Сценарий вечера памяти
«Гудят колокола памяти»
(музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны»)
На сцене 4 ведущих
1-ый: Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Кажется ты в пустыне,
Выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни
Плачут колокола.
2-ой: Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.
3-ий: Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!» (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).
(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» — 1 часть)
4-ый: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни.
Новая группа ведущих
5-ый: Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь…
6-ой: Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних сел. Мало кому было известно.
7-ой: Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.
(На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»)
8-ой: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и селам, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.
5-ый: Три года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.
6-ой: Идут ребята, мужики,
Детишки, бабы, старики.
Идут подростки и девчата,
Горят их хаты,
Горит земля,
Леса с травой,
Огонь гуляет круговой,
Поля пылают.
Боже мой!
Огонь , как мост, встает до звезд!
Звонят, звонят колокола.)
Тревога землю обняла…
И от села и до села
Встает народ. (Музыка смолкает)
7-ой: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни.
(Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает)
Трагедия произошла 22марта 1943года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка смолкает)
8-ой: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали. Но им уже был вынесен смертный приговор.
5-ый: За то, что они белорусы – советские люди, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского «нового порядка».
6-ой: Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.
7-ой: Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.
8-ой: А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.
5-ый: Ах, горюшко, горе, сыночек родной!-
Сухими губами шептала, —
А может, не станут они над тобой
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветали;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И теплой коры на опушке;
Ни разу еще не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печеной картошки с золою.
Ну хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочел бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!
Спаси не меня – так сынишку. (пауза)
6-ой: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.
7-ой: В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек.
(Выходят новые 4 чтеца)
1-ый: Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни.
2-ой: Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.
1-ый: Из всех хатынских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.
4-ый: И теперь, много лет спустя, Александр Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и дочкой часто приходят на место былой своей хаты…
2-ой: (На фоне музыки И.С.Баха «Прелюдия соль минор»): В душе не надеясь уже на ответ,
Спросил у нахмуренных сосен:
-Где мать и отец мои? Живы иль нет?
Что стало с сестричкою Зосей?
Провыл, потревожил вечернюю стынь
В урочище волк одинокий.
И тихо в лесу.
Так молчала Хатынь…
Свети ему, месяц высокий,
Средь бора дорогу ему укажи,
Которой он хаживал прежде,
Мальчишка шагает,
Мальчишка бежит
Навстречу последней надежде. (Музыка смолкает)
3-ий: Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом. Тут-то ее и заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадет – никак в нее не попасть.
4-ый: Тогда один долговязый фашист бросился вдогонку. Догнал, выстрелил.
3-ий: И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке.
1-ый: «Ленка, Лена, родименькая, не умирай!» склонился, взял ее на руки, прижал, окровавленную, к груди. Она уже не дышала, а он все твердил: «Лена, доченька, не умирай!..»
3-ий: Умерла Лена у него на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов.
4-ый: Они, тренированные профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к овину. А в овине – полно людей: мужчин, женщин, стариков, грудных детей и подростков. ( Проецируется фотография И.И.Каминского)
Новая группа ведущих
1-ый: А из взрослых жителей Хатыни остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день. Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями суну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть , как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни…
2-ой: Вот какой след оставили после себя фашистские каратели. (Проецируется фотография сожженной Хатыни)
3-ий: Боль ее, боль ее
Через наши сердца
Долетит до грядущих веков:
— Я, Ядвига,
Учительница села,
Хлебороба хатынского дочь,
Здесь подпольно с детьми я уроки вела
Каждый раз, как спускалася ночь,
Чтоб предатель и враг-чужеземец не знал,
Не глумился кроваво над нами.
Первоклассник в тот год в моей школе читал:
«Никогда мы не будем рабами…»
4-ый: Люди погибали, но не покорились… деревушка Хатынь…В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?
(На экране – хатынская улица. Звучит музыка И.С.Баха «Прелюдия ми минор»
1-ый: Хатынская улица… Никогда ее не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.
2-ой: На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.
3-ий: На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.
4-ый: В этой деревне никогда не будет ни свадеб, ни родин, не будут играть гармошки, скрипки, не послышатся песни.
1-ый: В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день… (Музыка стихает)
2-ой: Хатынь – памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол. (Проецируются колокола Хатыни)
Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,
Но над другой плитой откликнется печально.
И вдруг призывом этот звук
Пройдет до дрожи в теле:
«Не забывайте наших мук,
Мы жить, мы жить хотели!»
Так день и ночь печаль и гнев
Блуждают по долине над скорбным звоном в вышине
Лишь отзвук журавлиный.
3-ий: Колокола звонят, звонят… (Перезвон колоколов) Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон! (Фотография «Кладбище деревень») Об этом говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. (Музыка стихает) . Там горит Вечный огонь – символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине.
4-ий: А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны.
