Сценарий химическая экскурсия

Скачать: сценарий "экскурсия в кабинет химии" ( для учащихся начальной школы.

Глухих Светлана
Анатольевна

МБОУ СОШ №2 г.Урай
Тюменская обл.

Учитель химии и
биологии

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ
КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ  В КАБИНЕТ ХИМИИ»

Проводится для
учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.»
в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может
проводиться как отдельное внеклассное мероприятие, и как часть урока по
природоведению, в зависимости от загруженности кабинета химии.

Цель: закрепить и расширить у учащихся 5ых классов знание
понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления»,
познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с
различными веществами.

Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; опыт 2- 3 хим.
стакана; опыт 3- носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4- детский
меч, вата; опыт 5- фильтровальная бумага, вата; опыт 6- подставка, стеклянная
палочка, спиртовка.

Реактивы: опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор
хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты,
раствор фенолфталеинового; опыт 3- вода, спирт; опыт 4-100
мл 3%-го раствора хлорида железа, 100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор
фторида натрия; опыт 5- рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6- дихромат
аммония.

План.

1.    
Подготовительный этап

2.    
Основная часть

3.    
Загадки.

Ход экскурсии.

1.
Подготовительный этап

Среди учащихся
старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача- подготовить текст
выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов.
Особое внимание уделяется технике безопасности. С преподавателем природоведения
оговаривается время экскурсии в учебном процессе.

2.
Проведение экскурсии.

Учащиеся 5ых
классов приходят в кабинет химии. Здесь их встречают старшеклассники в белых
халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в
самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные
чудеса!

-А что такое чудеса?
(ученики дают различные варианты ответов)

-В каких литературных
произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)

— Правильно!

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные
необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются
чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки.
Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.

Попробуем разобраться
в сказочных превращениях. Мы 3ий (4ый) год занимаемся в этом кабинете, изучая
химию, и для нас не составляет труда провести небольшие «чудеса»

Демонстрация
опытов

1.    
Получение
«молока»;

Ведущий 1: Как часто
в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и
кисельных берегах»

Попробуем получить «молоко» из «воды»

Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем
раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном
состоянии напоминает «молоко».

2.    
Получение
«вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;

Ведущий 2: Ох, как
хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок

Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем
раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.

Ведущий 2: Нет, я
передумал. Не хочу сок. Хочу воды

Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание
раствора.

Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его
останавливает:

Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных
превращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии нужно соблюдать
технику безопасности:

·       
Не трогайте реактивы
руками;

·       
Не пробуйте вещества на
вкус;

·       
Все превращения проводите
только под контролем и с разрешения главного Волшебника- Учителя!

3.    
«Несгораемый
платок»;

Ведущий 2: Да,
несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам-
отравлениям, ожогам, пожару.

Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им
это удается? Может у них специальная одежда?

Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка
отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают,
используя тигельные щипцы.
Спирт сразу вспыхивает — создается впечатление, что
горит платок. Но горение прекращается, а платок остается
невредимым.

4.    
«Кровь
без раны»;

Ведущий 1: Да уж,
сказочным героям приходится нелегко- а им хоть бы что! И в огне не горят, и в
воде не тонут, а если мечом их и поранят- так на то и «живая вода» есть!

Описание опыта: Для проведения опыта используют
100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия.
Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей
на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа- «обеззараживают», а
раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на
бумагу обильно течет «кровь».
После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором
фторида натрия и тщательно моют руки.

5.    
«тайные
письмена»;

Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет «гусиным
пером»:
Что ты там делаешь?

Ведущий 2: Как любой
волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я
тренируюсь- составляю рецепт «невидимых чернил».

Ведущий 1: Ну и как?
Получается?

Ведущий 2: А вот
посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь записана
формула и название самого распространенного на Земле вещества.

Ведущий 1: Где? Тут
же ничего нет!

Ведущий 2: Но это же
«секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь
записано? (учащиеся 5ого класса уже знают, что это вода). Проверим, так
ли это.

Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на
фильтровальную бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и
используют уже эту  заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»). Надпись
«проявляется».

6.    
«Вулкан»
(«волшебная палочка»);

Ведущий 1: Ой,
подумаешь- невидимые чернила! Ха, зато у меня есть волшебная палочка! (показывает
стеклянную палочку).

Ведущий 2: И что же в ней волшебного?

Ведущий 1: А вот
посмотри!

Описание опыта: На подставку холмиком насыпают дихромат аммония.
Стеклянную палочку нагревают в пламени спиртовки и опускают в центр этого
холмика до начала реакции, затем её убирают.

Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но,
оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих
«превращений» раскрывает наука ХИМИЯ!

Далее проходит
беседа с учащимися 5ых классов. За каждый правильный ответ ученик получает 1
Химон- бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что
по количеству Химонов ученики получат оценку за урок природоведения.

-А что это за наука-
химия? (наука о веществах и их превращениях)

-что такое вещества?
(это то, из чего состоят все физические тела)

-из чего состоят 
вещества? (из молекул)

— А молекулы из чего
состоят? (из атомов)

-Что происходит с
веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)

-Приведите примеры
химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

— А при физических
явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)

-Приведите примеры
физических явлений.

Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие
по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)

А ну, скорей снимите
шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, —
Я лед, я пот, я — облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю      (вода)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я …  (мелом)

Я, конечно, очень
нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде —
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это-натрия хлорид
(соль)

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое — медь

Быть символом не
каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я — металлов царь.   (золото)

Предупреждаю вас
заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.    (азот)

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня стекло.

Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень
надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес- в кабинет химии и вы с
таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!

Экскурсия в кабинет химии

(занимательные опыты для младших школьников)

«Экскурсия в кабинет химии» была проведена для учащихся 6 – 7 классов на предметной неделе естествознания в 2013 году. Урок проводили ученики 11 класса. Перед началом экскурсии была тщательно подготовлена экспериментальная часть и отработана с учениками  техника проведения опытов.

Целью данного мероприятия было активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать устойчивый интерес к предмету и расширить представление о химии как экспериментальной науке.

Ход урока:

Учитель. Ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы – кабинет химии. Экскурсию для вас проведут ученики 11 класса, которые расскажут вам о науке химии и покажут занимательные опыты. И так, начинаем.

Ведущий 1. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики занимались поиском «эликсира молодости», а также пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.

Ученик 1. Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».

Описание опыта «Превращение воды в золото».

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия KI, а в другом –  раствор ацетата свинца (CH3COO)2Pb. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Выпадает осадок йодида свинца PbI2  ярко-желтого цвета. Уравнение реакции следующее: 2KI + (CH3COO)2Pb → PbI2 + 2CH3COOK

Ведущий 2. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Ведущий 1. Но науку запретить нельзя. Поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал-, и получилось новое название «химия». Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и лаборатория, а на заводах, в аптеках и больницах обязательно работают лаборанты-химики. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и их превращениями.

