Сценарий герб россии

Данный классный час был разработан мною с целью обогащения знаний учащихся о государственной символике Российской Федерации, формирования к ней уважительного отношения, воспитания патриотических и гра

МКОУ ООШ №6 г.Чехов Московской области

«Овеянные славою флаг наш и герб»

         «Процветай, моя Россия!»                                                                                                                                                                                         

Сценарий

классного часа для учащихся 6-11 классов

Нагоева Фатима Рустемовна                                                                                                                              

                                                                              http://s53.radikal.ru/i141/0908/a6/4ac17aceb0e6.jpg                                                           

г.Чехов

2016 год

План мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

2.Выступление 1гр. учащихся:

-Из истории Государственного герба;                                                                                          

-Что представляет Государственный герб РФ;

-Стихи о гербе;

3.Беседа с учащимися об использовании Государственного герба.

4.Выступление 2гр. учащихся:

-Из истории Государственного флага;

-Что представляет собой флаг РФ;

-Стихи о флаге.

5.Беседа с учащимися об использовании Государственного флага.

6.Представление флага и герба РФ.

7.Аудиозапись гимна РФ, исполнение учащимися.

Описание методической разработки

  • «Процветай, моя Россия» — сценарий классного часа.

● Данный классный час был разработан мною с целью обогащения знаний учащихся о государственной символике Российской Федерации, формирования к ней уважительного отношения, воспитания патриотических и гражданских качеств в среде учащихся.

  • Цель:
  • Оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской, Республиканской Государственной символикой.
  • Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся.
  • Способствовать формированию у детей умения и навыков общения и сотрудничества.

    ●   Воспитание  патриотизма и гражданственности учащихся;

  • Воспитание, уважительного отношения к государственному гербу и флагу России.
  • Организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
  • Наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём полезным, значимым и необходимым.
  • Задачи:

● Формирование представлений о происхождении и истории Российского герба, флага и гимна.

● Развитие познавательных интересов.

  • Сценарий классного часа разработан для учащихся 6-11 классов.
  • Полное описание разработки.
  • Оформление и инвентарь:

● Выставка рисунков.

● Герб России, флаг России,  диск с записью гимна Российской Федерации, плакат с государственной символикой и государственными флагами и гербами, выставка рисунков, плакаты с пословицами.

  • Приобретаемые навыки детей:
  • Дети узнают историю государственного герба и флага.
  • Приобретают актёрские навыки, общения друг с другом.
  • Подбирают стихи о Родине и пословицы.
  • На классной доске прикрепляются: тема классного часа, словарные слова по теме, плакат флага России, Республики, плакат герба России.
  • Учитель участвует в оформлении класса, подводит итоги конкурса рисунков о Родине, руководит подготовкой классного часа.  
  • Дети участвуют в конкурсе рисунков на тему «Моя Родина».

Ход классного часа.

Люблю тебя, моя Россия!

Россия, жизнь моя!

Люблю тебя, Родина моя!

Пусть с каждым годом лучше,

Цветёт моя Россия.

Российский герб и флаг державный,

Символы России.

Пятисот лет тому назад,

Появился наш герб красивый.

На гербе, Орёл,

Поднявший вверх распущенные крылья,

Да не простой – двуглавый, золотой,

Символ небесной силы.

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета!

Верхний белый цвет,

Чище цвета в мире нет.

Средний синий – преданность и честь.

Нижний красный, мужество и красота,

В нём яркой полосой, страна наша воспета.

В середине августа день рождения!

Символы страны любимой,

Помните всё время!

                                Нагоева Ф.Р.

Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

     Вы любите исторические фильмы, рассказы? Конечно же, да! Наверняка в музеях вы видели старинные, исторические знамёна государственные и военные флаги. Мы прекрасно знаем, что флаг, как и герб, является отличительным знаком государства. Но откуда же произошли слова «герб», «флаг» мы не все знаем. И поэтому обратимся к истории.

Учитель:
(говорит на фоне музыки “С чего начинается Родина…”)

Россия… 
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа – 
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

– Ребята, нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Не зря говорят: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? 
 
– Да, вы правы, сегодня здесь пойдёт разговор о самом главном и важном для каждого из вас – о Родине. Сегодня мы ближе познакомимся с нашей Родиной: мы поговорим о государственных символах.

     И так, мы начинаем наше путешествие. Любое путешествие – это не только приключение, но и испытание. А испытание необходимо преодолевать самим. Представьте себе, что мы с вами оказались в исторической книге «Символы страны любимой» и для того чтобы передвигаться, необходимо перелистывать страницы этой книги.

     Каждый человек, живущий  на нашей планете испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Ученики:

Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я – 
Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я – 
Здравствуй, Родина моя!

    Сегодня мы познакомимся с некоторыми Государственными символами и их историей. А что такое символы? (герб, флаг, гимн, эмблема).

     Одним из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг.

     Наш герб очень красивый. «Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

     Орёл обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот  лет назад. Первым его ввёл князь  Всея Руси – Иван III Васильевич. Это был герб  Московского  государства, Русского государства, а теперь и герб Российской Федерации.

    Внутри Российского герба изображено, как Георгий Победоносец, поражает  копьём дракона. Существует легенда: «В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей – дракон ». Поселился  он в темной пещере на берегу  моря. Огнем он жег землю, разрушал дома. Взмолились жители  того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище  было очень прожорливым и в вскоре  не осталось ни у  кого, ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда  велел змей приводить к нему  каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый  на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился  со змеем и победил его».

      Георгий  Победоносец, на гербе нашей страны символизирует  торжество добра над злом  и готовности всего российского народа отстаивать  и  защищать свою свободу и независимость.

    Российский двуглавый орёл, изображённый на гербе, если продолжать  традиции православной Византии, символизирует незыблемость и верность православия.  Ещё   над двуглавым орлом есть три короны, которые означают  союз трёх  ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.

    Чаще всего изображается на красном четырёхугольном  щите, у которого закруглены  нижние углы и он заострён в конечности. Это и есть наш герб. Герб – эмблема государства, он используется на паспортах, печатях, на разных документах.

       Ещё одним символом государства является флаг.

      Первые  флаги появились более трёхсот лет назад в Китае и Индии.

     Наш флаг за всё время существования России менялся много раз. Был он и белый с крестом и жёлто — чёрно – белым и красным и синей полосой слева.