1- ый: Три березки – тоже символ. Три березки – глубокий след, жгучее напоминание о войне.
У Хатыни, где камни поседели от горя,
Срубы хат домовинами братскими стали.
Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах,
Где из аистников аисты безвозвратно
В теплый край улетели, —
Три березки шумят под ветрами, дождями,
Три березки четвертую вспоминают.
Какой стройной была она,
Неугомонной щебетуньей весной,
Веселухой, певуньей,
Как она партизан прикрывала и грела,
Как поила их соком, провожала в походы,
Как порой заслоняла их от пуль беспощадных…
2-ой: Три березы шумят над годами, над жизнью,
Три березы четвертую вспоминают.
Если встать бы могла она из пепелища,
Поглядеть на родные земные просторы
И порадоваться снова мирному небу,
Услыхать, как звенят жаворонки над житом,
И обмыть свои листья росою обильной!..
Три березы шумят под зарею румяной,
Три березы четвертую вспоминают.
3-ий: Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс – память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от немецко – фашистских захватчиков. (Фотографии мемориального комплекса)
4-ый: Как символ непокоренного человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстегнутой обгоревшей рубашке с мертвым ребенком на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма.
1-ый: Бывало. Что и он, Иосиф Каминский, остановится позже этой бронзовой фигуры, постоит, покачает седой головой и тихо скажет: « Люди… Дорогие мои… Это я. А это – мой сын, мой Адасик…» покажет рукой на черную бронзу и умолкает: душат его слезы, спазмы сжимает горло.
(Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе»)
2-ой: Хатынь – это бронза и камень.
3-ий: Хатынь – это безмерная людская скорбь!
4-ый: Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли!
1-ый: Запомните золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти!»
2-ой: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу. И вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
3 – ий: И есть еще слова на «Стене памяти» — наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»
(Музыка смолкает)
4-ый: Отступает с годами горе… но мы не можем, не имеем права забыть про деяния фашистов.
1-ый: Это они оставили кровавые незаживающие следы.
2-ой: В Польше – Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур.
3-ий: в Чехословакии – Лидице, в России – Красуха.
4-ый: На Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, в Белоруссии – Хатынь!
(Музыка звучит громче. Перезвон колоколов)
Музыкальное сопровождение:
1)музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны») – 2-3мин.
2) (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).
(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» — 1 часть) – 2-3 мин.
3)На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная») – 1куплет
4) (Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает) — 5 мин.
5) Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе») -5мин.
Видеосопровождение: Презентация «Хатынь»
Сценарий разработан на основе материалов Р.Черненькой и Г.Федух, педагогов Волковинецкой школы – интерната Хмельницкой области. Они собрали большой фактический материал, напечатанный в ж. «Юность» (1978г.), что и помогло создать впечатляющую картину трагических дней Хатыни.
Задачи:
- способствовать формированию представления
учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
вызвать чувство восхищения и гордости подвигам,
совершенными людьми в годы войны; - приблизить героику грозных лет войны,
установить связь с прошлым, примеры, которого
воспитывают чувство гражданского долга и
ответственности; - развивать творческие способности детей;
Оборудование:
- компьютер, диапроектор
- фонограммы,
- Презентация
… Хатыни звон – не прощальный звон,
не смиренный звон, а набатный звон.
Микола Нагнибеда
В зале звучит музыка «Воспоминание»
М.Таривердиева из кинофильма «Семнадцать
мгновений весны». На сцене четверо ведущих.
Ведущий 1:
Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне,
Выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни
Плачут колокола.
Ведущий 2:
Хатынь! Хатынь! Хатынь! Я слышу, Как набатом боль стучится. Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь! И как же это все могло случиться?! Живыми уходили в мир иной… Людей безвинных жгли с домами вместе. И объяснить все это лишь войной Я не могу, когда стою на месте, |
Где каждый сантиметр земли вопит От горя и от боли нестерпимой,– Он кровью человеческой полит… Кто будет там не проходите мимо! Постойте, скорбно голову склонив, Послушайте, как ветер плачет… Стонет! В краю лесов и плодородных нив Колокола звонят… Их эхо стонет В высоком поднебесье. Стой! Застынь! Перед тобой – ХАТЫНЬ! |
Ведущий 3: Скорбная тишина. Она годами
хранит и гул яростного огня, и надрывный плач
детей, и отчаянный крик матерей, и гневные
проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны
умирающих от пуль.
Ведущий 4: Как суровое напоминание
потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших.
«Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от
свинцовых туч, голубое небо от гари страшных
пожарищ, и никогда больше не допустите такого!»
Приглушенный удар колокола, ему вторит
второй, третий…
На фоне музыки П.И.Чайковского (Первый
концерт для фортепиано с оркестром. 1-я часть.)
