Сценарий голова ластик

«Голова-ластик» - история о странном человеке по имени Генри. Он живет в мрачном индустриальном мире, в тесной квартирке, окна которой выходят на кирпичную стену. Неожиданно Генри узнает, что его девушка была беременна от него и родила ребенка. Необычного ребенка, уродца. Родители девушки настаивают на их браке, и с минуты, когда в квартирке Генри поселяется сын-уродец, его и без того мрачная жизнь превращается в нагромождение темных и подчас омерзительных событий, где сон и реальность сплетаются в один долгий и завораживающий депрессивный кошмар.

 Голова-ластик Eraserhead

Общая информация

Год выхода: 1977
Бюджет: $100 000
Режиссер, продюсер, автор сценария, монтажер, художник: Дэвид Линч (David Lynch)
Актеры: Джек Нэнс (Jack Nance), Шарлотт Стюарт (Charlotte Stewart), Аллен Джозеф (Allen Joseph), Джудит Анн Робертс (Judith Anna Roberts), Лорел Нир (Laurel Near), В.Фиппс-Уилсон (V. Phipps-Wilson), Джек Фиск (Jack Fisk), Джин Лэнг (Jean Lange), Джинн Бейтс (Jeanne Bates)
Оператор: Фредерик Элмс (Frederick Elmes), Херберт Кардуэлл (Herbert Cardwell)
Композитор: Дэвид Линч (David Lynch), Питер Айверс (Peter Ivers). Также в фильме звучат песни Фэтса Уоллера (Fats Waller).
Продолжительность: 90 мин

Сюжет

«Голова-ластик» — история о странном человеке по имени Генри. Он живет в мрачном индустриальном мире, в тесной квартирке, окна которой выходят на кирпичную стену. Неожиданно Генри узнает, что его девушка была беременна от него и родила ребенка. Необычного ребенка, уродца. Родители девушки настаивают на их браке, и с минуты, когда в квартирке Генри поселяется сын-уродец, его и без того мрачная жизнь превращается в нагромождение темных и подчас омерзительных событий, где сон и реальность сплетаются в один долгий и завораживающий депрессивный кошмар.

История

«Голова-ластик» — полнометражный дебют Дэвида Линча. Авангардный и сюрреалистичный, мрачный и кошмарный, депрессивный и параноидальный, но чистый и одухотворенный…

«Я видел это!» — такие слова были на значках первых поклонников фильма, которые, по легенде, до сих пор ходят на просмотр «Головы-ластика» в пиджаках, как у главного героя фильма.

Дэвид рассказывал, что первые идеи фильма посетили его еще во время учебы в Филадельфии.

К съемкам фильма Линч приступил в 1972 году. Все началось с того, что после успешной короткометражки Линча «Бабушка» Американский киноинститут выделил необычному молодому режиссеру небольшую субсидию на полнометражную ленту. Деньги эти очень быстро исчерпались. Созданию «Головы-ластика» Дэвид Линч отдал пять лет своей жизни. Столь долгий срок съемок был обусловлен в первую очередь именно постоянной нехваткой денег: Линч занимал их у родителей, у друзей, сам подрабатывал разносчиком газет и продавцом радиаторов. С другой стороны — это и следствие творческого подхода режиссера. Идеи фильма приходили к нему постепенно, по кусочкам, фильм собирался, как мозаика.

В своей книге «Поймать большую рыбу», Дэвид писал о фильме:
«Эта картина рождалась каким-то особым образом. Я никак не мог постичь ее. Искал подсказку, ключ, который открыл бы мне ее суть. Конечно, отчасти я понимал ее, однако не хватало чего-то главного. Я отчаянно искал его. Я взял Библию и начал читать. И вот однажды я прочел в ней стих. После этого я закрыл Библию. Я нашел. Это было то самое. Да, самое главное. Я увидел всю картину целиком — полноценную и завершенную».

Какой именно стих помог ему в тот раз, Дэвид не признался…

Сценарий «Головы-ластика» уместился всего на 21 странице. Это не был обычный сценарий; больше он походил на диаграммы и схемы для напоминания о каких-то важных вещах и идеях.

Линч объясняет: «Даже если бы я имел готовый сценарий, он никогда не был бы сделан должным образом. В фильме так много вещей, которые действительно нельзя записать, и когда вы вынуждены их записывать, все заканчивается тем, что вы делаете совсем другой фильм».

Событий за пять лет съемок было много. И это были тяжелые пять лет…

Большая часть «Головы-ластика» была снята в большом серокаменном особняке в Беверли-Хиллз, в то время — главном корпусе Американского киноинститута. Здесь Линч незаконно проживал со своей первой женой. Эта комната с шерстяным одеялом на окне стала его миром. Он просил Элмса запирать его на ночь на замок, чтобы охранник ничего не заподозрил.

График съемок фильма был сильно разбросан. Так, например, сцену, где Генри входит в свою комнату, снимали через 18 месяцев после сцены, где Генри открывает дверь. Можно заметить и другую ошибку режиссера: в одной сцене фильма Генри намочил правую ногу, но придя домой, стал сушить носок, только что снятый с левой. Декорации фильма приходилось попросту собирать по несколько раз. Показательны слова Джека Нэнса: «Все это выглядело так, будто мы никогда не сможем доснять фильм».

Джек Нэнс – студенческий друг Линча. На протяжении всех пяти лет съемок он ходил с прической точь-в-точь как у его героя. Джека Нэнса в какой-то степени можно назвать талисманом Линча – он играл во всех фильмах Линча, кроме «Человека-слона», вплоть до «Затерянного шоссе». Их тандем смогла разлучить только трагическая гибель Джека.

Роль «Человека с планеты» сыграл Джек Фиск – еще один друг Линча. Их сотрудничество началось еще на первой короткометражной работе Линча «Шесть блюющих фигур». Впоследствии Фиск снимет в качестве режиссера один из эпизодов телевизионного проекта Линча – «В прямом эфире». И примет участие в создании «Простой истории» и «Малхолланд Драйв».

Первый оператор фильма Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съемок умер во сне в возрасте 35 лет. Смерть одного из участников фильма позже станет «черной» традицией для Дэвида Линча…

Место Кардуэлла занял Фредерик Элмс. Молодой оператор в то время был ассистентом на фильмах самого Джона Кассаветиса. Линч и Элмс и позже будут сотрудничать – на фильмах «Синий бархат» и «Дикие сердцем». А во время одного из перерывов съемок «Головы-ластика» Линч с Элмсом успели снять короткометражку «Ампутантка»(1974).

Именно на съемках «Головы-ластика» Линч сформировался как режиссер, как художник, наконец, как «хозяин фильма» (выражение самого Дэвида). На «Голове-ластике» Линч был истинным и свободным творцом своего детища. Режиссер, продюсер, монтажер, художник, автор звуковых эффектов. Все это он – перфекционист Дэвид Линч. Стиль, темы и мироощущение, символы и образы, сны и раздвоение реальности – все родилось именно в «Голове-ластике». Даже такие детали, как, например, знаменитые красные шторы, появились впервые здесь. Поэтому неудивительно, что Линч считает своим самым совершенным произведением именно «Голову-ластик».

«Сон о мрачных и беспокойных вещах» — так однажды охарактеризовал свою картину Линч.
На все вопросы об автобиографических или исповедальных чертах картины Линч отвечает, что все эти страхи не связаны с его жизнью: «Эти вещи в «Голове-ластике» пришли из чего-то невидимого; это не на поверхности вещей».

Тем не менее, тема семейных отношений и страха перед ответственностью не случайно стала одной из ключевых в фильме. В 1974 году, во время съемок фильма, Дэвид развелся со своей первой женой Пегги Риви. Она просто не выдержала того образа жизни, который вел ее муж. Через некоторое время после развода Линч женился на родной сестре Джека Фиска – Мэри. Это произошло в 1977 году, в год премьеры «Головы-ластика». Саундтрек фильма посвящен именно ей.

От Пегги Риви у Дэвида осталась дочка Дженнифер (которая впоследствии пойдет по стопам отца, сняв фильмы «Елена в ящике»(1993) и «Наблюдение»(2008). В раннем детстве у Дженнифер были большие проблемы со здоровьем – врожденный дефект ног. Многие усматривают в этом параллели с ребенком из «Головы-ластика».

Ребенок-мутант

Долгое время Линч не раскрывал тайну создания ребенка-мутанта. Но потом все-таки выяснилось, что ребенка «играл» забальзамированный зародыш телёнка. А вот как Линч заставил его двигаться — до сих пор загадка. После съемок, говорят, Линч похоронил теленка.

«Я ненавижу рассказывать, как создаются те или иные вещи. Это как магический фокус. Как только люди узнают, как он был сделан, они говорят: «А…» И весь интерес немедленно пропадает».

Музыка

Власть звука Линч открыл еще при работе над первыми короткометражками. На «Голове-ластике» он окончательно понял, что звук – это половина успеха фильма.

«Если вам удается нужным образом свести звук и изображение, тогда целое выглядит куда более впечатляюще, чем просто сумма двух этих компонентов. Звук – шумы, голоса, музыка – представляет собой плоть фильма, его физическое тело, звук поселяется на территории фильма, устраивается в нем, подобно жильцу в доме».

