Сценарий герои россии моей посвященный дню героев отечества

.

Сценарий внеклассного мероприятия «Герои России моей», посвященный Дню Героев Отечества.

 Цель: познакомить с историей возникновения праздника «День Героев  

            Отечества»,  его героями   и их подвигами.
 
 Задачи:
 — формировать у воспитанников чувство патриотизма;
 — развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;
 — сохранять память о подвигах Героев Отечества;
 — активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;

 — воспитывать любовь к Родине.

                                         Ход мероприятия.

  1. Вступление.

Клип про Россию. (Слайд 1)

— О чём эта песня?

— Россия —  наша Родина. (Слайд 2)

—  Россия – наше Отечество, наш отчий, т.е. родной дом. Мы любуемся красотой природы, смотрим на мирное небо над нашими головами, радуемся солнышку. Но так было не всегда. Много тяжёлых и страшных испытаний выпало на долю нашего отечества, нашей Родины. Но наша Россия выстояла, преодолев все трудности и испытания.

— А как думаете, почему?

— А пришли ей на помощь её верные сыны и дочери, её народ, её герои.

А кого называют героем?

Герой — человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Слайд 3)

Ученик 1.

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.

Ученик 2.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

— Давайте вместе разберёмся,  какими качествами должен обладать герой.

(У детей карточки со словами: смелый, мужественный, ленивый, безответственный, храбрый, честный, решительный, трусливый, ответственный, добрый, нерешительный, лживый. Они выбирают названия необходимых качеств для героя и прикрепляют к доске)

— Именно этим мужественным людям посвящён праздник, который вся наша страна отмечает…  А когда? Угадайте дату.

— Это число нечётное, однозначное, предыдущее для десятка. (9) (Прикрепить на доску)

— А теперь угадаем месяц. Это последний месяц года, или первый месяц зимы. (Декабря) (Прикрепить на доску)

— Узнаем название этого праздника.

(Ученик каждого класса переворачивает по 1 звезде)

             День                                                 героев                                        Отечества

 Ученик 3                                  (Слайд 4)

— Есть праздник новый в России, ему всего 8 лет.

И в этот день, мы чествуем  своих

Героев —  Героев Отечества своего!

Клип «День героев Отечества» (Слайд 5)

  1. Сообщение темы и целей мероприятия.

— Так кому посвящено наше мероприятие? О ком нам предстоит сегодня узнать?

— Сегодня вы узнаете, как появился этот праздник, познакомитесь  с некоторыми героями, которым мы обязаны своей жизнью. Создадим доску памяти героев, о которых вы сегодня узнаете.

Перелистнём страницы книги, посвящённой героям нашей Родины, нашего Отечества.

— Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране недавно, с 2007 года.

— Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему вы так считаете?

-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, — страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.

— Дата 9 декабря для празднования Дня героев Отечества была выбрана не случайно. По старому стилю до 1917 года 9 декабря была датой праздника, посвященного чествованию заслуг георгиевских кавалеров. Еще в 1769 году императрица Екатерина Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Первую такую награду получила сама императрица Екатерина II.    (Слайд 6)

    Георгий Победоносец – один из популярных христианских святых. Символ ордена – всадник, сидящий на белом коне, поражающий копьем дракона. Он олицетворял мужество воина, способного отстоять свою землю от врагов. 

                                                                 (Слайд 7)

          На нашем гербе изображён всадник — это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. (Слайд 8)

-Полное название ордена – Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Девиз ордена: «За службу и Храбрость». Орден состоит из знаков: золотого креста, ленты и четырехконечной звезды. Орден имел 4 степени отличия.

                                                              (Слайд 9)

    Это была самая главная воинская награда. Этот Орден был очень важным и многие военные и солдаты очень рады были такой награде. Они ее заслужили в боях и получали за храбрость и смекалку. Этим орденом были награждены как выдающиеся российские полководцы Михаил Кутузов, Михаил Барклай – де – Толли, Александр Суворов, так и простые матросы, солдаты, казаки.

                                                   (Слайды 10, 11, 12)

       В Советское время Георгиевский Орден сменил орден Славы. Этот орден  имел три степени. Орден 1степени изготавливался из золота. Знаки 2 и 3 степеней – из серебра, круг с изображением Кремля со Спасской башней позолочены. Орден был украшен желто — черной лентой. Позже георгиевской лентой украсили многие российские медали. (Слайд 13)

      За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Эта награда существует и по сей день, но называют её Звезда Героя России. (Слайд 13)

А с 2000 года, согласно Указу, подписанному В.В. Путиным, Георгиевский орден вновь стал высшей военной наградой России. (Слайд 14)

     70 лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелёгкой ценой досталась она. Советский народ долгих 1418 дней шёл дорогами тяжелейших из войн, чтобы спасти свою Родину и всё человечество от фашизма. Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем всё яснее становится роль каждого солдата и офицера победившего в этой войне.

(Голос Левитана о начале войны) (Слайд 15)

Ученик 4.

Воскресного дня накануне

Безоблачные небеса.

22 июня, ровно в 4 часа…

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали,

Так начиналась война

Клип о войне. (Слайд 16)

Наравне с взрослыми против фашистских захватчиков сражались мальчишки и девчонки, которые за свои подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.

Учитель

 — К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня — эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

 За данный период через войну в Афганистане прошло свыше 600 000 советских граждан, более 15 000 из них погибли.

Звания Героя Советского Союза удостоены 72 человека, из них 25 — посмертно.

                                                      (Слайд 26)

Константинов Андрей Викторович. Ефрейтор, разведчик-пулеметчик  парашютно-десантной роты. Неоднократно участвовал в боевых операциях. 
Погиб 21.12.1985 в бою. За личную смелость и мужество награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Остров. (Слайд 27)

Чечня. Две военные кампании, две кровопролитные войны за период с 1994 по 2000 годы.

Погибли 160 тысяч и пять тысяч людей пропали без вести! (Слайд 28)

Рассказ о героях 6 школы и 6 рота. (Слайд 29)

      28 февраля 2000 года в Чечне на перевале Улус-Кертом — рота десантников приняла сражение с отрядом боевиков. На каждого десантника приходилось по 20 (по некоторым данным -25) боевиков. Десантура не дрогнула и хладнокровно приняла жестокий бой. Силы были неравны, но  ребята выстояли! Когда кончились патроны — десантура нерушимой стеной пошла в рукопашку. И тогда бандиты поняли, чего стоит Русский солдат. Героически погибли 84 десантника.
   Из всей 6 роты в живых осталось 6 человек. Но рота жива, она останется в нашей памяти навечно. Ребята доказали что нет той силы, которая могла бы победить Русского солдата! Некоторым ребятам присвоено звание Героев России, остальные награждены орденами мужества.

Среди павших в Чечне, служившими в 6 роте, были и наши земляки, ученики – выпускники  Островской гимназии: Бирюков Владимир Иванович и Шукаев Алексей Борисович. Награждены орденом Мужества посмертно. (Слайд 30)

Клип про 6 роту. (Слайд 31)

Неспокойно в мире и сейчас. Идёт война в Сирии. Террористы угрожают всему миру. Наши лётчики выполняют свой интернациональный долг по защите нашего государства от террористической угрозы. Они совершают боевые вылеты, уничтожая места скопления боевиков, их оружия и техники.

