Сценарий хореографического произведения

Работа по теме: 2 курс искусство. Глава: Программа. Либретто. Композиционный план.. ВУЗ: ХГАК.

Программа. Либретто. Композиционный план.

Приступая к
разработке будущего танцевального
номера балетмейстер в первую очередь
определяет жанр, в котором будет решен
танец. Замысел также определяет и форму
(«форма танца» — правильно найденные
выразительные средства, способствующие
решению темы и идеи танца) будущего
номера. Выяснив эти моменты можно
приступать к сочинению танца, к разработке
его драматургии, определению его
характера, образов, взаимоотношения
действующих лиц.

Либретто – сценарий
балета, оперы или хореографического
номера. Это изложение содержания,
сюжетный план или схема.

Композиционный
план – развернутый сценарный план
балета или концертного номера, включающий
режиссерскую разработку сюжета. Это
режисерско-балетмейстерское решение
будущего номера, с конкретными заданиями
всей творческое группе (художнику,
композитору, концертмейстеру и др.) В
композиционном плане рассказывается
как на сцене будет решаться тема, идея,
как будут раскрываться образы будущих
действующих лиц. При чтении композиционного
плана должно возникать хореографическое
произведение в мельчайших деталях.

Балетмейстер
должен разбить действие на фрагменты
(режиссерские куски), определить основную
задачу в каждом из них, наметить
мизансцены, поставить задачу перед
исполнителями.

Сочинение
композиционного плана – трудоемкая
работа. Ей предшествует изучение архивных
материалов, исторических документов,
произведений живописи и скульптуры,
литературных первоисточников, изучение
жизни и бута народа, его национальных
черт и обрядов, обычаев. Только после
создания композиционного плана можно
приступать к сочинению хореографического
текста и рисунка.

Структура
композиционного плана:

  1. Название номера
    (национальность, форма и название)

  2. Тема и идея

  3. Время действия
    (эпоха (век), время года, время суток)

  4. Место действия
    (страна, регион, территория)

  5. Вид, жанр, форма,
    национальность

  6. Характеристика
    действующих лиц

  7. Описание костюма
    (отдельно для всех действующих лиц),
    реквизита

  8. Драматургия номера

  9. Изложение сюжета

  10. Анализ музыкального
    произведения

  11. Техническое
    оформление сцены

Тема – о чем номер,
его главная мысль.

Идея – ради чего
был создан номер, его глубокое
предназначение, мораль.

Этапы создания танцевального номера.

Первый этап –
возникновение идеи или музыкального
материала, после чего начинается работа
над созданием композиционного плана.
Далее следует работа с композитором
(по необходимости) или концертмейстером.
И только после этого начинается создание
образной лексики и, отдельных частей
номера, и его в целом.

Второй этап –
постановочный. Начинается со знакомства
исполнителей с музыкой и содержанием
номера. Потом постановщик знакомит с
эпохой, темой и идеей номера, национальностью
и образами. Затем начинается разучивание
отдельных движений, комбинаций. Далее
следует постановка отдельных частей
номера и всего номера в целом.

Последний этап –
репетиционная работа. Проверка отдельных
партий, частей и всего танца, соответственно
временным требованиям и драматургическому
развитию. После этого начинается
отработка номера: комбинаций, рисунков.
Заканчивать репетиционную работу
необходимо полным прогоном, для проверки
выносливости и дыхания исполнителей.
После этого проводится работа над
образами и характерами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное учреждение
дополнительного образования

«Веневская детская школа искусств»

Методическая разработка

«СОЗДАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Творческая
работа

педагога
дополнительного образования, Амосовой Алёны Алексеевны

Тула, 2022

СОДЕРЖАНИЕ:

1.     Введение

2.     Работа  
балетмейстера над созданием  хореографической постановки

3.     Хореографическая
композиция «Малявка»

4.     Заключение

5.     Список
литературы

ВВЕДЕНИЕ

Танцевальное искусство существует с
древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды
сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и
танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными
церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме
и других странах.

Слово «хореография» появилось около 1700
года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев.
Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и
даже к танцевальному искусству в целом. Само слово «хореография»
греческого происхождения, [choreia пляска…ера-фия] буквально оно означает
«запись танца «, в толковом словаре иностранных слов дается
следующее  пояснение – «хореография» это:

1)  искусство танца;

2)  весь объем
танцевальных компонентов, входящих в балет или танец;

3)  первоначальное
значение — запись танцевальных движений при помощи особой системы знаков.

Написание танца — это некий магический
ритуал, в котором могут отражаться жизнь, обычаи и нравы, как отдельных
личностей, так и народов в целом.

Каждый человек, каждый народ при помощи
своих традиционных танцевальных языковых средств создает танцевальную речь, в
которую вкладывает свои чувства, мысли, переживания, устремления.

На стиль, характер исполнения, образы,
представленные в танце, существенно влияет личность хореографа, ему в данном
случае дается полный простор для творческого мышления,  фантазии.

Ведь ни один танец не может строиться по
какому-то шаблону, стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую
форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа,
зависит создание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения.

Работа балетмейстера над созданием
хореографической постановки
Замысел.

Первоначально  создание
хореографического произведения начинается с замысла. Замысел – это пока
неконкретное представление о номере.

Первоначальный замысел представляет
собой видение отдельных деталей произведения или впечатление в целом, которое
должно произвести произведение.

Причиной  возникновения замысла могут быть:

   произведения
искусства, музыки, кино, литературы

   жизненные
ситуации;

   природные
явления;

   собственные
впечатления

   праздники,
торжества

Замысел определяет форму танца:  сольная
пляска, дуэт,  групповой танец и др. Нужно выбрать такую, которая
соответствовала бы замыслу и давала широкие возможности для выражения идеи
задуманного хореографического  номера.

Программа

Возникший замысел воплощается в
программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов,
предшествующих появлению нового хореографического произведения. Программа
объединяет в себе:

1.   Тема;

2.   Идея;

3.   Время действия;

4.   Место действия;

5.   Образная
характеристика действующих лиц;

6.   Драматургия
номера (сюжетная или бессюжетная)

Не всегда решение отдельных
эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но
в основном, содержание должно оставаться.

Приступая к разработке программы
танца хореограф определяет жанр будущего танца:  трагический, героический,
сатирический, комедийный и д.р.

