Химическая сказка «Тайна за 7
замками»
Действующие лица:
Заяц
Принцесса Злючка
Фея
Маленькие волшебники
Свита принцессы Злючки
Оборудование:
корзинка феи, волшебное зеркало, карточки с буквами, 7 ключей, волшебное
письмо, химические реактивы и оборудование для опытов.
1 действие.
Под кустом притаился Заяц.
Вбегает принцесса Злючка со свитой, злобно смеются.
— Ха, ха, ха! Я самая главная на Земле! Я
украла у людей самое важное, без чего они не смогут прожить и дня.
Я буду давать его людям только тогда, когда
они сделают для меня что-нибудь плохое.
— А куду вы спрятали это? О ваше Злодейство! Вдруг
они его найдут, и мы опять станем не главными.
— Я надежно спрятала его за семью замками.
Только очень добрые, смелые, умные волшебники смогут открыть эти замки и добыть
это. Но таких волшебников нет во всём мире!
Уходят улюлюкая.
2 действие.
На сцене появляется Фея с маленькими
волшебниками. Они идут о чём-то переговариваясь, смеются. Выбегает
встревоженный Заяц.
— Ой! Ой! Ой! Добрая Фея, беда! Принцесса
Злючка похитила самое главное на Земле!
( Взволнованно что-то шепчет фее на ухо.)
— Не волнуйся, Зайчик! Мы с моими
помощниками – маленькими волшебниками, откроем
7 замков, достанем самое главное и спасём мир.
И ребята нам помогут. Правда, ребята?
Фея достаёт волшебное зеркало из корзинки, и,
обращаясь к компьютеру, читает:
— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду
доложи.
Как нам ключик отыскать, чтоб замочек
открывать?
На компьютере загорается текст:
Чтобы добыть 1-ый ключ, надо отгадать загадки.
(3 – 4 рифмованные загадки)
— Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется …
— Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все — …
— Мы сидим сегодня дома,
За окном, раскаты грома.
Скрыли тучи небеса,
Это летняя …
— Ну вот, первый ключ уже у нас! (ключ
появляется на экране и в руках у феи, к нему прикреплена буква «Х»)
2. Фея, глядя в волшебное зеркало, говорит:
— Чтобы добыть второй ключ, надо получить дым
без огня.
Заяц:
— Как же мы сможем это сделать? Ведь недаром
русская пословица говорит «Дыма без огня не бывает!».
1 – ый Волшебник:
— Не волнуйтесь! Я хоть и юный, но, всё- же
волшебник! (Проделывает опыт, получает ключ и букву «О»)
3. Фея:
— Третий ключ добудем тогда, когда отгадаем
слово, спрятанное в песенке.
Звучит фрагмент песенки «Почему я водовоз?», в
котором не слышно слово водовоз, вода и т.д.
Ребята отгадывают слово, звучит продолжение
песенки, а на экране и в руках у феи появляются 3-ий ключ и буква «У».
4. Фея:
— Ребята, смотрите! В моей волшебной корзине
появилось зашифрованное письмо. Но как-же его прочитать, ведь оно невидимое!
Лист абсолютно чистый! Даже я не смогу справиться с этим заданием.
2 – ой Волшебник:
— Спокойствие, только спокойствие! В этом
вопросе я специалист!
Берет лист бумаги, прикрепляет его к магнитной
доске и обрабатывает из пульверизатора.
На листе появляется слово « ключ». На
компьютере слово» ключ» и буква «З».
5. Раздается звонок телефона у одного из
волшебников. Он громко отвечает:
— Аллё! Волшебник у аппарата.
Привет, друзья! … Да что вы! Правда? … Вот уж
не думал! … Конечно, конечно! … Большое спасибо.
Затем обращается к залу:
— Мои друзья марсиане очень любят волшебные
химические компотики. Если мы их сейчас приготовим, то они помогут нам отыскать
во Вселенной 5-ый ключ.
Заяц истерично:
— Из чего же мы их приготовим, эти
чудо-компотики? Ведь у нас нет ни ягод, ни сахара, ни газовой плиты, или хоть
какой-нибудь печки!
3 – ий Волшебник смеётся:
— Да я же целый год изучаю химию в школе,
поэтому приготовить компотики для меня не проблема.
Проводит опыт, получает ключ и букву «Д».
— А фрукты и ягоды волшебникам не нужны!
6. Заяц, едва переводя дух, схватившись за
горло и конвульсивно дрыгая то одной, то другой лапой, хрипит:
— Караул! Помогите! Спасите! Задыхаюсь! Скорее
раздобудьте ещё 2 ключа!
Фея:
— Волшебники, здесь мне понадобится помощь
всех вас.
Держите эти ступки, растирайте пестиком
вещества в них. Сейчас мы устроим такой фейерверк, что сразу ещё один ключик
получим.
Заяц:
— Фейерверк в здании? Не положено! Всем станет
только хуже!
Снова дергается в конвульсивном кашле.
Фея:
— Не волнуйся, косой. Мы сделаем безопасный
волшебный фейерверк.
Фея добавляет что-то в ступки и волшебники
отходят в сторону.
Раздаются взрывы, появляется дым, а на экране
и у феи появляется ключ и буква «В».
3 действие.
Фея:
— Ребята, не смотря на то, что здесь собрались
лучшие волшебники нашей школы, но без вашей помощи нам всё же не обойтись.
Из букв нужно составить слово, и тогда
отыщется главное, без чего мы не можем существовать ни дня. Поторопитесь, наш
зайчик совсем плох!
Заяц сидит с несчастным видом, развалившись
на стуле и едва дыша.
Ребята складывают из букв слово «воздух»,
получают последний ключ и заяц, радостно подпрыгнув, пускается в пляс.
Сценарий химической сказки с элементами мастер — класса.
Химия — это интересная и глубокая наука. Конечно, в первую очередь, учащихся привлекает химический эксперимент. С помощью реального опыта можно расширить кругозор, получить различные практические навыки, наконец, просто, понять и запомнить «скучные» правила и законы. Именно эксперимент – источник знания о химических веществах и их превращениях, позволяющий увлечь химической наукой, развивающий способность применять теоретические знания на практике.
Эффектные химические фокусы, требующие особого соблюдения техники безопасности, можно продемонстрировать зрителям разыгрывая при этом занимательную историю или сказку. Готовят и проводят мероприятие учащиеся старших классов под руководством учителя.
Для этой формы проведения, предлагаю следующие опыты:
1. Превращение окрашенных растворов в неокрашенные и наоборот:
Опыты изменения окраски фенолфталеинового
Образование газа при взаимодействии растворов карбонатов с кислотой и солями
2. Имитация пореза кожи:
Образование бордового раствора роданида железа (очень похож на кровь)
3. Извержение вулкана
Разложение дихромата аммония
4. Несгораемая ткань
Горение этилового спирта на поверхности ткани, смоченной в растворе сульфата меди (2+).
Оборудование и реактивы
Предметный столик, лабораторный штатив, пробирки, пластиковые стаканчики, емкости для воды, металлическая пластина, спиртовка, спички, щипцы, стеклянные колбы, х/б ткань, нож тупой;
Растворы щелочи, кислот, карбоната натрия, хлорида кальция, хлорида железа (3+), роданида калия, сульфата меди (2+), фенолфталеиновый, спирт этиловый, перекись водорода, перманганат калия, дихромат аммония.
Химическая сказка «В гостях у алхимика»
ПЕРСОНАЖИ:
- Алхимик
- Коллега Алхимика
Коллега: — добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас видеть в гостях у Алхимика!
Алхимик: — сегодня мы покажем вам самую настоящую химическую сказку, и вы станете ее участниками!
