Сценарий греческий театр

Театрализованное представление по теме «Путешествие в Древнюю Грецию» формирует интерес к историческому прошлому на примере Древней Греции; закрепляет и систематизирует знания, полученные на уроках истории.

Цель: формирование интереса к историческому прошлому на примере
Древней Греции.

Обучающий аспект цели: усвоение и систематизация знаний, полученных на
уроках истории в 5 классе для дальнейшего более глубокого самостоятельного
осмысления.

Развивающий аспект цели: развивать речь учащихся через обогащение и
усложнение словарного запаса, ее смысловой функции, овладение учащимися
художественными образами, выразительными свойствами языка.

Воспитательный аспект цели: формирование у учащихся любви к Отечеству,
патриотизма и преданности своему народу, чувства коллективизма на примере героев
Древней Греции.

Ход представления

Действие происходит в квартире ученика 5 класса. Ученик подходит к
учебнику «История Древнего Мира», рассматривает:

Ученик: Так, посмотрим какое у нас домашнее задание. Опять – эта Древняя
Греция. Какие-то греки, персидские войны. Скукотища, да и только! Не буду учить!
Зачем мне все это? Ведь это было так давно! (Обращается к залу.) Ну скажите, ну
зачем вообще нужна эта древняя, придревняя история?

А, проживу как-нибудь и без неё, авось не спросят. Там глядишь и проскочу.
Неохота учить. Лучше лягу я спать. (Ложится на диван и засыпает.)

Входит богиня Клио (богиня истории) в сопровождении юного историка.

Клио: Я Клио-богиня истории. Я спустилась на землю с высокого Олимпа. О,
боже! Что я только что слышала? Мой юный друг, мне больно это слышать. Как можно
не любить историю? Ведь история сама по себе очень интересна, а история Древней
Греции в особенности. Ведь она так много дала всему миру интересного и
полезного. Как жаль, что этот отрок так мало знает об истории Древней Греции и
обо мне.

Юный историк: Не волнуйся, божественная! Я помогу этому невежде познать
истину, понять необходимость и полезность истории. Я проведу его по тайным
лабиринтам истории, открою этот удивительный мир. Я познакомлю его с выдающимися
личностями древнегреческой истории.

Богиня Клио уходит. Ученик просыпается. Открывает глаза. Видит Юного
историка, изумленно смотрит на него, испуганно спрашивает:

Ученик: Ты кто? Что ты здесь делаешь? А ну уходи сейчас же. И кто эта
женщина, которая только что была здесь? Почему она так странно одета? Кто вы
такие? Отвечай сейчас же! А то я закричу. А-а-а!

Юный историк: Да тише ты! Невежда. Как можно было не узнать богиню истории
Клио? Ну, ты даешь! Это же богиня истории Клио. Она живет в Древней Греции на
высоком Олимпе вместе с другими богами. А на землю она спустилась для того,
чтобы узнать, как люди любят и ценят историю. А я – юный историк и хочу сказать
тебе – невежде, как ты заблуждаешься, недооценивая историю Древнего Мира. Но я
помогу тебе увидеть «живую историю», понять её, почувствовать. Ведь «прошлое
надо знать, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Ты готов отправиться
сейчас со мной в удивительное путешествие по вехам истории Древней Греции.

Юный историк берет за руку ученика, и они отправляются в путешествие. Звучит
музыка. На сцену друг за другом выходят исторические персонажи.

Гомер: Я – величайший поэт Древней Греции. Моему перу принадлежат две поэмы,
которые знает и любит любой образованный и культурный человек. Первая «Илиада»
повествует о событиях Троянской войны, её героях, обычаях и богах Древней
Греции. В ней я воспеваю такие человеческие чувства как мужская дружба и
преданность, бесстрашие и самопожертвование во имя других. Вторая моя поэма
названа «Одиссея» – в честь царя небольшого острова Итака. В ней повествуется о
возвращении домой Одиссея и его команды. О трудном пути, который им пришлось
совершить, о многочисленных опасностях, которых им удалось избежать. О смелости,
находчивости, хитроумии её главного героя. События, о которых говорится в
поэмах, настолько интересны и увлекательны, что их с удовольствием читают как
взрослые, так и дети. Я остался слепым на всю жизнь, но это не помешало мне
снискать огромную любовь моих соотечественников и их потомков.

