Муниципальное
бюджетное учреждение
дополнительного
образования Дом детского творчества
Карасукского
района Новосибирской области
Сценарий
фольклорного
праздника
«Во
горнице, во светлице»
Составитель:
Морковская
Галина Ивановна,
методист
МБУ ДО ДДТ
г.
Карасук, 2020
Фольклорный
праздник «Во горнице, во светлице»
Звучит
русская народная песня. На сцену выходит хозяйка горницы.
Хозяйка:
Здравствуйте,
гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в нашем доме. А ещё
пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское
храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа
народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?
Да
перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами,
костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим
передаёте любовь ко всему народному, нижайшее почтение.
Я смотрю на ваши
лица,
Хорошо, отрадно
мне,
Словно я в огромной,
дружной
И приветливой
семье.
Хозяйка:
С давнего времени
по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки,
частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной
прелести.
Хозяйка:
Что за диво:
посиделки на Руси!
Так и хочется от
счастья голосить.
Вечерком, зимой
студёной
В тёплый дом зайти
с поклоном,
Да совета у
сердечка попросить!
1.Песня «Во владеньях инея и снега» — исполняет Генина
Виктория
Хозяйка:
После песни
русской славной
Ноги сами рвутся в
пляс,
Мы сейчас попляшем
ладно,
Гости, поддержите
нас.
2.Танец
«Ах, мамочка» — исполняет коллектив «Рябинка»
Хозяйка:
Испокон веков на
Руси-матушке
Живёт народ
приветливый,
Хранит сказки
старинные,
Игры, забавы
разные,
Частушки, припевки
лукавые,
Поговорки и
загадки мудрые.
3.Украинская
народная сказка «Ивасик телесик», читает Руднева Людмила
Хозяйка:
Эх, частушка,
мелодии кружево,
Ты давно на Руси
рождена!
В зимний день ты в
деревне завьюженной,
На гулянку
девчонок звала.
4.Частушки —
Фольклорный коллектив «Морозко»
Хозяйка:
Гармонь, гармонь!
Гуляет песня
звонко
За каждый
покачнувшийся плетень,
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия российских
деревень!
5.Русская
народная песня «Деревня» — Фольклорный коллектив «Морозко»
6.
Коллектив «Непоседы»- «На Ивана на Купала
Хозяйка:
Летела сова –
весёлая голова,
Вот она
летала-летала и села,
Да хвостиком
повертела,
Да по сторонам
поглядела
И опять полетела,
да пёрышки обронила,
А пёрышки
непростые,
На каждом загадка
написана.
Раз нашли мы эти
пёрышки, должны и загадки отгадать.
Хозяйка:
Старинных песен
много знаем,
Поём их всюду год
за годом,
Ведь в них живёт,
не угасая
Наидобрейшая душа
народа.
7.Фольклорный
коллектив «Задоринка»
Хозяйка: К нам
наехало- гостей
И
со всех-то волостей!
Мы гостям всем рады очень
И
на сцену их попросим!
8.Танец
«Домбра» — исполняет ансамбль «Гульдер-ай»
9.Песня
«Коктемкелды» — исполняет Альбекова Альфия
Хозяйка:
А
сейчас, гости мои дорогие,
Предложу я вам
сыграть в игру интересную.
Кто скороговорку
скажет и не ошибётся,
Тому подарочек от
меня зачтётся.
10.Танец
«Конiл-биi» — исполняют Ирмулатова Гульнур и Нуралинова Диляра
Хозяйка:
Русские пословицы представляют собой краткие,
лаконичные, понятные фразы, в которые сформулированы народные мудрости.
А хорошо ли вы
знаете пословицы?
1.Труд человека
кормит, а …/ лень портит/.
2. Кто много
говорит, тот…/мало делает/.
3. Не спеши
языком, …/торопись делом/.
4. С кем
поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
5. Делу – время,
…/ потехе – час/.
6. Не сиди сложа
руки, …/ так и не будет скуки/.
7. Сделал дело,…/ гуляй
смело/.
8. Повторенье — …/мать
ученья/.
Хозяйка:
Сам весел будешь и
других посмешишь,
Смешно – грешно,
весело – потешно!
11.Басня
«Стрекоза и муравей» — читает Сарапканова Милена
12.Танец
«Казак-биi» — исполняет Ирмулатова Гульнур
Хозяйка
Нераздельно
сердце с песней русской,
Задушевной,
ласковой до слёз,
От неё
то радостно, то грустно,
С ней
тепло в ненастье и мороз.
13.
Песня «Я бажаю Вам добра» — исполняет фольклорный коллектив «Калинка»
Хозяйка:
Заглянули в
старину мы,
Будто дождь омыл
сердца,
Только не допели
струны
Нашу песню до
конца.
Всех не спеть нам
славных песен,
Добрых слов всех
не сказать.
Край весёлый наш
чудесный,
Как и вся
Россия-мать.
Всем спасибо за
вниманье,
За задор, веселье,
смех,
Говорим мы:
«До свиданья!»
До счастливых
новых встреч!
Желаем дней
побольше ясных,
Побольше света и
тепла,
Здоровья, радости,
успехов,
Покоя, счастья и
тепла.
Приходите
снова к нам, будем рады мы гостям!
(Чаепитие)
Сценарий фольклорных посиделок «В горнице моей».
• Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.
• Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи
• Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Оформление:
1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, дети и ведущие в традиционных народных костюмах, на стенах картины с русскими посиделками, платки расписные, кухонная утварь начала ХIХ века
Музыкальное оформление: —
Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».
Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»
Песня «В горнице моей», «У нас нынче субботея»
Место проведения: актовый зал.
Время проведения: 2019
Действующие лица: ученики 5 и 7 классов, 2-е ведущих.
Ход праздника:
Звучит песня «В горнице моей…
1 Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки — прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех, звон бубенцов. Хозяйка открывает дверь)
Реб. —Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. —А чем платить будете?
Реб. —А чего надобно?
Хоз. —Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках и за стол)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
1 Ведущий
а к нам ещё гости пришли, заходите с чем вы к нам пожаловали.
