Сценарий гусарской баллады кто написал

Сценарий фильма был написан по пьесе Александра Гладкова Давным-давно, которая с успехом шла в Театре Советской Армии. Для того, чтобы адаптировать пьесу к экранизации, Эльдару Рязанову предстояло сократить одни эпизоды и дописать другие, причем, дописать в стихотворной форме. Это…

Сценарий фильма был написан по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», которая с успехом шла в Театре Советской Армии. Для того, чтобы адаптировать пьесу к экранизации, Эльдару Рязанову предстояло сократить одни эпизоды и дописать другие, причем, дописать в стихотворной форме.

Это было первым поэтическим опытом режиссёра, который сам взялся за сценарий фильма. Кстати, существует версия, что Александр Гладков не был автором пьесы. Его биография вообще была полна домыслов и невыясненных обстоятельств, но то, что он всячески уклонялся от работы над пьесой, вплоть до того, что исчезал без предупреждения лишь бы не переписывать текст убедило кинематографические круги, что материал создал кто-то другой.

Он родился в семье сына муромского купца, который выбрал профессию инженера. После революции меньшевик Гладков-старший даже недолго побыл городским головой Мурома, издавал местную газету.

— Я пошел знакомиться с Гладковым, — вспоминал Эльдар Александрович. — Очаровательный человек, заядлый книжник, бедно живущий, на коленях брюк — пузыри. Он идею одобрил, обещал через полмесяца принести сценарий. И… исчез!

Режиссер позже писал, что вроде бы один из директоров «Мосфильма», знавший Гладкова давно, сразу сказал, что тот стихов писать не умеет, а пьесу, судя по всему, вынес из тюрьмы после первого срока.

Дело в том, что весной 1940 года в Ленинской библиотеке заметили, что исчезают книги. Стали следить и увидели, как сумасшедший книгоман Гладков запихивал за ремень брюк редкий том. Гладков отсидел год в тюрьме… А в 1948 году, уже Сталинский лауреат по литературе Гладков был арестован по обвинению в хранении антисоветской литературы. Говорили, что он не просто держал у себя гитлеровскую «Майн Кампф», но и давал ее почитать любопытным.

Пьеса «Питомцы славы или Давным-давно» действительно написана фанатичным книголюбом. Поручик Ржевский – это во многом реальный лихой гусар, поэт и основатель партизанского движения Денис Давыдов, которого Толстой в «Войне и мире» вывел под именем Денисова. Переодевшаяся корнетом Шурочка Азарова — легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова, воевавшая с французами в 1812 году и написавшая собственные мемуары.

— Когда мы с братом были маленькими, мама в Муроме прочитала нам за две зимы вслух «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир», — вспоминал Александр Гладков. — Мне потом часто казалось, что я помню не книгу, а именно 1812 год — с людьми, красками, звуками, — как нечто реально бывшее в моей жизни. Поэтому когда я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире» и я понял, что хочу написать очень веселую пьесу.

В итоге, уже в Москве Гладков «увольняется отовсюду, продает три чемодана книг» и берется за перо. Премьера «Питомцев славы» состоялась прямо в годовщину революции 7 ноября 1941 — в осажденном Ленинграде. А в самый первый раз отрывок из пьесы был сыгран актерами в прямом эфире по радио, в перерыве между сводками Совинформбюро. Ее повсеместно ставили фронтовые бригады на передовой и театры в тылу, а 9 мая 1945 года спектакль шел в БДТ им. Горького.

«БАЛЛАДУ» НАПИСАЛ ТОЧНО НЕ Я…»

Пьеса для театра – это далеко не киносценарий, в кино нужны сцены на натуре, их надо дописывать, и – подгонять соседние куски текста. Но когда Рязанов попросил автора переделать текст, залатав швы «рукой мастера», Гладков словно растворился, сказав, что «творчество – процесс интимный».

