Сценарий хакасия мой край родной

Утренник для детей старшей и подготовительной группе, посвещщенной ко дню Республике Хакасии

Сценарий праздника, посвященный ко дню республики Хакасии

 «Моя Хакасия»

Утренник для детей старшей и подготовительной группы.

C:UsersLenaDesktop9443331.jpg

     Цель:  Расширять представления детей о родной республике, культуре и традициях хакасского  народа.

Планируемые  результаты:  получить знания о родном крае,  ценить  традиции и обычаи хакасского народа.

Предварительная работа:  беседы с детьми о хакасском  творчестве,  разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение хакасских  народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта.

 Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • аудиозапись песен;
  • фонограммы песен, танцев, музыка для конкурсов;
  • герб, флаг Республики  Хакасии.

  Действующие лица:

Ведущая — воспитатель

Ход праздника

Под хакасскую музыку дети  заходят в зал  и встают полукругом.

  Ведущая:                       У каждого листочка, у каждого ручья

                                          Есть главное на свете, есть Родина своя.

                                          А там, где мы родились, где радостно живем,

                                          Края свои родные мы Родиной зовем.

  Дети читают стихи:    

 Хакасия моя — степей царица
Тобой гордиться, трудно перестать.
Ты вольная земля, как в небе птица,
Ценю твое величие и стать.
Твои леса, поля, озера, реки.
Уносят дух в прекрасные края.
И счастья не тая, скажу на веки,
Хакасия — я так люблю тебя!

Хакасия, край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

И где бы я ни был, я в думах с тобою

 (Дети исполняют песню  «Родина моя», затем садятся на стульчики).

Ведущая:  

 В эти дни народ нашей республики отмечает день  республики.  Каждый из нас с гордостью называет Хакасию  своим домом.                                          

  Дети читают стихи: 

В бескрайних хакасских просторах

Прекрасная жизнь расцвела.

Дороги раздвинули горы,

Вода по степи потекла.

Где были ковыль да курганы,

Пшеницей долина полна.

И плещет у стен Абакана

Живая морская волна.

Здесь солнце немногим светило –

Для всех теперь солнечный свет.

Народ несгибаемой силы,

Идешь ты дорогой побед.

Недаром тебя называют,

Хакасия, солнечный край.

В труде и борьбе побеждая,

Все ярче цвети, расцветай!

Ведущая: 

Как в нашем селе, так во всей республике любой праздник и торжество начинается со звучания гимна. Дети, а вы знаете, что такое гимн?

(Гимн – это один из государственных символов нашей Республики.  Гимн означает восхваление, торжественная песня. Его исполняют только в торжественных случаях, при открытии и закрытие торжеств, по праздникам.)

Ведущая: Гимн нашей республики  нужно слушать стоя. Давайте и мы прослушаем его стоя в честь праздника.

Звучит гимн (дети встают возле стульчиков)

Ведущая: Дети, обратите внимание, что у меня в руках? Правильно, это флаг Республики Хакасия. Давайте вместе вспомним, что представляет собой флаг, и что означают цвета.

(Рассматривают  флаг – прямоугольное полотно. Вертикальная полоса около древка зеленого цвета, от неё три равные горизонтальные полосы: синяя, белая и красная. В центре зеленой полосы изображен солярный знак золотого цвета.)

Давайте послушаем,  что  означают цвета:

Ребенок:  Четыре цвета носит флаг республики моей,  

                  Зеленый – дружба, вечность и братство;
                 Синий – величие и красота;                                         
                 Белый – мир и чистота;                                       
                 Красный – отвага и мужество;                                 
                 Солярный знак – почитание и уважение предков.

Ведущая: Правильно, молодцы! Праздник День Республики отмечают летом. В то время, когда земля расцветает цветами, ягодами.

      «Танец с жарками»  (После танца, воспитатель берет в руки цветы жарки)

Ведущая:   Дети, посмотрите,  какой необычный цветок у меня в руках. Как вы думаете, как он называется?  Это жарки.  Цветок жарки  — символизируют тепла, энергии, жизни, красоты. Жарки этот не простой, а волшебный.  Среди лепестков, есть задания. Если вы их выполните — вас ждёт сюрприз. Вы хотите увидеть, что это за сюрприз? (Ответ детей). Тогда нужно дружно выполнить все задания. Вы готовы? (Ответ детей)

Ведущая: Первый  вопрос — назовите жилище хакасов? (юрта)

 Сейчас наши дети покажут, как они  умеют строить юрты.

Игра «Построй юрту»

Ведущая: Молодцы, с первым заданием справились.

Следующий вопрос – какому дереву завязывают чалама и загадывают желания? (береза)

Ведущая:  Хакасы  издавна славились своими  богатырями. Сейчас наши мальчики,  будущие воины, поиграют  в игру «Перетягивание палки сидя».

Игра «Перетягивание палки сидя»   (соревнуются мальчики)

Ведущая:  Следующий  вопрос музыкальный – угадайте, какой музыкальный инструмент звучит?

Звучит мелодия чатхана

 Из чего  сделан чатхан? (Он сделан из дерева кедра или сосны) 

Существует предание о чатхане, получившего название по имени своего творца. Пастух по имени Чатхан создал этот волшебный инструмент  из глубокого сочувствия к людям-тоже пастухам, которые пасли бессчётное число ханских стад скота. Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянув на него конские волосы в качестве струн. Так красиво звенели звуки чатхана, что у людей сладко замирало сердце, птицы замолкали, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и прудах, табуны лошадей останавливали свой бег.

Ведущая:   Молодцы, дети! Итак, следующее задание —  назовите  города нашей Республики, столицу Республики. (Абаза,  Саяногорск, Сорск, Черногорск. Столица нашей Республики — город Абакан) 

Ведущая:   Следующее задание  нужно исполнить  песню  про  нашу Хакасию.

ПЕСНЯ «Хакасия – солнечный край»

Ведущая:   Посмотрите, дети у нас осталось  последнее задание.

А ну-ка, ребята, Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

Давайте, поиграем в игру «Спрячь варежку»

Ведущая:  Посмотрите, дети, мы выполнили  с вами все задания, а вот  и сюрприз  — угощение. (выносят угощение на подносе)

Ведущая:  Что это  дети? (конфеты из талгана), правильно!

 На этом ребята, наш праздник подошёл к концу. Любите свой край, свою республику.

Любите окружающих вас людей, будьте дружными, добрыми. А мы идем в группу пить чай!

Хакасия мой край родной!