Юный историк: Узнаешь? Кто это?

Ученик (восхищенно): Ну конечно же узнал! Ба! Вот это да! Это великий Гомер.
Мы же изучали его поэмы на уроках истории. Откуда он здесь?

Гомер уходит. На сцену выходит реформатор Солон.

Солон: Я – великий реформатор Древних Афин. Мои преобразования заложили в
Афинах основы демократии, то есть власти народа. Теперь любой гражданин Афин мог
участвовать в управлении государством, быть избранным на важные должности,
голосовать в Народном собрании. Я отменил привилегии афинским аристократам. Я
разделил общество на категории, в соответствии с их доходами. Теперь любой
бедняк незнатного происхождения имел право голоса, мог принимать участие в жизни
общества и перейти в более высокий разряд. Основы моей демократичной политики не
были забыты потомками. В том, что в начале XXI в. многие страны развиваются по
демократичному пути, есть и моя заслуга. И я очень горжусь этим.

Ученик (обращаясь к Юному историку): Стой! Не подсказывай! Мне кажется я
узнаю его. (Морщит лоб и чешет затылок.) Это… это… ну как же его, ну, черт
возьми. Ведь недавно же проходили. Ведь помню же! Ещё реформы его изучали!
(Задумался.) Ага! Есть! Вспомнил! Точно – это выдающийся реформатор Древней
Греции – Солон. (Обращается к зрителями) Ну что, я прав?

Юный историк (усмехается): Прав. Прав. Молодец! Я честно говоря сомневался,
что ты узнаешь Солона. Смотри-ка, не подвел. Значит, не все знания еще растерял.

Ученик (показывая рукой вперед, изумленно спрашивает): А кто эта
замечательная юная девушка?

Звучит музыка. Ученица исполняет танцевальную композицию.

Юный историк: Это – королева Олимпийских игр – художественная гимнастика.
Олимпийские игры, которые мы так любим пришли к нам из Древней Греции. 776 г. до
н.э. – год проведения первых Олимпийских игр. С тех пор многое изменилось:
Олимпийское движение вышло за пределы одной Греции, и распространилось по всему
миру. Появилось очень много новых видов спорта. Появилась зимняя Олимпиада с
зимними видами спорта. И мы, люди современности, благодарны древним грекам за их
выдающееся изобретение.

На сцену выходит Геродот.

Геродот: Меня по-праву называют «отцом истории». До меня никто и никогда не
старался дать более подробного описания исторических событий. Я написал
подробную историю греко-персидских войн, где рассказал не только о сражениях и
походах, но и о прошлом народов, участвовавших в этой войне. Я объехал много
стран, беседовал с их жителями. Свой огромный труд я обобщил и назвал его
«Историей». Мои описания оказались очень необходимыми для современных потомков.
Именно на основе моих описаний писатели-историки создали свои произведения, а
сценаристы пишут сюжеты к историческим фильмам, а школьники изучают Древнюю
Грецию.

Ученик: Это – отец истории Геродот. Уж это-то я точно знаю!

Царь Леонид: Я – предводитель эллинов, спартанский царь. Тяжелая
судьба досталась и мне, и моим воинам. Все мы пали в неравном бою. Среди нас
оказался предатель. Он завел персов в наш тыл, и как раз туда, где мы их меньше
всего ожидали. Я и мои воины могли отступить, но мы не сделали этого. По законам
Спарты воин не имеет права отступать или вернуться с поражением. И мы решили
остаться на поле боя и стоять до конца не потому, что боялись закона. Так
подсказывала нам наша совесть. Мы погибли все до единого, защищая проход у
Фермопил. Но память о нашем подвиге навсегда остался в душах благородных
потомков. На этом месте до сих пор стоит стела с выбитыми словами: «О,
чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине, верны законам своим, здесь мы
костьми полегли».

Ученик: Да, я узнал его! Это – храбрый и отважный царь Леонид и его
300 спартанцев.

