Сценарий игровой программы музыкальная шкатулка

Цель:Расширение знаний обучающихся в области музыкальной культуры средствами игровых технологий.Задачи: 1. Создание условий для развития музыкальных творческих способностей.2. Повышение мотивации

Музыкальное  развлечение  «Музыкальная шкатулка»

Цель: Расширение знаний обучающихся в области музыкальной культуры средствами игровых технологий.Задачи: 
1. Создание условий для развития музыкальных творческих способностей.
2. Повышение мотивации к обучению, развитие любознательности.
3.Создание условий для коллективного творчества.
Реквизит: шкатулка, музыкальные инструменты, ширма для игры  , мяч.

Ход игры.

На фоне веселой музыки на сцену выходит ведущяя со шкатулкой в руках.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на игровой познавательной программе «Музыкальная шкатулка». Скажите, что вы сейчас видите у меня в руках? 
Дети отвечают. 
Шкатулочка, шкатулка для всяких разных штук.
Она и не коробка, тем более не сундук.
Наверно, что-то важное в шкатулочке лежит,
Не зря же прячет бабушка шкатулку и ворчит.
А может быть, там гномики живут давным — давно,
А может быть там плотники и рубят к нам окно,
А вдруг волшебный замок там и танцы при свечах,
И кавалеры с дамами туфлями стучат. 
А может музыкант в шкатулочке сидит,
И на волшебный мир сквозь щелочку глядит.
Втащил туда рояль, баян и саксофон,
И сочиняет музыку и ноты пишет он.
Шкатулочка, шкатулка сегодня нам нужна.
Итак, друзья, внимание начинается игра. 
Ребята, музыкальная шкатулка приготовила нам очень много интересных заданий и сюрпризов. Давайте поиграем? Итак внимание, я открываю шкатулку и достаю первое задание. 
Ведущая достает знак вопроса. 
1. Объявляется конкурс Музыкальные загадки. 
В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут ее? 
Гармонь.

Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? 

Балалайка 

Со мной в поход легко идти, 
Со мною весело в пути, 
И я крикун, и я буян, 
Я звонкий, круглый… 

Барабан 
стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня? … 
Рояль 

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… 

Скрипка 

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят, поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала, щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть, ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется, скажите, как она зовется? 

Гитара
Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте посмотрим, что же еще нам приготовила шкатулка. 
Ведущая достает из шкатулки листок с изображением баяна.
2.Музыкальные инструменты  
Ребята, а вы знаете, что все музыкальные инструменты имеют голоса. Давайте их послушаем. 
Ведущая дает послушать звуки разных музыкальных инструментов, по очереди их называет. 
Во втором задание вы должны угадать голоса музыкальных инструментов. Итак вопрос. Какой инструмент звучит?
Звучат инструменты: гармонь, балалайка, барабан, рояль, скрипка, гитара. Участники отгадывают инструменты.
Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте посмотрим, что нам еще приготовила шкатулка. 
3. Следующий конкурс называется «Угадай мелодию». 
Сейчас прозвучат песни из разных мультфильмов и кинофильмов, а вы должны правильного их назвать.
1. «Бабки ежки», из мультфильма «Летучий корабль»;
2. Мультфильм «Бюро находок»;
3. Мультфильм «Возвращение блудного попугая»;
4. Мультфильм «Маша и медведь»;
5. Мультфильм «Алеша Попович и Тугарин змей»;
6. Мультфильм «Чип и Дейл спешат на помощь».
И опять вы успешно справились с заданием, молодцы. Давайте снова заглянем в нашу музыкальную шкатулку. 
Ведущая достает из шкатулки нарисованный мяч.
4. Музыкальный мяч. 
Следующая игра называется «Музыкальный мяч». Под веселую музыку вы передаете мяч по кругу. Когда останавливается музыка, у того у кого оказался мяч в руках выходят в середину круга и ждет задание. 
Учащиеся отгадывают задания ведущей.

1. Как называется танец который сейчас прозвучит? 

(Вальс)
2. Спойте две строчки своей любимой песни.
3. Спляшите барыню.
4. Назовите русских композиторов.
7. «Сюрприз» Что-то наша шкатулка заскучала. Может быть там есть еще один сюрприз? Ведущий достает из шкатулки конфеты. Вот так сюрприз, я думаю, ребята его заработали. Все загадки отгадали, шкатулку да и меня порадовали. Ведущая раздает конфеты 
Всем нам поднимает настроение,
Музыка хорошая всегда.
Встречи с нею ждем мы с нетерпением,
Нам как воздух, музыка нужна.
Наша музыкальная игра подошла к концу. До свидания, до новых встреч.

   BACK247                                             Познавательно
— развлекательная программа

                             
«Музыкальная шкатулка»                                                                                                                                               

                     Цели:

расширить
представления о музыкальных инструментах, песнях, композиторах;


способствовать формированию духовной культуры воспитанников;

расширить область
знаний подростков по музыке, показать неразрывную связь музыки с литературой;


способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к
сопернику.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы с вами вместе
отправимся на встречу с музыкой. Музыка… Великое, неувядающее искусство. Она
сопровождает нас с рождения и до конца дней. О появлении музыки в жизни людей
сложено много легенд и сказаний. Они повествуют о том, что покоряет она не
только людей, но и неподвластные силы природы. Музыка способна сделать то, что
не сделают ни грозное оружие, ни грубая сила, ни устрашающие речи.

Ведущий 1: Откуда пришла к нам музыка? Говорят, что
её подсказали человеку птицы, ветер, весенняя капель.

Откуда
музыка явилась?

Быть
может, капелькой дождя

Она
на землю опустилась.

Сверкая,
прыгая, звеня?

У
каждого народа есть легенда о том, как появилась музыка. Древние греки верили,
что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались девять
прекрасных девушек – дочерей бога Зевса. Их звали музами – богинями пения.

Ведущий 2: Встав в круг, музы танцевали и пели под
звуки золотой кифары, на которой играл бог Аполлон, предводитель муз. Голоса
девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала
сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, боги милостивей.

Ведущий 1: Народ создал много легенд о волшебной
силе музыки. Помните историю о чудесной флейте Крысолова, который с помощью
своей искусной игры смог победить огромное крысиное воинство. Повинуясь
чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом на берег моря. Ни
на мгновенье не прекращая играть, чтобы околдованные музыкой крысы не успели
опомниться, музыкант вошел в воду. Длиннохвостое полчище покорно последовало за
ним и сгинуло в пучине.

Ведущий 2:
А я хочу напомнить былину о новгородском герое Садко, покорившем своей игрой на
гуслях самого морского царя.

Древние философы утверждали, что музыка – это
величайшая сила. Она может заставить любить и ненавидеть, убивать и прощать. В
звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка способна управлять
действиями и чувствами людей. Она способна потрясти, растревожить, успокоить,
заставить радоваться и горевать.

Ведущий
1:

Итак, добро пожаловать на игру “Музыкальная шкатулка”!

По правилам нам нужна команда «Знатоков», от каждой
группы на игру пригласили по два человека. Остальные выступают в роли
«телезрителей».

Попрошу команду «Знатоков» занять своё место на
воображаемой сцене.

(Ждём, пока все члены команды рассядутся,
все успокоятся)

Игра состоит из 7-ми туров. Вопросы озвучивают ведущие,
вы должны встать и громко произнести ответ. Если ответ отсутствует, то мы
готовы услышать зрителей.

Ведущий 2: Начнём с истории.
Помните свой
первый барабан или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно
было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при
определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты — это первый шаг в мир настоящей
музыки.

Ведущий 1:
В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты
подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые.
Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но
уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит,
тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно
отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали
прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней
Греции.

Ведущий 2: Духовые.

-Как вы думаете, почему их так назвали? (В
духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха,
заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он
издает) Духовые делятся на две группы: деревянные и медные.   
(Слайд 2)

Деревянные —
флейта, кларнет, гобой, фагот.

Медные —
труба, валторна, тромбон, туба. Позднее появился саксофон — король джаза.