Музыкальным и звуковым оформлением к фильму Дэвид занимался вместе с композитором Аланом Сплетом. Они искали звук в самых невероятных местах: записывали гул кондиционеров, звук растворяющейся в воде таблетки, жужжание тающего на плите кусочка сахара. И нужно признать, без звукового оформления было бы трудно в полной мере ощутить гнетущее настроение фильма.

В фильме звучат песни Томаса Фэтса Уоллера. А знаменитую «In Heaven», ту самую песню Леди из батареи, исполнил Питер Айверс на слова Дэвида Линча.

Эпилог

 «На небесах все в порядке», – поет Леди из батареи.

Долгие съемки и монтаж фильма закончились в 1977 году (по другой версии в 1976) благодаря финансовой и моральной помощи родственников и друзей Дэвида, среди которых и известные коллеги: Джон Уотерс («Розовый Фламинго») и Терренс Малик («Пустоши»). Линч все же смог закончить работу над этим неординарным во всех отношениях фильмом, фильмом всей своей молодости, а может, и целой жизни.

Линч начал снимать фильм в 26 лет, а закончил в 31 год.

«Дэвид прошел через духовный кризис, когда снимал «Голову-ластик, – говорит Джек Нэнс. – Это был период, когда он разрабатывал свою программу медитации». «Дэвид заполнял фильмом все свое существо», – добавляет оператор Фредерик Элмс.

Премьера «Головы-ластика» состоялась на фестивале «Filmex festival» в Лос-Анджелесе в 1977 году, и со временем завоевала статус хита ужасов в ночных киноклубах Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лондона. На Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе «Голова-ластик» удостаивается главного приза – «Золотой антенны». Хотя не все восприняли фильм с восторгом, фильм был отвергнут Нью-Йоркским фестивалем.

По мере появления на экранах фильм приносил все большие кассовые сборы. «Голова-ластик» становится культовым произведением и приобретает популярность. При бюджете в 100 тыс. долларов он собрал в мировом прокате более 7 млн. долларов.

Среди поклонников фильма такие мэтры кинематографа как Джон Уотерс, Джордж Лукас и Стэнли Кубрик.
Критики окрестили «Голову-ластик» «последним шедевром авангарда»; а по значимости для американского кинематографа равняют дебют Линча с первыми и этапными фильмами Джона Кассаветиса («Тени») и Дэнниса Хоппера («Беспечные ездоки»).

Но главным все-таки было то, что с выходом фильма «Голова-ластик» заговорили не просто о молодом режиссере со своим «странным миром» или о новом объекте культа – заговорили о гении. У которого все еще было впереди! «Голова-ластик» стал не просто визитной карточкой режиссера. Он стал «лицом» Дэвида Линча.

Дэвид Линч о фильме:
«Голова-ластик» — мой самый тонкий и одухотворенный фильм. Мало кто понимает меня, когда я это произношу. Но так оно и есть.
Это совершенный фильм. Я им не пресыщаюсь. Это как полотно Эдварда Хоппера. Я не хвастаюсь.
Однажды ко мне подошел мой продюсер Джонатан Сэнгер в компании сотрудников Джорджа Лукаса. «Они хотят кое-что рассказать», — сказал Сэнгер. Они начали: «Дэвид, вчера мы ездили на студию Elstree Studios и встретили там Кубрика. Он пригласил нас посмотреть его любимый фильм, мы с радостью согласились». Оказалось, он показал им «Голову-ластик». Я понял, что теперь могу спокойно… умереть.

Интересные факты

  • В 2004 году «Голова-ластик» был занесен в регистр фильмов библиотеки Конгресса США. Куда, следует заметить, включаются фильмы только с культурным, историческим и эстетическим значением.
  • Американский кинокритик Джонатан Розенбаум включил картину Линча в список ста лучших американских фильмов 20 века. 
  • Стэнли Кубрик на съемках фильма «Сияние» (1980) показывал «Голову-ластика» всей съемочной группе, как он говорил, «для создания потусторонней атмосферы».
  • Журнал «Premiere» привел этот фильм в списке «25 наиболее опасных фильмов» («The 25 Most Dangerous Movies»).
  • Фильм «Голова-ластик» вырос из несостоявшегося короткометражного проекта «Gardenback» («Задний двор»), сценарий которого Линч написал еще в 1970 году. Но студия была заинтересована в полнометражном фильме, поэтому после переделки сценария от первоначального варианта остались только некоторые элементы, такие как главные герои – Генри и Мэри.
  • Во время съемок «Головы-ластика» Линч разработал свой необычный метод работы с операторской «тележкой»: «Я имею обыкновение своеобразно использовать панораму. Этот метод я впервые попробовал на картине «Голова-ластик» и полюбил навсегда. Метод заключается в том, что я нагружаю панорамную тележку всякого рода тяжестями, например, мешками с песком, так, чтобы казалось, будто она весит три тонны. Чтобы толкать ее, требуется несколько человек, и съемка с такой нагруженной, сопротивляющейся движению тележки придает панораме невероятное изящество, пластичность и мягкость. Впечатление создается очень сильное».

Фильм 1977 года Дэвида Линча

Голова-ластик
Eraserhead.jpgАфиша театрального релиза
Режиссер Дэвид Линч
Продюсировал Дэвид Линч
Автор Дэвид Линч
В главной роли
  • Джек Нэнс
  • Шарлотта Стюарт
  • Аллен Джозеф
  • Жанна Бейтс
  • Джудит Робертс
Музыка
  • Дэвида Линча
  • Фэтс Уоллер
  • Питер Айверс
Кинематография
  • Фредерик Элмс
  • Герберт Кардвелл
Отредактировал Дэвид Линч
Производство. компания Центр перспективных исследований AFI
Распространяется Libra Films
Дата выпуска ‹См. TfM›

  • 19 марта 1977 г. (1977-03-19)
Продолжительность 89 минут
Страна США
Язык Английский
Кассовые сборы 7 миллионов долларов

Голова-ластик — американский экспериментальный фильм ужасов тела 1977 года, сценарий, режиссер, продюсер и монтаж которого — Дэвид Линч. Музыка к фильму и звуковое оформление также были созданы Линчем, а также были задействованы произведения множества других музыкантов. Снятый в черно-белом, «Голова-ластик» — первая полнометражная работа Линча после нескольких короткометражных фильмов. В ролях Джек Нэнс, Шарлотта Стюарт, Жанна Бейтс, Джудит Анна Робертс, Лорел Ниа и Джек Фиск, в нем рассказывается история человека, которого оставили заботиться о своем сильно уродливом ребенке в пустынном индустриальном пейзаже.

Голова-ластик была создана при содействии Американского института кино (AFI) во время учебы Линча. Тем не менее, фильм проработал несколько лет в основной фотографии из-за трудностей с финансированием; пожертвования Фиска и его жены Сисси Спейсек поддерживали производство на плаву. Он был снят в нескольких местах, принадлежащих AFI, в Калифорнии, в том числе в Greystone Mansion и нескольких заброшенных конюшнях, в которых жил Линч. Линч и звукорежиссер Алан Сплет потратили год на работу над звуком для фильма после того, как их студия была звукоизолирована. В саундтреке использована органная музыка Фэтса Уоллера, а также песня «In Heaven «, написанная и исполненная для фильма Питером Айверсом, на слова Линча.

Первоначально открытый для небольшой аудитории и небольшого интереса, Eraserhead приобрел популярность в течение нескольких длительных тиражей как полуночный фильм. С момента выхода фильм получил положительные отзывы. Сюрреалистические образы и скрытые сексуальные мотивы рассматривались как ключевые тематические элементы, а замысловатый звуковой дизайн — как его техническая изюминка. В 2004 году фильм был сохранен в Национальном реестре фильмов США Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Производство
    • 2.1 Препродакшн
    • 2.2 Съемки
    • 2.3 Постпродакшн
  • 3 Саундтрек
  • 4 Темы и анализ
  • 5 Релиз
    • 5.1 Касса
    • 5.2 Домашние СМИ
  • 6 Прием
  • 7 Наследие
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Сюжет

Актер Роль
Джек Нэнс Генри Спенсер
Шарлотта Стюарт Мэри Икс
Аллен Джозеф Мистер X
Жанна Бейтс миссис X
Джудит Робертс Девушка через холл
Лорел Рядом Леди в радиаторе
Джек Фиск Человек на планете
Дарвин Джостон Пол
Т. Макс Грэм Босс
Хэл Лэндон младший Человек-карандаш
Дженнифер Линч Маленькая девочка

Человек на планете тянет за рычаги в своем доме в космосе, в то время как голова Генри Спенсера парит в небе. Гигантское сперматозоидное существо появляется изо рта Спенсера и плавает в пустоте. Человек на планете, кажется, контролирует существо с помощью рычагов, в конечном итоге заставляя его упасть в лужу.