     Воины шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили  на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес, флаг всегда считался лучшим, это особая честь. Первый флаг утвердил  царь Алексей Михайлович. Теперь наш флаг бело – сине – красный. Цвета Российского флага обозначают белый свободу, синий – Богородицу,  покровительствующую России, красный – державность. Но есть ещё одно версия значения цветов: белый благородства и откровенность, синий – честность верность и безупречность , а красный мужество  любовь и смелость. Трёхцветное полотнище флага называется триколор. Такое цветосочетание  осталось на Российском флаге и по сей день.

   Во время Северной войны появился новый Андреевский флаг. Он белый, с двумя синими пересекающимися диагоналями. Этот флаг до сих пор остаётся символом нашего морского флота.

   Когда я вижу наш флаг, я сразу  же чувствую внутри  себя гордость и защиту. Также я чувствую  торжество, потому  что всегда на парадах и на различный мероприятиях присутствует наш флаг. Когда я вижу герб, я вспоминаю об истории России, о важных событиях которые происходили в нашей стране. Так же в это время мне вспоминается гимн, и тогда у меня в душе разливается радость, я чувствую гордость  за мою Родину.

(Ученик рассказывает стихотворение.)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды – 
Звёзды мира над Кремлём.

      Итак, мы  преодолеем первую  страницу, когда вы сможете нарисовать  герб и флаг на ватманах. Ребятам  даётся 10 минут для выполнения задания.

     Ребята, время на подготовку истекло. Продемонстрируйте,  пожалуйста, что вы приготовили. (Ребята показывают   и рассказывают, защищают).

    А сейчас нам с вами нужно преодолеть вторую страницу. Для этого нужно вам разделится на две команды. Я буду задавать вопросы каждой команде поочерёдно. (Команды отвечают на вопросы и получают медали за правильные  ответы).

  • Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
  • Как мы называем страну,  где родились? (Родина).
  • Какое имя было дано Ярославу Мудрому в крещении? (Георгий).
  • Что такое святой патрон?  (Святой  покровитель  князя).
  • Кто автор слов гимна РФ (С. Михалков).
  • Кто автор слов гимна РА (И.Машбаш).
  • Какими словами начинается гимн РФ?  (Россия – священная наша держава).
  • Какими словами начинается гимн РА? (Земля адыгская — милая сердцу страна).
  • Торжественная песня для одного народа, одной страны.  (Национальный гимн).
  • Имя покровительницы исполнителей гимнов в Древней Греции.  (Полигимния)
  • Официальный гимн Российской империи в 1833-1917г.г. («Боже, царя храни!»).
  • Знамя президента РФ. (Президентский штандарт).
  • Какое знамя поднимается вместе с государственным флагом в дни государственных праздников, во время проведения воинских парадов? (Знамя Победы).
  • Какого цвета Знамя победы? (Красного).
  • Что символизируют поднятые крылья орла на гербе РФ? (Силу, могущество).
  • Трёхцветное знамя. (Триколор).
  • Кто написал книгу «Путешествие в Черкессию?» (Английский журналист Э.Спенсер).
  • В каком году автор книги побывал  в Черкессии? «В  30-х годах прошлого столетия, то есть в период Кавказских войн (1817-1864)).
  • В какой стране впервые появился национальный гимн? (Голландия).
  • Изображение в геральдике хищного орла с открытым клювом и поднятыми крыльями. (Вооружённый орёл).
  • Жюри объявляет итоги конкурса. Победители награждаются блокнотами и ручками.

8.Возвращение домой.

     Классный руководитель:

     Ребята! Вот и заканчивается наше путешествие, и мы закрываем последнюю страничку нашей книги. (Ребята рассказали, откуда появились основные эмблемы современной России, её Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн).

     Символы России: Государственный герб – двуглавый орёл, Государственный флаг – бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн – «Россия – священная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.

     Двуглавый орёл гордо парит над Россией более пятисот лет. Он стал эмблемой нашей страны в период её освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.

     Бело – сине – красный национальный флаг России был поднят на первых  кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском  морях.

     Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно – Морского    Флот сражались с фашистами. Гимн стал величественной песней – предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы  Второй мировой войны.

     Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили себя историю и   традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит только уже только от тебя.

   Рефлексия.

Классный  руководитель:

— Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, ответьте на такие вопросы:

— Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе?

— Что расскажете дома об игре – путешествии?

— А что было самым главным? Почему?

-Что вы запомнили важного и интересного для себя?

-Что много бы пригодиться вам в жизни?

— А за что вы можете поблагодарить своих одноклассников?

(Ученики отвечают по желанию на один или несколько вопросов).

   Этический заряд доброты.

  Вы ничего не чувствуете? Мне кажется, что вы немного изменились – пополнили свои знания. Разве не так?! А теперь возвращаемся в класс. Для этого надо выполнить ритуал прощения – рукопожатие в кругу.

  Классный руководитель высказывает детям свою уверенность в том, что они будут всегда доброжелательными, внимательными, уступчивыми, чтобы между вами и окружающими не возникло конфликтных ситуаций.

     Торжественной и заключительной частью классного часа является исполнение гимна РФ. Всем участникам, зрителям и гостям розданы копии текста гимна.

     Классный руководитель говорит о том, что все граждане России обязаны знать свой гимн. Знание гимна своей страны с лучшей стороны характеризует каждого человека. При этом классный руководитель знакомит присутствующих либо напоминает им о правилах исполнения и прослушивания гимна РФ.

Список используемой литературы.

  • Государственная символика России. История и современность. И.В.Можейко (наглядное пособие, М.2003г.)
  • «Проблемы школьного воспитания». Май 2004г.№2. приложение к журналу «Педагогическое образование».
  • М.А.Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Ярославль. Академия Холдинг 2000г.
  • Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М.2002г.).
  • Государственные символы России «Моя Родина –Россия» (пособие для 3-4 классов начальной школы. М.2002г.).
  • «Внеклассные мероприятия» Мозаика детского отдыха. Москва «ВАКО» 2004г.
  • Государственная символика России. «Начальная школа» 2001г. №7.
  • Т.В.Шепелёва «Государственные символы России». Издательство «Учитель» 2003г.
  • Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев, В.Е.Ковалёв «Моя Родина – Россия». Москва, 2002г.
  • И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева «Государственная символика России», Москва, 2003г.
  • Н.Ф.Дик «Классные часы  в лицее и колледже», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«ГЕРБОМ И ФЛАГОМ РОССИИ ГОРЖУСЬ!»

Цели:

Патриотическое и гражданское воспитание подростков, формирование у них чувства любви к своей Родине, активной позиции как граждан правового

демократического государства, уважающих права и свободы личности.