Ведущий 1: Слушайте, люди! К вашим
сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и
болью рассказывают они о трагедии этой деревни. (На
сцену, сменяя первых ведущих, выходят четыре
ученика)
1-й. Хатынь – это суровая народная
память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная
людская скорбь…
2-й. Название этой белорусской деревни
значилось когда-то только на
картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних
селений, мало кому было известно.
3-й. Но само слово «Хатынь» стучит
пеплом в сердцах миллионов людней, Хатынь стала в
ряд главных обвинителей фашизма и войны.
4-й. (На фоне песни А.В.Александрова и
В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»).
Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов,
пронзительные пулеметные очереди взорвали
утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты
война прямой наводкой ударила по белорусским
городам и деревням, пороховым дымом и копотью
пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд
рощ.
1-й. Три года длились черные дни
оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных
мстителей вместе с подпольщиками боролись с
лютым врагом.
4-й.
Идут ребята, мужики Детишки, бабы, старики, Идут подростки и девчата, Горят их хаты, Горит земля, Леса с травой, Огонь гуляет круговой, |
Поля пылают. Боже мой! Огонь, как мост, встает до звезд! Звонят, звонят колокола. (Перезвон колоколов) Тревога землю обняла… И от села и до села Встает народ. (Музыка смолкает) |
1-й. (Перезвон колоколов) Все
человечество слышит колокольный звон Хатыни! (Звучит
музыка И.Крутого «Я скучаю по тебе, даже когда
сплю». На музыкальном фоне ведущий продолжает.)
Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Специальный
отряд карателей окружил деревню, что стояла в
низине между песчаных холмов, в окружении
задумчивого бора.
2-й. Из хат выгнали всех детей, стариков
и женщин, они еще ничего не знали. Но им уже был
вынесен смертный приговор.
1-й. Ни один из взрослых жителей Хатыни
не смог остаться незамеченным. Только троим
детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше
Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев.
2-й. Их согнали в сарай, обложили
соломой и подожгли. Огромное зловещее пламя
взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали
дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели
расстреливали из автоматов.
3-й. 19-летняя Вера Яскевич несла на
руках 7–недельного сына Толика. Бессловесный, он
не мог спросить, куда мама идет, куда несет его, он
не видел, что мать словно окаменела, не видел
ужаса в ее глазах.
4-й. А ей казалось, что сынок все
понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому
так прижался к ее груди, притаился под платком.
1-й.
Ах, горюшко, горе, сыночек родной! – Сухими губами шептала, – А может, не станут они над тобой Глумиться? Ты прожил так мало! Не видел, как вишня весенней порой, Как груша в саду зацветала; Не слышал, как трубно кричат журавли, Как годы пророчит кукушка, Не знаешь ты запахов талой земли |
И теплой коры на опушке; Ни разу еще не промчался верхом За ветром вдогонку в ночное, Не ел, согреваясь под осень костром, Печеной картошки с золою. Ну хоть бы одни истоптал сапоги, Прочел бы хоть первую книжку… Ты слышишь, наш татка, приди, помоги! Спаси не меня – так сынишку. |
2-й. Нет! Никто не смог спасти
маленького и еще семьдесят пять таких, как он.
1-й. В этот же день в эту жуткую
братскую могилу легло еще 149 человек.
(Выходят еще четыре чтеца)
1-й. Две девочки из семей Климовичей и
Федоровичей спаслись и доползли по серому
весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их
подобрали жители деревни Хворостени. Однако и
здесь повторилась трагедия Хатыни и обе девушки
погибли.
2-й. Головорезы фашистского палача
Дирлевангера, свирепствовавшие в Белоруссии,
сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей
побросали в колодец.
1-й. Лишь двое детей, из находившихся
в сарае, остались живы — семилетний Виктор
Желобкович и двенадцатилетний Антон
Барановский. Когда в горящей одежде,
охваченные ужасом люди выбегали из горящего
сарая, вместе с другими жителями деревни
выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала
за руку семилетнего сына Витю. Смертельно
раненая женщина, падая, прикрыла сына собой.
Раненый в руку ребенок пролежал под трупом
матери до ухода фашистов из деревни. Антон
Барановский был ранен в ногу разрывной пулей.
Гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали
и выходили жители соседних деревень. После
войны дети воспитывались в детском доме г.п.
Плещеницы.
4-й. Будучи взрослым Александр
Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и
дочкой часто приходили на место былой своей
хаты…
На фоне медленной музыки И.С.Бах. Прелюдия
соль минор)
2-й.
В душе не надеясь уже на совет, Спросил у нахмуренных сосен: Где мать и отец мои? Живы иль нет? Что стало с сестричкою Зосей? Провыл, потревожил вечернюю стынь В урочище волк одинокий. И тихо а лесу. |
Так молчала Хатынь… Свети ему, месяц высокий. Средь бора дорогу ему укажи, Которой он хаживал прежде, Мальчишка шагает Мальчишка бежит Навстречу последней надежде. |
(Музыка смолкает)
3-й. Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив
карателей на улице, через окно выскочила во двор.
Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже
и лес рядом. И тут-то ее заметили фашисты. Они
стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за
кустиком скроется, то в борозду упадет – никак в
нее не попасть.
4-й. «Это чертенок какой-то, а не
девчонка! Пули догнать не могут!» – бесились
фашисты. Тогда один долговязый бросился
вдогонку. Догнал, выстрелил.
3-й. И произошло это на глазах отца.
Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей
дочурке.
1-й. «Ленка, Лена, родименькая, не
умирай!» Склонился, взял ее на руки, прижал,
окровавленную, к груди. Она уже не дышала, а он все
твердил: « Лена, доченька, не умирай!..»
3-й. Умерла Лена у него на руках. Он
положил ее возле куста ракиты, а сам с топором
ринулся на фашистов.
4-й. Они, тренированные
профессиональные убийцы, скрутили Ивана
Яскевича и поволокли к овину. А в овине – полно
людей: мужчин, женщин, стариков, грудных детей и
подростков.
(Ведущие и чтецы уходят. Выходят три ученика)
1-й. А из взрослых жителей Хатыни
остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий
день. Он часто приходил на пепелище. Сняв шапку,
медленными шагами шел он к месту своего бывшего
подворья, туда, где играли когда-то его дети, где
была его хата и калитка, что выпустила родную
семью в последний путь, подходил он и молча стоял,
печально склонив голову.
2-й. Иосиф Иосифович Каминский чудом
выкарабкался в то мартовское утро из под
обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому
пулями сыну и услышал его предсмертные слова.
Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть
как догорал овин, как догорали в том овине дети,
догорали их отцы и матери, деды и бабушки.
Догорала жизнь Хатыни…
1-й. Вот какой след оставили после себя
фашистские каратели.
2-й.
Скорбите, Белорусские братья! Хатынь к вам взывает сквозь время, Застывшая память из бронзы, И слезы окропившие землю. Фашистов орда беспощадная, Безжалостно, дома поджигавшая Хатыни жителей согнанных, В огне, умирающих с муками. Ни милости, ни сострадания Лишь смех, из под касок дьявольский. Куда же ты смотришь Господи? За что эти муки адские? За что ты позволил иродам, Забить до смерти, родившую? |
И вилами, заколоть ее, Родившееся дитя! Загнали изверги силою, Задвинули засовы тяжелые, И жгли деревни Минские. Уничтожая непокорившихся Спаслись трое из пекла лишь, Чтоб правду рассказать страшную, Чтоб правду поведать суровую О том, как земляки погибали их. Из бронзы, изваяния Заставят помнить о страданиях, Как Мать детей спасавшая – Сама горела заживо… |
3-й. Люди погибли, но не покорились…
Деревушка Хатынь… В чем же вина твоя, что
оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы
полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с
людьми?
(Звучит музыка И.С.Баха. Прелюдия ми минор)
1-й. Хатынская улица… Никогда ее не
огласит смех детворы, никогда не зацветут
подсолнухи и мальвы.
2-й. На этих двориках никто не посадит,
никто не вырастит сада.
3-й. На этой лавочке никто не присядет
на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не
погладит по головке сына или дочку.
1-й. В этой деревне никогда не будет ни
свадьбы, ни родин, не будут играть гармошки,
скрипки, цимбалы, не послышатся песни.
2-й. В этом колодце никто никогда не
зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день…
1-й. Хатынь – памятник всем 296 деревням,
уничтоженным фашистами на территории
Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол.
Примолкнет звон у бывшей хаты крайней, Но над другой плитой откликнется печально. И вдруг призывом этот звук Пройдет до дрожи в теле: «Не забывайте наших мук, |
Мы жить, мы жить хотели!» Так день и ночь печаль и гнев Блуждают по долине, Над скорбным звоном в вышине Лишь отзвук журавлиный. |
2-й. Колокола звонят, звонят… (Музыкальная
пауза. Песня «Хатынь» в исполнении группы
Песняры)
Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный
звон, а набатный звон. Об этом говорит, об этом
кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там горит
вечный огонь – символ неугасимой жизни, символ
любви к Родине.
Над Хатынью колокольный звон. Тихий перезвон, как слёз паденье. Будто чей-то плач, иль чей-то стон. Как ужасный сон, как наважденье. Над Хатынью звон и тишина. Трубы вместо изб. И воздух стылый. Длинная бетонная стена – Монумент над братскою могилой. Вдоль Хатыни – каменный плетень. Средь Хатыни – мраморная крыша. |
Здесь стоял сарай. И по сей день будто крик детей горящих слышен. Нет Хатыни. Всё – сплошной погост. Только вместо церкви с образами здесь – кузнец Каминский во весь рост с каменно застывшими глазами… Над Хатынью звон колоколов. Тихий перезвон, как стон берёзы… Помолчи, наш гид… Не надо слов… Что слова, коль подступают слёзы… |
3-й. А те три березки? Почему их именно
три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый
четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в
адском пламени войны.
