Сценарий фольклорного праздника
«Как у наших ворот — хоровод круглый год»
Май, 2019 год
Составила:
Музыкальный руководитель
Кузмичёва И.Н.
Скоморох: ( ребёнок)
Эй, друзья, скорей сюда!
Открываем ворота
Хороводы чтоб водить,
Чтобы крепко всем дружить
Как у наших у ворот,
все сейчас произойдет.
Утро раннее пришло
Солнце красное взошло
В ручеёк скорей вставайте,
Пару себе выбирайте!
Поиграем и попляшем
Здесь на празднике на нашем
Игра «Ручеек» рус нар муз
(Гостей встречает в русском народном костюме Хозяюшка)
Хозяюшка: Добрый день, гости званные и желанные. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите не тушуйтесь! А вы пришли, на нас посмотреть, да себя показать? Охота в наших потехах позабавиться, в игры поиграть, песни спеть? – Милости просим! Делу время – потехе час!
Шёл батрак по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку, кто травку возьмёт, тот и вон пойдёт! Ребёнку, выбранному по считалочке, одевают шапочку ворона.
Хоровод «Ворон» р. н. п.
Хозяюшка: У нас на празднике сегодня красны девицы: «Барыни» и «Сударыни». А сейчас, гости дорогие, узнаем, какие пословицы, поговорки о труде и отдыхе, вы знаете. Конкурс мы так и назовём «Тары- бары»
( родители делятся на 2 команды и по очереди называют пословицы о труде, отдыхе)
Хозяюшка: В хороводе были мы,
Кого надо видели
Сокола – молодчика.
Встань, молодчик – подбодрись!
Кому хочешь, поклонись!
Звучит вступление, мальчик встает, подходит к девочке, кланяется ей, берет за руку, выходит в круг, остальные дети заводят хоровод.
Проводится музыкальный игра «Золотые ворота»
Хозяюшка:А сейчас будет потеха – вашим ноженькам утеха! Сплясать надо так, чтобы название пляски оправдывало себя «Как барыня».
Дети и взрослые пляшут «Барыня» р.н.п.
Ведущая:
– Крестьяне всегда отличались своим трудолюбием, работали засучив рукава, да и отдыхать умели на славу, нередко поговаривая так: «За морем теплее, а у нас веселее», у нас на Руси «и медведя плясать учат».
сценка «Коза и медведь».
Выходят двое родителей (Коза, Медведь). Коза и Медведь стоят в центре сцены.
Коза:
– А ну, Топтыгин, топни ножкой,
Повесели гостей немножко!
Медведь:
– Давай, коза, покажем,
Как мы поем и пляшем.
Коза:
– Выходи плясать, медведь,
Я частушки буду петь,
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь:
– Ты, когда поешь, коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь!
Коза:
– А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь.
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.
Медведь:
– Ах, коза ты, козочка,
Серенькая розочка,
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться!
Коза:
– Ах, мой Мишка, дорогой!
Не ругались мы с тобой,
Мы с тобой шутили,
Народ веселили.
Медведь:
– Давай, коза, попрыгаем
И ножками подрыгаем.
Веселей, коза, пляши,
Твои ножки хороши!
Коза:
– И твои кривые
Тоже неплохие!
Коза и Медведь вместе:
– Мы сегодня выступали,
Небылицу рассказали,
Очень утомилися, (вытирают пот со лба)
Вместе поклонилися! (кланяются зрителям)
Хозяюшка: В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
Ты играй, мой Ванечка,
Просит друга Танечка.
Танец с балалайками
Хозяюшка: У наших ворот всегда хоровод.
Из песни слова не выбросишь.
Гуляй, да не загуливайся.
Хоровод «Заинька» р.н.п.
Хозяюшка: Тритатушки, три та-та!!! Начинается игра!!!
Игра «Заря- заряница»
Хозяюшка:Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Родитель ( Уля): А у нас – на весь двор
Еще лучше разговор.
Хозяйка: ну что ж, послушаем шутки на пол минутки!
Сценка «Уля и Филя» ( родители)
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала лепешек-оладушек.
Уля: А где ж они?
Филя: Я их под лавку положил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала сарафан.
Уля: А где же он?
Филя: Я его в печку положил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его повесила.
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала барана.
Уля: А где же он?
Филя: Я его повесил.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала сестренку Настьюшку.
Уля: А где ж она?
Филя: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля: Экий ты, Филя, чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.
Уля: Здорово, Филя!
Филя: Здорово, Уля!
Уля: Что, мать гостинцев прислала?
Филя: Мать прислала свинью.
Уля: А где ж она?
Филя: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
Уля: Ах ты, Филя, простофиля!
Хозяюшка: А теперь загадка!
1.Выну изо рта ягодку,
оближу и опять положу
(ложка)
2. Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
На досуге — веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
(Деревянная ложка.)
Молодцы, угадали. А то, что ложка — на досуге ещё и веселушка, мы сейчас с вами убедимся
Ударили ложки,
Как звонкие ладошки!
Ой, жги- говори-
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят!
Ансамбль «Ложкари» ( родители) р.н.м. «Полянка»
Ребенок: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не найдете
Вы праздника краше.
Ребенок: Мы гордимся стариною
Стала нам она родною,
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Ребенок: Песня русская – это просторы
По которым всю жизнь нам идти.
Это батюшка Дон у Ростова,
Это матушка Волга в пути.
Ребёнок: Все она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать и тысяча лет,
Песню русскую, русскую землю
Любим мы, что и слов больше нет!