Коллега:— дорогой мой алхимик, так бежала к вам на ярмарку, что очень захотелось попить…
Алхимик: — на этот случай у меня есть колба с волшебной водой
Коллега: — хочу, хочу, покажите мне ее!
Алхимик (берет в руки колбу с щелочью): — в моих руках колба с волшебной водой. Посмотрите, как переливается и блестит!
Коллега: — ну что вы, дорогой алхимик, это обычная вода, вы нас обманываете.
Алхимик (переливает щелочь в колбу с фенолфталеином): — просто у вас нет моего волшебного зрения. Эта вода имеет чудное свойство превращаться в сок!
Коллега: — знаете, давайте все же обычную воду. Мне так как-то даже пить расхотелось.
Алхимик (переливает щелочь в колбу с кислотой): — что-ж, тогда мы превратим сок обратно в воду, чтобы он не пропадал почем зря. Дорогой коллега, может вы хотите немного молока? Это очень полезный и прекрасно известный нашим гостям напиток.
Коллега: — а это неплохая идея. Давайте молоко.
Алхимик проводит опыт с получением молока (сливает два раствора карбонат натрия и хлорида кальция)
Коллега: — и все же, молоко хотелось бы обычное, из-под коровы.
Алхимик: — ну раз вам так сложно угодить, то идите и сами налейте себе самой обычной воды.
Коллега: — дорогой алхимик, вам телеграмма. Наши коллеги из первой градской больницы срочно просят создать алхимическую кровь для спасения жизней людей!
Алхимик: — к сожалению я не могу создать кровь из ничего. Дорогой мой коллега, не будете ли вы так добры одолжить мне немного своей?
Коллега: — мне страшно, может все же кто-то другой?
Алхимик (проводит опыт с алхимической кровью): — не волнуйтесь, будет совсем не больно. А теперь идите перевяжите ранку и отнесите пробирку в нашу лабораторию.
Алхимик: — друзья, наш дорогой коллега был так напуган что неплохо было бы сделать ему небольшой подарок. Давайте подарим ему радугу в стаканчиках! На столах перед вами лежит все самое необходимое. Пожалуйста не трогайте ничего пока. Опыты проводить нужно соблюдая технику безопасности по инструкции и соблюдайте осторожность при проведении эксперимента.
Алхимик с детьми проводят мастер — класс (разработка «Цветной калейдоскоп»)
Алхимик: — что-ж, дети, вам понравился опыт? Поднимите стаканчики с самыми красивыми цветами, мы сделаем фотографию на память. На этом основная часть нашей сказки закончена, но напоследок мы оставили два самых невероятных чуда.
Алхимик:— в этой пробирке кристаллы из вулкана Везувия, которые прислал мне мой итальянский коллега. Однажды этот вулкан уничтожил целый город одним своим извержением. С помощью этих кристаллов мы сейчас создадим его маленькую копию, которая будет менее опасна, но не менее прекрасна.
Алхимик проводит опыт ВУЛКАН
Алхимик: — смотрите, потухший вулкан приобрел зеленый оттенок. Это напоминает мне то, как настоящая опасная гора со временем засыпает, покрываясь растительностью. В самом последнем опыте я покажу вам волшебную тряпочку, которая будет гореть зеленым огнем. Мой дорогой коллега поможет мне, так как этот опыт опасно проводить одному.
Алхимик с коллегой проводят опыт с кусочком ткани
Алхимик: — посмотрите, мало того, что тряпочка горела прекрасным зеленым пламенем, так она еще и даже не сгорела! Ни единого следа, разве это не чудо?
Коллега: — на этом мы закончим нашу алхимическую сказку. Мы рады были видеть вас в гостях у алхимика!
Алхимик: — хорошего вам дня, мы будем рады видеть вас снова!
Заключение.
Опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправным началом к раскрытию тайн природы, привлечению интереса к предмету. Наблюдаемые явления учащиеся должны понимать, так как только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.
При демонстрации опытов большое значение имеет чистота приборов, сосудов и реактивов, а также оформление установки и действие демонстратора. Спокойные и уверенные манипуляции — залог успеха во время опыта, а они вырабатываются при неоднократном повторении. Главное в работе – это осторожность, уверенность, продуманность всех действий. При необдуманном выполнении даже самый простой опыт может стать опасным. Поэтому перед каждым опытом следует повторить и освоить правила техники безопасности.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Сценарий для празднования Нового года в форме химической сказки с подробным описанием опытов.
Цели: Развитие у учащихся творческих способностей и талантов, формирование познавательного интереса к химии через эксперимент.
Задачи:
- Создание условий для проявления творческого потенциала учащихся, его развития.
- Развитие коммуникативных, риторических, музыкальных, хореографических, сценических, художественных способностей.
- Развитие навыков и умений проводить химический эксперимент.
Формы организации деятельности детей: просмотр спектакля, участие в постановке.
Звучит музыка.
Действие 1
На сцене елка; звучит музыка, выходят девочки, в руках у них елочная мишура. Подходят и украшают елку.
Юля: Говорят под Новый год, что не пожелается, все всегда произойдет, всё всегда сбывается.
Даша: Интересно, интересно, чтобы ты загадала?
Юля: Ну, например, чтобы все мальчики нашей школы были от меня без ума.
Вика: (О чем-то думает, развешивает мишуру.) Слушайте, девчонки, а что это у нас Антон таким задумчивым стал?
Даша: Влюбился. Вы что не видите, как в наш класс перешел, так с Таньки глаз не сводит. (Смеются.)
Вика: А я думаю, все не так! У него научный процесс идет, вот он и погрузился в думы. Скоро какое-нибудь открытие сделает!
Юля: И откуда ты все знаешь?
Вика: Да я у него недавно в тетрадь заглянула, там такое написано!!! (Показывает пальцем у виска.)
Даша: А вот мне лично всё равно! Что-то домой хочется, по телику передача интересная.
Вика: Тс-с! Слышите, кто-то идёт?
Юля: Ой, правда! Да это же наш Антон! Девчонки, давайте спрячемся и узнаем, наконец, его тайну. (Прячутся под ёлкой.)
(Появляется Антон. Достает тетрадь, пробирки, колбочки, произносит сложные химические названия, готовит растворы.)
Опыт №1. «Дым без огня»
Антон: Ну, вот и всё! Готово! Сейчас я отправлюсь в другое измерение. Немного 25 % раствора аммиака. Но не надо забывать и о технике безопасности. (Одевает халат.) А теперь добавим концентрированную соляную кислоту… (Идет густой белый дым.)
Кто-то из девочек: Оо-Й!
Антон: (Оглядываясь.) Кто здесь? (Никого не видит.) Фу, показалось, никого! А теперь – вперёд!
(Громкая музыка, смена декораций.)
Действие 2
Антон: Куда это я попал??? Не пойму, что за время? (Пожимает плечами.)
(Появляются испуганные девочки.)
Антон: (Удивленный.) А вы- то здесь откуда?
Юля: (Заикаясь.) Так мы это,.. в актовом зале были, когда ты это… (Делает пассы руками.)
Даша: (Плачет.) Ой, Антон я домой хочу, к маме!
Вика: Да что вы нюни-то распустили. Посмотрите, какая тут красотища! А солнышко какое, тепло! Какие цветочки красивые и всё, как в сказке!
Антон: (Недовольный.) Н-да-да. Вы, девочки, вечно всё испортите, вот — в сказку, как маленькие — попали! Ну…, что теперь делать? Ладно, я сам по себе, вы сами по себе. Только встретимся здесь! Запомнили?!
Катя: (Хватает Антона за руку.) Ну нет! Я от тебя ни на шаг.
Антон: Ладно, так уж и быть, пошли. (Уходят.)
Вика: Юля, а мы давай так договоримся, я иду в одну сказку, а ты — в другую. Потом встретимся и расскажем друг другу о своих приключениях. (Расходятся.)