— Я сам управился за неделю! – рассказывал Рязанов. — Работа оказалась несложной, ведь надо было сочинить только заплаты, чтобы имитация не бросалась в глаза. Я понял, что настоящему автору пьесы на это хватило бы трех дней.

Гладков без проблем согласился с рязяновскими переделками, поделился с Рязановым гонораром за сценарий и даже мужественно боролся с худсоветом за кандидатуру комика Игоря Ильинского на героическую роль Кутузова.

Рязанову стало стыдно, но он так и не отступил от своей «приключенческой» версии, что за решеткой — среди малограмотных зеков – Гладков чудом нашел неизвестный талант, да и обокрал его.

— Не знаю, надо ли вообще рассказывать все это? – не раз спрашивал сам себя режиссер. — Я ни на что не претендую. Знаю только, что пьесу «Давным-давно» написал не я.

по источнику: https://www.perm.kp.ru/daily/26328.3/3208579/

Все знают великолепный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где в главных ролях сыграли Юрий Яковлев, Лариса Голубкина и Игорь Ильинский в роли фельдмаршала Кутузова. Многие знают и то, что фильм был снят по пьесе «Давным-давно» драматурга и сценариста Александра Константиновича Гладкова. Но мало кто знает, что многие, в том числе и сам Эльдар Рязанов, всерьез сомневались в авторстве А.К. Гладкова.

Героическая комедия в стихах «Давным-давно» была написана в 1940 году. На следующий год безвестный драматург из Мурома Александр Гладков предложил ее театрам. Как раз началась Великая Отечественная война, и пьеса про Отечественную войну 1812 года пришлась кстати. Уже 8 августа 1941 года ее прочитали по радио. Написанный живым, стихотворным языком веселый водевиль с переодеваниями, неожиданно соединенный с военно-героической темой, очень понравился слушателям. Три месяца спустя состоялась театральная премьера в осаждённом Ленинграде, приурочив спектакль к годовщине Октябрьской револю­ции, «Давным-давно» поставил Театр комедии. Правда, тогда на афишах значилось другое назва­ние – «Питомцы славы». По просьбе режиссёра Н.П. Акимова автор предложил иное заглавие – стихотворение Дениса Давыдова. На протя­жении всей войны спектакль с успехом шёл на многих площадках, а 9 мая 1945 года, в День Победы, в пережившем блокаду Ленинграде его триумфально показал Большой драматический театр.

17-летний Эльдар Рязанов впервые увидел пьесу в Театре Красной Армии. Нравилась она ему и через двадцать лет. Идея экранизировать комедию пришла ему в голову в 1961 году, после того как цензура запретила фильм «Человек из ниоткуда». Рязанову требовалось реабилитироваться. А здесь как раз на носу маячил 150-летний юбилей Отечественной войны и Бородинского сражения. Высокое начальство непременно должно было одобрить фильм, приуроченный к годовщине. Так и случилось.


Эльдар Рязанов 60-е годы

Но дальше пошли непонятки. Чтобы написать сценарий, надо было найти Гладкова, подписать с ним договор и прочие документы, а затем переделать пьесу под киносценарий. Рязанов нашел драматурга и всё подписал. Гладкову дали три месяца на работу, но он абсолютно ничего не сделал. Не написал ни единой стихотворной и вообще строчки. Мало того, создавалось впечатление, что драматург скрывался от киношников. Не отвечал по телефону, а затем вообще куда-то укатил, не оставив никаких контактов.

Рязанов был в трансе, время поджимало, а от автора он не получил ни одной строчки! Один из старых актеров по фамилии Юрий Шевкуненко поведал, что в театрально-артистических кругах сложилось устойчивое мнение, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков. Кто угодно другой, но не он!


Александр Гладков

Это убеждение появилось еще с первых постановок пьесы. Шевкуненко говорил: «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков… Когда надо было переделать что-то в тексте или написать несколько новых строк, он не мог… Скрывался куда-то… Обрати внимание – ни до этой пьесы, ни после неё он не написал ни одного стихотво­рения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде ничего не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», – перво­классный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить».

