Сценарий громкие чтения рождественские

Сценарий мероприятия "Рождественские чтения" ( для 5-7 кл.)

Сценарий 15 Областных Рождественских чтений

(звучит колокольный звон)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшний вечер проходит в рамках 15 Областных Рождественских чтений, объединяющих вместе взрослых и детей. Тема наших Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». К сожалению, мы живем в том мире, в котором дурное кажется естественным, а нормальное —  удивительным. Когда можно приобрести все, кроме доброго сердца.

Ведущий 2: Слова «Будьте добры и милосердны» — должны постоянно сопровождать нас. Если ростки добра начнут всходить в детских сердцах, то за будущее России мы можем быть спокойны. Возвращение к истокам нашей культуры — вот фундамент будущего. Поэтому накануне Рождества Христова мы и хотим обратиться к истории этого светлого праздника.

Ведущий 1:

     Слово предоставляется нашему почетному гостю:

__________________________________________________________________

Ведущий 1: Великая культура русского народа изобилует своими обычаями, традициями, обрядами. Мы очень мало знаем о них. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: задумайтесь над тем, что вы увидите и услышите.

Ведущий 2: Посмотрите вокруг и подумайте, не так ли иногда происходит? Мы предлагаем заглянуть в квартиру обыкновенной семьи, где произошла вот такая история….

(звучит в записи рождественская песня)

(Сценка «Перед Рождеством»)

Ведущий 1: Конечно, каждый из вас, ребята, понял смысл этой поучительной истории и самое главное  — задумался над значением великого праздника Рождества Христова.

Ведущий 2: Православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица  всегда проводятся на Руси с широтой и  размахом. Это и есть наши традиции, наша культура, представляющая собой неиссякаемый источник красоты, доброты и мудрости.

                                (исполняется Рождественская песня)

      Ведущий 1: Один из самых светлых христианских праздников – Рождество       Христово. Что мы знаем о нем, о значении светлой ночи, о вечнозеленой елке и звезде на ней. Послушайте  «Предание о Рождественской елке»

Ведущий 2: В далекой стране Палестине, в городе Вифлееме  произошло удивительное чудо — родился необыкновенный Младенец. Святая торжественная ночь спустилась  на землю, принеся  с собой великую радость людям. Пещера  наполнилась светлыми ангелами, которые поют хвалебные песни своему Творцу.      

Ведущий 1: Вслед за путеводной звездой волхвы спешат на поклонение.  Не только люди, но и деревья, луговые цветы,- все по- своему принимают участие в великом торжестве. Простирая свои ветки, стараясь заглянуть  внутрь пещеры  стоят три дерева, им хорошо видны ясли, в которых  находится младенец, окруженный пением ангелов.

— Пойдем и мы и принесем наши дары, — говорила пальма, обращаясь к маслине.

— Возьмите меня с собой, — робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами- окинув елку взглядом гордо ответила пальма.

— Какие дары ты можешь поднести Божественному Младенцу?? — прибавила  маслина, — у тебя только колючие иглы, да противная смола.

Ведущий 2:  Не осмелилась войти в пещеру бедная елка.  Ангел, увидев гордость пальмы и маслины, решил помочь скромной елке.

-Милая елка, я возвеличу тебя и разукрашу лучших твоих сестер.

Он взглянул на небо, усеянное сверкающими звездами,  и одна за другой они  стали скатываться на зеленые ветви елки. Теперь она вся засияла блестящими огоньками. И когда Божественный  Младенец проснулся, то не роскошный веер пальмы, не благоухание маслины привлекли его внимание, а сияющая огнями елка, ставшая символом вечного мира, а звезда на ней —  предвестница Рождества-рождения Иисуса Христа сына Божьего, Спасителя Мира.

(песня-презентация о Рождестве)

Ведущий 1: По традиции на Рождество принято дарить подарки. Мы не стали нарушать установленный порядок. Свои поэтические подарки приготовили ученики 5 А класса. Ребята, приглашаем вас на сцену.

(чтецы каждого класса читают рождественские стихи)

Ф.Достоевский «Божий дар»

Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,–
Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».

И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде Божьей елки,
Всё забыв, тянулись к ней.

Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»

И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…

Но неси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Ведущий 2:

Рождество! Есть надежда на счастье

видеть мир и принять в нем участие.

В Божьей милости, в свете любви,

лишь в молитве его позови.

Так принесем Богу дары  наших сердец, любовь к матери церкви. Постараемся встретить его с духовной радостью. И тогда все в  вашей жизни будет таким светлым, как этот великий день.

Рождественский разговор с сыном

Когда дитя рождается на свет,
Оно божественный приносит свет,
По образу Творца сотворено,
Привет передает нам от Него.

Любой ребенок — это благодать.
Как счастливы его отец и мать!
Любой ребенок — это красота,
Невинности святая простота.

Теперь, мой друг, представь тот мощный свет,
Который вот уж двадцать сотен лет
Горит, не угасая, день и ночь,
И тьма его не может превозмочь.

Все потому, что в чудный день один
Отца небесного родился Сын.
Такое было в мире торжество,
Что до сих пор нам светит Рождество.

А ты растешь, и задаешь вопрос:
«Как каждый год рождается Христос?»
Ответ, мой друг, придет, ты подожди,
А сам с Христом и ко Христу иди.

Ответ, мой друг, ищи в своей судьбе,
Пойми: Христос рождается в тебе.
И до тех пор, пока жива Земля,
Христос рождается, а в Нем — и ты, и я.

Ф.Достоевский «Божий дар»

Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,–
Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».

И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде Божьей елки,
Всё забыв, тянулись к ней.

Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»

И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…

Но неси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Цель Рождественских образовательных чтений: привлечь внимание общественного сознания к актуальным социо-культурным и духовно-нравственным проблемам современной России, совершенствовать формы и методы работы по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому и культурному наследию российского православия.

Задачи: изучение истории православия в России; формирование и развитие духовно-нравственных качеств молодого поколения нашей страны; воспитание активной жизненной позиции, сопричастности к истории российского государства, своей малой родины, готовности служить и быть полезным своему Отечеству.

Оформление: на экране надпись «Рождественские чтения», рядом икона Рождества Христова, по обеим сторонам которой свечи из шариков, с другой стороны на столе украшенная ёлка и ангелы из бумаги, стены украшены блестящими звёздами; выставка книг в библиотеке по православному краеведению.

Ход праздника

Участников праздника и гостей встречают организаторы Рождественских чтений.

Участники получают буклеты с программой Рождественских чтений.

Открытие Рождественских чтений:

ФОНОГРАММА 1 – колокольный звон

На сцену выходит хор и духовенство.

На экране надпись названия рождественских чтений.

Гаснет свет, за кадром читается стихотворение.

Не было Вселенной бесконечности,

Не сияли мириады звезд…

До начала всех начал и вечности

Был в Отце предвечный Сын – Христос!

Слово, озарившее Начало,

Было в Боге, Слово было Бог.

Без него ничто не начиналось –

Всё произошло через него.

В нём вся жизнь, все времена и Вечность,

В нём – неизреченный, дивный свет

Силой всемогущей, бесконечной,

Славой наделил его Отец.

Тайна воплощенья неизбежна…

…Дух святой сойдёт, Мария, верь!

Первенцем твоим, любимым Сыном

Станет тот, кто Бога Сын теперь.