Действие 3
Антон и Даша рассматривают сказочные цветы.
Даша: Антон, а Антон! А как у тебя это все получилось???
Антон: (Ухмыляется.) Химию надо лучше учить.
Даша: Антон, а Антон! А назад мы точно вернёмся?
Антон: (останавливается, хватается за голову) Я… Я… Я же забыл реактивы на столе. Что же теперь делать?!
Антон: Знаешь, настоящий мужчина никогда не унывает! Будем искать дорогу домой, может что в голову и придет.
Даша: Но сначала найдем девчонок! (Уходят.)
Действие 4
Появляется уставшая Вика, звучит музыка.
Вика: Да, красиво тут, ничего не скажешь, но пора и назад. Только, что это там за избушка? Баба- Яга (смеется) тут что ли живет, пойду посмотрю. (Обходит избушку.)
Декорации избушки Бабы-Яги.
Баба-Яга: (Готовит снадобье и поет песню Бабы-Яги.) Пару толстых мышей, одну осу и горстку тараканов, все хорошенько прогреем и перемешаем. Только пламя какое-то не такое. Может, оно должно быть зеленым (показывает опыт №2 »Цветное пламя свечи»), а может, красным, кто ж все эти кулинарные тонкости запомнит?
Вика: (Шепотом.) Будто и правда, в сказке. (Громко.) Здравствуйте, бабушка.
Баба-Яга: Здравствуй, милая, с чем пожаловала? Откуда будешь?
Вика: Из школы №82. А как сюда попала и сама понять не могу.
Баба-Яга: А что это я с тобой церемонничаю. Пришла тут, отвлекает меня от готовки супа. Ну-ка, помоги мне. Найди где-то здесь тараканьи лапки.
Вика: (Удивленно.) Что?! Тараканьи хвосты?
Баба-Яга: Лапки! У тараканов нет хвостов. Хи-хи-хи.
Вика: (Берет смесь реактивов) Фу, какая гадость! Как же Вы, бабулечка, из этого суп варите? Вы точно ничего не путаете?
Баба-Яга: Бабулечка-Ягулечка никогда ничего не путает. А супчиком я тебя угощу. (В сторону.) Сейчас что-то будет.
Вика добавляет в «суп» реактив и появляются яркие вспышки, треск. Опыт №3 «горение магния».
Баба-Яга: Ты, милая, как будто испугалась? А я пошутить вздумала, развеяться решила. (Смеется.) Говори, что тебе нужно?
Вика: Мне бы моих друзей найти.
Баба-Яга: Вижу, добрая ты. Так и быть помогу твоему горю. Главное рецепт одного зелья найти. (Ищет.)
Вика: (Подает книгу.) Может быть, вот это?
Баба-Яга: (Читает название.) Лермонтов! Ни за что! (Находит клочок бумажки, приготавливает зелье.) Орлиные кости, их нужно растолочь. Чуфырь, чуфырь, энеки — бенеки. Так, сейчас тухлые яйца. Все тщательно перемешиваем.
Вика: (Заглядывает в рецепт Бабы-Яги.) И как же Вы разбираетесь в этих каракулях?
Баба-Яга: Вот доживешь до моих трехсотых годов, тогда и поймешь. (Колдует над реактивами.) А теперь само заклинание:
Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой…
(Идет химическая реакция опыт №4 «Изменение цвета раствора»). Все получается. Вижу. Волшебник ваш (ухмыляется) как домой вернуться не знает. Подруга твоя в другой сказке заплутала, дорогу ищет, найти не может. Ступай — ка ты направо, иди вдоль реки, там их и встретишь.
Вика: Спасибо, Вам, бабушка. Баба-Яга: Ступай, ступай (Садится на метлу, улетает.) Э-эх, молодежь! (Звук летящего самолета).
Действие 5
Появляются Антон и Даша.
Юля: (За занавесом.) Ау! Здесь есть кто живой?
Антон: Слышишь, крик?
Даша: Слышу! Смотри кто-то к нам бежит.
Антон: Таня! Ну как прогулочка?
Юля: (Бросается обниматься.) Я заблудилась в этих сказках, так испугалась. Я ведь подумала, что вы меня здесь оставите.
Антон: Ну, что ты, разве я могу так поступить, забыть, оставить. Хм, тоже мне придумала. Катя: Конечно, теперь не оставит, мы все тут останемся. Этот растяпа свои колбочки забыл.
Юля: (Шатаясь.) Что?!
Даша: Ага, а вон, кажется, к нам и Вика идет. Сейчас и её обрадуем.
Вика: Что я вам скажу, никогда не поверите! Я ведь у самой настоящей Бабы-Яги была.
Антон: (Вздыхает.) теперь чему угодно поверить можно.
Все задумались. Влетает Фея.
Фея: Вы кто, странники?
Катя: Мы из школы №82 и хотим домой, а как вернуться, не знаем.
Фея: Как же вы тут оказались?
Хором: (Девушки указывают на Антона.) Это всё он, он!!!
Фея: Не отчаивайтесь! Как бы я была рада помочь вам, но злой Кощей украл у меня чудо зелье и я не могу больше помогать людям. А как бы хотела.
Антон: Тогда мы пойдем к самому Кощею.
Фея: И не боишься ты, добрый молодец?
Антон: Я ничего не боюсь!
Фея: Но помни, что Кощей бессмертный. А попасть к нему я вам помогу.
(Взмахивает волшебной палочкой, все исчезают.)
Действие 6
Сцена с Кощеем
Кощей делает опыт №5 «зажигает спиртовку без спичек», появляются испуганные ребята.
Кощей: Чего надо?
Антон: Верни нас обратно в школу.
Кощей: Неет! Так просто не верну, подруг твоих я забираю в плен! Разгадаешь формулу чудозелья, может и отпущу! А нет – жить вам в моём царстве.
Антон делает вид что хочет что-то сказать.
Кощей: Молчать! Что-то жарко мне стало, сделай-ка мне лимонад, да побыстрее. Ищи среди этого, что тебе нужно. Помни, ошибёшься, обидишь доброго Кощеюшку, не будет тебе пощады! Работай!
Антон делает лимонад, опыт №6.
Кощей: Да, умный ты! Ничего не скажешь! Дай испробую (делает вид что пьёт). Настоящая ПЕПСИ-КОЛА. Но это еще не все испытания!
Чтобы я дал тебе рецепт чудо-зелья, приведи ко мне добровольца, который не пожалел бы своей капли крови для моего колдовства. (Кощей берёт в руки нож, опыт №7.)
Антон ищет среди зрителей добровольца. (Поворачиваются лицом к зрителям.)
Антон: Ну что ж, надо бы руку обработать (смачивает ватный диск Йодом и смачивает обильно ладонь добровольца.)
Кощей: инструмент должен быть стерильным. Где тут у меня спирт? (смочить обильно) и проводит по ладони. Ну вот, дело сделано!
Кощей: Рецепт чудо-зелья я тебе не скажу, впрочем, я тебе его дам. Просто так! Ха! Обрадовался!? Держи (даёт пустой лист бумаги опыт №8).
Антон: как же это, ведь нет тут ничего!
Кощей: Что! Ты мне еще и не веришь? Выпив магической воды и прочитав его вернётесь вы в школу.
Антон: Так! Не обмануть меня хитрому кощею. Знаю я, как разгадать и этот секрет, но теперь мне понадобится … (Берёт пульвизатор и разбрызгивает на лист.)
Так вот оно, заклинание, в чём состоит. Что-то это мне напоминает? Ребята, а что это значит? – наступающий год
Кощей: Ну уж нет!
Так просто вам не удастся выбраться отсюда! Вот попробуй меня перехитрить… отпущу, слово даю!