Цель: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

  1. Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы,  формировать национальное самосознание.
  2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края, любовь к своей малой Родине.

Оформление:

  1. карты: “Хакасия”, “Политико-административная карта России”;
  2. плакат “ Хакасия —  мой край любимый”;
  3. фотографии с картинами природы и археологическими памятниками Хакасии (увеличены);
  4. хакасская музыка;
  5. компьютер;

Учитель:

Добрый день, дорогие ребята!Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашем родном крае, нашей Республике Хакасия. Как много интересного таит она в себе. Любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.

Учитель:

Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, ее восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия (обратить внимание на карту).

Ученик:

Хакасия — это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние степные дали с воздухом, настоянным на травах, дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота тайги и подземного мира, горных рек и речушек, спешащих к Енисею, молчаливых, таинственных скал по их берегам. Горный ландшафт составляет две трети республики. На юге высота горных вершин — тасхылов достигает 2 тыс. метров над уровнем моря. Бывалые люди, налюбовавшись природой Хакасии, часто называют ее сибирской Швейцарией за великолепие альпийских лугов, высокогорных пустынь, горной тайги и голубых озер. Все это наша маленькая родина, где мы родились и живем. Это — наш родной и дивный край.

Учитель:

Краткая историческая справка

Хакасия является частью Саяно-Алтайского нагорья. Как предполагают ученые, предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско- Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Древнейшая история этого края уникальна и самобытна. Хакасия известна во всем мире своими древними историко-археологическимим памятниками. Археологи не случайно называют ее «археологической Меккой».

В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древне-тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов  являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.

ученик: Хакасия моя! Мой край обетованный…
Раздольные поля и пряный дух степей,
В торжественный закат и на заре туманной
Несказанной красой любуюсь я твоей.

ученик:Сибирский рай! Земля в цветеньи диком,
Где в полыханьи трав горят огнём жарки,
Алмазный трепет звёзд в ночном мерцаньи тихом
И ветер, как изгой, гуляет у реки.

ученик:Хакасия моя! Под щедрым солнцем небо,
Лазурный блеск озёр, духмяные луга,
Колышатся волной в полях колосья хлеба,
И дикий Енисей штурмует берега.

ученик:Венчают взгляд бескрайние просторы
Где хвойные леса и воздух чист и пьян.
Стоят как на посту в дремучих думах горы
И тонут в облаках хребты седых САЯН.

ученик:Ирония судьбы!Я странник в мире этом,
Нашедший свой причал вдали родимых мест.
Я в кандалах любви бреду зимой и летом,
По жизненным тропам несу нелёгкий крест.

ученик:Хакасия моя! Земля моя родная!
Любимый край! Сердечный мой бальзам!
Я лишь тебе , всем сердцем прирастая,
Свой долг сполна, как матери отдам!

Учитель: Спасибо ребята вам большое!

А сейчас я хочу узнать, как хорошо вы знаете нашу малую родину. Для этого я вам приготовила вопросы.

Вопросы :

  1.  Год образования Республики Хакасия? (3 июля 1991 г.)
  2.  Расстояние от Абакана до Москвы ? (4218 км)
  3.  Где расположен географический центр Хакасии? (На Восточной окраине посёлка Бирикчюль, на левом берегу речушки Юю)
  4. Самый северный район Хакасии? (Орджоникидзевский)
  5. Сколько городов в Хакасии? (5)
  6. Самый молодой город? (Саяногорск)
  7. Какой рельеф преобладает в Хакасии? (горный)
  8. Тип климата? (Резко континентальный)
  9. Река Ионесси – на одном из местных диалектов? (Енисей)
  10. Озеро-курорт? (Шира)
  11. Сталактитовое и сталагмитовое чудо? (Бородинская пещера)
  1. Площадь Хакасии? (61.9 тыс. кв. км)
  2. С какой административной единицей граница Хакасии имеет наибольшую протяженность? (Красноярский край).
  3. Сколько административных районов в Хакасии? (8)
  4. Районный центр Алтайского района? (Белый Яр)
  5. Столица Хакасии? (Абакан)
  6. Город угольщиков? (Черногорск)
  7. Высочайшая точка Хакасии? (Каратош – 2930 метров)
  8. Ветры, преобладающие в Хакасии? (Западные)
  9. Главная река республики? (Абакан)
  10. Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.? (Ящик Пандоры, Ширинский район)

Учитель: Молодцы ребята!

Золотая Хакасия, солнечный край,
Полюбились навек мне родные просторы,
Вековая тайга, твой ореховый рай,
Богатырь Енисей и Саянские горы.
Нежно краски твои мне ласкают глаза,
Я парю, глядя в даль на Таштыпское поле,
Вот река Абакан, вот моя Абаза,
Табуны скакунов, что резвятся на воле.
Много бурь над тобой пронеслось за века,
Прошумел над тобой миллион ураганов,
Сколько вод унесла через годы река,
Охраняя покой твоих древних курганов.
Здесь и Кадышев пел, Каратанов творил,
Кильчичаков писал и работал Топанов,
Доможаков вершину свою покорил,
Путь в науку торил знаменитый Катанов
.

(Из стихотворения «Хакасия» Д. Логачева)

Учитель: Ребята,а какие пословицы вы знаете о Хакасии?

Пословицы:

ученик:Когда скот болеет — собака жиреет, когда люди болеют — шаман жиреет.

ученик:У богача добро остается, у мудреца — имя.

ученик:Все здоровье народа — от айрана.

ученик:Где вода — там жизнь.
(учитель вместе с учениками разбирает смысл пословиц)

учитель: сейчас я загадаю вам загадки.

Загадки:

Счесть не смог человечек желтых овечек. (Ячмень)

Сидит птица на дереве, орешки во чреве. (Кедровая шишка)

Учитель: Хорошо ребята.А сейчас я предлагаю вам поиграть в хакасскую игру,которая называется« Хозан орых» (Хулагас).

« Хозан орых» (Хулагас)

Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.

Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д — 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! — игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

 Учитель: Ну вот ребята мы вместе с вами поговорили сегодня о Хакасии, а теперь я хочу узнать, какое настроение у вас сейчас? Возьмите лучики и прилепите к солнцу. Если грустное настроение -голубой лучик, веселое -желтый лучик.

Результаты поиска

Просмотр содержимого документа

«Хакасия мой край родной »

Ситникова Людмила Петровна

МБДОУ Рябинка г Черногорск

Воспитатель

Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»

Цели:

Углубить представления детей о республике Хакасия;

Развивать речевую активность и творческое воображение;

Воспитывать любовь к своей республике.