Сила всемогущего Владыки

Осенит земное естество…

И навечно таинством великим

Озарит Христово Рождество!

НОМЕР. Сводный хор храма Иоанна Богослова.

Тропарь. Молебен.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех собравшихся в зале на Рождественских образовательных чтениях.

2 ведущий: Сегодня в работе Рождественских образовательных чтений принимают участие: (Представление гостей)

1 ведущий: Совсем недолго осталось нам ждать праздника Святого Рождества. Ещё немного – и наступит 2017 год. Сто лет в истории России. Это много или мало?

2 ведущий: Для нас, людей, конечно, много. А для истории очень мало.

1 ведущий: Святейший Патриарх Кирилл, рассуждая о трагических событиях XX века, сказал: «Не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла».

2 ведущий: Это правда. Много разных событий произошло в истории нашей страны за последнее столетие. Но забывать их нельзя, ведь они – наши уроки будущего.

1 ведущий: И какими бы трудными они ни были в России, ангел-хранитель добра и милосердия всегда бережно хранит нас.

НОМЕР – танец «Ангелы»

2 ведущий: Перед вами выступили участники танцевального коллектива …

1 ведущий: Приветственное слово предоставляется (Выступления гостей).

1 ведущий: Век девятнадцатый найти,

Поверь – совсем, совсем несложно.

Услышишь тишину – замри,

Замри и слушай!

НОМЕР – танец «Лебеди»

2 ведущий: В 1848 году над Иоанно-Предтеченским скитом Оптиной пустыни пронеслась буря. Вихрь посрывал крыши, поломал кресты. Старец Макарий сказал: «Это страшное знамение Божьего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас — стихии… Началось с Европы, кончится нами». Вскоре во Франции произошла революция. И пошла шагать по Земле. Прогремели и в России предреволюционные грозы (Революция 1905 года. Первая мировая война).

1 ведущий: В разных концах страны раздавались в те годы предупреждения о наступающих тяжелых временах. Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, старцы Оптиной Пустыни, дивеевские подвижницы обращались к соотечественникам, призывая их соблюдать установления Церкви.

НОМЕР – сценка «Урок Святого Иоанна Кронштадского» (в Приложении 1).

2 ведущий: «Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, — предупреждал еще в 1905 году оптинский старец Макарий. — И если не будет покаяния у народа русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

НОМЕР – Песня «Молитва».

1 ведущий: Преподобный Варнава Гефсиманский предупреждал о предстоящем испытании государя Николая Александровича и благословил его так же, как и преподобный Серафим Саровский на принятие мученического венца и терпеливое несение креста тогда, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

2 ведущий: Слова Святых старцев сбылись. Буря революции 1917 года смела с лица Русской Земли храмы и монастыри, заставила нести свой мученический венец всех, кто не отступился в это тяжёлое лихолетье от веры Христовой.

1 ведущий: Приняла свой крест и венценосная семья Романовых, которой суждены были земные мучения.

НОМЕР – Хор

2 ведущий: Сейчас в исполнении хора прозвучит произведение на слова великой княжны Ольги Николаевны Романовой. Ольга Николаевна написала эти строки, будучи в пересыльной тюрьме города Тобольска. Музыка Таисии Пушковой.

2 ведущий: Именно царская семья стала светочем любви и праведничества. Неслучайно именно Государь Николай Второй призывал прилагать все усилия, чтобы заинтересовать скаутским движением русское общество.

1 ведущий: Царственный страстотерпец цесаревич Алексей стал тогда почетным скаутом Царскосельской дружины. Первым мучеником среди скаутов-разведчиков. А их небесным покровителем был Святой Георгий Победоносец.

НОМЕР – Презентация об истории скаутского движения в России

НАГРАЖДЕНИЕ победителей и призеров конкурса сочинений

1 ведущий: Революционный 1917 год вовлек в круговорот обновлений и Русскую Православную Церковь. Важным событием в ее истории стало решение Всероссийского Поместного Собора о восстановлении Патриаршества в России.

2 ведущий: Пророческим стало «Послание Священного Собора Православной Российской Церкви всему православному народу русскому». Вчитаемся в его строки.

«Надвигается всеобщее разорение нашей армии, и городам предстоят ужасы небывалого голода. А в это время истерзанная жестокою смутой Родина останется беззащитною против врага, который угрожает и Петрограду, и киевским святыням…

Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастья тому причиною, а бездна нашего духовного падения – то опустошение сердца… Православные! Именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбой. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию! Вспомните предостерегающие слова Предтечи Христова: “Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Лк. 3: 9). Не допустите Родину до поругания и до позорного конца».

2 ведущий: Церковь была отделена от государства и пережила период тяжелейших гонений, но встала на пути кровопролития. «Подвигом христианского смирения» назвали люди жизнь святителя Тихона (Беллавина), избранного Первым Патриархом в послесинодальный период.

1 ведущий: «И Господь возложил на него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не было лжи в устах его» (пророк Исайя). Не страшась страданий и смерти, Тихон призывал народ к миру, труду, единению.

2 ведущий: В годину тяжких испытаний он сохранил в себе великое счастье незлобия и любви. И народ верил своему патриарху, который оставался ясным и светлым даже на волосок от смерти.

1 ведущий: Приведу лишь некоторые цифры по оценке статистики гонений на Русскую Церковь в 1929 – 1936 гг. Осужденных 50 000, из них казненных – 5 000. 1937 и 1938 гг. были самыми страшными для духовенства и мирян – 200 000 репрессированных и 100 000 казненных. В 1939 – 40-х годах казни продолжались (около 2-х тысяч расстрелянных).

2 ведущий: Многие из них стали Святыми мучениками, встав на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Своим исповедническим подвигом самопожертвования святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе, обретать душевную чистоту, делаться менее уязвимым для искушений.

1 ведущий: Святость — это жертвенность во имя людей, во имя народа, во имя Отечества. Наряду с добропобедными мучениками первохристианской эпохи мы почитаем новомучеников и исповедников Российских, оставшихся в ГУЛАГе, на Соловках, в Алпатьевске,в Оптиной пустыни, на полигоне в Бутово и во многих местах Земли Российской .

2 ведущий: Их духовный подвиг освещает евангельским светом нашу жизнь, раскрывая ее подлинный смысл.

НАГРАЖДЕНИЕ Победителей и призеров конкурса рисунков и открыток

1 ведущий: 22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. В первый же день фашистского нашествия предстоятель Русской православной церкви патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), написал и послание с призывом «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».

2 ведущий: Особые задачи митрополит Сергий поставил перед пастырями Церкви: ободрять малодушных и колеблющихся, утешать огорченных. «Положим же души свои вместе с нашей паствой», — звучал его призыв.

1 ведущий: Все услышали призыв Сергия. О том подвиге, который во имя Родины понесли сотни монашествующих, церковно- и священнослужителей, в том числе награжденных орденами самого высокого достоинства, знает сейчас каждый.

2 ведущий: Церковь не только активно участвовала в сражениях, поддерживая слабых духом, но и помогала партизанам, а также организовала сбор средств для армии.

1 ведущий: И немцы отвечали на патриотизм русских, украинских и белорусских батюшек нещадной жестокостью. За содействие партизанскому движению было расстреляно фашистами до 55 % священнослужителей. Таков был страшный итог войны.