Рязанов в процессе работы пришел к тому же мнению. Ему пришлось дописывать стихи самому. Может быть, и к лучше. Это стал первый поэтический опыт Рязанова, и мир получил не только великого режиссера, но и талантливого поэта. Достаточно вспомнить его стихи к фильму «Ирония судьбы».

Но Гладкова Рязанов не считал автором пьесы, что потом и озвучил в своей книге «Любовь – весенняя страна».

Всё дело в том, что Александр Гладков в начале 1940 года сидел в тюрьме. Когда вышел из нее, то, по его словам и мемуарам, загорелся написать пьесу в стихах. Что и сделал буквально за несколько месяцев. Но многие считают, что он ничего не писал, а получил эту пьесу от одного из своих погибающих товарищей по камере. Либо сами бумаги, а, скорее всего, информацию о месте, где они были спрятаны. Некоторые в своих предположениях идут дальше – считают, что Гладков украл пьесу. Глядя на фото драматурга, на его добрые глаза, трудно увидеть в нем вора. Но факт остается фактом – сел-то он в тюрьму именно за воровство. Правда, не банальное. Страстный библиофил и книголюб Александр Гладков был пойман при попытке украсть редкую и ценную книгу из Ленинской библиотеке. Вполне возможно, что в голодный год он не смог украсть бы и краюху хлеба, но книгу или стихи похитить бы смог. А возможно, что с согласия осужденного обреченного на смерть поэта он опубликовал его стихи под своим именем. Иначе советская цензура их бы не пропустила бы стихи «врага народа».

В 1948 году Гладков снова был арестован. Причем опять по «книжной теме». У него в личной библиотеке нашли то ли книгу Гитлера «Майн кампф», то ли зарубежные издания русских писателей-эмигрантов. Скорее всего, и то, и другое. Библиофилам в те годы подобная «находка» грозило тюремной отсидкой.

За свою жизнь Александр Гладков создал десяток пьес и сценариев, но все они написаны прозой, и ни одно произведение даже близко не стоит по уровню с «его» первой пьесой «Давным-давно». Стихи он писал. Но в стол, не решался их публиковать. Там даже есть его оценка собственному творчеству:

Бeды, ошибки, улыбки, грехи…
Счёт их довольно точен.
Это не более, чем стихи,
Но и не менее, впрочем

Под старость он стал эгоцентричен, и так тяжелый характер стал невыносимым, он чурался людей, часто прятался. Может, в глубине души стыдился грехов молодости. Того, что выдал чужое произведение за свое и тем самым спас его для миллионов людей. До сих пор нас покоряет Шурочка Азарова, фельдмаршала Кутузова мы непременно ассоциируем с Игорем Ильинским, а поручик Ржевский стал героем народного фривольного фольклора. И по-прежнему автором стихов считается Александр Константинович Гладков. Написал ли он пьесу, или это был другой человек, погибший в застенках НКВД, мы уже никогда не узнаем.

Пройдут года, но вот из стари,
Минувших лет, минувших лет мелькнет одно,
Как наши деды воевали —
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.


Так кто же автор «Гусарской баллады»? Александр Гладков или ….

См.также:

Как создавался фильм «Гусарская баллада»

