Какая должна быть структура у сценария фильма ужасов?
Сегодня российский кинопром переживает настоящий бум фильмов ужасов. Ещё недавно «Вий» (1967) оставался единственным отечественным ужастиком. А сегодня таких фильмов уже несколько десятков. И каждый год их снимается всё больше.
Интерес продюсеров к жанру понятен. При небольшой себестоимости фильмы ужасов хорошо окупаются. До сих пор у всех на слуху «Ведьма из Блэр» (1999) и «Паранормальное явление» (2007), собравшие немыслимую кассу с бюджетами в несколько десятков тысяч долларов.
Статья «Как написать сценарий для фильма ужасов» расскажет, как правильно структурировать картины этого жанра, чтобы не обманывать ожиданий зрителя.
___________________
Этим утром я работала над сценарием фильма ужасов, и обратила внимание, что структура классического хоррора отличается от типичного путешествия героя.
Я попыталась ответить на два вопроса: Что есть структура хоррора? И какова цель хоррора? То есть, чего он должен достичь? Как мы узнаем, что мы достигли успеха или провалились?
Давайте разберём всё по частям.
Цель хоррора
Что должна делать хорошая хоррор-история? Какова её функция?
Тут всё просто! Она должна вселять ужас. Или, как минимум, здорово нас беспокоить. Если к концу фильма вы не напуганы, то каким бы замечательным фильм ни был, это точно не фильм ужасов!
Структура хоррора
Из чего состоит ужастик?
Над этим я думаю уже много лет. И вот к чему я пришла.
Я позаимствую структуру у Кристофера Воглера, которую тот позаимствовал у Джозефа Кэмпбелла в «Тысячеликом герое».
Исходная ситуация/Обыденный мир
С этого всё начинается. И тут у нас будет несколько подпунктов.
А. Герой делает что-то повседневное.
Герой/протагонист активен.
Предположим, герой идёт на свидание. Затем он и его спутница встречают друзей. И затем пусть они все отправятся в небольшое путешествие. Это отличный способ представить зрителю ваших персонажей. Не забудьте добавить предчувствие опасности.
Или, например, мать играет в прятки со своими детьми.
Б. У нас проблема
Что-то идёт не так.
Мать не может найти своих детей.
Или студенты, отправившиеся в путешествие, заблудились.
В «Хижине в лесу», к слову, у них ломается GPS.
Где-то в первом акте должна быть озвучена основная тема или мораль фильма. К примеру, в «Хижине в лесу» на восьмой минуте Марти говорит: «Обществу надо распасться, но мы слишком трусливы, чтобы дать ему это сделать».
В. Предупреждение
В этой части происходит что-то, отчего сознательный человек дважды бы подумал продолжать путь.
Например, когда студенты заезжают на заправку, они сталкиваются с гнилозубым чуваком в рваной спецодежде, у которого спрашивают дорогу. Он-то и указывает им путь.
Врываемся во второй акт: протагонист делает выбор
Мне кажется, что вход во второй акт происходит, когда протагонист сознательно игнорирует предупреждение. И «сознательно» тут ключевое слово. Это должно быть проявлением воли. Герой должен выбрать свой путь.
Как правило, так и происходит. Хотя, я уверена, есть ужастики, которые нарушают это правило.
Обычно, второй акт начинается, когда герой соглашается «вступить в игру». Можно сказать, что в фильмах ужасов герой негласно соглашается «вступить в игру», игнорируя предупреждение
Исходная цель достигается, либо меняется
Почти немедленно после вхождения во второй акт проблема меняется.
Это ещё одно различие структуры ужастика от структуры обычной истории.
В обычной истории, как правило, сначала изменяется ситуация, а затем герой «вступает в игру». Но в ужастиках, похоже, чаще всего герой сначала игнорирует предупреждение, и только затем продолжает двигаться к своей исходной цели.
В другом варианте исходная цель героя меняется.
Например, в «Хижине» студенты игнорируют предупреждение (негласное) и продолжают следовать своей первоначальной цели найти хижину. Хижина и территория вокруг неё – это особый мир приключения. Здесь студенты исследуют хижину и пытаются понять, что это за место. Исходная цель героев достигнута.
Другой пример: мать понимает, что её дети пропали. У неё больше нет цели найти, где дети спрятались. Она знает, что они пропали. Теперь её цель – найти, кто забрал её детей, и вернуть их обратно. Цель героя изменилась.