Гиппократ: Меня называют «отцом медицины». Я учил людей определять болезни и
как их лечить. Уже тогда я задумывался о правильности питания и диете, какими
лекарствами лечить болезни. Я написал много трудов по медицине и по праву
считаюсь её основоположником. Около 2400 лет назад я сочинил клятву врача,
которая носит мое имя. Вот как она звучит: «Я буду использовать лечение, чтобы
помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и
вреда… И чтобы я не увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не
стану этого разглашать. Каждый врач и в ваши дни перед тем, как получить диплом,
дающий ему право лечить людей, произносит мою знаменитую клятву.

Ученик: Ну конечно! Это – выдающийся врач древности Гиппократ!

Юный историк: Античная Греция оказала огромное влияние на весь мир. Её
культура, познания, мифология глубоко проникла и в русскую литературу. Человеку,
не знающему мифологию Древней Греции, очень тяжело понять стихотворения Пушкина
и Державина, Лермонтова и Жуковского, басни Крылова. Мы даже не отдаем себе
отчета, что в обычной речи мы часто употребляем слово пришедшие из
древнегреческиой мифологии, такие как: «сизифов» труд – бесполезное
времяпровождение, чистить «Авгиевы конюшни» – проводить генеральную уборку и
т.д. Мы часто говорим о титанических усилиях, о паническом страхе (бог Пан любил
наводить страх на людей), олимпийском спокойствии, гомерическом смехе (это
громкий смех богов Олимпа, который описывал Гомер). А сколько «крылатых»
выражений пришло к нам из Древней Греции, которые мы часто используем в своей
речи.

На сцене один за другим появляются «крылатые» выражения, держа в руках
надписи. Каждый рассказывает о своем выражении.

  1. «Яблоко раздора»
  2. «Троянский конь»
  3. «Со щитом или на щите»
  4. «Ахиллесова пята»
  5. «Авгиевы конюшни»

Появляется богиня Клио.

Клио:

«Вам, пришедшим сюда, слова свои я обращаю.
Вам, сыновья Геродота, трудиться честно пожелаю
под сводами науки храма,
Блистайте благородством и жаждою познания!
Ждет тебя за труд награда-цель прекрасная вдали,
но оглядываться надо на пути, что мы прошли.
Муза истории Клио вас приглашает в этот удивительный,
неповторимый, загадочный мир истории. Идемте же скорей!

Клио берет за руку юного историка и уводит его из зала. Звучит музыка. Звенит
колокольчик. Ученик просыпается, открывает глаза, потирает их руками.

Ученик: До чего интересный сон приснился мне сейчас! Я так много нового
узнал! А вот и мой учебник истории. Побегу скорей учить урок. Ведь завтра у нас
«ИСТОРИЯ»!

Внеклассное мероприятие для средней школы.

Древнегреческий театр (викторина с постановкой).

Цели: 1.Узнать истоки мирового театрального искусства, особенности Древнегреческого театра.

2.Погрузиться в историческую эпоху, почувствовать ее ценность и неповторимость.

3.Эстетическое воспитание, возможность почувствовать себя гражданином мира.

Оборудование: магнитофон или компьютер с колонками, фонограмма «Сертаки», проектор, экран, ширма, панно в виде греческого храма как задняя декорация.

Подготовка: участвуют 2-3 класса. За месяц раздаются сценарии с 6-8 минутными сценариями «Яблоко раздора», «Антигона», «Дедал и Икар» из книги Н.М. Черновой «История: внеклассные мероприятия». Ученики готовят инсценировки в костюмах. Один из классов или школьный танцевальный кружок готовит танец «Сертаки». Костюм легко делается из белой простыни и золотой тесьмы для пояса.

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами представим себя в Древней Греции, в самом старом театре Афин —  театре Диониса. Он расположен под открытым небом на юго-восточном склоне Акрополя
в священной ограде Диониса. (Слайд «Театр Диониса)
Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V—IV века до н. э.) и воспринимать как некий образец, эталон. 