Ребенок: Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Флешмоб песня «Родина моя»
Ведущий Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час!».
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Сценарий фольклорного праздника «Хоровод круглый год!»
Ведущий.
Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте молодцы русские. да девицы красные! Соизвольте выслушать, люди добрые. слово лестное. о том как в старинные прежние годы люди жили…
Живали-то они не по нашему, а по своему. православному. Вставали рано-ранехонько. умывались водой ключевой со белой росой. а потом принимались за работу, после того, как всем Святым помолились.
Вот поворотило лето на осень. Грядет Ильинская неделя- пора сенокоса! Дети-первые помощники. Они ворошат и сгребают сено на лугу. собирают в огороде первые созревшие овощи. Осень не далече! Пора ее встречать! Давайте, ребята, позовем осень!
Осень! Осень!
В гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими стогами,
С листопадом и дождем.
С перелетным журавлем!
Вот и позвали мы осень. Теперь можно ей и песню спеть!
Дети исполняют песню по выбору муз. руководителя.
Во время песни в зал входит Осень.
Ведущий.
Здравствуй, Осень – раскрасавица! По злату мастерица! Что ты нам принесла?
Осень.
Пришла я с пряльцем, с донцем,
С тонким веретенцем,
С высоким колосочком,
С толстым снопочком,
Журавли-то за моря.
А синица – на поля!
Ведущий.
Урожай созрел богатый!
Все на ярмарку спешат.
Поспешим и мы. ребята.
Каждый там нам будет рад!
Дети исполняют песню «Ярмарка».
1 Скоморох.
Заходите! Приезжайте!
Все, что надо покупайте!
2 Скоморох.
Народ собирается.
Ярмарка открывается!
1 Скоморох.
А мы развеселые насмешники,
Известные скоморохи-потешники!
2 Скоморох.
За медный пятак, покажем все и этак, и так!
Коробейники.
Проходите! Примечайте!
Все, что нужно, покупайте!
Не нужны нам грошики.
Хлопайте в ладоши!
Кому баранок связку?
Кому песенку и сказку?
Кому жареную утку?
Кому нашу прибаутку?
Кому коленый орешек!
А кому мешок потешек?
1 Скоморох.
А ну, смелей! Не робей! Денег не жалей!
(подходят к коробейнику).
1 Скоморох.
Почем?
— По деньгам!
2 Скоморох.
Купил, не купил, а поторговаться можно!
Коробейники уходят. Выходят мальчик и девочка. (Остальные девочки вствют полукругом сзвди).
Иван.
Красна девица, Арина! Ты куда, куда ходила?
Арина.
Я на ярмарку ходила. Себе ведра купила!
Иван.
Что дала?
Арина.
Рубль дала, коромысло-полтора!
Иван.
Девица-девица. сходи по водицу!
Арина.
Я волка боюсь. я лисы боюсь, я медведя боюсь!
Иван.
Волк на работе, лиса на болоте.
Платьице мыла, валек упустила.
Сама-то смеется, хохолок трясется!
Девица-девица. сходи за водицей!
Танец «Пошла млада за водой…»
Ведущий.
Солнце к закату склоняется,
Наша ярмарка закрывается!
Осень.
В поле уродился хлеб, на грядках картошка.
Грибники несут грибов полные лукошки!
Так богат мой урожай. подставляй ладошки!
А в садах моих созрели вишенки – сережки!
Дети исполняют песню «Вишенки – сережки».
Ведущий.
Спасибо тебе, Осень –раскрасавица!
Нам осенняя пора очень нравится!
Осень.
До свидания! До новых встреч!
Осень уходит.
Ведущий.
Минула осенняя пора! В гости к нам спешит Зима!
Метелица, метелица! Снег по полю стелется!
А зимнею порою празднуют один из главных престольных праздников – «Крещение»!
А дни от Рождества Христова до Крещения называют «Святками».
Ох, и долго длится зима на Руси. Но пролетает уже веселый праздник «Масленица» и народ ждет прихода весны.
Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Ждут люди-не дождутся прихода весны. И придумали люди птиц зазывать.
Давайте и мы с вами птиц позовем!
Закличка «Жучик-ключик».
В зал входит Весна.
Ведущий.
Здравствуй, Весна –красна! Ты с чем к нам пришла?
Весна.
Я пришла по водочке, приплыла на челночке!
Ведущий.
Весна- Красна! А ты чес нас одаривать будешь?
Весна.
Одаривать буду ключевой водой,
Шелковой травой, теплым ветром, лазоревым цветом!
А вы, мои дорогие, подарите мне своих птичек?
(дети дарят Весне птичек из бумаги)
Ведущий.
А теперь выходи, честной народ! Заводи хоровод!
Хоровод «Весна –Красна, теплое лето!»
Ведущий.
Вот уже и поля засеяли. А урожай будущий зависит от того. пройдет ли дождь. напоит ли он землю? Во время бездожья люди придумали обряд дождь зазывать. Давайте и мы с вами дождь позовем!
Дети читают заклички. зазывают дождь.
Ведущий.
На нивах колосятся хлеба! В эти дни отмечается христианский праздник «День Святой Троицы». В эти дни девушки украшали березу лентами. цветами.
Наряжают березку.
Распустила косыньки русская березонька.
Сарафан надела ты. красивый, белый.
А по сарафанчику- черные дорожки,
Листики в карманчиках, а в ушах сережки!
Русская красавица, мы тебе так рады!
Ты нам очень нравишься вот в таком наряде!
Мы тебе, березонька, ленты вплетем в косыньки,
Ленточки атласные- синие и красные!