Ложное решение
Часто в таких фильмах есть ложное решение. Происходит какое-то событие, и протагонист чувствует, что проблема решена, либо кто-то другой, более опытный и компетентный, справится с ней.
Пример. Мать не может найти своих детей, поэтому она звонит в полицию. Подозрительно скоро появляется полицейский офицер. Это кто-то, кого мать знает, кто-то, кто обо всём позаботится.
Ложный злодей
Часто, когда есть ложное решение, протагонист – возможно, с помощью настоящего злодея – начинает подозревать одного из своих друзей/союзников. Когда ложная угроза локализована – протагонист расслабляется.
Вскоре после этого появляется настоящий убийца. Часто он раскрывает себя по ошибке. Выдаёт информацию, которую не должен знать, или, наоборот, которую мог знать только убийца.
Кульминация
Это битва протагониста и антагониста/злодея. И обычно, протагонист побеждает.
Но в ужасах часто всё бывает иначе. Протагонист может не только проиграть, но его участь может стать хуже, чем мы могли себе представить.
Не забудьте добавить несколько проходных персонажей, которые умрут ужасным, мерзким, таким отвратительным способом, что будет невозможно смотреть.
Но это не единственная структура. Существует много путей структурировать ужастик.
10 шагов, чтобы написать сценарий к фильму ужасов
В замечательном блоге Хенрика Холмберга «10 шагов, чтобы написать сценарий к фильму ужасов» автор немного иначе подходит к задаче, и выделят десять этапов.
Вот, что он пишет:
Ужасы имеют определённые правила. Если вы нарушите слишком много из них, зритель разочаруется.
Вот очень короткая, без лишних слов, инструкция, как написать сценарий ужастика.
1. Крючок. Начните с главного – сразу погружайте зрителя в саспенс. «Крик» начинается пугающими сценами, где Дрю Берримор говорит по телефону с киллером.
2. Изъян. Представьте нам вашего героя. Наделите его изъяном. До того, как вы подвергните героя опасности, мы должны сопереживать ему. Мы должны желать нашему герою успеха. Так что, сделайте его человеком. В «Знаках» Мел Гибсон играет священника, потерявшего свою веру, после смерти жены.
3. Страх. Вариация Изъяна. У героя есть страх. Может быть, страх высоты. Или клаустрофобия. В «Челюстях» Рой Шайдер боится большой воды. В конце он вынужден сражаться со своим страхом, отправившись в океан, чтобы убить акулу.
4. Некуда бежать. Герой должен быть в ограниченном пространстве, чтобы у него не было возможности слинять. Типа как отель «Оверлук» в «Сиянии».
5. Предварительные ласки. Дразните зрителя. Пусть он подпрыгнет от ужаса там, где нет ничего ужасного. Например, кот выпрыгнет из-за шкафа. Не жалейте предварительных ласок до того, как приведёте зрителя к настоящему монстру.
6. Зло атакует. Пару раз где-то в середине сценария покажите, насколько злым может быть чудовище, когда оно нападает на своих жертв.
7. Расследование. Герой проводит расследование и докапывается до правды, стоящей за всем этим ужасом.
8. Решающее сражение. Финальная битва. Герой должен встретиться лицом к лицу и со своим страхом, и с монстром. Герой использует больше свой мозг, нежели мускулы, чтобы обмануть монстра. В конце «Таинственного леса» слепая девочка обманом загоняет монстра в глубокую яму.
9. Последствия. Всё возвращается на круги своя, но герой – изменился. В лучшую или худшую сторону. В конце «Знаков» Мел Гибсон снова надевает свой воротничок – его вера к нему вернулась.
10. Зло затаилось. По каким-то признакам мы видим, что зло может вернуться когда-нибудь в будущем. Почти каждая серия «Пятницы 13-й» заканчивается намёком, что Джейсон ещё вернётся.
Ну что ж, теперь вы готовы. Не теряйте времени!
Идите, и напишите фильм ужасов, от которого волосы встанут дыбом, кровь свернётся в жилах, и сам Фредди Крюгер обмочит штаны.
Карен Вудворт
ИСТОЧНИК
НАТ. ПАЛИСАДНИК ПЕРЕД ДОМОМ – НОЧЬ
Перед старым полуразвалившимся деревянным домом стоит ЛЕША и снимает себя на мобильный телефон. Дом за его спиной попадает в кадр.
ЛЁША
Я давно занимаюсь исследованием различных паранормальных мест в нашем городе и сегодня нахожусь рядом с заброшенным деревянным домом постройки конца XIX в.