Ученик 2. Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

В кувшине находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальем  опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, раствор стал ярко-малиновым, как сироп!

Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду!

Кажется, что это чудо! Нет! Просто в одном стакане был фенолфталеин (индикатор), а в другом гидроксид натрия (щелочь). При их смешивании образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый! Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.

Описание опыта «Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют 4 стакана и кувшин темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором – гидроксид натрия (щелочь), в четвертом – соляная кислота, в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит. Схема проведения опыта представлена на рисунке.

Ведущий 2. У алхимиков было одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли. 

А сейчас посмотрите опыты с вкусными названиями: «Мармелад», «Апельсин, лимон, яблоко» и «Три чуда: молоко, творог и газировка» (ученики 3, 4 и 5).

Описание опыта «Мармелад»

В стакан наливают на ¼ его объема водный раствор хлорида кальция CaCl2  и добавляют к нему 4 капли спиртового раствора фенолфталеина. В другой стакан наливают до половины жидкого стекла – полисиликата натрия, вещества с условной формулой Na2SiO3.

Раствор из первого стакана выливают во второй и быстро перемешивают смесь стеклянной палочкой. Содержимое стакана сразу становится похоже на желе или мармелад, так что стеклянная палочка может стоять вертикально. В этом опыте использованы две химические реакции: осаждение силикатов кальция и гидролиз полисиликата натрия с выделением «студня» поликремневой кислоты (H2SiO3)n. Среда становится щелочной, индикатор фенолфталеин приобретает малиновый цвет. Упрощенно эти реакции можно записать так:

Na2SiO3 + CaCl2 → CaSiO3↓ + 2NaCl,

Na2SiO3 + 2H2O → H2SiO3↓ + 2NaOH

Ученик 4. Я предложу вам большой ассортимент вкусных напитков: апельсиновый, лимонный и яблочный соки. Только, к сожалению, пить их нельзя.

Описание опыта «Апельсин, лимон, яблоко»

Чтобы показать чудесное превращение «апельсинового сока» в «лимонный» и «яблочный», надо приготовить водный раствор дихромата калия K2Cr2O7 и раствор щелочи NaOH (гидроксида натрия). Также готовят разбавленную серную кислоту H2SO4 и раствор сульфита натрия Na2SO3.

Сначала ученик показывает зрителям стакан с раствором дихромата калия. Этот раствор оранжевого цвета, цвета апельсина. Потом, добавив щелочь, превращает «апельсиновый сок» в «лимонный». Это происходит, когда оранжевый дихромат-анион Cr2O72- превращается в желтый хромат-анион CrO42-.

Можно получить из «лимонного» сока «апельсиновый». Стоит лишь добавить немного серной кислоты, как произойдет превращение хроматных ионов в дихроматные.

Если к раствору дихромата калия добавить немного разбавленной серной кислоты и сульфита натрия, то жидкость сразу позеленеет из-за того, что идет окислительно-восстановительная реакция. Дихромат калия K2Cr2O7 – сильный окислитель, а сульфит натрия Na2SO3 – восстановитель. В результате реакции получается яблочно-зеленый раствор сульфата хрома Cr2(SO4)3, а сульфит натрия Na2SO3 превращается в сульфат натрия Na2SO4 (оба бесцветные):

K2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2SO4 →  Cr2(SO4)3 + K2SO4+ 3Na2SO4+ 4H2O

Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет, так как окислительно-восстановительную реакцию обратно повернуть не удастся. 

Ученик 5. А теперь я покажу вам небольшое чудо: получу «молоко, творог и газировку». Ведь умелое колдовство создает и в кисельных берегах молочные реки!

Описание опыта «Три чуда: молоко, творог и газировка»

В один стакан наливают раствор хлорида кальция CaCl2, а в другой – раствор карбоната натрия Na2CO3. Растворы сливают вместе, и жидкость становится белой как «молоко». Затем к полученной смеси добавляют  избыток соляной кислоты HCl, и «молоко», закипев,  мгновенно превращается в «газированную воду».

«Молоко» и «газировка» получаются в результате обменных реакций:

CaCl2 + Na2CO3 → CaCO3↓ + 2NaCl

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

В один стакан наливают раствор хлорида бария BaCl2 и добавляют к нему сульфат натрия Na2SO4. Образуется белый осадок сульфата бария BaSO4, похожий на творог.

BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaCl

Ведущий 1. В народных сказках и старинных легендах часто говорится о чудесных явлениях. Колдуны и волшебники исцеляют убитого воина, обрызгав его сначала  «мертвой», а потом «живой» водой, останавливают кровотечения и заживляют раны. Химики не в состоянии возвратить к жизни убитого воина, но могут показать, как бесследно исчезает кровоточащая рана.

Ученик 6. Сначала смочим ватку «спиртом» (на самом деле это будет раствор тиоцианата аммония) и обработаем ей кожу. Потом продезинфицируем скальпель, не жалея «йода» (в роли йода будет выступать раствор хлорида железа (III)). Затем сделаем надрез: проведем скальпелем по участку кожи, обработанному «спиртом», и потечет «кровь». А теперь «заживим рану». Возьмем «живую воду» и смажем «рану» (на самом деле это будет раствор хлорида натрия). «Кровь» исчезнет, а под ней – здоровая кожа. После опыта нужно  хорошо вымыть «прооперированную» руку водой, чтобы не осталось следов использованных реактивов.

Описание опыта «Химическая хирургия».

Опыт проводится на руке (лучше всего для этого подойдет участок кожи от локтевого сгиба до ладони или кисть руки). Для опыта используют растворы тиоцианата аммония NH4NCS, хлорида железа (III) FeCl3 и хлорида натрия NaCl. 

Ведущий 2. Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается Змей Горыныч (ученик 7).

Описание опыта «Содовая гадюка».

В тарелку насыпают 4 чайные ложки сухого речного просеянного песка  и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную реакционную смесь, а после этого поджигают спирт.

Через 3 – 4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная «гадюка». У основания она окружена «воротником» догорающего спирта.

При разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта выделяется углекислый газ в соответствии с реакциями:

2NaHCO3 → Na2CO3 + H2O↑ + CO2

C2H5OH + 3O2 → 2CO2↑ + 3H2O↑

Углекислый газ  вспучивает горящую массу, заставляя ее ползти, как змею. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея», состоящая из карбоната натрия, смешанного с мельчайшими частичками угля, который образуется при окислении сахара.

Ведущий 1. Скажите, можно ли посадить под арест дым? Бывает ли дым без огня? Нет? Тогда посмотрите следующий опыт «Дым под арестом» или «Дым без огня» (учитель).

Описание опыта «Дым под арестом» («Дым без огня»)

а) Стакан смачивают изнутри концентрированной хлороводородной (соляной) кислотой и накрывают им ватку, пропитанную нашатырным спиртом (концентрированным водным раствором аммиака) и помещенную на блюдце. Дым появляется у стенок стакана, и скоро его внутреннее пространство оказывается заполненным.