Ведущий.
Водили хороводы, плели венки…
А еще девушки кумились!
1 девочка.
Мой веночек –то краше твоего!
2 девочка.
Мой веночек-то лучше твоего!
1девочка.
Чем же твой веночек лучше моего?
2 девочка.
Чем же твой веночек краше моего?
1 девочка.
А листочки –то на нем блестящие!
А сама-то я в нем хорошащая!
Ты-то ростом мала,
И собой не видна!
2 девочка.
Твой венок не пригож,
Он на веник похож.
Ты сама-то как осина,
Рот пошире. чем корзина!
Ведущий.
Стойте! Что это? Ссора? В праздник девичий и ссориться нельзя! А ну, помиритесь! Не бранитесь! Покумитесь!
Девочки.
А как?
Ведущий.
Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется «закумиться».
Давайте. кумитесь!
Кумитесь. кумитесь! Где сойдетесь, поклонитесь!
А домой пойдете-не бранитесь!
Ой. красны девицы. выходите в Троицын день! Будем кумиться и подружку на целый год выбирать!
Девочки кумятся.
Выходят мальчики.
Мальчики.
Здравствуйте. девицы-красавицы! С праздником вас!
Девочки.
Здравствуйте, здравствуйте! Праздник и для вас!
Мальчики.
Девчата! А не возьмете ли вы нас в свой хоровод?
Девочки.
Да вы, поди. и танцевать не умеете!
Мальчики.
И поем. и пляшем Если попросят!
Мальчики исполняют частушки.
Ведущий.
А теперь – деревенская кадриль в Троицын день!
Танец «Кадриль».
Ведущий.
Наступил день летнего солнцеворота. В этот день празднуется «Иван Купала». В эти дни разжигали костры. Считалось. кто перепрыгнет через купальский костер. станет здоровее. наберется много сил перед жатвой. А еще девушки в купальский вечерок собирались у реки и пускали по реке свои веночки. У кого веночек поплывет. та скоро замуж выйдет. А у кого к берегу прибьется – той год еще в девках ходить!
Танец с веночками.
Ведущий.
Июль- макушка лета!
В амбаре и в доме пусто,
А в лесу-то густо!
Берут ребята корзинки и идут в лес по грбы. да по ягоды. Да все в лесу примечают!
Сейчас я вас проверю. ходили ли вы по грибы. да по ягоды? Готовы?
Если лесная малина уродилась? – Будет большой урожай ржи!
А если в лесу много шишек? – Урожай ячменя!
Много комаров? – К урожаю овса!
Ведущий.
в стародавние времена Новый год встречали не зимой, а летом!
Ты березонька, ты кудрявая!
Ты когда взошла, когда выросла?
Ты березонька, ты кудрявая!
Ты когда цвела? Когда вызрела?
Березонька.
Летом вызрела! Вы ко мне Новый год пришли встречать7 Новолетие?
Ведущий.
Давайте украсим нашу березоньку! Повесим на нее колоски. чтобы был урожай хлеба!
Репу и морковь – чтобы был урожай овощей! Подкову – чтоб с лошадкой быть!
И вы. дети, попросите! Пусть и ваше желание сбудется!
1ребенок.
Я вешаю на березу яблоко. чтобы быть здоровым и сильным!
2ребенок.
Я вешаю красивую ленту! Будет мне новый наряд!
3 ребенок.
А я вешаю колокольчик звонкий, чтобы новый год без печали был и радость в дом приносил!
Ведущий.
Вот и нарядилась наша березка. пора народ скликать. да веселье начинать!
Пусть звучат гусли звончатые.
Колокольчики бубенчатые.
Свирели. жалейки. да ложки расписные!
Выходите, добры молодцы и красны девицы! Свою удаль покажите!
Оркестр народных инструментов.
Ведущий.
Вот и встретили мы с вами Весну-Красну. Осень урожайную. Зиму снежную, Лето красное!
Каждое время года по-своему хорошее. И каждое дарит нам свои подарки!
Осень-урожай. Зима – снег. Весна-зелень. а Лето – тепло и солнце!
Вот и выслушали вы меня. люди добрые! Спасибо вам за внимание!
Ну. а какой же праздник без русского самовара!
И в накладку, и вприкуску.
Пейте чай. друзья, по-русски!
Напился чаю от души.
Выходи. давай. пляши!
В зал выносится самовар и исполняется песня «К нам заходите!»
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Внеклассное занятие в 4 классе
Сказка русского хоровода
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через русскую народную песню (хоровод).
Задачи:
-ознакомить с основными понятиями, определением хоровода, его видами, особенностями;
-развивать широту музыкального вкуса посредством русских народных песен;
-воспитывать интерес к русской песне в фольклорных образцах.
Оборудование занятия:
Для учителя:
· Ноутбук, экран, проектор. Слайдовая презентация.
· Записи инструментальной музыки.
Оформление доски:
· два рушника (в виде стилизованной крыши),
· картинка хоровода,
· эмблема года культуры.
Класс оформлен как изба, на полу половик, деревянные скамейки, дети одеты в народные рубахи, сарафаны.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Учитель. Здравствуйте, девицы, здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети. Здравствуйте!
Учитель. 2014 год в России и в нашей Республике Башкортостан объявлен Годом культуры. Мы живём в удивительной стране, которую населяют люди разных национальностей. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, замечательные песни и танцы. Мы с вами поговорим о хороводе.
2. Слово учителя.
