Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Проект закончен.
Интернет-проект основан на познании нравственных основ православной культуры как одного из направлений совместной деятельности педагогов и родителей по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению и воспитанию школьников, приобщения их к литературному творчеству, развития сетевого взаимодействия педагогов и учащихся.
Настоящее положение определяет порядок и условия организации и проведения интернет-проекта «Храмов благовест святой» (далее интернет-проект).
1.1.Организаторы интернет-проекта: Информационно-диагностический кабинет управления образования и муниципальной политики администрации Павловского муниципального округа; ОРОиК Выксунской Епархии.
1.2. Инициаторы интернет-проекта: Ежова Елена Владимировна, методист ИДК УО и МП Павловского муниципального округа; иерей Михаил Величкин, руководитель ОРОиК Выксунской Епархии,
1.3 Руководитель проекта: Веретенникова Ирина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СШ г. Горбатов, руководитель ММО учителей ОРКСЭ Павловского района
1.5 Ход интернет-проекта освещается на сайте учителей ОРКСЭ Павловского округа
2. Цель и задачи—
2.1. Основная цель интернет-проекта:
Духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России на основе получения исторических сведений о прошлом и настоящем церквей и монастырей Нижегородской области, определение их роли в жизни людей.
2.2. Задачи интернет-проекта:
— создать условия для формирования патриотического сознания и самосознания юных граждан России, воспитания в них потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, развития его материальной и духовной культуры;
-изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории церквей и монастырей; выявить и оценить произошедшие изменения; пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей; развить навыки исследовательской работы в области православной культуры;
— способствовать развитию уважительного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, истории Православия, традициям христианской культуры, освоению высших духовных образцов отечественной культуры, укреплению духовных связей с предшествующими и будущими поколениями родного края и всей России, восстановлению традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей;
— создать условия для интеграции усилий педагогов, учащихся, их родителей в совместной работе над творческими и исследовательскими работами учащихся, развития ИКТ-компетентности педагогов, учащихся, их родителей;
— создать условия для обмена инновационным опытом организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных технологий и для развития сетевого сообщества педагогов-участников, использующих в профессиональной деятельности сетевые технологии.
2.3 Объект исследования: святыни и памятные места, православные храмы и монастыри Нижегородской области.
2.4 Формы и методы работы:
— изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
— ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
— поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
— установление связей с работниками библиотек, музеев, Православного центра, настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
— фотосъемка объектов исследования;
-создание видеоэкскурсий и творческих работ.
3. Участники интернет-проекта
Предметная область |
ОРКСЭ |
Межпредметные связи |
Литература, история, родная литература, обществознание, информатика, внеурочная деятельность, окружающий мир |
Возраст участников |
10-11 лет |
Количество участников |
5-10 обучающихся 4 классов образовательных организаций Нижегородской области Не более 1 команды от учреждения. |
Руководители |
1-2 учителя, преподающие ОРКСЭ, классные руководители, организаторы внеурочной деятельности |
Сроки проведения |
Октябрь-ноябрь 2022 г. |
4. Порядок проведения Проекта:
Новости проекта
4.1. Первый этап:1-5 октября 2022г–онлайн—регистрация участников проекта в сети Интернет
Участники проекта
4.2.Второй этап:6 октября-25 ноября 2022 г – выполнение творческих заданий в рамках Проекта:
4.2.1. «Давайте познакомимся…» 6 – 10 октября 2022 г.
Условие: у руководителя должна быть почта gmail.соm
Задание 1. Заполните Лист ожидания в проекте (1 раз)
Задание 2. Создайте визитную карточку команды в виде коллажа и опубликуйте её в совместной презентации команд.
Инструкция 1: Создание визитной карточки команды.
- Команда создаёт свою визитную карточку. Карточка-картинка должна содержать в себе следующую информацию:
Название критерия |
Баллы |
Название команды; место проживания и школа; |
0-2 балла |
эмблема команды; |
0-3 балла |
девиз команды; |
0-3 балла |
фото команды. |
0-2 балла |
Итого: 10 баллав
Визитная карточка должна иметь вид коллажа. Коллаж может быть выполнен в любых графических редакторах он-лайн или самостоятельно, например, с помощью презентации.
Совместная презентация
4.2.2. Создание информационного бюллетеня «Храмов благовест святой»
(10 октября-25 октября 2022)
Каждая команда самостоятельно выбирает для исследования храм, монастырь, находящийся на территории Нижегородской области, собирает информацию о прошлом, настоящем монастыря или храма, о настоятелях, которые служили в объекте исследования и создаёт информационный бюллетень. Ссылка на информацию.