Ведущий 1: Струнные 

Тетиву лука можно считать прообразом
струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук
здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать
над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и
хорошо знакомая нам гитара.

Ведущий 2: Струнная
группа
делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты.
К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и
огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по
натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает
струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые
инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. 

А вот контрабас — смычковый или
щипковый инструмент?
 

Формально он относится к смычковым, но
часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Ведущий 1: Клавишные 

Если пальцы, ударяющие по струнам,
заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш,
получатся клавишные инструменты. Первые клавишные — клавикорды и
клавесины
 — появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но
очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано —
инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо
(пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного «пианино».

Ведущий 2: Старший брат пианино
— да что там брат — король! — так и называется: рояль. Это уже
инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой — и
один из самых древних! — музыкальных инструментов: орган. Это уже не
ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент:
не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему
трубок.

Ведущий 1: Ударные 

Древнейшими музыкальными инструментами
были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой.
Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен) или сам корпус
инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и
гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты:
литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию.

Ведущий 2: Язычковые 

А можно ли еще как-то извлекать звук?
Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй
оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок —
основу язычковых инструментов. К язычковым относятся гармони, баяны,
аккордеоны
 и их миниатюрная модель — губная гармоника.

1 тур «Музыкальные
загадки»   
(Слайд 3)

Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень» (балалайка)

Знайте они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
звонко ударить потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
Назовите инструмент (тарелки)

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки. (ложки)

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (гармошка)

Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.

Инструмент зовут (металлофон)

То гремит он словно гром,
То вдруг льется  ручейком! (бубен)

Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то громко плачет. (баян)

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Вдруг стихло все: кто угадает? (скрипка)

Это что за инструмент?
Ясно музыка звучала,
В черный фрак всегда одет,
пуговицы из металла.
Есть на нем утиный клюв,
может птицей прокричать.
Но запомни: не подув,
музыку нельзя сыграть!
Голос чистый, голос ясный,
ты запомнил или нет? (кларнет)

Три медных подруги — три лучших подруги.
В оркестре они помогают друг другу.
Играют подруги то громко, то тихо,
Их медные платья закручены лихо. (валторна)

Смычком по струнам проведу
и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
по-разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко,
то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поет
и сразу за душу берет.
(Не контрабас, и не свирель это)
                                                    (виолончель)

В руки ты его берешь,
то растянешь, то сожмешь,
Если это повторять,
начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды,
чтобы петь на все лады.
(Не рояль, не тромбон)

                                            (аккордеон)

Звенят серебряные струны
как будто струйки водяные,
И на волнах качая шхуны,
резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую —
все струны нам изображают.
Все звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
А звуки нежны, струны тонки. (арфа)

У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат.
Смычок коснется струн сейчас,
И мы густой услышим бас. (контрабас)

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит
Он в джазе самый первый,
Серебристый, чистый звук.

Инструмент зовут (саксофон)

Есть у меня колёсики, есть у меня педали,

Но сколь б вы на них не жали, не тронусь с места я.

А в мировые дали я музыкой вас уведу. (фортепиано)

Ведущий 1: Жанры музыки    (Слайд  4)

В переводе с французского языка слово жанр означает
тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои
отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что
такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что, если на картине
изображён человек, эта картина называется? (правильно-портретом)

Ведущий
2:
Если на полотне изображена природа?
(верно- это пейзаж). Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет,
пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман,
рассказ, очерк.

Ведущий
1:
В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с
трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и
композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся
музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности
и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как
искусство.

Ведущий
2:
Кто из нас задумывался, когда слушал
мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что
исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с
нами — песня, танец и марш.

Ведущий 1: Песня

Рождение песни издавна было связано с
жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня, как рыдание
или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и
многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки.

Ведущий 2: Танец 
одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном
движении люди стремились передать свои чувства настроения и мысли. Так
появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого
праздника. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных
церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа
сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему
музыкой. 

Ведущий 1: Марш. Французское
слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в
чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются
друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере – на
две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.

                           2 тур
«Три кита»

1. «Свадебный марш» Мендельсона.

2. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой
ласковый и нежный зверь».

3. В. Моцарт. «Колыбельная».

4. М. Глинка. «Полька».

5. П. Чайковский. «Марш деревянных
солдатиков».

                       3
тур «Назови героя и мультфильм»
 (Слайд  5)

1.    «Человек собаке
друг» сл. М.Либин, муз. В.Комаров («Бобик в гостях у Барбоса»)

2.    «А всё чаще
замечаю…» сл. Э.Успенский, муз. Е.Крылатов (Кот из «Простоквашино»)

3.    «Ведь я не боюсь
никого, ничего» сл. Ю.Энтин, муз. Г.Гладков (Трубадур «Бременские музыканты»)

4.    «Это ж надо
влюбиться в царскую дочь» сл. Ю.Энтин, муз. М.Дунаевский (Иван «Летучий
корабль»)

5.    «В каждом
маленьком ребёнке» сл. Г.Остер, муз. М.Меерович (Осторожно, обезьянки»)

6.    «Хорошо бродить по
свету» сл. В.Шульжик, муз. В.Львовский (Поросёнок «Неуловимый Фунтик»)

7.    «По синему морю» сл.
Д.Непомнящий, муз. В.Шаинский («Мама для мамонтёнка»)

8.    «Айсберг» сл.
Л.Козлова, муз. И.Николаев (Заяц «Ну, погоди!»)

9.    «А я не хочу по
расчёту» сл. Ю.Энтин, муз. М.Дунаевский (Забава «Летучий корабль»)

10.                     
«Песня
Василисы» сл. А.Боярский, муз. М.Чертищев (Василиса «Иван царевич и Серый
волк»)

Ведущий 2: Первоначальное
название саксофона — мундштучный офиклеид. Именно таким словосочетанием
окрестил его изобретатель Адольф Сакс. Саксофоном же данный музыкальный
инструмент назвал композитор Берлиоз (хороший друг Адольфа) спустя пару лет
после его появления. Это название короче, логичнее и проще, поэтому именно оно
и прижилось.

Ведущий 1: Современное
название сборников песен — альбомы — своими корнями уходит во времена
первых пластинок, которые были настолько толстыми, что умещали на одной своей
стороне всего несколько минут музыки, из-за чего целые концерты приходилось
продавать на нескольких пластинках. Пластинки эти для лучшей сохранности
помещались в специальные альбомы, чем-то напоминающие современные фотоальбомы.
Времена изменились, сегодня на один носитель можно записать сразу несколько
концертов, но название уже никто не стал менять.

Ведущий
2:

Классическую семиструнную гитару в нашей стране нередко называют цыганской. Во
всем же мире ее второе название — «русская» гитара. Дословный перевод
названия инструмента «фортепиано» звучит как «громко и тихо».

                            4
тур «Музыкальные слова»  
(Слайд  6)

Ведущий 1: Для участия в
этом туре вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму:
до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с
животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого
есть нота «ре».

(Черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого
есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях
которых есть нота «си».

(Синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях
которых есть нота «до».

(Удод, подорожник)

5. Назовите птицу, в названии которой есть
нота «фа» (фазан, дрофа)

6. Птица, в названии которой нота «ми».
(фламинго)

7. Трепетное животное, в названии
присутствует нота «ля». (косуля)

8. В названии какой птицы поселилась нота
«ля»? (цапЛЯ)

9.Растения, в которых спрятались ноты:

«до» — помиДОр

«ре» — РЕдис, пеРЕц

«ми» — жасМИн, Мимоза. МИндаль

«фа» — ФАсоль

«соль» — фаСОЛЬ

«ля» — земЛЯника

«си» — ваСИлёк

                               
 5 тур «Угадай фильм»  
(Слайд 7)

1.    «Весь покрытый
зеленью, абсолютно весь» сл. Л.Дербенев, муз. А.Зацепин («Бриллиантовая рука»)

2.    «Маруся» сл. Л.Дербенёв,
муз. А.Зацепин («Иван Васильевич меняет профессию»)

3.    «Постой паровоз,
не стучите колёса» сл. Народ., муз. А.Зацепин («Операция «Ы» и другие
приключения Шурика)

4.    «Где- то на белом
свете» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Кавказская пленница»)

5.    «В юном месяце
апреле»
Сл. Ю. Энтин, Муз. Е. Крылатов («Приключения
Электроника»)

6.    «Леди Совершенство»
сл. Н.Олев, муз. М.Дунаевский («Мэри Поппинс, до свиданья!»)