Содействие формированию у участников мероприятия качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности.

Задачи:

Закрепить понятия «Флаг», «Герб», «Гимн» как символы нашей страны-России;

способствовать развитию чувства гордости за свою Отчизну;

познакомить детей с историей возникновения русской государственности;

вызвать желание активно участвовать в общественной жизни.

Ход подготовки мероприятия

До проведения массового мероприятия была проведена следующая его подготовка:

Предложено детям узнать смысл понятий: патриотизм, Отчизна, служение Родине, Государственный Флаг, Гимн, Герб;

найти среди пап и дедушек, бывших и настоящих военных, поговорить с ними об их отношении к празднику и воинской службе, пригласить их на праздник.

Ведущему подготовить учеников для чтения текстов, праздничный реквизит, фонограммы песен, вопросы викторины, призы;

подготовить сувениры для приглашенных участников мероприятия.

Электронные образовательные ресурсы: презентация.

Сценарий праздника

На экране появляется изображение березовой рощи.

Звучит фонограмма песни «Светла от берез Россия» (муз. П.Аедоницкого, сл. И. Шаферона)

Ведущий:

Без березы не мыслю России, —

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

О. Шестинский

Ученик 1: Так с любовью и нежностью пишет поэт о славных, милых сердцу и дорогих русских березах. Береза – поэтический символ России. А что такое символ? Оно переводится как «знак», «сигнал», «примета». Сегодня мы будем говорить о главных символах нашей страны – государственном флаге и гербе.

Звучит фонограмма песни «Российский флаг», на экране появляется изображение флага РФ и герба.

Ученик 2: Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей. Это – флаг, герб и гимн государства.

Ученик 3: Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это обычное слово, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых чувств? Знаем ли мы свою Родину? И да, и нет. Да – потому что многое читали, видели, слышали. Нет – потому что история России это увлекательнейшие и бесконечные путешествия в прошлое.

Государственный флаг означает единство страны и ее независимость от других государств. Его история уходит корнями в глубокую старину…

Ученик 1:

Разреши, Россия, вдвоем с тобой

Возвратиться к прошлым годам.

Ты меня поймешь, как никто другой,

Есть о чем задуматься нам.

Ученик 2:

Пускай несется времени река,

Пускай другие народятся люди –

Но память поколений никогда

Истории страницы не забудет!

Ученик 3: Память! Откуда у нее такая способность, такая власть удерживать до малейших подробностей события минувшего? У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о событиях, потрясавших планету в разные эпохи. Давайте перелистаем некоторые страницы истории нашей страны.

Ведущий:

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян.

Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

В. Крючков

Ученик 1: А как вообще появились флаги? Существует несколько легенд об этом. В древности корабли бороздили океаны вообще без флагов. С появлением пиратов, чтобы отличать мирные суда от пиратских, придумали флаги. Впоследствии флаги стали государственными символами, т.е. флаги стали не только морскими, но и сухопутными.

Ученик 2: Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей, и врагов. Опознавательными знаками в таких случаях могла служить прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры — это были первые флаги.

На экране проецируется изображение первого русского морского корабля «Орел».

Ведущий: История российского флага интересна и необычна. Во времена Ивана Грозного флаг русских воинов был красным. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такие же цвета использовал для флага и Петр 1. Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей Российской империи – «всея Великая, и Малые м Белые России». Красный цвет соответствовал великороссам, синий – малороссам, белый – белорусам.

Ученик 3: У нас нет источников, по которым мы могли бы восстановить внешний вид флагов, развивавшихся над первыми российскими кораблями, построенными в Дединове.

Ученик 1: В начале 18 века российский стяг описывали так: «Флаг Его Величества разделен на трое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия» На экран проецируется изображение российского флага времен Петра 1.

Ведущий: В 1693 г. Петр 1 на специально построенных малых судах совершил небольшой поход к Соловецким островам. Так вышло, что флаг, использованный императором в этом путешествии, сохранился до наших дней: в конце путешествия Петр подарил флаг со своего судна в один из архангельских монастырей, где тот сохранялся до начала 20 в., а затем поступил в Военно-морской музей в Петербурге, где находится и сегодня. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из равных горизонтальных белой, синей и красной полос. В центре полотнища герб России: золотой двуглавый орел под тремя коронами со щитом со всадником на груди. Именно этот флаг получил название «Флаг царя Московского» и до начала 18 в. исполнял одновременно функции российского государственного флага и личного Петра 1.

Ученик 2: В 1705 году бело-сине-красный флаг был передан Петром 1 торговому флоту. В начале Северной войны на военном флоте утвердился один из красивейших флагов мира – Андреевский. Он стал флагом российского военного флота. Сейчас это знамя военно-морского флота.

На экран проецируется изображение Андреевского флага.

Ученик 3: Утвержденные 20 января 1705 года Петром российские флаги сохранились несколько веков.

На экран проецируется портрет Петра 1, который затем сменяется портретом Александра 3.

Ведущий: 1883 год Царь Александр 3 издал высочайшее поведение, в котором было сказано: «В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов». В 1896 году, накануне коронации Николая 2, трехцветный флаг окончательно утверждается как флаг национальный. Революционная Россия начала 20 века не сразу отвергла трехцветный флаг. Лишь 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков, предложил утвердить революционный красный флаг в качестве государственного. Под красным стягом советские солдаты шли в бой в Великую Отечественную войну и одержали победу над фашизмом. Этот флаг стал Знаменем Победы. Под этим знаменем шли в бой за Родину наши отцы и деды.

На экран проецируется изображение Знамени Победы.

Ученик 1:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шел, Россия твой солдат.

Ученик 2:

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

Ученик 3: В истории нашего Отечества немало примеров стойкости и мужества российских воинов, которые воевали под знаменами нашей страны. Знамя – наша гордость и святыня, оно обладает огромной энергией, потому что в нем олицетворены подвиги и слава многих поколений.

Ведущий: Удивительное совпадение: 8 апреля 1918 года государственным флагом был назван красный революционный флаг, а спустя ровно 73 года, 8 апреля 1991 года, правительственная комиссия Совета министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага. Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность, а красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. 20 августа 1994 года Б.Н. Ельцин своим указом постановил считать день 21 августа национальным праздником – Днем флага Российской Федерации.

Ученик 1: Правильно ли называть триколором только Российский флаг?