Предварительная работа:

Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;

Рассматривание открыток «Хакасия»;

Просмотр альбома «Хакасия»;

Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии: Н. Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И. Котюшева «Мне степь мила», М. Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча»,У. Кирбижековой «Песня о степи», М. Аршанова, П. Штыгашева «Осень»;

Словарная работа:молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.

Материалы и оборудование: карта Хакасии,д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»,стихотворениеН.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», картина хакасского художник А.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии»,хакасская народная игра «Игра в кольца;

Ход занятия:

Н.Доможаков

«Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан,

Берегами океана стали

Цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только вступишь

Здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда».

Воспитатель: О каких далях пишет поэт в этом стихотворении?

(Ответы детей).

Воспитатель: Почему океан называют степным?

(Ответы детей).

Воспитатель: Почему Енисей называют серебряный?

(Ответы детей).

Воспитатель: Что такое тасхылы?

(Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы — это вершины гор).

Воспитатель: Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):

«…Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах. Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей.

А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё. Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».

(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).

Воспитатель:Где еще вы видели каменные стелы?

(Ответы детей).

Воспитатель:Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом?

(Ответы детей).

Воспитатель:Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»?

(Черногорск).

Воспитатель: Да дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большиезалежи угля есть около г.Черногорска. Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе. Недалеко от г.Сорска добывают молибден.В г.Саяногорске добывают мрамор.

Воспитатель: А что еще много не территории Хакасии?

(Ответы детей)

Воспитатель:Да правильно лес, который дает много строительного материала для жителей хакасии и других окресных районов.

Д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»?

/ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь, /

Цель:Выявить знания детей.

Воспитатель: «И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».

«Моя Хакасия родная,

страны богатства умножая

растит отменные хлеба».

Физминутка:Хакасская народная игра: «Игра в кольца»

Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

Воспитатель: Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию. Вот какая у нас замечательная хакасия.

По земле цветущей только ступишь,
Здесь оставишь сердце навсегда…

Цели:


  • Повышение ведущих духовных ценностей своего
    Отечества, связанного с творчеством хакасских
    писателей;
  • Формирование чувства патриотизма, гражданского
    самосознания и любви к своей малой Родине.

Оборудование: Слайды; фильм о природе
Хакасии; музыкальное сопровождение; иллюстрации
по теме; кабинет оформлен (как юрта), разделён на
мужскую половину (располагаются парни) и женскую
половину (располагаются девушки), в центре
кабинета из “хвороста расположен очаг”, ведущие
одеты в национальные костюмы.

Ход мероприятия.

(звучит стихотворение “Родная моя
земля” в сопровождении хакасской музыки)

Николай Георгиевич Доможаков

“Родная моя земля”

Хакасия – земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
На всём следы былых страданий.
И если вслушаться в ручей,
То звук старинных причитаний
Послышится в тиши ночей.
Как много – каждый неизвестен! –
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди.

Учитель: Отчизной наделен каждый человек. И
если он любит свою Родину, то участвует в ее
судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на
ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого
из нас Родина имеет свое значение. А что для вас
Родина?

Ведущая 1: Место, где родился и вырос.

Ведущая 2: Родные люди.

Ведущая 1: Это место, где всегда поймут и
примут в свой круг.

Ведущая 2: Это место, куда всегда хочется
возвращаться.

Ведущая 1: Это люди, живущее рядом, которыми
ты гордишься.

Учитель: О чувстве любви к Родине можно
говорить много. Но есть люди, которые говорили об
этом чувстве стихами – это наши Хакасские
писатели.

(Показ слайдов “Творчество хакасских
писателей”)

Ведущая 2: Василий Андреевич Кобяков
родился в 1906 году в деревне оспа Ширинского
района. В раннем детстве остался круглой сиротой.
Чудесная природа Хакасии вдохновила его на
создание стихотворения “Песня о степи”

(звучит стихотворение “Песня о степи”
фрагмент слайдов)

Василий Андреевич Кобяков

“Песня о степи”

Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.
Все равно здесь, вдали
От моей родной земли,
Лишь подумаю о ней, —
Радость в сердце всё сильней
От ветров родной земли.
Вижу синь её лугов,
Пью нектар её цветов.
Светлой грустью озарён.
Слышу жаворонка звон
Над ковром её лугов.
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край
Эту песню передай,
Как привет издалека.

Ведущая 1: Михаил Семенович Коков родился 21
ноября 1914 года в деревне Попушино Ширинского
района. В детстве, как и все деревенские
мальчишки, помогал старшим, пас скотину. Любовь к
Родине у Михаила Кокова предметна. Создавая
образ Хакасии, в своем стихотворении “Родная
земля”, Хакасия наполняет множеством конкретных
деталей.

(звучит стихотворение “Родная земля”
и фрагмент слайдов)

Михаил Семенович Коков

“Родная земля”

В лесу – и зверь пушной и птица,
В заимке – скот, в земле – металл.
Недаром родиной гордится
Хакас, что равноправным стал.
На склонах гор шумит пшеница,
По волнам рек спешат плоты, —
И блещут стройки, как зарницы,
Среди полночной темноты.
И, просыпаясь в дымке синей
От рева мощного гудка,
Седой тасхыл сквозь зыбкий иней
Глядят на звёзды рудника.

Ведущая 2: Тема родного края – одна из
важных у поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова.
Естественная привязанность к своей земле
приобретает в его стихах глубокий исторический
смысл. Образ родины перекликается у него со
степью, тайгой, Енисеем, древними курганами. Это
значит, что любовь к ней у поэта всеобъемлюща и в
то же время конкретна.

Предлагаем прослушать одно из его
стихотворений.

(звучит стихотворение “Земля моя –
Хакасия” и фрагмент слайдов)

Михаил Еремеевич Кильчичаков

“Земля моя – Хакасия”

Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками – блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя.
Гощу ли в отдаленной стороне я,
Где голую равнину выжег зной, —
Встает и там, отрадно зеленея,
Весенняя тайга передо мной.
Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, —
Они – как зарубцованные раны
Под сердцем у тебя, земля моя.

Учитель: Каждому живущему в Хакасии
известно имя первого “романиста”, поэта,
ученого, педагога Николая Георгиевича
Доможакова. В стихах о природе он восхищался её
красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему
свою благодарность за его совершенство, красоту
и радость, которую он приносит человеку.

