Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
— познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, лавки);
— познакомить с предметами кухонной утвари, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, крынка, ложки, самовар;
— обогатить словарный запас детей;
— воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
— развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка: Проходите, гости дорогие, в мою избу. В старину, ребята, дом на Руси так назывался – изба. Я хозяйка этой избы, проходите, присаживайтесь на лавки. Стульев то не было, и сидели, и спали, и мастерили, и рукодельничали на лавках. Вот посмотрите на мое рукоделие – и одеяло, и рушник, и скатерочка, и половички – все своими руками хозяйки делают – прядут, ткут, шьют, вяжут, вышивают.
Дел у меня, ребята, в избе много – нужно и еду готовить, и чистоту поддерживать, и постирать. А чтобы сподручно было, есть у меня помощники – утварь разная.
Воду беру чистую, студеную из колодца, он тут недалеко стоит. А чтобы носить ее, есть приспособление деревянное – коромысло, (показ изображения) кладу его на плечо и несу два ведра сразу, так то оно легче, чем в руках.
А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, батарей ведь нет?
Ответы детей.
Хозяйка: Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Без нее изба — не изба. Печь — это сердце дома, главная моя помощница. Строится она из кирпича, сверху обмазывается глиной и белится.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, барыня.
Ты свари, обогрей, испеки,
Освети, полечи и спаси.
В дом добра принеси.
Печь и греет, и кормит, и спят на ней малые детки да старики, и одежду на ней сушат, и грибы-ягоды, и даже моются в печи и стирают. Как встану поутру, первым делом печь растапливаю. Знаете, ребята, чем печь топится?
Ответы детей.
Хозяйка: Да, топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
Готовлю я в русской печи щи, кашу, пеку хлеб, пироги. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».
А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? Кастрюль ведь раньше не было, готовили вот в таких чугунках. Этот помощник тоже незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, прочный, может выдержать любой огонь. А есть еще брат его – глиняный горшок. В горшках и еду варили, и хранили в них крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до двух ведер воды.
А молоко, чтобы не кисло, хранят вот в таких глиняный крынках.
Ребята, а чугунок или горшок горячий как из печи достать, знаете?
Ответы детей.
Хозяйка: Здесь тоже нужен помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. А если прямо из горшка, знаете чем? Ложками деревянными. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, даже в гости со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Хозяйка: А вот еще об одном своем помощнике загадаю вам загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…
Ответы детей.
Хозяйка: Да, ребята, это самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами, баранками, да сушками.
Продуктивная деятельность:
Хозяйка: Пока печка топится, приглашаю вас за стол баранки постряпать, для нас и наших гостей. Тесто я уже замесила, и тут без помощника не обошлось, посмотрите-ка: новая посудина, а вся в дырках. Это сито. Ситом сеяли муку, и тогда тесто получалось пышным и мягким. Только давайте-ка мы с вами перед работой пальчики разомнем. Слышала я, знаете вы пальчиковую гимнастику про Катюшиных помощников?
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Мышка подбирает крошки под столом.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Курочка рябая пол крылом метёт.
Катя варит кашу для зверят своих
Кашки наварила, с ложки кормит их.
Хозяйка присаживается вмести с детьми, рассказывает и показывает приемы работы с соленым тестом: 1) раздает детям по кусочку теста; 2) показывает, как разминается тесто пальчиками; 3) как тесто раскатывается между ладоней, прямыми движениями вперёд-назад, до получения желаемой формы столбика; 4) показывает, как соединяются кончики столбика для получения калача), приговаривает:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!
С пылу, с жару из печи!
Все румяны, горячи!
Хозяйка: — Какие вы молодцы, какие у вас замечательные сушки да баранки получились! Поставим их в печь, пусть пекутся!
1.Организационный момент
2.Основная часть
Заключительная
Часть.
Приветствие
1.Дидактическая игра «Готовим салат»
2. Практическая работа «Убери со стола»
3.Дидактическая игра «Помоги повару сварить борщ и компот»
4.Практическое задание «Большая стирка».
5.Дидактическая игра «Собери бусы»
6.Дидактическая игра «Собери вещи по сезонам».
Ведущий:Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся и обнимемся.
— Посмотрите-ка, ребятки?
С вами все у нас в порядке?
Платья и рубашечки
Чистые, наглаженные?
Что за детки – молодцы!
До чего же хороши!
Ребята, сегодня вы мои помощники по хозяйству.
-Ребята, посмотрите, что у нас на столе?
Какая посуда бывает?
Назовите предметы посуды на столе:
-тёрка, кухонная или столовая посуда?
— А это?
-А это?
-А это?
-А это?
-А это?
А в тарелке лежит?
-это фрукты или овощи?
-Помогите мне почистить овощи
— Потрите на тёрке морковь, соблюдая правила безопасности.
-возьмите нож, нарежьте картофель брусочками, соблюдая правила техники безопасности.
-Смешайте в тарелке морковь и картофель. Что у вас получилось?
— Правильно, молодцы, а теперь помогите убрать со стола мусор, помыть посуду, протереть тряпочкой столы
— Ребята, перед вами две кастрюли и муляжи овощей и фруктов. Одна команда помогает повару сварить борщ. А вторая команда – компот.
