Бэрдьигэстээх алын сүһүөх оскуолатыгар «Оонньуу түһүлгэтэ» саха оонньууларын хоһо арыллыытын сценарийа
«Оонньуу түһүлгэтэ» хос үөрүүлээх арыллыытын церемонията.
Эҕэрдэлэр
Хабылык, хаамыска күрэҕэ/ «Табыгыр» улуустааҕы спортивнай түмсүү салайааччыта Павлова Е.П. хабылык оонньуу быраабылатын билиһиннэриитэ.
«Оонньуу түһүлгэтэ» хос үөрүүлээх арыллыытын церемонията.
Алгысчыт: Ксенофонтова Т.П.
арыылаах алаадьы, бырпах.
Лентаны быһыы
— Үтүө күнүнэн, күндү оҕолор, төрөппүттэр, учууталлар, бука бары ыалдьыттар! Бүгүн биһиги оскуолабытыгар үөрүүлээх кун үүннэ. Иккис кылаас учууталларын методическай холбоһугун көҕүлээһинэн , былааннааһынынан, онорууларынан, кинилэр үөрэтэр оҕолорун тороппүттэрин көмөлөрүнэн бу маннык сахалыы тыыннаах оонньуу хоһо арылынна.
Былыр, билиҥҥи курдук , телевизор, компьютер, интернет, сотовай сибээс суох эрдэҕинэ, оҕолор төрөппүттэрэ дьиэни-уоту, сүөһүнү-аһы көрөллөрө-харайаллара, араас үлэнэн түбүгүрэллэрэ. Оҕолору сааратар, оҕолорунан дьарыктанар бириэмэлэрэ, кыахтара тиийбэт этэ. Дьэ, ол иһин соготох оҕо, эбэтэр оҕолор түмсэ түстэллэр эрэ, үөрэн-көтөн кыһынын сахалыы остуол оонньууларын, сайынын сүүрүүлээх-көтүүлээх оонньуулары оонньууллара. Ол оонньуурдарын – хабылыгы, хаамысканы, тыксааны, тырыыҥканы, мас ынаҕы, сыакайы оҕолор бэйэлэрэ оҥостоллоро. Олору олус таптаан, харыстаан тутталлара. Өбүгэлэрбит оонньообут оонньууларын сөргүтэр, оонньуу, оонньуур көмөтүнэн кинилэр олорбут олохторун-дьаһахтарын билсэргэ бу хоспут көмөлөһүө. Оонньууларга улгумнук кыттар, оҕолору кытта бииргэ сылдьар, оонньуур оҕо киһиэхэ үтүө сыһыаннаах, аламаҕай майгылаах-суобастаах киһи киһитэ буола улаатар.
Сахалыы остуол оонньуулара оҕо толкуйун эрэ буолбакка, кини тарбаҕа, сиһэ, сымсатык туттара-хаптара сайдарыгар улахан оруоллаахтар. Маны таһынан, бу көрүҥнэргэ оҕону ситимин быспакка дьарыктаатахха, дьарык ис хоһоонун байытан истэххэ, оҕо оонньуу нөҥүө төрүт культураны интэриэһиргиэ, бэйэтин омук быһыытынан киэн тутта үөрэниэ дии саныыбыт.
Улууспутугар Духуобунас сылыгар бу хоспут аһыллыбыта бастакы хардыы быһыытынан буолар. Сахалыы тыын, өй-санаа, бэйэ-бэйэҕэ сыһыан өссө тупсарыгар көмөлөһүө диэн эрэнэбит.
Учууталлар, ыалдьыттар эҕэрдэлэрэ.
Хабылык, хаамыска күрэҕэ.
1-4 кылаастартан хас биирдии кылаастан 2 төрөппүт, 2 оҕо кыттар. Түмүгэ хамаанданан уонна биирдиилээн тахсар.
Судейскай коллегия: оскуола физруктара, 2-с кылаас МО чилиэннэрэ.
Түмүгү таһаарыы, наҕараадалааһын.
.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/234829-scenarij-habylyk
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амгинская средняя общеобразовательная школа№2 им.В. В. Расторгуева»
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждено |
Протокол заседания МО ГЦ №__ от «__» _________ 2018 г. Руководитель МО _____________(Бочкарева И.В.) |
Зам. директора по УР _______________ (Кузьмин В.М.) «__»_____________2018 г. |
Директор МБОУ АСОШ№2 №__ от «__»__________2018 г. ________________ (Артемьев И.А.) |
Рабочая программа
«Хабылык-хаамыска»
Учитель английского языка:
Чирикова Алена Кузьминична
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра — ведущий вид деятельности, в которой подросток учится, развивается, растет. Якутские национальные настольные игры хабылык и хаамыска развивают мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения на различных соревнованиях.
