядования русского народа. Дети, получив представления об этом празднике, становятся активными участниками данного действа, которое охватывает все возрастные группы и весь взрослый коллектив ДОУ. Адресован сценарий музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.
Задачи:
- Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Действующие лица:
- 1 колядовщик — взрослый
- 2 колядовщик — взрослый
- Хозяйка — взрослый
- Баба Яга — взрослый
- Медведь — ребёнок
- Коза — ребёнок
- Ряженые — дети подготовительной группы
Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.
Ход мероприятия
У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.
Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.
Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)
В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:
Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)
Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)
Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).
А что вы знаете о святках?
Дети читают стихи.
☺:
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
☺:
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
☺:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.
1 колядов:
Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!
2 колядов:
Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
1 колядов:
По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!
Колядка:
Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!
2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…
Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!
1 колядов: С медведем…
Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!
2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.
Кодядовщики подходят к избе.
1колядов:
Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!
2 колядов:
Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.
1 колядов:
Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей
Вместе:
У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)
Выходит Хозяйка.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.
2 колядов:
Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.
Все поют колядку.
Хозяйка:
Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)
Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.
Появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!
Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.
Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?
Баба Яга:
Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.
Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.
Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.
Хозяйка:
Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!
Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.
Баба Яга:
Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.
(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)
- Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
- Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
- Пуговичка – предстоит красивая обновка.
- Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
- Монетка – богатая жизнь
- Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
- Конфета – сладкая жизнь.
После она улетает.
Хозяйка:
С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами…
Дети: Вот этими руками!
(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)
Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!
Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!
(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».
«Святки — колядки»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
-Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
-Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
— Побуждать у детей интерес к театрально — игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
-Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
-Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
-Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
-Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Предварительная работа:
-Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».
-Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.
-Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.
-Разучить с детьми святочные колядки, игры.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАвКА: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.
Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.
Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем. В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.
В последний день святок, на Крещение, собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь, считается что все это обладает чудесной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется. А еще на Крещение бывают самые лютые морозы. Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
УЧАСТНИКИ:
-дети старшей группы
-дети подготовительной к школе группы
ГЕРОИ:
Хозяйка –
Хозяин —
Коза –
Цыганка –
Медведь –
Баба Яга –
Леший —
АТРИБУТЫ:
-12 мячей, 4 корзинки;
-2 метелки;
-горшочек с фасолью;
-предметы для гадания;
-«Карусель»;
ХОД ПРАЗДНИКА:
***Дети заходят в зал, их встречают Хозяйка и Хозяин.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас у себя в гостях.
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.
Хозяин: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.
Хозяйка: Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!
Хозяин: По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Хозяйка: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.
Хозяин: В Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
Хозяйка: Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем. В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.
Хозяин: Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
Хозяйка: Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось «окручивание» или «ряженье». Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки.
Хозяин: Сейчас посмотрим, как вы умеете веселиться.
Хозяйка: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.
****Игра «Вот так!»
— Как живёшь? -Вот так!
— Как идёшь? -Вот так!
— А бежишь? -Вот так!
— Ночью спишь? -Вот так!
— Как берёшь? -Вот так!
— Как даёшь? -Вот так!
— Как шалишь? -Вот так!
— А грозишь? -Вот так!
-Ну, а дразнишь как? -Вот так!
— А смеёшься как? -Вот так!
Хозяин: Молодцы!!!
***СТУК в двери
Хозяин: А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!
***с песнями заходят колядовщики
Коза: Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Али хлеба ломтину,
Али денег с полтину!
Аль пшенички-сроднички.
Цыганка: Вот вам и пшеничка, (сыпет зернышки)
Осыпаем, добра желаем!
Счастье вольная пташка,
Где захотела, там и села!
Медведь: Вот вам и горох, чтоб везенья ворох,
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Леший: Коляда, коляда
Открывайте ворота
Открывайте сундуки
Подавайте пироги
У кого нету пирогов
Подавайте пятаков,
А кто не даст лепешки
Завалим окошки (бросают пшено)
Поют: Пошла коляда
Отворяй ворота
Коляда, коляда
Подавай пирога
Или денег полтину
Или хлеба ломтину
Или курочку с хохолком
Петушка с гребешком
Сеем, сеем посеваем
С колядой вас поздравляем
Баба Яга: Мы славить не умеем, просить, много не смеем!
Коза: Хозяйка, хозяин!
Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Цыганка: Подайте конфеток, порадуйте деток!
(Хозяйка дарит колядовщикам конфеты)
Коза: Ай, спасибо, хозяюшка,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.
Ну, а вам, детки, хорошо учиться,
В жизни всё пригодится
Медведь: Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись. Давайте и мы поиграем.
Цыганка: Нам необходимо выбрать 2 команды одну команду мальчиков и команду девочек по 6 человек.
*Итак, у нас здесь две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. А зрители будьте внимательны. Вы и есть жюри для команд.