Вся жизнь древних греков была соревнованием – агоном. Соревновались все – ремесленники выясняли, кто больший умелец, скульпторы и художники – кто лучший творец, спортсмены выясняли – кто сильнее и быстрее. И даже драматурги участвовали в соревнованиях на лучшую театральную постановку. Вы сегодня тоже примете участие в соревнования на знание особенностей Древнегреческого театра.  За правильные ответы вы будете получать лавровые листья  (заранее вырезаны из картона) – символ славы и победы.

Позвольте представить вам жюри: (ученики старших классов, зам. директора по ВР)

1 АГОН: «Разминка»

По окончании показа-соревнования судьи определяли лучшие постановки и награждали победителей призами. На подобных зрелищах присутствовал буквально весь город, т.е. все его социальные группы. А бедные зрители получали от властей деньги, чтобы оплатить вход в театр.

1.Кому возбранялось смотреть представления комедий? (замужним женщинам) СЛАЙД

2. Назовите 3 вида греческих театральных постановок (комедия, трагедия, сатира) СЛАЙД

3. Кому посвящались театральные постановки в  Древней Греции? (Дионису) СЛАЙД

4. В театральных постановках 1 место давало славу, почет и денежный приз драматургу. Он мог поставить себе памятник в любом месте Древней Греции. А что означало 3 место? (провал спектакля)

5. Кто определял, какие постановки участвуют в соревновании? (городские власти)

6.Что в переводе с греческого означает слово «Трагедия»?  (Песнь козлов) СЛАЙД

7. Сколько актеров играло в  греческом театре? (сначала один, потом два) СЛАЙД

8. Как  одному актеру удавалось играть несколько ролей? (маски) СЛАЙД

9. Что делало актера выше ростом? (сандалии на платформе – котурны) СЛАЙД

10. Кто, обладая даже хорошим слухом, голосом и дикцией никак не мог бы стать греческим актером? (женщина) СЛАЙД

11. Кого называют королем древнегреческой комедии? (Аристофан) СЛАЙД

Один верный ответ – один лист (балл)

2 АГОН. Греческие драматурги.

Перед вами скульптурные портреты трех человек. Все они были греческими драматургами, но это не было их главной профессией. Уважаемые команды, попробуйте догадаться об основной профессии этих людей по их скульптурным портретам, (2 листа (балла))  и, может быть, вам удастся назвать самого драматурга (2 листа (балла)). СЛАЙД

   

                             1                                                     2                                       3

  1. –Эсхил, воин. 2 – Эврипид, врач, 3 – Софокл, политик)

Отвечает 1 команда, после ее ответа ведущий добавляет: «В трагедии до Эсхила (525—456 годы до н. э.) было еще мало действия. Был всего 1 актер – протагонист. Эсхил вводит второго актера — антагониста, тем самым открывает возможность для углубления трагедийного конфликта. Эсхил сам был главным исполнителем в своих трагедиях, требовавших от актера искусства создания титанических образов. Хор в трагедии, в том числе и у Эсхила, был самостоятельным действующим лицом и состоял из 12 человек. В ранних трагедиях хоровые партии составляли более половины пьесы, в более поздних хор стал играть значительно меньшую роль. Античные спектакли Эсхила отличались большой пышностью, их наполняли торжественные выезды на колесницах, роскошные процессии, въезды царей, появления призраков.

Отвечает 2 команда, после ее ответа ведущий добавляет: «Еврипид  в целях эмоционального воздействия на зрителей усиливает зрелищную сторону трагедии: вводит сцены смерти, физических страданий, безумия, траурных церемоний, использует машины для полетов и появления богов».

Отвечает 3 команда, после ее ответа ведущий добавляет: «У Софокла появляется третий актер, увеличиваются диалоги, вводится декорационная живопись. Софокл больше уделяет внимания человеческой личности».

3 АГОН. Греческая трагедия.

Максимальная оценка – 7 баллов (листьев). 3 балла за костюмы, 4 за артистичность.

Ведущий: В  основе греческой трагедии всегда лежал миф. В качестве домашнего задания каждой команде были даны мифы: «Яблоко раздора», «Антигона», «Дедал и Икар». Сейчас команды предложат на ваш суд свои театральные постановки по мотивам этих мифов. (Постановка не должна превышать 8 минут, удобно использовать ширму)

Ведущий: «Пока жюри подводит итоги агонов, девочки исполнят для вас греческий танец «Сертаки».