Сегодня национальные настольные игры хабылык и хаамыска получили большую популярность. В 1992 году была создана Федерация национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете физической культуры и спорта, и они получили статус вида спорта. Данный вид спорта включен в перечень «Игр Манчаары», которые проводятся каждые 4 года в Республике Саха (Якутия).
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
- Приобретение знаний об якутских национальных настольных играх, о традициях, истории и культуре якутского народа;
- Обучение правилам якутских национальных настольных игр хабылык, хаамыска;
- Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта и гигиены.
Развивающие:
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Гармоническое развитие функциональных систем организма ребенка, повышение жизненного тонуса;
- Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
- Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- Привить учащимся интерес и любовь к родной истории, культуре;
- Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа знакомит учащихся с якутскими национальными настольными играми хабылык, хаамыска, в которых отражаются национальный аспект. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.
Содержание программы предполагает двухразовые занятия в неделю по 45 минут каждое, всего 60 занятий в год.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий. Светлый просторный кабинет, столы и игровые принадлежности хабылык и хаамыска.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определенным признакам:
— по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт якутского народа, вечная борьба добра против зла);
— по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
— по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
— по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты)
Содержание программы
- Якутские национальные настольные игры
- Якутская национальная настольная игра ХАБЫЛЫК
- Якутская национальная настольная игра ХААМЫСКА
- Соревнования различного уровня: школьная, наслежная, улусная, региональная, республиканская.
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения дети
должны иметь представление:
— об историческом наследии якутского народа и якутских народных игр
— о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
— историю возникновения якутских национальных настольных игр;
— правила игры;
— правила проведения игр;
— правила судейства игр;
— правила поведения во время игр;
— основные факторы, влияющие на здоровье человека;
— основы правильного питания;
должны уметь:
— играть хабылык менее 2 минут;
— набирать больше 20 очков по хаамыска;
— грамотно вести судейство;
— проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
— применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Методическое обеспечение и технологии программы:
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические занятия объединяются в комплексы, которые периодически изменяются и обновляются.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Уровень своей подготовки учащиеся могут проверить, участвуя на соревнованиях различного уровня.
Требования планируемых результатов реализации программы направлены:
— на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Помимо того, национальные настольные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
— введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
- Определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышеня мотивации к здоровому образу жизни;
- Понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
- Соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;
- Активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.
Регулятивные УУД:
- Планировать свои действия с поставленной задачей;
- Ставить учебные задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;
- Контролировать и оценивать выполнение заданий и уровень своей подготовки к различным соревнованиям.
Познавательные УУД:
- Находить и структурировать информацию;
- Анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
- Осваивать правила поведения и безопасности.
Коммуникативные УУД:
- Учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Контролировать действия партнера в игровой деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Светлый просторный кабинет
- Столы
- Хабылык (в 1 наборе 30штук)
- Хаамыска (в 1 наборе 5 штук)
- Секундомер
- Тетрадь для записей результатов игры.
Календарно-тематиче6ский план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Якутские национальные виды спорта |
1 |
|||
2 |
Гигиена настольных игр |
2 |
|||
3 |
Якутские национальные настольные игры |
2 |
|||
4 |
Хабылык – игра предков |
2 |
|||
5 |
Хабылык – современная игра |
10 |
|||
6 |
Различные способы игры хабылык |
2 |
|||
7 |
Хаамыска – якутская игра |
2 |
|||
8 |
Хаамыска для начинающих |
2 |
|||
9 |
Хаамыска — тонсуур |
10 |
|||
10 |
Хаамыска — умсаах |
5 |
|||
11 |
Хаамыска — куерэгэй |
5 |
|||
12 |
Правильное питание |
1 |
|||
13 |
Организм человека |
1 |
|||
14 |
Спортивные соревнования |
1 |
|||
15 |
Тренировка хабылык, хаамыска |
5 |
|||
16 |
Троеборье (абсолютное первенство) |
2 |
|||
17 |
Судейство на соревнованиях |
2 |
|||
18 |
Подготовка к соревнованиям |
5 |
Литература:
- Брошюра «Якутские национальные настольные игры хабылык, хаамыска». 2005г. Федерация ННИ РС(Я)
- Васильков Г.А. От игры – к спорту, 1985.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
Автор: Кармалах Розалия Яковлевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ «Адычинская СОШ имени В.С. Чирикова»
Населённый пункт: с.Бетенкес
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: Национальные настольные игры Хабылык, Хаамыска
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адычинская общеобразовательная школа имени В.С.Чирикова»
«Верхоянский район»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УЧ Директор МБОУ