****1 Игра «Передай апельсин» — по 6 мячей для каждой команды
Каждая команда выстраивается в шеренгу. Суть игры заключается в том, чтобы передать по цепочки апельсин. В случае если апельсин падает на пол, то игра начинается заново. Чья команда быстрее, та и победила.
…………………………Цыганка и Медведь
2 игра ЗАГАДКИ ПРО ЗИМУ…. Леший и Баба Яга
5 детей встают в шеренгу, кто отгадал загадку, делает шаг вперед. Кто победит.
1.«В гору деревяшка, под гору – коняшка» (Сани)
2.«Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте» (Рука в рукавичке)
3. «Идет Егорка – бела шубенка» (Снег)
4.Залезла Варвара выше амбара,
Не ест, не пьет, все в небо глядит. (Труба на крыше.)
5. «Я вода, да по воде же и плаваю» (Лед)
6.«Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица» (Метель, вьюга)
7.По сеням ходит,
А в избу не идет. (Дверь.)
8. «Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)
Баба Яга: Есть у меня веселая игра, ну что подвигаемся.
*** «Хвост Бабы Яги»
Хозяин: Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Сейчас мы узнаем кто лучше и быстро выговорит скороговорки.
***3 ИГРА «ДЕДКИНЫ ПОТЕШКИ»
1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»
2. «У Сережки в сапожки попали сережки»
3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»
Хозяйка: Молодцы, очень старались. А я знаю одну русскую игру «Золотые ворота». Медведь и Баба Яга построят свои воротики, Цыганка и Хозяин вторые воротики. Козочка под музыку будет водит ребят через воротики. Как музыка закончится, воротики закроются, кто попался — тот остался.
*** ИГРА «Золотые ворота»
…………………………………
Хозяин: А сейчас, немного посидим и пословицы послушаем. Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте
ПОСЛОВИЦЫ…………………….Хозяин и Хозяйка
1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»
2. «Делу время… — потехе час»
3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»
4. «Рукам работа…- душе праздник»
5. «Труд человека кормит…, а лень портит»
6. «Терпенье и труд… все перетрут»
Хозяйка: А как же девочки старились и наряжались, плели красивые косы. Сейчас проверим как вы умеете плести косы.
***ИГРА «Заплети косу»
Из больших лент дети (по 3 человека) плетут косы.
……………………
Цыганка: На Святки самым интересным было гадание. После игры положено погадать, судьбу друг другу предсказать…
1 Гадание: Итак, Гадание на фасоли. Сейчас желающие из команд должны загадать желание.……..Затем Взять из горшочка в кулачок фасоли немножко………..
У кого пара, т.е. чётное число, у того желание и сбудется, а у кого нечётное число, тому подождать немного придётся.
…………………………………………….
Баба Яга…… 2 Гадание: По очереди каждому игроку необходимо достать из мешка предметы гадания. После чего я прочитанию их толкование.
Лента — длинная дорога
Щепка — к крепкому здоровью
Зеркальце — к красоте
Пуговица — счастье в семье
Конфета — к сладкой жизни
Бублик — к богатству
Собака – к другу
Монета- к богатству,
Картошка – большое счастье,
Гвоздь – на пороге гость,
Сердечко – любовь,
Колечко – быть свадьбе,
Ключик – новоселье,
Пуговка – обновка в одежде,
Колёсико – купите или выиграете машину,
Цветочек — быть красивым.
***ИГРА «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА» ……… Баба Яга
А сейчас обе команды, становятся в колонну. Нужно облететь вокруг ёлки. Чья команда быстрей.
………………………………………..
Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!
Хозяин: Славно мы колядовали,
Танцевали и играли.
А теперь пора,
Угощаться, детвора!!!
Приглашаю всех на праздничный ужин.
Хозяин: Наш праздник окончен, спасибо за внимание.
Цели и задачи:
- Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
- Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать
чувство патриотизма.
Ход праздника
Заходим с песней «Рождество христово».
Ведущий:
Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.
Песня «Свечи зажжем».
Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще
лучше после игры «Веселая минутка»
Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест
за нами. Попробуем.
- Как живешь?
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- Как даешь?
- Как шалишь?
- А грозишь?
- Ну, а дразнишь как?
Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога
славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все
на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.
Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по
дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их
припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание
небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при
колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем
году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали
с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
Взрослые разыгрывают сценку.
Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается
на все стороны.
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим
Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает,
всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки
плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а
песня будет вот такая… (поёт на мелодию частушек ):
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время
исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик».
Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь
пляшет.
Цыган:
Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».
Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
головушка у нее заболела!
Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце
глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком –
во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине,
болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за
уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!
Ведущий:
Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.
Хороводная игра «Опаньки».
Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки».
Будете со мной играть? (Дети отвечают.)
Ок-ок-ок – покатился … (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал… (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)!
А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!
Петрушка:
В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!
(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с
запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает,
кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)
- «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit».
(Старуха.) - «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
- «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
- «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
- «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
- «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с
кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)
Ведущий:
Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги,
бросали.
Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)
Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.
Петрушка:
Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».