Он открывает дверь и входит в дом.
ИНТ. ДОМ – НОЧЬ
Лёша идёт по дому и снимает облезлые обои, проваленные полы, осыпающиеся потолки.
ГОЛОС ЛЁШИ (ЗА КАДРОМ)
Этим домом некогда владела богатая вдова, купчиха Аглая Тихоновна Тимрюкова, которую отравили её нетерпеливые племянники. Но наследников ждало разочарование, ни денег, ни драгоценностей у убиённой тётушки не оказалось. Убийц разоблачили, осудили и сослали на каторгу в Сибирь, а о доме с тех пор ходит легенда о спрятанных здесь сокровищах и об, охраняющем их, призраке купчихи.
Фоном идут шорохи и скрипы старого дома. Камера поворачивается на каждый звук.
ГОЛОС ЛЁШИ (ЗА КАДРОМ)
И через сто с лишним лет призрак купчихи ещё обитает в этом доме и пугает непрошенных гостей. Надеюсь сегодня он тоже появится и мне удастся его заснять.
Раздаётся особенно громких звук проседающих деревянных балок
ГОЛОС ЛЁШИ (ЗА КАДРОМ)
Вот, вы слышите – это он!
Лёша бежит в соседнюю комнату, шарит камерой по сторонам. Перед объективом проносится тень.
ГОЛОС ЛЁШИ (ЗА КАДРОМ)
Я вижу её, вижу! Нет, не подходи ко мне! Не-е-т!
(пауза)
Лёша направляет камеру на себя.
ЛЁША
А теперь с вами по-настоящему я, Лёша Коломийцев со своим видео блогом. И тема этого, как снять хорор фильм без денег и на мобильный телефон. Как вы уже наверно поняли главное — это найти подходящие декорации.
Обводит камерой помещение. Снова снимает себя.
ЛЁША
Затем стоит заморочиться сочинением правдоподобной легенды и создать таинственную атмосферу.
За его спиной со скрипом открывается дверь.
ЛЁША
Видел! И это уже не я, вот что значит правильно выбрать натуру. Но это полдела далее идут кустарные спецэффекты. Можно, войдя в комнату, дёрнуть за верёвку, заранее привязанную к тряпке, и она полетит вам в лицо, что я только что и проделал.
За его спиной в открытую дверь проскальзывает какое-то крупное существо, но в помещении темно и оно видно, как тень.
ЛЁША
Ну и конечно звуковые эффекты: все эти шорохи и скрипы очень оживляют ужастик.
Слышен хруст мусора под лапами.
ЛЁША
Конечно в идеале обеспечивать визуальные и звуковые эффекты должны помощники, но сегодня я здесь один.
Из дальнего угла раздаётся толи кашель, толи смех.
Лёша разворачивается на звук. Камера телефона всё ещё направленна на его лицо, теперь на нём страх.
ЛЁША
Кто там, ты кто?! Не подходи ко мне!
Лёша отмахивается рукой с телефоном и в кадре буквально на секунды мелькает ЖУТКАЯ ТВАРЬ. Затем телефон падает из рук Лёши и в кадре только статичная картинка потолка.
ЗВУКИ ЗА КАДРОМ
Звук падения тела, рычание, вопли Лёши, его предсмертный хрип. Несколько секунд тишины и чавканье. Снова несколько секунд тишины и в кадре появляется морда Жуткой твари. Она высовывает длинный язык в слюнях и крови и облизывает им камеру. После этого видны только потёки. Чавканье возобновляется и к нему добавляется хруст разгрызаемых костей.
Снятая по мотивам этого сценария короткометражка:
https://filmfreeway.com/mosin4
МатериалыСценарии
Сценарии.
