Сценарий грибной переполох

Грибной переполох- подготовительная -21

«Грибной переполох»

Осенний утренник для подготовительной группы.2021

(Теплый грибной дождь, Грибы сидят на корточках. . Наконец дождь закончился, и выглянуло солнце. На вступление к песне …

  1. Шампиньон Тимур (встает) . Я вырос. Вот здорово!
  2. Сыроежка Амалия .П (встает) И я выросла!

 (грибы встают по очереди и потягиваются, Говорят : «И я!»

Песня        Грибная песенка

3.(Подосиновик1-Святослав.Н)

В красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Я же ПОДОСИНОВИК!

4.(ЛИСИЧКА 1- Ариша .А)

Мы желтые лисички, веселые сестрички,

Найти нас очень трудно бывает с непривычки.

5.(ЛИСИЧКА2- Аделина.К)

Когда одну найдете, валежник разгребая,

То рядом непременно окажется другая.

6.(ВОЛНУШКА-Алиса .З.)

Волнуюсь я ВОЛНУШКА, и ясно почему:

Как бы не испортить на шляпке бахрому!

7. (2 ОПЕНКА-Виталик .Ф и Владик. С (хором)

Мы веселые ребята,

Тонконогие опята,

Притаились возле пня,

И кричим, ищи меня!

8.( сыроежка 1 Арина .К):

 Сыроежки хороши –
Хоть картину с них пиши.

9. (сыроежка 2 Дарья .С) 

Жёлтые и  красные,
Все такие разные.

10.(рыжик1- Руслан) 

Рядышком с иголками
Мы- рыжики под елками,

11. (Рыжик2- Илья) 

Не малы , не велики,
И лежим ,как пятаки.

12.(подберезовик Дима .К)  Не страшны ни дождь, ни грозы
Подберёзовик растёт
Под развесистой берёзой
Каждый здесь его найдёт.
Я красив и бесподобен
И к тому же я съедобен.
 

13. (подосиновик2 Эмиль)
Бархатная шапочка,
серенькая тапочка.
Подосиновик так ярок,
словно праздничный подарок,
и конечно, не напрасно
называется он красным.

14. (масленок Данил) 
— Среди елок и сосенок

Я расту —  Грибок-Масленок.
Я съедобный, вкусный гриб.
Шляпка масляна на вид!

15. (шампиньон Тимур )Я, друзья,  расту в теплицах,
В грядках влажных, в торфяницах,
Шляпка — беленький шиньон
А зовусь я — шампиньон.

16.(Мирослав .Д) 

Я – грибок. И ты грибочек.
Мы растем средь пней и кочек.

17.(Валерия.П)

День осенний чист и светел,
Не грустят грибы о лете.

Танец                Рыжая полька(общий танец)

                         (садятся)

 (выходят опята)
1.(Владик .С )Дождь полил в лесу опушку
И тот час же друг за дружкой
Средь травы, дождем примятой,
Появились вдруг опята

2(Адам.А).С контрбасом, и тромбоном,
И с блестящим саксофоном
Маленький джаз – бэнд опят
В лесу услышать каждый рад.
Все заняли свои позиции
Уж всё готово к репетиции
( репетиция)Песня                 ГРИБОВ (все поют, джаз- бенд «играет») 

18. (любой гриб- Арина .Асеева)

Как в лесу грибном за кочкой, там, у елки возле пня
В самых разноцветных шляпах, собралась грибов семья
Разговор грибов таков; кто полезней из грибов!
Разговор ведут лисички, очень славные сестрички:

19.(лисичка Амалия. А) Золотистые лисички —
Любопытные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.

20.(лисичка2 София .А)

Вкусные , полезные

Мы, красотки, местные!

18. (любой гриб- Арина .Асеева)

Тут обиделись волнушки, две болтушки – хохотушки:

21. Волнушка Алиса .З: 

Разве хуже наш наряд: «Встрече с нами каждый рад,
Наши юбочки цветные, словно солнцем налитые,
Очень ярок наш наряд, краской розовой богат!


22. Волнушка.Эвелина Н 

И когда в лес по тропинке грибники зайдут с корзинкой,
Соберут нас всех опять. Не дадут нам поболтать!»

18. (любой гриб- Арина .Асеева)

Весь в хвоинках под сосной- гриб смеется озорной.

23. (рыжик Егор .О)
Ах! Я- рыжик! Как хорош!
Я на солнышко  похож!

18.Полно спорить вам опять, может лучше станцевать?!

Танец         Рыжик (танцует подгруппа: Амалия .А- Мирослав.Д,  София.А-Илья.Н,  Алиса .З — Руслан .К, Эвелина .Н- Егор.О)

Голос. Куда? Куда он его спрятал?
Сыроежка3(Амалия .П). Ничего не понимаю, кого спрятал?

(выходит  Старичок-Боровичок-взрослый, потягивается.)
Старичок-Боровичок: Куда же он его спрятал?
Сыроежка. Кто кого спрятал?

Старичок-Боровичок:: Ах, дети, дети. Как не вовремя вы расшумелись. Из-за вас я не успел досмотреть сон.
Сыроежка Сон?. Будьте любезны, объясните нам, кто вы?
Старичок-Боровичок: Гриб.
Все. Гриб?
Сыроежка. Извините, пожалуйста, но ваша шляпка совсем не похожа на наши шляпки.
Старичок-Боровичок: Верно, верно, . Моя шляпка не похожа на ваши, но ведь и ваши шляпки разные. Шляпка Сыроежки не похожа на шляпку Рыжика. Верно?
Все. Верно.
Старичок-Боровичок: Видите у Сыроежки шляпка розовая и пушистая. (Показывает на Сыроежку.) У тебя шляпка оранжевая, потому что ты Рыжик. (На Рыжика.) А у масленка желтая шляпка. У меня коричневая и вся в дырках. Вот и выходит, что я тоже гриб, только старый. Меня так и величают — Старичок-Боровичок.
Сыроежка  Старичок Боровичок, а почему вы так долго спали?
Старичок-Боровичок:  Я бы давно проснулся, но мне снился такой сон, такой сон! Мне просто необходимо было его досмотреть.
Сыроежка Расскажите, пожалуйста.

Старичок-Боровичок:  Ну что же. Слушайте, ребята. Вы, конечно, знаете, что дождь нам необходим, как воздух. Если бы не дождик, то погибли бы не только мы, а погибло бы все живое. Сегодня в лесу прошел дождь, и выросли вы. Но беда, малыши в том, что в лесу выросли не только вы, а выросли еще и…
Все. Кто, кто, дедушка?
Старичок-Боровичок: А вот кто…

(Выбегает Первая Поганка.)
Первая   Поганка-Арина .А (свистит.) Привет!
(Выбегает Вторая Поганка.)
Вторая Поганка Вика.С (свистит.) Привет!
Вместе. Приветик!

Танец                 Поганки (Арина Андреева, Вика Сухонина)

Первая   Поганка. Обратите внимание, любезная, на мою шляпку. Не правда ли, у меня самая красивая шляпка?
Вторая Поганка. Не у тебя, а у меня самая красивая шляпка.
Первая Поганка. Гы-ы… сказала! Ты в ней похожа на чучело.
Вторая Поганка. Это кто чучело? это я чучело? Ты на себя» на себя
посмотри. У тебя на голове не шляпа, а таз какой-то.
Первая Поганка. Таз?! А ну, держись!
Вторая Поганка. А ну, держись!
Мухомор  (появляясь.) Прекратить!

Поганки(восхищенно) А ты кто?

Песня                 Гордый Мухомор (1 куплет)Мухомор. А теперь скажите, чья шляпка самая красивая?
Поганки. (жалобно) Твоя.
Мухомор.  А ваши шляпки?
Поганки.  И наши…
Мухомор. Тоже правильно. Но они так не считают.
Поганки  Кто они?
Мухомор. Старичок -Боровичок и его друзья. Но, мы их накажем за это. Про Дождевичок слыхали?
Первая   Поганка. Конечно…
Вторая   Поганка. Кто о нем не слышал…
Вместе. А что это такое?
Мухомор. Это перламутровый ящичек. Если ящичек открыть — пойдет дождь, а если не открыть…
Первая   Поганка. Не пойдет дождь!
Мухомор. Умница. А если дождя не будет, то . Старичок -Боровичок и его друзья…
Вторая   Поганка.  Погибнут!
Мухомор. Умница. А мы не погибнем. Поганые грибы могут жить в любых условиях! При любой погоде!! Понятно?
Поганки.   Понятно.
Мухомор. Я украл Дождевичок и запер его на ключ.! Теперь посмотрим кто тут самый красивый и самый главный!!! А еще у меня есть вооооолшебный порошок!