(звучит стихотворение “Цветок” и
фрагмент слайдов)

Николай Георгиевич Доможаков

“Цветок”

Степной цветок –
Краса природы
И вешний цвет её лица, —
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
Распространяя запах сладкий,
Ты пчёл завеешь
На пир земной
И разрешаешь без остатка
Всё взять из чашечки цветной.
Да, угощаешь ты на славу…
И в дни,
Когда листва падет,
А на холмах увянут травы, —
о лете
Нам напомнит мёд.

Ведущая 1: Очеловечивание природы – это
лишь один из способов проникновения в ее тайны,
открыть которые можно лишь в стихотворениях.
Огонь в поэзии Валерия Майнагашева показан как
предтеча красоты, энергия природы.

(звучит стихотворение “Жарки” и
фрагмент слайдов)

Валерий Георгиевич Майнагашев

“Жарки”

Вновь брожу я по лесам зеленым
Над бездымным пламенем жарков,
И кукушки голос отдаленный
Словно сердце вешнее лесов.
О жарки, жарки, вы дети солнца
(Так у нас в народе говорят),
По лесам, лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
Знаю я, что есть цветы другие.
Восхищает нас их красота,
Но они, как девушки чужие,
Мне не грели душу никогда.

Ведущая 2: Анатолий Кыштымов – автор
упоительной пейзажной лирики. Его одинаково
радуют и лучи весеннего солнца, и неистовое
кипение снежной вьюги. Радостью и восторгом, он
видит обновление природы в стихотворении:

(звучит стихотворение “Вот и зима…” и
фрагмент слайдов)

Анатолий Кыштымов

“Вот и зима…”

Вот и зима…
Опять пришла блондинка,
Кусты обсыпала
Мельчайшим серебром,
Чудесной девушкой подбросила снежинки
И резко крутанула подолом.
На снег с небес
Слетаются снежинки,
Заката кони
Бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.

Учитель: Мы много можем говорить о наших
Хакасских писателях. Все они в своих стихах
отражают красоту нашей природы, ее становление и
обновление. Но мы недостаточно задумываемся о
численности даров природы, о ее зелёных лесах, о
голубых озерах, о птицах и животных, которые
помогают нашей природе выжить.

— Сейчас мы с вами проведём лото “Хакасия в
цифрах и фактах”.

— Каждая половина нашей юрты получает игровое
поле, на которое нужно правильно разложить
карточки.

 “Хакасия в цифрах и фактах”

Место расположение Хакасии

Заповедники Хакасии

Где находится единственный в
Восточной Сибири зоопарк.

Ботанические памятники
природы

Какова площадь Республики
Хакасия

Назовите
природно-исторический памятник.

Область делится на восемь
районов:

Присоединение Хакасии к
России, произошло официально

Где находится географический
центр Хакасии

Ответы в таблице

Азия

Каратошско –
Инейский – 69т.га, Боградский – 54 т.га, Июсский – 71
т.га, Малый – Абакан – 119 т.га

Абакане

Смирновский бор –
947 га, Очурский бор – 1167 га, Абазинский бор – 9 га,
Кедровые насаждения “Синий лог” — 60 га

62 тыс.км?

Скала Чалпан – 2
га

Алтайский (Белый
яр), Аскизский, Бейский, Боградский,
Орджоникидзевский (Копьево), Таштыпский, Усть –
Абаканский, Ширинский

20 августа 1727 году

поселок Бирикчуль

Просмотр слайдов “Курганы с каменными
изваяниями”

Учитель: Хакасия прошла нелегкий
исторический путь, однако хакасский народ
сохранил свою культуру и самобытность, сохранил
и древние памятники – курганы с каменными
изваяниями, на которых выбиты рисунки и надписи.
В настоящее время на территории Хакасии
насчитывается приблизительно 30 тысяч курганов,
стел и писаниц, поэтому ее называют уникальным
археологическим памятником под открытым небом.

Ведущая 1: Перед тем как мы перейдём к
просмотру фильма, мы хоти предложить сильной
половине принять участие в единоборстве.

Просмотр слайда “Перетягивание
палки”
“Рисунок 1”.

Перетягивание палкой (Абаснац тартыс)

Место, инвентарь. Ровная площадка, круглая
палка длиной до 60 см.

Описание. Соперники садятся лицом друг другу,
упёршись в разноимённые ступни, и захватывают
обеими руками палку, причём руки должны быть
тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают
тянуть палку к себе, стараясь перетянуть
соперника на свою сторону.

Правила.


  1. К началу схватки палка должна располагаться
    прямо над ступнями. Ноги обоих соперников должны
    быть одинаково согнуты.
  2. Победителем считается спортсмен, сумевший
    перетянуть соперника. Поражение засчитывается
    участнику, отпустившему палку.
  3. Запрещается выкручивать руки и перехватывать
    палку.

Ведущая 2: Предлагаем вам ещё одно
состязание.

Просмотр слайдов “Состязание
лошадей”
“Рисунок 2”

Состязание лошадей (Аттар тартызы)

Место, инвентарь. Ровная площадка с
нанесённой линией. Веревка длиной 5 м, концы
которой связываются.

Описание. Два участника надевают верёвку на
шею, пропускают подмышками и становятся по обе
стороны линии на равном расстоянии. По сигналу
они, упершись в пол руками, начинают тянуть
соперника в свою сторону.

Правила.


  1. Победителем считается участник, перетянувший
    другого за зачётную линию.
  2. Не разрешается поворачиваться боком к
    сопернику, ложиться вперёд или в сторону.

Учитель: После столь увлекательных игр,
предлагаем очутиться в самом необыкновенном на
земле местечке, отдохнуть и почувствовать
гордость за нашу необыкновенную, сказочную
природу полей, рек, гор и лесов.

Просмотр фильма “Природа Хакасии”

Ведущая 1: Хакасия – неповторимый по
уникальности край, проезжая по его дорогам,
удивляешься разнообразию картин природы. То
выжженная солнцем степь, то травяной ковер с
разноцветными головками цветов. Если же дорога
заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится
высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле
лиственниц, а если повезет, то отведает он наше
знаменитое сибирское лакомство – знаменитые
кедровые орешки.

Ведущая 2: Не менее богат и животный мир
тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку,
жителям крайнего Севера, и самого крупного из
оленей – лося. Живут здесь косуля, марал, медведь,
рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка,
соболь, горностай, колонок и другие пушные звери.
Не менее разнообразен птичий мир: глухарь,
тетерев, рябчик – законные обитатели тайги.