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а — ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе — муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
2 Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1. Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе — баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
2 Ведущий
— А что еще пели вечерами…..Верно…Частушки
Как известно всем, подружки — мастерицы петь частушки.
И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..
Эй, девчата – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий 2
Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.
1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк – лес. (Волков бояться — в лес не ходить.)
5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)
Ведущий 2
Рассказывает про игры традиционные, в которые дети любили играть на Руси
И детям предлагается поиграть в традиционную игру «Ручеек»
После частушек девочки не уходят, а выбирают себе пару для игры в ручеек. Включаем песню и начинаем играть.
Гости наблюдают красивые движения учеников.
Ведущая 1
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Мини-инсценировка из сказки «О царе Салтане». Участвует 5 класс
Один ребенок читает слова автора.
Выходят три девочки. Садятся за стол и начинают вышивать.
За дверью стоит и ждет выхода царь.
.1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.
2— Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.
3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.
Автор
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха»…
Дети выходят на поклон
Ведущая 2
И сейчас мы вам покажем русский народный обряд, а вы скажете, что мы вам продемонстрировали.
Выходят девушки. Одна садится на стул с распущенными волосами трое поют песню и заплетают ей волосы в длинную косу.
Ведущий 1
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе час
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря до новых встреч!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ».
Подготовила Слесаренко Н.Ф.
Входят четыре девочки в русских народных костюмах.
1-я В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Зимой – в горнице, летом – на завалинке.
2-я. Роднило одно: собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть.
3-я. Переброситься частушкой.
4-я. Посоперничать в потешках и забавах.
1-я. Умением и мастерством блеснуть.
Под музыку входят два мальчика в русских костюмах, с балалайкам.
Приходи, народ!
Разевай пошире рот.
Всем на празднике почет!
Оба-Вот!
Нынче время для потех,
Веселить мы будем всех!
Оба- Эх!
Послушайте, мы расскажем:
Сегодня на вернисаже
Сказочные персонажи.
Но мы совсем не плохи –
Потешники и скоморохи!
Балалаечники да дудочники,
Ансамблисти да гитаристы,
Одним словом – артисты!
Проходи, народ,
Разевай пошире рот.
Добрым людям здесь почет,
Оба- Вот!
Громче песню,
Шире пляску,
Начинаем, братцы, праздник!
Выходят дети и становятся полукругом.
- Зимний вечер темен, долог,
Насчитают сорок елок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски
И игра в горелки.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки- хохотушки.
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Весенний вечер скоротать.
- Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь , отведать просим.
Преподносят гостям хлеб-соль на рушнике.
3.Говорят в народе: « Есть хлеб – будет и песня!»
Дети поют частушки.
Девочки Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть!
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Хором. Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших у ворот
Все идет наоборот.
Мальчики. А ваш дедушка Иван
Посадил кота в карман,
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Хором. Здорово,здорово
У ворот Егорова,
А у наших у ворот
Все идет наоборот.
Дети садятся на лавки, устланные ткаными половиками.
- Зимним вечерком, когда дел особенных – то и не было, любили собираться, веселиться. Сегодня наше встреча будет радостной. Закончилась зима, началась весна. А весной работы много, отдыхать некогда. Второй месяц весны – апрель. В народе апрель называли снегогон.
1 апреля – Дарья – грязные проруби.
Потешка
Дин-ди-ли!Дин-ди-ли!
А вы Даши видели?
Заглянули в огород,
Лебеду там Даша рвет.
Пошла Дарья в огород
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дарья сарафан
И наряден, и неткан.
Откуда взялся таракан?
Поел Дашин сарафан.
Разойдись, чесной народ!
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
Дарьюшка, нарядись,
Всем ребятам поклонись,
Дарьюшка, попляши,
Твои ножки хороши!
11 апреля Матрена полуреница.В этот день перебирают семена репы. Долгое время репа и капуста были на Руси основным продуктом питания.
Игра « Репка»
15 апреля Титов день. В этот день просыпаются глухари.
8 апреля Федул – ветряник.
—Что-то скучно на празднике без потешек!?
Потешки
1.- Тит, иди молотить!
— Брюхо болит.
— Тит, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?
2. – Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Велика ли дыра?
— Один ворот остался.
- – Ты пирог съел?
— Нет, не я.
— А вкусный был?
— Очень.
- Во поле рябинушка,
Во поле кудрявая стояла.
Как под той ли рябинушкой
Сидят четыре девушки.
Первая – Катюшенька – шьет.
Вторая – Марфушенька – прядет.
Третья – Акулинушка – вышивает.
Четвертая – Аринушка – зевает…
Пасха – время первого весеннего гулянья. Молодежь затевала игры на лужайках и полянках. Существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы их?
-В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
-А у нас на Пасху деды расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
— А у нас считается, что ежели девица станет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной.
— А у нас веселые хороводы водят.
Девочки водят хоровод.
— А сейчас вас ожидает вот что:
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.
Так живи, частушка, всяко!
Под гармошку и струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну.
Станем, девицы, рядком
Да частушки пропоем,
Да и мы пожалуй встанем
От девчонок не отстанем.
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась
Надо пляской помогать.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
На окошке два цветочка:
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои летят.
Девочки – беляночки
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
Молоком умылися.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам,
По глазам по вашим вижу
Что понравились мы вам!
Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой , спасибо гармонисту
За игру веселую.
Дети кланяются и уходят.
Третий месяц весны май, в народе его называют травник. 15 мая –Борис и Глеб – сеятели, соловьиный праздник. День этот называется соловьиным, потому что с этого времени начинают петь соловьи. Борис и Глеб сеют хлеб. Обычно перед посевом произносили краткую молитву или приговор, а во время сева молчали, а потом песни пели.
— А вот и конец, всему делу венец!
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Хором. Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
Праздник заканчивается чаепитием.
МКОУ «Попово-Лежачанская СОШ»
Глушковского района Курской области
Совместный праздник детей и родителей в форме
конкурсно-познавательной программы
Из цикла «Русские народные традиции»
Подготовила и провела:
классный руководитель 6 класса
Добрина И.Я.
с. Попово-Лежачи
2015-2016учебный год
Цель:
— Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского
народа.