7.    «Разговор со
счастьем» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Иван Васильевич меняет профессию»)

8.    «Какое небо
голубое»
сл.
Б.Окуджава, муз. А.Рыбников
(«Приключения Буратино»)

9.    «Если б я был
султан» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Кавказская пленница»)

10.                     
«Три
белых коня» сл. Л.Дербенёв, муз. Е.Крылатов («Чародеи»)

Ведущий 1: В Японии и Южной
Корее есть музыкальные дороги с бороздками разной глубины и разным удалением
друг от друга. Проезжая по этим бороздкам на определенной скорости, колеса
машины вибрируют, что в салоне воспринимается не как вибрация, а как музыка,
причем не хаотическая, а настоящая мелодия.

Ведущий 2: Для чего нужны
такие дороги? В Японии ими привлекают туристов, в Южной Корее они являются
одним из лучших способов не дать водителям уснуть на особо длинных и монотонных
шоссе.

               6 тур «Мир
песнями раскрасим и цветами»

1. Песня про туман необычного цвета («Сиреневый
туман»)

2. В какой цвет ребенок выкрасил небо,
море, зелень, верблюда и даже маму («Оранжевое песня»)

3. Какой цвет окраса обрек кота на
невеселую жизнь в этой веселой песне? («Черный кот»)

4. В этой песне лист очень кудрявого
дерева именно зелёного цвета, а сам герой влюблен и смущен? («Клён
кудрявый»)

5. А в какой песне все очень ярко окрашено
в этот цвет и иней, и небо, и звезда? («Синий иней»)

6. Песня о птице, которая вьётся и жаждет
добычи. «Черный ворон»)

7.Песня про тюльпаны цвета запоздалой
утренней звезды, которые не предвещали героине ничего хорошего («Жёлтые
тюльпаны»)

8.  Песня о цветах, которые несет герой
своей однокласснице Светке на день рождение («Розовые розы»)

9. За редкой птицей какого цвета гоняются
охотники за удачей? («Синяя птица»)

10. Луна, какого цвета особенно любила
героя этой песни? («Голубая луна»)

Ведущий 1: Аккордеон является
разновидностью гармоники. Изобретен в Берлине в 1822 г. С одной стороны у этого
инструмента находятся клавиши, как у пианино.

Ведущий 2: Валторна — дословный
перевод названия этого медного духового инструмента — лесной рог. Предком
инструмента был охотничий рог, в который трубили. Для того, чтобы звук был
слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно,
его приспособились «скручивать». В 1664 году французский композитор Жан Батист
Люлли впервые ввел этот инструмент в оркестр.

Ведущий 1: Тромбон. Этот инструмент
возник в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающуюся
трубку-кулису. Этот инструмент занимает одно из известных мест в группе медных
духовых. Очень удается этому инструменту героические, трагические мелодии.

         7 тур «Угадай
музыкальный инструмент»

 На каком инструменте играл:

Садко – гусли

Незнайка – труба

Кот Леопольд – гитара

Лель – свирель

Шерлок Холмс – скрипка

Крокодил Гена – гармошка

Винни Пух – барабан

Волк из «Ну, погоди!» — гитара

Папа Карло – шарманка

 Дополнительно:

1.    «Ах, почему был
светофор зелёный» сл. Н.Зиновьев, муз.Р.Паулс   (Волк «Ну, погоди!»)

2.    «Мы бандито,
гангстерито» сл. Ю.Энтин, муз. Г.Гладков («Приключения капитана Врунгеля»)

3.    «Голубой вагон»
сл. Э.Успенский, муз. В.Шаинский («Гена «Старуха Шапокляк»)

4.    «Я иду и пою обо
всём хорошем» сл. А. Хайт, муз. Б.
Савельев («Леопольд «Лето кота Леопольда»)

5.    «Погоня» сл.
Р.Рождественский, муз. Я.Френкель  («Новые приключения неуловимых»)

6.    «Александра» сл.
Ю.Визбор, муз. С.Никитин («Москва слезам не верит»)

7.    «Пора пора
порадуемся» сл.Ю.Ряшенцев, муз. И.Дунаевский («Д*Артаньян и три мушкетёра»)

8.    «Смуглянка» сл.
Я.Шведов, муз. А.Новиков («В бой идут одни старики»)

9.    «Не думай о
секундах свысока» сл. Р.Рождественский, муз. М.Таривердиев, («17 мгновений
весны»)

10.«Ваше благородие, госпожа удача»
сл. Б.Окуджава, муз. И.Шварц («Белое солнце пустыни»)

Детский музыкальный праздник

«Музыкальная шкатулка»

Занавес открывается.

Жил-был бродячий музыкант,

Он песни сочинял.

Напевы дивные свои

Любимой посвящал.

И как-то раз напевы те

Услышал сам король:

«Позвать певца сюда! Ты кто?»

«Я- музыкант. Звать Поль».

«О чем поешь, певец, скажи

В своих напевах ты?

Откуда звуки ты берешь

Столь редкой красоты?»

«Пою я о земле родной

И о любви пою,

А звуки льются из души.

И я их всем дарю».

«Напевы слушая твои,-

Певцу король сказал,-

Я словно образ той страны

Прекрасной увидал!

Играй ещё, пускай звучат,

В сердцах людей живут!»

С тех пор напевы о любви

Мелодией зовут.

(выходит ведущая-Мелодия)

Мелодия: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – Мелодия, в переводе с греческого – напев, песня, пение. Сегодня мы с вами вместе отправимся на встречу с музыкой. Музыка… Великое, неувядающее искусство. Она сопровождает нас с рождения и до конца дней. О появлении музыки в жизни людей сложено много легенд и сказаний. Они повествуют о том, что покоряет она не только людей, но и неподвластные силы природы. Музыка способна сделать то, что не сделают ни грозное оружие, ни грубая сила, ни устрашающие речи.

У музыки есть свои законы, если их не соблюдать, то музыкальные двери никогда не откроются. Откуда пришла к нам музыка? Говорят, что её подсказали человеку птицы, ветер, весенняя капель.

(Муз. фон)

Ветер чуть слышно поет.

Ветер вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет,

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода.

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода.

Трелью приветствует ночь соловей,

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход.

Ласточка солнышку рада.

Чуткая музыка всюду живет.

Только прислушаться надо.

Песня «Музыкант»

Тихо-тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

МЕЛОДИЯ: Ребята, к нам в гости пришла вечная спутница музыки – Гармония, что в переводе с греческого «стройность, соразмеренность».

Откуда музыка явилась?

Быть может, капелькой дождя

Она на землю опустилась.

Сверкая, прыгая, звеня?

ГАРМОНИЯ: У каждого народа есть легенда о том, как появилась музыка. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались девять прекрасных девушек – дочерей бога Зевса. Их звали музами – богинями пения. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл бог Аполлон, предводитель муз. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, боги милостивей.

Думаю, что даже цветы начинали танцевать, заслышав пение муз. «Вальс цветов» для вас исполнят ребята из студии бального танца «Вояж».

«Вальс цветов»

ГАРМОНИЯ: Народ создал много легенд о волшебной силе музыки. Помните историю о чудесной флейте Крысолова, который с помощью своей искусной игры смог победить огромное крысиное воинство. Повинуясь чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом на берег моря. Ни на мгновенье не прекращая играть, чтобы околдованные музыкой крысы не успели опомниться, музыкант вошел в воду. Длиннохвостое полчище покорно последовало за ним и сгинуло в пучине.