Трагедия в небе над Сирией 24 ноября, где турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик. Оба пилота — Олег Пешков и Константин Мурахтин — успели катапультироваться. Если бы не обстрел с земли, то, возможно, оба пилота остались живы, но боевики стали расстреливать парашютистов и Олег Пешков погиб. Президент России Владимир Путин наградил погибшего лётчика званием Героя России. Константин Мурахтин был награждён Орденом Мужества.  Морпех Позынич Александр Михайлович погиб в спасательной операции, был награждён (посмертно)  орденом Мужества. (Слайд 32)

      Звание Героя России присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», а так же за выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники и особые заслуги перед государством, за героические подвиги в мирное время. Но это уже страницы другой книги, с которой в будущем вы обязательно познакомитесь.

      Россия – многострадальная земля. Много бед выпало на её долю.    Много слёз пролито её матерями.    Отдавать дань уважения ныне живущим,  и чтить память погибших – в первую очередь это важно для молодого поколения.  Именно поэтому и наша школа с особым чувством отмечает День Героев Отечества.

— Много героев в нашей стране. Невозможно рассказать обо всех. Но мы помним, узнаём и гордимся их подвигами. Чтобы в памяти поколений остались подвиги людей в разные периоды времени, в городах Псковской области, в Острове и   Островском районе установлены памятники героям Отечества.

                                 Клип на музыку «Герои России моей» (Слайд 33)

Ученик 5.

Спасибо вам за все мы скажем,

Нашим детям о вас с гордостью расскажем,

Пусть о вас знают, пусть о вас помнят,

Пусть навсегда героев России запомнят.

В память о них мы все вместе зажжём наш совместный Вечный огонь. Тем самым отдавая частичку своего тепла и памяти о тех героях, кто погиб за нашу Родину, за мирное небо, за Россию.

(У детей в руках огоньки. Они по очереди выходят к доске, прикрепляя огоньки, создают вечный огонь. В это время звучит песня « У вечного огня») (Слайд 34)

Ученик 6.

В этот праздник великий День Героя,

Почтим их светлую память мы стоя,

Чествуем тех, кто живет и поныне,

Пусть знают они, что гордимся мы ими.

Минута молчания. (Слайд 35)

Ученик 7.

 Мы будем помнить ваши имена,

И память завещать грядущим поколеньям.

Герои не уходят навсегда,

Им не грозит холодное забвенье.  (Слайд 36)

III. Итог мероприятия.

-Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее.

-Что объединяло героев разных времён? (Сильная любовь к Родине).

— Любите свою Родину, гордитесь ей и помните имена и фамилии героев своего Отечества, своей Родины, помните какой ценой завоёвано мирное небо в нашей стране. Лишь о немногих вы сегодня узнали. Героев очень много. Смотрите фильмы, читайте книги и помните об их подвигах.

Сценарий «Герои России моей», посвященный Дню Героев Отечества

Цели:

расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России;

о празднике Героев Отечества;

углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и

награжденных;

способствовать формированию активной гражданской позиции,

общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших

граждан во имя Отечества;

воспитывать на примерах мужества, патриотизма.

(отрывок из кинофильма «Офицеры», песня «От героев былых времен»)

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат

и вам ответят их сыны,

хотят ли русские войны.

Добрый день, уважаемые гости, учителя и ребята! Сегодня наша страна отмечает

День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен

чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует

Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы,

Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации, воинов

Российской армии.

На сцену выходят юноша и девушка( 2 ведущих), и на фоне кадров из военной

кинохроники читают стихи:

Шишкина

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Кобелев

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

Просветова

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни —

Радость работы на мирной, счастливой земле.

«От героев былых времен»

Каменева

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вел отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

Шендрикова: Декабрьская дата приурочена к выдающемуся событию эпохи

правления императрицы Екатерины II в 1769 году она учредила орден Святого

Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие

в бою доблесть, отвагу и смелость.

Ключников: Георгиевским Крестом награждаются военнослужащие из числа

солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших

офицеров за:

подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего

противника, служащие образцом храбрости, самоотверженности и

воинского мастерства.

подвиги и отличия в боевых действиях на территории других государств

при поддержании или восстановлении международного мира и

безопасности, служащие образцами храбрости, самоотверженности и

воинского мастерства.

Награждение производится только последовательно, от низшей степени к

высшей.

Шендрикова: Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При

слове «подвиг» сознание признательно высвечивает имена соотечественников,

которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать

больше других, своим примером продвинуть армии и общество на какойто новый

рубеж, полнее раскрыть возможности человека, силу его духа и воли. Наше

Отечество богато героями. Кому еще на земле выпали столь суровые испытания?

Кто еще пролил столько крови за свою свободу?

Ключников: Имена героев на вечном хранении в документах архивов, в

выверенных до запятой справочниках, энциклопедиях, в фотоальбомах. Они на

мраморе памятников, страницах воспоминаний, в музейных экспозициях. Но

героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к

поколению. Герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия

великого народа иметь перед глазами вдохновляющий и обязывающий пример.

Александр Васильевич Суворов (рассказывает Просветова Маргарита)

Александр Васильевич Суворов один из великих полководцев. Его боялись

противники и любили солдаты. Он был мудр и бесстрашен. Начав службу в армии

с самого малого, Суворов достиг не просто высокого, но почти невероятно

огромного чина генералиссимуса. Генералиссимусу подчиняются все войска

государства. Поэтому обычно цари, главы правительств и президенты оставляют

этот чин для себя. Александр Суворов был как никто другой достоин этого

высшего военного чина, так как он не проиграл ни одного сражения!

Александр Суворов родился в 1730 году. Он рос болезненным и слабым

мальчиком. Но, решив стать военным, Александр закаливает и тренирует свой

организм и становится выносливым юношей. Приобретенная в детстве

выносливость поможет Суворову переносить вместе с солдатами все трудности

военных походов. С именем Александра Суворова связаны славные страницы

истории нашей Родины. Расскажем лишь о двух победах великого полководца. В

декабре 1790 года Суворов и возглавляемые им войска штурмом овладели

турецкой крепостью Измаил. Сильнейшая крепость Измаил стояла в устье реки

Дунай. Мощные, необычайно высокие стены и глубокий ров, заполненный водой,

окружали её. 35 тысяч отборных турецких воинов защищали крепость. Измаил

считался неприступным. На военном совете Суворов скажет: “Трудности велики,

крепость сильна, гарнизон целая армия. Но ничего не устоит против русского

оружия. Мы сильны и уверены в себе!” Суворов предложил туркам сдаться без

кровопролития. Но турки ответили: “Скорее небо упадёт на землю и Дунай

потечёт вспять, чем сдастся Измаил”. После интенсивной артиллерийской

подготовки русские войска начали приступ. Осажденные открыли огонь из ружей

и пушек. Но русские достигли вершины стен и после жестокой схватки штыками

отбросили неприятеля вглубь крепости. Бой продолжался 9 часов, но

сопротивление турок было сломлено, и Измаил пал. Взятие Измаила стало

грандиозной победой Суворова и его войска. Великий полководец впоследствии

говорил, что на такой штурм можно отважиться лишь раз в жизни.

В 1799 году Суворов вёл своих «чудобогатырей» через Альпийские горы,

через пропасти и стремнины. Трудно было солдатам в походе. Но они сохраняли

бодрость духа, потому что их вёл Суворов. С хорошим командиром удваивалось

мужество, удесятерялись силы. И опять победа досталась Суворову и его войску.