-
Тематические рубрики
Призрачный гонщик 2. Альтернативный сценарий
М. С. Парфенов 03 января 2023 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин 5. Оригинальный сценарий
М. С. Парфенов 01 декабря 2022 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Прикосновение. Сценарий
М. С. Парфенов 06 июня 2022 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Дюна. Сценарий
Александр Подольский 15 января 2022 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса. Оригинальный сценарий
М. С. Парфенов 20 декабря 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин 3D. Нереализованный сценарий №2
М. С. Парфенов 16 ноября 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин. Оригинальный сценарий
М. С. Парфенов 08 ноября 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Восставший из ада 4: Кровное родство. Первоначальный сценарий
М. С. Парфенов 30 сентября 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин 4. Нереализованный сценарий
М. С. Парфенов 24 сентября 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Джейсон Х. Нереализованный сценарий
М. С. Парфенов 20 сентября 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Восставший из ада 7. Нереализованный сценарий
М. С. Парфенов 29 августа 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Восставший из ада 6. Нереализованный сценарий
М. С. Парфенов 27 августа 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Хэллоуин 3D. Нереализованный сценарий
М. С. Парфенов 21 августа 2021 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Антебеллум. Сценарий
М. С. Парфенов 20 октября 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Кладбище домашних животных. Сценарий
М. С. Парфенов 27 сентября 2020 1
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Страшные истории для рассказа в темноте. Сценарий
М. С. Парфенов 25 сентября 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Доктор Сон. Сценарий
М. С. Парфенов 24 сентября 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Роковое число 23. Сценарий
М. С. Парфенов 04 июля 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Зеркала. Сценарий
М. С. Парфенов 04 июля 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Мгла. Сценарий
М. С. Парфенов 04 июля 2020 0
Читайте дополнительные материалы — Сценарии — и скачивайте бесплатно и легально.
Как написать хоррор?
Как правильно испугать читателя, чтобы ему было страшно интересно дочитать до конца
Авторы произведений в жанре хоррор пытаются черпать вдохновение из самых сокровенных человеческих страхов. Писатели стараются шокировать, напугать, ошеломить свою аудиторию.
Важная роль в хорроре отводится тому, чтобы держать читателей в постоянном напряжении. При этом под маской неведомой опасности могут скрываться как необычные демонические существа или вампиры, так и хладнокровные серийные убийцы.
Содержание
- История жанра
- Хоррор в России
- Виды хоррора
- Основные советы по написанию хоррора
- Отличие хоррора от мистики и триллеров
- Где находить идеи и вдохновения для страшных историй
- Примеры хоррора в произведениях известных авторов
История жанра
Мрачные тексты, призванные шокировать или напугать читателя, существовали уже много веков назад. Драматурги Древнего Рима и Греции активно исследовали темы одержимости, смерти, веры в злых духов.
Как отдельное направление литературы хоррор оформился в 18−19 веках. В те времена особой популярностью пользовались готические романы. Их появление во многом обусловлено существованием средневековой инквизиции с последовавшей за ней одержимостью темными силами, загадочной властью колдовства.
Родоначальником готического романа принято считать Хораса (также иногда пишут Горация) Уолпола. Именно он в 1764 году написал произведение «Замок Отранто». В самом начале повествования единственному наследнику древнего княжеского рода было суждено погибнуть накануне свадьбы. После того как случилась трагедия, отец жениха вспомнил о древнем пророчестве. Поэтому он решил избавиться от своей нынешней жены и жениться на невесте сына. Мужчина был убежден, что в противном случае его род, оставшийся без наследника, лишится власти.
В произведении «Замок Отранто» присутствовало довольно много сверхъестественных, фантастических элементов. В прежние времена это считалось крайне необычным. Ведь писатели середины 18 века тяготели к реализму.
Произведение Хораса Уолпола оказало большое влияние на следующее поколение авторов. В 1796 году появился роман «Итальянец» в жанре хоррора. Годом позднее было выпущено произведение «Монах».
В 1897 году была опубликована книга «Дракула». Автору произведения, Брэму Стокеру, удалось обессмертить образ вампира как одного из самых популярных литературных персонажей.
В 20−30 годы 20 века отмечается стремительный рост популярности художественных текстов в жанре хоррор в США. Это обусловлено повышенным интересом читателей к бульварным журналам. В подобных печатных изданиях были опубликованы первые произведения Кларка Эштона Смита, Роберта Говарда. Именно благодаря бульварным журналам широкая общественность узнала и о хоррор-рассказах Филлипса Лавкрафта.
В 50-х годах 20 века вновь начали издаваться преимущественно произведения крупной формы. В это время появились такие культовые книги, как «Призрак дома на холме», «Я — легенда».
Хоррор в России
На Руси первые пробы пера в жанре хоррор появились ещё в 14 веке. Но такие авторские задумки носили единичный характер.
Сюжеты для хоррора активно придумывали классики русской литературы. К ужастикам можно отнести произведения «Пиковая дама», «Вий», «Портрет».
В 20 веке хоррор на долгое время пропал из творчества советских писателей. Этот жанр вновь стал востребованным уже после развала Советского Союза.