Работа с музыкой

Ознакомившись с  литературными,
иконографическими, музыкальными и хореографическими материалами,
хореограф-постановщик  начинает фантазировать. Его воображению представляются
различные варианты танца: его начало, развитие, кульминация, и то нужное,
образное, красивое, что должно войти в танец.

Иногда все танцевальные движения,
повороты, позы, жесты героев грезятся сочинителю, чередуясь настолько быстро,
что мозг не успевает фиксировать и запоминать всё увиденное внутренним взором. 
Внутренний взор педагога-хореографа – это своеобразный фильм, где звучит
музыка, возникают сначала смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем
всё более чётко вырисовывается цельный танец, со всеми его событиями и образами.
Когда создаётся танец, воображению хореографа представляется, прежде всего,
логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и
поступках. Видится также  и декоративное оформление, цвет и форма костюмов,
необходимая бутафория, реквизит, сценическое освещение. Главное во всем этом –
музыка.

Рисунок танца всецело зависит от
музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный
номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной
связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. В танце, так же как в музыке,
где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять
другой. С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная
фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или её развитие, балетмейстер
должен услышать это и отразить, либо в повторе, либо в развитии уже
использованного рисунка. Музыкальная форма, композиторский замысел произведения
должны найти адекватное выражение в композиции танца и в его рисунке.

Темп музыкального произведения,
динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп
определяет не только скорость движения, не только быстроту перемещения
исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения.
Таким образом, динамика и темп музыки являются и средствами выразительности
танца.

Работа с музыкой предусматривает:

Работа с готовым музыкальным произведением:

а) прослушивание музыкального произведения с целью
соответствия с замыслом балетмейстера.

б) прослушивание с целью определить внутреннюю
структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения предусматривает:

Поиск музыкального материала.

Наложение драматургии хореографического номера на
драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия
номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.

Единство содержания, формы, драматургии
всегда должно быть в центре внимания постановщика. Чем детальнее разработает он
драматургию, тем полнее и убедительнее будет донесена до зрителя  идея замысла.
Так возникает балетмейстерское решение танца, которое оформляется в виде
композиционного плана –  развёрнутого музыкально-хореографического  сценария 
будущего произведения, в котором в органическом единстве разработано
драматургическое развитие танца с подробным решением конкретных
хореографических форм его воплощения.

Сценарий /с итальянского яз. означает  – план, сюжет,
схема

В композиционном плане содержаться
следующие сведения: время и место действия танца обстановка, в которой
возникает действие описание декораций подробно излагается по законам
драматургии всё действие танца с характеристикой и обоснованием поступков
действующих лиц, последовательно описанная экспозиция, завязка, ступени
развития действия, кульминация, развязка, указывается предположительный
характер хореографической формы танца (монолог, дуэт, хоровод, кадриль, перепляс
и др.) отмечается характер музыки, её темп, размер делается точный хронометраж
всего танца в минутах и отдельных эпизодов в секундах с указанием примерного
числа тактов музыки, характера её звучания. Композиционный план:

1.   Название номера

2.   Объём по
времени (хронометраж)

3.   Автор музыки

4.   Количество
участников и их образная характеристика

5.   Тема

6.   Идея

7.   Время действия
(исторический период, время года, суток) 8. Место действия (страна, область,
село, берег реки, поляна или помещение)

9.       Перечисление
и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в
бессюжетном танце)

10.   Драматургия
(сюжетная или бессюжетная, в соответствии смузыкальной драматургией)

экспозиция завязка развитие действия кульминация
развязка

11.   Анализ
музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы,такты.)

12.   Художественное
оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)

13.   Список
исполнителей

Разрабатывая программу танца, важно
сделать так, чтобы каждое последующее действие по своей яркости, силе
воздействия, выразительности было сильнее предыдущего.

Творческий замысел педагога

Перед каждым педагогом-хореографом 
стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать танцевальные
способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), танцевальную
выразительность (эмоциональность), воспитание силы, формирование навыков
коллективного общения, раскрытие индивидуальности. Современные танцы с их
стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют
выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому 
современный танец интересен и близок детям.

«Современный танец – это
самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка,
свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный
танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения
себя, что им может заниматься каждый». (Карин  Саппорта.

Поиск красоты всегда бывает болезненным. — Сов. балет.
— 1996. — №1-2 — с.

17)

Свои творческие замыслы и педагогические
идеи педагог-хореограф осуществляет через постановку хореографических номеров.
Постановочная деятельность  включает создание хореографом танцевальных
композиций и последующее воплощение исполнителями этих композиций.

Для создания этих композиций необходима
не только хореографическая, но и музыкальная партитура. «Правильно подобранная
и проанализированная музыка может поднять уровень творчества  даже неудачливого
хореографа, хореографическое произведение с плохой музыкой обычно уходит со
сцены, унося с собой напрасно потраченные труды даже талантливого постановщика.
Важно единство музыки и замысла будущего танца» (С.В.Катонов «Музыка в балете»
с.19)

Для преподавателя хореографии в
школе осознание значения музыки в постановочной деятельности является
чрезвычайно  важным и необходимым. Музыка будет выступать  стимулом для
увлечения детей любого возраста танцем.

Хореографическая композиция «Малявка»

Танец «Малявка», музыка
исполнительницы Milana Star «Малявка», хореограф-постановщик Амосова
Алёна Алексеевна. Исполняет 1 класс (6-8 лет) 16 девочек.

Образ танца — это чувственно
воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Образ
танца «Малявка»- это дети, которые хотят быстрее стать взрослыми. На
данную постановку меня вдохновили сами воспитанники. Каждый раз, приходя на
урок, ученики, несмотря на свой возраст, предпочитают во время перерыва не
играть друг с другом и проказничать, как все остальные, а разговаривают о новых
телефонах или модной одежде, оценивают свои наряды и даже спорят о них.

Наблюдая за всем этим со стороны, я
сделала вывод, что мои «малявки», не такие уж и «малявки»,
как можно подумать исходя из возраста. И в голове сразу появилась идея сделать
что-то такое, что могло бы отразить их стремление поскорее вырасти. Далее,
после появления образа, начались поиски музыкального материала. И здесь не было
никаких трудностей, ведь у детей есть любимая и популярная среди них
исполнительница Milana Star, девочка такого же возраста с песней
«Малявка», где, как мне и нужно, отражена вся та идея, которую я
задумала и решила воплотить через танец.