С давних времён народ водил хоровод. Творили хороводы на больших праздниках, встречая Солнышко, перед трудами праведными, сотворяя образы прекрасные, наполняя их любовью да радостью за Солнце Ясное, за Землю Матушку, за стихии водные, за ветры вольные.
Хоровод — народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской, древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. Удивительное это явление русской народной культуры органически сочетает танец, пение и игру. Любое место подходило — и роща, и луг, и двор. На одних местах были хороводы праздничные, на других обыкновенные, простые.
Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни. В глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила. (Слайд 3)
Наши древние предки – славяне были, как известно, язычниками, т.е. поклонялись природе – ветру, солнцу, лесам, полям, Матери — земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Их необходимо было задабривать, чтобы они не мешали человеку в труде. (Слайд 4)
Сама форма хороводов – кругообразное движение – символ солнечного движения. А движение – это жизнь. Наверно, поэтому хороводы имели особенное значение. Хоровод был, пожалуй, самым желанным гостем на народных праздниках и участником веселых гуляний. Многие народные
обряды сопровождались хороводами.
Весенние хороводы играют или водят от первых теплых дней, от Пасхи до Троицы; Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Осенние — от Спожинок, Успенья, до Рождества Богородицы, до Покрова, где уже начинаются работа при огне, посиделки, супрядки. На Святки — игры святочные, затем опять посиделки, до последнего воскресенья перед Масляной; с четверга катанье, а после Святой — опять хороводы. (Слайд 5)
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Возглавляет и направляет хоровод «ведущий» (чаще – ведущая, Хороводница) − опытный и бойкий, знающий мелодию, слова и рисунок танца. Задача остальных участников − следовать за хороводницей, соблюдая несколько несложных правил. Уметь коллективно держать форму хоровода (если это круг, то ровный круг, если линия, то линия и т.д.). Руки должны быть чуть расслабленными, походка упругой (не вразвалочку), чтобы не сбивать общий темп и ритм. Желательно знать хороводные песни. Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Девушки закупают ленты, платки на ярмарках. Из мирской складчины покупают платок для хороводницы. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. Праздничные хороводы самые древние. Для них приготавливались заранее, сзывали дальних гостей и соседей, готовили угощение. В праздники хоровод могли водить большим количеством человек, когда съезжались несколько деревень, в среднем 200-500 человек. Можно предполагать, что гигантские хороводы могли иметь место. Встречались праздники, в которых участвовало около 1000 человек. (Слайд 5)
Давайте познакомимся с фигурами хоровода. ( Слайд 6) Это:
ü «звёздочка» или «звёздочки»
ü «круг»
ü «двойной круг» или «круг в круге»
ü «колонна»; «шествие»
ü «полукруг»
ü «улица», «стенка», «проулочек»
ü «клин»
ü «цепочка»
С какими фигурами вы уже встречались? Когда? ( Слайд 7,8,9)
3. Исполнение хоровода «На горе-то калина»
— А какой хоровод мы с вами знаем? ( «На горе-то калина»)
Учитель. Я буду хороводницей, а вы — девицами и молодцами. ( Исполняется песня «На горе-то калина»)
4. Хороводы бывают медленные, плавно скользящие и скорые плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения исполнить. ( Слайд 10, 11, 12)
5. Как вы заметили, к нам в гости пришли девицы – это ансамбль «Магия». Они уже несколько лет исполняют народные песни и песни в народном стиле. Они приготовили нам русскую народную песню «Порушка-Пораня». Давайте послушаем наших гостей. А вы подумайте, можно ли эту песню считать хороводом? Если можно, то почему?
( Исполняется песня «Порушка-Пораня»)
После прослушивания дети высказывают свои мнения.
6.Итог урока. (Слайд 13)
7.Заключительное слово учителя. Бывать в хороводах, значит испытать чувство эмоционального подъёма, сопричастности тайнам Земли, возникающее в кругу во время танца. По преданиям, с их помощью наши предки могли влиять на природные явления − обращаться к солнцу, вызывать или останавливать дождь, прекращать бурю.
Нужны ли в современном мире и современным людям хороводы? Русские хороводы доступны всем возрастам; В хороводе все равны! Хоровод даёт возможность нам понять друг друга, объединяет людей. Хоровод − это действенный способ добиться положительных перемен в жизни, так что не будем торопиться расставаться с ним!
В заключении нашего занятия мы посмотрим выступление ансамбля «Берёзка», который знаменит на весь мир. Этот ансамбль хранит традиции нашего народа, знакомит с культурой нашей страны зрителей всего мира.
Итак, хоровод «Цепочка». (просмотр видео)
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие в 4 классе»
Просмотр содержимого презентации
«a312c80050ac220b9085c10546caa318»
Автор:Бабухина Мария Петровна
Учитель начальных классов “Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова” г. Курска
Внеклассное фольклорное мероприятие для учащихся начальных классов
“А у наших у ворот развесёлый хоровод”
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Конспект фольклорного внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов:
«А у наших у ворот развесёлый хоровод»
Разработала:
учитель начальных классов
Бабухина Мария Петровна
Курск 2021
Цель занятия: познакомить детей с потешками, поговорками, частушками, русскими народными играми, хороводами, посвященными встрече весны; привить любовь к русскому народному устному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
– вызывание интереса к русской народной музыкальной культуре; устному народному творчеству;
– закрепление артистических навыков детей: умения эмоционально передавать характер произведения;
– закрепление полученных коммуникативных навыков в русских народных играх, инсценировках;
– побуждение детей к использованию малых фольклорных жанров в повседневной жизни;
– учить передавать ритмический рисунок хоровода.