Требования к содержанию: информационный бюллетень должен соответствовать теме проекта и содержать достоверную информацию об исследуемом объекте;
Требования к оформлению: формат страницы А4;шрифт Times New Roman для заголовков 18, для текста 14; информационный бюллетень может быть создан в текстовом редакторе Word или в программе Publisher (pub ) и сохранен в формате pdf; обязательно наличие иллюстративного материала; объем публикации 4-6 страниц; на титульном листе сверху: название образовательного учреждения, тема публикации, название команды, школа, класс.
Критерии оценки материалов
№ |
Название критерия |
Количество баллов |
1 |
Соответствие теме, цели и задачам этапа |
0-1 балл |
2 |
Культура и качество предъявления информации: -соответствие требованиям к оформлению; — презентабельность материалов (текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения) |
0-5 балла 1-5 баллов |
3 |
Наличие достоверной информации, описание прошлого и настоящего исследуемого объекта; информации о настоятелях храма или монастыря |
1-5 баллов |
Итого: 16 баллов
Таблица для ссылок на бюллетень
Таблица продвижения команд
4.2.3.Видеоэкскурсия «Мой храм» (26 октября-15 ноября 2022)
Задание: Посетите храм или монастырь, побеседуйте с настоятелем, снимите видео, опубликуйте ссылку на видео в таблицу
Требования к видеоролику:
1. Максимальная продолжительность видеоролика – не более 5 минут.
Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип). Видеоролики должны соответствовать тематике проекта, то есть содержать информацию об участии команды, школы
В ролике могут использоваться фотографии.
Содержание видеороликов не должно противоречить законодательству РФ. Не принимаются ролики рекламного характера, оскорбляющие достоинства и чувства других людей, не соответствующих тематике проекта.
Критерии оценки видеоролика
№ |
Название критерия |
баллы |
1 |
Соответствие содержания заявленной теме, продолжительность, наличие информации о команде и проекте на 1 слайде |
0-5 баллов |
2 |
Выраженность авторской идеи |
0-5 баллов |
3 |
Качество и сложность выполнения |
1-5 баллов |
4 |
Творческий подход, оригинальность исполнения |
1-5 баллов |
5 |
Общее эмоциональное восприятие |
1-5 баллов |
Итого: 25 баллов
Т Таблица для ссылок на видео
4.2.4 Творческая работа «Православные святыни» (16-25 ноября 2022)
Создайте коллаж ( не путать с фотоколлажем!) из различных материалов ( акварель, ткань, пластилин, бумага и т.д.) на листе картона, ватмана, фанеры формата А-3 (297на 420) на тему «Православные святыни».
Это интересно. Как создать коллаж http://worlds-interior.ru/kak-sozdat-kollazh/
-В правом нижнем углу на этикетке укажите название команды, школу.
-Сделайте фото, сохраните его на Гугл -диске, ссылку вставьте в таблицу
-Откройте доступ к выполненной работе.
-Творческую работу сохраните до окончания проекта
Критерии оценивания
Критерии оценивания |
Баллы |
|
1. |
Соответствие теме ( да, нет, не полностью) |
0-3 балла |
2. |
Сложность выполнения (использование различных техник и материалов) |
1-10 баллов |
3. |
Оригинальность, эстетичность |
1-5 баллов |
4. |
Этикетка содержит полную информацию |
0-1 балл |
Итого: 19 баллов
Таблица ссылок на коллаж
4.2.5 Облако слов «Храмов благовест святой» (26-29 ноября 2022)
Задание 1. Создание облака слов, характеризующих понятие «Храмов благовест святой». Вставьте ссылку на облако в таблицу
Можно воспользоваться любым сервисом, например:
https://wordscloud.pythonanywhere.com/
http://облакослов.рф/
https://wordart.com/
Инструкция
http://www.tagxedo.com/
Инструкция
Критерии оценивания облака слов
№ |
Название критерия |
Баллы |
1 |
Не менее 10 слов в содержании |
1-5 баллов |
2 |
Слова в облаке соответствуют теме проекта |
2 балла |
3 |
Оригинальность. Позитивное цветовое решение |
1-5 баллов |
4 |
Наличие информации о команде(название, школа) в левом верхнем углу |
0-1 балл |
Максимально 13 баллов
Совместная презентация «Облако слов»
4.2.6 Рефлексия руководителей команд 29-30 ноября 2022
Ответы
Рефлексия участников проекта. Анкету отзывов о проекте заполняет каждая команда 1 раз
4.3. Третий этап: работа экспертной комиссии и подведение итогов 1-10 декабря 2022 г.