Средства, которые я использовала
для реализации данной постановкиэто современные и детские движения, такие как:
сценический бег, он же и основной элемент в номере, которым сопровождаются все
переходы и выход детей из-за кулис в начале номера; «па де буре», в
сочетании с прыжками; выпады вперед; разножка на месте; приседания, в сочетании
с качем корпуса; шаги с высоко поднятым коленом.

Позы в данном номере играют важную
роль, ведь в большей степени благодаря им мне удалось передать задуманный
образ. Скрещенные на груди руки и отставленная в сторону нога, на мой взгляд,
как нельзя лучше передает характер танца. Момент, когда дети стоят командами
напротив друг друга, показывает конфликт, то, что они готовы и могут постоять
за себя и защитить свои интересы перед взрослыми, то, что у них уже есть свое
мнение и своя точка зрения.

Из жестов, большое значение я
предала указательному пальцу, которым дети проводят из стороны в сторону,
показывая умение подражать родителям.

Из мимики и эмоций — только улыбка,
показывающая настроение, с которым дети вышли на сцену, чтобы воплотить все то,
над чем мы так долго работали.

Рисунок танца — это расположение и
перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся
создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического
произведения. Так и в танце «Малявка». Все рисунки и переходы логичны
и связаны между собой, отражают главную идею номера. Например, рисунок
«линии» сменяется «коробочкой» и наоборот; рисунок
«колонны» превращается в хаотичное расположение танцующих на
сценической площадке. Переход из классической линии в другой рисунок — это то,
что дети хотят идти против правил.

Каждый из рисунков помог мне
передать задуманный образ. Девочки, танцующие друг напротив друга — это
выражение того, что они могут «бунтовать»; колонны с грозящим
указательным пальцем, которым девочки проводят из стороны в сторону —
подражание взрослым, как уже говорилось ранее; «коробочка» — рисунок,
который показывает их сплоченность.

Все рисунки развиваются в танце
логично и существуют вместе с лексикой, а не отдельно друг от друга. Конечно,
не стоит забывать и о том, что все переходы подобраны с учетом возрастных
особенностей детей и их хореографических способностей.

Рисунки симметричны и понятны для восприятия из
зрительного зала. Динамика — «варьирование размаха и напряженности
движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. Что
касается непосредственно динамики номера «Малявка», то да, он
динамичен. Нам об этом говорит и музыкальный материал, который звучит в быстром
темпе, и сама лексика, которая помогает музыке быть более динамичной своими
четкими и резкими движениями.

Костюм — это обувь, одежда,
украшения, головные уборы и другие предметы, которые используют для создания
сценического образа. Существенным дополнением к костюму является прическа и
грим. Костюм является не только внешней формой танца, он органически связан с
его содержанием, является лицом хореографического произведения и его
«визитной карточкой».

С помощью костюма можно раскрыть
внутренний мир героя, его облик, любую характеристику среды, в которой происходит
действие. Еще одним важным компонентом в костюме, который остается не без
внимания — это цвет.

Важно, при создании любого
хореографического номера, соблюсти все нюансы: соответствие стиля музыки с
стилем лексики и сценическим костюмом, чтобы получилась правдивость образа;
подобрать цвет и фактуру ткани; определиться с обувью; придумать прическу или
головной убор.

Так, в танце «Малявка» я
использовала костюм, который состоит из следующих частей: гимнастический
купальник с шортиками, который выполнен из ткани — бифлекс желтого цвета с
добавлением блестящей чешуи на лицевой стороне; юбка-пачка, выполненная из
материала фатин, чтобы придать легкости и воздушности, также желтого цвета с
добавлением блесток; колготки телесного цвета; обувь — золотые танцевальные
балетки; прическа — это два высоких хвоста, которые заплетаются в три косы
каждая, завязанные желтыми резинками; на руках — полуперчатки из той же ткани и
расцветки, что и купальник. Костюм вышел очень современным, в создании которого
я использовала элементы, соответствующие моде и возрасту детей.

Грим — немаловажная часть сценического образа. В
данной постановке я использовала легкий макияж, в который входили: накрашенные
ресницы и глаза, румяна, чтобы придать выразительность лицу и губы, покрытые
розовой помадой.

По итогу, можно сказать, что
лексический материал, рисунки и переходы танца, музыкальный материал, костюм и
грим — все это отлично сочетается и гармонирует между собой, а самое главное —
помогает мне передать образ и идею номера.

Я считаю, что дети справились с поставленной задачей и
у нас получилось донести до зрителя то, над чем мы так долго работали в
танцевальном зале.

Заключение

Хореограф — это специалист в
области хореографии. Профессия хореограф – достаточно широкое понятие, это  и
танцор в составе танцевального коллектива, и постановщик танцев, и
балетмейстер, постановщик балетных спектаклей. Профессия хореографа пользуется
высоким спросом различных жанров. Это могут быть ансамбли народного танца,
студии бальных танцев, студиях эстрадных танцев, а также, студиях классической
хореографии.

Профессиональный хореограф
соединяет в своей работе функции педагога, репетитора и балетмейстера.
Хореограф проводит занятия, обучает учеников основам хореографии, демонстрирует
движения, способствует наращиванию техники и увеличению умений. Хореограф создает
художественный замысел, композицию и рисунок танца. В его обязанности входит
также, подбор музыки и костюмов.

Человек, выбравший для себя
профессию хореографа, должен обладать великолепной физической формой, и хорошей
подготовкой в области хореографии. Профессия хореографа сопряжена с большими
эмоциональными и каждодневными физическими нагрузками. Чтобы добиться успеха, в
столь сложной профессии необходимо обладать целым рядом качеств. Помимо
природной артистичности, наличия художественного вкуса, общительности,
доброжелательности и высокой энергичности, необходимы также такие качества как,
сила воли, терпение и самоконтроль.

Профессия хореографа, накладывает
на человека обязанность знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма.
Профессиональный хореограф, должен хорошо разбирается в вопросах педагогики,
физиологии, психологии и анатомии.

Хореограф должен быть эрудированным по широкому кругу
вопросов.

С раннего детства происходит
приобщение к столь сложному делу в области хореографии. Это дело требует
посвящение всей жизни, поэтому случайных людей в профессии нет.

Профессия хореографа – это та сфера, которая требует
постоянного обучения и повышения квалификации. Хореография – настолько широкая
и обширная отрасль, что изучать ее приходится всю жизнь.