Триколор по-французски означает «три цвета», и поэтому флаг любого государства состоящий из трех разных цветов, не обязательно полос, тоже можно называть триколором.

Показ слайдов с изображением флагов различных государств.

Ученик 2: На это можно было бы закончить наше путешествие в историю государственного флага России. Но хочется проверить, насколько внимательны вы был. Итак, небольшая викторина.

Ведущий проводит викторину, определяет победителя, вручает приз.

1. Какие символы являются знаками суверенитета любого государства? (Флаг, герб и гимн)

2. Как назывался корабль над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг? («Орел»)

3. Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота? (Андреевский)

4. Над какими кораблями поднимали трехцветный флаг в 18 веке? (Над торговыми)

5. Какой император повелел в торжественных случаях «Употреблять исключительно

русский флаг, состоящий из трех полос? (Александр 3)

6. Когда было принято решение об утверждении красного флага в качестве

государственного? (8 апреля 1918г)

7. Когда отмечается День флага РФ? (21 августа)

Ведущий:

Гремят истории колокола,

Взывает к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла…

И позабытый, вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Н. Грибачев «Гремят истории колокола…»

Ребенок 1: У каждого государства кроме государственного флага существует герб. Герб — это отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, деньгах и официальных документах.

Ребенок 2: Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл.

Показать слайд с изображением Герба Р.Ф.

Ребенок 3: Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Ребенок 1: На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах. Особенно часто мы встречаем герб, когда достаем монеты.

Ребенок 2: В особенно торжественных случаях – на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований – исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является С. В. Михалков, музыку написал А. В. Александров.

Ребенок 3: Каждый день в нашей России начинается со звучания государственного гимна. И когда звучит эта торжественная музыка со словами России, в душе поднимается гордость за нашу великую Родину, наш народ. Давайте сейчас прослушаем гимн стоя, по всем правилам.

Фонограмма гимна России.

Ребенок 1: Если сложить лист бумаги, на нем останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной?

Ребенок 3: Сегодня мы с вами сделали еще один маленький шажок по дороге развития чувства патриотизма и любви к своей Родине, ее истории.

Ребенок 1:

Берегите Россию –

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой

Ребенок 2:

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Ребенок 3:

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Ведущий проводит викторину «Символы России», определяет победителя, вручает приз.

1. Что такое герб? (Символ государства.)

2. Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный.)

3. От какого слова произошло слово «копейка»? («Копьё».)

4. Что такое скипетр? (Украшенный жезл – символ власти.)

5. Что такое государственный флаг? (Символ государства.)

6. Кто изображён на российском гербе? (Двуглавый орел.)

7. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением, обладающий определенным денежным номиналом.)

8. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху – символ власти.)

Ведущий: Вот и закончилось наше мероприятие. Берегите и чтите Символы России! Всего вам доброго, дорогие друзья!

Ссылки на использованные источники и литературу

1. Дмитриева Е.Д. Вперед, Россия /Е.Д. Дмитриева//[Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: prazdnik.ru

2. Калашников Л.В Знамя единства /Л.В. Калашников// Читаем, учимся, играем.-2008.-№5.-С.4-7.

3. День государственного флага Российской Федерации [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: prazdnovik.ru

4. Греку С.В. Мой адрес Россия /С.В. Греку// [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: festival.1september.ru

5. Андреенко Т.А. День государственного флага Российской Федерации [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: smolpedaqq.ru

6. Чернова Л.М. Овеянный славой Российский флаг/Л.М. Чернова// [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: Prazdnik-Labd.ru

7. Маркина Р.Х. День государственного флага Российской Федерации /Р.Х. Маркина// [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: maam.ru.detskiysad/den

8. День Российского флага [Электронный ресурс]: сценарий.- Режим доступа: Prk-cdoo.ru

Цель: гражданское и патриотическое
воспитание детей и подростков по средством
вовлечения их в игровую деятельность.

Задачи:

  • развитие познавательной активности у учащихся;
  • закрепление у детей и подростков знаний по
    истории Отечества, символики Российской
    Федерации.
  • воспитание у детей морально-психологических
    качеств, чувства взаимовыручки и товарищеской
    поддержки.

Рекомендуемый возраст: 9-11 лет.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал оформлен государственными символами
Российской Федерации. Звучит торжественная
музыка.

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на празднике «Символы
России». Сегодня мы поговорим о государственных
символах нашей страны, края и города и, выполнив
конкурсные задания, выясним насколько вы знакомы
с символикой государства в котором живете.

Россия! Родина! Отчизна!
Родного неба синева!
О, как возвышенно и чисто
Звенят во мне твои слова!

И вечно нежность согреты
Твои березы и ручьи,
Твои морозные рассветы
И ночи звездные твои.

Ведь каждый – это часть России.
И бесконечно дорог ей.
Мы набираем жизни силы
Под флагом родины своей!

Ведущая: А для начала давайте
познакомимся с участниками нашего праздника.

Команды озвучивают свое название и девиз,
получают оценочные листы. (Приложение
1
)

Ведущая: Наше государство большое и
многонациональное. Жизнь в нем регулируется
Конституцией Российской Федерации – основным
документом государства, где записаны все законы,
определяющие жизнь страны, права и обязанности
ее граждан.
А также у каждой страны помимо Конституции есть
такие государственные символы как : флаг, гимн,
герб.
Давайте познакомимся с ними.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ – официальный символ
государственной власти, олицетворяющий
суверенитет государства. Государственный флаг
России имеет три одинаковые горизонтальные
полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя –
синего, нижняя – красного.
Белый цвет означает благородство, синий –
верность, честность, красный – отвагу.
Государственный флаг Российской Федерации
поднимается на зданиях верховных органов
государственной власти и управления, посольств,
торговых представительств, консульств РФ за
рубежом, судах плавающих в открытом море, а также
во время спортивных состязаний в честь
российского победителя.
Флаг является одним из видов знамен и первое наше
задание командам так и называется «Знамена».

Каждая команда получает карточку с
изображением знамен и карточки с их названиями.
Задача участников подобрать к каждому
изображению правильное название. В оценочный
лист выставляются баллы, соответствующие
количеству правильных ответов. (Приложение
2
)

Проводится конкурс.