МЕЛОДИЯ: А я хочу напомнить былину о новгородском герое Садко, покорившем своей игрой на гуслях самого морского царя. Ребята, скажите, а что составляет основу музыки, музыкального произведения? Правильно, ноты.

Семь подружек голосистых,

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут,

Звонко песенки поют.

Домик их открыт всем детям,

Заходите, там вас встретят.

Тайны музыки расскажут,

В мир волшебный путь покажут.

Выход персонажей-ноток

-Здравствуйте, вся гамма тут.

Нотой ДО меня зовут.

-Нотка РЕ.

-Я нотка МИ,

Мы подружки, посмотри.

-Всем привет, я нота ФА,

В середине гаммы я .

-СОЛЬ — его соседка справа,

Очень тоненькая дама.

-Ля-ля-ля всем напеваю.

Нота ЛЯ – вот я какая.

-У сестриц моих спроси,

Я седьмая нота СИ.

МЕЛОДИЯ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Начали смеяться,

Разрешенья не спросив,

Вышли прогуляться.

Веселились, песни пели

И мороженое ели.

Ели целых три часа.

Потеряли голоса.

Потеряли и вдруг

Всё затихло вокруг:

Замолчала дудочка пастуха,

Не слыхать веселого петуха.

Ну и скука, ну и скука,

Не слыхать нигде ни звука.

ГАРМОНИЯ:

Заспешили доктора

К братцам с самого утра.

Семь термометров, семь грелок

Принесли им семь сиделок.

Стали братцев лечить,

Стали братцев поить,

И пилюлями, и микстурами,

Горькими, кислыми,

Сладкими, всякими.

Стали нашим ноткам лучше,

И теперь, набравшись сил,

Вновь поют семь ноток звучно

Ноты:До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Распевка «До – воробышка гнездо…»

МЕЛОДИЯ: А теперь давайте эту песенку споем все вместе.

(Распевка исполняется с ребятами в зале)

Давайте, ребята, проверим, как вы запомнили имена нот.

В речке плещут караси.

Напевают ноту…СИ.

Вся умылася земля.

Дождь пропел ей ноту…ЛЯ.

Принца встретила Асоль.

Напевая ноту …СОЛЬ.

Стрижку модную каре

Сделала нам нота …РЕ.

А в издательстве «Дрофа»

Вышел том про ноту…ФА.

Я приехал на такси,

Просигналил ноту…СИ.

От меня сюрприз прими.

Ноту до и ноту…МИ.

А в избе стоит ведро

И звенит нам нотой…ДО.

Есть волшебный дом у нот,

Возле дома нет ворот.

Этажи начнем считать

Снизу вверх, всего их пять.

Чтоб открыть волшебный дом,

Мы ключи искать пойдем.

Музыкальный ключ особый:

Ключ скрипичный, ключ басовый.

Два ключа помогут нам

Все расставить по местам.

Выходит скрипичный ключ.

Скрипичный ключ

Открывает нотный стан

Музыкальный капитан.

Капитан отличный –

Славный Ключ Скрипичный.

Чтоб по морю звуков плыть,

Надо музыку любить.

Есть у капитана мостик,

Завитушка есть и хвостик.

Он на мостике стоит,

Нотами руководит.

Будем знать: Скрипичный ключик

В основном для правых ручек.

Рисовать его изволь

От линейки с нотой Соль.

Выходит Басовый ключ.

Басовый ключ.

Музыка звучит везде:

И на суше, и в воде,

И в пустынях, и в лесах,

И в надутых парусах.

Ветер воет, гром гремит,

Море синее шумит,

Скачет конь, медведь ревет,

С башни колокол пробьет.

Бык на поле замычит-

Тоже музыка звучит.

Но для музыки такой

Ключик подберем иной.

Нотный стан откроем новый –

Капитан там – Ключ Басовый.

Ключ скрипичный, молодой,

Правит легкою ладьей.

А Басовый, он постарше,

И командует на барже.

Ноты низкие там ходят,

Песни басом хороводят.

Будем знать: Басовый Ключик

В основном для левых ручек.

Как похож он на большую

Завитушку-запятую.

Рядом с ним видны две точки,

Словно ягодки на кочке.

Ноте Фа с Ключом одно

Имя на двоих дано.

Музыкальная инсценировка управления Ключей нотами.

ГАРМОНИЯ:

При солнце звучат и звучат при луне

Знакомые песни в чудесной стране.

Семь ноток волшебные песни творят

И вечно готовы служить для ребят.

МЕЛОДИЯ: Пусть ключик скрипичный укажет нам путь.

Когда нам вступить и куда повернуть.

Он нежно и сладко, как скрипка, поет,

Всегда он в волшебное царство ведет.

Музыкальная поляна

ГАРМОНИЯ: Ребята, а сейчас мы с вами оказались на музыкальной поляне. Здесь живут всевозможные музыкальные инструменты. Скажите, а вы знаете названия музыкальных инструментов. Тогда хором попробуйте догадаться, о каком инструменте идет речь.

Ворона на поляне играет на …баяне

А собачки-лайки взяли… балалайки

Бьёт копытами баран, продырявил… барабан.

Ударяют белочки в медные… тарелочки.

Слышим мы медведя бас: «Мне подайте … контрабас!»

Жмет слониха на педаль, не поёт, трещит… рояль.

Волк с лисичкою на пару пели песни под… гитару.

В пляс идет сороконожка, раздувай меха… гармошка.

Вальс собачий обезьяна час бренчит на … фортепьяно.

Вызывают лишь улыбки оды кролика на …скрипке.

МЕЛОДИЯ: Как называются музыкальные инструменты, вы знаете. Предлагаю проверить, узнаете ли вы их по голосу.

Конкурс:отгадай музыкальный инструмент по голосу (на синтезаторе включается звучание различных инструментов, дети определяют инструмент).

ГАРМОНИЯ: Всё знают наши зрители. А вот догадаетесь ли вы, ребята, на каких музыкальных инструментах играют наши нотки?

Нотки показывают игру на инструментах, дети в зале отгадывают и начинают подыгрывать.Пианино – гитара – балалайка – баян – барабан – скрипка — труба

МЕЛОДИЯ: Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить любить и ненавидеть, убивать и прощать. В звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка способна управлять действиями и чувствами людей.

Музыка обладает удивительной силой. Она способна потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать.

ГАРМОНИЯ: Чтоб жилось на свете веселей,

Кто-то музыку придумал для людей.

И с тех пор один мурлычет сам себе.

А другой весь день играет на трубе.

Ну а мне всего дороже скрипка.

Заиграет – расцветет улыбка.

То, как зверь она завоет, то, шутя.

Рассмеётся и заплачет, как дитя.

Послушайте, ребята, как проникновенно поет скрипка.

Скрипка

МЕЛОДИЯ: В мире музыки ходит одна то ли быль, то ли легенда. Одному выдающемуся скрипачу недруги хотели сорвать концерт и на скрипке перерезали струны, оставив только одну. Но скрипач был настолько талантлив, что смог сыграть на одной струне. Как звали этого музыканта?

Ответ зала: Паганини.

Об этом музыканте и о его скрипке поёт Татьяна Скворцова.

Песня «Скрипка Паганини»

ГАРМОНИЯ: Скрипка относится к группе струнно –смычковых инструментов, петь она может только с помощью смычка.

А вот гитара – это струнный инструмент, который любили поэтические натуры во все времена. Игра на гитаре никогда не выходит из моды. На классической шестиструнной гитаре для вас играет…

Гитара

МЕЛОДИЯ: Ребята, как называется группа исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах?

Дети: Оркестр.

Давайте мы сейчас превратимся в большой оркестр.

Игра «Оркестро». (ба-я-но…пи-а-но… ги-та-ра)

ГАРМОНИЯ: Ребята, а вы знаете, что каждый уважающий себя музыкант, артист перед выступлением должен подготовиться. Певец что делает?

-Распевается.

-А музыкант?

-Разыгрывается.