В индустриальном городском пейзаже Спенсер идет домой со своими продуктами. Его останавливает возле своей квартиры Красивая девушка через холл, которая сообщает ему, что его девушка, Мэри Икс, пригласила его на ужин со своей семьей. Спенсер оставляет свои продукты в своей квартире, которая заполнена кучами грязи и мертвой растительности. Той ночью Спенсер приходит в дом X, неловко разговаривая с ее матерью. За обеденным столом его просят вырезать курицу, которую болтливый отец X, Билл, называет «сделанной руками человека»; птица корчится на тарелке и льет кровь. После обеда Спенсера загоняет в угол мать Х, которая спрашивает его, были ли у него с Мэри Икс половой акт, а затем пытается поцеловать его. Она говорит ему, что у X был его ребенок, и что двое должны пожениться. X, однако, не уверен, является ли то, что она родила, ребенком.

Пара переезжает в однокомнатную квартиру Спенсера и начинает ухаживать за ребенком — спеленутым свертком с нечеловеческим, змеиным лицом, напоминающим существо, похожее на сперматозоид. Младенец отказывается от всякой пищи, непрестанно и невыносимо плачет. Звук доводит X до истерики, и она оставляет Спенсер и ребенка. Спенсер пытается позаботиться о ребенке, и он узнает, что тот изо всех сил пытается дышать и у него образовались болезненные язвы.

Спенсер начинает испытывать видения, снова видя Человека на Планете, а также Леди в Радиаторе, которая поет ему, наступая на созданий, похожих на сперматозоиды. После сексуальной встречи с Прекрасной девушкой через холл Спенсеру приходит видение, в котором он обезглавлен существом, похожим на ребенка, и под ним обнажается культя, похожая на лицо ребенка. Вскоре после этого голова Спенсера погружается в лужу крови и падает с неба, приземляясь на улице внизу. Его находит мальчик и приносит на карандашную фабрику, чтобы превратить в ластики.

Спенсер ищет Прекрасную девушку на другом конце зала, но находит ее с другим мужчиной. Раздавленный, Спенсер возвращается в свою комнату, где плачет ребенок. Он берет ножницы и впервые снимает с ребенка пеленание. Выявлено, что у ребенка нет кожи; бинты скрепляли его внутренние органы, и они рассыпались после того, как тряпки были разрезаны. Ребенок задыхается от боли, и Спенсер разрезает его органы ножницами. Раны текут густой жидкостью, покрывая ребенка. Электроэнергия в помещении перегружается; по мере того как свет включается и выключается, ребенок вырастает до огромных размеров. Когда свет полностью гаснет, голова ребенка заменяется планетой. Спенсер появляется среди клубящегося облака стружки от ластика. Сторона планеты разрывается, и внутри Человек на Планете борется со своими рычагами, которые теперь испускают искры. Дама в радиаторе тепло обнимает Спенсера как белый свет и белый шум крещендо.

Производство

Предпроизводство

Черно-белое изображение в полный рост man in a suitРаскрашенный портрет усатого мужчины Рассказы Франца Кафки (слева) и Николая Гоголя (справа) повлияли на сценарий «Головы-ластика».

Сценарист и режиссер Дэвид Линч ранее учился на художника и создал несколько короткометражных фильмов для анимации своих картин. К 1970 году, однако, он переключил свое внимание на создание фильмов и в возрасте 24 лет принял стипендию в Центре перспективных исследований кино при Американском институте кино. Линчу не понравился этот курс, и он подумывал о том, чтобы бросить учебу, но после того, как ему предложили возможность написать сценарий собственного изобретения, он передумал. Ему дали разрешение использовать весь кампус школы для съемок; он преобразовал заброшенные школьные конюшни в серию декораций и жил там. Кроме того, Особняк Грейстоун, также принадлежащий AFI, использовался для многих сцен.

Линч первоначально начал работу над сценарием под названием Gardenback, основанным на его картине сгорбленной фигуры с растительность, растущая из его спины. Гарденбэк — сюрреалистический сценарий о супружеской неверности, в котором постоянно растет насекомое, олицетворяющее вожделение одного человека к своему соседу. По сценарию получился бы примерно 45-минутный фильм, который AFI считал слишком длинным для такого образного, нелинейного сценария. Вместо этого Линч представил Голову-ластик, которую он разработал на основе мечты о голове человека, которую маленький мальчик отнес на фабрику по производству карандашей. Несколько членов совета AFI все еще были против создания такой сюрреалистической работы, но они согласились, когда Дин Фрэнк Дэниел пригрозил уйти в отставку, если на нее будет наложено вето. На сценарий Линча для «Головы-ластика» повлияло его чтение, когда он был студентом кино; Повесть Франца Кафки 1915 года Метаморфоза и рассказ Николая Гоголя 1836 года «Нос » оказали сильное влияние на сценарий.. Линч также подтвердил в интервью Metro Silicon Valley, что фильм «собрался вместе», когда он открыл Библию, прочитал из нее один стих и закрыл его; Оглядываясь назад, Линч не мог вспомнить, был ли этот стих из Ветхого Завета или Нового Завета. В 2007 году Линч сказал: «Хотите верьте, хотите нет,« Голова-ластик »- мой самый духовный фильм».

Считается, что сценарий был вдохновлен страхом Линча перед отцовством; его дочь Дженнифер родилась с «сильно косолапостью », и в детстве потребовалась обширная корректирующая операция. Дженнифер сказала, что ее собственное неожиданное зачатие и врожденные дефекты легли в основу сюжетов фильма. Тон фильма также был сформирован тем временем, когда Линч жил в неспокойном районе Филадельфии. Линч и его семья прожили пять лет в атмосфере «насилия, ненависти и грязи». Этот район был описан как «криминальная зона бедности», что послужило вдохновением для городского фона «Головы-ластика». Описывая этот период своей жизни, Линч сказал: «Я видел столько всего в Филадельфии, что не мог поверить… Я видел, как взрослая женщина схватилась за грудь и заговорила, как ребенок, жалуясь, что у нее болят соски. вернуть вас назад «. В своей книге «Дэвид Линч: Прекрасная тьма» кинокритик Грег Олсон утверждает, что на этот раз он резко контрастировал с детством режиссера на северо-западе Тихого океана, давая режиссеру «биполярное, адское и райское видение Америки». который впоследствии сформировал его фильмы.

Первоначальный кастинг для фильма начался в 1971 году, и Джек Нэнс был быстро выбран на главную роль. Однако сотрудники AFI недооценили масштаб проекта — у них изначально зеленый свет Eraserhead после просмотра сценария на 21 странице, предполагая, что обычное для киноиндустрии соотношение одной минуты фильма на страницу со сценарием уменьшит фильм примерно до двадцати минут. Это недоразумение, вкупе с тщательным руководством Линча, привело к тому, что фильм оставался в производстве в течение нескольких лет. В крайнем случае этого напряженного графика одна сцена в фильме начинается с того, что персонаж Нэнси открывает дверь — прошел целый год, прежде чем его засняли, как он входит в комнату. Нэнс, однако, посвятил себя продюсированию фильма и сохранил неортодоксальную прическу, которую носил его персонаж на протяжении всего периода беременности.

Съемки

Поддерживается регулярными пожертвованиями от друга детства Линча Джека Фиска и Фиска. жена Сисси Спейсек, производство продолжалось несколько лет. Дополнительные средства были предоставлены женой Нэнси Кэтрин Э. Коулсон, которая работала официанткой и жертвовала свой доход, и самим Линчем, который доставлял газеты на протяжении всей основной фотографии фильма. Во время одного из многих перерывов в съемках Линч смог снять короткометражный фильм The Amputee, воспользовавшись желанием AFI протестировать новые кинопленки, прежде чем совершать оптовые закупки. В этом короткометражке главную роль сыграл Коулсон, который продолжил работать с Линчем в качестве техника в «Голове-ластике». Производственная группа Eraserhead была очень маленькой, в ее состав входили Линч; звукорежиссер Алан Сплет ; оператор Херб Кардвелл, который покинул производство по финансовым причинам и был заменен на Фредерик Элмс ; менеджер по производству и техник по буровым работам Дорин Смолл; и Коулсон, который работал в различных ролях.

Скриншот фильм, показывающий причудливого животного, похожего на младенца Было высказано предположение, что Линч использовал кролика, чтобы создать инопланетного ребенка Спенсера.

Физические эффекты, использованные для создания деформированного ребенка, держались в секрете. Киномеханику, который работал над ежедневными фильма, Линч завязал глаза, чтобы не раскрыть природу реквизита, и он отказался обсуждать эффекты в последующих интервью. Стойка, которую Нэнси прозвала «Шип», имела несколько рабочих частей; его шея, глаза и рот могли действовать независимо. Линч делал загадочные комментарии по поводу опоры, иногда заявляя, что «она родилась поблизости» или «может быть, она была найдена». Джон Паттерсон из The Guardian высказал предположение, что опора могла быть сделана из снятого с кожи кролика или плода ягненка. Ребенка считали предшественником элементов других фильмов Линча, таких как грим Джона Меррика в 1980-х Человек-слон и песчаные черви из 1984 года Дюна.