4.4. Четвёртый этап: – награждение команд-победительниц декабрь 2022 г.
5. Рекомендуемые критерии оценивания заданий:
— полнота и целостность представленного материала;
— оригинальность и творческий подход к выполнению работы;
— качество содержания выполненных заданий;
— качество оформления;
— технологичность.
5.1. Участники Проекта гарантируют, что предоставленные ими материалы не нарушают авторские права интеллектуальной собственности третьих лиц, и, в случае предъявления претензий Организатору Проекта относительно использования предоставленных участниками материалов, участники обязуются урегулировать такие претензии самостоятельно.
5.2.Оргкомитет интернет-проекта:
— разрабатывает положение об интернет-проекте;
— организует награждение победителей и призеров интернет-проекта;
— обеспечивает информационную поддержку проекта и публикует его итоги на сайте УО и МП Павловского муниципального округа ; ОРОиК Выксунской Епархии.
— оставляет за собой право, по завершении интернет-проекта, на некоммерческое использование работ (размещение в средствах массовой информации, печатных сборниках и в Интернет) с обязательной ссылкой на авторов и сайт.
5.3. Руководитель проекта:
— разрабатывает критерии оценивания творческих заданий;
— координирует ход работы участников интернет-проекта в сети Интернет;
— обеспечивает публикацию материалов на сайте учителей ОРКСЭ Павловского муниципального округа и отправляет результаты на адреса электронной почты участников интернет-проекта.
5.4.Экспертная комиссия:
— осуществляет экспертную оценку работ участников интернет-проекта;
-представляет результаты экспертизы в оценочных листах согласно критериям оценки;
— составляет рейтинг участников;
— оформляет протокол оценки работ участников интернет-проекта;
-выносит результаты экспертизы на рассмотрение и утверждение оргкомитета
6. Подведение итогов сетевого интернет-проекта
6.1. Оценки членов экспертной комиссии сводятся руководителем проекта в единую таблицу.
6.2. Оргкомитет учреждает сертификаты участника Интернет-проекта и дипломы победителей I, II, III степени.
Итоги сетевого интернет-проекта будут опубликованы на сайтах УО и МП Павловского муниципального округа и ОРОиК Выксунской Епархии.
Приложение 1
Уважаемые родители!
В рамках участия учащихся в интернет-проекте «Храмов благовест святой»возникнет необходимость в публикации персональных данных, фотографий, творческих работ.
Мы будем публиковать эти документы только с Вашего письменного разрешения.
Разрешение родителя:
Я, _______________________________________________, предоставляю разрешение публиковать персональные данные мое___ сына/дочери ______________________________, учени____ _____ класса МБОУ ___________________________________на ресурсе сетевого интернет-проекта«Храмов благовест святой»
Дата:
Подпись родителя/опекуна:
Состав экспертной комиссии интернет-проекта
«Храмов благовест святой»:
- Елена Владимировна Ежова, методист ИДК УО и МП Павловского муниципального округа
- Иерей Михаил Величкин, руководитель ОРОиК Выксунской Епархии
- Чебуркова Светлана Николаевна, специалист по образованию, Павловское благочиние
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Пасхальный благовест» (2020 г.)
Ведущий: Здравствуйте дорогие, маленькие и большие,
Здравствуйте гости, милости просим!
Собрались мы по весне, как и обещались,
Не скучаем по зиме, с нею распрощались.
Знают дети все на свете
Если тают снег и лед
Если солнце жарко светит
Значит, к нам весна идет!
Птицы с юга прилетели
Вновь соловушка поет
Зазвенели птичьи трели
Это к нам весна идет!
Мы весну встречать все рады
Рады солнцу и теплу
Дарим мы весне в награду
Песню звонкую свою!
Песня «Веснянка»
Ведущий: сколько света и тепла дарит нам весна-красна.
Весна: Кто меня тут вспоминал? Кто меня на праздник звал?
Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна
приношу я радость людям, ведь не даром – я Весна!
Я Весна – красна, вам в подарок принесла.