Русский штык прорвался сквозь Альпы!

Александр Васильевич Суворов написал книгу о военном искусстве,

озаглавив её “Наука побеждать”. Эта книга написана неподражаемым языком. В

первой части перечислены команды, которые следует подавать. Например:

Исправься! Бей сбор! Ученье будет! Атакуй первую неприятельскую армию в

штыки! Ура! Атакуй неприятельские резервы! Марш! Ступай! Ступай! В штыки!

Вторая часть книги посвящена трём составляющим победы глазомеру, быстроте

и натиску. Нужно правильно разбираться в обстановке, умело выбирать

направление главного удара и стремиться к полному уничтожению врага.

Суворовское военное искусство основывалось на глубоком патриотизме и

безграничной вере в силу и непобедимость русских войск. Верность учения была

подтверждена многократными победами на поле боя. Многие высказывания

Суворова стали крылатыми фразами, их употребляют в наше время.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Плох тот солдат, который не желает стать генералом.

Храбрый всегда впереди, а труса и позади убивают.

Голова хвоста не ждёт. Спешка не быстрота.

Одним топором не рубят вдвоём.

Кто испуган, тот побеждён вполовину.

Александр Васильевич Суворов был гениальным полководцем. Слава о нём

осталась в веках.

Адмирал Ушаков (рассказывает Шевченко Алина)

Годы жизни 1744-1817.

Фёдор Фёдорович Ушаков великий флотоводец, мудрый и бесстрашный

предводитель. Как и Александр Васильевич Суворов, он начал службу в армии с

самого малого. Но каждый видел в нём моряка опытного и мужественного.

Благодаря этим качествам Ушаков стал главнокомандующим Черноморским

флотом. Фёдор Фёдорович был справедливым и всегда уважительно относился к

матросам. Под руководством Ушакова были одержаны самые блистательные

морские победы. Чин адмирала Ушаков получил в 1799 году за победу над

французами на море при взятии крепости и острова Корфу. Выше в военно

морской службе был только генераладмирал. Но в то время генераладмиралом

мог быть лишь член царской семьи.

Ушаков никогда не желал лёгкой и беспечной жизни. В 1780 году его

назначили командиром яхты «Штандарт». Яхта стояла на Неве в Петербурге.

Сделанная из дорогого дерева, обитая внутри бархатом, позолоченная и

изукрашенная, она предназначалась для прогулок царской семьи по Финскому

заливу. Командовать таким судном было нетяжело и прибыльно за такую

службу полагались ордена, чины, деревни с крепостными крестьянами. Ушаков

недолго служил на яхте. Он, настоящий моряк и патриот, добился возвращения на

боевой корабль.

Ушакова можно назвать Суворовым на море. Он водил эскадры (это крупные

соединения кораблей) в сражения с намерением победить. И знал, как это сделать.

Подобно Суворову, он воевал не по общим правилам, а по своим, известным

только ему одному.

Последние годы жизни Ушаков посвятил себя молитве и благотворительной

деятельности. Прославленный адмирал причислен русской православной

церковью к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Святой Преподобный Сергий Радонежский (рассказывает Шендрикова

Виктория)

Святой Преподобный Сергий Радонежский жил в 14 веке, во времена татаро

монгольского ига и междуусобных войн.

По древнему преданию, Варфоломею (так звали святого до пострига в

монахи) никак не давалась учёба, хотя он и был старательным учеником.

Однажды родители послали его в лес за пропавшими жеребятами. Там, под

дубом, повстречал мальчик старца. Сквозь слёзы рассказал о своих огорчениях и

попросил старца молиться, чтобы Бог помог одолеть ему грамоту. И под тем же

дубом стал старец на молитву, и рядом с ним юный Варфоломей. А вечером,

когда мальчик начал читать, все были поражены, как он хорошо читает.

После смерти родителей Кирилла и Марии, Варфоломей решил стать

монахом. Вместе с братом Стефаном он ушёл в Радонежские леса. Братья

выбрали место в лесу, поразившее их величием и красотой, позднее названное

Маковицей. Начали строить церковь и кельи. Жили, работали и молились. Брат

Сергия Стефан не выдержал испытаний пустынной жизни и вернулся в

монастырь, к братии. А Сергий в полном одиночестве продолжал жить среди

сумрачных лесов, чаще питаясь только водой и хлебом, пребывая в ежедневных

трудах и молитвах. Святой никогда не был один, но всегда с Богом. Когда человек

постоянно чувствует присутствие Бога, он не бывает одинок. Летом и зимой

ходил Сергий в одной одежде, ни мороз его не брал, ни зной. И, не смотря на

скудную пищу, был очень крепок.

Слухи о пустынничестве Преподобного, чистоте и святости шли. И к нему

стали являться люди, прося взять к себе. Так в глухом лесу появился монастырь.

Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по всей Руси.

Много людей стало приходить к Сергию Радонежскому за советом и

молитвенной помощью. Сам князь Московский Дмитрий Донской перед

решающей битвой с татарской Ордой в 1380 году едет за благословением в

ТроицкоСергиевскую Лавру, к Сергию. «Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты

победишь», были слова святого князю. В бой на Куликовскую битву послал

Сергий своих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Это были

искусные воиныбогатыри. Пересвет сразился с татарским могучим воином

Челубеем перед началом битвы и оба погибли, пронзив друг друга копьями.

Святой Преподобный Сергий Радонежский мечтал и молился об

объединении Руси и много делал для примирения враждующих князей. Он был

настоящим подвижником земли русской.

В тяжёлые времена облик Сергия Радонежского учит нас самому простому:

правде, прямоте, мужественности, труду и вере.

Полководец Михаил Илларионович Кутузов (рассказывает Кияшкин

Дмитрий)

Годы жизни 17451813. Михаил Илларионович Кутузов русский

полководец, генералфельдмаршал, ученик Александра Васильевича Суворова. С

молодых лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Кутузов всегда с полным успехом и истинной славой выполнял возложенные на

него поручения.

Имя Кутузова неразрывно связано с величайшим событием военной истории

народов Бородинским сражением. Это было в августе 1812 года. Шла

Отечественная война. На Москву двигался французский император Наполеон со

своим многочисленным войском. Захватчиков нужно было остановить. Кутузов

выбрал место для решающего боя около села Бородино. И вот 26 августа 1812

года 108 тысяч русских и 180 тысяч французов начали битву. И, несмотря на

превосходство сил неприятеля, русские сражались так отчаянно, что не уступили

французам ни одного шага своей земли. Убитых и раненных было очень много. В

русском войске осталось всего 52 тысячи человек. Это сражение решило исход

войны, впоследствии Наполеон был окончательно разгромлен и выгнан из России.

Мисанченко Н.П. День Героев Отечества это отнюдь не рядовой

праздник. Этот день должен заставлять всех нас задумываться о том, что лежит в

основе гражданской ответственности и настоящего, неподдельного

патриотизма. Ребята, вам знакомо стихотворение Михаила Юрьевича

Лермонтова «Бородино». Вот как поэт рассказывает о знаменитой битве:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала.

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый…

Герои существовали всегда. В годы войны, в мирное время. Но современного

мира не было бы без тех, кто пожертвовал своими жизнями ради Отечества.

Мы про героев с вами говорили,

Их имена запомним навсегда.

Давайте память их почтём минутой скорби

И благодарностью за жизнь, что нам дана.

Звуки метронома

Каменева

Россия!

Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.

Матковская

Россия!

Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

В холстах голубоглазого Рублева

И в тишине предгрозовых ночей.

На поле боя вызревали росы,

На пепелищах

Пели топоры.

Мы все прощали.

Мы – великороссы

Всегда великодушны и добры.

Каменева

Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье наши имена

Ото льдов Невы

До поля Куликова,

От Куликова

До Бородина!

Тебя хотели сделать бездыханной,

Отнять твою печаль и озорство,

Ты столько лет

Терпела Чингисхана

И верных продолжателей его.

Песня «Мужчины в ответе за всё»

Шендрикова: Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы

войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих

в ней людей.

Ключников: Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во

многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном

Отечества.

Шендрикова: Его звали Солнцем. Командир батальона связи Сергей

Солнечников в марте 2012г служил в Амурской области. Во время учений

военнослужащий бросил гранату, она к нему отскочила, майор Солнечников

подскочил к рядовому, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату своим

телом.

3 апреля 2012 года за героизм, мужество и самоотверженность,

проявленные при исполнении воинского долга, было присвоено звание Героя

Российской Федерации майору Солнечникову Сергею Александровичу

(посмертно).

Ключников: Начальник пожарной службы Москвы полковник

внутренней службы Евгений Чернышев. В марте 2010 года за мужество и

героизм, проявленные при тушении пожара и спасении жизни людей, ему

было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Евгений

Чернышев погиб вечером 20 марта 2010 года, спасая людей во время пожара

в бизнесцентре в Москве.

У него был выходной, но он приехал лично руководить тушением

пожара и пошел в горящее здание, чтобы проверить все помещения и

убедиться в том, что в здании нет людей. В этот момент внезапно рухнула

другая часть крыши. Когда Чернышева обнаружили, он был уже мертв.

Мисанченко Н.П. продолжат рассказ о Героях России наших

современниках ребята, подготовившие проекты.

Защита проектов.

Каменева Над нами солнце золотое,

И неба купол без границ.

Война погубит все живое:

И синь морей, и пенье птиц.

Неужто было мало горя

В XX веке на земле?

Наш клич от и до моря:

Не быть руинам на земле!

Матковская Вставайте рядом все, кто с нами,

Народы всех материков.

Мы поднимаем это знамя

Для счастья будущих веков.

Пусть будет солнцем день украшен,

Пусть будет неба высота,

Пусть побеждает в сердце нашем

Свобода, мир и красота!

Мисанченко Н.П. Сейчас я попрошу ребят разделиться на 2 команды,

выбрать капитанов и придумать название команды, так или иначе связанное с

тематикой нашего праздника.

Итак, начинаем викторину!

Подведение итогов, награждение

Шишкина Герои Отечества звучно, весомо,

Надежно, ответственно, с детства знакомо!

Просветова Красивая, емкая, четкая фраза,

В ней честь и достоинство, святость приказа!

Каменева В ней вера, любовь и солдатская совесть,

В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

Матковская В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,

Военная служба Олимп героизма!

Дорохова Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,

Тот отдал ей сердце и душу свою.

Шевченко Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,

О ней, о России, я песню пою.

«Защитники Отечества»

Сценарий «Герои России моей», посвященный Дню Героев Отечества

Цели:

  • расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России;

  • о празднике Героев Отечества;

  • углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и награжденных;

  • способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

  • воспитывать на примерах мужества, патриотизма.

(отрывок из кинофильма «Офицеры», песня «От героев былых времен»)

Учитель: Ребята! 9 декабря в нашей стране отмечается праздник, который вошел в историю памятных дат России совсем недавно, в 2007 году, День Героев Отечества. Сегодня мы познакомимся с краткой историей этого праздника и историей высшей награды для Героев Отечества – Георгиевским крестом.

Памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной Думой Российской Федерации 26 января 2007 года. В пояснительной записке к законопроекту говорилось следующее: «мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». 21 февраля 2007 года инициатива депутатов было одобрена Советом Федерации. 28 февраля 2007 года её утвердил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

С 2007 года в этот день чествуют Героев Советского Союза, Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и обладателей трех степеней ордена Славы.

Группа чтецов:

1.Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

2. Тот эскадру вел отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

3. В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

4. И открытием научным,

И правлением с умом,

И стихом красивым, звучным,

Светлой жизнью со Христом.

5. Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

Ведущий 1. Многие слышали имя Георгия Победоносца, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика .

Ведущий 2. Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей, исповедовавших христианскую веру. В 20 лет юноша был образован, красив и очень храбр. Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За выступление против императора тот приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам. 

Ведущий 1. В течение 7 дней молодого юношу пытали. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. И его приговорили к смерти. 

Ведущий 2. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников.

Ведущий 1. В истории нашего Отечества этот святой имел особое значение. По преданию, 9 декабря святой Георгий Победоносец, почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, одержал победу над змеем. В 1036 году князь Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел чествовать этого святого.

Ведущий 2. В 1769 году императрица Екатерина Вторая учредила военный орден Святого Георгия Победоносца, ставший высшей боевой наградой империи. Полное название ордена — Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. 

Орден Святого Георгия Победоносца был сугубо военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов «за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве». Его удостаивался тот, «кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствие духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу».

Ведущий 1. Орден был разделён на четыре степени, и долгое время был высшей боевой наградой России. Орден имел двухцветную ленту. Цвета ленты — черный  и жёлтый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Также считается, что эти цвета имеют в своей основе житие святого Георгия Победоносца и символизируют собой смерть и воскрешение.

Ведущий 2. За всю историю дореволюционной России знаками ордена Святого Георгия I степени были отмечены 25 человек. Первым кавалером ордена стал выдающийся русский полководец Петр Румянцев‑Задунайский в августе 1770 года за блестящую победу над турецкой армией при Ларге и Кагуле. Среди кавалеров этой высшей военной награды были генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин-Таврический, генералиссимус Александр Суворов-Рымникский, генерал-аншеф граф Алексей Орлов-Чесменский, генерал-аншеф граф Петр Панин, князь генерал-аншеф Василий Долгорукий-Крымский, адмирал Василий Чичагов.

Ведущий 1. Знаки ордена Святого Георгия II степени получил 121 человек; III степени — 638 человек.

Ведущий 2. Полных кавалеров ордена Святого Георгия было всего четверо – князь, генерал-фельдмаршал Михаил Голенищев-Кутузов; князь, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли; граф, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский и граф, генерал-фельдмаршал Иван Паскевич-Эриванский.

Ведущий 1. Орден Святого Георгия и знак отличия — Георгиевский крест были возвращены в Российскую Федерацию в 1992 году. Первым кавалером восстановленного ордена Святого Георгия 4‑й степени стал 18 августа 2008 года командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров. Вторым кавалером ордена 4‑й степени стал 1 октября 2008 года подполковник спецназа ВДВ Анатолий Лебедь, уже удостоенный звания Героя Российской Федерации.

Ведущий 2. Звание Героя Советского Союза, высшей степени отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением героического подвига, было учреждено 16 апреля 1934 года. Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 года были удостоены семь летчиков, спасших с льдины в Чукотском море членов арктической экспедиции и экипаж ледокола «Челюскин».

Первыми Героями Советского Союза среди женщин стали летчицы, совершившие беспосадочный перелет Москва‑Дальний Восток в 1938 году.

Наибольшее количество награждений было произведено в годы Великой Отечественной войны.

