Сценарий господин никто

Читать текст фильма Господин Никто (Mr. Nobody, 2009): фразы, сюжет, описание, краткое содержание кино онлайн

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ФИЛИПП ГОДО представляет
фильм ЖАКО ВАН ДОРМЕЛЯ
В ролях: ДЖАРЕД ЛЕТО
САРА ПОЛЛИ
ДАЙАН КРЮГЕР
ЛИН ДАН ФАМ
РИС АЙФЭНС
НАТАША ЛИТТЛ
ТОБИ РЕГБО, ДЖУНО ТЕМПЛ
КЛЭР СТОУН, ТОМАС БЕРН
Продюсер: ФИЛИПП ГОДО
Автор сценария и режиссер: ЖАКО ВАН ДОРМЕЛЬ
Как и большинство живых существ,
голубь быстро связывает поднятие шторки с появлением еды.
Но если подавать зерна каждые 20 секунд,
голубь задумается:
«Чем я это заслужил?»
Если в это время он хлопал крыльями,
он будет хлопать ими и дальше,
в полной уверенности, что это и есть определяющее действие.
Мы называем это «голубиным суеверием».
ГОСПОДИН НИКТО
Чем я это заслужил?
Как ваше здоровье?
Никаких изменений?
Мы знакомы?
Мы видимся раз в неделю.
Меня зовут доктор Фельдхайм.

— А вы кто такой?
— Никто.
Немо Никто.
Это необычное имя.
Вам так не кажется?
Иногда меня называют Господин Памятник.
Кто?
ПАМЯТНИК.
«Память ни к черту».
Каким был мой первый вопрос?
Не знаю.
Вы знаете, сколько вам лет?

Я родился в 1975-м.
Будьте любезны, посмотрите на свои руки.
Если не хотите, можете не смотреть.
Перед вами зеркало.
Нет, я…

— Какой сейчас год?
— 2009-й.
Мне 34.
Я родился 9 февраля 1975-го.
Выходит, сегодня у вас день рождения.
СУББОТА, 9 ФЕВРАЛЯ 2092
ПОСЛЕДНЕМУ СМЕРТНОМУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 1 18 ЛЕТ
Мне 34.
Мне 34!
Я должен проснуться!
Я должен проснуться!
Не надо, Немо. От солнца глаза болят.
Привет, приятель.
Доброе утро, ангелочки.
Пора в школу.
Вставай.
Элиза, я отвезу детей в школу.

— Пол, потише.
— Меня зовут не Пол.
Пол?
Папа?
Папа?
Папа!
Пол, не буди отца.
Элиза?
Это я, Джин.
Я что, умер?
Иди поиграй, Пол.
Кто такая Элиза?
Я не знаю никого по имени Элиза.
Ты устал, Немо. Тебе надо отдохнуть.
Я включу телевизор.
Пойду в дом. От солнца болят глаза.
Что?
От солнца болят глаза.
С вами Джулиан Маршалл,
в прямом эфире из больницы Нового Нью-Йорка,
и вскоре мы увидим заключительный выпуск телешоу
«Последние смертные».
Господину Никто 1 18 лет, и он не был теломеризован.
И у него нет чудесной хрюшки со стволовыми клетками.
В прямом эфире! На WWB!
Господин Никто станет последним человеком на Земле,
умершим от старости.
Господин Никто: «Последний смертный».
Итак, доктор, в государственных архивах нет никаких данных о нем.
Нам ничего не известно о его прошлом.
Мы не знаем, кто такой Господин Никто. Он и сам не знает.
Память нашего пациента затуманена.
Но на определенной стадии болезни
даже давние воспоминания порой возвращаются в подробностях.
Попробуем по-другому.
Я прибегну к старинной методике.
Ничего обещать не могу.
Возможно, будут проблески воспоминаний.
А может, ничего не произойдет.
Хотите попробовать?
Вы совершенно расслаблены.
Вы слышите только мой

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

У этого термина существуют и другие значения, см. Господин Никто.

Господин Никто
Mr. Nobody
Постер фильма
Жанр

Драма, фантастика, мелодрама

Режиссёр

Жако Ван Дормаль

Продюсер

Филипп Годо

Автор
сценария

Жако Ван Дормаль

В главных
ролях

Джаред Лето
Диана Крюгер
Сара Полли
Фам Линь Дан

Оператор

Кристоф Бокарн

Композитор

Пьер Ван Дормаль

Кинокомпания

Pan Européenne

Длительность

134 мин. (155 мин. режиссёрская)

Бюджет

47 млн $

Страна

Flag of Canada.svg Канада
Flag of Belgium (civil).svg Бельгия
Flag of France.svg Франция
Flag of Germany.svg Германия

Язык

английский

Год

2009

IMDb

ID 0485947

«Господин Никто» (англ. Mr. Nobody) — фильм режиссёра Жако Ван Дормаля, вышедший в 2009 году и рассказывающий о судьбе главного героя картины, Немо Никто, и многих возможных её вариантах.

Немо просыпается в отдалённом будущем в возрасте 118 лет и пытается вспомнить факты своей биографии. Он рассказывает о своей жизни как о множестве параллельных настоящих жизней, которые он прожил. Являясь коллекцией всевозможных идей, этот фильм, по словам режиссёра, задаёт вопросы, но не даёт ответов — именно это было основой фильма[1]. Главная же проблема заключается в том, что каждый человек вынужден делать выбор, и не бывает правильного или неправильного выбора. Даже, казалось бы, самое неудачное решение может привести к очень счастливым последствиям — и наоборот.

Содержание

  • 1 Сюжет
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Жизнь с матерью
    • 1.3 Жизнь с отцом
      • 1.3.1 Кома
      • 1.3.2 Жизнь с Элизой
      • 1.3.3 Жизнь с Джин
      • 1.3.4 Не родился
      • 1.3.5 Странности
    • 1.4 Конец фильма
  • 2 Работа над фильмом
    • 2.1 Цвет в фильме
  • 3 Научные факты и идеи
    • 3.1 Эффект бабочки
    • 3.2 Эксперимент с голубем
    • 3.3 Большой взрыв
    • 3.4 Влюбленность
    • 3.5 Врождённый страх
    • 3.6 Принцип энтропии
  • 4 Актёрский состав
  • 5 Съёмочная группа
  • 6 Награды
  • 7 Критика
  • 8 Саундтрек
  • 9 Интересные факты
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки

Сюжет

Главный герой, называющий себя Немо Никто (англ. Nemo Nobody) — 118-летний старик, последний смертный человек на Земле. Дни, оставшиеся до его кончины, стали объектом реалити-шоу и транслируются для бессмертного населения планеты. Вокруг — вечно молодые клоны. Они бессмертны.

Для меня было важным то, чтобы главный герой оказался последним из смертных. Так, чтобы он оказался в окружении бессмертных… Меня особенно привлекала идея контраста между бессмертными, которые не должны больше заниматься собственным воспроизводством и которые не ведают больше ни секса, ни любви, и пожилым человеком, который только и делает, что говорит о любви. Тут обязательно возникает вопрос, что лучше: быть бессмертным и не знать секса или все-таки остаться смертным, но испытывать такие радости.

— Интервью режиссёра Жако Ван Дормаля[1]

Сам Немо утверждает, что ничего не помнит о своем прошлом, но психиатр и тайком пробравшийся в палату к господину Никто журналист вытягивают из него подробности его жизни, все больше и больше запутывая себя и зрителя. Весь фильм представляет собой хаотические обрывки воспоминаний господина Никто, из которых складывается несколько взаимоисключающих историй его жизни. Непонятно, какие из воспоминаний реальны, а какие — просто возможное развитие жизни Немо, которое так и не произошло.

Сюжет фильма имеет древовидную структуру, то есть начиная с момента рождения главного героя, зрителю показывают многие из возможных вариантов развития его жизни, которые в целом образуют несколько «ответвлений».