_________Слепцова В.Н. _________Ушницкий Н.И.
«__»___________2015г «__»__________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
по национальным играм «Хабылык и хаамыска»
на 2015-2016 учебный год
5-7, 8-9 классы
Составитель:
Учитель физической культуры
Кармалах Розалия Яковлевна
с. Бетенкес
Национальные настольные игры «хабылык» и «хаамыска»
Пояснительная записка
Программа по традиционным настольным играм хабылык и хаамыска предназначена для
проведения внеурочной формы занятий физического воспитания.
Данная программа способствует углублению, расширению знаний традиционной игровой культуры
якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к
занятиям физической культурой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно
учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех»,
не отвергая ослабленных детей.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
и способствует обеспечения сохранения физического здоровья учащихся, а так же дает основу для
самоорганизации здорового образа жизни.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию
учебно — тренировочной работы с учащимися 1-2 классов. Уважение к традициям своего народа,
понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Настольные игры
хабылык и хаамыска призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию
физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов
сообразно способностям.
Цель программы: —
углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык и хаамыска.
Задачи:
Содействие правильному физическому и психическому развитию;
Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
Обучение основной технике настольной игры хабылык и хаамыска;
Содержание программы
Материал программы включает:
— основы знаний;
— общую и специальную физическую подготовку;
— техническую подготовку;
«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.
«Общая и специальная физическая подготовка» — даны упражнения, направленные на развитие
ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
« Техническая подготовка» — представлен материал, способствующий обучению техническим приемам
игры. В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в
соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными
играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
— рассказ;
— беседа;
— объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций,
видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска.
Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта,
открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который
предусматривает многократные повторения движения. Игровой метод дает наибольший эффект при
сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и
реализовать детям свои знания и умения, т.е. тому, чему научились. Участие в организации и проведении
КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального
напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных,
игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Режим работы
Режим работы занятий – 1 день в неделю.
Продолжительность одного занятия – 40-45 минут.
Количество учебных недель – 5-7 классов – 32 часа;
8-9 классов – 35 часа;
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое
обеспечение:
— специально отведенное место с соответствующей мебелью (столы, стулья, скамейки) по виду
деятельности и возрастным особенностям учащихся;
— для занятий необходим следующий игровой материал:
Хабылык по 30 штук – 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
Хаамыска по 5 штук — 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
Тырыынка по 60 штук – 2-3 комплекта
Тыксаан по 30 штук – 2-3 комплекта
Часы – 1 шт
№
Виды подготовки
Содержание подготовки
5-7 кл
8-9 кл
1
Упражнения мышц
кистей рук и пальцев
Легкий массаж пальцев.
Сгибание и разгибание
пальцев. Упражнения с
предметами:
— перебирание круп,
зѐрен;
— шнуровка на
специальных рамках;
— застѐгивание и
расстегивание пуговиц;
— плетение косичек
Все виды
подготовки в
сочетании
проводятся в
начале, т.е в
подготовительной
части каждого
занятия с целью
разогрева мышц
для полноценной
подготовки
организма к
занятию и
Все виды подготовки в
сочетании проводятся в
начале, т.е в
подготовительной части
каждого занятия с целью
разогрева мышц для
полноценной подготовки
организма к занятию и
развития тех или иных
качеств, необходимые для
игры
2
Упражнения для
мышц рук и плечевого
Упражнения с
предметами
пояса
: — перебрасывание мяча
с одной руки на другую
перед собой;
— подбрасывание мяча
верх и ловля;
— упражнения мячами с
напарником; —
перебрасывание палочки
с одной руки на другую
перед собой;
-подбрасывание палочки
и ловля
развития тех или
иных качеств,
необходимые для
игры
3
Упражнения для
мышц туловища и
шеи
Индивидуальные
упражнения без
предметов и с
предметами:
— наклоны вперѐд, назад,
вправо, влево без
предмета;
— наклоны вперѐд, назад,
вправо, влево с
предметом;
— наклоны и повороты
головы
4
Упражнения для
— приседания в
мышц ног и таза
различных исходных
положениях;
— подскоки;
— ходьба;
— бег
5
Подвижные игры и
забавы
— различные игры народа
саха и других народов;
— комбинированные
эстафеты
Календарно-тематическое планирование
5-7 класс
№
Тема
содержание
Ожидаемый
результат
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1
Якутские
национальные
настольные
игры
«Хабылык»,
«Хаамыска»,
«Тырыынка»,
«Тыксаан»
Введение. История развития
настольных игр предков.
