В мире русских народных игр
Сценарий праздника
Цель: Создание условий для приобщения к традициям русской культуры;
Задачи:
- закрепление представлений о фольклоре и русских народных играх;
- совершенствование двигательных навыков: быстроты, ловкости, координационных способностей, смекалки;
- развитие творческих способностей;
- воспитание патриотических чувств, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Предварительная работа:
- разучивание народных игр, песен, пословиц, считалок;
- беседы о традициях русского народа.
Ход
Ведущий:
Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться, старину вспомнить да в русские народные игры поиграть.
У каждого народа есть свои традиции, песни, игры. Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В эти игры еще играли наши прабабушки и прадедушки. В старину игры устраивали во дворах чаще всего в праздники.
Зазывалки
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения:
Последнему – водить!
Ведущая: Ребята, а вы любите играть?
У меня есть волшебный сундучок, в котором хранятся народные игры. Хотите узнать какие там игры? Чтобы сундучок открылся, надо сказать, волшебные слова.
Раз, два, три – сундучок отворись!
Раз, два, три -игра покажись!
Ведущая достает из сундучка клубочек. Что это, ребята? (клубочек).
Давайте поиграем в Русскую народную игру «Клубочек»
Игра «Клубочек»
Давайте соберем людей для игры используя зазывалку:
Тай-тай, налетай! Кто в Клубочек играй?
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!
А теперь участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник(узелок) ведёт за собой всю цепочку, не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Во время игры поется песенка:
Уж я улицей шла, переулочком шла
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, нитка тянется,
Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!
Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
Все участники демонстративно «разрывают» руки.
Ведущий: Понравилась игра?
Посмотрим что ещё в сундучке?
(Мышка)
Игра «Мышка»
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продай невысок!
Раз, два, три — купи!
Правило: играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».
Для того, что бы определить водящего давайте используем считалку.
Кто скажет, что такое считалки?
Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре.
Кто знает считалочку?
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна.
Молодцы ребята!!!
Ну, что посмотрим, что еще спрятано в сундучке?
Что же это? (бубенцы)
Давайте поиграем в игру «Колокольцы-Бубенцы).
Игра «Колокольцы –Бубенцы
Игроки становятся в круг. Нам необходимо выбрать двоих детей – «звонаря» и «жмурку». «Звонарь» берет в руки колокольчик, «жмурка» полотенце или платок, свернутый жгутом. «Жмурке» завязывают глаза, «звонарь» вводит его в круг и убегает, звоня в колокольчик. По звуку колокольчика «жмурка» должен поймать «звонаря» внутри круга и обхватить его жгутом. Игроки в кругу двигаются «по солнышку» и поют песню:
.
Песенка «Колокольцы-бубенцы»
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон –
Угадай, откуда звон.
Выбор осуществим при помощи жребия. Жребий – функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно.
Мати, мати,
Что вам дати?
спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого или златогривого?
Молодцы, ребята! Понравилась вам игра?
Хотите еще поиграть?
Посмотрим что ещё в сундучке? (змея)
Давайте поиграем в игру «Змейка»
Хоровод «Змейка».
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Первый в цепи играющих это голова, а последний хвост. Голова идет, увлекая за собой всех участников игры, стараясь поймать хвост, а хвост старается убежать, увлекая за собой игроков.
Ведущий: На этом наш праздник подошел к завершению.
Понравилось ли вам наше мероприятие?
Ждем вас на нашем чаепитии.
Программное содержание:
- Приобщать детей к русской культуре.
- Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
- Развивать музыкальность детей.
- Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
- Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
- Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.
Материалы и оборудование:
- Магнитофон.
- Диск с русской народной музыкой.
- Платок для игры «Жмурки».
- Маски зверей (Мышки, Лягушки, Лисички, Зайки, Медведя) для игры
«Теремок». - Гимнастические палки для игры «Мед и Сахар».
- Деревянные ложки для игры «Где работа – там еда».
- Обруч с ленточками и бубен для игры «Карусель».
- Лента для игры «Заря-зарница».
- Канат для игры «Перетягивание каната».
Ход праздника
Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.
Скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).
Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Но сначала давайте с вами познакомимся.
Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?
(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).
Вот мы с вами и познакомились.
Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.
Песня «Русская душа».
(Муз. Е.Кошелевой)
Скоморох:
А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!
Танец-игра «Веселый хоровод»
(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие
двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:
Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.
Дети останавливаются, хлопают и поют:
Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.
Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все
дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки,
приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.
Скоморох:
Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!
Игра «Жмурки».
Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга,
поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:
– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он
поймал, становится «жмуркой».
Скоморох:
Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!
Загадки
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа)Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)
Скоморох:
Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!
Хороводная игра «Теремок».
(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят
в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит
Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь
их ловит).
Скоморох:
Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.
Игра «Мед и Сахар».
Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой
стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на
чьей стороне больше силы.
Скоморох:
А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка).Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!
Игра «Где работа – там еда».
На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев.
Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со
стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.
Скоморох:
Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.
Песня «Расписная ложка».
(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)
Скоморох:
Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными
к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец
ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу,
произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием
музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без
ленты, становится «музыкантом».
Скоморох:
А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!
Игра «Заря-зарница».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с
лентой. Дети поют:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные
стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места,
становится «зарей».
Скоморох:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
Игра «Золотые ворота».
8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к
другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.
Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох
Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети
приговаривают:
– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.
На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей
опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в
разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.
Скоморох:
Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.
Игра «Перетягивание каната»
Скоморох:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!
(Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала.)
«Русские хороводы»
Музыкально—игровая программа.
Цели: 1) Познакомить с русскими народными играми;
2) Формировать чувство дружного отношения;
3) Прививать чувство любви к русской народной культуре, вызвать любовь к русским народным песням.
Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, маракас, баян и т.д.), плакаты с пословицами и поговорками.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент.
Вед. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы к вам пришли в гости из Древней Руси и принесли сюда много русских народных песен, игр и плясок. Мы будем вместе с вами водить хоровод.
11. Основная часть.
Вед. А вы знаете, ребята, что такое хоровод?
Дети: Да.
Вед. Мы сейчас вам расскажем – что это такое. Хоровод- это групповой танец с песней. Это один из видов народного творчества, который объединяет и музыку, и танец, и игры. Хороводы распространены у многих народов: украинские, белорусские, эстонские, литовские и многие другие.
Одним из прекрасных хороводов является русский хоровод. Русский народ весело праздновал праздники. Одним из них считается масленица. Из далеких времен пришла она к нам. В этом году праздник начинается числа, месяца. В середине недели, в четверг самый разгул масленицы. Так давайте все сейчас пойдем веселиться. Ребята, все построились парами друг за другом. Теперь организовано пойдем за нами.
(звучит песня «Милый мой хоровод», ребята входят в зал, встают в круг)
Вед. Ребята, сейчас мы проведем игру-хоровод «А мы просо сеяли». Давайте разделимся на две группы. Мы образовали две цепочки. Эти две цепочки будут по очереди наступать друг на друга и петь при этом. Запевать будем я и ……… А вы будете петь только припев. Он состоит из слова «Ай- дин- лада», но с этим словом вы должны повторять мое последнее слово. Давайте, прорепетируем.
1гр. А мы просо сеяли, сеяли.
Ай- дин- лада сеяли, сеяли.
2 гр. А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ай- дин- лада вытопчем, вытопчем.
1 гр. А чем же вам вытоптать?
2гр. А мы коней выпустим, выпустим.
1 гр. А мы коней выловим, выловим.
2 гр. А мы коней выкупим, выкупим.
1 гр. А чем же вам выкупить, выкупить?
2гр. А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1 гр. Нам не надо тысячи, тысячи.
2 гр. А чего ж вам надобно, надобно?
1 гр. А нам надо девицу, девицу.
2 гр. Выбирайте, лучшую, лучшую.