-Не разыгрывается, а настраивает инструменты. Танцор…

-Разминается.

-Верно. А музыкант, играющий на духовых инструментах?

-Раздувается.

-Нет. Он тоже настраивает инструменты. А артист разговорного жанра?

-Разбалтывается.

-Нет. Он разговаривается. Например, с помощью скороговорок. Попробуйте сказать все вместе:

«От топота копыт пыль по полю летит».

«Крышу красят красной краской»

«Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала».

МЕЛОДИЯ: Молодцы, хорошо разговорились, теперь можете давать громкие и четкие ответы на мои вопросы. (ответивших ребят просим подниматься на сцену)

Музыкальная викторина

Сколько струн у балалайки? (3)

Как называется песня, которую мама поёт засыпающему ребенку? (Колыбельная)

Кто из героев мультфильмов любил петь не пляже, загорая под лучами солнышка? (Львенок)

На каком музыкальном инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)

Как звали героя сказки, который вместе с куклами пел и танцевал «Польку-бабочку»? (Буратино)

Как зовут поющего и самого миролюбивого кота? (Леопольд)

Какой персонаж мультфильма пел: «Я играю на гармошке»? (Гена Крокодил)

Кто помог волку изменить голос в сказке «Волк и 7 козлят»? (Кузнец)

Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? (Колокольчик)

Любимый музыкальный инструмент Карабаса Барабаса? (Труба)

Как звали музыканта Цветочного города? (Гусля)

Отгадайте песенку по ритму. (Хеппи бёздей)

МЕЛОДИЯ: Сейчас ребята, которые поднялись на сцену, получат шумовые музыкальные инструменты, на которых они немного поиграют. Вместе с залом вы, ребята, исполните популярную детскую песенку. Итак, только сейчас и только у нас в исполнении хора (ребята из зала) и шумового оркестра (ребята на сцене) исполняется песня «В траве сидел кузнечик»

Шумовой оркестр

По мостикам, ступенькам и дорожкам,

Осваивая вместе нотный стан,

Мы с вами шли сегодня понемножку

В прогулку по неведомым садам.

И в тех садах как птицы скрипки пели,

Хрустальный дождь роняло фортепьяно.

И мартовские легкие капели

Вплетали нить в дыхание баяна.

ГАРМОНИЯ: Прекрасен сад, где расцветают звуки

Мелодии чудесной и случайной.

И на клавиатуре ловят руки

Гармонии нечаянные тайны.

Дорогие друзья, наша музыкальная шкатулка закрывается, музыка в зале затихает, но музыка в душе каждого из нас пусть не умолкает.

Как повысить в наш век интерес к
знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать
всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно,
волнуют каждого педагога. Отрадно, что на
телевидении стали появляться интересные
программы для развития ума, но их недостаточно. А
потому считаю, что необходимо, используя
различные формы, играть в эрудитов. Хочется
видеть наших учащихся сообразительными и
остроумными ребятами. Пусть они проявят свой
талант и свои знания в области музыки.

“Ее величество Игра!” — уважительно
говорит выдающийся российский педагог,
талантливый разработчик теории игровой
педагогики профессор Сталь Анатольевич Шмак,
характеризуя ее как “вечный двигатель”
творчества, источник самопознания,
самовыражения, видел в игре своеобразное “поле
чудес”, на котором должна строится методика
эффективной организации детского досуга и
воспитания.

Музыкальная игра проходит в нашей
школе уже не первый раз. Её можно проводить во
время школьной предметной декады, по завершению
темы полугодия или года. В этой статье предлагаю
пример музыкальной игры “Старинная шкатулка ”
на тему “Музыка вокруг ” для учащихся 7-ых
классов.

Цели и задачи:


  • Расширить представления о музыкальных
    инструментах, песнях, композиторах;
  • побудить учащихся к самостоятельному
    приобретению знаний в области музыки; помочь
    проявить собственную эрудицию и
    сообразительность, а так же творческие
    способности;
  • способствовать формированию духовной культуры
    школьников, воспитанию коммуникативных качеств
    личности;
  • формирование лидерских качеств,
    организаторских умений, освоение ролей ведущего,
    ассистента, члена жюри и др.;

План — конспект урока

Тема урока Урок-игра “Музыкальная шкатулка”.
Методическая цель

Демонстрация нетрадиционных
методов обобщения материала по школьному курсу
предмета “Музыка”.

Образовательные цели

Систематизировать, закрепить
и проверить знания учащихся по школьному курсу
музыки.

Развивающие цели

— Закрепить полученные
знания, умения и навыки в познавательной игре
“Музыкальная шкатулка”.

— Дать возможность учащимся проявить
свои творческие способности в игре.

— Вызвать интерес к предмету и показать
неразрывную связь музыки с литературой.

Воспитательные цели — Научить творчески и логически думать.


Расширить область знаний у учащихся по предмету.

— Способствовать сплочению учащихся
через честную игру, привить уважение к сопернику.

Тип урока Повторительно-обобщающий.
Методы обучения

Рассказ, самостоятельная
работа, игра-викторина, “Поле чудес”, лото,
“музыкальная угадай-ка”, “Брейн-ринг”.

Формы организации урока Индивидуальная, групповая.
Уровни усвоения II, III
Межпредметная связь Математика, история, география,
литература.
Домашнее задание

ЗАДАНИЕ : Если б ты был
композитором, какие средства музыкальные
использовал для написания музыки на стихи
Хлебникова .

Прочитай стихотворение Велимира
Хлебникова.

Какие вопросы ты бы задал автору, что
тебе непонятно? Попробуй сам себе объяснить.

Если бы ты бы композитором, то какие
интонации использовал в своей музыке? Почему?

Какую символику ты угадываешь в
тексте, какую музыкальную форму ты бы выбрал,
почему ?

Подробнее охарактеризуй
интонационное развитие твоего музыкального
образа, драматургию, поясни инструментовку, и т.
д.

Какие художествненные и жизненные
ассоциации возникают у тебя, читая это
стихотворение?

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей,
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Позиции для оценивания


  • Анализ, Ход рассуждения, Аргументация 2 балла
  • Структурный проект (чувство целого)
    Композиционные навыки. Многообразие детальной
    разработки 2 балла

  • авторское прочтение, оригинальность,
    метафоричность высказывания (текст на текст) 4
    балла

Каждая характеристика отмечается по
двухбальной системе: 0, 1, 2


Абсолютное число баллов по этому показателю:
12.

Эталон – ОРИЕНТИР:

Когда я читаю это стихотворение, то
чувствую печаль. Оно как колыбельная и немного
похоже на молитву. Слова как будто светлые слезы
стекают, обволакивают. Меня заинтересовало слово
облакини. Я не слышал такого раньше и возник
вопрос: “А почему Хлебников написал не облака, а
облакини?”. Мне это напомнило; берегинии, богини,
княгини, монахини. Вспомнились образы княгини
Ольги, Ярославны, ее плач в опере “Князь Игорь”.

Когда всмотрелся в стихотворение, в
его построение, то увидел, что оно зеркально и
напоминает круг. Это словно оберег вокруг
земли, вытканный из молитв великих святых, они и
оплакивают нашу грешную землю и пытаются оберечь
ее от гибели.

Если б я был композитором, то
использовал бы колыбельные интонации,
монотонную мелодию, струнную группу
симфонического оркестра, женский хор, но не с
этими словами, а с молитвой, а может быть –
вокализ. Форму или одночастную или рондо , можно и
трехчастную, но обязательно , чтоб музыка
“закруглилась” и растаяла в пространстве. А
если б рисовал, то в облачных силуэтах вписал бы
иконы и лицо своей бабушки, потому что она была
святая.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее,
все готовы к уроку и можно начинать наш урок.
Сегодня для нас с вами он не совсем обычный. Дело
в том, что у нас сегодня есть возможность
помечтать и осуществить наши мечты в реальность.

Каждый из вас, наверно, мечтал стать
участником какой-нибудь популярной
телевизионной игры. Так вот сегодня ваши
мечтания приобретают реальность. На уроке каждый
из вас станет участником сразу нескольких
передач. От вас требуется только одно, чтобы вы
были внимательны.