Этимология слова «хабылык».
Пропагандисты, энтузиасты и
мастера настольных игр.
Федерация национальных
настольных игр предков
Республики Саха (Якутия
2
07.09.15
14.09.15
2
Игра
«Тырыынка»
Правила игры. Свободная
групповая игра на столе.
Выбор позици
Уметь выполнять
технические приѐмы
игры «Тырыынка»
4
21.09.15
28.09.15
05.10.15
12.10.15
3
Техника
подбрасывания
и ловли
палочек
Стойка игрока. Основные
положения при
подбрасывании и ловли
палочек. Имитация
подбрасывания и ловли.
Подбрасывание и ловля
палочек тыльной стороной
ладони. Снова подкидывание
и ловля одной палочки.
Способы ловли палочек.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
6
19.10.15
26.10.15
09.11.15
16.11.15
23.11.15
30.11.15
4
Учебная игра.
Отработка способа игры
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
7
07.12.15
14.12.15
21.12.15
11.01.16
18.01.16
25.01.16
01.02.16
5
Техника
подбрасывания
и способы
ловли палоче
Способы ловли палочек.
Подбрасывание 5 палочек и
ловля палочек тыльной
стороной ладони. Снова
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
5
08.02.16
15.02.16
22.02.16
29.02.16
подбрасывание и ловля 5 или
3 палочек. Подбрасывание и
ловля одной палочки
мизинцем и безымянным
пальцами. Имитация
подбрасывания и ловли на
скорости.
07.03.16
6
Учебная игра в
хабылык
Правила игры. Стойка игрока.
Отработка способа игры в
хабылык. Подбрасывание 30
палочек и ловля по одной
палочке тыльной стороной
ладони. Снова подбрасывание
и ловля. Тренировка
подбрасывания и ловли одной
палочки мизинцем и
безымянным пальцами.
Подбрасывание и ловля на
скорости.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
8
14.03.16
28.03.16
04.04.16
11.04.16
18.04.16
25.04.16
16.05.16
23.05.16
32
Календарно-тематическое планирование 8-9 класс – всего 35 часов
№
Тема
содержание
Ожидаемый
результат
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1
Якутские
национальные
настольные
игры
«Хабылык»,
«Хаамыска»,
«Тырыынка»,
«Тыксаан»
Введение. История развития
настольных игр предков.
Этимология слова «хабылык».
Пропагандисты, энтузиасты и
мастера настольных игр.
Федерация национальных
настольных игр предков
Республики Саха (Якутия)
2
02.09.15
09.09.15
2
Тренировка
подбрасывания
и ловли
хабылык
Стойка игрока. Отработка
способа игры в хабылык.
Подбрасывание 30 палочек и
ловля по одной палочке
тыльной стороной ладони.
Снова подбрасывание и
ловля. Тренировка
подбрасывания и ловли одной
палочки мизинцем и
безымянным пальцами.
Подбрасывание и ловли на
скорости. Учебная игра.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
10
16.09.15
23.09.15
30.09.15
07.10.15
14.10.15
21.10.15
28.10.15
11.11.15
18.11.15
25.11.15
3
Парные игры.
Групповые
Стойка игрока. Основные
положения при
Овладение техникой
игры и волевыми
2
02.12.16
09.12.16
игры «Хомуур
хабылык»
подбрасывании и ловли
палочек. Имитация
подбрасывания и ловли.
Подбрасывание и ловля
палочек тыльной стороной
ладони. Снова подкидывание
и ловля одной палочки.
Способы ловли палочек.
качествами
4
Парные игры.
Групповые
игры «Хомуур
хабылык»
Контрольная игра
3
16.12.16
23.12.16
13.01.16
5
Обучение
правилам игры
«Хаамыска»
Стойка игрока. Основные
положения при выполнении
основных приѐмов игры.
Техника перемещений близко
у стола. Имитация
подбрасывания и ловли
одного камешка.
