Сценарий художник суриков

Василий Иванович Суриков родился в селе Торгашино Енисейской губернии, годы детства и отрочества он провёл в городе Красноярске,где будучи уже известным художником основал для детей художественную шко

Сценарий, посвящённый юбилею Василия Сурикова, для детей старших и подготовительных групп.

Звучит старинная казацкая мелодия, в зал садятся.

На  экране 1слайд «Портрет В. И. Сурикова»

Ведущая. Сегодня мы собрались в зале, чтобы отметить 170-летие со дня рождения

великого русского художника нашего земляка Сурикова Василия Ивановича.  

На экране  2слайд – дом Суриковых.

Ведущая Василий  Суриков происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, в честь деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы. В семье было трое детей старшая дочь Екатерина, Василий и младший сын Александр.

Воспитатели исполняют песню  С.Трусова «Здесь был Суриков рождён».

Ведущая. С малых лет Василий ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял и владел верховой ездой.

Проводится игра «Кавалерийская», музыка Т. Вилькорейской играют дети группы «Сказка», «Ромашка».

 На  экране  3слайд – Портрет матери.

Ведущая. Мать художника Прасковья Фёдоровна – была рукодельницей: вышивала и плела  кружева. Обладала  хорошим  чувством  цвета, любила русскую историю. Хорошо знала старинные обряды.

Дети группы «Росинка» исполняют хоровод «Капуста».

Ведущая. Оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. После смерти отца Василий подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев.  

Девочки из группы «Кедровые орешки» исполняют частушки.

На экране 4 слайд – Фотопортрет семьи, Кузнецовых

Ведущая. Кузнецов  богатый Красноярский купец отвёз Василия в Петербург и заплатил в Академии художеств за обучение.  Учился  Суриков с увлечением по окончании получил высшее звание – классного художника Первой степени.

На экране 5слайд-картина «Вид памятника Петр I на Сенатской площади в Сант-Петербурге»

Ведущая. Перед вами одна из первых картин написанных молодым художником Суриковым.

На экране 6 слайд – портрет жены.

Ведущая. В январе Василий Суриков женился на француженке Елизавете Шаре. С которой они прожили счастливо 10 лет и у них родились две дочери Ольга и Елена.

После смерти жены Суриков на год уезжает в Красноярск с дочками.

На экране слайд 7 – фотография В.И.Суриков с дочками Ольгой и Еленой,

Ведущая. В Красноярске он создаёт свою знаменитую картину «Взятие снежного городка» за которую в1900году в Париже получил большую золотую медаль.

На экране 8 слайд – репродукция с картины «Взятие снежного городка»

Ведущая предлагает поиграть в игру «Снежки».

Ведущая Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири  в Москву словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки.

На экране слайд 9  — репродукция с картины «Покорение Сибири Ермаком».

Мальчики из групп «Ромашка» и «Сказка» исполняют «Гимн Енисейских казаков».

Ведущая. Василий Иванович много путешествовал побывал в Италии, Франции. Испании. Большую часть своей жизни прожил в Москве и везде много работал писал исторические картины, пейзажи акварелью, портреты людей. Но никогда не забывал свой родной Красноярск,  приезжая всегда рисовал его окрестности  и портреты родных, друзей, знакомых, да и просто сибиряков.

На экране 10 слайд – Акварель «В окрестностях Красноярска».

Дети из группы читают стихотворение Т.Н.Куркиной(воспитателя МБДОУ№12) о Сибири.

Ведущая. Суриков очень любил своего брата, свою маму, свою Родину.

Все дети встают и исполняют песню «Что зовётся Родиной?» автор неизвестен.

Ведущая. Умер Василий Иванович в Москве, было  ему 68 лет.

Но его знаменитые картины «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» и другие картины хранятся в лучших музеях нашей страны в «Третьяковке», в «Русском музее»  

Немало его подлинных  работ хранится в музеях Красноярска( их у нас три) и вы сможете их увидеть. Его именем  названы улицы разных городов, посёлков, музеи, скверы, танкер и теплоход.

Его дочь Ольга и брат Александр сделали всё, чтобы картины великого художника

В. И. Сурикова не исчезли из нашей страны и сохранили их для нас с вами.

А внучка Сурикова Наталья Кончаловская  стала писательницей  и написала про жизнь своего знаменитого  деда книгу «Дар бесценный», а её сыновья Никита Михалков и  Андрон Кончаловский стали знаменитыми  кинорежисёрами, а их дети известными  киноартистами.

На экране 11 слайд-Жизнь продолжается.

О жизни и творчестве нашего великого земляка снят художественный  фильм.

Память о Василии Ивановиче Сурикове мы сохраним в своих сердцах.

                                           
Сценарий

литературно-музыкальной гостиной,
посвященной биографии и творчеству В.И.Сурикова   «Великий титан и гений
русской живописи — Василий Иванович Суриков». Автор Колотило М.Ю., учитель МБОУ
СОШ №4.

Ведущий 1.Творческому
подвигу великого живописца, сибиряка Василия Ивановича Сурикова посвящается.

   На фоне музыки.
И.С.Бах. Фуга для органа «Соль  мажор».

Ведущий 2.Великого
русского живописца Василия Ивановича Сурикова подарила миру сибирская земля-
могучая, щедрая, непокорная и  открытая любому, кто приходит к ней с добром и
распахнутой душой. Недаром же существует определение сибирский характер. У
Василия Сурикова характер был истинно сибирский. И отпечаток его характера
отразился на творчестве. Когда смотришь на портрет Василия Ивановича , думаешь:
«Вот она могучая, стихийная сила сибирская! Самородок из диких гор и тайги
необъятного края!»

Стихотворение А.Е,Гаврюшкина «Сибирь»
(читает Даниленко Егор) .Слайд «Острог».

Деревья
в снежном одеянье

Вокруг,
куда не бросишь взгляд,

Здесь
годы, судьбы, расстоянья,

Незримо
сквозь века летят.

Среди
вселенского полета,

Мы
видим беглый русский люд,

Бояр
он  не приемля гнета,

Нашел
в Сибири свой приют.

Истории
мгновенья тают,

Одно
сменяясь за другим,

В
Сибири ночи дни сменяют,

И
каждый миг тайгой храним.

Запомнила
тайга Сибири

Как
бил Кучума здесь Ермак,

И
как в суровом этом мире

Мужик
нес на плечах рюкзак,

Как
на медведя в одиночку.

С
рогатиной наперевес,

Охотник
шел и ставил точку,

Сибирский
помнит это лес.

Он
помнит русских староверов, (Слайд  картина «Боярыня Морозова»)

Тех,
кто молитву сотворя,

Ради
своей суровой веры,

В
Сибирь бежали от царя.

В
Сибирь , земля моя без края,

Суровой
блещет красотой,

Руси
любимой дочь родная,

С
широкой русскою душой.

Здесь
снежное тайги раздолье,

Здесь
кедр с сосною говорит,

Здесь,
среди этого приволья,

Остановившись,
время спит.

Стихотворение Кайла Рингвуда «Енисей» (читает
Лунева Даша)

Слайд
«Река Енисей»

Сопки
радостно выгнули спину,

Когда
осень к ним в гости пришла,

Принеся
за собою лавину

Желтых
листьев косого дождя.