б) Этот опыт может быть проведен по-другому. В один чисто вымытый цилиндр помещают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

Дым – это мельчайшие кристаллики хлорида аммония, образовавшиеся в результате реакции взаимодействия газообразного хлороводорода и аммиака: HCl + NH3 → NH4Cl↑

Ученик 8. А я покажу вам фокус с платком.

Описание опыта «Несгораемый платочек».

Для этого опыта нужно смочить платок водой и хорошо отжать. Затем смочить платок спиртом, взять его тигельными щипцами за кончик и поджечь. После того как пары спирта сгорят, горение прекращается, и платок остается целым и невредимым.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ведущий 2. А в заключение  посмотрите опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. Вулкан Везувий, который спал сотни лет неожиданно начал извергаться в 79 году нашей эры, погубив расположенные рядом римские города Помпеи, Геркуланум и Стабию (ученик 9).

Описание опыта «Вулкан».

На подставку насыпают горкой кристаллы дихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2O3 (зеленого цвета). Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция:

(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2↑ + 4H2O↑

Ведущий 1. Вот и закончился наш урок «Экскурсия в кабинет химии». Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку – химию.


Цели:

    Познакомить
    учащихся
    младших
    классов
    с
    предметом
    химия;

  • Развитие
    у
    учащихся
    интереса
    к
    изучению
    химии,
    как
    науки
    формирующей
    целостную
    картину
    восприятия
    окружающего
    мира;
  • Развитие
    у
    младших
    школьников
    познавательной
    активности,
    внимания,
    наблюдения,
    коммуникативных
    способностей;
  • Развитие
    у
    учащихся
    старших
    классов
    практических
    навыков
    при
    проведении
    демонстрационных
    химических
    опытов,
    соблюдение
    техники
    безопасности.


Оборудование
и
реактивы:

указаны
при
проведении
опытов.


Оформление
доски:

На
доске
эпиграф
к
занятию.
Презентация.


Подготовительный
этап

  • Учащимися
    8
    класса
    тщательно
    подготовлена
    экспериментальная
    часть,
    отработана
    техника
    безопасности
    при
    проведения
    опытов.
  • Подобрано
    музыкальное
    сопровождение.


Ход
мероприятия


Учитель.

Ребята,
сегодня
вы
пришли
в
самый
удивительный
кабинет
нашей
школы

кабинет
химии.
Экскурсию
проведут
ученики
8
класса,
которые
расскажут
вам
о
науке
химии.
Они
сами
стали
изучать
химию
только
в
этом
году
и
покажут,
чему
они
научились
за
год.
И
вы
станете
немного
волшебниками
и
проведете
небольшой
химический
эксперимент.


Ведущий.

Здравствуйте,
ребята!
Мы
пригласили
Вас,
чтобы
показать
какую
интересную
науку
предстоит
изучать
вам
в
будущем.
Химия

увлекательная
наука.
При
помощи
химии
наша
жизнь
становиться
интереснее
и
разнообразнее.


Ведущий.

Химию
мы
изучаем.

С
ней
ты
встретишься
везде:

Дома,
в
школе,
в
море,
в
поле,

На
воздушном
корабле.

Сахар,
что
мы
в
чай
кладем.

Соль,
которой
солим
пищу.

Вода,
которую
мы
пьем,

Кислород,
которым
дышим.

Но
прежде,
чем
приступить
к
практической
части
урока,
прослушаем
шутливые
правила
техники
безопасности:

Войдя
в
химический
наш
кабинет,

Не
нарушай
учителей
совет:

И
если
даже
ты
не
трус,

Не
пробуй
вещества
на
вкус!

И
нюхать
их
не
думай
ты.

Пойми,
что
это
не
цветы!

Ничто
руками
не
бери,

Ожег
получишь,
волдыри!

Чай
и
вкусный
бутерброд

Очень
просятся
в
твой
рот.

Не
обманывай
себя

Есть
и
пить
у
нас
нельзя!

Это,
друг,
химкабинет,

Для
еды
условий
нет.

Пусть
в
пробирке
пахнет
воблой,

В
колбе

будто
мармелад.

Вещества
на
вкус
не
пробуй!

Сладко
пахнет
даже
яд!

В
кабинете
химии

Много
всяких
штучек:

Колбочки,
пробирки.

Воронка
и
штатив.

И
тянуть
не
нужно

Понапрасну
ручек.

А
то
прольешь
случайно

Ценный
реактив.


Опыт
1
«Фараоновы
змеи»

(оборудование:
сухое
горючее,
спички,
глюконат
кальция)

(Проведение
опыта
:
На
таблетку
сухого
горючего
положить
таблетки
глюконата
кальция,
пожечь
сухое
горючее.)

Заклинатель
змей

одна
из
самых
древних
профессий
в
Индии.
Змеи
танцуют
под
дудочку
заклинателей.
Давайте
и
мы
попробуем
заставить
«змей»
танцевать,
только
заклинателем
будет
огонь.


Ведущий:

Полна
чудес
могучая
природа.

И
на
Земле
подвластны
ей
одной

Сиянье
звезд,
закаты
и
восходы

Порывы
ветра
и
морской
прибой.

Но
мы
сейчас
вы
убедитесь
сами,

Порой
владеем
тоже
чудесами.


Опыт
2
«Вулкан»

(оборудование:
бихромат
аммония,
спирт,
спички,
поднос)

(Проведение
опыта:

на
поднос
насыпать
бихромат
аммония,
капнуть
спирт.
Поджечь).


Опыт
3
«Надувание
воздушного
шарика»

(оборудование:
воздушный
шарик,
сода,
кислота)

(Проведение
опыта:

Насыпаем
соду
в
шарик.
Надеваем
шарик
на
колбу,
в
колбе
кислота.
Сода
пересыпается
в
колбу.
Выделяющийся
углекислый
газ
надувает
шарик)


Ведущий:

Вот
это
да!
Вот
это
настоящее
чудо!
А
можете
получить
дым
без
огня?

Чтобы
получить
«дымок»,

Мне
не
нужен
огонек!


Опыт
4
«Дым
без
огня»

(оборудование:
колба
коническая
с
пробкой,
соляная
кислота,
аммиак
водный)

(Проведение
опыта:

в
колбу
наливаем
немного
аммиака,
добавляем
соляную
кислоту.
Закрываем
пробкой,
появляется
«дым».)

Ведущий:
Ребята,
а
вы
знаете,
кто
такой
хамелеон?

Хамелео́ны

семейство
ящериц,
приспособленных
к
древесному
образу
жизни,
способных
менять
окраску
тела.