— Обогащать знания детей о русском быте.
— Показать своеобразие и красоту русского фольклора.
— Содействовать пониманию национального колорита русского
народа.
— Дать возможность детям почувствовать радость на празднике,
возможность видеть красоту русской культуры.
— Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа:
любовь к ближнему, доброту, чувство гордости за свой край, за свою
Родину.
— Показать совместную работу семьи и школы по развитию личности
ребёнка.
— Воспитывать у детей интерес и любовь к традициям своего
народа, чувство ответственности за их сохранение.
— Углублять эстетические впечатления от народного
декоративно-прикладного искусства страны.
— Расширять знания детей о традициях гостеприимства русского
народа.
Оборудование:
7 карточек с загадками, 7 карточек для конкурса «Паутина
пословиц»; выставка книг;
столы, накрытые к чаепитию в традициях русского народа;
фонограммы русских народных и колыбельных песен;
рушник, каравай, солонка с солью, иконы, лампадка, самовар;
изделия русских народных промыслов; красивые солонки.
Ход мероприятия:
Ведущая:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше
прошлым дорожим,
И в старом
красоту находим,
Хоть новому
принадлежим.
Ведущая:
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу, милости прошу в гости к
нам!
Ведущая:
Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую мы готовили для вас.
По обычаям российским всем гостям поклон мой
низкий!
Ведущая: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж,
доброе начало, как говорится, половина дела.
Ведущая:
По обычаю да по русскому гостей хлебом-солью
встречают!
Прошу в горницу. (Семьи — участники заходят в
зал).
Ведущая: Приветствуем семью Барановых, семью
Давиденко, семью Давиденко — Гончаровых, семью Кунцевых, семью
Пивень, семью Рожковых -Морозовых, семью Терновцовых.
Ведущая (обращаясь к ним)
Дорогие гости! Будьте как дома.
Хлеб да соль вам.
Ведущая: (В руках держит на рушнике хлеб с
солью)
Дорогих гостей встречаем пышным круглым
караваем.
Он на блюдце расписном с белоснежным
рушником</<font face=»Georgia, serif»>!
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать
просим.
По русскому обычаю гостеприимства дорогих гостей
встречают хлебом с солью и песней. Гости пробуют хлеб-соль. (Звучит
песня…)
Ведущая:
Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем
ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость:
Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли
хозяевам?
Ведущая:
В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком да
поговорим ладком.
Ведущая:
Гостеприимство было правилом русской жизни,
обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. Хлеб да соль
зовут к миру, к теплу домашнего очага. Есть в русском языке слово —
хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть
гостеприимство, радушие или угощение.
Наши предки верили в святость хлеба. Хозяин
отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб
было непринято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали,
просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в
красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Ведущая:
Наш праздник называется «В нашей горнице». Посвящён он русским
народным традициям. Проходить он будет как конкурсно-познавательная
программа.
Ведущая:
Разрешите вам представить наше жюри:
-
Директор школы -Варавкин В.А.
-
Заместитель директора по воспитательной работе — Сухина Н.
М. -
Председатель родительского комитета-Шевцёва Н.А.
-
Заведующая сельской модельной библиотекой — Бойченко Н.И..
-
Председатель Совета учащихся — Калюжная Евгения, обучающаяся
11 класса
Ведущая:
Первый конкурс так и называется «Наша горница».
До начала праздника каждая команда оформила свою горницу. Вы,
уважаемые гости, полюбуйтесь, а жюри пока подведёт итоги этого
конкурса.
Ведущая: Ребята, а пока жюри работает, я хотела
бы вам сказать, что
в домах зажиточных крестьян, кроме отапливаемого русской печью
помещения, собственно избы, было еще одно, парадное помещение —
горница или горенка — это чистая половина крестьянской избы.
Она имела и ещё одно название: светлица или
светёлка — горница с красными (не волоковыми) окнами; чистая,
светлая комната, гостиная, печь в горнице круглая или
четырёхугольная, с изразцами, иногда встречались горницы с
голландскою печью; в светлице не стряпают, белая изба, обычно через
сени от чёрной. В больших семьях использовалась и в повседневной
жизни.
В каждой горнице был Красный угол.
Слово жюри.
Ведущая: Итак, наш следующий конкурс называется
«Что и для чего». В нём принимают участие только маленькие
конкурсанты без родителей. Конкурс. « Что и для чего».
Выносится по одному предмету (рубель, колодка
для обуви, утюг, кофемолка), ребята должны угадать предмет и
рассказать о том, как им пользовались.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, для вас поют
Наталья Александровна Пипко и Ольга Михайловна Полежаева.
Объявляются итоги этого конкурса.
Ведущая: Обязательным в каждой горнице было
наличие красного угла. Красный угол — это своего рода иконостас. В
каждом доме в горнице в её правом переднем углу вешались иконы. Все
они обрамлялись или украшались рушниками. Сам угол также убирали
вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
Отсюда и название красный. «Красный» означает
«красивый», «хороший», «светлый». Основным украшением красного угла
является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще
«святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых
начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в
доме.
Как правило, повсеместно в России в красном
углу, кроме божницы, находится стол.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Здесь проходили за столом праздничные трапезы семьи, сюда во время
уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия
дому.
Ведущая: Следующий конкурс называется «Народные промыслы»
Я предлагаю нашим участникам рассказать о том, изделия каких
народных промыслов «живут» в их семьях. Участники кратко
рассказывают.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущая: Перед вами рушники. Они символизируют чистоту чувств,
глубину бесконечной любви к людям. Такими рушниками щедро
украшались горницы на радость близким, друзьям. Рушник —
неотъемлемый элемент каждой горницы. Он символ гостеприимства,
которым издавна славится наш русский народ.
Ведущая:
В каждой семье существуют свои традиции, свои любимые занятия и
хобби. Наш следующий конкурс называется «Хобби семьи». Участники
должны нам рассказать о хобби их семьи.