Рождение

Рассказ героя начинается с того, что до момента своего рождения дети помнят все, что будет с ними после, но перед самым рождением ангелы прикладывают палец к губам малышей и они все забывают, а под носом у них появляется ямка. Но ангелы забыли про Немо. Подобная идея высказана также французским писателем Бернардом Вербером в его произведении «Империя ангелов»[2].

Согласно концепции древнегреческого философа Платона, бессмертная душа человека обладает абсолютным знанием, однако перед рождением это знание «забывается», при этом весь процесс познания человека в ходе жизни трактуется как «воспоминание» душой забытого материала

Первый свой выбор маленькому Немо приходится совершать при выборе родителей, второй при их разводе: он должен решить с кем ему остаться с мамой или папой. Сцена происходит на вокзале с названием chance (шанс), мама уезжает на поезде, а отец остается. В одном случае он бежит за мамой и она успевает втянуть его в поезд, а в другой он остается с папой, в зависимости от этого меняется его судьба.

Жизнь с матерью

Немо остается с матерью и её новым мужчиной. Он ведёт себя в новой семье вызывающе, говорит, что может предсказывать будущее, и не ладит со своим отчимом, Гарри. Тут он знакомится с дочерью маминого ухажёра, Анной. Немо сидит на пляже. К нему подбегает Анна. Далее следует разветвление: Она зовёт его купаться, но он не умеет плавать. В одном варианте он говорит, что её подруги дуры, и «Я с дурами не купаюсь», чем отпугивает её. Всю жизнь он жалеет о тех словах. Однажды, много лет спустя, он встречает Анну на вокзале с двумя её детьми, происходит неловкий разговор, у обоих на лицах читается сожаление, они снова расходятся. Во втором варианте он по секрету признаётся ей в неумении плавать, она остаётся с ним, и они сближаются. Она — первая настоящая любовь Немо и отвечает ему взаимностью. Они счастливы, но их чувствам придётся пройти через суровое испытание: Гарри расстается с матерью Немо, и пятнадцатилетняя Анна уезжает с ним в Нью-Йорк. Они теряют связь друг с другом. Через много лет Немо работает чистильщиком бассейнов. Его надежда увидеть Анну ещё живёт в его душе, но с каждым днём становится всё слабее. И вот однажды он её находит, они встречаются светлым днём на вокзале и моментально узнают друг друга в толпе прохожих. Через столько лет Анна не готова сразу возобновить отношения и просит Немо подождать. Она просит позвонить ей через два дня по телефону и встретиться у маяка. Но листок, на котором она оставляет свой номер, намокает под дождем, и они опять теряют друг друга. Немо каждый день подходит к маяку, у которого они хотели встретиться, но Анны всё нет. Но наконец она приходит к назначенному месту и утопает в объятьях Немо.

Жизнь с отцом

Итак, маленький Немо остался с отцом, который превратился в беспомощного инвалида. Немо ухаживает за больным отцом, становится замкнутым, необщительным, не следит за внешностью. Работает в магазине, а свободное время проводит дома за печатной машинкой, сочиняя фантастическую повесть о путешествии на Марс. Однажды он приходит на школьную дискотеку, где встречает юную Элизу, и влюбляется в неё с первого взгляда. Он приезжает к дому Элизы с целью объясниться с ней. Здесь следует разветвление.

Кома

Немо видит Элизу с её 22-летним другом, понимает, что ему не на что рассчитывать, и уезжает. Расстроенный, он несётся на мотоцикле по ночной лесной дороге, падает и оказывается в больнице в состоянии комы. Он чувствует запахи, тепло, видит свет через закрытые веки, может думать, но не может пошевелиться. Присутствует намек на воссоединение его родителей, они вместе приходят его навестить. Немо продолжает пытаться вспомнить пальцами движения по клавиатуре, и в последней сцене из этой линии ему удаётся пошевелить пальцем.

Жизнь с Элизой

Немо объясняется с Элизой. Она отказывает ему, потому что любит другого, но Немо продолжает уверять её в своих чувствах к ней и в светлом будущем. Элиза поддается, и через пару лет они женятся. Здесь следует ещё разветвление. В одном случае Элиза гибнет в результате аварии по возвращении со свадьбы. Немо хранит её прах. Здесь следует ещё разветвление. В первом случае Немо собирается развеять прах Элизы на Марсе, и в итоге летит туда. Здесь следует ещё разветвление. В первом случае Немо не долетает до Марса, корабль взрывается и он не хоронит прах и не встречает Анну. Во втором случае Немо развеивает прах над поверхностью Марса, как и обещал Элизе при первой встрече. На борту космического корабля он знакомится с Анной, но корабль терпит крушение в результате встречи с метеоритами. В альтернативном варианте Немо не летит на Марс, он работает на телестудии,где встречается с Анной после смерти её мужа — знакомого Немо.

В другой реальности Немо и Элиза заводят троих детей. Их брак очень несчастен: Элиза страдает хронической усталостью, депрессией и практически не выходит из дома. С каждым днем ей все хуже: у неё начинаются приступы истерики, попытки уйти из дома. Немо как может старается сохранить их брак, делает вид, что все в порядке, но наедине сам с собой признает, что все его действия беспомощны и нелепы. Элиза уходит из дома.

Жизнь с Джин

Немо объяснился с Элизой, но она отказывает ему, потому что любит другого. Немо приходит домой и говорит отцу: «Я женюсь на первой девушке, которая со мной потанцует». Парень полон решимости и в тот же вечер отправляется в местный клуб, где встречает Джин. Они танцуют. Позже, увозя её домой из клуба на своем мотоцикле, Немо принимает «множество глупых решений» (как он сам их позже оценит):

  1. Я больше никогда не буду полагаться на случай
  2. Я женюсь на девушке, сидящей на моем мотоцикле
  3. Я разбогатею
  4. У нас будет дом, большой дом, жёлтого цвета, с садом и двое детей: Пол и Майкл
  5. У меня будет кабриолет, красный кабриолет и бассейн, я научусь плавать
  6. Я не остановлюсь, пока не добьюсь успеха.

— цитата из фильма

Все свои планы Немо претворяет в жизнь и, казалось бы, добившись всего, что хотел, оказывается несчастным. Немо здесь — заложник собственных юношеских порывов и амбиций, и жизнь его скучна и неприятна. Устав от подобного существования, Немо снова начинает полагаться на случай (монету) в принятии решений. Он подходит к человеку, встречающему мистера Джонса, и называется этим именем. Затем получает его номер в гостинице. Здесь следует ещё разветвление. В первом случае его по ошибке убивают в ванной выстрелом в голову и закапывают в лесу. Во втором случае убийца стреляет в шею и Немо попадает в реанимацию.

Не родился

Немо находясь в странном городе, следуя подсказкам, которые находит буквально везде, попадает в старый заброшенный дом, где смотрит видео. На видео он видит самого себя в будущем, который объясняет Немо, что в этой реальности он не существует. Возможными причинами он называет (разветвление): отец не поскользнулся, начался дождь и родители не встретились, отец погиб в детстве, при катании на санках, родителям не удалось зачать ребёнка, в доисторические времена погибла его прародительница (здесь применяется теория о том, что есть некое пространство, в котором находится всё, что могло существовать, но по каким-то причинам не существует).

Странности

Иногда по ходу сюжета мы можем видеть, как Немо наблюдает странные явления, людей и объекты из другой версии его жизни, сны о другой жизни, однажды один человек (сосед Анны) даже говорит ему: «Немо! Ого! Я слышал, что ты умер. Утонул.» — это является намёком на другую его жизнь, когда он тоже был телеведущим, но жил с Анной. Всё можно объяснить тем, что это всё происходит в голове маленького мальчика или тем, что Немо может делать выбор своего жизненного пути (режиссёр акцентирует на этом вопросе особое внимание, но ответа не даёт).

Конец фильма

Перед смертью господин Никто говорит журналисту, что ни он, ни журналист не существуют на самом деле: они все находятся в воображении того мальчика, вынужденного сделать выбор на вокзале. 12 февраля 2092 года, 05:50 утра господин Никто делает последний вздох, и в этот же самый момент время начинает идти вспять.