Опыт
5
«Хамелеон»

(оборудование:
3
колбы
конических,
вода,
фенолфталеин,
растворы
соляной
кислоты,
щелочи,
сульфата
кобальта
(II),
соляная
кислота,
лакмус)

(Проведение
опыта:

  • 1
    вариант:
    в
    колбу
    налить
    50
    мл
    воды,
    затем
    добавить
    лакмус,
    затем
    щелочь,
    затем
    кислоту.
  • 2
    вариант:
    в
    колбу
    наливаем
    сульфат
    кобальта
    и
    добавляем
    раствор
    щелочи
  • 3
    вариант:
    в
    колбу
    наливаем
    воды,
    добавляем
    фенолфталеин,
    затем
    щелочь.
    Цвет
    станет
    малиновым,
    при
    добавлении
    кислоты

    раствор
    обесцветиться).


Опыт
6
«Превращение
апельсинового
в
лимонный»

(оборудование:
дихромат
калия,
стакан,
щелочь)

(Проведение
опыта
:
Показываем
зрителям
стакан
с
дихроматом
калия
(оранжевого
цвета

апельсиновый
сок),
добавляем
щелочь

раствор
становиться
желтым
(лимонный
сок).

Ребята,
а
теперь
попробуйте
провести
опыты
сами.


Опыт
7
«Химическое
молоко»

(оборудование:
пластиковые
тарелки,
краски,
ватная
палочка,
«Фери»,
молоко.)

(Проведение
опыта:

(выполняют
дети
1-5
классов).
В
тарелку
с
молоком
палочкой
капаем
краски
разных
цветов,
касаемся
молока
сухой
ватной
палочкой
и
ватной
палочкой,
смоченной
«Фери»)


Ведущий:

В
мире
цветов
так
тепло
и
прохладно

Целый
букет
ароматов
и
звуков.

В
мире
цветов
я
желала
б
остаться

Слиться
с
гармонией
цвета
и
красок.


Опыт
8
«Окрашивание
цветов»

(оборудование:
заранее
изготовить
цветы
из
бумаги:
лепестки
одних
цветов
смочены
фенолфталеином
и
высушены,
другие
сульфатом
меди,
прозрачные
емкости
с
раствором
со
щелочи
и
раствором
аммиака)

(Проведение
опыта
:
Цветы
с
фенолфталеином
опускаем
в
емкость
со
щелочью,
с
сульфатом
меди
в
емкость
с
аммиаком).


Мастер-класс
по
изготовлению
лизуна

Сегодня
мы
будем
делать
лизуна.
Этот
мастер-класс
рассчитан
специально
и
на
мальчиков,
и
на
девочек.
Лизун

герой
мультфильма
про
охотников
за
привидениями.
Но
также
лизун

это
необычная
и
интересная
игрушка
для
рук,
которую
вы
сделаете
сами.
Ребята,
вы
станете
настоящими
химиками.
Мастер-класс
абсолютно
безопасный,
очень
интересный
и
веселый.

Итак,
сегодня
мы
будем
делать
лизуна,
для
этого
нам
понадобится:

  • клей
    ПВА
  • пищевые
    красители
  • тетраборат
    натрия
    (это
    будет
    наш
    «загуститель»)
  • вода
  • перчатки.


Ход
работы

  • Выливаем
    в
    миску
    клей,
    не
    весь,
    примерно
    пол
    маленькой
    упаковки.
  • Добавляем
    краску,
    тщательно
    перемешиваем.
  • Теперь
    наливаем
    воду,
    чтоб
    наш
    лизун
    был
    тянучий,
    воды
    нужно
    не
    много,
    примерно
    50
    мл.
    Тут
    же
    добавляем
    блестки.
    Тщательно
    перемешиваем.
  • Теперь
    добавляем
    тетраборат
    натрия,
    очень
    важно
    добавить
    несколько
    капель,
    ибо
    если
    переборщить,
    будет
    очень
    густой
    лизун.
  • Затем
    все
    перемешиваем,
    у
    нас
    должна
    получится
    вот
    такая
    кашица,
    если
    у
    вас
    слишком
    жидкая,
    то
    добавляем
    еще
    раствор.
    После
    этого
    берем
    нашего
    лизуна
    в
    руки
    и
    хорошо
    разминаем.
    По
    началу
    руки
    могут
    краситься,
    но
    после
    того
    как
    произойдет
    реакция,
    руки
    станут
    чистыми.
  • Лизун
    готов.


Ведущий:

Вы
хорошо
потрудились,
теперь
хорошо
отдохните,
но
внимательно
смотрите.


Опыт
9
«Радуга»

1.
пробирка:
хлорид
железа
(III)
+
роданид
калия
красный

2
пробирка:
дихромат
аммония
+
соляная
кислота
оранжевый

3
пробирка:ацетат
свинца
+
иодид
калия
желтый

4
пробирка:
азотная
кислота
+
медь
зеленый

5
пробирка:
сульфат
меди
+
гидроксид
натрия
голубой

6
пробирка:сульфат
меди
+
аммиак
синий

7
пробирка:
фенол
+
хлорид
железа
(III)
фиолетовый

Посмотрите,
что
же
у
нас
получилось?

получилась
радуга.
А
где
может
возникнуть
это
природное
явление?

в
атмосфере

Ведущий:
Думаю,
ребята,
Вам
всем
понравилось
то,
что
мы
увидели
в
кабинете
химии.
Химия

развивающаяся
наука.
Много
времени
прошло
со
времен
зарождения
этой
удивительной
науки,
но
и
сейчас
каждый,
кто
серьезно
ей
занимается,
может
внести
свой
вклад
в
ее
развитие,
разгадку
тайн
природы,
создание
новых,
не
существующих
в
природе
материалов.
Кто-то
ее
уже
изучает,
кому-то
это
еще
только
предстоит.
Мы
желаем
вам
успехов
в
ее
изучении!
До
новых
встреч.
И
ждем
Вас
в
8
классе
в
этом
кабинете!


Литература

    Алексенский
    В.Н.
    Занимательные
    опыты
    по
    химии
    М:
    Просвещение
    1995.

Путешествие в мир химии.

Цель: заинтересовать учеников в изучении химии;

Оборудование и реактивы: химические стаканы, коническая колба, подставка металлическая, фарфоровая чашка, нож, металлический поднос, штативы для пробирок, пробирки, спички, цинк, пинцет, пипетки, вода, карбонат калия, аммиак 25%, соляная кислота (конц.), фенолфталеин, металлический натрий, спирт, бихромат аммония, дихромата калия, серная кислота, растворы хлорида железа (III), KCNS, фторид натрия.

Ход мероприятия.

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Учась в начальной школе, вы изучаете такой предмет как окружающий мир. Этот предмет, который знакомит нас с окружающей природой и явлениями. А в старших классах это будут уже отдельные предметы: биология, физика, химия, география… Что вы знаете об этих науках? Сегодня мы познакомимся с новой для вас наукой – химией. Я пригласила вас, чтобы познакомиться с хим. кабинетом. Химия – очень серьезная и умная наука. Вообще, химия, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Рассказ о кабинете химии.

А теперь ответьте на вопросы: (на доске).

Химию вы начнете изучать только в 8 классе, а сегодня пройдет первое знакомство с миром веществ и поможет нам кролик – химик. (просмотр мультфильма 40 мин).