Всего за героические подвиги, совершенные в годы войны, звания Героя Советского Союза были удостоены более 11600 человек.

Ведущий 1. Четырежды звание Героя Советского Союза было присвоено выдающемуся полководцу Георгию Жукову и генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, трижды – маршалу Семену Буденному, летчикам Ивану Кожедубу и Александру Покрышкину.

За подвиги, совершенные в послевоенное время, звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам-испытателям, подводникам – участникам кругосветных переходов и длительных плаваний, летчикам-космонавтам, защитникам советских границ, другим воинам армии и флота.

Ведущий 2. Всего за все время существования этого звания Звезды Героя удостоены свыше 13000 человек.

Последним Героем Советского Союза стал в октябре 1991 года 35‑летний капитан третьего ранга Анатолий Солодков – он совершил во время научных экспериментов рекордное погружение на глубину 120 метров.

Ведущий 1. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден — орден Славы. Предназначался для награждения рядового и сержантского состава за личный подвиг на поле боя. Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия. 

Ведущий 2. Орден Славы имел три степени. Знаки разных степеней ордена отличались друг от друга материалами изготовления: знак III степени выполнялся из серебра, знак II степени – из серебра, а центральный круг с рисунками и надписями – из золота; знак I степени – целиком из золота.

Ведущий 1. Всего за годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2631 — I степени. 
Полных кавалеров ордена Славы, по уточнённым данным, насчитывается 2656 человек, среди них — четыре женщины. 

Ведущий 2. Главная награда современной России – звание Герой Российской Федерации – было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года. Этим же Законом был учрежден знак особого отличия ‑ медаль «Золотая Звезда». Согласно Положению, утвержденному Законом, звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом РФ за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига.

Ведущий 1. «Золотая Звезда» под номером 1 (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 года) увековечила подвиг космонавта Сергея Крикалева. Он же – первый обладатель высших отличий одновременно и СССР, и России: Героем Советского Союза он стал еще в апреле 1989 года.

Ведущий 2. Звание Героя Российской Федерации в настоящее время присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», а также за выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники, особые заслуги перед государством и народом.

Учитель: Ребята, мы познакомились с историей Дня Героя РФ. Наша Родина, Россия, — страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем мирных.

Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли благодаря героизму народа. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны. Герой никогда не умрёт, пока память в народе живёт.

(песня О.Газманова «Офицеры»)

Викторина «Герои Отечества»

Группа чтецов:

  1. Герои Отечества — звучно, весомо,
    Надежно, ответственно, с детства знакомо!

  2. Красивая, емкая, четкая фраза,
    В ней — честь и достоинство, святость приказа!

  3. В ней вера, любовь и солдатская совесть,
    В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

  4. В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
    Военная служба — Олимп героизма!

  5. Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,
    Тот отдал ей сердце и душу свою.

  6. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
    О ней, о России, я песню пою.

( песня «Герои России моей» в исполнении С.Михайлова)

1.Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

2. Тот эскадру вел отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

3. В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

4. И открытием научным,

И правлением с умом,

И стихом красивым, звучным,

Светлой жизнью со Христом.

5. Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

1. Герои Отечества — звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!

2. Красивая, ёмкая, чёткая фраза,
В ней — честь и достоинство, святость приказа!

3. В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

4. В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба — Олимп героизма!

5. Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,
Тот отдал ей сердце и душу свою.

6. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.

Сценарий мероприятия «Герои России моей»,

посвященный Дню Героев Отечества

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День Героев Отечества».

Задачи:

 — формировать у обучающихся чувство патриотизма;

 — развивать чувство гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;

 — сохранять память о подвигах Героев Отечества;

 — активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;

 — воспитывать любовь к Родине.

Ход мероприятия.

(слайд 1)

Добрый день, ребята, давайте с вами посмотрим видеоролик. (Слайд 2)

— О чём это видео?

— Россия —  наша Родина. (Слайд 3)

— Россия – наше Отечество, наш отчий, т.е. родной дом. Мы любуемся красотой природы, смотрим на мирное небо над нашими головами, радуемся солнышку. Но так было не всегда. Много тяжёлых и страшных испытаний выпало на долю нашего Отечества, нашей Родины. Но наша Россия выстояла, преодолев все трудности и испытания.

— А как думаете, почему?

— А пришли ей на помощь её верные сыны и дочери, её народ, её герои.

(Слайд 4)

А кого называют героем?

Герой — человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Слайд 5)

(Вовремя просмотра видеоролика читается стихотворение)

Герои Родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

— Давайте вместе разберёмся, какими качествами должен обладать герой.

(У детей карточки со словами: смелый, мужественный, ленивый, безответственный, храбрый, честный, решительный, трусливый, ответственный, добрый, нерешительный, лживый. Они выбирают названия необходимых качеств для героя и прикрепляют к доске)

(Слайд 6)

— Именно этим мужественным людям посвящён праздник, который вся наша страна отмечает 9 декабря.

— Давайте узнаем название этого праздника, отгадав загадки.

1 загадка

От восхода до заката,

По земле шагает он,

Двадцать первого июня,

Продолжительней всего! (День) (щелчок)

2 загадка

В сказке главный персонаж,

Положительный типаж.

Враг разбит и пир горой,

Побеждает зло? (Герой) (щелчок)

2 загадка

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина, или Отечество) (щелчок)

— Так кому посвящено наше мероприятие? О ком нам предстоит сегодня узнать?

— Сегодня вы узнаете, как появился этот праздник, познакомитесь с некоторыми героями, которым мы обязаны своей жизнью.

Давайте с вами узнаем историю этого праздника посмотрите на экран (Слайд 7)

Ребята, кого мы чествуем 9 декабря? Каких именно героев?

Участвующих в различных военных конфликтов.

А какие военные конфликты вы помните?

(Слайд 8)

Вы все знаете, что в этом году 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Нелёгкой ценой досталась эта Победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами войны. Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем всё яснее становится роль каждого солдата и офицера, победившего в этой войне.

Я уверена, что у каждого присутствующего кто-нибудь участвовал в этой страшной войне. Вы можете поинтересоваться у своих родных о родственниках, которые воевали.

Мы с вами находимся в ОТЦ и здесь работает небольшой коллектив, у нас тоже есть родственники, которые прошли эти тяжёлые годы ВОВ. И я хочу представить вам ролик памяти об этих героях.

(Слайд 9)

 — К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня — эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

За данный период через войну в Афганистане прошло свыше 600 000 советских граждан, более 15 000 из них погибли.

На экране представлены те герои, которые прошли это страшное испытание, и навсегда остались там. (Слайд 10 – 15)

(Слайд 16)

Звание Героя России присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», а также за выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники и особые заслуги перед государством, за героические подвиги в мирное время.

Ребята, давайте посмотрим на героев мирного времени, самых обычных людей, которые не были равнодушными. (Слайд 17 — 20)

(Слайд 21)

Много героев в нашей стране. Невозможно рассказать обо всех. Но мы помним, узнаём и гордимся их подвигами. Чтобы в памяти поколений остались подвиги людей в разные периоды времени, в городах нашей страны установлены памятники героям Отечества.

Просмотр содержимого документа

«Сценарий мероприятия «Герои России моей», посвященный Дню Героев Отечества»

Сценарий школьной линейки «Герои России моей», посвященной Дню Героев Отечества

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на линейке, посвященной Дню Героев Отечества.

Ведущий 2.