Ведущий: Принесла нам Весна самый главный православный праздник, который называется Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств, это светлый праздник победы любви и добра над злом, нашей надежды на будущее воскресенье, когда-то очень – очень давно злые люди предали и убили Иисуса Христа, сына божьего, но он победил смерть и воскрес, и поэтому говорят «Христос воскрес!», а пасху называют Воскресением Христовым!
Весна:Сегодня пасха наступила и льется радость к нам с небес,
Вокруг все люди славят бога и говорят : «Христос воскрес!»
Ведущий: говорят «Христос воскресе!» да, воистину воскрес
разрывая тьмы завесу, к людям он сошел с небес
жив Христос, и верят люди коль расстанемся со злом
жизнь продлиться, вечным будет мир с любовью и добром!
Ребенок. В светлое Христово Воскресенье
на душе пусть будет чисто и светло
будет хлебосольным угощение
солнце дарит радость и тепло.
Ребенок. Праздник Пасхи – светлый, чистый
день, когда Христос Воскрес
радость солнышком лучистым
улыбается с небес.
Ребенок. Пасха – праздник самый главный
освящает куличи
красят яйца и желают
только мира, доброты!
Ребенок. Чем пахнет Пасха?
Куличами и свежим воздухом весны
все люди стать должны добрее
не зря заветы нам даны.
ПЕСНЯ «Пасху радостно встречаем»
Ведущий: Когда наступает Пасха, в колокольне зажигается свет и везде звучит пасхальный звон колоколов, который оповещает о торжестве добра и света.
Ребенок. О чем звонят колокола?
О мире на планете
к любви и дружбе призвала
молитва на рассвете
Ребенок. О чем звонят колокола?
О состраданье к людям
мы их ошибки и дела
с обидой не осудим.
Ребенок. О чем звонят колокола?
О доброте сердечной
пусть помощь наша и мала,
но полбеды залечим.
Ребенок. О чем звонят колокола?
О радости безмерной
как птице дал Господь крыла
так даст нам силы вера.
Ведущий: послушайте, это колокольный звон. (Звучит запись колокольного звона).
А знаете ребята, однажды такой колокольный звон помог одной девочке, сейчас мы расскажем эту историю.
Ведущий:Жили-были дедушка и бабушка, и были они старенькие и очень бедные. Осталось у них одно утешение на старости лет – внучка Машенька. Тихо! Слышите, кажется, они идут сюда.
(Входят дед и баба)
Баба: Ну что, старый, совсем мы с тобой обеднели, нечем даже на Пасху разговеться.
Дед:Ох-ох-ох! Да, старая, нынче и урожая-то не было, одна репка и выросла.
Баба: Да зато, какая репка-то, дед! Всю зиму ее ели!
Дед: А помнишь, у нас курочка Ряба жила?
Баба: И такая умница была! Утащила ее Лисица в лес, теперь не будет у нас ни пасхального яичка, ни куличика. (плачет)
Дед: Цыц, бабка, соль разводить! Нечего унывать! Давай-ка, испеки Колобок — румяный бок, как в старые времена.
Баба: Так мука – то давно кончилась.
Дед: А ты помолись Богу, да по амбару помети, по сусекам поскреби, может, на Колобок – то и хватит. А я пойду пчелок своих проведаю.
Баба: Дед, ты чего, забыл? Медведь недавно приходил и пасеку разорил.
Дед: А ты прислушайся. Чуешь? Жужжат, голубушки, проснулись, весну почуяли! Значит не всех Мишенька потоптал. Ну, поди, поди, милая!
Ведущий: И пошли дедушка и бабушка каждый по своим делам: бабушка по амбару мести, а дедушка – на пасеку. Видит, один улей уцелел, а там пчелки молоденькие проснулись.
С утра проснутся пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Исполняется танец пчелок.
Ведущий: Поблагодарил Дед Бога и пошел домой (дед перекрестился и поклонился)
А дома бабушка по амбару помела по сусекам поскребла, собрала горстку муки и испекла постный Колобок и положила на окно студиться.
Баба: Ну, вот и Слава Богу! Дедушка, теперь пора бы и Машеньку домой звать, давно она уже ушла с подружками гулять.
Дед:Ну, пойдем, позовем.
Ведущий:вышли они, а на полянке цветочки из райского сада.
Мы – цветочки из райского сада. Все мы равные – целый букет!
И спешим мы Христу поклониться, принесли наш душистый привет.
Нас окрасила радуга цветом; не жалея всех красок на нас,
красотою мы будем делиться, будет людям мы жизнь украшать.