Коррекционно-развивающие:
– развитие элементов просодической стороны речи (темпа, ритма, мелодики, интонации, тембра);
– развитие ловкости, быстроты реакции, координации, умения согласовывать ритмические движения тела с ритмом музыки.
Воспитательные:
– воспитание уважения к традициям русского народа, умения работать в команде;
– формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с малыми фольклорными формами, традициями и обычаями русского народа.
Оборудование: музыкальные отрывки русских народных песен («Заплетися плетень», «Ой , заинька, ой, серенький», «Калинка-малинка» и другие отрывки плясовой русской народной музыки), русские народные костюмы, русские народные инструменты, картинки с изображением весны для украшения класса, зала.
Ход мероприятия.
Заходит ведущий, переодетый в русский народный костюм.
Ведущий: Собирайся к нам народ,
Столько интересного нас сегодня ждёт.
Будут пляски, песни, шутки,
Игры, сценки, прибаутки.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
Эх, открывай ворота,
Заходи все, кому охота!
А кому неохота – тоже проходи!
Погляди да время с нами проведи.
Обращается к детям:
– Здравствуйте, ребятки.
Обращается к гостям:
– Доброго здравия вам, гости почтенные. Давайте познакомимся. Нарекли меня Марией, а по батюшке Петровной. А вас как, добры молодцы и красны девицы зовут? Давайте имена ваши пропоём, да так, чтоб песня дивная получилась (дети чередой друг за другом пропевают свои имена).
Та – ня, Ко – ля, И – ра, Се – рё – жа и др.
Ведущий: Сегодня мы с вами будем водить хороводы. Хоровод придумал народ, и поэтому он называется …? (хоровой ответ детей по жесту ведущего). Народный! В народе хороводы сопровождались играми и песнями. Ребята, а какие русские народные песни вы знаете?
Дети: – Калинка, Во поле берёзка стояла, Во кузнице … и др.
Ведущий: – Молодцы! Ребята, на Руси хороводы придумывали люди сами, при этом играли в разные игры, пели и веселились. На хороводы собирались и старые и малые. Парни и девушки показывали в хороводах свою игривость, ловкость, юмор, а девушки – резвость и красивый наряд. Если кто-то не приходил на хоровод – значит он заболел. Хороводы бывают веселые и грустные, праздничные и обычные, бывают девичьи, мужские и смешанные. А, мы с вами, будем водить хоровод в честь весны.
Выходят дети в русских костюмах.
1 ребёнок: Весна, весна красная!
Приди весна к нам с радостью!
2 ребёнок: Жаворонки прилетели,
Холодную зиму унесли,
Тёплую весну принесли.
3 ребёнок: Иди весна, иди красна,
Принеси колосок, овсяной снопок,
Большой урожай в наш край.
4 ребёнок: Как зима-то нам наскучила,
Без хлебушка замучила.
Ведущий: Ой, и славный денек!
Собирайся народ в хоровод.
Станем кругом ходить,
Да весну веселить.
Ведущий с помощниками собирают детей в хоровод (звучит русская народная песня «Ой, заинька, ой серенький»).
Ведущий: Молодцы! А теперь с вами немножко поиграем, потешим себя.
Потешка-инсценировка «Что за славный денёк!»
Что за славный денек!
Собирайся, народ, (поднимают руки вверх. Движения рук к себе)
В хоровод!
Станем кругом ходить (водят хоровод)
Да весну веселить.
Хоровод заведём,
Дружно все запоём: (останавливаются)
«Здравствуй, здравствуй, весна!» (кланяются).
Ведущий: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Сколько пословиц да поговорок про труд придумано, ведь весной приходиться много трудиться.
1 ребенок: Упорно трудиться – и будет хлеб в закромах водиться.
2 ребенок: Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
3 ребенок: Кто спит весною, плачет зимою.
4 ребенок: Умей дело делать, умей и веселиться.
Ведущий: И нам негоже просто так стоять.
Ай-да, хороводить да народ забавлять.
Игра «Ручеёк» под народную музыку. Ребята встают парами друг за другом, поднимают руки вверх, образуя ворота. Один, оставшийся без пары пробегает внутрь ворот и хватает за руку себе пару и становятся впереди. Кто остался без пары, забегает в ворота и берёт себе пару и т.д. Играют 4-5 мин.
Ведущий: Ребята, вы молодцы! Садитесь на места и немножко отдохните.
Игра «Хлопки» Я буду перечислять предметы, если услышите названия русских народных музыкальных инструментов хлопайте в ладоши. Если предметы не относятся к музыке, то сидите тихо. Играют 2-3 мин.
Стол, трава, дудочка, парта, яблоко, цветы, барабан, ёлка, одеяло, книга, гармонь, зонтик, стул, окно, балалайка, колесо, телефон, компьютер, трещётки, пол, дым, лампа, рожок и т.д.
Ведущий: Ребята под весёлую гармонь русский народ любил не только плясать, но и петь частушки.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Частушки
1 ребёнок:
Как весна пришла в наш дом,
Стало весело кругом.
Ты весна не уходи,
Побудь с нами до зимы!
2 ребёнок:
Ты весна скорей приди,
Нас в тепло своё прими.
Мы тебя так долго ждали,
И от этого устали.
3 ребёнок:
К нам с весной придут веснушки,
И заквакают лягушки.
Ласточки к нам прилетят,
Люди выпустят утят.
4 ребёнок:
Сняли шубы, сняли шапки,
Взяли грабли, встали в грядки.
К нам опять пришла весна,
Убираться нам пора!