Литература:

 1.Н.М. Чернова «История: внеклассные мероприятия» Айрис пресс, Москва,2009г.

2. Журнал «Искусство», спецвыпуск «Древнегреческий театр», издательство «1 сентября» №4 февраль,2007г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 2.1.

Кружок: театр «Синтез».

Воспитательв ГПД: Машенцева Татьяна Петровна.

Тема учебного занятия: Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии — праздники в храмах Древнего Востока.

Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).

Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, интеллектуальная разминка, мультимедийная театрализация, театрализация, кроссворд, отсроченная отгадка.

Цели занятия:

Содержательная: опираясь на впечатления и полученную информацию, мотивировать к дальнейшему самостоятельному знакомству с культурой и искусством Древней Греции.

Деятельностная: пробудить интерес к театральному искусству, стремление быть участниками театральных действ, через разыгрывание театрализованных празднеств – мистерий.

Задачи:
Образовательная: дать детям представление об истоках театрального искусства, через знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающая: развитие творческого воображения, яркой эмоциональной монологической речи; навыков самоанализа и самоконтроля обучающихся; обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

Воспитательная: духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры; воспитание уважительного отношения к истории культуры, традициям других народов.

Методическое оснащение занятия:

Накопительная папка «Древо познаний»

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.

Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

Приложение №5. Кроссворд.
ТСО: слайд-проектор, компьютер.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация (самоопределение) (2 минуты)

Цель: выработка на личном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

(Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность).

Педагог предлагает прочитать эпиграфы, написанные на доске (для того, чтобы в конце урока выявить их логический смысл, пояснить, как они характеризуют особенности древнегреческого театра).

Счастлив тот, кто это видел,

Перед тем, как в могилу сойти…”
Пиндар.

Каждое произведение искусства неизбежно

должно носить в себе черты своего времени”.
П.И. Чайковский.

— Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего занятия очень важна, она раскрывает не только истоки возникновение театра, но и поможет нам понять особенности развития театрального искусства.

Приветствуют библиотекаря, поверяют свою готовность к занятию.

1) Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

2)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

3)Регулятивные: волевая саморегуляция; принятие и сохранение учебной задачи.

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии (5 минут)

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

(Педагог организуют диалог с обучающимися, в ходе которого подводит обучающихся к теме занятия).

— Ребята, вы любите театр?

Кто из вас был в театре?

Что в вашем понимании означает слово «театр»?

Ребята, а как вы думаете, с чего же началось развитие театра? Где его корни?

Конечно же, театр всегда начинался с игры, с перевоплощения человеком в какой-либо образ. А родоначальником театра является Древний Восток.

На сегодняшнем занятии, мы уточним, когда и где именно, зародился театр, как он развивался.

Во время наших занятий вы узнаете значение многих новых и уточните смысл уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять, у каждого из вас будет заведён словарик (староста раздаёт таблицы-словарики, заранее подготовленные педагогом).

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого учащегося.

Отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

2)Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3)Личностные: смыслообразование (умение находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»; развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель).

Выявление места и причины затруднения (2 минуты)

Основная цель этапа -организованность анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

— Как я уже сказала, театр зародился на Древнем Востоке, а может быть кто-нибудь из вас знает, в какой именно стране?

— Правильно, ребята. Догадались, о теме нашего занятия?

— Конечно же, тема нашего сегодняшнего занятия: театр Древней Греции, его особенности и структура

А ещё мы проверим, ваши артистические способности, насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи.

Отвечают на вопросы, исходя из знаний, приобретённых на уроках МХТ, информации,

полученной из других источников.

1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, способ, средство) (5 минут)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Педагог, совместно с обучающимися конкретизируют тему, формируют цель и определяет ход занятия.

— Сегодня мы с вами начинаем новый, очень важный для нас раздел – «История театра».

А что вам интересно узнать о театре Древней Греции?

Обучающиеся сами определяют ряд вопросов, на которые хотели бы получить развёрнутый ответ, ставят цель проекта,

определяют средства,

формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1)Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; постановка и формулирование проблемы.