НОМЕР – Выступление «Соработничество школы и православной церкви как фактор повышения эффективности патриотического воспитания школьников через реализацию ученических социальных проектов»

1 ведущий: На протяжении долгих десятилетий сохранялся контроль государства за деятельностью духовенства. Только в 90-х годах с церкви были сняты все ограничения.

2 ведущий: Церковь и страна возрождаются. И сейчас, если окинешь Русь взором, то с восторгом увидишь, что вся наша земля расцвечена святыми очагами, местами чудес и благодатных источников, сияет небесным светом храмов и монастырей, где покоятся святые мощи, высятся кресты и надгробные памятники героям и созидателям, везде, даже в самом отдаленном районе, есть дорогое, связанное с прошлым, святое место.

1 ведущий: И эти памятники прошлого свидетельствуют о героях, укрепляют наш дух, ведь, как известно, хуже всяких поражений — упадок духа. Восстановление разрушенных святынь – это возрождение нашего духовного и культурного наследия.

НОМЕР – Чтение стихотворения С.А.Есенина.

2 ведущий: Уроки истории 20 века. Что нам дало прошлое столетие? Чему мы можем подражать? Чему учиться?

1 ведущий: Министр образования Ольга Васильева утверждает: «Историю церкви нельзя вырвать из контекста гражданской истории… Эти два предмета — история страны и история церкви — нераздельно связаны».

2 ведущий: Мы не можем жить без корней прошлого, без знания нашей истории, а корни у нас живы. Мы должны помнить, что вместе со священником спасать народ, Отечество, Святую Русь становился богатырь, воин, герой.

1 ведущий: Только духовное братство всех людей сделает Россию сильной и могучей державой.

2 ведущий: Я твердо верю – Русь святая,

Как феникс, встанет из огня.

И вновь воскреснет жизнь былая

В лучах блистательного дня.

НОМЕР – Песня «Да будет Россия».

Вручение подарков (Ангелы из бумаги).

Список использованной литературы

Васильева, О. Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны: автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.02. — М., 1990.

Дегтярева Мария. «Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. Жизнь и подвиг православных христиан. Россия. XX век». – М., Московская патриархия РПЦ, 2015.

Есенин Сергей Александрович, Серия: Полное собрание в одном томе

Москва: Альфа-книга, 2016 г.

Ильинская Анна Всеволодовна. Старцы о последних временах. Духовные очерки. – М., год неизвестен.

Протоиерей Александр Чесноков, Чесноков Зиновий. «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век». Издательство: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2013 г.

Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский. – М., Московская патриархия РПЦ, 2012.

Приложение 1.

СЦЕНКА «Урок Святого Иоанна Кронштадского»

На одной половине сцены сидит Суровецкий и свои воспоминания записывает в дневник.

Голос за кадром: «Из воспоминаний Николая Васильевича Суровецкого – ученика Иоанна Кронщтадского».

(дети рассаживаются за парты)

С. Еще весной мы впервые услышали, что законоучителем у нас будет о. Иоанн Сергиев. С большой радостью мы встретили эту весть. Но близко узнал я о. Иоанна на уроках Закона Божия в Кронштадтской гимназии. Первый урок Закона Божия мы ждали с нетерпением.

Разговор детей.

1. Что, идет?

2. Нет.

3. Интересно, какой он!
С. Так мы, мальчишки ждали о.Иоанна. Дежурный ученик выходил за дверь класса и смотрел, когда в длинном и широком рекреационном зале появится о. Иоанн.
4. — Идет!

Входит о.И., в руках у него детские книжки.

С.: В дверях класса показался батюшка. Необычайная доброта его лица и ласковая улыбка сразу расположили нас к нему. Многие сошли со своих мест и подошли под благословение, целуя с чувством радости его руку.
о.И.: На молитву, дети! (Короткая молитва перед учением)

о.И. сел на стул и раскрыл журнал.

о.И.: Ну, что же, идите отвечать!
С.: Молчание. Мы пугливо пригнулись к книжкам, с серьезными и испуганными лицами.
о.И.: — Буров! Иди ты! — сказал о. Иоанн.
Тот встал, по не трогался с места.
о.И.: — Но можешь отвечать? Урок-то учил?
4.: Учил, батюшка, но плохо знаю. Много было уроков задано, особенно по греческому и по латыни.
(Раздались со всех концов класса голоса.)
1. Мы плохо знаем, учили латинский и греческий!

2. Не осталось времени!

4. Я только успел прочитать, а этого мало!!
С.: И что же! Батюшка сам расчувствовался. Вдруг о.Иоанн заплакал. Раздались его всхлипывания. Он увидел сплошное наше горе от невыученного урока и той тягости учения, которая всегда сопутствовала изучению древних языков. Батюшка старался незаметно отереть свои слезы, но потом открыто вынул платок и утирал свои глаза. Он переживал с нами наше горе.
о.И.: Ну, хорошо, повторим этот урок к следующему разу!

(Иоанн стал объяснять).
С.: С первого же дня о. Иоанн внушил всем нам серьезное отношение к Закону Божию, и дома я всегда приготовление уроков начинал с его предмета.

о.И.:  Закон Божий — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Закон Божий — это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Дети, чаще вспоминайте о Сыне Божием, который не знает другой воли, кроме воли Отца; учитесь во всем повиноваться родителям и всегда почитать их, как посредников в Божественном даре жизни.

(о.И. раздаёт книжки).

о.И.: В этих книгах описаны жития святых, разъяснения праздников, описания святых мест и душеполезные беседы. Читайте, дети, внимательно, сколько в этих книжках благодати Божией! Они ведут к Богу в храм.
о.И. В храме вы — перед Лицом Божества!
Стойте благоговейно в храме и внимайте всему, что там поется и читается. Это трудно, но надо. Ходите чаще в церковь, дети! Молитесь от всего сердца. Молитва — вода живая, душа ею утоляет жажду свою.

(Звонок с урока. о. И. уходит)
1. Ты в какую церковь ходишь? – (слышится сзади чей-то вопрос)
2. В морской манеж.

3. Давайте воскресенье пойдем в Андреевский собор, где служит батюшка. (Уходят)

С.: Мое детское общение с батюшкой отцом Иоанном и встречи в юности моей дали столько светлого и незабываемого, что память о нем осталась у меня на всю жизнь. Множество детей прошло через Твою святую школу. Многие Твои ученики стоят на различных степенях и званиях на службе Царю и Отечеству, и все они, вдохновленные Тобою и Твоим святым общением с ними, вспоминают Твою любовь, наставления, Твои уроки, и все, благословляя Тебя, с благоговением вспоминают те незабвенные часы, которые они проводили с Тобою.
Ты сам, не замечая того, своею пламенною любовью к Богу и бесконечным милосердием к людям, зажигал своим живым словом в учениках светоч истинного Богопознания, а своим святым примером и милосердием наполнял их юные сердца страхом Божиим, верою, упованием на Бога и любовью к Нему и к своим братьям. Преподобие отче Иоанне! Моли Бога о нас, грешных!… Вот я и записал всё, что помнил о Святом Иоанне Кронштадском. Да только лучше всех воспоминаний согревают живые подлинные слова самого батюшки…

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира. Представленный праздничный сценарий способствует развитию у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям разных народов мира, созданию атмосферы светлого праздника Рождества Христова. Мероприятие сопровождается демонстрацией презентации и слайд-шоу.

Цель: знакомство учащихся с историей Рождества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира;
  • развивать у учащихся интерес и уважение к культуре и традициям разных народов мира;
  • создать атмосферу светлого праздника Рождества Христова.