Учитель:

Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!

 Прослушайте шуточные правила техники безопасности.

Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай учителей совет:

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!

Чай и вкусный бутерброд 
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя — 
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

В кабинете химии

Много всяких штучек:

Колбочки, пробирки,

Воронка и штатив.

И тянуть не нужно

Понапрасну ручек,

А то прольешь случайно

Ценный реактив!

Хоть чудес на свете нет. 
Химия дает ответ. 
«Чудеса на свете есть. 
И, конечно, их не счесть!» (опустить гвоздь в купорос).

  1. Стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4; смешиваем раствор и получаем «молоко».

  2. Опыт с индикатором. В первой пробирке- раствор   щелочи. В другой пробирке- раствор кислоты. Во все пробирки добавляем индикаторы.

  3. Вскипание смеси питьевой соды и порошка лимонной кислоты при прибавлении нескольких капель воды. в бутылке (шипучка)

  4. «Дым без огня»

В народе существует такая поговорка: «Дыма без огня не бывает». На самом деле бывает, и вы сейчас в этом убедитесь.

Д е м о н с т р а ц и я  о п ы т а. Два химических стакана. Один сполоснуть концентрированным раствором аммиака, другой – концентрированной соляной кислотой. При их соединении образуется густой дым NH4Cl.

Что мы видим? Дым есть, огня нет. Вот видите, в жизни дыма без огня не бывает, а на химии бывает.

  1. «Пламя на воде».

Можно ли резать металл ножом? Может ли он плавать? А может ли гореть вода?

Опыт: в чашку с водой добавить фенолфталеин. От металлического натрия или лития отрезать кусочек и аккуратно положить его в воду. Металл плавает по поверхности, водород загорается, а из-за образующейся щелочи вода становится малиновой.

  1. «Апельсин, лимон, яблоко»

          А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.

          Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

  1. «Заживление раны»

На столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl3), «спирт» (KCNS), «живая вода» (NaF).

Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение? 
Жаль руку на отсечение, 
Тогда нужен больной для лечения! (приглашается самый смелый мальчик)
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.

 Спиртом смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент, 
Дайте скальпель, ассистент! 
(«скальпель» — палочка, смоченная в FeCl3) 

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа! 

  1. Действие конц серной кислоты на дерево.

  2. Получение водорода.

  3. Опыт «Вулкан на столе».

Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо знакомой вам поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом? У римлян ни одного жертвоприношения не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в XIII в., как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

Каждый человек в год употребляет 3–3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн т соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно
500 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить. (Демонстрация природного кристалла соли.)

У нас с вами случилась беда: соль смешалась с песком и глиной, попробуем ее очистить с помощью химии. (Проводится растворение, фильтрация и выпаривание загрязненной соли.)

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес».

До новых встреч!

КГУ «Урицкая средняя школа №1»
 

Внеклассное мероприятие по химии, в рамках декады естественных наук

 «Экскурсия в кабинет химии»  для 4-7 классов

Подготовила: Яцина Виктория Сергеевна, учитель химии

Сарыколь, 2016

Цели:

1. Познакомить учащихся младших классов с предметом химии.

2. Развитие у учащихся  интереса к изучению химии, как науки формирующей целостную картину восприятия окружающего мира;

3. Развитие у младших школьников познавательной активности, внимания, наблюдения, коммуникативных способностей.

4.Развитие у учащихся старших классов практических навыков при проведении демонстрационных химических опытов, соблюдение техники безопасности.

Оборудование:

1.  Периодическая система химических элементов на стене

2.  Для проведения опытов.  Приборы и материалы: подъемный столик, фарфоровая чашка, химические стаканы, стеклянные палочки, тигельные щипцы, лучина, спички, вата, древесные стружки, чашка прозрачная , сухари, платок.

Реактивы:   Спирт, раствор аммиака 25%, концентрированная соляная  и серная кислоты,  борная кислота, фенолфталеин, перманганат калия, растворы: иодида калия, ацетата свинца, гидроксида натрия, соляной кислоты, спиртовой  йодный раствор.

Оформление доски: На доске эпиграф к занятию.

Подготовительный этап

Учащимися 10 класса тщательно подготовлена экспериментальная часть, отработана техника проведения опытов.

Кабинет оформляется стенгазетами по теме «Новости химической науки».

Подобрано музыкальное сопровождение.

Экскурсия в кабинет химии

Учитель.   Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию проведут ученики 10 класса, которые расскажут вам о науке химии.

Ведущий.  Здравствуйте ребята! Мы пригласили Вас, чтобы показать какую интересную науку предстоит изучать вам в будущем (через 3 года).

Вбегает химовенок .    Подождите, подождите, вы забыли про меня.

Ведущий.  А ты кто такой?

Химовенок.   Ну как же, вы уже 3 года занимаетесь в этом кабинете, и не знаете кто я?

Ведущий. Первый раз видим.  

Химовенок.  Я живу здесь 10 лет, как построили школу. Ведь в каждом доме есть домовенок, а я Химовенок.  Люблю иногда немного пошалить в кабинете, когда никого нет.

Ведущий.  А-а-а-а, теперь понятно, почему иногда здесь все верх дном!!

1Ученик. А у меня в прошлом году пропала пробирка с огненной жидкостью, а затем  через 2 недели появилась. Это, случайно не ты ее взял?

Химовенок, опускает глаза (ему стыдно). Я, признаюсь, но я же вернул, правда, немного истратил.

Ведущий.  Ребята, мы отвлеклись. Давайте займемся делом!

Химовенок. А мне вот всегда интересно, как это вы тут добываете огонь?

1 Ученик. Это очень просто, я сейчас покажу!

Опыт1 «Самовозгорание костра», «Цветное пламя».

Химовенок.  Вот это да! Вот это настоящее чудо! А можете получить дым без огня?

2Ученик.   Чтобы получить «дымок»,

                     Мне не нужен огонек!

(Опыт2 «Дым без огня»)

Химовенок. А я все 10 лет пытался в вашем кабинете получить золото.

Ведущий. Получилось?

Химовенок. Думаю, что до завершения испытаний осталось немного. Покажу, что я уже умею.

Опыт3 «Взаимодействие  раствора иодида калия с раствором ацетата свинца».

Ведущий. А вы ребята, как думаете можно получить золото?

Гости высказывают свое мнение.

Ведущий. На самом деле золото  в химической реакции невозможно получить, а вот в ядерной возможно.

Химовенок.  Что-то  устал я и проголодался, не угостите ли вы меня ребята чайком?

Ведущий. С «удовольствием».

3Ученик наливает «чай» в прозрачный стакан и подает  на блюдце сухарики.  Химовенок  обмакивает сухарь  в стакан с «чаем» и к его удивлению сухарь окрашивается в фиолетовый цвет.    

Опыт 4«Взаимодействие раствора йода с крахмалом»

Ребята смеются. 

Химовенок. Что такое? Вы специально все подстроили? Чтобы все смеялись.