Все посыплю  им вокруг и колдовство случится вдруг!

Я ,поверьте, не шучу и «Полееезные» грибы я в мухоморов превращу! Ха-Ха-Ха!!!

(посыпает детей волшебным порошком, дети меняют свои шляпки на шляпки мухоморов)

Танец     Мухоморов (после танца все дети остаются в шляпках мухоморов)

(выбегает Старичок –Боровичок)

Старичок-Боровичок: Что я вижу , вот беда!

Эй, друзья мои, сюда!

Мухомор: (с иронией) Как ты поздно спохватился! Все твои друзья теперь моииии! Вот!

Старичок-Боровичок: Не бывать этому! Отдавай Дождевичок! Как только пойдет дождь и смоет волшебный порошок, все грибы снова станут полезными!

Мухомор: Ишь, чего захотел! Хотя…. отдам вам Дождевичок, но с одним условием! Если я буду ПРЕЗИДЕНТОМ Грибной страны!

Старичок –Боровичок: Тогда , устроим честные выборы и если ты победишь, тогда и будешь президентом!

(фанфары)

Мухомор: Посмотрите на меня,

Самый яркий  мой наряд!

И кто выберет меня,

Тот уж точно будет рад!

Старичок-Боровичок: Чем полезен расскажи,

              Что ты лучший докажи!

Мухомор:  Мух морю, лосей кормлю –  

                    Правду, правду говорю!

                    Президентом лучшим буду,

                    Я расту в лесу повсюду.

Старичок-Боровичок: Знаем, знаем, что пригож,

Но послушаем же все ж и других мы кандидатов.

Мухомор: Развелося…депутатов!

Ну, послушаем, давай!   (гордо уходит)

Опёнок :( Владик С )    Я – опёнок, парень ловок,

                    Может, мне поверите,

                    Судьбу грибов доверите?

Старичок-Боровичок: Чем полезен расскажи,

                Что ты лучший докажи!

Опёнок: Я и летний, и  осенний,

                Мяса я ещё полезней.

                Меня варят, солят, жарят

                И в любом обеде хвалят!

Старичок-Боровичок: Знаем, знаем, что хорош:

                 И умён ты, и пригож,

                   Но, в семейном положении

                  Твоём, нужны разъясненья.

Опёнок:   Да, со мной везде семья!

                  В президенты рад бы я!

                  (обнимает опят)

                 Нет, всей семьёю, как солдаты

                 Мы уходим в депутаты!

Поганка:(Арина .Андреева)  А я – поганка бледная,

                  К тому ж ещё не бедная.

                  Голосуйте за меня –

                  Расплачусь монетой я!

Старичок-Боровичок: Чем полезна, расскажи,

               Что ты лучше докажи!

Поганка:  Я тонка, стройна, одета,

                   Ядом я полна при этом.

                   Я не привыкла нравиться,

                   Кто съест меня – отравится.

                   Что? Я вам не подхожу?

                   К мухомору ухожу!

Лисичка 1: (Аделина)Мы грибы – лисички

Дружные сестрички                                                      

Из лисьей мы породы

И хитры мы природы.

Лисичка 2: (Ариша Асеева) Нас, лисичек, уважают

Девочки и мальчики

Если только нас поджарят,

То оближут пальчики!

Старичок-Боровичок: Чем полезны расскажите,

             Нас, девчушки, удивите!

Лисичка 1: Ни у кого такого нет наряда.

                   Грибами править —  ум не надо!                                     

Лисичка 2: Выбирай, народ, меня!

Всех в лесу красивей я!

Старичок-Боровичок: Но, как же править без ума? Вот это да!

Лисички (вместе):  Ой, нет, теперь всё понимаем…

                                    Свои кандидатуры мы снимаем!

Лисички убегают.

Сыроежка: (Ариша Кузнецова) Сыроежка всем известна

Я, конечно, гриб прелестный

Старичок-Боровичок: Чем полезна расскажи,

               Что ты лучше докажи!

Сыроежка:  Сыроежки разные:

Жёлтые и красные…

Все они хорошие,

Хоть и непохожие.

Сыроежки люди знают

И повсюду собирают:

На пригорках и равнинах,

На болотистых низинах.

Но я думаю, друзья,

В президенты мне нельзя!

Характер мягкий у меня….

И править не умею я!

.

Подосиновик (Дима и Святослав)

Подберёзовик: (вместе)          Под осиной, под берёзой

                                                       Мы растём, друзья, в лесу.

Подберёзовик:  (Дима)              Ты как хочешь – в президенты

                                                       Не пойду я, не-хо-чу!

Подосиновик:  (Святослав)      Я тоже править не привык.

Вместе:                                        Пусть президентом станет боровик!

https://docs.google.com/drawings/d/sDFG6Q554E9r99Al5il6nDQ/image?parent=1137xCibs1uJ6Jtqk7Ks_WZeREnH2twUGSPQzraSniJU&rev=1&h=54&w=65&ac=1

Старичок-Боровичок:         Я – белый гриб, я – боровик!

                                                      Править я в лесу привык.

                                                      И царём грибным был я.

                                                      Видно очередь моя –

                                                      Стану первым президентом!!!

                                                      Что ж, народ, согласен я!

Все дети изображают овации.

Мухмор: Как! Обман! Я не согласен!(плачет)

https://docs.google.com/drawings/d/sAOZAbMO7L7dQrC1dGgR8KA/image?parent=1137xCibs1uJ6Jtqk7Ks_WZeREnH2twUGSPQzraSniJU&rev=1&h=54&w=65&ac=1

Старичок-Боровичок: Мухомор, как ты прекрасен!

Да не плачь ты, да постой!

Будешь ты суперзвездой!

Будут взгляды, комплименты и всегда аплодисменты!

Мухомор: Что ж ..звездой! Согласен я !

Ведь и впрямь красивый! Да!

Дождевичок  я возвращаю (отдает Старичку- Боровичку)

На гастроли уезжаю…. Всем пока –пока

Уходит в сопровождении поганок, под бурные аплодисменты)

(открывает Дождевичок, шум дождя)

Старичок-Боровичок: Вот , друзья и дождь пошел!

Танец                Дождя не боимся. (общий ,1,2 куплет)

(входит Мухомор с корзинкой печенья  «Грибочки»)

Мухомор: Как хорошо когда тебя все любят!

Как хорошо дружить!

Старичок-Боровичок: Да , дружба это сила!

И хорошо на свете жить!

24. Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

25. Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

 Никогда не надо!

Песня         Хорошо на свете жить

(раздают угощения)

  1. Песня        Грибная песенка
  2. Танец                Рыжая полька
  3. Песня                ГРИБОВ (все поют, джаз- бенд «играет») 
  4. Танец                 Рыжик
  5. Танец                 Поганки  
  6. Песня                 Гордый Мухомор 
  7. Танец                 Мухоморов
  8. Танец                Дождя не боимся
  9. песня                 Хорошо на свете

——————————

Взрослые: Старичок –Боровичок и Мухомор

Дети :

Подосиновик-Матвей, Святослав, Эмиль

Лисички- Амалия А, София А, Арина Ас., Аделина.К,

Сыроежки- Арина К, Дарья С, Амалия П.,Валерия

Волнушки- Алиса З., Эвелина Н.,

Опята- Адам, Владик , Виталик

Рыжики- Илья, Егор, Мирослав, Руслан,

Подберезовик- Дима,

Масленок-Даня,

Шампиньон-Тимур,

Поганки- Ариша Андр., Вика

Автор: Елена Александровна Коякова
Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБОУ Школа 1959
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий осеннего праздника
Тема: Грибной переполох

Раздел: дошкольное образование

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ГРИБНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»

Ведущий.