Участники: учащиеся 5–6 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, экран, презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира», слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».

Ход мероприятия

1 ведущий читает стихотворение Татьяны Боковой «Рождество»:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

2 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной.

3 ведущий: Ребята! Вы, конечно, все любите встречать Новый год, наряжать ёлку, получать подарки и веселиться. Оказывается, первые ёлки в России зажигались в честь светлого праздника Рождества. Рождество – это старинное русское слово, а означает оно «рождение». Кто же родился в этот день? Почему этот праздник так почитаем разными народами? Какие традиции празднования Рождества существуют в разных странах мира?

1 ведущий: Рождество – один из главных христианских церковных праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа, отмечающийся
православными верующими 7 января, а остальными верующими — 25 декабря.

И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя Царей.

Г. Галина

2 ведущий: Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного Младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

3 ведущий: И в наши дни Рождество – это радостный праздник.

Рождество – это радостный Праздник
Добрых, светлых и искренних чувств!
Вместе с первой Звездой сердце сразу
Покидают печали и грусть.

Миг волшебный, Надежды на Счастье!
Миг рожденья для каждой души!
Веры в то, что и зло и ненастья
В день вчерашний навеки ушли.

В этот миг вспоминаем о близких,
О родных, о любимых друзьях.
Жизнь земная проносится быстро
В вечно суетных, хлопотных днях…

1 ведущий: А почему же ель была избрана деревом-символом Рождества? У входа в пещеру, где родился Иисус Христос, по преданию, росли три дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием.

2 ведущий: Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд.

Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.

3 ведущий: Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки:

Младенец от яркого звездного света
Проснулся, па елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.

Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника, и каждый год она радует собой детей и взрослых.

А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый —
Все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!

1 ведущий: А сейчас давайте познакомимся с интересными традициями празднования Рождества в разных странах мира.

Демонстрируется презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира». Слайд 1.

Немцы очень любят украшать свои дома на Рождество. Во многих домах есть специальные деревянные окошки с электрическими свечками, картинами. На двери немцы вешают венки из листьев, украшенных свечами, многие возле домов ставят ясли – маленькие модели яслей, в которых родился Иисус Христос. Германский Дед Мороз приносит подарки поздно вечером в канун Рождества, после того как все сходили на службу в церковь. Подарки находят под новогодней елкой. Самый важный человек в семье звонит в колокольчик и приглашает всех в комнату. Слайд 2.

2 ведущий: Итальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем выбрасывают они столы, стулья и шкафы прямо из окон. А маленькие итальянцы ждут подарков от женщины Деда Мороза, хотя и не совсем Снегурочки, которую зовут Ла Бефана. Слайд 3.

3 ведущий: На Рождество французы любят изображать само событие, поэтому повсюду в эти дни можно увидеть сцены рождения Христа: с яслями, агнцами и маленькими кукольными глиняными человечками, изображающими младенца. Эти фигурки французы называют «сантонс». А французские малыши знают, что рядом с Пэром-Ноэлем (местным Дедом Морозом) всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (Дед с розгами), который никого не бьет, а следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Слайд 4.

1 ведущий: В Великобритании более всего ценят традиции. Непременным атрибутом праздника является речь королевы, которую она произносит сразу после рождественского обеда. Перед тем, как собраться за праздничным столом, вся семья идет в церковь. Дети здесь заказывают подарки Father Christmas (буквально Отец Рождество). Ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить его в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению. Слайд 5.

2 ведущий: США — многонациональная страна, поэтому можно увидеть различные способы празднования Рождества. Дети получают подарки утром. Им говорят, что ночью приходил Санта Клаус, он спустился по дымоходу и принес подарки. Для состоятельных американцев Рождество — это время благотворительности. Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Слайд 6.

3 ведущий: Какие обычаи празднования Рождества существуют в Финляндии? Оказывается, Санта-Клаус живет именно здесь, в снегах финской Лапландии. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена «Землей Деда Мороза». Как бы его ни называли — Санта-Клаусом, Дедом Морозом или по-фински Йоулупукки, — письмо любого жителя Земли, маленького или взрослого, дойдет до него по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг.

В Финляндии Рождество отмечается 25 декабря, елку принято приносить в дом не раньше 24 декабря. В день Рождества финны всей семьей утром украшает елку и дом, днем многие идут в храмы, а потом — в любимую каждым финном сауну. Вечером, чистые и отпаренные, все собираются за праздничным столом. Традиционное рождественское блюдо — запеченная ветчина. К ней подается морковная или рисовая каша с секретом. Тому, в чьей тарелке окажется один-единственный миндальный орешек, весь год будет везти абсолютно во всем. Слайд 7.

1 ведущий: В Швеции Рождество длится целый месяц: с 13 декабря по 13 января. И так вот уже тысячу лет… Подарков все ждут от рождественского гнома, немного похожего на «нашего» домового, который живет в подполье каждого шведского дома. Слайд 8.

2 ведущий: Кто попадает на Рождество в Китай, обращает внимание на «Деревья Света» — это аналоги елочки. Они украшены по-восточному яркими и изысканными фонариками, цветами, гирляндами. Эти же украшения китайские христиане используют в праздничном убранстве своих домов. Маленькие китайцы вывешивают на стены чулки, куда Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество) кладет свои рождественские дары. Слайд 9.

3 ведущий: В Японии основной фигурой праздника является бог Хотейошо. На Рождество японцы у своих домой развешивают на высоких шестах пучки соломы и поджигают их, чтобы отпугнуть злых духов. Слайд 10.

1 ведущий: В России в старые времена Рождество справляли раньше Нового года. Считалось, что всю рождественскую неделю надо сохранять изобилие на столе. Рождественским утром всей семьей полагалось посетить церковь. Вечером все собирались за столом, на который выставляли кутью (овсяный кисель). Во время ужина хозяин отворял дверь или окно и приглашал мороз (еще не Деда Мороза, а его «прадедушку» Мороза Васильевича) отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда заморозком весной не побьет яровой хлеб, капусту и огурцы.

Правило любого начала (как начнешь, так и пойдет) стала основой целого свода правил поведения в Новый год. Нельзя было в этот день делать тяжелую и грязную работу, отдавать долги, чтобы не делать этого весь год. Зато полагалось одеваться во все новое и даже многократно переодеваться, чтобы весь год быть с обновами. Вот такие интересные традиции празднования Рождества были у наших предков. Слайд 11.

2 ведущий: Дорогие гости! Поздравляем вас с Рождеством! Слайд 12.

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Демонстрация слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».

28.02.2020

СЦЕНАРИЙ «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ»

Сидоренко Анна Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

Сценарий литературно-музыкальной композиции для 5 классов, посвящённая празднованию Рождества. Продолжительность мероприятия — 30 минут. Прилагается презентация и музыкальное сопровождение. Рассчитано на 9 человек (3 ведущих и 6 чтецов).

Оценить




1600

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ»

Звучитпесня ABBA — Happy New Year

2 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной.

Ребята! Вы, конечно, все любите встречать Новый год, наряжать ёлку, получать подарки и веселиться. Оказывается, первые ёлки в России зажигались в честь светлого праздника Рождества. Рождество – это старинное русское слово, а означает оно «рождение». Кто же родился в этот день?

