Сценарий гуканне весны

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника экологической направленности «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников к

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр развития творчества детей и юношества

р.п. Переяславка

Сценарий

детского фольклорного праздника

«Гуканье весны»

(для детей 6 – 10 лет)

Автор-составитель: Токарева Е.В.

педагог дополнительного образования

р.п. Переяславка

2018г

Пояснительная записка

Праздники играют важную роль в жизни ребенка. Ведь впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся. И если праздник в детском саду, в школе не формальное проведение мероприятия, а действо — яркое, выразительное, гуманистическое,  то дети растут эмоционально и нравственно, потому что все начинается с детства. Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника экологической направленности «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.  Сценарий праздника имеет экологическую направленность, праздник  поможет привить детям уважительное отношение к родной природе, к обычаям и традициям русского народа. Используя элементы игры и привлечение сказочных персонажей, праздник получится ярким и интересным. Данное мероприятие способствует развитию лучших личностных качеств каждого ребенка. Только через светлое, радостное творчество мы можем приобщить детей к духовному миру. Только через элементы этого творчества выстраивается собственное внутреннее и внешнее совершенствование детей. Ведь правильное воспитание формирует наше будущее поколение.

Предлагаемый сценарий проводится по народному календарю 22 марта. В этот день на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки» — день встречи весны. Другие названия фольклорного праздника — «Сороки», «Кулик». К этому празднику были приурочены народные гуляния и обряды. Рано утром  хозяйки пекли из теста птичек – жаворонков, олицетворяющих приход весны. Дети  насаживали на шесты испеченных жаворонков и усаживали их на крышу, при этом распевали песни, зовущие весну. Из соломы делали маленькие гнезда и размещали их в птичнике. Было поверье, что это избавит кур от болезней и поможет им лучше нестись. А для угощения пеклись пряники, которые дарили друг другу, желая при этом каждому добра и здоровья. Девушки в этот день встречали рассвет и провожали закат на открытом и возвышенном месте, кликали весну, прыгали через костер, и просили птиц принести ключи, чтобы отомкнуть землю, которую заковала зима.

В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся и дошкольники в возрасте 6 – 10 лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели, педагоги и родители.

Праздник «Гуканье весны» насыщен театральными элементами и его удобнопроводить в помещениях, имеющих сцену или просторный зал для народных игр, хороводов.

Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей и педагога создаются стилизованные костюмы в народном стиле, бумажные жаворонки на палочках, печеные жаворонки из теста. А также костюмы лесных зверей (Лисы, Зайца, Кота, Медведя). Оформляется музыкальный зал для проведения фольклорного праздника (рушники, платки, цветы).

Заклички, пословицы, загадки, народные весенние игры, песни разучиваются заранее. Все народные игры, хороводы исполняются под аккомпанемент (желательно под аккомпанемент баяна, аккордеона).

Актуальность фольклорного праздника:

приобщение детей к истокам русской национальной культуры, к традициям и обычаям своего народа.

Цель: формирование экологической культуры и развитие творческих способностей детей через использование малых форм фольклора.  

Задачи:

— организовать и провести  праздник экологической направленности «Гуканье весны» с участием детей и родителей в детском музыкально-фольклорном ансамбле (хоре);

— расширять знания детей об окружающем мире с помощью календарно-обрядовых праздников;

— развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;

— формировать опыт коммуникативных навыков,воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

— учить понимать смысл пословиц, загадок и обогащать словарный запас детей.

Целевая аудитория: дети 6 – 10 лет.

Методы: словесный (инсценировка), игровой.

Необходимое оборудование:

Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).

Для дошкольников: стилизованные народные костюмы, шумовые и духовые народные инструменты, костюмы лесных зверей (Лисы, Зайца, Кота, Медведя), бумажные жаворонки на палочках.

Для ведущих праздника: поднос с рушником с печеными птичками-жаворонками.

Оформление: помещение оформляется в стиле горницы или избы.

Действующие лица:

Взрослые: Сказочница, Весна-красна.

Дети: 1-й ребенок ведущий и все дети хора (ансамбля), дети играющие роль лесных зверей: Лиса, Заяц, Кот, Медведь.

//звучит народная мелодия, дети проходят в зал, украшенный платками, рушниками, цветами и рассаживаются на свои места, в руках у детей на палочках бумажные жаворонки, музыка постепенно стихает, на сцену выходит Сказочница //

Сказочница: Здравствуйте, дорогие мои ребята!

Дети (отвечают): Здравствуйте!

Сказочница: Расскажу  я вам сейчас сказочку про весну — красну, да солнце ясное! Итак, слушайте внимательно! Ходила весна по свету: распускались почки на деревьях, появлялись первые листочки – оживала природа. Устала весна от своего труда, присела на пенек и уснула. Замерла природа. Испугались звери лесные, что весна уснула. Стали думать, как ее разбудить.

Сказочница: Приходила лиса.

//звучит русская плясовая, в зале появляется Лиса, она исполняет несколько танцевальных движений русской пляски, затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Прискакал зайка и стал играть на балалайке.

//под русскую плясовую в зале появляется Заяц с балалайкой, имитирует  игру на инструменте, затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Приходил лесной кот, песенку – потешку промурлыкал.

//в зал выходит Кот и исполняет песенку-потешку,

затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Приходил медведь – в бубен бил!

//появляется Медведь с бубном, несколько раз ударяет в него и садится рядом с детьми//

Сказочница: Не просыпается весна. Тогда вышли все звери на полянку, стали они хоровод водить, хоровод водить,  да дружно петь.

(звери хором): Весна, весна, проснись со сна,

А ты, зима, ступай за моря!

Выгляни солнышко, выгляни красное

Нас и всех деток согрей поскорей!

Сказочница: И случилось чудо —  проснулась весна!

// звучит русская народная мелодия, на сцене появляется Весна, в руках у нее поднос с печеными жаворонками//

Весна: Я, красна — Весна, пришла сегодня к вам!

Из голубой дали, с золотым гребнем,

С изумрудным стеблем,

С полою водою,

С первой бороздою!

Неужто, заждались меня

Дети отвечают (хором): Заждались, заждались!

Весна (поднос с угощением ставит на стол и обращается к детям): Дорогие друзья, спасибо вам за терпение, за заботу. А кто мне скажет, какой сегодня  праздник на дворе?

Дети отвечают (хором): « Встреча весны!»

Весна: Правильно, ребята! И отмечается этот праздник 22 марта, когда день равен ночи. По традиции, в каждом доме в этот день пекли из теста жаворонков. Девушки ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц и пели песенки-заклички, звали весну поскорее прийти на землю. А еще на Руси этот праздник назывался  — «Сороки». «Сорок сороков  птиц летят – весну несут» — так раньше говорили в народе. Люди верили, что с прилетом птиц наступает весна. Так кто же мне скажет, какие птицы возвращаются к нам из дальних стран?

Сказочница: А ты, Весна-красна, загадай ребятам загадки весенние, тогда и узнаешь, какие птицы  к нам прилетают.

/Весна  загадывает детям загадки/

Весна:

1. По поднебесью веревка протянулась

/Журавли летят/

2. Спинка соболинка, а брюшко беленько,

Желанный гость с далекого края под окном живет

/Ласточка/

3. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит

/Грач/

4. На шесте дворец, во дворце певец, эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец, червяков птенцам таскает, да трещит весь день

/Скворец/

5. Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание. У кого?

/Кукушка/

Весна: Молодцы ребята, все птиц вспомнили. А больше всего русский народ любил звонкого певца жаворонка, который своим звонким пением будил меня от зимнего сна. А ну, ребята, где ваши жаворонки?

1-й ребенок: Ах, Весна – красна долгожданная, вот тебе наша песня величальная!