Подбрасывание и ловля по
одному камешку.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
5
20.01.16
27.01.16
03.02.16
10.02.16
17.02.16
6
Техника
подбрасывания
и способы
ловли камешек
Тренировка подбрасывания и
ловли камешек. Игра пятью
камешками. Отработка
способа ловли и подбора
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли одного
камешка
7
24.02.16
02.03.16
09.03.16
16.03.16
камешек со стола: -по одному
в первый раз;
-по два — во второй раз;
-вначале один, затем –
остальные три или наоборот;
-подкидывание одного и во
время его полѐта остальные
положить на стол, снова
подкидывание одного и во
время его полѐта успеть
подобрать и ловить камешек;
-подкидывание одного вверх,
во время его полѐта положить
на стол 4 камешка, снова
подкидывая камешек,
подбирать в ладонь
остальные по одному; -все
камешки на ладони,
подбрасывание и ловля
тыльной стороной ладони,
снова подбрасывание и ловля
всех камешек с прихватом
упавших на стол при первом
подбрасывании.
29.03.16
06.04.16
13.04.16
20.04.16
7
Игра в хабылык
и хаамыска
Самостоятельное ведение
тренировки по «Хабылык»
6
Контрольная игра по
«Хабылык» и «Хаамыска».
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний;
2 уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности;
3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой и способами игр предков;
Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;
Формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и
нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям
Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на
уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении
Автор: Тимофеева Айтилля Анатольевна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С.Егорова»
Населённый пункт: города Нюрба
Наименование материала: Доклад
Тема: «Национальные настольные игры «Хабылык, хаамыска»
Раздел: среднее образование
МБОУ «Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С.Егорова»
«Национальные настольные игры
«Хабылык, хаамыска»
Учитель якутского языка и литературы Тимофеева А.А
2019 г
Цели:
знакомство с национальными играми якутов;
развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;
привитие интереса к национальным играм и традициям;
воспитание товарищества и взаимопомощи.
Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни
людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью
игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных
играх много юмора шуток, соревновательного задора.
Спортивные игры
Весьуклад семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством
и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра,
она отражает действительность. Игры детей направлены на познание
окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А
также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.
Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его
нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается,
что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное
отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном
проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую
деятельность взрослых. Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы
и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту
реакции. Прыгают через нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали
участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, разных видах борьбы,
перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Актуальность:В связи с демократизацией общества в образовательных
учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по
личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании
отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству,
фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего
детства, с игры.
Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов,
отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный
способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета
воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних
якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не
обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских
национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения
народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе
природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами
традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением
крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.
Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким
образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз,
ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и
хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность,
выносливость.
Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное
воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию
детей.
Народные игры как предмет исследования и объект практического
использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д.
Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование
необходимости использования в воспитании школьников народных игр дано в
трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др.
Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H.
Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом
аспектах.
А еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее
движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Очень важно,
как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе.
Исходя из этого, я, как учительного начального звенарешила работать над темой
«Развитие мелкой моторики у младшего школьного возраста». Многие родители
не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка
крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием
речевых навыков крохи.
ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких
движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу
несколько систем: нервная, костная и мышечная.Интересно, что та зона коры
головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена
очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга,
отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на
речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и
существует эта особенная и неразрывная связь.Специальные исследования,
проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от
степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение
бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи
ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество
жизни.Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу
пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и
счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.Поэтому
хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит
формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать
одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна
помочь и в изучении английского языка с малышом.
Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?
На каждом уроке необходимо уделять 2-3 минуты на развитие мелкой моторики
(обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки,
песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую
речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь
соответствуют тому, что учитель требует от детей.
Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют
простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки
якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно
начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать,
обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из
видов якутской национальной культуры.
Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным
существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот
почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками,
которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя
метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками
– пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.
Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры
«хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-
либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка»
О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» — хватать,
брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».
Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская
настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз,
острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным
подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает
всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у
зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш
хабылык через века и дымку времени.
«Хап» — корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери,
птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у
матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности
ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание:
как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности.
Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы
противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в
«лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации
– соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через
печную трубу камелька.
Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи,
когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за
большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.
Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь
выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».
ХАБЫЛЫК
У каждого участника должен быть свой комплект «лучинок» — 30 штук. Они
представляют собой палочки длиной 16 сантиметров, шириной 0,9 мм,
толщиной 0,4 мм. Игра длится две минуты, её суть — показать ловкость рук и
поймать за отведенное время как можно больше лучинок.