Богата Хакасия и полезными ископаемыми. Её
карта почти вся исчерчена черными квадратами –
это указано местонахождение каменного угля,
обозначены также знаками месторождения ценных и
редких металлов.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы ребята
задумались на нашей темой и продолжили изучения
истории Хакасии: традиции, обычаи хакасского
народа, творчество, культуру и быт. Хочу отметить,
что в этом году 20 августа будет 300 лет, как Хакасия
присоединилась к России, для нашей республики
это очень знаменательное событие.

В нашей республике, есть чудесное местечко это
чудесное местечко — город Абаза. В заключение
классного часа, предлагаю вам прослушать отрывок
из стихотворения “Абазинский вальс”

Отрывок из стихотворения Валентина
Степанова “Абазинский вальс”

Абаза – красивый город,
Наша гордость и краса.
Окружая город, горы
Подпирают небеса.
День и ночь кипит работа
В шахте рядом с Абазой
И рассвета позолота
Спорит с неба бирюзой.
Абаза – шахтерский город,
Город славы трудовой.
Абаза – таежный город,
Наша гордость, наша честь.
Ты всегда нам будешь дорог
И спасибо, что ты есть.

Викторина состоит из 20 вопросов и проводится в форме игры. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Проводится в конкретном классе, либо среди учащихся одной параллели. Группы (команды) формируются по свободному принципу. Ведущие и члены жюри выбираются из числа того же класса, либо из параллели постарше. Так как предлагаются готовые варианты ответов, время для обсуждения в группе – 30 секунд. По истечении указанного времени команды одновременно, при помощи карточек, показывают свой вариант ответа. Задание из «Творческой паузы» не оценивается, однако по итогам викторины группу, которая более успешно справилась с заданием, можно поощрить Грамотой за лучшее стихотворение о Родном крае.

Презентация
PPT / 3.14 Мб

Урок – викторина «Знатоки родного края»

(5 – 7 класс)

Цель: формирование устойчивого интереса учащихся к родным местам, традициям, прошлому и настоящему своего региона.

Задачи:

1) способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о Республике;

2) воспитывать познавательную потребность у учащихся;

3) развивать внимание, память, мышление;

4) прививать любовь к малой Родине;

5) формировать умение работать в группе.

Оборудование: мультимедиа; карточки с вариантами ответов «а», «б» или «в», набор карточек для творческой паузы, карточки для членов жюри. 

Карточки
RAR / 32.16 Кб

Форма проведения: игра. 

Форма организации учащихся: групповая (3-4 группы).

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Велика наша Родина. Чудесны и необъятны ее просторы. Прекрасна ее природа, обширны ее поля, леса и горы. Сказочно богата ее земля. На огромной территории нашей страны есть уголок, где ты родился и живешь. Это – твой родной край.

Ведущий 2: Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. С большой любовью о Хакасии писал поэт Н.Г. Доможаков:

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степей увидишь океан,

Берегами океана встали

Цепи Алатау и Саян.

По земле цветущей только ступишь,

Здесь оставишь сердце навсегда –

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие от льда.

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся)

СЛАЙД 2. Ведущий 1: Республика Хакасия – частица Российской Федерации. На карте России она могла бы поместиться 278 раз. Хакасия – республика. Город Абакан – ее столица.

Хакасия занимает площадь около 62 тыс.кв.км Своими размерами Хакасия значительно больше таких государств, как Армения (29,8 тыс. кв.км), Молдова (33,7 тыс.кв.км) и почти равна Латвии. На месте Республики Хакасия могли бы поместиться два таких государства, как Бельгия. Чтобы пересечь нашу Республику на поезде, идущем со скоростью 60 км/ч, нужно потратить около 8 часов.

Ведущий 2: Итак, хорошо ли вы знаете свой край? Наша викторина начинается! Если первый ответ покажется верным, поднимите карточку «а», второй – «б», третий –«в». Время на обсуждение ответа в группе – 30 секунд. С вами будут работать члены жюри, которые будут наблюдать за ходом вашей игры.

СЛАЙД 3. Первый вопрос — сколько городов в нашей Республике?

а) 5;

б) 6;

в) 7.

СЛАЙД 4 (ответ). Пять: это Абакан, Саяногорск, Черногорск, Сорск, Абаза.

СЛАЙД 5. Ведущий 1: Сколько районов в Хакасии?

а) 6;

б) 7;

в) 8.

СЛАЙД 6 (ответ). Восемь: Алтайский район, районный центр – с. Белый Яр; Аскизский район, районный центр – с. Аскиз; Бейский район – с. Бея; Боградский район – с. Боград; Орджоникидзевский район – п. Копьево; Таштыпский район – с. Таштып; Усть-Абаканский район – п. Усть-Абакан; Ширинский район – п. Шира.

СЛАЙД 7. Ведущий 2: Как в ранних легендах и преданиях называли коренных жителей Саяно-Алтайского нагорья?

а) кыргызы;

б) алтайцы;

в) урянхайцы.

СЛАЙД 8 (ответ). В ранних легендах и преданиях народов Южной Сибири коренными жителями Саяно-Алтайского нагорья выступают кыргызы.

СЛАЙД 9. Ведущий 1: В каком году Хакасия официально стала составной частью России?

а) 1207 год;

б) 1707 год;

в) 1727 год.

СЛАЙД 10 (ответ). Датой официального закрепления Хакасии за Россией принято считать 20 августа 1727 года, когда между Российской империей и Китаем был заключён официальный пограничный трактат. Все земли, которые находились на северной стороне Саян, отошли к России, на южной — к Китаю. Начиная с 1727 года Хакасско – Минусинский край начал обживаться русским населением. Первыми жителями стали казаки.

СЛАЙД 11. Ведущий 2: Основным видом хакасских поселений был:

а) аал;

б) аул;

в) улус.

СЛАЙД 12 (ответ). Основным видом хакасских поселений были аалы – полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. К началу XXв. коренное население проживало приблизительно в 520 аалах. Основным жилищем хакасов в XVII – XIX в.в. служила юрта, которая была максимально приспособлена для полукочевого хозяйства (переносная цилиндрическая юрта).

СЛАЙД 13. Ведущий 1: Что считали оберегом семьи и дома у хакасов?

а) дерево;

б) воду;

в) огонь.