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

И открытием научным,

И правлением с умом,

И стихом красивым, звучным,

Светлой жизнью со Христом.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

Ведущий 1.     Сегодня наша страна отмечает самый молодой праздник — День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

Ведущий 2: Дата 9 декабря приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II — в 1769 году она учредила орден Святого Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров.

Ведущий 1. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Ведущий 2.   Россия – многострадальная земля. Много бед выпало на её долю.    Много слёз пролито её матерями.    Отдавать дань уважения ныне живущим и чтить память погибших – в первую очередь это важно для молодого поколения.  Именно поэтому и наша школа с особым чувством отмечает День Героев Отечества.

Ведущий 1.   К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня — эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

Ведущий 2. Пусть же имена героев, павших и живых, вершивших бессмертные подвиги в далекие года и в операциях наших дней, убеленных сединой и совсем юных, всегда согревают наши сердца. Они — наша гордость, олицетворение национальной славы. Все мы перед ними в долгу.

Ведущий 1:

Война, война… Кому-то очень больно, а кто-то ищет новых благ и чин… Друзья мои, всех убиенных в войнах вспомним и минуту помолчим…

Светлой памяти Героев нашей Великой Родины Минута молчания. 

(метроном)

Минута молчания

Ведущий 1. Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

Ведущий 1. Торжественная линейка, посвященная Дню Героев Отечества, объявляется закрытой.

Ведущий 2. Школа, направо! С торжественной линейки шагом марш!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/339137-scenarij-shkolnoj-linejki-geroi-rossii-moej-p

Сценарий ко Дню Героев Отечества «Гордимся славою героев»

Ведущий 1:

Герои Отечества — звучно, весомо,

Надёжно, ответственно, с детства знакомо!

Красивая, ёмкая, чёткая фраза,

В ней — честь и достоинство, святость приказа!

В ней вера, любовь и солдатская совесть,

В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,

Военная служба — Олимп героизма!

Вступительное слово классного руководителя:

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие учащиеся и учителя. 9 декабря наша страна отмечала День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Давайте посмотрим видеоролик об истории праздника.

Видеоролик «День Героев Отечества».

Ведущий 2:

День Героев Отечества – это не рядовой праздник. Этот день должен заставлять всех нас задумываться о том, что лежит в основе гражданской ответственности и настоящего патриотизма. Ведь очень часто мы просто не знаем о тех подвигах, которые совершены этими замечательными людьми – подвигах во имя страны и во имя каждого из нас, и не догадываемся, что настоящие герои живут рядом с нами.

Ведущий 1:

А кого называют героем?

Герой — человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Ученик 1:

Герои Родины — как много в этом смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро.

Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Присвоить можно звание героя,

И кто свершил немало важных дел!

Ведущий 2:

Герой России – это много или мало? Это военная хитрость или кропотливый труд изо – дня в день? Это молодость или старость? Это слёзы или радость? Ясно одно – это служение Родине, земле, семье. Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, когда она была нужна. Вспомним хотя бы некоторых исторических героев, прославивших нашу Родину.

Александр Невский

Дмитрий Донской

Минин и Пожарский

Александр Суворов

Михаил Кутузов

Георгий Жуков

Ведущий 1:

Россия – многострадальная земля. Много бед выпало на её долю. Много слёз пролито её матерями. Отдавать дань уважения ныне живущим, и чтить память погибших – в первую очередь это важно для молодого поколения. Именно поэтому и наша школа с особым чувством отмечает День Героев Отечества.

Каждый год в начале декабря мы вспоминаем одну из самых героических страниц в истории нашей страны — Московскую битву.

Ученик 2:

Гляжу на барельеф медали

И вижу сорок первый год.

Рубеж войны, где насмерть стали,

Где сделан грозный шаг вперёд.

Над Подмосковьем свет багровый,

И свист осколка у виска…

В тот год подтянуто – суровый

Была военная Москва.

Снега окрестные дымились.

Дышал в лицо мороз седой.

В одном окопе рядом бились

И генерал и рядовой.

У древних стен, где всё нам свято,

Теперь горит огонь живой.

Он – вечный памятник солдатам,

Погибшим в битве под Москвой.

Видеозапись воспоминаний ветерана.

Ведущий 2:

Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утверждён новый орден — орден Славы.

Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия.

Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.

Всего за годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2631 — I степени.

Полных кавалеров ордена Славы, по уточнённым данным, насчитывается 2656 человек, среди них — четыре женщины.

Ведущий 1:

День Героя Отечества посвящён ПОДВИГУ. А понятие «подвиг» и «герой» нераздельны. Подвиг – это готовность до конца выполнять свой ратный долг – защищать Отечество и его граждан. Во все времена каждая семья благославляла на подвиг во имя Родины своих защитников. История России – это история военного подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить России. Остановимся на подвигах наших земляков-шатчан.

Земнухов Иван Александрович

Сухов Василий Арсентьевич

Гридинский Александр Иванович

Фионов Иван Данилович

Куштин Иван Яковлевич

Тараскин Павел Андреевич

Баландин Василий Максимович

Воробьев Степан Иванович

Ольчев Николай Данилович

Плетнев Петр Федорович

Ведущий 2:

Россия – многострадальная земля… К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан… Чечня… — эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю.

Советский Союз принимал непосредственное участие в Афганской войне с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 года. За данный период через эту войну прошло свыше 600 000 советских граждан, более 15 000 из них погибли.

Званиями Героя Советского Союза удостоены 72 человека, из них 25- посмертно.

Чечня. Две военные кампании, две кровопролитные войны за период с 1994 по 2000 годы. Погибли 160 тысяч человек и пять тысяч пропали без вести!

Ученик 3:

Не забудет Россия безусые лица,

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится.

Так смотрите за нас наши голые сны!

Мы ни разу свои ордена не наденем…

И в парадном строю вдоль трибун не пройдём.

Мы погибли, но мы и погибшие верим,

Не забудет история наших времён.

Мы вернёмся домой, чтоб навек там остаться.

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою!

Клип на музыку «Герои России моей»

Ведущий 1:

1 сентября 2004 года. Мирное время. Кто не помнит этой даты?! В школе №1 города Беслан Северной Осетии во время торжественной линейки, посвящённой началу нового учебного года, террористы захватили более 1100 заложников, большинство из которых – дети.

Почти трое суток бандиты удерживали заложников, не давая им еду и воду. Здание было заминировано…

Ученик 4:

Спокойно тихий город спал в сентябрьском тумане.

Никто беды не предвещал тогда ещё в Беслане.

А утром дружною семьёй, и взрослые и дети,

Шли в школу, словно в дом родной,

День Знаний вместе встретить.

Но за какой-то краткий миг всё резко изменилось:

Раздался скорбный детский крик, и жизнь остановилась.

И пленом стал спортзала круг и школьная обитель.

Плечом к плечу здесь встали вдруг и школьник, и учитель.

Ведущий 2:

На третий день было принято решение о штурме… Хотя большинство заложников были освобождены в ходе операции по освобождению, в результате погибли 334 человека, из них 186 детей.

Видеоролик «Памяти Альфа и Вымпела»

Ученик 5:

Война, война…

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Вспомним и минуту помолчим…

Минута молчания. (Хронометр.)

Ведущий 1:

Звание Героя России присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», а так же за выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники и особые заслуги перед государством, за героические подвиги в мирное время.