Антон делает задумчивый вид. Проводит опыт №9 со стаканами.
Кощей: Притомился я что-то с тобой! Слишком много ты знаешь… Так уж и быть отправляйтесь домой!
Кощей удаляется, а ребята подходят к столу.
Что это было?
Ну, и натерпелись мы!
Антон: А мне всё равно понравилось. Только вот с этим (показывает на реактивы) что делать будем?
А давайте устроим новогодний салют! (Опыт №10«Вулкан».)
Все: С наступающим Новым годом!
Опыт №1. «Дым без огня» — Антон
Склянка №1 – 25% раствор аммиака, ватный диск.
Склянка №2 – концентрированная серная кислота, ватный диск.
Пинцет, чашка Петри с крышкой.
Пинцетом положить в чашку Петри ватный диск из №1, затем из №2. Затем накрыть чашкой Петри поменьше
Опыт №2. Баба-Яга
Непрозрачная чаша (кастрюлька), в которой стоит спиртовка, спички, ложечка для сжигания, чашки Петри для прекращения горения. В фарфоровых чашках ватные диски, смоченные в спиртовых растворах веществ:
- красное – гидроксид лития или соль лития;
- зелёное – борная кислота 4г, хлорид аммония 2г, спирт 19мл.
Опыт №3. Катя
Магний с помощью ложечки для сжигания сыпать на пламя.
Опыт №4. Баба-Яга
Стакан, в который налить немного фенолфталеина, раствор щелочи или карбоната натрия, кислота серная раствор, хлорид бария раствор.
Опыт №5. Кощей
Спиртовка, стеклянная палочка, концентрированная серная кислота, перманганат калия.
Стеклянную палочку намочить в концентрированной серной кислоте, затем поместить в перманганат калия и поднести к фитилю, заранее смоченному спиртом.
Опыт №6. Антон. Приготовление пепси-колы
Большой стакан химический, в него насыпать молотый быстрорастворимый кофе, наливаем 3% уксусную кислоту, добавляем соды.
Опыт №7. Антон и Кощей. Кровь без раны
Нож, ватный диск, Склянки с надписями «ЙОД» — раствор хлорида железа 3%, «СПИРТ» — раствор роданида калия 3%
Антон смачивает ватный диск в йоде, обильно обрабатывает ладошку ДОБРОВОЛЬЦА.
Кощей обильно обрабатывает нож «СПИРТОМ» и проводит по ладошке добровольца не острым краем. (После проведения опыта всем вымыть руки с мылом!)
Опыт №8. Антон.
Лист бумаги, на котором написано фенолфталеином «заклинание», в бутылке с разбрызгивателем раствор щелочи, известковая вода или профильтрованный раствор соды.
Опыт №9. Антон
Три непрозрачных стакана, в один из них с помощью двухстороннего скотча на дно приклеен кусок памперса. Стакан с водой.
Опыт №10. «Вулкан»
Огнеупорная плитка, дихромат аммония перемешать с порошком магния (приблизительно объемам с чайную ложку и четверть ложки соответственно), выложить горкой, поджечь спичкой, отойти в сторону (огнеупорную плитку можно положить на газету, чтобы удобнее было убирать продукты разложения дихромата).
Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в химики»
Учебные, воспитательные и развивающие задачи:
-
Формировать химические знания учащихся в процессе проведения викторины.
-
Организовать проведение занимательных опытов с целью формирования интереса учащихся к химии.
-
Развивать творческие способности учащихся, формируя их актерское мастерство.
-
Формировать коллектив учащихся в ходе подготовки важного общешкольного мероприятия.
-
Осуществлять эстетическое воспитание учеников, создавая яркое театральное представление.
Действующие лица:
ХАН – в восточных одеяниях, чалме возлежит на подушках.
ДВА УЧЕНИКА – в белых халатах.
АЛХИМИК (учитель химии) – в соответствующей одежде, слева от сцены за столом, уставленном реактивами. За ним висит таблица с алхимическими знаками.
ДВОЕ СЛУГ – с опахалами стоят за ханом.
ДВЕ ТАНЦОВЩИЦЫ – в восточных нарядах.
Оборудование: презентация, костюмы, музыка, мультимедийный комплекс, декорации в восточном стиле
Мероприятие можно проводить в химическом кабинете. Возвышением для хана служит кафедра, за ней на доске нарисованы или наклеены аппликации восточных городов.
Сцена: на возвышении сидит хан, позади с опахалами стоят телохранители. Две девушки в восточных нарядах исполняют танец под музыку О. Газманова «Хан». Хан вначале с интересом следит за танцем, затем начинает скучать. Наконец, с криком «Надоело!», он швыряет в танцовщиц подушкой. Те с визгом убегают.
Ведущий: Добрый вечер, почтеннейшая публика!
Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения чародейка Химия, покажет свои чудеса, задаcт загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия благосклонна лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии, к тому она будет очень щедра. Итак, мы начинаем!
Хан оглядывает слуг: «А может, ради развлечения велеть отрубить голову тебе?» В этот момент за сценой что-то грохает, завывает сирена. Хан в испуге втягивает голову в плечи, слуги приседают, прячутся за хана.
Хан — Быстро узнайте, что произошло!
Слуги уходят и приводят учеников (в белых халатах).
Хан – Что это за люди, откуда вы?
Ученик1 – Мы из города Петропавловска, ученики школы №43.
Хан – А почему вы так странно одеты? И вообще, как вы попали в наше средневековье?
Ученик2 – Мы занимались на уроке химии, делали химические опыты, а в это время в соседнем кабинете физики на лабораторных занятиях собирали машину времени. Вдруг там что-то зашумело, загремело, и мы очутились здесь.
Хан – Ну, химия это понятно, это что-то вроде нашей алхимии. У меня даже свой алхимик есть (указывает). А что вы там за опыты делаете? Вот сумеете меня развлечь и удивить — живы останетесь, а нет — головы срубят. А то сегодня еще никому не рубили – скучно!
Ученик3 – Ну, если ваш алхимик поможет нам с необходимыми веществами, то кое-какие чудеса вы увидите. (Стол с реактивами переносят поближе).
Хан – (показывает пустой бокал) Вот вино мое закончилось. Сможете ли вы вином наполнить мой бокал, да не просто из подвала, а сделать вино из воды? (протягивает «пустой» бокал)
Ученик1
— Это можно. Вот наливаю воду, и получается розовое вино.
Опыт 1 «Из «воды» «вино» и наоборот»
Ученик 1– Постойте, всемогущий повелитель. Вино вредно, лучше чистая вода! (в стакан с «вином» льет «воду», «вино» обесцвечивается).
Хан – А можешь ли ты, мудрейший отрок, сделать какое-нибудь стихийное бедствие. Например, землетрясение?
Ученик 2- Ну что вы, всемогущий повелитель. Зачем же вам эти беды? От землетрясения вы, хан, с трона можете свалиться. А вот небольшой и безвредный домашний вулканчик мы сейчас сделаем.
Опыт 2 «Вулкан»
(Слышится крик писаря)
Писарь — О, великий хан, простите меня. (бросается в ноги хану). Не рубите головы с плечь! Понимаете, я писал, всё-всё писал, и вдруг засмотрелся на ваши опыты и допустил ошибку! Что мне делать?
Хан -Как так!(кричит) Ничего не хочу слышать! Шпагу мне, шпагу! Совсем распоясались!
Ученик 3-О, великий хан! Как же вы потом без своего писаря! Сейчас мы все исправим!
Опыт3: Химический ластик для чернил.
Хан –Ну молодцы! Ну удивили! А вот сделайте дым без огня, опровергните поговорку «нет дыма без огня».
Ученик4 – И это можно. Нужны лишь два пустых сосуда.