И вновь листок осенний землю укрывает,

И вновь Царица Осень садик украшает.

И вновь осенний праздник мы встречаем.

В нарядный зал ребят мы приглашаем.

Вход детей под музыку.

1 ребенок. Лето прошло, пробежало, умчалось.

Хмурится небо, и дождь моросит.

Теплых деньков маловато осталось

Может об этом природа грустит?

2 ребенок. Листья с веток облетают,

Словно дождик золотой.

Это осень украшает

Всю природу красотой!

3 ребёнок. Осень, осень за окошком

Тихо ходит по дорожкам.

Листья падают шурша,

Как ты Осень хороша!

4 ребенок. Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Песня

1. Кап, кап, дождик льет.

Это осень к нам идет.

Листья по ветру летят,

Осыпая детский сад.

2. Мы наденем сапоги.

Ты нас, дождик, догони!

От тебя мы убежим

И под зонтик поспешим.

3. Солнце выглянет опять.

В лес тогда пойдем гулять.

Будем бегать и играть,

И грибочки собирать!

Ребенок. Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес.

Нас в гости к себе приглашает.

Ребенок. Мы попали в дивный лес,

В нем полным-полно чудес.

Мы тихонько посидим,

Кто живет в нем поглядим.

Под музыку садятся на стульчики.

Появляется Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Я леса этого хозяйка

И расскажу вам без утайки,

Что грибов в моем лесу не перечесть-

Какие хотите, всякие есть.

Хозяйка леса выносит пенек.

Песня-хоровод.

1.Погуляем по лесочку,

Чтобы нам найти грибочки

Вот они, вот они!

Побыстрей грибок сорви.

2. Сядем, сядем на пенечек,

И понюхаем грибочек

Вкусным будет суп грибной,

Нам пора идти домой.

3. Мы шагаем по тропинке

На полянку, где корзинка.

Поскорей грибочки мы

Положить туда должны!

Садятся на места.

Хозяйка леса. Как в грибном лесу за кочкой,

Там под листьями у пня,

В самых разноцветных шляпках

Собралась грибов семья.

Разговор у них таков,

Кто полезней из грибов?

Выход Боровика под музыку.

Хозяйка леса. Молвил важный Боровик.

Боровик. «Самый главный я здесь гриб,

Самый модный я, красивый,

Ну а шляпа всем на диво.

Больше хвастаться не буду,

Знают белый гриб повсюду.

Хозяйка леса. Два грибочка прибежали,

Наперебой хвалиться стали.

Подосиновик. Хоть не белый гриб, но все же

Я грибок хороший тоже.

Подосиновик, друзья,

Называют так меня.

В модной шляпе я стою,

Песню звонкую пою.

Мне б еще гармонь на лямке –

Первый парень на полянке!

Подберезовик. Я не мал и не высок,

Подберёзовик-грибок.

Ешьте, кто найдёт меня,

Мне себя не жалко.

Буду я для грибника

Вкусненьким подарком.

Уходят.

Хозяйка Леса. У болота на опушке

Разбрелись подружки.

Шляпки разноцветные,

Потому приметные.

Выход сыроежек.

1 сыроежка. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Мы ведь сыроежки!

2 сыроежка. Сыроежки нарядились

В разноцветны платьица.

Посмотрите-ка на нас,

Какие мы красавицы.

Хозяйка леса. А в разговор тут вступили опята,

Ну очень славные ребята.

Выход опят (марш)

1 опенок. Симпатичные ребята

Мы ведь братики Опята,

Друг за друга мы горой,

Не разлить нас и водой!

2 опенок. «Лучше нет грибов, чем мы:

И полезны, и вкусны!

3 опенок. Нас и сушат, нас и жарят,

Маринуют, солят, варят,

Нет грибов стройнее нас

Мы ребята — высший класс!!!

Поют, обнявшись

Знают взрослые, и дети-

Нет грибов вкусней на свете.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

Уходят, маршируя.

Хозяйка леса. Растут грибочки

В хвойном лесочке,

Скользкие ребята

В масле все …( маслята) .

Выход маслят.

1 масленок. А меня зовут масленок

Очень вкусный я грибок

Я в суп попасть могу

Не испорчу и рагу.

2 масленок. Я крепкий, маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.

3 масленок. На посту стоят МАСЛЯТА,

Очень стройные ребята.

Хороши, как на подбор,

Украшают хвойный бор.

Хозяйка леса. К нам на праздник заявились,

Подбоченясь, в пляс пустились.

Ловко делают присядку

И маслятки, и опятки.

Танец грибов.

Хозяйка леса. Не стерпели тут волнушки,

Две болтушки — хохотушки:

Волнушки (хором) «Разве хуже наш наряд:

Встрече с нами каждый рад,

Наши юбочки цветные,

Словно солнцем налитые,

Очень ярок наш наряд,

Краской розовой богат.

И когда в лес по тропинке

Грибники зайдут с корзинкой,

Соберут нас всех опять-

Не дадут нам поболтать!

Убегают.

Выход Мухомора.

Хозяйка леса. Элегантный мухомор тут вступает в разговор.

Мухомор. «Вот взгляните на меня.

Краше нет гриба, чем я!

Шляпа красная в горошках

И жабо на белой ножке,

Ну не дать, ни взять: хорош,

На царевича похож!

Я заметный, я красивый,

Самый лучший, самый милый!

Хозяйка леса. Не стерпели тут волнушки

Две красавицы подружки.

1 волнушка.Хвастать стал – какой позор!

Воображуля Мухомор!

«Хоть красавец ты на вид,

Скажем прямо, ядовит!

На твоей грибной макушке

То и дело дохнут мушки.

2 волнушка. Убирайся ты с полянки

И дружи-ка ты с поганкой.

Хозяйка леса. А за кочкой на поляночке,

Притаились хулиганочки,

Притаились хулиганочки –

Две бледнющие поганочки.

Выход поганок.

1 поганка. Подумаешь, принц какой!

2 поганка. Сам собой гордится,

А в пищу не годится.

Хозяйка леса. Не расстраивайся, красавец-грибок,

Ведь от тебя в лесу есть тоже толк.

Если вдруг в каком лесу

Лось большой попал в беду,

Для лося тогда полезнее

Нет лекарства от болезней.

Но запомните, друзья,

Людям есть его нельзя.

Хоть красавец он на вид,

Для людей он ядовит.

Мухомор. У поганок, говорят,

Самый сильный в мире яд?

Хозяйка леса. Да, эти бледные поганки –

Ядовитые гражданки.

Их яд опасен для людей и для зверей.

Мимо них в лесу грибники проходят как можно скорей!

1 поганка. Да, есть нас нельзя,

Мы ядовитые,

Оттого на всех сердитые!

2 поганка. Мы бледны, стройны, одеты,

Ядом мы полны при этом.

Мы не привыкли нравится,

Кто съест нас, тот отравится!

Хором. Мы вам не подходим?

Тогда мы к Мухомору уходим!

Танец Поганок и Мухомора.

После танца Мухомор провожает Поганок на стульчики.

Мухомор. Эй, ребятки озорные! Мухоморчики лесные!

Выбегайте поскорей, да танцуйте веселей!

1Мухоморчик. Посмотрите, гости дорогие,

Как умеем классно танцевать.

Даже спинки держим очень прямо,

В-общем, мастер-класс ни дать, ни взять.

2 Мухоморчик. Нам полянка заменяет сцену,

Веселимся вместе от души.

Ждут аплодисментов, непременно,

Ваши мухоморы-малыши!

Танец Мухоморчиков-стиляг «Бугги-Вугги»

Хозяйка леса. От такого вот веселья

Солнце в небе заблестело.

А нам догадаться нужно,

Кто из грибов больше всех с солнцем дружит?

Но долго думать тут не нужно.

К солнышку, конечно, ближе

Золотистые крепкие рыжики.

Выход Рыжиков.

1.

А я рыжик озорной,

Крупный, не шути со мной!

Рыжий брат, рыжий я,

Рыжая моя семья.

2.

Дедушки и бабушки рыжиков любили,

В деревянных кадках на зиму нас солили.

3.

Рыжики – мои два брата!

Рыжик – мамочка моя!