Итак, добро пожаловать на игру
“Музыкальная шкатулка”!

Так как эта игра проходит в рамках
урока “Музыки”, то, я думаю, вы догадались, что
нам с вами понадобится все то, что связано с
музыкой, весь тот багаж знаний и умений, который
вы приобрели на уроках “Музыки”.

2. Правила игры.

Действующие лица: ведущий, команда
“знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель
выступает в роли ведущего, выбирает команду
“знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся
выступают в роли “телезрителей”, участвуют в
игре и комментируют вопросы. Учащиеся,
самостоятельно подготовившие вопросы,
включённые в игру, также занимают места среди
“телезрителей”.

Вступительное слово ведущего: Как-то
один из выдающихся гитаристов прошлого века
сравнил музыкальные инструменты с островами в
океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я
буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча
поможет вам не только хорошо ориентироваться в
этом море и островах, но и найти свой остров в
океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков
занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка))

Ведущий: Уважаемые знатоки,
напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12
конвертов с вопросами от наших “телезрителей”.
За один правильный ответ команда получает 1 балл.
Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Музыкальная заставка, который в
дальнейшем будет звучать перед каждым туром.
Капитан команды вращает волчок и выбирает один
из конвертов
).

Первый тур.

Вопрос и ответ песней. Представленные
музыкальные вопросы. Главное – ответ также
должен быть из песни.

  1. Куда уехал цирк?
  2. Когда весна придет?
  3. С чего начинается Родина?
  4. Когда уйдем со школьного двора?
  5. Где это было? Когда это было?

Второй тур.

Вопрос: Изготовлением какого
музыкального инструмента прославилась семья
итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Третий тур.

“Фигурки” — задание на одушевление формы.

Предлагаются 2 фигурки, имитирующие людей. Одна
— с поднятой головой, вторая — с опущенной.

Фигурки поставлены “лицом” друг к другу.

Вопрос: Что с ними происходит?

  • Отсутствие объяснения –0 баллов
  • Констатация: один смотрит вверх, другой – вниз.
    – 1 балл
  • Минимальное прочтение поз фигурок, как
    человеческих взаимоотношений: обиделся один на
    другого, поссорились –2 балла.

Четвертый тур.

Узнай песню по описанию.

По предложенному описанию команда,
заполняя свою карточку, отвечают ответы под
номером 1 , 2 и т. д.

1. Песня о длительном
путешествии маленькой девочки в головном уборе

2.Песня о стране, где можно
встретить жар-птицу и золотого коня

3. Песня о существе, которого
каждая дворняжка знает

4. Песня о городе, куда не едут
поезда и е летят самолеты

5. Песня об одинокой красавице

6. Песня об одинокой пловчихе
с дудкой

Ответы:

1 “Если долго-долго – долго….”

2 “Маленькая страна”.

3 “Теперь я Чебурашка…”

4 “Мальчик хочет в Тамбов…”

5 “Во поле березка стояла…”

6 “А я воду войду…”

Пятый тур.

К какому виду музыкального
искусства относятся:

  1. Борис Годунов а/ симфония
  2. “Кориолан” Бетховена б/ балет
  3. “Петрушка” И.Стравинского в/ опера
  4. Чипполино А.Хачатуряна г/ инструментальные
    миниатюры
  5. Вальсы Ф.Шопена
  6. “Юпитер” В.А.Моцарта
 

1/в
2/а
3/б
4/б
5/г
6/а

Шестой тур.

Храбрые портные”

На материале английской песни в переводе двух
авторов Чуковского и Маршака + 2 музыкальных
фрагмента (маршевый и песенный, арпеджированные
формы движения) + 3 графических рисунка-символа:

Задание: Ответь, какая музыка и какой рисунок
соответствует каждому из стихотворений? (Один
рисунок здесь лишний)

Маршак: Чуковский:
Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой,
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда увидели они
Улиткины рога.
Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!”
А как вышли за калитку,
Да увидели улитку-
Испугалися, разбежалися…
Вот они какие, храбрые портные

Седьмой тур.

Ведущий: Внимание! Внесите
“чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный
ящик”. В нём находятся следующие предметы:
расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка,
несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2
деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам
необходимо в течение 1 минуты соорудить
самодельные музыкальные инструменты и
продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют
звучание “оркестра” — ложек, погремушек,
тарелок, губной гармошки.

Восьмой тур.

Вопрос-задание

Эталон

Назовите авторов
предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Девятый тур.

Ведущий: За одну минуту вам нужно
вписать в рамочки названия музыкальных
инструментов, на которых играли герои книг и
сказок.

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на
свирели, Баян и Садко — на гуслях, Шерлок Холмс –
на

Десятый тур.

Задание на проверку эмпатии, механизма
включения эстетического восприятия, оживления
формы через эмоционально-образный смысл.

1. Кубики – на одушевление абстрактной формы,
придание ей характера по аналогии с человеком.
Задание проводится в форме игры с замещениями:

“Идет один большой кубик, а навстречу
ему маленький. Что сказал каждый из них. Поговори
за них. О чем они могут говорить?

Оценка: умение учитывать особенности
формы кубиков, (длинные – весла продолговатые
цилиндрические – часть ворот и т.д.)

  • Умение одушевить, говорить соответствующими
    голосами.- 1 балл.
  • Близость замещения и одушевления к форме
    стимула — 1 балл.
  • Целостный набор качеств – 2 балла.

Одиннадцатый тур.

Назовите авторов
предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Двенадцатый тур. Домашнее задание.

      Сценарий игровой программы «Музыкальная шкатулка»

При входе в зал, зрителям будут розданы карточки с белыми и чёрными карточками.

 Скрипичный ключ и басовый ключ прогуливаются со шкатулкой в руках. Оттуда звучит подборка классической музыки.

Скрипичный ключ. Мелодия та хороша

а эта…так прелестна

Басовый ключ.  Наверно музыка душа, чем нам интересна.

Ставят шкатулку на подставку. Выходит ключ до.

Ключ до. Выключите этот бред,вот зацените, что я сочинил (читает рэп).

Ты спрашиваешь, какую музыку я слушаю? Всё просто беру наушники и плеер в уши, в пол тона громче, так слышно лучше, глаза прикрою и звуки кушаю, басы всё глушат, а мне так кайфово, и не важно, играет фоном или ценю каждое слово, закончилось, включаю снова, – эй друг, закончилось. Включи снова.

Скрипичный ключ. Но это же не музыка!

Басовый ключ. Это даже не вдохновляет!

Сзади ключей подкрадывается нота х  к музыкальной шкатулке. Вырывает ключ с музыкой и убегает. Музыка перестаёт играть. Звучит гром. Ключи испугано приседают.

Басовый ключ. Что это?

Скрипичный ключ. Мне страшно.

Басовый ключ. Почему музыка пропала? (подходит к музыкальной шкатулки, открывает её).
Что?? Где ключ? (ондостаёт оттуда записку и читает). «Вашу музыку похитила я, нота Х, я верну её вам только в том случае, если вы отдадите мне весь нотный стан».Что за нота х?  Да она с ума сошла!

Ключ до. Ну и дела…

Скрипичный ключ в слёзы.

Басовый ключ. Да не плач ты, вернём мы нашу музыку.

Скрипичный ключ.  Ага, вернём, мы даже не знаем кто эта нота Х.

Басовый ключ. Может это нам поможет вернуть её. Мой дедушка рассказывал мне легенду, о том, как в царстве пропала музыка, и они говорил, что для того, что бы найти ноту х, нужно составить композицию.

Ключ до.Ну ладно, давайте попробуем.

Скрипичный ключ. Смотрите, у нас есть нотный стан.

Скрипичный и Басовый ключ подходят к стенду. Ключ до скрещивает руки на груди.Входит дирижёр «Распеваемся, распеваемся».

Скрипичный ключ. Ох, я совсем забыла, сейчас начнётся утренняя разминка,  ноты, ноты становитесь.