3 ведущий: Давным-давно в красивый город Вифлеем пришли добрые люди — Иосиф и Мария. Большой путь прошли они, устали, измучились и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда они пошли дальше. Дошли до высокой горы, в которой была пещера. В неё пастухи загоняли коров и овец от непогоды.

Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец — сын Божий. Мария положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота. Маленький бычок и ослик согревали Иисуса своим дыханием, а мама — Богородица — пела Ему колыбельную песню.

1 ведущий:

Рождество – один из главных христианских церковных праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа, отмечающийся православными верующими 7 января, а католиками — 25 декабря.

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом…

Поздравляем с Рождеством!

2 ведущий: Рождество на Руси   — один из самых почитаемых и любимых праздников. И это не случайно, поскольку с этой ночи начинается земной путь Спасителя, начинается его земная жизнь, отданная им во искупление грехов человеческих. Само наше летосчисление ведется от Рождества Христова.

Чтец 1

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»

3 ведущий: Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Ладан — дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.

Чтец 2

А.А. Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, —

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник, —

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Песня про Рождество

1 ведущий: Сто лет   назад простые горожане тщательно готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили «рождественский» ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

3 ведущий: Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

Можно смело сказать, что, начиная с середины XIX века, ни один русский писатель не обошел тему Рождества и рождественской елки: Фёдор Михайлович  Достоевский, Николай Васильевич   Гоголь, Александр Иванович   Куприн, Максим   Горький, Александр Блок, Борис  Пастернак и многие другие.

Чтец 3

Александр Блок

Рождество

Звонким колокол ударом

Будит зимний воздух.

Мы работали недаром,

Будет светел отдых.

Серебрится легкий иней

Около подъезда.

Серебристые на синей

Ясной тверди звезды.

Как прозрачен, белоснежен

Блеск узорных окон!

Как пушист и мягко нежен

Золотой твой локон!

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеешься — вздрогнут губки,

Задрожат ресницы.

Веселишь ты всех прохожих —

Молодых и старых,

Некрасивых и пригожих,

Толстых и поджарых.

Подивятся, улыбнутся,

Поплетутся дале,

Будто вовсе, как смеются

Дети, не видали.

И пойдешь ты дальше с мамой

Покупать игрушки

И рассматривать за рамой

Звезды и хлопушки…

Сестры будут куклам рады,

Братья просят пушек,

А тебе совсем не надо

Никаких игрушек.

Ты сама нарядишь елку

В звезды золотые

И привяжешь к ветке колкой

Яблоки большие,

Ты на елку бусы кинешь,

Золотые нити.

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь: «Посмотрите!»

Крикнешь ты, поднимешь ветку

Тонкими руками…

А уж там смеется дедка

С белыми усами!

2 ведущий: А почему же ель была избрана деревом-символом Рождества? У входа в пещеру, где родился Иисус Христос, по преданию, росли три дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием.

3 ведущий: Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала.

С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд.

Чтец 4

Лишь скромная елка печально стояла:

Она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою

Ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень

И елке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь,

За это от Бога награда тебе суждена».

Сказал он — и звездочки с неба

Скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной

Затмила своей красотой.

Чтец 5

Аполлон Коринфский

Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят;

На огонь бежит сугробом
“Со звездой” толпа ребят…
Под оконцами стучатся,
“Рождество Твое” поют.
— Христославы, Христославы! —
Раздаётся там и тут….
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа, —
Словно сам Новорождённый
Входит с ней под каждый кров
Хмурых пасынков отчизны —
Горемычных бедняков…

Чтец 6

Иван Никитин

Наступили Святок

Радостные дни,

И зажглись на елках

Яркие огни .

В нашей школе тоже

Елка зажжена…

Нас своим нарядом

Радует она.

Пусть спасибо наше

Примут в добрый час

Те, кто этой елкой

Одарили нас.

Просим от души мы

Дорогих гостей:

Здравствуйте!

Примите

Наш привет скорей!

Ведущий 3: Святки – так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения (от 25 декабря до 6 января по старому стилю – от 6 до 19 января по новому). Они делились на «святые вечера» (25 декабря – 1 января) и «страшные вечера» (1-6 января). Название «страшные вечера», видимо связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!).

Ведущий 1. В России Святки (с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января) ожидались с нетерпением, особенно молодежью. Они сменяли тяжелый сорокадневный рождественский пост, когда гулянья и разные потехи были запрещены, а до поста развлекаться не позволяли многочисленные хозяйственные работы. Со Святками приходили колядованье, скоромная еда, гаданья — возможность приподнять завесу над будущим, над предстоящим годом.

Ведущий 2: Новый год, перенесенный указом Петра I в 1699 году с 1 сентября на 1 января (день, когда церковь чествовала святого Василия), разделил Святки на «Святые вечера» — с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января — и «Страшные вечера» — с 1(14) января по 6 (19) января. Святые вечера в народном сознании были связаны с Рождеством Христовым. Вторая неделя (Страшные вечера) шла под знаком разбушевавшейся нечистой силы, активность которой прекращалась в Крещение, когда освящалась в церквях и прорубях вода, на дверях и окнах в домах ставили мелом или углем кресты и окропляли их принесенной из церкви «святой водой».

Ведущий 3: Обход дворов с песнями-колядками совершался за Святки трижды: в Рождественский сочельник — это была «рождественская коляда», под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского) — «Васильевская коляда» и в Крещенский сочельник — «крещенская коляда». В первый день Рождества, вслед за духовенством, обходившим дворы с молебном, ходили ребятишки с восьмиконечной звездой и «славили Христа» — пели рождественские тропари (молитвенные стихи и песнопения православной церкви), за что им выносили пироги или печенье.

фрагмент фильма «Ночь перед рождеством» (колядки)

Чтец 1
Пусть праздник Рождества и Новый год
Подарят ощущенье волшебства!
Чтец 2
Пусть огонек свечи согреет дом,
Чтец 3 
Пусть запах свежей хвои будет в нем!
Чтец 4
Пусть рядом будут близкие друзья,
Пусть будет счастлива и радостна семья
Чтец 5
Пусть этот день и этот год
Пройдут в добре и мире,
Чтец 6
Без ссор, печалей и невзгод,
Все вместе
И будет так всегда отныне! 

Песня «Рождество»

Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Тихо спал,

Тихо спал Христос

На соломе в яслях

Дева-Мать, склонясь над Ним,

Нежно напевала

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом

Ночь мерцала золотым,

Звездным покрывалом.

Звездным покрывалом.

Пели ангелы Христу,

Славили Рожденье,

В мир принес Он красоту,

Веру по Спасенье!

В мир принес Он красоту,

Веру по Спасенье!

Веру по Спасенье!