Танец цветов
(После танца появляется Маша)
Маша: Заигралась с подружками и не слышала, как вы меня звали.
Баба: Машенька, внучка, пойдем домой, мы Колобок испекли, завтра будем разговляться.
Маша: Бабушка, дедушка, так ведь надо Колобок в Церкви освятить, завтра Пасха. Вон и колокола за лесом отгудели.
Баба:Ох, внученька, старые мы уже стали, не дойти нам до церкви.
Дед:Да, бывало, мы ни одной службы не пропускали. А теперь ноги уж не те.
Маша:Бабушка, дедушка, так я уже большая. Отпустите меня Колобок освящать.
Баба:Да что ты?! Темно – заблудишься.
Дед: Звери в лесу, пропадешь!
Маша: Сами же меня учили, что мой Ангел – хранитель меня бережет. И сейчас сбережет, я же в Церковь пойду. А то не буду, есть не освященный Колобок.
Дед: Ну, Мария, твердый характер, вся в меня!
Маша: В путь меня благословите, и к утру из Церкви ждите.
Ведущий: Положили дедушка и бабушка Колобок в корзиночку, благословили внучку на дорожку, и поспешила смелая девочка на службу.
Маша: Птицы весело запели, вновь весна- красна идет мир заполнился весельем, греет солнышко, тепло пасха собирает в круг всех друзей и всех подруг.
Ведущий: Вышла Машенька на полянку, а на полянке закружил Машеньку весенний хоровод.
Хоровод «Согревайте скорей землю солнышка лучи»
Маша: (идет по тропинке и поет)
Я от бабушки ушла, я от дедушки ушла,
В Церковь Божью Колобок освящать я понесла.
По амбару он метен, по сусекам он скребён.
Но зато он как куличик будет в Пасху освящен.
Ведущий: Шла, шла Машенька по лесу, вдруг навстречу ей Медведь.
Медведь: Машенька, отдай мне Колобок, я его съем.
Маша: Нет, Мишенька, он еще не освященный.
Ведущий: Побежала Машенька дальше, а навстречу ей Волк.
Волк: Машенька, отдай мне Колобок, я его съем.
Маша: Нет, Серый волк, он еще не освященный.
Ведущий: Бежит Машенька дальше, а навстречу ей Лиса.
Лиса: Машенька, а куда это ты такой вкусненький Колобок понесла?
Маша: В церковь освящать, Лисонька.
Лиса: Ой, что – то я не расслышала. Подойди ко мне поближе.
Маша:Нет, Лисонька, мне бабушка с дедушкой с незнакомыми, в лесу не велели разговаривать.
Ведущий:И еще быстрей побежала Машенька, выбежала из леса и услышала ангельское пение. (фонограммам «Ангелы в небе»)
Маша.Это ангельское пение, этот дивный перезвон
светлым гимном Воскресения зазвучал со всех сторон.
Ангелы трубят о чуде от земли и до небес
радуйтесь, ликуйте люди знайте же: Христос Воскрес.
Ведущий:Как закончилась служба, подошла Машенька к батюшке. Окропил Батюшка Машеньку и ее Колобок святой водой.
А прихожане надавали, Машеньке целую корзинку яичек!
Поблагодарила Маша за подарок и вышла из церкви, и закружил Машеньку хоровод.
Исполняется хоровод «Мы на Пасху все идем»(на мотив «По малину в сад пойдем»
1. Мы на Пасху все идем,
Все идем, все идем,
Куличи в руках несем,
Мы несем, мы несем!
Припев:
Сдобные куличи,
Принимай скорее,
Аппетитны, хороши,
Ешьте веселее!
2.Рот пошире открывай,
Открывай, открывай!
По кусочку получай!
Получай, получай!
Припев.
Ведущий: побежала Машенька домой. А в лесу ее уже поджидали звери.
Лиса: Ну что, Маша, отдашь нам свой Колобок?
Волк: А не отдашь, мы тебя съедим!
(Идут все на Машу с поднятыми лапами)
Звучат колокола.
(Звери оборачиваются, в это время Маша быстро убегает с Колобком, оставив корзинку с пасхальными яйцами. Звери поворачиваются и видят — Маши нет.)
Медведь: Вот чудо! Исчезла! Видно ей Бог помог! Ведь сегодня Пасха. А я то, старый, дитя напугал.
Волк: Да, нехорошо получилось. Ой, а корзинка – то осталась. Надо бы вернуть. Так хочется доброе дело сегодня сделать.