Конкурс «Хобби семьи»
Ведущая: Наш народ отличала особая смекалка, которая отразилась
в его фольклоре. Русский народ сочинил немало загадок, в которых
точно подметил отличительные особенности предмета или явления, о
котором говорится в загадке. Наш следующий конкурс так и называется
«Конкурс загадок»
Конкурс загадок. Каждой команде выдаётся карточка со следующими
загадками:
Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит
и всем сидеть велит. (Стул).
И языка нет, а правду скажет. (Зеркало).
Туда, сюда, а с места никак. (Маятник).
Стоит барин в уголку, поднял ноги к потолку. Кафтан у барина
поясом опоясан. (Веник).
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя
собрал. (Стол).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть).
Стоит кошка — четыре ножки. (Скамья).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
В брюхе — баня, в носу — решето. На голове — пуговка, всего одна
рука и та на спине. (Чайник) Никогда не ест, а только пьёт, а как
зашумит — всех приманит. (Самовар)
Пока команды отгадывают загадки, ведущий обращается к залу. Я
предлагаю и вам, ребята, разгадать мои загадки.
1.Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает. (Самовар).
2. Русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов,
надеваемое поверх рубашки с длинными рукавами. (Сарафан).
3. Головной, пуховый… (платок).
4. Танец по кругу с пением и переплясом. Водят вокруг елки…
(хоровод).
5. Подарок на память о человеке, стране, городе. (Сувенир).
6. Регулярно устраиваемая большая распродажа товаров с
развлечениями. (Ярмарка).
8. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление
матрешек. (Липа, берёза, осина).
Ведущая: Ещё одним жанром устного народного творчества являются
потешки и небылицы. А вот и небылица летит как птица, птица да не
воробей, юрка, белобока, похоже сорока. Села сорока, небылицу
завела, прибежало полсела, слушают, ушами встряхивают, зубами
взбрякивают.
Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах — в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.
Конкурс «Инсценирование потешек»
— Здорово, кума!
— На рынке была.
— Ты что, кума, глуха?
— Купила курицу и петуха.
— Прощай, кума!
— Пять алтын дала.
— Сынок, сходи на речку за водицей.
— Брюхо болит.
— Сынок, иди кашу есть.
— Ну, раз мать велит, надо идти.
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал.
— Так веди сюда.
— Так он не идёт.
— Так сам иди.
— Да он меня не пускает.
— Федул, чего губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Зашить можно?
— Да иглы нет!
— А велика дыра?
— Один ворот остался.
— Здорово, бабуся!
— Картошку копаю.
— Ты, бабка, глухая?
— Да есть и гнилая.
— Лечить тебя надо!
— Надо, надо, а то снег пойдёт, некогда будет.
— Федул, что сегодня делал?
— Рукавицы искал.
— Нашел?
— Нашел.
— А где они были?
— Да за поясом.
— Тит, иди молотить.
— Не могу, живот болит.
— Тит, иди кашу есть!
— Где моя большая ложка?
Подведение итога конкурса, а пока жюри ведёт обсуждение
инсценирования небылиц в лицах.
Появляются Никодим и Егор (мальчики в русских костюмах)
Ведущая:
Гляньте-ка, что за люди там ходят?
Да это же Никодим и Егор!
Небылицы услыхали, к нам на праздник прибежали.
Послушаем о чём они ведут разговор?
Инсценирование потешки- небылицы
— Здорово, Hикодим!
— Здорово, Егор!
-Откуда идешь?
— С кудыкиных гор.
— А как у вас, Егор, поживают?
— Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами.
— Да ведь это кошки!
— Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
«Кар, кар!»
— Да ведь это ворона!
— Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком — хвосток.
— Да ведь это зайчишка!
— В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
— Да ведь это волк!
— По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
— Да ведь это козлище!
— Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
— Да ведь это налим!
— Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Ведущая: Много традиций у нашего народа, какие-то чуть
подзабыты, какие-то переживают второе рождение, но у русского
народа есть одна традиция, которая развивается и по сей день, с
этой традицией человек знакомится с самых первых дней своего
рождения, к этой традиции приобщают детей в каждой российской
школе. Думаю, что большинство из присутствующих догадались, о какой
традиции идёт речь — конечно, это пение песен. И сейчас я объявляю
следующий конкурс «Народная колыбельная песня».
Участникам предлагается исполнить любую народную колыбельную
песенку. Жюри подводит итоги этого конкурса.
Ведущая: Особое место в избе занимала печь. Она играла главную
роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Если
печь была без дымоотводной трубы — изба отапливалась
по—черному и называлась курной, или черной. Если печь была
с трубой, то изба называлась белой. Печь ставили таким образом, что
в горнице или светлице печи не было, вернее, там стояла только одна
печная стена без топки. Наверху печи спали старые да малые. В печи
пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы и вообще готовили всю пищу.
Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и
нарядное место в избе.
Дети:
Как из нашей из печи
Хороши калачи,
Сушки да баранки.
А вот и пряник сладкий!
«Пряник вкусный, ароматный,
Удивительно приятный!»
Сама не ем — гостей привечаю,
Тульским пряником печатным.
Как из нашей из печи калачи горячи,
А, какие пироги
Что за угощенье.
И румяны, и мягки,
Всем на удивление.
Пироги с горошком
И с капустой, и с картошкой,
И с грибами, и с морошкой.
Это вам, на угощенье,
Ешьте, без стеснения.
Конкурс. «Угощение к чаю»
Участники должны презентовать своё изделие из теста,
приготовленное по семейным рецептам и после этого вынести его на
суд жюри.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги конкурса, для вас поют Сергей
Николаевич Рожков и Евгения Морозова.
Ведущая:
Самовар шумит, подходить велит.
Баранки, как на самобранке.
В 1679 году появились в России самовары. О чае
пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет
усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело. По русской
традиции, чай — лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают
лимон, варенье, мед, бублики.
Наличие самовара в семье — свидетельствовало о
её зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Вот хозяюшка идет,
Самовар с собой несет.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Ведь чай пить — не дрова рубить.
Самовар-птица жар,
Кран открывается,
Чай наливается.
Ах, какой самовар!
Из него валит пар!
Чай попьем, посидим,
И про чай поговорим!
Ведущая: Предлагаем вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц».