11

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/399110-scenarij-rozhdestvenskie-vstrechi-v-literatur

Также вас может заинтересовать

  • Сценарий спортивного праздника-конкурса по ритмической гимнастике «Дед Мороз и Снежана»
  • Сценарий новогоднего утренника для 1 – 5 классов «В гостях у Феи»
  • Сценарий новогоднего представления для учащихся начальных классов «Здравствуй, Новый год!»
  • Сценарий новогоднего праздника «История музыкальной шкатулки»
  • Новогодний утренник «Проделки Бабы Яги и Змея Горыныча»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Литературная гостиная   
«Чудо рождественской ночи»
(Святочные  рассказы в жизни человека, на примере рассказов Диккенса «Сверчок за 
очагом», Л.Нечаева «Саночки»,  Б.Ганаго «Машенька» , С.Серова «Колыбельная матери» )
Н.А.Мацегорова, МБОУ КСОШ №32 им.Героя Советского Союза М.Г.Владимирова, 
Песчанокопский район
Цель: возрождение традиций семейного чтения, формирование читательских интересов, 
укрепление отношений в семье
Задачи: 
1. приобщение родителей и детей к совместному чтению
2. воспитывать бережное отношение к культурным традициям праздничного семейного
чтения
3. развивать творческие способности учащихся
4. развивать умение размышлять над прочитанным
5. развивать речь детей, умение высказывать своё мнение, строить логическое 
рассуждение
6. воспитывать понимание чуткости, доброты , милосердия к нуждающимся на 
примере художественных произведений, ценностное отношение к дому, семье.
                                            Без книги — в мире ночь, и ум людской убог…
                                       Без книги, как стада, бессмыслены народы,
                                                     В ней добродетель, дом, в ней мощь и соль природы,
                                        В ней будущность твоя и верных благ залог.
                                                                                     Виктор Гюго
Время проведения:  канун праздника Рождества Христова, 
т.е. перед  зимними каникулами.
Подготовительная работа: поделить детей на группы:
­ художники – оформители; (создают иллюстрации для сюжетов рассказов)
­ литераторы;( подбирают информацию о писателях)
­ декламаторы;( читают отрывки произведений наизусть)
­ читатели;(подготавливают  круг вопросов, которые необходимо рассмотреть в 
ходе анализа произведения)
­ актёры( представляют инсценировку отрывков)
­ историки( подбирают информацию о рождественских праздниках)
Перед началом мероприятия необходимо создать атмосферу праздника и 
приблизить саму обстановку к реальности. Поставить в центре зала стол со свечой, 
несколько кресел­качалок, разместить камин(можно нарисованный). Весь зал 
украсить  блестящей мишурой, звёздами, снежинками. Недалеко от стола поставить 
новогоднюю ёлку. Ход  мероприятия
В начале мероприятия показать видео « Рождество Христово. Тихо падают 
снежинки»
1.         Ведущий
­ Здравствуйте, ребята, родители, гости! Я думаю, вы догадались, о каком 
празднике пойдёт речь на нашем занятии.
( О празднике Нового года, Рождестве)
                       Каждый день вокруг нас течет привычная жизнь. Но вот наступают
праздники и все меняется. Люди поют песни. Пляшут, водят хороводы.  
С   давних   времен   люди   ощущали   себя   частью   природы,   чувствовали   себя
участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса.
А одним из способов этого участия и были календарные народные праздники.
              Человеческий разум очень давно постиг тайну круговорота бытия и его
связи с космическими силами. Эта тайна пряталась в образах праздников.
На нашей новогодней елке висят яблоки и мандарины — такова давняя традиция:
напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и
осыпать их спелыми плодами.
               Новогодние праздники были долгими и назывались зимними Святками.
Почему Святки? Потому что три святых праздника в это время:
(Читают стих дети,  ряженые в костюмы)
           По мостам придут к нам
           три праздничка: 
Первый праздничек — 
Святое Рождество,
Другой праздничек — 
Святое Василье,
Третий праздничек — 
Святое Крещенье!
(Васильев день (Новый год) — обжорни
Учитель:
­ Ребята, а почему именно ёлка главный символ нового года?
Давайте дадим слово нашим  историкам.
  Историки:   1.   Нам трудно представить Новый год без ёлки,  елку 
без маленьких огней — без лампочек, а это тоже таинственная тысячелетняя связь 
цветного новогоднего фонарика с древним огнем, зажженым в новогоднюю ночь 
во славу Солнца.     Откуда же пришла елка ­ символ единственного общего для 
всей Европы календарного праздника, дошедшего до наших дней. В разных уголках 
нашей земли живы предания о чудесном мировом дереве: произрастает оно 
во Вселенной, соединяя собой три мира — Верхний, Средний и Нижний. На его 
вершине сияют звезды, в ветвях поют птицы, у корней пасется скот и живут люди, а под корнями гнездятся змеи. Поэтому растению и воздавались царские почести. 
Поэтому наряжали елку на Новый год.
2. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим, 
остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности 
этого дня. Таинство новогодней ночи — это всеобщее возвращение в сказку. 
Мерцают свечи, кипит  чай в самоваре,  хвойный аромат будит воспоминания 
детства. И рождается естественная и искренняя молитва души о счастье и 
любви.
3. Исследователи утверждают, что веселье праздника обладает особыми 
свойствами, а праздничный всеобщий смех назван очищающим смехом, который  
благотворно   влияет  на участников праздника.
      Помните, пожалуйста, об этом, встречая сказочные праздники зимы.
4. Исторически дни Святок делятся на четыре ключевые даты: 6 января – 
Навечерие Рождества или Сочельник, 7 января – Рождество Христово, 14 января
– старый Новый год и 19 января – Крещение Господне. Святки – особенное 
время. Это время дел милосердия, заботливого, сострадательного, 
доброжелательного отношения друг к другу.
5. Об этом мы  узнали, когда   пришли в библиотеку на рождественские чтения, 
ведь в эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с 
людьми, сделав им что­то доброе
В святки не обойтись без чтения и просмотра рождественских сказок и историй: 
с ними время становится по­настоящему волшебным. Что почитать в эти 
святочные дни и долгие святочные вечера? В сельской и школьной  библиотеке 
вы найдёте подборку замечательных святочных легенд и рассказов русских и 
зарубежных классиков. 
Литераторы: 
1. В   современной   русской   литературе   возрождается   жанр   святочного   рассказа.
Святочный   рассказ   был   одним   из   самых   популярных   жанров   русской
дореволюционной   литературы.   Традиции   святочного   рассказа   сохранялись   и   в
советской     литературе   в   описании   счастливых   перемен,   необычных   подарков
героям,   в  признании   в   чувствах   под   Новый   год   (В.   Каверин   «Два   капитана»;   Р.
Фраерман
 
Интерес   к   жанру   возродился,   и   вызван   он   возвращением   к   христианству,
Динго…»
«Дикая
и
 
др.)
 
 
 