Сочинение танца – это не ряд
«рецептов», как создавать танец, а ряд тем, которые  мы развиваем и варьируем в
зависимости от своих личных знаний, а также от уровня подготовки воспитанников
которую можно корректировать с помощью элементов гимнастики и тренировок . Мы
создаём не себе подобные копии, а творчески самостоятельных, со своим мышлением
и почерком танцоров. Кроме того мы воспитываем  в своих учениках
единомышленников, граждан, патриотов, стоящих на позициях идейности, народности
русского хореографического творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   С.И. Бекина ,
Ломова Т.П. «Музыка и движение» 2018г

2.   Р. Захаров
«Сочинение танца» (Страницы педагогического опыта)

Москва «Искусство» 2020г

3.   Р.Захаров
«Искусство балетмейстера» Москва 2019г

4.   В.Уральская
«Поиски  и решения» издательство Советская Россия. –

Москва 2020г

5.   В.Уральская
«Рождение танца» — Москва «Советская Россия» 2021г

6.   Т.Пуртова, А.
Беликова, О. Кветная « Учите детей танцевать» – Москва

2019г

Театрализовано – хореографическая постановка «В некотором царстве» (участники: дети подготовительной группы) 

        Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.

         Задачи:

        Обучающая:

 — учить детей владеть своим телом, культуре движения, основам народного танца, основам актерского мастерства;

— учить оценивать собственное движение и движение товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свой» танец, комбинируя различные элементы танцевальных и сюжетно-образных движений;

— формировать творческую активность.

        Развивающая:

 — развивать музыкальные и физические данные детей, образное мышление, фантазию и память;

— развивать творческие способности, — развивать интерес к танцевальному искусству.

        Воспитательная:

 — воспитывать эстетически-нравственное восприятие детей и любовь к прекрасному.

        Действующие лица: царь,  стражники, Ваня-денщик, парижская невеста, фрейлины, восточная невеста, восточные служанки, русская невеста Маша, сёстры Маши.


Вход детей в зал.

Ведущий. Все уселись? В самый раз! 
Слушайте старинный сказ 
Про Егора, про царя, 
Про Ивана-богатыря, 
Про красавицу, про Машу! 
Что ж, начнём мы сказку нашу… 
Среди леса, среди гор 
Проживает царь Егор. 

Вход Царя и стражников

Ведущий. Царь Егор наш всем хорош, 
Он и молод, и пригож. 
Только вдруг он заскучал, 
О женитьбе думать стал. 
И назначил царь наш съезд 
Самых лучших из невест. 
«Чтобы были все красивы, 
Веселы, трудолюбивы, 
Не капризны, не плаксивы, 
Но умны и горделивы!» 

1 Стражник. Где ж таких сыскать окрест 
Замечательных невест? 
2 Стражник. (показывает на пергамент). 
Потому послал по свету 
Царь Егор бумагу эту. 
И приедут к нам в столицу 
Из далёких стран девицы. 
Царь наш будет их встречать 
И невесту выбирать. 


1 Стражник. (оглядываясь на трон). 
Царь на троне? Всё при нём? 
Можно начинать приём. 
Стражники отходят в сторону. 
В открытую дверь
входит слуга. 

Слуга. К Вам невеста из Парижа! 

Царь. Покажите-ка поближе! 

Слуга.  Хороша, ах, хороша! 
Выступает не спеша. 
Королевна! Видно сразу 
Невооружённым глазом. 


Входят: парижская невеста и  фрейлины.

Танец – представление  гостей (Франция)

Царь. Вы чудесно танцевали, 
Хоть с дороги и устали! 

Парижская невеста. Ваши русские дороги 
Очень плохи, очень плохи! 
Мы в Париже привыкать 
По асфальту разъезжать! 

Царь. К нам садитесь, фрау-мадам, 
Чашу с квасом я Вам дам. 

Первая фрейлина.  Квас? Вода некипячёный? 
О, Вы царь непросвещённый! 

Вторая фрейлина. Кока-колы нам налейте, 
Да сpок годности проверьте! 

Царь. Да, что с западу вы — видно. 
За Россию всё ж обидно: 
Квасом мы своим горды 
И не пьём вашей бурды. 
Но раз вы уж гости наши, 
Пейте кока-колу вашу! 
Слуга выносит поднос с жестяными банками кока-колы, с соломинками, раздаёт. Парижские гости тянут из соломинок. Снова выходит первый слуга.

 Слуга. К Вам восточная красавица. 
Эта точно уж понравится! 

1 Стражник. Так стыдлива, молчалива, 
Но по-царски горделива! 
С нею — девы, все в шелках, 
В бирюзе и жемчугах. 
Слуга открывает дверь, впускает восточную невесту с двумя служанками. 

Танец – представление  гостей (Восточный танец)


Царь. Да, и впрямь, невеста — диво, 
Не капризна и красива. (
обращается к невесте
Вы с дороги отдохните, 
Со мной рядом посидите. 
Квасу русского хотите? 

Восточная невеста. Чем хотите угощать! (садится
Буду я Вам угождать, 
Чтоб невестой Вашей стать. 
Не забудьте лишь калым 
Отдать родителям моим: 

(подружки)
1. Золота пудов двенадцать 
2. И верблюдов штук семнадцать. 

Царь. А верблюдов-то откуда? 
У нас в России нет верблюдов! 
Нет, так дело не пойдёт! 
(слуге) Чей теперь идёт черёд? 

Слуга. Невеста русская Маша. 
Говорят, на Руси нет краше! 
Черноброва, белолица, 
Заглядение девица! 
Слуга открывает дверь, входит Маша. 

Танец – представление  гостей (Русский  танец)

Царь. Не хуже других невеста Маша! 
Все: Пусть заграница знает наших! 
Вот только роду она какого? 
Княжеского или простого? 

Маша. Я из деревни Перекати-брод, 
Живёт там простой работящий народ. 

Царь. Так ты — просто Маша? 

Маша. Просто Мария! 
И мною по праву гордится Россия! 

Царь. Какое же, Маш, у тебя самомненье! 
И в чём же, скажи, твои достиженья? 

Маша. Умею всё: варить, стирать, 
Стол накрывать и вышивать. 
А вот другие невесты Ваши 
Умеют хоть что-то? Пусть покажут! 