СЛАЙД 14 (ответ). Огонь особо почитался у народов Саяно-Алтая. Он являлся оберегом семьи и дома. Огонь представляли в образе пожилой женщины. Ее обязательно кормили перед каждым приемом пищи. Когда ее не покормишь, то она сердится. При кормлении хозяйки огня говорили такие слова: «Матушка-огонь, тебя кормим! Удачи и счастья нам дай!»

СЛАЙД 15. Ведущий 2: Когда отмечается Хакасский Новый год – Чыл Пазы?

а) 22 марта;

б) 22 июня;

в) 22 декабря.

СЛАЙД 16 (ответ). Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Участники обряда все вместе провожают старое солнце и приветствуют новое.

СЛАЙД 17. Ведущий 1: Тун Пайрам – это…

а) праздник начала лета;

б) праздник села;

в) праздник первого айрана.

СЛАЙД 18 (ответ). Тун Пайрам проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Тун пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. 

СЛАЙД 19. Ведущий 2: Какое дерево является священным для хакасов?

а) береза;

б) кедр;

в) сосна.

СЛАЙД 20 (ответ). Береза – священное дерево для хакасов – знак благополучия, достатка и благосостояния. 

СЛАЙД 21. Ведущий 1: Назовите самый древний хакасский инструмент.

а) чатхан;

б) хомыс;

в) бубен.

СЛАЙД 22 (ответ). У хакасов встречаются самые различные музыкальные инструменты — ударные, шумовые, духовые, струнные, в том числе смычковые. Их около 15 видов. Наиболее древним, вероятно, надо считать бубен — обрядовый предмет шаманов.

СЛАЙД 23. Ведущий 2: Наиболее почитаемым на сегодняшний день состязанием среди хакасских мужчин является…

а) борьба-курес;

б) стрельба из лука;

в) конные скачки.

СЛАЙД 24 (ответ). Наиболее почитаемым среди хакасских мужчин состязанием до сегодняшнего дня является борьба — курес. Хакасская борьба является поясной: участник поверх одежды надевает на себя матерчатый кушак — «хур». Цель участника — бросить своего соперника на лопатки, не отрывая рук от пояса. При борьбе не учитывался вес борцов, не было четкого регламента — победитель боролся до первого поражения. Во время борьбы запрещалось наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку. По хакасским правилам противник считался побежден­ным, если он прикоснулся к земле любой частью своего тела или упал на четвереньки. Если после броска против­ник приземлился на ноги, то борьба продолжается. Когда оба борца упадут, объявлялась ничья. Общая победа присуждалась после трех схваток.

СЛАЙД 25. Ведущий 1: А теперь настал момент для творческой паузы. Каждой команде мы раздадим набор слов, из которых необходимо составить четверостишие, посвященное нашей замечательной Республике. Время выполнения задания — 10 минут.

1-я команда: Свет, поле, ветер, ковыль.

2-я команда: Село, луна, весело, весна.

3-я команда: Костер, простор, закат, сад.

4-я команда: Саяны, степь, туманы, цепь.

СЛАЙД 26. Ведущий 2: Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.

Как называется самая высокая точка Хакасии?

а) гора Чалпан;

б) гора Карагош;

в) гора Кюнь-Таг.

СЛАЙД 27 (ответ). 4/5 части Хакасии занята горами. Вы, наверное, слышали о горах Кузнецкого Алатау. Природа Кузнецкого Алатау необычайно живописна. На границе с республиками Горный Алтай и Тыва громоздятся Западные Саяны. Вершиной Западных Саян является гора Карагош (2930 м.) – самая высокая точка Хакасии и в переводе с тюркского означает «черная птица».

СЛАЙД 28. Ведущий 1: Городом угольщиков в Хакасии называют…

а) Сорск;

б) Саяногорск;

в) Черногорск.

СЛАЙД 29 (ответ). Среди огромных природных богатств, которыми располагает Хакасия, уголь занимает значительное место. Черногорск – город угольщиков. Своим рождением он обязан Черной горе – кладовой каменного угля, которая дает жизнь не только предприятиям Хакасии, но и многим заводам и фабрикам Сибири. Уголь – это топливо. Он необходим промышленности и транспорту. На каменном угле работают заводы и фабрики, тепловые электростанции. Из него получают кокс, который идет для выплавки чугуна и стали. Из угля получают бензин, керосин, газ. Уголь является сырьем для химической промышленности. Из угля вырабатывают 1200 красок для ткани, кожи, меха и удобрения, пластмассы, ядохимикаты, более 400 видов различных лекарств. Даже духи, одеколон изготавливают из каменного угля.

СЛАЙД 30. Ведущий 2: Какое озеро в нашей Республике называют Озером Здоровья?

а) Шира;

б) Баланкуль;

в) Сосновое.

СЛАЙД 31 (ответ). Озера большей частью расположены на северо-востоке и юге Республики. Самые большие озера: Белё, Черное, Фыркал, Иткуль, Шира. Они имеют глубину до 10 метров.

Большинство озер равнинной части соленые: Сорокаозерки, Улуг-Холь, Юсколь и др. На озерах в прошлом велась добыча соли. Большими запасами солей обладает Фыркал. На дне некоторых озер наряду с солью имеется целебная грязь. Одним из таких озер является целебное озеро Шира – озеро Здоровья.

СЛАЙД 32. Ведущий 1: Какое дерево у нас называют сибирской сосной?

а) пихта;

б) кедр;

в) лиственница.

СЛАЙД 33 (ответ). Обширные пространства Кузнецкого Алатау, Западных Саян, Абаканского хребта покрыты горной тайгой: сосна, лиственница, ель, пихта, береза, кедр. Именно кедр называют сибирской сосной. Он похож на сосну, только темнее, мягче и иголки длиннее, растут они в пучке не по две, как у сосны, а по пять. С одного дерева можно собрать 10 — 13 кг. орехов. Это дерево долговечное, растет в течение нескольких столетий. Его высота достигает до 40 метров.

СЛАЙД 34. Ведущий 2: Какое животное называют «сохатым»?

а) косуля сибирская;

б) марал;

в) лось.

СЛАЙД 35 (ответ). На территории нашей республики обитают 76 видов зверей и более 315 видов птиц. Лось – самый крупный из оленей. Рога у самца похожи на соху, которые иногда весят до 20 кг. Ежегодно весной лось сбрасывает рога, а к осени они вырастают снова. Огромные рога лося служат орудием для защиты от врагов.

СЛАЙД 36. Ведущий 1: Какая самая крупная птица нашей местности?

а) глухарь;

б) огарь;

в) степной орел.