Серебренные
легким туманом,

Растворились
они вдалеке,

Полновесные,
грузные станом,

Установленным
твердо в реке.

По
воде разбегаются волны,

Облаками
зеркально скользя,

И,
еще не проснувшися, челны

Протирают
сонливо глаза.

Не
быстра она и не бурлива-

Эта
осень как эта река;

Красноярского,
видно, разлива,

Из
тувинского, знать, далека!

Новый
день набирается силы

Там,
где дикие стаи гусей

И
осенний, но все-таки милый,

Сонно
катит волну Енисей!

Ведущий2. В основе его натуры лежал
несокрушимый сибирский гранит, не поддающийся никакому воздействию.
Самобытность, непреклонная воля и отвага чувствовались в его коренастой фигуре,
крепко обрисованных чертах скулистого лица со вздернутым носом, крупными губами
и черными, точно наклеенными усами и бородой. У него была речь смелая,
решительная, подкрепляемая изредка ударом кулака по столу. (слайд «Портрет
В.Сурикова»).

Ведущий 1. Этот словесный портрет Сурикова
создал известный критик Я.Д.Минченков. Немудрено, что именно родная сторона
стала для великого Сурикова той музой, которая щедро наделяла его силой духа в
трудные минуты и помогала создавать шедевры. Ставшие украшением мировой
сокровищницы изобразительного искусства.

Ведущий2. 380 лет назад стал на Енисее
острог Красноярск. Внизу под острогом катил свои воды грозный Енисей (слайд с
видами Енисея). И тогда же вокруг небольшого острога, вбирая переселенцев,
начал расти город Красноярск.

Ведущий 1. В.И.Суриков любил русский лес, он
собирал грибы и ягоды, наслаждаясь красотой леса. Особое предпочтение он
отдавал черемухе, которую он сушил на зиму. Излюбленным его увлечением было
грызть черемуху и вдыхать в себя аромат душистых ягод. Сибирская черемуха-
ягода особая. Крупная, черно-коричневая и терпко-сладкая ( слайд «Черемуха»).

О
черемухе Василий Суриков писал матери в письме : «Сегодня утром стою и смотрю
на ту сторону, где наша Сибирь и Красноярск. Так бы и полетел к вам, ну даст
бог увидимся…вот что, мама, пришлите мне сушеной черемухи. Здесь есть все: и
ананасы, и апельсины, и груши, а родной черемухи нет…»

Ведущий 2. Чай Суриков пил только свой,
сибирский, сделанный из лесных ягод и трав. Этот чай он всегда привозил с
собой, либо получал от брата. Он говорил: «не могу я пить здешний чай! Да разве
это чай? Чистый веник!»

Ведущий 1.Казачий род Суриковых испокон веков
нес караульную службу в остроге. Самыми популярными именами в этом роду были
Иван и Василий.

Ведущий 2.У Василия Сурикова появился внук
Василий, которому суждено было стать художником. Русский национальный характер
впитал Василий Суриков от традиций материнского рода , где 12 двоюродных
сестер, сибирских красавиц, вышивали гарусом в пяльцах, распевали тонкими
голосами русские народные песни.

Ведущий 1.В праздники все любили наряжаться в
широкие бархатные бухарские халаты и ходили по широкой улице в обнимку с
песней. Любили на святках удалую езду на тройках с колокольчиками. А на
масляной неделе –исконно русскую игру: ладили снежную крепость и по очереди
верхом налетали на снежный городок  ( слайд «Взятие снежного городка»).

Исполнение на баяне русской народной песни «Ходила
младешенька по борочку»  (В.Белошапкин 7А).

Ансамбль 7А Русская народная песня «Коробушка»            

Ведущий 2. Перед святками сестра Елизаветы
Августовны Софья Кропоткина привезла из Петербурга в Москву погостить бабушку
Марию Александровну. Декабрьским снежным утром подъехали прямо с вокзала на
извозчике к дому, где жили Суриковы. Давайте и мы побываем на этой семейной
встрече.

Сценка «Приезд бабушки Марии Александровны к
Суриковым».

Турецкое рондо. Соната ля мажор. Финал. В.А.Моцарт.

 (фортепианный дуэт Гуркова Марина, Клименкова
Кристина).

Мария Александровна: «Ах, да! Как же
это  я чуть не забыла! Ведь Вася получил орден Анны на шею! Поздравляю тебя,
Лизонька!»

Лиза: «Представь, мама, за роспись «Вселенских
соборов» орден и ленту на грудь».

Софья: «Нет , не могу себе представить, чтобы
Вася надел орден!»

Лиза: «Пока что он ни разу нигде с орденом не
появлялся. Орден лежит у меня в комоде. А какой красивый! Подождите, я сейчас
вам его покажу.

(Возвращается
со шкатулкой в руках).

-Вот,
смотрите!»

Софья: «Сонечка, спой нам что-нибудь…»

Мария Александровна: « Да, да, спой
русский романс «Колокольчик»»

Русский романс « Колокольчик» исполняет Серебрякова
Ксения.

Лиза: «Сонечка, какой у тебя прекрасный голос!
Одно наслаждение слушать!» (Входит хозяин дома В.Суриков)

Василий: «А-а-а! Теща в дом-все вверх дном!
Рад, очень рад вас видеть! Вы уж извините, что не приехал на вокзал. Ездил раму
для новой картины заказывать…»

Мария Александровна: «Что ты ,Васенька,
я не обижаюсь. Я все понимаю…»

Василий: «Ну, Мария Александровна, в марте
привезу к вам в Петербург на передвижную выставку новую работу. «Меншикова»
закончил. Посмотрим, что-то будет!» (Взгляд его остановился на Софье, которая
перебирает струны гитары).

Василий: «Соня, а ты знаешь, как ты красиво
сейчас сидишь! Ну просто хоть пиши с тебя…»

Мария Александровна: «Вот, вот и
принимайтесь за дело!»( Слайд «девушка с гитарой»)

Вальс танцует 10 класс.

Ведущий 1.Жизнь каждого подлинного художника-
подвиг. Сегодня мы попытались представить внешний и внутренний мир Василия
Ивановича Сурикова.

Ведущий2.Вечная тебе память!

Ведущий1. Вечная тебе слава!

Соло «Красно солнышко» Серебрякова Ксения.

Показ картин В.Сурикова.

Тема посвящена 166-й годовщине со дня
рождения В.И. Сурикова
(фото 1).

Пояснительная записка

Приобщение современных школьников к
изучению исторического прошлого города
Красноярска и истоков русской живописи, является
актуальной проблемой в наше время.

В нашем городе достаточно учреждений
культуры (музеев, театров, библиотек), но с каждым
днём их посещает все меньше и меньше людей, хотя
численность населения города Красноярска
превышает один миллион человек. Почему это
происходит?

На современном этапе в
общеобразовательных учреждениях мало времени
отводится ознакомлению с культурным наследием
Красноярского края прошлых столетий, в семьях
родители не всегда могут уделить достаточное
внимание изучению исторической культуры города,
края.

Методическая разработка “Мы
наследники великого творца” направлена на
формирование интереса обучающихся начальной
школы к историческому прошлому города
Красноярска и изучение творчества Василия
Ивановича Сурикова.