Собирайте нас, ребята!

Нас тут целая семья!

Мы на вкус – деликатес!

Поспеши за нами в лес!

Хозяйка леса. Ой, Рыжики, а подружки есть у вас,

Очень похожие на вас!

Их лисичками называют,

А почему, я не понимаю.

Ну-ка, лисички, выходите

И про себя нам все расскажите.

Выбегают Лисички.

1.Мы весёлые сестрички,

Не лисицы, а лисички!

Имя дали — не секрет —

Нам за тёплый жёлтый цвет

2.Хоть с лисой мы и похожи,

Только путать нас негоже!

Нас всегда легко найти

Ждем вас на лесном пути!

Танец Лисичек и Рыжиков.

Хозяйка леса. Вот такие грибочки есть в моем лесу: и съедобные, и несъедобные, и

послушные, и не очень, и озорные, и веселые. Но все грибы для нас очень нужны и

важны! Вот такая у нас большая, дружная, грибная семейка!

Танец «Грибная семейка» (общий)

Хозяйка Леса. Но на этом наша грибная история не кончается.

Ведь иногда в лесу такое случается.

Сюда приходят всякие проказники,

Устраивают шум и гам.

Такие хулиганы и проказники.

Тише! Слышите, кто-то приближается к нам!

Выход Шалтая-Болтая.

Шалтай-Болтай. Я люблю в лесу гулять,

Прыгать, бегать и кричать.

На полянку прибегу,

Под кусточком посижу.

Веточку сломаю,

Птиц перепугаю.

Грибам шляпки посбиваю

И с корнем их повырываю.

Хозяйка леса. Ой, да кто ж ты такой? Чего расшумелся в моем лесу? Представься,

пожалуйста!

Шалтай-Болтай. Я Шалтай Болтай! Меня так все называют.

Хозяйка леса. Ну ведь так называют тех, кто без дела шатается, туда-сюда болтается.

Шалтай-Болтай. Как это без дела? Ты чего? Да я столько дел уже переделал! Костер в

лесу разжигал, чтоб тепло было (осень ведь наступила).

Хозяйка леса. Ребята, а разве можно в лесу костры жечь? А почему? (Ответы ребят).

Шалтай-Болтай. А еще я в птиц шишками бросался, чтоб не кричали громко так!

Хозяйка леса. Ребята, разве так можно делать? (Ответы ребят).

Шалтай-Болтай. Да ладно вам! А чем же еще в лесу заниматься? (Ответы детей)

А давайте в игру поиграем?

Хозяйка леса. Да у тебя все игры шумные, озорные…

Шалтай-Болтай. Нет, мы в мою любимую игру поиграем. Она так и называется

«Шалтай-Болтай». Выбегайте на полянку скорей.

Игра «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая поднять! (в конце пугает детей, дети бегут на стульчики).

Хозяйка леса. Ну вот, а говорил, что хулиганить не будешь? Грибочки мои напугал…

Шалтай-Болтай. Да у вас и так на полянке грибов много. Зачем их столько? Их надо

рвать и топтать, рвать и топтать…

Хозяйка леса. Нет-нет, я свои грибочки в обиду не дам. Разве так можно с грибами

поступать? Ребята, скажите, а как правильно грибочки собирать надо? (Ответы детей).

Шалтай Болтай. Хорошие у вас грибочки растут. Не буду я вас обижать. Буду природу

охранять.

А давайте я вам лучше загадки загадаю. Только аккуратно, загадки-обманки.

1.

Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу.

Знаем-нас не проведешь-

Этот зверь, конечно, … (медведь).

2.

Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много.

Этот маленький зверек

Называется… (еж).

3.

Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе.

Мне на месте не сидится,

Потому что я… (белка).

4.

У бедняжки нет берлоги.

От врагов спасают ноги.

Он привык к зиме белеть.

Догадались? Он… (зайка).

5.

Я рогатый. Ме-ме-ме-е!

Я сейчас бегу к тебе.

Всех ногами затопчу,

Всех с капустой проглочу.

Я в капусте знаю толк.

Ну-ка, кто я? Серый… (козлик).

Вот какой вы умный народ! Далеко пойдете! Знаете, я вот тоже стану добрым, не

буду никого обижать. Я даже лесником стать хочу. И стану. Честное слово!

Хозяйка леса. Ребята, мы поверим Шалтаю-Болтаю? А чтобы он свои обещания

не забыл, мы ему наденем на шею медаль. «Защитник леса». Поздравляем! Ты

теперь с нами!

Шалтай-Болтай. Жалко мне с вами расставаться, я с вами добрым стал, на

полянке пел и танцевал. А в городе-то под дождем не потанцуешь. Буду сидеть у

окошка и грустить.

Хозяйка леса. Не грусти, Шалтай Болтай. Мы сейчас тебе песенку споем. Ведь

не только грибочки, но и вся детвора не боится осеннего дождя.

Текст песни «Осень наступила» (раздать ленточки)

1.Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело,

Дождик начинается.

Припев:

Кап-кап на дорожки,

Кап-кап на ладошки.

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

2.Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

Припев.

Шалтай-Болтай. Как с вами здорово! Но мне пора прощаться! До свидания, ребята!

Шалтай-Болтай убегает.

Хозяйка леса. А теперь, грибной народ,

Заводи наш хоровод.

Праздничный хоровод

В этот праздничный денёк

Вместе встали мы в кружок.

Крепче за руки берись,

И друг другу улыбнись!

Веселись, грибной народ,

Заходи в наш хоровод.

Будем петь и плясать,

Нашу осень прославлять.

Много к нам пришло друзей,

С ними праздник веселей.

Гости смотрят на нас,

Как нам весело сейчас!

Хозяйка леса. Мне жалко с вами расставаться,

Но близится зимы черед.

Я к вам приду, ребята,

Меня вы ждите через год!

Я за всё благодарю

И подарки вам дарю

(раздача подарков)

Хозяйка Леса. Ну а нам, к сожалению, тоже пора с осенним лесом прощаться,

Грибная электричка уже ждет! Пора в дорогу собираться!

К.Е. БЕЗУХ,
г. Ярославль

Сказочный урок «Грибной переполох»

Предлагаемый урок можно проводить и в
рамках темы «Грибы» курса ботаники (6-й кл.), и как
внеклассное мероприятие, например, по
профилактике отравлений грибами.

Учитель.
Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы,
удивительного в скромной сыроежке или красавце
подосиновике? Почти каждый из вас собирал грибы,
сушил их, жарил, солил. Так поступали люди еще в
древности. Может, тогда же их поразила
способность грибов появляться как будто из
ничего за считанные часы и дни. Не зная толком,
что представляют собой грибы, легко было
уверовать, что они посланы богами: съедобные – в
награду, ядовитые – в наказание. Вероятно, еще в
незапамятные времена ядовитые грибы находили
применение в мрачных делах: подложив их в пищу
недругу, можно было объяснить его смерть злыми
чарами или внезапной болезнью.

В некоторых грибах, например в обычных
мухоморах, содержатся вещества, обладающие
наркотическим действием, – у человека они
вызывают сильное возбуждение, галлюцинации. Эти
свойства были известны уже более 6 тыс. лет назад.
Не случайно в Китае, Передней Азии, Индии, Мексике
и на Крайнем Севере грибные настойки
использовались в ритуальных церемониях.

В древнеиранской (дозороастрийской)
религии важную роль играл напиток хаома (от
авест. hav – выжимать), вызывающий
галлюцинации и временный прилив сил. Так же
называли и растение, из которого его изготовляли.
По одной из гипотез этот напиток делали из
мухоморов с добавлением молока. Приготовление и
употребление хаомы было священнодействием,
символизировавшим бессмертие для верующих. Этот
напиток считается идентичным напитку сома,
использовавшемуся в ведическом культе в Древней
Индии.