2)Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; планирование; прогнозирование.

3)Коммуникативные: умение задавать вопросы; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

Реализация построенного проекта (25 минут)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

По ходу беседы педагог демонстрирует презентацию.

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Запишите первое слово в ваши словарики:

ТЕАТР – место для зрелищ.

Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия — сочетание музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии,  а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и всё население города обязано было прийти на праздник.

Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации.

Давайте запишем значения новых слов в словарик.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеями сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта  дата сегодня нам известна как «День театра».

Театральное здание обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.    

Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей — театрона (от глагола «смотрю») и скены (от существительного «палатка»).  

Демонстрируется схема и макет театра.

Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене, ее стали ограничивать двумя пристроенными по бокам флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.  

Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства.  В V  веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.

Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» — условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.

Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.

Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.

В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

Известны театры, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.

Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.  

Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «зрелищных денег» — теорикон.

Продолжаем заполнять наш словарик.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

27 марта — День театра.

Вам эти слова кажутся знакомыми? На какие слова они похожи?

Записывают в словарик новые слова.

Обучающийся зачитывает текст. 

Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и показывали маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.

1)Познавательные: умение извлекать информацию из текста.

2)Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

3)Коммуникативные: умение воспринимать информацию; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 минут).

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Библиотекарь дает задание:

— Составьте словесное описание внешности древнегреческого актера и его игру на сцене, используя новые термины.

Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

1) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

2)Коммуникативные: умение использовать свои знания; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

3)Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

ПЕРЕМЕНА

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (30 минут)

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная), достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Педагог осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы (консультирует, советует, помогает).

Раздаются маски, тексты.

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

1.Разыгрывают мистерии, определяют эмоциональный настрой, стараются передать колорит и особенности мистерий (демонстрируют ЗУНы, компетентности).

2.Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). 2.Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

1)Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение использовать свои ЗУНы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

2)Коммуникативные: умение работать совместно с партнёром, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3)Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата).

4)Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; адекватное восприятие критики в свой адрес.

Включение в систему знаний и повторение (7 минут)

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний.

Педагог организует фиксацию нового содержания изученного на занятии.

Ребята, ответьте, пожалуйста:

— Какова история возникновения театра в Древней Греции?

— Из каких частей он состоял, как они назывались?

Предлагает разгадать обучающимся кроссворд.

Приложение №5. Кроссворд.

1. Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

2.Разгадывают кроссворд.

1)Познавательные: умение использовать свои знания, обобщение.

2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3)Регулятивные: выполнение учебных действий в речевой и умственной форме

Рефлексия учебной деятельности на занятии (6 минут)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание способа построения и границ применения нового способа действия.

Педагог организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

— Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев.

Прочтите, пожалуйста, эпиграфы нашего занятия, как вы понимаете их смысловое значение?

(Перечитываются эпиграфы, и выполняется задание, данное в начале урока).

— Много информации вы получили сегодня на занятии?

— Чему научились?

— Что узнали нового?

— Кто на этом пути испытал трудности? Какие?

— Считаете ли вы полезными навыки, полученные сегодня на уроке?

— Кто доволен сегодня своей работой?

— Появилось ли желание более глубоко исследовать культурное наследие Древней Греции?

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

1) Познавательные:

— умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результативности деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности

2) Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

3) Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Инструктаж по домашнему заданию (2 минуты)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.

(Педагог объявляет и комментирует домашнее задание).

Ребята, дома прочтите, пожалуйста, внимательно миф «Осирис и Исида». На следующем занятии мы попробуем разыграть мистерии — на взятые из литературного источника сюжеты. И, конечно же, повторите значение слов и термины, которые мы записали в наши словарики на сегодняшнем занятии.

Всего доброго. До свидания.

Обучающиеся выбирают задание из предложенных, с учётом индивидуальных возможностей.

1) Личностные: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности.

2)Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и в том числе во внутреннем плане

3)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.

слово

значение слова

слово

значение слова

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.

ТЕАТР – место для зрелищ.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

27 марта — День театра.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

Приложение №3. Презентация  «Театр Древней Греции».

Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.

«Жизнь Эдипа. По мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип».