//дети поднимают на палочках бумажных жаворонков

и начинают петь//

Дети (хором): Жаворонки, прилетите,

                         Весну красную принесите!

                         Весна, Весна!

                         По горам, по долам,

                         По лесам и полям,

                        Ты пришла сегодня к нам!

Весна: Спасибо за песню вашу славную, за слова ваши добрые! А я не с пустыми руками к вам на праздник пришла – угощенье с собой принесла.

Будем песни петь, хороводы водить, в игры весенние играть, пословицы вспоминать. А я угощенье вам – печеных жаворонков раздавать! Посмотрите, ребята как солнышко стало сильнеепригревать. А чтобы снег таял быстрее, на Руси играли  в старинную, обрядовую игру «Ручеек». Люди верили в эту примету. Давайте и мы поиграем все вместе, все дружно в эту народную игру!

//проводится обрядовая игра «Ручеек»//

Сказочница: Славно, славно мы поиграли. А не пора ли, матушка Весна, вспомнить пословицы и поговорки про тебя?

Весна: Так давайте поскорее послушаем наших ребят!

//дети рассказывают пословицы и поговорки о весне//

Сказочница: А теперь пришла пора ребята, встать нам всем вместе в хоровод весенний и вспомнить заклички о нашей матушке Весне. Ведь во многих весенних закличках говорится о том, что птицы, возвращаяськ себедомой на родину, несут с собой заветные ключи. И только ими можно отомкнуть холодное подземелье и выпустить оттуда Весну.

// проводится  весенний хоровод, дети встают в хоровод и  рассказывают заклички о весне//

Весна: А теперь давайте все вместе, со мной произнесем  весеннюю закличку – повторяйте за мной каждую строчку.

(все хором повторяют): Приди, весна! Приди, красна! Со льном высоким. С хлебом обильным!

Сказочница: Дорогая наша Весна-красна! А наши дети приготовили еще тебе один песенный подарок – русскую народную песню «Земелюшка — чернозем».

/дети исполняют русскую народную песню «Земелюшка-чернозем»/

Весна: Молодцы, ребята! Славный праздник у нас получился! Да только пришло время мне с вами прощаться, да к другим детям на праздник поспешить! А вам в подарок за песни, игры веселые, да заклички весенние мое угощенье к чаю – печеные жаворонки. Символ весны, здоровья, богатства!

//звучит народная мелодия,

Весна со Сказочницей раздают детям угощение//

Весна: До новых встреч, ребята!

//Весна прощается с детьми, машет им рукой и уходит из зала//

Сказочница: Понравился ли ребята вам праздник, угощение славное? (дети отвечают).

А были ли вам интересны заклички весенние да игры славные? (дети отвечают)

А что больше всего понравилось? (дети отвечают)

А вот какое у вас настроение, после нашего праздника, я сейчас сама узнаю!

Ребята, в руках у меня лучики солнца желтого и оранжевого цветов. Желтый цвет означает – радость, оранжевый – грусть. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе лучики, которые по цветам подходят вашему сегодняшнему настроению.

/дети выбирают лучики/

Сказочница: Спасибо, ребята за вашу  активность, за ваши улыбки и отличное настроение, но пришла пора и мне с вами проститься. До свидания, ребята!

Приложение № 1

Пословицы про весну

  1. Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая!

  1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

А пришла молода – весь мост размела.

  1. Прилетела пава, села на лаву,

Распустила перья для всякого зелья.

  1. Март с водой, апрель с травой,

А май с цветами.

  1. Не надо просить лета долгого,

Надо просить лета теплого.

  1. Будет март сухой, да мокрый май

Будет каша и каравай.

  1. Пашню пахать – не руками махать,

Пашем да сеем, хвастать не умеем, а урожай соберем.

Приложение № 2

Поговорки о весне

  1. Весенний день год кормит.
  1. Красна весна, да голодна.
  1. В землю не положишь – и с земли не возьмешь.
  1. Что посеешь, то и пожнешь,

А что пожнешь, то и посеешь.

  1. Матушка весна всем красна.
  1. Зима весну пугает, да сама тает.
  1. И в марте мороз садитсяна нос.
  1. Одна ласточка не делает весны.
  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  1.  Увидел грача – весну встречай.

Приложение № 3

Игра (обрядовая) «Ручеек»

Идет матушка Весна –

Отворяйте ворота.

Первым март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Приложение № 4

Заклички о весне

Будем весну закликать,

Весну закликать

Да Зиму провожать.

Весна-красна,

На чем пришла?

На крутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске.

Благослови, мати,

Весну закликати,

Весну закликати,

Зиму провожати.

Весну закликаем,

Зиму провожаем,

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

Весна, весна, проснись со сна,

А ты зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Список используемой литературы

  1. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова).
  2. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2009 год, автор-составитель О.В Куфтина, О.П. Власенко).
  3. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова).
  4. «Фольклорная арттерапия» (издательство «Речь»,  Санк–Петербург 2002 г, автор Назарова Л.Д.).
  5. «Круглый год» (сборник сценариев народных праздников, КТО «Культура», г. Хабаровск, 1998г, автор-составитель И.А. Тарасова).
  6. «Цветочная поляна» (серия «Мир вашего ребенка», издательство Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г, автор-составитель Л.Е. Кисленко).

Белорусский обряд в рамках реализации проекта «150 культур Дона»

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Мы вясну гукаем, вясну сустракаем».
ВЕДУЩАЯ
: Здравствуйте, дорогие друзья. Сердечна запрашаем у Беларусь! В
белорусских давних традициях существует красивый и светлый праздник,
посвященный весне — «Гуканне вясны». Это первый весенний праздник у белорусов,
именно в эту пору прилетают птицы, которые приносят на своих крыльях
весну. ВЕДУЩИЙ: Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна
приносила голод. Поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания
весны. ВЕДУЩАЯ: Звонкие, радостные песни разносились повсюду.
Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и,
севши, пели весенние песни – вяснянки до поздней ночи, а вот и они. (входят
девочки, в руках у них птички , поют)  Жавароначкі, прыляціце, 
Вясну красную прынясіце, 
А зімачку забярыце, 
Бо зимачка надаела, 
Увесь хлебушек та наела.

Вясну красную прынясіце,
Ночку цёмную праганіце.
Ночку цёмную праганіце, 
Светлым сонечкам засвяціце.

..Жавароначкі, прыляціце,
Вясну красную прынясіце, 
А зімачку забярыце, 
Бо зімачка надаела, 
Увесь хлебушек та паела.
ВЕДУЩИЙ:Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих
песнях они  приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы.
(фонограмма «Голоса птиц»)
ВЕДУЩАЯ:Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки
птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету.(раздача
птичек) 

1 ДЕВУШКА. Ладачкі-ладушкі,
Прыляцелі птушкі.
Селі на варотах 
У чырвоных ботах.
2 ДЕВУШКА Боты паскідалі,
Кругам паляталі.
Сталі сакатаці,
Каб ім есці даці.
3 ДЕВУШКА Прынясу ім жыта,
Будуць птушкі сыты.
Ды насыплю грэчкі,
Хай нясуць яечкі
(фонограмма «Весенняя мелодия»)
 ВЕДУЩАЯ : И вот приходили парни,они раскладывали костер, на
котором палили разные старые вещи. К девушкам они присоединялись и начинали
вместе закликать весну и водить хороводы. Хороводы представляют собой
бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. (весенняя мелодия)

1-парень. Вам шчасця і хлеба уволю!
2-парень. Каб не хварэлі і ўвесь хлеб паелі!
3-парень. Каб вырас у вас каласок з піражок.
3 ДЕВУШКА Сонца, сонца, выгляні ў аконца, 
Пасвяці нам трошку, дам табе гарошку.
Вместе:-Ой, вясна, вясна
Вясняна…(мелодия весны)
(ВХОДИТ ВЕСНА)
Весна. Дзень добры вам, хлопчыкі і дзяўчынкі! Дзень добры,
гаспадары і госці!