Ведущий: Солнце разгорается – игра начинается.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Язычок на палочку –
Начинай считалочку.
Ведущий считалкой выбирает «ласточку».
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
– Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон,
И выкатывайся вон.
Русская народная игра: «Ласточка и пчёлы»
Ход игры: выбирается «ласточка», остальные дети «пчёлки». Ласточка сидит в гнезде, пчёлки летают по лугу и поют:
Пчёлки летают, медок собирают.
Зум – зум – зум!
Ласточка отвечает:
Ласточка встанет,
Пчёлок поймает!
Ласточка бежит и старается дотронутся до пчёлок. До кого дотронулась ласточка отходит в сторонку или садится на стул.
Ведущий: В хоровод, в хоровод
Собираем весь народ!
Хоровод будем водить,
Гостей наших веселить.
Гости тоже не стоят,
С нами в хоровод хотят.
В хоровод, в хоровод
Собирайся, народ!
Хоровод «Заплетися плетень».
Ведущий: У кого тут хмурый вид?
Слышишь, музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Ведущий с помощниками собирают детей в хоровод (звучит русская народная песня «Ой, заинька, ой серенький»).
Ведущий: – Славно поводили хоровод, а теперь играть будем!
Русская народная игра «Дядюшка Кондрат»
Ход игры: игроки встают в круг, ведущий стоит в центре. Дети ходят по кругу и поют:
У дядюшки Кондрата было трое детей,
Трое сыновей.
Они не пили, они не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали вот так!
На последних словах ведущий показывает движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех повторил движение, становится ведущим.
Ведущий: Хорошо с вами петь да танцевать,
Но пора и честь знать.
Весна наступает,
Дел нам прибавляет.
Ведущий: Спасибо, гости дорогие, что пришли, что слушали, веселись и пели с нами.
Дети хором: Спасибо! (Кланяются и уходят).
Цели праздника:
- Ознакомление с праздниками, традициями,
обычаями, самобытной культурой народов России. - Воспитание уважительного отношения к народным
традициям. - Формирование интереса к истории и культуре
своего народа. - Воспитание любви к России, чувства патриотизма
и гордости за свою страну. - Развитие творческих способностей учащихся.
- Расширение кругозора.
СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Россия. Школа №7. 2050 год. Нерадивый ученик сдает
экзамен учителю-роботу. Ему достается
билет «Традиции и обычаи русского народа».
Ученик не может ответить на билет. Тогда
учитель-робот отправляет его с помощью машины
времени в прошлое, в русскую глубинку. Звучит
космическая музыка.
Слайд №1. Русский народ (заставка)
Ученик попадает в Россию 2010 года. На сцене за
столом сидит русская семья. На столе: самовар,
изделия из гжели, хохломы, дымковские игрушки,
матрешки, баранки, бублики.
Слайд №2. Россия в мире
Члены семьи знакомят ученика с традициями и
обычаями русского народа: Наша страна
называется Россия.
Слайд №3,4. Необъятные просторы России
Россия – это океан земель,
размахнувшихся на целую шестую часть света и
держащих в касаниях своих раскрытых крыльев
Запад и Восток.
Россия – это синь морей и горы,
увенчанные белыми льдами; Россия – это меховая
щетина бесконечных лесов, ковры цветущих лугов и
золото бескрайних полей.
Россия – страна неслыханных,
богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих
недрах.
Россия – страна византийских куполов,
звона и синего ладана.
Принято считать датой возникновения
Древнерусского государства 882 год, когда два
крупнейших города – Новгород и Киев оказались
под властью одной княжеской династии.
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
Слайды № 5, 6. Москва – столица России
А столицей России уже более 850 лет является
город Москва. Каждое государство должно иметь
свои государственные символы. Есть они
и у России. Это гимн, герб и флаг.
Слайд №7. Государственные символы России
Звучит гимн России.
Гимн. В особенно торжественных
случаях, на государственных праздниках, военных
парадах, при подъёме флага и во время спортивных
соревнований исполняется государственный гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, его
слушают и поют стоя, мужчины – без головных
уборов, проявляя тем самым уважение к главной
песне своей Родины. Автором современного текста
гимна России является Сергей Владимирович
Михалков, музыку написал А.В.Александров.
Флаг. Цвета российского флага выбраны
не случайно. Белый цвет означает откровенность,
благородство, совершенство, синий – верность и
честность. А вот красный символизирует мужество,
отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг
– важный символ страны. Он постоянно поднят над
правительственными зданиями. В торжественные и
праздничные дни флагами украшают дома и улицы.
Флаг – это святыня, ему отдают почести, его
защищают и берегут.
Герб. Ещё один символ государства –
это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема
государства, города. Герб России – двуглавый
орёл. На фоне щита красного цвета изображён
золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности
России, символ глубокого уважения к своей
истории. Две головы орла символизируют единство
Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих
в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а
сама золотая птица – на солнце. На груди орла
помещено изображение всадника – это Георгий
Победоносец. Всадник – это символ победы добра
над злом, готовности нашего народа защищать
страну от врагов.
Слайды № 8,9. Могила Неизвестного солдата в
Москве
Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших
лесов, Московский Кремль, Знамя победы, Могила
Неизвестного солдата в Москве – это тоже символы
России.
Слайд № 10. Россия –
многонациональное государство
Согласно данным переписи населения в России
проживают представители более 180
национальностей.
Слайд № 11. Самый многочисленный
народ России – русские
Самый многочисленный народ России – русские.
Слайд № 12.Государственный язык в
России – русский
Народы России говорят более, чем на 100 языках и
диалектах. Самым распространённым языком в
России является русский. Он также считается
государственным языком Российской Федерации.