Параллельно основному повествованию главный герой фильма в образе ведущего документалиста сообщает зрителям всевозможные научные и псевдонаучные факты. В частности зрителю рассказывают о Большом Взрыве, в результате которого, по мнению многих учёных, возникла Вселенная. И бесконечное течение времени есть ни что иное, как расширение Вселенной после взрыва, которое, однако, имеет предел. Делается предположение о том, что когда ресурс расширения будет исчерпан, время пойдет вспять и Вселенная устремится к свертыванию.

Когда я готовил этот фильм, я прочел несколько научных трудов о временных факторах и соотношении пространства и времени. Это были сочинения по физике. Один из авторов — Илья Пригожин. Ничего из этих научных трудов я не понял, но в них была удивительная научная поэзия…

— Интервью режиссёра Жако Ван Дормаля [1]

У фильма есть несколько концовок: Немо с Анной кидают камни с пирса, повтором сцены с медленным танцем.

Работа над фильмом

Бельгийский режиссёр Жако Ван Дормаль задумал фильм в 2001 году, а к реализации идеи приступил в 2007[3]. Проект отличается тем, что снят на английском языке, который не является основным в Бельгии. Режиссёр объяснил: «Идея фильма пришла ко мне на английском языке. Эта история охватывает очень длинные дистанции и временные промежутки. Одно из направлений в сюжете о мальчике, который должен сделать выбор между жизнью с матерью в Канаде или с отцом в Англии. Также есть англоговорящие актёры, с которыми я хотел поработать»[4]. Дормаль начал съёмки с актрисой Сарой Полли в феврале 2007 года. Позже в главной роли Немо Никто был утвержден Джаред Лето. Актриса Ева Грин не прошла кастинг на роль Анны[5].

Бюджет фильма был утвержден ещё до съёмок и составил € 37 млн, став одним из самых дорогих бельгийских фильмов на сегодняшний день. Половину средств предоставил французский продюсер Филипп Годо через свой центр Pan-Européenne, а другая половина от дистрибьюторов Wild Bunch и Pathé[4].

Производство заняло 120 дней, съёмки велись в Бельгии, Германии и Канаде[6]. Три жизни Немо, которые представлены в фильме, разделены при помощи цвета и музыкального сопровождения. «Дизайн» каждой жизни основан на работе британского фотографа Мартина Парра[7].

Во время съёмок Дормаль сделал уникальный шаг, опубликовав сценарий фильма[7]. Режиссёр рассказал о масштабах: «Моим продюсерам не нравится, когда я так говорю, но по сути это экспериментальный фильм с большим бюджетом о разных жизнях одного человека, которые он может прожить в зависимости от того, какой выбор сделает. Речь идет о бесконечных возможностях, с которыми сталкивается каждый. И нет плохих или хороших выборов. Просто каждый из них создаст новую жизнь для вас. Самое интересное — быть живым»[6][7].

Господин Никто был впервые показан на Венецианском кинофестивале 12 сентября 2009 года. Вышел в прокат в кинотеатрах Бельгии и Франции 13 января 2010 года[8].

Цвет в фильме

Проблемы с содержанием статьи

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Джин, Элиза и Анна в детстве

Цвет имеет в фильме особое, символичное значение. Каждая из трёх основных сюжетных линий имеет свой неповторимый оттенок, что подчеркивает их оригинальность и непохожесть друг на друга. Цветовая дифференциация прослеживается ещё в детстве главного героя.

Вот три девочки сидят на скамейке. Это будущие возможные жены Немо: Джин, Элиза и Анна. Одна в жёлтом, другая в синем, третья в красном платье. Объединив свою жизнь с Элизой, Немо познаёт мир полный депрессии и уныния, это — этюд в синих тонах. Выбрав Джин, Немо добивается материального благополучия и независимости. И жёлтый — цвет жизни и богатства — только подчёркивает это. А притча о прекрасной любви Немо и Анны — этюд в красных тонах, рассказ о любви и страсти.

Примечательно, что само пребывание маленького Немо перед рождением в некой всеобщей плаценте показано в белых тонах. Белый включает в себя все цвета видимого спектра, он аллегорично представляет идею фильма о том, что всё возможно, пока не сделан выбор. К концу жизни Немо становится дряхлым стариком и лежит в обстановке белого (комната, одежда, доктор). Получается, что судьба привела героя в точку, где сходятся все пути, цвета сливаются в белый поток.

Научные факты и идеи

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 декабря 2011.

На протяжении всего фильма зрителю рассказывают факты научного или околонаучного характера.

Эффект бабочки

Гипотеза, согласно которой самые простейшие поступки в настоящем (или в прошлом) могут привести к грандиозным изменениям в будущем (и, соответственно, в настоящем). Вошла в (около)научный оборот после рассказа Рэя Бредбери «И грянул гром», персонажи которого попали в далекое прошлое, а один из них случайно наступил на бабочку. По возвращении в настоящее герои не узнают мир, который когда-то покинули.

Эксперимент с голубем

Голубя помещают в коробку, в которой находится кнопка с проводом, и окошко, за которым находятся зерна. При нажатии на кнопку створка окна поднимается, и голубь может взять еду.

Как и большинство живых существ, голубь быстро связывает поднятие шторки с появлением еды. Но если подавать зерна каждые 20 секунд, голубь задумается: «Чем я это заслужил?» Если в этот момент он хлопал крыльями, он будет хлопать ими и дальше, в полной уверенности, что это и есть определяющее действие. Мы называем это «голубиным суеверием».

Большой взрыв

Что было до Большого Взрыва? Дело в том, что не было никакого «до»: до Большого Взрыва время не существовало. Рождение времени — результат расширения Вселенной. Но что будет, когда Вселенная перестанет расширяться и движение пойдет в обратную сторону? Какой тогда будет природа времени? Если теория струн верна, во Вселенной есть 9 пространственных измерений и одно временное. Можно предположить, что в начале все измерения были переплетены, а после Большого Взрыва выделились три известные нам: высота, ширина и глубина и ещё одно измерение, известное нам как время. Остальные пять остались в зачаточном и перекрученном состоянии. Если мы живем в мире перекрученных измерений, то как же мы отличаем иллюзию от реальности? Мы привыкли, что время движется в одном направлении. Но что если одно из измерений не пространственное, а временное?

Влюбленность

Что происходит, когда мы влюбляемся?

Под воздействием стимула гипоталамус выбрасывает мощный заряд эндорфинов. Но почему именно эта женщина или этот мужчина? Может, индивидуальный набор феромонов подает нам генетический сигнал? Или мы узнаем черты чьей-то внешности? Мамины глаза? Запах, пробуждающий приятные воспоминания?

Может быть, любовь — это часть плана? Оружие в войне двух видов размножения? Бактерии и вирусы — бесполые организмы. При каждом делении они мутируют и совершенствуются быстрей, чем мы. Против этого у нас есть только одно грозное оружие — секс. Два человека, смешав свои гены, тасуют колоду и создают нового человека. Чем меньше он похож на родителей, тем лучше сопротивляется вирусам. Что если мы невольные солдаты в войне между двумя видами размножения?

Врождённый страх

До какой степени врождённы наши страхи?

Если над головами гусят, выращенными в инкубаторе, провести силуэт летящего гуся, птенцы вытянут шеи и запищат. Но если поменять направление движения, силуэт станет похож на сокола. Птенцы отреагируют мгновенно: они прижмутся от страха к земле, хотя никогда в жизни не видели сокола. Без чьих-либо подсказок врождённый страх помогает им выжить.

Но у людей, к каким древним опасностям апеллирует врождённый страх?