Лиса: А я! А я! Верну бабушке с дедушкой курочку Рябу.
Медведь: А я у дедушки всю пасеку потоптал. Пойду, отнесу ему бочонок меда к празднику. Может, Господь меня простит?!
Волк: Ну, пойдемте, братцы, пора исправляться.
Все звери: Да за ум браться!
Ведущий: Покаялись звери, и пошли у бабушки с дедушкой прощения просить. А в это время…
Дед: (всматривается вдаль)
Служба кончилась… Светает…
Баба: Христос Воскрес!
Маша:Воистину Воскрес! (обнимаются, рады встрече).
Баба: Машенька, мы так беспокоились!
Дед: Звери тебя не обижали?
Маша: Что ты, дедушка! Они хорошие!
Баба: Ох ты, батюшки, вот они и сами сюда идут!
Медведь: Вот бочонок меду, за то, что я вытоптал пасеку.
Лиса: А вот ваша курочка Ряба.
Волк:А вот корзиночка с пасхальными яичками. Ваша Машенька в лесу оставила.
Баба: Смотри, Маша, звери – то и правду хорошие.
Дед: Праздник Пасхи воссиял,
К торжеству нас всех призвал.
Приглашайте в дом друзей,
Вместе праздник веселей.
Баба: Благодати вам с небес.
С Пасхой вас! Христос Воскрес!
Песня «Светлый праздник» (н.комп.)
1.Если солнышко взошло,
Значит, утро к нам пришло.
Лес проснулся ото сна,
Значит, к нам пришла весна.
Припев:
Растаял снег, и нет зимы,
На улице тепло.
И весело, и радостно,
И на душе светло!
2.На полянке первоцвет,
Шлет лучистый свой привет.
Жаворонушек с небес,
Нам поет: «Христос воскрес!»
Припев:
3.И сверкают купола,
И звонят колокола,
Угощения на столе,
Светлый праздник на Земле.
Припев:
Ведущий: праздник Пасхи длится целую неделю, люди веселятся, славят Бога и совершают добрые поступки, дарят подарки детям.
Ведущий: В старину на Руси на Пасху было традицией печь куличи и красить яйца в красный цвет, а связано это с давней притчей, которую все рассказывают по-разному, но суть в том, что белое яйцо стало красным от большой веры в Бога, а еще обмениваются яйцами, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а все плохое отставало как яичная скорлупа.
Ребенок. Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
Ребенок. На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
Ребенок. В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравлением
И скажу: «Раскрасил сам!»
Ведущий: Красное, как капля крови на кресте
без конца и края, круглое везде
символ вечной жизни – красное яйцо
как цветок из рая – на руке расцвел.
Весна: Колокольным перезвоном славят люди праздник тот
с добрым словом и поклоном обнимается народ.
Сохранилась традиция до наших дней христосоваться и желать друг другу добра.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Народная игра «Идет матушка Весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Весна: А теперь ребята давайте поиграем в «пасхальные традиции», если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи, хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника спрячьте руки за спину!
Печь куличи – пасхи
Купаться в проруби
Украшать дом ветками вербы
Петь колядки,
Красить яйца,
Печь блины,
Христосоваться
Сжигать чучело Зимы
Освещать еду в церкви,
Ходить колядовать .
Ведущий: праздник Пасхи длится целую неделю, люди веселятся. А самым любимым занятием детей на Пасху в старину, да и сейчас, это игры с крашеными яйцами.
Игры с яйцами
Игра «Кто быстрее возьмёт яйцо?»
Несу вам яйца расписные —
Непростые, золотые!
Кто быстрей возьмёт яйцо,
Тому достанется оно.
(Раскладывают яйца, на одно меньше, чем игроков. Под музыку дети танцуют, с окончанием её каждый берёт по яйцу. Тот, кому не досталось, выбывает. Играют, до тех пор, пока не останется один — победитель.)
Игра «Катись, яичко».
(Трое детей встают в одну линию, по команде прокатывают яичко вперёд. У кого не разбилось, и дальше укатилось — тот победил).
Ведущий: Ну вот, ребята, подошел к концу наш праздник, великий и торжественный, а главное добрый и веселый, будьте всегда добрыми и творите добро:
На землю сходит светлый праздник Пасхи
Волшебнее любой волшебной сказки
Чудеснее любых земных чудес
Христос воскрес! Воистину воскрес!.