В Древнем Китае почитали волшебный
гриб чжи, дарующий святость и вечную жизнь
(высшее состояние «сянь»). С этим грибом в руке
изображали бессмертную фею Магу,
покровительницу всех оказавшихся в беде. По
представлениям народов батаки с острова Суматра
(Западная Индонезия), именно из грибов были
выращены богами первые люди. А живущие на Дальнем
Востоке орочи верят, что души новорожденных
детей спускаются на Землю в виде
грибов-дождевиков…

Грибы не перестают удивлять ученых.
Еще в середине XX в. грибы относили к царству
растений и только в последние десятилетия их
выделили в самостоятельное царство, столь не
похожи они ни на растения, ни на животных, ни на
бактерии. Некоторые грибы могут сосуществовать с
водорослями, образуя особый организм – лишайник.

Изучением грибов занимается микология
(от греч. микес – гриб и логос – понятие,
мысль) – наука, возникшая первоначально как
отрасль ботаники. Родоначальником микологии
можно считать немецкого биолога Генриха Антона
де Бари (1831–1888), создавшего близкую к современной
классификацию грибов и описавшего механизмы их
размножения. Исследуя грибы, вызывающие
заболевания растений, именно де Бари доказал, что
лишайники состоят из клеток грибов и водорослей.

В отличие от растений, грибы не умеют
использовать энергию солнечного света и
углекислый газ из воздуха (фотосинтезировать).
Для жизни им, как и животным, нужно готовое
органическое вещество в виде разнообразных
остатков растений и животных. Таким образом, роль
грибов в природе противоположна роли травы или
деревьев. Растения из углекислого газа и воды
производят органическую материю, а грибы вместе
с бактериями и некоторыми простейшими разрушают
ее.

Сейчас известно около 120 тыс. видов
грибов. Однако в природе их намного больше, и
практически каждый год ученые открывают и
описывают новые виды. «Обыкновенные» грибы таят
еще много неожиданностей и загадок.

Сказка «Грибной переполох»

(Текст сказки читает учитель. По ходу
урока учащиеся делают сообщения о грибах.
Иллюстративный материал – изображения грибов –
проецируется на экран.)

Раз
задумал царь-старик –
Толстый, важный БОРОВИК,
под сосною сидючи,
со скуки зеваючи,
посылать послов –
мудрецов СМОРЧКОВ
во все трубы трубить,
во все пушки палить:
всему царству-де приказ,
чтоб явились в тот же час
все царевны, все дворянки,
все купчихи, все мещанки!
царь устроит смотр им всем,
поразмыслит и затем,
выбрав лучшую девицу,
скажет: «Будь теперь царица,
добронравна и умна,
мне примерная жена».

Боровик

Шляпка полукруглая, выпуклая,
распростертая, гладкая, сухая, от светло-желтой
до темно-бурой. Ножка плотная, сплошная,
клубневидная, утолщенная в основании. Мякоть
плотная, белая, с приятным запахом и вкусом, на
изломе цвет не меняет. Встречается в лесах
различного типа. Съедобен свежий, соленый,
маринованный, сушеный.

Похожие виды: желчный гриб
несъедобен, сатанинский гриб – ядовит.

Покряхтели старички,
темнолицые СМОРЧКИ,
царю поклонилися,
в дальний путь пустилися,
стали всех скликать,
в царский терем звать,
во все трубы трубить,
во все пушки палить:
«Всему царству есть приказ,
чтоб явилися тотчас
все царевны, все дворянки,
все купчихи, все мещанки,
царь устроит смотр им всем,
поразмыслит и затем,
он возьмет средь них девицу,
вам, грибной народ, царицу,
а себе – жену. Земля,
распотешь государя!»

Сморчок обыкновенный

Шляпка высотой до 15 см, яйцевидная,
приросшая к ножке, неровная, полая, с округлыми
ячейками, желтовато-буроватая или серо-бурая.
Ножка цилиндрическая, полая, белая. Мякоть
восковидная, белая, с приятным грибным запахом и
вкусом. Растет на почве в лиственных, смешанных и
хвойных лесах, на полянах, вырубках, вдоль дорог.
Условно съедобен, очень вкусный, но обязательно
отваривание или сушка.

Первыми пришли СВИНУШКИ –
девы старые старушки,
но тотчас их сторожа
вон погнали со двора.
Появилися ВОЛНУШКИ:
«Мы хорошие стряпушки!»
Засмеялся БОРОВИК,
раскудахтался старик:
«Не стряпуху я ищу,
а хорошую жену!»

Свинушка тонкая

Шляпка
мясистая, плоская, желтовато-бурая,
слабовойлочная, с завернутым вниз краем.
Пластинки толстые, легко отделяются от шляпки,
бледно-бурые или оливково-охристые, при
надавливании темнеют. Ножка твердая,
цилиндрическая, суженная книзу, войлочная.
Мякоть рыхлая, суховатая, желтоватая, на изломе
буреет, с мягким вкусом, без особого запаха.
Растет в хвойных и лиственных лесах, любит
опушки, окраины болот, парки, сады, обочины дорог.
Гриб ядовит (!), хотя долгое время считался
съедобным. Действие токсинов и накопленных
соединений тяжелых металлов при длительном
употреблении гриба в пищу вызывает отравления,
иногда заканчивающиеся смертью.

Вот изящные ОПЕНКИ –
легкий стан и ножки тонки –
появились пред царем,
пред своим государем.
Оглядел их БОРОВИК,
Ухмыльнулся в ус старик:
«Нет, и вы нехороши,
чересчур ужо тонки!»
Тут пришли к царю БЕЛЯНКИ:
«Столбовые мы дворянки,
не обидь нас, государь!»
«Пошли вон!» – промолвил царь.

Опенок луговой

Шляпка тонкомясистая,
плоско-распростертая с бугорком, гладкая, голая,
со слабо рубчатым полупрозрачным морщинистым
краем, кремово-охристая с коричневатым оттенком.
Пластинки приросшие, редкие, кремовые, ножка
цилиндрическая, плотная, полая, волокнистая,
цвета шляпки. Мякоть белая, на изломе цвет не
меняет, с приятным запахом и вкусом. Растет
большими группами, «ведьмиными кругами» на
полянах, по закраинам полей, на лужайках,
пастбищах. Съедобен свежий, сушеный. Употребляют
только шляпку.

Ни крестьяночки ЛИСИЧКИ,
ни РЯДОВКИ-невелички
не понравились тому
привереднику царю.

Лисичка настоящая

Плодовое тело имеет вид шляпочного
гриба. Шляпка выпуклая с завернутым краем,
воронковидная желтково-желтая. Ножка сплошная,
голая, расширяется кверху. Мякоть плотная белая,
с приятным ароматическим запахом и острым
перечным вкусом. Почти никогда не поражается
личинками грибных мух и слизняками. Расчет
большими группами в смешанных и лиственных
лесах. Съедобен свежий, маринованный, соленый.

Но явилась СЫРОЕЖКА
в раззолоченной тележке,
а тележку ту везли
шестернею МАСЛАКИ.

Сыроежка пищевая

Шляпка розоватая, бордово-красная с
буроватым оттенком, часто с крупными белыми
пятнами и оголенным краем без кожицы. Ножка
твердая, цилиндрическая. Кольцо и вольва всегда
отсутствуют. Пластинки шляпки приросшие, частые,
бело-желтоватые. Мякоть хрупкая, ломкая, млечного
сока нет. Вкус мякоти приятный, ореховый. Растет в
хвойных и лиственных лесах. Съедобны в свежем,
соленом виде, можно употреблять сырыми. С
ядовитыми грибами сходства не имеет.

Масленок поздний

Шляпка мясистая, выпуклая, желто-бурая,
маслянистая, при подсыхании блестящая,
шелковистая. Края шляпки соединены с ножкой
белой пленкой, остатки которой позднее образуют
кольцо. Ножка плотная, цилиндрическая,
желтовато-белая, на разрезе цвет не меняет.
Встречается в хвойных лесах, под соснами,
преимущественно на песчаной почве. Съедобен
свежий, маринованный, соленый, для сушки менее
пригоден. С ядовитыми грибами сходства не имеет.

«Ах,
красавица девица, –
молвил царь ей, – будь царица!
Коль не будешь ты моя,
от любви засохну я!»
СЫРОЕЖКА покраснела
и ответить не успела,
как уж РЫЖИКАМ стрельцам
повелел царь: «Быть гостям
у меня на свадьбе в вечер!
Вы летите, точно ветер,
всех ко мне на пир скликать,
будем свадьбу пировать».