Принцип энтропии

Почему дым не возвращается в сигарету? Почему молекулы разлетаются друг от друга? Почему клякса не принимает снова четкую форму? Потому что Вселенная стремится к распаду. Это и есть принцип энтропии, стремление Вселенной к состоянию растущего беспорядка. Принцип энтропии связан с понятием стрелы времени, результатом расширения Вселенной. Но что если сила гравитации перевесит расширяющую силу, или энергия квантового вакуума окажется слишком слабой? В этот момент во Вселенной может начаться стадия сжатия, «Большой Хлопок». Так что же произойдет со временем? Пойдет ли оно вспять? Никто не знает ответа.

Актёрский состав

В съёмках фильма приняли участие следующие актёры[9]:

  • Джаред Лето — Немо
  • Диана Крюгер — Анна
  • Сара Полли — Элиза
  • Фам Линь Дан — Джин
  • Рис Иванс — отец Немо
  • Наташа Литтл — мама Немо
  • Тоби Регбо — Немо (16 лет)
  • Джуно Темпл — Анна (15 лет)
  • Клер Стоун — Элиза (15 лет)
  • Одри Джакомини — Джин (15 лет)
  • Томас Бирн — Немо (9 лет)
  • Дэниел Мейс — журналист
  • Майкл Райли — Гарри
  • Аллан Кордьюнер — доктор Фельдхейм

Съёмочная группа

  • Режиссёр и сценарист — Жако Ван Дормаль
  • Оператор — Кристоф Бокарн (фр. Christophe Beaucarne)
  • Композитор — брат режиссёра, Пьер Ван Дормаль
  • Продюсер — Филипп Годо (фр. Philippe Godeau)
  • Художник-постановщик — Сильвия Оливе (фр. Sylvie Olivé)
  • Художник по костюмам — Улла Готе (нем. Ulla Gothe)
  • Художник по гриму — Катье Ван Дамме (нидерл. Kaatje Van Damme)

Награды

Фильм получил четыре награды и был номинирован ещё на три[10]:

Награды
Международный кинофестиваль в Каталонии 2009 Лучший грим
Международный кинофестиваль в Стокгольме 2009 Лучшая операторская работа
Венецианский международный кинофестиваль 2009 «Золотая Озелла» за выдающийся технический вклад
Награда «Biografilm»
Номинации

Критика

… Костюмы и оформление фильма впечатляют и дают всевозможным линиям сюжета свой доминирующий цвет… Хотя всё хорошо написано и инсценировано и также весьма остроумно и многозначительно, отдельные сцены фильма редко добавляются к общей картине фильма.

— Variety [11]

… Как и «Бенджамин Баттон», фильм является интеллектуальным с серьёзной концепцией о бесконечном количестве возможностей, которые предлагает человеческая жизнь. Мужчина Немо Никто проследует сквозь всевозможные жизни, которые он из-за различных обстоятельств мог бы прожить. Это англоязычное произведение с большим бюджетом, в котором есть псевдо-научные факты, с комплексом технически сложным, вполне может конкурировать с другими.

— Hollywood Reporter[12]

Саундтрек

  • Бадди Холли — Everyday
  • Эрик Сати — Je te veux
  • Эрик Сати — Lent Et Grave
  • Eurythmics — Sweet Dreams (Are Made of This)
  • Gob — Mr. Sandman
  • Wallace Collection — Daydream
  • Нена — 99 Red Baloons
  • Эрик Сати — Gnossienne No. 3
  • Габриэль Форе — Pavane Op. 50
  • Ханс Циммер — God Yu Tekkem Laef Blong Mi
  • The Chordettes — Mr. Sandman
  • Pixies — Where Is My Mind?
  • Отис Реддинг — For Your Precious Love
  • Elisabetha — Die Glocken
  • Пьер Ван Дормаэль — Mr. Nobody
  • Пьер Ван Дормаэль — Undercover
  • Нена — 99 Luftballons
  • Бенджамин Бриттен — Cello Suite No 1, Opus 72
  • The Ink Spots — Into Each Life Some Rain Must Fall

Интересные факты

  • Как и с группой Джареда 30 Seconds to Mars, в одной из реальностей жизнь Немо связана с Марсом.
  • В фильме представлена сцена камео режиссёра — безработный бразилец, варивший куриное яйцо.
  • В классе, где учится Немо, несмотря на то, что тема урока была «климатические зоны и погодообразующие факторы каждой из них», на доске написано «Entropy»(энтропия).
  • «Немо» в переводе с латинского означает «Никто». Этим именем Одиссей представился Циклопу.
  • Это последний фильм, к которому композитор Пьер Ван Дормаль написал музыку. Он умер от рака 3 сентября 2008 года.
  • Когда работа над фильмом ещё продолжалась, его предложение на конкурс в Каннах было отклонено, так как сокращенное название «Г-н никто» посчитали неконкурентоспособным.[13]
  • Лицо 118-летнего[источник не указан 356 дней] старика принадлежит действительно Джареду Лето, при постановке использовали грим, а не компьютерные технологии.[14][15][16]
  • Роль Анны могла достаться Еве Грин.[5]
  • В роли ангелов в одной из сцен снялись дочери Ван Дормаля.[источник не указан 356 дней]
  • Кассовые сборы очень малы, если сравнить их с бюджетом.
  • При подготовке финальной версии сценария режиссёр записывал отдельные части истории на карточках, а потом перемешивал их в свободном порядке.[17]
  • Главный герой картины, Немо Никто, родился в один день с режиссёром — 9 февраля.

См. также

  • Эффект бабочки (фильм)
  • Беги, Лола, беги
  • Осторожно, двери закрываются
  • Загадочная история Бенджамина Баттона

Примечания

  1. 1 2 3 Михаил Попов. Премьера фильма «Господин Никто»  (рус.). The Best Photos: Светские новости (14 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012. Проверено 18 января 2011.
  2. Бернард Вербер Глава 25. Рождение Жака // Империя ангелов = L’empire des Anges. — Гелеос, Рипол Классик, 2008. — 448 с. — ISBN 5-8189-0681-7
  3. Kit, Borys (17 июня 2007). «’Mr. Nobody’ cares for two somebodies». The Hollywood Reporter. Проверено 17 июня 2007.
  4. 1 2 Grey, Tobias (15 May 2008). «Belgian directors go genre route». Variety. Проверено 24 May 2008.
  5. 1 2 Feuillère, Anne. Van Dormael’s ambitious Mr Nobody, Cineuropa.org, Cineuropa (15 June 2007). Проверено 17 July 2007.
  6. 1 2 Kelly, Brendan. Nobody shooting in town, The Gazette (15 October 2007). Проверено 24 May 2008.
  7. 1 2 3 Johnston, Sheila. Jaco van Dormael — The return of a hero, The Independent (28 March 2008). Проверено 24 May 2008.
  8. Господин Никто (2009/I) — Release dates
  9. Full cast and crew for Mr. Nobody. IMDb. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012. Проверено 26 мая 2010.
  10. Awards for Mr. Nobody. IMDb. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012. Проверено 26 мая 2010.
  11. Boyd von Hoeij:Mr. Nobody auf variety.com am 16. September 2009
  12. Deborah Young:Mr. Nobody — Film Review auf hollywoodreporter.com am 25. September 2009
  13. Trivia for Mr. Nobody. IMDb. Архивировано из первоисточника 26 апреля 2012. Проверено 26 мая 2010.
  14. Nemo Nobody adult (Character)
  15. Господин Никто (2009/I) — Full cast and crew
  16. Jared Leto : Making of Mr. Nobody. Aging Process
  17. Жако Ван Дормель: Лекарство от смерти — Скрытое — Кино — OpenSpace.ru

Ссылки

  • Официальный сайт фильма
  • Неофициальный русскоязычный сайт фильма
  • «Господин Никто»  (англ.) на сайте Internet Movie Database 7.7 из 10 звёзд
  • «Господин Никто»  (англ.) на сайте allrovi
  • Разговор о фильме на Радио России в передаче психотерапевта А. Г. Данилина «Серебряные нити»

В 2009 году бельгийский режиссер Жако Ван Дормаль представил миру сюрреалистическую картину Господин Никто, смысл которого в проблеме выбора. Фильм не оставил равнодушным никого. Кто-то категорически не принял некий сумбур и хаотичность повествования, не разглядев за этим смысл фильма Господин Никто. А кто-то считает картину лучшей в истории существования кинематографа, недоумевая, почему ее обошли наградами именитые кинофестивали.