Опыт 4 «Дым без огня»
(Забегает слуга с поклоном)
Слуга- О, великий хан! Вам письмо от наших врагов.
(хан разворачивает свиток и удивляется, в письме нет текста и возмущается)
Хан-Что за шутки? Быстро соберите мне войско, я таких насмешек не потерплю!
Ученик 5 — О, великий хан, не торопитесь, возможно, письмо долго шло и выцвело. Сейчас все исправим!
Опыт 5 «Шпионские чернила»
(Ученик читает письмо)
Ученик 5 — Сеид – Абдул – Ахад – хану Бухарского ханства, я — Мухамед – Али – хан Кокандского ханства, предлагаю вам заключить перемирие. И хочу выдать замуж свою дочь Зарину.
Хан — Ладно, пусть живут. А вы оживить кого-нибудь сможете?
Ученик 6 – Да тут и так все живые. А вот нанести раны и тут же исцелить – это мы можем.
Опыт 6. Сначала наносят «рану» друг другу, затем — желающими из зала.
Хан – Ой! И я так могу!!!(«шпагой» пронзает слугу, тот падает. Другой его утаскивает).
Хан – Ой, гляньте, не шевелится! Ну, подумаешь, немного не получилось. Я ж вашу химию никогда не учил. (К алхимику): — Вот, учись, а то все камень свой философский ищешь, да золото. И все равно ведь ничего не изобрел и развлечений от тебя любимому хану никаких. В яму тебя, к тиграм!
Алхимик – Обижаете, ваше наимудрейшество, мы тоже кое-что умеем. Мне удалось немного приобрести недавно изобретенной жидкости. С ней можно проделать интересные опыты. Смотрите, я сделал золотое яйцо!
(Танцовщица показывает всем зрителям и хану золотое яйцо, как вдруг раздается громкий крик алхимика)
Алхимик-Ой-ёёёё-ёй!!! Что делать, что это? Я работал с новыми веществами, которые привезли наши гости.
Ученик— Так вы же снег получили!
Хан-Снег? А что это?
Ученик-А это такое холооодное…
Хан — Не знаю, у нас тут всегда жарко!(вытерает пот со лба, а слуги начинают сильнее махать)
Хан – Ладно, алхимик, живи! А вас, мудрейшие юноши, я не хочу отпускать! Но слово держать надо. А вы еще прилетите к нам?
Ученик – Прилетим, ваше добрейшество. Вот еще подучимся и прилетим.
Хан: А возьмете меня потом с собой? Уж очень мне понравилась ваша мудрая наука, хотелось бы встретиться с вами учеными, побеседовать, поспорить, а то на своих алхимиков теперь и смотреть не хочется.
Ученик — Можно, конечно, только вы уж в случае споров научных не горячитесь, не велите сразу «в яму с тиграми» или «голову с плеч». По-другому у нас находят истину в науке. И к алхимикам вашим относятся с должным уважением. Ведь это они открыли и описали серную, соляную, азотную кислоты, щелочи, аммиак, фосфор, спирт, а в поисках философского камня производили ценные химические продукты. И наш великий химик Д. И. Менделеев писал, что алхимики «делали много опытов, открывая новые превращения. Наука обязана алхимикам первым точным собранием химических данных». Прилетайте, всемогущий повелитель, а мы расскажем, каких высот достигла химия в наше время, расскажем о великих современных ученных и об основоположнике отечественной химии Михаиле Васильевиче Ломоносове. (Обращаясь в зал)
Ведущий: Итак, почтеннейшая публика, кудесница Химия представила вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на ее загадки. А может быть кто-то захочет стать ее помощником? Мы все ждем новых чудес!
(Приложение№2. Фотоотчет с мероприятия)
41
Действующие лица:
Сказочник –
Иван-Недурак –
Василиса Премудрая –
Царь –
Баба Яга –
Водяной –
Кикимора Болотная –
Кощей –
Змей-Горыныч –
1 слайд (“Дворец”). Презентация
(Дети рассаживаются, пока играет музыка.)
Сказочник
— Дело было в некотором царстве, в некотором
государстве, решил Иван-Недурак жениться на
царской дочери Василисе Премудрой. Учились они
раньше с ней вместе в сказочной школе, химию
очень любили, так и подружились. Пришёл Иван к
царю во дворец.
2 слайд (“Царь”)
Иван
— Прошу у тебя Царь-батюшка руки твоей дочери
Василисы, позволь нам пожениться.
Василиса
— Я не против, батюшка.
Царь
— Ну что ж, женись, если задание моё выполнишь:
получи из воды золото.
3 слайд (“Книга”)
Сказочник
— Посмотрела Василиса Премудрая в волшебную
книгу, увидела, что есть в сказочном лесу озеро с
удивительной водой, из неё и можно золото
сделать. Только, как до него дойти в книге не
указано.
Делать нечего, пошёл Иван в лес сказочный, а
вместе с ним и Василиса, одна голова-хорошо, а
две-лучше!
4 слайд (“Лесная тропинка” “Избушка Бабы Яги”)
(Василиса и Иван идут по классу пока выносят
реактивы для опытов № 1-2)
5 слайд (“Баба Яга на фоне избушки”)
— Шли они шли и пришли к избушке Бабы Яги. А Баба
Яга суп себе волшебный варит.
(1 опыт “Фейерверк”) — делает Баба Яга
Баба Яга
— Варись супчик, варись!
Василиса и Иван
— Здравствуй бабушка, помоги нам до озера
волшебного дойти.
Баба Яга
— Стара я уже стала, ничего не помню. Вот если бы
вы меня потешили, кисельком напоили, может я и
вспомнила бы.
Василиса
— Это можно бабушка.
(2 опыт “Кисель”) – готовит Василиса
Баба Яга
— Вот спасибо, потешили! Дам я вам грамотку для
братца моего Водяного, идите к нему по тропинке,
он вам поможет.
(Даёт заранее подготовленную грамоту
“Помоги!”.) Василиса и Иван благодарят Бабу Ягу.
Удивляются, что на бумаге ничего не написано,
показывают это зрителям!!!)
Сказочник
— Пошли наши герои дальше. Пришли к болоту.
6 слайд (“Болото”, “Водяной”)
(Василиса и Иван идут по классу, пока играет
музыка, выносят реактивы для опытов №3-4)
Василиса и Иван
— Водяной, выходи! Мы тебе грамотку от сестрицы
твоей принесли, помоги нам до озера волшебного
дойти.
Водяной
— Ну-ка, ну ка, что там сестрица пишет?
(Ещё раз показать, что нет надписей, Водяной
вешает грамоту на доску)
(3 опыт “Проявление надпись “Помоги!”) —
проявляет Водяной
— Хорошо, помогу, только и вы мне помогите. Уж
больно я цветочки люблю, а на болоте моём только
пиявки да лягушки растут и размножаются. Сами
смотрите, все цветочки завяли, оживите их. Тогда
помогу.
Иван
— На вот тебе раствор специальный,
“удобрительный”, попрыскай им.
Водяной
(4 опыт – “Оживление цветов”) — проводит
Водяной
— Ой, спасибо, удружили. Вот вам записка подружке
моей Кикиморке Болотной, идите к ней, она вам
дальше подскажет.
(Даёт заранее подготовленную записку
“Покажи!”. Василиса и Иван благодарят Водяного.
Удивляются, что на бумаге ничего не написано,
показывают это зрителям!!!)
Сказочник
— Пошли наши герои дальше.
7 слайд (“Сказочный лес” и “Кикимора”)
(Василиса и Иван идут по классу под музыку, пока
выносят реактивы для опытов №5,6,7)
Василиса и Иван
(Видят, что Кикимора дрожит от холода)
— Здравствуй, Кикиморка! Что это с тобой? Да у
тебя зуб на зуб не попадает!