Весна: Пасхальный звон и яйца с куличами
Березки встали белыми свечами
И над землей несется благовест
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Данилова С.Н.
воспитатель высшей квалификационной
категории,
Алексеева Т.П.
учитель музыки
ОАУ С(К)О школы-интерната III—IV вида
г. Липецка
Данный сценарий литературно-музыкальной композиции рассчитан на проведение праздника Пасхи в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся.
Это мероприятие проводится в один из дней Светлой Пасхальной недели, и его цель – подготовить учеников к осмыслению праздника Пасхи.
Наша задача состоит в том, чтобы настроить школьников на соответствующее восприятие событий, предшествующих Светлому Христову Воскресению, и встречу главного праздника христиан.
Мы также этим мероприятием в рамках светской школы пытаемся рассказать детям о библейских истинах, их осмыслении русскими людьми.
Литературно-музыкальная композиция
«Пасхальный Благовест»
Цель: познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан – Пасхой, с библейскими сюжетами, воплощенными в литературе, музыке.
Задачи:
-
воспитание подрастающего поколения в духе уважения исконно русских духовных ценностей, основанных на православной культуре;
-
содействие распространению духовной хоровой и вокальной музыки, сценического творчества духовного содержания;
-
развитие навыков выразительного чтения лирических произведений русских поэтов духовного содержания;
-
формирование высокохудожественного репертуара, повышение исполнительского мастерства.
Оформление:
На сцене плакат-название «Христос воскрес!»;
— плакаты на пасхальную тематику;
— столик, на котором стоит ваза с веточками вербы, кулич, пасхальные яйца;
— книжная выставка духовного содержания.
Оборудование:
— презентация к литературно-музыкальной композиции, компьютер, проектор;
— видеоролик «Схождение Благодатного Огня»;
— фонограммы «Пасхальных Благовестов».
Ход мероприятия:
Звучит Пасхальный Благовест
Ведущий: Праздников праздник и торжество торжеств — так называют верующие люди Пасху. Этот праздник установлен христианами в память чудесного воскресения Бога Иисуса Христа — события, лежащего в основе всего христианского вероучения. Своими страданиями Христос искупил грехи людей, даровал верующим вечную жизнь на небесах. В двух словах «Христос воскрес!» вся сила, вся духовная мощь, все существо, все величие христианской веры.
А для современной православной России праздник Пасхи – это избавление от долгих лет неверия, атеизма, жестокости, возвращение к истокам православной веры, возрождение к новой жизни. Возвращение к нашим истокам – это важнейшее условие возрождения России.
Хор педагогов поёт Тропарь
Чтец: Светлому празднику Пасхи предшествуют тяжелые, горестные события.
Великий пост, который длится семь недель, установлен в честь страданий Иисуса Христа. Смысл его – в подготовке к Пасхе. Люди путем покаяния, осмысления своей жизни готовятся к участию в радостном и торжественном празднике.
Последняя неделя перед Пасхой, Страстная седмица называется и Великой – по величию вспоминаемых в это время событий. И каждый день этой седмицы именуется Великим.
Ведущий 1: Давайте и мы вспомним, что символизируют эти дни.
Ведущий 2: Великие Понедельник, Вторник и Среда – это воспоминания о последних беседах Иисуса Христа с народом и своими учениками.
Ведущий 1: Великая Среда. В Библии говорится, что в этот день Иисус Христос предсказал Cвое погребение, желая отвратить Иуду от задуманного предательства. Но не захотел Иуда услышать этих слов и предал Учителя. А на Руси исстари в этот день люди просили прощения у Бога и друг у друга в память о том страшном событии.
Чтец: Тихо скрипнула дверь, кто-то – в полутьме не видно кто – вышел из горницы. То был один из Двенадцати, Иуда Искариот – ученик-предатель. В Страстную Среду он явился к первосвященникам и предложил выдать им Спасителя. Тридцать серебренников заплатили ему за это. И он был доволен.
Ведущий 2: Великий Четверг. Этот день – последний перед страданиями и распятием Иисуса Христа. В этот день в храмах вспоминают Тайную Вечерю – последнюю трапезу Иисуса Христа с его учениками, когда Он причастил их. Так было установлено Святое Причастие.
Ведущий 1: Страстная Пятница. В этот день вспоминаются осуждение Иисуса Христа, Его распятие, крестные страдания и смерть на Кресте.