2-й. Три березки – тоже символ. Три
березки – глубокий след, жгучее напоминание о
войне.
1-й.
У Хатыни, где камни поседели от горя, Срубы хат домовинами братскими стали. Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах, Где из аистников аисты безвозвратно В теплый край улетели, – Три березы шумят под ветрами, дождями, Три березы четвертую вспоминают. Какой стройной была она, Неугомонной щебетуньей весной, Веселухой, певуньей, Как она партизан прикрывала и грела, |
Как поила их соком, провожала в походы, Как порой заслоняла их от пуль беспощадных… Три березы шумят над годами, над жизнью, Три березы четвертую вспоминают. Если встать бы могла она из пепелища, Поглядеть на родные земные просторы И порадоваться снова мирному небу, Услыхать, как звенят жаворонки над житом, И обнять свои листья росою обильной!.. Три березы шумят под зарею румяной, Три березы четвертую вспоминают. |
2-й. Немалые свидетели, наши пущи и
боры, наши перелески и холмы слагают и сейчас
шумом то возвышенные баллады, то былинные
сказания о легендарных подвигах белорусских
партизан, жить которым вечно. (На экране
березовая роща) прислушайтесь к шуму дубов и
берез, к шепоту сосен и елей возле былой деревни
Хатынь…
3-й. Погибла Хатынь! Но на том месте, где
она была, раскинулся величественный
мемориальный комплекс –в память сотен
белорусских деревень, уничтоженных
немецко-фашистскими оккупантами. (Фотографии
мемориального комплекса)
1-й. В центре возвышается бронзовая
скульптура Непокоренного Человека – человека,
вынесшего на своих плечах все тяготы войны,
вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и
месть выражены на лице его. А руки, натруженные
крестьянские руки, горестно и бережно держат
замученного ребенка. И, кажется, бронзовые уста
Непокоренного говорят: «Будь проклят, фашизм!»
2-й. Справа от скульптуры увековечено
место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты
символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно,
языком пластика, рассказывают о разыгравшейся
здесь трагедии, Сколы в центре как бы
подчеркивают ее кульминацию.
Клинообразная дорога из белого мрамора
символизирует последний путь жителей Хатыни
обрывается у крыши-плиты.
Прислушайтесь, люди!
Сердцем прислушайтесь!..
И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и
глухие стоны.
Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и
смерть женщин, стариков, детей.Они навсегда
слились с многострадальной землей Хатыни.
1-й. Варвары и есть варвары. Они
способны сжечь, убить, сгноить миллионы людей. Но
не смогли они сломить народ, который твердо верил
в свою победу! Нельзя истребить, нельзя выжечь в
человеческой душе стремление к свободе и
счастью.
(На фоне медленной музыки)
2-й. Хатынь – это бронза и камень.
Хатынь – это безмерная людская скорбь! Хатынь –
это памятник всем пепелищам нашей земли!
3-й. Со всего белого света едут люди в
Хатынь, чтобы поклониться мужественным
непокоренным людям, которые отдавали свою жизнь,
но не стали послушными рабами фашистских
варваров.
Плачет камень,
Плачет камень,
И вся вселенная скорбит,
И мир дрожащими руками
Кладет фиалки на гранит.
(Дети кладут цветы к Вечному огню,
изображение которого вместе с тремя березами и
колоколами появляется на заднем плане сцены.)
И воин, подойдя к святыне.
Молчит, на миг окаменев
Я вижу – он у плит Хатыни
Острей оттачивает гнев,
Чтоб не забыл, чтоб не простил,
Чтоб не смягчил удара
И тем, кто зверем здесь бродил
И разжигал пожары.
1-й. Над могильным холмом – Венец
Памяти из белого мрамора. На нем – обращение
вставших их пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам –
живущим
(Звучит музыка. Э. Григ Смерть Озе)
Диктор: «Люди добрые, помните: любили
мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели
живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь
и печаль обернуться в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на
земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре
пожаров жизнь не умирала!»
2-й. И есть еще слова на «Стене памяти»
– наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали
великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не
покорились лютым убийцам в черные дни
фашистского нашествия, вы смерть приняли, но
огонь сердец ваших, вашей любви к Святой Родине
вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как
бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце
над нею» (Музыка смолкает.)