Во время производства Линч начал экспериментировать с техникой записи диалогов, которые произносились фонетически в обратном порядке, и переворачивания полученного звука. Хотя эта техника не использовалась в фильме, Линч вернулся к ней в «Эпизод 2 », третьем эпизоде ​​своего телесериала 1990 года Твин Пикс. Линч также начал интересоваться во время съемок фильма, приняв вегетарианскую диету и отказавшись от курения и алкоголя.

Пост-продакшн

Линч работал с Аланом Сплетом над оформить звук фильма. Пара устроила и изготовила звукоизоляционное покрытие, чтобы изолировать свою студию, где они почти год создавали и редактировали звуковые эффекты фильма. Звуковая дорожка состоит из нескольких слоев, включая до пятнадцати различных звуков, воспроизводимых одновременно с использованием нескольких барабанов. Звуки создавались разными способами — для сцены, в которой кровать медленно растворяется в лужу с жидкостью, Линч и Сплет вставили микрофон в пластиковую бутылку, погрузили его в ванну и записали звук воздуха, выдуваемого через нее. бутылка. После записи звуки были дополнительно усилены изменениями их высоты тона, реверберации и частоты.

После неудачно принятого тестового отбора, в котором Линч считает, что он смешал звуковую дорожку на слишком большой громкости, режиссер вырезал из фильма двадцать минут отснятого материала, доведя его продолжительность до 89 минут. Среди видеороликов есть сцена, в которой Коулсон играет акушеркой младенца, еще одна — мужчина истязает двух женщин — одну снова играет Коулсон — автомобильным аккумулятором, а еще одна Спенсер играет с мертвой кошкой.

Саундтрек.

Eraserhead
Саундтрек альбом от Дэвида Линча, Питера Айверса и Фэтса Уоллера
Выпущен 1982 (1982)
Зарегистрировано 1927, 1976 (1976) –1977 (1977)
Длина 37:47
Наклейка IRS
Профессиональные рейтинги

Оценки по отзывам
Источник Рейтинг
AllMusic 4,5 / 5 звезд
Pitchfork Media 8,8 / 10

Саундтрек к фильму Eraserhead был выпущен IRS Records в 1982 году. Два трека, включенные в альбом, включают отрывки из органной музыки Фэтса Уоллера и песню «In Heaven », написанную для фильма Питер Айверс. Саундтрек был переиздан 7 августа 2012 года на лейбле Sacred Bones Records ограниченным тиражом 1500 копий. Альбом считался предзнаменованием музыкального жанра дарк-эмбиент, а его представление фонового шума и немузыкальных сигналов было описано Марком Ричардсоном из Pitchfork Media как «звук трек (два слова) в прямом смысле «.

Темы и анализ

Звуковой дизайн Eraserhead считается одним из его определяющих элементов. Хотя в фильме есть несколько отличительных визуальных эффектов — деформированный младенец и разросшийся индустриальный интерьер — они сочетаются с сопровождающими их звуками, поскольку «непрерывное мяуканье» и «вызывающий воспоминания слуховой пейзаж» сочетаются с ними соответственно. В фильме присутствует несколько постоянных индустриальных звуков, обеспечивающих низкий уровень фонового шума в каждой сцене. Это способствует созданию «угрожающей» и «нервирующей» атмосферы, которую имитируют в таких произведениях, как триллер Дэвида Финчера 1995 года Семь и братья Коэн ‘ Драма 1991 года Бартон Финк. Постоянный низкий уровень шума был воспринят Джеймсом Вежбицки в его книге «Музыка, звук и кинорежиссеры: звуковой стиль в кино», возможно, как продукт воображения Генри Спенсера, а саундтрек был описан как «безжалостное пренебрежение различием между сном и реальность ». Фильм также начинает тенденцию в работе Линча связывать диегетическую музыку со снами, например, когда Леди в Радиаторе поет «In Heaven» во время расширенного эпизода сновидений Спенсера. Это также присутствует во «Эпизоде ​​2» Твин Пикс, в котором диегетическая музыка переносится из сна персонажа в его мысли наяву; и в фильме 1986 года Синий бархат, в котором аналогичное внимание уделяется фильму Роя Орбисона «В снах «.

. Фильм также известен своими сильными сексуальными темами.. Открываясь изображением зачатия, фильм затем изображает Генри Спенсера как персонажа, который боится секса, но очарован им. Повторяющиеся образы подобных сперме существ, включая ребенка, постоянно присутствуют во время сексуальных сцен в фильме. ; очевидное обращение Леди в Радиаторе «соседка » отбрасывается во время ее музыкального номера, когда она начинает яростно разбивать сперматозоиды Спенсера и агрессивно встречает его взгляд. В его книге «Шоу монстров: A» «Культурная история ужасов» Дэвид Дж. Скал описывает фильм как «изображение человеческого воспроизводства как заброшенное шоу уродов, занятие, подходящее только для проклятых». Скал также постулирует другую характеристику Леди в Радиаторе, выбирая ее как «отчаянно жаждущий одобрения невидимой публики». В своей книге Дэвид Линч Дек Кроме того, Марк Аллин Стюарт предполагает, что Дама в Радиаторе на самом деле является подсознанием Спенсера, проявлением его собственного желания убить своего ребенка, который обнимает его после того, как он это делает, как бы чтобы убедить его, что он поступил правильно.

Как персонаж, Спенсер считался обычным человеком, его пустое выражение лица и простое платье делали его простым архетипом. Спенсер демонстрирует пацифистское и фаталистическое бездеятельность на протяжении всего фильма, просто позволяя событиям разворачиваться вокруг него, не беря под контроль. Это пассивное поведение достигает кульминации в его единственном акте подстрекательства в кульминационный момент фильма; его очевидный акт детоубийства вызван господствующим и контролирующим влиянием, которое окружает его. Пассивность Спенсера также была замечена кинокритиками Колином Оделлом и Мишель Ле Блан как предшественник комикса Линча 1983–92 годов Самая злая собака в мире.

Релиз

Кассовые сборы

Голова-ластик была показана на кинофестивале Filmex в Лос-Анджелесе 19 марта 1977 года. В ночь премьеры фильм посетили двадцать пять человек; на следующий вечер двадцать четыре посмотрели его. Однако Бен Баренхольц, глава дистрибьютора Libra Films, убедил местный кинотеатр Cinema Village запустить фильм как полуночный полнометражный фильм, где он продолжался в течение года. После этого она шла девяносто девять недель в Waverly Cinema в Нью-Йорке, а с 1978 года — в полночь в San Francisco Roxie Theater. до 1979 года и проработал три года в Nuart Theater в Лос-Анджелесе с 1978 по 1981 год. Фильм имел коммерческий успех, собрав 7 миллионов долларов в США и 14 590 долларов в других странах. Голова-ластик также была показана на лондонском кинофестивале BFI в 1978 году, а на фестивале Telluride Film Festival.

Home media

была выпущена на VHS 7 августа 1982 г., Columbia Pictures. Фильм был выпущен на DVD и Blu-ray компанией Umbrella Entertainment в Австралии; первый был выпущен 1 августа 2009 года, а второй — 9 мая 2012 года. Релизы Umbrella Entertainment включают 85-минутный репортаж о создании фильма. Другие домашние медиа-релизы фильма включают DVD-релизы Universal Pictures в 2001 году, Subversive Entertainment в 2006 году, Scanbox Entertainment в 2008 году, а также DVD и Blu-ray, выпущенные The Criterion Collection в сентябре 2014 года.

Reception

После выпуска Eraserhead, Variety дал отрицательный отзыв, назвав это «отвратительным занятием безвкусицы». Рецензия выразила недоверие по поводу долгого существования фильма и описала его финал как невозможный. Сравнивая «Голову-ластик» со следующим фильмом Линча «Человек-слон», Том Бакли из «Нью-Йорк Таймс» написал, что, хотя последний был хорошо снятым фильмом с опытным актерским составом, первый — нет. Бакли назвал Голову-ластик «мрачно претенциозным» и написал, что аспекты ужасов в фильме проистекают исключительно из внешнего вида деформированного ребенка, а не из его сценария или постановок. В 1984 году Ллойд Роуз из The Atlantic написал, что Голова-ластик продемонстрировала, что Линч был «одним из самых чистых сюрреалистов, когда-либо работавших в кино». Роуз охарактеризовал этот фильм как очень личный, обнаружив, что в отличие от предыдущих сюрреалистических фильмов, таких как Луис Бунюэль 1929 года Un Chien Andalou или L’Age d’Or 1930-х годов., образы Линча «не доходят до нас из его фильмов; мы погружаемся в них». В обзоре для Chicago Tribune за 1993 год Майкл Уилмингтон описал Eraserhead как уникальный, чувствуя, что «интенсивность» и «кошмарная ясность» фильма были результатом внимания Линча к деталям в его создании из-за его участия во многих ролях во время производства.. В эссе 1995 года «Плохие идеи: искусство и политика Твин Пикс» критик Джонатан Розенбаум писал, что Голова-ластик представляет собой лучшую работу Линча. Розенбаум писал, что художественный талант режиссера снижался по мере роста его популярности, и сравнил фильм с Wild at Heart — самым последним полнометражным фильмом Линча на тот момент, сказав «даже самое поверхностное сравнение Eraserhead с Wild at Heart. показывает столь резкий художественный упадок, что трудно представить одного и того же человека, снимающего оба фильма ».