Каждой команде выдаются по две карточки. Нужно соединить начало и
конец пословиц. У кого быстрее это получится, тот и станет
победителем.
1 группа пословиц
Всякая птица, тот чаще и битым бывает.
На родной сторонке войне не бывать.
Кто драку затевает, и камешек знаком.
Дружно за мир стоять — своё гнездо любит.
2 группа пословиц
Вам смех, на своём корню растёт.
И полынь надобно иметь ответы.
Не замесишь густо, а у нас и в лаптях снег.
На всякие приветы, коль в амбаре пусто.
Правильный ответ.
1 группа пословиц
Всякая птица своё гнездо любит.
На родной сторонке и камешек знаком.
Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
2 группа пословиц
Вам смех, а у нас и в лаптях снег.
И полынь на своём корню растёт.
Не замесишь густо, коль в амбаре пусто.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Ведущая: (Обращаясь к зрителям). А сейчас проверим и узнаем,
как вы знаете пословицы и поговорки про чай. Я пословицу начинаю, а
вы продолжаете.
Чай пьешь — здоровье бережешь.
Чай усталость всю снимает — настроенье поднимает.
Холодно — пей чай.
Жарко — пей чай.
Устал — пей чай.
Чай пить — приятно жить.
Попьешь чайку — позабудешь про тоску!
Чай не пьешь — какая сила? Чай попил — совсем ослаб!
От чая лиха не бывает.
Чай пить — не дрова рубить.
За чаем не скучаешь — по три чашки выпиваешь.
Чай не пить — на свете не жить.
Самовар кипит — уходить не велит.
Где есть чай, там и под елью рай.
Самовар что море Половецкое, пьют из него за здоровье
молодецкое.
Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
Пей чай — удовольствие получай.
Подведение итога конкурса «Паутина пословиц».
Награждение горниц по номинациям:
Самая хлебосольная
Самая музыкальная
Самая весёлая
Самая оригинальная
Самая дружная
Самая остроумная
Самая творческая
Ведущая: Ну что, дорогие ребята, не ищите добра на стороне, а
дом люби по старине. Помните старину!
Ведущая: По обычаю, да по русскому
Для гостей дорогих самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт.
Проходите, гости дорогие, угощайтесь.
Ведущая: Приглашаем вас отведать чаю ароматного,
Бубликов да пряников сахарных,
Милости просим к нашему столу.
«С чая лиха не бывает!» —
Так в народе говорят.
Чай — здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Тары-бары, растабары!
Ведущая: Выпьем чай из самовара,
С блинами, ватрушками,
И с пирогами вкусными.
Приятного аппетита!
Все присутствующие садятся за столы, пьют чай с пряниками,
баранками, пирогами, блинами. Ведущая обращается к гостям:
Ведущая: Конечно, дорогие ребята, узнать всё о традициях
русского народа, связанных с обустройством горниц, за один праздник
невозможно. Но более подробно вы узнаете об этом на уроках истории.
А те из вас, кто не желает ждать так долго, могут самостоятельно
прочитать об этом в книгах. Рассматривание выставки книг.
Гость: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Хозяевам
пора отдыхать.
Гость: Спасибо, Хозяева!
Гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
Гость: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Ведущая: Уж вы, гой еси, гости милые!
Вы послушайте слово последнее,
Слово грустное, да прощальное.
С болью в сердце мы с вами прощаемся.
Так вы веселы, да приветливы.
Будем рады мы ещё встретиться!
А покуда, гости милые,
Говорим мы вам на прощание:Да будет дом ваш полною чашею
Будьте веселы, будьте счастливы!
Да будет добрым путь!
До свидания!
Скатертью дорожка!
Список литературы:
1. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры.
Минск 2010. — 590 с.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.:
Паритет, 2004. — 442 с.
3. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры:
зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. — 164
с.
4. Чекулаева Е.О. 100 Великих праздников М.: Вече, 2009. — 431
с.
5. www.abc-people.com/shop/trinity.htm — Троица. Святая
Троицаbook-science.ru/social/skd/sravnitel-nye-tablicy-tradicionnyh-prazdnikov-i-obrjadov.html.
Фома: — Здравствуй, брат Ерема.
Ерема: — Здравствуй, брат Фома.
Фома: — Куда путь держишь?
Ерема: — На ярмарку иду.
Фома: — На работу — так позади последних, а как на ярмарку —
наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Ерема: — Кума сказала.
Фома: — А кума откуда знает?
Ерема: — Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли,
брат Фома, на ярмарке?
Фома: — Бывал…
Ерема: — Велика?
Фома: — Не мерил.
Ерема: — Сильна?
Фома: — Не боролся.
Ерема: — А кого ты на ярмарке видел?
Фома: — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову.
Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Ерема: — Это ведь медведь был.
Фома: — Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой.
Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема: — Да это же волк!
Фома: — Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка
знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на
горку подпрыгивает, от собак убегает.
Ерема: — Это заяц.
Фома: — Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький,
хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.
Ерема: — Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то
перестань.
Игра со зрителями. «Поддёвки»
Ведущая:
— Скажи: чайник
— Чайник
— Твой отец начальник
— Скажи: стол
— Стол
— У тебя в тетради кол
— Скажи: муха
— Муха
— Цап тебя за ухо
— Скажи: оса
— Оса
— Цап тебя за волоса
— Скажи: лук
— Лук
— Тебя по лбу стук
— Скажи: чеснок
— Чеснок
— Посиди еще часок.
Карточка (для жюри)
Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит
и всем сидеть велит. (Стул).
И языка нет, а правду скажет. (Зеркало).
Туда, сюда, а с места никак. (Маятник).
Стоит барин в уголку, поднял ноги к потолку. Кафтан у барина
поясом опоясан. (Веник).
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя
собрал. (Стол).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть).
Стоит кошка — четыре ножки. (Скамья).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
В брюхе — баня, в носу — решето. На голове — пуговка, всего одна
рука и та на спине. (Чайник) Никогда не ест, а только пьёт, а как
зашумит — всех приманит. (Самовар)
Карточка №1
Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит
и всем сидеть велит.
И языка нет, а правду скажет.
Туда, сюда, а с места никак.