СЛАЙД 37 (ответ). Глухарь – самая крупная птица нашей местности. Вес его достигает 6 кг. Живет он в хвойных лесах. Птицы в степях не так разнообразны, как в лесу: перепела, хохлатые удоды, трясогузки, коростели, жаворонки, ласточки, стрижи. Из хищных птиц встречаются степной орел, степной и луговой луни, степная пустельга. В степях нашей республики обитают ценные и очень редкие птицы: дрофа, журавли, лебеди, огарь и другие.

СЛАЙД 38. Ведущий 2: Изображение какого животного можно увидеть на гербе Хакасии?

а) медведь;

б) снежный барс;

в) соболь.

СЛАЙД 39 (ответ). Снежный барс размещен на гербе республики и является символом Хакасии. Народные предания приписывают барсу силу, бесстрашие, мудрость и выдержку. Он – представитель высших небесных сил на земле, хранитель людей. Барс считается священным животным, поэтому древние хакасы изображали его на наскальных рисунках, со знаком святости — крыльями. 

СЛАЙД 40. Ведущий 1: Наша Республика известна большим количеством сакральных мест. Сакральные места – это места пребывания духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения. Одним из таких мест является Долина Царей. Долиной Царей в Хакасии называют…

а) Горную гряду Сундуки;

б) Оглахтинскую крепость;

в) Салбыкский курган.

СЛАЙД 41 (ответ). Большой Салбыкский курган — один из самых величественных и загадочных памятников Южной Сибири V — IV в. в. до н.э. Первые упоминания о Салбыкском кургане сделаны в 1739 году российским ученым Г. Ф. Миллером. Курган представляет собой каменный квадрат площадью 70 на 70 м из огромных плит весом 50-70 тонн. По углам и сторонам этой каменной ограды были вкопаны большие менгиры, всего 23 камня высотой до 6 метров. Курган достигал высоты около 30 метров. До сооружения гигантской земляной насыпи внутри каменной ограды был устроен склеп из бревен в виде усеченной пирамиды. Склеп имел высоту 2,5 м и накрывал двухметровой глубины яму. В гробницу вел бревенчатый коридор. В этом маленьком домике был похоронен один из самых могущественных людей той эпохи, чье владычество простиралось на всю Хакасско-Минусинскую котловину. С ним в могиле было еще несколько людей: два молодых воина и женщины-служанки, которые видимо должны были служить и охранять его на том свете. В полутора километрах от кургана находится двухполюсная аномальная зона, обозначенная двумя менгирами, названными Салбыкскими воротами. К этому месту приходят люди, верящие в их целительную силу.

СЛАЙД 42. Ведущий 2: Наконец, последний вопрос нашей викторины – как называют сказителя и мастера горлового пения в Хакасии?

а) акын;

б) хайджи;

в) сэсэн.

СЛАЙД 43 (ответ). Хайджи — сказитель-мастер, обычно мужчина. Сказительский дар считается наследственным и пользуется в хакасском народе высоким почитанием, так как сказания повествуют о героическом прошлом, истории народа. Каждый профессиональный сказитель в своём репертуаре имел от 10 до 20 и более произведений. Таковыми могли стать особо одаренные, обладающие хорошей памятью люди, относящиеся к породе изепчи — то есть «наблюдательные, предсказатели». Хайджи часто приглашались в гости. Крупные баи держали у себя в аале сказителей и певцов, прославляющих их жизнь и скрашивающих досуг. Сказители, отмеченные даром высшего уровня, назывались ээлиг хайджи. Когда они исполняли алыптыг нымахи, то их слушать, якобы, собирались различные духи — хозяева гор, тайги и рек.

СЛАЙД 44. Ведущий 1: Итак, наше мероприятие подходит к концу. Пока члены жюри подсчитывают баллы, подведем итоги урока (ответы учащихся):

 — Я знал (-а), что…

 — Мне было интересно узнать…

 — Я хотел (-а) бы…

 — Мне понравилось/ не понравилось …

Объявление результатов членами жюри. Награждение победителей.

Ведущий 2: Ребята, сегодня мы увидели, что вы хорошо знаете свой родной край и что вы не равнодушны к его культуре, истории, традициям. А в каком удивительном месте мы живем! Считается, что у Хакасии – большое будущее. Недаром она расположена в самом центре Сибири, а ее очертания напоминают своей формой сердце.

Ведущий 1: Наша республика – истинная жемчужина Сибири, в которой, как в зеркале, отразились все достоинства, красоты и богатства огромной части России, что протянулась от Урала до самого Тихого океана. Берегите нашу Родину, большую и малую, и живите дружно и счастливо!

СЛАЙД 45. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1) В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов», Абакан, 1996г.

2) С.Н. Султреков «Родная Хакасия», учебное пособие по природоведению для 5 класса, Абакан, 1995г.

3) Хакасия – Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F

4) Хакасия: 40 интересных фактов —

https://docplayer.ru/62551025-Hakasiya-40-interesnyh-faktov.htm

5) Шаблон презентации — http://pedsovet.su/load/320

Название: Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии , национально-региональные праздники, старший дошкольный возраст
Автор: Тырышкина Альфия Наильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «ЦРР- ДС «Улыбка»
Месторасположение: Республика Хакасия г. Абаза ул. Ленина, 1В

Сценарий развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
«Хакасия – наша малая Родина»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе проведения развлечения «Хакасия – наша малая Родина».

Задачи:

развивающие:

развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной продуктивной деятельности,

развивать речь как средство общения,

развивать умения детей выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;

обучающие:

формировать представление о том, что Россия — огромная многонациональная страна;

формировать интерес к «малой Родине»,

формировать представления детей о культуре и культурном многообразии посредством знакомства с народными играми, традициями и обычаями;

воспитательные:

воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине,

воспитывать уважительное отношение к культурным различиям,

вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему развлечению, желание активно участвовать в его подготовке.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», дополнительная образовательная деятельность «Английский язык».

Предварительная работа: беседы: «Наша Родина – Россия», «Наша малая Родина»; совместно с родителями изготовление атрибутики государственных символов России, Хакасии, герба города, своей семьи; совместно с родителями посещение городского краеведческого музея, Центра Детского Творчества, посещение Физкультурно-Оздоровительного Комплекса; создание видеотеки «Где мы любим отдыхать»; рассматривание альбомов «Абакан – река жизни», «Абаза», «По Хакасии»; знакомство с авторами песен о Саяногорске; совместно с родителями изготовление шапочек-жарков для танца.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация к развлечению, столик, стульчик, «голубь» (поделка оригами), «письмо», верёвка, фонограмма «Ты, я, он, она, вместе – целая страна», фонограмма хакасской народной мелодии, бумага для рисования, цветные карандаши, акварельные краски, восковые мелки.