Творчеству Василия Ивановича Сурикова
посвящено немало монографий и библиографий: Н. Г.
Машковцева [8], В. А. Аференко [2], В.С. Кеменова, И. В.
Евдокимова [7], В. Я. Шанина [9], А. Д. Демкина [6].

В Интернет-ресурсах размещены
презентации о Василии Сурикове, но все они имеют
повествовательный характер. Данная информация,
из-за возрастных особенностей, большинством
обучающихся начальной школы усваивается слабо.

Методическая разработка
игры-путешествия позволяет педагогу
использовать в практической деятельности (при
проведении занятий по изобразительной
деятельности, внеклассного мероприятия о
творчестве В.И. Сурикова) игровые формы
взаимодействия детей через разные виды
познавательного и художественного творчества.

Ключевые моменты игры-путешествия
направлены на воссоздание картины прошлого,
через изучение наиболее известных полотен
художника, памятников архитектуры, изменения их
во времени. Особое внимание в игре уделено
изучению самых известных работ мастера,
вариативному их рассматриванию и восприятию:
обыгрыванию (инсценировке сюжета картины),
совместному творческому конструированию (из
различных материалов) одного из полотен
художника, самим изобразить природу Сибири.

Цель: изучение творчества В.И.
Сурикова через игру-путешествие в разных видах
познавательной и художественной деятельности.

Задачи

  • Закрепить знания об основных картинах Василия
    Ивановича Сурикова через просмотр и обсуждение
    видеофрагментов.
  • Продолжать знакомить детей с историческими
    местами города Красноярска, которые
    существовали в конце XIX – начала XX веков, знать
    название основных памятников архитектуры.
  • Воспитывать любовь к своей малой родине,
    бережное отношение к наследию сибирского
    художника Василия Сурикова, вызвать у детей
    чувство гордости за великого сибиряка.
  • Взаимодействовать в команде.

Используемые методы:


  • словесные: беседа-диалог, игровое общение;
  • наглядные: использование фотографий,
    репродукций, рисунков, иллюстраций;
  • практический: игровые задания по командам,
    художественное творчество.

Оборудование, материалы:

  • ноутбук, экран, проектор;
  • репродукции картин В. И. Сурикова;
  • фотографии архитектурных памятников города
    Красноярска – конца 19 века – начала 20 века и
    сегодняшнее состояние этих зданий;
  • книги о городе Красноярске;
  • вата, мыло, вода.

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: кабинет изостудии.

План проведения мероприятия:


  1. Просмотр видеофильма “Русская живопись.
    Суриков Василий Иванович”. Беседа – диалог о
    творчестве великого художника.
  2. Игра – путешествие “Мы наследники великого
    творца!”
  3. Рефлексия

Ход проведения

1. Просмотр фрагментов видеофильма
“Русская живопись. Суриков Василий Иванович”
(приложение 1). Беседа – диалог о
творчестве великого художника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда, где и в какой семье родился В.И. Суриков?
    (Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в
    Красноярске, в казачьей семье. Отец —
    коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков.
    Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина —
    родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице
    Торгошино под Красноярском).

  2. Когда начал рисовать великий художник, кто был
    его учителем? (Василий Иванович начал рисовать
    в раннем детстве. Первым учителем рисования для
    Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв —
    учитель рисования Красноярского уездного
    училища)
    .
  3. Где дальше учился Василий Иванович? (После
    завершения обучения в уездном училище Суриков
    устраивается работать писцом в губернское
    управление — у семьи не было денег на
    продолжение образования в гимназии. Во время
    работы в губернском управлении рисунки Сурикова
    увидел губернатор Енисейской губернии П. Н.
    Замятнин. Губернатор нашёл мецената —
    красноярского золотопромышленника П. И.
    Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение
    Василия Сурикова в Академии художеств. 11 декабря
    1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра
    Ивановича выехал из Красноярска в
    Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в
    Академию, и в мае-июле 1869 года учился в
    Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества
    поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий
    Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем
    Академии художеств, а через год был зачислен
    воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в
    петербургской Академии художеств у П. П.
    Чистякова.).

  4. Какие из картин прославили великого художника?
    В 1878 году Василий Иванович начал работать над
    картиной “Утро стрелецкой казни” (приложение
    2
    ). Картина была завершена в 1881 году.
    – В Красноярске художник создаёт полотно
    “Взятие снежного городка” (приложение
    3
    ), которое было завершено в 1891 году, в
    настоящее время хранится в Русском музее. Игру
    “Взятие снежного городка” Суриков впервые
    увидел в раннем детстве по дороге в родное село
    матери Торгошино. Идею картины художнику подал
    его младший брат Александр. Он изображён справа
    на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит,
    изображённая в профиль Екатерина Александровна
    Рачковская — жена известного красноярского
    врача. Снежный городок был построен во дворе
    усадьбы Сурикова. В массовке участвовали
    крестьяне деревни Базаиха.
    – В 1881 году Суриков сделал первый эскиз “Боярыни
    Морозовой”, в 1884 году начал работать над
    картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий
    Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны
    Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во
    время учёбы в уездном училище. Долгое время
    Суриков не мог найти типажа для боярыни.
    Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова —
    Авдотья Васильевна Торгошина. Картина “Боярыня
    Морозова” экспонировалась на XV Передвижной
    выставке 1887 года.
    – В октябре 1895 года, будучи в Красноярске,
    Суриков задумал картину “Переход Суворова через
    Альпы” (приложение 4).
    Первым прототипом для Суворова стал
    красноярский отставной казачий офицер Фёдор
    Фёдорович Спиридонов. В 1898 году появился этюд, в
    котором современники видели прототипом Суворова
    преподавателя пения Красноярской мужской
    гимназии Григория Николаевича Смирнова. Работа
    над картиной “Переход Суворова через Альпы”
    завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского
    похода Суворова. Картина выставлялась в
    Санкт-Петербурге, Москве.

2. Игра-путешествие “Мы наследники
великого творца!”

Обучающимся предлагается
игра-путешествие по городу Красноярску 19 –
начала 20 века. Ребята делятся на 2 команды и
соревнуются между собой. Командам нужно пройти
все этапы игры-путешествия, за каждый из которых
вручается карточка с фрагментами иллюстраций,
чем больше команда соберет фрагментов, тем легче
ей будет выполнить последнее задание.

  • Игра “Разрезные картинки” (фото 2).

Каждой команде предлагается собрать
картину из фрагментов, побеждает команда быстрее
составившая картину “Взятие снежного городка”.

  • Игра: “Найди пару” (фото 3).

Командам предлагается найти по 3 пары
фотографий памятников архитектуры 19-20 веков
города Красноярска, имеющие отношение к
творчеству В.И. Сурикова и назвать современные их
аналоги в 21 веке.

  • Игра-инсценировка “Ожившая картина” (фото 4).

Каждой команде дается иллюстрация
известной картины В.И. Сурикова, которую нужно
обыграть перед командой соперников, а соперникам
нужно отгадать название картины.

  • “Макет снежного городка” (фото 5).

Каждая из команд делает макет снежного
городка из ваты, мыла, воды.

Побеждает та команда, которая наиболее
полно отобразила сюжет картины.