Почему Юрий Яковлев считал, что родился не свою эпоху

15 лучших фильмов Эльдара Рязанова

Первые роли в кино: 50 актрис СССР

Эльдар Рязанов

Сценарий фильма был написан по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», которая с успехом шла в Театре Советской Армии. Для того, чтобы адаптировать пьесу к экранизации, Эльдару Рязанову предстояло сократить одни эпизоды и дописать другие, причем, дописать в стихотворной форме. Это было первым поэтическим опытом режиссёра, который сам взялся за сценарий фильма. Кстати, существует версия, что Александр Гладков не был автором пьесы. Его биография вообще была полна домыслов и невыясненных обстоятельств, но то, что он всячески уклонялся от работы над пьесой, вплоть до того, что исчезал без предупреждения лишь бы не переписывать текст убедило кинематографические круги, что материал создал кто-то другой.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Идея фильма был одобрена чиновниками от кино, так как это было как раз накануне 150-летия Бородинской битвы. Но жанр вызвал активное сопротивление — выпускать к серьезному юбилею легкомысленную музыкальную комедию в Госкино не хотели. Эльдару Рязанову пришлось изрядно постараться, чтобы доказать, что фильм не очерняет и не обесценивает событие, а романтизирует и подчеркивает героизм гусар. Вторая волна протестов, уже со стороны руководства «Мосфильма», возникла, когда на роль Кутузова была предложена кандидатура Игоря Ильинского: комик не может играть великого полководца! Рязанову удалось убедить руководителя студии, что в комедии Кутузова играть должен только комик, но когда режиссёр приехал к Игорю Ильинскому — тот наотрез отказался от эпизодической роли. Пришлось Эльдару Рязанову снова уговаривать и убеждать…

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

На главную роль Шурочки Азаровой режиссёр планировал взять Алису Фрейндлих, она несколько раз приезжала на пробы в Москву, и никто уже не сомневался, что роль будет её. Однако в последний момент на Шурочку была утверждена никому не известная второкурсница ГИТИСа Лариса Голубкина, для которой это стало первым появлением на экране. Перед Алисой Фрейндлих режиссёр извинился: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!». До Фрейндлих на роль Шурочки пробовались Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Татьяна Никулина и даже Светлана Немоляева.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

В пьесе нет явных указаний на этот факт, но все говорит о том, что прототипом Шурочки Азаровой стала первая русская женщина-гусар, офицер Русской Императорской армии и участница Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Она убежала из дома и, переодевшись в мужской костюм, уехала вслед за казачьим полком в качестве денщика. Позже попросилась на службу в уланский полк под видом молодого человека Александра.

www.wikipedia.org

Нелегко было найти старую скромную усадьбу — небольшие поместья были уже уничтожены, а солидные и отреставрированные не подходили по сюжету. В результате была найдена красивая липовая роща с остатками «дворянского гнезда» — дома уже не существовало, были только полуразвалившая церковь и заросший пруд. Художники фильма взяли на себя большой труд, но пообещали сделать усадьбу. Церковь перестроили, пруд очистили, установили скульптуры, посадили цветы и получилось изящное поместье майора Азарова.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Второй проблемой стал снег. К съемкам приступили в марте, и сначала все шло хорошо, а к середине съемок снег начал стремительно таять. Сначала снимали в тени, где он таял медленнее, потом стали снимать в глубине леса, потом снег начали подвозить на машинах… Эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимали уже в конце апреля, когда снег было уже и подвозить неоткуда. Тогда двор засыпали опилками, перемешанными с мелом и нафталином, а крышу покрасили в белый цвет. От такой «зимы» у некоторых актёров началась аллергия.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

Когда готовый материал показали руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву, то он пришел в ужас от вида партизан: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» — возмущался Пырьев. Дело в том, что актеры на свежем воздухе прекрасно питались, отсыпались и весело гуляли после съемок, так что выглядели очень довольными жизнью. Среди «партизан» был актёр Юрий Белов, который научился спать в седле в ожидании начала съемок. Этому приему он научил и остальных актёров, а сам развлекался тем, что ослаблял подпругу лошадей спящих товарищей и при малейшем движении лошади они падали вместе с седлом. В отместку коллеги однажды выстрелили ему в комнату из газового пистолета, и Белову пришлось выпрыгивать из окна в нижнем белье.

«Гусарская баллада», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Э. Рязанов

ТЕСТ: Продолжи фразу из фильма «Гусарская баллада»!

30 марта исполняется 110 лет со дня ргладков в молостиождения писателя, драматурга, уроженца г. Мурома Александра Константиновича Гладкова.