1-парень. Вясна-красна, што ты нам
прынесла?

 Весна:

Малым дзеткам — па яечку! Старым бабкам — па кіёчку, Маладым
жонкам — па сыночку, Красным дзеўкам — па вяночку,

Маладым хлопцам — па канёчку! 

 Дзілі-дзілі, дзілі-дон.Музыка хороводная
(ХОРОВОД) . ВСЕ.Дзякуй вам усем што сустракалі з намі
надыход вясны.

Любоў СОБАЛЬ — настаўнік беларускай мовы і літаратуры Нёманскай дзяржаўнай агульнаадукацыйнай сярэдняй школы імя I. Д. Гурскага. Роднае слова Сакавік 2010 г.

Гуканне вясны

Сцэнарый пазакласнага мерапрыемства

Ход мерапрыемства

Гучыць вясёлая народная музыка.

1-ы зазывала.
Выходзьце з хаты людзі,
Вясну гукаць будзем!
2-і зазывала.
Каб быў хлеб і да хлеба ў хаце,
Будзем, будзем вясну гукаці!
1-ы зазывала.

Свята песенькай сустракаем,
Вясну-матухну гукаем!

Янка і Марыся бяруцца за рукі.
Марыся.
Гэй, вясёлы наш народ,
Станавіся ў карагод!
Будзем песні спяваць,
Будзем сонца вітаць,
Вясну-красну гукаць!
Янка.
Свята песенькай сустракаем,
Вясну весела мы гукаем,
Жавароначкі, прыляціце,
Цяпла, лецейка прынясіце!
Марыся.
Ходзім радасна карагодам.
Выглянь, сонейка, дай пагоду!
Шчасце-додечку мы гукаем,
Мы зямлю сваю адмыкаем.
Жавароначкі, прыляціце,
Зямлю-матухну абудзіце.
Янка.
Жыта-жыцейка хай рунуе,
Кветкі-красачкі хай квітнеюць.
Свята шчыра мы сустрэлі,
Птушкі з выраю прыляцелі.
Падкідваюць птушак, зробленых з паперы.

Марыся. А калі ведаеце, дык адгадайце загадкі.
Доктар дзюбкай стукае,
Трубкаю не слухае:
Тук-тук-тук ды тук-тук-тук.
Пэўна, чулі ў лесе стук?
Ледзь паспее адпачыць –
I давай ізноў лячыць. (Дзяцел.)

У церамку жыве,
Прыгожы голас мае,
Спяваць вялікі ён мастак.
Ну, а завецца птушка… (Шпак.)

Доўгая шыя,
Чырвоныя боты,
Белы ды шэры
Ідзе ля дарогі. (Бусел.)

Тут лапоча, там стракоча,
Ўсе навіны ведаць хоча.
Гэта птушка белабока —
Балбатлівая… (Сарока.)

3 выраю першы вяртаецца,
з песняй да свету звяртаецца,
поля і неба сябрук, —
гэта, вядома… (Жаўрук.)

Янка. Малайцы, вельмі добра ведаеце птушак. Да нас абяцала завітаць і сама Вясна — Лё­ля — маладзенькая ды прыгожая. Ходзіць па праталінах, будзіць прыроду. Дзе Лёля ступіць, там зелянее трава, распускаюцца кветкі. Наладжвайце карагод, гукайце Вясну!

Дзеці вядуць карагод, запрашаючы ў яго гледачоў, і спяваюць:

Гаманкі ручаёк,
Ты — вясны пачатак.
Карагод, карагод —
Спадарожнік свята.

Станем мы ў карагод
3 добрай весялосцю
I сустрэнем прыход
Маладзенькай госці.

Удзельнікі свята разыходзяцца на два бакі і, стоячы адзін насупраць другога, па чарзе гукаючы «Вясна-красна, прыходзь да нас!»
Уваходзіць Вясна, вітае ўсіх.


Янка.
Што прынесла нам, вясна-весенька?
Вясна.
Я прынесла вам песні-песенькі,
Каб спявалі іх з году ў год,
Каб вадзілі вы карагод.
Марыся. Што падорыш нам, вясна-весначка?
Вясна. Падарую вам шмат пралесачак. Будуць красачкі ўсюды расцвітаць. Будуць пташачкі звонка шчабятаць. Я, вясна-красна, вам прынесла бохан хлеба, ступу солі, старым баб­кам па прызбачцы, малым дзеткам па вуліцы, а хлопчыкам па кіёчку, а дзевачкам па вяночку.
А цяпер давайце пагуляем у «Ворана».

Перад начаткам гульні выбіраюць, каму быць «воранам»і каму «гусаком». Пасля ўдзельнікі становяцца за «гусаком» адзін за адным, утвараючы «пляцёнку», і моцна трымаюцца. «Воран» адыходзіць ад «гусака» на крок-два, бярэ трэсачку і пачынае «капаць» ямку. «Гусак» пытаецца у «ворана»:

  • Воран, воран, што тыробіш?
  • Ямачкі капаю.
  • Нашто табе ямачкі?
  • Каменейка сабіраць.
  • Нашто табе каменейка?
  • Тваім дзеткам зубкі выбіваць.
  • За што, пра што?
  • За тое, што яны маю капусту паелі!
  • Ай, воран, воран! Твая лазня гарыць!
  • Хай гарыць, будзем піва варыць!

І кідаецца на «гусяня», якое стаіць у канцы «пляцёнкі». «Гусак» не пускае «ворана», «пляцёнка» адбягае ў бок. Калі ж «воран» зловіць «гусяня», то тое адыходзіць убок і ўжо не ўдзельнічае да канца гульні. А «воран » такім чынам стараецца злавіць усіх.

Вясна. Ой, малайцы! Добра згулялі! А цяпер паслухайце верш пра птушку. А пра якую, здагадайцеся самі:
Праз горы, даліны,
Праз тысячы сёл
3 далёкай краіны
Вярнуўся пасол.
Ён стаў на страсе,
У ботах чырвоных,
Каб бачылі ўсе. (Бусел.)
Янка. А адкуль буслы з’явіліся на Беларусі? Чаму іх так шануюць?
Вясна. Вось паслухайце легенду.
Легенду расказвае адзін з вучняў.

Было гэта вельмі даўно. На зямлі развялося такое мноства гадаў, што не стала ад іх жыцця ні людзям, ні жывёлам. I вырашыў адзін чараўнік знішчыць га­даў, патапіць у якойсьці бяздонніцы. Сабраў ён іх у вялізны скураны мяшок, завязаў, узваліў на плечы аднаму неразумнаму чалавеку і загадаў укінуць у паказанае прадонне. Як толькі чалавек рушыў з месца, то гады заварушыліся, засіпелі, засвісталі. I ўзяла чалавека цікаўнасць, што ён такое нясе. Чалавек развязаў торбу ды і аслупянеў ад жаху. Гады ж тым часам вылезлі і распаўзліся ізноў па зямлі. Разгневаны чараўнік не захацеў другі раз збіраць гэтую дрэнь і, накінуўшы на чалавека парожні мяшок, ператварыў яго ў бусла і загадаў збіраць гадаў-уцекачоў усё жыццё аж да самай смерці.
I ходзіць гэты ператвораны ў бусла чалавек з накінутым на плечы мяшком па лугах, палях, балотах ды збірае гадаў, але да гэтай пары ніяк сабраць не можа. 3 прычыны сваёй крэўнасці да чалавека гэты пярэварацень не адыходзіць далёка ад людскіх сяліб і мала баіцца людзей.
Марыся. Вельмі цікавая легенда. Спадабалася яна нам.
Вясна. Вось і добра, але засядзеліся вы. Давайце яшчэ пагуляем. Гульня называецца «Воўк і гусі»

«Гусяняты», узяўшыся за рукі, становяцца ў кола, у сярэдзіне застаецца «воўк» і «старая гуска». «Гусяняты» танцуюць і крычаць: «Дэр! Дэр! Дэр!
«Воўк» хоча схапіць «гусянятак». «Гуска» перашкаджае. Як «воўк» ухопіць «гусяня», «гуска» мусіць выкупліваць яго (спявае або танцуе).