Кикимора (дрожит)
— Здравствуйте, замёрзла совсем, не могу костёр
разжечь, спички куда-то запропастились.
Иван
— Погоди, сейчас помогу тебе, веточки соберу,
капну водичкой и спички не нужны.
(5 опыт “Костёр”) — проводит Иван
(Греются у костра, Кикимора удивлена, радуется)
Кикимора
— Спасибо, а зачем пожаловали ко мне?
Василиса
— Подскажи нам, как к заветному озеру с
волшебной водой пройти, мы тебе записочку от
дружка твоего Водяного принесли.
(Показать, что записка пустая)
(6 опыт. Проявление надписи “Покажи!”) —
проводит Кикимора
(Показать зрителям!)
Кикимора
— За то, что обогрели меня, весточку от дружка
принесли, я вас компотиком угощу.
(7 опыт. “Вишнёвый компот”) — проводит Кикимора,
разливая по двум колбам, даёт Ивану и Василисе
Сказочник
— Попили, отдохнули наши герои у Кикиморы и
отправила она их к старику Кощею. Кощей давно
гадкие дела творить перестал.
8 слайд (“Сказочный лес” и “Кощей”)
(Василиса и Иван идут по классу под музыку, в
это время приносят реактивы для опытов №8,9 )
Сказочник
— А вот и Кощей!
Кощей
(Колдует)
— Я так увлёкся телевидением, что про все
гадости свои забыл, времени на это нет. Только
телевидение у меня не простое, я всё, что в
сказочном лесу твориться, в волшебном облаке
вижу, все новости знаю.
(8 опыт “Дым без огня”) — проводит Кощей
— Знаю, знаю, зачем пожаловали. Помогите мне
сначала вы, а потом уж и я. Я же почему так долго
живу, потому что молоком питаюсь, пью его целыми
днями. Да вот сегодня не принесли мои подданные,
что ж мне теперь, целый день голодным сидеть, мне
старику много не надо, помогите молоко получить,
вы же химию знаете.
Василиса и Иван
— Это дело хорошее, поможем тебе, слей два
раствора, получишь молоко.
(9 опыт “Молоко из воды”) — проводит Кощей
Кощей
— Спасибо, вам, идите теперь к вулкану, там мой
родственничек живёт Змей-Горыныч, он тому озеру
хозяин, вам поможет.
9 слайд (“Сказочный лес” и “Змей Горыныч”)
(Василиса и Иван идут по классу под музыку, в это
время приносят реактивы для опытов №10,11)
Сказочник
— А вот и Змей- Горыныч!
Змей- Горыныч
(10 опыт “Вулкан”) — проводит Змей Горыныч
— Хорошо тут у меня, жарко!
Василиса и Иван
— Здравствуй, Змей Горыныч, поделись с нами
водичкой волшебной, а то Царь батюшка нам
пожениться не разрешит.
Змей- Горыныч
— Может и помогу, вот только со своей подружкой
сердечной Змеёй Никуличной посоветуюсь.
(11 опыт “Змея”) — проводит Змей Горыныч
(Змей Горыныч со змеёй советуется,
разговаривает)
— Ладно, вы всем жителям нашего леса помогли, и
мы вам поможем.
(Даёт Василисе и Ивану 2 флакончика воды)
— В одном сосуде вода живая из озера, а в другом
мёртвая из вулкана моего, вместе они вам золото и
дадут.
(Василиса и Иван благодарят Горыныча)
Сказочник
— Пора и домой!
10 слайд (“Лесная тропинка” и “Дворец”)
(Василиса и Иван идут по классу под музыку, в
класс вносят реактивы для опытов № 12,13)
11 слайд (“Царь”)
Сказочник
— А во дворце царь их уже заждался, скучает.
Василиса и Иван
— Вот, царь – батюшка, тебе два сосуда с водой,
слей их.
(12 опыт “Золото из воды”) — проводит Царь
Царь
— Ну что ж, вижу я, что ума вы набрались, ваши
знания по химии помогли вам много хорошего
сделать жителям сказочного леса, после вашей
помощи они добрыми стали. Женись Иван на
Василисе, доченьке моей, живите счастливо, да
химию не забывайте, знания свои приумножайте!
— В честь вашей свадьбы давай сказочник
фейерверк устроим!
12 слайд (“Пир”)
(Все сказочные герои выходят.)
(13 опыт “Вспышка магния”) — проводят Царь и
Сказочник
(Все участники сказки поджигают бенгальские
огни.)
Описание опытов
1 опыт “Фейерверк”
В стеклянный цилиндр наливаем серную кислоту.
Осторожно, по стенке пипеткой приливаем этиловый
спирт. Образуются два слоя жидкости. Сверху —
этиловый спирт, снизу — серная кислота. В цилиндр
бросаем немного кристаллического перманганата
калия. Через некоторое время на границе
раздела спирта и кислоты возникают вспышки
и слышатся щелчки.
2 опыт “Кисель”
В один химический стакан наливаем канцелярский
клей (силикат натрия), слегка разбавленный водой,
в другом химическом стакане концентрированный
раствор хлорида кальция с каплей фенолфталеина.
Сливаем два раствора в колбу и энергично
перемешиваем стеклянной палочкой. Раствор
окрашивается в малиновый цвет и густеет.
3 опыт “Проявление надписи “ПОМОГИ!”
Предварительно,например, за сутки, на листе
фильтровальной бумаги кисточкой, смоченной
разбавленным раствором сульфата меди (II), делаем
надпись “ПОМОГИ!”. После высыхания надпись
практически невидна. Кисточкой, смоченной
раствором аммиака, запись проявляется.
4 опыт – “Оживление цветов”
Предварительно, например, за сутки, рисуем на
ватмане поляну, вырезаем из фильтровальной
бумаги цветы, приклеиваем их к ватману и натираем
порошком фенолфталеина. Перед представлением
вешаем ватман на доску. Цветы “оживают” при
опрыскивании их раствором щёлочи.
5 опыт “Костёр”
На металлический поднос ставим фарфоровую
чашечку с 2 г кристаллического перманганата
калия, смоченного концентрированной серной
кислотой. На фарфоровую чашку кладём лучинки,
сверху обкладываем древесной стружкой. Капаем
этанолом (выжимаем каплю из ватки, смоченной
спиртом), зажигательная смесь воспламеняется,
опилки загораются.
6 опыт. Проявление надпись “ПОКАЖИ!”
Предварительно, например, за сутки, на листе
фильтровальной бумаги кисточкой, смоченной
разбавленным раствором роданита калия, делаем
надпись “ПОКАЖИ!”. После высыхания надпись
невидна. Опрыскиваем из пульверизатора
раствором хлорида железа (III), запись проявляется.
7 опыт. “Вишнёвый компот”
В химическом стакане раствор щёлочи.
Фарфоровый (непрозрачный стакан) смочен
раствором фенолфталеина. Показываем зрителям,
что в одном стакане прозрачная “вода”, а другой
фарфоровый стакан “пустой”. Переливаем в
фарфоровый стакан “воду”, перемешиваем и
переливаем уже малиновый раствор по двум колбам.
“Вишнёвый компот” для Василисы и Ивана готов!
8 опыт “Дым без огня”
Возьмём два химических стакана. В один из них
наливаем несколько капель 25 % раствора аммиака, а
в другой — несколько капель концентрированной
соляной кислоты (будьте осторожны!). Поднесём
стаканы друг к другу. Произойдет выделение
белого дыма.
9 опыт “Молоко из воды”
В одном химическом стакане — раствор хлорида
бария, в другом – раствор сульфата натрия.
Одновременно переливаем 2 раствора в колбу.
Образуется белое молоко. Через некоторое время
происходит осаждение образовавшегося сульфата
бария, поэтому колбу с “молоком” надо после
демонстрации опыта убрать.