В начале двухтысячных годов отмечается значительный рост популярности хоррора. В данный период образуется русское литературное общество «Тьма». Творчество членов общества периодически публиковались в серии «Самая страшная книга».
Виды хоррора
У ужастиков нет четкой классификации. При этом историки хоррора предпочитают выделять перечисленные ниже разновидности популярного жанра в качестве основных.
Психологический
Создатели хорроров используют разнообразные идеи. Порой в художественных текстах делается акцент на ментальных и эмоциональных страхах, сомнениях литературного героя в собственной адекватности.
Примеры произведений, которые написаны в жанре психологического хоррора:
-
«Все, что мы помним» Элеонор Гилл;
В качестве примера психологического хоррора стоит привести и произведение «Девочка, которая любила Тома Гордона» Стивена Кинга. Оно вошло в список бестселлеров по версии Publishers Weekly (за 1999 год).
Автором книги «Девочка, которая любила Тома Гордона» практически не используются мистические детали. Действие (как и во многих других произведениях Стивена Кинга) начинается в родном штате читателя Мэн.
У автора явно получилось мастерски написать ужасную историю. По сюжету девятилетняя девочка заблудилась в лесу. Чем дольше главная героиня книги искала дорогу назад, тем глубже она удалялась в лесную чащу. Жажда и голод девочки постепенно усиливались.
Надежда на спасение, напротив, неумолимо таяла с каждым часом. Небольшое облегчение девочке приносили мысленные беседы с легендарным спортсменом Томом Гордоном. Таким образом Триша пыталась отвлечься от дурных мыслей, забыть о собственном отчаянии, страхе.
Научно-фантастический
В таких художественных текстах присутствуют научно-фантастические элементы. Примеры подобных произведений: «Летящие в ночи» Джорджа Мартина, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса.
Готический роман
В произведениях этого жанра органично соединяются элементы хоррора и романтизма. Пример готического романа — книга «Женщина в черном» Сьюзан Хилл. Произведение послужило источником вдохновения для создания многих постановок лондонского Вест-Энда.
Согласно сюжету, над бескрайними соляными болотами одиноко возвышался особняк Ил-Марш. Однажды молодой стряпчий Артур Киддс оказался в этих местах, приехав на похороны хозяйки дома. Ему нужно было привести в порядок бумаги последней представительницы старинного рода.
В церкви на поминальной службе, во время погребения Артур Киддс невольно обратил внимание на ничем не примечательную женщину в черном. Но все окружающие отрицали, что видели незнакомку.
Идеей для сюжета стал авторский замысел о появлении в маленьком английском городке таинственного призрака. По этой истории была снята кинокартина, которая также получила название «Женщина в черном» (сценарий фильма ужасов написал Найджел Найл). В 2012 году зрители смогли увидеть еще одну экранизацию литературного произведения (с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли).
Книга «Женщина в черном» была адаптирована в театральную пьесу Стивена Маллатратта. Она стала второй по продолжительности в истории Вест-Энда (уступив лидерство лишь «Мышеловке»).
Постапокалиптический
К постапокалиптическому хоррору относятся самые разнообразные сюжеты. Авторы некоторых произведений решили сделать акцент на монстрах, которые таились во мраке погибшего мира. Примеры произведений подобного жанра:
-
«Перерождение» Джастина Кронина;
-
«Монумент 14» Эмми Лейбурн.
Сюрреалистический
Произведения, написанные в этом жанре, встречаются довольно редко. Сюрреалистический хоррор требует от автора богатого воображения, отличных знаний о квазиреальности.
Говоря об этом жанре, стоит упомянуть книгу Герберта Уэллса «Волшебная лавка». Это одно из самых загадочных и парадоксальных произведений зарубежного фантаста. Герберт Уэллс известен также как автор романов «Война миров», «Человек-невидимка». Отличительная особенность книги «Волшебная лавка» — талантливые иллюстрации художника с мировым именем Кирилла Челушкина.
Основные советы по написанию хоррора
Ниже приведено несколько советов для начинающих авторов. Многие из них были даны известным писателем Р. Л. Стайном, специализирующимся на жанре ужасов. Его автора порой называют «детским Стивеном Кингом».
В первую очередь придумайте название
Многие авторы, решившие написать историю ужасов, сначала придумывают основную идею художественного текста. Лишь потом писатели пытаются придумать название литературному произведению.