  • “Сибирский уголок”

Каждая команда составляет на листе
ватмана уголок природы, используя собранные во
время прохождения этапов игры фрагменты.

Победителем становится команда
участников, правильно составившая из фрагментов
“Сибирский уголок” и назвавшая картину
великого художника.

3. Рефлексия


  • Просмотр выполненных работ.
  • Обсуждение коллективных творческих работ.

Методические рекомендации по
проведению игры-путешествия:


  • При проведении игры “Найди пару” желательно
    использовать цветные ксерокопии иллюстраций
    картин.
  • Во время практической части ребятам должно быть
    предложено как можно больше наглядного
    материала, не только всевозможных иллюстраций,
    но и предметов быта, для того, чтобы у детей
    сформировалось представление о прошлом города
    Красноярска.

Список используемой литературы:


  1. В. Ануфриева “Отрада суриковская”. “Сибирские
    промыслы”. Красноярск. 2007.
  2. В.А. Аференко “Суриков в Сухобузимском”.
    Железногорск. 1999.
  3. Е. Безисвестных. Суриков и Сибирь. Красноярск.
    1995.
  4. Г. Васильева-Шляпина Сибирские красавицы В.
    Сурикова. Портрет в творчестве художника.
    Санкт-Петербург. 2002.
  5. И.В. Евдокимов. Жизнь замечательных людей.
    Суриков. Львов. 1933. 
  6. А.Д. Демкин. Ненаписанный дневник.
    Санкт-Петербург. 2013.
  7. В.С. Кеменов. Историческая живопись Сурикова.
    1870—1880-е годы. Москва. 1963.
  8. Н.Г. Машковцев. В. И. Суриков. Москва. 1994.
  9. В.Я. Шанин. Суриков, или Трилогия страданий.
    Красноярск. 2010.

Суриков – могучий воскрешатель прошлого

«Я исчезаю…» — таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым… А до этого — сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника.

Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом — каждая из этих картин становилась целой эпохой в развитии русской живописи.

И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры.

Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей, 1900.

Французский критик Делинь пишет о Сурикове:

«В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого. Сотни страниц лучших исторических книг не дадут такой ясной идеи об исторической трагедии, которая произошла в Москве во времена Петра. Толпа играет главную роль в большей части его картин. Нет ничего более впечатляющего, чем народ, который волнуется, защищается или нападает, каждая группа живет своей собственной жизнью, героическая или покорная. Точность рисунка, разнообразие красок гармонируют в едином целом, полном величия, могучем, правдивом и трагическом».

Народ – действительно главный герой картин художника. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, – говорил Суриков, – без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу».

Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского, 1900

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. «Мои предки покоряли Сибирь вместе с Ермаком, а дед мой атаманом был. Со всех сторон я — природный казак».

С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами».

Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты.

Изба, 1873

Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев.

В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург».

Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств.

Старик-огородник, 1882

В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии.

За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего.

Княжий суд

В КОНЦЕ 1875 ГОДА СУРИКОВ ОКАНЧИВАЕТ АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ И ПОЛУЧАЕТ ЗВАНИЕ КЛАССНОГО ХУДОЖНИКА ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ.

Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни».

Утро стрелецкой казни, 1881

«На глазах зрителя разыгрывается страшная драма. Как будто слышишь плач, слившийся в одно глубокое рыдание. Кричит охваченная ужасом маленькая девочка, рыдает молодая женщина, простившись с мужем, уткнулся в ее платье плачущий ребенок. Казнь еще на началась, но наступили последние минуты прощания с жизнью. Страшные, мучительные.

Народной толпе, беспорядочно сгрудившейся перед храмом Василия Блаженного, художник противопоставляет Петра со свитой на фоне кремлевской стены. Петр неумолим и грозен. Он уверен в своей правоте.

Суриков хорошо понимал прогрессивность петровской политики, но в то же время художник не мог не сочувствовать народу, не мог не страдать вместе с ним. Суриков взволнованно повествует о силе и упорстве русского народа в борьбе за свои интересы.

Художник не ввел в картину ни одной натуралистической, устрашающей детали. Он говорил, что не ужас смерти хотел передать, а торжественность последних минут перед казнью, все прекрасное, что раскрылось в душах простых людей, – мужество у осужденных, глубина скорби и нежность у их близких».

Картина была экспонирована на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до открытия выставки Репин писал П.М. Третьякову:

«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»

Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». «»Боярыню Морозову» я задумал еще раньше «Меншикова», сейчас же после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меншикова» начал».

Меншиков в Березове, 1883

«Суриковский «отдых» – картина «Меншиков в Березове» (1883) вызывает восхищение, – пишет Л.А. Большакова. – В русской живописи уже были созданы исторические полотна, воспроизводящие трагические события далекого прошлого, в центре которых стояла судьба выдающейся личности… Но ни у кого из них трагедия отдельной исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова».

М.В. Нестеров писал о картине: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало».

ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ 1883 ГОДА КАРТИНА БЫЛА ПРИОБРЕТЕНА ТРЕТЬЯКОВЫМ, И У СУРИКОВА ОКАЗАЛИСЬ СРЕДСТВА, ДОСТАТОЧНЫЕ ДЛЯ ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ.

Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами.

Он пишет на родину: «Да, колорит – великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, если он непосредственно, горячо передан с натуры».

Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку.

По возвращении из-за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. Художник рассказывал, как искал образ Морозовой: «Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет… Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где ее нашел… И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила».

Боярыня Морозова, 1887

Пленяющие русской красотой женские образы также взяты художником из жизни: «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, – все старообрядки с Преображенского».

Один из ведущих образов в картине – юродивый, олицетворяющий народные страдания. Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков. «Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает… В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал».

В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. «В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г.П. Перепелкина. – Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев». Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность».

В картине Морозова – центральный образ и по психологической нагрузке и по расположению на холсте. Но этот образ не противостоит многоликой народной массе, не поднимается над ней, а, скорее, связывается с толпой, организует ее.

В третьей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она [картина] сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».

Покорение Сибири Ермаком, 1895

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году.

В.И. Суриков. Степан Разин. 1906 г.

А. Жукова пишет: «…Хмурый на головном струге сидит Разин. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Пленный перс тоскует напротив атамана. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным; бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Но неясны пути крестьянской революции. Тяжкую думу думает атаман. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России?.. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».

НАД КАРТИНОЙ СУРИКОВ ПРОДОЛЖАЛ РАБОТАТЬ ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА ОНА БЫЛА ВЫСТАВЛЕНА НА ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ, – РАНО УТРОМ ВЗБИРАЛСЯ НА ЛЕСЕНКУ И ПЕРЕПИСЫВАЛ ФИГУРУ РАЗИНА.

Последняя большая картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1911–1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года. Картина эта не изображает какую-либо историческую личность, а является глубоким раздумьем художника об участи русской женщины, сияющая молодость которой обречена на прозябание в монастырском застенке. Для образа юной царевны художник взял портретное изображение внучки Н.П. Кончаловской.

Посещение царевной женского монастыря, 1912

Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».

Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве, 1888

ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Как-то перед самым открытием передвижной выставки Репин стал просить у Сурикова картину в Академию. Передвижники с Академией враждовали — и туда и сюда картины давать не полагалось. Суриков сидел на диване, а Репин над ним навис и все просил и просил. Суриков несколько разозлился:
— На колени!
Репин не постыдился и встал!
А Суриков расхохотался:
— Ну вот, хоть дышать можно. А картины — не дам! (информация не подтверждена)

¤¤¤

Крамской написал портрет Сурикова. Тот посмотрел:
— Ну как же так! Ни одного мазка. Все так гладко.
Суриков был сторонником свободной, размашистой живописи. Это считалось новым и революционным. А Крамской таких новшеств не одобрял.
— Хоть на лбу положите мазок!
Крамской усмехнулся:
— А где вы видели мазки на лице? Ну ладно, вот вам мазок! — и положил, действительно, один — на лоб.
После этого на полотне, с обратной стороны, появилась надпись: “Писал Крамской”, а под ней — “Исправлял Суриков”.

¤¤¤

Однажды Суриков покупал шляпу. Примерил — в самый раз. Тогда он снял ее и тщательно смял. У продавца глаза полезли на лоб. А Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся:
— А деньги?
Суриков поднял шляпу, почистил, напялил на голову, выдал деньги и заявил:
— Вот теперь — хороша, носить можно! Отличная шляпа, а не какие-то дамские складочки.
Смерть не люблю новых шляп!

Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

¤¤¤

Суриков знал толк в хорошей мебели. Когда фабрикант Морозов приобрел некий роскошнейший гарнитур, он зазвал художника полюбоваться. Сурикову гарнитур не понравился — безвкусный, весь разукрашенный. Морозов же не переставал восхищаться, и тогда Суриков к его ужасу вскочил ногами на диван, попрыгал на нем и поддакнул:
— Да-а-а, пружины добротные.

¤¤¤

Суриков был довольно неприхотлив в еде, то есть мог питаться любой простой пищей. Но в гостях предупреждал, что терпеть не может индейку. Причем, по эстетическим соображениям:
— Уж очень препротивно — такая некрасивая птица!

¤¤¤

Художник Игорь Грабарь привез к Сурикову одного коллекционера. Суриков встретил гостей радушно. Стал показывать этюды на продажу. Покупатель время от времени спрашивал о цене того или иного произведения и качал головой:
— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?
Цена была — 5000 рублей.
— Уступите, Василий Иванович, — просил Грабарь.
Суриков вздохнул: — И хотел бы, да имя не позволяет!

¤¤¤

Приехав поздно вечером в Мадрид, Суриков и Петр Кончаловский пожелали снять комнату. Была уже полная темень. Их везли на какой-то антикварной колымаге с фонарями, а уличный сторож по очереди открывал своим ключом двери домов. Тут же появлялись заспанные хозяева и показывали свободные комнаты. Русским все не нравилось, пока им не попался очень симпатичный испанец в живописном ярко-красном халате. Комната всем угодила. Но на всякий случай Суриков через Кончаловского осведомился у хозяина:
— Вы любите бой быков?
— Мучиссимо! — ответил тот, что по-испански означает: “Очень!”
— Мучительно? Ну надо же, какой добрый человек! — восхитился Суриков, не знавший по-испански ни слова. — Остаемся!

Севилья. Бой быков, 1910

Василий Иванович Суриков умер в Москве от склероза сердца 19 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

***

Замечательное кино:»Василий Суриков», снимали в далеком 1959 году. Пересматривал его дважды. Блестящая игра актеров, сюжет. Рекомендую для просмотра!

Классный час В.И. Суриков

Автор: Лавицкая Галина Александровна

Организация: ККСУиП

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающегося художника исторического жанра Василия Ивановича Сурикова.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для формирования у обучающихся интереса к жизни художника
  • Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за земляка.
  • Создать условия для развития чувства прекрасного. Полученные знания применять в жизни.

Наглядность:

Эпиграф «Богатство страны будет прирастать Сибирью», презентация, репродукции картин В.И. Сурикова, раздаточный материал для викторины.

Вступительное слово ведущего

Добрый день уважаемые обучающиеся и гости нашего классного часа!

Эпиграфом нашей встречи мы взяли слова великого русского ученого, химика, поэта, Михаила Васильевича Ломоносова «Богатство страны будет прирастать Сибирью».

Мы знаем многих людей прославивших сибирскую землю: писатель Виктор Петрович Астафьев, создатель и руководитель ансамбля «танца Сибири» Михаил Годенко, известный оперный певец Дмитрий Хворостовский, спортсмен Иван Ярыгин.

Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поближе познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося художника исторического жанра, нашего земляка — красноярца Василия Ивановича Сурикова.

Выступление библиографов.

Биограф 1.

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 января по новому стилю) 1848года в Красноярске.

«Род мой казачий, очень древний…, со всех сторон я природный казак. Итак, мое казачество более чем двухсотлетнее» — говорил Суриков.

Почти все ближайшие родственники художника по мужской линии были казачьими офицерами. Отец, Иван Васильевич, не увлекался военной карьерой и находился на гражданской службе. Он был натурой творческой: от природы музыкально одаренный, слыл одним из лучших певцов в Красноярске.

Мать, Прасковья Федоровна, считалась женщиной суровой, строго соблюдала обычаи. Она тоже была не лишена «художественности», — прекрасно вышивала, сама подбирала цвета, вязала кружева. Прасковья Федоровна происходила из старинного казачьего рода. «Мать моя из Торгошиных была. А Торгошины были торговыми казаками – извоз держали, чай с китайской границы возили от Иркутска до Томска, но торговлей не занимались. Жили по ту сторону Енисея – перед тайгой. Семья была богатая. Старый дом помню, двор мощеный был. Там сам воздух казался старинным. И иконы старые и костюмы ».

Биограф 2.

В суриковском доме с семьей Ивана Васильевича жили его дочь от первого брака, Елизавета, и неженатый брат Марк, казачий офицер. К моменту рождения художника у Суриковых была дочь Катя, а сам он, первый мальчик в семье, родился 12 января (24 января по новому стилю) 1848года. На восемь лет позже родился брат Саша. Еще трое детей умерли в младенчестве.

Почти все дети Суриковых появились на свет в крошечной спальне двухэтажного дома на улице Благовещенской. До сих пор дом стоит на своем месте, как живая память об ушедшем времени. Он построен в 1830 годах, взамен старого, родового, который вспоминался художнику уже в развалинах, а потом сгорел во время пожара. Дом возводился на средства деда тоже Василия Ивановича, служившего сотником в Туруханске, где он собирал ясак (натуральный налог) с местного населения. Поэтому Суриков говорил: «Дом наш соболями и рыбой строился».

Он и сейчас выглядит таким, каким бал в 19 веке: лиственный в своей основе, сверху обшитый тесом, — типичная для Сибири тех лет постройка. Окна первого этажа едва возвышаются над землей, со второго этажа во двор выходит терраса на деревянных столбах; парадный вход, ведущий сразу на второй этаж, предварен небольшим крыльцом под навесом.

Биограф 3.