Ход развлечения:

Девочка Джейн, сидя за столиком, что-то пишет. К ней подходит девочка Кейт.

Кейт: Hello! (Привет!)

Джейн: Hi! (Привет!)

Кейт: What are you doing? (Что ты делаешь?)

Джейн: I’m writing a letter. (Пишу письмо.)

Кейт: Letter? Whom? Where? (Письмо? Кому? Куда?)

Джейн: I’ll give my letter to the pigeon. Let it pass my letter somewhere to somebody . (Я отдам своё письмо голубю. Пусть он передаст его кому-нибудь.)

Кейт: And ..? (И ..?)

Джейн: And I’ll have more friends! (И у меня будет больше друзей!)

Джейн прикрепляет письмо к «голубю», запускает его.

Джейн: Fly, pigeon, fly!

Девочки уходят.

Входят дети.

Музыкально-танцевальная композиция «Ты, я, он, она, вместе – целая страна»

Дети садятся на стулья.

1 ребёнок:

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

2 ребёнок:

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

Посмотри, как он хорош –

Край, в котором ты живёшь!

Песня «Посмотри, как всё красиво»

С верхнего ригеля опускается «голубь» с «письмом»

Воспитатель: (Берёт письмо, просматривает)

Ребята, голубь принёс нам письмо от английской девочки Джейн. Она хочет найти новых друзей, узнать, где и как они живут.

3 ребёнок:

Давайте ответим английской девочке! We live in Sayanogorsk. Мы живём в Саяногорске.

Песня «Абаза — моя малая Родина»

4 ребёнок:

Абаза – город молодой. Он расположен у подножья Саянских гор.

Голубеют туманы в несказанной красе.

Надо мною Саяны, подо мной Абакан.

Предо мною Россия – беспредельная даль.

Иней лёгкий и синий рассыпает хрусталь.

Воспитатель: Что вы хотите рассказать о нашем городе? Куда бы вы повели Джейн? Почему?

Дети по желанию рассказывают об Абазе Песня «Абаза- это горы высокие»

5 ребёнок:

We live in Sayanogorsk We live in Khakasia. Наш город неразрывно связан с древней землёй Хакасии. Жизнь многих поколений протекала на этой земле – земле суровой и щедрой.

Хакасия, край мой! Родные просторы!

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

Полюбите край родной, он один у нас такой!

Вы животных не губите и природу берегите!

Песня «Не дразните собак»

6 ребёнок:

Коренное население Хакасии – хакасы. Раньше они жили в юртах, теперь – в городах и сёлах, в домах и квартирах. Но почти в каждой хакасской семье хранится традиционный наряд предков. Хакасы говорят на хакасском языке.

7 ребёнок:

Изенер!

Песня «Дождик» на хакасском языке

8 ребёнок:

Хакасия славится своей неповторимой первозданной природой.

Что сказать вам о Саянах?

Это горы в облаках

И таёжные поляны,

Все в сияющих жарках.

Танец «Жарки»

9 ребёнок:

Хакасский народ гостеприимный, добрый, весёлый. И мы очень любим играть в хакасские народные игры.

Хакасская народная игра с верёвкой

10 ребёнок:

Хэй! Конь вороной быстро мчится подо мной.

Ты лети, моя стрела, так же быстро, как и я.

Танец всадников

Воспитатель:

Природа Хакасии богата и разнообразна. Наши предки одухотворяли родную природу и трепетно относились к ней. У русских и у хакасов особо почитается берёза. Она считается священным деревом, обладающим особой жизненной силой.

11 ребёнок

С давних пор и по сей час

Хоровод в чести у нас.

Нынче – праздник. Эй, народ!

Заводи-ка хоровод!

Хоровод «Берёза»

Воспитатель:

Кроме хакасов и русских в солнечной Хакасии живут люди многих национальностей.

10 ребёнок:

Узбек и поляк, белорус и татарин,

Грузин и еврей здесь дружно живут.

Все трудятся славно, а когда отдыхают,

То танец исполнят иль песню споют.

Танец «Немецкая полька»

Воспитатель:

Ребята, а ведь у нас с вами получилось письмо-рассказ о нашем крае, о том, как дружно мы живём на благодатной земле Хакасии, о том, что мы всегда рады гостям!

1 ребёнок:

Если ты придёшь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау и Саян.

13 ребёнок:

По земле цветущей только ступишь –

Здесь оставишь сердце навсегда,

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие ото льда!

Песня «Родина»

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, чем можно дополнить наше письмо-рассказ, чтобы оно стало красочным, чтобы Джейн увидела красоту нашей малой Родины, её людей?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно вы придумали! У нас с вами есть бумага, материалы для рисования, а главное – желание сделать письмо- подарок!

Дети рисуют, используя материалы (цветные карандаши, краски, восковые мелки) по желанию.

Литература

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение/С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Боргояков И. Ф. Красота моей земли: Сборник детских песен на хакасском языке/ И. Ф. Боргояков. – Абакан: Диалог Сибирь – Абакан, 2008.
  3. Подарочный альбом «Енисей – река жизни» СШГЭС им. П. С. Непорожнего ГИДРООКГ/ Под ред.Н. И. Данилова. – С-Пб, 2006.
  4. Катаева Н. В., Токояков О. А., Кышпанакова О. Н. Колокольчики: Сборник песен, танцев и игр для младшего школьного возраста. На хакасском и русском языках/ Н. В. Катаева, О. А.Токояков, О. Н.Кышпанакова. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1994.
  5. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, реализующего модель «Многоязычие и поликультурность» — Абакан:Редакционно-издательский тодел ХРИПКиПРО «РОСА», 2006.
  6. Модель В. Ты судьба моя, Россия/ В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1979.
  7. Челбораков Г. Цвети, мой край родной/ Г. Челбораков. – Абакан, 1983.

Приложение:

Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина». Старший дошкольный возраст.

Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина». Старший дошкольный возраст.

Дата изменения: 03.01.2017
Дата публикации: 03.01.2017

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий холодное сердце театр теней
  • Сценарий чаепития на день матери
  • Сценарий цельнометаллической оболочки
  • Сценарий хайп вечеринки
  • Сценарий чаепития ко дню мамы