«Детский Стивен Кинг» советует поступать иначе. Если начинать работу над рукописью с названия, в голову автора наверняка придёт несколько дельных мыслей, которые впоследствии удастся связать в единый сюжет.
Напишите окончание рассказа
По мнению Р. Л. Стайна, первым делом нужно тщательно продумать концовку истории. Ведь если автор заранее будет знать, каковы будут последние строки текста, ему будет гораздо легче держать читателей в напряжении и умело водить их за нос.
Продумайте сюжет страшной истории
Если вы хотите придумать мистическую историю с оригинальным, увлекательным сюжетом:
- введите в повествование ложного героя;
- добавьте отвлекающие сюжетные линии.
Зацепите внимание читателей с первых строк
Написать идеальный хоррор — значит, завладеть вниманием читателей с самого начала художественного текста. Первая глава книги должна шокировать аудиторию. Следовательно, первые же строчки книги должны создавать нужное впечатление.
Продумайте образ главного героя
Чтобы написать страшную историю, которая способна произвести сильное впечатление на читателей, стоит немного разбираться в основах сценарного мастерства. Очень познавательна в этом плане работа Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство сюжета, структуры и героя». Она поможет разобраться с тем, какие изменения должны происходить в характере главного героя в ходе повествования.
Способ построения арки уместен в триллерах, боевиках, хорроре. Согласно ему, главный герой в некоторых случаях остается самим собой. А вот мир вокруг него претерпевает значительные изменения.
Добавляйте неожиданные сюжетные повороты
Неожиданные повороты сюжета в середине повествования — отличный способ захватить внимание читателей так, что оно не ослабнет до самого конца книги. У автора вряд ли получится написать увлекательную книгу в жанре ужасов и развести широкую аудиторию на эмоции, если заранее понятно, откуда выскочит маньяк или монстр.
Прием постоянного присутствия невидимой опасности
Главный враг автора, решившего написать идеальный хоррор (объемную книгу или рассказ) — очевидность. Опасность не должна приобретать четкие очертания. Если причина возникновения загадочных явлений обнаружится, сюжет сразу же потеряет свою напряженность.
Для создания настораживающей атмосферы необходимо, чтобы читатели не догадывались, откуда исходит опасность. Она должна выглядеть чем-то неведомым, затаившимся в отражении зеркала в полной темноте, шелесте листьев, нарушающем тишину безлунной ночи.
Используйте клиффхэнгеры
При помощи подобных художественных приемов написать рассказ в жанре хоррор будет гораздо проще. Клиффехэнгеры предусматривают, что протагонист сталкивается со сложной дилеммой. Впоследствии повествование обрывается автором на самом интересном месте (как раз в тот момент, когда читатель с большой заинтересованностью ожидает, что произойдёт дальше).
Отличие хоррора от мистики и триллеров
Мистика — это, прежде всего, инструмент, который позволяет ввести в повествование паранормальные элементы. К их числу стоит отнести: потусторонние силы, сверхъестественные способности, присущие ограниченному кругу лиц.
При создании произведений в жанре триллера автору книги нужно поддерживать атмосферу постоянной угрозы, неопределенности. Читатель вплоть до самого конца повествования не знает, как повернется история в следующую секунду. Триллер нередко скрещивается с детективом или хоррором. Но порой имеют место и более неожиданные комбинации.
Где находить идеи и вдохновения для страшных историй
Если ваша основная цель на ближайшее время — написать книгу ужасов, активно изучайте произведения классиков этого жанра. При этом стоит отмечать оригинальные решения, удачные стилистические приемы. Отдельное внимание следует уделить использованию клиффхэнгеров, неожиданных поворотов сюжета, нагнетающих напряжение.
Примеры хоррора в произведениях известных авторов
Некоторые авторы художественных текстов предпочитают придумать страшилку в духе «выживальческого ужаса». В таком случае на литературного персонажа открыта жестокая охота. И герою приходиться пытаться выжить в очень сложных обстоятельствах. Если вы хотите писать хоррор такого плана, книги «Птичий короб» Джоша Маллермана, «Отряд» Ника Каттера, помогут лучше разобраться в особенностях «выживальческого ужаса».
В заключение следует отметить, что бывают произведения в жанре хоррор с пародийным или комедийным оттенком. К таким художественным текстам принадлежат: «Гордость, предупреждение и зомби» Сэта Грэм-Смита, «В финале Джон умрет» Дэвида Вонга.
Была ли данная статья полезна для Вас?