В 1854 году Ивана Васильевича перевели на службу в село Сухой Бузим (ныне с. Сухобузимское). Суриков вспоминает о коротком Сухобузимском периоде своего детства, как о настоящем общении с природой: « В Бузиме мне вольно было жить. Страна была неведомая, степь немереная… Верхом я ездил с семи лет». Впечатления детских лет стали основой для всей творческой жизни художника. Он впитал «старинный воздух», навсегда запомнил мощеные дворы, удалые казачьи забавы и чудесную народную музыку, которая сопутствовала его детству и юности. В сундуках матери хранились русские старинные костюмы, а в подвале – оружие и казачьи мундиры еще «екатерининских времен». Да и в повседневности сохранялась традиционная русская одежда. Многие вещи из сундуков матери, потом послужили Василию Ивановичу в работе над картинами и портретами.

Восьмилетним мальчиком Сурикова привезли из Сухого Бузима в Красноярск учиться в уездном училище. Почти три года он прожил в доме своей тетки и крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Именно она поведала будущему художнику многие старинные предания, в том числе и о боярыне Морозовой.

В 1859году семья Суриковых возвратилась из Сухого Бузима в родной дом на Благовещенской после печального события – смерти Ивана Васильевича. Из-за недостатка средств, второй этаж стали сдавать квартирантам, а внизу поселилась суриковская семья.

Биограф 4.

Рисовать Суриков начал с самого раннего детства, много времени посвящая любимому занятию. Его учителями были сибирская природа и лубки «самые лучшие», деревянная резьба и иконы, « масляные картины» в домах родственников и иллюстрированные журналы, которые выписывались отцом и дядей, — все, что он мог видеть вокруг, впитывалось и осмысливалось эстетически.

Первым человеком, открывшим будущего художника основы изобразительного языка, был Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования в красноярском уездном училище. Будучи профессиональным художником, Гребнев сразу распознал в своем ученике талант. Он отдельно занимался с мальчиком, рассказывал ему об искусстве, брал с собой на этюды. Акварельная работа Сурикова «Плоты на Енисее 1862г«»

Николай Васильевич Гребнев нацелил своего ученика на поступление в Академию художеств, и эта мечта уже не оставляла юношу. Однако денег в семье не было не только на поездку в Петербург, но и на дальнейшее обучение в Сибири.

  • закончив с похвальным листом уездное училище, Василий вынужден был пойти работать в губернское управление писцом. Однажды, переписывая документ, он нарисовал на полях муху, да так живо и верно, что начальник канцелярии Замятин пытался смахнуть муху с полей, принимая ее за живую. Замятин заинтересовался проделкой, вызвал писца Сурикова, познакомился с ним и пригласил его давать уроки рисования своей дочери.
    Замятин позднее выхлопотал Сурикову разрешение учиться в Академии художеств в Петербурге. Но, разрешив молодому художнику учиться, министерство отказало ему в какой-либо материальной помощи, и, не имея денег на поездку, Василий Иванович еще долго оставался в Красноярске, переписывал бумаги.
    Один из крупных золотопромышленников Красноярска, Петр Иванович Кузнецов, заинтересовался судьбой молодого Сурикова. Он взял на себя все расходы на поездку Василия Ивановича в Петербург и даже назначил ему из своих средств, стипендию, пока Суриков будет учиться в Академии.
    68 дней длился путь от Красноярска до Петербурга. 19 февраля 1809 года приехал Суриков в Петербург и поселился на Владимирском проспекте, в гостинице «Родина». Исполнился ему тогда двадцать один год.

Биограф 5.

В мае 1869 года Суриков держал экзамен в Академию, но провалился «на гипсе». Это его не смутило. Суриков поступает в рисовальную школу. В течение лета преодолевает все гипсовые преграды.

Осенью Василий Иванович сдал экзамен и был принят в Академию. Любимым профессором Сурикова был Павел Иванович Чистяков. У него учились тогда многие талантливые живописцы. Чистяков любил беседовать с учениками об искусстве, помогал им и всегда был окружен вниманием и любовью студентов. Он учил их правильно угадывать соотношение цветов в живописи и требовал от них, чтобы они, учась у великих мастеров, все же всегда обращались к природе и натуре, ища своих собственных путей и в самих себе находя опору. Он учил молодых художников задавать себе задачи и решать их, а не рисовать бездумно, что перед глазами. Он заставлял их думать. «Рисовать – это значит соображать», – говорил Чистяков.
В течение1871-1873 годов он прошел натуральный класс и получил за свои работы серебряные медали. Одна из этих работ

«Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Петербурге»

Еще будучи в Академии, Суриков женился на внучке декабриста Свистунова , Елизавете Августовне Шаре. У них родились две дочери Ольга и Лена.

В 1874 году Суриков окончил академию с золотой медалью. Но сырой климат Петербурга плохо действовал на легкие Василия Ивановича, и пришлось ему поехать в минусинские степи, на лечение кумысом. В Сибири Суриков выздоровел, окреп и снова уехал, но уже не в Петербург, а в Москву.
 

ИСКУСТВОВЕД 1.

Утро стрелецкой казни, 1878–1881

Москва с ее старыми площадями и памятниками, с древними стенами Кремля и монастырей сразу понравилась Василию Ивановичу. Особенно поразил его храм Василия Блаженного своими неповторимыми формами и причудливой расцветкой.

Три года работал Суриков над этой картиной, детально изучая покрой одежды, форму обуви, цвета и рисунки тканей петровского времени.
Суриков изображает в картине не саму казнь, а приготовление к ней. Но это ожидание смерти, пожалуй, гораздо тяжелее, чем сама смерть. Стрельцы каждый по-своему встречают свой смертный час: одни – в отчаянии и страхе, другие – отупев от страдания, третьи принимают ее как неизбежность: истово, по русскому обычаю, прощаются со своими близкими и со всем народом. «Утро стрелецкой казни» – картина, раскрывающая историческую эпоху. Она принесла известность художнику.

ИСКУСТВОВЕД 2.

Меньшиков в Березове 1883

Вторая большая работа Сурикова – «Меньшиков в Березове» Меньшиков – главная фигура картины. Равнодушное оцепенение сына, машинально перебирающего завитки подсвечника, грустные глаза старшей дочки, сидящей у ног отца, пышные складки богатого платья младшей дочери, читающей от нечего делать евангелие у стола, и украшенная богатым перстнем рука некогда всемогущего Меньшикова, в бессильной ярости сжатая в кулак, – все это великолепно передает трагедию опальной семьи. Они выброшены из жизни, но физическое их существование продолжается. У всех четверых жажда прежнего и нежелание примириться с тем, что вокруг. А вокруг законченные, неприветливые стены сруба, обледенелое слюдяное оконце, за которым бушует сибирская вьюга, и неизбежность, «судьба», которая для этих людей, веровавших в бога, олицетворялась в мерцающем огоньке лампады да в суровых, темных ликах икон.

ИСКУСТВОВЕД 3.