Стоит барин в уголку, поднял ноги к потолку. Кафтан у барина
поясом опоясан.
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя
собрал.
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали.
Стоит кошка — четыре ножки.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
В брюхе — баня, в носу — решето. На голове — пуговка, всего одна
рука и та на спине.
Никогда не ест, а только пьёт, а как зашумит — всех приманит.
Карточка №2
Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит
и всем сидеть велит.
И языка нет, а правду скажет.
Туда, сюда, а с места никак.
Стоит барин в уголку, поднял ноги к потолку. Кафтан у барина
поясом опоясан.
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя
собрал.
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали.
Стоит кошка — четыре ножки.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
В брюхе — баня, в носу — решето. На голове — пуговка, всего одна
рука и та на спине.
Никогда не ест, а только пьёт, а как зашумит — всех приманит.
«Паутина пословиц». Команда 1.
1 группа пословиц
Всякая птица, тот чаще и битым бывает.
На родной сторонке войне не бывать.
Кто драку затевает, и камешек знаком.
Дружно за мир стоять — своё гнездо любит.
2 группа пословиц
Вам смех, на своём корню растёт.
И полынь надобно иметь ответы.
Не замесишь густо, а у нас и в лаптях снег.
На всякие приветы, коль в амбаре пусто.
«Паутина пословиц». (для жюри)
1 группа пословиц
Всякая птица своё гнездо любит.
На родной сторонке и камешек знаком.
Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
2 группа пословиц
Вам смех, а у нас и в лаптях снег.
И полынь на своём корню растёт.
Не замесишь густо, коль в амбаре пусто.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Тит, иди молотить!
Тит (плаксиво). У меня живот болит!
4 жница. Тит, иди колотить!
Тит. У меня спина болит!
5 жница. Тит, иди мёд пить!
Тит. Дай скорее ложку схватить!
Все жницы. Хочешь есть калачи —
Не сиди на печи!
«ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ»
Сценарий для участия в районном конкурсе народных праздников и обрядов
«Как бывало в старину», посвященного Году театра.
Цели и задачи районного конкурса:
1.Поддержка и пропаганда традиционной культуры;
2.Изучение, сохранение и пропаганда фольклорных традиций Звериноголовского района;
3.Популяризация жанров музыкального фольклора, традиционных обрядов и праздников;
4. Содействие процессу создания новых фольклорных детских и молодежных коллективов;
5. Духовное, эстетическое и художественное воспитание населения района
На сцене ширма с изображением избы с крыльцом, видом снаружи
Хозяйка.(Ведущий)Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Звучит вступление песни «Горенка», ведущий начинает повествование
Хозяйка. На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых… далее поёт
Горенка.
1. Горенка, горенка новая
Горенка, горенка новая
Во горенке печь муровая,
Во горенке печь муровая.
2. Там жила горянка молодая,
Там жила горянка молодая,
Хорошим, хороша пригожая
Хорошим, хороша пригожая далее под минус продолжает декламировать
Хозяйка.Собирали посиделки пожилых и молодых …
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Рукодельничали, пели и водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словно эти посиделки были праздником души!
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам, личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
Иль чего там говорить!
Скучно жить без посиделок.
Их бы надо возродить!
Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем. В этот момент меняются декорации: ширма передвигается на задний план, открывается внутренний вид избы. На лавочках сидят девочки за работой в народных костюмах; каждая имитирует работу- вышивание на пяльцах, на прялке, вязание, раскрашивание глиняных игрушек и т.д.
Хозяйка.продолжает (смена музыкального фона- «Во саду ли, в огороде»)
Как уютно в нашей горнице,
Спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается
Наша притча начинается.
Девочки в казачьих костюмах,инсценируют пословицы, сопровождая показом
1. Игла – барыня княгиня,
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
2. Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна!
3. А я тычу — потычу!
В носик стальной,
В носик стальной –
Хвостик льняной.
4. Хвостик нитяной,
Тяну-тяну за собой,
Сквозь холст он проходит
Конец тебе находит
5.Беседа дорогу коротает, а песня — работу.
6.Кто с песней живет, того кручина неймет.
«Было у матушки двенадцать дочерей» р.н.п. переделана с учетом имен исполнителей
1.Было у матушки 12 дочерей
Было у матушки 12 дочерей
Ишь ты, поди ж ты 12 дочерей
Ишь ты, поди ж ты 12 дочерей
2. Настенька, Варенька, Виконька- душа,
Леронька, Ксюшенька, и Алинушка.
Ишь ты, поди ж ты и Алинушка.
Ишь ты, поди ж ты и Алинушка.
3. Катенька, Виконька, Галочка- душа,
Варенька другая и Миланушка.
Ишь ты, поди ж ты и Миланушка,
Ишь ты, поди ж ты и Миланушка.
4. Стала их матушка работе учить,
Стала их матушка работе учить.
Ишь ты, поди ж ты работе учить,
Ишь ты, поди ж ты работе учить.
5. Настеньку, Вареньку, Вику – вышивать,
Лероньку, Ксюшеньку, их на прялке прясть.
Ишь ты, поди ж ты их на прялке прясть.
Ишь ты, поди ж ты их на прялке прясть.
6. Катеньку, Виконьку, и Галину – шить,
Вареньку и Милочку ладно щи варить.
Ишь ты, поди ж ты ладно щи варить.
Ишь ты, поди ж ты ладно щи варить.
7. А меньшую Алиночку барыню плясать,
Сестриц за работою песней забавлять.
Ишь ты, поди ж ты барыню плясать,
Ишь ты, поди ж ты песней забавлять. Алина, пританцовывая, выходит к микрофону
Алина Новикова. «Во горнице, во светлице» р.н.п.обработка Ю. Гаврилова
1.Во горнице, во светлице
Пересохли половицы.
Припев: Калина, ой малина,
Калина, малина. 2 раза
2. Как по этим половицам,
Да пройдут красны девицы
Припев:
3. Каблучками застучу.
Половицы сколочу.
Припев:
4. Мой батюшка будет рад,
Половицы не скрипят.
Припев:
Стук в дверь
Кюша Ромасенко. Входи, Арсений добрый молодец!