Александр Гладков родился в Муроме 17 (30) марта 1912 года, в семье потомственных интеллигентов.

Его отец, инженер по образованию, в годы Первой мировой войны служил офицером русской армии, а в послевоенные годы избирался городским главой Мурома. После Октябрьской революции он добровольно отказался от должности и позднее стал издавать газету «Муромский край».

Мать ‒ Татьяна Александровна Доброхотова, была выпускницей Александровского института благородных девиц. Любила русскую и зарубежную классику, обожала театр и прививала эту любовь детям.

В 1925 году семья переехала из Мурома в Москву, где Александр Гладков окончил 9-ю советскую трудовую школу Хамовнического района и стал работать театральным журналистом.

С 1929 года он начал публиковаться: в газетах «Кино», «Рабочий и искусство», «Комсомольская правда», «Рабочая Москва»; в журналах «Новый зритель», «Советский театр». В это время он сдружился с А. Арбузовым, В. Плучеком, И. Штоком, Д. Тункелем и другими впоследствии широко известными драматургами, режиссёрами и актерами.

В 1934 ‒1937 годах Александр Гладков стал работать в Театре имени Всеволода Мейерхольда.

Давным-давно ГладковаПервая пьеса Гладкова ‒ героическая комедия в стихах «Давным-давно» (1-е название ‒ «Питомцы славы») была написана в 1940 году.

Её премьера состоялась 7 ноября 1941 года в осаждённом Ленинграде. В основу произведения легли эпизоды из биографии Надежды Дуровой ‒ героини Отечественной войны 1812. Пьесу ставили многие фронтовые бригады и театры в тылу.

Её постановка в 1943 году в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией.

В День Победы, 9 мая 1945 года, спектакль шёл в Большом драматическом театре. Пьеса переведена на многие языки, послужила основой для популярной музыкальной комедии «Голубой гусар» (композитор Н. Рахманов). Режиссёром Эльдаром Рязановым в 1962 году по ней был снят фильм «Гусарская баллада».Александр Гладков среди актеров

Патриотическая тема борьбы с неприятелем, но уже на материале Великой Отечественной войны, была продолжена в драме «Бессмертный» (1941, в соавторстве с А. Арбузовым), драматических этюдах «Неизвестный матрос», «Нахал», «Новейший метод» (1942).

Поставленная в 1945 году его пьеса «Новогодняя ночь» («Жестокий романс») была осуждена постановлением ЦК ВКП(б) и названа официальной критикой «слабой и безыдейной», уводящей в мир «фальшивых переживаний».

В 1948 году Гладков написал пьесу «До новых встреч», постановка которой осуществилась лишь в 1955 году, поскольку в конце 1948 года «за хранение антисоветской литературы» А. К. Гладков был арестован и отправлен в Каргопольлаг. Там писатель продолжил свое творчество, но уже в лагерном театре.

Вышел Александр Константинович на свободу в 1954 году. Известно, что от него требовали «отречения» от Мейерхольда, чьим добровольным биографом он был, но Гладков остался верен человеку, которого называл своим учителем. Не отказался А. Гладков и от арестованного в 1937 году брата ‒ посылал письма и деньги, помогал его семье.

В 1959 году был Александр Гладков был восстановлен в Союзе писателей СССР.

Виктор КинА. К. Гладков оставил ряд мемуарно-биографических произведений о В. Мейерхольде, Пастернак и другиео Б. Пастернаке, об О. Мандельштаме, В. Кине, А. Д. Попове, Ю. К. Олеше, актрисе А. Г. Коонен, К. Паустовском, И. Эренбурге и др., а также стихи.

Александр Гладков ‒ автор уникального по объему, плотности, охвату событий и продолжительности дневника, который он вел в течение почти полувека: с 1928 года (когда ему еще только 16 лет) и до смерти, в 1976-м.