Критическая оценка фильма в двадцать первом веке весьма благоприятна. На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 90% на основе 58 обзоров со средним баллом 8,3 / 10. Критический консенсус гласит: «Сюрреалистическая Голова-ластик Дэвида Линча использует подробные визуальные эффекты и жуткую музыку, чтобы создать причудливый и тревожный взгляд на мужской страх перед отцовством». На Metacritic фильм получил средневзвешенную оценку 87 из 100 на основании 15 критиков, что указывает на «всеобщее признание».

Написав для журнала Empire, Стив Бирд дал фильму пять звезд из пяти. Он написал, что это было «намного более радикальным и приятным, чем более поздние голливудские усилия [Линча]», и подчеркнул его смесь сюрреализма телесного ужаса и черной комедии. Альмар Хафлидасон BBC присвоил Eraserhead три звезды из пяти, назвав это «ничем не примечательным подвигом по более поздним стандартам [Линча]». Хафлидасон написал, что фильм представляет собой собрание слабо связанных идей, добавив, что он «настолько поглощен сюрреалистическими образами, что есть почти безграничные возможности для чтения в нем личных теорий»; Сам рецензент рассматривал эти темы так, что они представляли страх личной приверженности и содержали «сильную скрытую сексуальность». Рецензент, пишущий для Film4, оценил Eraserhead на пять звезд из пяти, охарактеризовав его как «по очереди красивым, раздражающим, забавным, раздражающим и отталкивающим, но всегда ощетинившимся нервной энергией». Рецензент Film4 написал, что «Голова-ластик» не похожа на большинство фильмов, выпущенных к тому моменту, за исключением сотрудничества между Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали ; однако Линч отрицает, что видел что-либо из этого до «Головы-ластика». Сценарист для The Village Voice, Натан Ли похвалил использование звука в фильме, написав: «Смотрение фильма ничего не значит — его нужно также услышать». Он описал звуковой дизайн фильма как «межгалактическую ракушку, приподнятую до ушей кислотного гаргантюа».

Питер Брэдшоу из Guardian также высоко оценил фильм, также удостоив его пяти звезд. из пяти. Брэдшоу считал его прекрасным фильмом, описывая его звуковое оформление как «индустриальный стон, будто снятый внутри какой-то разрушающейся фабрики или гигантского умирающего организма». Он выделил элементы телесного ужаса в фильме, сравнив его с фильмом Ридли Скотта 1979 года Чужой. Джейсон Энкени, писавший для AllRovi, дал фильму оценку пять звезд из пяти; он выделил тревожный звуковой дизайн фильма и назвал его «открытой метафорой». Он написал, что Голова-ластик «вызывает навязчивые идеи, которые будут сопровождать [Линча] на протяжении всей его карьеры», добавив, что его уверенность в том, что сюрреализм фильма улучшил понимание более поздних фильмов режиссера. В статье для Daily Telegraph создатель фильма Марк Эванс похвалил и звуковой дизайн, и способность Линча «сделать обычное настолько странным», считая фильм источником вдохновения для его собственной работы. В обзоре фильма в той же газете «Голова-ластик» сравнивается с произведениями ирландского драматурга Сэмюэля Беккета, описывая его как хаотическую пародию на семейную жизнь. Манохла Даргис, писавший для «Нью-Йорк Таймс», назвал фильм «не столько откровенной историей, сколько сюрреалистической сборкой». Даргис писал, что образы фильма напоминают картины Фрэнсиса Бэкона и документального фильма Жоржа Франжу 1949 года Кровь зверей. Фил Холл из Film Threat назвал Eraserhead Lynch лучшим фильмом, полагая, что последующие работы режиссера не оправдали его. Холл выделил саундтрек к фильму и комедию Нэнс «Чаплинеск » как выдающиеся элементы фильма.

Наследие

В 2004 году «Голова-ластик» была выбрана для сохранения в Национальный реестр фильмов США Библиотека Конгресса. Выбор для Реестра основан на том, что фильм считается «культурно, исторически или эстетически значимым». Голова-ластик была одним из сюжетов документального фильма 2005 года Midnight Movies: From the Margin to the Mainstream, в котором описывается подъем феномена полночного кино в конце 1960-х и 1970-х годах; Линч принял участие в съемках документального фильма, дав серию интервью. Производство охватывает шесть фильмов, которые считаются создателями и популяризаторами этого жанра; также включены Night of the Living Dead, El Topo, Pink Flamingos, The Harder They Come и The Rocky Шоу ужасов. В 2010 году Сообщество кинокритиков онлайн составило список из 100 лучших режиссерских дебютов, в котором, по их мнению, были представлены лучшие полнометражные фильмы известных режиссеров. Голова-ластик заняла второе место в опросе после Орсона Уэллса ‘1941 Гражданин Кейн.

Линч снова сотрудничал с большей частью актеров и съемочной группы «Головы-ластика» в более поздних фильмах. Фредерик Элмс работал оператором в фильмах «Синий бархат», «Ковбой и француз» 1988 г. и «Дикие сердцем » 1990 года. Алан Сплет обеспечил звуковой дизайн для The Elephant Man, Dune и Blue Velvet. Джек Фиск снимал эпизоды телесериала Линча В эфире 1992 года и работал художником-постановщиком в фильмах The Straight Story 1999 года и Mulholland Drive 2001 года. Коулсон и Нэнси появились в «Твин Пикс» и в дальнейшем появлялись в фильмах «Дюна», «Синий бархат», «Дикие сердцем» и 1997 г. Затерянное шоссе.

. После выхода «Головы-ластика» Линч попытался найти финансирование для своего следующего проекта, Ронни Ракета, фильм «про электричество и трехфутового парня с рыжими волосами». Линч познакомился с продюсером фильма Стюартом Корнфельдом в это время. Корнфельду нравился «Голова-ластик», и он был заинтересован в продюсировании Ронни Ракеты; в то время он работал на Мэла Брукса и Brooksfilms, и когда эти двое поняли, что Ронни Рокет вряд ли найдет достаточное финансирование, Линч попросил показать несколько уже написанных сценариев для рассмотрения его следующий проект. Корнфелд нашел четыре сценария, которые, по его мнению, заинтересуют Линча; Услышав название Человек-слон, режиссер решил сделать его своим вторым фильмом.

Во время работы над «Человеком-слоном» Линч познакомился с американским режиссером Стэнли Кубриком, который рассказал Линчу, что «Голова-ластик» — его любимый фильм. Голова-ластик также оказала влияние на фильм Кубрика 1980 года Сияние ; Как сообщается, Кубрик показал фильм актерам и съемочной группе, чтобы «создать им настроение», которого он хотел добиться в фильме. Голова-ластик также оказала влияние на японский киберпанк-фильм 1989 года Тецуо: Железный человек, экспериментальный фильм ужасов 1990 года Рожденный и режиссерский дебют Даррена Аронофски 1998 года. Pi. Швейцарский художник Х. Р. Гигер назвал «Голову-ластик» «одним из величайших фильмов, которые [он] когда-либо видел», и сказал, что он ближе к реализации его видения, чем даже его собственные фильмы. По словам Гигера, Линч отказался сотрудничать с ним в Дюне, потому что считал, что Гигер «украл его идеи».

См. Также

  • Список фильмов с наибольшим временем производства

Ссылки

Источники

  • Харпер, Грэм (2007). Небесеребристый экран: сюрреализм в кино (иллюстрированный ред.). Wallflower Press. ISBN 978-1-904764-86-1.
  • Хоберман, Дж. ; Розенбаум, Джонатан (1991). Полуночные фильмы. Да Капо. ISBN 0-306-80433-6.
  • Линч, Дэвид (2006). Ловля крупной рыбы: медитация, сознание и творчество. Джереми П. Тарчер Inc. ISBN 978-0-641-91061-6.
  • Оделл, Колин; Ле Блан, Мишель (2007). Дэвид Линч. Kamera Books. ISBN 978-1-84243-225-9.
  • Олсон, Грег (2008). Beautiful Dark (иллюстрированный ред.). Пугало Нажмите. ISBN 978-0-8108-5917-3.
  • Родли, Крис; Линч, Дэвид (2005). Линч на Линче (2-е изд.). Макмиллан. ISBN 0-571-22018-5.
  • Розенбаум, Джонатон (1995). «Плохие идеи: искусство и политика Твин Пикс». В Лавери, Дэвид (ред.). Полный секретов: критические подходы к Твин Пикс (иллюстрированный ред.). Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-2506-8.
  • Скал, Дэвид Дж (2001). Шоу монстров: культурная история ужасов. Макмиллан. ISBN 0-571-19996-8.
  • Стюарт, Марк Аллин (2007). Дэвид Линч Декодирован. АвторДом. ISBN 978-1-4343-4985-9.
  • Вежбицки, Джеймс (2012). Музыка, звук и режиссеры: звуковой стиль в кино (иллюстрированный редактор). Рутледж. ISBN 978-0-415-89894-2.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Eraserhead

В 1977 году на экраны вышел один из самых мизантропических и антитварных фильмов за всю историю человечества.