1-й. Отступает с годами горе… Но мы не
можем, не имеем права забыть то, какой ценой была
завоевана Победа в Великой Отечественной войне
Время идёт своим ходом – Меняя нашу жизнь, а вместе с ней и нас. И всё меньше с каждым годом – Мы вспоминаем о тех, кто жил и умирал за нас. Война прошла уже давно, Не занимая места в нашем сердце. И теперь многим всё равно И Хатынь, и Освенцим. Теперь многим не нужна, Победа в той войне и её история. Для них теперь лишь важна, История своей территории. Нам нельзя забыть – О том, что было. Чтобы беду в дом не впустить, Что через равнодушие ожила. Ведь мы лишь вчера читали |
И смотрели фильмы о войне. А сегодня мы узнали – Из новостей о ней, уже вдвойне. Уже молодыми парнями, Пополнились ряды ветеранов. Уже судят и чернят грязными словами, Защищавшего нас партизана. Неужели, снова смогут повторить – И Хатынь, и Освенцим. Неужели, мы разучились любить И не осталось тепла и добра, в нашем сердце. Так давайте, по земле шагая – Помнить о том, что каждую минуту, каждый час. Смотрят Вечно, за нашу жизнь переживая – Вслед Вам те, кто жил и умирал во имя Вас! |
(Музыка звучит громче. Перезвон
колоколов. Все участники выходят на сцену.)
Литература
- Хатынь. – Минск.: «Беларусь», 1976
- Хатынь. Путеводитель по мемориальному
комплексу - Черненькая Р.,Федух Г., Гудят колокола
памяти.– «Вожатый», 1978, № 2 - http://www.warhistory.ru/
- http://www.stihi.ru/2007/11/14/302
- http://library.kuzstu.ru/method/vv_bikov/kolokola.htm
- http://www.sunhome.ru/poetry/14727
- http://www.proza.ru/2009/08/03/294
Трагедия Хатыни
Внеклассное занятие входит в цикл мероприятий «Эпизоды войны», посвящённый 75-летию Победы.
Цели и задачи:
Познавательные:
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
продолжить знакомство с литературными произведениями о Великой Отечественной войне;
закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.
Развивающие:
расширение словарного запаса;
развитие интереса к историческим событиям нашего народа.
Воспитательные:
воспитывать неприязнь к жестокости, насилию, фашизму;
формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне.
Оборудование:
Мультимедийная доска, компьютер, выставка книг.
Ход мероприятия
Библиотекарь: |
Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем обзор литературы о Великой Отечественной войне. Мы уже знакомились с героическими защитниками Брестской крепости и книгами об этом подвиге, беседовали о блокадном Ленинграде и узнали о множестве документальных и художественных описаний мужества ленинградцев. Следующий эпизод воны — трагедия Хатыни. |
Звучит песня «Хатынь» муз. В. Шарапов; сл. Р. Козырев и Ю. Волков. Исполнитель Андрей Усанов (БГА «Песняры»). (Слайд 1)
Выходят ведущие – учащиеся старших классов.
|
|
1 ведущий: |
Ни на одной самой подробной карте вы не найдёте этой белорусской деревни. Она была уничтожена 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд окружил деревню. Всё население от мала до велика фашисты согнали в один из сараев. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми, столько же детей было столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился один год. Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Яскевич с 7-недельным сыном Толиком. Когда все население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. |
На экране демонстрируется сцена сожжения из х/ф «Иди и смотри» (Мосфильм, Беларусьфильм, 1985 г. Реж. Э. Климов).
|
|
3 ведущий: |
Я детей представить не могу, Ждущих смерть В огнём объятом доме. Люди Распростёрты на снегу, Ты, Хатынь, Застыла В смертном стоне. Как весь мир Не поразил испуг! У людей, Идущих здесь, На ликах – Пламенем Придавленное вдруг! – Детство, Обмирающее в криках. (М. Беляев) |
2 ведущий: |
149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них — 75 детей. Не все хатынцы погибли. …Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную, фашисты открыли по убегавшим огонь. (звучит удар колокола)
|
1 ведущий: |
В горящей одежде, крепко держа за руку семилетнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась прикрыть сына от пуль своим телом. И вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю. Так и пролежал он до ухода карателей у трупа самого родного на свете человека — матери, дважды подарившей ему жизнь. (звучит удар колокола) (Слайд 2) |
2 ведущий: |
Из девяти детей семьи Иосифа и Анны Барановских в живых остался один — 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, и гитлеровцы приняли его за мертвого.