Вед. Следующая игра – «Коршун, наседка и цыплята». Мы, с ……. будем наседками, а коршуны будут из мальчиков, остальные будут цыплятами. Играть будем все, но также двумя группами. (идет игра)
Вед. Ну, теперь мы поиграли, а сейчас будем петь русскую народную песню «По малину в сад пойдем»
1. По малину в сад пойдем /3 раза
Много ягод наберем /3 раза
Солнышко во дворе
А в саду тропинка
Сладкая ты моя
Ягодка малина.
2. Ты, малинка, не в роток /3 раза
Посыпайся в кузовок /3 раза
3. Как малины наберем /3 раза
Пирогов мы напечем /3 раза.
Вед. Ребята, вы хотите играть в игру «Цепи кованые»
Дети: Да, хотим.
Вед. Вы, наверно, знакомы с этой веселой игрой?
Дети: Да.
Вед. Ребята, я вам все таки напомню эту игру. А теперь опять делимся на 2 группы. Первая команда кричит: «Цепи»
Вторая отвечает: «Кованые»
Первая команда: «Раскуйтесь»
Вторая команда: «Кем?»
Первая команда: имя конкретно.
И так поочередно.
Вед. Мы ребята, сейчас поиграли. А давайте споем русскую народную песню «Во кузнице». Все пойдем также по кругу. Слова песни вы выучили наизусть.
1. Во ку, во кузнице /2раза
Во кузнице молодые кузнецы /2раза.
2. Они, они куют /2раза
Они куют приговаривают /2раза.
3. Пойдем, пойдем, Дуня /2раза
Пойдем Дуня во лесок, во лесок /2раза
4. Сорвем, сорвем Дуня /2раза
Сорвем Дуня лопушок, лопушок /2раза
5. Сошьем, сошьем Дуня /2раза
Сошьем Дуня сарафан, сарафан /2раза
Вед. Молодцы, ребята, вы хорошо спели эту песню. А хотите еще научим в очень интересную игру «Гуси-лебеди»
Дети: Да.
Вед. И так, ребята, все приготовились. Один из вас будет хозяйка. Она должна сказать громко: «Гуси-гуси», а вы должны отвечать: «Га-га-га»
Х: Есть хотите?
Г: Да-да-да.
Х: Так летите же домой.
Г: Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Х: Ну, бегите-ка домой.
Один гусь должен пробежать к хозяйке, а серый волк должен поймать. Тот, кто пойман, будет серым волком.
Вед. Теперь снова встали в круг. Следующая игра у нас «Кошки-мышки». Давайте выберем кошку и мышку. Правила этой игры такие. За мышонком бегает кошка. Мышонок может бегать под руками ребят и через круг, а вслед за ним кошка. Но ребята могут и не пропустить кошку вслед за мышкой, тем самым спасти мышонка. Когда кот поймает мышку, будем выбирать других ребят на эти роли. Водящим выбирают тех, кто стоит спокойно, красиво поднимает руку.
Вед. Ребята, мы сегодня с вами спели много песен. Давайте теперь дружно споем нашу любимую песенку «Во поле береза стояла». Сейчас научимся выполнять самые простые движения в русской народной пляске. Первое движение будет такое – одна нога идет вперед, вторую ногу приставим. Потом вторую ногу, которую приставили направляем вперед и приставляем следующую. И так будем идти по кругу. Потом кружимся плавно под музыку вокруг себя сначала в правую сторону, а потом в левую. Теперь пробуем покружиться. Давайте соединим эти два движения вместе. Музыканты подойдите ближе. Ребята, сейчас у нас будет чудесный номер. Ваши товарищи помогут мне сыграть эту песню, а вы будете плясать и петь. У нас получится настоящий хоровод.
111.Заключительная часть.
Вед. Ребята, вам запомнилось наша встреча? Что запомнилось?
Д. Да….
Вед. Вы хотите снова с нами встретиться? Почему?