Стихи, как признавался А.К. Гладков в своих дневниках, писал всю жизнь, но относился к своему стихотворному творчеству спокойно. В августе 1972 года он подарил давней приятельнице и ценительнице его творчества «сброшюрованную машинопись», в которой были напечатаны сто стихотворений под общим заголовком «Северная тетрадь». Часть из этих стихотворений была посмертно опубликована.

Сам Александр Константинович Гладков свои стихи оценил так:

Беды, ошибки, улыбки, грехи…
Счет их довольно точен,
Это не более чем стихи,
Но и не менее, впрочем.

Дом семьи Гладковых в Муроме

Дом семьи Гладковых в Муроме

По сценариям А.К. Гладкова были сняты фильмы «Гусарская баллада» (1962), «Возвращённая музыка» (1964), «Зелёная карета» (1967), «Невероятный Иегудиил Хламида» (1969).

Скончался Александр Гладков в Москве в 1976 году, похоронен на Донском кладбище.

В 1992 году в Муроме на доме, в котором родился и вырос писатель, была установлена мемориальная доска.

Книжно-иллюстративная выставка проходит с 30 марта по 17 апреля 2022 года

в отделе краеведческой библиографии на 3 этаже библиотеки

Автор:

30 августа 2019 11:58

Все знают великолепный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где в главных ролях сыграли Юрий Яковлев, Лариса Голубкина и Игорь Ильинский в роли фельдмаршала Кутузова.

Тайна «Гусарской Баллады»

Многие знают и то, что фильм был снят по пьесе «Давным-давно» драматурга и сценариста Александра Константиновича Гладкова. Но мало кто знает, что многие, в том числе и сам Эльдар Рязанов, всерьез сомневались в авторстве А.К. Гладкова.

Тайна «Гусарской Баллады»

Героическая комедия в стихах «Давным-давно» была написана в 1940 году. На следующий год безвестный драматург из Мурома Александр Гладков предложил ее театрам. Как раз началась Великая Отечественная война, и пьеса про Отечественную войну 1812 года пришлась кстати.
Уже 8 августа 1941 года ее прочитали по радио. Написанный живым, стихотворным языком веселый водевиль с переодеваниями, неожиданно соединенный с военно-героической темой, очень понравился слушателям.

Тайна «Гусарской Баллады»

Три месяца спустя состоялась театральная премьера в осаждённом Ленинграде, приурочив спектакль к годовщине Октябрьской революции, «Давным-давно» поставил Театр комедии. Правда, тогда на афишах значилось другое название – «Питомцы славы».
По просьбе режиссёра Н.П. Акимова автор предложил иное заглавие – стихотворение Дениса Давыдова. На протяжении всей войны спектакль с успехом шёл на многих площадках, а 9 мая 1945 года, в День Победы, в пережившем блокаду Ленинграде его триумфально показал Большой драматический театр.

Тайна «Гусарской Баллады»

Источник:

17-летний Эльдар Рязанов впервые увидел пьесу в Театре Красной Армии. Нравилась она ему и через двадцать лет. Идея экранизировать комедию пришла ему в голову в 1961 году, после того как цензура запретила фильм «Человек из ниоткуда».
Рязанову требовалось реабилитироваться. А здесь как раз на носу маячил 150-летний юбилей Отечественной войны и Бородинского сражения. Высокое начальство непременно должно было одобрить фильм, приуроченный к годовщине. Так и случилось.

Тайна «Гусарской Баллады»

Источник:

Но дальше пошли непонятки. Чтобы написать сценарий, надо было найти Гладкова, подписать с ним договор и прочие документы, а затем переделать пьесу под киносценарий. Рязанов нашел драматурга и всё подписал. Гладкову дали три месяца на работу, но он абсолютно ничего не сделал. Не написал ни единой стихотворной и вообще строчки. Мало того, создавалось впечатление, что драматург скрывался от киношников. Не отвечал по телефону, а затем вообще куда-то укатил, не оставив никаких контактов.