По сигналу судьи игрок подбрасывает вверх все лучинки и ловит только одну.
Игра достигает своего апогея, когда на столе останутся лежать только 5 лучинок.
Игрок их все подбрасывает вверх и ловит. Он должен поймать, как минимум, 3
лучинки, при этом последнюю должен подхватить только при помощи мизинца
и безымянного пальца.
Если лучинка падает со стола, игрок ищет и поднимает её за счет зачетного
времени.
Эта игра имеет 6 вариантов. Из них наиболее популярна «суортумса» (вороний
клюв). В этой игре лучинки подбрасываются и ловятся тыльной стороной
ладони, затем отпускаются вниз. Игрок должен подхватить одну лучинку той же
рукой, которой действовал. В других пяти вариантах начало такое же, но при
отпускании вниз лучинку можно схватить с разных сторон, обговоренных
заранее. Победителем считается тот, у кого отложено большее количество
лучинок.
Хаамыска
Игра в «камешки» — игра «пятью камешками» — одна из самых
распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает
Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру
своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в
народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют
речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из
брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие
от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна
среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска.
Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.
Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет
кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с
отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и
подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит
подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает
их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем
остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.
5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол,
затем при повторном подбрасывании подбирает всех.
6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные
сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.
7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.
8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх,
засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки
указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно
выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета
«главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем
считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или
уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема,
где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не
допускается.
Еще раз ХААМЫСКА
Игра проводится пятью камешками. В нашем случае это пять деревянных
квадратиков, размеры которых правилами не ограничиваются. Единственный
критерий — все они должны удобно разместиться на ладони. Их не разрешается
ловить двумя руками. Соревноваться можно на время.
1. Игрок одним движением разбрасывает камешки на стол. Затем берет один
камешек и подбрасывает вверх. Пока он в воздухе, игрок успевает подобрать
еще один и ловит той же рукой падающий. Подхваченный камешек можно
держать в свободной руке или положить на краешек стола. Таким же способом
подбираем оставшиеся три.
2. Опять разбрасываем камешки. Кучно легли — хорошо, сильно вразброс —
расстраиваться не будем, это хорошее испытание на ловкость. Кидаем камешек
вверх и, пока он не упал, подбираем сразу два кубика и ловим падающий. На
столе остались лежать два камешка, которые подберем таким же образом.
3. На этот раз, подбросив один кубик вверх, сгребаем сразу три кубика.
Оставшийся подберем таким же образом.
4. Четыре камешка собираем в правую руку (если вы левша, никаких проблем,
играйте как вам удобно). Пятый пока держим большим и указательным
пальцами этой же руки. Зачем? Чтобы подбросить его вверх. Пока он в воздухе,
его «братьев» со стуком кладем на стол и ловим подброшенный. Поймав, тут же
опять подбрасываем и сгребаем те четыре камешка, затем ловим подброшенный.
5. На столе лежат все пять камешков. Берем любой из них и, подбрасывая его
вверх, начинаем собирать остальные по одному. При этом ни один подобранный
камешек не кладем затем на стол. Все они должны оставаться на ладони.
Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых
равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в
сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко
ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего
при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает
остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то
игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.
После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель
определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры
детям любого возраста, так как:
— настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию,
философию любого народа.
— настольные игры народов имеют глубокие корни.
— они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию,
находчивость и умственные способности.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию
нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
— только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть
Федерация настольных игр.
— это универсальный и доступный всем спорт.
— преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря
доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и
специальные помещения.
— лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может
принести больше пользы, чем полное безделье.
Народные игры- как фактор формирования этнокультурного содержания
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача- воспитатькультурно –
творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно
меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и
развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных
истоках. Эта та точка опоры, которая складывается веками, на протяжении
столетий. Решая задачу “ формирования общей культуры личности” записанной
в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному
языку, истории, культуре.
Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края.
Ребёнок должен знать свои корни, живших на земле задолго до нас. Мы живём в
республике Якутия и поэтому должныуважать культуру и быт якутского народа,
знать историю малой родины.
В нашей республике живут в мире и дружбемного национальностей. И
воспитание толерантности к культуре и быту другой национальности является
условием безопасности в поликультурном социуме.
Любовь к родному краю многогранна.