Арсений. Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье,
Чтобы вам всем поплясать!
Настя Прокопович. Сапожки новые у нас,
Крашеные пятки.
Как же нам не сплясать,
Милые ребятки! Дети уходят за кулисы, готовятся к танцу.
Хозяйка. Мы сообщаем зрителю:
Решить здесь нелегко.
Веник – победителю,
Второму – молоко!
Бери подругу , друг ,
И выходи на круг ,
Для казачьей пляски
Не жалей каблук. Казачий танец « Ой, Варенька, Варенька»
Матвей Саночкин .Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/382328-scenarij-vo-gornice-vo-svetlice-dlja-uchastij
Фольклорный праздник «Во горнице, во светлице»
1) -Доброго здоровьичка, гости званые да желанные. Просим в избу, во светлицу Примите наш хлеб-соль.
2) Посидим рядком да попоем ладком. А песен столько, что петь — не перепеть. А игр столько, что играть не переиграть. И разговоров не переговорить.
Не любо – не слушай, угощенья покушай. Охота спеть, сплясать — выходи в круг.
Выходит группа девочек:
1) Как во полюшке во чисто-ом
2) Как у рощи у березовой,
3)У дорожки у проселочной.
1)Небольшая и немалая.
2)Родовитая, маститая 3)Плясовая, развеселая,
1)Живет-поживает и горя не знает
2)С горшками-вершками, 3)С давними прибаутками, 1)С веселыми шутками,
2)С былями-небылицами,
3) славными кружевницами
1) Деревня моя матушка .
2)А я вот какая лапушка .
3)В ней родилась песни пою
1)Про нее ,деревеньку родную мою.
2)А вы сядьте -поприсядьте нас послушайте ,
3)Угощенья деревенского откушайте
1)Не ведайте, не гадайте ,
2)Вы и так все знаете
3 Что мы живем на Волге.
Песня «У нас нонче субботея»
1)У нас нонче субботея.
А назавтра воскресенье.
2)Ко мне нонче друг Ванюша приходил,
Угощенья три кармана приносил.
3)Первый карман с орехами,
Другой карман со деньгами.
4)Третий карман со изюмом
Третий карман со изюмом.
5) От орехов губы больно.
От орехов губы больно.
6)От изюма губы сладки,
Нельзя с милым целоваться.
7) Нельзя с милым целоваться,
Можно только обниматься.
А за деньги любить можно.
8)У нас нонче субботея.
А назавтра воскресенье.
барыня ты моя, сударыня ты моя.
Э-эх, воскресенье.
* * *
Частушки
Хошь верь, хошь не верь
В наши прибаутки.
Не найдешь на белом свете
Лучше нашей Нютки.
Манька, Манька, ты куды?
Ты хочей поди сюды.
Глянь-ка на свистушки
моего Петрушки.
-Эй, Авдотья, что купила?
Ты куды торописси?
-Крынку сливок прихватила.
-Ой, смотри, утописси!
-Ой, лихой у нас Ванюша,
А ишо дурачится.
Его девки зовут замуж.
А он все артачится.
Ох и топнула я,
перетопнула я.
Так объелась я ватрушек,
Чуть не лопнула я.
Баньку долго я топила,
Все субботничала.
Всю посуду перебила.
Так чаёвничала.
Ой, спасибо, ой спасибо.
Ой спасибо 40 раз.
Гармонисту 38
И гармонике 2 раз.
Ведущий: Мы устроим посиделки
И споем, и спляшем.
А что ели и что пили ,
Никому не скажем.
Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собирались девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто печет. И при этом все поют. Мы с вами уже напекли , наварили, столы по –русски , по-деревенски накрыли. Работы по дому сделаны , можно и отдохнуть. А душа отдыхает с хорошей задушевной песней, с веселой частушкой.
Хорошие частушки пели раньше, меткие . А ну-ка теперь вы вспомните по одной частушке.
Много русский народ всякой всячины сложил. И ничего лишнего. И небылицы складывали и считалки, и дразнилки.
3) А какие интересные имена были в древней Руси . Давайте вспомним самые-самые редкие старинные русские имена ( и мужские, и женские). 1 минута (ЛИСТОЧКИ И РУЧКИ)
К Вопросы командам
Христианские праздники.
1) 14 марта- праздник святая Евдокия (Евдокия Замочи Подол) Объясните, почему у Евдокии прозвище Замочи Подол?
Ответ: (В это время наступает оттепель, появляются лужи. Юбки были длинные).
2) 17 марта — праздник святого Герасима . народ ему дал прозвище Грачевник .Объясните, почему у святого Герасима прозвище Грачевник? (ждали прилета грачей.)
3) 15 апреля – Тит Ледолом . Почему?
4) 29 апреля –праздник святой Ирины по прозвищу Разрой Берега . Почему народ дал ей такое прозвище? (половодье рушит берега)
-Тень-тень, потетень
Похваляться нам не лень
Мы трудились. Мы старались
Мы готовились весь день.
К )Да , все трудились весь день , угощенье, старинное русское блюдо готовили. А жюри пусть оценит. (команды рассказывают, что они приготовили и как готовили).
) Ведущий: Ребята и поделки приготовили к нашим посиделкам. Надо оценить и этот труд.
А давайте мы поиграем .В команде по 6 человек. По 3 человека от класса – всего 2 команды. Перенести ложкой деревянной воду из пиалы в стакан.
К Сколько на Руси слов интересных было. Мы их произносим, но не знаем, что они обозначают. Следующий наш конкурс называется «Древнерусские слова».
1) В разговоре мы иногда говорим: «Типун тебе на язык» А кто такой типун? Или что такое?
2) Бывает, сильно испугавшись, мы шепчем: «Чур меня», или иногда говорим «Чур мое» А что такое ЧУР Или кто? (Ответ: Чур – это древний бог очага. Очаг и изба – место обитания Чура. От этого слова и чурочка, чурка пошло. К Чуру взывают во время игр, гаданий. А когда мы что-то лишнее делаем, говорим «Через чур».
3) Иногда мы говорим «Ни зги не видно» А что такое Зга?
4)Много у нас на Руси всяких домовых и леших. А кто такой Шишига?