Ведущая:

Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…

Ребята, о каком символе государства шля речь в
этом стихотворении? (Участники отвечают)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ – официальная эмблема
государства, изображаемая на печатях, бланках
государственных органов, денежных знаках и т.п.
Часто является составной частью
государственного флага. Герб Российской
Федерации представляет собой красный
геральдический щит с золотым двуглавым орлом.
Над ним три короны: две малые и одна большая. В
лапах орла – скипетр и держава. А на груди орла на
красном щите – серебряный всадник Георгий
Победоносец в синем плаще на серебряном коне,
поражающий копьем дракона.
Свой герб есть и у каждого города России. Он
является его отличительным знаком. Герб
рассказывает о героическом прошлом города, о том,
чем занимались его жители.
Наш следующий конкурс «Герб города
Комсомльска-на-Амуре».

Командам выдается конверт с элементами герба
нашего города, задача участников правильно
составить и склеить герб. Побеждает команда,
выполнившая задание с наименьшим количеством
ошибок. (Приложение 3)

Проводится конкурс.

Ведущая: Уважаемые участники,
кто-нибудь может рассказать что символизирует
изображение на нашем гербе. (Участники
отвечают.)

Герб г.Комсомольска-на-Амуре создан в 1967 г., к
35-летию города. Основа герба – французский
геральдический щит. Он окантован золотым цветом,
символизирующим молодость, мечты, богатства
Приамурья. В центре изображение молодого
человека в одежде строителя, который руками
раздвигает вековую тайгу. Внизу синь и белые
барашки волн таежной реки Амур. Над синей гладью
восходит солнце.

Ведущая: Предлагаю вам сейчас стать
художниками и придумать герб своей команды

Команды получают белый лист бумаги,
карандаши, фломастеры. Задача участников
придумать герб команды со своими символами, а
затем защитить свой проект.

Проводится «Творческий конкурс»

Ведущая: Гимн также является символом
государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН – главная государственная
песня, в которой отражены народная любовь и
патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время
различных торжественных мероприятий, визитов
государственных деятелей в другие страны, в
честь российских спортсменов-победителей. Гимн
прославляет могущество и величие государства.

Ведущая: Следующее наше задание
поможет выяснить знаете ли вы гимн своей страны.

Конкурс «Гимн Российской Федерации»

Команды получают текст гимна Российской
Федерации, в котором пропущена часть слов. Задача
участников вставить правильно пропущенные
слова. (Приложение 4)

Проводится конкурс.

Ведущая: Государственный герб и флаг
– это символы нашей жизни, которые сопровождают
каждого из нас на всем жизненном пути. Они всегда
рядом с нами, слиты воедино с нашей жизнью, бытом
общественностью. Поэтому каждый гражданин
России должен знать и разбираться в
государственной символике своей страны. Я
надеюсь, сегодня вы многое узнали о
государственных символах государства. И чтобы
закрепить наши знания, мы предлагаем вам решить
кроссворд.

Команды получают карточки с кроссвордом и
вопросами. Задача участников правильно ответить
на вопросы и разгадать ключевое слово –
«РОССИЯ». (Приложение 5)

Проводится конкурс.

Ведущая: Кроме государственных
символов страны есть вещи, тесно вошедшие в нашу
жизнь и олицетворяющие наше государство. Как вы
думаете, о чем идет речь? (Ребята отвечают.)

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!…Гармошка?
Нет!…То – русская матрешка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.

Ведущая: И наше последнее задание
посвящено этому русскому сувениру.

Конкурс «Русская матрешка»

Команды получают пазлы с изображением
матрешки. Задача участников как можно быстрее
собрать матрешку. (Приложение 6)

Ведущая: Наше мероприятие подходит к
концу. И нам остается только подвести итоги
конкурсов.

Подводятся итоги конкурса. Проводится
награждение.

Ведущая: Дорогие ребята, мы благодарим
вас за участие. Желаем удачи и успехов. Любите и
берегите свою Родину, знайте символы своего
государства.

Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.

Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

– До свидания! До новых встреч!

Сценарий классного часа на тему «Символы Российского государства».

Родину не выбирают.

Ее принимают, как мать.

Всей жизнью в нее врастают —

Попробуй потом оторвать!

Родину не выбирают.

Она — продолжение нас.

Бывает, ее проклинают,

Обидой случайной давясь.

Родину не выбирают.

О ней забывают подчас.

А надо — идут, умирают,

За эту незримую связь.

О Родине, любви к Отечеству сложено немало красивых стихов и песен. Это не случайно: человек имеет непосредственную привязанность к тому месту, где он родился, где он проживает, где он чего-то достиг. Понятие Родины становится для него духовной основой, чем- то незыблемым, постоянным, что всегда будет у челове­ка и поможет ему пережить сложные моменты жизни. Помогает духовному становлению и чувство идентификации себя с великой страной, чья история — летопись побед и достижений. И здесь человек ощущает себя ча­стью этого великого, его переполняет гордость за победы своего государства. Чувство лирическое — нежное, щемящее, как в нашем эпиграфе, находит продолжение в чувстве гражданском, патриотическом, когда человек готов встать на защиту Родины и отдать ей жизнь.

Историческое прошлое нашей страны — России — достойно уважения.

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Константин Симонов

В исторических, военных, политических и культурных отношениях нашего государства с другими странами формировалась государственная символика — патриотические символы, позволяющие выделить страну, ее особое место в ряду других и вызывающие чувство уважения и любви к Родине, привязанность к ней, желание всячески способствовать ее процветанию. Сегодня мы рассмотрим государственную символику Российской Федерации, историю ее становления, правила и запреты в отношении ее использования.

1. К государственной символике каждого государства относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Эта триада позволяет идентифицировать государство и призвана показать, что оно независимо и самостоятельно в выборе системы управления и политического режима, роли государства на международной арене.

Герб представляет собой визуальный опознавательный знак. В гербе используются комбинации определенных фигур (животных, предметов, лент, растений, их элементов и пр.) и цветов. Эти комбинации должны указывать на особенности, специфику данной местности. Чтобы составить герб, нужно знать правила геральдики — какие элементы можно использовать в гербе, а какие нельзя, каким образом сочетать элементы герба и пр. Например, на гербах нельзя разме­щать реальные имена или названия, даты, изображения реальных людей, памятников архитектуры, технических средств и пр. Изображения должны быть символическими.

Герб имеют Российская Федерация, все субъекты (области, края, республики) в составе Российской Федерации, города, в Москве, например, даже округа. Герб может иметь и древний род.

Наследство наше означает герб.

Оно — как воздух, как вода и хлеб.

И как огонь нам в жизни очень нужен —

Герб укрепляет в вере наши души.

Орел двуглавый — Царь и Патриарх.