Д. Да……
Вед. Тогда с большим нетерпением ждите следующую масленицу. Но, чтобы скорее она пришла, необходимо вам учиться хорошо и тогда, вы не заметите, как постучится в дверь вашу этот праздник и придем мы к вам.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально-игровая программа «Русские хороводы» »
Автор:Бабухина Мария Петровна
Учитель начальных классов “Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова” г. Курска
Внеклассное фольклорное мероприятие для учащихся начальных классов
“А у наших у ворот развесёлый хоровод”
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Конспект фольклорного внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов:
«А у наших у ворот развесёлый хоровод»
Разработала:
учитель начальных классов
Бабухина Мария Петровна
Курск 2021
Цель занятия: познакомить детей с потешками, поговорками, частушками, русскими народными играми, хороводами, посвященными встрече весны; привить любовь к русскому народному устному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
– вызывание интереса к русской народной музыкальной культуре; устному народному творчеству;
– закрепление артистических навыков детей: умения эмоционально передавать характер произведения;
– закрепление полученных коммуникативных навыков в русских народных играх, инсценировках;
– побуждение детей к использованию малых фольклорных жанров в повседневной жизни;
– учить передавать ритмический рисунок хоровода.
Коррекционно-развивающие:
– развитие элементов просодической стороны речи (темпа, ритма, мелодики, интонации, тембра);
– развитие ловкости, быстроты реакции, координации, умения согласовывать ритмические движения тела с ритмом музыки.
Воспитательные:
– воспитание уважения к традициям русского народа, умения работать в команде;
– формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с малыми фольклорными формами, традициями и обычаями русского народа.
Оборудование: музыкальные отрывки русских народных песен («Заплетися плетень», «Ой , заинька, ой, серенький», «Калинка-малинка» и другие отрывки плясовой русской народной музыки), русские народные костюмы, русские народные инструменты, картинки с изображением весны для украшения класса, зала.
Ход мероприятия.
Заходит ведущий, переодетый в русский народный костюм.
Ведущий: Собирайся к нам народ,
Столько интересного нас сегодня ждёт.
Будут пляски, песни, шутки,
Игры, сценки, прибаутки.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
Эх, открывай ворота,
Заходи все, кому охота!
А кому неохота – тоже проходи!
Погляди да время с нами проведи.
Обращается к детям:
– Здравствуйте, ребятки.
Обращается к гостям:
– Доброго здравия вам, гости почтенные. Давайте познакомимся. Нарекли меня Марией, а по батюшке Петровной. А вас как, добры молодцы и красны девицы зовут? Давайте имена ваши пропоём, да так, чтоб песня дивная получилась (дети чередой друг за другом пропевают свои имена).
Та – ня, Ко – ля, И – ра, Се – рё – жа и др.
Ведущий: Сегодня мы с вами будем водить хороводы. Хоровод придумал народ, и поэтому он называется …? (хоровой ответ детей по жесту ведущего). Народный! В народе хороводы сопровождались играми и песнями. Ребята, а какие русские народные песни вы знаете?
Дети: – Калинка, Во поле берёзка стояла, Во кузнице … и др.
Ведущий: – Молодцы! Ребята, на Руси хороводы придумывали люди сами, при этом играли в разные игры, пели и веселились. На хороводы собирались и старые и малые. Парни и девушки показывали в хороводах свою игривость, ловкость, юмор, а девушки – резвость и красивый наряд. Если кто-то не приходил на хоровод – значит он заболел. Хороводы бывают веселые и грустные, праздничные и обычные, бывают девичьи, мужские и смешанные. А, мы с вами, будем водить хоровод в честь весны.
Выходят дети в русских костюмах.
1 ребёнок: Весна, весна красная!
Приди весна к нам с радостью!
2 ребёнок: Жаворонки прилетели,
Холодную зиму унесли,
Тёплую весну принесли.
3 ребёнок: Иди весна, иди красна,
Принеси колосок, овсяной снопок,
Большой урожай в наш край.
4 ребёнок: Как зима-то нам наскучила,
Без хлебушка замучила.
Ведущий: Ой, и славный денек!
Собирайся народ в хоровод.
Станем кругом ходить,
Да весну веселить.
Ведущий с помощниками собирают детей в хоровод (звучит русская народная песня «Ой, заинька, ой серенький»).
Ведущий: Молодцы! А теперь с вами немножко поиграем, потешим себя.
Потешка-инсценировка «Что за славный денёк!»
Что за славный денек!
Собирайся, народ, (поднимают руки вверх. Движения рук к себе)
В хоровод!