( говорим оделся, как шишига)
(Ответ: Шишига –маленькое горбатое и брюхатое существо с сучковатыми руками. Живет в воде и утаскивает туда зазевавшихся путников. Появляется в сумерках.
1) Если живет в доме — домовой, То кто такой Банник? (дух бани)
2)Болотняник? (дух болота , засыпает 18 сентября, спит до 16 апреля.)
3)Водяной? (дух рек и озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины; тело покрыто черной чешуей, на руках –перепонки. Любит играть в карты и пить водку. Появляется только вечером и ночью)
4)Кто такой Клетник? ( дух, живущий в клети, кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит)
—Кто такая Кикимора? (Это антипод домового в доме. Очень злое существо, в которое превращается родившийся мертвым или умерший грудной младенец. Кикимора старается выжить людей из дома)
—Есть такая пословица «Не буди лихо, пока оно тихо». Кто такая, или кто такое Лихо? ( Лихо – злая баба-великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз, ростом выше деревьев, спит на кровати из человеческих костей.
— А вы знаете, оказывается Леший очень добрый и веселый старичок, дух леса. На Ерофея -17 октября он проваливается сквозь землю. В этот день в лес ходить нельзя.
— А слово погода раньше было мужского рода, т.к. это бог ясных дней. Он провозвестник весны.
И еще у нас очень много подобных богов и духов. Около 80.
Ведущий: -Весна была долгожданной, почетной гостьей на Руси, для нее в каждом доме готовилось праздничное угощенье. Чтобы холода не погубили молодые всходы, хозяйки кормили мороз киселем. Выносили кисель на крыльцо и приговаривали:
Мороз, мороз,
Не морозь наш овес,
Киселя поешь,
Нас потешь!
В деревнях пекли печенье в виде жаворонков, шли на высокую гору закликать весну.
Ой вы жаворонки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье ,
Третье – человечье.
А вот 6 мая – день святого Егория, Егорьев день.
В этот день впервые после долгой зимы выгоняли скот в поле.
Крестьяне считали святого Егория покровителем домашних животных. Попробуем и мы с вами инсценировать обряд Егорьева дня.
Итак, представьте себе раннее утро. Звучит рожок пастуха.
Пастух: -Эй, девки, бабы, хватит спать! Кто рано встает, тому Бог подает, а кто шары пучит, ниче не получит. Выгоняйте скотину.
подпасок: — Тетушка Анфисья, Скорее пробудися.
Подай нам по яичку,
Подай по другому.
Пастух:Первое яичко – Егорию на свечку.
подп.- Другое яичко — нам за труды егорьевские.
1-я хозяйка –Возьмите, деточки, на доброе здоровье. Да не больно шумите. Моя коровушка ласку любит.
Пастух: — Спасибо тебе, тетушка. За хорошее подаянье. А чтоб скотина стояла смирно, заговор такой есть: «Матушка- Богородица, как ты покорна и послушна, так будь и моя коровушка покорна и послушна. Аминь.
подп.- Дай тебе Бог
Подольше пожить
Да побольше нажить.
Вместе:
Двадцать телушек да все годовушек.
Десять быков –годовиков.
Идут ко второму дому.
Пастух: -Тетка Харитинья! Спишь ли че ли! Егорий уж зелену траву выгонят, зелена травка – молока прибавка.
2-я хозяйка: Никаво не сплю. Че на дурнишку-то орешь? Не подоила ишо телку.
подп.: Подай, тетка Харитинья за труды за егорьевские.
Пастух:- Мы ходили, Трое лаптей изодрали.
2-я хозяйка: Вот еще!…
Авторы: Шишлянникова Александра Андреевна, Сорокина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания,учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «ООШ № 17»
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: «В горнице моей»
Раздел: среднее образование
Сценарий фольклорных посиделок «В горнице моей».
• Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях,
обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с
песнями, частушками, загадками.
• Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его
истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи
• Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в
театрализованную деятельность.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях,
обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с
песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей
Родине, к родному краю, его истории и культуре.
• Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Оформление:
1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, дети и
ведущие в традиционных народных костюмах, на стенах картины с русскими
посиделками, платки расписные, кухонная утварь начала ХIХ века
Музыкальное оформление: —
Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».
Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»
Песня «В горнице моей», «У нас нынче субботея»
Место проведения: актовый зал.
Время проведения: 2019
Действующие лица: ученики 5 и 7 классов, 2-е ведущих.
Ход праздника:
Звучит песня «В горнице моей…
1 Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.
Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки — прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех, звон бубенцов. Хозяйка открывает дверь)
Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. -А чем платить будете?
Реб. -А чего надобно?
Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках и за стол)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют
куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
1 Ведущий
а к нам ещё гости пришли, заходите с чем вы к нам пожаловали.
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а — ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе — муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
2 Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города.
Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из
них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1. Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе — баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему
блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
2 Ведущий
— А что еще пели вечерами…..Верно…Частушки
Как известно всем, подружки — мастерицы петь частушки.
И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..
Эй, девчата – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий 2
Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю
пословицу. Правильно назвали – конфету получили.
1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк – лес. (Волков бояться — в лес не ходить.)
5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)
Ведущий 2
Рассказывает про игры традиционные, в которые дети любили играть на Руси
И детям предлагается поиграть в традиционную игру «Ручеек»
После частушек девочки не уходят, а выбирают себе пару для игры в ручеек.
Включаем песню и начинаем играть.
Гости наблюдают красивые движения учеников.
Ведущая 1
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Мини-инсценировка из сказки «О царе Салтане». Участвует 5 класс
Один ребенок читает слова автора.
Выходят три девочки. Садятся за стол и начинают вышивать.
За дверью стоит и ждет выхода царь.
.1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.
2— Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.
3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.
Автор
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха»…
Дети выходят на поклон
Ведущая 2
И сейчас мы вам покажем русский народный обряд, а вы скажете, что мы
вам продемонстрировали.
Выходят девушки. Одна садится на стул с распущенными волосами трое поют
песню и заплетают ей волосы в длинную косу.
Ведущий 1
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе час
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря до новых встреч!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!