Гульня «Селязень».
Выбіраецца «селязень». Астатнія спяваюць:
Селязенька касаты,
Маладзец кудраваты.
Пакажы, селязенька, як старыя бабы скачуць?
«Селязенька» скача пад музыку, а дзеці паўтараюць усе яго рухі.
Далей прапануецца «селязню» паказаць, як старыя дзяды скачуць; як дзеці скачуць; як маладыя хлопцы скачуць і г. д.

Вясна. Вельмі мне спадабалася ў вас, дзеці. Але трэба мне далей рухацца, будзіць расліны, жывёл. Абяцаю кожны год да вас завітваць. Да пабачэння!
Дзеці развітваюцца з Вясною, водзяць карагоды, спяваюць песні-вяснянкі.

Янка. Дай вам божа добрыя людзі, доўга жыці, вясёлымі быці!
Марыся. Хай вашы дзеткі будуць, як у полі кветкі!
Янка. Хай ваша ніва будзе ўрадліва!
Марыся. Дай вам божа жыці, быці, унукаў, праўнукаў пажаніці!
Янка і Марыся. Даем гэтыя манеткі на добрыя дзеткі, а птушыныя перцы кожнаму дорым ад сэрца. Каб увесь год, як птушкі ляталі, вясну-красну сустракалі-праважалі!


Яшчэ на гэту тэму:

Гуканне вясны     Вясна красна на ўвесь свет!     

Особенности Обряда.

Известная в России Масленица празднуется в Беларуси редко и в основном в восточных районах. Распространение этого Обряда связано с влиянием русской культуры после присоединения Беларуси к Российской империи в самом конце 18 века. В доказательства этого можно привести слова этнографа И. Бермана, который в 1873 году опубликовал «Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Ошмянского уезда Виленской губернии». В нём он писал: «На масленичной неделе не происходит у нас никаких забав, люди не умеют так повеселиться, как великороссы … Блинами также не отмечается, потому что блины подают на каждый, как говорят, богатый стол».

Зато по всей этнической территории Беларуси (включая Смоленщину, Брянщину, Белостокское воеводство и другие районы, которые сейчас принадлежат другим государствам) окончание зимы отмечается иным праздником – Гуканьнем Вясны. 

У белорусов конец зимы по народному календарю припадает на конец марта. Поэтому Гуканьне Вясны обычно проводят с 25 числа этого месяца. Хотя дата Обряда не столь привязана к конкретному дню, и в некоторых районах может быть чуточку разной. Гуканьне Вясны – это уже первый весенний праздник. Именно в эту пору, по представлениям белорусов, прилетают с «Вырай» птицы, которые приносят на своих крыльях Весну. Примечание: Белорусы верили, и до сих пор так говорят, что птицы осенью улетают «у Вырай», т.е. в Небесный Рай для птиц, где живут Боги и куда попадают Души умерших предков. 

Весна в народном представлении белорусов имела образ Богини красоты Лады. И именно от неё зависит приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама Жизнь человека. Ведь не даром у белорусов есть поговорка: «Восень кажа: «Я ýраджу!», Вясна кажа: «Пачакай, як дагаджу!» Но, чтобы Богиня Весны Лада действительно пришла в своё время необходимо её позвать или как говорят белорусы — «загукаць». А так как настоящих птиц в этот период ещё очень мало (они только только начинают прилетать), Лада может не поверить, что время её пришло. Чтобы окончательно её убедить в обратном белорусы делают в большом количестве искусственных птиц из солёного теста без дрожжей – «галёпы». В более позднюю эпоху их стали делать из бумаги. Во время обряда птиц запускали с возвышенности. Когда по всей Беларуси огромное количество искусственных птиц запущено, то Лада наконец окончательно утверждалась в мысли о необходимости своего прихода.

Ещё одной особенностью обряда «Гуканьня Вясны» является то, что весну звали только девушки или молодые женщины. Это объясняется двумя первопричинами. Во-первых, Лада также Богиня красоты, поэтому её и должны звать преданные ей молодые и красивые женщины. Во-вторых, это связано с дохристианским представлением белорусов о женском начале. Ведь с приходом Весны Земля как бы заново рождается.

Сценарий Обряда.

В 2009 году Молодёжный клуб «Крывiчы» решил провести Обряд «Гуканьне Вясны» 28 марта на известной возвышенности около дома отдыха «Ерши». Около 100 человек (в основном молодёжь) собрались в берёзовой роще. 

Перед началом Обряда девушки и юноши занялись украшать место Действия искусственными птичками, сделанными из бумаги, ткани и даже соломки. Также из ниток были сделаны «веснянки» – скрученные парные куколки. Буквально через десять минут место для Обряда было готово. Оно пестрело ярко и красиво.

Сам Обряд начался с того, что молодые девушки забрались на возвышенное место, чтобы как можно ближе подобраться Богине Ладе, ведь Лада наверняка должна их услышать и увидеть.

В начале Обряда девушки в национальных юбках (в красную клетку) и в большинстве в платках повязанных по особому (по-белорусски) выходят дружной группой к обрыву с песней №1:

Благаслави маци!
Вясну загукаци,
Вясну загукаци,
Зиму замыкаци. У-у-у-у!

Эта песня исполняется протяжно и заканчивается призывным «У-у-у-у!». Девичьи голоса как бы будят заспавшуюся Богиню Ладу.

Затем избранная ранее девушка в полном обрядовом белорусском костюме выходит несколько вперёд и, подняв руки к Солнцу, торжественно и громко говорит ритуальные слова:

«Дзякуй табе, Божа,
Што зiму скончылi, 
Што Вясны дачакалiся! 
Дапамажы нам, Божа, 
У добры час пачацi, 
Вясну выклiкацi!»

После этого девушки поют веснянки, т.е. песни с определённым смыслом и припевом «У-у-у-у!». Таких песен поётся множество, но я здесь приведу в качестве примера лишь одну такую песню. 

Примечание: Для тех, кто будет данный Обряд проводить, следует помнить, что все атрибуты Обряда необходимо исполнять в их обязательной последовательности и если не позволяет время или знание других песен, то хотя бы одну песню по каждому этапу Обряда обязательно необходимо выучить. 

Итак, пример веснянки – песня №2:

Весна, весна, весена… У-у-у-у!
Весеначка, дзе твая дочка, панена… У-у-у-у!
Паненачка сядзiць у садочку, шые саро… У-у-у-у!
Шые сарочку свайму сыночку, Васiлё… У-у-у-у!
Васiлёчку сядзiць на скрынi, шые пяры… У-у-у-у!
Шые пярыны, сваёй дачушц Кацяры… У-у-у-у!
Кацярыне, сонейка ходзя, беленька хо… У-у-у-у!

При исполнении последней песни-веснянки все одновременно (по предварительной договоренности) запускают искусственных птиц. Конечно же, они летят не долго, но свою магическую роль, как считали белорусы, успевали выполнить. Ведь Лада во время песен обратила внимание на девушек и в одно мгновение увидела большое количество «птиц». Как теперь не придти на Землю?!