Господин Никто: смысл и сюжет

История разворачивается вокруг 118-летнего старика Немо Никто, очнувшегося после анабиоза в 2092-м году. Мир, предстающий его глазам, не похож на тот, который он помнил. Человечество победило смерть и болезни. Люди научились искусственно регененировать клетки организма, избавив, таким образом, себя не только от старости, но и от необходимости беспокоиться о продолжении рода. Идеальные бессмертные здоровые тела, не знающие переживаний любви и радостей секса. Идеальные ли?

Интересно! Режиссер в одном из своих интервью говорит: «То, что главный герой остался последним из смертных – очень важно. Идея контраста между теми, для кого чувства являются неким атавизмом, и стариком, который только и делает, что говорит о любви.»

Рождение и смерть

Весь фильм представляет собой переплетение различных вариантов развития событий из жизни одного человека в зависимости от сделанного им когда-то выбора.

Бытует красивая легенда о том, что ребенок до своего рождения знает досконально всю свою будущую жизнь. Но потом к губам малыша притрагивается Ангел Забвения и, оставив отметину над верхней, лишает его этого знания. И отныне вся жизнь ежесекундно зависит от сделанного выбора:

  • на какую тропинку свернуть.
  • какого человека рядом с собой выбрать.
  • рождаться ли в этот мир вообще.

Существует мнение, что одна из причин, по которой люди не страшатся смерти в том, что умирают все. Ведь никому не дано закончить свое жизненное путешествие как-то по-другому. Но в мире бессмертных умирающий старик, единственный в своем роде. Его последние дни, в течение которых он анализирует и вспоминает все, что с ним случалось (случалось ли?), превращаются в реалити-шоу.

Эффект бабочки

История жизни Немо вовсе не линейна. Она предстает в виде дерева со множеством разветвлений – дорог, по которым двигается герой в зависимости от принятый им в какой-то момент судьбоносных решений. Именно выбор определяет смысл Господина Никто. Выбор, возможность выбора. А также последствия, которые он несет, влияние несущественных мелочей, вынуждающих выбирать то или иное. Этакий «эффект бабочки».

На заметку! Эффектом бабочки называют зависимость макропоследствий от микроизменений, им предшествующих. Например, взмах крыльев южноамериканской бабочки может привести к североамериканскому торнадо.

Одной из центральных «развилок» в жизни главного героя был выбор, сделанный им на вокзале с символичным названием Шанс.

С кем остаться после развода родителей:

  • с матерью-изменщицей. В будущем она сойдется с другим мужчиной. У Немо появится сводная сестра Анна, которая станет его настоящей, пронесенной сквозь века любовью.
  • с неудачником-отцом, который вскоре тяжело заболеет. И Немо, вынужденный ухаживать за ним, отгородится от мира за немытыми волосами и тяжелым характером.

Господин Никто: смысл в мелочах

Но и в этом, казалось бы абсолютно осознанном выборе, существует множество сторонних причин, влияющих на него. Порванный шнурок лишает мальчика возможности догнать уезжающую мать, оставляя его с отцом.

В фильме вообще множество незначительных событий, предопределяющих дальнейший путь героя. Уволенный рабочий в другой стране, не имея другой еды, варит себе яйцо. Пар, поднятый в атмосферу от этого процесса, влияет на пролившийся в Америке дождь. Дождь, смывший с бумажки номер телефона Анны, который она оставляет Немо при одной из многочисленных их встреч в разных реальностях.

Таким образом, режиссер добавляет некую долю случайности в попытку сделать взвешенный и обдуманный выбор. Как говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Бог, высшая сила, бабочка в Южной Америке, низкого качества шнурки или вареное яйцо.

Нелюбимые

Кроме этого, любое решение влечет за собой последствия не только для решающего, но и для окружающих его людей. Немо, в какой-то момент в одной из реальностей, решается на отношения.

  • В одном случае это девушка, которая танцует с ним в баре – Джин.
  • В другом – Элиза, которая в одной из ветвей отвечает на его чувства.

Но ни то, ни другое не приносит счастья ни в одной из жизней. Даже избежав смерти Элизы и простроив с ней семью с тремя детьми, Немо чувствует, что его жизнь неправильна и нелепа. По инерции, он какое-то время старается сохранять отношения, но Элиза, не чувствуя любви, уходит от него.

На заметку! Режиссер в какой-то момент просто уходит со сцены, предоставляя зрителю возможность самому искать ответы на вопросы. Он не скрывает, что имея множество вопросов, найти на них ответы он и сам не может.

Чем заканчивается фильм Господин Никто

Концовка фильма возвращается зрителя на вокзал Шанс. Возможно, все происходящее было лишь в воображении маленького мальчика, который принимал столь сложное, и столь важное для себя решения. Изучив все возможные последствия, Немо понимает, что не будет счастлив ни в одном из возможных вариантов развития событий. А потому он.. просто убегает от матери, от отца. Убегает так и не сделав выбор, но открыв тем самым еще одно, неизведанное до селе разветвление.

Именно эта жизнь приводит Немо в конце концов к Анне. Она приходит на маяк и романтично утопает в его объятиях. Господин Никто, смысл жизни которого раскрывается в этот момент, счастлив. Центральная нить, связывающая воедино и дарящая целостность существованию, даже в моменты, когда все рушится и разваливается – это любовь. Последнее слово, произнесенное умирающим Немо – Анна.

Жизнь – не компьютерная игра, в которой можно сохраниться в какой-то момент и при любой ошибке начать с хорошо знакомого чекпоинта. Выкинуть черновик и попробовать решить задачку заново. Но в этом и прелесть, нет? Ведь в самые темные времена приходит момент, когда зажигается свет. И чем темнее было до него, тем он ярче.

Детально о кинофильме «Господин Никто»

«Господин Никто» построен на такой же очаровательной игре деталей, как «Амели» Жан−Пьера Жене, но начисто лишен уютной неомещанской морали. «Господин Никто» так же лукаво исследует границы между мечтами и реальностью, как «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, но возводит личную драму маленького человека в ранг вселенского эпоса.

«Господин Никто» так же смело выворачивает наизнанку представления о биографическом жанре, как «Загадочная история Бенджамина Баттона», но обходится без изнурительных клише. «Господин Никто» так же отважно разрушает представления о реальности (экранной и внеэкранной), как «Матрица», но избегает претенциозной псевдофилософии.

Когда 34−летний Немо Никто в промежуточном пространстве сна транса вступает в диалог с самим собой — старым и мудрым, то узнает о человеке, управляющем событиями: его зовут Архитектор. Кто он такой? Неужто Бог? Нет, разъясняет Немо−старик, Архитектор — это девятилетний мальчик на платформе, поставленный перед невозможным выбором. Следует ли из всего вышеизложенного глубокомысленный вывод?

Интервью с Жако Ван Дормелем:

Как писался сценарий, конструкция которого настолько изощренна и непроста?

Я записывал отдельные сцены и эпизоды на карточках, а потом помещал в общую картотеку и перемешивал в свободном порядке. Из сочетаний рождалась финальная версия сценария.

Помните, что было на первой карточке?

Уже нет. (Смеется.) Может, первая давным−давно потерялась.
Но ведь и единой идеи в основе фильма тоже не было — идей было очень много, они рождались одна за другой, наслаивались друг на друга. А началось все с короткометражки, которую я снял двадцать пять лет назад — именно там впервые появлялся мой герой: мальчик на перроне, который не знает, кого из родителей ему выбрать. Похоже, я бесконечно повторяюсь… Но та идея не отпускает меня до сих пор. Я убежден, что каждый из нас, совершая
выбор, выбирает не из двух возможностей, а из бесконечного множества. Значит, не бывает «правильного» и «неправиль−
ного» выбора. Я не знаю, по каким причинам совершаю тот или иной выбор, но когда я его совершаю, могу ли я назвать его

свободным?