Ну а теперь объявляется «Большая стирка»!
Сегодня мы будем стирать носки.
Давайте вспомним этапы стирки
Сначала мы выбираем, чем мы будем стирать носки?
А какими моющими средствами ещё можно постирать вещи?
Для стирки возьмём тазики, нальём тёплой воды, носки намыливаем мылом и оставим в воде. Первый этап -замачивание.
Второй этап-стирка. Намыливаем носки мылом. Ручная стирка. Стираем руками.
Третий этап-полоскание. Наливаем в таз чистую воду и поласкаем носки. Выливаем воду из таза.
Четвертый этап- отжим. Отжимаем носки руками.
Последний этап –сушка. Вешаем носки на веревку и закрепляем прищепками.
Кто у нас лучше всех справился с заданием?
Мама и дети стирали носочки. Вот так, вот так.
Будем мамам помогать.
Рады будем постирать.
Мылом мыли мы носки.
Крепко трутся кулачки.
Мама и дети полоскали носочки.
Вот так, вот так!
Всполоснем носочки ловко и повесим на веревку.
Молодцы! Все справились!
-Ребята, я вас разделила на две команды. Перед каждой командой лежат на столе веревочки и еще бусинки, макароны, колечки. Каждый участник команды подбегает к столу и нанизывает по одной из вещиц на веревочку. Заканчивается игра, когда все бусы будут собраны. Вы должны выбирать только бусинки, в определённой последовательности по цвету.
Молодцы!
-Ребята, а теперь последнее задание. Посмотрите, сколько на стуле вещей. Помогите их разобрать. Летнюю одежду развесим на первом стуле, повседневную на втором стуле, праздничную на третьем стуле, верхнюю- на четвёртом.
— Футболка?
-Куртка?
-юбка?
— Шорты?
— Свитер?
— Пальто?
— Белая рубашка
— Шуба?
— Джинсы?
Молодцы. Помогли разложить вещи.
Молодцы, все активно выполняли задания, отвечали на вопросы. Все заслужили подарки.
Да
Да
Да
-Посуда
Чайная, кухонная, столовая
Тёрка
-разделочная доска, кухонная посуда
— овощечистка, кухонная посуда
-нож, кухонная посуда
-ложка столовая
Тарелка глубокая, столовая посуда
Морковь и картофель
-овощи
Чистят овощи, соблюдая правила безопасности.
— салат
Дети убирают мусор со стола, моют посуду, соблюдая этапы, протирают столы тряпочкой.
Ребята собирают фрукты и овощи.
-мылом
-порошком, гелем
Замачивают носки.
Стирают носки.
Поласкают носки.
Отжимают носки
Вешают на веревку.
Ребята собирают бусы.
-Летняя одежда
— Верхняя одежда
— Повседневная одежда
— Повседневная одежда
— Верхняя одежда
— Праздничная одежда
— Верхняя одежда
-Верхняя одежда
Вручение подарков.
Слайд 1
Музыка 1
Слайд 2
Музыка 2 Слайд 3
Музыка3
Музыка 4 Слайд4
Музыка 5
Слайд5
Слайд6 Музыка6
Слайд7 Музыка7
Слайд8 Музыка8
Хозяйка. Знаете ли вы ребята, что у меня в избушке есть разные полезные вещи, мои помощники. (У сундука собраны предметы утвари. По ходу занятия хозяйка выступает в роли каждой вещи, подчеркивая голосом назначение каждой, постукивая ею, позвякивая, побулькивая и т. п.) Как вы думаете, какая из этих полезных вещей самая главная? (Ответы. детей.)
По-разному вы думаете: один кочергу назвал, другой – ухват, третий – коромысло. Помощники мои тоже по-разному считали и однажды даже поспорили. Первым расхвастался ухват:
– Я ухват, я ухват, я кормлю всех подряд: чугун из печки достаю и на стол подаю!
Тут ложка по столу прыг-скок!
– Эх ты, ухват, железные рога да длинная нога! Это правда, что ты еду из печки достаешь да на стол подаешь, только я все равно главнее, все равно нужнее: я кашу и щи прямо в рот несу. Поэтому мне и почета больше: тебя, рогатого, в угол ставят, а меня, красавицу расписную, на стол кладут!
Услышал их самовар и запыхтел:
– Главное место на столе – мое! И правильно: вы хотя людей и кормите, а сами сварить ничего не можете. То ли дело я, самовар, потому и самоваром называюсь: «самовар» – значит, сам варит.
Ложка спрашивает:
– Что же те варишь, самовар?
– Как что? Воду кипячу, всех чаем пою. Вот здесь у меня местечко для щепок или шишек, а здесь – для воды (показывает). Шишки горят – вода кипит.
Я самовар, птица-жар!
Кран открывается, чай наливается (показывает)!
Тут и коромысло заскрипело, заспорило:
– Чая без воды не бывает! По воду ходить – это только со мной. Тут уж я самый главный помощник: хоть и скриплю, а ведра тащу, потому что без воды и чаю не попьешь, и не постираешь.