У власти вместе: Церковь и народ.

Держава, скипетр, щит… не в силе Бог,

А в правде — в той,

Что крепнет каждый год.

Георгий — всадник на лихом коне.

В груди орла — святая Божья сила!

Мощней страны по духу в мире нет.

Россия в стольких битвах победила!

Историю, надежду, путь вперед

Хранит, передает нам герб российский.

Нас всех к служенью Истине зовет.

Всему народу стал он сердцу близкий.

Автор: Е. Кучбарская

Историческая справка. Двуглавый орел, который и сегодня присутствует на гербе России, впервые был отмечен в 1497 г. на печати Ивана III. В результате его женитьбы на Софье Палеолог этот византийский символ нужно было скомбинировать с существующим московским гербом — всадником, поражающим змея (дракона). Они изображались на гербе отдельно друг от друга. Следующая попытка — Георгий Победоносец размещался уже на груди орла, царь Михаил Федорович в 1625 г. добавил три короны над головами орла. Каждый последующий правитель считал делом чести внести дополнения и изменения в герб. Так, Петр I разместил на гербе цепь со знаком ордена Андрея Первозванного, Павел I — мальтийский крест. Дальше всех пошел Александр I, решив кардинально изменить герб: орел теперь распускал крылья, а в лапах держал стрелы грома, перевитые лентами, факел и лавровый венок. На груди орла теперь размещался сердцеобразный щит Московского государства. Следующий император — Николай I — посчитал это излишеством и вернул прежний герб, доба­вив гербы царств Российской империи на крылья орла. С 1882 по 1917 г. изменения в российский герб можно было вносить только согласно международным правилами геральдики..

Декрет Советской власти от 10 ноября 1917 г. упразднил все знаки отличия и символы. Герб Советской России (РСФСР) содержал серп и молот как символы крепкого созидательного союза рабочих и крестьян, солнце как символ грядущего коммунизма, пшеничные колосья символизировали труд как основу процветания и благополучия страны. Внизу размещался девиз: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Позднее сверху герб венчала пятиконечная красная звезда. Подобный символ был явно заимствован у герба образованного в 1922 г. Советского Союза. Однако в последнем присутствовали еще и земной шар, а колосья переплетались лентами с надписями вышеупомянутого девиза на языках союзных республик. Просуществовали эти символы на протяжении долгого времени, пока не распался Советский Союз и не назрела необходимость идентифицировать новую Россию. Решили вспомнить историческое прошлое и вернуть символику Российского государства, проверенную временем.

27 декабря 2000 г. вступил в силу Федеральный кон­ституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно ст. 1 данного Закона «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий сереб­ряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Существуют многоцветный и одноцветный варианты герба.

Вопросы к команде.

■ Почему после распада Советского Союза вернулись к исторической символике, а не придумали новую?

Россия — страна с богатым историческим прошлым, помнящая о традициях и обычаях. Поскольку сохранилось название страны — Россия, имело смысл использовать символику великой страны, олицетворявшую ее на протяжении сотен лет (в отличие от советской, продержавшейся 70 лет). Необходимо было восстановить значение России на международной арене как великой державы, имеющей историческую память. Если уже есть заслужившие славу и почет старые российские символы, для чего придумывать новые? Мы ведь не относимся к государствам, где ежегодно меняются политические лидеры и режимы. Вопрос о символике для новой России назрел к 2000 г. Тогда в обществе шла бурная полемика по вопросу символов: использовать ли старые дореволюционные или советского образца? Взять их целиком или только детали? В пользу каждого мнения выступали противоборствующие политические силы.

Президент России В.В. Путин на встрече с руково­дителями обеих палат Федерального Собрания, с лидерами фракций Государственной Думы в декабре 2000 г. сделал заявление по проблеме государственной символики, где выразил свое мнение по этому поводу: «…и в обществе, и в Государственной Думе у нас господствуют до сих пор две позиции. Причем позиции эти полярные и противоположные. Одна точка зрения сводится к тому, что мы не можем использовать сегодня в качестве государственных символов символику дореволюционной России, царской России. Другие полагают, что мы не можем использовать символы советского периода существования нашего государства. Первые утверждают, что нельзя использовать, допустим, триколор, трехцветное традиционное российское знамя, потому что в годы Великой Отечественной войны оно недостойным образом использовалось в борьбе против нашего же народа. Да и вообще, как можно использовать, скажем, герб Российской империи — герб империи, хочу подчеркнуть, страны, которую, и не без оснований, в свое время называли тюрьмой народов, в которой тоже были свои репрессированные и свои инакомыслящие…

Достаточно вспомнить судьбу декабристов, которые были сосланы в Сибирь или отправлены на виселицу. Еще сложнее обстоит дело с символами советской эпо­хи. Еще сложнее, потому что живы еще люди, которые на себе испытали все ужасы сталинских лагерей.

Всегда были времена, когда власть относилась к своему народу необоснованно жестоко и действия ее нельзя было признать справедливыми. Но если мы будем руководствоваться только этой логикой, тогда мы должны забыть и достижения нашего народа на протяжении веков. Куда мы с вами тогда поместим достижения русской культуры? Куда мы денем Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского? Куда мы денем достижения русской науки, Менделеева, Лобачевского и многих, многих других? Многое из того, чем мы гордимся, — куда мы все это денем? А их имена и их достижения тоже были связаны с этими символами!

Сегодня в Государственную Думу будут направлены законопроекты о государственных символах. В качестве флага нами предлагается традиционное российское трехцветное знамя — триколор. Ему уже свыше трехсот лет.

В качестве гимна я буду просить депутатов Государственной Думы утвердить музыку Александрова — ме­лодию бывшего советского гимна.

И буду просить депутатов Государственной Думы утвердить в качестве герба традиционного российского двуглавого орла — ему уже около пятисот лет.

Красное знамя может стать официальным знаменем Вооруженных Сил России.

Если мы согласимся с тем, что никак нельзя использовать символы предыдущих эпох, в том числе эпохи советской, то мы тогда должны признать, что целое поколение наших сограждан, наши матери и отцы прожили бесполезную, бессмысленную жизнь, что они прожили эту жизнь напрасно. Я не могу с этим согласиться ни головой, ни сердцем.

В нашей истории уже был период, когда мы все переписали заново. Мы можем поступить таким образом и сегодня. Можем заново переписать и флаг, и гимн, и герб. Но тогда-то уж точно нас можно будет называть «Иванами, не помнящими родства»». Как мы уже знаем, законопроекты о госсимволике, о которых говорил президент, в 2000 г. получили силу федеральных конституционных законов.