10 опыт “Вулкан”
Насыпаем кристаллический дихромат аммония
горкой на термостойкую поверхность (например,
кафельную плитку), которую кладём на
металлический поддон. Поджигаем лучинку и вносим
горящую лучинку в центр горки, убираем лучинку —
“вулкан” извергается.
11 опыт “Змея”
На металлический поддон кладём асбестовую
сеточку, на неё кладём таблетку сухого горючего. 5
таблеток “глюконата кальция” кладём на сухое
горючее и поджигаем. Из таблеток “глюконата
кальция” можно получить светло-серую “змею” с
белыми пятнами длиной примерно 10 см, которая при
получении закручивается в спираль.
12 опыт “Золото из воды”
В одном химическом стакане раствор йодида
калия, в другом — раствор уксуснокислого свинца.
Сливаем две прозрачные жидкости в колбу,
наблюдаем образование золотисто-жёлтого
осадка
13 опыт “Вспышка магния”
Предлагаем зрителям надеть защитные очки (очки
одевают и проводящие опыт), поджигаем магниевую
стружку, держим щипцами. Соблюдать меры пожарной
безопасности при работе с горящим магнием!
Ломоносовская специальная коррекционная школа-интернат
Мероприятие для учащихся 5-6 классов
«В гостях у сказки».
Провела: Кузнецова Е.А.,
учитель химии
2013 год
Задачи мероприятия: познакомить учеников 5-6 классов с незнакомой еще пока для них наукой – химией, заинтересовать их значением и перспективами химической науки, удивить возможностями, через демонстрацию опытов.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы познакомитесь с замечательной наукой, имя которой Химия. Каждый из вас в детстве любил читать сказки, в которых могущественные феи и добрые волшебники совершают удивительные чудеса. Каждому из нас хоть раз в жизни хотелось ощутить на себе силу волшебства и самому побывать в роли волшебника. Но, увы…
Значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Наука – вот истинная волшебница наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса, особенно выделяется химия. Ее часто называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку получать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, такие вещества, которые не встретишь в природе, но они необходимы человеку.
Малыши получают при помощи химии яркие игрушки, школьники – все школьные принадлежности. Без химии нельзя выплавить металл, построить корабль, сделать автомобиль, обеспечить чистоту и уют в доме, поддерживать здоровье. Химия превращает уголь в краски и лекарство, нефть – в топливо и бензин, древесину – в бумагу и искусственные волокна.
Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, приготавливает пищу. Да и сам человеческий организм – большая «химическая фабрика», в которой происходит множество химических реакций.
Сегодня состоится ваше первое знакомство с химией.
Химия смело простирает руки,
В дела любой мирской науки.
Куда ни кинешь взор – повсюду,
Пришла она на помощь люду.
Носки, ботинки и рубашки,
Ковры и куклы-неваляшки.
Серёжки, шубы, мебель, елки,
Косметика, чулки, расчёски.
И даже что-то из еды —
Волшебной химии плоды!
Мы без неё бы до сих пор
Ходили в шкурах, жгли костер,
В пещерах сидя и скучая,
Без кофе «Якобс» и без чая.
Ни удобрений, ни бензина,
Ни урожая, ни машины,
Ни самолётов, ни колёс,
Без химии – тоска до слёз!
Знаете ли вы, что химиками синтезировано более 12 тысяч лекарственных средств, способных излечить многие болезни. И наш рассказ о лечебных свойствах химических веществ.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Она закрывает болезням врата —
Аскорбиновая кислота!
Вы простудились – болит голова,
Вас аспирин выручает всегда.
Ну и, бесспорно, полезен лимон,
Кислотою лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит,
Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложке пейте,
Вы обязательно похудеете.
Думаю, что не приукрашу,
Если хвалить буду простоквашу.
Есть в ней молочная кислота —
Молодость ваша и красота.
Вдруг горло у тебя болит,
Быть может ты схватил бронхит?
Но это горе – не беда,
Помогут сода и вода.
Уксус столовый на кухне хранится —
Для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Медицина без химии – узенький путь,
Не прожить ей даже и дня.
Против разных болезней и смерти идут
Различные вещества.
Опыт « Получение вина и молока».
В стакан наливаем щелочь. Стеклянной палочкой, смоченной в фенолфталеине, размешиваем щелочь- раствор становится малиновым («вино»). Для получения «молока» в один стакан наливаем щелочь, а из другого стакана приливаем раствор хлорида кальция — раствор становится белым («молоко»). Для получения вновь прозрачного раствора (« вода») добавляем в «молоко» соляную кислоту.
Наблюдения показывают, что женщины могут отказать себе во многом, но только не в косметике. И мы поделимся некоторыми секретами пользования косметикой, чтобы быть всегда красивыми и привлекательными.
Чтоб нам быть красивыми,
Химики работали.
Тени, тушь, духи, помада —
Вот что дамам надо.
Пудра. Косметика лица начинается с пудры. С точки зрения химика, пудра – это адсорбент, т.е. она хорошо поглощает влагу. В состав декоративной пудры входят: крахмал, тальк, оксид железа, стеариновая кислота. Она защищает лицо от воздействия вредных веществ, которые есть в атмосфере. Поэтому умело нанесенная пудра, не только улучшает цвет лица, но и защищает кожу от химического воздействия.
Помада. В состав помады входят жир, воск, масло, витамины: А, Е, F. Воск придает прочность, жир увлажняет кожу, масло смягчает кожу, а витамины обновляют клетки кожи. Помада должна хорошо ложиться на губы, долго держаться и не плавиться при температуре 50 градусов. Запах и вкус должны быть приятными. Открытый тюбик помады можно использовать в течение трёх месяцев.
Духи. Вы можете забыть имя человека, внешность, но запах его вам запомниться на всю жизнь. Лучшее время для покупки духов – утро. Не надо пробовать все духи, правильно воспринимаются лишь три первых аромата. Духи не вино – со временем лучше не становятся. Поэтому предпочтение отдайте маленьким флакончикам. Аромат духов и одеколонов положительно влияет на зрение, кровяное давление, слух и настроение.
Демонстрационный опыт «Кровь из раны».
Реактивы: растворы FeCl3, KCNS, NaF.
«Оперируем без боли, правда, будем много крови,
при каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас мы вытрем руку от пореза — ни следа».
Выполнение опыта.
Тупой нож смачивают в «спирте» (KCNS), руку обрабатывают «иодом» (FeCl3).
Проводят по руке ножом — течёт «кровь», которую протирают ваткой, обильно смоченной в растворе NaF.
Химик изучает вещества,
И проводит с ними опыты.
А помогают в этом
Приборы, штативы, термометры.
Мы хотим напомнить вам их назначение.
Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам химический стакан.
У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать.
Я — стеклянная пробирка,
Это химик должен знать.
Я фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют.
Для еды не варят кашу.
Во мне опыты ведут.
Химик знает об одном:
Что есть колба с круглым дном,
Так же есть и непреклонная —
Колба только плоскодонная.
Фитилек мой зажигай,
И что хочешь, нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня спиртовка.
Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через воронку,
Можно будет фильтровать.
Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Вот стеклянная пипетка.
Демонстрационный опыт «Вулкан».
Химическая лаборатория таит в себе не только чудесные превращения веществ. В ней находятся вещества опасные для здоровья человека.
В жизни человека химия сказала своё веское слово. Химия лечит, кормит, одевает и помогает быть нам красивыми. Более трех миллионов искусственных соединений получено химиками. И кем бы каждый из вас не работал, он должен знать химию.
Повару химия даёт возможность готовить вкусную и здоровую пищу, сварщика научит сварить прочный и качественный шов, столяра – производить надёжную сборку изделия. Химия — верный спутник врача, строителя, нефтяника, агронома и просто человека.
Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растёт число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Химию любить и не лениться.
Значит и понятно будет всё:
Почему на газе посуда коптится,
На морозе сушится бельё.
Без химии ты глуп и слеп.
И шагу не шагнешь порой.
Не вырастишь хороший хлеб.
И дом хороший не построишь.
У химии большие перспективы.
Она во всём на помощь к нам идёт.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.
Химии законы почитайте.
Вливайте! Грейте! Получайте!
Вот вам дружеский совет:
Да будет химия вовек!
Класс: 8
Цель: развить интерес учащихся к предмету.
Химическая Сказка
Три девушки сидят в рядок, две болтают и смеются одна, увлечена чтением. Название книги не видна, она лежит на коленях. Появляется рассказчик.
Рассказчик:
Три девицы под окном
Засиделись вечерком.
Первая девочка:
Коль была моя бы воля,
Я б из всех предметов в школе
изучала физкультуру.
Раз — полезно для фигуры,
Два — контрольные работы не доставят нам заботы.
Вторая девочка:
Книжки ничему не учат!
Вот гулять – гораздо круче!
Химию учить тоскливо,
Все выходит косо, криво …
Опыты не удаются
И в журнале двойки вьются.
Первая девочка:
Биологии учиться?!
Лучше в речке утопиться!
Вместо танцев беззаботных
Изучаем жизнь животных.
Вторая девочка:
Про деревья и цветочки
Не запомню я не строчки.
Вот бы от такой науки
Не подохнуть нам от скуки!
Рассказчик:
Ну, а третья всё молчала,
Книжку умную читала.
Переворачивает страницу, видно название книги — «Биохимия»
Из-за кулис появляется Маг, подкрадывается к девочкам, музыка меняется.
Рассказчик:
Но подслушал злой отшельник,
Властелин страны волшебной,
Что беспечные подружки,
Говорили тут друг дружке.
И задумал их похитить,
Чтоб не смели впредь хихикать …
Недоучек-хохотушек
Превратить решил в лягушек.
Опыт — белый дым. Девочки первая и вторая теряют сознание. Третья надевает марлевую респиратор противогаз. Маг забирает потерявших сознание девочек, третья – девочка – Главная- героиня остается.
Сцена 2
Главная героиня:
Что же делать мне, ребята?
Где колдун девчонок спрятал?
Надо отправляется в путь,
Чтоб обратно их вернуть.
Сбирает в сумку баночки, бутылочки, книжки.
Рассказчик:
Нужно в дальнюю дорогу
Реактивов взять немного.
Чтобы с магией сражаться
Надо нам вооружаться:
Биологии учебник –
Трепещи же, злой волшебник!
Потрясая учебников, отправляется бродить по сцене
Сцена 3
Рассказчик:
Долго ли, коротко ли
Приходилось им идти,
Вышла тихо на опушку
И увидела избушку.
Там, у костяных дверей
Восседал старик- Кощей.
Кощей:
Ты как раз пришла к обеду!
Обещал я тут соседу,
Чародею- колдуну
Скушать девочку одну…
Не по честному всё будет,
Зря людей Кощей не губит.
Говорить я буду кратко:
Я задам тебе загадку.
Отвечаешь- отпускаю
Нет — без кетчупа съедаю.
Главная героиня:
Я готова, в чём вопрос?
Кощей:
Эх, проклятый мой склероз!…
А! Ответь мне поскорей,
Сколько же всего костей
В организме человека?
Снимает покрывало со скелета, поворачиваясь к залу:
Подсчитает за полвека!
Тут-то я её и съем!
Главная героиня:
Я отвечу — нет проблем!
Анатомия — наука-
Замечательная штука,
В общем, всех костей скелете
Двести штук — вот мой ответик.
Кощей:
Тьфу ты чёрт, опять голодный!
Бог с тобою, ты свободна!
Сцена 4
Рассказчик:
Время не стоит на месте,
Дав скелетам слово чести,
Что она тут ненадолго,
Повинуясь чувству долга,
Поспешила поскорей
Выручать своих друзей.
Вдаль она спешить бы рада,
Ну, а тут опять преграда.
Возле старенького дома
Повстречало злого гнома.
Гном:
Отвались моя печёнка!
Вот же наглая девчонка!
К нам в страну пришла без визы,
Колдуну бросает вызов…
Вздыхает и меняет тон.
Задал мне колдун задачу –
Я ночей не сплю и плачу:
Как из горсточки песка
Сделать огненный вулкан?
Главная героиня:
Нужен не песок простой,
А особенная соль…
Окажу тебе подмогу-
Ты покажешь мне дорогу?
Рассказчик :
Гном охотно согласился,
Хоть бы опыт получился…
Опыт «вулкан». Пожимают руки, Гном указывает направление.
Сцена 5
Рассказчик:
Время не стоит на месте,
Давши гному слово чести,
Что она тут ненадолго,
Повинуясь чувству долга,
Поспешила поскорей
Выручать своих друзей.
Тут пошла она лесами…
Птицы пели голосами,
Что прекрасней в мире нет.
А тропы пропал и след.
Главная героиня прячется, Рассказчик обращается к зрителям:
Героиня заблудилась-
Помогите ей найтись.
Я вам называю рифмы –
Вы же мне – названья птиц.
Вот воровка – белобока,
Всем известная ***
Заливалась средь ветвей
Незаметный ***
Залетела к дубу в крону,
Громко каркая ***
Главная героиня снова появляется, перестаёт зачарованно оглядываться,встряхивает головой.
Ей не дали потеряться –
Сказка может продолжаться!
Сцена 6
Рассказчик :
Вдаль спешить она бы рада,
Ну а тут — опять преграда.
Речка в метр шириной,
Возле речки- Водяной.
Водяной:
Смелым школьницам привет!
Только переправы нет…
Загадал мне Маг загадку –
Расскажу я по порядку:
Нужно, чтоб в реке моей,
Вся вода, да поскорей,
Да по самое по дно,
Превратилася в вино.
Главная героиня:
Можно опыт провернуть,
Злого мага обмануть
Окажу тебе подмогу-
Ты подскажешь мне дорогу?
Рассказчик:
Водяной согласье дал
И смотреть на опыт стал.
Опыт — «дымящаяся вода» Натрий + вода + фенолфталеин. Пожимают друг другу руки, Водяной указывает направление.
Сцена 7
Рассказчик:
Время не стоит на месте,
Дав пьянчуге слово чести,
Что она тут ненадолго,
Повинуясь чувству долга,
Поспешила поскорей
Выручать своих друзей.
Вот и близок путь к концу:
Мы выходим ко дворцу,
Где живёт волшебник злой.
Появляется Маг, изображает радушный приём.
Маг:
Проходи, в дверях не стой!
Мне про химию твою
Прям, баллады тут поют…
Удиви меня, сестрица!
Говорят ты мастерица
Супер — фокусы творить?
Что ж… попробуй превратить,
Свет во тьму, а белый в чёрный.
Главная героиня:
Где же нужные растворы?!
Лихорадочно роется в сумке. Находит . С тревожным видом поворачивается к магу.
Будет все, как ты сказал.
Но свидетели весь зал-
Обещай же мне, злодей,
Отпустить моих друзей!
Маг:
Я даю прилюдно слово!
Ну, скорей же! Все готовы?!
Опыт -«черный змей». меняется музыка . Выбегают девочки, и обнимают свою спасительницу.
Маг:
Как же здорово в науке
Быть умельцем на все руки! …
Падает на колени, обращается к главной героине:
Ты теперь судьба моя-
Это точно понял я…
И сейчас, краса девица,
На тебе хочу жениться!!!
Все:
Тут и сказочки конец,
А кто слушал — молодец!
Поклон