Царь. Проверим это. Дадим заданье, 
Устроим меж вами состязанье (
шепчутся)
Задание первое: скатерть сшить, 
Чтоб за ней хотелось и есть и пить! Приступайте! 

Парижская невеста. Скатерть шить? Зачем трудиться? 
Не такие мы девицы! 

1. Есть у нас с собой одно 
Синтетическое полотно (
достаёт и показывает

2.  Всегда, как новое, не рвётся, 
И не линяет, и не мнётся! 
(
подносит и вручает полотно царю

Царь. Да, красота! И всё ж она 
На ощупь очень холодна! 
А если квас на ней разлить, 
Её уж точно не отмыть! 

Не пойдёт! (отдаёт скатерть
Ну, а восточная девица 
Мне скатерть сшить не поленится? 

Восточная невеста. Мои подружки, где шелка? 
Вся в перстнях у меня рука. 
Не шью я ей, не вышиваю, 
Рукой я лишь повелеваю! (
обращается к служанкам
Скорее скатерть сшить царю! 
Слыхали, что  вам говорю? 

Служанки убегают за кулисы, появляются с прозрачным отрезом шёлка. 

Служанки. Вот, госпожа, что получилось! Показывают ткань царю, он щупает. 


Царь. Как бы она не прохудилась! 
На стол положишь — соскользнёт… 
Нет, нам она не подойдёт! (
отдаёт
Последняя надежда — Маша. 
Ты скатерть нам сошьёшь покраше? 

Маша. Прялку я сейчас возьму, 
Лён на нитки распряду, 
А потом начну я ткать, 
Ткань кроить и вышивать. 
А помогут мне сестрицы — 
Работящие девицы. 

Песня Прях.

(русские девицы прядут на прялках, в конце сходятся в плотный круг, «шьют», расступаются, показывая всем скатерть)

Маша. Вот уж скатерть и готова. 
Получай, Егор, обнову. 

Царь. Да, и вправду хороша! 
Веселись, моя душа! 
Поздравляю, Маш тебя, 
Скатерть лучшая — твоя! 
(
обращается ко всем
Продолжаем состязанье! 
Слушайте ещё заданье: 
Испеките хлеб к утру, 
Чтобы таял он во рту! 
Приступайте! 

Парижская невеста.  Хлеб испечь? Зачем трудиться? 
Не такие мы девицы! 
1 Фрейлина. Есть у нас длинный багет, 
Он заменит Вам обед! 
2 Фрейлина. Хоть немного чёрствый он, 
Зато из Парижа привезён! 

Фрейлины отдают царю багет. Царь бьёт им себя по короне, возмущается.

Царь. Да им человека убить можно! 
Нет. Есть такой хлеб невозможно! (
отдаёт хлеб назад
Ну, а восточная девица 
Мне хлеб испечь не поленится? 

Восточная невеста. Вы, служанки, тесто замесите, 
Каравай к утру мне испеките! 

Первая служанка.  Из пресного теста, из серой муки 
Плохой будет хлеб, пеки — не пеки! 

Восточная невеста.  А вы не ленитесь и постарайтесь, 
Без каравая не возвращайтесь! 

Служанки. Вот какая получилась лепёшка!  Отдают лепёшку царю. 

Царь. Отдайте её собакам и кошкам! (отдаёт лепёшку обратно
Ну, а что испечёт нам Маша? 
На тебя вся надежда наша. 

Маша. В поле утром я была, 
И пшеницы набрала 
Обмолола,  помелила, 

И муку я получила

Замесила тесто

Чем я не невеста?
А потом вставляла в печь,

Оставалось лишь испечь.

Маша выносит Каравай

Маша. Вот он чудо – каравай

Кого хочешь угощай!
Хлеб российский — лучше нет, 
Знаменит он на весь свет! 

 (отдаёт каравай царю


Царь. Да, вот это хлеб на диво! 
Он и вкусный, и красивый! 
Снова, Маша, победа твоя. 
Видать, ты и есть невеста моя! (
обращается к другим невестам
Ну, а вы, заморские девицы, 
Снова возвращайтесь за границу! 


Парижская невеста.  Грубиян! Я не желать, 
Находиться здесь опять! 

Восточная невеста.  Служанки, поспешим отсюда, 
Тем более здесь нет верблюдов! 
Заморские невесты собираются уходить, идут к двери, царь останавливает их. 
Царь. Прошу прощенья! Оставайтесь, 
И на меня не обижайтесь. 
Хотел я с вами распрощаться, 
Чтоб дольше с Машей пообщаться. 

Восточная невеста.  Ну, коли просите так нас, 
То мы останемся на час… 

Парижская невеста. Чтоб посмотреть, как царь жениться 
На деревенская девица.

Фрейлина.  Уж очень мы хотим узнать, 
Чем вся история кончать! 

Царь. Ну что ж, садитесь, зал большой. 
Ты ж, Машенька, садись со мной. 

Заморские девицы снова садятся

Маша. Ты так быстро не решай, 
Разрезай-ка каравай. 
Посидим, чайку попьём, 
Поговорим о том, о сём. 

Царь. Чаю можно. Где вода? 
Нам ведро подать сюда! 

Маша. Что ж, приказывать ты смеешь. 
Ну, а сам-то что умеешь? 

Песня Царя

Маша. Значит, я, живя с тобой, 
Буду бегать за водой? 

Царь. Ванька есть, денщик умелый. 
Он и ловкий, он и смелый. 
Он всю жизнь день ото дня 
Делает всё за меня. 

Маша. Как тебе, Егор, не стыдно, 
Ну и увалень ты, видно. 
Ты попробуй хоть одно, 
Донести с водой ведро. 

Царь Егор идёт за кулисы, с трудом выносит ведро.

Царь. Что ж, попробую… Ой, больно! 
Тяжело! С меня довольно! 
Ваня, где ты? На подмогу! 
А не то пораню ногу! 

Ваня. Как всегда, одно и то же! 
Кто ж тебе ещё поможет? 
Сколько вёдер мне принесть? 
Принесу — ка сразу шесть! 
Ваня выходит, возвращается, неся по три ведра в каждой руке, ставит вёдра.

Царь (обращается к Ване). 
А теперь дрова руби 
Да скорее печь топи! 

Маша. Поруби и ты, Егор! 
Вот тебе большой топор. 
Маша берёт топор и даёт царю. 