■ Каково значение используемых в российском гербе символов?

Видимо, золотой двуглавый орел символизирует суверенитет Российской Федерации, т. е. независимость в принятии решений, выборе путей развития и будущего. Его две головы смотрят в разные стороны, что, очевидно, означает готовность России к отношениям и с Европой, и с Азией. Скипетр и держава являются символами государственной власти, поскольку Россия — светское единое государство с централизованным управлением. Всадник с копьем, убивающий дракона, — дань историчес­кой традиции, призванной показать, что мы за добро, но в случае вмешательства в дела нашего государства или вероломного вторжения (дракон) сможем ответить. Цвета герба — красный и золотой — отражают величие нашей державы и ее глубокие исторические корни, наши притязания на лидерство в мире, влияние на международную политику.

■ Есть ли какие-нибудь ограничения в отношении использования Государственного герба РФ?

В статьях ФКЗ от 25 декабря 2000 г. приведены места и случаи размещения герба. Например, в ст. 7 сказано: «…Государственный герб Российской Федерации мо­жет помещаться на: денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования», в ст. 4: «…Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния». А вот в ст. 11 сказано, что нарушение данного Закона и надругательство над гербом влекут ответственность со­гласно ст. 329 Уголовного кодекса РФ — ограничение свободы на срок до одного года, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Символ Российского государства — флаг. Флаг представляет собой отличительный знак государства. Исполнен в виде полотнища, прикрепленного к древку или шнуру. Флаг должен быть определенной формы и определенного цвета или комбинации цветов. Часто на государственном флаге помещают изображения-символы (солнце, звезды, волны, линии, серп и молот и пр.). В отличие от названия страны и ее герба, гимна, флаг предназначен для того, чтобы идентифицировать нечто, принадлежащее стране (корабль, здание, команду), с большого расстояния, издалека заявить о себе. Изучением флагов и знамен занимается целая наука — вексиллология.

Учащийся 2.

Триколор нам свят и дорог!

Бог наш Троицу, известно,

Очень любит и любил!

И никто из нас об этом

Не забудет, не забыл.

Вот и флаг наш — он трехцветный,

Достославный, Отчий флаг.

И для многих стран на свете

Он — спасительный маяк!

Под родным под ним всегда мы

И с проблемами на «ты».

Мы любимую Россию

Превратим в страну Мечты!

Триколор нам свят и дорог,

И верна к нему любовь!

А врагов оттриколорим

Так, что не воспрянут вновь!

Автор: Г.Ф. Брыляков

Историческая справка. Долгое время на Руси не было государственного флага. Лишь в XVII в. появилась традиция использования гербовых знамен — прототипов государственных флагов. Например, Петр I имел красное гербовое знамя, отделанное белой каймой. По центру его золотой орел парит над морем. Именно Петру пришла идея разработать государственный флаг, он даже сам придумал комбинацию полос и цветов триколора. В 1705 г. он издал указ, и теперь все торговые суда были обязаны обозначать себя бело-сине-красным флагом. Военный флот тоже ходил с этим флагом до 1712 г., а потом получил белый с голубым крестом Андреевский флаг. В середине XIX в. Александр II решил изменить концепцию флага, и полосы на флаге поменяли цвета на черный, желтый и белый (сейчас такой флаг используют монархические партии). На рубеже XX века император Николай II вернул к жизни бело-сине-красный триколор. С 1917 г. государственным флагом новой России стал флаг красного цвета с серпом и молотом.

Считалось, что красный цвет символизирует кровь, пролитую в боях за советскую власть, а серп и молот — боевой союз рабочих и крестьян. На протяжении 70 лет красный стяг олицетворял Россию и Советский Союз.

Учащийся 4. В 1990-е гг. страна стояла перед выбором дальнейшего пути развития и возврата к дореволюционным ценностям. Было решено вернуть триколор и Андреевский флаг. Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ от 11 декабря 1993 г. № 2126, утверждавший Положение о Государственном флаге Российской Федера­ции. В 2000 г., был принят Федеральный конституцион­ный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». В ст. 1 Закона описывается флаг: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 : З».

■ Есть какое-либо значение у цветов российского триколора? Почему выбраны именно эти цвета?

Исторически цвета толковались так: красный сим­волизировал державность, синий считался цветом Богоматери, защищающей Россию, белый должен был обо­значать свободу и независимость. Кроме того, три цвета указывали на три части Российской империи — Великую Россию (непосредственно Россию), Малороссию (Украину) и Белую Россию (Беларусь).

Сейчас цвета трактуются несколько иначе: белый символизирует добро, мир, совершенство; синий стал означать верность, постоянство, а красный — энергию, вечное движение, кровь, отданную за Отечество.

■ Есть какие-либо ограничения в использовании Государственного флага РФ?

В ФКЗ от 25 декабря 2000 г. указаны места, где можно размещать государственный флаг: на зданиях органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации, зданиях дипломатических и консульских представительств за пределами Российской Федерации, местах дислокации воинских частей. В ст. 9.1 указано, что «допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации». В противном случае применяется наказание по ст. 329 УК РФ.

■ Является ли правонарушением использование государственного флага болельщиками во время спортивных соревнований?

Если не нарушается единство цветов флага, на нем нет надписей оскорбительного содержания, не нарушена целостность полотнища, в использовании флага нет ничего предосудительного. Наоборот, это говорит о единстве болельщиков как представителей данного государства, показывает, что они гордятся своими спортсменами и своей страной.

А вот другой пример. В 2009 г. активисты антифашистских движений решили провести в Петербурге «Марш согласных», которым хотели выразить недоволь­ство тем, как власть решает проблему экономического кризиса. Они вышли на марш с плакатами, транспарантами. Один из комических лозунгов — «Мы согласны на все!» — участники акции написали на Государственном флаге Российской Федерации. Данное действие было квалифицировано сотрудниками правоохранительных органов как надругательство над государственной сим­воликой РФ: нельзя сооружать из государственного символа транспарант и наносить на него надписи.

■ Когда поднимают, вывешивают государственные флаги?

Флаги вывешивают по случаю государственных праздников, поднимают при торжественных мероприятиях (торжественная линейка, парад, принятие присяги, первый звонок и пр.). С поднятыми флагами солдаты шли в бой, демонстрируя готовность погибнуть за Родину. А на военном параде 1945 г. флаги поверженных немецких частей были брошены на мостовую Красной площади.