Видеоролик

Заключительное слово классного руководителя:

А теперь я попрошу всех сидящих в зале прочитать то, что написано на слайде:

«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ . . .»

Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны.

Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее – сильная любовь к Родине.

Любите свою Родину, гордитесь ей и помните имена и фамилии героев своего Отечества, своей Родины, помните какой ценой завоёвано мирное небо в нашей стране. Лишь о немногих вы сегодня узнали. Героев очень много. Смотрите фильмы, читайте книги и помните об их подвигах.

На этом наше мероприятие, посвящённое Дню Героев Отечества, окончено. Спасибо всем за внимание.

Учись у героев Отчизну любить

Сценарий урока мужества для 9-10 классов

Оформление: На экране фоновая заставка «С Днем Героев Отечества»; выставка «Мы постоим за Русь святую!»: книги, газетные и журнальные статьи о героях, символы России, портреты знаменитых полководцев, букет красных гвоздик.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с видеофильмом и слайдами.

(Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»)

Библиотекарь (1): Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеки. Сегодня наша страна отмечает День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

Библиотекарь (2): Традиции отмечать этот праздник в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. В дореволюционной России не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия Победоносца. Человека, получившего такую награду, называли георгиевским кавалером. Видеофильм, который мы с вами сейчас увидим, расскажет вам историю возникновения этого праздника.

(Просмотр видеофильма «История праздника георгиевских кавалеров»)

Библиотекарь (1): В настоящее время орден Святого Георгия Победоносца снова является самой чтимой наградой в России.  После 84 –летнего забвения этот орден снова приобрел свой статут. В 2008 году российские офицеры за проведение миротворческой деятельности в Южной Осетии получили первые ордена Святого Георгия.

В День Героев России наша страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Библиотекарь (2): Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Библиотекарь (1): Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

Ученик (1): Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся — сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.

Ученик (2): Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы – великороссы —
Всегда великодушны и добры.

Ученик (3):  Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
От льдов Невы —
До поля Куликова,
От Куликова —
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет 
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

Библиотекарь (2): Так вышло, что история России — это история военного подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько войн, сколько довелось пережить России. К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Абхазия, Чечня, Беслан, Южная Осетия — эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

Библиотекарь (1): Множество кровавых следов в российских городах и поселках оставили войны последних десятилетий, вместе с горем, породившие и современных героев. Это герои нашего времени — мальчишки, которые шли под пули и о подвигах совсем не думали.

Библиотекарь (2): Мы гордимся, что в и нашем городе были и есть такие герои.

(Слайд 1.На экране фотография Александра Аверкиева.)

Ученик (1): Александр Александрович Аверкиев родился 27 февраля 1980 года в городе Новочеркасске Ростовской области. После 9-го класса средней школы № 9 поступил в профессионально-техническое училище № 52 по специальности «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей». В июне 1998 года был призван на срочную службу во внутренние войска МВД России.

Ученик (2): Сначала его направили служить в город Армавир, потом, после расформирования части, попал в город-курорт Сочи. Нёс патрульную службу на улицах города. Затем были два с половиной месяца в Дагестане. В район боевых действий на территории Чеченской республики был направлен 25 октября 1999 года.

Ученик (3): 9 января 2000 года по маршруту Шали — Аргун — Гудермес выдвинулась тыловая колонна внутренних войск из 23 грузовиков. В сопровождение выделили три бронетранспортёра. В экипаж головного БТР входил рядовой Аверкиев. В районе населённого пункта Мескер-Юрта колонна была обстреляна чеченскими боевиками. Сразу начали гореть первый и последний КамАЗы, перекрыв дорогу остальным. Александр огнём из своего пулемёта заставил залечь атакующих бандитов, уничтожил пулемётный расчёт. Это позволило бронетранспортёру и четырём автомашинам из колонны прорваться в направлении населённого пункта Джалка.

Ученик (1): Но вскоре они нарвались на новую засаду. Около 250 боевиков стали окружать группу, подожгли БТР. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону. Александр, понимая тяжесть создавшегося положения, вернулся в горящий бронетранспортёр и открыл огонь по наседавшим боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания рядовой Аверкиев сдерживал нападавших, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями помог сослуживцам выйти из окружения.

Ученик (2): Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, рядовому Аверкиеву Александру Александровичу присвоено высокое звание Героя Российской Федерации посмертно.

Герой похоронен на родине, в Новочеркасске.

Ученик (3): (читает стихотворение Акинфовой Е.П.«Я убит на чеченской войне»)

                                   Был мальчишка я шустрый и бойкий,

                                   В коридоре с друзьями бузил,

                                   Получал пятёрки и двойки,

                                   Но школу свою я любил.

                                                              Не спешите, постойте, ребята,

                                                              Побеседуйте тихо со мной

                                                              И скажите: «Какой был весёлый

                                                              И какой он ещё молодой».

                                   Подождите, девчонки, смеяться,

                                   Посмотрите на этот портрет,

                                   Мне исполнился  лишь 20-ый,

                                   А меня уже нет, просто нет.

                                                              Я войну эту страшную видел,

                                                              С автоматом я в бой уходил,

                                                              Чтобы вас здесь никто не обидел,

                                                              Чтобы вас здесь никто не убил.

                              Мать рыдает, горюет, страдает

                              Над могилою ранней моей,

                              Да поёт по весне, заливаясь,

                              Наш весёлый  шальной соловей.

                                                            Побывайте у матери в доме,

                                                            Навестите родную мою,

                                                            Чтобы знала она, что о сыне

                                                            Кто-то помнит в родимом краю.

                            Погрустите и вы над могилой,

                            Принесите цветов полевых.

                            Чтобы пахло мне родиной милой

                            На дорогах моих неземных.

Библиотекарь (2): Принято считать, что место героизму есть только на войне. Но экстремальные обстоятельства нередко случаются в привычном, размеренном ритме наших будней. Нетипичные, нестандартные, часто драматические и даже опасные для здоровья и жизни, они заставляют человека сделать выбор: «не заметить» эти обстоятельства или «вмешаться» в них, чтобы спасти чужую жизнь.

Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что он, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству.

(Слайд 2. На экране фотография С.А. Солнечникова)

Ученик (1): 28 марта 2012 года на учебном полигоне в городе Белгородске Амурской области во время практических занятий по огневой подготовке командир батальона связи майор Сергей Александрович Солнечников геройски погиб, спасая жизни солдат.

Ученик (2): Комбат Солнце – так называли его сослуживцы – накрыл собой боевую гранату, которая после неуклюжего броска одного из военнослужащих упала назад в окоп. Никто из молодых воинов не пострадал. Майор Солнечников от полученных ран скончался.

Ученик (3): Указом Президента за мужество и героизм при исполнении воинского долга, майору С.А. Солнечникову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Библиотекарь (1):  Война, война… Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин…

Всех убиенных в войнах, и не в войнах

Мы вспомним и минуту помолчим…

Минута молчания

Библиотекарь (2):  Не только военнослужащие, но и люди любых других профессий могут оказаться в экстремальной ситуации – ситуации, которая потребует от них решительности и мужества.

(Слайд 3. На экране фотография А.А. Зубкова)

Ученик (1): Январским утром пара самолетов Ту-142М уходила на маршрутПредстояло вести поиск подводных лодок в районе Норвежского моря. В экипаже ведомого, майора Анатолия Зубкова, никто и предположить не мог, что обычный полет может закончиться для них летным происшествием, которое запомнится на всю оставшуюся жизнь.