Царь. Что ж, попробую… 
Ой, больно! Тяжело! 
С меня довольно! 
Ваня, где ты? На подмогу! 
А не то пораню ногу!

 Ваня. Как всегда, одно и то же! 
Кто ж тебе ещё поможет? 

Ваня. А рубить ведь, всем известно, 
Для здоровья так полезно! 
Кто желает, помогите 
И со мною порубите! 
К Ване подходят слуги(мальчики)все они рубят дрова и поют

Танец  Дровосеков

Маша (обращается к царю). 
Как тебе на слуг везёт! 
Хватит дров на целый год. 
Царь. Потому и не тружусь! 
Зато слугами горжусь! 

Маша. Нет, Егор, так не годится: 
Не своим трудом гордиться! 
Посмотри, народ какой 
Пропадает здесь с тобой! 
Ай да парни, молодцы, 
Силачи и удальцы! 
Ну, а Ваня среди них 
Вот жених уж, так жених! 

Танец «Гармошечка – говорушечка»

Мальчик.  Да, давно мы Ваню уважаем, 
Никогда его не обижаем! 

Мальчик. А тебе служить, Егор, нам надоело! 
То ли с Ванею — другое было б дело! 

 Царь. Что за бунт? Дерзить царю? 
Голодом вас заморю. 
1. Стражник. Зря ты ждёшь того от нас. Больше ты нам не указ! 
Чем тебя тут сторожить, будем Ване мы служить! 

2. Стражник. От лентяя мы уйдём и за Ванею пойдём! 

И живи один, Егор, среди леса, среди гор! 


Слуга и стражники отходят к Ване. 

Царь. Машенька, хоть ты постой! Будь мне другом и женой. 

Хоть ленив я, грубоват, 

Зато знатен и богат!


Маша. Не своим богат умом, 
А чужим богат трудом! 
Поживи-ка ты один, 
Раз такой ты господин. 
Мне же Ваня по душе. 
С милым рай и в шалаше! 

Ваня. Заживём в деревне дружно. 
Есть в хозяйстве всё, что нужно! 

Слуга. Образуем мы артель 
Много рук у нас теперь! 

Мальчик. Молодцы начнут пахать, 
Зерном поле засевать, 
Строить мельницы, палаты, 
Станем мы селом богатым! 

Девочка. Девицы нашьют кафтанов, 
И рубах, и сарафанов, 
Всех накормят пирогами, 
Калачами да блинами. 

Мальчик. То-то будет жить чудесно, 
Весело и интересно! 
И на радостях на наших 
Все мы весело попляшем! 

Общий танец – хоровод

Царь. Вы, ребятушки, простите 
И меня с собой возьмите. 
Уж не буду я лениться, 
Обещаю вам трудиться!

 Ваня. Что ж, вот это разговор!

Все. Исправляйся, царь Егор! 

Царь. Вот как весело плясали 
И ни капли не устали! 
И вы, ребята, не ленитесь! 

Все. Всем советуем: трудитесь! 

Ведущий. Тут и сказочке конец. 
Все. А кто слушал — молодец!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

Творческие идеи.

«Замысел хореографических постановок»

Харламова

Татьяна Владимировна

Педагог дополнительного образования

Ноябрьск, 2019 г.

Содержание

  1. Введение

  2. Теоретическая часть: Композиция танца

  3. Музыка, как выразительная часть танцевального номера.

  4. Структура хореографического текста.

  5. Рисунок танца – составная часть композиции танца. 

  6.  Взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала.

  7. Процесс сочинения танца балетмейстером.

  8.  Мимика – особый дар.

  9. Практическая часть

Цель: Ознакомление и изучение основ композиции и постановки хореографических номеров.

Задачи: Изучение и анализ основных методов и законов драматургии в хореографии. Познакомиться со спецификой постановочной работ. Обучить основам методики и принципам преподавания системы композиции и постановки танца.

  Введение.

         Знание законов драматургии помогает автору сценария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного сочинения.
  Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.
Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается большой балет, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

     Композиция танца состоит из ряда компонентов. В не входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей – танцевальных комбинаций.

    Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразительность то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).
  Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.
1.    Экспозиция может получиться ясной, доходчивой или наоборот, скомканной, невнятной, затянутой.
2.    Завязка – четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной.
3.    Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим.
4.    Кульминация,  как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей.
5.    Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае – затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца.

      Умение пользоваться законами композиции и правильно применить их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит формы танцевального сочинения.
  Рассмотрим подробнее каждый из пяти компонентов композиции, органически и неразрывно между собою связанных.
    Об экспозиции.  Назначение экспозиции – это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятно жанр танца – народно-характерный, фольклорный, исторически или классический дуэт, сольная вариация, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень разнообразны и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них.
Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.
  О завязке. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.
 Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т.п.) исполнители начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

    О развитии танца (ряда ступеней перед кульминацией). Это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации.
Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг друга. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. 
    О кульминации. Кульминация  — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. Текст – движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своем логическом построении приводит к вершине.

     В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическом тексте, т.е. композицией танца.
    О развязке. Завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка – идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрителя, но и эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия.

    Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее. 

      Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряженность и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений.  
 Говоря о применении законов драматургии в хореографическом искусстве, необходимо помнить о том, что здесь существуют определенные временные рамки сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться в определенное время, т.е. драматургу нужно раскрыть задуманную им тему, идею хореографического произведения в определенный временной период сценического действия.

  Если первым компонентом композиции танца и балета является драматургия, то вторым, органически с ней связанным, является музыка.

О музыке. 

Музыка и танец – сестра и брат, и живут они во многом по общим – только во времени. Синтез танца и музыке дал человечеству такое замечательное искусство, как классический балет.
Музыка также должна быть по законам драматургии, то есть  иметь экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И не только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждый танец не могут не быть подчинены этому языку.

  «Балет – это та же симфоническая», — говорил Чайковский. И то же повторяли Б.В.Асафьев, С.С.Прокофьев, Р.М.Глиер.
  Глиер во время работы над его балетом «Медный всадник» говорил: «Я пишу не музыку «вообще», а музыку театральную, а потом прошу вас в композиционном плане очень подробно описать все, что на сцене происходит и как это происходит. Прошу точно обозначить место, время и характер сценического действия и каждого танца, только тогда я сумею написать музыку для нашего балета – музыку театральную. Конечно, это будет музыка симфоническая, но предназначенная для театра, а не для концертной филармонической эстрады».