 
 

Сцена первая. Царь Лай: Я мойру знать свою желаю. Что уготовил мне Танатос, Я от оракула узнаю, Как я войду в врата Аида, Пусть он расскажет, Он все видит. Оракул : Великий Лай, наш царь из Фив, Ты так могуч, как бог, красив! Но ты жесток неукротимо. А совершивши преступленья, Ты прогневил богов Олимпа. Теперь тебе уж нет спасенья. А справедливая Фемида уж приготовила расплату, Какой страшнее нет на свете. Я расскажу, коль очень надо.

 
 

Лай: Я знаю о грехах, но в этом мире Любой из смертных может в день единый Упасть и вновь подняться. Мил богам благочестивый. Гордый – ненавистен. А я смирил, Унял гордыню. Чист я. Оракул: Меж существами, что живут и дышат, Несчастнее нет человека изначально. А боги на Олимпе нас не слышат. Они одни пируют беспечально. Тебе же лучше было не родиться, Не видеть света, и не веселиться, Звездой не любоваться ночью длинной, Убитым быть тебе рукою сына. Лай: Нет, этому не быть, пройду катарсис, Иль, как Сизиф, Танатосу не дамся, Велю я сыну ноги проколоть, И выбросить подальше эту плоть.

 
 

Сцена вторая. Эдип: Мне говорили, что нашел меня пастух В пустыне жалкой. Его тонкий слух Дал знать: ребенок плачет, уж охрип. Из-за опухших ног прозванье мне – Эдип. Оракул мне предскажет Андрастею Коль ужас уготовлен, я рукой своею покончу с жизнью. Оракул: Готов предречь тебе, о юный грек, Ананке. Ты –несчастный человек. Убить отца ты должен и жениться На матери своей. Уж лучше б не родиться!

Сцена третья. Эдип: О горе мне! Я брошу все: Родителей и дом, Коль суждено убийцей Стать мне в нем. Отправлюсь в путешествие, Забуду о предсказанье, Счастлив буду… Бреду давно, Совсем без силы уж. Но что за гордый и бестактный муж Столкнул меня с дороги? Так отвечу: Ударю – сразу станет легче! О Зевс! Упал тот человек, Не встал! Танатос смерть ему Моей рукой послал.

 
 

Сцена четвертая. Сфинкс: Эдип, постой! Послал меня Аид. Отцеубийц мне он карать велит. Я сфинкс… И для тебя задача, Что я задам – погибель, не иначе: Кто утречком на четырех ногах, А днем уже на двух шагает? А к вечеру на трех хромает? Коль скажешь ты ответ – погибну я. Эдип: Легка загадка для меня твоя. Ведь это человек! Исчезни ты, и пусть тебя во век никто не видит.

Сфинкс: Я брошусь в пропасть! Сфинкса кто обидит, Не будет счастлив никогда. И ждет тебя, о царь, беда. Ты торжествуешь, но себя не знаешь! Все, что найдешь, ты потеряешь. Погибнет весь твой род в войне между собой. Погибнет даже разум твой. Ослепнут и глаза, но коль сумеешь, Душой безгрешною прозреешь!

1

Д

И

О

Н

И

С

 

2

С

А

Т

И

Р

Ы

3

М

А

С

К

А

   

Д

Р

А

М

А

Т

У

Р

Г

 

8

6

5

С

К

Е

Н

А

О

Р

Х

Е

С

Т

Р

А

 

7

Т

Е

А

Т

Р

   

К

О

З

Л

О

В

 

9

Т

Е

О

Р

И

К

О

Н

Приложение №5. Кроссворд.

10

4

По горизонтали:

Бог виноделия.

Лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Часть древнегреческого театрального костюма, которая закрывала лицо актёра.

Драматург

Пристройка около сцены (от существительного «палатка»). 

Круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

Место для зрелищ.

В чьи шкуры одевались участники шествий?

«Зрелищные деньги».

Какое слово получилось у нас по вертикали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий греческая культура
  • Сценарий граф дракула
  • Сценарий гранатовой свадьбы
  • Сценарий давайте сохраним природу
  • Сценарий давай поженимся дед мороз