Рыжик

Шляпка (до 15 см) плоская, с возрастом
воронковидная, края слегка подвернуты, гладкая,
слизистая, рыжая, оранжевая с более темными
концентрическими кругами или ясным
синевато-зеленым оттенком. Ножка цилиндрическая,
плотная, цвета шляпки. Мякоть ломкая, на изломе
краснеет, затем зеленеет, с обильным нежгучим
ярко-оранжевым соком, запах фруктовый, смолистый,
вкус очень приятный, сладковатый, острый.
Встречается в хвойных лесах, молодых посадках, на
опушках, прогалинах, по обочинам дорог, среди
травы. Съедобен сырой, свежий, соленый,
маринованный. Перед засолом промыть в холодной
воде и очистить от сора.

Стали гости собираться,
царской свадьбой потешаться:
«Ишь ты, хитрый БОРОВИК,
молодую взял старик!»
ГРУЗДИ, царские министры,
приготовили все быстро:
стали в пушки все палить,
стали в трубы все трубить,
поваров пятьсот собрали –
пир готовить приказали:
«Чтоб готов к заре был стол
иль посадим всех на кол!»

Груздь настоящий

Шляпка (5–20 см) выпуклая,
толстомясистая, с густоопушенным лохматым краем,
слизистая, липкая молочно-белая, с возрастом
желтовато-кремовая со слабозаметными
водянистыми концентрическими зонами. Ножка
цилиндрическая, плотная, цвета шляпки. Мякоть
сочная, крепкая, но ломкая, белая, млечный сок
белый, острый, горький, на воздухе моментально
желтеет.
Растет группами в березовых и смешанных с
березой лесах. Условно съедобен соленый.
Обязательно предварительное вымачивание.

Уж готов богатый ужин,
БОРОВИК от сна разбужен,
в ризы царские одет
вздумавший жениться дед.
Уж вошла краса невеста,
гости глянули – и с места
на колени перед ней
пал в восторге сонм гостей.
Царь хохочет, веселится,
Вкруг весельем блещут лица,
и один лишь МУХОМОР
на царя суровый
взор
устремил; знать, злодеянье
уж замыслил окаянный.
Так и есть: в вино царя
Яду бросил гриб-змея.
Выпил царь и покатился…
Все к нему: «Упал?! Разбился?!»
Неподвижно царь лежит,
вечным сном державный спит.
Суетятся все без толку,
Мухомор же втихомолку
СЫРОЕЖКЕ рот зажал,
на коня – и ускакал,
деву нежную сжимая.
СЫРОЕЖКА молодая
никнет горестным челом
над разбойничьим седлом.
Уж злодея скрыл малинник,
как царевич ПОДОСИННИК
на арабском скакуне,
взяв отряд, и во главе
храбрых РЫЖИКОВ
скорее
поспешил догнать злодея.
Поединок двух грибов
видел царь Лесовиков
и лягушки, а луна
им светила до утра.
Наконец не стало вора,
меч в груди у МУХОМОРА…
Перед девицей-душой
на колени стал герой:
«Если любишь, СЫРОЕЖКА,
то с ответом ты не мешкай,
будь мне, девица, женой,
я до самой смерти – твой,
ты мне очень полюбилась!»
СЫРОЕЖКА поклонилась
и промолвила в ответ:
«Я люблю тебя, мой свет!»
Тут они скорей вернулись.
Гости между тем очнулись,
стали спорить меж собой:
не вернуться ли домой?

Мухомор красный

Шляпка
его имеет окраску от оранжево-желтой до
темно-красной. У молодого гриба она шаровидная, а
затем раскрывается как «зонтик» и может
достигать 20 см в диаметре, пластинки белого
цвета. На поверхности шляпки отчетливо видны
пятна в виде белых или сероватых хлопьев или
бородавок, лишь старые (зрелые) грибы могут быть
лишены этих пятен. Ножка белая или слегка
желтоватая с кольцом в верхней части, внизу
утолщается в виде клубня. Встречается в
лиственных и хвойных лесах.
Ядовит! Обладает галлюциногенным действием.

Подосиновик

Шляпка мясистая, слегка бархатистая,
полукруглая. Вначале красная, затем буро-красная,
иногда оранжевая. Ножка плотная, сплошная,
утолщенная книзу, белая, с хлопьевидными
волокнистыми темными чешуйками. Мякоть плотная,
белая, на изломе розовеет, затем темнеет до
лиловатой, фиолетово-черной. Встречается в
лиственных и смешанных лесах, преимущественно
под осинами. Съедобен свежий, сушеный, соленый.

Вдруг раздвинулся малинник,
показался ПОДОСИННИК.
Закричали все: «Ура!..
Пьем за нового царя!»
Войска шапки вверх кидали:
«ПОДОСИННИКА, – кричали, –
с СЫРОЕЖКОЮ хотим!»
Отвечало Эхо им.
ГРУЗДИ, царские министры,
приготовили все быстро
стали в пушки все палить,
стали в трубы все трубить…
Вот прошел обряд венчанья,
на народные гулянья
посмотреть и я пошел,
да немного не дошел
зацепился за пенек,
простоял было денек,
люди ночью проходили
и, спасибо, отцепили.

Блиц-опрос

(Проводится после прочтения сказки и
всех докладов; отвечать на вопрос может любой
учащийся, за каждый правильный ответ начисляется
1 балл.)

1. Почему одна из групп грибов
называется «шляпочные»?

2. К каким группам по строению шляпки
(трубчатым или пластинчатым) относятся грибы,
упомянутые в сказке?

3. Какие из упомянутых в сказке грибов
съедобные?

4. Какие из упомянутых в сказке грибов
ядовитые?

5. Какие
грибы называют ложными?

6. Какие грибы называют условно
съедобными?

7. В чем заключается значение грибов
для человека?

8. Как отличить съедобные грибы от
ядовитых?

9. Каковы меры первой помощи при
отравлении грибами?

10. Почему некоторые грибы растут под
определенными деревьями?

11. Какие вещества поглощают грибы из
корней деревьев?

12. Какие вещества получают корни
деревьев от этих грибов?

13. Какие способы питания характерны
для грибов?

По итогам опроса в тетради
составляются таблицы «Классификация грибов» и
«Ядовитые грибы».

В конце занятия учащимся предлагается
рассказ-небылица, в котором заведомо допущены
ошибки, характеризующие гриб мухомор, с целью
закрепления умения учащихся распознавать
признаки съедобных и ядовитых грибов. (Данное
задание может быть заменено на решение
кроссворда.)

Кроссворд «Грибы»

Вопросы

1. На пеньке сидит грибок, возьми
его в кузовок.

2. Гриб – подснежник с конической
сетчато-ячеистой шляпкой коричневого цвета.

3. «Назвался …, полезай в кузов».

4. «Разноцветные подружки
разбежались по опушке, … нас кличут, а сырыми не
едят».

5. Один из популярных в народе
грибов с выпуклой шоколадно-бурой
клейко-слизистой шляпкой и желтоватой мякотью.

6. Пластинчатый съедобный гриб
желтого цвета, никогда не бывает червивым.

7.
Съедобный гриб, растущий на отмершей древесине
лиственных пород. Во многих странах разводится в
промышленных масштабах.

8. Стоит на полянке в красном платье
Татьянка: вся в белых крапинках.

9. Другое название белого гриба.

10. Съедобный гриб с плоской шляпкой
рыжего или светло-оранжевого цвета.

11. Гриб «волнуется», ясно почему:
как бы не испортили на шляпке бахрому.

Ключевое слово. Под деревцем,
под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нем сер
кафтанчик, красна шапочка.

Ответы

1. Опенок. 2. Сморчок. 3.
Груздь. 4. Сыроежка. 5. Масленок. 6.
Лисичка. 7. Вешенка. 8. Мухомор. 9.
Боровик. 10. Рыжик. 11. Волнушка. Ключевое
слово:
подосиновик.