Звуковой символ Российского государства — гимн. Государственный гимн — это музыкальная композиция, посвященная государству и призванная отличить государство от других. В отличие от герба, названия и флага, гимн является самым доступным для населения средством опознания государства. Человек не всегда знает тонкости своего государственного герба, но слова гимна, тем более существующего на протяжении многих лет, знает и может напеть. Государственные гимны разных государств сложились исторически из военных маршей, народных произведений, величальных песен, духовных гимнов. Какие-то из них писались специально для этих целей. Многие государственные гимны содержат слова, подчеркивающие величие и победы своего народа, его созидательность, славное прошлое и светлое будущее. Конечно, вызывают уважение государственные гимны стран, не вносящих изменения в них в угоду очередным политическим изменениям, подтверждающих приверженность вечным человеческим ценностям.

Историческая справка. Россия вплоть до XVII в. не была знакома с понятием государственного гимна. Во время праздников и торжественных госу­дарственных мероприятий звучали церковные песнопения. Опять же первый гимн, носящий общегосударственный характер, появился в эпоху правления Петра I. Это был «Преображенский марш Петра Великого», старейший русский гимн. К концу XIX в. он стал главным гимном государства. Преображенский марш был главным в России. Первым официальным государственным гимном считается «Молитва русских» на слова А.В. Жуковского, созданная в ознаменование победы в Отече­ственной войне 1812 г. В 1833 г. родился второй официальный российский гимн — «Боже, Царя храни» (слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова). Он был торжествен и лаконичен:

Боже, Царя храни,

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, Царя, Царя храни!

Этот гимн существовал до 1917 г. О царе и Боге не шло уже и речи, нужен был гимн, поднимающий на классовую борьбу. Им стала «Рабочая Марсельеза», со­зданная на мотив «Марсельезы». Однако в 1918 г. гимном всего пролетариата становится «Интернационал».

Гимн Советского Союза стал государственным с 1944 г. Республики в составе Советского Союза имели свои гимны, однако неоспоримым было преимущество государственного. Существовал этот гимн вплоть до 1990-х гг. Назрела необходимость вернуться к истокам, к традициям дореволюционной России, чтобы отразить реалии России новой. Из всего спектра патриотических музыкальных произведений была выбрана «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

Однако это была лишь мелодия, нужны были слова. В конкурсе на текст гимна приняли участие тысячи текстов. Однако ни один из них не был отобран комиссией.

После долгих дебатов по поводу гимна в 2000 г. в качестве последнего была выбрана музыка гимна Советского Союза, а поэт С.В. Михалков (кстати, автор слов прежнего гимна) написал текст.

В своем заявлении, сделанном в 2000 г. на встрече с руководителями обеих палат Федерального Собрания, с лидерами фракций Государственной Думы, Президент России В.В. Путин выразил свое мнение по этому поводу: «…В последнее время особенно жаркие дискуссии шли вокруг гимна — бывшего советского гимна на му­зыку Александрова. Мы с вами знаем результаты опроса общественного мнения. Подавляющее большинство граждан России отдает предпочтение именно этой мелодии. Трудно не согласиться с логикой, согласно которой не любой вопрос может быть решен обыкновенным арифметическим большинством. Но не будем забывать, что в данном случае речь идет о большинстве народа. В конечном итоге, именно для этого народа и предлагаются символы государства»22.

В 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», которым утверждался гимн на слова Михалкова. Закон регулирует обязательные случаи исполнения государственного гимна, случаи, когда он также может быть использо­ван, нормы поведения при его прослушивании. Например, ст. 3 Закона гласит: «Государственный гимн Российской Федерации исполняется: при вступлении в должность Президента Российской Федерации — после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления; …во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний…», «Государственный гимн Российской Федерации может исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями».

■ Мы знаем, что существуют специальные нормы по­ведения во время прослушивания гимна. Каковы они? Чего нельзя делать во время его исполнения?

Во-первых, слушать гимн нужно стоя, это отражает уважение к государственному символу и самому государству, показывает важность и торжественность момен­та. Естественно, не стоит вставать людям, которые не могут сделать этого по состоянию здоровья. Военнослужащие встают по стойке «Смирно» и отдают честь (если находятся в головных уборах). Лучше, если гражданское население, а именно мужчины, снимут головные уборы. Это не прописано в Законе, однако является данью уважения. Во-вторых, во время исполнения гимна нужно соблюдать тишину, не разговаривать, не отвлекаться и по возможности не передвигаться, создавая шум. Не запрещается (даже приветствуется) подпевать гимну, однако важно не заглушить основного исполнения.

■ Чем отличается государственный гимн от всех прочих, например спортивных?

Государственный гимн отражает основные достижения государства, чаяния народа, его надежду на светлое будущее. Он охватывает все государство, все его сферы, в отличие от спортивных гимнов, способствующих поднятию соревновательного духа. Гимн государства уважают все его граждане, знают его текст и мелодию.

5. Викторина

По определению назовите объект.

1. Жезл, инкрустированный драгоценными камнями и резьбой, символ государственной власти. (Скипетр)

2. Золотой шар, имеющий вверху крест или корону, символ государственной власти. (Держава)

3. Всадник, пронзающий копьем дракона или змея, изображенный на гербе. (Георгий Победоносец)

4. Символы союза рабочих и крестьян, размещенные на флаге Советского Союза. (Серп и молот)

5. Полотнище, прикрепленное к древку или шнуру. ( Флаг )

6. Создатель российского триколора. (Петр I)

7. Белый флаг с голубым перекрестием. (Андреевский флаг)

8. Флаг с черной, желтой и белой полосами. (Символ монархизма)

9. Музыкальная композиция, посвященная государству и призванная отличить его от других. (Гимн).

Заключение

Символы государства Российского — важные элементы государственности, признаки независимости и суверенитета, престижа страны на международной арене. Российская государственная символика формировалась столетиями, отображая обычаи, традиции, переломные моменты в судьбе страны. Герб, флаг и гимн нашей страны выражают чувство патриотизма, формируют в нас уважение к истории России и ее настоящему, вселяют уверенность в завтрашнем дне. Каждый россиянин должен знать государственные символы своей страны и отдавать им дань уважения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий выступления на фестивале народов россии
  • Сценарий гала концерта фольклорного фестиваля
  • Сценарий герб моей семьи
  • Сценарий гала концерта фестиваля национальных культур
  • Сценарий выступления на смотре художественной самодеятельности