            

О тексте танца. Хореографический текст.

     «В языке в своем, — писал великий русский педагог К.Д.Ушинский, — народ в продолжение многих тысячелетий … сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа». 

Разве это не относится прямо и к истории развития хореографии.
Первобытный человек выражал свои мысли и чувства не только в звуках, но и в движениях, из которых тысячелетиями складывался танец. Как корни языков разных народов различались между собой, так и народные танцы возникали у каждого народа своеобразные. Но всех их роднит выразительность человеческого тела, мимики и жестикуляции.
Сделаем вывод: язык – это средство, при помощи которого складывается речь – монолог, диалог или хор. То же и происходит и в хореографии: каждый народ при помощи своих традиционных танцевально-языковых средств создает танцевальную речь, в которую вкладывает свои мысли, чувства, переживания, устремления. Языковыми средствами классического танца, балетмейстер пользуется для выражения содержания задуманного произведения в форме монологов, диалогов, терцетов, квартетов, хоров – кордебалета. 
   Если рисунок танца – это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца.

 Но не следует каждому движению, жесту или позе придавать значение отдельных слов. Но тем не менее каждое движение, жест и поза могут иногда сказать больше, чем отдельное слово. Они способны выразить мысль, чувство, глубокое переживание человека в данное мгновение.
  Как же можно, берясь за рассуждения о танцевальном языке, вовсе не касаться его речи и законов, на основе которых она образовалась!  Там где есть танцевальный язык, должна быть и танцевальная речь. В «Жизели», «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте», «Эсмеральде» хореография героев и есть танцевальная речь, с помощью которой рассказывается содержание балета, раскрываются образы и характеры действующих лиц в действиях и поступках. Эту танцевальную, хореографическую речь мы и называем текстом балета (или танца).
 Что должен иметь в виду при работе над созданием хореографического текста балетмейстер?
  Работа балетмейстера по сочинению хореографического текста заключается не складывании отдельных движений и составлении из них отдельных фраз, а в создании цельной в смысловом и драматургическом отношении композиции. 
   Прежде чем начать работу над хореографическим сочинением, балетмейстер должен уяснить, какую мысль он хочет выразить в танцевальном номере или балетном спектакле, что он хочет сказать зрителю. При этом сочинять хореографический текст следует в традициях танцевальной культуры того народа, о котором рассказывается в данном хореографическом произведении, ибо танцевальный язык, танцевальный текст находятся в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.

    В каждом хореографическом сочинении, основанном на народном, классическом танце должна присутствовать поэтическая образность. «Язык балета – язык поэтический. Без поэзии нет танца», — говорил замечательный балетмейстер Р.В.Захаров.

        Любое хореографическое произведение строится, на основе музыкального произведения. Будь это симфоническое произведение, пьеса для оркестра народных инструментов, баян, фортепиано, — во всех случаях, хореографическое сочинение должно раскрывать музыкальный материал в хореографических образах. Танцевальный язык должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с ее ритмической стороной. Балетмейстер может развивать ритмическую сторону музыкального произведения в сочиненном им хореографическом тексте, но характер этого развития должен соответствовать характеру музыкального произведения.
  Сочиняя танцевальный текст, балетмейстер должен наделить своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы. В свою очередь танцевальные образы дадут возможность раскрыть идею произведения, изложить сюжет номера. Таким образом, раскрытие идеи произведения, образа и характера героев находится в прямой зависимости от хореографического текста, сочиненного балетмейстером
   В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер также стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Таким образом, танцевальный текст тесно связан с драматическим развитием действия, подчиняется законам драматургии.    В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляются единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение.
  Поэтому при сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений.

   Иногда сочиненное балетмейстером движение не производит должного впечатления, когда оно исполняется на места. Но вот это же движение исполняется с быстрым продвижением по кругу и сразу становится интересным, выполняющим ту задачу, которую ставил перед собой балетмейстер при сочинении данного фрагмента танца. Есть композиции, которые наиболее интересно смотрятся в исполнении по диагонали. Иногда движения, сочиненные хореографом, становятся более выразительными и динамичными, когда они исполняются во вращении. Сочинение хореографического текста должно быть логически связано с рисунком танца.
  Ритм и акцент в том или ином танцевальном движении могут иногда кардинально изменить характер движения и даже его национальную принадлежность.
  Большое значение имеет ракурс, в котором движение исполняется. Балетмейстер должен найти такой ракурс (естественно, учитывая основную задачу раскрытия образа, его характера, манеры исполнения), который был бы наиболее интересен для данного движения.

     В хореографическом произведении может быть сольный номер, дуэт, трио, квартет и т. д. В сочинении массового номера балетмейстер иногда использует единый текст для всех исполнителей. В других случаях выделяются сольные пары или отдельные солисты, и во время их сольных выступлений остальные исполнители как бы аккомпанируют им. Аккомпанемент не должен отвлекать внимание зрителей, а должен лишь помогать воспринимать пластическое одноголосие и многоголосие.
 Высшим достижениями балетного театра всегда были те спектакли, где танцевальная речь понятна без предварительного прочтения, либретто, объясняющего содержание балета.

         О рисунке танца. 

Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это используется в танцевальном рисунке.
         Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем рисунок танца.
  Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.
   На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.
    При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.
   Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

    Разнообразие и богатство рисунка танца никогда не должны быть самоцелью. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а всей своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла балетмейстера.

         Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а следовательно и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).
   Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.
           Логика развития рисунка танца диктует в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывает случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером. 

         Какова взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала?

Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесно связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой.
 С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.
  Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должен найти адекватное выражение в композиции танца, следовательно, и в его рисунке.

    Темп музыкального произведения, динамика должна получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет не только скорость движения, на только быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения. Таким образом, динамика, темп является и средствами выразительности танца.
 Характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, также находят отражение в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.

         Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы.
 Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен досконально изучать фольклорный материал данной области – разновидности хороводов, характер и манеру движений, специфические, характерные для этой области темы хороводных песен. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и следовательно, взаимовлияние культур различных народов.
   Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

         Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно, чтобы хореограф умел переносить внимание зрителя на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент является главными.

      Нужно уметь управлять вниманием зрителей и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное.
Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной форме всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характер).
  Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.
   Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. п. все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца.
Круг. Круговые танцы – движение танцующих по кругу – берет свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнце. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа и другие строятся на рисунке круга. 