|
1 ведущий: |
Третий свидетель хатынской трагедии — Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, он нашел среди трупов односельчан изувеченное тело своего сына Адама и услышал его последние предсмертные слова. (Слайд 4) |
2 ведущий: |
Три человека вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз войне «нет!». |
3 ведущий: |
Нет, не прощаем Нет, не забыли. Враги всю деревню испепелили. Ни стариков, Ни детей Не жалели. Люди, Деревья И хаты сгорели… (М. Беляев) |
1 ведущий: |
Сгорели… |
2 ведущий: |
Сгорели… |
1 ведущий: |
Сгорели все 26 хат Хатыни, но на их месте выросли обелиски. На месте каждого из сгоревших домов лежит первый венец сруба. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанный колоколом. |
3 ведущий: |
И томит, Над Русью звеня, Жизни истина Не простая: Если гибнут в ней от огня, В небе колокол Вырастает. (звучит удар колокола)
|
Библиотекарь: |
В 1971 году была опубликована книга известного писателя Алеся Адамовича о белорусских партизанах, воевавших против фашистов, о трагедии белорусских сожжённых деревень. «Хатынская повесть» — это не только рассказ о партизанах и о простых людях, живших в Белоруссии во время оккупации. Тут в ярких красках изображены зверства нацистов, их издевательства над людьми. Автор приводит документальные материалы, рассказы очевидцев — людей, чудом выживших в тех страшных событиях, но потерявших близких людей. Повесть положена в основу сценария двухсерийного фильма режиссёра Элема Климова «Иди и смотри», снятого в 1985 году. В 1973 году вышла повесть Елены Кобец-Филимоновой «Жаворонки над Хатынью». Спорное произведение, в котором автор обвиняет в трагедии не только фашистов, но и партизан. Вот только партизаны были на своей земле, не они пришли завоёвывать Белоруссию, не они бросали факелы в переполненный людьми сарай, не партизаны стреляли в горящих людей. Прочитав обе эти книги, вы можете составить личное представление об этих событиях, собраться на диспут и отстоять своё мнение. Трагедия Хатыни была отражена и в поэзии. В 1973 году Минским издательством «Мастацкая лiтература» выпущена поэма украинского поэта Миколы Нагнибеда. Брошюра издана на трёх языках: белорусском, русском и украинском. В 1979 году вышла книга стихов «Роса на белых яблонях» поэта Михаила Беляева. Открывает книгу цикл стихов «Живой пепел» — о белорусской Хатыни. Все эти книги вышли в советское время, когда некоторые факты о гибели деревни скрывали. Сейчас мы знаем, что в Хатыни вместе с немцами зверствовали украинские националисты. Ещё живы некоторые участники тех событий, событий о которых мы не должны забывать. (Слайд 5)
|
Демонстрируется видеосюжет «Сожженные заживо — история белорусской деревни» (https://youtu.be/TE44CL12z30 ) |
|
2 ведущий: |
Звонят колокола Хатыни… И плывёт этот тревожный звон над тихими берёзовыми и сосновыми рощами, над солнечными полями и синими озёрами… Он напоминает людям о том, что никогда не должно повториться. (Слайд 6) |
1 ведущий: |
И под звон колоколов встал на сожжённой земле бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына. На глазах расстреляли кровиночку. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на его лице. |
3 ведущий: |
Тогда и в камни, как не тверды Навеки врезаются Песен не спетых, скульптур неизваянных, И несвершённых открытий Огненные следы. Пламенем их земля сожжена, И проклятая стонет она: «Люди! Зажгите факел Над всем что свято!» (Э. Веверис) |
2 ведущий: |
Встречайте |
Демонстрируется видеоклип «Белые птицы Хатыни» https://my.mail.ru/mail/sckobelewa.swetlana/video/2046/4507.html |
Список используемой литературы:
Беляев М.А. Роса на белых яблонях: Стихи и поэма.- М.: Современник, 1979.- 95 с.
Ванькевич А. Хатынь: путеводитель по мемориальному комплексу. — Минск: Фото и жизнь, 1973. – 46 с.
Веверис Э. Сажайте розы в проклятую землю.- Рига.: Лиесма.- 144 с.
Рождественский Р. Радар сердца.- М.: Художественная литература, 1971.- 216 с.
Хатынь
PPTX / 2.23 Мб
Удар колокола
MP3 / 173.59 Кб
Песня «Хатынь» (БГА «Песняры»)
MP3 / 7.08 Мб
Эпизод х/ф «Иди и смотри»
MP4 / 14.84 Мб
«Подвигу народа жить в веках. Печальная история — Хатынь»
Сценарий мероприятия для учащихся 5-7 классов патриотической направленности, посвященный Великой Отечественной войне
Цели и задачи мероприятия:
— расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
— воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
— пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
— формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
— формировать активную жизненную позицию;
— побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, презентации к песням с картинами боев и сражений.
1. Тот самый длинный — день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится что живы!
2. 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу Советскую Родину. Началась Великая Отечественная война.
Звучит песня «Священная война» (На экране демонстрируется презентация к песне)
3. Никто не забыт, ничто не забыто!
В веках будут жить – Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Володя Дубинин и другие герои
3. Слава земли как и боль неподвластны времени. Подвиг партизанской Белоуссии будет жить вечно. Жить в памяти народной, как и горечь Хатыни, сожженной фашистами. В огне погибли 149 человек, из них 76 детей. Саше Желобковичу, который уцелел тогда, было всего 12 лет. Сердце его стучит в колокола Памяти, призывая беречь этот мир, во имя которого человечество принесло великие жертвы.