— Какой твой любимый ужастик?

— Моя жизнь.

Крик 3

Ksyusha gewidmet

Я, конечно, говорю о «Голове-Ластике» выдающегося американского режиссёра Дэвида Линча. Не берусь судить о том, гениален ли он, но его полнометражный кинодебют воистину получился гениальным. Этот фильм совершенен во всём — игрой актёров, индустриальными пейзажами, урбанистическим скрежетом, опустошающей музыкой. Но самое главное — глубокий символизм каждого кадра, каждой секунды, каждой сцены.

Как и в любом выдающемся произведении, в «Голове-Ластике» три дна — два экзотерических и одно подлинное. Самое примитивное видение картины — фильм является сюрреалистической фантазией Дэвида Линча, несущим не Смысл, но эмоции. Эта точка зрения, не смотря на свою непопулярность, всё-таки представляется имеющей право на жизнь. В конце концов, создать нужное настроение — это тоже талант. Самая распространённая (и хотя бы потому — неверная) версия заключается в том, что Линч лишь передаёт внутренние переживания балансирующего на грани безумия Генри. Весь этот театр абсурда — лишь восприятие действительности искажённым разумом мистера Спенсера плюс его горячечный параноидально-шизофренический бред.

Но всё это слишком примитивно, слишком мелко. Подлинный смысл заключается в жёстком и бескомпромиссном антиматериалистическом посыле: реальность «Головы-Ластика» это наша с вами реальность глазами джнани (видящего суть). Да, братцы мои, как бы безжалостно и страшно это ни звучало, имей мы третий глаз, мы бы увидели похожую картину: тварный мир как театр абсурда, копошение «вместилища нечистот» © Будда, кипение белкового бульона. Начнём с ключевой для этого фильма сцены знакомства с ребёнком. Он предстаёт перед нами в виде маленького, гниющего живьём, уродливого гнойного монстра, вызывающего одновременно жалость и отвращение. Разве это не истинно буддистский взгляд на физическую оболочку как причину страдания? Разве Генри в течение всего фильма не борется с червями/головастиками, символизирующими собой его семя? Сцена, когда он ночью вытаскивает из Мэри сперматозоиды и давит их об стену прямо-таки гениальна. В этой сцене в полной мере раскрывается мизантропия Линча, его отвращение к человеку. Но это только начало.

А кем же являются все главные герои «Головы-Ластика»? Теми, кем их воспринимает Будда — взрослыми детьми. Нелепыми, закомплексованными, дёрганными и бессмысленными мешками с костями. И сам Генри, и Мэри, и её семейка сильно напоминают своим поведением, своими словами, всей своей жизнью «героев» замечательного произведения Фёдора Сологуба «Мелкий Бес». Они и их бессмысленное существование не вызывают интереса или симпатии — лишь презрение.

Следующая сцена, достойная упоминания, секс Генри со своей любвеобильной соседкой (а более точно выражаясь — шлюхой). Не обращая внимания на плач маленького ребёнка, они потакают своим низменным страстям и, в конце концов, тонут в своих физиологических жидкостях. Это уже не мизантропия, это социопатия в чистом виде. В связи с этим картинка, висящая над кроватью Генри, не кажется случайной. На ней, напомню, изображён общепризнанный (пусть и неофициальный) символ всех социопатов — очищающий гриб ядерного взрыва.

Кстати, о религии. Мало кто замечает, что замечательная батарея, в которой живёт прекрасная в своём уродстве (или наоборот) Поющая Девушка, имеет ещё один маленький, но важный секрет. При определённом освещении её края образуют перевёрнутый крест. И, как апофеоз антихристанства Линча, бородавчатый мужчина, управляющий рычагами этим уродливым миром, именно Творец в его восприятии. Это уже, друзья мои, выходит за рамки обыденного. Как тут не вспомнить средневековый катаризм с его отношением к творению как к преступлению против души?

Очень верно подобран окружающий мир — угрюмый индустриальный пейзаж, бетонные мешки вместо домов, неорганическая грязь, выходящее на кирпичную стену окно как «триумф» победы общества потребления над Природой. Всё это стильно подчёркивается очень уместными и прекрасно подобранными эмбиентными звуками — завыванием ветра, стуком, сверлением, железным скрежетом. Дело даже не в бедности обитателей «Головы-Ластика», просто эта безрадостная картина — удел всего человечества рано или поздно, безрассудная жертва молоху прогресса. Наваленная в комнате мистера Спенсера земля с воткнутыми в неё очевидно мёртвыми ветками — наивная надежда заменить леса и поля растениями на подоконниках. Линч лишь подчеркнул её абсурдность гротескной гиперболизацией. Савитри Деви и все «зелёные» торжествуют.: ) Жареные цыплята, истекающие кровью и корчащиеся от боли под ножом с вилкой лишь то, как джнани видят поедание живых существ.

Поющая Девушка из батареи — предмет влечения Генри, его искажённо-извращённая любовь. Она всегда с ним, поёт о том, что «Всё хорошо», ногами давит его сперматозоиды (ведь ребёнок — это ответственность, к которой мистер Спенсер очевидно не готов), постоянно улыбается и зовуще протягивает руки. Что ещё нужно homo vulgaris?

Эпизод со смертью Генри просто замечателен своим глубоким смыслом. Тут и мальчик, с радостью хватающий его оторванную голову, и мчащийся в магазин за «заслуженной» наградой. Мальчик, очевидно, символизирует собой умение и готовность современного человека на всём делать деньги. В бизнесе нет таких понятий как «этика» и «мораль», лишь «прибыль» и «сверхприбыль». Ну, как тут не вспомнить взлетевшие в 20 раз цены на такси в день теракта в метро? Свободный рынок (явление изначально антитрадиционное) означает свободу и от совести. Но самое главное, что голова мистера Спенсера прекрасно пошла в дело. Она — всего лишь генетический материал для Создателя [отнюдь не] Карандашей, являющий собой доказательство цикличности всего сущего, проклятья вечного возвращения. Отвращение Линча в тварному миру здесь бьёт через край, переливаясь через экран на внимательного зрителя. Браво, маэстро!

И, наконец, яркое окончание фильма, его логичное завершение — убийство ребёнка. В этой сцене очень важно смотреть на лицо Генри — на нём нет ни ненависти, ни отвращения. Только любопытство и равнодушие. Ради интереса разрезать бинты вместе с кожей младенца. Ради интереса ткнуть в лёгкое ножницами. Это ведь так весело — быть исследователем-натуралистом! Помнится, я в детстве разрезал дождевого червяка на две части и смотрел, как половинки расползаются в разные стороны. В этом не было ничего жестокого — только безжалостное любопытство. Так и Генри, фактически, дитя по своему духовному развитию, так буднично и спокойно убивает своего сына. С равнодушием творится больше злых дел, нежели с жестокостью, не так ли?

Всё некогда великое рассыпалося в пыль, И смотрит племя дикое на чёртов водевиль.     Фёдор Сологуб

Фильм «Голова-Ластик» неслучайно признан одним из самых опасных для просмотра за всю историю человечества. Забудьте о кажущихся гламурными и пластмассовыми по сравнению с кинодебютом Дэвида Линча «Мученицах», «Заблёванных насмерть» и «Нек-Романтиках». Фильм Линча гораздо страшнее и отвратительней, ибо он — о повседневной жизни. А точнее о том, какой мы бы её увидели, имей третий глаз. Этот культурный Феномен оставляет после просмотра гнетущее и мрачное чувство опустошённости и безысходности. Я предупредил.: )
#искусствонедлявсех #мизантропия #головаластик

Голова-ластик
Eraserhead
Постер фильма
Жанр

ужасы
фантастика
драма
сюрреализм

Режиссёр

Дэвид Линч

Продюсер

Дэвид Линч

Автор
сценария

Дэвид Линч

В главных
ролях

Джек Нэнс
Шарлотта Стюарт
Аллен Джозеф
Джинни Бейтс

Оператор

Герберт Кардуэлл
Фредерик Элмс

Кинокомпания

Производство Дэвида Линча при сотрудничестве
The American Film Institute
и Center for Advanced Film Studies

Длительность

89 мин.