Как прекрасен наш русский язык.
Из вечной бронзы выкован
Извечный русский выговор,
Чеканное, глубокое
То аханье, то оханье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Русский алфавит – это наше
национальное достояние. Именно он отражает всё
богатство нашего великого русского языка, именно
он и есть стержень нашей культуры, нашего
самосознания, нашего бытия как русской нации.
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“Аз есмь!” – заявила Вселенной,
“Аз есмь!” – заявила векам.
Слайд № 13. Основная религия – православие
Слайд № 14. Главные православные праздники
– Рождество и Пасха
Слайды № 15, 16. Русский национальный костюм
Характерной особенностью русского
традиционного костюма является удивительное
многообразие вариантов одежды в зависимости от
возрастного, социального фактора. Особенно это
относится к женскому костюму.
Женский
костюм. Как известно, женский русский костюм
не был одинаковым на всей территории России. На
Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге
– рубаху, юбку-поневу и кичку. Сарафан
обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало
опозориться. На Руси существовал общий для
славян древний обычай, по которому всюду девичий
головной убор отличался от головного убора
замужней женщины, так же как и прическа. Девушка
могла носить волосы распущенными или заплетать
их в одну косу, а замужняя женщина должна была
заплетать две косы и по обычаю не имела права
показываться с непокрытой головой. Отсюда
специфические формы головного убора – у женщины
покрывающие волосы – это волосник или подубрусник,
у девушек – перевязка, оставляющая верх
головы не закрытым.
Мужской костюм. Мужской костюм был
менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда
состояла из домотканой холстовой рубахи –
косоворотки и также портков, в основном
полосатых. Рубаху носили поверх штанов и
подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Из
мужских головных уборах наиболее распространены
были высокие барашковые шапки, катанные из
шерсти «гречневики», «малахаи», картузы,
шапки мерлушки.
Основной обувью для мужчин и женщин служили
преимущественно лапти и лыковые ступни на
деревянной подошве. Теплые сапоги «валенки с
голенищами» были лишь у зажиточных крестьян.
Кожаная обувь считалась городской, дорогой.
Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей,
с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих
пуговиц. Такая одежда передавалась по
наследству. Фасон одежды не менялся столетиями.
Понятия моды не существовало.
Слайд № 17. Народные промыслы. Матрешка
Русская земля богата талантами. Изделия
русских народных промыслов можно увидеть в
крупнейших музеях мира. Искусные мастера –
кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на
весь мир прославили свои маленькие города и села,
где зародились их уникальные промыслы.
Матрешка
– русская деревянная игрушка в виде
расписной полой куклы, внутри которой находятся
подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная
роспись матрёшки часто изображает крестьянских
девушек в национальных нарядах. В каждой
местности матрешку расписывают по-разному. В
последнее время возможный диапазон тем росписи
ничем не ограничен, начиная от сказочных
персонажей и кончая советским лидерами.. Этот
символ России появился лишь в 1891 году в
Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из
самых популярных сувениров для иностранных
туристов в России.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская: МАТРЕШКА!
Слайд № 18. Хохлома
«Хохлома»
– это роспись деревянной посуды,
выполненная чёрным и красным (а также, изредка,
зелёным) цветом по золотистому фону. Названа по
имени села Хохлома в Нижегородской области.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Слайд № 19. Жостовский поднос
«Жостовская роспись» – народный
промысел художественной росписи металлических
подносов, существующий в деревне Жостово
Мытищинского района Московской области. Роспись
производится обычно по чёрному фону (иногда по
красному, синему, зелёному, серебряному).
Основной мотив росписи– цветочный букет простой
композиции, в котором чередуются крупные садовые
и мелкие полевые цветы.
До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник
первый…
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.
Слайд № 20. Гжельская керамика
«Гжель» – город в Раменском районе
Московской области, один из старейших в России
центров гончарного промысла. Делают гжельскую
посуду из белой глины. Гжельские мастера
используют в своей росписи только синий цвет.
Синие
птицы по синему небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Слайд № 21. «Дымковская игрушка»
«Дымковская игрушка»– русская
глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в
печи. Название происходит от места производства
– слобода Дымково Вятской губернии (ныне
Кировской области).
Да, умели русские мастера трудиться. В свою
работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому
изделия получались такими красивыми, так
радовали людей.
Слайд № 22. Традиции и обычаи русского
народа
Богата наша Русь на традиции и
праздники. Многие праздники сохранились еще с
языческих, дохристианских времен – Иван Купала,
Масленица. С особым размахом отмечались
церковные праздники – Рождество, Пасха,
Крещение, Преображение, Успение, Троица. Веками
русский народ свято чтил и хранил свои традиции,
передавая их из поколения в поколение. И сегодня,
спустя уже десятки и даже сотни лет, многие
обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. А
теперь давайте вспомним, как встречали гостей на
Руси? Верно, с хлебом-солью.
Какая беседа без хлеба и соли?
Без хлеба и соли на свете нет доли!
А если нет доли, то, значит, нет песни,
А если нет песни, то к черту все “если”!
Какая беседа без хлеба и соли?
Слайд № 23. Русская душа
А душа у народа нашего красива, открыта, добра.
Но многие иностранцы называют ее «загадочной
русской душой».
«Загадочная
русская душа» –
какая чушь!
Она открыта настежь
и для веселья,
и для мятежа,
И для молчания гордого в ненастье
На Западе гадалки,
морща лоб,
как будто нет занятия полезней,
затаскивают душу в гороскоп,
а русская душа –
туда не лезет!