Таблица 1. Классификация грибов

Съедобные

Условно съедобные

Несъедобные грибы

Ядовитые грибы

Полностью съедобные (150 видов)
– грибы, которые можно употреблять в пищу
свежими, вареными, жареными, сушеными без
предварительного отваривания или вымачивания.
(Содержат белки, жиры, углеводы, йод, железо,
фосфор, кальций, медь, калий, магний, цинк,
витамины А, В1, В2, D, РР, С)

Грибы становятся съедобными
после предварительного отваривания или
вымачивания, необходимого для удаления горечи и
растворимых ядов (волнушки, рядовки, сморчки,
грузди, серушки, валуи, млечники, строчки)

Грибы с горьким неисчезающим
вкусом, невкусные, не испытанные на возможность
употребления в пищу (веселка, желчный гриб,
говорушки, ложнодождевики)

Грибы, вызывающие отравления
разной степени тяжести, вплоть до смерти
(мухоморы), сатанинский гриб, бледная поганка,
ложные опята, волоконницы, паутинник, энтолома)

Таблица 2. Ядовитые грибы

Признаки ядовитых грибов (20
видов)

Симптомы отравления
разными видами ядовитых грибов

Первая помощь при
отравлении грибами

  • Выросты:

– в виде булавы (клубневидное
утолщение), часто спрятанной в земле;

– в виде чехла у поверхности земли;

– платочек на ножке

  • Тошнота,

  • рвота,

  • слабость, сильная усталость,

  • диарея,

  • сильная жажда,

  • боли в животе,

  • головокружение,

  • судороги,

  • замедление пульса и дыхания, понижение
    давления, температура тела может снизиться до 35
    °C,

  • холодный пот,

  • возбуждение ЦНС, приступы смеха и
    плача,

  • галлюцинации, бред, потеря сознания,

  • наркозоподобный паралич с глубоким
    сном,

  • потеря способности управлять своими
    действиями,

  • в крайних случаях – смерть

1. Очистить желудок: выпить 1–2 л
воды с содой (1 чайная ложка на 0,5 л воды) или
марганцовкой (светло-розовый раствор); после
каждого промывания – слабительное).

2. Положить пострадавшего в кровать, к
ногам и животу приложить грелки; при судорогах –
горчичники на голени.

3. Давать пить маленькими глотками
холодную подсоленную воду (1 чайная ложка соли на
стакан воды) – это несколько ослабляет тошноту и
рвоту.

4. Можно давать крепкий чай, черный кофе,
мед и молоко (ни в коем случае нельзя употреблять
спиртные напитки, т.к. алкоголь способствует
быстрому всасыванию грибных ядов в организм).

5. Сохранить остатки грибов, приведших к
отравлению, для исследования врачом

В конце урока подводятся итоги и дается
домашнее задание: заполнить таблицу
«Грибы-двойники».

Таблица 3. «Грибы-двойники»

Съедобные шляпочные грибы

Ядовитые шляпочные
грибы–«двойники»

Отличительные признаки  
съедобных

     
     
     

Царю грибов
от верноподданного Amanita muscaria (Мухомора
красного)

Жалоба

Смею довести до Вашего сведения, что я
постоянно незаслуженно подвергаюсь обвинениям,
наговорам, а также телесным наказаниям. Считая
меня грибом вредным, поганым, страшно ядовитым,
детвора, да и многие взрослые, встретив меня в
лесу, так и наровят пнуть или растоптать.
Вы ведь знаете, Ваше царское величество, что я
совершенно не ядовит, да и мой яркий вид
привлекает гостей, как бы говоря им: «Съешьте
меня скорее!» И многие меня не прочь отведать. Еще
древние скандинавы употребляли меня перед
сражением для поднятия боевого духа. У викингов
воины-берсерки перед боем пили настой мухомора.
От этого они впадали в состояние бешеной ярости,
не чувствовали ран, ударов оружия. Для
возбуждения, поднятия настроения, придания
бодрости во время длительных переходов и военных
действий меня использовали народы Камчатки и
Чукотки.
Я могу помочь в уничтожении не только мух, но и
клопов, тараканов, саранчи; в излечении
туберкулеза, диабета, ревматизма, радикулита,
гипертонии, ангины и т. д.
Считаю, что жестокое обращение со мной не
оправданно. И прошу Ваше царское величество
разобраться, наказать виновных и принять меры
для охраны моей персоны.

Всегда Ваш
Amanita muscaria
(Мухомор красный)

Памятка для грибника

1. Собирайте только те грибы, о
которых вам точно известно, что они съедобны.

2. Грибы, в которых вы
сомневаетесь, немедленно выбрасывайте.

3. Перед употреблением в пищу
еще раз внимательно пересмотрите собранные вами
грибы, отбрасывая старые, червивые и
подозрительные.

4. Пластинчатые грибы, особенно
сыроежки, старайтесь срезать с ножкой, чтобы
убедиться, что на ней нет пленчатого кольца.
Помните, что среди пластинчатых съедобных грибов
такое кольцо имеют только опенки, шампиньоны и
гриб зонтик пестрый.

5. Собирая шампиньоны, особое
внимание обратите на цвет пластинок. Он должен
быть от розово-белого до буро-коричневого (но не
белым!).

6. Никогда не пробуйте сырых
грибов, в которых сомневаетесь.

7. Лучше всего собирать грибы
ранним утром. Собранные в это время, они свежие,
крепкие и хорошо сохраняются.

8. Будьте в лесу заботливыми
хозяевами. Не вырывайте грибов «с корнем», а
срезайте их ножом, чтобы не повредить грибницу –
очень нежную подземную часть гриба. Помните, что
одна грибница дает несколько плодовых тел, и ее
уничтожение приводит к прекращению роста грибов
в этом месте.

Литература

1. Даувальдер
В.
Сказки. – М., 1992.

2. Сергеева М.Н. Грибы. – М.: Культура и
традиции, 2000.

3. Федоров Ф.В. Грибы. – М.:
Россельхозиздат, 1983.

4. Чернов И. Грибы. Обыкновенные и
таинственные. Энциклопедия для детей. Т. 2.
Биология. – М.: Аванта+, 1999. С. 224–225.

Цель: обобщение знаний детей об осени и грибах через музыкальную деятельность.

Образовательные задачи:
— закрепить и обобщить знания детей об осени и грибах в занимательной и игровой форме;

закреплять знания детей о съедобных и ядовитых грибах
Развивающие задачи:
— расширять знания детей об
особенностях внешнего вида грибов и месте их произрастания;
— обогатить понимание детей
значением грибов в жизни человека и животных;
Воспитательные задачи:
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе

— сплочение детского коллектива.

— учить быть осторожными с неизвестными объектами.

Герои: Ведущая, Леший.

Атрибуты: картинки грибов, 3 бутафорских гриба, маски (муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки).

Дети под музыку забегают в зал и садятся на стульчики. Герои сценки в масках.

Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости! Мы с ребятами очень рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Представляем вашему вниманию осеннюю «Грибную историю». А начиналась она так. Расскажите ребята.

1 Монтаж

Ребёнок: Осень, осень к нам пришла

Заходи, уж ждём тебя

Принесла ты нам подарки

Как они красивы, ярки.

Ребёнок: Вот подарок, так подарок

Как горит, на солнце жарок

Это листик золотой

Где найдёшь ещё такой?

Ребёнок: Вот подарочек другой

Ветер сильный, грозовой

Ниоткуда он приходит

Дует, воет и уходит.

Ребёнок: А за ним подарок славный,

Он весёлый и забавный

Дождик ласковый, грибной

Потанцуйте-ка со мной.

Ведущая: Давайте ребята станцуем наш танец «Грибной дождь». Вставайте.

2 Танец «Грибной дождь»

Звуки дождя.

Ведущая: Идёт дождь грибной, но он нам не страшен. Отправимся ребята в лес за грибами. Мы пойдём туда пешком, друг за другом прямиком.

Под музыку дети идут по кругу, выполняя движения игры.

3 Двигательная игра «Меж еловых мягких лапок»

Дети садятся на стульчики. Под музыку на сцене отодвигается штора. За сценой оказываются декорации деревьев, пенёк (из картона) и грибы (мягкие игрушки).

Ведущая: Ну вот ребята мы и оказались в лесу.

4 Песня «Грибной урожай» музыка С.Соснина, слова Е.Косцовой-Чучаловой

Звуки дождя.