Возможно, причины существуют — просто мне они неведомы. Влюбляясь, я выбираю одну женщину из множества, но
почему я влюбляюсь именно в нее? Самый важный выбор в жизни, как правило, находится вне зоны нашего контроля.
Обычно фильмы дают простые ответы на сложные вопросы. Я хотел бы этого избежать. У меня свои вопросы. Ответов на

них я не нашел и притворяться не хочу.

Какой из многочисленных Господинов Никто ближе Вам самому?

Все они — это я! И в то же время каждый — всего лишь плод воображения. Я, как сценарист, создаю персонажей−призраков, а потом место фантомов занимают реальные люди, актеры.

Персонажи на экране — нечто среднее между созданным мной призраком и плотью актера. Господин Никто — не персонаж,
а все персонажи вместе взятые. Такого написать, очевидно, сложнее всего. Или нет? Такого героя создавать забав−
нее. Ведь он показывает, как наш опыт влияет на личность, изменяет ее в ту или иную сторону. Работа любого сценариста
состоит из бесконечных «Что, если…». Все, что мне недоступно в реальной жизни, я проживаю на бумаге. Но вот как воплотить это перед камерой? Джаред Лито выполнил невероятную работу. Все сыгранные им Господины Никто — разные, они

по−разному дышат и ходят.

Что объединяет их всех?

Все они — ветви одного дерева. У них общие корни. В каждом скрыт ребенок, родители которого расстались. А потом — уже
два разных тинейджера: один уехал в Канаду, другой остался в Англии. Из двух тинейджеров рождаются восемь разных

взрослых. Влюбиться, не влюбиться? Соблазниться, не соблазниться?

Сказать правильное слово или неправильное? Быть счастливым или несчастным? Каждая из возможностей скрыта в ребенке.

А Вы сожалеете о каких−либо возможностях, упущенных в жизни?

Нет. Даже самые печальные моменты содержали в себе какую−то внутреннюю красоту, с которой мне не хотелось бы расставаться. Хотя, разнообразные «Что, если…» преследуют меня, как каждого. Особенно в вопросах любви. Однако даже неудачный выбор может привести к неожиданно счастливым последствиям. Запланировать это невозможно. Мой герой страдает из−за того, что его жена находится в перманентной депрессии — но если бы он выбрал другую женщину, у него не родились бы дети, которых он обожает!

Политики не способны объяснить, что такое реальность, а ученые, которых Вы нередко цитируете в «Господине Никто»?

Они тоже не способны, но, по меньшей мере, пытаются. Им хватает на это любопытства, а любопытство — прекрасное ка−

чество. Готовясь к этому фильму, я тесно работал с ученым, лауреатом Нобелевской премии Ильей Пригожиным, который исследовал феномен времени. Он написал массу книг о том, что такое время, — я не понял ни слова ни в одной из них… А перед смертью издал книгу под названием «Конец уверенности», где разоблачил все свои теории и заключил: «Возможно, я ошибался». Потрясающе. Вот это по−настоящему научный подход: сказать «Я ошибался». Я тоже ни в чем не уверен.

То есть Вы сами не знаете, о чем «Господин Никто»?

Понятия не имею. До сих пор задаю себе этот вопрос.

Что такое для Вас «кинематограф Жако Ван Дормеля»?

Три фильма, сделанные одним и тем же человеком, не более того. Я не мог бы сделать их иначе, но анализ мне не по силам. Когда я стану дедушкой, то в один прекрасный вечер, сразу после обеда, усажу внуков на колени и покажу им все три фильма, что я снял. Они спросят: «Что, и это — все, чем ты занимался всю свою жизнь?» А я отвечу: «Да, извините уж».

«Господин Никто» начинается со смерти главного героя. Он лежит в морге, широко раскрыв удивленные голубые глаза, и произносит за кадром: «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» Казалось бы, модель задана: теперь непременно возникнет титр «За несколько дней (часов, недель, лет) до того», и ретроспективно мы узнаем, что именно привело Немо к столь удручающему финалу.

Или не узнаем. Путаница настигает зрителя сразу, захлестывает с головой. Одну за другой мы видим взаимоисключающие смерти героя (он тонет в машине, упавшей с моста; выстрелом в голову его убивает гангстер; он погибает в момент взрыва космического корабля), а затем — его самого, уже старцем, весьма дряхлым, но, безусловно, живым.

Жизни, прожитые Немо Никто, складываются в головоломный лабиринт с множеством кончин тупиков, в сад с расходящимися

тропками. Время в этом саду нелинейно, и прямое развитие от причины к следствию, от поступка к финальной смерти, априори невозможно. Скорее, существуют две точки отсчета.

Первая — младенец Немо, обитатель мира не рожденных детей, подозрительно напоминающий рекламу памперсов. Его одного случайно миновали Ангелы Забвения (в роли ангелов две дочери Ван Дормеля), и теперь Немо знает все о своей грядущей судьбе.

Вторая точка — старик−маразматик из далекого будущего, для которого возможное и реальное давно бесповоротно смешалось и слилось. Переходя из гипотетического мира в зримый, мальчик Немо ныряет с головой в нежно−белое молоко, всеобщую плаценту. Умирая, старик Немо развоплощает окружающую действительность до белой пустоты. Между двумя белыми точками — разноцветные возможности. Девятилетний Немо идет домой мимо скамейки, на которой сидят три девочки, будущее в кубе: Джин в желтом платьице, Элиз в синем, Анна в красном. Миг счастья и детства, когда выбор еще можно отложить на потом. Но невинности приходит конец, когда родители Немо расходятся, и мать уезжает на другой континент, навстречу новой судьбе. Немо остается с отцом, который от горя уходит с работы и теряет рассудок. Он — любящий и надежный сын, интроверт, пишущий в стол научно−фантастические романы, безнадежно влюбленный в Элиз — которая, в свою очередь, любит нечуткого мачо Стефана. Он может добиться Элиз, жениться на ней, завести троих детей и терпеть истерические срывы жены, пока та не уйдет из дома, разбив его сердце. Он может махнуть рукой на Элиз, женившись на первой встречной, Джин. Та родит ему детей и будет его любить, а он ее — нет. Он может так и не повзрослеть, лишить себя будущего. Сбежать от невозможной дилеммы, нестись на мотоцикле по ночному шоссе, врезаться в дерево, впасть в кому — и над его неподвижным телом снова встретятся родители.

Не исключено, однако, что девятилетний Немо уедет с матерью. Анна, дочь ее любовника, будет ходить c ним в одну школу. Однажды он нагрубит ей на пляже, и их пути навсегда разойдутся — годами позже, случайно встретившись на вокзале, они едва узнают друг друга. Или он признается, что не умеет плавать, и она сядет рядом, а потом, вопреки обстоятельствам, станет единственной любовью его жизни; они будут жить долго и счастливо… если только Немо в один ужасный день, возвращаясь домой с работы, не попадет в страшную аварию и его машина не погрузится навсегда на дно озера.

Это не только разные жизни, а разные фильмы. Этюд в красных тонах — Немо и Анна (Дайан Крюгер). Романтическая история взаимной любви, идеальная мелодрама о подростковом увлечении, многолетней разлуке и счастливой встрече у маяка. О чудесной вере в благополучную развязку, об эйфорическом взлете над землей — снятая оператором Кристофом Бокарном в ярких, однозначных тонах, практически отрицающих разницу между чувством влюбленных тинейджеров и романом

повзрослевших людей. Этюд в синих тонах — Немо и Элиз (Сара Полли). Жесткая семейная драма об одиночестве и невозможности понять друг друга.