Рязанов был в трансе, время поджимало, а от автора он не получил ни одной строчки! Один из старых актеров по фамилии Юрий Шевкуненко поведал, что в театрально-артистических кругах сложилось устойчивое мнение, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков. Кто угодно другой, но не он!

Тайна «Гусарской Баллады»

Источник:

Это убеждение появилось еще с первых постановок пьесы. Шевкуненко говорил: «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков… Когда надо было переделать что-то в тексте или написать несколько новых строк, он не мог… Скрывался куда-то… Обрати внимание – ни до этой пьесы, ни после неё он не написал ни одного стихотворения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде ничего не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», – первоклассный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить».

Рязанов в процессе работы пришел к тому же мнению. Ему пришлось дописывать стихи самому. Может быть, и к лучше. Это стал первый поэтический опыт Рязанова, и мир получил не только великого режиссера, но и талантливого поэта. Достаточно вспомнить его стихи к фильму «Ирония судьбы».

Но Гладкова Рязанов не считал автором пьесы, что потом и озвучил в своей книге «Любовь – весенняя страна».

Всё дело в том, что Александр Гладков в начале 1940 года сидел в тюрьме. Когда вышел из нее, то, по его словам и мемуарам, загорелся написать пьесу в стихах. Что и сделал буквально за несколько месяцев. Но многие считают, что он ничего не писал, а получил эту пьесу от одного из своих погибающих товарищей по камере. Либо сами бумаги, а, скорее всего, информацию о месте, где они были спрятаны. Некоторые в своих предположениях идут дальше – считают, что Гладков украл пьесу. Глядя на фото драматурга, на его добрые глаза, трудно увидеть в нем вора. Но факт остается фактом – сел-то он в тюрьму именно за воровство. Правда, не банальное. Страстный библиофил и книголюб Александр Гладков был пойман при попытке украсть редкую и ценную книгу из Ленинской библиотеке. Вполне возможно, что в голодный год он не смог украсть бы и краюху хлеба, но книгу или стихи похитить бы смог. А возможно, что с согласия осужденного обреченного на смерть поэта он опубликовал его стихи под своим именем. Иначе советская цензура их бы не пропустила бы стихи «врага народа».

В 1948 году Гладков снова был арестован. Причем опять по «книжной теме». У него в личной библиотеке нашли то ли книгу Гитлера «Майн кампф», то ли зарубежные издания русских писателей-эмигрантов. Скорее всего, и то, и другое. Библиофилам в те годы подобная «находка» грозило тюремной отсидкой.

За свою жизнь Александр Гладков создал десяток пьес и сценариев, но все они написаны прозой, и ни одно произведение даже близко не стоит по уровню с «его» первой пьесой «Давным-давно». Стихи он писал. Но в стол, не решался их публиковать. Там даже есть его оценка собственному творчеству:

Бeды, ошибки, улыбки, грехи…
Счёт их довольно точен.
Это не более, чем стихи,
Но и не менее, впрочем

Под старость он стал эгоцентричен, и так тяжелый характер стал невыносимым, он чурался людей, часто прятался. Может, в глубине души стыдился грехов молодости. Того, что выдал чужое произведение за свое и тем самым спас его для миллионов людей. До сих пор нас покоряет Шурочка Азарова, фельдмаршала Кутузова мы непременно ассоциируем с Игорем Ильинским, а поручик Ржевский стал героем народного фривольного фольклора. И по-прежнему автором стихов считается Александр Константинович Гладков. Написал ли он пьесу, или это был другой человек, погибший в застенках НКВД, мы уже никогда не узнаем.

Пройдут года, но вот из стари,
Минувших лет, минувших лет мелькнет одно,
Как наши деды воевали —
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий гражданского форума
  • Сценарий гусарская вечеринка
  • Сценарий гражданского судопроизводства
  • Сценарий гуляй люди веселей самовару юбилей
  • Сценарий гражданский процесс суд