4. 22 марта 1943 года с утра стояла какая-то гнетущая тишина. Фашисты появились неожиданно. Они быстро стали окружать Хатынь. Шурка первым заметил немцев и бросился в дом. – Беги в лес, сынок, бери лошадь и скачи быстрей! Это были последние слова матери, которые он помнит. Она подсадила его и толкнула коня. Их конь любимец всей семьи, унес Шурку в спасительный лес и мчал ещё километров семь до Замостья к дядьке Мише.
5. Каратели согнали всех Хатынцев в большой сарай. Гнали стариков и женщин, гнали детей хладнокровно, тщательно обыскивая каждый дом. В сарае уместилась вся деревня в 26 дворов 149 человек. Фашисты заперли сарай, облили бензином и подожгли. Огонь Хатыни сжег Шуркино детство. 186 сестер у Хатыни, 186 сожжённых вместе с жителями деревни только на белорусской земле.
6. В них не зацветут сады, не зазвенят детские голоса- нет в них жизни. Есть только память. В Хатыни тоже живет только память. 26 символичных дымоходов на месте сгореших в войну хатынских домов.
7. Хатынь
Кругом бело
Простор.
Раздолье света
Снег первозданный
и мороза стынь.
И вот она –
нетленна и воспета,
В сердцах у нас хранимая
Хатынь.
Деревня,
Преврашённая в пустыню.
Земля людей
сожженная дотла…
Они звонят —
колокола Хатыни.
Как совесть наша,
бьют колокола
Истории.
Прошли десятилетья –
И полстраны
не жило при войне.
Но кждый раз,
Как вижу трубы эти,
Вдруг
Горло
перехватывает мне.
И где б ты ни был,
ни работал где бы –
Быть истинной святой
тебе должно –
Понять,
что счастье
жить под мирным небом –
Как дорого
нам стоило оно.
… Давно развеялась
пожаров мгла.
Но памяти пожар —
он не остынет…
Будь бдителен –
звонят колокола!
Пусть слышит мир
колокола Хатыни.
Игорь Тарабрин
8. Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен Рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
9. У столба она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
10. Тут он вспомнил как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
11.Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом,
Осторожно вынес из огня.
12. Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
13. И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой, спасённой на руках.
14. Он стоит как символ нашей славы
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он солдат моёй державы,
Охраняет мир на всей земле.
Звучит песня «Алёша» (На экране демонстрируется презентация к песне)
15. Был день как день
Светило солнце,
И ветер шарил по траве
Я тосковал, смотрел в оконце:
Отец на фронте, на войне.
16. И вдуг светлее стало в небе,
Подобьем радостной волны
Пришла к нам весточка:
Победа!
И нет боёв, и нет войны!
17.На печке дед заплакал старый,
Слёз, не скрывая как малец,
И улыбнулась наша мама
Улыбкой счастья, наконец.
18. Четыре года папу ждали
Мы вместе с нею,
Словно век.
И вот пришёл под звон медалей
Родной и близкий человек.
19. Победа!
Славная Побееда!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Звучит песня «День Победы!» (На экране демонстрируется презентация к песне)
20. Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
Помните!
21. Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
22. Хлебом и песней,
Мечтой и стихами
Жизнью просторной
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
23. Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой
Завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
24. Песню свою отправляя в полёт,
Помните!
О тех кто уже никогда не споёт,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
25. Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли,
О погибших помните!
26. Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
27. Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!
Но о тех кто уже не придет
Никогда,
Заклинаю, помните!
28. Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
29. Там где пушки не гремят,
В небе ярко солнце светит
Нужен мир для всех ребят
Нужен мир на всей планете!
30. По всей стране открая и до края,
Нет города такого нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого Девятого числа.
31. Почтим память погибших минутой молчания.
Песня «Пусть всегда будет солнце!»
Ребята дарят ветеранам и гостям памятные сувениры сделанные своими руками
Приложение:
Песня «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям;
Мучителям людей!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Песня «Алёша»
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат.
И сердцу по-прежнему горько,
По-прежнему горько,
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги.
Из камня его гимнастерка,
Его гимнастерка,
Из камня его гимнастерка,
Из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей,
Под страшною ношей,
Немало под страшною ношей
Легло безымянных парней,
Но то, что вот этот — Алеша,
Алеша, Алеша,
Но то, что вот этот — Алеша,
Известно Болгарии всей.
К долинам, покоем объятым,
Покоем объятым,
К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам,
Девчатам, девчатам,
Цветов он не дарит девчатам,
Они ему дарят цветы.
Привычный, как солнце и ветер,
Как солнце и ветер,
Привычный, как солнце и ветер,
Как в небе вечернем звезда,
Стоит он над городом этим,
Над городом этим,
Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат.
Песня «День Победы!»
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Песня «Пусть всегда будет солнце!»
Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце — навек! Счастье — навек! —
Так повелел человек.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.