Чтец читает стихотворение Я. Полонского «Пасхальные вести»:
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
Хор девочек поёт ««Спи, Иисусе»
Чтец читает стихотворение «В Страстную Пятницу»
Хор педагогов поёт «Легенда»
Ведущий 1: Великая Суббота. Наступает тишина…
Ведущий 2: Отчего ныне такое глубокое молчание на земле и такая тишина? Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь сошёл во ад. Иисус Христос ещё не воскрес телом, но Он уже победил смерть. Всем святым людям, которые умерли раньше, Он дал новую жизнь.
Ведущий 1: А в церковном дворе в этот день, как и сотни лет назад, накрываются длинные столы, на которые ставят во множестве куличи с зажженными свечками, раскладывают расписные яйца. Люди стоят рядом, ожидая освящения принесенного. Освященными куличами разговляются на следующий день дома за пасхальным столом.
Ведущий 2: Лишь раз в год, в Великую Субботу, происходит схождение Благодатного Огня на Гроб Господень, и только православный патриарх может принять этот огонь.
Посмотрите видеосюжет, как происходит это в Иерусалиме.
Демонстрация видеоролика «Схождение Благодатного Огня»
Ведущий 1: За Страстной Субботой пришло Светлое Христово Воскресение. Пасха, праздников Праздник. За самым горестным днем года – самый светлый.
Чтец читает стихотворение «Воскресение»:
Тяжкий камень отвален от гроба,
Белый ангел камень отвалил,
Где теперь отчаянье и злоба
Ваших темных и безумных сил!
Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
И сама Земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.
Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты, и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.
Хор девочек поёт «Мироносицы»
Хор педагогов поёт «Христос Воскрес из мёртвых…»
Ведущий 2: Пасха пришла…
Она пришла в тишине задумчивой, сосредоточенной ночи, где ее ждали замиравшие сердца. Пришла при тихом шорохе последних тающих в низинах и оврагах снегов, при сладком журчанье освобожденного ручья, при мягком всплеске разлившихся вод под последней уплывающей вдаль льдиной…
Хор девочек поёт «В зеленеющем уборе»
Звучит запись колокольного звона
Чтец читает стихотворение С. Есенина «Пасхальный благовест»:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна,
Звонко побежала, резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон.
Где-то за дорогой замирает звон.
Хор девочек поёт «Птичка»
Чтец читает стихотворение В. К. Кюхельбекера «На Воскресение Христа»:
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть —
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
Хор поёт девочек «Чудо выше …»
Чтец читает стихотворение К. К. Роше «Христос Воскрес!»:
Христос воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!
Христос воскрес! Он людям дал
Завет святого всепрощенья,
Он падшим милость даровал
И за святые убежденья
Велел страдать, как сам страдал!
Христос воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди – братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос воскрес!
Хор педагогов поёт «Пасхальный кант»
Чтецы по очереди читают стихотворение К. Романова
«Хвала Воскресшему»:
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!
Хор девочек поёт «Вострубите»
Звучит запись «Пасхального Благовеста»
Чтец читает стихотворение К. Бальмонта «Благовест»
Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей, храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.
Хор педагогов поёт «Пасхальная песнь»
Чтецы читают стихотворение О. Осипова «ХРИСТОС ВОСКРЕС»:
Христос Воскрес и ад Им побежден.
Христос Воскрес и мир Им искуплен.
Христос Воскрес и ангелы ликуют.
Христос Воскрес и люди торжествуют.
Христос Воскрес и рай открыт для нас.
Христос Воскрес и сила ада пала.
Христос Воскрес и стерто смерти жало.
Христос Воскрес и мир от муки спас.
Хор девочек поёт «Берегите любовь»
Ведущий: Сегодня светлый день, когда воскрес Христос.
Так вспомним же, друзья, и счастье прежних дней,
И звон колоколов, летевший в поднебесье!
Пусть дружба и любовь окажутся сильней,
Когда воскликнем мы: «Воистину воскресни!»
Хор поёт «Величание»
Библиографический список:
Куфтина О.В., Власенко О.П. Русские фольклорные традиции. – Волгоград: Учитель, 2009.
Православные праздники для детей /Сценарии праздничных инсценировок в д/садах и начальных школах. – Издание Свято-Успенского монастыря, 2005.
Праздники в Воскресной школе. — Издание св.в. Дмитрия Солунского. – М., 2000.
Давыдова А.В. Классные часы: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Журнал «Духовно-нравственное воспитание» №2, 2010.
7