Станем кругом ходить (водят хоровод)
Да весну веселить.
Хоровод заведём,
Дружно все запоём: (останавливаются)
«Здравствуй, здравствуй, весна!» (кланяются).
Ведущий: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Сколько пословиц да поговорок про труд придумано, ведь весной приходиться много трудиться.
1 ребенок: Упорно трудиться – и будет хлеб в закромах водиться.
2 ребенок: Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
3 ребенок: Кто спит весною, плачет зимою.
4 ребенок: Умей дело делать, умей и веселиться.
Ведущий: И нам негоже просто так стоять.
Ай-да, хороводить да народ забавлять.
Игра «Ручеёк» под народную музыку. Ребята встают парами друг за другом, поднимают руки вверх, образуя ворота. Один, оставшийся без пары пробегает внутрь ворот и хватает за руку себе пару и становятся впереди. Кто остался без пары, забегает в ворота и берёт себе пару и т.д. Играют 4-5 мин.
Ведущий: Ребята, вы молодцы! Садитесь на места и немножко отдохните.
Игра «Хлопки» Я буду перечислять предметы, если услышите названия русских народных музыкальных инструментов хлопайте в ладоши. Если предметы не относятся к музыке, то сидите тихо. Играют 2-3 мин.
Стол, трава, дудочка, парта, яблоко, цветы, барабан, ёлка, одеяло, книга, гармонь, зонтик, стул, окно, балалайка, колесо, телефон, компьютер, трещётки, пол, дым, лампа, рожок и т.д.
Ведущий: Ребята под весёлую гармонь русский народ любил не только плясать, но и петь частушки.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Частушки
1 ребёнок:
Как весна пришла в наш дом,
Стало весело кругом.
Ты весна не уходи,
Побудь с нами до зимы!
2 ребёнок:
Ты весна скорей приди,
Нас в тепло своё прими.
Мы тебя так долго ждали,
И от этого устали.
3 ребёнок:
К нам с весной придут веснушки,
И заквакают лягушки.
Ласточки к нам прилетят,
Люди выпустят утят.
4 ребёнок:
Сняли шубы, сняли шапки,
Взяли грабли, встали в грядки.
К нам опять пришла весна,
Убираться нам пора!
Ведущий: Солнце разгорается – игра начинается.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Язычок на палочку –
Начинай считалочку.
Ведущий считалкой выбирает «ласточку».
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
– Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон,
И выкатывайся вон.
Русская народная игра: «Ласточка и пчёлы»
Ход игры: выбирается «ласточка», остальные дети «пчёлки». Ласточка сидит в гнезде, пчёлки летают по лугу и поют:
Пчёлки летают, медок собирают.
Зум – зум – зум!
Ласточка отвечает:
Ласточка встанет,
Пчёлок поймает!
Ласточка бежит и старается дотронутся до пчёлок. До кого дотронулась ласточка отходит в сторонку или садится на стул.
Ведущий: В хоровод, в хоровод
Собираем весь народ!
Хоровод будем водить,
Гостей наших веселить.
Гости тоже не стоят,
С нами в хоровод хотят.
В хоровод, в хоровод
Собирайся, народ!
Хоровод «Заплетися плетень».
Ведущий: У кого тут хмурый вид?
Слышишь, музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Ведущий с помощниками собирают детей в хоровод (звучит русская народная песня «Ой, заинька, ой серенький»).
Ведущий: – Славно поводили хоровод, а теперь играть будем!
Русская народная игра «Дядюшка Кондрат»
Ход игры: игроки встают в круг, ведущий стоит в центре. Дети ходят по кругу и поют:
У дядюшки Кондрата было трое детей,
Трое сыновей.
Они не пили, они не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали вот так!
На последних словах ведущий показывает движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех повторил движение, становится ведущим.
Ведущий: Хорошо с вами петь да танцевать,
Но пора и честь знать.
Весна наступает,
Дел нам прибавляет.
Ведущий: Спасибо, гости дорогие, что пришли, что слушали, веселись и пели с нами.
Дети хором: Спасибо! (Кланяются и уходят).