Выбегают нотки. Скрипичный, басовый и ключ до уходят за кулисы.

НОМЕР С НОТКАМИ.

Дирижёр(к зрителю). Вы запомнили, как называется каждая нотка? Давайте повторим! Как зовут вот эту? (указывает на ми), вот вы выходите (и так продолжается до тех пор, пока не назовут всех ноток, всего выходят пять человек, если кто-то называет ноты вместе, то выходят больше человек). Итак я слышала, что мелодия пропала, сейчас мы выясним, кто её украл, благодаря выстроенной композиции.

Входит ключ до.

Ключ до (подходит к участникам игры, каждому пожимает руку). Здравствуйте, здравствуйте, эй дирижёр что-то ты какой-то скучный, давай лучше я сам, (дирижёр обижено взмахивает палочками, все уходят, нота си остаётся, подходит к до.)

Си. А давай я тебе помогу.

Ключ до. Ну давай.

Си объясняет условия игры. Басовый и Скрипичный ключ сталкиваются с дирижёром и нотками смотрят им в след.

Басовый ключ (обращается к скрипичному ключу). Посмотрим, что он затеял.

Конкурс с танцами.

Каждому игроку необходимо станцевать тот танец, который ему попадётся из музыкальной шкатулки, всего пять быстрых танцев, хип хоп, танго в паре, танец живота, ча-ча-ча, брейк дэнс. Каждому будет выдан наряд в стиле танца.

Басовый ключ. Ключ до, а ты правда молодец.

Басовый ключ..
А то!

Скрипичный ключ. Ребята вот вам наши подарки, за ваши быстрые ноги, вы все очень постарались (каждому раздаёт поконфете).

Звучит волшебная мелодия. Скрипичный ключ подбегает к шкатулке. Достаёт оттуда конверт.

Скрипичный ключ. А вот и самый главный приз!

Скрипичный ключ подходит с конвертом к победителю.

Басовый ключ. Этот конверт появился в музыкальной шкатулке. В нем наверняка одна из нот, которая составляет композицию.Достань пожалуйста ноту из конверта и повесь её на наш нотный стан.

Победитель подходит к нотному стану и вешает ноту. Ключи ему помогают. Победитель уходит. В тот же момент выходит полная нота, на голове у неё огромный бант, ярко раскрашенной помадой намазаны губы. Она напевает какую то мелодию.

Басовый ключ. Это же нота! Нужно ее спросить ! Она нам точно поможет!( обращается к ключу до и выталкивает его.)Иди спрашивай.

Ключ до. Чего сразу я ! Постоянно я ! Ладно.( подходит к ноте ля.) Простите…

Ля (сладостным голосом). Чем могу быть полезна?

     Ключ до отпрыгивает назад, басовый ключ издаёт смешок, а скрипичный ключ подходит к ля.

Скрипичный ключ. Вы нас, конечно, извините, но до нас дошли слухи, что вы возможно знаете, ноту, которая украла нашу мелодию, может быть, вы нам поможете отыскать её?

Ля. Что? да как вы вообще посмели обвинить меня в сотрудничестве с этой…мкх, мкх, а ну идитепадите вон от меня.

Скрипичный ключ. Нет, нет вы, наверное, не так нас поняли, мы вас ни в чём не обвиняем, мы просто подумали, что вы очень умная нота, и сможете нам помочь в поисках.

Ля. А…ну так бы сразу и сказали. И чё?

Ключ до(шёпотом). Да пойдёмтеи правда, ничем она нам не поможет, хитрит только…помпуха.

Ля. Что ты там бормочешь? Это у меня причёска не красивая?

Ключ до. Что вы, что вы, очень даже ничего, и вы вся такая…элегантная, ухоженная, хорошо пахнущая нота.

Басовый ключ. Вот только беда у нас, музыка пропала, а найти не кому.

Ля. А музыка пропала? А вы под кроватью поищите, может она там завалялась? (смеётся). Ладно, так уж и быть, помогу, но мне нужны помощники.А кто скажите ка, мне помнит, какие существуют мюзиклы?

Например:Золушка, Чикаго, Ночь перед рождеством, Ромео и Джульетта.

Условия игры

Всего несколько игроков, которые разделяются на команды, каждая команда должна выбрать песню из мюзикла и разыграть сценку. Пока нота ля учит правильно петь песни, участники из группы думают, как будут разыгрывать сценку. Чья команда лучшая, определит наше не зависимое жюри, каждому раздадут карточки с не закрашенными нотами, чёрными нотами и золотыми нотами. Какая команда зрителям понравилась больше та и выиграла. 1 команда – чёрные, 2 команда – белые.Запомнили и так первая команда, на выход.

Ля. Даже не знала, что тут такие таланты водятся. Молодцы повеселились, я думаю, каждый из них заслуживает приз, ребяткину а определит лучшего наше независимое жюри, помните про ваши нотные карточки чёрные и белые.  Кто за чёрную команду? (считает), Белую (считает), вот и победитель (приз конфеты).

Звучит волшебная мелодия. Ля подходит к шкатулке,

Ля. А вот и главный приз победителю. Конверт, в котором находится ещё одна нота, которая дополнит композицию. Достань пожалуйста ноту из конверта и повесь её на наш нотный стан.

На нотном стане появляется нота ля.

Ля.
Ну всё я пошла.

Уходит, напевает мелодию.

Басовый ключ. Эх, быстрее бы найти вора и поквитаться с ним.

Ключ до. Я его поджарю на шампуре, за такое.

Скрипичный ключ. Смотри, что бы он тебя не поджарил!

Выходит нота фа. На шее у неё весит на верёвочке барабан и она бьёт по нему двумя палочками.

Фа (грустно). У курского вокзала, стою я молодая, подайте Христа ради червонец золотой.

Ключ до (смеясь). Что это?

Скрипичный ключ. Это же нота фа!

Басовый ключ. Здравствуй фа куда направилась.

Фа. Я к вам пришла. Услышала про мелодию и решила помочь. Конечно, если вам не нужна соя помощь, я могу уйти.

Ключ до.Да чё ты, нам любая помощь пригодиться.

Фа. Тогда мне понадобиться помощь, если конечно мне кто-нибудь согласиться помочь.

Басовый ключ. Конечно, согласиться, а что тебе нужно, давай смелее.

Фа достаёт из рукава шарик.

Фа. Этот шарик поможет мне выбрать помощников.

Фа передаёт шарик участникам и объясняет условия активизации.

Фа. Я буду отбивать ритм, а вы передавайте шарик до тех пор пока я не остановлюсь бить в барабан, на ком шарик остановиться тот и будет моим помощником.

Бьёт в барабан.

Фа. Отлично! А сейчас условия игры. Что бы мелодия была целостной для композитора не обходимо отличное чувство ритма. Но вам юным композиторам не понадобятся инструменты. Ваш инструмент – это ваше тело, которым придётся отбивать ритм. Вас я попрошу отбить такой ритм ногами (задаёт ритм хлопками, следующему игроку), только запоминайте все свой ритм, а вас я попрошу постучать по коленке вот такой ритм (задаёт ритм хлопками, следующему), а вы попробуйте повторить ритм ладошками по щеке (задаёт, потом объясняет ритм, на ладошках, тот повторяет), а вы щелчками пальцев (задаёт ритм), ну а сейчас повторите свой ритм по очереди, ну а сейчас все вместе.

Молодцы, я думаю вы все можете стать замечательными композиторами, а вот вам за ваш ритм и подарок (раздаёт всем по конфете),.

Раздаётся волшебная мелодия.

Фа. А вот и главный приз самому ритмичному

Фа достаёт конверт из шкатулки и отдаёт его самому на её взгляд ритмичному участнику игры. На стенд участник вешает ноту фа, а ключи ему помогают.

Фа. Повесь это в память о том, что я помогла вам, и может вы приблизились ещё на шаг к тому, кто украл мелодию.

Фа уходит.

Скрипичный ключ.Смотрите, у нас получается.

Басовый ключ. Да, композиция почти готова.