Ведущий. Мы просто пошутили. Ведь сколько раз ты подшучивал над нами. Вот мы решили тоже пошутить. Ну ладно, не обижайся. Дадим мы тебе чая.

3Ученик наливает чай.

Ведущий. Пока химовенок пьет чай. Давайте посмотрим, что еще умеют ученики 10 класса.

4Ученик. Я покажу вам ребята как после сгорания платка, он остается цел и невредим. Только для проведения этого опыта нужны глубокие знания по химии, так как это очень опасно.

Опыт5 «Несгораемый платок».

5Ученик. А я покажу Фокус, который каждый из вас научится делать, когда начнет изучать химию.

Опыт 6 «Волшебный кувшин».

Ведущий. В завершении нашей экскурсии мы хотели показать вам еще один фокус  «Сеанс передачи мысли на расстоянии».

Любой человек из зала загадывает хим. элемент и показывает его ведущему и зрителям, чтобы не видел водящий (ученик ). Ученик   должен отгадать элемент.

Секрет фокуса связан с запоминанием десяти слов, каждому из которых соответствуют цифры от 0 до 9:

0-назови

1-отгадай

2-догадайся

3-так

4-что это

5-подумай

6-шевели мозгами

7-скажи

8-внимание

9-думай

повторение цифры обозначается частицей «ну».

   Ведущий: Думаю, ребята, Вам  всем понравилось то, что мы увидели в кабинете химии. Химия – развивающаяся наука. Много времени прошло со времен зарождения этой удивительной науки , но и сейчас каждый, кто серьезно ей занимается, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов. Кто-то ее уже изучает, кому-то это еще только предстоит. Мы желаем вам успехов в ее изучении! До новых встреч. И ждем Вас в 8 классе  в этом кабинете!

Опыт 1.

Цветное пламя

Оборудование: фарфоровые чашечки, вата, растворы нитратов натрия, калия, рубидия, бария, стронция, спирт, раствор борной кислоты, спички, лучина.

Для опыта готовят концентрированные растворы солей и борной кислоты, смачивают кусочки ваты. Подсушивают. В фарфоровые чашечки кладут кусочки  ваты, смоченные растворами солей, добавляют немного спирта и поджигают. Наблюдаем разноцветное пламя.

Самовозгорание огня

Оборудование: фарфоровая чашечка(кафельная плитка), перманганат калия,  спирт, концентрированная серная кислота, вата, стеклянная палочка, стружки сосновые.

Для опыта готовят кашицу из перманганата калия и серной кислоты в фарфоровой чашечке. Вокруг раскладывают сухие стружки. Между пальцами руки помещают ватку, смоченную спиртом. При сжимании пальцев капли спирта должны попасть в окислительную смесь. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты, избыток спирта воспламеняется, а от него загораются стружки.

Опыт 2.

Дым без огня

Оборудование: две стеклянные палочки, концентрированная соляная кислота, раствор аммиака (25%)

Для опыта одну палочку смачивают в соляной кислоте, а другую в растворе аммиака. Касаются одной палочкой о другую. Наблюдают выделение белого дыма.

Опыт 3.

Взаимодействие  раствора иодида калия с раствором ацетата свинца.

Оборудование: химический стаканчик, раствор иодида калия,  раствором ацетата свинца.

В химический стакан наливают поочередно два раствора. Наблюдают выпадение ярко-желтого осадка.

Опыт 4.

Взаимодействие раствора йода с крахмалом.

Оборудование: кусочек хлеба (сухарь),спиртовой раствор йода. вода, стакан.

Для опыта Наливают в стакан воды и добавляют небольшое количество спиртового раствора йода, до цвета чая.  Опускают в стакан сухарик. Наблюдают окрашивание сухарика в фиолетовый цвет.

Опыт 5.

Несгораемый платок

Оборудование: платок (бумажные деньги), спирт, вода, спички лучина, тигельные щипцы.

Для опыта хорошо смачивают платок водой, затем спиртом. Держа платок тигельными щипцами,  поджигают его  с помощью лучины. Наблюдают, что после сгорания,  платок остается целый и невредимый. ( спирт сгорает, а платок нет, так как он мокрый)

Опыт 6.

Волшебный кувшин

Оборудование: 5-6 стаканов,  кувшин (непрозрачный) фенолфталеин, раствор гидроксида натрия, соляная кислота.

Для опыта в кувшин наливают воду и добавляют фенолфталеин. На дно одного стакана наливают немного раствора гидроксида натрия. В другой стакан наливаю немного  соляной кислоты. Стаканы помечают.  Из кувшина разливают воду во все стаканы, кроме двух  помеченных. Затем содержимое  всех  стаканов, кроме того, который с кислотой, выливают в кувшин. И снова разливают в стаканы.жидкость окрашивается в малиновый цвет. Снова содержимое всех, включая стакан с кислотой, выливают в кувшин. Разливают по стаканам. Жидкость становится прозрачной.

Литература

  1. Алексенский В.Н. Занимательные опыты по химии М: просвещение 1995

Внеклассное мероприятие: «Путешествие в кабинет химии».

Проводится учащимися 10-11 классов в рамках декады естественных наук для учащихся 6-7 классов.

Цель: вызвать познавательный интерес к изучению предмета, расширить кругозор школьников.

Ход урока:

Учитель. Ребята, вы сегодня пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Ученики 10 класса расскажут вам о науке химии.

Ученик 1. Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как попадала молния в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра».

Описание опыта « Самовозгорание костра».

Подготовительная часть. В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия. Аккуратно смочить кристаллы 2 мл концентрированной серной кислоты. Фарфоровую чашку поставить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попадали внутрь фарфоровой чашки.

Основная часть на уроке. Незаметно для зрителей смочить кусочек спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает.

Ученик 2. Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

Ученик 1. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.

Ученик 2. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».

Описание опыта «Превращение воды в золото»

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.

Ученик 1. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Ученик 2. Но науку нельзя запретить, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал-, и получилось новое название – химия.

Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давай познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Ученик 1. Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп»

Описание опыта « Превращение воды в малиновый сироп»

Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором – сода ( щелочь), в четвертом – гидросульфат натрия ( кислота), в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.

В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы.

Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду.

Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – щелочь. При их смешивании образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли.

Ученик 2. Теперь прошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю ему моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

Описание опыта «Цветная фотография»

На листе ватмана заранее делается рисунок – портрет мальчика – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.

Ученик 2. Ребята, попробуйте сами объяснить, что тут произошло. Помните правило: фенолфталеин в щелочах всегда малиновый.

Учащиеся объясняют опыт.

Ученик 1. Я хочу вам показать интересные кристаллы.

Показывает крупные кристаллы синего цвета медного купороса.

Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этих кристаллов опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него погибают.

Ученик 2. Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, поэтому иногда его называют антиакулином.

Ученик 1. А я вам покажу образцы уральских горных пород. Эти камни и кристаллы созданы самой природой.