собака
 
православным традициям, возобновлением церковно­просветительской работы.
2. С начала девяностых годов начинается издание хрестоматий русских и зарубежных
святочных рассказов. Как правило, они дополняются подробным описанием самого
празднества.   Это   поможет   восстановить   утраченные   семейно­бытовые   традиции: гадания   и   колядки,   символическое   убранство   елки   и   праздничного   стола,
рождественское меню.
3. Сейчас уже вернулись к читателю произведения не только русских классиков, но 
и тексты русского зарубежья. Среди них велика доля святочных рассказов Н. Лескова, 
И.Шмелева, В.Набокова  и др.писателей.
 Появляются современные рождественские рассказы, например, рассказ В. Берестова 
» Счастливого Рождества», рождественская сказка А. Багданова «Когда родился Новый
Год».
4.История   святочного   рассказа   прослеживается   в   русской   литературе   на
протяжении трех веков — от XVIII века и до настоящего времени, однако окончательное
становление и расцвет его наблюдается в последней четверти XIX века. 
Историки:
 Рождество Христово всегда было праздником семейного единения. Вечерами все 
собирались вместе, у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг ёлки. 
Прощали вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили 
Христа, читали Евангелие… А ещё рассказывали или читали трогательные и чудесные 
истории…
Литераторы:
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как 
хорошее какое­нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из 
родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое­нибудь этакое 
прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее 
воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен 
человек на всю жизнь», ­ так писал в своём  романе  Ф.М. Достоевский  «Братья 
Карамазовы».
Декламаторы:
«Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул 
церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, 
больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком 
снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись
галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно­золотые 
пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, – Рождество. В детстве таким явилось 
– и осталось»,­ так описывал встречу Рождества Иван Шмелев своём произведении «Лето 
Господне»
Литераторы: Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века, 
всегда сопровождают Рождество.
Традицию размещения святочных рассказов в журналах и газетах впервые ввел Чарлз 
Диккенс. В его рождественских рассказах всегда присутствовали, так или иначе, две темы 
– семейного уюта и детства.
Традиция быстро прижилась  в Европе и России. Многим известны рождественские сказки 
Николая Лескова («Зверь», «Неразменный рубль» и другие), который в течение нескольких
лет публиковал святочные рассказы именно 25 декабря. Позднее из них составился 
сборник.
Были такие рассказы и у Федора Достоевского, и Леонида Андреева («Ангелочек»), и 
Александра Куприна («Тапер»), и у Антона Чехова («Ванька»), и многих других известных 
классиков русской литературы.
После революции эта традиция прервалась и только в последние годы она снова 
восстанавливается и многие детские писатели снова стали печатать чудесные 
рождественские истории и святочные рассказы. Один из таких рассказов Леонида 
Нечаева «Саночки»  предлагаем  сегодня, в день святого Рождества, желая всем тепла, 
семейного уюта и хоть чуть­чуть, хоть маленького чуда.
Учитель: 
Сегодня мы познакомимся с рассказом Леонида Алексеевича Нечаева «Саночки», в 
котором писатель 20 века обратился к жанру святочного рассказа, продолжив  традиции 
литературы 19 века. Дадим слово литераторам.
Литераторы: ( показывают презентацию о писателе и кратно рассказывают)
Леонид Евгеньевич Нечаев – современный русский писатель, лауреат нескольких 
литературный премий, родился в 1945 г. в селении Каплай Литовской ССР. По окончании 
русско­английского отделения филологического факультета Белецкого педагогического 
института в 1966 г. преподавал русский язык и литературу, был ассистентом кафедры 
русского языка и литературы Калининградского государственного медицинского 
института, работал в редакции газеты «Смена». Печататься начал с 1973 г. С 1992 г. – 
ведущий специалист общества «Книжный клуб». Член Союза писателей СССР с 1986 г., а с 
1991 г. – член Союза писателей РФ. Лауреат I Всесоюзного конкурса на лучшую детскую 
книгу («Портрет», 1985). Автор книг: «Конь голуб» (1983), «Ожидание друга, или 
Признание подростка» (1987), «Ромашка и Черныш» (1988), «Нещечко» (1990), “Старший 
брат” (1998), “В некотором царстве…” (2000), “Повесть о преподобном Сергии 
Радонежском” (2000). В настоящее время проживает в Твери.
   За книгу «Портрет» (М.,1985) был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса за
лучшую   детскую   книгу.   В   2000   году   в   тверском   областном   книжно­журнальном
издательстве вышел его сборник “В некотором царстве”. За эту книгу Л.Е. Нечаев стал
лауреатом   литературной   премии   им.М.Е.Салтыкова­Щедрина   по   номинации   “за произведения,   талантливо   отображающие   историю   родного   края   и   современность,
духовный мир и высокую нравственность тверитян”.
Декламаторы читают наизусть рассказ «Саночки» (приложение)
­ Леонид Нечаев «Саночки»
 1) Стадия вызова.
Учитель: ­Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким странным названием?
Прослушивание рассказа в исполнении декламатора
2) Стадия осмысления.
Чтение первой части рассказа.
­В какое время происходит действие?
­Что вы можете сказать о героях рассказа? Какое настроение у них накануне праздника?
­Кем мог быть бородатый дядя, выпрыгнувший из машины­фургона?
3) Стадия рефлексии.
Чтение последнего отрывка.
­Удивил ли вас поступок бородатого дяди?
­Как изменилось настроение детей после этой встречи? Что они чувствовали?
Читатели:
­ Является ли этот рассказ святочным? Докажите.
­Кто в рассказе выполнил роль волшебника?
­Чем заканчивается рассказ?
­Почему дядя из фургона был так счастлив?
­Любите ли вы получать подарки? А дарить?
­Какое настроение вызвала у вас эта история?
­ Могут ли люди совершать чудеса, делая добрые дела?
­Появилось   ли   у   вас   желание   самим   сотворить   маленькое   чудо   накануне   светлого
праздника? 
Художники: Светлый праздник Рождества вдохновлял  не только писателей, но и 
художников. Вашему вниманию предлагаем собственные шедевры рождественской 
тематики.( показывают свои работы , а затем обращаются к именам знаменитых 
художников православной тематики) Волшебство Нового года для каждого из нас складывается из тысячи мелочей — запахов 
елки и мандаринов, веселой суеты, детских воспоминаний, домашних традиций, надежд и 
ожиданий.
Все эти замечательные художники тоже видят Новый год по­разному. Но и общее у них 
есть — он всегда получается добрым, волшебным и радостным(показ слайдов с картинами)
Александр Левченков, «Утро Нового года»
Егор Зайцев, «Рождественская елка», 1996
Генри Мослер, «Рождественское утро», 1916
Татьяна Еремина, «Предновогодние хлопоты», 1953
Ирина Рыбакова, «Рождественская елка», 2012
Александр Гуляев, «Новый год», 1967
Учитель:
Для каждого из нас  Рождество связано с ожиданием чуда, счастья, радости.
Да, рождение Христа – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им 
надежду на спасение души. Ребята, вы уже это знаете из Нового Завета. Вспомните, что в 
момент рождения Христа воссияла на небе Вифлеемская Звезда. И пришли на её свет 
волхвы и принесли дары младенцу Иисусу. Поэтому исстари принято на Рождество ходить 
со звездой и дарить подарки. А красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под 
потолком, напоминая людям о Рождестве Христовом.  
О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, 
Богослужения, также из икон Рождества Христова. Перед вами одна из них.