Боярыня Морозова, 1881–1887

Картину «Боярыня Морозова» Суриков задумал еще в 1881 году, но закончил ее только в 1887-м. Сюжет этой картины построен на событиях, происходивших в царствование Алексея Михайловича. Она показывает один из эпизодов борьбы сторонников патриарха Никона с раскольниками. Ярой, защитницей «старой веры» была знатная боярыня Евдокия Морозова и ее сестра, княгиня Урусова. Обе подверглись жестоким преследованиям.
Очень сильно и верно передано в картине ощущение движения. Кажется, слышишь скрип полозьев от уходящих вглубь розвальней, за которыми в рыхлом снегу остается глубокий след. Замечательно выражено художником чувство живой природы: влажный зимний воздух, снег на крышах теремов, пар от дыхания. А люди!
Василий Иванович всегда искал образы для своих картин в живой толпе. И потому все лица характерны и выразительны. Очень долго не мог он найти боярыню. Он так говорил: «Сколько времени я это лицо искал! Все мелко было, в толпе терялось, я ведь толпу-то раньше написал, а ее после». Наконец на староверском кладбище нашлась одна приехавшая с Урала начетчица. Начетчицы читали молитвы по заказу молящихся. Вот она-то и подошла художнику для боярыни. За два часа Василий Иванович написал с нее этюд, и, «как вставил в картину – она всех победила».

ИСКУСТВОВЕД 4.

Взятие снежного городка, 1891

Через год после окончания «Боярыни Морозовой» Сурикова постигло большое горе: умерла его жена, Елизавета Августовна. Казалось, все кончилось для него с этой потерей. Он впал в такое безнадежное отчаяние, что и работу совсем забросил: каждый день ходил на Ваганьковское кладбище и сидел у могилы, заливаясь слезами.
Только поездка в Сибирь, на родину, исцелила его и вернула ему творческие силы. В 1891 году Суриков пишет в Красноярске полную задора, жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».

В картине этой вся русская удаль и молодечество. В центре всадник. Конь под ним рассекает снежный вал. Конь боится, храпит. А кругом мальчишки и взрослые люди, охочие до всякого зрелища, до всякой молодецкой игры. Они хлещут коня хворостинами и улюлюкают, кто погоняя, кто отпугивая. Чуден снежный пейзаж с весенними далями и с таким чистым воздухом, что кажется, слышишь и звонкие голоса, и смех.

ИСКУСТВОВЕД 5.

Покорение Сибири Ермаком, 1895

Вслед за «Взятием снежного городка», находившись по сибирской земле, надышавшись таежным воздухом, начал Суриков одну из самых крупных своих работ – «Покорение Сибири Ермаком». Этой картине отдал Василий Иванович огромные творческие силы.
Он разъезжал но Сибири, жил среди минусинских татар, остяков, изучал природу, рисовал множество эскизов на Иртыше, в Тобольске, жил в казачьих станицах. Потом поехал на Дон, изучал казачье оружие, одежду, искал типичные лица. Затем снова Сибирь, Иртыш, лодки, снова Тобольск, разговоры с сибиряками, казачьи легенды, поездки на лошадях в татарские селения и снова эпизоды, наброски, эскизы…
И вот к 1895 году картина была закончена. Писал ее Василий Иванович в Москве. По величине задуманного полотна пришлось снять ему под мастерскую один из залов Исторического музея, которые тогда пустовали.

«Переход Суворова через Альпы»,1899

Эту вещь написал Василий Иванович в 1899 году, и для работы над ней пришлось ему попутешествовать по Швейцарии в поисках горного пейзажа. В Москву он привез много этюдов и зарисовок с горными склонами и снежными обрывами. Теперь уже надо было изучать одежду и типы солдат восемнадцатого века, надо было проникнуться героизмом суворовских «чудо-богатырей». Надо было воссоздать и образ «самого полководца» со всем его обаянием, с его юношеской горячностью и непоколебимой верой в простого русского человека. Вся картина скомпонована на большом холсте в «высоту», а не в «ширину». И не случайно! Это как раз дает возможность показать страшную кручу, которую преодолевают суворовские солдаты. Они катятся сплошной лавиной вместе с пушками, и лица их написаны необыкновенно выразительно: с одной стороны под ногами пропасть, и солдаты глядят туда с нескрываемым ужасом, с другой стороны – на коне любимый полководец Суворов, который делит с ними все трудности и лишения солдатской жизни. Ему нельзя не верить, и они отвечают на каждый его призыв готовностью служить Родине.
Викторина

Ведущий

Сейчас, я предлагаю проверить насколько хорошо вам запомнилась жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова, ответить на вопросы викторины

Задание1

Вопросы викторины

  1. Дата рождения В.И Сурикова (24 января 1848г)
  2. Откуда берет начало род Суриковых (казачество)
  3. Имя матери художника (Прасковья Федоровна)
  4. Первый учитель рисования (Гребнев)
  5. Какой случай помог художнику попасть на учебу в Академию (нарисовал муху на бумаге)
  6. Название первой акварельной работы Сурикова (плоты на Енисее)
  7. К художникам какого жанра можно отнести творчество Сурикова (художник исторического жанра)
  8. Фамилия мецената В.И.Сурикова (П.И.Кузнецов)
  9. Картина принесшая славу художнику (Утро стрелецкой казни)
  10. Самая веселая картина Сурикова (Взятие снежного городка)

Задание 2 (угадай картину)

Сейчас, я предлагаю разделиться на две команды. От каждой команды по очереди выходит один игрок, встаёт спиной к доске. На доске проецируется репродукция картины, другие члены команды должны словесно или наглядно описать то, что находится у него за спиной так, чтобы он смог угадать картину.

«Боярыня Морозова»

«Переход Суворова через Альпы»

«Меньшиков в Березове»

«Взятие снежного городка»

Задание 3

За 5 минут вам необходимо из кусочков репродукции собрать картину художника каждой команде отдельно, а из лишних фрагментов одну общую.

Подведение итогов классного часа

Суриков – мастер русской исторической картины. Искусство Василия Ивановича Сурикова одна из вершин русской живописи. Для него характерна самая глубокая духовная связь со своей родиной – Сибирью, которая во многом определила уникальное своеобразие таланта.

Используемая литература:

Волошин М.А. «В.И.Суриков: Материалы для биографии» // Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989 г.

Из собрания государственной Третьяковской галереи // автор – составитель Л.А. Большакова. Москва « Изобразительное искусство», 1985 г.

Кончаловская Н.П. «Дар бесценный» Красноярское книжное издательство, 1978 г.

http://www.peoples.ru/art/painter/surikov/index.html http://region.krasu.ru http://www.narodinfo.ru/articles/43034.html http://gallery.lariel.ru/inc/ui/painter.php?id=52 Журнал «Художественная галерея» № 52 http://www.mad-love.ru/hudozh.php?item=610 http://www.mad-love.ru/hudozh.php?grp=11&page=1 http://artsurikov.ru/kartina/1.php

cсылка на страницу«Творчество Сурикова» http://900igr.net/prezentatsii/izo/Tvorchestvo-Surikova/Tvorchestvo-Surikova.html

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 2,5 МБ

  2. file0.docx.. 36,2 КБ

Опубликовано: 16.10.2020

изучение творчества В.И. Сурикова через игру в разных видах познавательной и художественной деятельности.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «КРОЛИК – СИМВОЛ 2023 ГОДА»


Конкурсы

992 работы

Международный поэтический конкурс «ПОЭЗИЯ – МУЗЫКА ДУШИ»


Конкурсы

71 работа

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «БЕЗОПАСНАЯ ЗИМА»


Олимпиады

99 работ

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «БЕЗОПАСНАЯ ЗИМА
»

05 Декабря – 05 Марта


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по изо для дошкольников «Про маленькую капельку»
    ИЗО


  • Планирование по изо для «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»»
    ИЗО


  • Разное по изо для дошкольников «Формирование эколого – эстетического воспитания у детей через знакомство с пейзажной живописью»
    ИЗО


  • Уроки по изо для 5 класса ««Портрет. Виды портретов. Художники-портретисты»»
    ИЗО


  • Планирование по изо для 4 класса «Рабочая программа по изобразительному искусству»
    ИЗО

Дорофеева Елена Сергеевна

педагог- организатор МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

Голованова Людмила Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

Филимоненко Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

Василевич Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

«Наследники великого творца»

сценарий открытого мероприятия

посвященного 172-ой годовщине со Дня рождения В. И. Сурикова.