Кристоф Бокарн подчеркивает отчужденность супругов, помещая в каждой общей сцене одного из них в фокус, а другого — вне фокуса. Сильви Оливе позаботилась о доминировании холодных сине−голубых цветов не только в одежде, но и в интерьерах. Немо здесь — очкарик с испуганным взглядом, озабоченный только собственным автомобилем. Этюд в желтых тонах — Немо и Джин (Лин−Дан Пхам). Яркое солнце, богатый дом, бассейн, престижная работа — роскошная жизнь без любви, по расчету, выливается в абсурдистский триллер, в котором скучающий глава семейства, прикидывается в чужом аэропорту гангстером и погибает от рук неизвестных преступников. Подчеркивая неуместность мнимой идиллии, камера ловит героев не сразу, движется до тех пор, пока лицо, наконец, не попадает в кадр.

Немо — самоуверенный красавчик−плейбой. Однако «Господин Никто» — нечто значительно большее, чем виртуозная мешанина из стилей, жанров и форм, чем очередной клубок искусно спутанных сюжетов. Концептуальное единство головокружительному зрелищу придает герой — не случайно вынесенный в заголовок. Пусть его всеотрицающее имя не обманывает зрителя, как Полифема когда−то обвел вокруг пальца хитроумный Одиссей, назвавшийся «Никто». Скорее уж

герой Ван Дормеля — «Господин Все», everyman, душа человеческая из средневековых или барочных мистерий. Его ближайший родственник — земляк Ван Дормеля, самый знаменитый европейский комикс−персонаж ХХ века: брюссельский репортер Тэнтэн из альбомов писателя и художника Эрже.

Бессмертный и неизменный, всегда готовый отправиться на новые авантюры, он проживает десятки различных судеб (точнее, 24 судьбы, по числу изданных книг), каждый раз подстраиваясь под обстоятельства. Он превращается то в пирата, то в ученого, то в военного, то в политика, но всегда соблюдает свое неуловимо постоянное «я» — выраженное, кажется, лишь в обезоруживающей улыбке и белобрысом чубчике.

Главное свойство «Господина Никто» — его безнадежное и упорное движение против течения времени, вспять. В сторону
вожделенного, обоготворяемого Ван Дормелем детства: когда предчувствия еще не сменились фактами, когда все возможно, а человек всемогущ. В войне со временем режиссер применяет собственную стратегию — он отменяет сиюминутное и актуальное, очищая персональную судьбу (или судьбы) своего героя от ненужной шелухи. Исчезают профессия, социальный

бэкграунд, профессиональное благополучие, политический контекст — все то, без чего себя не мыслит сегодняшний «фестивальный» кинематограф.

Остаются любовь, забвение, смерть, рождение. Раз за разом свершается чудо превращения Никто в Кого−то.
Мы узнаем точную дату его рождения (4 февраля 1974 года) и смерти (12 февраля 2092 года, 05:50 утра). Профессию его
отца (синоптик). Цвет платья его подружки (красный, синий, желтый). Его любимый анекдот: («Что это — маленькое, зеленое и прыгает?» Ответ: «Горошина в лифте»). За считанные секунды, демонстрирующие нам мир будущего, мы узнаем, какова мода конца XXI века и что любимое домашнее животное его обитателей — свинья. Именно это, вроде бы излишнее знание, делает Немо живым. Ван Дормель действует по прустовской модели, воскрешая ушедшую на дно Атлантиду при помощи кексов «мадлен». Колоссальный космический корабль, доставляющий Немо на Марс, состоит из тех же простейших колес, что
и обыкновенный велосипед («велосипеды теперь собирают на Марсе, Китай стал слишком дорогим»), который режиссер с не−

передаваемым наслаждением изобретает вновь. Его герои учатся любить и дышать, каждый раз открывая для себя незнакомые нюансы знакомых чувств, будто новые аранжировки знакомых наизусть мелодий Сати, или подражающего ему кинокомпозитора Пьера Ван Дормеля.

«Господин Никто» — фильм о лекарстве от смерти, о простейшем рецепте бессмертия.

Фантазия всемогуща, она создает и разрушает вселенные, создает бесчисленные альтернативы. Ее извечный источник, человек, не подвержен забвению и тлену. Это единственный неизменный закон — идет ли речь о недюжинном таланте, вроде Жако Ван Дормеле, или об обычном ребенке, который стоит на перроне и готовится сделать свой первый выбор. Пока для него еще все возможно.

Смотреть трейлер фильма «Господин Никто» на русском онлайн

На чтение 11 мин. Просмотров 6.1k. Опубликовано 25.06.2021

Михаил Новожилов

Михаил Новожилов

Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Страна: Бельгия, Германия, Канада, Франция, Великобритания

Жанр: фантастика, мелодрама, фэнтези

Год производства: 2009

Режиссёр: Жако Ван Дормель

Актёры: Джаред Лето, Сара Полли, Дайан Крюгер, Лин Дэн Пэм, Рис Иванс

«Господин Никто» (оригинальное название Mr. Nobody) – атмосферный фильм, наглядно показывающий, что любое наше действие имеет последствия. Это так называемый «эффект бабочки» вселенского масштаба. Кстати, по замыслу «Господин Никто» перекликается с фильмом 2004 года именно с таким названием.

Учитывая, что такая идея неординарна сама по себе, смысл концовки картины для многих зрителей остался непонятым. Попробуем разобраться, в чём истинный смысл фильма «Господина Никто», и найдём объяснение ключевым моментам картины.

Содержание

  1. О чём фильм
  2. Расшифровка сюжета
  3. Смысл концовки
  4. Саундтреки
  5. Цитаты

О чём фильм

Герой Джареда Лето – 118 летний старик Немо, который приходит в себя в 2092 году. Он долгое время пребывал в глубоком анабиозе, но причины столь продолжительного сна режиссер не озвучивает. В любом случае, старикан страдает провалами в памяти. Он уверен, что ему 34 года.

Немо остался последним смертным человеком на планете. Человечество давно совершило технологический прорыв, и теперь клетки всех людей постоянно обновляются. Фактически это бессмертие. Поэтому в мире будущего понятия любовь и секс устарели. Людям больше не нужно влюбляться и продолжать род. Они остаются вечно молодыми.

Немо в больнице

Кадр из фильма.

Поэтому последний реликт человечества превращается в объект телевизионного шоу. Люди с интересом наблюдают за последними днями жизни последнего смертного человека. К Немо приходит журналист со старинным катушечным магнитофоном, и по заданию редакции собирается взять у нашего героя интервью. Старик погружается в воспоминания. Именно в этих воспоминаниях Джареда Лето и находится тот скрытый смысл, который пытаются найти зрители.

Существует легенда, что до прихода в наш мир младенцы знают всю свою жизнь, и даже могут выбирать семьи. Однако потом к губам новорожденных Ангел Забвения прикладывает палец, и они всё забывают. Именно так у людей образуется носогубная складка. По непонятной причине, Ангел обошёл Немо своим вниманием, поэтому он получил дар предвидеть будущее.

Мальчик растёт в обычной американской семье, размышляет о вполне обыденных вещах. Однажды, когда ему исполнилось 9 лет, его родители разводятся. Мама уезжает, и перед ребёнком встаёт первый сложный выбор: ехать с мамой или остаться с отцом. Он не знает, как именно ему поступить. Изначально он стоит на перроне с отцом, потом не выдерживает, и бежит за поездом, который увозит маму.

выбор мальчика на перроне

Кадр из фильма.

С этой секунды жизнь мальчика словно разлетается на несколько осколков, каждый из которых является полноценной линией судьбы. В своём интервью Немо проживает каждую из них, вводя журналиста в заблуждение своими спонтанными и противоречивыми рассуждениями.

В одной из своих жизней Немо читает лекции на тему расширения вселенной и пространственно-временных континуумов. Любопытно, но в каждой из своих вероятных жизней парень несчастен. Он живёт с нелюбимыми женщинами, которых выбрал, повинуясь минутным импульсам. В результате одна супруга оказывается неврастеничкой, которая постоянно пребывает в депрессии. Другую он не помнит, и видит её урывками, когда ненадолго вырывается из своих грёз. Лишь с одной девушкой он действительно счастлив, но им приходится расстаться.