Ведущая: Слышите ребята, дождик всё продолжается, он никак не прекращается. А что в это время в лесу делается, сейчас заглянем под кусток.

Педагог вносит 1 маленький бутафорский гриб.

5 Сценка «Под грибом» В.Сутеева

Ведущая: Дружно герои сказки переждали дождик и Зайчика спрятали от Лисы. Сказка как всегда закончилась хорошо, а наша осенняя история продолжается.

Звучит музыка.

Ведущая: Ой! Кажется, сюда кто-то идёт!

Под музыку появляется Леший.

Леший: А! Явились! Кто такие? Ребятишки городские? Что ж Вам дома не сидится!

Ведущая: Ну не надо так сердиться! Лучше представьтесь. Вы кто?

Леший: Я – Леший! Я в лесу хозяин! Свои владенья проверяю!

Шум, гам в лесу не потерплю, из леса Вас я прогоню!

Ведущая: Здравствуйте, уважаемый Леший!

Леший: И Вам не хворать! Почему в лес без разрешения пришли?

Ведущая: А мы уважаемый Леший не знали, что разрешение нужно.

Леший: Не знали они! Так дальше пойдёт, быстро закончится ваша прогулка в лес. Я разрешение выдаю.

Ведущая: Может и нам выдашь.

Леший: Понимаете в лесу порядок должен быть, здесь не надобно шалить.

Ведущая: Да мы не будем шалить, мы за грибами пришли.

Леший: За грибами? А грибов знаете, как много в нашем лесу всех и не перечесть.

Ведущая: Знаем.

Леший: Ну, тогда загадки мои разгадайте на вопросы отвечайте.

6 Загадки про грибы

1.Ошибка в имени его

Сырым не ешь не одного. (Сыроежки)

2.Цветом это гриб приметный

Яркий, рыжий, всем заметный.(Рыжики)

3.Этот беленький грибок

Ты не станешь прятать впрок

Ты его пожарь, свари

Вкус его ты оцени. (Шампиньон)

4. Шляпка его белая,

И с ним семейство целое

Любит погрустить в тиши

Посолить их ты спеши. (Грузди)

5. Он в морщинках старичок

С смешным именем дедок.(Сморчок)

Леший: Что ж отгадали Вы мои загадки. Обещал разрешение выдать. Обещанье своё исполняю. Разрешаю в лес пойти и грибочков там найти. А Вы знаете, как грибы собирать нужно?

Ведущая: А что там особенного. Иди себе по сторонам смотри.

Леший: Ничего подобного. Сейчас проверим, как вы знаете грибные правила.

7 Грибные правила (картинки)

1.Приходи в лес только со взрослыми

2.Собирай только известные тебе грибы.

3. Не собирай старые грибы с большими, дряблыми шляпками, они вредны для здоровья.

4.Не собирай очень маленькие грибы — дай им подрасти.

5.Грибы срезай ножом, чтобы не нарушить грибницу.
6.Никогда не бери в рот сырых грибов.

7.Не готовь грибы без взрослых, они должны проверить все ли грибы съедобные.

8.Не уничтожай ядовитые грибы, они служат лекарством для некоторых животных.

Леший: Нужно заботливо относиться к лесу, охранять его дары и богатства.

Ведущая: Что ж Леший все твои наказы мы получили, а теперь поиграем в игру «Ловкий грибник». Нас детвора нас ждёт весёлая игра.

8 Музыкальная игра «Ловкий грибник»

Леший: Какие у Вас шустрые грибники.

Ведущая: Много грибочков собрали.

Леший: Да что-то устал я с вами, окаянными. Ноги разболелись от ходьбы. Кости ломит.

Ведущая: Присядь, отдохни уважаемый Леший! А ребята тебя сейчас вмиг вылечат. Мы частушки весёлые сейчас споём, а ты послушай.

Леший: Хорошо.

9 Частушки про грибы

1.На пеньке полно ребят,

Дружных маленьких опят

Их примеру жития

Учится всех грибов семья. (Опята)

2.Ох, лисички, ох, лисички

Вы подружки и сестрички

Вместе всюду и всегда

Просто не разлей вода. (Лисички)

3.Мухомор стоит на ножке

Шапочка его в горошках

У него нарядный вид,

Но он очень ядовит. (Мухомор)

4.Знают все поганку дети

Ходит в сереньком жилете

Если съешь, то знай беда

Ядовита та еда. (Поганка)

5.Под осинкой он родился

Подосиновиком стал

Красным колпачком красивым

Всех соседей удивлял. (Подосиновик)

6.Подберёзовик грибок

Отправляйся в кузовок

Хоть ты прятался в траве

Я найду тебя везде. (Подберёзовик)

7.Все его зовут маслёнком

Маслом смазана шапчонка

Под сосною он растёт

И себя не выдаёт. (Маслята)

8.Боровик он царь лесной

Хоть играешь ты со мной

Ты на толстой ножке,

Лучший из лукошка. (Боровик)

Ведущая: Ну как? Понравились тебе наши частушки?

Леший: Очень понравились. А главное лечебные. Вот и хворь моя прошла. Неушто излечился?

Ведущая: Конечно, теперь ты Леший здоров, без врачей и докторов.

Леший: Это всё потому, что я грибы люблю покушать. Их поджарю и сварю, засолю и посушу. Вы что не знаете, сколько в них полезных и питательных веществ?

Ведущая: Знаем, поэтому и пришли сегодня грибов припасти.

Леший: Я все грибные места берегу и защищаю. Несколько раз в день их проверяю. Все полянки, опушки, под деревьями, в траве, на старых пнях.

Ведущая: Ты, наверное, все тропинки в лесу знаешь?

Леший: Конечно.

Ведущая: А знаешь русскую народную песню «Тропина»?

Леший: Нет, не знаю.

Ведущая: Сейчас ты её услышишь, а ребята сыграют на музыкальных инструментах.

10 Оркестр «Тропина» русская народная песня в обработке

Леший: Какая песня замечательная и звонкая. Развеселили Вы меня.

Ведущая: А ты знаешь, Леший у нас все ребята весёлые и дружные. Нам песня помогает в лесу не потеряться и вместе всем остаться.

Леший: Это как?

Ведущая: А ты песню послушай и поймёшь.

Леший: Ладно.

11 Песня «Грибочки» Л.Яранова

Леший видит полную корзинку грибов.

Леший: Сколько у вас грибочков много, полная корзинка.

Ведущая: Так ты угощайся Леший грибочками. Нам хватит. Вот бери. (Ведущая даёт Лешему грибы)

Леший: Спасибо! Вот уважили старика! Вот и от меня гостинец примите. (Передаёт гостинец ведущей) Пойду домой грибочками ужинать.

Ведущая: До свидания, Леший!

Под музыку Леший уходит.

Ведущая: А нам ребятки пора отправляться в детский сад.

Под музыку дети шагают по кругу.

Ведущая: Все на танец выходите, в детском садике спляшите.

12 Танец «Рыжики весёлые грибочки»

Ведущая: Ребята, наша «Грибная история» подошла к концу, и наш праздник тоже. Настало время возвращаться в группу.

Под музыку дети выходят из зала. Праздник окончен.

up

Поиск по сайту

Сценарий познавательно — игровой программы для дошкольников всех возрастных групп «Грибной переполох»

Предмет: Дошкольное образование
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Антипина Алина Андреевна

Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 1.4 Mb
Количество скачиваний: 1

Скачать

Просмотров: 60

Похожие материалы

  • Перспективный план реализации проекта «Птицы нашего города: Ворон и ворона»
  • Тематическая неделя «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Подвижные игры.
  • Занятие по экологии для воспитанников дошкольной группы «Где вода там жизнь»
  • Проект «Ознакомление воспитанников дошкольной группы с родным краем»
  • «Игры и развлечения в кругу семьи»
  • Альбом «Сезонные изменения в природе» «Осень»
  • Картотека подвижных игр для детей старшего возраста
  • Консультация для родителей «Как вырастить счастливого ребенка»
  • Консультация для родителей «Как научить ребенка составлять рассказы»
  • Консультация для родителей по адаптации детей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий грибная карусель
  • Сценарий греческого праздника
  • Сценарий греческий театр
  • Сценарий греческая культура
  • Сценарий граф дракула