Но на этом Обряд не заканчивается. Необходимо провести ритуал приношения жертвы Земле, чтобы в этот год был богатый урожай. Для этого одна из девушек берёт горшочек с ячневой кашей и закапывает его в Землю. При этом говорятся следующие обрядовые слова:

«Дай-жа Божа на зямельку травiцу, 
На травiцу расiцу,
На лясочак лiсточак 
I вясёлы дзянёчак! 
Дай-жа Божа на жытачка род,  
На статачак плод, 
I людзям на добрае здароýе!»

Теперь необходимо «затанцевать» Весну. А для этого девушки начинают водить «карагоды» (хороводы). Их исполняют опять же только одни девушки и молодые женщины.

Первый обязательный «карагод» называется «Кола». «Кола» – в переводе значит «круг» – символизировал Солнце. Этот хоровод охранял от злых сил и невзгод. Девушки, взявшись за руки, начинают идти простым шагом «против часовой стрелки» под песню №3:

Добра вясной, да поле чыстае
Ой ли, вой люли, да поле чыстае
Муравой травой, да поле щкрашана
Ой ли, вой люли, да поле щкрашана
Усё квяточками, да щсё духмяными
Ой ли вой люли, да щсё духмяными
А раньняй раницай да прымаражуе
Ой ли, вой люли, да прымаражуе
Ад сырой зямли, да жыта краснае
Ой ли, вой люли, да жыта краснае
К небу чыстаму, да падымаецца
Ой ли, вой люли, да падымаецца
Залаты колас да расцветаецца
Ой ли, вой люли да расцветаецца
Залаты колас да наливаецца
Ой ли, вой люли да наливаецца
Залаты колас да пасьпеваецца
Ой ли, вой люли да пасьпеваецца
У поле жнейки йдуць, да сабираюцца
Ой ли, вой люли, да сабираюцца
Залаты колас да й зжынаецца
Ой ли, вой люли да й зжынаецца

Затем девушки заводили второй «карагод» — «Кола з падскокамі». В этот раз девушки после каждой спетой строчке песни старались по выше подпрыгнуть и изменяли направление хоровода. Белорусы верили, что чем выше подпрыгивают девушки, тем выше будет урожай.Вариант песни данного хоровода следующий:

А ýсе канапелькi зьверху зеляненькi. У-у-у-у!
Самi не бяруцца, у рукi не даюцца. У-у-у-у!
Як наляцеý журавель да бабiных канапель, У-у-у-у!
I канаплю забраý, i сарочку не даý. У-у-у-у!
А я таму жураýлю праву ножку пераб’ю, У-у-у-у!
А на тую ножку накладу панчожку. У-у-у-у!
Вераб’ёва жонка сядзiць на пянёчку, прадзе кудзялёчку. У-у-у-у!Як вывядзе нiтку, вераб’ю на сьвiтку, У-у-у-у!
Як вывядзе паýтара, вераб’ю на рукава. У-у-у-у!

Третий обязательный «карагод» называется «Крывы танок». «Крывы танок» – это хоровод несеметричный, зигзагообразный или овальный, может также исполнятся в виде восьмёрки. Движение хоровода при этом может быть не замкнутым. Об этом хороводе белорусы говорили так: «Як вянок плялi, каб нiводная дзеýка не была крайняй». При возможности «Крывы танок» водили в поле, ибо он способствовал богатому урожаю. Известна белорусская пословица: «Дзе крывы танок ходзiць, там жыта родзiць!» При исполнении данного хоровода пели в основном песни с припевом: «Ой лi, вой люлi!» Это связано с тем, что у Богине Лады, есть дочь Лёля, которая также способствует лучшему проявлению всего живого, рождению на свет новой Жизни. Лёля также покровительствует и Любви. Наши девчата водили «Крывы танок» под песню №5:

Ой вясна красна, што ты вынясла
Ой-ли, вой-люли, што ты вынясла
А я вынясла, карабец яец
Ой-ли, вой-люли, карабец яец
Малым дзетачкам, па яечачку
Ой-ли, вой-люли, па яечачку
Красным дзевачкам, па вяночачку
Ой-ли, вой-люли, па вяночачку
Старым бабкам, па киечачку
Ой-ли, вой-люли, па киечачку
Ой вясна красна, што ты вынясла
Ой-ли, вой-люли, што ты вынясла

Казалось бы наши девушки сделали всё необходимое, чтобы позвать Весну, но не тут то было… Ведь Зима не хочет добровольно уходить. Нам ли здесь в Сибири не знать, что, казалось бы, уже и тепло совсем наступило, но вдруг снова могут ударить морозы и даже выпасть снег.

Вот и в обряде необходимо уделить внимание Зиме и её причудам.

В нашем случаи сразу после исполнения «Крывога танка», вдруг выскакивает «Пужайла» пособник Зимы. А в его руках страшное чучело самой Зимы. Он всех пугает и говорит следующие слова:

Го-го-го, Мароз, го-го-го, Завіруха!
Выходзьце хутчэй скакаці!
Людзям не дайце Вясну загукаці!
Мароз зноў з’явіся,
Завіруха тут апыніся!

В помощь Пужайле выскакивают хлопцы, которые до этого были лишь сторонними наблюдателями Обряда. Они хватают девушек за руки, под локти и начинают их кружить. Множество кружащихся пар напоминают со стороны самую настоящую Завируху, т.е. Метель. Этот своебразный танец длиться пока звучит фонограмма весёлой музыки. (Например, трек “Розгары” группы “Палац”).

Когда же музыка заканчивается, все останавливаются. Девушки снова берут инициативу в свои руки. Они собираются в кучку и громко кричат:

Ідзі Зіма, да Кучава!
Ты нам надакучыла!
А ты, Пужайла, Зіму не заві!
Бо Вясна едзе да нас на чырвоным кані!

После этих слов девушки забирают чучело Зимы у Пужайлы и подходят к «вогнiшчу» т.е. к ритуальному костру. Зиму ставят в центр «Вогнішча». Девушки и женщины собираются возле костра и одна из девушек торжественно говорит:

Прэч ад нас Зiма!
Бо едзе Вясна на залатым канi,
На сасе седзючы,
Сыру зямлю аручы,
Правай рукой сеючы!
Вязе Вясна ясныя дзянёчкi,
Частыя дажджочкi,
Зялёныя травы,
Красныя квяточкi нам на вяночкi! 

Затем каждая участница Обряда должна сжечь какую-нибудь старую вещь (что-то из элементов одежды) в ритуальном костре. Белорусы верили, что этот магический элемент позволит им расстаться со всем недобрым и старым, что было в прошлом году. А новый земледельческий год необходимо встречать с новыми надеждами и в новых одеждах. Конечно, пожалуй, весь свой гардероб менять не следует, но какую-нибудь «обновку» прикупить или самим пошить к Весне просто необходимо. (Не то вся «магия» не состоится).

После сжигания старых вещей, девушки берут свистульки, сделанные в виде птичек и начинают «по-птичьему» свистеть. Это необходимый элемент должен окончательно убедить Ладу, что птицы уж точно прилетели, вон как заливаются…Всё основной Обряд совершён!Теперь можно переходить к играм, танцам и хороводам. А чтобы переход получился плавным, все участники действия (включая уже и парней) выстраиваются на хоровод-игру «А мы проса сеялі».

Этот хоровод очень древний и передавался из поколения в поколение на протяжении долгих столетий. В нашем Молодёжном клубе мы его очень любим. Ведь он помогает познакомиться поближе между собой девушкам и юношам и вместе потанцевать. А проводится он очень просто. Выстраиваются две шеренги: девушки напротив юношей. Все берут под локти друг друга. Получается такая плотная шеренга. Это помогает шеренге ровно идти вперёд и отступать назад. При пении первой строки хоровода шеренга идёт вперёд, слегка притопывая в такт песне, при пении второй строки шеренга отступает назад, также притопывая. Как только одна шеренга закончила пение двух первых строчек, вторая шеренга таким же способом продолжает петь второй куплет. Происходит своеобразный диалог шеренг. Первыми начинают диалог-песню парни.