Бюджет

10 000 $[1]

Страна

Flag of the United States.svg США

Год

1977

IMDb

ID 0074486

Просмотр онлайн  


Только на территории России:

  • Смотреть на ivi.ru

Голова-ластик (англ. Eraserhead) — первый полнометражный кинофильм Дэвида Линча, выпущенный в 1977 году. Фильм стал культовой классикой[2] благодаря сюрреалистической образности, необычному звуковому оформлению и общей фантастической атмосфере. Сам Линч описывал свой фильм как «сон о тёмных и тревожных вещах»[3] и считает его своим «самым духовным фильмом».[4] В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Производство фильма
  • 4 Релиз и отзывы
  • 5 Художественные особенности
  • 6 Призы и награды
  • 7 Интересные факты
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Сюжет

Несчастный и угрюмый мужчина по имени Генри Спенсер живёт в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней. Свои однообразные дни он проводит в замкнутой квартире, из окон которой открывается вид на кирпичную стену. Однажды Генри получает сообщение от своей старой подруги Мэри, с которой встречался в последний раз шесть месяцев назад. В сообщении Мэри приглашает Генри приехать в гости и пообедать с ней и с её семьёй. Генри приезжает в гости, знакомится с мистером и миссис Икс и после обеда узнаёт от миссис Икс, что её дочь Мэри была беременна от Генри и родила ребёнка. Однако ребёнок был рождён преждевременно (на шестом месяце беременности), но тем не менее остался жив. Миссис Икс пытается намекнуть Генри, что всякий порядочный человек должен взять на себя ответственность за зачатие ребёнка, жениться на её дочери и забрать ребёнка из больницы. После этого Генри женится на своей подруге и становится отцом маленького, не похожего на человека, ребёнка-мутанта, имеющего большее сходство с неким закутанным в бинты головастиком.

Теперь перед семьёй встаёт проблема с выхаживанием этого чудовища. Мэри переезжает на квартиру к Генри и они вместе как могут заботятся о своём ребёнке. Но вскоре всё изменяется: в одну дождливую ночь Мэри уходит от Генри к своим родителям и оставляет ребёнка на попечение одного Генри. После этого Генри начинает медленно сходить с ума. Он видит изуродованную девушку, которая, находясь за батареей отопления, поёт ему о «Рае», словно призывая к чему то. Затем перед ним предстаёт видение, как его голова отрывается, на месте которой вырастает голова ребёнка. Оторванную голову используют для создания ластиков.

Все это приводит к тому, что Генри собственноручно убивает ребёнка, после чего видит возникшие перед ним ужасы. Затем, к нему подходит девушка из батареи и обнимает его…

В ролях

  • Джек Нэнс — Генри Спенсер
  • Шарлотта Стюарт — Мэри Икс
  • Аллен Джозеф — Мистер Икс
  • Джин Бейтс — Миссис Икс
  • Джудит Анна Робертс — Красивая женщина из комнаты напротив (№ 27)
  • Лорел Нир — Поющая девушка внутри батареи отопления
  • Джек Фиск — Мужчина на планете
  • Джин Лэнг — Бабушка

Производство фильма

В 1971 году Линч переехал в Лос-Анджелес и поступил в Консерваторию AFI (англ.). Там он начал работать над своим первым полнометражным фильмом, используя грант AFI в 10 тыс. $. Гранта оказалось недостаточно для окончания фильма, и в результате Линч работал над ним с перерывами до 1976 года, несколько раз перемонтировав[5].

В первый год обучения он начал писать сценарий для предлагаемой работы, озаглавленной «Gardenback». Несколько преподавателей посоветовали ему продлить сценарий и расширить диалог, он неохотно согласился. Затем Линч объявил, что уходит из-за помех в исполнении его замысла. Многие из преподавателей колледжа попросили его пересмотреть решение, считая его одним из лучших своих учеников, на что он в конце концов согласился с условием, чтобы ему не мешали с созданием собственного проекта. Линч забросил «Gardenback» и решил начать новый проект.[6]

Из-за необычного сюжета фильма и минимального режиссёрского опыта Линча никакие киностудии проект не поддержали. Линч снимал большую часть фильма в районе Greystone Mansion (англ.) в Беверли-Хиллз, который был в то время штаб-квартирой AFI[7]. Сценарий фильма состоял из 21 страницы и был написан за 20 дней. В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем незадолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съёмок картины, а чтобы найти хоть какие-нибудь деньги на производство фильма (финансирование фильма прекратилось после съёмки где-то 20 минут фильма)[8], режиссёру приходилось искать их самыми разными способами — вплоть до развоза газет и использования средств родственников и друзей (Сисси Спэйсек и Джека Фиска (англ.)).

Множество вопросов и споров вызвал ребёнок-мутант, который, по-видимому, был создан из забальзамированного утробного плода телёнка, хотя Дэвид Линч это никогда не подтверждал и не описывал, как он его конструировал. Во время съёмок, когда он просматривал отснятый за день материал, он якобы даже просил киномеханика закрывать глаза, когда демонстрировались дубли с младенцем, чтобы никто не узнал, как он сделан.

Релиз и отзывы

В начале 90-х фильм был запрещён для трансляции в США, также был ограничен его прокат. Благодаря усилиям дистрибьютора Бена Баренхольца фильм демонстрировался в «независимых» кинотеатрах и вскоре стал культовой классикой, одним из любимых фильмов альтернативных музыкантов (в частности британская группа Bauhaus). Также фильм стал популярным и среди любителей экспериментального кино, «отказников» Голливуда и «похожих» режиссёров.

Мэл Брукс после просмотра фильма пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон».[9]

«Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика.[10] Перед съёмками «Сияния» он показал этот фильм съёмочной группе, дабы погрузить её в необходимое психологическое состояние.[11]

Джордж Лукас после просмотра фильма предложил Линчу снять заключительный эпизод «Звёздных войн» — Возвращение джедая, однако Линч от предложения отказался.[11]

На Rotten Tomatoes у фильма 90% положительных рецензий кинокритиков из 40.[12]

Художественные особенности

Каждый момент фильма продуман и по-своему значим. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие символы и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как то свойственно образам и категориям человеческого сознания. Этот подход к пространству, героям и истории станут основополагающими для дальнейшего творчества Линча.

Многие кинематографические идеи и визуальные образы в дальнейшем использовались самим режиссёром в его последующих работах («Синий бархат», «Внутренняя империя» и др.).

Призы и награды

  • 1978 — Приз «Золотая антенна» на Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе
  • Фильм также был номинирован в категории «лучший фильма в жанре „фэнтези“» в 1978 году на Международном фестивале фантастических фильмов «Фантаспорто»

Интересные факты

  • Джек Нэнс сохранял такую причёску на всём протяжении периода съёмок — все пять лет.[11]
  • До настоящего времени Линч отказывался что-либо говорить о своём фильме, предпочитая, чтобы зрители сами для себя решали, что всё это значит. Единственные комментарии, которые он сделал, были на DVD релизе 2000 года. Он заявил, что никто так и не подошёл близко к истинному значению фильма.
  • Герой Нэнса — Генри — за весь фильм улыбается только два раза.
  • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
  • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросаны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
  • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (Orpheus, 1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (Twin Peaks, 1990—1991).

Примечания

  1. The Fantasy Film as Final Exam, a December 1984 review of Dune from Time
  2. Danny Peary. Cult Movies, Delta Books, 1981. ISBN 0-517-20185-2
  3. Cinefantastique Barry Gifford Interview from lynchnet.com
  4. Lynch David Catching the Big Fish. — New York: Jeremy P. Tarcher/Penguin Group. — ISBN 1-58542-540-0
  5. The City of Absurdity: David Lynch’s Eraserhead
  6. Lynch, David and Rodley, Chris (2005). Lynch on Lynch (revised edition). New York: Faber and Faber. ISBN 978-0-571-22018-2
  7. Woodward, Richard B. A Dark Lens on America // The New York Times. — 14.01.1990.
  8. horror.citycat.ru
  9. The Late Late Show, Feb. 26, 1997 — David Lynch Interview. LynchNet. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 11 февраля 2011.
  10. Ciment, Michel. Kubrick: The Definitive Edition. Faber & Faber, 2003. ISBN 0-571-21108-9
  11. 1 2 3 Eraserhead (1976) — Trivia
  12. Eraserhead Reviews. Rotten Tomatoes.

Ссылки

  • «Голова-ластик» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Голова-ластик»  (англ.) на сайте allrovi
  • «Голова-ластик» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  • Страница фильма «Голова-ластик» на David Lynch Info
 Просмотр этого шаблона Фильмы Дэвида Линча
Полнометражные Голова-ластик Человек-слон • Дюна • Синий бархат • Дикие сердцем • Твин Пикс. Огонь, иди со мной • Шоссе в никуда • Простая история • Малхолланд Драйв • Внутренняя империя
Короткометражные Короткометражные фильмы Дэвида Линча
Телевизионные сериалы Твин Пикс • В прямом эфире • Номер в гостинице
Анимация Страна тупых • Выстрел в затылок
Компании Lynch/Frost Productions • Asymmetrical Productions • The Picture Factory • Absurda

Апофеоз странного: почему «Голова-ластик» Дэвида Линча — один из лучших дебютов в истории кино

Фильму «Голова-ластик» исполняется 45 лет: впервые публика увидела его на кинофестивале в Лос-Анджелесе 19 марта 1977 года. На создание картины ушло пять лет: Дэвид Линч, на тот момент студент калифорнийской киношколы AFI, быстро потратил выделенные институтом средства, затем долго копил на новые съемки, подрабатывая разносчиком газет и одалживая деньги у своих друзей-актеров. Старания окупились: фильм-долгострой вскоре заработал культовый статус, став классикой сюрреалистического кино. Стэнли Кубрик признавался, что это его любимая картина: он даже показывал ее всей съемочной группе «Сияния», чтобы команда прониклась необходимым гнетущим настроением. Кинокритик Илья Верхоглядов разбирается, чем пугает Дэвид Линч и какие черты из более позднего творчества режиссера обозначились в его стартовой работе.