Видать, ее медвежий аппарат
чуть посложней
досужьего расчета
»Загадочность души…»
Какого черта
рядить ее в унылый сей наряд!
Ее удел: гореть, не остывая.
О, русская душа –
душа живая.
Слайд № 24. Чаепитие
Впервые в Россию чай привез русский посол
Василий Старков в1635 году, который решил
порадовать царя до этих пор невиданным
продуктом. В относительно короткий срок чаепитие
в России стало настолько популярным, что
превратилось в один из национальных обычаев.
Чаепитие породило особую систему сервировки,
которая складывалась из многочисленных чайных
принадлежностей: самовар, чайник,
сахарницы с щипчиками, стаканы, чашки, блюдца. В
нашей стране – свой ритуал заваривания чая.
Кипяток рекомендуется заваривать в самоварах.
Даже скатерти для стола должны были отвечать
нормам чайного этикета. Поэтому столы
покрывались только тонкой накрахмаленной, как
правило, белой или голубой материей.
В долгие зимние дни и вечера, когда в руках
русских крестьянок рождались чудо-полотенца,
можно было заслушаться напевной русской песней.
Звучит русская народная песня «Прялица»(исполняет
весь класс).
Слайды № 25, 26. Масленица
Умели
русские люди работать, умели и отдыхать. «Делу –
время, потехе – час», так еще в старину говорили
наши предки.
Вот и зима подошла к концу. На пороге весны
отмечали веселый праздник – Масленицу. Известна
она еще с языческих времен как праздник проводов
зимы и встречи весны. С незапамятных времен
Праздник масленицы слыл самым веселым и
разгульным, потому что продолжался он целую
неделю. А начиналась масленичная неделя
с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки
был свой, но во всех случаях они должны были выйти
белыми, рыхлыми, вкусными. Как только народ не
называл Масленицу: и честная, и широкая, и
веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да еще
каждый день этой недели имел свое название.
Так, понедельник назывался «встреча»,
потому что и стар и млад выходили в этот день на
улицу встречать Масленицу, которую делали в виде
соломенной или тряпичной куклы с длинной косой,
одетую в девичий наряд.
Вторник Масленой недели назывался «заигрыш».
В этот день добры молодцы приглашали красных
девиц на снежных горках покататься, блинов
поесть, в игры поиграть да под гармошечку
поплясать.
Среду веселой разгульной недели
называли «лакомкой». Чего только не
было на столах в этот день! И блины, и
пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и
крендели. Уж лакомились вволю!
А четверг Масленой недели назывался «широким»,
«разгуляем», «переломом». В этот день шумела
веселая ярмарка. С бубнами, погремушками,
балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке
веселые скоморохи, потешали людей, устраивая
кулачные, петушиные бои.
Пятница масленой недели называется «тещины
вечерки», а суббота – «золовкины посиделки»!
Родственники собираются на чаепитие с блинами, а
заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.
Русская народная песня «Блины» (исполняет
весь класс).
1. Мы Давно Блинов Не Ели,
Мы Блиночков Захотели.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!2. В Квашне Новой Растворили,
Два Часа Блины Ходили.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!3. Моя Старшая Сестрица
Печь Блины-То Мастерица.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!4. Напекла Она Поесть,
Сотен Пять, Наверно, Есть.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!5. На Поднос Она Кладёт
И Сама К Столу Несёт.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!6. «Гости, Будьте Все Здоровы,
Вот Блины Мои Готовы».
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!
И последний день на Масленой недели назывался «Прощеное
воскресенье». В этот день все люди просили
друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и
старались не держать в своем сердце никакого зла.
К этому дню делали чучело из соломы или тряпок,
наряжали его обычно в женскую одежду, несли через
всю деревню, иногда посадив чучело на колесо,
воткнутое сверху на шест. А к вечеру всем миром
шли на пригорок за селом, где топили в проруби,
либо сжигали чучело Масленицы – символ холода и
мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой
ожидая хорошей весны и добрых всходов.
Слайды № 25, 26. Новый год
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник Новый год.
Празднование Нового года в наши дни остаётся
одним из самых древних, весёлых обычаев во всех
странах мира. Этот праздник в различных странах
отмечается по-разному и в разные даты.
Празднование Нового года на Руси до середины
XIV в. приходилось на 1 марта, затем его
перенесли на 1 сентября. Но в древности главным
зимним праздником считалось Рождество, а не
Новый год. Лишь при Петре I в 1699 году зародилась
традиция празднования Нового Года в России с
зеленой елкой. Петр издал Указ, которым ввел
новое летоисчисление – от Рождества Христова, а
Новый Год повелел праздновать по-европейски –
января месяца, числа первого. « Наряжать дома
хвоею, белье новое надевать, самим наряжаться,
жечь костры, дарить подарки малые родным и
близким, на пиры запасов не щадить, вино шипящее
разливать, окна домов красками разрисовывать,
Деда Мороза и Снегурку во всех домах привечать,
Год Новый на Русь зазывать!»
Ученик возвращается в 2050
год.
«Ну что, понял каков он русский народ? Какова
она матушка-Россия?» – спрашивает его учитель-робот.
«Наконец-то понял» – отвечает ученик.
Дети угощают жюри блинами.
«Славься…»(исполняет весь класс).
Музыка: М. Глинка
Литература:
- А. Нечволодов «Сказания о русской земле» в
4-х частях. М., ЗАО «СВАРОГ и К», 1997г. - Интернет
- Фото выступления класса на празднике