Ключ до. А мне что-то скучно стало.

Выбегает взъерошенная нота соль.

Соль. Помогите, помогите, за мной гноиться нота ми, она хочет отобрать у меня вот это (показывает на листы у неё в руках).

Выбегает нота ми.

Ми. Я сказала отдай.

Ми пытается вырвать у ноты соль листы. Они бегают друг за другом.

Басовый ключ.Так стоп.

Ключ до.Интересно.

Скрипичный ключ. Что между вами происходит, и что это листовки, которые так тщательно хочет отобрать у тебя ми?

Соль. На самом деле эта то, что вам может помочь отыскать мелодию, и я бы хотела помочь вам это сделать…

Ми. Обойдёшься, я первая захотела помочь, а ты решила отобрать у меня подсказку и…

Соль. И ничего я не отбирала у тебя. Это всё ты виновата.

Ключ до. Так нотки не ссорьтесь. Я думаю всё можно решить мирным путём.

Басовый ключ. Да, давайте вы вместе поможете нам найти мелодию.

Скрипичный ключ. Я думаю, эта самая лучшая идея, ну что у вас там.

Соль и Ми. А вот что!

Соль. У нас есть последний ключик к вашей мелодии

Ми. Но нам понадобятся помощники для выполнения этой задачи.

Соль. У кого в руках карточка с белой нотой.

Ми. Мы просим  выйти к нам и помочь.

С зала выходят на игру те, у кого в руках карточка с белой нотой.

Соль. Здравствуйте я соль, а как вас зовут(спрашивает у каждого, ми записывает имя каждого по очереди). Ваша задача – продолжить строку в песне. Количество слов в строке будет постепенно уменьшаться.

Ми. Помните, только от вас лично зависит найдётся мелодия или нет, так что постарайтесь.

Соль. Каждому для начала по две песни.

Ми.А я буду считать, сколько вы угадали.

Соль.И так дополните. (если всего 8 человек, то каждому по две песни, считается кто сколько отвечает правильно, с каждым раундом один игрок выбывает, до тех пор пока их не останется двое, только первый раунд две песни потом по одной).

1.  И крылатые качели начинают свой разбег … (позабыто все на свете).

2.  Пусть мама вернется, пусть мама придет … (пусть мама меня непременно найдет).

3.  Я был когда-то странной игрушкой безымянный … (которой в магазине никто не покупал).

4.  От улыбки в небе радуга проснется … (поделись улыбкою своей).

5.  Счастье вдруг в тишине… (постучалось в двери).

6.  Звенит январская вьюга, а … (ливни хлещут упруго).

7.  Трутся спиной медведи о …(земную ось).

8.  Постой, паровоз, не стучите … (колеса, кондуктор, нажми на тормоза).

9.  Там живут несчастные люди … (дикари, на лицо ужасные).

10.  Если б я был … (султан, я б имел трех жен).

11.  Паровоз умчится прямо … (на границу, веселей, ребята, мы теперь солдаты).

12.  Как жизнь без … (весны, весна без грозы).

13.  Не вешать нос … (гардемарины, дурна ли жизнь, иль хороша).

14.  Слышу голос из … (прекрасного далека).

15.  За четыре моря …(за четыре солнца).

16.  Покачивая перьями на … (шляпе, судьбе не раз шепнем).

17.  А я хочу… (а я хочу опять по крышам бегать).

18.  Группа крови… (на рукаве, твой порядковый номер на рукаве).

19.  Тополины пух жара…( июль, ночи такие тёмные).

20.  Мама отпусти меня… (не надолго, жить теперь я без него не могу)

21.  Светит не знакомая звезда…(Снова мы оторваны от дома)

22.  Этот город самый…(лучший город на земле).

23.  Наверно, в следующей жизни…(когда я стану кошкой)

24.  Она жуёт свой…(орбит без сахара)

25.  Пара парапарадуемся…(на своём веку)

26.  Лучшие друзья девушек…( это бриллианты)

27.  Ой, появись мой (суженый, любый).

28.  А может нет, а может да (а может это все сова, а может я, а может ю, а может, я тебя люблю).

29.  О боже дай…(мне сил, что задумано успеть, ни о чём не сожалеть).

30.  Дожди, далёкого берега…(дожди косые дожди, дожди)

31.  Я спросил у ясеня…(где моя любимая).

32.  А я всё летала…(но я так и знала, что любила мала, мала, мала)

33.  Про любовь, про тебя…(про знакомы слова до воли, всё что ты мне ночью говорил).

34.  Толь мы с конём…( по полю идём, только мы с конём по полю идём).

35.  Девочка с глазами из…( самого синего льда, тают под окном пулемёта).

36.  На седьмом этаже…(за семь часов счастья спасибо тебе).

37.  Но разве имеет значение…( твоё место и положение и есть хоть какая-то разница).

38.  Когда настанут холода…(и белая дорога ляжет)

39.  Проходят дни пролетают …( года высыхают океаны, а ты одна…)

40.  Ты неси меня…(река за крутые берега, где живёт моя краса голу ы у неё глаза)

41.  Руку мне дай…(на середине пути)

42.  Но всё ровно я…(буду, буду тебя любить)

43.  Отпусти меня…(разожги огонь, погаси этот дики огонь)

44.  Люби меня по…(французки хоть это так неизбежно).

45.  Миленький ты мой..(потеряла я покой еду, еду за тобой олигархов ты мой)

46.  У ночного огня под…(огромной луной тёмный лес укрывал над зелёной листвой).

47.  А я не хочу, не хочу…( по расчёту, а я по любви по любви хочу).

48.  Где-то на белом свете…( там где всегда мороз)

49.  Жениха хотела…(вот и залетела)

50.  Ну здравствуй Питер…(Питер прощай, меня обидел, ты невзначай)

Ми.Ну вы просто молодцы. Я думаю каждый, постарался на славу.

Соль.И сегодня у нас два победителя, которые получат особый подарок.

Звучит волшебная мелодия. Соль и Ми, подходят к шкатулке берут оттуда конверты и дают победителям, ноты просят достать оттуда приз и повесить его на стенд.

Басовый ключ. Какое всё таки, разнообразие чудесной музыки.

Скрипичный ключ.Смотрите, у нас сложилась почти целая композиция, но не хватай только одной ноты.

Ключ до. Здесь не хватает ноты рэ.

Басовый ключ. Похоже это именно она и украла, нашу мелодию, ведь только она нам и не помогала найти ключ к ней.

Гром. Выходит нота рэ и все нотки за ней.

Нота рэ. Да, это именно я украла вашу музыку. На самом деле, я давно задумала это, мне надоело, что я всегда вторая, и буду только на втором месте, посмотрите на до! Он первый и всегда им будет, а мне…мне никогда не быть на его месте.

Ля.А.

Скрипичный ключ. Но, послушай, ты тоже очень важна для нас, и без тебя никак не обойтись, нам не важно, первая ты или вторая, мы всегда будем любить тебя такой, какая ты есть, а главное, что без тебя у нас никогда не получится той музыки, которую ты забрала. Мы – единое целое и мы всегда это будем ценить.

Нота рэ. Значит, вы никогда не думали обо мне, как о неудачнице?

Басовый ключ. Что ты!

Ключ до. И в мыслях не было!

Нота рэ. Тогда я верну вам мелодию, но прежде я хочу, что бы вы доказали, что она вам вправду нужна! Давайте все вместе споём!

Звучит песня. Все поют.

Рэ. Вот ключ от музыки, простите меня, я больше никогда не буду себя так глупо вести. Музыка – это и правда, что живое, что то настоящее это что-то разнообразное, и мы должны ценить это. Спасибо, что вы дали мне это понять.

Скрипичный ключ, идёт к шкатулке, вставляет  в неё ключ, начинает играть медленная красивая музыка, все уходят на задний план, кланяются, уходят.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий золушка картошка детсад
  • Сценарий игровой программы времена года
  • Сценарий защиты экологических проектов
  • Сценарий игровой программы миньоны
  • Сценарий земля именинница