Апофеоз странного: почему «Голова-ластик» Дэвида Линча — один из лучших дебютов в истории кино

Типографский конторщик Генри Спенсер вдруг узнает, что его бывшая подруга Мэри родила ребенка. Молодые люди тут же венчаются, затем селятся в каморке на отшибе гулкой промзоны. Они совсем не рады совместной жизни: Мэри давно не звонила и не заходила в гости — Генри уже махнул на нее рукой и даже разорвал ее фотографию. Правда, оставшиеся клочки он бережно сложил в комоде, чтобы в случае чего склеить любимый образ и подглядеть на оборотной стороне забытый адрес. Их дитя вечно болеет и ноет, что расшатывает нервы молодой матери и в итоге рушит их хрупкий брак. Так Генри остается с ребенком наедине. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дэвид Линч берет за основу, казалось бы, типичнейшую бытовую коллизию. Но внедряет в нее мистическую аномалию: ребенок Генри и Мэри — забинтованный мутант с тошнотворными гнойниками на теле, напоминающий то ли освежеванного кролика, то ли забальзамированный зародыш ягненка (критики так и не сошлись во мнении, из чего была сделана кукла, а режиссер до сих пор отказывается раскрывать карты и уверяет, что новорожденного монстра подобрали неподалеку от места съемок). Кроме того, Линч насыщает фабулу причудливыми образами: тут и падающие с неба гигантские сперматозоиды, и оторванные головы, которых на карандашной фабрике превращают в стирательные резинки, и таинственные человеческие фигуры, выплывающие из темноты, и светлая фея с огромными щеками, которая за решеткой радиатора поет успокоительные песни о рае. В итоге чернушная драма о непредвиденном отцовстве превращается в давящий галлюцинаторный кошмар, который ближе к финалу утрачивает всякую связность. Оно и не удивительно: 22-страничный сценарий во многом сочинялся на ходу, причем режиссера, как кажется, не всегда заботило, насколько сюжетные добавления отвечали общей логике истории. Вот что рассказывал сам Линч: «Женщины в батарее не было в исходном сценарии «Головы-ластика». Я однажды сидел в столовой и нарисовал портрет Женщины в батарее, только понятия не имел, откуда она взялась. Но что-то меня зацепило, когда я смотрел на законченный рисунок. А потом в моем воображении возникла батарея. Этот прибор для производства тепла в комнате, и он дает мне ощущение сродни счастью — мне как Генри то есть». 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дэвид Линч на съемках «Головы-ластик»

Nocturno

Как ни странно, «Голову-ластик» часто прочитывают как автобиографическое высказывание. Незадолго до старта съемок у режиссера родилась дочь, которая страдала от врожденного физического недуга. Кроме того, во время съемок он пережил первый развод. Наконец, до переезда в Лос-Анджелес Линч недолгое время жил в Филадельфии — якобы ее зловещий промышленный антураж он и спроецировал на сеттинг своего дебютного фильма. Таким образом, страх отцовства, распад семьи, появление ребенка с родовой травмой, гнет индустриальных пейзажей — все эти глубоко личные темы нашли выражение в фильме. Отчасти в нем отразились и его литературные пристрастия: во время подготовки к съемкам режиссер сильно вдохновлялся новеллой Франца Кафки «Превращение» — тревожное сновидное ощущение он явно почерпнул из нее. 

Впрочем, совсем не обязательно знать историю жизни автора, чтоб худо-бедно начать ориентироваться в фильме. Раздавленные спермотозиоды, дети-мутанты, погружения камеры в таинственные темные закоулки, символизирующие утробу, — весь этот предельно эротизированный и одновременно жуткий образный ряд настойчиво говорит об одном: об отвращении к состоявшейся беременности, о нежелании брать на себя родительские обязательства, о возникшем страхе физической близости. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Линч задействует частый сюрреалистический ход: он работает с готовой, предельно банальной сюжетной схемой, но «остраняет» ее с помощью неких инородных, иножанровых элементов. В результате привычная ситуация предстает обновленной, окрашенной в неожиданные (в данном случае — мрачные, зловещие) тона. Так действовал, например, и классик сюрреализма Луис Бунюэль. В своей последней работе «Этот смутный объект желания» (1977) он рассказывает тривиальную историю о пожилом буржуа, который безуспешно ухлестывает за молодой вертихвосткой. Весь этот пошлый водевиль преображается, как только зритель замечает: девушку играют две разные, совсем непохожие друг на друга актрисы. Смена личин никак сюжетно не обоснована, персонажи на нее нисколько не реагируют — эта сбивающая с толку странность доступна лишь взору публики. Таким образом, Линч — сознательно или интуитивно — перенимает у Бунюэля главное: странное (как художественная категория) требует контекста, наличия шаблонов, на фоне которых сюрреалистические элементы выглядят более выпукло. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прием отстранения работает и на уровне отдельных эпизодов. Возьмем, например, сцену семейного ужина в доме Мэри: ее придурковатые предки приглашают к себе Генри, чтоб сообщить ему о рождении ребенка. Перед застольем герои знакомятся, учтиво задают друг другу пустые вопросы. Постепенно диалог превращается в абсурдистский этюд — во многом из-за эксцентричного актерского исполнения. Герои будто страдают от внутреннего конфликта, который приобретает гротескные формы. У отца, например, мимика словно отделена от слова: он сначала бесстрастно задает вопрос — затем глупо и долго улыбается, послушно ожидая ответа от гостя. У матери действие не подчинено репликам: она уводит Генри за угол, чтоб строго расспросить его об отношениях с Мэри — и вдруг начинает его домогаться, не прекращая своих холодных допросов. Вне зависимости от обстоятельств Генри сохраняет на лице свою неизменную маску: его мимика излишне экспрессивна, тогда как голос предельно безэмоционален. Он вечно таращит глаза и пугливо озирается, хотя до поры до времени источник его тревоги не до конца ясен. И лишь ближе к финалу проступает смысл его болезненных наваждений.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельного внимания заслуживает и звук. Между репликами героев часто повисает долгая неловкая пауза, голоса звучат словно в вакууме. Кроме того, Линч очень внимателен к любым неуютным шумам: Мэри во сне чешет глаз, щенки сосут молоко из матери, гудят водопроводные трубы — режиссер усиливает эти фоновые звуки, чтобы они звучали столь же громко, как и диалоги. То же касается и несмолкаемого заводского гула, который преследует героя на протяжении всей истории: порой он даже глушит голоса персонажей. Все эти пустоты и нарушения звуковой перспективы создают нестандартную акустическую среду — мы словно находимся в некоем ином измерении. Схожий эффект Линч позже будет использовать в нуар-хорроре «Шоссе в никуда» (1996).

Впрочем, это не единственная параллель с более поздними картинами Линча. Во-первых, ведущую роль тут исполняет Джек Нэнс — актер, который будет мелькать в кадре (пусть и на эпизодических ролях) в пяти будущих проектах режиссера. Во-вторых, за камерой здесь стоит Фредерик Элмс — оператор, с которым Линч будет позже работать над «Синим бархатом» (1986) и «Диких сердцем» (1990). В-третьих, в поздних картинах наблюдаются и визуальные заимствования из «Головы-ластика»: например, узор на полу в вестибюле дома Генри ровно такой же, как в Красной комнате из сериала «Твин-Пикс». Но главное, что здесь уже применяется излюбленная сюжетная структура с двумя мало связанными между собой линиями (так построены «Шоссе в никуда» и «Малхолланд-Драйв», 2001), а также формируется образный словарь Линча: телесные дефекты, шкатулка с таинственным артефактом, преследующая героя песня.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И тем не менее, несмотря на ряд общих черт, «Голова-ластик» до сих пор остается одной из самых авангардных работ Линча. Известно, что после нее он хотел снимать картину «Ронни Ракета» (с подзаголовком «Абсурдная тайна странных сил существования»). Это история детектива, который благодаря своей способности стоять на одной ноге попадает в таинственное параллельное измерение, где он теряется в коридорах и странных комнатах и где его преследуют вооруженные электричеством люди-пончики. Параллельно фильм должен был рассказывать о судьбе карлика, который в результате врачебной ошибки оказывается зависимым от регулярного подключения к току, — он берет себе псевдоним Ронни Ракета и становится рок-звездой. На реализацию своего замысла Линч не нашел финансирования, зато продюсеры предложили ему другой, менее экстравагантный вариант — драму «Человек-слон» (1980). Так режиссер отошел от совсем уж сюрреалистической зауми в сторону арт-стрима, снискав любовь и среди массового зрителя, и среди ценителей эстетского кино.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий голливудской вечеринки
  • Сценарий годовщины свадьбы 50 лет вместе
  • Сценарий годовщины свадьбы 45 лет родителям прикольные
  • Сценарий годовщины жемчужной свадьбы
  • Сценарий годовщина садика