При этом общий смысл фильма «Господин Никто» сводится к тому, что герою Джареда Лето нужно дожить до определённой даты. Это своеобразная точка отсчёта, после которой вселенная прекращает расширяться, и начинает схлопываться.

Поэтому в конце фильма герой всё-таки умирает, и жители нового мира жадно ловят последние слова единственного смертного человека на планете. Однако механизм мироздания уже начинает свой обратный отсчёт. В результате герой оживает, и по логике финала начинает молодеть.

Расшифровка сюжета

Сделаем небольшую рецензию, которая поможет понять смысл фильма «Господин Никто». Объяснение сюжета очень хорошо стыкуется с голубем, которого мы видим в начале фильма.

Закадровый голос сообщает, что птица в клетке начинает увязывать свою кормёжку с определёнными событиями. Например, если голубь хлопал крыльями перед получением пищи, в следующий раз он будет делать то же самое, считая кормёжку наградой за свои действия.

Немо – такой же голубь, но он находится в клетке собственных иллюзий. Он уверен в правильности каждого принятого решения, но ни одно из них не оказывается верным. Фактически судьба не оставляет герою выбора.

немо взрослый

Кадр из фильма.

Если он остается с отцом, его жизнь становится несчастной. В одном варианте событий судьба парня связана с Элизой, и здесь опять же возможны две линии развития событий. В первой он не решается до конца раскрыть свои чувства, в результате попадает на мотоцикле в аварию, и оказывается на больничной койке в глубокой коме. Во второй он всё-таки женится на Элизе, но она продолжает любить своего парня, и пребывает в депрессии.

Также возможна его жизнь с Джин. Здесь он действует по плану, и добивается желаемого по всем пунктам. Однако построив свою жизнь, Немо откровенно скучает, и вновь решает довериться судьбе.

Теперь его жизнью управляет монетка, с нацарапанными решениями «Да» и «Нет». Следуя этим подсказкам, он выдаёт себя за некого мистера Джонса, оказывается в гостинице и получает пулю в грудь.

Лучшим для него вариантом является Анна. Но для того, чтобы быть с ней, мальчику нужно уехать с матерью. Мама Немо живёт с отцом Анны, поэтому ребята оказываются сводными братом и сестрой. Между ними вспыхивают настоящие чувства, но когда родители узнают о порочной связи, Немо и Анне приходится расстаться.

связь Немо и Анны

Кадр из фильма.

Они дают себе слово встретиться, что, собственно, и происходит. Однако Анна пока не готова продолжать роман. Девушка уже привыкла быть одна и боится потерять возлюбленного. Она уезжает обратно в Нью-Йорк, но оставляет Немо номер телефона, и просит перезвонить ей через 2 дня. Начавшийся дождь смывает цифры, и парень теряет единственную связь со своей настоящей любовью.

Он ждёт её возле маяка, и даже встречает, но это уже грёзы. В реальности он бездомный, который просто живёт на скамейке у маяка, теша себя несбыточными мечтами.

Примечательно, но даже в этой ветке судьбы он может потерять свою возлюбленную. Если на пляже он не пойдёт с девушкой купаться, постеснявшись того, что не умеет плавать, и назовёт её подруг дурами. В результате он встретит Анну позже, когда она благополучно выйдет замуж и успеет родить двух детей. Сказав правду, он добивается её расположения, и она остаётся с ним.

В чём скрытый смысл этих метаний? Дело в том, что человек не может находиться в нескольких реальностях одновременно. Поэтому  всех жизней, о которых рассказывает Немо, просто не было. Его ведь пропустил Ангел Забвения, поэтому все линии судьбы являются лишь возможными вероятностями.

Смысл концовки

Финал интересен тем, что вздорный старикан, который прожил 118 лет и ждёт, когда вселенная перестанет расширяться, тоже является лишь одной из вероятностей. Возможно, это продолжение одной из веток судьбы, в которой герой находился в коме.

В реальности, всё, что происходит в этом фильме – события в голове девятилетнего мальчика, который впервые в жизни оказался перед сложным выбором. Он словно сидит один в пустом кинотеатре, а на сцене меняются декорации, которые показывают сцены из его возможных жизней.

Ведь в фильме «Господин Никто» всё строится на сложности выбора. Это «эффект бабочки», когда микроизменения создают макропоследствия. Безработный в Бразилии варит яйцо, что приводит к образованию дождевой тучи, и упавшая с неба капля смывает номер телефона, фактически ломая жизнь главному герою. Похожая идея отражена в фильме “Эффект бабочки”.

Эти возможные последствия и просчитывает маленький мальчик, которого обошёл вниманием Ангел Забвения. Он понимает, что ни в одной из вероятностей он не будет счастлив. Но при этом его судьба будет неразрывно связана с одной из девчонок, сидящих на лавочке.

В результате Немо не может остаться с матерью, но и жить с отцом не хочет. Поэтому мальчик выбирает третий вариант. Он убегает в лес и, пуская по ветру опавший кленовый листок, словно вверяет себя в руки судьбы. Именно здесь у него всё получается лучше всего. Он встречается с Анной и вместе с ней сидит на пирсе, бросая камушки в воду.

Именно поэтому фильм и называется «Господин Никто». Немо нет ни в одной из показанных на экране жизней. Его настоящая судьба остаётся за кадром.

маленькие Немо и Анна

Кадр из фильма.

Саундтреки

Музыка к фильму подобрана очень грамотно, и звучащие композиции очень гармонично дополняют действия, происходящие на экране. Здесь можно услышать следующие треки:

  • Пьер Ван Дормаль – Mr. Nobody и Undercover;
  • Бадди Холли – Everyday;
  • Эрик Сати – Je te veux и Lent Et Grave;
  • Eyrithmics – Sweet Dreams;
  • The Chordettes – Mr. Sandman.

Здесь можно добавить, что для бельгийского композитора Пьера Ван Дормаля это была последняя работа в кино. Известный джазмен скончался от онкологии 3 сентября 2008 года, не дожив до премьеры картины.

Цитаты

Если смешать пюре и соус, разделить их уже нельзя. Это навсегда. Дым выходит из папиной сигареты, но не заходит обратно. Нельзя повернуть время вспять. Вот почему выбирать так трудно. Надо сделать правильный выбор. Пока выбор не сделан — всё на свете возможно.

В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы её прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной.


Что было до большого взрыва? Дело в том, что не было никакого «до». До большого взрыва время не существовало. Рождение времени — результат расширения вселенной. Но что будет, когда вселенная перестанет расширяться и движение пойдёт в обратную сторону? Какой тогда будет природа времени? Если теория струн верна, во вселенной есть девять пространственных измерений и одно временное. Можно предположить, что в начале все измерения были переплетены. А после большого взрыва выделились три известных нам — высота, ширина и глубина. И ещё одно временное измерение, известное нам, как время.


Почему дым не возвращается обратно в сигарету? Почему молекулы разлетаются друг от друга? Почему клякса не обретает снова четкую форму? Почему вселенная стремится к распаду? Это и есть принцип энтропии. Стремление вселенной к состоянию растущего беспорядка. Принцип энтропии связан с понятием стрелы времени, результатом расширения вселенной.


Я потерял Анну навсегда из-за того, что полтора месяца назад один человек в Бразилии сварил яйцо. Пар концентрировался, и через полтора месяца на другом конце света пошел дождь. А еще раньше этот человек остался без работы, потому что я купил джинсы подешевле, и его завод разорился, и его уволили. И вместо того, чтобы идти на работу, он сварил яйцо. И я потерял Анну навсегда…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий горячей ночи
  • Сценарий горький детство
  • Сценарий городского спортивного праздника
  • Сценарий городского родительского собрания
  • Сценарий городского мероприятия ко дню матери