Слова этого хоровода следующие: 

— А мы проса сеяли, сеяли,
Ходзиць Лада, сеяли, сеяли.

— А мы проса вытапчым, вытапчым.
Ходзиць Лада, вытапчым, вытапчым.

— А чым жа вам вытаптаць, вытаптаць?
Ходзиць Лада, вытаптаць, вытаптаць.

— А мы кони напусцим, напусцим.
Ходзиць Лада, напусцим, напусцим.

— А мы кони забяром, забяром.
Ходзиць Лада, забяром, забяром.

— А мы кони выкупим, выкупим.
Ходзиць Лада, выкупим, выкупим.

— А чым жа вам выкупиць, выкупиць?
Ходзиць Лада, выкупиць, выкупиць.

— А мы дадзим сто рублей, сто рублей.
Ходзиць Лада, сто рублей, сто рублей.

— Нам ня трэба сто рублей, сто рублей.
Ходзиць Лада, сто рублей, сто рублей.

— А мы дадзим тысячу, тысячу.
Ходзиць Лада, тысчу, тысячу.

— Нам ня трэба тысячу, тысячу.
Ходзиць Лада, тысчу, тысячу.

— А каго ж вам надаби, надаби?
Ходзиць Лада надаби, надаби.

— А нам нада Волечку, Волечку.*
Ходзиць Лада, Волечку, Волечку. 

*Имя в данном случаи поётся той девушки, которую выбрал согласно очереди парень. 

После того как парень пропел имя девушки, эта девушка должна (хочет она того или нет), обязательно перейти в шеренгу парней и встать рядом со «своим» парнем.

Песня диалог начинается заново, только теперь первыми начинают петь девушки, и соответственно одна из девушек выбирает себе парня, который переходит в шеренгу девушек. 

Примечание: Если участников хоровода много, можно, чтобы сразу два или даже три парня выбирали себе девушек и наоборот. При этом имя может и не произноситься, а просто парни после слов «А нам нада…» подходят к своим избранницам и забирают их.

После этого хоровода избранные пары танцуют ещё несколько различных танцев.

Мы в этом году будем танцевать: «Ручеёк-кадриль», «Келіх кола», “Польку Агату”, “Маразулю”, “Польку задам” и многое другое.

В этом году у нас также будут гости из Клуба Воинской реконструкции – “Иркут-Север”, которые покажут нам своё боевое искусство.

После танцев и игр необходимо исполнить ещё три основные ритуальные блоки.

Вначале необходимо исполнить обязательный момент! Гуканьня Вясны – это жарка яиц. Причём жарили яйца только на улице на ритуальном огне. Яйцо – это символ солнца. Каждый участник Обряда обязательно должен был съесть минимум одно жареное яйцо, иначе Обряд не будет завершён. Жареными яйцами угощали и всех наблюдателей за обрядом включая детей, мужчин, стариков. Причём яйца жарятся без соли (“чтобы жизнь солёной не была”). 

Кроме яиц всех угощали «галёпами», которые делались из теста в виде птичек. И опять же каждый участник должен был попробовать хотя бы одну «галёпу». Также этими мучными изделиями щедро угощали всех нищих, убогих, странников. В этом также присутствовал магический смысл: чтобы «Лада была щедрой на урожай». 

Третьим обязательным блоком является организация “гушканьня на арэлях”, т.е. все должны покачаться на качелях. Желательно, чтобы качались девушка с парнем. Когда девушка находится на пике в верху, она должна быстро и громко выкрикнуть какое-нибудь короткое пожелание. Например: “Каб камары летам не кусалі!”, “Каб жыта буйнае расло!”, “Каб замуж на лета выйсьці!” и т.п.

Ну а далее, если время позволяет и люди ещё не устали можно продолжить играть и танцевать. Последние годы мы начали практиковать и жарку шашлыков. Но этот момент к традиционному Обряду уже не относится. Хотя когда собираются на Природе, после длинной Зимы, то почему бы и нет…

Да, ещё в конце мы обязательно убираем за собой весь мусор! Бумагу мы сжигаем, а пластмассу забираем в мусорные мешки и увозим в город в мусорные баки. Ведь мы уважаем нашу Природу, и благодарны ей, поэтому оставить за собой чистоту просто необходимо.

Вот такой был сценарий в этом 2009 году нашего традиционного праздника – Гуканьня Вясны. 

Друзья! Изучайте традиции своих предков и приходите к нам. Мы рады всем! Да сустрэчы. Алег Рудакоў.

Ведущий К нам, сюда! Собирайся, народ!

Сегодня вас интересное ждет!

Игры, забавы, веселье и смех,

Праздника хватит у нас для всех.

Ведущий Приходи, честной народ

Праздновать Весны приход!

Не ради денег, не ради славы

А ради шуток и забавы!

Ведущий Подходите, торопитесь,

Наши милые друзья,

Отдыхайте, веселитесь.

Здесь скучать никак нельзя!

Всех на праздник приглашаем,

Проводы русской зимы начинаем!

Ведущий А чтобы Зима ушла, надо проводить ее как следует. Но сначала давайте Весну позовем, она поможет нам проводить Зимушку. Только звать нужно всем дружно и громко.

Весна, весна,

Весна-красна!

Приди, весна, с благостью,

С великой радостью:

С солнцем теплым,

Урожаем обильным.

Дождем поливным,

С цветами красивыми,

Появляется Весна с приветствием

Весна Здравствуйте, люди добрые!

Спасибо за веселую встречу!

Я весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

Ведущий Весна-красна, а ты принесла нам что-нибудь в подарок?

Весна Ветки деревьев – символ пробуждения природы.

Колокольчик – весеннюю грозу.

Веник – молнию.

Кнут – частый дождик.

Букет колосков – богатый урожай.

А еще хорошее настроение и крепкое здоровье. Вот сегодня на празднике вы повеселитесь, и этот заряд бодрости и веселья не покинет вас целые год, до самой нашей с вами новой встречи.

Пора начинать.

Каждое время года богато своими праздниками. Вот сегодня мы с вами будем отмечать традиционный народный праздник «Гуканье весны». Этот праздник нужно отмечать в день весеннего равноденствия – 22. Проводился этот праздник тогда, когда еще везде лежал снег, а всем так хотелось приблизить весну. Считалось, что если ее позвать, покликать, то она, услышав, скорее придет.

Ведущий Как сегодня: мы тебя позвали и ты сразу пришла.

Весна Еще этот праздник называют Сороки и считается, что в этот день прилетает сорок сороков птиц. И птицы эти несут весну на своих крыльях.

Ведущий В этот день принято было с самого раннего утра давать детям жаворонков, испеченных из теста. А ребятня с этими жаворонками выбегала на улицу, показывала их солнышку ясному и громко зазывали весну.

Вот так: Жавронки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела

Весь хлеб у нас поела.

Весна Или так: Жавронки, жавронки,

Прилетайте к нам!

Принесите нам

Весну красную,

Красное солнышко,

Теплое гнездышко.

А закончив кликать весну, начинали играть в игры разные да резвиться. Жаворонков уже все попробовали, а если нет, то поторопитесь. Так что самое время переходить к веселью.

Ведущий Любимой детской забавой было бегать по улицам и свистеть на все голоса в самодельные свистульки. Считалось, что своим свистом они призывают перелётных птиц, которые несут на своих крыльях зиму и отгоняют нечистую силу. За отсутствием свистулек мы приглашаем на сцену всех свистунов. Пусть покажут нам свое умение. Самого громкого свистуна одарим подарками ценными.