(На экране икона Рождества Христова)
Декламаторы: ( под запись звон колоколов)
Рождество.
На Святой Руси все знают:
Под метелицу порой
Праздник радостный встречают
Вместе с яркою звездой.
Рождество Христово было
Много­много лет назад.
Всем Писание открыло,
А Преданье подтвердило – 
Это знают стар и млад.
Вифлеемом назывался 
Палестины уголок.
И народ туда собрался,
Добирался, кто как мог. И Иосиф, и Мари
Шли на перепись сюда.
Засветилась в небе синем
Вифлеемская Звезда.
Места не было под крышей.
Как устали! Путь далёк.
И в вертепе, как под нишей,
Засветился огонёк
Там по милости хозяйской
а завесой, при зверях, 
Царь и Бог не в кущах райских
Появился, в яслях
Как чиста была Мария,
Светел был Младенец­Бог.
В небе ангелы парили. 
И светился весь Восток.
Родился Христос! Спаситель!
Так Творец наш повелел.
С Рождеством теперь спешите 
Всех поздравить на земле.
                          Т. Шелудякова
Учитель: 
­ А сейчас познакомимся с ещё одним рассказом Бориса Гагаго, но прежде обратимся к 
нашим литераторам.
Литераторы:
Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель, автор и 
составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и 
преподаватель в минской епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной 
премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения 
литераторов – «Духовное слово». 
Борис Ганаго уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях
добра и нравственности. Его книги с удовольствие читают и взрослые и дети, они написаны 
в форме увлекательных рассказов и бесед и часто применяются для чтения в воскресных 
школах и при изучении православного вероучения. Большой популярностью пользуются и 
аудиокниги, составленные по рассказам и повестям автора.
Произведения Ганаго обращены к детям, его произведения помогают задуматься людям о 
Боге. Он свои произведения пишет в форме увлекательных рассказов и бесед, очень часто 
их применяют в воскресных школах. Есть у него и большие поэмы. Пишет святочные 
рассказы. С одним вы уже познакомились до мероприятия дома.  
 Учитель: Вы читали это маленькое произведение с большим смыслом вместе с 
родителями. Поделитесь впечатлениями. Вспомните, как оно называется? 
Читатели:  Рассказ “Машенька”(обсуждение происходит вместе с детьми) 1. Почему женщина вышла на улицу просить милостыню?
2. Что поразило Машу в рассказе женщины?
3. Перескажите разговор мамы и детей. Какое у детей было желание? Кого они ждали?
4. Что говорят вам эти слова: “У Маши было удивительное сердце. Когда рядом 
радовались, и ей хотелось прыгать от счастья. Но если кому­то было больно, она не 
могла пройти мимо … И чужая боль  проникала в её сердце…”
5. Какими словами можно определить поступок Маши? “ Но ни мама, ни малыши не 
подозревали, что девочка отдала им свою ёлку и подарки.”
6. Что для вас значат слова: любовь, добро, сострадание?
Актёры:  Инсценируют разговор детей с мамой .
Литераторы:
­ Цикл святочных рассказов на этом не заканчивается. Предлагаем  прочитать дома в 
праздничные дни  совместно с родителями следующие произведения Б. Ганаго:
“ Письмо Богу”,“ Спасение от огня”, “В Рождественскую ночь”и др.
­ Помимо названных рассказов советуем прочитать с детьми:
      (Для чтения с детьми рекомендуем  перечень святочных и Рождественских рассказов)
1. Ф. Достоевский. Мальчик у Христа на елке 
2. Н. Лесков. Зверь 
3. А. Куприн. Тапер 
4. К. Станюкович. Елка 
5. П. Полевой. Славельщики 
6. В. Немирович­Данченко. Находка 
7. А. Круглов. В канун Рождества 
8. П. Хлебников. Рождественский подарок 
9. Л. Клавдина. Вечер под Рождество 
10. С. Макаров. Рождественский фонарь 
11. Е. Ивановская. Предание о первой Рождественской елке 
12. М. Роос. Невидимый гость 
13. И. Шмелев. « Рождество Твое, Христе Боже наш» 
14. Н. Лесков. Неразменный рубль 
15. А. С. Суворин. Тень Достоевского 
16. А. Н. Толстой. Детство Никиты 
17. Л. Воронова. Танина елка 
18. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством 19. Леонид Андреев. Ангелочек 
20. Василий Белов. Даня 
21. А. И. Куприн. Чудесный доктор 
22. Г. Х. Андерсен. Девочка со спичками 
23. А. Гайдар. Чук и Гек 
24. Е. Поселянин. Разбойник 
25. Е. Поселянин. Вифлеемская звезда 
26. Е. Поселянин. Николка 
27. Е. Поселянин. Спасенный мальчик 
28. Е. Поселянин. Рождественская ночь 
29. Е. Поселянин. Рождественская елка 
30. Никифоров­ Волгин. Серебряная метель 
31. Морской. Кувшинчик 
32. Морской. Две елки 
33. Круглов В. канун сочельника 
34. Телешов. Елка Митрича 
35. Лукашевич. В тесноте, да не в обиде 
36. О. Веригина. Для самых маленьких 
37. Несветова. Кукла Рождественской девочки.
Рассказы и стихи о Рождестве
1. М. Скабалланович. Православное Рождество 
2. К. Львов. Волхвы 
3. А. Куприн. Тапер 
4. В. Евстафиева. Ваня 
5. Н. Лесков. Под Рождество обидели 
6. И. Токмакова. Запрещенное Рождество 
7. Н. Некрасов. Новый год 
Святки 
8. С. Ауслендер. Святки в старом Петербурге 
9. А. Блок. Ночь под Новый год 
Сочельник в лесу. 
Рождество.
10. В. Чаушанский. Ночь под Новый год 
11. А. Фет. Ночь крещенская морозная 
12. П. Полевой. Краденая свадьба
Учитель: Святочному рассказу суждено было пережить и век XIX, и век XX. Объяснение 
такого долголетия находится в самом назначении святочного рассказа.
­ Какое же назначение по вашему мнению носит святочный рассказ?
 Ответы присутствующих детей и родителей: ­ напоминать людям о вечных ценностях и нравственном идеале, без чего невозможно ни
благое земное существование, ни спасение души. 
­ Святочный рассказ тесно связан со свершившимся однажды и повторяющимся из года в
год великим событием — Рождением Спасителя.
­ Для чего нужно читать святочные рассказы?
­ Цель святочного рассказа ­ усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав
от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и
любви. 
             Учитель:  Ведущим  мотивом   рождественских  рассказов  является   милосердие   и
сочувствие к ребёнку. Такие рассказы как «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского,
«Чудесный   доктор»   Куприна,   «Христос   в   гостях   у   мужика»   Лескова   начинаются   со
вступления,   в   котором   контрастные   описания   воспроизводит   трагически­неразрешимый
конфликт: суетящийся, готовящийся к празднику, большой, богатый и равнодушный город
– и маленький человек, чужой в этом городе, обречённый на гибель.
В святочном рассказе всегда принято представлять сюжет, смягчающий сердце и
трактовать этот сюжет в духе Евангелия.
 В святочных рассказах для детей создаётся «правильная» и понятная картина мира,
в которых строго разграничены добро и зло.  Писатели, адресующие свои произведения
детям, стремились, прежде всего, вызвать у читателя чувство сопереживания, сострадания,
сочувствия, им было очень важно, что бы у ребенка “о ком­нибудь болело сердце”.
Литераторы:
«Нет ничего, что в большей мере привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение
хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли»,- писал Апшерони
А.
Литература: 
1. Андриенко Т. Рождество // Библиотекарь. – 1991 №12. С.69­70
2. Дунаев М.М. Православие и русская литература.
3. Куприн А.Н. Чудесный доктор /Литература. Учебное пособие. 6 класс Под ред. 
Полухиной В.П., Коровиной В.Я. и др. Часть 2. 4. Серова С. Колыбельная матери. // Самиздат. 2004
5. Святочные рассказы XXI век. Сборник. – Русь­Олимп, 2010
6. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр. Проблемы исторической поэтики. – 
Петрозаводск, 1992. С.113­128
7. http://samlib.ru/s/snegurochka_i_d/serova.shtml
8. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=577907

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий девичника прикольный дома на день рождения
  • Сценарий гринч похититель рождества на русском языке
  • Сценарий девичника после свадьбы
  • Сценарий грибоедова горе от ума
  • Сценарий девичника поздравления