Демонстрирует коллекцию минералов и горных пород.

Ученик 2.Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается Змей Горыныч.

Описание опыта «Фараоновы змеи»

Подготовительная часть. Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола.

Основная часть. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Ученик 1. В заключении нашей встречи я покажу опыт, который называется «вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

Описание опыта «Вулкан»

На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла».

Ученик 2. Викторина.

1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?

2.Какие металлы вы знаете?

3.Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.

Ученики отвечают.

Ученик 1.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Наконец-то он закончен,

Надоедливый урок!

Дернув серу за косичку,

Мимо магний пробежал.

Йод из класса испарился,

Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,

Хлор чужую книжку съел.

Углерод вдруг с водородом

Невидимкой стать успел.

Калий, бром в углу дерутся:

Не поделят электрон.

Кислород-шалун на боре

Мимо проскакал верхом.

Ученик 2. Вот и закончился наш урок «Путешествие в кабинет химии». Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите изучать эту интересную науку – химию.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 67

«Экскурсия в кабинет химии»

внеклассное мероприятие

для начальной школы

учитель химии

Волкова Елена Юрьевна

г. Ярославль

«Химия — это область чудес,

в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума

будут сделаны именно в этой области»
А.М. Горький

Цели мероприятия:

  • ознакомление с основными помещениями школы

  • через удивление заинтересовать чудесным миром химических превращений

  • повторить правила безопасности

Образовательные задачи:

  • формирование представления о том, как происходят превращения одних веществ в другие;

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках окружающего мира;

  • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • привитие навыка осторожного обращения с веществами и формирование ответственности за свои поступки;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Форма занятия:внеклассное занятие.

Оборудование:компьютер, презентация.

Реактивы:магниевая стружка, порошок алюминия, раствор щелочи (слабый) или конц. р-р Na2CO3, КМnO4 , 2мл конц. H2SO4 , древесные стружки, С2Н5ОН, HCl, NH3 (раствор), Н2О,( NН4)2Сr2О7, растворы BaCl2, H2SO4, KI, Pb(CH3COO)2, KMnO4, Na2SO3, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, лучина.

Методические рекомендации: урок проводится для учащихся 1-4 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. По возможности для проведения опытов использовать разнообразную посуду.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Рассказ учителя, беседа.

  • Ребята, сегодня вы пришли в самый интересный кабинет нашей школы. Я постараюсь доказать это яркими примерами. Проведу экскурсию в кабинете химии и расскажу вам о науке химии. (слайд 1)

  • Давайте оглянемся в прошлое, и попытаемся ответить на вопрос «Что угрожало древним людям? Чего они боялись?».(слайд № 2)

Обсуждение ответа.

  • Но человек все равно стремился к тому, чтобы понять все явления, которые происходят вокруг. Он наблюдал, экспериментировал и т.д. (слайд 3)

  • Еще в древности люди научились делать оружие, орудия труда, деньги, украшение и многое другое (слайд 4)

  • Но на достигнутом человечество не останавливалось, прогресс уверенно шел вперед, появлялись новые предметы, расширялись знания … Ведь любознательности нет предела.(слайд 5)

  • Шли годы, века. Появились люди, которые серьезно занимались изучением явлений с веществами, проводили опыты, делали записи, научные труды….(слайд 6)

  • Алхимики – так назывались эти экспериментаторы, ученые мужи, а научную область называли алхимией. (слайд 7)

  • Много трудностей было на их пути, но совершенные им открытия живут и в наше время….(слайд 8)

  • Сегодня науку о веществах называют – ХИМИЯ, химики работают в современных лабораториях, в их важной работе есть свои сложности, но с алхимиками их объединяет любовь к эксперименту, стремление к новому…(слайд 9)

  • Химиком быть не безопасно, но для того, что бы не было неприятностей, необходимо соблюдать правила безопасности…(слайд 10)

  • Перечислить основные правила ТБ в кабинете химии (слайды 11-21)

3. Практическая часть – доказательства утверждения о том, что химия – это интересно.

  • Первое доказательство: В кабинете химии даже чистый лист бумаги хранит тайну. Ребята читают слово ТАЙНА на листе бумаги, который висит на доске.

Описание опыта

На листе ватмана или бумаги А-4 заранее делается надпись слова ТАЙНА спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, при смачивании которым на листе появляется малиноваянадпись.

  • Второе доказательство: «Магия огня» (слайды 22-24)

Небольшое объяснение по слайдам и демонстрация опытов.

Описание опытов

1.«Самовозгорание костра»

Перед уроком: в фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия KMnO4. Смочить кристаллы 2 мл концентрированной серной кислоты H2SO4. Фарфоровую чашку поставить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки.

На уроке: смочить кусочек ваты спиртом и выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой (руку сразу убрать), можно воспользоваться стеклянной трубочкой, капнув несколько капель спирта (так безопасней). Костер ярко вспыхивает и быстро гаснет.

2. «Горение магния»

Поджечь в пламени спиртовки магниевую стружку. Она горит ярким, эффектным пламенем.

3. «Вулкан»

На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2O3.

  • Третье доказательство: Вода (слайд 25)

Следующая стихия – вода. Какое значение имеет для человека вода?

Обсуждение ответов. Демонстрация опытов с растворами.

Описание опытов

1. «Получение молока»

В колбе смешаем две прозрачные жидкости, в результате смешивания получается белый раствор, напоминающий молоко. Для опыта используем растворы хлорида бария BaCl2исерной кислоты H2SO4.

2. «Желтая краска»

В стакане смешаем свежеприготовленный раствор йодида калия KI с раствором ацетата свинца Pb(CH3COO)2. Происходит выпадение осадка йодида свинца PbI2 ярко-желтого цвета.

3. «Цветная палитра»

В три пробирки наливаем раствор марганцовки, в первой его подкисляем, во второй – создаем щелочную среду, в третьей – оставляем водный раствор. При взаимодействии фиолетового раствора перманганата калия KMnO4 с сульфитом натрия Na2SO3 в кислой среде образуется соль марганца и раствор обесцвечивается, в щелочной среде — фиолетовая окраска меняется на зеленую, характерную для манганат-иона, в нейтральной среде в результате реакции образуется бурый осадок оксида марганца.

  • Четвертое доказательство: «Напустим тумана» (слайд 26)

Беседа о тумане и о дыме, демонстрация опытов.

Описание опытов

1. «Дым без огня»

Смачиваем две стеклянные палочки: одну концентрированной соляной кислотой, другую 25 %-ным раствором аммиака. Затем стеклянные палочки подносим друг к другу, но так чтобы они не соприкасались друг с другом. Появляется «дым».

2. «Фиолетовый дым»

Готовим смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1:15), йод предварительно растираем в ступке. Данную смесь помещаем в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки на середину смеси капаем несколько капель воды. Происходит бурная химическая реакция. Наблюдаем выделение фиолетовых паров йода и горение металла.