    И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, никогда без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг.
Каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным.

        О ракурсе. Часто видим, как танцующие то стремительно летят или плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль и мы видим их сбоку, то вдруг становятся спиной.
Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на танцующего (или танцующих): анфас, круазе, эффасе, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й арабески – это все ракурсы.
   От того, насколько балетмейстер умеет пользоваться ракурсами, зависит богатство или скудость танцевального текста, содержательность сочиняемого танца. 

         Как же рождается внутренняя форма в процессе сочинения танца балетмейстером?

         Ознакомившись со всеми материалами, относящимися к интересующей его теме, — литературными, иконографическими, музыкальными и хореографическими, балетмейстер начинает фантазировать.
 Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается большой балет, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

         Проходит эта работа в то время, как звучит музыка в исполнении концертмейстера или магнитофона. Конечно, лучше всего работать с концертмейстером, опытным музыкальную форму композиторского сочинения, проанализировать музыкальную форму композиторского сочинения.
  В рабочем кабинете балетмейстера или в балетном зале должно находиться зеркало, с помощью которого проверяются движения, позы, мимика, найденные в процессе фантазирования.
   Балетмейстер начинает пробовать: сначала это отдельные движения, жесты, позы, иногда целые комбинации. Он исполняет все: партии мужские и женские, танцы сольные и массовые – танцует за весь кордебалет. Следя за собой в зеркале, проверяет, насколько найденная им внутренняя форма находит верное, убедительное выражение в форме внешней – в сочиненном танце или мизансцене.
   В процессе сочинения он сперва мысленно, а затем физически танцует с воображаемыми партнерами. В какое невероятное количество образов он должен перевоплотиться – и перевоплощается!

        О мимике.

Одухотворенным и живым предстает перед нами артист с подвижными и выразительным лицом, на котором отражается все движения души и тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроений.
  Мимика – особый дар. Нет актерского мастерства если отсутствует мимика. 

     Действительно, как можно, вырабатывая силу ног, гибкость и эластичность корпуса, пластику рук, оставлять без внимания лицо будущего артиста. Можно и нужно развивать мимику путем специально выработанной системы упражнений.
   Мимика наряду с другими компонентами входит в текст, в композицию, созданную балетмейстером.
                     

Практическая часть.

Для легкого освоения и разучивания движений необходимо с детьми проучить основные положения рук для танцев, позиции рук в парах, различные хлопки, прыжки, виды шага, разновидности бега, некоторые простые танцевальные движения, которые можно включить в постановку.

Основные положения рук.

Внизу

Вверху

В стороны

Поясок

Кулачки

Полочка

Матрешка

Юбочка

Фартучек

За спиной

Позиция рук в парах.

Стрелка =

Воротики /

Плетень (крест — накрест)

Крендель или бараночка

Двойной поясок

Вертушка (руки на предплечье)

Лодочка

За руку

Движения рук.

Ветерок (обе руки по сторонам, накрест)

Ленточки

Крылья

Поющие руки

Моторчик

Хлопки.

Ладушки

Блинчики

Тарелочки

Бубен

Ловим комарика

Виды шага.

Простой

Топающий

Хороводный

Приставной

Кадрильный

Высокий

Шаг с притопом

Боковой приставной

На носках

Прыжки.

Лесенка

Качалочка

Бег.

Подскок

Веселые ножки

Бег с нож назад

Галоп

Танцевальные движения.

Притопы

Пружинка

Ковырялочка

Елочка

Гармошка

Задание №1. Придумать сюжет на выбранную музыку. Рассказать, кого видят в танцевальном номере, где это происходит, предмет, костюм?

Название танца

Муз. материал

Действие

1.

«Горошины цветные»

Саша Беляева

Рассказать, какое действие видят под данную музыку, что можно поставить?

2.

«На круглой планете»

Музыкальная заставка канала «Карусель»

Рассказать, какой атрибут или предмет можно включить в номер, какие костюмы?

3.

Танец «лягушек»

Музыкальный материал из спектакля «Буратино»

Каких героев можно поставить для номера, костюмы, выбрать сюжет.

Постановка номеров.

4.

«Топ-топ», для детей 5-6 лет

Гр. «Мишель»

Разборка и разучивание движений к танцу, в кругу и по линиям.

5.

«На морском берегу», 6 лет

«Морячка»

О. Газманов (remix)

Постановка и разучивание движений по линиям и в парах.

6.

«Гномики», 5-6 лет

сл. и муз. К. Кашина

Разучивание движений по кругу.

Необходимый атрибут для танца: фонарик.

7.

«На виражах», 6-7 лет

Песня из м/ф «Чудеса на виражах»

Разучивание движений по линиям.

8.

«Новые годики», 6-7 лет, танцевальный материал для новогодних утренников

Holly-Dolly «Lolipop»

Постановка и разучивание движений в парах

9.

«Дыхание осени», 5-6 лет

Ю. Синегубкин

Постановка и разучивание движений к танцу.

Необходимый атрибут для танца: шарфик или веточки.

10.

«Валенки»

Русская народная песня

Разучивание движений.

Придумать дальнейший сюжет для номера.

              Заключение.

                  Вся практическая работа должна быть подчинена задачей развития навыков по сочинению хореографического произведения, где основным выразительным средством является рисунок танца, раскрывающий образ и характер музыкального произведения.
      Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом.  Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.
 Работа над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом народного, классического, историко-бытового, современного бального танцев, он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера.
       Для балетмейстера основной задачей является идейно-эстетическое воспитание масс средствами хореографического искусства, показ средствами танца характера человека, впечатляющей красоты его деяний, воплощение тех мыслей и чувств.
   Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями и знаниями автора-драматурга и режиссера-постановщика балетного спектакля.

         Способность мыслить хореографическими образами отличает  балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию спектакля, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер. Иначе говоря, балетмейстер является автором  хореографической драматургии и  хореографической композиции всего балетного спектакля, а также его режиссером-постановщиком.

     Список литературы.

1. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М. Искусство. 1989г. Изд 2-е.
2. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М. 1983г.
3.  Р.Захаров. Записки балетмейстера. М., 1976
4.  Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий форума молодых семей
  • Сценарий фильма три пальмы
  • Сценарий фильма тест на беременность
  • Сценарий фильма не отрекаются любя
  • Сценарий фильма криминальное чтиво на русском