Цели и задачи:

— вовлечение семей в культурно-досуговую деятельность,

— расширение знаний о творчестве и жизни художника В. И. Сурикова,

— стимулирование интереса к выдающимся людям Красноярского края.

Материал и оборудование на станциях

Станция «Прекрасный рисовальщик»- репродукция портрета В. И. Сурикова, краски, бумага для акварели, трафареты портрета, губки.

Станция «Собери картину» — стол, пазлы картин В. И. Сурикова.

Станция «Мой Суриков» — изображение портрета В. И. Сурикова – 50 шт., клей ПВА, пластилин, рис, гречка, рожки, разноцветная бумага, журналы, ножницы, клей карандаш.

Станция «Взятие снежного городка» — стол, соленое тесто, картон, репродукция картины «Взятие снежного городка».

Станция «Снежные забавы» — бутафорские снежки, корзины.

Станция «Близ опрос» — вопросы, напечатанные варианты ответов, листочки, ручки.

Маршрутные листы для каждой команды.

Сладкие подарки и медали для каждого участника команды.

Правила проведения мероприятия

Все участники собираются в актовом зале для ознакомления с правилами проведения мероприятия. В холле учреждения оформляются станции. Время на каждую станцию 10 минут, 1 минута на переход с одной станции на другую. Семья – это команда, которая принимает участие в мероприятии, количество участников в команде не ограниченно. Командам раздаются маршрутные листы. На станции по выполнению задания команды получают жетоны, которые крепятся к маршрутному листу. По прохождении всех станций команды отправляются в пункт выдачи призов, где меняют свои маршрутные листы на подарки и медали.

Сценарий мероприятия

Ведущая. Добрый день, дорогие друзья. С 24 декабря 2019 по 26 января 2020 года в Красноярске проходит XIV Зимний суриковский фестиваль искусств, посвященный 172 – ой годовщине со Дня рождения Василия Ивановича Сурикова.

Суриковвырос на красноярской земле на берегах Енисея, где сформировался могучий талант живописца. Василий Иванович, занимает особое место в истории российской живописи в ряду великих художников 19 века.

Суриков считается мастером, рисующим в жанре исторических полотен. Его называют гениальным ясновидцем ушедших эпох, обладавшим редчайшим даром прозрения, умевшего в своих грандиозных трагедиях установить таинственную связь между днем нынешним и ушедшим в вечность

Сегодня вы познакомитесь с его знаменитыми картинами, узнаете о его жизни, а так же сможете проявить себя в творческих заданиях. Каждая семья – это команда, которая получит свой маршрутный лист, с указанием станций и последовательностью их прохождения, по выполнению задания, на каждой станции выдаются жетоны.

Собрав все 6 жетонов, вы отправитесь в пункт выдачи призов. Все станции расположены в холе учреждения.

Я желаю всем командам удачи! И объявляю наше мероприятие открытым!

Музыка. Команды расходятся на прохождение станций.

Краткое описание работы станций

Станция«Прекрасный рисовальщик»

На данной станции педагог предлагает нарисовать портрет Василия Ивановича Сурикова используя трафареты.

Станция «Блиц опрос»

Педагог зачитывает вопрос (приложение 5), и показывает карточку с вариантами ответа. Команда записывает на листочке вариант ответа, который считает правильным. Если участники отвечают не на все вопросы правильно, то им дополнительно задаются вопросы, которые не имеют вариантов ответа.

Станция «Взятие снежного городка»

Участники воссоздают фрагмент картины «Взятие снежного городка» в технике тестапластика.

Станция«Собери картину»

Участникам команды предлагается собрать пазлы, на которых изображены репродукции картин Василия Ивановича Сурикова.

Станция «Снежные забавы»

Задача каждого участника команды на данной станции попасть «снежком» в корзину, первый раз участники пробуют попасть стоя лицом к корзине, затем дистанция между участником и корзиной сокращается, и участник пробует попасть в цель, стоя спиной к корзине, каждому участнику дается по 3 попытки в двух вариациях.

Станция «Мой В. И. Суриков»

Участники команд создают образ В. И. Сурикова, используя различные материалы и техники, приклеивая цветные рожки, рис, гречку, используя бумажную аппликацию, пластилин.

Приложение 1

Название станций

«Снежные забавы»

«Собери картину»

«Мой Суриков»

«Взятие снежного городка»

«Близ опрос»

«Прекрасный рисовальщик»

Приложение 2

Маршрутный лист

Приложение 3

Станция «Мой Суриков»

Приложение 4

Образец медали для награждения

Приложение 5

Станция «Блиц опрос»

Вопрос 1. Назовите год рождения художника Сурикова?

(1852, 1948, 1848, 1812.)

Вопрос 2. Какой из этих городов является родным городом Сурикова? Где он родился?

(Томск, Омск, Канск, Красноярск.)

Вопрос 3. В каком жанре работал В.И. Суриков: Батальном, Бытовом, Историческом, Анималистическом?

Вопрос 4. Совет Московской художественной академии в 1895 году присудил Сурикову звание. Какое?

(профессор, доктор, академик, кандидат)

Вопрос 5. Как Суриков добрался до Петербурга? (На первом поезде новой железной дороги, По-казачьи: верхом на коне, с рыбным обозом: сидя на осетре.)

Вопрос 6. Любимое лакомство Сурикова? (пудинг, торт, баранка, сушеная черемуха)

Вопрос 7. Какую знаменитую картину Суриков написал в Красноярске?

(«Взятие снежного городка», «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком»)

Вопрос 8. В каком году был снят историко-биографический фильм «Василий Суриков»?

(2002,1959, 2020,2000 )

Вопрос 9. Что сейчас находится в доме, в котором родился В. И. Суриков? (1983)

(музей-усадьба, музей, дом-музей)

Вопрос 11. Что такое эскиз?

Ответ. Предварительный набросок к рисунку, картине.

Вопрос 12. Как называется вид изобразительного искусства, суть которого состоит в создании художественных произведений с помощью красок?

Ответ. Живопись

Вопрос 13. К столетию со дня рождения В. И. Сурикова, в его доме был открыт дом-музей, назовите год?

Ответ.В 1948 году.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/399791-nasledniki-velikogo-tvorca

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фольклорный праздник рождественские колядки
  • Сценарий художественного фильма образец
  • Сценарий фольклорный праздник покровский хоровод
  • Сценарий фольклорный праздник на завалинке
  • Сценарий фольклорного праздника веснянки