ТЕМА: УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ СЛОВ
В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике, ознакомления с новыми словарными словами; способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке; метапредметные (критерии сформированности/оценки ком-понентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и общения; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: рисунки, изображающие сказочных персонажей; карточки с загадками; «Этимологический словарь».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
Запись учащимися даты в тетради.
II. Чистописание.
Задание по карточкам.
– Соедините буквы по алфавиту.
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).
– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница Анишит Йокоповна. Откройте учебник (с. 8–9) и рассмотрите иллюстрацию.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Что произошло в Лесной Библиотеке?
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в Лесной Библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
IV. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте алфавит.
2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
Рубрика «Хочу все знать»
Ha основе греческого алфавита в 863 году братья Кирилл и Мефодий написали первую славянскую азбуку. Название это произошло от первых двух букв славянского алфавита аз и буки. Затем братья перевели на старославянский язык такие богослужебные книги, как Евангелие, Псалтырь, Апостол. Эти и подобные им книги оказали большое влияние на развитие письменности славянских народов.
Известны две древние славянские азбуки – глаголица и кириллица.
Глаголица использовалась на Руси только в первые годы распространения письменности. Потом глаголица была заменена другой славянской азбукой – кириллицей. От нее и происходит наш русский алфавит. На основе кириллицы созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты.
Вот мы и проследили весь путь рождения русского алфавита.
V. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать? (Ответы учащихся.)
VI. Изучение нового материала.
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка
В жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чем они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять?
Учащиеся читают интригу учебника (с. 8, 1-й абзац).
– Что значит расставить книги по алфавиту?
– На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?
Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.
– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т. д.
Учащиеся устно распределяют все книги по полкам.
Самостоятельное выполнение упражнения по заданию учебника (работа по образцу).
Коммуникативные УУД: формирование умения распределять работу с соседом по парте.
– На какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? А у твоего соседа?
Физкультминутка
ЛОШАДКИ
Выполнение движений производится учащимися в соответствии с текстом.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Герои сказок остались довольны вашей работой.
Разные книги в библиотеке живут:
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес,
С картинками и без.
Игры по развитию речи.
1. «Доктор Айболит».
Образовательные ресурсы: картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки).
– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.
– Скажите, кому что вылечил Айболит?
Учащиеся должны отвечать полным предложением, например:
– Зайке Айболит вылечил лапку.
– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т. д.
2. «Бюро находок».
– Кому принадлежат эти вещи? (Колпачок, хрустальная туфелька, варенье.)
Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 4).
– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)
Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них учащимся трудно, а порой невозможно объяснить.
Знакомство с «Этимологическим словарем» и работа с ним.
Учитель показывает «Этимологический словарь», объясняет его назначение.
– Надежный путеводитель по словарю – алфавит. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.
Работа в группах.
– Найдите происхождение слов «картина», «пальто», «карман», «морковь», «окно», «лимон».
– О происхождении каких слов вам не удалось узнать? (Ответы учащихся.)
Работа по вариантам.
– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.
Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».
– Проговорите орфографически все словарные слова.
– Запишите их в тетрадь (с. 4).
– Откройте свои «орфографические словарики» и запишите эти слова в алфавитном порядке.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)
– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)
– Дома в книгах, журналах поищите загадки на эти словарные слова.
VII. Итог урока.
Буква к букве – будет слово, Так восславим буквы эти!
Слово к слову – речь готова. Пусть они приходят к детям,
И напевна, и стройна, И пусть будет знаменит
Музыкой звучит она. Наш славянский алфавит.
Создание карточки сценария урока и темы
Сценарий урока/темы — это электронный образовательный материал для проведения учебных занятий, организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Для создания сценария урока/темы в библиотеке выполните с…
- Учитель и еще 1
Навигация по конструктору сценария урока и темы
Конструктор сценария урока/темы (рис.1) разделен на три части:
1 — работа с фрагментами и структурой урока
2 — редактирование и добавление материала в выбранный фрагмент
3 — настройка св…
- Учитель и еще 1
Добавление фрагментов в сценарий урока и темы
Для добавления фрагмента в сценарий темы выполните следующие действия:
Нажмите кнопку «+ фрагмент» в конструкторе сценария темы (рис.1).
…
- Учитель и еще 1
Сценарий классного часа в библиотеке
Сценарий классного часа — это подробное и полное изложение формы организации вос…
- Разработчик контента и еще 1
…
…
Оформление сценария современного урока.
В шапке к сценарию уроку указываем:
— ФИО автора;
— реализуемую образовательную модель;
— предмет;
— автора (-ов) учебника;
— класс;
— тему урока;
— тип урока;
— тип вводимого знания (если урок «открытия» нового знания и др.).
Вместо цели урока и задач расписываем планируемые результаты:
личностные:
—
метапредметные:
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
— — |
— — |
— — |
предметные
—
Если оформляем сценарий урока в таблицу, можно за основу взять следующую матрицу:
№ п/п |
Название этапа урока |
Описание деятельности учителя |
Описание деятельности обучающихся |
Формируемые УУД |
|||
личностные |
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||
Задачи лучше расписывать на конкретных этапах урока.