Услышала их стиральная доска:
– Кто это про стирку говорит? Лучше меня, стиральную доску, послушайте. Это я всю грязь, все пятна с одежды убрать помогаю, своими ребрышками их оттираю. Без меня у всех одежда была бы грязная, некрасивая. Вот какая я нужная и важная! Поэтому хозяйка меня бережет, водицей с мылом моет.
Тут из корытца с капустой голосок зазвенел. Это сечка зазвякала, заспорила:
– Ха-ха-ха! Вот так бережет: грязную одежду об тебя трет! Уж кого берегут, так это меня, сечку. Чистят меня до блеска, и домик у меня отдельный, уютный – в этом корытце. Работа – и чистая, и веселая: я капусту рублю, на зиму заготавливаю (показывает).
Тут топор не выдержал:
– Да разве здесь кто-нибудь, кроме меня, рубить умеет? Вот я – это да, без меня никуда! Размахнулся, наклонился – пень пополам развалился (показ с бутафорскими топором и поленом).
Тара-тара-тара-ра!
Я колю дрова!
Я колю на чурочки,
Гори, огонь, в печурочке!
Без моей работы, без моих дровишек печь не растопить. В холодной печи не сваришь ни кашу, ни щи, а то и вовсе замерзнешь!
Тут из люльки одеяло показалось.
– Кто замерзает, того одеяло согревает! Я одеяло мягкое, из лоскутков сшито, ватой подбито. Я тут самое теплое, значит, и самое главное!
Расшумелись вещи, раскричались. Сечка стучит, топор ворчит, коромысло скрипит, самовар пыхтит, доска трещит, ложка пищит, а ухват бодается.
Слушал их кот Васька, слушал, да как замяукает с лежанки:
– Мяу! Мяу! Все кричат, все хвастают, а меня, кота серого, некому даже молочком напоить! Мяу! Мяу!
Тут дверь открылась, хозяйка вошла и руками всплеснула: что за беспорядок, что за шум! А ее никто и не замечает, все кричат на разные голоса:
– Я главный!
– Нет, я!
– А я еще главнее!
– А я еще нужнее!
Засмеялась хозяйка и говорит:
– О чем вы, глупые, спорите? Вы все важны и все мне нужны. Каждый в своем деле главный, а все вместе мы все дела переделаем. Дел много, и помощников нужно много.
Каждый из вас молодец,
Тут и спору конец!
Принялась хозяйка за дела и помощников в руки взяла. С коромыслом воду носит, с доской белье стирает, ухватом чугунок из печки несет, никого не забыла, и Ваську покормила. Все вещи ей пригодились, стало быть, все они нужные, все важные. И вот что интересно: пока все спорили, дела-то на месте стояли, а как в хозяйкины руки попали да хвалиться перестали, в избе и чисто стало, и весело. Так-то! Сделал дело – гуляй смело! Хочешь – гуляй, хочешь – отдыхай, одеяльцем укрывайся да спать собирайся.
Вот оно, одеяльце, давайте-ка его получше разглядим. Из чего оно сшито? Из разных лоскутков. Ни один лоскуток у хорошей хозяйки не пропадет, каждый в дело пойдет, себе место найдет. Кому какой лоскуток больше нравится? Все хороши, а вместе сшитые – еще лучше: и больше, и теплее, и наряднее.
Все у меня в избушке теперь дружно живут: и лоскутки на одеяльце, и домашние животные, и вещи – мои помощники, добрые работники. У дружных и работа спорится, быстро выполняется.
Когда все дела сделаны, можно и отдохнуть, и сказку послушать, а можно и самим в нее попасть.
Инсценировка русской народной сказки «Репка»
В инсценировке сказки участвуют дети: можно «посадить» две репки, звать нескольких внучек, Жучек, кошек, чтобы участвовали в действии все ребята группы.
На прощание хозяйка желает всем жить дружно, не ссориться, все делать сообща, поступать, как герои этой сказки.
Средняя группа
Задачи воспитания. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Таковы основные направления нравственного воспитания дошкольников этой возрастной группы в единении с эстетическими и познавательными задачами.
Занятие 1. Травушка-муравушка
Цель. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».
Занятие 2. Заскочил козлик в огород
Цель. Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».
Занятие 3. Веселые гости
Цель. Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».
Занятие 4. Хозяйкины помощники
Цель. Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.
Занятие 5. В гостях у матрешек
Цель. Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.
Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат
Цель. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».
Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость
Цель. Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».
Занятие 8. Мишуткина сказка.
Цель. Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.
Занятие 9. Три медведя будут рады
Цель. Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.
Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил
Цель. Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.
Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!
Цель. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.
Занятие 12. Курица-красавица
Цель. Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.
Занятие 13. Одеяло для медведя
Цель. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.
Занятие 14. Про зайца
-
Методические разработки -
Аппликация, лепка -
План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Конспект отрытого занятия во второй младшей группе «Хозяйкины помощники»
План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Конспект отрытого занятия во второй младшей группе «Хозяйкины помощники»
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Хозяйкины помощники». Цель: познакомить детей с бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Скачать файл:
konspekt_hozyaykiny_pomoshchniki.docx 25.25 КБ