Конкурс свистунов (кто свиснет громче всех) – медаль

Весна Ой, знатно свистите. На ваш посвист молодецкий вон сколько птенчиков слетелось. Мы сейчас с ними сыграем в «птичью» игру «Воробьи и вороны»

Правила игры: игроки делятся на две команды — «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель — согреться, получить заряд бодрости.

Ведущий Воробьи и вороны это наши птички, они всегда с нами живут. А кто вспомнит, как называется птица с самым красивым хвостом?

Конечно, павлин. И я предлагаю сыграть в игру «Павлиний хвост»

Правила игры: К талии участника прикрепляется веревочка (можно прикрепить веник), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.

Весна Взрослым забава, а малышам? Ну-ка. крошки, подходите, поучаствовать хотите? Игра для самых маленьких «Подснежники».

Правила игры: Заранее заготавливают бумажные цветы,

На заснеженной полянке разбрасывают вырезанные из бумаги цветочки, это первые весенние цветы — подснежники. Выигрывает тот, кто соберет больше всего подснежников.

Ведущий Ну и какие же проводы зимы без традиционного перетягивания каната.

Мужиков, парней, ребят приглашаю на канат!

Весна А теперь поиграем в старинную игру «Прощай, валенок!»

Суть игры заключена в названии.

Мол, прощай, валенок!

Метание на дальность,

Метание на точность, близость падения второго валенка от первого.

Ведущий А теперь хочу посмотреть все ли научились за зиму метко да далеко снежки кидать.

«Попади в ведерко»

Весна И снова приглашаем самых маленьких. Только сегодня и только для вас выросло дерево сластей.

Ведущий А после забав на морозе, страсть как хочется в баньке горячей погреться. Только вы пока домой не торопитесь, но банька не помешает. Предлагаем старинную русскую забаву «Русская баня» — банным сухим веником «попарить» противника. Главная задача — как можно быстрее оббить о противника веник. Главное – не бить по лицу.

Весна Конкурс частушек

Ведущий начинаем увеселения народные

Не блатные, но хороводные!

Забавы русские, нормальные,

Игры танцевальные.

Перепляс

Весна Не пора ли, гости дорогие, прощаться с Зимой? Пусть стужа лютая дорогу солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет травушка-муравушка. Пусть вместо воя вьюги звенят капели и журчат ручьи.

Сжигание Чучела

Ведущий Ты, весна, расти, крепчай,

Да в права свои вступай!

Сценарий праздника совместно с родителями «Гукание весны (Сороки)»

Цель праздника: познакомить детей с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми; развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая де­тей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре. Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, частушек, игр; индивидуальная работа с родителями — ведущими; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков или куликов для гостей празд­ника.

Ход праздника:

Воспитатель: (На пороге входа в мини – избу.) Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принес почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок,

Весь резной и расписной,

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его, ответьте:

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети: Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

(Сундучок открывается – появляется дидактическая кукла Маша и Ваня в русских народных костюмах.)

Маша: Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики. Мы необычные куклы и умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для вас подарки – не обыкновенные, а волшебные. (Показывает фигурки жаворонков и куликов.)

Ваня: А хотите узнать, что это за фигурки и к какому празднику их пекли? (Ответы детей.) Тогда приступим к волшебству. Закройте глаза и посчитайте до десяти. (Открываются двери в избу.) Милости прошу гости дорогие! Приглашаю всех вместе с нами встретить праздник «Гукание весны (Сороки)», познакомиться с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми.

1 Ведущий (Маша): Праздник «Гукание весны (Сороки)» — это народный календарный праздник. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фи­гурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показыва­ют на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае под­резывали полосками (хвост), сверху прикрепля­ли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречиш­ные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.

2 Ведущий (Ваня): Утром «жаворонков» раздавали де­тям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригор­ки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну.

Ребенок: Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

1 Ведущий: Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворон­кам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, ве­личали, просили. Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали па­узу и переходили к новой песенке.

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Приносите нам Весну Красну, красну солнышку, теплу гнездышку!

Ребенок: Чу-виль-виль, весна пришла на колясочках. Зима ушла на саночках.

Дети: Выходите к нам, кто хочет закликать весну! (Выходят желающие и исполняют заклички.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «ВЕСНА-КРАСНА».

2 Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голо­ву «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаво­ронок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» го­лова, так чтобы и лен головастый был.

1 Ведущий: В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испе­ченных «жаворонков», шли в поле, подбрасы­вали их в воздух, ловили, приговаривая:

Ребенок: Ой, вы, жаворонки, жавороночки, летите в поле, несите здоровье, Первое — коровье, второе — овечье, третье — человечье!

2 Ведущий: В некоторых деревнях сельские ребятиш­ки выбегали рано утром босые на двор и ста­рались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок.

Давайте и мы с вами поиграем в игру «ПОПАДИ В ВЕДЕРКО».

1 Ведущий: На восходе солнца, в конце деревни собирались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных юбках, обутые в лапти. Они пели, весну закликали:

Ребенок: Весна-красна, на чем пришла? На чем пришла, пришла, приехала?

Весна: На кобыле вороной, с сохою, с бороной!

2 Ведущий: Днем парни и девушки брали по «ку­лику». Кто-нибудь из участву­ющих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:

Ребенок: Кулики, кулики куликали, весну красную закликали:

— Весна красна, на чем пришла?

Весна: На сохе, бороне, на кривой кочерге, на жердочке,

На бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном пирожку!

2 Ведущий: Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни — веснянки.

Ребенок: Приди, к нам, весна, со радостью! Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым,

С ячменем усатыим, со просом, со гречею.

Ребенок: С   калиной-малиною, с черной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой,

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Ребенок: Ой, весна моя, ты весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Ребенок: Весна красная, долгожданная! Где же ты долго так бродила?

Весна: С зимой лютою повстречалася,

Растопила ее сердце хладное, напоила землю-матушку!

1 Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вни­манием это прекрасное время года. Вы подгото­вили стихи о весне. Послушаем наших чтецов. (Дети читают стихи.)

2 Ведущий: Вечером все молодые девушки соби­рались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяж­ным «гу!» или «у-у-у-у!» Такое распевание веснянок называется весну гукати.

Дети: И мы будем весну гукать. Проводится игра «КТО ГРОМЧЕ?»

— Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

— Приди, весна, с милостью! У-у-у!

— Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!

— Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у… и т. д.

2 Ведущий: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, мо­нетка — к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!» (Маша и Ваня раздают птичек. Дети разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.)

Маша и Ваня: Дорогие гости! На этом наш праздник заканчивается. Все довольны, никого не обидели? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.) До свидания!

Используемая литература:

1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

29.06.2016

Гуканье весны. Сороки.

Ермолаева Нина Николаевна

Сценарий народного праздника для детей подготовительной к школе группы

Оценить




542

Содержимое разработки

Гуканье весны. Сороки.

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми. Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки». 

Задачи:

Образовательные:

«Познание»:

Продолжать знакомить детей с историей и традициями

русского народа посредством слайдовой презентации.

Закрепить знания детей о праздновании народного праздника «Сороки – встреча весны» с помощью викторины.

«Коммуникация»:

Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью. Закрепить умение детей читать весенние заклички.

«Художественное творчество»:

Продолжать учить детей создавать коллажи из бросового материала, закреплять способы нетрадиционного рисования цветными опилками перелётных птиц.

Развивающие:

«Художественное творчество»: Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая воспитанников в исполнение стихов, закличек.

«Коммуникация»: Активизировать и пополнять словарный запас. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

«Познание»: Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы. Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Воспитывать интерес к народной культуре.

Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций пробуждать в сердцах детей чувство любви к Отечеству.

Предварительная работа:

Беседа о приметах весны.

Чтение стихов о приходе весны.

Чтение стихов о прилете птиц.

Раскрашивание картинок-раскрасок.

Подготовка фона для коллажа «Птицы прилетели».

Беседа с детьми об истории праздника.

Лепка жаворонков из соленого теста.

Заучивание закличек.

Методическое и дидактическое обеспечение.

Испеченные из теста «Жаворонки».

Лист ватмана для изготовления коллажа «Птицы прилетели!!!»

Контуры птиц.

Цветные опилки, крупы, песок для художественного творчества.

Мультимедийное оборудование ( ноутбук, флеш – карта с презентацией «Праздник Сороки» и викториной по презентации «Знаем традиции русского народа».

Ход праздника

Вед. Подходи, народ! Становись в хоровод!
Солнышко встречать, мороз прогонять!
Входят дети цепочкой, взявшись за руки.
Хоровод « Вот уж зимушка проходит»

Деревенская изба, стол, лавка, расшитое полотенце на стене, печка. Алёнушка лепит из теста жаворонков. Иванушка играет на лавке.

Иванушка–Сестрица Аленушка! Отпусти меня погулять!

АлёнушкаНельзя, братец Иванушка. Батюшка с матушкой в город поехали, а мне строго-настрого наказывали за тобой присматривать, да жаворонков к празднику испечь.

Иванушка – А как называется праздник, сестрица?

Алёнушка – Гуканье весны, Иванушка, или «Сороки». Будем закликать весну-красну.

Иванушка – А как весну закликают, Аленушка?

Алёнушка – Возьмем жаворонков, выбежим на пригорки и звать будем:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Иванушка – А потом?

Алёнушка– А потом играть будем.

ИванушкаА есть жаворонков будем?

АлёнушкаБудем, только голову есть нельзя.

ИванушкаПочему?

АлёнушкаГолову матушке отнесём и скажем: «На, мама, тебе голову от

жаворонка: как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий

был».

Иванушка– А потом?

АлёнушкаА потом во двор пойдём, через крышу 40 щепочек перебросим, на тесёмочке 40 узелков завяжем. Прилетят из тёплых стран 40 разных птиц, и первая среди них – жаворонок.

Ну, теперь пора тесто в печь ставить.(ставит). А вот и ребята идут.

Выходят дети, в руках музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, трещётки).

1 мальчик – Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Хороводная игра «Кострома»

Дети– Кострома, Кострома!
Государыня моя, Кострома!
У Костромушки кисель с молоком,
Ещё с прибылью блины с творогом.

1реб. – Здорова, Кострома?

Девочка – Здоровенькая!

1реб. – Что ты делаешь?

Девочка – Муку сею!

Дети — Кострома…

2реб. – Здорова, Кострома?

Девочка – Здоровенькая!

2реб. – Что делаешь?

Девочка – Тесто мешу!

Дети — Кострома…

3реб. – Здорова, Кострома?

Девочка – Здоровенькая!

3реб. – Что делаешь?

Девочка — Жаворонков пеку!

Дети – Кострома…

4реб. – Здорова, Кострома?

Девочка – Здоровенькая!

4реб. – Что делаешь?

Девочка – Плачу, пальчики обожгла!

Дети– Кострома…

5реб. – Здорова, Кострома?

Девочка – Здоровенькая!

5реб. – Что делаешь?

Девочка – Вас ловлю!

(догоняет детей, те убегают на стулья)

Вед.В давние времена, когда звали, да ждали весну, украшали деревья «веснянками»- красивыми ленточками, бантиками. Давайте и мы сегодня нарядим дерево, повязывая ленточку, надо загадать самое заветное желание. И оно обязательно сбудется.

( вносит дерево, дети украшают его.)

Вед. Пора нам поиграть – зиму провожать, весну закликать!

Дети стоят в кругу, держась за руки, читают заклички.

1.Весна, весна красная! Приди весна с радостью,

С доброй радостью, с великой милостью:

Со льном высоким, с корнем глубоким, С дождями сильными, с хлебами обильными.

2.Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Все: Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.

Входит Весна.

ВЕСНА: Я – Весна — красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу

А что вы обо мне знаете?

Дети:

-Идет матушка весна-

        Отворяйте ворота!

-Первым март пришел-

        Белый снег сошел!

-Вот за ним идет апрель-

      Отворяй окно и дверь!

-А когда наступит май-

      Солнце в дом ты приглашай!

Весна: Молодцы! Много о весне знаете, стало быть, ждете!

Ребёнок: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Солнце разгорается,

Игры начинаются!

Игра «Гори ясно»

Ребёнок:Весна — красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: —  Коромысло  не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Ребёнок

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец)

Птицы вестники пробуждения природы, каждый год, пролетая через высокие горы, моря и океаны, они приносят на своих крыльях весну.
(обращает внимание на коллаж, приготовленный детьми с изображением птиц)

Я вижу, и вы птиц весенних прославляете – создали такую неповторимую картину!

 Вед.Веселятся  ребятки, улыбаются,

  Сорок птах небесных

  Из далей возвращаются!

Аленушка: Попало тесто

В горячее место,

Попало — не пропало!

Жаворонками стало!

(раздаёт детям),

Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать!

Дети по очереди поднимают жаворонков вверх и говорят заклички:

1. Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

2. Жаворонки, прилетите,

Ключи с замками принесите,

Закройте зиму холодную,

3. Ой, вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье!

Вед. А теперь давайте петь, плясать и веселится!

Игра «40 щепочек»
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек». Их нужно забросить в корзину .

Вед: Давайте золотые ворота для Весны — красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. Предлагаю вам сыграть в  игру  «Золотые ворота».

— Возьмите друг друга за руки и встаньте в круг.  

Игра «Золотые ворота»

(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас.

Весна: Озорные ребятушки
                  Сочинили вдруг частушки,
                  Не пройти мне было мимо,
                  Хлопать вам —  необходимо!

(Все участники под музыку перестраиваются в полукруг. Исполняют частушки, подыгрывая себе на инструментах .Солистов вызывает Весна, передавая им свой платочек.)

1-я пара девочек:

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху,

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху!

Все участники:

Развесёлый хоровод у Ивановых ворот,

А у наших у ворот всё идёт наоборот!

Мальчики:

На заборе чепуха

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье!

Все участники:

Развесёлый хоровод у Ивановых ворот,

А у наших у ворот все идет наоборот!

Девочка:

По деревне я шла
И Серёжку видела-
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Все участники:

Развесёлый хоровод у Ивановых ворот,

А у наших у ворот все идет наоборот!

2-я пара девочек:

 Ой  вы, ласточки, скворцы,                                      
  Жаворонки, гуси,                                                        
  Прилетайте поскорей,                                              

—  Жду я — не дождуся!                                                    

Все участники:

Развесёлый хоровод у Ивановых ворот,

А у наших у ворот все идет наоборот!

Все участники:Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето,

Уезжаем восвояси

За частушками еще!

Все участники:

Развесёлый хоровод у Ивановых ворот,

А у наших у ворот все идет наоборот!

ВОТ!

Вед. Пока вы тут пели да плясали, самовар вскипел.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуга исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые даёт и друзей за стол зовёт!

Мы желаем вам весенних улыбок, крепкого здоровья, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, которая будет держать Вас в весеннем настроении весь год!

Всех приглашают на чаепитие..

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210358-gukane-vesny-soroki

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий гто среди семейных команд
  • Сценарий гравити фолз текст
  • Сценарий готовки нескольких блюд одновременно
  • Сценарий государственная символика россии
  • Сценарий гостиная деда мороза