4. Вывод: химия помогает человеку создавать разнообразные вещества, эти вещества мы используем во всех сферах своей жизнедеятельности, а так же эта наука помогает понять явления, которые происходят вокруг нас.

Беседа. Учитель отвечает на вопросы учеников.

Вопросы: «Какие химические вещества мы используем в жизни?»

«Какие химические процессы вы знаете?»

Обсуждение ответов. (слайд 27).

5. Спасибо за внимание! До встречи на уроках химии!

6. Источники информации

1. Разработка «Экскурсия в кабинет химии» учителя химии Лаврентьевой Снежаны Павловны, МОУ СОШ № 16 г. Таганрога Ростовской области

2. СD «ХИМИЯ ДЛЯ ВСЕХ XX» (химические опыты со взрывами и без)

3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.

4. Опыт «Вулкан» — http://chemistry-chemists.com

5. Опыт «Дым» — http://www.openclass.ru/node/121827

6. Опыты — http://www.openclass.ru/node/153621


Сценарий и презентация внеклассного мероприятия «Экскурсия в кабинет химии»

Аннотация:

Данное мероприятие можно использовать при проведении недели химии и биологии, а также как первый урок в 8 классе.

   

Целевая аудитория: для 5 класса

Автор: Лаврентьева Снежана Павловна
Место работы: МОУ СОШ № 16, г. Таганрог, Ростовская область
Добавил: snezhik

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 1

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Популярные статьи

Статей за текущий месяц нет.

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Внеклассное мероприятие по химии

в 5 – 8 классах

«Экскурсия в кабинет химии»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2008г.

2

Мероприятие по химии

«Экскурсия в кабинет химии» (слайд № 1)

Методические рекомендации: урок под таким названием

проводится для учащихся 57 классов. Перед началом экскурсии кабинет

химии оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно

подготовлена экспериментальная часть.

Образовательные задачи:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических

знаний, полученных на уроках природоведения;

вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

развитие коммуникативных навыков;

осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

развитие памяти, внимания;

развитие образного мышления;

развитие творческого воображения;

развитие восприятия;

повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

развитие творческих способностей учащихся;

самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Сегодня я

проведу экскурсию в кабинет химии и расскажу вам о науке химии.

Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе. (слайд № 2)

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно

загоралось. (слайд № 3) Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра».

Описание опыта «Самовозгорание костра».

Подготовительная часть (перед уроком): в фарфоровую чашку поместить

немного кристаллического перманганата калия KMnO

4

. Аккуратно смочить

кристаллы 2 мл концентрированной серной кислоты H

2

SO

4

. Фарфоровую чашку

поставить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг

древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь

фарфоровой чашки.

Основная часть (на уроке): незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом

и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу

убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро гаснет.

Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу.

Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо. (слайд № 4)

(слайд 5) В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших

лабораториях, изучая различные вещества. (слайд 6) Это были алхимики. Алхимики пытались

3

превратить металлы в золото. (слайд 7) Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы

они получали для них золото. (слайд № 8) Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».

Описание опыта «Превращение воды в золото»

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида

калия KI, в другом – раствор ацетата свинца Pb(CH

3

COO)

2

. Оба

раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит

выпадение осадка йодида свинца PbI

2

яркожелтого цвета.

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во

многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвинили в

колдовстве и сжигали на кострах. (слайд № 9,10)

Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал , и

получилось новое название химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас

вещества, а также их свойства и превращения.

В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и

больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся

с некоторыми веществами и химическими превращениями.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать

на вкус. (обратить внимание на стенд и инструкции по охране труда) Алхимики это правило не

соблюдали, и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились

названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли.

Теперь попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю ему моментальную фотографию. Вот

лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора.

Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

Описание опыта «Цветная фотография»

На листе ватмана заранее делается рисунок – портрет мальчика – спиртовым

раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный

раствор карбоната натрия Na

2

CO

3

, при смачивании которым листа бумаги

появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.

Я хочу показать вам интересные кристаллы. Показываются кристаллы синего цвета медного

купороса .

(слайд 11) Посмотрите на эти красивые ромбики кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти

кристаллы были выращены в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого

вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него

погибают.

Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, поэтому иногда его

называют антиакулином. В действии антиакулина вначале сомневались австралийские

специалисты: дескать, для наших акул это вроде порошка от головной боли, он послужит лишь

острой приправой к жаркому. Однако когда в знаменитом акульем заливе на Западном побережье

Австралии препарат был испробован, его эффективность вынуждены были признать даже самые

отъявленные скептики.

А вот эти камни и кристаллы были созданы самой природой. Посмотрите, какая необыкновенная

красота. Будьте внимательны, может, и вам удастся найти какойнибудь интересный минерал в

природе! (демонстрация слайдов минералов и коллекции горных пород). (слайд № 12,13,14)

В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете,

какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город

4

Пампеи. Показывается слайд с вулканом и потом демонстрируется опыт «Вулкан».

(слайд № 15,16)

Описание опыта «Вулкан»

На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH

4

)

2

Cr

2

O

7

оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для

сбора «вулканического пепла» Cr

2

O

3

.

Викторина. (слайд № 17)

1-й вопрос. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?

Ответы учащихся (Вода) (слайд № 18)

Учитель: Послушайте стихотворение о воде:

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это – только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет, все растает,

И будет просто вода.

Демонстрируется слайд, записана формула воды.

Формула этого удивительного вещества – Н

2

О. (слайд № 18 щелчок мышью)

2-й вопрос. Какие металлы вы знаете?

Ответы учащихся

Учитель: Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом.

Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или

расплющить в прозрачный голубоватозеленого цвета лист площадью 50 м

2

.

Демонстрируется слайд с картинами золота. (слайд № 19)

3-й вопрос. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется?

Ответы учащихся. (Ртуть) (слайд № 20)

Учитель:

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Наконецто он закончен,

Надоедливый урок!

Дернув серу за косичку,

Мимо магний пробежал.

Йод из класса испарился,

5

Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,

Хлор чужую книжку съел.

Углерод вдруг с водородом

Невидимкой стать успел.

Калий, бром в углу дерутся:

Не поделят электрон.

Кислородшалун на боре

Мимо проскакал верхом.

Учитель: (слайд № 21) Вот и закончился наш урок «Экскурсия в кабинет химии». Понравилось ли

вам? Приходите на следующий год изучать эту очень интересную науку химию.

6

Используемая литература:

1. О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных

учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. СD «ХИМИЯ ДЛЯ ВСЕХ XX» (химические опыты со взрывами и без)

3. Картинки кристаллов (автор и источник заимствования неизвестен)

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные

опыты по химии.М.: Дрофа, 2002.

5. Опыт «Вулкан» http://chemistry-chemists.com

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фольклорного праздника рождество христово
  • Сценарий фортепианного новогоднего концерта
  • Сценарий царица вечных льдов
  • Сценарий церемонии открытия спортивных соревнований
  • Сценарий фольклорного праздника покровские посиделки