Ученик (2): Взрыв прозвучал перед самой посадкой…. Тяжелую четырехмоторную машину тряхнуло как пушинку. Взрыв керосиновых паров разворотил часть левой плоскости. На оценку обстановки и принятие решения командиру в таких ситуациях отпускаются лишь секунды. Майору Зубкову их хватило. Ночью, в сложных метеорологических условиях он и его экипаж, проявив хладнокровие, выдержку, высокие морально-психологические и профессиональные качества благополучно произвели посадку на своем аэродроме.

Ученик (3): За проявленный героизм, находчивость майор Анатолий Александрович Зубков награжден орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями «За боевые заслуги».

Библиотекарь (1): Наша встреча посвящается героям. А понятия «герой» и «подвиг» нераздельны. Что же такое подвиг? Это, наверное, в первую очередь готовность до конца выполнять свой ратный долг — защита Отечества и его граждан. А еще подвиг это готовность защитить близких тебе людей: отца, мать, сестренку, брата, девушку, защитить свой дом, все то, что ты любишь и чем дорожишь.

(Слайд 4. На экране фотография 12-и летней школьницы Лизы Хомутовой)

Библиотекарь (2): Посмотрите на экран. Перед вами фотография 12-ти летней девочки. Несколько лет назад Президент РФ подписал указ о награждении школьницы из г. Владимира Елизаветы Хомутовой медалью «За спасение погибавших». Лиза спасла своего младшего брата, который упал в прорубь. Лиза вместе с родителями и 6-и летним братом Сашей проводили новогодние праздники в деревне. Дети отправились на соседний пруд. Надо было очистить его от снега, чтобы покататься на коньках. А накануне сосед прорубил прорубь. За ночь ее присыпало. Снегоуборочная машина чистила снег, а брат с сестрой разгребали его лопатами. Саша замерз и пошел домой, не заметил прорубь и провалился в воду. Из-за гудевшей машины не было слышно, как он кричал. Лиза обернулась и увидела, что Саша тонет. Девочка тут же бросилась к проруби. Легла на лед и начала вытаскивать брата из воды.

— Как вытащила, сама не представляю! — удивляется девочка. — На уроках ОБЖ мы спасение утопающих не проходили. Да и испугалась я тогда очень сильно, не думала о том, как надо спасать. Помню только, что решила не садиться, сразу поняла, что так сама свалюсь в прорубь.

Лиза вытащила брата. В этот момент к проруби подбежал дедушка, который как раз шел за водой с ведрами. Вместе они дотащили Сашу до дома, раздели и положили на печь. Теперь Лиза — героиня и дома, и в 9-й школе, в которой училась, и на заводе «Электроприбор», где работают ее родители.

(Слайд 5. На экране фотография Дениса Морозова)

Библиотекарь (1): Жителю поселка Нагорный — пригород Ижевска, Денису Морозову 26 лет. Этот молодой мужчина, рискуя собственной жизнью, спас на пожаре пять человек.

В восьмиквартирном двухэтажном жилом доме около трех часов ночи начался пожар. В доме находились 16 человек, среди них 4 детей. Молодая мама, проживающая в этом доме, проснулась, разбудила детей и своего отца, а затем бросилась за помощью к брату Денису Морозову, который живет в соседнем доме.

Денис быстро оделся и побежал в горящий дом. На тот момент в коридоре уже было плотное задымление, огонь распространялся на соседние квартиры и через деревянные перекрытия перебирался на второй этаж. Денис сообразил, пока лестницы на второй этаж целы, надо в первую очередь спасать людей оттуда. Медлить было нельзя. Он побежал на второй этаж проверять квартиры. Едкий плотный дым не давал дышать, глаза слезились. Мужчина действовал практически на ощупь: «Накинул на себя телогрейку и, прикрывая воротником нос и рот, колотил в двери, будил всех и кричал, чтобы быстрее выбегали из дома. Кто-то сам открывал, у кого-то дверь приходилось выламывать». В одной из квартир Денис обнаружил 61-летнюю пенсионерку, которая являлась инвалидом и плохо передвигалась. Вместе с ней находился 13-летний внук. Денис схватил женщину на руки и вынес её с внуком на улицу в безопасную зону. Затем кто-то из соседей крикнул, что на втором этаже остался еще один 56-летний мужчина – инвалид, который мог передвигаться только на костылях. Войдя в квартиру, Денис увидел, что на кровати спит мужчина. Денис подхватил его на руки и вынес на улицу.

Убедившись, что на втором этаже никого не осталось, Денис спустился на первый. Попытался попасть в горящую квартиру, но, открыв дверь, наткнулся на высокую температуру и открытый огонь, опалил себе волосы на голове. После, выбив дверь другой квартиры, Денис помог выйти еще двум пенсионерам – 67 и 63 лет. Только убедившись, что в доме никого не осталось, Денис сам вышел на улицу.

За отвагу на пожаре Денис Морозов представлен к медали МЧС России.

Библиотекарь (2): В известном фильме режиссера Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен» главный герой составлял для себя распорядок дня. С 10 до 12 часов знаменитый барон отводил время для подвигов. Но это в сказке. В реальной жизни человек, совершающий подвиг, не думает о том, что совершает подвиг, не думает о награде и тем более, ничего не планирует. Оказавшись в нестандартной драматической ситуации, он делает все, чтобы спасти чужую жизнь.

В нашей великой стране миллионы смелых, неравнодушных людей, способных протянуть руку помощи попавшему в беду.

Библиотекарь (1): Колоссальные усилия силы духа, мужества, стойкости, геройства русского народа потребовались для того, чтобы сохранить независимость нашей любимой Родины. Нам есть что помнить, и есть чем гордиться! И если мы будем жизнь свою равнять на таких Героев – спасителей Отечества, наша Земля будет в безопасности.

И вечно тем сильна моя страна

Что никого нигде не унижала

Ведь доброта сильнее, чем война

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима

Библиотекарь (2): В завершении нашей встречи мы проведем с вами акцию «Георгиевская ленточка». Георгиевская ленточка – символ доблести и славы, а также знак  признания и уважения истории России.

(Школьники выходят на улицу и раздают ленточки прохожим, объясняя ее символическое значение, помогают прикрепить ленточку к лацкану одежды, сумке, антенне автомобиля или повязать на руку.)

Использованная литература:

1. Герои Отечества // Новочеркасские ведомости. – 2013.- 4-10 декабря (№49). – С. 5.

2. Колесникова О.Н. Подиум-дискуссия «Поколение-пепси считает»/ О.Н. Колесникова // Классный руководитель. – 2009.-. № 2. – С. 107-111.

3. Крылатов П. Герой нашего времени / Павел  Крылатов // Смена. – 2013. — №5. – С. 91-93.

4. Махова Н. Во славу героев живых и погибших / Н. Махова // Новочеркасские ведомости. – 2012. — 12-18 марта (№9). – С. 3.

5. Опосова А. Ода героям /А. Опосова // Стиль жизни. – 2013. – 17 декабря (№ 48). – С. 5.

6. Шарова С.С. Воспитывать патриотов / С.С. Шарова // Классный руководитель. – 2013. — № 8. – С. 70-71.

                                                             Подготовила библиотекарь 1-ой категории библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий выступления правила дорожного движения
  • Сценарий галимджан ибрагимов
  • Сценарий герои наших дней
  • Сценарий выступления перед родителями
  • Сценарий галерея литературных героев